Проблемы формирования общественного сознания в таджикской публицистике периода государственного суверенитета
Важно отметить и то, что еще с первых десятилетий советского периода и по требованию пропагандистской и агитационной идеологии партии коммунистов и Советской власти, начиная с устода Айни, таджикские литераторы А. Лахути, С. Джавхаризаде, М. Аминзаде, М. Рахими, А. Дехоти, М. Миршакар, М. Турсун-заде, Б. Рахим-заде, П. Толис, Дж. Икрами, С. Улуг-заде, С. Гани и др., касаясь тем строек Вахша… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА I. ПУБЛИЦИСТИКА И ПУБЛИЦИСТИЧНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
- 1. Современное состояние и проблемы теории таджикской публицистики
- 2. Роль-публицистики в достижении и укреплении суверенитета
- 3. Публицистика и публицистичность в произведениях таджикских авторов нового времени
- ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ И ЕГО ОСВЕЩЕНИЕ В ТАДЖИКСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ
- 1. Проблемы воспитания национального самосознания в таджикской публицистике
- 2. Освещение политического противостояния в публицистике Таджикистана
- ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПУБЛИЦИСТИКЕ ПЕРИОДА СУВЕРЕНИТЕТА ТАДЖИКИСТАНА
- 1. Человеческий фактор в публицистике советского периода
- 2. Человек и общество в публицистике нового времени
Проблемы формирования общественного сознания в таджикской публицистике периода государственного суверенитета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Публицистика, являясь одной, из форм творческой деятельности, зародилась одновременно с художественной литературой: Таджикская^ публицистика так же уходит корнями в глубокую древность и связана с проповедями и обращениями суфиев и проповедников, политических и государственных личностей Х-ХП вв. Элементы публицистики встречаются' также в поэзии и прозе Насира Хусрава, Фирдоуси, Саади, Убайда Зокони, Низамульмулька и других представителей классической персидско-таджикской литературы. При этом проблемы, связанные с историей, теорией и практикой, таджикской" публицистикиеще всесторонне* и полно не изучены.
Нужно сказать, что в русском литературоведении исследования, и. поиски ученых в публицистике, берут начало со второй половины XIX в., с произведений Н. Г. Чернышевского и В. Г. Белинского. Особенно публицистика широко стала изучаться в советский период. В исследованиях М. С. Черепахова, Л. С. Выготского, Ю. А. Щерковина, И. П. Лысакова, Г. Я. Солганика, В. В. Виноградова и других проанализированы понятия и сущность публицистики как описания реальных, невыдуманных происшествий, ситуаций и событий, изложены взгляды и мнения на проблемы языка, стиля, жанровых, тематических, художественно-эстетических особенностей произведений публицистики.
Выводы, размышления и рассуждения русских и европейских исследователей о публицистике, ее содержании и сущности, свидетельствуют о том, что ее содержание возникло на основе документа, реальности и жизненных происшествий, а также деяний и стремлений реальных личностей. Выводы и результаты авторов таких произведений также имеют публицистическую основу. Один из русских исследователей публицистики Е. Осетров называет ее видом литературного авангарда, при посредстве которого читатель получает сведения о вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем обществе, его строителях, анализирует и объясняет прошлое, старое, отжившее отклоняет и поддерживает новые, прогрессивные явления. Публицистика в процессе своего развития рождает летопись эпохи, рассказывая о победах, достижениях и неудачах, несчастье народа, преподает исторический, общественный и жизненный урок (215, 206).
По вопросу исследования жанров публицистики, в том числе очерка, скетча, новеллы и эссе, интересны труды, русских ученых Е. Журбиной (112), Е. П. Прохорова (233), В. В. Ученовой (322) и им подобных. В них изложены ценные мысли о проблемах теории публицистики и истории формирования ее жанров. Большинство ученых, считая публицистику и ее разнообразные жанры экстренным, боевым видом литературы, признают их природными составляющими.
Важно отметить, что у большинства русских ученых и исследователей' бывших советских республик, таких как Н. И. Глушков, А. Н. Западов, Н. Г. Зорина, А. В. Савченков, Л. Г. Юдкевич, М. С. Черепахов, Ю. Б. Бабаев, О. Тагаев и другие, нет единого мнения в вопросе соотношения публицистики с различными науками, определения жанров, видов и стиля публицистических произведений.
Из высказываний ученых, касающихся жанров, видов и стиля публицистических произведений, более четкими и убедительными нам представляются мысли и рассуждения В. В. Ученовой и Е. П. Прохорова (322, 236- 233). Согласно их мнению, предмет публицистики, как вид творчества, существует в единстве с событиями в современной жизни общества.
Одна из спорных и еще полностью нерешенных проблем публицистики — это определение ее отношения к литературе и искусству. Некоторые исследователи, в том числе Л. И. Тимофеев, В. П. Неустроев, Я. Е. Эльсберг, Г. Н. Поспелов, Ю. Бабаев и др., придерживаются мнения, что литератор и художник, в основном, излагают свое видение мира и понимание событий при посредстве образов, но публицист свои мысли и раздумья выражает через документы, факты и логические выводы. Другая группа ученых является сторонниками мнения, высказанного великим русским писателем Л. Н. Толстым в ответе на критику его произведений М. С. Громовым. Согласно мнению ^ Л. Н. Толстого, «писатель не всегда пишет произведение чисто художественное, живя в человеческом, обществе, он не может пренебречь интересами отдельных людей, и их интересы в свою очередь должны стать интересами^ общества» (297,269−270). Согласно такому мнению, между трудами писателя и публициста нет серьезных различий и представители этих двух видов творчества одинаково служат интересам общества и людей.
Различные мысли и взгляды о сущности, задачах и специфике публицистических произведений изложены в исследованиях других русских ученых. Так, если А. Аграновский считает основным и важным в публицистике «идейность, прочность, роль. мышления" — (8,13), то М. С. Черепахов считает художественную литературу «формой эстетического изучения мира и человека», а публицистику — «способом политического осмысления и отражения событий в разных формах и видах» (337,48) и подчеркивает, что публицист в большинстве случаев свои мысли и взгляды излагает открыто, правдиво и прямо.* Интересные мысли и суждения по этому поводу высказаны В’Л.Канторовичем (143,17).
На основании данного обзора можно заключить, что в русском литературоведении и литературоведческой науке бывших советских республик существует много исследований о различных жанрах публицистики, таких как путевые заметки, статья, репортаж, очерк, фельетон, памфлет, ее тематике и стилях, в частности, о таких ее направлениях, как дискуссионный, пропагандистский, аналитический, сатирический и др. Результаты этих исследований подтверждает тот факт, что публицистика как род творчества, как практическая сфера политики все больше укрепляется в жизни общества.
Вместе с тем, нужно сказать, что в Таджикистане теоретические и практические проблемы публицистики серьезно стали изучаться с 80-х годов 5.
XX века. Действительно, в годы Советской власти в Таджикистане занимались исследованиями проблем публицистики, но одна непроясненная сторона этой проблемы состоит в том,.что в" советскую эпоху публицистика рассматривалась как один из жанров, художественной литературы и исследованием ее вопросов занимались, в основном, литературоведы, такие как С. Табаров, Л. Н. Демидчик, М. Шукуров, А. Сайфуллаев, А. Маниязов, Дж. Бако-заде и другие. Наряду с изучением проблем современной таджикской художественной прозы ими высказаны соображения1 о различных аспектах публицистической поэзии и прозы. Первым трудом, посвященным исследованию публицистики в советский период, является монография А. Маниязова «Публицистика и поэзия' устода Айни» (164) и только через тридцать лет послееепубликации, т. е. в 1988 году, увидел свет труд профессора А. Саъдуллаева «Публицистика Турсун-заде» (258).
Важно отметить и то, что еще с первых десятилетий советского периода и по требованию пропагандистской и агитационной идеологии партии коммунистов и Советской власти, начиная с устода Айни, таджикские литераторы А. Лахути, С. Джавхаризаде, М. Аминзаде, М. Рахими, А. Дехоти, М. Миршакар, М. Турсун-заде, Б. Рахим-заде, П. Толис, Дж. Икрами, С. Улуг-заде, С. Гани и др., касаясь тем строек Вахша, каналов Гиссара, Ферганы и других сторон социалистической жизни в Таджикистане, писали также и публицистические пропагандистские и агитационные произведения: Позднее. в ряды литераторов, которые испытали свой талант в создании публицистических произведений, вошли А. Бахори, М! Наджмиддинов, Ф. Мухаммадиев, С. Турсун, А. Самад, У. Кухзод, К. Мирзоев, И. Файзуллаев, Ш. Ханиф, Д. Раджаби, М. Табаров, Б. Муртазаев и им подобные и намного увеличилось количество публицистических сочинений и расширилась их тематика. В советский период в таджикском литературоведении публицистические произведения, по сравнению с предыдущими годами, были более передовыми, содержательными. Однако, кроме перечисленных трудов А. Маниязова и А. Саъдуллаева и некоторых дискуссий, прошедших на страницах журналов «Садои Шарк» и «Памир», газет и еженедельников-о состоянии таджикской публицистики серьезных исследований о теории и практики этой ветви таджикской литературы, мы не обнаружили.
Так, в дискуссии, развернутой в 1973 году на страницах журнала «Садои Шарк» вокруг темы «Герой жизни — герой литературы», устод М. Шукуров высказал некоторые очень интересные мысли о реальных героях литературы 70-х годов в сравнении их с героями 30-х годов прошлого века (353). Одна из интересных дискуссий прошла на страницах журнала «Памир», начатая статьей А. Хакима «Своим языком1 о своем времени», посвященная вопросу жизненной и реальной основы стихов таджикских поэтов (326).
В’другой дискуссии, прошедшей в 1987 году в журнале «Садои» Шарк" под названием «Проблемы современной прозы» участвовали известные таджикские литературоведы М. Шукуров, Р. Хади-заде, Р: Амонов, А. Сайфуллаев, А. Абдуманнонов, А. Набиев и другие. Они высказали свои мнения о проблемах, реальном описании жизни человека и вопросов, возникающих в его ежедневной' жизни, в произведениях писателей Ф. Ниязи, И. Файзуллаева, У. Кухзода, С. Турсуна, Б. Фируза, А. Самадова, К. Мирзоева, Р. Ёрова и т. д. Таджикские литературоведы А. Набиев и Дж. Бако-заде, анализируя творческую индивидуальность и психологическую прозу Ф. Мухаммадиева, А. Самада, У. Кухзода, коснулись некоторых публицистических аспектов их произведений (168−43).
Нужно упомянуть, что всестороннее развитие изучения таджикской публицистики особенно оживилось, начиная с последнего десятилетия XX века, после наступления горбачевской перестройки, гласности, демократии и суверенитета Республики Таджикистан и за этот период исследователи такие, как И. Усмонов, А. Саъдуллаев, А. Нуралиев, П. Гулмурод-заде, С. Гулов, М. Муродов, А. Азимов, Н. Бозоров и др. создали школу теории исследования и истории таджикской публицистики и журналистики.
Заметный вклад в исследование истории и теории таджикской публицистики и журналистики, выявлении их жанровой специфики внес известный ученый журналистской науки профессор И.Усмонов. Он еще в 1992 году при исследовании сатир и юморесок талантливого таджикского поэта и писателя XIV в. Убайда Зокони, обратил основное внимание на социальные и публицистические стороны сатир писателя, заполнив тем самым одну из чистых страниц истории таджикской публицистики (309).
Одна из заслуг И. Усмонова — это определение отношений публицистики и литературы. В своей книге «Теория^ публицистики», поспорив с частью советских литераторов, считавших наряду с рассказом, романом, газелью, масневи и им подобным публицистику жанром литературы, он приходит к выводу, что «в нашем исследовании публицистика является родом творчества. То есть необходимо смотреть на публицистику не как на часть литературы, а как равный* ей род. Публицистика, наука и литература не выстраивались одна за другой, нельзя одну из них считать важнее другой, они развивались параллельно^ каждая-важна на своем месте, функцию, которую выполняет одна, другаяше может выполнить. Ни одна из них не может быть г заменена чем-то другим. Следовательно, они имеют свои задачи, свою область, свое место и пути достижения своих целей» (315,8−9). Автор, говоря о цели и предмете литературного и публицистического произведений, отмечает, что целью писателя является описание не конкретного события или человека. В действие вступает воображение и взгляды его на событие или конкретного человека. Публицистическое же произведение «имеет дело с реальной истиной, с сегодняшним событием. Память о прошлом и намек на завтра в публицистике связаны с сегодняшним событием. Для публицистики важно сегодняшнее событие, образ или воображение или совсем не нужны, или являются дополнительным средством. Публицистика оперативна имеет дело с ясным словом — необходимо, чтобы одного раза чтения или восприятия на слух, было достаточно для вхождения в канву содержания.» (312,9−10). Также очень интересны и ценны его рассуждения и мысли по 8 вопросу жанров публицистики и их научного изучения.
Из других ученых, выпустивших много интересных трудов по истории и теории таджикской публицистики, эволюции жанров и тематических, идейных и стилевых особенностях отдельных публицистов, является профессор А.Саъдуллаев. Одно из важных его исследований — это книга «Особенности литературы», в которой научно проанализированы проблемы истории формирования и эволюции таджикской публицистики до крушения советской эпохи, периода развития публицистических жанров на примере произведений Дж. Икрами, Р. Джалила, Ф. Мухаммадиева, А. Хамдама, Ш. Саида, М. Наджимиддинова, Г. Мирзо, Ш. Ханифа, Ш. Мусо и других (260).
Наряду с исследованием тематики, идеи и стиля публицистики таджикских литераторов С. Айни, М. Турсун-заде, Ф. Мухаммадиева, А. Самада, К. Мирзоева, С. Турсуна, У. Кухзода заметна заслуга профессора А. Саъдуллаева в изучении источников формирования таджикской публицистики. Один из его трудов носит название «Высказанное слово идет от сердца», вошедший в сборник его статей «Цвета жизни». В нем рассмотрен вопрос истории таджикской документальной прозы (беллетристики) и массовой таджикской литературы (паралитературы) и их источников, начиная с «Авесты» и «Шах-наме» Фирдоуси и до «Удивительных стран» («Аджоиб ал-булдон») Абулмуайяда Балхи, «Книги путешествий» («Сафар-наме») Насыра Хусрава, «Истории Бухары» Наршахи, «Книги Кабуса» («Кабуснаме») Унсуралмаоли Кайкавуса, «Четыре беседы» («Чахор макола») Низами Арузи Самарканди и путевых заметок, записей и книг путешествий конца XIX и начала XX вв. (259).
К числу таджикских исследователей, занявшихся исследованием отдельных периодов таджикской публицистики относятся, П. Гулмурод-заде, А. Азимов, М.Муродов. Так, если П. Гулмурод-заде исследовал публицистическую деятельность таджикских просветителей (91), то в исследовании А. Азимова проанализирована история таджикской журналистики в 1929;1970 гг., затем автор коснулся некоторых особенностей 9 публицистики этого периода (12). Исследования М. Муродова посвящены изучению проблем, связанных с историей формирования и развития таджикской сатирической публицистики в республиканской' периодической печати (190- 191).
Как выше было отмечено, широкое и. всестороннее исследование проблем, связанных с таджикской публицистикой получило свое развитие именно в период государственного суверенитета Таджикистана и на этой основе за этот период было написано и завершено большое количество ценных трудов по теории, истории, содержанию, стилю, формированию и эволюции жанров публицистики. Но, несмотря^ на это, есть еще много нерешенных проблем в этой сфере интеллектуального творчества, ожидающих своих исследователей. Отдельного монографическогоисследования заслуживает проблема истории таджикской, публицистики, ее прошлого и сегодняшнего состояния, в недостаточной степени исследованы публицистические аспекты, таджикской поэзии прошлого и современности.
Не определены периоды эволюции и формирования таджикской публицистики. Таких проблем еще много и одна из них — роль таджикской публицистики в период суверенитета республики. Хотя и известно, что роль публицистических сочинений таджикских литераторов, политиков, интеллигенции и журналистов в достижении национального, языкового и государственного суверенитета весьма действенна, ощутима и решающа, в то же время эта тема еще не стала предметом отдельного монографического и всестороннего исследования. Еще не написан труд, в котором были бы исследованы события и происшествия начального периода суверенитета и гражданской войны, отраженные в публицистических произведениях, За пределами внимания ученых остались проблемы отражения в сочинениях литераторов и публицистов нового времени, национальных интересов* и духа свободолюбия, описание жизненной действительности в период суверенитета, тематических, идейных и стилевых особенностей публицистических произведений этого периода, проблемычеловека и ю гуманизма.
Такого рода, исследование раскрыло бы особенности таджикской публицистики периода независимостивыявило бы широту и разнообразие ее тематики, содержания, путей эволюциижанров, произошедшие изменения в языке и стиле изложения. Решение этой проблемы, имеет обществоведческое и литературно-историческое значение, оно определило? бы сущность и особенности изменений' произошедших в обществе с 90-х годов прошлого столетияфакторы и путидостижениянационального, языковогогосударственного суверенитета* и роль публицистического слова в этом процессе. Все: вышеизложенное, свидетельствуя об актуальности проблемы, и обусловило причину выбора? ее нами: в качестве диссертационногоисследования.
Учитывая!' все этомы решили в этой диссертации" впервые объектом-, исследования? взять публицистику периода суверенитета какнового и неизученного^ периодаее: особенностей с точки зрения темы, содержания, жанровспособов и стиля, описания? событий эпохи, отражения" проблемы человека и общества, концепции гуманизма" в публицистических произведениях этого периода.
Цель и задачи исследования
Целью? настоящего исследования является изучение общественно-политических условий и литературной ситуацииобусловивших обновление таджикской публицистики, причин, вызвавших широкий интерес к ней-в литературных кругах и СМИ.
Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:
• исследование субъективного и объективного взглядов в публицистических произведениях, посвященных событиям и перипетиям гражданской войны;
• определение особенностей отражения национальных интересов в публицистических произведениях, опубликованных в средствах массовой информации;
• изучение круга тем публицистических произведений периода.
11 суверенитета Республики Таджикистан;
• анализ вопроса о роли публицистики на пути к государственному суверенитету Таджикистана;
• описание проблем этики* человеками общества в средствах массовой информации;
• выявление особенностей концепции гуманизма в публицистике советской эпохи;
• исследование проблемы гуманизма с публицистических позиций эпохи суверенитета;
• обрисовать общественно-политические и культурные условия, способствовавшие обновлению таджикской публицистики, усилению в ней тенденций, нацеленных на подъем национального самосознания и национального самопознания;
• проследить процесс появления новых тенденций в публицистических произведениях ведущих таджикских писателей-публицистов;
• провести сравнительный анализ идейно-тематического содержания, структуры, языка' и стиля публицистики периода государственной независимости;
• выявить причины и пути взаимодействия литературы и публицистики;
• осуществить сравнительный анализ общих и отличительных черт публицистики советского периода и публицистики периода государственного суверенитета;
• выявить роль публицистики в достижении и укреплении суверенитета Республики Таджикистан.
Перечисленные цели и задачи определили историко-литературный и сравнительно-сопоставительный подход к анализу литературы и источников как главный методический принцип исследования.
Источники и материалы исследования. Исследование поставленных в этой диссертации задач и проблем основано на большом материале из творчества современных таджикских публицистов-литераторов Ф: Мухаммадиева, У. Кухзода, С. Турсуна, К. Мирзо, А. Самада, А. Хамдама, Ш. Мусо, И. Усмонова, С. Кенджаева, А. Сохибназарова, публицистических произведений^ вошедших в сборники «Уроки? самопознания"^ «Нурек», «Люди и берега», «Гнездо соловьев», «С волной жизни», «Наше время», на публицистическом материале периодической печати, журналов с «Садои Шарк», «Памир» и распространенных по радио и телевидению.
Методологической основой! исследованияпослужили принципы исторического^ подхода к. роли публицистики в общественном сознании^ сравнительно-исторического: анализа произведений? литературы, ихидейно-тематических мотивов и направлений.
При решении поставленных задач автор диссертации опирался? на принципылитературно-художественного анализавыработанные в трудах известных русских: и таджикских литературоведов, теоретиков журналистской науки. В первую очередь, к их числу относятся М. С. Черенахов, Л. С. Выготский, Ю. А. Щерковин. И. П. Лысаков, Г. Я. Солганик, В. В. Виноградов, Е. Журбина, Е. П. Прохоров, ВЛЗ. Ученова, Н. И. Глушков, А. Ш. Западов, Н. Г. Зорин, А. В. Савченков, М. Шукуров (М.Шакури), С. Табаров, Л. Н. Демидчик, А. Сайфуллаев, А. Маниязов, И. К. Усмонов, А. Садуллаев, Х. Асозода, Ю. Бабаев, О.Тагаев. Кроме этого, были широко использованы исследования Л. И. Тимофева, Я. Е. Эльсберга, Г. Н. Поспелова, В. П. Неустроева, Е. Хализева и других ученых, работы которых в области публицистики, литературы и искусства достаточно широко известны.
Научная новизна диссертации определяется постановкой и теоретическим и практическим решением указанных задач, введением в научный оборот малоизученного материала, касающегосяисторико-типологической и художественно-теоретической эволюции публицистики в период государственного суверенитета.
В диссертации наглядно и подробно показано, что, несмотряна.
13 большой объем литературного материала, научных и научно-популярных исследований, дискуссий, прошедших на страницах журналов «Садои Шарк>> и «Памир», газет и еженедельников о состоянии таджикской публицистики, рассматриваемый нами1 аспект, точнее, проблема формирования общественногосознания^ в таджикской публицистике периода государственного суверенитета, никем до настоящего времени не ставилась-и не изучалась.
Настоящая диссертация, впервые рассматривающая' указанную проблему, в определенной* степени раскрывает малоизвестную и почти неизученную страницу историиэволюции таджикской публицистики, процессов ее идейно-содержательного обновления:
В «настоящей диссертации впервые в таджикскомлитературоведении не только ставится» вопрос о-неоценимой роли публицистики в формировании, общественного' мнения периода государственного суверенитета, подъеме национального самосознанияи национальной гордости, но и проводится всесторонний литературно-художественный, историко-типологический анализ общих и отличительных особенностей таджикской публицистики советского времени и периода государственного суверенитета.
Хронологические рамки исследования. Как известно, публицистика берет свое начало еще в устном народном творчестве, ее элементы можно обнаружить в острых анекдотах, — сатирических стихотворениях, в театрализованных представлениях масхарабозов (скоморохов), а также в произведениях классиков персидско-таджикской литературы, в политических трактатах и сочинениях таджикских просветителей. Все это свидетельствует о древних корнях этого вида литературы.
В диссертации временные рамки темы проводимого исследования в основном ограничены творчеством таджикских писателей-публицистов последнего двадцатилетия, то есть периода государственного суверенитета, в который произошли коренные изменения как в структуре, так и содержании и идейной направленности публицистических произведений.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют проследить пути и процесс перехода таджикской публицистики в иную стадию развития, очищения ее идейно-содержательной направленности от идеологического политизированного налета, выявить место, которое заняла публицистика в творчестве таджикских прозаиков и поэтов, обозначить социально-политические и культурные условия, при которых состоялся указанный переход, определить влияние произведений ведущих публицистов на творчество других таджикских писателей, аргументируются теоретические основы жанрово-стилистических, тематических и идейно-художественных особенностей процесса перехода таджикской публицистики в новое состояние.
В практическом плане основные положения и выводы настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении истории таджикской публицистики, а также исследовании жанрово-стилистических, тематических и идейно-художественных особенностей публицистических произведений таджикских авторов.
Материалы, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при написании учебников и вузовских пособий по истории таджикской журналистики, при чтении специальных курсов, по истории жанров журналистики и литературы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Результаты исследования проблем гуманизма в публицистических произведениях таджикских писателей А. Самада, К. Мирзо, С. Турсуна и У. Кухзода свидетельствуют о том, что в литературе времени суверенитета в центре внимания литераторов стоит человек и его внутренний мир, вопросы свободы, национального самосознания, нравственности, духовности, чаяний и надежд человека и общества, что было особенно важно для таджикской публицистики.
Естественно, что в период демократии, свободы, национального и государственного суверенитета для интеллектуальной, духовной, общественной и материальной эволюции человека и общества появились широкие возможности. Но не все смогли правильно и по совести использовать эти возможности. Были люди, которые воспользовались свободой, суверенитетом, плюрализмом и гласностью для достижения своих корыстных целей, получения высоких, доходных постов и состояний, присвоения государственного имущества. Для достижения корыстных целей они бросились создавать различные партии, занялись привлечением.
325 молодежи к своим делам, даже не гнушались сотрудничеством с криминальными структурами. В результате за короткое время появилась прослойка общества, привыкшая к алчности, обману масс, воровству и грабежам, хулиганству и аморальности, корыстолюбию и карьеризму, самоволию и беспорядкам, анархии и т. д. Высокие человеческие качества, такие как справедливость и честь, трудолюбие и патриотизм, дружба и товарищество, правдивость и мужество, благородство, и им подобные стали вырождаться.
К счастью, своеволие, анархия и беспорядки не тянулись долго. Трудящийся народ республики залечил раны страны, достиг мира и стабильностибыли возвращены на Родину беженцы, бежавшие из страны под действием нестабильности и беспорядков. В Таджикистане начался этап спокойствия, стабильности и созидания, и республика твердыми шагами устремилась навстречу светлому, благополучному будущему.
В целом, в публицистике периода суверенитета прослеживаются два тематических направления, связанных с проблемой отношений человека и общества. Первое — история становления государственности таджиков, выход на международную арену свободного и суверенного Таджикистана, расширение его связей с различными государствами планеты, укрепление национального государства и языка таджиков, созидательная работа по строительству дорог, туннелей, электростанций и других больших строек современности, улучшению материального и духовного, морального состояния народа, свидетельствующих о достижениях таджикского государства и таджикского народа. Все эти достижения — результат трудолюбия, дальновидности, единения и взаимопонимания, верности и патриотизма таджикского народа и компетентности, мудрости Президента страны и Правительства республики. И все это нашло отражение в произведениях литераторов-публицистов.
Другое направление — осуждение и высмеивание неприемлемых, явлений в обществе, падения нравов, морали и духовности, безделья,.
326 равнодушия и беспечности, карьеризма, вещизма, эгоизма, самовосхваления, злоупотребления занимаемой должностью, привычки, к накопительству и присвоению государственного добра и т. д., которые мешают прогрессу и улучшению жизни человека и общества.
В описании достижений и трудностей, имеющихся в жизни отдельного индивида и общества, публицисты использовали различные жанры, стили и пути изложения мыслей и раздумий.
В публицистических произведениях А. Самада и С. Турсуна, посвященных проблемам взаимоотношений индивидуума и общества, на первый план выступают философские размышления о временисудьбе человека, об общественных явлениях. В творчестве названных писателей весьма ярко проявляются характерные для того времени поиски героя времени, попытки активно, проявить гражданскую-позицию.
Публицистика К. Мирзо характеризуется постановкой актуальных этических и духовных проблем человека и общества, попыткой определить связи между духовностью прошлого-и сегодняшнего дня. Писатель создал образы различных людей, поведение и действия' которых являются образцами высокой нравственности, этичности или низких, подлых человеческих качеств. Писатель в своих творениях выступает в качестве рассказчика события или происшествия, итоги и выводы предоставляет читателю, чтобы он сам решил осудить поведение и действия героя или-же брать с него пример. Такой" способ изложения является основной особенностью стиля К.Мирзо.
Творческий стиль и принципы писательского почерка У. Кухзода в публицистике в какой-то степени похожи на стиль и почерк К.Мирзо. В его произведениях на первом плане — вопросы этики, нравственности и духовности человека, и в то же время автор выступает как критик или рассказчик событий. Хотя писатель не безучастен к личности и поведению, деяниям героев, делать выводы он предоставляет читателю. Нужно отметить, что стиль У. Кухзода в современной таджикской публицистике присущ.
327 только ему и корнями уходит в классическую прозу, в том числе в творчество Убайда Зокони, который говорил о падении нравов, морали и призывал к духовности человека и общества, излагая свои взгляды аллегорично, иносказательно, с намеками, юмором и насмешкой. Он широко пользуется элементами повествовательной прозы прошлого и устного народного творчества, несмотря на то, что тема и цель его произведений — это современная действительность и жизнь современного человека.
Несмотря на все сегодняшние достижения таджикской публицистики, она, по сравнению с художественной литературой, молода. В образцах современной таджикской публицистики отражены состояние времени, различные качества характера героя. Но так как основная задача автора при создании публицистических произведений — изображение выдающихся личностей и конкретной жизненной реальности, то, несомненно, основой этого вида литературы являются реальные факты, события и происшествия. Основная задача сегодняшней таджикской публицистики — объединение общества на пути культурного, экономического, социального и политического прогресса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование показало, что таджикская публицистика-всегда, на протяжении всех этапов своего развития шагала в ногу со своим временем, отражая историческую память народа, идеи независимости и." свободолюбия, национального самосознания и защиты интересов человека и общества своего времени, наконец, она внесла ощутимый вклад в укрепление национального и государственного суверенитета таджикского народа.
Таджикская публицистика и в советскую эпоху была пропагандистом новых инициативи новых созиданий. В публицистических произведениях Ф. Мухаммадиева, М. Наджмиддинова, А. Одинцова, Б. Пшеничного, А. Хамдама, Л. Чигрина и других события XX века явились источником вдохновения, в. них запечатлены твердость и самопожертвование советских людей на пути благоустройства, спокойствия и повышения благосостояния народа и общества.
Становится ясно, что тема национального самосознания и национальной гордости с самого начала формирования таджикской публицистики советской эпохи являлась ее центральным объектом, — и в публицистических произведениях основоположников таджикской советской литературы С. Айни, Аджзи, Сидики, Фитрата, Мирзо Сироджа и других нашла отражение проблема интеллектуального пробуждения таджикского народа и борьбы с пантюркизмом защиты истории, культуры" и языка таджиков, таджикские писатели выступили пропагандистами, интеллектуальных достижений европейцев в сфере школьного образования и просвещения, торговли и экономики страны. Их прогрессивные идеи нашли отражение в публицистических произведениях устода Айни, в «Дискуссии» («Мунозира») и «Сообщениях индийского путешественнника» («Баёноти сайёхи хинди») А. Фитрата, «Дары жителям Бухары» («Тухафи ахли Бухоро») Мирзо Сироджа Хакима, статьях и стихах Аджзи и других литераторов. В свою очередь, их взгляды оказали свое влияние на формирование Республики.
Таджикистан и укрепление национальных таджикских традиций и языка.
Вместе с тем, таджикская поэзия и проза, и в том числе публицистика, начиная с 30-х годах XX в. и в последующем превратились в голую публицистику, целью которой была пропаганда революционных лозунгов и постановлений и решений Коммунистической партиипризыв, к борьбе за укрепление социалистического государства и уничтожению врагов советского строя. Согласно политической и классовой идеологии, которую партия большевиков сделала господствующей и в литературе, культурные и духовные ценности прошлого всецело должны были быть отвергнуты. Господствующая идеология считала материализм и социальный классовый аспект основой существования человека, а религию называла «опиумом для, 1 народа». В результате такой политики духовность и общечеловеческие достижения были обесценены, поэты и мыслители прошлого признаны представителями господствующих сословий, и их наследие также подлежали отрицанию.
Литература
и публицистика советских времен по сути были противопоставлены литературе прошлого. Отсюда высокие классические традиции прошлого ослабли, внутренний мир человека, его духовность, мечты о свободе, его гуманизм стали далеки от внимания литературы и публицистики.
Начиная с 60-х годов XX века, особенно после XX съезда коммунистической партии в 1956 году, на котором был поднят вопрос о культе личности, в литературе и публицистике всех бывших советских республик произошли серьезные изменения. В произведениях литераторов и публицистов, в какой-то степени, проявились смелость и мужество в описании недостатков и недочетов жизни человека и общества. Ярким примером мх преобразований является психологический роман Дж. Икрами, в котором образ директора школы Анвара олицетворяет жизнь одного индивидуума советского общества. Такое изображение человека в советской таджикской литературе наблюдается впервые, ибо до этого времени показ недостатков руководителя учреждения или члена партии коммунистов был.
323 неслыханным явлением.
Вместе с тем, лишь с достижением суверенитета Таджикистана в таджикской литературе и публицистике появилась возможность действительно открытого и гласного выражения мыслей. Преследование, цензура и давление в отношении инакомыслящих через издательства и средства массовой информации были прекращены. В республике стали" функционировать международные организации, они помогали публицистам и журналистам в отражении и объяснении событий и фактов, в решении актуальных проблем жизни республики. Так, при материальном содействии Института Открытого Общества — Фонда помощи, Департамента Организации Объединенных Наций по содействию мира в Таджикистане и представительства в Таджикистане Института проблем войны и мира Британии был проведен широкий конкурс журналистов, материалы которого составили три книги и были опубликованы под общим названием «В поисках истины».
В публицистике в практику вошли информативность, категоричность, суждений, стремление к простоте изложения и краткости. К тому же в таджикской литературе последних десяти лет XX века, и особенно в начале XXI в., бурное1 развитие получила беллетристика, в традицию вошло написание на основе исторических фактов и документов рассказов и даже исторических и документальных романов. Показателем роста этого вида литературы стали документальные повести и романы А. Хамдама, Л. Чигрина, Ш. Мусо и Б.Муртазаева.
Под влиянием общественного и политического развития периода суверенитета произошли серьезные изменения в литературном и публицистическом процессе. Изменились тематика, содержание, стиль описания событий и происшествий в документальной прозе этого периода. К проблемам изображения человека, его внутреннего мира, свободы личности, его духовных поисков, устремлений, трудностей и преград в жизни и другим проблемам в публицистике нового времени стали подходить с новых.
324 позиций, согласно требованиям времени.
Суверенитет республики стал фактором изменений состояния литературы, повлияв на свободу творчества литераторов. Большая часть культурных ценностей, тематика и< литературные понятия советской эпохи потеряла свою значимости, по требованию времени в литературе и публицистике встал вопрос о новом герое. Таджикскому литератору-публицисту больше не требовалось для создания своего произведения искать героев и темы в соответствии с идеологией и определенными партией и советским государством штампами. Для литераторов и публицистов настали времена свободного выбора темы, героя произведения, языка, стиля и способа изложения, они имели возможность свободно описывать трудности, успехи и неудачидостижения и поражения своих соотечественников, обращаться без страха и боязни к изображениюисторических событий прошлого и современности, к описанию судеб исторических личностей.
Список литературы
- Абдиев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994.176 с.
- Абдулов К. Рохд бех, буд. Душанбе, 1995. — 165 с.
- Абдуманонов А. Мубохдса: масъалах, ои насри муосир // Садои Шарц.1988.-№ 4.-С.116−128.
- Абдусаттор А. Коалам, калом ва китобе бо номи зиндагй // Адабиёт васанъат. —2006. 15 июн.-№ 24 (1319). — С. 11−12.
- Абулк-осим Лохутй Шеърх, о ва достойно. Китоби 1. Душанбе, 1987.400 с.
- Абулкосим Лохутй. Куллиёт. Ч,.1. Сталинобод, 1961. — 256 с.
- Аъзамов С.Н. Единство двух начал (Единство информации и анализа впублицистике). Казань, 1974. — 110 с.
- Аграновский А. Суть дела. М., 1968. — 207 с.
- Азизов А. Вокеияти зиндагй ва матбуоти тоцик. — Душанбе, 2001.185с.
- Азизов А.Х. Таджикская журналистика в период культурнойреволюции: Автореф. дис. канд. филол. наук. Душанбе, 2003. -47с.
- Азимов А. Публицистика ва замони муосир. — Душанбе, 2004. 138 с.
- Азимов А. Адабиёт дар матбуоти солхои сиюм. Душанбе, 2004. — 80с.
- Айёми мо (Очеркхо). Душанбе, 1958. — 300 с.
- Айнй С. Ашъори мунтахаб. Сталинобод, 1958. — 172 с.
- Айнй С. Куллиёт. 9. Публицистика, мак-ола, хитоба ва фелетонх, о. — 415 с.
- Айтматов Ч. Масъалах-ои забони милли // К^иргизистон маданияти. — 1989. — 20 январ.
- Акбаров Ю. Ч, устуч, ух, ои эч-оди ва ахлок-й. Душанбе, 1990. — 240 с.
- Актуальные проблемы журналистики. — Душанбе, 2003. — 148 с.
- Алексеев А. Оружие политической сатиры. М., 1979. — 244 с.
- Аминзода М. Мунтахабот. Ч,. 1. Душанбе, 1976. — 368 с.
- Амонов Р. Повесть о высокой иве, цветущем чинаре и самаркандской яблоне. М., 1986. — 244 с.
- Амонов Р. Х, а1уик-ати бадей ваак-ик-ати зиндагй // Садои шарк-. 1973. — № 7. — С. 115−127.
- Андреев Ю. Главное звено. М., 1986. — 350 с.
- Андрунас Е.Ч. Бизнес и пропаганда. М., 1996. — 420 с.
- Аникина А. Образное слово в тексте. — М.: МГУ, 1985. 75 с.
- Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики. — Саранск, 1996. 63 с.
- Аргументация в публицистическом тексте. (Жанрово-стилистический аспект). Свердловск: Уральский у-т, 1992. — 243 с.
- Ардамехр. Забони модариро бузург дорем // Ч^авонони То^икистон. -1989.-20 январ
- Архипов С.В. Современная советская публицистика. Актуальные проблемы. Владикавказ, 1991. — 64 с.
- Аслиддини Сох, ибназар. Субх-и ситоракуш. — Душанбе, 1997. 476 с.
- Асозода X. Адабиёти форсй ва се шохаи он. — Душанбе, 1991. 127 с.
- Асозода X. Адабиёти тоцик дар садаи XX. — Душанбе, 1999. 448 с.
- Асрорй В. Халц ва адабиёт. Душанбе, 1968. — 278 с.
- Ато Хамдам, Чигрин JI. Хатлонский бастион. — Душанбе, 2005. 350 с.
- Ато Хамдам, Чигрин JI. Призраки пустыни. — Душанбе, 2005. 297 с.
- Ато Хамдам, Чигрин JI. Садди Хатлон. — Душанбе, 2006.- 400 с.
- Ато Хамдам, Чигрин Л. Мужество матери // Курьер Таджикистана. — 2005. № 33−41. -С.24−25.
- Бабаева С. Особенности повествовательной структуры в современной таджикской прозе: Автореф. дис. канд.филол.наук. М., 1983. — 22 с.
- Бак-озода Чустучудои эцодй дар насри то^ик. Душанбе, 1987. — 143 с.
- Бак-озода Ч,. Нависанда ва идеали замон. — Душанбе, 1987. — 256 с.
- Бак-озода Ч,. Абдулхдмиди Самад ва инкишофи жанри х-икоя. -Душанбе, 2007. 150 с.
- Бак-озода С. Эътироз ба бесомоних, о // Куллапаймои Сухан. — Душанбе. -2009.-С. 101−107.
- Барманкулов А. Сравнительный анализ жанров. Алма-Ата, 1975. — 115 с.
- Барманкулов М.К. Обыденность и специфика документальных жанров печати, телевидения, радиовещания: дис. докт. филол. наук. М., 1980.-370 с.
- Бахтиёри Муртазо. Нак, би истшдюл. Душанбе, 2007. — 294 с.
- Бахтин М.М. Из записей 1970−1971 гг. // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — С. 352.
- Бахтин М.М. Автор и герой эстетической деятельности // Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.-336 с.
- Бекасов Д.Г. Корреспонденция и статья // Жанры публицистики. — М., 1973.-С. 33−62.
- Белков А.К. История партийной и советской печати. Учеб.-метод.пособий. Вып.1. -М.: Мысль, 1975. 298 с.
- Белинский В.Г. Полн. собр. сочинений. Т.1. — М., 1953. 394 с.
- Белинский В.Г. Полн. собр. сочинений. Т.Х. — М., 1956. 482 с.
- Беневольская Т.А. Композиция газетного очерка. — М.: МГУ, 1975. — 86с.
- Беневольская Т.А. Портрет севременника. — М., 1983. 134 с.
- Бобоев Ю. Эстетика ва кддамх, ои назму насри тоцик. — Душанбе, 1988. 608 с.
- Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания. — СПб., 1998. 245с.
- Бозоров Н. Мох, ияти факт дар публицистика // Боли сухан. Душанбе, 2004. С. 29−30.
- Боли сухан (Мацмуаи мацолах, о). — Душанбе, 2004. 194 с.
- Бо мавци зиндагй (Очерю^о). Душанбе, 1989. — 384 с.
- Бочаров А.Г. Человек и война. — М., 1978. 477 с.
- Браун Л. Имидж: путь к успеху. СПб., 1996. — 192 с.
- Будущее рождается сегодня (Сб. статей). М., 1980. — 382 с.
- Варсобин А. Портрет современника. Полон ли он? // Горизонты публицистики: опыт и проблемы. М., 1981. — С. 130 — 139.
- Варустин Л.Э. Человеческий фактор в публицистике: современные способы познания и отображения: Автореф. дис. д-ра филол. наук. — Л., 1987.-45 с.
- Вершел В.П. Темы рабочего класса в публицистике. М.: МГУ, 1985. -136 с.
- Вильчек Л.Ш. Советская публицистика 50−80-х годов. М., 1996. — 141с.
- Виноградов В.В. О языке художественной прозы // Избранные труды. — М., 1980.-С. 119−148.
- Вишневский А. Х, ацик-ат ва адолат // Омузгор. 1989. — 28 ноябр.
- Всеволодова М. Забонх, ои мо баробархукукднд // Точ-икистони советй. 1989. — 8 март.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1969. — 343 с.
- Газетные жанры (Библиотечка журналиста). -М., 1976. — 176 с.
- Горбунов Л.Н. Поэтика публицистического текста. М.: МГУ, 1978. -53 с.
- Гордович К.Д. Современная отечественная публицистика. М., 1994. -52 с.
- Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975.- 197 с.
- Горохов В.М. Слагаемые мастерства. -М., 1982.— 160 с.
- Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. — М., 1984.— 191с.
- Горохов В.М. Принципы анализа журналистского матерства. // Мастерство журналиста. — М., 1977. — С. 63−89.
- Горохов В.М. Публицистика и ее эффективность. // Горизонты публицистики: Опыт и проблемы. — М., 1981. — С. 99.
- Горький и современность. — М., 1970. 534 с.
- Глушков Н.И. Очерковая проза. Ростов-Н/Дону, 1979. — 215 с.
- Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. — М., 1995. -103с.
- Гулов С. Амвочи сухан. Душанбе, 2005. — 118 с.
- Гулмуродзода П. Маорифпарвари ва низоми нави цах, он. Душанбе, 2006.- 164 с.
- Гулшани адаб. Ч^. 5. Душанбе, 1980. — 464 с.
- Гаффор Мирзо. Мездаат мукофот аст. Душанбе, 1977. — 368 с.
- Гаффор Мирзо. Х, ангомаи дидор (шеърхр). — Душанбе, 1984. 144 с.
- Давлати Даврон. Рузе аз он рузх-о // Садои шарк-. —2009. -№ 6. -С.93−102.
- Дарси хештаншиносй. Дафтари аввал. — Душанбе, 1989. — 272 с.
- Дарси хештаншиносй. Дафтари дуюм. Душанбе, 1991. — 400 с.
- Дарси хештаншиносй. Дафтари сеюм. Душанбе, 1997.
- Дар ч-устуч-уи х, ак-ик-ат. — Душанбе: ОБСЕ, 2004. 176 с.
- Дар чустуч, уи х-ак-ик-ат. Душанбе: ОБСЕ, 2005. — 251 с.
- Дар чустучуи х, ак-икат. Душанбе: ОБСЕ, 2007. — 165 с.
- Демидчик Л.Н. Таърихи адабиёти советии точ-ик. 4,2. Душанбе, 1978.-302 с.
- Демидчик Л.Н. От правды жизни к художественной правде.1. Душанбе, 1985.-224 с.
- Денисов В.В. Историко-политическая публицистика 1970−1990-хгодов. — Новороссийск, 1999. 107 с.
- Дзялошинский, И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИполезными людям / И. М. Дзялошинский.- М.: Престиж, 2006. 104 с.
- Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996. — 302 с.
- Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. — Л., 1981. —431 с.
- Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999. —416с.
- Единство информации и анализа в публицистике: сб. статей. / подред. В. И. Агзамов. Казань: Казанский ун-т, 1974. — 111 с.
- Жидков В.П. Авторитетом газетной строки. М., 1986. — 150 с.
- Журбина Е. И, Теория и практика художественно-публицистическихжанров (Очерк-фельетон). М., 1969. — 399 с.
- Журбина Е.И. Устойчивые темы. М., 1974. — 212 с.
- Журналистика и идеология. М.: МГУ, 1985. — 184 с.
- Заславская Д. Публицистика. //БСЭ. Т.35. С. 278.
- Засурский И.И. Масс — медиа второй республики. М., 1999. — 272 с.
- Засурский Я.Н. Роль СМИ в обществе. // Вестник МГУ, Сер. 10. Журналистика. 1995. — № 2. -С.3−7.
- Землянова A.M. Современная американская коммуникативистика. —1. М., 1995.-271 с.
- Здоровега В.И. Слово тоже есть дело. Некоторые вопросы теориипублицистики. М., 1979. — 174 с.
- Золотые долины (Сб. очерков). — Душанбе, 1984. — 236 с.
- Ивин A.A. Основы теории аргументации. М., 1997. — 352 с.
- Имомов М. Маънавият ва нащии зохдр. Душанбе, 2000. — 186 с.
- Информационные жанры газетной публицистики. — М., 1986. 326 с.
- Информационная война в Чечне. М., 1986. — 296 с.
- Истиьдюлият ва журналистикаи муосир. — Душанбе, 2006. 217 с.
- Ифтихори миллат (Мач, муаи мак-олах, о ба ифтихори чашни 90-солагииустод М. Турсунзода). Душанбе, 2002. — 120 с.
- Каган М.С. Философия культуры. М., 1988. — 416 с.
- Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста. М.: МГУ, 1989.- 182 с.
- Калашникова Л.И. Герой современного очерка. М.: МГУ, 1957.34с.
- Калачинский A.B. Аргументация публицистического текста. —1. Владивосток, 1989. 119 с.
- Карасев П.С. Проблемы теории публицистики. Л.: ЛГУ, 1973. — 40 с.
- Карасев П. С. Открытое письмо — публицистический жанр //
- Проблемы газетных жанров. — Л., 1962. С.36−39.
- Великой отечественной войны: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Душанбе, 1984.-21 с.
- Качкан В.А. Традиции и новаторство советской публицистики:
- Автореф. дис. д-ра филол. наук. Киев, 1989. — 50 с.
- Кенч-аев С. Табадуллоти Тоцикистон. — Душанбе, 1993. 384 с.
- Ким М. Н. Жанры современной публицистики. СПб., 2004. — 335 с.
- Ковалев В.Н. Публицистика как обект и предмет социологическогоанализа. // Опыт и перспективы социологических исследований журналистики. М., 1984. — С. 22.
- Колосов Г. В., Кройчик Л. Е., Худякова Э. А. Корреспонденция жанрпублицистики. — Воронеж, 1987. — 131 с.
- Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. М., 1973. —1. С.3−27.
- Корконосенко С.Г. Социальное управление и печать. — Л.: ЛГУ, 1989. -83 с.
- Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб, 1995. — 86 с.
- Коницкая В.П. Социология коммуникации. — М., 1991. — 304 с. 147.148.149.150,151.152 153 154 155 156 149 783 190 250 017 541 075 238 912
- Кройчик JI.E. Современный газетный фельетон. -Воронеж, 1975. -230с.
- Кузнецов Ф.Ф. Перекличка эпох. Очерки, статьи портреты. — М., 1980.-С. 37−82.
- Кузнецов В. ТВ журналистика: критерии профессионализма. — М., 2002. — 220 с.
- К}^зод У. Таквими рахгум. Душанбе, 1989. — 336 с.
- К}Ъ (, зод У. Чдмъи парешон. Душанбе, 2003. — 136 с.
- Кух, зод У. Ахлок-и воло дафъи бало. — Душанбе, 2003. — 182 с.
- Леонид Чигрин. Расплата. — Душанбе, 2004. 120 с.
- Литвинов В.М. Мир глазами публициста. М., 1967. — 103 с.
- Лоик- Шералй. Шиносномаи миллат // Газетаи муаллимон. — 1998. — 3 дек.
- Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970. — 384 с.
- Луначарский A.B. Основы позитивной эстетики // Соб. соч. Т.8. — М., 1967. — С.103−184.
- Маниёзов А. Публицистика ва назми устод Айнй. — Сталинобод, 1958.- 150 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. 418.
- Масковичи С. Век толп. М., 1996. — 478 с.
- Масов Р. Фарёди курбониён: Низо аз сафхди таърих // Омузгор.1989.- 18 июл.
- Масъалах, ои насри муосир // Садои шарк. 1987. — № 5. — С. 124−131.
- Масъалахои адабиёти муосири точ-ик (Мацмуаи мак-олах, о). —1. Душанбе, 1970.-416 с.
- Ма^камова Ш. К^ахрамони мусбат ва тасвири замон // Садои шарк-.1973.-№ 11.-С. 118−126.
- Маша Гасен, Мэри Назари. По жизни. Пособие по социальнойжурналистике. М., 2002. — 127 с.
- Мезенцев М.Т. Публицистический прогноз. -Ростов н/Дону, 1986.
- Мирзоев И. Рукни чорум. Душанбе, 2001. — 74 с.
- Мирзоев К. Суруди мухдббат. Душанбе, 1988. — 240 с.
- Мирзоев К. Нишони зиндагй. — Душанбе, 1993. — 494 с.
- Мирзозода X., Маъсумй Н., Бобоев Ю. Адабиёти советии то^ик.
- Барои синфи 10. Нашри 7. Душанбе, 1981. — 416 с.
- Мирзозода X., Маъсумй Н., Бобоев Ю. Адабиёти советии точ-ик.
- Барои синфи 10. Душанбе, 1985. — 413 с.
- Мирзозода М. Маъсумй Н., Бобоев Ю., Вах, обов А. Адабиёти советй. Душанбе, 1990. — 384 с.
- Миршакар М. Дасти мададгори дуст // Точ-икистони советй. 1974.10 окт.
- Митченкова И.И. Усиление публицистического начала в современнойпрессе // Журналистика в 1998 году. Тезисы научной конференции. -М., 1999.-С. 49−53.
- Михайлов О. Страницы советской прозы. М., 1985. — 279 с.
- Михоэльс С. Статьи, беседы, речи. — М., 1960. 176 с. 184.185.186.187,188.189.190.191,192 193 194 195 196 200 024 008 811 691 900 928
- Моисеев В. Журналистика и журналисты. Киев, 2002. — 402 с.
- Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2002. — 270 с.
- МуродовМ. Истикдол ва матбуот //Анис. 2001. — С. З 8−43.
- Муродов М. Ч^анбаи публисистй дар хдчвшщои матбуоти муосир. -Душанбе, 2003. С.135−141.
- Муродов М. Баъзе масъала^ои журналистика ва хдч-ви публисистй. Душанбе, 2005. — 127 с.
- Муродов М. Аз таърихи ташаккул ва инкишофи хдчви публисистй дар матбуоти даврии тоцик. Душанбе, 2007. — 144 с.
- Муртазоев Б. Дар шозфохд Ватан // Садои шарк-. 1976. — № 5.
- Муртазоев Б. Хонаи дарё // Садои шарк-. 1983. — № 2.
- Муртазоев Б. Насими Дашти Кокул // Садои шарк-. 1985. — № 4:
- Мусулмонкулов Р. Назарияи адабиёт. Душанбе, 1985. — 334 с.
- Мухдммадиев Ф. Асарх, ои мунтахаб. 4J. 1. Душанбе, 1978. — 556 с.
- Мухдммадиев Ф. Дустон точ, и cap. Душанбе, 1985. — 406 с.
- Мухдммадиев Ф. Куллиёт. Ч^.З. Душанбе, 1991. — 384 с.
- Мухдммадч, он Шакурии Бухорой. Нигох, е ба адабиёти тоники садаи XX. Душанбе, 2006. — 456 с.
- Набиев А. Дар рох, и чустучу // Садои шарк-. 1973. — № 6. -С.96−102.
- Набиев А. Эчодиёти бадей, инсон ва замон. Душанбе, 1968. — 142 с.
- Набиев А. Олами ботинии инсон, нависанда ва замон. Душанбе, 1987.- 159 с.
- Насриддинов А. Маърифат ва шарх-и адабиёт. — Душанбе, 1991. —312с.204,205.206.207.208.209.210.211.212,213,214 215,216217218219220221222223
- Насриддинов X. Таркиш. Душанбе, 1995. -304 с.
- Начмиддинов М. Одамон ва сох, илх-о. -Душанбе, 1979. 334 с.
- На^миддинов М. Одамони замини баруманд. —Душанбе, 1982.
- Новопашин А.П. Коммуникация и власть. —Тюмень, 2004. 136 с.
- Норак (Мацмуаи очеркх, о). Душанбе, 1971. — 312 с.
- Нуралиев А. Жанрхри ахбории матбуот. — Душанбе, 2004. 146 с.
- Нуралиев А., Саъдуллоев А., Усмонов И., Гулмуродов У. Журналистикаи советии точ, ик. Душанбе, 1989. — 176 с.
- Нурзода С. Х, амк-адами х-аёт, х^амнафаси халк. -Душанбе, 2000. 224с.
- Огнев В. Писатель и новая действительность. М., 1974. — С. 11−82.
- Озеров В. Тревоги мира и сердце писателя. — М., 1973. С. 48−182.
- О публицистике и публицистах: Сборник статей. Вып. 1. -Л.: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1964.
- Основные понятия теории журналистики: новые переходы к проблеме. М.: МГУ, 1993. — 207 с.
- Очерки таърихи адабиёти советии точ-ик. Китоби 1. — Сталинобод, 1957.-521 с.
- Ошёни булбулон. — Душанбе, 1990. 72 с.
- Подзорова Н. Корни и побели. Проза 60−70-х годов. М., 1972. -215с.
- Пособие по журналистике. Григорян Марк. — М.: «Права человека», 2007.-192 с.
- Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: МГУ, 1983. — 127 с.
- Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. М.: МГУ, 1980.-91 с.
- Пронин Е.И. Мастерство журналиста. М.: МГУ, 1977. — 142 с.
- Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. -М., 2003.320с.
- Прохоров Е.П. Эпистолярная публицистика: Учебно-методическоепособие. -М.: МГУ, 1966. 60 с.
- Прохоров Е.П. Публицистическое образование: Учебное пособие. —1. М.: МГУ, 1963.-35 с.
- Прохоров Е.П. Публицистика в жизни общества. М.: МГУ, 1968. —102 с.
- Прохоров Е.П. Публицист и действительность. — М., 1973. 317 с.
- Прохоров Е.П. Публицистика наших дней. М., 1983. — 53 с.
- Прохоров Е.П. Методологические основы публицистическоготворчества // Методы журналистского творчества. М.: МГУ, 1982. — С. 8−19.
- Прохоров Е.П. Искусство публицистики. Размышления и разборы.1. М., 1984.-360 с.
- Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. —1. М., 2007. 352 с.
- Рахим Ч^алил. Асарх, ои мунтахаб. 4^.1. Душанбе, 1988.-463 с.
- Рахдмй М. Сабохд сухан. Шеърхо. Душанбе, 1963. — 660 с.
- Рахдоатов С. Минбари савту калом. Душанбе, 2001. — 172 с.
- Рахмонов Эмомалй. Тоцикистон: Дах- соли истшдюлият, вахдатимиллй ва бунёдкорй. Ч,. 1. — Душанбе, 2001. 511 с.
- Рахмонов Эмомалй. Тоцикон дар масири таърих. —Душанбе, 2002. —258с.
- Ра^аб Мардон. Оташи дил. Душанбе, 1993. — 368 с.
- Республика газетной строкой. Душанбе, 1975. — 222 с.
- Рубашкин А. Прямая речь. О советской писательской публицистике.1. Л., 1987.-400 с.
- Садриддин Айнй. Намунаи адабиёти тоцик. Бо кушиши Алии
- Равок-й. Техрон, 1385 х-. (2007 м.) — 372 с.
- Саидмуродов X. Татбик-и плани кооперативии ленинм // Точ, икистонисоветй. — 1974. — 15 окт.
- Саидмуроди Ходжизод. Радио Таджикистана в годы независимости: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Душанбе, 2009. 23 с.
- Саидмуроди Хо^азод. Таърихи радиои То^икистон. К^.1. Душанбе, 2006. 144 с.
- Саидмуроди Хо^азод. Таърихи телевизиони точ-ик. Душанбе, 2007. — 240 с.
- Сайфуллоев А. Мавзуи таърихй ва авдцахри интернационалиинависанда // Садои шарц. 1973. — № 11. — С. 112−125.
- Сайфуллоев А. Ч, ону чах, они наср. Душанбе, 1999.-538 с.
- Салимшо Х, алимшо. Дарахти ч, овидонхирад // Адабиёт ва санъат. —1989.-24 авг.
- Салихов H.H. Журналистика в терминах и понятиях.
- Энциклопедический словарь системы СМИ. Душанбе, 2007. — 324с.
- Самад А. Талош. Душанбе, 2002. — 383 с.
- Самад А. Гардиши девбод. Душанбе, 2007. — 342 с.
- Самадов А. Майдон. Душанбе, 1982. — 192 с.
- Саруханов В. А. Азбука телевидения. М.: Аспект Пресс, 2003.223с.
- Сафаров Р. Герой Вахша и Днепра. — Душанбе, 1982. — 176 с.
- Саъдуллоев А., Ох, анг К,. Очерки хамосаи кору пайкори кахрамонивокей. Кобул, 1365 х. — 1967 м. — 112 с.
- Саъдуллоев А. Публицистикаи Турсунзода. Душанбе, 1988. — 112 с.
- Саъдуллоев А. Агар сухан коргар шавад. — Душанбе, 1992. 189 с.
- Саъдуллоев А. Хосияти адабиёт. Душанбе, 2000. — 254 с.
- Саъдуллоев А. Бальзам для души // Памир. 2003. — № 5. — С. 4−15.
- Саъдуллоев А. Изящное завернутое во времени (К проблемамсоотношения художественного и действительного) // Памир. 2004. -№ 10−12. -С.114−128.
- Саъдулло А., Гулмуродов П. Жанрхои тахдилии матбуот. — Душанбе, 1994.-59 с.
- Саъдуллоев А. Со временем сверяя шаг // Памир. 2007. — № 10−12.
- Саъдуллоев А. Рангх, ои зиндагй. Душанбе, 2007. — 342 с.
- Саъдуллоев А. Нарвой на^отофарин. Душанбе, 2008. — 111 с.
- Саъдуллоев А. Образ автора в очерках Фазлиддина Мухаммадиева // Памир. -2008. -№ 5. С. 106−114.
- Саъдуллоев А. Дируз х, ам имруз аст // Куллапаймои сухан.1. Душанбе, 2009. С.80−96.
- Саъдуллоев А., Салихов Н. Техника и технология средств массовойинформации. Душанбе, 2009. — 244 с.
- Саъдуллоев А. Горизонты публицистики. Душанбе, 2009. — 306 с.
- Сенук З.В. Публицистика как фактор развития политическойкультуры: Автореф. дис. канд. филол. Наук. Екатеринбург, 1993. — 18 с.
- Сидоров В.А. Политическая культура средств массовой информации. -М., 1994.- 136 с.
- Скуленко М. И. Журналистика и пропаганда. -Киев, 1987. 159 с.
- Скуленко М.И. Основы теории убеждающего воздействияпублицистики: дис. д-ра филол. наук. — Киев, 1985. 325 с.
- Современная газетная публицистика / под. ред. И. П. Лысоковой.1. СПб, 1997.-230 с.
- Солганик Г. Я. Публицистика как искусство слова // Поэтикапублицистики. -М., 1990.
- Солганик Г .Я. Современная публицистическая карта мираэлектронный ресурс) // Публицистика и информация в современном обществе. — М.: (http://www.gramota.ru/mad-arch.html?id=6). Проверено 12.03.2009.
- Солех, ов С. Х, ач, в дар матбуоти тоцикии солх, ои 20−30. -Душанбе, 1969.-132 с.
- Солех, ов Ш. Поэтикаи жанри хдкояи солкой 70−80 к-арни XX. —1. Душанбе, 2006. 169 с.
- Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990. -239с.
- Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. — М., 1982. -176 с.
- Сулаймонй П. Девон. Душанбе, 1971. — 304 с.
- Султони Х, амад. Низоъ, терроризм ва рисолати рузноманигорон: Ма^муаи маколахо. Душанбе, 2007. — 60 с.
- Суровцев Ю.В. О публицистике и публицистичности // Знамя. 1986. — № 4. — С. 208−224.
- Суровцев Ю.В. В мире писательской публицистики // О партийности публицистики. -М., 1987.-С. 115−150.
- Суруди одамони нач-иб (Мацмуаи очеркх, о). — Душанбе, 1972. 288 с.
- Табаров С. Х, аёт, адабиёт, реализм. — Душанбе, 1976. 224 с.
- Табаров С. Зиндагиномаи Садриддин Айнй. — Душанбе, 2008. 480 с.
- Таджикские очерки. — Душанбе, 1957. — 476 с.
- Таърихи адабиёти советии точ, ик. Душанбе, 1984. — 353 с.
- Телевизионная журналистика: Учеб. пособие. —М.: МГУ, 2002. —304с.
- Тихонов М. Писатель и эпоха. М., 1974. — 642 с.
- Тихонов М. Умри дубораи кишвари бостони // Садои шарк-. 1974. -№ 10.
- Ткачев П.И. Границы жанра. Минск: БГУ, 1977. — 207 с.
- Тодоров Ц. Теории символа / пер. с фран. Б.Наумова. М., 1998.408с.
- Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т.62. -М., 1961. -С.261−270.
- Тошходжа Асирии Худжанди. Избранное / сост. текста, вступ. статьяи примеч. А. Саъдуллаева. — М., 1982. —176 с.
- Турсун С. Барф х, ам мегузарад. Душанбе, 1983. -366 с.
- Турсун С. Дарахти хдзорсола. — Душанбе, 1991. —256 с.
- Турсун С. Санг дар багал ба туфон. Душанбе, 2002. — 288 с.
- Турсун С. Зимистони умр. Душанбе, 2006. — 624 с.
- Турсунзода М. Аз Ганг то Кремл. Душанбе, 1970. -87 с.
- Турсунзода М. Куллиёт. ЯД. Душанбе, 1977. — 334 с.
- Турсунзода М. Куллиёт. Ч,.3. Осори адабй-танкддй. Душанбе, 1979. — 432 с.
- Турсунзода М. Планета человечества. — Душанбе, 1981. — 256 с.
- Уроки Аграновского. -М., 1986. 315 с.
- У подножия Памира. Очерки. М., 1968. — 238 с.
- Усмонов И. Назаре ба хдчвиёти Убайди Зоконй. — Душанбе, 1991. — 70с.
- Усмонов И. Таърихи сиёсии Точ, икистони сохдбистикдол.— Душанбе, 2003.-184 с.
- Усмонов И. Соли Набиев. Душанбе, 1995. — 56 с.
- Усмонов И. Назарияи публисистика. Душанбе, 1999. — 100 с.
- Усмонов И. Журналистика. 1. Душанбе, 2001. — 480 с.
- Усмонов И. Журналистика. 2. — Душанбе, 2008. — 200 с.
- Усмонов И. Миростроительство в Таджикистане. Душанбе, 2006. — 198 с. 316.317.318.319.320,321.322,323,324,325 326 327 328 329 311 453 184
- Ученова В.В. Исторические истоки современной публицистики: Лекции по курсу «Теория и практика партийно-советской печати». -М.: МГУ, 1972.-75 с.
- Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. — М.: МГУ, 1976.-204 с.
- Ученова В.В. Основные направления разработки теории публицистики: Учеб. — метод, пособие. — М.: МГУ, 1978. — 69 с. Ученова В. В. Публицистика и политика. 2-е изд. доп. — М., 1979. — 271 с.
- Ученова В.В. От вековых корней: Становление публицистики в русской культуре. -М., 1985. — 176 с.
- Ученова В.В. У истоков публицистики.-М.: МГУ, 1989.-211 с. Фитрат А. Баёноти сайёди х, индй // Садои шарк-. 1988. — С. 12−56. Фоминюк К. К. К спорам о публицистике // Журналистика развитого социализма. — Свердловск, 1980. — С. 60 -69.
- Фоминюк В.Н. Публицистический факт: Путь к оптимизации журналистского текста. Красноярск, 1987. — 124 с. Х, акимовА. Свои слова о времени своем//Памир. — 1986. — № 12. -С.109−118.
- Х, аёт, цахрамон, адабиёт (Ма^муаи мак-олах, о). —Душанбе, 1977.336с.
- Хдцизода Р., Каримов У., Саъдиев С. Адабиёти точик. Асрх, ои ХУ1-XIX ва ибтидои асри XX. Душанбе, 1988.-414с. Цвик B. JL, Назарова Я. В. Телевизионные новости России. — М., 2002. — 205 с.
- Ч^овид Мущш, Абдурофеъ Рах, монов. Дастур барои радиожурналистони ч, авон. Душанбе, 2008. — 120 с. Цустуч-ух, ои эч, одй дар адабиёти х-озираи тоцик. Ч,. 2. — Душанбе, 1988.-248 с.
- Шарифов X. Каломи бадеъ. — Душанбе, 1991. 160 с.
- Шарифов X. Маърифат ва хунари э^од дар адабиёти шуравии то^ик
- Садои шарк. 1995. — № 5−8. — С.63−71.
- Шафир Я. Вопросы газетной культуры. — М., 1927. 56 с.
- Щербина В. Писатель в современном мире. — М., 1973. — 318 с. Щетинина H.H. Национальная идея в современной отечественной публицистике: Автореф. дис. канд. полит, наук. -Саратов, 2002. -22с.
- Шукуров М. Таърихи адабиёти советии точ-ик (1945−1974). — Душанбе, 1970.-379 с.
- Шукуров М. Диди эстетики халк- ва насри реалистй. — Душанбе, 1973. -160 с. 351.352,353.354 355,356357,358 359 360 361 362 340 202 938 368
- Шукуров М. Адабиёт ва фалсафаи х, аёт // Садои шарк-. — 1986. — № 3. С.3−17.
- Шукуров М. Ду омили пешбарандаи фархднги точ, икон // Омузгор. -1989. 29 август.
- Шукуров М. К, ахрамони адабиёт, кдхрамони даёт // Садои шарк-. — 1973. — № 4. С.108−124.
- Шукуров М. Забони миллй гамхории махсус хох, он аст // То^икистони советй. — 1988. 15 ноябр.
- Шукуров М. Ду силсилачунбони маданияти точ, ш< // Омузгор. -1989.-29 август.
- Шукуров М. Забони миллй ба сари худ арзиш дорад // Адабиёт ва санъат. 1989. — 11 август.
- Шукуров М. Перестройка и проблемы национального языка // Коммунист Таджикистана. 1989.-4 марта.
- Шукуров М. Х, ар Сухан ч-оеву хдр нук-та макоме дорад // То^икистони советй. — 1989. 11 январ.
- Шукуров М. Хатти то^икон // Садои шарк-. 1989. — № 10. — С.7684.
- Шукуров М. Истикдол ва худшиносии и^тимоиву маънавй. — Душанбе, 1999.-160 с.
- Эльсберг Я. Вопросы теории сатиры. М., 1957. — 427 с.
- Энгельс Ф. Роль насилия в истории // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произ-я. Т. 11.-М, 1955.-С. 161−189.
- Юсуфи X. Мацмуаи шеърх, о. Душанбе, 1962. — 316 с.
- Яблонов А. Трагедия слова // Памир. 2004. — № 7−9. — С.37−46.
- Явчуновский Я. Документальные жанры. Образ. Жанр. Структура. -Саратов, 1974.-231 с.