Германия.
Правоохранительные органы
Суды по социальным делам организованы в трехзвенную систему и состоят из судов по социальным делам, земельных судов по социальным делам и Федерального суда по социальным делам. Низшим звеном этой системы являются социальные суды, которые выступают как суды первой инстанции (Sozialgerichte). Жалобы на решения этих судов подаются в вышестоящее звено судов — земельный суд по социальным делам… Читать ещё >
Германия. Правоохранительные органы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Суды в Германии организованы в виде нескольких самостоятельных судебных систем: суды общей юрисдикции; суды по социальным делам; финансовые суды, суды по трудовым делам (спорам) и административные суды.
Суды общей юрисдикции в Германии представляют собой вертикально интегрированную систему, возглавляемую федеральным Верховным судом и состоящую из 706 участковых (местных) судов, 116 земельных (окружных) судов и 24 высших земельных судов[1]. Подобный характер интеграции объясняется тем, что судебная власть независима и принадлежит только судьям (ст. 92; § 1 ст. 97 Основного закона Германии)[2].
Германские суды могут выступать в качестве судов первой инстанции (разрешать уголовные и гражданские дела) и судов второй инстанции (пересматривать приговоры и решения нижестоящих судов). Судом первой инстанции являются все суды, второй — земельные и выше[3].
Подсудность гражданских дел судам первой инстанции зависит прежде всего от суммы иска (от меньшей к большей — соответственно положению суда в судебной иерархии). Кроме того, есть категории дел, которые отнесены к ведению только суда определенного звена.
Участковый суд (председатель и судьи) разбирает гражданские дела (в порядке разрешения споров и в бесспорном порядке) в составе одного профессионального судьи. Его исключительная предметная подсудность связана с брачносемейными отношениями (семейные дела), установлением отцовства (материнства), отношениями, вытекающими из права на наследство, договора жилищного найма, передачи земельных участков, причинения вреда диким животным, обращения за выдачей лицензий на осуществление коммерческой деятельности, и некоторых других регулируемых законом отношений.
Семейные дела разрешаются семейным судом — специальным подразделением участкового суда.
Уголовные дела рассматриваются участковым судом в единоличном (одним профессиональным судьей) или коллегиальном порядке (судом шеффенов — одним профессиональным судьей и двумя непрофессиональными судьями). Предметная подсудность в целом определяется по критериям малозначительности, невысокой степени общественной опасности преступлений, относительной мягкости возможного наказания (до четырех лет лишения свободы) и недопустимости применения мер безопасности и исправления.
Подсудность между единоличным судьей и судом шеффенов распределяется, но таким же критериям, какие применяются к определению общей подсудности участковых судов: более строгое наказание может назначить суд шеффенов (свыше двух лет лишения свободы).
Дела о преступлениях несовершеннолетних, против несовершеннолетних или дела, иным образом затрагивающие интересы несовершеннолетних, слушаются специальным судебным составом (судьями), именуемым молодежным судом.
Земельный суд, по общему правилу, имеет следующую структуру и персональный состав: президиум, палаты по гражданским и уголовным делам, председатель суда, председательствующие судьи, судьи. Дополнительно к этому могут быть образованы палаты по делам молодежи, экономическим преступлениям, исполнению решений и приговоров, торговым делам, суд шеффенов (на правах палаты) и др., специализированные подразделения земельного суда.
К гражданской подсудности земельного суда относятся все дела, не входящие в компетенцию участкового суда (например, патентные дела), а также дела, касающиеся интересов государственной казны, нарушений служебного долга судьями и чиновниками. Земельные суды могут быть наделены правом рассмотрения и других категорий дел.
В качестве суда второй инстанции земельный суд (его гражданские палаты) пересматривает (в апелляционном порядке) решения участковых судов (за исключением решений по семейным делам).
Земельный суд при рассмотрении гражданских дел (по первой и второй инстанции), как правило, действует в составе трех профессиональных судей, а по торговым делам — в составе одного профессионального судьи и двух шеффенов (специалистов по коммерции). В некоторых случаях (по имущественным искам) допускается единоличное рассмотрение дел по первой инстанции.
К уголовной подсудности земельного суда относятся все дела, не входящие в компетенцию участкового суда, по которым может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше четырех лет и (или) применены меры безопасности и исправления (т.е. дела о тяжких преступлениях).
В качестве суда второй инстанции земельный суд (его уголовные палаты) пересматривает в апелляционном порядке приговоры участковых судов.
Земельный суд при разрешении уголовных дел по существу действует в составе трех профессиональных судей и двух шеффенов (Большая палата по уголовным дела, Суд шеффенов), а при пересмотре уголовных дел — в составе одного профессионального судьи и двух шеффенов (Малая палата по уголовным делам).
Высший суд земли имеет следующую структуру и персональный состав: президент, председательствующие судьи и судьи, гражданские и уголовные сенаты. Он не имеет собственной гражданской подсудности и выступает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции для участковых судов (по семейным делам) и земельных судов (по другим категориям гражданских дел), действуя обычно в составе трех профессиональных судей.
К уголовной подсудности высшего суда земли относятся дела о совершении особо тяжких преступлений против государственной безопасности.
В качестве суда второй инстанции высший суд земли (его уголовный сенат) пересматривает приговоры единоличного судьи (в порядке ревизии), приговоры малой и большой палат по уголовным делам земельного суда (в апелляционном порядке), определения нижестоящих судов (в порядке кассации).
При рассмотрении и пересмотре дел Уголовный сенат действует в составе трех или пяти профессиональных судей.
Федеральный Верховный суд Германии является высшим органом власти в системе судов общей юрисдикции. Он состоит из 25 сенатов: гражданских — 12, уголовных — пять, специальных — восемь (например, по вопросам сельского хозяйства, дисциплинарного производства в отношении юристов, государственных нотариусов, патентных агентов, аудиторов, налоговых агентов и т. д.). Верховный суд не разрешает дела по существу, исполняя роль органа высшего судебного надзора за решениями всех нижестоящих судов (дает разъяснения по вопросам права, рассматривает жалобы в порядке ревизии).
Суды по социальным делам составляют самостоятельную судебную систему. К юрисдикции этих судов относятся вопросы социального обеспечения, медицинского страхования, пенсионного обеспечения, страхования на случай долговременного ухода, страхования от несчастных случаев, пособия по безработице, детские пособия, компенсации за вред, причиненный здоровью, компенсации военнослужащим и жертвам насилия и др.
Суды по социальным делам организованы в трехзвенную систему и состоят из судов по социальным делам, земельных судов по социальным делам и Федерального суда по социальным делам. Низшим звеном этой системы являются социальные суды, которые выступают как суды первой инстанции (Sozialgerichte). Жалобы на решения этих судов подаются в вышестоящее звено судов — земельный суд по социальным делам (Landessozialgerichte). Высшим звеном системы является Федеральный суд по социальным делам, к компетенции которого относится пересмотр решений нижестоящих судов. Федеральный суд состоит из 14 сенатов, в которые входят председательствующий судья, двое профессиональных судей и двое непрофессиональных судей. Основная задача Федерального суда — обеспечить единообразное применение и толкование законов, регулирующих социальную сферу жизни общества. Право на обращение в Федеральный суд предоставлено не по всем решениям, вынесенным нижестоящими судами. Обратиться с жалобой в Федеральный суд можно только в ограниченных случаях, например, если об этом было прямо сказано либо непосредственно в решении суда по социальным вопросам, либо в решении земельного суда по социальным вопросам или в решении самого Федерального суда (в случаях особой важности, серьезных процедурных нарушений и др.). Решения судов по социальным делам имеют строго индивидуальный характер. Однако эти решения могут оказывать влияние и на всю практику государственных органов в социальной сфере, поскольку к рассмотрению дел допускаются представители таких органов, к компетенции которых относятся подобные вопросы[4].
Отдельную систему составляют финансовые суды, они имеют двухзвенную систему и состоят из финансовых судов земель и федерального финансового суда. Суды в своей деятельности руководствуются Финансовым процессуальным кодексом (Finanzgcrichtsordnung). К юрисдикции финансовых судов относятся вопросы законности начисления налогов и сборов, пособий на ребенка, налоговые льготы на инвестирование капитала и вопросы деятельности налоговых агентов, кроме административных штрафов и ситуаций, вытекающих из уголовных дел. Практика Федерального финансового суда оказывает большое влияние на единообразное применение и толкование закона, хоть и связана с рассмотрением конкретных дел, способствует оптимальному развитию законодательства. Около 5% решений, вынесенных финансовыми судами земель, обжалуются в Федеральный финансовый суд как суд высшей инстанции.
На решения Федерального финансового суда могут быть поданы жалобы в Конституционный суд Германии только при условии, что этим решением нарушены конституционные права. Федеральный суд состоит из 11 сенатов, в них в общей сложности около 60 судей[5]. В каждом сенате есть председательствующий судья и четыре судьи. В Федеральном финансовом суде образуется так называемый Большой сенат, в состав которого входят президент суда и по одному судье от каждого сената. Большой сенат выносит решения в случаях, когда возникают разногласия между сенатами суда, либо когда дело имеет существенную (фундаментальную) важность.
Система судов по трудовым делам является трехзвенной. Низовое звено — местный суд по трудовым делам, далее — земельный суд по трудовым делам. Возглавляет систему Федеральный суд по трудовым делам. Эта система действует в соответствии с Актом о судах по трудовым делам. Существует две судебных процедуры в судах по трудовым делам. В рамках первой процедуры (Urteil) обязанность предоставить всю необходимую информацию и доказательства возлагается на стороны. Эта процедура применяется для разрешения спора, вытекающего из трудовых отношений, между работником и работодателем (например, компенсация льгот, отпусков, увольнение по инициативе работодателя, вопросы срочных договоров и расторжение договоров, и т. д.). Вторая процедура (Benchless) предполагает обязанность суда устанавливать все факты по делу и применяется, например, для разрешения споров, связанных с наличием совета предприятия, объемом его прав, исполнением работодателем обязанностей по покрытию расходов деятельности совета, либо это вопросы, связанные с паритетным формированием наблюдательного совета компании, возможностью заключать коллективные договоры, вопросы переговоров профсоюзов и организаций работодателей и т. п. В рамках этой процедуры стороны освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Суды первого звена по трудовым спорам функционируют в составе одного профессионального судьи и двух непрофессиональных судей, которые представляют соответственно нанимателя и работника. В рамках предварительной процедуры судья единолично предпринимает попытку примирить стороны без судебного разбирательства, в случае невозможности примирения проводятся подготовительные действия к суду. В случае неявки сторон судья может принять заочное решение либо вынести решение, основанное на заявлении одной из сторон. Решение местного суда по трудовым делам может быть обжаловано в земельный суд по трудовым делам в случае, если такое право было признано судом первой инстанции либо сумма спора превышает 600 евро, а также в случаях, если дело связано с рассмотрением вопросов об изменении, прекращении трудовых отношений. В рамках процедуры второго типа ограничений на обжалование судебных решений нет. В земельном суде стороны должны быть представлены либо юристами, либо профсоюзами и объединениями нанимателей (работодателей). Федеральный суд по трудовым делам является высшей судебной инстанцией в этой ветви судов. Он состоит из сенатов, которые пересматривают решения нижестоящего суда в составе из трех профессиональных судей и двух непрофессиональных судей, которые представляют работодателей и работников. Стороны должны быть представлены юристами, которым разрешена практика на территории Германии[6].
Система административной юстиции представлена тремя уровнями: административными судами, высшими административными судами и Федеральным административным судом. В подавляющем большинстве случаев к юрисдикции судов относятся споры между гражданами и органами государственной власти, например, в сфере охраны общественного порядка и безопасности, вопросы, касающиеся иностранных граждан и беженцев, строительства, транспорта, образования, благополучия населения, вопросов государственной службы и др., а также споры между юридическими лицами, например муниципалитетами, либо государственными образованиями. В Федеральном административном суде ревизионный порядок пересмотра решений, в него поступают жалобы на решения судов апелляционной инстанции, но в целом ряде случаев можно обжаловать решения первой инстанции непосредственно в Федеральный суд. Федеральный административный суд состоит из ряда сенатов, число которых четко не фиксировано. В настоящее время образовано десять общих сенатов, два — специализирующихся на дисциплинарных производствах в отношении военнослужащих и один — специализирующийся на дисциплинарных производствах в сфере государственной службы. Общие сенаты действуют в составе пяти профессиональных судей, дисциплинарные сенаты — трех профессиональных судей и двух непрофессиональных (гражданские служащие либо военнослужащие). Если между двумя сенатами возникает спор, его разрешает Большой сенат.
При рассмотрении дел административные суды не связаны доводами сторон и имеют право самостоятельно устанавливать обстоятельства, имеющие значение для дела, но должны действовать в рамках заявленных требований[7].
Правосудие в Германии осуществляется профессиональными судьями и шеффенами (непрофессиональными судьями или судебными заседателями; § 22, 31 I Уголовнопроцессуального кодекса Германии, StPO)[8].
Профессиональные судьи занимают свою должность пожизненно. Судьи федерального Верховного суда назначаются президентом по предложению федерального министра юстиции и Комиссии по выборам (министры юстиции земель и 16 членов, избираемых Бундестагом), судьи земель — премьер-министром земли или министром юстиции (по-разному в различных землях). При этом, как правило, требуется одобрение правительства земли, а в некоторых случаях — предварительные выборы кандидата особой комиссией, состоящей из депутатов земельного законодательного органа и представителей судейского и адвокатского сословий. Перевод в другой суд или отставка судьи возможны только на добровольных началах или в особо оговоренных законом случаях по решению суда (ибо они подчиняются только закону — § 1 ст. 97 Основного закона Германии)[9].
Участие шеффенов в разрешении уголовных дел считается почетной обязанностью, с помощью которой граждане оказывают влияние на практику отправления правосудия. В пределах судебного разбирательства они имеют права и несут обязанности наравне с профессиональными судьями (за исключением организационных вопросов), принимая совместно с ними все решения по делу (в том числе о виновности подсудимого и его наказании, что означает отсутствие в Германии «классического» суда присяжных)[10].
- [1] Бавария как самая крупная земля Германии имеет еще один суд — Верховный суд Баварии (об этом см.: Судебные системы европейских стран. С. 74; Бойльке В. Уголовно-процессуальное право ФРГ: учебник. Красноярск, 2004. С. 47; и др.
- [2] Используемые здесь и далее обозначения законов Германии на немецком языке являются общеупотребимыми и приводятся по: Бойльке В. Указ, соч.
- [3] См.: Бойльке В. Указ. соч. С. 44−45.
- [4] Подробнее см.: URL: bsg.bund.de/
- [5] Подробнее см.: URL: bundesfinanzhof. de/
- [6] О системе, устройстве и юрисдикции судов по трудовым делам подробнее см.: URL: bundesarbeitsgericht. de/
- [7] Описание назначения судей на должность в Германии подробнее см.: URL: bverwg. de/
- [8] Подробнее см., например: Судебная система России. М., 2001. С. 288- 289.
- [9] См.: Судебные системы европейских стран. С. 75.
- [10] Там же. С. 81.