Формирование механизма взаимодействия между предприятиями на рынке энергооборудования с учетом реализации потенциала снижения затрат на закупки
К энергетическому машиностроению относится производство энергетического оборудования — турбинного, котельного и теплообменного, а также оказание сервисных услуг для энергогенерирующих предприятий. Актуальность настоящего исследования обусловливается необходимостью развития и повышения конкурентоспособности российских энергомашиностроительных компаний. Это делает необходимым исследование условий… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ЭНЕРГООБОРУДОВАНИЯ
- 1. 1. Анализ мирового и отечественного рынков производителей электрооборудования
- 1. 2. Состояние российского рынка энергооборудования
- 1. 3. Мировые поставщики оборудования, представленные на российском рынке и тенденции его развития
- ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КОНКУРЕНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ РЫНКА ЭНЕРГООБОРУДОВАНИЯ
- 2. 1. Характеристика категорий «конкуренция», «конкурентное преимущество»
- 2. 2. Характеристика категорий «конкурентоспособность» и конкурентные стратегии
- 2. 3. Стратегии и ценообразование на рынках энергооборудования в условиях не однотипной (дифференцированной) олигополии
- ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ РЫНКА ЭНЕРГООБОРУДОВАНИЯ С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ НА ЗАКУПКИ
- 3. 1. Конкурентный экономический потенциал как основной показатель оценки эффективности рыночного взаимодействия между предприятиями по производству энергооборудования
- 3. 2. Диагностика потенциала снижения затрат на закупки и механизм конкурентного взаимодействия с учетом его реализации
Формирование механизма взаимодействия между предприятиями на рынке энергооборудования с учетом реализации потенциала снижения затрат на закупки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К энергетическому машиностроению относится производство энергетического оборудования — турбинного, котельного и теплообменного, а также оказание сервисных услуг для энергогенерирующих предприятий. Актуальность настоящего исследования обусловливается необходимостью развития и повышения конкурентоспособности российских энергомашиностроительных компаний. Это делает необходимым исследование условий, в которых работает отечественная энергомашиностроительная отрасль в национальном и международном контексте. Электроэнергетика России является базовой отраслью, удовлетворяющей потребности экономики и населения страны в электрической и тепловой энергии посредством ее выработки (генерации) и обеспечения доставки до конечного потребителя (транспорт, распределение), а также осуществляющей экспорт-импорт и транзит электроэнергии. Электроэнергетика, прежде всего, является обеспечивающей отраслью экономики, поэтому главным условием ее функционирования являетсяне столько ее опережающее развитие, сколько отсутствие сдерживающих факторов со стороны электроэнергетики для развития экономики страны.' Энергетическое оборудование обеспечивает процессы получения и преобразования энергии для нужд различных отраслей промышленности, и в первую очередь важнейшей инфраструктурной отрасли Российской Федерацииэлектроэнергетики. Предприятия энергетического машиностроения выпускают основное и комплектующее оборудование для тепловых, атомных, гидравлических электростанций, газоперекачивающие агрегаты для компрессорных станций магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное, энерготехнологическое и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, цветной и черной металлургии, а также котельное и турбинное оборудование для промышленной энергетики и коммунально-бытового хозяйства.
Таким образом, российское энергомашиностроение в значительной степени определяет надежность функционирования единой энергетической системы России и промышленности. Энергетическое машиностроение является высокотехнологичной экспортно-ориентированной отраслью — свыше 50% продукции отрасли поставляется на экспорт, доля энергомашиностроения в российском экспорте машин и оборудования достигает 4−5%.
Таким образом, отрасль в полной мере способствует выполнению задачи по преодолению сырьевого перекоса в экономике России, наращиванию в структуре экспорта доли наукоемкой продукции, переводу экономики на инновационные рельсы. При этом отрасль сталкивается с непрерывно усиливающимся давлением импортной продукции. Особенности энергетического машиностроения, связанные с закупками сырья, комплектующих, производственным циклом, с циклом разработки и освоения производства новых образцов энергетического оборудования, не позволяют предприятиям отрасли эффективно развивать продуктовый ряд, что неуклонно снижает конкурентоспособность российских предприятий.
Эффективное управление закупками существенно влияет на результаты функционирования предприятия, и особенно такой крупной фирмы как ОАО «Силовые машины». Поэтому приобретение сырья, материалов, комплектующих лучшего качества, в нужном количестве, по лучшей цене, в нужное время и на основе долговременного сотрудничества является основной задачей системы управления закупками.
На сегодняшний день практически отсутствует единый методический подход к исследованию моделей параметрически устойчивых механизмов взаимодействия и их практического применения с учетом реализации имеющегося потенциала снижения затрат на закупки. Поэтому является актуальным дальнейшее развитие методов конкурентного взаимодействия, основанных на выборе параметров, определении условий на их значения, при выполнении которых конкурентный рынок сохраняется.
Состояние изученности проблемы.
Проблемам выбора конкурентных стратегий посвящено большое количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. Среди них можно отметить таких авторов, как: Бурков В. Н., Бусыгин В. П., Васин A.A., Воробьев H.H., Данилов В. И., Интрилигатор М., Коршунов В. А., Курно О., Моргенштерн О., Морозов В. В., Мулен Э., Нейман Дж., Новиков А. Д., Новосельцев В. И., Нэш Дж., Оуэн Г., Черемных Ю.Э.
Необходимо отметить, что в большинстве своем работы отечественных авторов основываются на трудах зарубежных ученых Курно О., Нэша Дж., Неймана Дж., Интрилигатора М., посвященных центральной проблеме по определению равновесных параметров рынка продукции, функционирующего в стабильных условиях его развития. Российский рынок энергооборудования находится в стадии: реформирования, становления, и основной вопрос состоит в определении условий, реализация которых обеспечивает его устойчивость.
Следует отметить, что теоретическими и методическими обоснованиями исследований послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области поставок: Неруш Ю. М., Хей Д., Морис Д., Багриновского К. А., Канчавели А. Д., Колобова A.A., Омельченко И. Н., Линдере Майкл Р, Фирон Халид Е. и других.
В этой связи возникает необходимость построения моделей, вскрывающих механизмы конкурентного взаимодействия и формирование на их основе условий устойчивости рынка энергооборудования. Несмотря на большое число публикаций, отмеченные проблемы методического и практического характера обусловили актуальность выбранного направления исследований и определили постановку цели и задачи диссертационной работы.
Цели и задачи исследования.
Целью настоящей диссертационной работы является повышение эффективности предприятия по выпуску энергооборудования за счет разработки и внедрения механизма, конкурентного взаимодействия с учетом реализации потенциала снижения затрат на закупки.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Провести анализ состояния и перспектив развития мирового и отечественного рынка электроэнергетики, выявить их участников и оценить параметры, характеризующие их экономическое состояние.
2. Разработать комплекс взаимосвязанных моделей, учитывающих конкурентный характер отношений между участниками рынка сбыта энергооборудования в условиях олигополии и затрат на закупки сырья, комплектующих.
3. Провести исследование моделей и определить условия на значения параметров, обеспечивающие устойчивость рынка энергооборудования.
4. Определить базовый уровень затрат на закупку, потенциал их сокращения и основные рычаги снижения стоимости закупок как основного фактора повышения эффективности предприятия.
5. Выявить тактические и стратегические рычаги по снижению затрат на закупки.
6. Сформулировать постановку задачи выбора оптимальных стратегий в условиях ценовой конкуренции между предприятиями по выпуску энергооборудования.
7. Обосновать на практическом примере хозяйственной деятельности ОАО «Силовые машины» полученные теоретические результаты по управлению ее конкурентоспособностью.
Область исследования соответствует пункту 15.13. «Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов» и пункту 15.26. «Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации и управления отраслями и предприятиями машиностроительного комплекса» по паспорту специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами промышленность).
Объектом исследования является конкурентные отношения между предприятиями по производству энергооборудования.
Предметом исследования являются методы формирования механизмов конкурентного взаимодействия между предприятиями по выпуску энергооборудования.
Методы исследования. Исследования базируются на применении методов математического моделирования производственных систем, теории активных систем, математическом программировании и теории игр.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических и методических подходов формирования механизмов конкурентного взаимодействия с учетом реализации потенциала снижения затрат на закупки сырья и комплектующих предприятием по производству энергооборудования.
Наиболее значимыми являются следующие результаты, характеризующие научную новизну диссертации:
1. Поставлена и решена задача экономического моделирования конкурентного взаимодействия, учитывающая состояние и перспективы развития мирового и отечественного рынка электроэнергетики.
2. Разработан механизм принятия решений по выбору конкурентных стратегий участниками рынка энергооборудования, обеспечивающего определение равновесных значений цен, объемов выпуска и значения величин прибыли с учетом реализации потенциала снижения затрат на закупки.
3. Предложен метод определения базового уровня затрат, потенциала их сокращения и основные рычаги снижения стоимости закупок, реализация которых позволяет повысить уровень эффективности предприятия.
4. Сформированы условия устойчивости конкурентной среды на параметры функции спроса, обеспечивающие сохранение ее для Российских предприятий по производству рентабельного энергетического оборудования.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что подходы к формированию механизмов взаимодействия с учетом реализации потенциала снижения затрат на закупки, построенного на основе конкурентных стратегий, предложенные в работе, могут быть использованы на большинстве предприятий по производству энергооборудования.
Апробация результатов исследования. Основные результаты докладывались и обсуждались на конференциях:
• П-я Международная научно-техническая конференция. Аналитические и численные методы моделирования естественнонаучных и социальных проблем, Пенза 2010 г.;
• И-я Международная (1У-я Всероссийской) научно-практическая конференция. Математические модели современных экономических процессов, методы анализа и синтеза экономических механизмов. Под ред. Зибарева А. Г., Новикова Д. А. СГАУ, Самара, 2009.
• И-я Всероссийская конференции студентов и молодых ученых. Новой экономике — новые подходы. СИУ. Самара, 2011.
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 8 работ, в том числе 1 монографии, 3 статьи — в изданиях, рекомендованных ВАК России.
Структура и объем работы. Диссертационная работа изложена на 144 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 11 таблиц, 30 рисунков и список использованной литературы из 238 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основе выполненного диссертационного исследования разработана модель механизма конкурентного взаимодействия на рынке производителей энергооборудования, сформулирована задача выбора оптимальных конкурентных стратегий каждым участником рынка, определен базовый уровень затрат, потенциал их сокращения и основные рычаги снижения стоимости закупок, реализация которых позволяет повысить уровень эффективности предприятия.
Основные научные и практические результаты, полученные в диссертационной работе, состоят в следующем:
1. Сформулирована и решена задача экономического моделирования конкурентного рынка, учитывающая специфику деятельности и поведения предприятий по выпуску энергооборудования.
2. Разработан механизм принятия решений по выбору конкурентных стратегий участниками рынка энергооборудования и на этой основе определена взаимосвязь между конкурентным преимуществом и конкурентным потенциалом, определяющая рентабельность каждого из них с учетом реализации потенциала снижения затрат на закупки.
3. Определен базовый уровень затрат, потенциал их сокращения и основные рычаги снижения стоимости закупок, реализация которых позволяет повысить уровень рентабельности предприятия.
4. Сформированы условия устойчивости конкурентной среды, обеспечивающие сохранение ее для Российских предприятий по производству рентабельного энергетического оборудования.
5. Установлена зависимость между составляющими затрат на закупку и параметрами рынка энергооборудования.
6. На практическом примере хозяйственной деятельности ОАО «Силовые машины» проиллюстрированы полученные теоретические результаты по эффективному управлению.
Список литературы
- Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. 230 с.
- Агеева И.Г. Справочник по конкуренции и конкурентоспособности: учебное пособие. —Курган: Изд-во Кург. гос ун-та, 2002. — 120с.
- Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / ПЛ. Азоев, А.П. Че-ленков- Гос. ун-т упр., Национальный фонд подготовки ка-дров. — М.: Новости, 2000. — 254 с,
- Айзерман М.А., Алескеров Ф. Т. Выбор вариантов: основы теории. М.: Наука, 1990.-236 с.
- Акинфиев В.К., Карибский A.B., Коновалов E.H., Цвиркун А. Д., Шишо-рин Ю.Р. Анализ эффективности инвестиционных проектов. М.: ИЛУ РАН, 1994.-51 с.
- Амиров Ю.Д. Научно-техническая подготовка промышленного производства. М.: Экономикс, 1989. 235 с.
- Ансоф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. -519 с.
- Ануфриев И.К., Бурков В. Н., Вилкова H.H., Рапацкая С. Т. Модели и механизмы внутрифирменного управления. М.: ИПУ РАН, 1994. 72 с.
- Арджирис К. Организационное научение. М.: ИНФРА-М, 2004. 563 с.
- Арутюнов A.B., Бурков В. Н., Заложнев А. Ю., Карамзин Д. Ю. Задача оптимального распределения ресурсов по множеству независимых операций // Автоматика и Телемеханика. 2002. № 5. С. 108 119.
- Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: учебное пособие / И. Т. Балабанов. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2001.-526 с.
- Балашов В.Г., Заложнев А. Ю., Иващенко A.A., Новиков Д. А. Механизмы управления организационными проектами. М.: ИЛУ РАН, 2003. 84 с.
- Балашов В.Г., Ильдеменов C.B., Ириков В. А., Леонтьев C.B., Тренев В. Н. Реформирование и реструктуризация предприятий. М.: «Издательство ЛРИОР», 1998.
- Балашов В.Г., Ириков В. А. Технологии повышения финансового результата предприятий и корпораций. М.: ЛРИОР, 2002. -512 с.
- Баркалов С. А., Бурков В. Н. Минимизация упущенной выгоды в задачах управления проектами. М.: ИЛУ РАН, 2001. 56 с.
- Баркалов С.А., Бурков В. Н., Гилязов Н. М. Методы агрегирования в управлении проектами. М.: ИЛУ РАН, 1999. 55 с.
- Баркалов С.А., Бурков В. Н., Курочка Л. Н., Образцов H.H. Задачи управления материально-техническим снабжением в рыночной экономике. М.: ИЛУ РАН, 2000. 58 с.
- Баркалов С.А., Новиков Д. А., Лопов С. С. Индивидуальные стратегии предложения труда: теория и практика. М.: ИЛУ РАН, 2002. 109 с.
- Беллман Р., Заде Л. Лринятие решений в расплывчатых условиях / Вопросы анализа и процедуры принятия решений. М.: Мир, 1976. С. 172 -215.
- Модели формирования механизмов стимулирования и бюджетирования деятельности предприятий: монография / В. В. Альтергот, Д. Г. Белова, Д. Г. Гришанов, Д. А. Щелоков. — Самара: Современные образовательные технологии, 2009. 162с.
- Д.Г. Белова, Д. Г. Гришанов, A.B. Сургутанов, Д. А. Щелоков. Формирование условий устойчивости и рентабельности при конкурентном взаимодействии на рынке сбыта однотипной продукции Текст. / Экономические науки, № 2, 2009. С.62−71.
- Барвинок A.B., Белова Д. Г., Щелоков Д. А. Моделирование механизма конкурентного взаимодействия между предприятиями по производству энергооборудования Текст. / A.B. Барвинок, Д. Г. Белова, Д. А. Щелоков // Экономические науки, № 12, 2011. С.42−51.
- Белова Д.Г., Татаринова К. А. Формирование оптимальной конкурентной стратегии на рынке энергооборудования Текст. / Д. Г. Белова, К. А. Татаринова // Экономические науки, № 2, 2011. С.53−65.
- Белова Д.Г. Анализ, оценка и тенденции развития рынка энергооборудования Текст. / Д. Г. Белова // Новой экономике новые подходы. Труды II Всероссийской конференции студентов и молодых ученых / Самарский институт управления — Самара, 2011. — С. 11−14.
- Бердников В.А. Новые аспекты конкурентоспособности территории: Имидж промышленного мегаполиса в цифрах и фактах: монография / В. А. Бердников: М-во образования Росс. Федерации Толья-тинский политехи, инс-т, 2001. — 168 с.
- Березкина JI. Концептуальные основы мониторинга конкурентной среды // Маркетинг. № I (SO). — 2005. — С. 51−54.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Лрогресс, 1988. 400 с.
- Бир С. Мозг фирмы. М.: Радио и связь, 1993. 416 с.
- Бляхман JI.C. Экономика, организация управления и планирования научно-технического прогресса. М.: Высшая школа, 1991. 342 с.
- Богатырев В.Д. Модели и механизмы согласованного взаимодействия в задачах антикризисного управления. Самара: СНЦ РАН, 2004. 284 с.
- Большаков A.C., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб.: Питер, 2000. 411 с.
- Большая Советская Энциклопедия / ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. — VI: Изд-во «Большая Советская Энциклопедия», 1958.
- Большая советская энциклопедия. Т. 20. — М., 1977.С.428.
- Большой коммерческий словарь / под ред. Т. Ф. Рябовой. М.: Война и мир, 1996.-399 с.
- Большой экономический словарь / под. ред. А. Н. Азрилияна. 2-е-изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
- Борзенкова К.С. Оценка экономического потенциала предприятия и повышение эффективности его использования: автореф. дис. канд. экон. наук / К. С. Борзенкова. Белгород, 2003. — 24 с.
- Бороненкова С.А. Управленческий анализ / С. А. Бороненкова. М.: Финансы и статистика, 2001. — 3 84 с.
- Брайсон А., Ю-ши X. Прикладная теория оптимального управления. М.: Мир, 1972. 544 с.
- Бринк И. К). Савельева И. А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. — Роетон-на-Дону: Феникс, 2002, — 384 с.
- Бурков В. Н. Основы математической теории активных систем. М.: Наука, 1977. 255 с.
- Бурков В.Н., Горгидзе И. И., Новиков Д. А., Юсупов Б. С. Модели и механизмы распределения затрат и доходов в рыночной экономике. М.: ИПУ РАН, 1997.-57 с.
- Бурков В.Н., Данев Б., Еналеев А. К. и др. Большие системы: моделирование организационных механизмов. М.: Наука, 1989. 245 с.
- Бурков В.Н., Еналеев А. К., Новиков Д. А. Механизмы функционирования социально-экономических систем с сообщением информации // Автоматика и Телемеханика. 1996. № 3. С. 3 26.
- Бурков В.Н., Заложнев А. Ю., Кулик О. С., Новиков Д. А. Механизмы страхования в социально-экономических системах. М.: ИПУ РАН, 2001. 109 с.
- Бурков В.H., Заложнев А. Ю., Леонтьев C.B., Новиков Д. А., Чернышев P.A. Механизмы финансирования программ регионального развития. М.: ИПУ РАН, 2002. 52 с.
- Бурков В.Н., Заложнев А. Ю., Новиков Д. А. Управление риском: механизмы взаимного и смешанного страхования // Автоматика и Телемеханика. 2001. № 10. С. 125 131.
- Бурков В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. 270 с.
- Бурков В.Н., Квон О. Ф., Цитович JI.A. Модели и методы мультипроект-ного управления. М.: ИЛУ РАН, 1998. 62 с.
- Бурков В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981. 384 с.
- Бурков В.Н., Кондратьев В. В., Цыганов* В.В., Черкашин А. М. Теория активных систем и совершенствование хозяйственного механизма. М.: Наука, 1984. 272 с.
- Бурков-В.Н., Лавлов С. Г., Цымбал C.B. Технология создания эффективных социально-экономических комплексов на основе активного проектирования // Труды МНЛК «Теория активных систем». М.: ИЛУ РАН, 2001. С. 52−54.
- Бурков В.Н., Новиков Д. А. Идентификация активных систем / Труды международной конференции «Идентификация' систем и процессы управления». М.: ИЛУ РАН, 2000. С. 101″ 121.
- Бурков В.Н., Новиков Д. А. Как управлять организациями. М.: Синтег, 2004. 400 с.
- Бурков В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. М!: Синтег, 1997. -188 с.
- Бурков В.Н., Новиков Д. А. Теория активных систем: состояние и перспективы. М.: СИНТЕГ, 1999. 128 с.
- Васильев Д.К., Заложнев А. Ю., Новиков Д. А., Цветков A.B. Типовые решения в управлении проектами. М.: ИЛУ РАН, 2003.
- Веснин В.Р. Лрактический менеджмент персонала. М.: Юрист, 1998. -496 с.
- Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В. Л. Винокуров. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996:
- Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: МРУ, 1995. 252 с.
- Волков О.И., Девяткин О. В. Организация производства на предприятии (фирме). М: ИНФРА-М, 2004. 448 с.
- Воронин A.A. Устойчивое развитие миф или реальность // Математическое образование. 2000. № 1(12). С. 59 — 68.
- Воронин A.A., Мишин С. Л. Оптимальные иерархические структуры. М.: ИЛУ РАН, 2003.-210 с.
- Воронов А. Проблемы конкурентоспособности и пути ее решения // Маркетинг — инструмент конкуренции {сборник, статей) // Маркетинг:68