В чем смысл жизни?
Также достаточно детально рассматривалась проблема смысла жизни в философии Нового времени. Гоббс считал, что смыслом жизни человека является механический процесс, т. е. жизнь являлась движением членов. Человек сравнивался с механизмом, все люди как частички природы полностью подчиняются действию ее законов, включены в цепь мировой детерминации. Также смысл жизни определяется всеобщей причинной… Читать ещё >
В чем смысл жизни? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как известно смыслом жизни является философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Как известно, проблема смысла жизни была достаточно актуальной во все эпохи и периоды истории, а также в ходе всех наиболее известных цивилизационных формаций. Это объясняется тем, что во все времена философы, несмотря на различные взгляды и подходы, а также приверженность к противоположным, несовместимым концепциям, всегда задавались вопросом «Для чего жить?», «Зачем мы существуем?» и «Для какой цели живём?». Однако несмотря на с первого взгляда незаурядность, идентичность вышеуказанных вопросов, составляющих сущность проблемы смыслы жизни, понимались в каждые историческое этапы по разному, соответственно и смысл жизни в мировоззрении философов, да и обычных людей был разным исходил из различных взглядов на мир, а также понимание жизни, бытия. 2].
Для начала рассмотрим место смысла жизни в Античной философии. Рассматривая мнение древнегреческого философа Аристотеля о смысле жизни, можно сказать, что целью всех человеческой деятельности является счастье, соответственно смыслом жизни. По его мнению, счастье состоит в осуществлении сущности человека, т. е. его души, состоящей из мышления и познания. Т. е. мы видим, что смыслом жизни по мнению Аристотеля является именно способность мыслить, анализировать, а значит познавать, узнавать, а это своеобразное ментальное развитие проходящее напротяжении всей человеческой жизни. Также Аристотель считал, что духовная работа, заключающаяся в познании, мышлении имеет преимущество над физической. Аристотель также считал научную деятельность, занятия искусством дианоэтическими добродетелями, которые достигаются через подчинение страстей разуму. Также на наш взгляд в определении смысла жизни Аристотеля проскальзывают рационалистические тенденции, ибо он видел смыслом жизни познание с помощью разума. Другой точки зрения придерживался Эпикур, который видел в смысле жизни получение удовольствия, т. е. гедонизм, а соответственно он понимал его как чувственное наслаждение. Также смыслом жизни считалось избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха, смерти. Также эпикуровский идеал смысла жизни, заключается в жизни в уютном месте, в тесном кругу друзей, неучастии в гос-венной жизни, т.к. по его мнению даже боги не вмешиваются в дела земной жизни. Однако на наш взгляд смысл жизни Эпикура сводится к только лишь получению удовольствия из жизни, но без установления в жизни каких либо целей для достижения которых человек существует. Поэтому смысл жизни Эпикура лишён деятельности человека как в общественно-политической так и в социальной сфере. Также по разному можно понимать избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха, смерти. Суицид также является избавлением от указываемых Эпикуром жизненных проблем, однако самоубийство не может рассматриваться как смысл жизни, ибо оно является фактическим методом прекращения жизни, а значит постижения её смысла. Интересное мнение насчёт смысла жизни было у киников, т. е. Антисфена, Диогена Синопского. Они считали добродетель или счастье конечной целью устремлений человека, соответственно смыслом жизни. [1].
Добродетель, в свою очередь, заключается в довольствовании малым, избежении зла, которое делает человека независимым, а значит свободным от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. Фактически независимость киников являлась крайним индивидуализмом, отрицанием культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных норм. Мы считаем, что сохранение независимости является важным для любой личности, однако это не значит, что человек должен самоустраняться от политической жизни, общества и быть подобно отшельнику. На наш взгляд человек должен уметь сохранять свою независимость, самодостаточность находясь в обществе в любых случаях, совмещать в зависимости от обстоятельств, ситуации коллективизм, индивидуализм. Не менее специфическим было мнение стоиков о смысле жизни, которым должна быть нравственность, сочетаемая с истинным познанием. Также они считали, что душа человека бессмертна, добродетелью является жизнь человека в согласии с природой, мировым разумом. Их жизненным идеалом следует считать невозмутимость, спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам. Т. е. мы видим, что стоики видели смысл жизни в спокойном восприятии действительности и в то же время познанием происходящих процессов, событий разумом. смысл жизнь философия проблема Что касается места смысла жизни в философии Средневековья, то в большей степени определение его сущности сводилось к точке зрения христианства, а также его догм, теоцентризму. Ключевой идеей в определении смысла жизни в философии Средневековья является то, что смысл жизни заключается в спасении души. Всё мирское осмысляется человеком в непрерывной связи с Богом. Однако указывается и тот факт, что один неверный поступок может обессмыслить всю жизнь, соответственно к таким поступкам можно отнести самоубийство, которое в свою очередь превывает жизнь, а также к таким поступкам относятся грехи, совершение которых тормозит спасение человека. Однако исправить положение может покаяние после которого происходит возвращение к реальности и осмысление бессмысленной жизни. Также говориться о том, что Христос является воплотившимся смыслом жизни, восстановил утраченный смысл человеческой жизни благодаря воскресению, после которого происходит истинный прогресс, развитие. Также согласно Средневековой философии о смысле жизни, смысл жизни является идеей Бога, является разным для разных людей. Фактически смыслом жизни также является обретение личного бессмертия, которое возможно только через личное сопричастие жертве Христа, факту воскресения, как бы «через Христа». Если мы рассмотрели смысл жизни с точки зрения Средневековой философии связанной с христианством, нельзя не рассмотреть смысл жизни с точки зрения Православной теологии, близкой для нашего гос-ва, граждан. Согласно православному пониманию смысла жизни таковым является сам Христос ибо он скакзал, что он является путём, истинной, жизнью. Определение смысла жизни по мнению Иустина, связано с проблемой смертности человеческого тела. Соответственно, Бог может победить смерть тела, дать, обеспечить бессмертность телу, который является смыслом жизни, радостью, утешением человека. Однако до смерти смысл жизни сводится к своеобразному пессимизму, т. е. пока человек на грешной Земле. Также средствами достижения спасения, т. е. смысла жизни являются обряды, посты, милосердие, молитвы, церковные таинства. Т. е. с точки зрения Христианства, смыслом жизни является достижения спасения, Царства небесного благодаря борьбе с грехами на Земле. 3].
Также достаточно детально рассматривалась проблема смысла жизни в философии Нового времени. Гоббс считал, что смыслом жизни человека является механический процесс, т. е. жизнь являлась движением членов. Человек сравнивался с механизмом, все люди как частички природы полностью подчиняются действию ее законов, включены в цепь мировой детерминации. Также смысл жизни определяется всеобщей причинной необходимостью, которая исключает случайность, определяет всю человеческую деятельность. Смысл жизни заключается в осознании своих желаний. Спиноза считал, что смыслом жизни является познание необходимости. По его мнению, человек, познающий природную необходимость становится свободным, может управлять страстями, аффектами в которых проявляется порабощённость человека, его неосознанная зависимость от обстоятельств жизни. Смыслом жизни является руководство в поступках разумом. В связи с этим совершенствование разума также является смыслом жизни человека. Т. е. смысл жизни определяется Спинозой с материалистической точки зрения. Паскаль считал, смыслом жизни стремление хорошо мыслить. По его мнению, человек осознает бесконечность, необъятность Вселенной и свое скромное место в ней, свое ничтожество благодаря чему подымается над ним. Также человек ищет истину, жертвуя всем ради нее. Смыслом жизни является стремление к истине, любви к духовному началу в себе и в других, уважению нравственной истины.
Что касается места смысла жизни в философии Возрождения, то данная проблема рассматривалась с точки зрения гуманизма. Интересны взгляды Декарта на определение смысла жизни являлось мышление как существование. Он считал, что необходимо всё поддавать сомнению, для того чтобы делать собственные выводы, для познания действительных особенностей. Соответственно пока человек способен мыслить, он способен всё поддавать под сомнение, что и является смыслом жизни. Николай Кузанский считал, что смыслом жизни является деятельность, ибо человек деятельное существо, а богопознание в указанных пределах идет через деятельность, через творчество личности. В свою очередь познание идёт от Бога, т.к. является пределом познания. Человек стремиться выйти за пределы своего «я», к Богу. Личность имеет перспективы для развития и саморазвития. Пико делла Мирандола считал, что смыслом жизни человека является путь к естественному счастью. Он считал, что человек познает свою природу, деятельность, законы мира, пути к истине и благу, становится счастливым. Путем веры дается человеку высшее счастье. Человек через этику очищается от своих пороков, затем совершенствует свой разум философией, через теологию познает божественное. Изучение философии обеспечивает приход человека к добродетели, устраняет пороки. [7].
Что касается места смысла жизни в различных философских направлениях, в том числе и современных, то согласно иррационализму Артура Шопенгауэра смыслом жизни являлось проявление мировой воли, т. е. людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля, а мировая воля безразлична к людям, брошенным на произвол обстоятельств. Также Шопенгауэр считал смыслом жизни постоянную борьбу со смертью, страдание, а все усилия освободиться от страданий приводят к замене страдания другим, а как удовлетворение основных жизненных потребностей становится пресыщением, скукой.
Согласно экзистенциализму, Сёрен Обю Киркегор считал, что смысл жизни полон абсурда, а человек должен создавать свои собственные ценности в мире. Ж.-П. Сартр считал, что человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Отрицается человеческая природа, бог, а значит нет предопределённой человеческой природы, первичной оценки кроме того, что человек привносит в мир, соответственно смысл жизни зависит от каждого человека, который ей его придаст. 5].
Нигилистское определение смысла жизни выдвинул Ф. Ницше, считавший, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека, т. е. его трансформации из человека.
Что касается позитивизма, то Людвиг Витгенштейн считал, что жизнь не имеет смысла, однако чья-то персональная жизнь имеет смысл в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи. Но считал, что говорить о смысле жизни нет смысла, т.к. говорить о том, что жизнь имеет смысл, значит неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только в процессе жизнедеятельности. На наш взгляд Витгенштейн имел ввиду, что смысл жизни реально существует как понятие, но говорить о нём не следует, т.к. он различен в зависимости от жизни отдельного человека.
Прагматизм считал смыслом жизни веру в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Т. е. смыслом жизни являются цели которые заставляют ценить жизнь. Соответственно смысл жизни может быть достигнут через опыт. Это на наш взгляд доказывает, что смыслом жизни является тех целей которые принесут благо человеку, заставят ценить жизнь. 4].
По трансгуманизму смыслом жизни является поиск улучшения человеческой расы. Человек также должен совершенствовать тело, используя технологии, для того преодоления смертности, физических недостатков и т. д. Основной целью смысла жизни согласно трансгуманизму является развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного. Т. е. мы видим сходства со смыслом жизни нигилистов, со смыслом Ф. Ницше формировать сверхчеловека.
Проанализировав место смысла жизни в различных эпохах, мы можем высказать своё мнение о смысле жизни, ключевое место в котором является достижение поставленной цели, соответственно имея цель человек имеет смысл жить заниматься политической, общественной, экономической, духовной сферой деятельности для достижения конкретной цели. Цель для достижения которой он живёт должна иметь подцели при достижении которых, человек имеет стимул для дальнейшего занятия достижения цели жизни, которой может быть карьера, духовное совершенствование. «Век живи, век учись», а это и является лозунгом достижения цели жизни, а значит самосовершенствования. Важным является то, что в ходе достижения цели жизни необходимо действовать в свою пользу, но и быть полезным для общества, окружающих, совмещать достижение полезной цели для себя, одновременно быть полезным для общества. Это поможет заслужить авторитет среди общества, а осознавать то, что твоя деятельность была полезной для общества и есть факт того, что жизнь прожита не зря. 6].
Таким образом, место смысла жизни занимает различные позиции в философии различных эпох, периодов, формаций, однако в целом общим является то, что в большинстве случаев определение смысла жизни имело духовную, рационалистическую трактовку. В целом для каждого человека понятие смысла жизни имеет свою сущность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
:
- 1. Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа. — 1999. — 39 с.
- 2. Асмус В. Ф. Декарт. М.: Заря. — 1956. — 622 с.
- 3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. — М.: РГГУ. — 1995. — 680 с.
- 4. Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии 18 в. — М.: МГУ. — 1986. — 530 с.
- 5. Боргош Ю. Фома Аквинский. — М.: Лебедь. — 1966. — 698 с.
- 6. Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука. — 1989. — 588 с.
- 7. Гельвеций К. А. Сочинения. — М.: Мысль. — 1973. — 628 с.