Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реформа уголовно-исполнительной системы современной России: Проблемы, тенденции, перспективы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сущность реформы УИС заключается в переходе от одной модели исполнения наказаний, которая сформировалась в советский период в рамках исправительно-трудовой системы, к новой модели, основанной на иных принципах исполнения наказаний (демократизма, учета международного опыта, открытости, гуманизма и др.), нового уголовно-исполнительного законодательства. При этом, важное значение имеет выделение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Реформа уголовно-исполнительной системы — составляющая часть преобразований российского общества
    • 1. Уголовно-исполнительная система как социальный институт и ее роль в обществе
    • 2. Исходные положения формирования Концепции реформы уголовноисполнительной системы
    • 3. Механизм реализации реформы уголовно-исполнительной системы
  • Глава II. Опыт реформирования уголовно-исполнительной системы и перспективы ее развития
    • 1. Реформа уголовно-исполнительной системы как процесс и ее основные этапы
    • 2. Тенденции реформирования и перспективы развития организации исполнения наказания в виде лишения свободы.1 Об
    • 3. Организация исполнения наказаний без изоляции от общества — приоритетное направление реформирования уголовно-исполнительной системы
    • 4. Кадровая политика, проводимая в период реформирования уголовноисполнительной системы

Реформа уголовно-исполнительной системы современной России: Проблемы, тенденции, перспективы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. За последние годы в России радикально изменились система политической власти, экономические отношения и духовная сфера. Проводимые в стране преобразования, коснувшиеся практически всех сторон жизни общества и государства, столкнулись со многими серьезными социальными проблемами. К одной из них относится значительный рост преступности, ее качественное изменение. Преступность становится более организованной, проникает в экономику и политику, обладает значительными финансовыми ресурсами, превращается в реальную угрозу национальной безопасности России. Это объективно обуславливает поиск новых подходов в организации деятельности правоохранительных органов страны.

Особое место в системе правоохранительных органов занимает уголовно-исполнительная система (УИС), которая, наряду с правоохранительными функциями, реализует задачи воспитания осужденных, производственно-хозяйственную деятельность, материально-бытовое и медицинское обеспечение. За годы советской власти в организации исполнения наказаний накопилось немало проблем: приоритет производственных задач, идеологизированно-принудительный подход к воспитанию осужденных, существенные ограничения их правового статуса и многие другие. В комплексе они существенным образом повлияли на характер и темпы проводимых преобразований УИС.

В последние десять лет преобразования осуществляются на качественно иных принципах: демократизма, гуманизма, реального расширения прав осужденных, учета международно-правовых актов по вопросам исполнения наказаний, участия общественных и правозащитных организаций в выработке и реализации мероприятий по реформированию УИС.

Существенные недостатки в деятельности УИС и проблемы, которые накапливались десятилетиями, а также радикализм проводимых преобразований, объективно показали, что быстро осуществить реформы в УИС нельзя. Для этого требуется время, значительные ресурсы, фундаментальные научные исследования, а также масштабные организационно-правовые усилия.

Реформа УИС в современной России фактически берет свое начало с конца 80-х гг. XX в. В 1996 г. Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция реорганизации уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы МВД России (на период до 2005 года), направленная на обеспечение функционирования и развития УИС в соответствии с общепринятыми международными стандартами в области исполнения наказаний. Особое значение при этом имеет принятый новый Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК), вступивший в действие с 1 июля 1997 г., создавший прочную правовую базу для развития УИС в современных условиях. Важным решением в деле демократизации УИС явилось принятие 8 октября 1997 г. указа Президента РФ № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ», предусматривающего ее передачу в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. С этого периода начался новый этап преобразований УИС.

В целом, более чем десятилетний опыт преобразований в УИС принес положительные результаты. Последовательно снижается численность осужденных в местах лишения свободы, формируются новые отношения между персоналом и осужденными, основанные на взаимоуважении и доверии, фактически сняты все излишние ограничения в порядке исполнения наказаний, решена проблема обеспечения осужденных продуктами питания. В результате, в местах лишения свободы не допущено массовых беспорядков, количество правонарушений и преступлений среди осужденных сокращается.

Сказанное не означает, что реформа УИС уже полностью реализована и в ней нет существенных проблем. До сих пор актуальными остаются вопросы организации деятельности исправительных учреждений, дальнейшего совершенствования правовой базы исполнения наказаний, системы управления УИС. В этой связи теоретическую и практическую значимость приобретает анализ и обобщение накопленного опыта реформирования УИС, выявление имеющихся здесь тенденций и закономерностей. Принимая во внимание масштабность проводимых преобразований, их позитивную оценку со стороны большинства зарубежных стран, можно констатировать, что данный опыт имеет не только российское, но и международное значение.

Степень разработанности темы исследования. Любая реформа, в том числе и в такой специфической сфере, как исполнение наказаний, предполагает внедрение в практику соответствующих новаций. Поэтому проблемы исполнения наказаний за последние годы исследуются достаточно интенсивно с учетом новых условий функционирования УИС. Этому в немалой степени способствует и то обстоятельство, что разработка проблем исполнения наказаний осуществляется на основе объективных, лишенных каких-либо идеологических установок и требований. От ученых ожидается объективная и всесторонняя оценка современных проблем исполнения наказаний.

Анализ проводимых в этом направлении исследований показывает, что основной акцент делается на исследование правовых основ реформы УИС. Этому в немалой степени способствовало наличие традиционно сильных научных школ в области уголовно-исполнительного права. Значительный вклад в разработку нового законодательства, определяющего правовой фундамент реформы УИС, внесли такие ученые, как В. П. Артамонов, М. Г. Детков, М. П. Журавлев, А. И. Зубков, М. П. Мелентьев, A.C. Михлин, С. И. Кузьмин, П. Г. Пономарев, А. Е. Наташев, А. Ф. Сизый, H.A. Стручков, В. И. Селиверстов, A.A. Рябинин, И. В. Шмаров и другие.

Весьма положительной и новационной особенностью функционирования УИС в современных условиях является ее открытость для общества. Поэтому в разработке проблем реформирования активное участие принимают правозащитные организации.

Социологическим проблемам реформы УИС посвящены работы В.Ф. Аб-рамкина, II. А. Андреева, М. Г. Деткова, В.И., Зубкова, О. Г. Перми лова, О. В. Филимонова, Г. В. Хохрякова и других.

За последние годы проведен ряд исследований по управленческим проблемам реформирования УИС. Среди них следует назвать работы В.М. Апи-симкова, М. Г. Деткова, А. И. Зубкова, Ю. И. Калинина, С. М. Петрова, Г. А. Туманова и др.

Вместе с тем, следует констатировать, что до настоящего времени специальных монографических работ, фундаментальных исследований, посвященных проблемам реформирования УИС в современной России, с учетом накопленного здесь опыта, пе проводилось. Частично исследовались, как правило, отдельные этапы реформы УИС, а также некоторые аспекты: правовые, организационные, психолого-педагогические, кадровые, международные. Поэтому накопленный опыт, а также результаты отдельных научных исследований по указанным направлениям, обуславливают необходимость и целесообразность комплексного исследования данной проблемы с учетом определения возможных перспектив дальнейшего развития УИС. Указанные обстоятельства предопределили выбор темы настоящего исследования, его содержание и направленность.

Объектом исследования являются организационно-правовые отношения, связанные с реформированием уголовно-исполнительной системы в современных условиях.

Предметом исследования выступают проблемы раскрытия сущности реформы УИС, принципов ее проведения и реализации, а также выработки конкретных предложений по совершенствованию деятельности исправительных учреждений, организации исполнения некоторых видов наказаний, кадрового обеспечения реформы УИС.

Основная цель диссертационной работы заключается в комплексном исследовании теоретических, организационных и правовых проблем реформирования уголовно-исполнительной системы России па современном этапе, уточнении ряда концептуальных положений реформы УИС, обосновании основных этапов ее проведения, разработке на этой основе конкретных предложений, но совершенствованию организации отдельных видов наказаний.

Задачи исследования:

— уточнить понятие УИС как определенного социального института, оказывающего влияние на многие отношения в обществе (правопорядок, экономику, здравоохранение и др.);

— раскрыть сущность реформы УИС как процесса перехода от одной модели исполнения наказаний к другой, определить ее цели и задачи;

— обосновать принципы разработки и реализации реформы УИС;

— выявить и раскрыть содержание основных этапов проведения реформы.

УИС;

— определить основные пути реформирования организации исполнения наказаний в виде лишения свободы и показать возможные перспективы развития исправительных учреждений;

— обосновать комплекс мер по развитию органов и учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества;

— раскрыть содержание кадровой политики в условиях реформирования УИС, а также механизм ее реализации.

Методология и методика исследования. Диссертация подготовлена с использованием методов комплексного и системного подходов, конкретных методов исследования. Правовую основу работы составляют Конституция РФ, законодательные и ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок исполнения наказаний. В диссертации широко использован междисциплинарный метод исследования, научные труды различных отраслей знаний: права, управления, экономики, социологии, психологии, теории организации. В работе был применен историко-сравнительный метод познания, а также некоторые работы по истории исполнения наказаний. В процессе подготовки диссертации использовались международные стандарты в области исполнения наказаний, а также опыт проведения пенитенциарных реформ в зарубежных странах.

В процессе исследования применялись конкретно-социологические методы исследования, включая специальное анкетирование, контент-анализ документов, интервьюирование и статистический анализ.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые на основе системного, комплексного подходов осуществлено исследование теоретических, организационных и правовых аспектов реформы уголовно-исполнительной системы России. Это способствовало выявлению сущности, целей, задач, принципов и способов реализации реформы УИС. Ранее в такой постановке указанные вопросы в научной литературе не рассматривались. В процессе реализации основной цели и связанных с ней исследовательских задач, в диссертации были получены следующие, имеющие научную новизну, результаты: выделены основные периоды проведения реформы УИС современной России, раскрыты их взаимосвязи и особенности принимаемых управленческих решенийопределены направления реформирования организации исполнения наказаний в виде лишения свободы и показаны возможные перспективы развития исправительных учреждений на федеральном, региональном и местном уровняхраскрыта значимость и перспективность приоритетного развития органов и учреждений, исполняющих наказания без изоляции от обществапредставлен механизм реализации указанной идеи, включая правовые, организационные и исправительные аспектыобоснованы особенности формирования кадровой политики в условиях реформы УИС, ее цели, принципы и направления.

Положения, выносимые на защиту.

1. Реформа УИС, учитывая ее значимость и масштабность, должна основываться на понимании ее сущности, которую следует рассматривать как переход от одной модели исполнения наказаний, действовавшей в рамках исправительно-трудовой системы советского государства, к другой, новой модели уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. При этом речь должна идти не о замене терминов, а об изменении самого содержания организации исполнения наказаний в соответствии с новой уголовно-исполнительной политикой современной демократической России. Важным условием успешного проведения реформы УИС является разработка ее концепции, которая должна основываться на принципах учета социальных факторов, соответствия уголовной и уголовно-исполнительной политике, международному опыту. Это требует выработки новых подходов к механизму ее реализации, основЕлвающемуся на принципах государственной и социальной поддержки проводимой реформы УИС, ее ресурсном и организационно-правовом обеспечении.

2. Реформа УИС как преобразование от одной модели исполнения наказаний к другой предстает в виде процесса, в котором можно выделить три периода.

Первый из них связан с преобразованием исправительно-трудовой системы в уголовно-исполнительную систему в период 80-х — начала 90-х гг. в условиях советского государства.

Второй протекал в условиях становления демократической России (период с 1991 г. до передачи УИС из МВД в Минюст России). Для данного периода характерно: формирование новой уголовно-исполнительной политики, принятие Уголовно-исполнительного кодекса РФ и других законодательных актов в сфере исполнения наказаний.

Третий связан с передачей УИС в 1998 г. в Минюст России. Особенностью данного периода явилось создание новой системы управления УИС, обеспечение комплексного подхода к реформированию всех ее важнейших составляющих: исправительных колоний, следственных изоляторов, учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества, форм и методов работы с осужденными, кадрового, правового и научного обеспечения.

3. Ведущее место в реформе УИС отводится преобразованиям учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы. За время проведения реформы можно выделить следующие положительные результаты:

— построение новой системы исправительных колоний;

— гуманизация исполнения наказаний и расширение прав осужденных;

— качественное изменение средств и методов исправительного воздействия на осужденных;

— приведение условий содержания осужденных к требованиям и нормам международных стандартов;

— формирование новых подходов к организации производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений и трудового воспитания осужденных;

— последовательное сокращение лиц, осужденных к лишению свободы;

— реализация территориального принципа отбывания наказания по месту жительства.

Дальнейшие перспективы развития исправительных учреждений УИС связаны с приведением организации исполнения наказаний в соответствии с требованиями международных европейских стандартов, включая улучшение материально-технического обеспечения осужденных, оптимизацию лимитов наполнения, внедрение современных форм и методов исправления осужденных.

4. Приоритетным направлением реформирования УИС в настоящее время является ускоренное развитие органов и учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества (альтернативные виды наказаний). Для реализации данной стратегии необходим комплексный подход, учитывающий особенности судебно-правовой реформы в целом, а также правовые, организационные, ресурсные и исправительные аспекты создания и развития конкретных видов учреждений, исполняющих наказания без изоляции от обществаформирование кадровой политики, направленной на отбор и подготовку специалистов новой формации их социальной и правовой защиты, внедрение новых кадровых технологий, совершенствование системы управления кадровой службой.

5. Мерами, призванными обеспечить успешное завершение реформирования УИС, являются:

— предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего порядок исполнения наказаний УИС, порядка прохождения службы в органах и учреждениях УИС, социальной помощи осужденным, отбывающим наказания;

— предложения по совершенствованию системы управления УИС в части уточнения компетенции территориальных округов, аппаратов управления, учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества.

Теоретическая значимость исследования. За последние годы накоплен значительный опыт реформирования УИС, а в научной литературе высказано немало предложений на этот счет. Однако до настоящего времени не разработаны теоретические основы реформы УИС современной России. Это в значительной мере затрудняет обоснование конкретных и стабильных приоритетов развития УИС, ведет к частым изменениям в ее организационном построении и правовом обеспечении. Разработка такой теории позволила бы устранить указанные недостатки. В научной литературе основной акцент делается на комментирование тех или иных решений, связанных с реформой УИСобобщающих исследований в данной сфере не проводилось. Выявление данных направлений позволит не только показать эффективность проводимых преобразований УИС, но и более обоснованно определить возможные перспективы ее развития. Уголовно-исполнительная система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, поэтому изменение одного из них (исправительные учреждения, учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества, кадры и т.н.), предполагает соответствующие новые подходы к организации функционирования других ее составляющих элементов (аппараты управления, ресурсное и правовое обеспечение). Научное обоснование комплексного подхода к проведению реформы УИС позволит повысить ее практическую отдачу и эффективность конечного результата.

При разработке практических предложений по реформированию УИС преобладают мероприятия, связанные с совершенствованием внутреннего построения данной системы: структура управления, кадры, порядок исполнения наказаний и т. п. Это правильно, но недостаточно. Поскольку реформа УИС в своей основе взаимосвязана с происходящими в обществе изменениями, то при ее разработке и реализации важно учитывать внешние факторы, воздействующие на преобразования судебно-правовой системы в целом.

Одним из важных итогов проведенного исследования является то, что в нем обобщены и сформулированы исходные теоретические положения, связанные с проведением реформы УИС: определены сущность реформы, ее цели и задачи, обобщен имеющийся опыт реформирования и разработан комплекс мер, направленный на ее дальнейшее осуществление и завершение.

Теоретическое значение проведенного исследования заключается также и в том, что проблема реформы УИС показана не только с позиции ведомства, но и в контексте проводимой судебно-правовой реформы в целом, учета внешних и внутренних факторов, сс определяющих. В работе уточнены и предложены некоторые варианты понятий, связанных с реформой УИС (сущность реформы, принципы ее проведения, механизм реализации), которые имеют значение для формирования знаний, связанных с реформой правоохранительных органов страны в целом.

Практическая значимость диссертационного исследовании. Полученные знания можно использовать (а в ряде случаев они уже реализованы при разработке решений, но реформированию УИС на общенациональном уровне) при подготовке концепций, программ развития системы.

В работе обоснован ряд предложений, направленных на изменение карательной политики государства в направлении ее либерализации, совершенствование организации исполнения наказаний в виде лишения свободы. Сформулирован комплекс организационно-правовых мероприятий, направленных на развитие учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества. Практическая значимость исследования проявляется также и в предложенных автором основных направлениях совершенствования кадровой политики в условиях реформирования УИС: отбор, подготовка и повышение квалификации кадров, социальная защита, правовой статус.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется принятой методологией и методикой исследования, всесторонним анализом результатов функционирования УИС в условиях ее реформирования. В целом исследование основывается на трудах ученых в области права, управления, социологии, психологии и экономики, что определило его комплексный характер. В процессе диссертационного исследования опрошено более 450 сотрудников УИС, но специально разработанной анкете с учетом репрезентативной выборки (их отношению к проводимой реформе), изучены основные показатели, характеризующие кадровый потенциал системы. Сформулированные выводы и предложения основываются на всестороннем анализе правовых актов, регламентирующих деятельность УИС, международно-правовых стандартов, историческом опыте реформирования пенитенциарной системы. При подготовке работы использован и личный профессиональный опыт автора, длительное время проходившего службу в территориальных учреждениях и органах исполнения наказаний, а последние пять лет в качестве руководителя Главного управления исполнения наказаний Минюста России.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были использованы и внедрены при подготовке Концепции реформирования УИС на период до 2005 года, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2001 за № 636 «О Федеральной целевой программе реформирования уголовно — исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002;2006 годы». Отдельные положения диссертации использовались при подготовке концепций и программ реформирования конкретных направлений деятельности УИС (воспитательной работы с осужденными, правового обеспечения, организации работы с кадрами, развития предприятий исправительных учреждений, образовательной и научной деятельности УИС). Многие идеи автора реализованы при подготовке законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование порядка и условий применения мер уголовно-процессуального пресечения в виде заключения под стражу, гуманизацию порядка и условий отбывания наказаний в виде лишения свободы, введение в действие новых видов наказаний.

Одной из форм апробации и внедрения результатов проведенного исследования явились выступления автора на международных и российских научных и научно-практических конференциях, а также публикации по теме исследования. Материалы диссертации используются в учебном процессе в образовательных учреждениях УИС Минюста России, Академии управления МВД России при подготовке руководящих кадров по курсу «Теоретические основы управления в правоохранительной сфере» и учебным дисциплинам: «Организация управления в УИС», «Оперативно-розыскная деятельность».

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема реформирования УИС современной России, безусловно, займет особое место в истории развития отечественной пенитенциарной системы. Выражается это не только в радикализме и сложности проводимых преобразований, но и в том, что данные преобразования оказались достаточно продолжительными во времени, связаны с модернизацией российского общества и проводимой судебно-правовой реформой.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие обобщенные выводы и предложения.

1. Содержание и направленность реформы УИС во многом предопределяется ее местом и ролыо в обществе.

Для решения данной проблемы в диссертации уголовно-исполнительная система анализируется как определенный социальный институт, который имеет сложную внутреннюю структуру, оказывает влияние на многие отношения в обществе. Такой подход позволяет анализировать и исследовать проблему реформы УИС на разных уровнях, включая общесоциальный, правоохранительный и организационный. При таком подходе достаточно четко выделяются и основные объекты реформы УИС: исправительные учреждения, учреждения, исполняющие наказания без изоляции от обществаследственные изоляторысистема управлениякадровое, правовое и научное обеспечение реформы.

2. Успешное проведение реформы УИС во многом зависит от разработки ее теоретических основ. Среди них: определение сущности реформы УИС, ее целей и задач, а также принципов проведения и реализации.

Сущность реформы УИС заключается в переходе от одной модели исполнения наказаний, которая сформировалась в советский период в рамках исправительно-трудовой системы, к новой модели, основанной на иных принципах исполнения наказаний (демократизма, учета международного опыта, открытости, гуманизма и др.), нового уголовно-исполнительного законодательства. При этом, важное значение имеет выделение внешних и внутренних целей реформы УИС. Внутренние цели реформы УИС состоят в формировании новых отношений в сфере исполнения наказаний, основанных на иных методах воздействия на осужденных. В конечном счете это должно привести к формированию новой пенитенциарной культуры. Внешние цели реформы УИС связаны с проведением судебно-правовой реформы. Главным здесь является гуманизация карательной политики государства в направлении снижения уровня уголовной репрессии в государстве, что предполагает приоритетное развитие органов и учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества.

3. Реформа УИС, учитывая ее значимость, должна проводиться с учетом определенных принципов. Данные принципы должны определять исходные требования к разработке концепции реформы УИС, а также механизм ее реализации.

Концепция реформы УИС как определенная система взглядов на ее проведение, объединенная общей целыо, должна основываться на принципах комплексности, научности, учета изменений в уголовной и уголовно-исполнительной политике, а также международного опыта решения подобного рода проблем, включая общепринятые мировые стандарты исполнения наказаний.

Механизм реализации реформы УИС представляет определенный способ ее проведения. В основу его формирования должны быть положены принципы государственной и общественной поддержки реформы, ресурсной, организационной обеспеченности и эффективности.

Указанные принципы взаимосвязаны и образуют систему требований, в рамках которых должна разрабатываться и реализовываться реформа УИС. Их соблюдение во многом предопределяет эффективность реформы.

4. Реформа УИС как процесс перехода от одной модели исполнения наказания к другой должна проводиться поэтапно. Основополагающими критериями выделения этапов проведения реформы современной УИС выступают изменения, связанные с модернизацией российского общества. С учетом этого было определено и выделено три этапа проведения реформы УИС.

5. Оценка результатов процесса реформирования организации исполнения наказания в виде лишения свободы позволило выявить следующие позитивные тенденции:

— реализация территориального принципа отбывания наказания в отношении большей части осужденных (но месту жительства);

— построение рациональной системы исправительных учреждений с учетом количественных и качественных изменений состава осужденных;

— расширение средств исправительного воздействия на осужденных;

— гуманизация исполнения наказаний и создание механизма обеспечения прав и законных интересов осужденных;

— изменение целей и форм организации трудового воспитания осужденных;

— формирование системы социальной поддержки и гражданского контроля за деятельностью мест лишения свободы.

6. Приоритетным направлением развития уголовно-исполнительной системы в условиях проведения судебно-правовой реформы, направленной на гуманизацию карательной политики государства, следует признать создание системы исполнения наказаний без изоляции от общества. Данная проблема является во многом новой для отечественной уголовно-исполнительной системы. Традиционно ведущее место в ней занимали учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы. Успешная реализация данной стратегической цели реформирования уголовно-исполнительной системы предполагает создание учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества, совершенствование системы управления, а также ее правового и ресурсного обеспечения.

7. Составной частью реформы уголовно-исполнительной системы является поиск новых подходов к совершенствованию работы с кадрами. Для решения данной проблемы важное значение приобретает осуществление кадровой политики в условиях проведения реформы УИС, определение ее стратегических целей, принципов и конкретных направлений реализации.

