Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование российского рынка в 17 в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальная структура российского общества ХУII в. соответствовала феодально-крепостнической экономике, где новые капиталистические элементы не превратились еще в уклад хозяйства. Высшим слоем господствующего класса было боярство — потомки бывших великих и удельных князей. Около сотни боярских семей владели вотчинами, служили царю и занимали руководящие должности в государстве. К концу… Читать ещё >

Формирование российского рынка в 17 в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная структура российского общества ХУII в. соответствовала феодально-крепостнической экономике, где новые капиталистические элементы не превратились еще в уклад хозяйства. Высшим слоем господствующего класса было боярство — потомки бывших великих и удельных князей. Около сотни боярских семей владели вотчинами, служили царю и занимали руководящие должности в государстве. К концу ХУ11столетия боярство все более утрачивало свою мощь и сближалось с дворянством. Дворяне составляли верхний слой государевых служилых людей по отечеству. Они владели поместьями на наследственном праве в случае продолжения службы детьми после их родителей. Сельское крестьянское население состояло из двух основных категорий— владельческого и черносошного крестьянства. Владельческими или частновладельческими назывались крестьяне, жившие на землях вотчин и поместий. Они несли тягло (комплекс повинностей) в пользу государства и своего феодала. Феодалы — владельцы вотчин и поместий стремились расширить свои права на владельческих крестьян. Помещик получил право выступать в суде за своих крестьян, он имел также право вотчинного суда над населением своего поместья. Государство оставляло за собой право суда лишь по наиболее тяжким преступлениям. Близкое к частновладельческим крестьянам место занимали крестьяне монастырские. Другой крупной категорией крестьянского населения было черносошное или государственное крестьянство. Оно проживало на окраинах страны — на Поморском Севере, Урале, в Сибири, Юге. Черносошные крестьяне не имели права покидать свои земли, если не «находили себе замену. Они несли тягло в пользу государства. Их положение было легче, чем у частновладельческих. Черные земли можно было продавать, закладывать, передавать по наследству. Среднее положение между черносошными и частновладельческими крестьянами занимали крестьяне дворцовые, обслуживавшие хозяйственные потребности царского двора. Они имели собственное самоуправление и подчинялись дворцовым приказчикам. Рост феодальной эксплуатации, увеличение налогов и повинностей повлекли за собой в большем, чем раньше, масштабе социальное расслоение крестьянства — выделение зажиточной верхушки, с одной стороны, и разорившихся бедняков — с другой. Основная масса городского населения называлась посадскими людьми. Буржуазия в городах еще не сложилась. Во многих городах России посадское население — торговцы и ремесленники были немногочисленны, здесь часто преобладали военные чины и ах семьи, а решающую роль в городской жизни играли крупные феодалы. Верхушку города составляли купцы. Самые богатые из них (в Москве ХУII в. таких было примерно 30 человек) царским повелением объявлялись «гостями». Многие состоятельные купцы объединялись в двух московских сотнях — «гостинной» и «суконной». Городские ремесленники часто объединялись по профессиональному признаку в слободы и сотни. Они несли тягло— повинности в пользу государства, выбирали своих старост и сотских. Такие слободы назывались черными. Кроме них, в городах были черные слободы, принадлежавшие боярам, монастырям, епископам. Эти слободы «обелялись» (освобождались) от несения городского тягла в пользу государства. Особое сословие составляло духовенство. В него входили архиереи и монахи — черное духовенство и священники белое духовенство. Соборное Уложение 1649 г. запретило монастырям приобретать новые вотчины. Вольные и гулящие люди (вольные казаки; дети священников, служилых и посадских людей, наемные рабочие, бродячие музыканты и скоморохи, нищие, бродяги) не попали в вотчины, поместья или городские общины и не несли государственного тягла. Из их числа набирались служилые люди по прибору. Однако государство всячески стремилось поставить их под свой контроль.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой