Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Субъекты ответственности за посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Позиция российских судов представляется не вполне обоснованной, так как, во-первых, в силу действующего законодательства ответственность наступает как для авторов не соответствующих действительности порочащих сведений, так и для лица, распространившего эти сведения (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ № 3); во-вторых, в соответствии с абзацем 4 ст. 1100 ГК РФ ответственность за распространение… Читать ещё >

Субъекты ответственности за посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Право требовать привлечения к ответственности за нарушение права на честь, достоинство и деловую репутацию имеет гражданин, чьи права были нарушены. В случае смерти гражданина его нематериальные блага могут защищаться его наследниками (п. 2 ст. 150 ГК РФ). Если установить лицо, нарушившее нематериальное благо, не представляется возможным (например, направление анонимных писем, распространение в Интернете информации лицом, идентифицировать которое невозможно), лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с требованием о признании распространенных сведений не соответствующими действительности (п. 8 ст. 152 ГК РФ).

Если речь идет о несовершеннолетнем, требование о защите могут предъявить его родители, усыновители, опекуны, попечители, иные лица в соответствии с законом. В отношении юридического лица законодатель предусматривает возможность предъявить требования только о защите деловой репутации (п. 11 ст. 152 ГК РФ). От имени юридического лица действует лицо, уполномоченное на это законом, учредительными документами или доверенностью, а в случае его реорганизации — правопреемник или учредитель.

Субъектами ответственности выступают как авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, так и лица, распространившие эти сведения.

Следует обратить внимание на практику судов относительно распространения мнений в сети Интернет. Согласно сложившейся позиции администрация ресурсов, где размещаются указанные сведения, ответственности за них не несет, так как, по мнению судебных органов, в их действиях отсутствует вина, являющая условием привлечения к ответственности. Однако суд может обязать удалить соответствующую информацию[1].

Позиция российских судов представляется не вполне обоснованной, так как, во-первых, в силу действующего законодательства ответственность наступает как для авторов не соответствующих действительности порочащих сведений, так и для лица, распространившего эти сведения (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ № 3); во-вторых, в соответствии с абзацем 4 ст. 1100 ГК РФ ответственность за распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, наступает без вины.

В случае распространения сведений в СМИ надлежащим субъектом ответственности является как автор, так и редакция средства массовой информации. Если в средстве массовой информации указывается лицо, являющееся источником порочащих и/или не соответствующих действительности сведений, то для него также наступает гражданско-правовая ответственность. Если автора установить невозможно, субъектом ответственности является редакция СМИ, а в случае, если она не является юридическим лицом, ее учредитель.

Под действие ГК РФ подпадают также иностранные средства массовой информации, если орган управления СМИ, филиал или представительство расположены на территории Российской Федерации либо в России находится их имущество, либо автор материала имеет место жительства в России (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 15 июня 2010 г. № 16).

В случае распространения не соответствующих действительности порочащих сведений в рекламном материале к ответственности могут быть привлечены граждане и юридические лица, предоставившие данный материал. На редакцию СМИ также может быть возложена ответственность по распространению опровержения данных сведений. Такой вывод делается исходя из анализа п. 1 ст. 1 ФЗ от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», предусматривающий необходимость пресечения ненадлежащей рекламы, причиняющий вред чести, достоинству, деловой репутации.

Если сведения, порочащие и/или несоответствующие действительности, были распространены работником организации в результате выполнения своей профессиональной деятельности от имени организации, то ответственность наступает для соответствующей организации.

По смыслу п. 1 ст. 152 ГК РФ доказывать факт соответствия сведений действительности должно лицо, распространившее эти сведения. Соответственно, факт распространения сведений и их порочащий характер должно доказать лицо, в отношении которого распространялись эти сведения.

  • [1] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.07.2015 г. по делу № А40−69 753/14. URL: http://ras.arbitr.ru.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой