Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социокультурная идентичность в формировании классического политического пространства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы ответить на вопрос, находит ли это свое отражение в политике, достаточно вспомнить, как трактуется этика ненасилия в традиционных цивилизациях Востока. В сферу действия этой этики попадают не только межличностные отношения: ненасилие здесь означает воздержание абсолютно от всех действий, способных внести разлад во внутренне гармоничный Космос. Именно так новейшая глобалистская теория… Читать ещё >

Социокультурная идентичность в формировании классического политического пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Таинственная связь культуры с формами пространства до сих пор мало изучена. Каким образом социокультурные импульсы цивилизаций Земли и Моря формируют архетипы пространственных конструкций? Почему Дом стал символом Суши, а Корабль — символом Моря? Как эти архетипы человеческой социализации в пространстве влияют на формирование парадигм политического мира?

Корабль и Дом являются подлинными антитезами человеческой социализации в пространстве. Это два принципиально различных ответа на вызовы природы и истории, которые человек совершил посредством техники. Вспомнив Библию, мы сможем расставить здесь приоритеты.

Дом как коэволюционная пространственная парадигма

Согласно Священному Писанию человек получил свою среду обитания через отделение Земли от Моря. Его природная стихия — Земля, она ему родное лоно, где можно найти пищу, кров и защиту, и все это в глазах человека олицетворяет Дом — символ покоя, стабильности и безопасности. Но Дом — это уже не просто вещь, это собственность. И здесь уместно вспомнить «Философию права» Георга Гегеля, где он не без иронии замечает: «Разумность собственности заключается не в удовлетворении потребности, а в том, что снимается голая субъективность личности. Лишь в собственности лицо есть как разум»[1].

Таким образом, первая реальность человеческой свободы находится во внешней вещи, объективируется в пространстве как собственность. Юристам хорошо известно, что сам термин «собственность» (лат. dominium) происходит от слова «дом» (domus). Человек, владеющий Домом, владеет собственностью и тем самым ограничивает свою свободу определенными правилами организации пространства.

Прежде всего человек, живущий в Доме, находится в тесных отношениях с окружающей природной средой, что формирует его мировоззрение и дает ему определенный пространственный горизонт. Дом всегда вписан в природное пространство: он строится так, чтобы как можно меньше зависеть от природных стихий, и как можно больше получать природных даров — солнца, воды, света, тепла. Одновременно Дом становится благоприятной экологической нишей для множества животных, которые благодаря общению с человеком превращаются в домашних, одомашниваются. Дом призван быть символом пространственной гармонии человека и природы. Это маленький Космос, где неразрывно слиты воедино социальное и естественное.

Говоря языком современной научной теории, дом олицетворяет коэволюционную пространственную парадигму человеческого существования, исключающую технический волюнтаризм. Все цивилизации Востока, культуры Земли, так или иначе отражают этот коэволюционный принцип в своей этике, формируя тем самым определенные правила развития пространства культуры.

Пример

В индуизме и буддизме это выражено наиболее ярко: здесь сложился принцип неиерархичности элементов живого мира, согласно которому каждая букашка имеет такую же ценность и такое же право развиваться в пространстве, как и сам человек. Можно вспомнить также даосистский принцип ву-вей: позволь природе идти своим путем, постарайся обойтись без вмешательства в космическую гармонию. Утилитарно-функциональное отношение к любым природным объектам с этих позиций принципиально недопустимо.

Чтобы ответить на вопрос, находит ли это свое отражение в политике, достаточно вспомнить, как трактуется этика ненасилия в традиционных цивилизациях Востока. В сферу действия этой этики попадают не только межличностные отношения: ненасилие здесь означает воздержание абсолютно от всех действий, способных внести разлад во внутренне гармоничный Космос. Именно так новейшая глобалистская теория сегодня призывает человечество относиться к политической этике в широком смысле слова. Но далеко не так трактуют политическую этику цивилизации Моря.

  • [1] Гегель Г. В. Ф. Философия права // Гегель Г. В. Ф. Соч. T. 7. М.; Л., 1934. С. 69.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой