Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технология интенсивного обучения иностранным языкам студентов аграрного университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Авторская технология интенсивного обучения иностранным языкам представлена в исследовании структурной и процессуальной частями. Ее структурными компонентами являются: цели обученияобщепедагогические и част-нометодические принципысодержание обучения (иноязычные тексты, фильмы, произведения иностранных писателей и поэтов, литература по сельскохозяйственной тематике, рекламные проспекты зарубежных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
    • 1. 1. Интенсификация учебно-воспитательного процесса как актуальная психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Проблема интенсивного обучения иностранным языкам в высшей школе
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
    • 2. 1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Ход и результаты формирующего эксперимента

Технология интенсивного обучения иностранным языкам студентов аграрного университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Бурное развитие науки и техники, осуществление научно-технической революции в нашей стране, способствующие созданию общей теории управления, оказали значительное влияние на утверждение процесса интенсификации различных видов человеческой деятельности. Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни, актуализировали существующие проблемы, связанные и с повышением эффективности процесса обучения, пересмотром его технологических основ. Теоретическое обоснование и апробация форм, методов и средств обучения, мобилизующих и развивающих творческие способности личности студентов и школьников в соответствии с новой парадигмой образования на современном этапе, представляют не только педагогическую, но и социальную проблему.

Феномен интенсификации учебного процесса рассматривается отечественными и зарубежными учеными в качестве фундаментального понятия дидактики, оптимальной системы процесса обучения, которая отвечает критериям эффективности, гарантированности достигаемых результатов с наименьшими затратами учебного времени.

Необходимость разработки теоретических и технологических основ интенсификации обучения различным дисциплинам в высшей школе определена целым рядом возникших затруднений и обострившихся противоречий: между внедрением различных образовательных технологий в практику высшей школы и нерешенностью проблемы гарантированности их конечных результатовсовременными критериями качества технологий обучения и устаревшими методами их оценкиизбыточностью потенциальных возможностей совершенствования педагогических технологий и невыявленностью психолого-педагогических условий их реализации.

Данные противоречия выражаются в форме научной проблемы: как в соответствии с принципами научной организации учебной деятельности спроектировать технологию интенсивного обучения иностранным языкам студентов, отвечающую эргономическим требованиямкак отслеживать этот процесс развития иноязычной речевой деятельности и каковы критерии достижения запланированных результатов? Обсуждаемая проблема представляется актуальной и практически значимой в условиях возросших международных профессиональных контактов студентов.

Как показывают исследования различных педагогов и психологов, интенсификация и оптимизация учебно-воспитательного процесса требуют совершенствования как деятельности преподавания, так и ученияони обусловлены целым рядом психолого-педагогических факторов. Задача преподавателя заключается в теоретическом обосновании и апробации такой педагогической технологии, которая способствовала бы наиболее оптимальному пути решения данного вопроса. Стремление исследовать эту научную проблему побудило нас избрать следующую тему: «Технология интенсивного обучения иностранным языкам студентов аграрного университета».

Актуальность предпринятого исследования определяется:

— необходимостью совершенствования профессиональной подготовки студентов, изучения опыта зарубежных специалистов;

— важностью реализации личностно-ориентированного учебного процесса в современной высшей школе;

— целесообразностью разработки целостной педагогической технологии интенсивного обучения иностранным языкам студентов.

Реализация процесса интенсивного обучения различным дисциплинам в вузе и, в частности иностранным языкам, является созвучной основным ведущим тенденциям, характерным для современных образовательных систем: переходу от регламентированных, контролирующих способов организации учебно-воспитательного процесса к развивающим, активизирующим и интенсифицирующимего алгоритмизации, технологизации и компьютеризациивнедрению продуктивных методов, форм и средств обучениянаучному поиску и широкому использованию резервов самостоятельной работы обучающихся.

Интенсификация и оптимизация педагогического процесса научной организации учебной деятельности рассматриваются сегодня на междисциплинарном уровне. Эти вопросы получили глубокое и всестороннее освещение в трудах известных педагогов и психологов (Ю.К. Бабанский, С. Я. Батышев, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, Б. Ф. Ломов, А. Г. Молибог, Н. А. Половникова, И. П. Раченко, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина). В становлении интенсивного обучения иностранным языкам существенную роль сыграли Л. Ш. Гегечкори, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, Б.А. Лапи-дус, А. А. Леонтьев, Г. Лозанов, А. В. Петровский, В. В. Петрусинский.

В связи с заявленной проблемой следует отметить немногочисленные, проведенные в последние годы диссертационные исследования, затрагивающие различные стороны интенсивного обучения в высшей школе (Т.А. Дмитренко, Л. Н. Микерова, Г. М. Тер-Саакянц, Р.Х. Шаймарданова). При всей несомненной их значимости технологические аспекты интенсификации обучения иностранным языкам в системе профессиональной подготовки студентов различных типов вузов остаются недостаточно разработанными, мало изучены также психолого-педагогические особенности ее осуществления.

Представленная работа проводилась в соответствии с тематикой научных исследований кафедры педагогики Саратовского государственного университета: «Развивающее обучение в современном вузе: проблемы и перспективы» (номер регистрации 01.960.010.422,1996;2000 гг.).

Объект исследования — педагогический процесс развития личности в условиях аграрного университета.

Предмет исследования — технология интенсивного обучения иностранным языкам.

Цель исследования — технологическая разработка системы работы по интенсивному обучению, развитию и саморазвитию личности специалиста.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс обучения студентов иностранным языкам будет интенсивным, если в качестве основных факторов интенсификации выступают: повышение профессиональной направленности всего процесса подготовки специалистов в вузеусиление мотивации учебной и внеаудиторной деятельности студентовповышение информативной емкости содержания обученияприменение активных методов и форм учебной и внеаудиторной деятельностиускорение темпа иноязычных речевых действий и операцийразвитие навыков самостоятельного учебного трудаиспользование ТСО, компьютеров, телевизионных систем и других новых технических средств.

Для достижения цели и руководствуясь гипотезой, определены следующие задачи исследования:

1. На основе педагогической теории интенсификации и оптимизации, научной организации учебной деятельности спроектировать технологию интенсивного обучения иностранным языкам студентов аграрного университета.

2. Разработать программу обучения, которая проецируется на созданную технологию, позволяющую выделить ее цели, задачи, связи, педагогические факторы.

3. Теоретически обосновать и организовать учебную иноязычную деятельность как комплекс речевых упражнений, направленных на интенсификацию процесса обучения.

4. Разработать критериальную систему и диагностический аппарат для оценки качества и определения уровня интенсивности обучения студентов.

Методологической основой исследования послужили: важнейшие положения материалистической философии о личностно-деятельностном, профессионально-ориентированном подходах к разработке технологии интенсивного обучения иностранным языкам:

— общая теория деятельности (П.К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. П. Павлов, И.М. Сеченов);

— теория учебной деятельности (Ю.К.Бабанский, В. В. Давыдов, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В.Я. Ляудис);

— теория интенсификации и оптимизации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, С. Я. Батышев, Л. В. Занков, А. Г. Молибог, И. Т. Огородников, И.П. Раченко);

— педагогическая теория проектирования технологий обучения (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, М. И. Махмутов, Ф. Янушкевич);

— теория интенсификации профессиональной подготовки специалистов (В.И. Андреев, Г. А. Китайгородская, Н. А. Половникова, В.А. Сластенин).

Методы исследования определялись гипотезой и задачами заявленной проблемы. В процессе работы использовался комплекс взаимодополняемых методов: теоретико-методологический анализ педагогической, психологической и методической литературыизучение нормативных документовсравнительный анализ разноплановых педагогических технологий и методик, способствующих интенсивному обучению иностранным языкам. Это позволило определить состояние разработанности проблемы интенсификации процесса обучения иностранным языкам в условиях университетского образования.

Основная роль в исследовании принадлежала педагогическому эксперименту, в ходе которого применялись: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ иноязычной речевой деятельности преподавателей и студентов, методы математической статистики.

Этапы и опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось поэтапно с 1992 по 2000 годы на базе факультетов механизации, электрификации и автоматизации сельского хозяйства Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова.

На первом этапе (1992;1994гг.) изучалось состояние разработанности заявленной проблемы в научной теории и практике, обосновывались исходные позиции исследования. Проводился констатирующий эксперимент, обобщался опыт работы преподавателей различных университетов города. Системный анализ собранного материала определил дальнейшие пути экспериментального исследования.

На втором этапе (1995;1998 гг.) были разработаны содержание и методика формирующего эксперимента. В университетскую программу по немецкому языку были внесены изменения, осуществлялась координация учебной деятельности преподавателей. Параллельно шла апробация материалов разработанной авторской технологии по названной проблеме со студентами 1 и 2 курсов Саратовского государственного аграрного университета.

На третьем этапе (1999;2000 гг.) проводился анализ и обработка результатов формирующего эксперимента, систематизация и корректировка материалов исследованиявыводы эксперимента внедрялись в практику работы высшей школы.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования определяются тем, что:

1. На основе фундаментальной педагогической, психологической и методической литературы поставлена и решена на научно-теоретическом уровне проблема интенсификации процесса обучения иностранным языкам в системе профессиональной подготовки студентов аграрного университета.

2. Дополнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс интенсивного обучения иностранным языкамдано авторское толкование феномена интенсификации и сопряженных с ним понятий.

3. Теоретически обоснована и экспериментально апробирована педагогическая технология интенсивного обучения иностранным языкам, включающая дидактические закономерности, принципы, формы, методы, средства обучения. Выделены и раскрыты факторы интенсификации учебной иноязычной речевой деятельности, соотносимые с повышением производительности умственного труда преподавателей и студентов.

4. Предложена авторская программа обучения немецкому языку, ориентированная на технологию интенсификации обучения, которая интегрирует целевой, содержательный, операциональный компоненты, различные связи между ними.

5. Разработано учебно-методическое обеспечение интенсивного обучения, в котором основной акцент делается на использовании системных возможностей и личностных резервов участников образовательного процесса. Экспериментально апробирована авторская система упражнений по немецкому языку, представленная различными видами учебной иноязычной речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения, письма.

6. Предложены методики измерения уровня интенсивности обучения студентов, включающие следующие критерии: информативная емкость иноязычных речевых действий и операцийих прогностическая ценностьобъем и количество высказывания за единицу временитемп иноязычной речевой деятельностиправильность речевой деятельностиупотребление готовых формидиомразвернутость иноязычных речевых действийречевое творчество.

Практическая значимость работы заключается в том, что теоретически смодулированная и практически реализованная, технология интенсивного обучения студентов повышает эффективность работы аграрного университета, способствует совершенствованию высшего профессионального образования в современных условиях, подготовке студентов к профессиональным международным контактам. Экспериментально подтвержденная возможность осуществления интенсификации обучения делает данную работу применимой в вузах РФ. Результаты проведенного исследования способствуют реализации идей личностно ориентированной педагогики.

Прикладное значение исследования состоит в создании учебно-методического комплекса, включающего авторскую программу курса немецкого языка, методические рекомендации, банк тестов, лингафонный практикум, методический материал, ориентированный на обучение студентов для прохождения сельскохозяйственной практики в Германии.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечены внутренней непротиворечивостью логики исследования, ее соответствием теоретическим положениям и выводам базисных наук, повторяемостью положительных результатов обучающего эксперимента у преподавателей и студентов, личным опытом работы диссертанта в аграрном университете.

На защиту выносятся:

1. Понятийное обеспечение проблемы интенсификации процесса обучения иностранным языкам.

2. Педагогическая технология интенсивного обучения студентов аграрного университета.

3. Экспериментальная программа и система упражнений, направленных на интенсивное обучение немецкому языку.

Апробация исследования и внедрение его результатов в практику осуществлялись на заседаниях кафедр педагогики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, кафедры иностранных языков Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова (19 952 000 гг.) — ежегодных учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава аграрного университета (1996;2000 гг.) — всесоюзных курсах по методике интенсивного обучения иностранным языкам (Киев, 1991 г.) — на стажировке диссертанта в Германии в г. Бинген при Боннском университете по программе «Организация сельскохозяйственного производства в Германии» (1994г.) — городской научно-методической конференции по проблемам обучения чтению (Саратов, 1996 г.) — межвузовской научно-практической конференции «Теория и практика преподавания родного и иностранных языков в вузе» (Саратов, 2000 г.) — областной научно-практической конференции «Проблемы формирования профессиональной надежности у обучаемых в вузах к последующей профессиональной деятельности» (Саратов, 2000 г.).

Результаты исследования внедрены в систему лекционно-практических занятий Саратовского аграрного, социально-экономического и государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Саратовской государственной Академии права.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, 7 приложений. Общий объем работы составляет 182 страницы машинописного текста, включающего 2 схемы и 3 таблицы.

ВЫВОДЫ по 2 главе.

1. Разработка педагогической технологии интенсивного обучения студентов иностранному языку аграрного университета была направлена не только на сокращение сроков обучения, но и главное на существенное повышение его эффективности и качества.

2. В соответствии с существующей практикой в аграрном университете технология интенсивного обучения студентов иностранным языкам предлагается как курс по выбору, что обеспечивает студентам возможность обучения с учетом их индивидуальных способностей и планов на будущее.

3. Авторская технология интенсивного обучения иностранным языкам представлена в исследовании структурной и процессуальной частями. Ее структурными компонентами являются: цели обученияобщепедагогические и част-нометодические принципысодержание обучения (иноязычные тексты, фильмы, произведения иностранных писателей и поэтов, литература по сельскохозяйственной тематике, рекламные проспекты зарубежных фирм, производителей сельскохозяйственной техники) — методыорганизационные формы, средства (учебно-методический комплекс, дополнительный и вспомогательный материал). Процессуальная часть включает: мотивационный этап формирования иноязычной речевой деятельностисобственно иноязычную речевую деятельностьорганизацию учебного процесса (взаимодействие преподавателя и студентов в ходе иноязычного общения) — психолого-педагогические условия интенсификации учебной иноязычной деятельностидиагностику учебного процесса.

4. Выявлено значение пяти факторов, обуславливающих интенсификацию учебного процесса по разработанной педагогической технологии. Этими факторами являются: 1) фактор зависимости деления курса обучения на этапы от начала изучения узкой специализации- 2) от стадий становления речевых умений и коммуникативно-интеллектуальных компетенций- 3) фактор высокой концентрированности интенсивного обучения: 4) мотивационный фактор, определяющий уровень развития когнитивных функций обучаемых- 5) фактор профессиональной направленности учебной речевой иноязычной деятельности.

5. Учебный процесс, разработанный на базе научно-обоснованной педагогической технологии интенсивного обучения, значительно сокращает (приблизительно на 2 месяца) срок обучения по традиционно существующей программе. Это позволяет использовать сэкономленное время для дополнительной тренировки и совершенствования полученных речевых знаний, умений и навыков, что значительно повышает качество иноязычной речевой деятельности. Кроме того, дополнительно были освоены следующие темы, имеющие большое значение для профессионального становления студентов: «Auf zum Praktikuml’Y’Der Boden», «Traktor», «Erntetechnik'Y'Gerste», «Roggen» и др.

6. В ходе формирующего эксперимента проверялась эффективность разработанной экспериментальной технологии интенсивного обучения студентов иностранным языкам в соответствии с предложенной диагностикой и критериальными показателями: информативная емкость иноязычных речевых действий, их прогностическая ценность, объем и количество высказывания за единицу временитемп иноязычной речевой деятельностиупотребление готовых форм, идиомправильность иноязычной речевой деятельностиразвернутость иноязычных речевых действийречевое творчество.

7. В авторской технологии предусмотрено укрупнение изучаемых дидактических речевых единиц на модульно-рейтинговой основе.

8. Проведенный количественный и качественный анализ полученных результатов тестирования студентов показал, что применение разработанной технологии интенсивного обучения студентов иностранному языку аграрного университета оказало положительное влияние на совершенствование речемысли-тельной деятельности студентов и формирование личности будущего специалиста сельскохозяйственного профиля.

9. Авторская технология обучения студентов, основанная на содержательном, коммуникативном и личностно-ориентированном подходах, как показали результаты эксперимента, представляется прогностически перспективной. Она способствует развитию мышления, соответствующего современным требованиям к личности специалиста. Обучение по данной технологии обеспечивает возможность прохождения производственной практики за рубежом, необходимой для подготовки конкурентноспособных специалистов.

10. Показатели динамики роста уровней сформированности речевых умений и коммуникативно-интеллектуальных компетенций на основе разработанной технологии интенсивного обучения студентов иностранному языку подтвердили верность выдвинутой гипотезы исследования, эффективность и качество усвоения немецкого языка в сравнении с традиционной технологией обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема интенсификации учебной деятельности представляется актуальной и практически значимой в современных условиях. Функционирование и развитие высшей школы предполагает в числе других задач повышение эффективности выполнения учебной деятельности, ее интенсификацию. Исследование процесса интенсификации учебного процесса базируется на концепциях интенсификации и оптимизации, психолого-педагогических особенностях учебной деятельности, в частности иноязычной речевой деятельности.

Проблема интенсификации процесса обучения представляет составную часть проблемы научной организации учебно-воспитательного процесса, теоретическое и технологическое решение которой представлено в трудах Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. В. Кузьминой, Е.Н. Кабано-вой-Меллер, А. Г. Молибог, Б. Ф. Ломова, Н. А. Менчинской, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной. Значительный вклад в исследование различных аспектов научной организации педагогического труда внес И. П. Раченко, которую автор рассматривал как диалектическое единство интенсификации и гуманизации педагогического процесса, направленных на развитие личности обучаемых.

Теоретическое осмысление феномена интенсификации осуществлялось на основе концептуальных положений С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызиной и др. авторов. Анализ представленных концепций позволил исследовать и выделить специфические черты данного феномена. Интенсификация учебной деятельности способствует повышению ее результативности в единицу учебного времениона характеризуется напряженностью в совокупности с наилучшим качеством, количеством, темпом усвоения знанийповышение качества обучения и увеличение объема учебной информации происходит без увеличения скорости обученияпонятие интенсификации взаимосвязано с принципом интенсивности дидактического процесса, при этом скорость усвоения обучаемыми учебной деятельности соответствует заданным показателям.

Анализ психолого-педагогических концепций позволил теоретически обосновать факторы, способствующие интенсификации учебной деятельности. Среди них:

— усиление целенаправленности учебно-воспитательного процесса, определение целей и задач, ориентированных на достижение максимально возможного уровня обученности при условии их доступности для обучаемых;

— формирование учебной мотивации как иерархически организованной системы учебных мотивов (научно-познавательных, профессиональных, мотивов совершенствования), которые способствуют эффективному выполнению учебной деятельности.

Исследование феномена интенсификации учебного процесса осуществлялось одновременно с рассмотрением в исследовании ряда коррелирующих понятий. Важнейшим среди них является его эффективность, которая в общем плане трактуется как улучшение качества обучения различным видам деятельности. В связи с заявленной проблемой представляют интерес как те из них, которые направлены на поиск путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, так и работы, посвященные количественному ее изучению.

Технологическую разработку проблема интенсификации получила в трудах виднейших зарубежных и отечественных методистов применительно к обучению иностранным языкам. В качестве важнейшей методологической базы для их становления послужила суггестопедическая теория Г. Лозанова, который считал необходимым ускорение темпа выполнения речевой деятельности при соблюдении эргономических норм, увеличение информативной емкости деятельности соотносил с имеющимися у обучаемых уровнем знаний, умений и навыковактивизацию познавательной деятельности обучаемых связывал с внедрением активных форм, методов и средств обученияповышение результативности деятельности обучаемых соотносил с широким использованием технических средств.

Теоретическое осмысление теории Г. Лозанова привело к возникновению нового направления в обучении иностранным языкам — интенсивного обучения. Теоретические основы данного направления по различным аспектам освещены в трудах И. А. Зимней, Г. А. Китайгородской, Л. Ш. Гегечкори, Б. А. Лапидуса, А. А. Леонтьева, В. В. Петрусинского и др.

Анализ работ данных исследователей помог не только осмыслить, но и теоретически разработать и экспериментально апробировать авторскую технологию интенсивного обучения иностранным языкам студентов аграрного университета.

В ходе экспериментального исследования выявлено, что успешное внедрение технологии интенсивного обучения иностранному языку студентов аграрного университета стало возможным благодаря соответствию ее основных научных положений общему ходу развития педагогических идей. Так, авторская педагогическая технология наиболее полно отражает основные тенденции совершенствования системы вузовского обучения иностранным языкам, характерных для сегодняшней педагогики, педагогической психологии и методики. Ими являются следующие: 1) переход от преимущественно информативных к активным методам обучения- 2) поиск психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных, контролирующих способов организации и управления учебно-воспитательным процессом к развивающим, активизирующим, интенсивным, проблемным, создающим условия для творчества- 3) рассмотрение обучения как процесса межличностного взаимодействия и общения в системах преподаватель — обучаемые, обучаемый — обучаемый- 4) повышение внимания к совершенствованию педагогического мастерства преподавателей, активности и заинтересованности обучаемого.

В ходе экспериментальной работы выявилось существенное ускорение роста иноязычных способностей студентов, качество овладения ими всеми компонентами иноязычной культуры.

Особенностью авторской педагогической технологии мы рассматриваем разработанную систему коммуникативно-ориентированных упражнений, направленных на развитие и формирование умений иноязычной речи и коммуникативно-интеллектуальных компетенций. Обучение связанному высказыванию осуществлялось на основе теории обучения речи (уровень предложения, уровень сверхфразового единства, уровень свободной речи). Подстановочные и трансформационные упражнения, а также упражнения, связанные с решением более сложных речевых задач, помогали студентам овладевать механизмами повторения разноконструкторных предложений на иностранном языке для отработки своих высказываний в меняющихся ситуациях иноязычного общения.

На II и III этапах обучения особое внимание уделялось работе с аутентичными текстами по сельскохозяйственной тематике, что способствовало развитию и формированию умений и навыков профессионального общения. Использование речевых, деловых и других игр было направлено на расширение лексического запаса, отработку свободной иноязычной речевой деятельности и навыка устного перевода в обоих направлениях.

Использование на занятиях разнообразных технических средств, а также организационных форм работы с обучаемыми: коллективной (обсуждение и дискуссии, работа в малых группах, парах), индивидуальной работы с каждым студентом способствовало интенсификации учебно-воспитательного процесса, эффективному усвоению иноязычной речевой деятельности.

Предложенный нами курс по выбору, как возможность языковой подготовки студентов для прохождения сельскохозяйственной практики за рубежом, нашел большую заинтересованность со стороны студентов, способствовал формированию учебной мотивации.

Важной особенностью этого курса явилось то, что наряду с интенсивным и эффективным усвоением иноязычной речевой деятельности происходило интеллектуальное развитие личности студентов, расширялся их кругозор и происходило знакомство с иноязычной культурой.

Результаты экспериментального исследования доказали возможность включения разработанной нами технологии интенсивного обучения иностранным языкам в целях профессиональной подготовки в учебно-воспитательный процесс сельскохозяйственных вузов страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн.1. Изд-во КГУ, 1996. 577с.
  2. С.И. Кибернетические аналогии в обучении. М.: Знание, 1968.
  3. С.И. Учебный процесс в высшей школе. М., Высшая школа, 1980. -386с.
  4. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидак. аспект. -М.: Педагогика, 1977. 254с.
  5. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Киев, 1982. — 190с.
  6. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978. -С.48.
  7. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. — 192с.
  8. Л.В. Тестирование лексики иностранного языка. М.: Высш. школа, 1981. — 112с.
  9. Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // С.П., 1975, № 4.
  10. Ю.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192с.
  11. П.Бим ИЛ. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: (Опыт системно-структурного описания). М.: Рус.яз., 1977.-288с.
  12. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987, № 2. — 140с.
  13. . Измерения в педагогическом исследовании // Сов. пед., 1972,№ 7.
  14. В.М. Эффективность обучения. -М.: Педагогика, 1976. 191с.
  15. М.А. Активное обучение иностранному языку. //Специалист, 1994.-С.17−18.
  16. Н.Н. Теоретические и методические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 210с.
  17. П.Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. О методах активной социально-псхихологической подготовки. Вестник МГУ, 1977, № 1 .-С. 12.
  18. Л.И., Н.Г.Морозова, Славина Л. С. Развитие мотивов учения школьников // Известия АПН РСФСР Вып. 36. 1952. — 145с.
  19. Большая советская энциклопедия. Под общ. ред. В. В. Куйбышева, М. Н. Покровского. М., «Сов. энциклопедия», 16 тип. треста «Полиграф-книга», 1933.
  20. Е.В. Гуманистическая личностно-ориентированная парадигма образования //Педагогика, 1997, № 4. С. 11−17.
  21. Н.Ф. Обучение устной монологической речи с использованием видеофонограммы в интенсивном курсе на начальном этапе языкового вуза: (на материале нем.яз.): Дис. .канд. пед. наук: 13.00.02. Утв. 25.05.88- 4 880 001 446. — Киев, 1987. -226с.
  22. Л.П. Деятельность как объект социальной психологии //Методические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С.45−52.
  23. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.-С.17.
  24. А.П. Изучение иностранных языков в России: Социокульт. аспекты // Иностр. яз. в шк. 1998.- № 4. -С.30−32.
  25. В.А. О некоторых теоретических и прикладных аспектах лингвистики текста // Лингвистика текста и обучение ностранным языкам.-К., 1978. С.30−38.
  26. В.А. Очерки методики обучения устной речи на иностранном языке. К.: Изд-во Киев, ун-та, 1980. — С.89 -92.
  27. В.А. Основные направления интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам на начальном этапе. Киев, ин-т иностр. яз. К., 1986. — 31с.
  28. И.О. Учебная деятельность сквозь зеркало двух парадигм // Мир психологии. 1996. — № 1. — С.137−147.
  29. А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Совр. выс. школа 1982. № з /38/. — С.130−138.
  30. А.А. Игровые формы контекстного обучения. М., 1983. -47с.
  31. А.А. Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр. НИИВШ, обзорная информация, М., 1983, вып. 10.
  32. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: 1990.-290с.
  33. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519с.
  34. Л.Г. Самостоятельность учащихся на уроках русского языка. Изд-во СГУ, 1993. 132с.
  35. Л.Г., Ракшин В. Ф. Сущность новой парадигмы образования (концептуальные основы). Саратов, 1995. 21с.
  36. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — Т.1. — С.33−57.
  37. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме поэтапного формирования умственных действий. М., МГУ, 1975. 51с.
  38. Л.Ш. Основы методики интенсивного обучения взрослых устной речи на иностранном языке (на материале французского языка): Автореф. дис.. д-ра пед. наук: М., 1997. 41с.
  39. Я.В. Групповое взаимодействие как фактор успешности овладения иностранным языком // Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — С.41−49.
  40. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986.-240с.
  41. М.А. Процесс обучения в советской школе. М., Педагогика, 1966.-299с.
  42. Т.А. Педагогическая технология многоуровневого интенсивного обучения студентов педвузов: (на примере изучения иностр. яз.): Дис. .канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1997. -287с.
  43. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. УЧПЕДГИЗ, 1961.-239с.
  44. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -370с.
  45. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -156с.46.3анков JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. 171с.
  46. И.А. Психология слушания и говорения: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / Моск. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 1973.- 32с.
  47. И.А. Психологические особенности интенсивного обучения взрослых иностранному языку // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1977. — № 3. — С.17−30.
  48. И.А. Психологические особенности пролонгированного интенсивного обучения иностранному языку взрослых-специалистов // Сб. науч. тр. / Моск. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза М., 1982-Вып. 185-С.3−11.
  49. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Книга для учителя. П-е изд. М., 1985, — С. 18.
  50. И.А. Психология обучения неродному языку. М., Рус. яз., 1989. С. 17.
  51. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/д., Изд-во «Феникс», 1997. -С.69.
  52. Л.Б. Проблемы современного психологического учения. М.: Знание. 1970. -46с.
  53. Л.Б. Учебная деятельность, ее источники, стимулы и условия // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981.-356с.
  54. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., Знание, 1981. -96с.
  55. Л.А. Психологический анализ коллективообразующих процессов при интенсивном обучении иностранным языкам // Активизация учебной деятельности. М., 1981. — С.61−70.
  56. Н.П. Формирование умений дидактического целеполагания у студентов университета (на материале изучения педагогики). Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. — Казань, 1996.- 17с.
  57. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 175с.
  58. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языка. М.: Высш. шк. — 1986. — 101с.
  59. Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. -М.: Рус.яз., 1992.-254с.
  60. Г. А. Методика наука или искусство? // Вестник МГУ. Сер. 19. Вып. № з. — С.11−19.
  61. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике. «Педагогика», 1994. № 5. С. 104−108.
  62. М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. М., Наука, 1997.-С.34.
  63. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., Знание, 1989.-С.18.
  64. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. -193с.
  65. М.А. Гуманизация образования: методы интенсивного обучения иностранным языкам // Вестник МГУ, Сер. 19. 1998, № 3. С. 32.
  66. О.И. Развитие творческой активности студентов в условиях компьютеороопосредованного обучения. Автореф. дис.
  67. Г. В. Лингво-методические аспекты интенсификации обучения иностранному языку //Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1979. — Вып. 5. — С.5−15.
  68. Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностр. языки в школе. 1985. — № 1. — С.10−15.
  69. Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. — М., 1982. -655с.
  70. Л.В. Средства повышения эффективности урока (иностранного языка) // Иностр. яз. в шк. 1990. — № 4. — С.61−63.
  71. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика. 1970. — № 9. — С. 103 115.
  72. В.В. Метод обучения в дидактике и методике обучения языку // Рус.яз. в нац. школе. М., 1981. — № 4.- С.20−28.
  73. Н.А. Обучение фонетическому аспекту общения на начальной ступени интенсивного курса немецкого языка в языковом вузе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Киев, 1991. -292с.
  74. А.А. Оценка метода интенсивного обучения взрослым контингентом обучаемых // Активизация учебной деятельности. М., 1981. -С.77−90.
  75. Е.И. Английский язык: Пособие по чтению и устной речи для технических вузов. М.: Высш.шк., 1991. — 139с.
  76. .А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи (пути и приемы). М.: Высш. шк., 1970. — 128с.
  77. .А. Проблемы содержания обучения языку языковом вузе. -М., 1986. 144с.
  78. .А. К теории упражнений по иностранному языку // Иностранные языки в высшей школе: Сб. статей/Отв. ред. Н. С. Чемоданов. М., 1975. Вып. 10.
  79. А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. С. 318.
  80. А.А. Управление усвоением иностранного языка // Иностр. яз. в школе. 1975. — № 2. — С.83−87.
  81. А.А. Предисловие // Гегечкори Л. Ш. «К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи№. Тбилиси, 1975.-С.3−10.
  82. А.А. Психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам // Рус. яз. за рубежом. 1982. — № 4. — С.48−52.
  83. А.А. Обучающие функции языковой среды и проблемы интенсификации включенного обучения // РЯЗР., 1983, № 4.
  84. А.Н. Потребности: мотивы, эмоции. М., 1971. — 40с.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.
  86. А.Н. Некоторые вопросы в психологии обучения на иностранном языке // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских: Сб. ст. / Под ред.А. А. Леонтьева, Н. Д. Зарубиной, М., 1977. -С.37.
  87. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1981.- 184с.
  88. Г. Сущность, история и экспериментальные перспективы суггестопедической системы при обучении иностранным языкам // метод интенсивного обучения иностранным языкам. М., 19 777. Вып. 3, — С.7−16.
  89. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1986. — С. 13−34.
  90. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992. — 52с.
  91. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1992. — 192с.
  92. Е.А. К проблеме метода интенсивного обучения иноязычной речи // Методика обучения иностранным языкам. Минск, 1978. -Вып. 8.-С.23−27.
  93. Е.А. Устное иноязычное общение как предмет обучения // Методика обучения иностранным языкам. Минск, 1981. — Вып. П. -С.70−79.
  94. Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. Минск, «Вышэшая школа», 199. 522с.
  95. В.М. Изучение формирования мотивации учения у младших школьников. Волгоград: ВГПИ, 1983. — 72с.
  96. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-208с.
  97. М.И. Проблемное обучение. М., 1975. 368с.
  98. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.-240с.
  99. B.C. Лекция по психологии мотивов человека. Пермь: Перм. пед. ин-т. 1971. — 120с.
  100. Н.И. Становление учебно-апрофессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете.: Автореф. дис. докт. псих. наук. СПб., 1993. — 31с.
  101. Миньяр-Белоручев Р.К. О принципах обучения иностранным языкам // Иностр. яз. в шк. 1982. — № 1. — С.42−46.
  102. А.А., Рахманов И. В. Общая методика обучения иностранным языка в средней школе. М.: Просвещение, 1967. — 500с.
  103. А.А. Разработка теоретических вопросов системы упражнений в советской методике обучения иностранным языкам // Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. М., 1973. С.5−17.
  104. .Р., Капичникова О. Б., Железовская Г. И. Учебно-речевая деятельность студентов. Саратов: Изд-во СГУ, 1998. 98с.
  105. Н.М. Эффективность процесса обучения школьников. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Казань, 1996. — 40с.
  106. С.Ю. Методические рекомендации по изучению индивидуально-психологических особенностей студентов языковых педагогических вузов (в целях индивидуализации обучения иностранному языку). -К., 1985.-50с.
  107. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей. // Иностр. яз в шк. 1998. — № 3 — С.7−10. Авт. Б. А. Лапидус, П. Б. Гурвич.
  108. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в 19−20 вв. М., Педагогика, 1972. 317с.
  109. Е.Е. Коммуникативные упражнения. М.: Просвещение, 1967. -99с.
  110. Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. М.: Просвещение, 1978. 128с.
  111. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. С, 3−17.
  112. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. 608с.
  113. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255с.
  114. В.В. Суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения: Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1977. Вып. 3. С.111−120.
  115. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. -С.398.
  116. Н.А. Теория и практика интенсификации обучения студентов на основе целевого подхода // Интенсификация профессиональной подготовки будущего учителя. Казань, 1988. — С. 18−32.
  117. Программа по немецкому языку для сельскохозяйственных вузов. М.: Высш. шк., 1994. — 13с.
  118. Психологический словарь. М., 1983. — С.228.
  119. О.А. Интенсивная методика обучения иностранным языкам: основные принципы и методические системы // Вестн. Ставроп. ун-та. -1996-Хо 11. С.238−240.
  120. Ф.М., Сахарова Т. Е. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа. // Иностр. яз. в шк. 1991. — № 1. -С.9−17.
  121. И.А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам: итоги двадцатилетнего эксперимента И Иностр. яз. в школе. -1989, — № 6. С.19−24.
  122. И.А. Чтение вслух как прагматический тест // Иностр. яз. в школе. 1990. — № 4. С.22−27.
  123. И.А. Психодиагностика и учитель иностранного языка // Иностр. яз. в школе. 1991. — № 2 — С.33−38.
  124. И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. М.: Высш. школа, 1980. — 120с.
  125. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-416с.
  126. А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов. Пути интенсификации и руководства (на материале гуманитарных дисциплин). Автореф. дис.. канд пед. наук. — Саратов, 1997. — 22с.
  127. Ю.А. Вопросы психологии обучения и воспитания взрослых // Вопр. психологии. 1982. — № 3. — С. 127−129.
  128. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. образование, 1998. — 255с.
  129. В.М. Принципы обучения устной иноязычной профессиональной речи // Методика обучения иностранным языкам. Минск: Выш. школа, 1984. — С.32−37.
  130. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 152с.
  131. В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Рус. яз., 1981.-248с.
  132. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., Педагогика, 1982.-96с.
  133. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., Школа-Пресс, 1997. 512с.
  134. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. М.: Аспект — Пресс, 1995. -271с.
  135. Т.Н. Система интенсифицирующих факторов в обучении иностранному языку по методу активизации // Активизация учебной деятельности. Межвузовский сб. под ред. Г. А. Китайгородской, Куйбышевский гос. ун-т, 1986. С.36−41.
  136. А.Х. Роль ритма в обучении иностранным языкам // Вестник МГУ, Сер. 19. 1998 № 3. С.31−44.
  137. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Изд-во МГУ, 1975.-344с.
  138. Толковый словарь русского языка: В 4 т., сост. Винокур Г. О. и др./ Под ред. Ушакова Д. Р. М.: Издат. центр «Терра», 1996.
  139. О.б. Основы оптимизации обучения иностранному языку в неязыковом вузе: Дис.. д-ра пед наук: 13. 00. 02 Одесса, 1991. -524с.
  140. Тер-Саакянц Г. М. Структура курса интенсивного обучения французскому языку студентов технического вуза: Дис. канд. пед. наук: 13. 00. 02. -Утв. 28. 02. 90. Киев, 1989. -239с.
  141. JI.T. Информационное моделирование обучения и проблемы кибернетики. JI.: Знание, 1997. С.12−18.
  142. Р.И. Обучение индивидуальной речи с использованием ситуативно-речевых игр на первом курсе языкового педагогического вуза (немецкий язык): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1984. 16с.
  143. Философский словарь / Под ред. И. Ф. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590с.
  144. С.К. К проблеме отбора текстов для чтения на иностранных языках // Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1973. — С.149−188.
  145. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. -М., 1987. -207с.
  146. И.А. Из истории развития тестов в СССР и за рубежом. Таганрог, 1969. 51с.
  147. С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.- М.: Просвещение, 1986. 221с.
  148. И.Ю. Роль смыслообразовательных процессов при речепорож-дении // Вопросы философии, 1977. № 12.
  149. JI.B. Преподавание иностранных языков в школе: общие вопросы методики. -М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 96с.
  150. Г. И. Исследования проблемы активизации учебно-познавательной деятельности // Сов. педагогика, 1983. № 11. С.46−51
  151. Anweiler О., Brinkman G., Glowka D., Goetze D. Bildungssysteme in Europa. Weinheim und Basel. 1996, — S.190.
  152. Bohn R., Schreiter I. Sprachspielereien fur Deutschlernende. Leipzig, 1992,-S. 73.
  153. Desselman G. Textlinguistische Erkenntnisse und Fremdsprachenunterricht.- In: Deutsch als Fremdsprache., 1984, H.l.
  154. Griesbach H. Die Bundesrepublik Deutschland. Lesetexte zur Landeskunde. Langenscheidt, Berlin: Munchen, 1993. — S.197.
  155. Kleppin K. Das Sprachspiel im Fremdsprachenunterricht. Tubingen, 1980.
  156. Livingstone C. Role play in Language Learling. London, 1983 — 94p.
  157. Piepho H.E. Das Rollenspiel // Zielsprache Englisch. 1977. — В 4 — S. 1314.
  158. Schibor D., Weichert J. Sprachspiele. Berlin, 1984. — S. 33.
  159. Spier A. Mit Spielen Deutsch lernen. Konigstein, 1981. — S.56.
  160. Wenner H.-L. Lehrbuch fur Landwirtschaftsschulen. Munchen, 1982, В 1,2,3.
Заполнить форму текущей работой