Стратегической целью современной кадровой политики в УИС следует рассматривать формирование кадрового потенциала, способного решать новые задачи реформирования системы. Основными направлениями реализации данной стратегии следует рассматривать:

— обеспечение социальной защиты сотрудников УИС;

— законодательное закрепление порядка прохождения службы;

— формирование системы отбора и подготовки кадров новой формации.

8. Проведенное исследование позволило обосновать комплекс конкретных предложений, направленных на повышение эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы. Данные предложения относятся к уточнению Концепции реформирования УИС, разработке новых законодательных актов, структуры управления, системы исправительных учреждений, форм и методов работы с осужденными.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М., 2003. 65 с.
  2. Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и основных республик // Основы законодательства Союза ССР и союзных республик.-М., 1989.
  3. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР // СУ. 1924. № 86.
  4. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР // СУ. 1933. № 48.
  5. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. -М., 1989. 160 с.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1992. — 16 с.
  7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Проект. М., 1992. 129 с.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2003. — 160 с.
  9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Проект. М., 2003. — 144 с.
  10. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955) //
  11. Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: сборник международных документов. М., 1989.
  12. Процедуры эффективного осуществления Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (1984) // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: сборник международных документов. М., 1989.
  13. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979)
  14. Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сборник международных документов. М., 1989.
  15. Закон РСФСР «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 8. Ст. 366.
  16. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.
  17. Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в
  18. Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст. 892.
  19. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
  20. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792.
  21. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в
  22. Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Закон РСФСР „О милиции“» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 360.
  23. Закон Российской Федерации «Об учреждения и органах исполняющихуголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316.
  24. Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы».
  25. Федеральный закон от 18 декабря 1996 г. «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».
  26. Федеральный закон от 19 июня 2001 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений идополнений в статью 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».
  27. Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 «Ореформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
  28. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел
  29. Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации»" (с изм. и доп. От 30 декабря 1999 г.).
  30. Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».
  31. Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 1747
  32. Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации".
  33. Распоряжение Президента РФ от 3 декабря 2001 г. № 671-рп «О выделениив IV квартале 2001 г. Минюсту РФ для воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы финансовых средств из резервного фонда Президента РФ».
  34. О нрядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5474−1.
  35. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 г. 343 «О передаче ряда образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».
  36. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 123 «О дополнительных мерах по повышению социальной защищенности персонала уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
  37. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. № 134 «О финансировании Уголовно-исполнительных инспекций».
  38. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. 636 «О федеральной целевой программе «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002−2006 годы».
  39. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. СПб., 2004.- 816 с.
  40. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. О. О. Миронова. М., 2003. — 493 с.
  41. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. Л. И. Зубкова. М., 1997 г. — 408 с.
  42. Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 года). Проект // Ведомости уголовно-исполнительной системы. Специальный выпуск. 1999.
  43. Концепция государственной кадровой политики Российской Федерации. — М., 2002.
  44. Общая тюремная инструкция. Петроград. 1916. — 49 с.
  45. Тюремное дело РСФСР. Отчет центрального Карательного отдела IIKIO
  46. УШ Съезду Советов. М., 1920. — 20 с.
  47. Положение об исправительно-трудовых лагерях. Постановление CIIK
  48. СССР от 3 апреля 1930 г. // СЗ СССР 1930 г. № 22.
  49. Положение о комитетах помощи освобожденным заключенным и их семьям // Бюллетень НКВД РСФСР, 1930 г. № 16.
  50. О передаче исправительно-трудовых учреждений народных комиссариатовсоюзных республик в ведение Народного комиссариата внутренних дел СССР. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 октября 1934 г. // СЗ СССР № 56. Ст. 421.
  51. Наставление о работе частей и служб ИТК и обязанностях должностныхлиц, Распоряжение ГУМЗ МВД СССР № 6/5 618 от 16 августа 1962 года.
  52. Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях. Утвержденораспоряжением Совета Министров СССР 10 июня 1954 года.
  53. Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР.
  54. Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 3 апреля 1961 года.
  55. Приказ МВД РСФСР от 16 августа 1961 г. № 421 «Положение об отряде1. ИТК МВД РСФСР».
  56. Приказ МВД СССР от 28 сентября 1988 г. № 202 «О проведении эксперимента по разработке и использованию методов психологопедагогического воздействия в исправлении и перевоспитании осужденных».
  57. Приказ МВД СССР от 10 июля 1991 г. № 110 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РСФСР».
  58. Приказ МВД РФ от 10 февраля 1992 г. № 33 «Об организационных вопросах по ГУИД МВД РФ».
  59. Приказ МВД РФ от 6 августа 1992 г. № 267 «О серьезных недостатках вобеспечении правопорядка в ИТУ, СИЗО и неотложных мерах по его укреплению».
  60. Приказ МВД РФ от 23 ноября 1992 г. № 421 «Об утверждении правилвнутреннего распорядка ИТУ и инструкции о прядке предоставления осужденным краткосрочных выездов за пределы мест лишения свободы».
  61. Приказ МВД РФ от 12 мая 1993 г. № 229 «О мерах по реализации концепции развития информационного обеспечения органов внутренних дел».
  62. Приказ МВД РФ № от 31 мая 1993 г. 259 «Об утверждении Положения оботряде осужденных исправительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора».
  63. Приказ МВД РФ от 17 июня 1993 г. № 290 «Об утверждении Инструкции онадзоре за осужденными, содержащимися в ИТУ, и общих требованиях к оборудованию в ИТК».
  64. Приказ МВД РФ от 2 сентября 1993 г. № 305 «О психологических лабораториях ИТУ».
  65. Приказ Минюста России от 4 августа 1999 г. № 227 «Об организационноштатных вопросах по учебным центрам (пунктам) уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
  66. Приказ Минюста России от 12 мая 2000 г. № 150 «О мерах по социальнойзащите личного состава уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 сентября 2001 г., 14 января 2002 г., 19 апреля 2002 г.).
  67. Приказ Минюста России от 28 сентября 2000 г. № 282 «Об активизацииработы по выявлению, изучению и распространению передового опыта в уголовно-исполнительной системе».
  68. Приказ Минюста России от 2 октября 2000 г. № 286 «О совершенствовании научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в УИС Минюста России».
  69. Приказ Минюста России от 22 января 2001 г. № 15 «О внесении измененийв Положение о Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации».
  70. Приказ Минобразования России от 25 января 2001 г. № 207 «Об утверждении примерных учебных планов профессиональной подготовки в профессиональных училищах при исправительных учреждениях».
  71. Приказ Минюста России от 30 января 2001 г. № 27 «О создании Санкт
  72. Петербургского института повышения квалификации работников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (Санкт-Петербург, г. Пушкин)».
  73. Приказ Минюста России от 4 мая 2001 г. № 134 «Об организации международного сотрудничества в системе Министерства юстиции Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию».
  74. Приказ Минюста России от 9 июня 2001 г. № 175 «Об утверждении Положения об управлении уголовно-исполнительной системы по федеральному округу».
  75. Приказ Минюста России от 9 июня 2001 г. № 176 «Об организации взаимодействия Федерального управления Минюста России по федеральному округу и Управления уголовно-исполнительной системы, но федеральному округу».
  76. Приказ Минюста России от 17 июля 2001 г. № 218 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
  77. Приказ Минюста России от 28 декабря 2001 г. № 353 «О назначении надолжности руководителей учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по контракту».
  78. Приказ Минюста России от 21 февраля 2002 г. № 55 «О внесении изменений и дополнения в Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
  79. Приказ Минюста России от 21 июня 2002 г. № 171 «О внесении измененийв Инструкцию о порядке присвоения квалификационных категорий сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
  80. Приказ Минюста России от 29 июля 2002 г. № 210 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
  81. Приказ Минюста России от 28 мая 2003 г. № 123 «Об организационноштатных вопросах по Главному управлению исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации».
  82. Решение коллегии МВД СССР от 16 июня 1990 г. «О концепции реформирования уголовно-исполнительной системы».
  83. Решение коллегии МВД РФ от 4 июня 1991 г. № 4 от км/12 «О ходе реализации концепции перестройки системы исполнения наказаний в РСФСР».
  84. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
  85. Актуальные вопросы преступности несовершеннолетних. Сборник материалов научно-практической конференции. — Вологда, 2001.
  86. Всероссийский съезд работников пенитенциарного дела в Москве (18−24января 1923 года) Стенографический отчет. — М., 1924. 344 с.
  87. Второй Всероссийский съезд работников пенитенциарного дела (23 ноября- 1 декабря 1924 г.) Стенографический отчет. -М., 1925. 195 с.
  88. Второй Всероссийский съезд административных работников (23−30 апреля1928г.).- М., 1929.- 136 с.
  89. Концепция перестройки исправительно-трудовой деятельности в СССР насовременном этапе. Материалы научно-теоретического семинара. Рязань, 1990.- 127 с.
  90. Материалы первого Всесоюзного совещания пенитенциарных деятелей. Реформа тюрем и перспективы исправительно-трудового дела в СССР. М., 1929.-283 с.
  91. Материалы учредительной конференции Межрегиональной общественнойорганизации «Российское научное пенитенциарное общество» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. № 6.
  92. Материалы заседания Европейского суда по правам человека. Страсбург (Франция), сентябрь 2001 г. М., 2002.
  93. Материалы Международного форума, организованного Всемирной организацией здравоохранения «Остановить туберкулез». США, декабрь 2002 г.-М., 2002.
  94. Материалы Международной конференции в рамках программы Совета Европы «Тюрьмы — побратимы». Норвегия, декабрь 2001. М., 2002.
  95. Материалы «32-го Международного конгресса пульмонологов в Париже». Швейцария, сентябрь 2001 г. М., 2002.
  96. Материалы Круглого стола, организованного редакцией газеты «Известия» по вопросам реформирования УИС. Москва, декабрь 2001 г. — М., 2002.
  97. Материалы 14-го заседания Руководящей группы Совета Европы и России по реформированию УИС. Санкт-Петербург, 13−17 мая 2002 г. — М., 2002.
  98. Материалы 16-го заседания Руководящей группы Совета Европы по реформированию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Саратов, 16−20 сентября 2003 г. М., 2003.
  99. В.В. Крах пенитенциарных доктрин в XX веке и перспективы на век XXI: оценка криминолога. В сб.: Государство и право на рубеже веков (Материалы Всероссийской Конференции). Криминология. Уголовное право. Судебное право. — М., 2001.
  100. Проблемы совершенствования управленческой деятельности исполнительно-трудовых учреждений. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции МВД СССР 19−21 мая 1982 г. М., 1983. -358 с.
  101. Проблемы совершенствования правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Рязань, 1992.
  102. Проблемы исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Вологда, 1996.
  103. Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы и подготовки персонала: Материалы международной научно-практической конференции (май 1997). Рязань, 1998.
  104. Содействие становлению механизма реализации альтернативных мер наказания в Российской Федерации. Материалы международного семинара. Самара, 24−27 марта 2002 г. М., 2002.
  105. Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными. Материалы научно-практической конференции. — Вологда, 2001.
  106. А.И. Концептуальные положения государственной кадровой политики Российской Федерации: проблемы формирования и реализации. В кн.: Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: Материалы методологического семинара. — М., 2002.
  107. Тюремная реформа в странах бывшего тоталитаризма. Материалы международной конференции, состоявшейся в г. Дальнем (Московская область) 14−19 ноября 1992 г.-М., 1993.-81 с.
  108. Ю.М. Актуальные вопросы кадровой политики в условиях реформирования УИС. В кн.: Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными: Материалы научно-практической конференции. — Вологда, 2001.
  109. В.Ф., Чижов Ю. В. Как выжить в советской тюрьме. — Красноярск, 1992.- 191 с.
  110. Г. А. Теория и методология криминалистического прогнозирования. М., 1972.-334 с.
  111. В.Б. Аппараты государственного управления: содержания деятельности, организационные структуры. — Киев, 1990. 145 с.
  112. A.A. Управление органами, исполняющими наказание. — Рязань, 1990.- 166 с.
  113. Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. Москва, 2002.
  114. А.И., Солопанов Ю. В. Профилактика рецидива преступлений.1. М., 1980.-72 с.
  115. Ю.А. Актуальные проблемы организационно-правового регулирования уголовно-исполнительной системы. Домодедово, 1991. — 22 с.
  116. Ю.А. и др. Социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы. Домодедово, 1992. — 72 с.
  117. Ю.А. и др. Отрядная система ИТУ и критерии оценки степени исправления осужденных. Домодедово, 1991. — 90 с.
  118. Аналитическая справка по результатам изучения мнения практических работников об уголовно-исполнительной политике и вопросам деятельности ИТУ. -М., 1994. 16 с.
  119. И. Наказание и предупреждение преступлений. М., 1979.- 158 с.
  120. H.A. Социология исполнения уголовных наказаний. М., 2001.
  121. В.М. Антиобщественные традиции, обычаи и нормы поведения осужденных в местах лишения свободы: исторический аспект. — М., 1992.- 51 с.
  122. В.М. Тюрьма и ее законы. Саратов, 1998.
  123. В.М. Реформа системы управления органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы: Монография. — М., 1995. 176 с.
  124. И. Основные принципы исправительно-трудовой политики. — М., 1927.-74 с.
  125. В.П. Наука исправительно-трудового права. — М., 1974.- 129 с.
  126. В.П. Управление органами, исполняющими наказания. М., 1986.-74 с.
  127. В.П. Основные направления дальнейшего совершенствования деятельности ИТУ. -М., 1991. 19 с.
  128. М.М. Социальные последствия преступности. М., 1982. — 62 с.
  129. И.Л. Функции органов управления / Под редакцией М.И. Писко-тина.-М., 1981. 198 с.
  130. H.A. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. — М., 1963. 186 с.
  131. ЮД. Уголовное право и социальная справедливость. — Минск, 1987.-53 с.
  132. Д.И. Основные категории теории управления. М., 1986.- 146 с.
  133. Д.И. Совершенствование системы управления. М., 1987.- 128 с.
  134. C.B., Самошин П. И. Теоретические проблемы исполнения уголовного наказания. — М., 1978. 138 с.
  135. С.С. Основы уголовной политики. — М., 1999.
  136. В.И., Коломиец В. Т. научное управление исправительно-трудовыми учреждениями. Киев, 1971. — 164 с.
  137. A.A. Актуальные задачи совершенствования управления отрядами ИТУ.-М., 1987.-67 с.
  138. В.З. Формирование теории управления в сфере правоохранительной деятельности. М., 1988. — 171 с.
  139. В.З. Актуальные проблемы совершенствования управленческой подготовки кадров в органах внутренних дел. — М., 1989. 84 с.
  140. Влияние организационно-структурных изменений в системе ИТУ на состояние и эффективность воспитательной работы. Домодедово, 1991. — 114 с.
  141. В.А. Пора изживать психологию ГУЛАГа. М., 1990.
  142. А.И. Профессиональная преступность: прошлое и настоящее. — М., 1990.-330 с.
  143. В.В. Становление и развитие организации борьбы с преступностью в ИТУ. М., 1984. — 112 с.
  144. В.Е., Филиппов H.A. Управление исполнительно-трудовыми учреждениями. М., 1980.-61 с.
  145. Денисов Л. И, Организация исполнения уголовных наказаний в ФРГ. — Минск, 1982.-96 с.
  146. М.Г. Исполнение наказания в дореволюционной России: организационно-правовые аспекты становления и развития системы исполнения наказания в виде лишения свободы. М., 1990. — 85 с.
  147. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций ио исполнению наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества: Методическое пособие / Под ред. Ю. И. Калинина. — М., 2001.
  148. И.Н. Право и управление. М., 1981. — 168 с.
  149. А.И. Социально-правовые и организационные проблемы труда осужденных к лишению свободы. — Рязань, 1980.- 101 с.
  150. А.И. Концепция перестройки исправительно-трудовой деятельности в СССР на современном этапе. Рязань, 1989. — 28 с.
  151. А.И. Карательная политика России на рубеже веков. М., 2000.
  152. А.И. Уголовно-исполнительная система и основные направления ее реформирования. В кн.: Уголовно-исполнительное право России: Учебник. -М., 2002.
  153. А.И., Калинин Ю. И., Сысоев В. Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. — М., 1998.
  154. A.A. Уголовно-исполнительное право: Учебник. — М., 1997.
  155. Л.А., Наташев А. Е. Оценка эффективности деятельности ИТК. — М., 1974.-34 с.
  156. К.Е., Шмаров И. В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений: (Проблемы социального контроля). — М., 1980. 176 с.
  157. Информационный Бюллетень ГУИН МВД РФ. Учрежден в 1991 г.
  158. Исправительно-трудовая педагогика. М., 1978. — 377 с.
  159. .Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности. Рязань, 2001.
  160. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. -М., 1992. 431 с.
  161. JI.M. Организационные и правовые основы работы с кадрами в органах внутренних дел. М., 1979.
  162. A.A. Преступность в России и ее реальное содержание. П. Новгород, — 1993.-324 с.
  163. Концепция реформы уголовно-исполнительной системы. — М., 1991.48 с.
  164. Л.Г., Сапожников И. Г. Назначение изменение вида МТУ. — М., 1974.-70 с.
  165. Кристи Нильс. Пределы наказания. -М., 1985. 176 с.
  166. Кристи Нильс. Борьба с преступностью как индустрия. Вперед к ГУЛАГу западного образца? М., 1999.
  167. С.И. Политико-правовые основы становления и развития исправительно-трудовых учреждений. — М., 1988. 95 с.
  168. С.И. Деятельность исправительно-трудовых учреждений (19 361 960 годы). М., 1989.
  169. С.И. Исправительно-трудовые учреждения в СССР (1917- 1953). -М., 1991.- 132 с.
  170. .П. Очерк теории государственного управления. М., 1987. — 292 с.
  171. С.И., Кравенко А. И. Социология для юристов. М., 1999.
  172. С.И. Ограничение свободы: за и против. — М., 2002.
  173. .М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988.-318 с.
  174. С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность. Омск, 1989. — 71 с.
  175. В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. -М., 1997.
  176. .З. Лишение свободы в России. Теоретико-правовые проблемы сущности и целей наказания. Саратов, 2001.
  177. В.Д., Веселый В. З. Теория социального управления. Предмет, задачи и система курса. — М., 1986. 37 с.
  178. А.И. Виды и задачи исправительно-трудовых учреждений. -Омск, 1966.-74 с.
  179. М.П. Функции и структура управления исправительно-трудовыми учреждениями. Рязань, 1975. — 55 с.
  180. Методология и методика прогнозирования в сфере борьбы с преступностью. -М., 1989.- 169 с.
  181. A.C., Гуськов В. И. Подготовка к освобождению лишенных свободы и закрепление результатов их исправления. М., 1972. — 152 с.
  182. A.C. Общая характеристика осужденных (по материалам переписи 19 889 г.). -М., 1991.- 175 с.
  183. А.Е., Стручков H.A. Основы теории исправительно-трудового права. -М., 1967.- 191 с.
  184. А.Е. Принципы советского исправительно-трудового права. — М., 1972.-38 с.
  185. Л.Е. Советское исправительно-трудовое законодательство (основные вопросы теории и практики). — М., 1975. 167 с.
  186. Л.Е. Исправительно-трудовая система советского государства. В кн.: Организация исправления и перевоспитания осужденных // Методические материалы. М.
  187. А.Е., Арефьев H.A. Оценка эффективности деятельности ИТК. — М., 1978.-63 с.
  188. A.B. Человек и государственное управление. М., 1987. -252 с.
  189. Обследование пенитенциарных систем в государствах-членах Совета Европы.-М., 1991.
  190. Опыт работы исправительных учреждений США (Калифорния). Экспресс информация. — М., 1991.
  191. Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учебник. — Рязань, 2002.
  192. Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Сборник нормативно-правовых актов / Под ред. О. В. Филимонова. Томск, 2002.
  193. О концепции Уфимской высшей школы МВД СССР по перестройке деятельности органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы. — Уфа, 1990.
  194. О критериях работы исправительно-трудовых учреждений. — Таллин, 1969.- 85 с.
  195. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в 2002 году. Ежегодный статистический сборник. — Тверь, 2003.
  196. Основные направления кадровой работы в уголовно-исполнительной системе. В кн.: Организация управления в уголовно-исполнительной системе. Рязань, 2002.
  197. Основы управления органами внутренних дел. М., 1988. — 274 с.
  198. Особо опасные лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие на них / Под общей редакцией Ю. М. Антоняна. М., 1986. — 79 с.
  199. Передовой опыт в системе ИТУ. Домодедово, 1993. — 90 с.
  200. А.Г. Качественное состояние общности осужденных основной концептуальный вопрос перестройки деятельности органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы. — Уфа, 1991.
  201. О.Г. Реализация уголовного наказания: правовые, организационные и криминологические проблемы: Монография. — М., 2002.
  202. С.М. Актуальные проблемы управления исправительно-трудовыми колониями и пути их решения. — Домодедово, 1991. 32 с.
  203. С.М. Организационные и правовые основы управления исполнением наказания. — Домодедово, 1991. 112 с.
  204. С.М. Государственное управление уголовно-исполнительной системой и пути ее реформирования: Монография. Домодедово, 1995.
  205. С.M. Стратегия и пути реформирования уголовно-исполнительной системы: Учебное пособие. — Саратов, 1998.
  206. Э.Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с нею. — М., 1990. 46 с.
  207. В. Шаг вперед на месте // Российская газета от 21 июня 1992 г.
  208. Г. А., Рутгайзер В. М. Об оптимизации размеров колоний и системы управления ИТК // О критериях эффективности деятельности исправительно-трудовых учреждений. — Таллин, 1969.
  209. П.П. Стереотипы профессионального правосознания сотрудниковорганов внутренних дел и пути их преодоления // Теоретические и организационно-правовые проблемы применения наказания. Уфа, 1990.
  210. Ю. К вопросу о подготовке работников исправительно-трудового дела//Административный вестник. 1926. № 1.
  211. Ю. Пенитенциарные курсы для работников Московских мест заключения // Административный вестник. 1926. № 4.
  212. И. Совершенствование системы управления ИТУ // К новойжизни. 1979. № 2.
  213. C.B. Правовое регулирование режима и профилактики преступлений и иных правонарушений в ИТУ // Актуальные проблемы укрепления режима в ИТУ. Рязань, 1979.
  214. А.И. Проблемы социальной реабилитации осужденных к лишению свободы // Проблемы исполнения уголовных наказаний. — Рязань, 1991.
  215. В.А., Мокрецов А. И. Особенности взаимоотношений осужденных в условиях лишения свободы // Личность преступника и исполнение уголовных наказаний. М., 1992.
  216. A.M., Дубовец В. А. О некоторых причинах рецидивной преступности // Социологические исследования. 1991. № 5.
  217. К. Можно ли сократить контингент тюрем? // Венгерский меридиан.- 1990. № 3.
  218. Ю., Селиверстов В. Карать или миловать // Народный депутат. 1991. № 4.
  219. П.Г., Пипия А. Частные тюрьмы во Франции // Советская юстиция. 1990. № 12.
  220. М.Г. Психологическое обеспечение работы с осужденными // Преступление и наказание. — 2002. № 10.
  221. Г. Частные тюрьмы в США // За рубежом. 1991. № 13.
  222. М.П. Основания уголовной ответственности и формы ее реализации в проекте УК РСФСР // Проблемы реформирования уголовного законодательства Российской Федерации. М., 1992.
  223. Н.И., Сахаров А. Б. Демократизация советского общества и проблемы науки уголовного права//Советское государство и право. 1990. № 12.
  224. А.И. Некоторые проблемы перевоспитания осужденных // Проблемы совершенствования исправительно-трудового законодательства и деятельности органов, исполняющих наказания. М., 1981.
  225. Исполнение наказания в тюрьмах Нидерландов // Полиция в борьбе с преступностью за рубежом. — М., 1991.
  226. Исправительные учреждения будущего // Проблемы преступности в капиталистических странах. 1987. № 4.
  227. Исправительные учреждения США // Проблемы борьбы с преступностью в капиталистических странах. 1983. № 12−13.
  228. Ю.И. Сохраняя преемственность, реализовывать новые возможности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. Специальный выпуск.- 1999.
  229. Ю.И. Краеугольная задача реформирования // Преступление и наказание. —2001. № 7.
  230. Ю.И. Уголовно-исполнительная система: итоги и перспективы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2002. № 3.
  231. Ю.И. «Мы хотим, чтобы наши сотрудники имели достойный социальный статус» // Преступление и наказание. — 2002, № 6.
  232. Ю.И. Уголовно-исполнительная система России: стратегия реформы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 1.
  233. Ю.И. Российская пенитенциарная система: прошлое, настоящее, будущее // Преступление и наказание. 2003, № 1.
  234. Ю.И. Дальнейшее реформирование системы невозможно без участия общественности // Преступление и наказание. — 2003. № 12.
  235. II. Другой такой тюрьмы не знаю (Приватизированные тюрьмы в Великобритании) // Эхо планеты. 1993. № 13.
  236. Когда бастуют. колонии // Правда от15 августа 1990 г.
  237. Н.Ф. О развитии законодательства об исправительно-трудовых колониях // Труды Высшей школы МВД СССР. 1961. № 6.
  238. И. Расширять сотрудничество со средствами массовой информации // Преступление и наказание. 2001, № 12.
  239. С.И. Ресоциализация осужденных как социально-правовая проблема // Проблемы дифференциации исполнения наказаний. М., 1991.
  240. JI. К IX Международному конгрессу тюрьмоведов // Административный вестник. 1925. № 9.
  241. С.И. За колючей проволокой другая жизнь // Социологические исследования. 1989. № 3.
  242. МВД или Минюст? // Преступление и наказание. 1993. № 1.
  243. Мэрион: в одиночной камере 23 часа в сутки // Преступление и наказание. 1993. № 7.
  244. Ф. Сельскохозяйственные колонии для заключенных // Проблемы преступности. М., 1927.
  245. Г. М. Уголовная политика Советского государства на современном этапе и проблема борьбы с рецидивной преступностью // Актуальные проблемы борьбы с рецидивной преступностью. — Рига, 1989.
  246. A.C., Стручков H.A., Шмаров И. В. Необходима реформа исправительно-трудового законодательства // Социалистическая законность. 1988. № 7.
  247. Д. Проблемы проектирования тюрем // Сборник рефератов зарубежных публикаций.-М., 1985.
  248. А.Е. Задачи совершенствования исправительно-трудового законодательства и доктринальная модель Основ уголовно-исполнительного законодательства // Правовые основы функционирования органов, исполняющих наказания. — М., 1990.
  249. А.Е. Принципы исправительно-трудовой политики и их реализация в деятельности органов, исполняющих наказания // Управление органами, исполняющими наказания. М., 1983.
  250. B.B. Обусловленность и направление реформы законодательства, регулирующего участие судов в исполнении наказания // Основные направления и средства политико-правовой реформы. Пермь, 1989.
  251. О перспективах использования электронных систем контроля за осужденными в Великобритании // Проблемы преступности в капиталистических странах. 1989. № 6.
  252. Пенитенциарная реформа во Франции // Сборник рефератов зарубежных публикаций. М., 1984.
  253. С.М. От ГУЛАГа к цивилизованной исправительной системе // Народный депутат. 1991. № 18.
  254. С.М., Туманов Г. М. О двух стратегиях реформирования уголовно-исполнительной системы // Государство и право. — 1995. № 9.
  255. В.И. Воспитательно-трудовые колонии: возможности радикальных преобразований // Совершенствование деятельности воспитательно-трудовых колоний и профилактика молодежной преступности. — М., 1992.
  256. В.И. От отрядов к профильным участкам // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2002. № 7.
  257. П.Г. О прогнозе преступности и численности осужденных на 1992−1995 гг. // Современные проблемы борьбы с преступностью. М., 1993.
  258. Реабилитационное определение по делу работников ГУЛАГа // Звенья. Исторический альманах. Выпуск 1.-М., 1991.
  259. Реформа в системе назначения наказаний за совершение преступлений в США // Проблемы борьбы с преступностью в капиталистических странах. 1987. № 7.
  260. С.М., Милушкин Е. А. Вопросы совершенствования ресоциали-зации судимых // Уголовное наказание и проблемы его исполнения в условиях перестройки деятельности органов внутренних дел. М., 1990.
  261. В.И. Проблемы развития уголовно-исполнительного законодательства и уголовно-исполнительной системы России // Развитие теории наказания в уголовном и уголовно-исполнительном праве. М., 2000.
  262. В.И. СИЗО — ворота уголовно-исполнительной системы // Казенный дом. 2003, № 1(12).
  263. В. Об организации системы управления местами заключения //Административный вестник. 1928. № 2.
  264. H.A., Пирожков В. П. Асоциальная субкультура и ее профилактика // Исправительно-трудовые учреждения. 1982. № 20.
  265. Т.М. Подготовка руководителей в системе мер по совершенствованию управления // Проблемы теории управления. М., 1988.
  266. Ю.М. Новое в уголовно-исполнительном праве (Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г.) // Вестник Моск. Гос. Ун-та: Сер. 11. Право.- 1995. № 4.
  267. Г. А. Органы, исполняющие наказания, как система // Управление органами, исполняющими наказания. —М., 1983.
  268. Г. А. К вопросу о разработке теории управления органами, исполняющими наказания // Проблемы исполнения наказаний и перевоспитания осужденных. М., 1984.
  269. Г. А. Проблемы повышения эффективности решений в сфере государственного управления // Проблемы совершенствования государственного управления. М., 1987.
  270. .С. Об экспериментальном пенитенциарном отделении Государственного института по изучению преступности и преступника // Административный вестник. 1926. № 12.
  271. .С. Сколько у нас преступников профессионалов и что с ними делать // Административный вестник. 1928. № 4.
  272. .С. Проблемы тюрем в Государственном институте по изучению преступности и преступника// Административный вестник. 1927 № 7−8
  273. .С. Бюджет преступности // Административный вестник. 1928. № 3.
  274. .С. Резолюции последних трех международных тюремных конгрессов//Административный вестник. 1928. № 10.
  275. .С. Наблюдательные комиссии и первые шаги их деятельности после реформы // Административный вестник. 1930. № 5.
  276. .С. Как возник вопрос об упразднении НКВД по линии мест заключения // Административный вестник. 1930. № 7.
  277. В.А. Исправительно-трудовая колония или тюрьма? // Проблемы исполнения уголовных наказаний. — Рязань, 1991.
  278. О.В. Актуальные вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000, № 3.
  279. О.В. Разработка новых нормативных актов необходимое условие реформирования УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000, № 4.
  280. Ю.Я. Реформировать УИС, совершенствовать законодательство // Преступление и наказание. 2000. № 8.
  281. Ю.Я. Проблемы соблюдения законности и прав человека в деятельности учреждений и органов УИС // Закон и право. 2003. № 2.
  282. JI. Люди везде люди (наша исправительная система в свете Правил ООН по обращению с заключенными) // Известия. 1989. 15 авг.
  283. Л. Две недели в тюрьмах ФРГ // Известия. 1990. 23 мая.
  284. Е.Г. «Режим экономии» в карательной политике // Административный вестник. 1927. № 1.
  285. Е.Г. Перспективы исправительно-трудового дела и очередные проблемы карательной политики // Административный вестник. 1928. № 5.
  286. И.В. Система ИТУ и закономерности ее развития // К новой жизни. 1972. № 10.
  287. И.В. Социальные предпосылки перевоспитания правонарушителей // Советское государство и право. 1977. № 10.
  288. И.В. Готово ли общество к реформе пенитенциарной системы? // Лишение свободы: виды, содержание, исполнение. Рязань, 1991.
  289. В.Г., Рожков С. А. Реформа уголовно-исполнительного законодательства в условиях перехода к рыночным отношениям // Советское государство и право. 1992. № 7.
  290. Н.Г. Неформальная дифференциация в ИТУ // Социологические исследования. 1992. № 7.
  291. Эндрю Койл. Реформу нельзя навязывать // Международный центр тюремных исследований. Годовой отчет за 2001 г. Лондон, 2002.
  292. В.Е. Принудительные факторы исправления и перевоспитания преступника и проблемы их нейтрализации // Проблемы исполнения уголовных наказаний. Рязань, 1991.
  293. В.Ф. Правовая реформа: тенденции и перспективы // Советское государство и право. 1990. № 4.
  294. В.У. Опыт исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2003. № 5.
  295. Г. А. Изменение условий содержания осужденных в процессе отбывания лишения свободы (прогрессивная система). Дис.. канд. юрид. наук. М., 1966. — 320 с.
  296. Н.В. Воспитательная функция наказания и механизм ее реализации. Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1992. 372 с.
  297. Анисимков Владимир М. Антиобщественные традиции и обычаи «преступного мира» среди осужденных в местах лишения свободы и проблемы борьбы с ними. Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1992. 386 с.
  298. Анисимков Владимир М. Реформа системы управления органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы (теоретические основы и механизм реализации). Дис.. докт. юрид. наук. — М., 1998. 384 с.
  299. С.Н. Организация сотрудничества исправительных учреждений УИС с общественными объединениями. Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2003.- 185 с.
  300. Ф.Х. Становление и развитие режима в исправительно-трудовых учреждениях РСФСР. Дис. канд. юрид. наук. -М., 1993. 273 с.
  301. В.В. Правовые и организационные основы режима содержания заключенных в следственных изоляторах МВД России. Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1996.-258 с.
  302. Р.К. Правовые основы и организация исполнения наказания в тюрьмах в период 1917—1953 годы. Дис.. канд. юрид. наук. М., 1999.-268 с.
  303. Л.П. Социально-правовые и организационные вопросы труда осужденных к лишению свободы в условиях развития рыночных отношений. Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1997.-273 с.
  304. С.М. Правовое обеспечение реформы уголовно-исполнительной системы. Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1999.-295 с.
  305. .П. Правовое регулирование и организация закрепления результатов исправительно-трудового воздействия после освобождения из мест лишения свободы. Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1991. 198 с.
  306. П.И. Правовое и организационное обеспечение изоляции осужденных в исправительных колониях. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.- 188 с.
  307. И.И. Управление информационным обеспечением производственно-экономической деятельностью предприятий уголовно-исполнительной системы. Дис. канд. эконом, наук. — М., 2000.243 с.
  308. Р.Г. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности персонала следственных изоляторов и лиц, содержащихся под стражей. Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2001.- 185 с.
  309. С.М. Управленческая деятельность должностных лиц НТК и пути ее совершенствования. Дис.. канд. юрид. наук. М., 1988. — 224 с.
  310. Г. Ш. Управленческая деятельность начальника исправительно-трудовой колонии (организационно-правовые аспекты). Дис.. канд. юрид. наук. М., 1993. — 173 с.
  311. U.E. Профессиональное обучение осужденных к лишению свободы и их вовлечение в общественное производство как факторы предупреждения рецидива преступлений. Дис.. канд. юрид. наук. М., 1981.-326 с.
  312. В.И. Правовое положение лиц, отбывающих наказания (теоретические и прикладные проблемы). Дис.. докт. юрид. наук. М., 1992. — 436 с.
  313. С.Б. Управление маркетинговой деятельностью уголовно-исполнительной системы (экономико-правовой аспект). Дис.. канд. юрид. наук. М., 2000. — 236 с.
  314. A.A. Правовые основы режима содержания осужденных в тюрьмах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2001.- 187с.
  315. H.A. Принципы советского исправительно-трудового права и их закрепление в основах исправительно-трудового законодательства. Дис.. докт. юрид. наук. M., 1970. — 308 с.
  316. М.П. Воспитательная система ИТУ (теоретико-педагогические аспекты). Дис.. докт. пед. наук. -М., 1991. 420 с.
  317. С.П. Взаимодействия исправительных учреждений со средствами массовой информации. Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2000. — 178 с.
  318. Г. А. Теоретические проблемы научной организации управления в органах внутренних дел. Дис.. докт. юрид. наук. М., 1974. — 378 с.
  319. Д.В. Международные стандарты по обращению с осужденными и проблемы их отражения в законодательстве об исполнении наказания в виде лишения свободы. Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1993. 174 с.
  320. A.A. Организационно-правовые проблемы адаптации кадров к службе в системе ИТУ. Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1984. 183 с.
  321. Р.Э. Правовые и организационно-методические проблемы оптимизации процесса исправления и перевоспитания осужденных. Дис.. докт. юрид. наук. М., 1974. — 434 с.
  322. Е.Ф. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки руководящих работников ИТУ. Дис.. канд. эконом, наук. — М., 1984. — 196 с. 6. Авторефераты
  323. O.A. Правовое регулирование назначения и исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1998. — 29 с.
  324. В.З. Формирование теории управления в сфере правоохранительной деятельности и совершенствование управленческой подготовки кадров в органах внутренних дел. Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1988.-34 с.
  325. С.Е. Проблемы системного подхода к организации борьбы с преступностью. Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1979.
  326. M.JI. Тюремные системы: состояние, перспективы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 2003. — 27 с.
  327. Ю.А. Уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних. — Автореф. дис.. докт. юрид. наук. — Рязань, 2002. — 26 с.
  328. А.Ф. Совершенствование управления городскими и районными органами внутренних дел (теоретические и организационно-правовые вопросы). Автореф. дис.. докт. юрид. наук. — М., 1985. -31 с.
  329. Р.В. Правовые и организационные основы кадрового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 2003. -25 с.
  330. Г. Г. Организация взаимодействия исправительно-трудовой колонии с общественностью в решении задач исправления и перевоспитания осужденных. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1987. 24 с.
  331. В.И. Управление персоналом в условиях реформирования УИС Минюста России. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Рязань, 2003.-27 с.
  332. А.Г. Проблемы совершенствования управления процессом воспитания осужденных в НТК. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1981.-27 с.
  333. АЛ. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных. Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1965.-60 с.
  334. С.П. Организация взаимодействия исправительных учреждений со средствами массовой информации. — Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 2000.-25 с.
  335. В.М. Социальная адаптация освобожденных от наказания: (Правовой и социально-психологический анализ). Лвтореф. дис.. докт. юрид. наук. Харьков, 1991. — 36 с.
  336. Г. А. Режим лишения свободы по советскому исправительно-трудовому праву (общие вопросы). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1964. -34 с.
  337. Ю.В. Социально-педагогические основы деятельности пенитенциарной системы США. Автореф. дис.. канд. пед. наук —М., 1993.- 24 с.
  338. И.В. Основные проблемы изучения и повышения эффективности деятельности ИТУ. Автореф. дис.. докт. юрид. наук. — М., 1970. — 38 с.
  339. С.П. Маркетинг в управлении производством исправительно-трудовых учреждений. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1994. -32 с.
  340. С.Х. Правовые и организационные основы привлечения к труду осужденных к лишению свободы (по материалам Республики Татарстан). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2001. — 28 с.
Заполнить форму текущей работой