Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Специфика воспитания норм культуры в младшей школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежит моральный принцип нашего общества: гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои поступки и поведения. Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил с точки зрения… Читать ещё >

Специфика воспитания норм культуры в младшей школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В работе с младшими школьниками возможные проведения и специальные упражнения для планомерного отработка отдельных навыков культурного поведения. Но упражнение — это не только простое повторение. Для того чтобы повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось позитивными эмоциями, приятным переживанием. Иногда это молчаливое одобрение взрослого, поощрение коллектива, товарищей. Повторение только тогда становится упражнением, когда сам ребенок активно стремится к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет поступать правильно. Иными словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.

Основные методы работы над правилами — разъяснение и приучения, организация жизни детей в соответствии с требованиями правил.

Содержание работы по воспитанию культуры поведения в начальной школе дети должны усвоить достаточно большой объем знаний об основных правилах культурного поведения и приучиться осознанно выполнять их. Конкретных правил приличия и поведения много, познакомить школьников со всеми трудно, так вряд ли это нужно. В жизни всегда может создаться такая ситуация, в которой дети оказались впервые. Поэтому очень важно учить школьников не только правилам поведения, но и одновременно умению действовать в связи с духом правил находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил. Эта задача сложная, и чтобы успешно разрешить ее, необходимо следующее. В работе с детьми нужно учить их выполнению правил поведения в различных ситуациях, с которыми чаще всего они встречаются: в школе, на улице, в общественных местах. При этом конкретные правила обязательно будут повторяться. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился выполнять то же правило в различных условиях [21, c. 68−70]. Следует помнить, что для младшего школьника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прост.

Например, ребенок знает, что в школе надо здороваться со всеми взрослыми, а не только со своей учительницей. Даже первоклассник довольно быстро овладевает этим правилом. В школе он всегда здоровается со всеми учителями, родителями. А вот за пределами школы, на улице ребенок может не выполнять это правило. И вовсе не по злому ли намерении беспамятства. Просто он не знает, что, встретив на улице, в магазине, в кино знакомого (учителя, директора школы, или маму папу своего товарища и др.), надо с ним обязательно поздороваться. Или другой пример, Дети научились уступать место старшим в трамвае, автобусе, троллейбусе и т. п. Они делают это — охотно, без напоминаний. Но вот пришла бабушка в школу. Ученик сидит, а бабушка стоит, иногда еще разговаривает с учеником. И ой не догадается предложить ей сесть. Мальчик приучен уступать место пожилым только в транспорте.

Культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежит моральный принцип нашего общества: гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои поступки и поведения. Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил с точки зрения нравственности. Единство знания, навыки и привычки способствует приобретению устойчивого поведения, формированию определенных качеств личности. Всегда быть вежливым, обязательным, точным — значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность. Осознание ребенком своего поведения происходит постепенно под руководством учителя, под влиянием общественного мнения коллектива, состоящего.

Всю работу по воспитанию культуры поведения следует строить по определенной программе.

В каждом классе дети осваивают все основные компоненты культуры поведения: личную гигиену, вежливость, точность, обязательность, культуру речи и др. Круг правил, который должны овладеть дети в следующем классе, увеличивается, школьники постепенно знакомятся с более сложными и тонкими правилам. В каждом основном разделе работы учитель проводит одно занятие, а всего в году шесть занятий, включая заключительную, общую для всех начальных классов декабря. Специальная работа с заранее запланированной темы, проведение организованных занятий не означают, что учитель не проводит повседневную работу с учащимися по воспитанию культуры поведения.

Естественно, что учитель не может проходить и мимо факты нарушения детьми правил поведения, выходящие за рамки той теме, над которой работает с ними теперь. Если учитель видит, что ребенок не выполняет какие-то правила, так как не знает их, а специально отрабатываться они будут только в будущем, то он, конечно, показывает, как надо поступить в данном случае.

Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами являются приучения школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснения им соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила, отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель показывает, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как вести себя за столом, как выполнять правила вежливости. На этом же занятии дети повторяют действия учителя, учатся поступать правильно. А потом эти упражнения включаются в разнообразную деятельность школьников. Дети едут в театр, идут на день рождения к товарищу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать в соответствии с известным им правилам. Учитель наблюдает за поведением детей, он отмечает те пробелы, и ошибки, что дети делают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.

Выполнение общественных поручений требует от детей не только умение выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдать определенные правила поведения. Так, третьеклассники шефствуют над первоклассниками, играют с дошкольниками, дежурят на своем этаже, собирают макулатуру. При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками [10, c. 83]. Общение с ними требует от школьников знания многих правил культурного поведения. Умение следовать правилу в повседневной жизни становится необходимым для детей. Поэтому дети стараются запомнить то, что они изучают на специальных занятиях, и применить полученные знания на практике. Это обстоятельство в значительной степени облегчает работу учителя по воспитанию культуры поведения.

В системе работы учителя большое значение имеет и разъяснение детям этических норм, связанных с правилами культурного поведения. Методы разъяснения разные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанной рассказы, стенды по культуре поведения. Главная задача нравственного образования — формировать нравственные представления и понятия о доброжелательность, справедливость, гуманность, дружбе, обществе и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайный и необоснованное требование, а как разумная необходимость, очевидна для младших школьников [8, c. 92−93].

Среди методов разъяснения правил поведения ведущее место должно занять беседа учителя с детьми. Почему именно беседа? Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга, выражают разные мнения, основываясь на собственном (пусть небольшом и ограниченном) опыте. Именно в беседе раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учеников позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомые или незнакомые вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог беседе, формулирует правила поведения, останавливается на ложных высказываниях.

Эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения — использование литературных произведений — рассказов, стихов, басен. При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы правильного поведения и негативные поступки. В работе с детьми нужно широко использовать юмор. Важно показать детям, в смешном виде героев произведений, или не умеют не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не. быть похожими на них. Прекрасным материалом для этой работы есть стихи А. Барто «Любочка», «Сонечка», «В театре», «Почему занят телефон», С. Михалкова «Одна рифма», «Прогулка», Ул. Лившица «Перчатки», «Неряха» и др. Эти стихи можно прочесть в лицах, поставить по ним небольшие инсценировки. Следует, однако, подчеркнуть, что учитель должен очень тактично использовать смех как средство воспитания. Не следует напрямую связывать плохие поступки героев стихотворений с поведением ребят данного класса, высмеивать их. Если такие аналогии проводятся и делается это прямо, то дети не пытаются исправить свое поведения, а обижаются, замыкаются в себе, а иногда начинают поступать. Назло учителю.

Специальная работа по культуре поведения проходит в форме занятий. Проведение этой работы условно можно разделить на три этапа: подготовка к занятию, проведение занятия и повседневная работа.

Во время подготовительного этапа учитель выясняет, что известно детям по данной теме, какие правила они умеют выполнять, насколько устойчиво их поведения. Учитель разрабатывает форму занятия, формулирует правила, которые должны усвоить дети, определяет содержание своей беседы с детьми. Готовятся к занятия и дети. За неделю до занятия они получают разные задачи, например: разучить стихотворение, подготовить инсценировку, подобрать загадки и пословицы, связанные с темой занятий. Обычно подготовка идет в или группах звездочках в секрете от других, таким образом и выступления ребят каждой группы на самом занятии сохраняет новизну для других [12, c. 117].

Именно занятия должно быть интересным и праздничной. Хорошо, если дети с нетерпением ждут его. Праздничность связана с тем, что до занятия дети готовят разное выступления, обсуждают события классного жизни, играют, приглашают родителей, показывают, что они умеют делать. Конечно. Занятие начинается беседой учителя, называет тему занятия, ставит перед детьми вопрос. В конце занятия учитель точно формулирует правила поведения. Лучше, если в составлении правила принимают участие сами ребята, не надо бояться детских формулировок, как бы неуклюжие они ни были. В этом случае правило как бы придуманное самими детьми и целесообразность его особенно очевидна. Неплохо, когда правила оформлены в виде плаката. Зачастую занятия строится так, чередующийся беседа, показ, игра, инсценировка. Занятия проводится один или два раза в четверть. Оно продолжается 45 минут.

Как бы ни было содержательно и интересное занятие, как бы хорошо ни выступали на нем дети, как бы точно они ни сформулировали все правила, основная работа по накоплению опыта правильного поведения проходит в повседневной жизни младших школьников; на уроках, во время перемен, в раздевалке, по дороге домой, во время посещений театра, кино, на прогулках, экскурсиях, в общении друг с другом и взрослыми. Поэтому внимание учителя направлена на такую организацию жизни детей, которая давала бы возможность для упражнения их в правильном поведении. Если ученики хорошо знают, какие требования к ним предъявляются, каждый из них научный, как следует вести себя в том или ином случае, то контроль за поведением идет со стороны не только учителя, но и детского коллектива.

Таким образом, можно отметить, что организация работы с классом является главной задачей учителя. Но вместе с тем проводится и индивидуальная работа с отдельными учениками в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье. Индивидуальная работа проводится в тесном контакте с родителями.

Родительское собрание — основной приём общения учителя и родителей. Но как вызвать взрослых на откровенный разговор? Ведь чаще всего мамы и папы на собраниях только молча воспринимают информацию. А как же тогда помочь им увидеть недостатки в воспитании ребёнка и направить каждого взрослого в нужное русло? В приложении, А к данной курсовой работе дается пример проведения одного из родительских собраний.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой