Мемориальный комплекс города Волгограда
Скульптура «Стоять насмерть» символизирует самый трудный период в Сталинградской битве. Этот воин мужественно замахнулся последней гранатой… На исходе силы, вера в победу… но он храбро, как будто выросши из земли, защищает Родину-Мать. Он представляет собой глубокий обобщённый образ защитника Родины. Мужчина-богатырь стоит как скала на пути у врага. Такие воины стали непреодолимой преградой… Читать ещё >
Мемориальный комплекс города Волгограда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
сталинградская битва мемориальный комплекс Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1956 года за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, город-герой Волгоград награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
В память об этом великом сражении решено было создать мемориальный комплекс на легендарном Мамаевом кургане. Этот комплекс был разработан архитектором Е. Вучетичем и группой профессиональных художников, архитекторов и скульпторов в 1956;1967 годах.
Памятник — ансамбль героям Сталинградской битвы — уникальное сооружение, состоящее из ряда архитектурных частей. Эти звенья, как бы нанизаны на единую ось, представляют собой систему площадей, связанных дорожками.
Следуя в одном направлении, переходя с уровня на уровень, перед глазам встают страницы истории великой Сталинградской битвы. Первой встречает посетителей скульптура «Стоять насмерть».
Скульптура " Стоять насмерть" символизирует самый трудный период в Сталинградской битве. Этот воин мужественно замахнулся последней гранатой… На исходе силы, вера в победу… но он храбро, как будто выросши из земли, защищает Родину-Мать. Он представляет собой глубокий обобщённый образ защитника Родины. Мужчина-богатырь стоит как скала на пути у врага. Такие воины стали непреодолимой преградой армиям вермахта. Это выражается размером скульптуры: её высота 12 метров. Грозное лицо воина смотрит прямо в лицо войне. Напряжённые мышцы воина символизируют мощь и бесстрашие советских защитников. В его глазах ненависть. Ненависть в то время была на глазах у всех. Стремление достичь освобождения побеждает страх и неуверенность.
На стенах-руинах выполнена надпись-высказывание сержанта Павлова: «Огонька им побольше, ребята, чтоб не забывали гады, чья эта улица, чей этот дом». На этой стене изображён герой Сталинградской битвы Михаил Паникаха. Он героически, весь пылая огнем, бросается на вражеский танк. Изображены рельефные сцены, рассказывающие о фронтовой жизни. Стены расписаны выдержками из боевых приказов, протоколов партийных и комсомольских собраний, клятвами воинов. Изображён и раненый Сталинград. Это мужчина в шинели, раненый в грудь, но продолжавший гордо стоять с винтовкой в руках. Его суровое лицо отображает лица многих защитников в то время. Ненависть, стремление помочь своим друзьям и однополчанам — всё это в лице героя. В этих стенах передан общий дух Сталинграда, выражено душевное состояние воинов. Когда находишься между двумя стенами, кажется, что ты на поле боя или в горящих цехах фабрик и заводов: вокруг звук стрельбы, бомбёжки, каменные лица воинов, штыки и трупы. От этих стен начинается путь по гранитным ступеням к Залу Воинской Славы.
Вход в Зал Воинской Славы похож на блиндаж. Округлое здание похоже на древнегреческий пантеон. По высоким стенам, выложенным золотой смальтой, свисают в виде 34 красных знамён списки, символизирующие всех погибших защитников Сталинграда. На самом верху надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной». Среди всего этого из-под земли пробивается огромная белая рука воина с факелом, в котором горит вечный огонь. Эта рука — негласный признак того, что они отдали свои жизни во имя Родины и свободы. Почётный караул рядом с рукой, венки, букеты из живых цветов. Величие композиции и её предназначение видны сразу. Увидев количество имён (а их около 7200), понимаешь, какой ценой была достигнута победа.
Венчает мемориальный памятник — ансамбль 85- метровая скульптура «Родина — Мать».
«Родина — Мать» — женщина, в гневе поднявшая карающий меч. Она призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу. Грозно замахнувшись мечом, она указывает путь к дальнейшему наступлению. Словно римская богиня Ника, она выражает мощь веры в победу, мощь войск защитников. Как орлица — мать в небесах она «раскинула свои крылья», защищая воинов. В её глазах скорбь и крик мольбы. Это обобщённый образ всех матерей, жён, дочерей. Скульптура воспринимается в тесной связи с холмом, крутые скаты кургана естественно и логично подготавливают появление статуи. С неё, с вершины Мамаева кургана, открывается величественная панорама всего города — героя Волгограда, достойного памятника тем, кто защищал его свободу и независимость, с великой русской рекой Волгой, с её простором и красотой. Этой скульптурой выражается величие победы. Она имеет поистине уникальные архитектурные особенности: является самой высокой скульптурой в мире, её вес составляет 8 тысяч тонн. Она прекрасно смотрится в любое время года: летом — среди сплошного травянистого ковра, зимой — освящённая лучами прожекторов, величественная статуя, выступая на фоне тёмносинего неба, как бы вырастая из кургана, сливаясь со снежным покровом. Уже подъезжая к городу, её легко различить среди промышленных и жилых помещений. Она является своеобразным символом города Волгограда.