Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование договора об устройстве ребенка в патронатную семью в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в патронатную семью, предлагается в качестве третьей стороны договора об устройстве ребенка в патронатную семью включить сопровождающую организацию, в качестве которой могут выступать учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе учреждения социальной защиты населения, здравоохранения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социальная обусловленность патронатной семьи, как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • 1. Понятие и особенности патронатной семьи по Российскому законодательству
    • 2. История становления и развития правового регулирования устройства детей в патронатные семьи
  • §-3.Правовое регулирование института патронатных семей в некоторых зарубежных странах
  • Глава II. Правовая характеристика договора об устройстве ребенка в патронатную семью в РФ
    • 1. Понятие и правовая природа договора об устройстве ребёнка в патронатную семью
    • 2. Правовой статус субъектов договора об устройстве ребёнка в патронатную семью
  • §-3.Ответственность субъектов договора об устройстве ребёнка в патронатную семью

Правовое регулирование договора об устройстве ребенка в патронатную семью в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из главных задач социального государства является решение вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов детей, в том числе детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает три формы устройства детей в семью, которые регулируются на федеральном уровне: усыновление, опека и попечительство, приемная семья, а также такую форму устройства детей, которая регулируется законодательством субъектов Российской Федерации, как патронатная семья1. Нередко возникают ситуации, когда применить семейные формы устройства не представляется возможным. В этом случае дети передаются в государственные учреждения.

Но как показывает российская и международная практика, воспитание детей в подобных учреждениях не отвечает в полной мере их интересам, так как детский дом, даже самый образцово-показательный, практически не в состоянии дать все необходимое для гармоничного развития личности. Выходом из сложившейся ситуации может быть передача ребенка в патронатную семью в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Законы, регулирующие порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в патронатную семью, в настоящее время приняли 20 субъектов Российской Федерации" .

За последние годы в семейное законодательство не раз вносились изменения и дополнения, касающиеся усиления защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, правоприменительная практика сталкивается с рядом сложностей.

1 СЗ. РФ. 1996. № 1.Ст. 16- 2008. № 17. Ст. 1756.

2 Например, Алтайский край, Тамбовская область, Забайкальский край, Волгоградская область, Костромская область, Оренбургская область, Брянская область, г. Москва, Московская область и др.

После принятия Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» 3 (далее Федеральный закон «Об опеке и попечительстве») и внесения изменений в Семейный кодекс Российской Федерации4 возникла коллизия правовых норм, которая заключается в следующем: во-первых, рассматриваемый закон, оставляя возможность заключения договоров о патронатной семье, приравнял этот договор к опеке по договору, поставив его в один ряд с семейными формами устройства ребенкаво-вторых, возникают вопросы относительно такой формы устройства, как временная передача детей в семьи граждан, проживающих на территории Российской Федерации, порядок и условия которой устанавливаются федеральным законодательством. Правовая природа временного устройства детей в семьи граждан тождественна патронатной форме, но не может считаться таковой, так как правовое регулирование патроната осуществляется законодательством субъектов Российской Федерациив-третьих, действующее законодательство ликвидирует разграничение прав и обязанностей субъектов договора об устройстве ребенка в патронатную семью, приравняв ее к семейным формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, что противоречит правовой природе патроната.

Таким образом, тема настоящего диссертационного исследования актуальна и практически значима.

Степень разработанности темы диссертационного исследования. Актуальность и многоаспектность темы диссертационного исследования определили необходимость изучения и анализа источников различных отраслей знаний, прежде всего гражданское и семейное право, конституционное, административное, уголовное право, а так же исторической, социологической, педагогической области.

3 СЗ. РФ. 2008. № 17. Ст. 1755- 2009. № 29. Ст. 3615.

4 СЗ. РФ. 2008. № 17. Ст. 1756.

В гражданско-правовой области особый интерес для данного диссертационного исследования представляют работы М. В. Антокольской, Т. В. Богачевой, В. И. Бородянского, В. А. Белова, Л. И. Глушковой, P.A. Дунаева, В. В. Злобина, О. С. Иоффе, О. М. Козырь, JI.B. Кузнецовой, А. Г. Калпина, А. И. Масляева, Е. А. Суханова, B.C. Толстого.

Исследования таких ученых в области договорного права как М. И. Брагинский, Е. Е. Богданова, В. В. Витрянский, A.A. Серветник послужили основой соответствующей положений диссертационного исследования.

В российской науке исследованию правовых основ института семьи в целом посвящены труды следующих ученых: М. В. Антокольская, А. Г. Гойхбарг, Ю. Ф. Беспалов, A.M. Нечаева, Л. М. Пчелинцева,.

A.И. Пергамент, В. А. Рясенцев, H.H. Тарусина. Институт замещающей семьи рассматривали Л. Ю. Михеева, Р. П. Мананкова, Е. М. Рыбинский.

Исследование истории становления института замещающих семей в России посвящены издания Ю. Н. Богдановой, М.Ф. Владимирский-Буданов, Л. И. Коротковой О.В. Фетисовой, О. А. Федоровой, и др.

Изучение социальных и педагогических особенностей организации и функционирования патронатной семьи, проведенное на основе изучения трудов И. А. Бобылевой, М. Д. Горячева, Г. И. Гусаровой, Н. П. Ивановой, Г. М. Иващенко, А. Н. Майорова, Т. Д. Ромм, Е. М. Рыбинского, позволило выработать основополагающие выводы и положения диссертационного исследования.

Отдельные вопросы правового регулирования патронатной семьи рассмотрены в диссертационных исследованиях последнего времени:

B.Н. Герасимова, Е. А. Душкиной, O.A. Федоровой, О. В. Фетисовой, В. А. Цветкова.

Однако, правовые проблемы, связанные с организацией и функционированием патронатной семьи, остаются неисследованными, что негативно отражается на правоприменительной практике.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие из договора об устройстве ребенка в патронатную семью.

Предметом диссертационного исследования является совокупность норм гражданского и семейного законодательства, регулирующего договор об устройстве ребенка в патронатную семью.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и практических предложений, направленных на совершенствование правового регулирования договора об устройстве ребенка в патронатную семью.

Цель диссертационного исследования предопределила постановку и решение следующих задач:

— проанализировать исторические этапы развития и формирования патронатных семей;

— детально рассмотреть опыт создания патронатной семьи в некоторых зарубежных странах;

— выработать понятие и раскрыть особенности патронатной семьи;

— установить правовую природу договора об устройстве ребенка в патронатную семьюопределить правовой статус участников договора об устройстве ребенка в патронатную семью;

— рассмотреть особенности применения правовой ответственности к участникам патронатных отношенийсформулировать предложения по совершенствованию законодательства о патронатной семье.

Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания — конкретно-исторический, историко-сравнительный, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-юридический, логический, метод анализа и синтеза.

Конкретно-исторический и историко-сравнительный методы использовались при исследовании закономерностей развития патронатной семьи, что позволило выявить основные тенденции, характерные для развития в настоящее время рассматриваемого института.

Сравнительно-правовой метод применялся в процессе выявления особенностей правового регулирования патронатной семьи, и позволил определить специфические черты, присущие регулированию патронатной семьи в Российской Федерации за рубежом.

Системно-структурный метод дал возможность рассмотреть характеристику основных категорий института патронатной семьи. Формально-юридический, логический методы, методы анализа и синтеза использовались для изучения положений законодательных актов, регулирующих порядок создания и функционирования патронатной семьи.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные труды ученых: М. В. Антокольской, М. И. Брагинского, А. Б Венгерова, А. Г Гойхбарга, О. С. Иоффе, Н. И. Матузова, A.B. Малько, Л. Ю. Михеевой, С. А. Муратовой, А. М Нечаевой, К. П. Победоносцева, Л. М. Пчелинцевой, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, П. П. Глущенко, Г. Ф. Шершеневича. Особенность изучаемых правоотношений привлекает в последние годы внимание ученых, результатом чего явилось издание близких к изучаемой тематике, научных статей, следующих авторов В. И. Алексеева, Ю. Н. Богдановой, Е. В. Герасимова, Т. И. Дружининой, A.M. Лазаренко.

Нормативные основы исследования. В ходе исследования использовались положения Конвенции ООН «О правах человека», Конвенции ООН «О правах ребенка», Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, а так же законов субъектов Российской Федерации о патронате, и иных нормативных актов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется всесторонним подходом к анализу теоретических и практических проблем 7 правового регулирования договора об устройстве ребенка в патронатную семью.

Разработаны авторские определения понятий «патронатная семья», «договор об устройстве ребенка в патронатную семью».

Обоснованы принципы создания и функционирования патронатной семьи.

Определены основания заключения договора об устройстве ребенка в патронатную семью.

Выявлены особенности патронатной формы устройства детей, обоснована необходимость признания патронатной семьи временной формой устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей с разграничением прав и обязанностей по защите его интересов между субъектами договора,.

Научная новизна диссертационного исследования определяется также содержанием теоретических и практических положений, выносимых на защиту.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. В целях единообразного понимания правовой природы института патронатной семьи сформулировано авторское определение патронатной семьи, под которой понимается форма временного устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семью профессиональных воспитателей без наделения их статусом законных представителей с целью обеспечения условий их воспитания и гармоничного развития.

2. Выявлено, что специфика патронатной семьи позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая характеризуется следующими признаками: временный характер устройства детей, отличающий патронатную семью от опеки (попечительства) и приемной семьипрофессиональная подготовка патронатных воспитателейразграничение прав и обязанностей участников договора о передаче ребенка в патронатную семьюсолидарная ответственность участников договора о передаче ребенка 8 в патронатную семьюналичие третьей стороны (сопровождающей организации) в договорных отношениях.

3. Обоснованы принципы организации и функционирования патронатной семьи: альтернативность устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, по отношению к помещению в специализированные детские учреждениявременный характер устройства ребенка, оставшегося без попечения родителейнаправленность на семейное воспитание детей, оставшихся без попечения родителейобязательность профессионального обучения патронатных воспитателейразграничение полномочий между патронатными воспитателями, законными представителями и сопровождающей организацией по защите прав и интересов ребенка.

4. Доказано, что особенности патронатной формы устройства детей предопределяют необходимость заключения договора в следующих случаях: кризисная обстановка в кровной семье, при которой есть угроза жизни или здоровью ребенканеобходимость установления юридического статуса ребенкапередача ребенка на каникулы, выходные дни и т. д.- невозможности применения иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновления, опеки (попечительства), приемной семьи).

5. Разработано авторское определение договора об устройстве ребенка в патронатную семью, под которым следует понимать соглашение между органами опеки и попечительства, патронатным воспитателем и сопровождающей организацией с обязательным условием разграничения их прав и обязанностей по защите интересов ребенка, который помещается в патронатную семью на определенный срок за вознаграждение в виде ежемесячных выплат патронатным воспитателям. Данное определение разработано для единообразного применения субъектами Российской Федерации законодательства о патронатной семье.

6. С целью защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в патронатную семью, предлагается в качестве третьей стороны договора об устройстве ребенка в патронатную семью включить сопровождающую организацию, в качестве которой могут выступать учреждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе учреждения социальной защиты населения, здравоохранения, образования и др., наделив ее следующими правомочиями: выявление детей, оставшихся без попечения родителей с целью помещения их в патронатные семьиподбор и подготовка граждан, выразивших желание стать патронатными воспитателямиосуществление контрольных функций за выполнением патронатным воспитателем своих обязанностей по договоруорганизация оказания необходимой помощи (медицинской, психологической, образовательной и др.) патронатной семье.

7. Выявлено противоречие временному характеру устройства ребенка и правовому статусу патронатных воспитателей статьи 14 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», приравнивающей патронатную семью к опеке и попечительству по договору.

Установлена идентичность института временной передачи ребенка в семью граждан, предусмотренного пунктами 3−6 ст. 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации, и патронатной семьи, которая в силу пункта 1 ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

В связи с этим предлагается исключить как противоречащие правовой природе патроната, следующие положения:

— из пункта 1 ст. 14 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» формулировку «либо в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании)»;

— из ст. 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации пункты 3−6.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что теоретические положения и конкретные выводы, сформулированные в результате проведенного ю исследования, могут быть применены в изучении и усовершенствовании института патронатной семьи, а так же при формировании и реформировании федерального и регионального законодательства. Материалы диссертационного исследования могут быть применены при преподавании курса «Гражданское право», «Семейное право», «Правоведение».

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационное исследование подготовлено и обсуждено на кафедре гражданского права Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации». Проблемы, рассмотренные в диссертационном исследовании, докладывались на научно-практических конференциях: VI международная конференция студентов и аспирантов «Традиции и новации в системе современного российского права», г. Москва Московская государственная юридическая академия им. O.E. Кутафина, 15 марта 2007гмежвузовская конференция молодых ученых Финансовой Академии при Правительстве РФ «Национальные проекты как стратегические инструменты социально-экономического развития России» г. Москва, Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации, 20 октября 2006 г. Материалы исследования были использованы в учебном процессе Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации при проведении занятий по курсам «Гражданское право», «Семейное права», «Правоведение" — в деятельности Муниципального образовательного учреждения «Берсеневский детский дом, для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Основные положения работы отражены в подготовленных и опубликованных научных статьях: 1. Лапина Е. П. Теоретические основы организации и функционирования патронатной семьи в Российской Федерации.// Закон, — М., 2010, № 1. С. Издание рекомендованное ВАК.

2. Лапина Е. П. Правовое регулирование института фостерных семей в зарубежных странах // Семейное и жилищное право. — М.: Юрист, 2009, № 1. -С. 8−11. Издание рекомендованное ВАК.

3. Лапина Е. П. Правовой статус законного представителя несовершеннолетнего при устройстве в патронатную семью.// Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей ВГНА Минфина РФ. Вып.1 / Под ред. Проф. А. П. Балакиной. -М.: ИздательствоВГНА Минфина РФ, 2009. С.41−45.

4. Лапина Е. П. Система патронатного воспитания в странах англосаксонской системы права.//Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права: Сборник статей. Вып.1 / Под ред. Проф. Г. Ф. Ручкиной.-М.: ИздательствоВГНА Минфина РФ, 2008. С.207−214.

5. Лапина Е. П. Семейная воспитательная группа как форма устройства детей в семью // Социальное и пенсионное право. — М.: Юрист, 2007, № 4. — С. 32−33.

6. Лапина Е. П. Исторические предпосылки становления патроната в России.// Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей ВГНА Минфина РФ. Вып.1 / Под ред. Проф. А. П. Балакиной. -М.: ИздательствоВГНА Минфина РФ, 2007. С.76−80.

7. Лапина Е. П. Дети-сироты как группа риска в решении приоритетных демографических проблем и реализации национальных проектов современной России.// Национальные проекты как стратегические инструменты социально-экономического развития России: Сборник научных статей молодых ученых. М.: Финакадемия, 2007. С.97−101.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из ведения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой