Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опытная работа подтвердила правильность нашего предположения о том, что: а) выполнение постепенно усложняющейся композиционной деятельности по освоению закономерностей композиции и языка изобразительного искусства в целом обеспечивает накопление студентом опыта творческой деятельности и дает ему необходимую степень свободы в реализации своих изобразительных возможностей. Так выполнение студентами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы развития композиционно-творческих способностей студентов художественного факультета педвуза
    • 1. 1. Проблема формирования композиционно-творческих способностей (психологический аспект)
    • 1. 2. Педагогическое руководство развитием композиционно-творческих способностей студентов
    • 1. 3. Развитие композиционных способностей в методике т обучения композиции
  • Глава 2. Формирование композиционно-творческих способностей студентов в процессе преподавания на художественных факультетах педвузов
    • 2. 1. Методика организации учебных занятий по композиции на художественных факультетах педвузов
    • 2. 2. Содержание учебной программы по композиции раздел «Композиция пейзажа»)
    • 2. 3. Динамика развития композиционно-творческих способностей студентов в процессе экспериментального обучения

Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди широкого круга проблем, решаемых современной художественной педагогикой, одной из наиболее значительных является задача подготовки квалифицированных специалистов, способных не только успешно реализовывать приобретенные за годы учебы теоретические знания, профессиональные умения и навыки, но и умеющих применять их в собственной композиционной деятельности в процессе создания картины. В этой связи, задача формирования способности к творческой интерпретации натурных наблюдений является одной из основных в процессе обучения студентов художественных факультетов педвузов.

Особую роль в формировании у студентов способности к художественно-творческому переосмыслению предметов и явлений окружающей действительности играют учебные занятия по композиции. В настоящее время наработан определенный опыт преподавания данной дисциплины. Ведущие преподаватели художественных факультетов, опираясь на типовую учебную программу /141/, на существующие учебные пособия по композиции, на собственный опыт и опыт коллег, занимаются поиском приемов и методов обучения композиции с учетом специфики культурных и национальных традиций каждого региона. Однако, наряду с положительными, наблюдаются и некоторые отрицательные тенденции. К сожалению, довольно часто преподаватели, имеющие большой опыт педагогической деятельности, активно занимающиеся творчеством, разработавшие индивидуальную методику преподавания композиции (на которой был подготовлен целый ряд интересных молодых художников-педагогов), не проявляют должного интереса к научно-теоретической разработке методических рекомендаций, распространению и широкому внедрению собственных идей в практику преподавания. По этой причине в настоящее время очень мало публикаций по вопросам преподавания композиции в учебных заведениях художественной направленности.

Разработкой научных основ преподавания композиции на ХГФ педвузов занимается E.B. Шорохов — автор широко известных учебных пособий по данной дисциплине. Отдельные теоретические и методические рекомендации и указания по проблемам композиции различных видов и жанров изобразительного искусства содержатся в работах Г. В. Беды, А. Д. Гончарова, Н. Г. Козлова, A.C. Пучкова, A.B. Триселева, А. П. Яшухина и других авторовв диссертационных исследованиях Ю. М. Алиева, В. Н. Есипова, В. В. Иванченко, H.A. Короткова, В. П. Климовича, Ю. Н. Окунева, И. А. Павлюка,.

A.A. Сихаева.

Для становления современных методов преподавания композиции большое значение имеет опыт педагогической деятельности таких известных художников-педагогов, как П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовский, Е. А. Кибрик,.

B.А. Фаворский, К. Ф. Юон, считавших главной целью обучения развитие у обучающихся гибкости композиционного мышления, формирование способности к самостоятельной творческой деятельности на базе целенаправленного освоения языка изобразительного искусства. Созвучные им мысли сегодня высказывают многие ученые, педагоги. Однако, анализ практики преподавания композиции показывает, что, несмотря на значительное количество работ, в которых рассматриваются вопросы активизации композиционной деятельности студента, сложившаяся система преподавания не отвечает современным требованиям к подготовке будущих художников-педагогов.

Переход художественно-педагогического образования на новое содержание, ориентированное на подготовку квалифицированных специалистов, способных к созданию высокохудожественных произведений по изобразительному искусству, требует совершенствования традиционной системы преподавания дисциплины «Композиция» на художественных факультетах педвузов. Наличие у молодого художника-педагога способности к свободной интерпретации натурных наблюдений в творческой композиции, умения передавать средствами искусства собственные мысли, эмоции, чувства во многом зависит от уровня развития его композиционно-творческих способностей — комплекса специфических художественных способностей, оказывающих влияние на качество протекания процесса сочинения и практического исполнения картины. Вопросы развития композиционных способностей студентов на этапе перехода от учебных натурных зарисовок к творчеству, поднимаемые в диссертации, в настоящее время мало изучены, что указывает на актуальность выбранной темы нашего исследования.

Проблема способностей занимает ведущее место в трудах ученых, исследующих вопросы художественного творчества (В.П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. И. Киреенко, А. Г. Ковалев, Я. А. Пономарев, К. К. Платонов, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др.). Ряд работ посвящен вопросам формирования изобразительных способностей в процессе целенаправленного обучения и воспитания (B.C. Кузин, H.H. Ростовцев, Т. С. Комарова, Е. В. Шорохов, С. Е. Игнатьев, A.C. Пучков, A.B. Триселев и др.). Особого внимания заслуживают исследования Е. В. Шорохова, в которых впервые было произведено научно-теоретическое обоснование учебного предмета «Композиция» в системе художественно-педагогического образования, раскрыто содержание данной учебной дисциплины, разработана методика ее преподавания, описаны теоретические основы композиции. Е. В. Шорохов указал также пути дальнейшего исследования данной проблемы, среди которых необходимость разработки вопросов целенаправленного развития композиционных способностей студентов ХГФ названа в числе приоритетных направлений художественной педагогики /185,186/.

В диссертационных исследованиях последних лет заметно возросло внимание художников-педагогов к проблеме развития композиционных способностей студентов. Так, вопросы формирования способности к композиционной организации изображения на картинной плоскости в процессе рисования с натуры рассмотрела в своем исследовании Н. Г. Назарова, акцентировавшая внимание на специфических вопросах целостности рисунка и разработавшая методику формирования у студента умения согласовывать все изобразительно-выразительные средства в соответствии с содержанием учебной постановки /123/.

Проблемы развития композиционно-творческих способностей студентов на занятиях по рисунку касается в своей диссертации Н. С. Ищук, которая в ходе исследования доказывает, что использование в процессе обучения специальной научно-обоснованной методики, в основу которой положен творческий композиционный подход к рисунку, позволяет активизировать художественно-образное мышление и творческое воображение студентов /73/.

Влияние композиционных задач на оптимизацию процесса обучения живописи с натуры анализирует в своем исследовании Н. П. Меньшиков. Автор данной работы проводит мысль о необходимости комплексного планирования учебного процесса на занятиях живописи и композиции, включения ряда взаимодополняющих специальных заданий, качественно повышающих решение композиционных задач в учебной работе /117/.

Однако, как показывает анализ, в данных работах вопросы развития композиционных способностей затрагиваются в связи с исследованием композиционной деятельности студентов в процессе натурного рисования на занятиях по рисунку и живописи.

Интересующие нас вопросы развития композиционно-творческих способностей студентов в процессе освоения ими курса композиции впервые были исследованы В. Н. Есиповым, который проанализировал структуру композиционных способностей и экспериментально доказал возможность целенаправленного формирования различных компонентов этих способностей. Решение данной проблемы он видит в использовании комплекса разнообразных, оптимально сочетающихся форм и методов целенаправленного обучения и воспитания на фоне широкого общего развития студентов с учетом их индивидуальных особенностей. В. Н. Есипов справедливо указывает, что «не существует одного какого-либо совершенного способа, который сразу бы коренным образом улучшил способности» /58, с. 3/. Формы и методы обучения с различной степенью эффективности обеспечивают решение задач по развитию различных компонентов композиционных способностей. Следовательно, проблема формирования способностей, в значительной степени, состоит в поиске способов (форм и методов) обучения и вариантов их оптимального сочетания. Данный исследователь предлагает один из возможных способов решения проблемы на начальном этапе обучения композиции, не касаясь вопросов развития композиционных способностей студентов в процессе изучения ими раздела «Композиция пейзажа». Таким образом, в исследованиях по композиции остается неразработанной проблема формирования способностей на этапе перехода от репродуктивной изобразительной деятельности к творческой интерпретации образов восприятия, памяти и представления, которые являются центральными в нашем исследовании.

Поскольку данная проблема сложна и многогранна, поиск методов и приемов обучения, обеспечивающих активное развитие композиционно-творческих способностей студентов, по-прежнему, остается одной из основных задач художественной педагогики. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности и необходимости дальнейшей научной разработки обозначенной проблемы.

Эффективное развитие композиционных способностей студентов возможно только в результате направленного педагогического воздействия и определяется характером организуемой композиционной деятельности, выполнение которой создает возможности для постепенного продвижения студента по уровням деятельности от натурного изображения к композиционному экспериментированию, осознанию эмоционально-выразительного воздействия формальных средств языка изобразительного искусства и к формированию у студента способности правильно выбирать художественные средства в зависимости от конкретных учебно-творческих задач и содержания будущей картины.

Анализ ныне действующей программы по композиции для педвузов /141/, дает основание для вывода о том, что учебные задания не способствуют решению задачи по организации целенаправленного освоения студентами композиционных закономерностей и, в частности, приемов и способов композиционного построения картины, разработанных художниками различных стилевых течений и направлений, не всегда отвечают требованию постепенного усложнения композиционной деятельности студента на каждом конкретном этапе обучения. В результате чего, студент испытывает определенные трудности в процессе самостоятельной композиционно-практической деятельности, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии его способностей. В существующей методике преподавания композиции имеют место и такие недостатки, как отсутствие четкой систематизации теоретического материала, нерациональное использование учебного времени, недостаточная взаимосвязь между теоретическим и практическим разделами курса.

Выявленные противоречия между современными требованиями к подготовке специалистов, характером стоящих перед данной дисциплиной задач и недостаточной разработанностью методики формирования композиционно-творческих способностей студентов, как фактора повышения качества их профессиональной подготовки в процессе изучения курса композиции, обусловили актуальность выбранной темы исследования. Поиск условий эффективного развития композиционно-творческих способностей студентов в процессе изобразительной деятельности на учебных занятиях по композиции составил проблему нашего исследования.

Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке методики развития композиционно-творческих способностей студентов художественных факультетов педвузов.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции.

Предметом исследования является процесс развития композиционно-творческих способностей студентов художественных факультетов педвузов на занятиях по композиции.

В результате изучения теории вопроса, анализа различных систем преподавания композиции, учебных программ, практических работ студентов мы пришли к убеждению, что интенсивное развитие композиционных способностей возможно только в специально организованной педагогически управляемой композиционно-творческой деятельности студентов. Системный подход к содержанию учебной дисциплины предполагает использование исторически наработанного художественного опыта. В данном исследовании предполагается усвоение художественного опыта в виде вычлененных композиционных закономерностей, освоение которых и должно стать предметом композиции. Под композиционными закономерностями мы понимаем те компоненты языка изобразительного искусства, на которых основывается структурная, стилистическая, эмоционально-смысловая организация художественного произведения. Исходя из вышесказанного, нами была выдвинута следующая гипотеза: развитие творческих способностей будет эффективным, если процесс обучения композиции строить на выполнении студентами системы постепенно усложняющихся заданий, требующих осознанного отношения к выполняемым композиционным действиям и высокой активности в решении учебно-творческих задач, направленных:

— на изучение традиционных способов построения композиции;

— на анализ натуры и поиск приемов ее стилистической и ассоциативной трансформации;

— на использование собственного интеллектуально-творческого и эмоционального опыта;

— на создание стилистически законченного произведения в рамках учебного процесса.

Исходя из общей цели, объекта, предмета и сформулированной гипотезы, перед исследованием были поставлены следующие задачи:

— выявить психологические закономерности развития композиционно-творческих способностей студентов и произвести классификацию композиционных способностей;

— определить педагогические условия развития композиционно-творческих способностей в процессе обучения композиции;

— изучить состояние проблемы преподавания композиции в теории и практике высшей школы;

— разработать содержание учебной программы по композиции (раздел «Пейзаж»), на основе системы усложняющихся заданий;

— разработать методику развития композиционно-творческих способностей студентов на занятиях по композиции;

— проверить в ходе эксперимента влияние разработанных педагогических решений на эффективность развития композиционно-творческих способностей студентов.

Методологическую основу исследования составляют ведущие положения психологии и педагогики по проблемам развития способностей, положения о специфике художественно-образного восприятия и художественно-творческой деятельности, теоретические исследования методики преподавания композиции.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1989 по 1997 год в три условно разграниченных этапа. На всех этапах проводился анализ работ по дидактике, психологии и методике преподавания композиции, изучалась литература по теории изобразительного искусства, имеющая отношение к проблеме исследования.

На первом этапе (1989;1990 гг.) осуществлялось изучение состояния процесса преподавания дисциплины «Композиция» и других специальных дисциплин на художественных факультетах педвузов, была сформулирована проблема и определены методы исследования.

На втором этапе (1990;1993 гг.) в теоретическом плане была сформулирована гипотеза, определены задачи исследования, уточнены понятия «композиционные способности» и «композиционные закономерности». Для реализации педагогических решений было разработано содержание новой учебной программы, происходил поиск и отбор приемов и методов обучения, определялись педагогические условия, которые могут служить целям развития композиционных способностей студентов. В практическом плане проводился поисковый эксперимент.

На третьем этапе (1993;1997 гг.) в теоретическом плане была произведена классификация композиционных способностей, выведены возможные уровни их развитияпроведена работа по уточнению принципов, положенных в основу учебной программы, и содержания учебных заданийподготовлены учебно-методические рекомендации по развитию композиционных способностей студентов в процессе освоения ими языка изобразительного искусства. В практическом плане был проведен массовый обучающий эксперимент в Кокшетауском педагогическом институте имени Ш. Уалиханова и Алматинском государственном Университете имени Абая, осуществлялась обработка и анализ результатов опытной работы, формулировались окончательные выводы и предложения.

На каждом этапе использовался комплекс методов исследования, адекватных поставленным задачам:

— теоретический анализ проблемы;

— изучение педагогического опыта по развитию композиционных способностей студентов художественного факультета педвузанаблюдение, беседы и анкетирование студентов и педагогов;

— проведение педагогического эксперимента по разработанной методике;

— математическая обработка и анализ количественных результатов «срезов» на начальном, промежуточном и завершающем этапах обучения.

Научная новизна выполненного исследования:

— в исследовании произведена классификация композиционных способностей на основе психических функций и процессов;

— выявлена взаимозависимость между интенсивностью развития композиционно-творческих способностей студентов и включением их в постепенно усложняющуюся композиционную деятельность от репродуктивного воспроизведения натуры к творческой ее интерпретации;

— выведены уровни развития композиционных способностей, отображающие степень сформированности у студента способности к самостоятельной композиционно-творческой деятельности;

— сформулированы принципы составления программы по композиции и предложена система учебных заданий, предполагающая последовательное изучение студентами традиционных приемов построения композиции, способов стилистической и ассоциативной трансформации натуры с постепенным выходом на создание общественно значимой картины.

Основные положения, выносимые на защиту:

— классификация композиционных способностей, произведенная на основе психических функций и процессов;

— комплекс психолого-педагогических условий и методов обучения, содействующих эффективному развитию композиционно-творческих способностей студентов;

— программа по композиции (раздел «Пейзаж»), включающая серию постепенно усложняющихся заданий, основывающихся на анализе студентом натуры, освоении традиционных приемов композиционного структурирования изображения, изучении способов стилистической трансформации натуры, активном использовании эмоционального и интеллектуального опыта студента;

— методика обучения композиции, обеспечивающая эффективное развитие композиционно-творческих способностей студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации произведено обоснование нового подхода к решению проблемы развития композиционно-творческих способностей студентов на учебных занятиях по композиции, основанного на целенаправленном их вовлечении в постепенно усложняющуюся композиционную деятельность от натурного изображения наблюдаемых объектов к их стилистической трансформации, поиску вариантов композиционно-структурного построения с выходом на образное решение учебно-творческой композициисформулированы основные принципы построения системы постепенно усложняющихся заданий.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— научно обоснована и проверена на практике методика обучения композиции, направленная на эффективное развитие творческих способностей студентов;

— предложены конкретные методические рекомендации по развитию композиционно-творческих способностей студентов, которые могут использоваться при создании учебных программ, учебных пособий по композиции на художественных факультетах педагогических вузов и в других учебных заведениях художественного профиля;

— разработана и введена в программу система учебных заданий и упражнений по композиции пейзажа, обеспечивающая развитие композиционно-творческих способностей студентов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются использованием методов, адекватных задачам исследования, всесторонним качественным и количественным анализом результатов эксперимента, полученными результатами опытно-экспериментальной работы со студентамиобъемом материала исследованияопорой на научные труды по педагогике, психологии, искусствознанию.

База исследования: факультет изобразительного и прикладного искусства Алматинского Государственного Университета имени Абая, художественно-графический факультет Кокшетауского педагогического института имени Ш. Уалиханова. Общее количество студентов, участвовавших в эксперименте — 250.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Разработанные автором научно-методические рекомендации по решению проблемы развития композиционных способностей студентов применяются в практике работы художественно-графического факультета Кокшетауского педагогического института им. Ш. Уалиханова, факультета изобразительного и прикладного искусства Алматинского Государственного Университета им. Абая, художественного отделения Белгородского колледжа культуры и искусств, университета «Бизнеса моды» Сымбат" (г. Алматы), в школах г. Ал-маты (№ 46, 95).

Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры рисунка и живописи Кокшетауского пединститута и на кафедре графики АГУ им. Абаяна методической конференции АГУ им. Абая в 1995 годуна научной конференции профессорско-преподавательского состава АГУ им. Абая в 1996 годуна научно-методической конференции преподавателей ХГФ КПИ им. Ш. Уалиханова в 1993 году. С 1993 по 1999 года по теме диссертационного исследования проводилась методическая работа со слушателями городского института усовершенствования учителей (г. Алматы).

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения в четырех частях. Объем диссертации 173 страницы машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Уровень современного развития общества требует от вузовского художественно-педагогического образования подготовки молодых специалистов, способных к творческой интерпретации образов восприятия и представления в самостоятельной изобразительно-творческой деятельности. Одной из основных задач процесса обучения студентов художественного факультета педвуза является развитие их композиционно-творческих способностей.

Исследование проблемы показало, что психолого-педагогические условия развития композиционных способностей основаны на общем подходе к сущности способностей и их развитию и заключаются в следующих обоснованных в данной работе положениях: а) способности, необходимые для полноценной композиционно-творческой деятельности, формируются постепенно в длительном образовательном процессе, который основан на постоянной изобразительной практикеб) активизация процесса развития композиционных способностей обеспечивается вовлечением студентов в выполнение специально организованной композиционной деятельности, сопровождающейся осознанным овладением предметом деятельности, при этом изобразительная деятельность должна быть оптимальной степени трудностив) наиболее эффективное совершенствование психических свойств личности студента и, следовательно, развитие его композиционных способностей происходит в результате многократного повторения близких по структуре способов композиционной деятельностиг) целенаправленное развитие творческих способностей студента происходит в процессе выполнения им постепенно усложняющейся системы учебной композиционной деятельности, направленной на поэтапное овладение содержанием изучаемого материала на уровне репродуктивного воспроизведения, композиционного экспериментирования на основе образца, более свободного преобразования объекта восприятия на продуктивном уровне с выходом на собственно творческий уровень композиционной деятельности. Последовательное продвижение по уровням способствует постепенному возрастанию творческого элемента выполняемой деятельности, увеличению доли самостоятельности, познавательной активности студента и качественному росту его способностейд) процесс развития композиционных способностей студентов становится управляемым, если система учебных заданий построена в соответствии с дидактическими принципами последовательности и постепенности усложнения учебного материала, приведены в соответствие учебные цели, задачи, содержание теоретического и практического разделов курса композиции и адекватна степени сложности организуемой композиционной деятельности студентове) решению задачи постепенного продвижения студентов по уровням деятельности от репродукции к творчеству способствует система учебных заданий, основывающаяся на методах программированного обучения с элементами проблемного обучения, которая позволила повысить активность студентов, основательность, систематичность и скорость усвоения ими нового материала, более эффективно использовать учебное время, четко контролировать процесс овладения студентами композиционной деятельностью, стимулировать постепенное развитие их композиционных способностейж) основным условием успешного развития творческих способностей студентов выступает адекватная содержанию обучения педагогическая организация учебной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями, способами умственной и практической деятельностиз) интенсивность развития композиционных способностей студента в значительной степени зависит от его мотивационной готовности к выполнению композиционно-творческой деятельности, наличия склонности к данному виду изобразительной деятельности.

Художественная интерпретация натуры в процессе самостоятельной композиционной деятельности возможна лишь на основе свободного владения языком искусства. Поэтому освоение студентами принципов композиционного построения картины должно, на наш взгляд, пройти через этап изучения традиционных приемов композиционного структурирования изображения и опыта композиционной организации картин известными художниками, этап поиска схем построений, с последующей интерпретацией на их основе собственных натурных наблюдений. Систематическое целенаправленное освоение способов композиционной организации картины, построенное на одновременном изучении теории и практики, обеспечивает последовательное овладение студентами композиционной деятельностью в соответствии с основными фазами творческого процесса и способно оказать положительное влияние на интенсивность развития композиционных способностей студентов. В основе развития творчества студента лежит освоение закономерностей построения картины, а также практических навыков работы над творческой композицией. Все вышеизложенное явилось базой для разработки новой методики преподавания композиции, основывающейся на принципах развивающего обучения, эффективность которой была доказана в ходе экспериментального исследования.

Итоги формирующего эксперимента показали положительное воздействие предложенной методики организации художественно-творческой деятельности студентов на учебных занятиях по композиции на развитие их творческих способностей, на активизацию процессов мышления и воображения и формирование индивидуального опыта творческой деятельности. Выполнение специально организованной композиционной деятельности привело к активному накоплению студентами профессионально-художественных знаний в области композиционного построения картины, практических навыков технического выполнения композиции, к осознанию изобразительно-выразительных возможностей языка изобразительного искусства, к свободному оперированию образами восприятия, памяти и представления, к их трансформации в соответствии с собственными ассоциациями, эмоциональным и интеллектуальным опытом. Постоянное возрастание уровня творческих требований обеспечило развитие гибкости мышления студентов, способности к вариациям и творческим интерпретациям, способности анализировать и критически относиться к творческому продукту, способности к постоянному самосовершенствованию.

Опытная работа подтвердила правильность нашего предположения о том, что: а) выполнение постепенно усложняющейся композиционной деятельности по освоению закономерностей композиции и языка изобразительного искусства в целом обеспечивает накопление студентом опыта творческой деятельности и дает ему необходимую степень свободы в реализации своих изобразительных возможностей. Так выполнение студентами системы краткосрочных упражнений по освоению закономерностей искусства, опыта композиционных построений и способов стилистического решения изображения, способствует активизации логических функций, развитию гибкости композиционного мышления, комбинаторных способностей, чувства ритмической организации картинной плоскости, оптического равновесия, чувства пластики и стилистической целостности изображения. Усложнение характера композиционной деятельности требует сознательного отбора композиционных закономерностей, обращения к собственным ассоциациям и интеллектуальному опыту, обеспечивает повышение мыслительной активности студентов, развитие у них способности к самостоятельному композиционному поиску, способности свободно манипулировать зрительными образами и образами памяти, преобразовывать и перекомбинировать их в новые художественные сочетания, и создает благоприятные условия для выхода композиционных способностей на собственно творческий уровеньб) введение в учебную программу специальных заданий, направленных на изучение студентами приемов стилизации, ознакомление с различными изобразительными системами, принципами создания стилистически целостного изображения, способствует овладению практическими приемами работы различными изобразительными материалами, развитию у студентов чувства ритма, равновесия, пластической увязки форм, способности к стилизации, к использованию различных видов контраста, формирует способность к созданию законченного произведения, в котором используемые изобразительные средства, технические приемы служат усилению выразительного звучания композициив) объединение заданий каждого семестра одной темой и одним мотивом изображения активизирует поисковую деятельность студентов и выступает в качестве одного из условий развития внимания, воображения, вариативности композиционного мышления, способности к композиционному экспериментированиюг) использование в процессе обучения метода сравнительного анализа задач и заданий повышает внимание и интерес студентов к процессу работы над композиционным заданием. Композиционные задания, построенные на противопоставлении, активизируют композиционную деятельность, формирует способность к сравнительному анализу, художественной оценке, к эмоционально-чувственному переживанию, ассоциативному мышлению, вызывают необходимость изучать разнообразные способы композиционного построения картины, сопоставлять новую информацию с образами памяти, знаниями и личным опытом.

Произведенное экспериментальное исследование позволяет сделать ряд выводов:

1. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить основное условие успешного развития композиционных способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на учебных занятиях по композиции: необходимость организации постепенно усложняющейся композиционной деятельности, предполагающей соблюдение преемственности в восхождении от уровня воспроизведения к уровню творческой интерпретации изображаемого. Знание основных признаков каждого уровня позволяет педагогу верно определить наличный уровень развития композиционных способностей каждого студента и целенаправленно и последовательно воздействовать на их дальнейшее развитие.

2. Педагог имеет возможность планировать интенсивность и качество усвоения студентами учебного материала и постепенность развития их способностей от низших уровней к высшим, целенаправленно вовлекая их в выполнение системы заданий, акцентирующей внимание на взаимодействии в процессе обучения нового и исторического художественного опыта, на последовательном увеличении доли самостоятельности и мыслительной активности студента.

3. Для успешного решения проблемы целенаправленного развития композиционных способностей студентов важное значение приобретает последовательность предъявления им композиционных заданий, содержание которых отвечает требованию постепенного продвижения по уровням деятельности от прямого воспроизведения натуры, изучения исторически сложившихся способов композиционной организации картинной плоскости и самостоятельной переработки натурного мотива при помощи различных вариантов композиционных схем, освоения способов стилистической трансформации натуры к уровню продуктивной и продуктивно-творческой композиционной деятельности, сопровождающихся активным включением интеллектуального и эмоционального опыта студента.

4. В исследовании была выявлена и экспериментально доказана взаимозависимость между интенсивностью развития композиционных способностей студентов и организацией постепенно усложняющейся композиционной деятельности по освоению композиционных закономерностей в системе языка изобразительного искусства. Композиционные закономерности, рассматриваемые в исследовании как средство развития композиционных способностей студентов, изучаются ими «порционно» и целенаправленно в процессе практической работы над заданием. Было установлено, что использование предложенной методики преподавания композиции активизирует композиционную деятельность студента на каждом этапе обучения, в результате выполнения которой он оказывается подготовленным к свободной творческой интерпретации натурных наблюдений и образов представления в самостоятельной изобразительной деятельности в процессе сочинения картин.

5. Результаты данного исследования подтвердили то, что разработанная методика преподавания композиции позволяет более рационально использовать учебное время, в течение которого происходит целенаправленное освоение студентами опыта прежних поколений, накопленного историей развития изобразительного искусства, овладение теоретическими знаниями о закономерностях композиционной организации картины и практическими навыками их использования в собственной композиционно-творческой деятельности.

6. Результаты проведенного исследования показали положительную динамику развития композиционно-творческих способностей студентов, подтвердив тем самым справедливость гипотезы о том, что развитие творческих способностей студентов будет эффективным, если процесс обучения композиции строить на выполнении студентами системы заданий, основанной на знании традиционных приемов построения композиции, на анализе натуры и ее стилистической трансформации, на глубоком использовании интеллектуального и эмоционального опыта студентов, ориентируя их при этом на создание стилистически законченного произведения, целенаправленно вовлекая в постепенно усложняющуюся композиционную деятельность от уровня прямого воспроизведения натуры к уровню творческой ее интерпретации.

7. Представленная в диссертационном исследовании методика развития композиционно-творческих способностей студентов в процессе изучения ими курса композиции может найти применение, как на художественных факультетах педвузов, так и в художественных училищах, специализированных колледжах, художественных школах, студиях с учетом возрастных особенностей обучаемых. Выводы, полученные в ходе данного исследования, могут оказать значительную помощь в решении общих проблем развития изобразительно-творческих способностей студентов художественных факультетов.

Следует отметить, что рассматриваемый в диссертации круг вопросов не исчерпывает всего многообразия проблемы, которая требует дальнейшей разработки. Так дальнейшего исследования требуют вопросы, связанные с освоением студентами материально-фактурных, стилистических приемов решения изображения на картинной плоскости. Исследование данной проблемы необходимо производить на стыке различных дисциплин изобразительного цикла (рисунок, живопись, композиция, и др.). Требуют согласования со всей системой профессионально-художественной подготовки также вопросы, направленные на изучение студентами различных стилистических систем изображения, освоение цветовых закономерностей и ряд других.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства. Автореферат дисс. д.п.н. М., 1992. — 32 с.
  2. Ю.М. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции. Автореферат дисс. к.п.н.-М 1992. 16 с.
  3. М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк М., Искусство, 1940.- 132 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977.-380 с.
  5. .Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. М., Педагогика, 1972. — 246 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1968. — 339 с.
  7. Л.И. О закономерностях элементарной познавательной деятельности. М., АН СССР, 1961. — 151 с.
  8. Араухо, Игнасио. Архитектурная композиция. М., Высшая школа, 1982. -208 с.
  9. Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974. -392 с.
  10. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М., Наука, 1977.- 184 с.
  11. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., Высшая школа, 1980. — 368 с.
  12. Ю.К., Ильина Т. А., Жантекеева З. У. Педагогика высшей школы. Алма-Ата, Мектеп, 1989. — 176 с.
  13. A.B. Исследования и статьи. М., Советский художник, 1981.-238 с.
  14. Г. В. Основы изобразительной грамоты. М., Просвещение, 1989. -188 с.
  15. Э.М. Начальные сведения по живописи. М., Искусство, 1955. -38 с.
  16. Э.М. Основы изобразительной грамоты. М., Советская Россия, 1961.-231 с.
  17. М.Д. Проблемы учебного рисунка. JI.-M., Искусство, 1940. -162 с.
  18. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. -М., Высшая школа, 1970. 289 с.
  19. В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Советская педагогика. 1968, № 4. — С. 52−69.
  20. В.П. Педагогическая технология // Новые методы и средства обучения. М., Знание, 1989. — С. 3−54.
  21. A.A. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. трудов М., АПН СССР, 1984. — С. 5−17.
  22. И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М., Советский художник, 1989. — 192 с.
  23. В.В. Содержание и форма в искусстве. М., Искусство, 1956. -369 с.
  24. JI.A. Педагогика способностей. М., Знание, 1973. — 96 с.
  25. JI.A. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте // Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. трудов. М., АПН СССР, 1984. — С. 57−75.
  26. .Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Искусство, 1985.-283 с.
  27. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., Искусство, 1989.-250 с.
  28. H.H. Восприятие картины. М., Просвещение, 1976. — 52 с.
  29. H.H. Геометрия и композиция картины // Искусство, № 6, 1975.1. С. 49−55.
  30. H.H. Композиция в живописи. М., Искусство, 1977. — 263 с.
  31. Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. -М., МГУ, 1976.-288 с.
  32. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1991. — 90 с.
  33. Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1986. — 572 с.
  34. Л.С. Собрание сочинений. Т.З. М., Педагогика, 1983. — 367 с.
  35. О.М. Ритм в композиции // Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. трудов. Краснодар, 1975.-С. 19−33.
  36. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., МГУ, 1985. — 45 с.
  37. В.А. Восприятие целостных объектов. Л., ЛГУ, 1974. — 150 с.
  38. А. Проблемы формы в изобразительном искусстве. М., Искусство, 1991. — 161 с.
  39. В.Л. Гемма Коперника: Мир науки в изобразительном искусстве. -М., Советский художник, 1989. 414 с.
  40. Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии. № 4, 1980.-С. 23−37.
  41. А.Д., Котляров A.C. Теория композиции. М., Просвещение, 1978. — 59 с.
  42. А.Д. О композиции // Художник, № 6, 1981. С. 34−37.
  43. P.M., Березная И. Я., Григорьева А. Н. Восприятие и признаки формы. М., Наука, 1981.-206 с.
  44. Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., Прогресс, 1970.-271 с.
  45. Р.Л. Разумный глаз. М., Мир, 1972. — 209 с.
  46. С.А. О композиции в живописи // Школа изобразительного искусства. Вып. 6. М., АХ СССР, 1963. — С. 5−24.
  47. А.Л. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний: Пособие для творческих вузов, учреждений искусства и культуры / Под общей редакцией К. К. Платонова М., ИВ Магистр, ч. 1, 1993. — 120 с.
  48. Е.С. Художественное творчество. М., Политиздат, 1970. — 263 с.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986. — 239 с.
  50. В.В. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., Педагогика, 1982. — 216 с.
  51. С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. М., Искусство, 1990. — 221 с.
  52. С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи 17 века. Л., Искусство, 1986. — 199 с.
  53. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. трудов / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. М., АПН СССР, 1981.-157 с.
  54. Н.А. Изображение и слово. М., Искусство, 1962. — 314 с.
  55. А.Г. Введение в композицию // Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. трудов. -Краснодар, 1975. С. 83−94.
  56. Г. Л. Искусство как творчество. М., Искусство, 1972. — 184 с.
  57. Г. Л. Искусство как мышление. М., Искусство, 1982. — 277 с.
  58. В.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графических факультетов вузов на начальном этапе обучения композиции. -Автореф. дисс. к.п.н. М., 1986. -16 с.
  59. Л.Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М., Искусство, 1970. — 124 с.
  60. В.И. Дидактика высшей школы. Челябинск, ЧПИ, 1990. — 95 с.
  61. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., Педагогика, 1982. — 159 с.
  62. Е.П. Формирование художественного восприятия и анализа произведений изобразительного искусства у студентов пединститутов. Дисс. к.п.н. Алма-Ата, 1979. — 178 с.
  63. A.B. Избранные психологические труды. Т. 2. М., Педагогика, 1986.-296 с.
  64. A.B., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие / Под ред. A.B. Запорожца. М., Просвещение, 1967. — 323 с.
  65. В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, РГПИ, 1983. — 67 с.
  66. В.П. Функциональная структура зрительной памяти. М., МГУ, 1980.-271 с.
  67. В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М., МГУ, 1969.-160 с.
  68. П.И. Непроизвольное запоминание. М., АПН РСФСР, 1961. -562 с.
  69. Л.А. Научные основы подготовки учителя к конструированию содержания учебных предметов. Алматы, Ралым, 1995. — 192 с.
  70. Л.А. Совершенствование дидактической подготовки учителя изобразительного искусства (в процессе обучения рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов). Дисс. к.п.н. Алма-Ата, 1981.
  71. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Учпедгиз, 1961.-223 с.
  72. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М., Знание, 1968. — 32 с.
  73. Н.С. Формирование у студентов творческого композиционного подхода к рисунку (на материале художественно-графического факультета педагогического института). Автореферат дисс. к.п.н. М., 1988. — 17 с.
  74. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М., Знание, 1981.-96 с.
  75. В.В. О духовном искусстве. М., Архимед, 1992. — 107 с.
  76. Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М., АХ СССР, 1960.-340 с.
  77. Е.А. Вопросы преподавания композиции в советской художественной школе // Вопросы художественного образования: Сб. науч. трудов. -JI., Институт живописи, скульптуры и архитектуры, 1972. С. 3−22.
  78. Е.А. Об искусстве и художниках. М., АХ СССР, 1961. — 311 с.
  79. Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопросы философии. № 10,1966. — С. 103−113.
  80. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., АПН РСФСР, 1959. — 304 с.
  81. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., Просвещение, 1980. — 159 с.
  82. В.П. Научно-педагогическое исследование методов обучения композиции на ХГФ педвузов. Диссертация к.п.н. М., 1985. — 176 с.
  83. А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей: Сб. науч. трудов. М., АПН РСФСР, 1962.-С. 153−164.
  84. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 2.- Л., ЛГУ, 1960.-304 с.
  85. Н.Г. Композиция. Вводные лекции. М., Просвещение, 1968. -29 с.
  86. Композиция в декоративно-прикладном искусстве: Методическое пособие. М., Образование, 1992. — 87 с.
  87. H.A. Проблемы и методы развития познавательных способностей студентов ХГФ педвузов в процессе преподавания композиции. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1978. — 16 с.
  88. В.А. Психология математических способностей школьников.- M., Просвещение, 1968. 431 с.
  89. В.А. Развитие умственных способностей школьника в процессе обучения // Советская педагогика, № 8, 1971. С. 88−101.
  90. В.Н., Юматов В. А. Язык изобразительного искусства. М., Знание, 1978.- 110 с.
  91. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., Просвещение, 1971. 144 с.
  92. B.C. Психология: Учебник. M., Агар, 1997. — 304 с.
  93. Г. В. Изобразительное творчество детей. М., Просвещение, 1965. — 207 с.
  94. Лакост Мишель. Кандинский. М., Слово, 1995. — 96 с.
  95. С.Д. Беседы с юным художником. М., Советский художник, 1988.- 285 с.
  96. Н.С. Об умственной активности как условии развития способностей // Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. трудов. -М, АПН СССР, 1984. С. 45−57.
  97. Н.С. Способности, труд, талант. М., Знание, 1961. — 32 с.
  98. Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971. -277 с.
  99. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Наука, 1977. -304 с.
  100. А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1981. — 584 с.
  101. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., Знание, 1976. — 64 с.
  102. .Ф., Завалова Н. Д. и др. Образ в системе психической регуляции деятельности / Отв. ред. Ю. М. Забродин. М., Наука, 1986. — 172 с.
  103. Ю.М. Семиотика и искусствометрия. М., Мир, 1972. — 364 с.
  104. И.Г. Композиция на первоначальном этапе обучения // Вопросытеории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. трудов. Краснодар, 1975. — С. 24−30
  105. В.Я. Память в процессе развития. М., МГУ, 1976. — 255 с.
  106. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М., МГУ, 1989.-239 с.
  107. Майер Шапиро. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа // Семиотика и искусствометрия. М., Мир, 1972. — С. 136−163.
  108. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Педагогика, 1972. — 208 с.
  109. A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении // Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. трудов. М., АПН СССР, 1984. — С. 18−24.
  110. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., Просвещение, 1977. — 240 с.
  111. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М., Педагогика, 1975. — 367с.
  112. И.Л. Художественное наследие и эстетическое воспитание. М., Искусство, 1959. — 84 с.
  113. Л.Г. Критерий оценки художественного образа как фактор развития творческих способностей студентов. Алма-Ата, 1980. — 88 с.
  114. .С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., Искусство, 1985. -318 с.
  115. Мелик-Пашаев A.A. Ступеньки к творчеству. М., Педагогика, 1987. -126 с.
  116. H.A. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы // Советская педагогика, № 6, 1968. С. 21−38.
  117. Н.П. Влияние композиционных задач на оптимизацию процесса обучения живописи с натуры (на материале начального этапа обученияна художественно-графических факультетах). Автореферат дисс. к.п.н. М., 1991.-17 с.
  118. Н., Боулт Дж. Э. Филонов. Аналитическое искусство. М., Советский художник, 1990. — 248 с.
  119. Н.М., Белютин Э. М. Педагогическая система Академии художеств 18 века. М., Искусство, 1956. — 519 с.
  120. Н.М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины 19 века. М., Искусство, 1963. — 408 с.
  121. JI.B. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи. М., Советский художник, 1983. — 375 с.
  122. В.Н. Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей: Сб. науч. трудов. М., АПН РСФСР, 1962.-С. 5−14
  123. Н.Г. Формирование способности к композиционной организации изображения на занятиях по рисунку у студентов ХГФ педвузов. Дисс. к.п.н.-М., 1986.-146 с.
  124. Н.Г. Организация кияпозиционной деятельности студентов художественно-графического факультета на занятиях по рисунку (методическое пособие для начальных курсов). Алма-Ата, АГУ, 1989. — 38 с.
  125. .М. Изобразительное искусство и художественный труд. -М., Просвещение, 1991. -191 с.
  126. .М. Культура, искусство, образование: Цикл бесед. М., Московский Центр художественной культуры, 1993. — 79 с.
  127. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. М., Просвещение, 1987. — 253 с.
  128. В.М., Смирнов Г. Б. Практическое применение перспективы в станковой картине. М., Просвещение, 1978. — 119 с.
  129. В.Е. Влияние рисования по памяти на развитие образного мышления студентов 1 курса ХГФ. Автореф. дисс. к.п.н. М., 1979. — 17 с.
  130. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М., МГУ, 1972. — 156 с.
  131. А., Шоу Дж. и Саймон Г. А. Процессы творческого мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М., Прогресс, 196 1 — 288 с.
  132. Обучение и развитие / Под ред. J1.B. Занкова. М., Педагогика, 1975. -440 с.
  133. Общая психодиагностика / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. М., МГУ, 1987.-303 с.
  134. Ю.Н. Пути освоения ритма живописной композиции. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1989. — 16 с.
  135. И.А. Упражнения по композиции как средство развития образного мышления студентов 1−2 курсов ХГФ педагогических вузов. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1988. — 16 с.
  136. К.К. Проблемы способностей. М., Наука, 1972. — 312 с.
  137. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976.-280 с.
  138. Я.А. Психология творческого мышления. М., АПН РСФСР, 1960.-352 с.
  139. С.И. Контраст как средство композиции // Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. трудов. Ставрополь, 1973. — С. 112−115.
  140. Программа для университетов и педагогических институтов. Сб. № 45. -Алматы, Министерство образования PK, 1994. 200 с.
  141. Программы педагогических институтов. Сб. № 14. М., Просвещение, 1988.-152 с.
  142. Психологические критерии качества знаний школьников: Сб. науч. трудов / Отв. ред. И. С. Якиманская. М., АПН СССР, 1990. — 142 с.
  143. A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом. М., Просвещение, 1982. — 160 с.
  144. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством: Сб. науч. трудов. М., МШИ, 1983. — 173 с.
  145. С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. М., Сов. художник, 1978. — 257 с.
  146. .В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. М., Наука, 1980. — 288 с.
  147. .В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М., Наука, 1986. — 254 с.
  148. Рисунок. Учебное пособие / Под. ред. A.M. Серова. М., Просвещение, 1975. — 270 с.
  149. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Т. 2 М., Педагогика, 1980. -280 с.
  150. H.H., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М., Просвещение, 1987. — 176 с.
  151. СЛ. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., АН СССР, 1957. — 328 с.
  152. СЛ. О мышлении и путях его исследования. М., АПН РСФСР, 1958.- 147 с.
  153. СЛ. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шо-рохова. М., Педагогика, 1976. — 416 с.
  154. Г. Р. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин, Валгус, 1985. — 344 с.
  155. И.А. Учебная композиция как основа воспитания личности художника // Вопросы художественного образования: Сб. науч. трудов. Д., ЛГУ, 1972. — С. 23−49.
  156. A.A. Активизация формирования художественных интересов студентов художественно-графического факультета в процессе занятий композицией. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1994. — 16 с.
  157. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., Просвещение, 1984. — 96 с.
  158. A.A. Избранные психологические труды. Т. 1. М., Педагогика, 1987.-271 с.
  159. А.Н. Теория стиля. М., Искусство, 1968. — 221 с.
  160. О.Т. Методика интенсивного обучения практическому русскому языку студентов отделения казахского языка в русской школе. Диссертация к.п.н. Уральск, 1995. — 188 с.
  161. Способности и интересы / Под ред. Н. Д. Левитова, В. А. Крутецкого. -М., АПН РСФСР, 1962. 204 с.
  162. Н.Л. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графического факультета. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1984.- 17 с.
  163. Н.Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. М., МГУ, 1987. — 64 с.
  164. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., Наука, 1978. -278 с.
  165. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., Педагогика, 1989. — 320 с.
  166. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., Педагогика, 1983. — 352 с.
  167. .М. Избранные труды. Т. 1. М., Педагогика, 1985. — 328 с.
  168. А.Е. Вопросы композиции пейзажа // Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. трудов. Вып. 2. М., МГПИ, 1964. — С. 223−250.
  169. А.Е. Роль и специфика курса композиции на художественно-графических факультетах пединститутов // Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. трудов. Вып. 3. М., МГПИ, 1967. — С. 143−157.
  170. С.Е. Развитие творческих способностей студентов ХГФ пединститута на занятиях пленэрной живописью. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1987. — 16 с.
  171. Л.Г. Активизирующее воздействие занятий рисованием пейзажа на процесс развития творческих способностей студентов. Автореферат дисс. к.п.н. М., 1991. — 17 с.
  172. В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., Книга, 1986. -237 с.
  173. В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе, 1966. — 77 с.
  174. П.А. Мнимости в геометрии. Расширение области двухмерных образов геометрии: (опыт нового истолкования мнимостей). М., Альманах «Лазурь», 1991. — 95 с.
  175. Н.Н. Всемерное развитие способности видеть (искусство и педагогика в жизни B.C. Щербакова) // Искусство в школе, № 2,1993. С. 60−64.
  176. Н.Д. Педагогический процесс как объект деятельности учителя. -Алма-Ата, КазПИ, 1978. 115 с.
  177. П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., Искусство, 1953.-592 с.
  178. П.П. и Савинский В.Е. Переписка. Л., Искусство, 1939. -288 с.
  179. Шабоук Сава. Искусство система — отражение. — М., Прогресс, 1976. -224 с.
  180. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал, № 5,1983. С. 3−9.
  181. В.Д. К проблеме развития способностей // Проблемы способностей в советской психологии: Сб. науч. трудов. М., АПН, 1984. — С. 33−44.
  182. В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М., Педагогика, 1990. — 175 с.
  183. E.B. К вопросу об исследовании проблем композиции в изобразительном искусстве // Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. трудов. Вып. 3. Ставрополь, 1973.-С. 125−131.
  184. Е.В. Композиция. М., Просвещение, 1986. — 207 с.
  185. Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования. Автореферат дисс. д.п.н. М., 1988. — 32 с.
  186. B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. -М., Просвещение, 1969. 271 с.
  187. Юон К. Ф. Об искусстве. Т. 1. М., Советский художник, 1959. — 384 с.
  188. В.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий. Луганск, 1990. -180 с.
  189. И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., Педагогика, 1989. — 221 с.
  190. И.С. Развивающее обучение. M., Педагогика, 1979. — 144 с.
  191. П.М. Психология художественного восприятия. М., Искусство, 1964.-86 с.
  192. П.М. Психология художественного творчества. М., Знание, 1971.-48 с.
Заполнить форму текущей работой