Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка будущего учителя к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором, экспериментально — аналитическом, этапе (1997 —1999 гг.) проводилась опытно — экспериментальная работа, в процессе которой конструировалась теоретическая модель подготовки будущего учителя к предупреждению конфликтных ситуацийвыявлялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации разработанной моделиуточнялись представления студентов о способах предупреждения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 1. 1. Состояние проблемы предупреждения конфликтных ситуаций в теории и практике образования
    • 1. 2. Диагностика готовности учителя к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях
    • 1. 3. Модель формирования готовности студентов университета к предупреждению конфликтных ситуаций
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
    • 2. 1. Цель, задачи, принципы и методика организации опытно — экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика апробации модели формирования готовности студентов к предупреждению конфликтных ситуаций в опытно — экспериментальной работе
    • 2. 3. Анализ и оценка материалов исследования и их обсуждение
  • Выводы по второй главе

Подготовка будущего учителя к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире все сферы жизнедеятельности людей пронизаны противоречиями, которые создают основу для различного рода конфликтных ситуаций. Их число неуклонно возрастает в условиях перманентного кризиса, в котором находится российское общество.

Конфликты и конфликтные ситуации в системе образования во многом обусловлены авторитарной системой управления педагогическим процессом. Происходящие экономические и социальные преобразования меняют содержание и функции образования, закономерно формируя новые задачи. Важнейшими являются: а) формирование у педагога акмеологической культуры как критерия высшего уровня целостности человека, раскрывающего творческий потенциалб) подготовка компетентного педагога, способного адекватно оценивать себя, эффективно взаимодействовать в системе межличностных отношений, прогнозировать коммуникативные события и выбирать адекватные средства самореализации в социальных и воспитательных ситуациях профессиональной деятельностив) повышение качества профессиональной подготовки специалистов.

Для решения этих задач возникает потребность в целенаправленной подготовке будущих учителей к предупреждению конфликтных ситуаций, закономерно возникающих в учебно — воспитательном процессе.

По проблеме конфликтов насчитывается значительное количество научных работ, диссертационных исследований, монографий и статей по философии, социологии, психологии и педагогике. Наиболее значительные труды принадлежат философам В. В. Дружинину, А. Ф. Ильичеву, Л. Г. Смоляну, JI.M. Штрассу и др.- в области социологии — А. Т. Алексеевой, Ф.М. Бород-кину, А. И. Зайцеву, А. Г. Здравомыслову, JI.A. Петровской, Н. М. Коряку, JI.A. Ничипоренко и др.- в области психологии — A.A. Бодалеву, В. А. Кан.

Калику, Я. А. Коломинскому, A.A. Леонтьеву, В .Я. Ляудис, Н. Д. Никандрову, В. Н. Мястцеву, Б. И. Хасан и др.

Анализ литературы по проблеме педагогического конфликта свидетельствует о возросшем профессиональном интересе отечественных ученых В. И. Андреева, A.C. Белкина, Т. В. Драгуновой, В. И. Журавлева, О. В. Лишина, Л. А. Петровской, Н. Е. Щурковой, H.H. Юрьевой, Д. И. Фельдпггейна и др. к поиску концептуальных механизмов и эффективных средств управления конфликтными ситуациями.

Анализ специальной литературы, изучение практического состояния проблемы позволяют утверждать, что на сегодняшний день процесс подготовки будущего учителя к предупреждению конфликтов в его многообразных аспектах до сих пор не стал предметом комплексного исследования.

Актуальность выбранного направления исследования определяется необходимостью разрешения противоречий между: а) современным уровнем развития науки конфликтологии и недостаточной разработанностью теории педагогических конфликтовб) осознанием будущими специалистами важности и значимости овладения умениями предупреждения конфликтных ситуаций и отсутствием опыта их предупреждения в учебно — воспитательном процессев) потребностью вузов в теоретическом обосновании и научно — методическом обеспечении процесса подготовки будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций и недостаточной разработанностью педагогических технологий так"й подготовки.

Данные противоречия определяют актуальность выбранной проблемы исследования: как осуществить эффективную подготовку будущих учителей к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях.

В нашем исследовании введено ограничение: из наукоемкой проблемы «подготовка» мы исследуем только педагогические условия обучения выпускника университета основам предупреждения конфликтных ситуаций в образовательном социуме.

Актуальность исследуемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность в педагогике послужили основанием для определения темы исследования «Подготовка будущего учителя к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях».

Цель исследования — разработать модель подготовки студентов к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях.

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования — педагогические условия подготовки будущего учителя к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях.

Идея исследования отражается в следующей гипотезе. Процесс подготовки будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций будет более эффективным, если: а) реализуется на основе разработанной модели, состоящей из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: целеполагания, организации дидактического процессаконтрольно — оценочногоб) соблюдены следующие педагогические условия:

— используется акмеологический подход, позволяющий определить компоненты личнотной зрелостивыделить профилирующие направления профессиональной подготовкиориентировать студентов на личностное развитие;

— основной организационной формой учебных занятий является социально — психологический тренинг;

— учтена структура педагогической деятельности с выделением конфликтной ситуации как перманентно присутствующей в нейв) разработан и внедрен в учебный процесс методический комплекс курса «Основы педагогической конфликтологии», в контексте подготовки будущего учителя к предупреждению конфликтных ситуаций.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой нами были определены следующие задачи исследования.

1. Определить состояние проблемы предупреждения конфликтных ситуаций в теории и практике образования.

2. Разработать модель подготовки будущих учителей к предупреждению конфликтных ситуаций.

3. Экспериментально апробировать педагогические условия подготовки будущих учителей к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательном процессе высшей школы.

4. Разработать методическое пособие по диагностике конфликтности личности будущего учителя для студентов университета.

Методология исследования определяется диалектической теорией о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийопирается на общие диалектические принципы становления и развития личности в процессе межличностного взаимодействия.

Теоретическим базисом исследования явились: социальная теория конфликта, разрабатываемая И. Б. Гурковым, А. К. Зайцевым, А.Г. Здравомысло-вым, М. И. Негодовым и др.- теория педагогического взаимодействия В. Н. Мясшцева и педагогического общения В. А. Кан — Калика, A.A. Леонтьева,.

A.В.Петровского, Л. А. Петровской, A.B. Мудрика, И. Д. Никандрова и др.- положения концепции эффективной гуманистической системы A.A. Бодалева, 3. А. Мальковой, Л. И. Новиковой и др.- концептуальные идеи управления профессиональной подготовкой кадров К. А. Абульхановой — Славской,.

B.А. Беликова, Н. В. Васиной, А. Г. Гостева, Г. Г. Гранатова, А. Н. Сергеева, В. А. Сластенина, АЛ. Найна и др.

Эксперимент проводился на факультете иностранных языков Магнитогорского государственного университета. Исследованием было охвачено 120 студентов третьего курса факультета иностранных языков, 70 студентов с первого по пятый курс обучения, 25 преподавателей МаГУ и 25 учителей школ города Магнитогорска.

Исследование осуществлялось поэтапно с 1995 по 2001 гг. На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись соответствующие им методы изыскания.

На первом, поисковому этапе (1995 —1996 гг.) осуществлялся анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике образования. Определялась степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной научной литературе, было изучено состояние проблемы в реальной практике школ. На этом этапе велось наблюдение за процессом психолого — педагогической подготовки студентов первого, второго курсов факультета иностранных языков, а также анализировались конфликтные ситуации, возникающие в процессе педагогической практики студентов четвёртого и пятого курсов.

На этом этапе нами были использованы следующие методы: изучение литературных источников, нормативных и законодательных актов, наблюдение, анализ учебных программ, беседы и интервью со студентами, разбор конкретных конфликтных ситуаций, анкетирование учителей школ города и преподавателей вуза.

На втором, экспериментально — аналитическом, этапе (1997 —1999 гг.) проводилась опытно — экспериментальная работа, в процессе которой конструировалась теоретическая модель подготовки будущего учителя к предупреждению конфликтных ситуацийвыявлялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации разработанной моделиуточнялись представления студентов о способах предупреждения конфликтных ситуацийразрабатывалась программа диагностики подготовленности студентов к предупреждению конфликтных ситуаций на основе выделенных критериев и показателейпроводился анализ полученных материаловразрабатывался курс «Основы педагогической конфликтологии», его теоретическое и психолого — педагогическое содержаниесоздавалось методическое пособие по данному курсу.

Основными методами на данном этапе были: метод теоретического анализанаблюдениеанкетирование и тестирование студентов контрольной и экспериментальной группанкетирование преподавателейконстатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

На третьему обобщающему этапе исследования (2000;2001 гг.) осуществлялась проверка достоверности результатов педагогического эксперимента, проводилась систематизация и обобщение полученного материала, внедрялись результаты исследования в практикуосуществлялось оформление диссертационного исследования.

Методами изыскания на данном этапе были: количественный и качественный анализ результатов исследованиястатистическая обработка данныхсравнительный анализ данныхпостроение гистограмм и графиков в среде Microsoft Offiseанализ и обобщение выводов.

Научная новизна исследования.

1. Разработана модель подготовки будущих учителей к предупреждению конфликтных ситуаций.

2. Выявлены и апробированы педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях.

3. Разработана методика обучения студентов предупреждению конфликтных ситуаций в учебно — воспитательном процессе, отличительными особенностями которой являются целесообразность, ориентация на личностный рост будущего специалиста.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: в работе определены сущность и особенности конфликтных педагогических ситуаций и детерминирующие их факторыуточнено определение «предупреждение конфликтных ситуаций" — выявлен диагностический комплекс профессионально значимых личностных качеств будущего учителя, подготовленного к предупреждению конфликтных ситуацийсоздана методика самооценки личностных качеств педагога, выполняющих превентивную функцию в педагогических конфликтах.

Практическая значимость исследования заключается: а) во внедрении спецкурса «Основы педагогической конфликтологии» и методики его реализации в учебном процессе, обеспечивающих подготовку будущих учителей к предупреждению конфликтных ситуацийб) в разработке методов и критериев измерения подготовленности будущего учителя к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учрежденияхв) возможности использования методических рекомендаций, апробированных в ходе опытно — экспериментальной работы, в системе повышения квалификации педагогических кадровг) в разработке методического пособия «Изучение конфликтности личности», содержащего комплекс методик, позволяющих определить причины конфликтности будущего учителя.

Положения, выносимые на защиту.

1. Модель подготовки будущих учителей к предупреждению конфликтных ситуаций, содержащая: цель, задачи, содержание, критерии и уровни профессиональной подготовленности.

2. Педагогические условия реализации модели, обеспечивающие эффективность подготовки будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях.

3. Методический комплекс курса «Основы педагогической конфликтологии» в контексте подготовки будущего учителя к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях.

Достоверность и обоснованность работы обеспечивается анализом современных достижений педагогики, психологии и других наук в изучении проблемы возникновения конфликтов и их предупреждениявыбором комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборки экспериментальной и контрольных группподтверждением гипотезы исследованияприменением методов математической статистики с использованием электронных таблиц «EXCEL» при обработке результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством:

— публикации в печати (статьи, тезисы докладов, методическое пособие);

— чтения лекций, проведения социально — психологического тренинга со студентами МаГУ, студентами Магнитогорского филиала Московского современного гуманитарного института, на курсах повышения квалификации социальных педагогов по основам педагогической конфликтологии;

— проведения семинаров, чтения докладов, консультаций и бесед с учителями и родителями школ города Магнитогорска.

Основные результаты проведенного исследования применяются в процессе подготовки студентов на факультетах: физико-математическом, иностранных языков, социальной работы МаГУ. По материалам исследования разработан курс «Основы педагогической конфликтологии».

Результаты исследования опубликованы в девяти работах автора, в том числе в методическом пособии «Изучение конфликтности личности».

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключениясодержит список используемой и цитируемой литературы, приложения. В диссертационной работе содержится 7 схем, 22 таблицы, 12 рисунков.

Результаты исследования имеют конкретную практическую значимость, так как могут быть применены в практике работы преподавателей психолого-педагогических дисциплин с целью совершенствования учебно — воспитательного процесса в свете изучаемой проблемы. Материалы исследования используются при диагностике подготовленности будущих учителей к предупреждению конфликтных ситуаций.

Внедрение результатов проведенного исследования осуществлялось на факультетах иностранных языков, физико — математическом, на факультете социальной работы со студентами дневной и заочной форм обучения Магнитогорского государственного университетаМОУ СОШ № 64 г. МагнитогорскаМОУ «Центр образования», в Магнитогорском филиале Московского современного гуманитарного университета.

Проведенная опытно — экспериментальная работа со студентами обеспечила оптимальный уровень их подготовленности к предупреждению конфликтных ситуаций. Об этом свидетельствуют результаты исследования, отзывы учителей и руководителей педагогической практики, а также утверждения самих студентов.

Обобщая результаты проведенного изыскания, можно сделать следующие выводы.

1. В ряду актуальных проблем педагогической науки и практики, требующих своего изучения и разрешения, в последние годы выдвигается проблема педагогических конфликтов вообще и проблема их предупреждения в частности. На сегодняшний день, не существует какой — либо сложившейся системы подготовки будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях, в то время как существует острая потребность в такой подготовке.

2. В настоящее время ни педагогов, ни студентов не устраивают традиционные формы и методы организации учебно — воспитательного процесса в высшей педагогической школе, так как в качестве главного результата обучения подразумеваются знания, а не личность, способная творить, постоянно учась в деятельности самостоятельно.

3. Опытно — экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанной теоретической модели подготовки будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций, а также ряда выдвинутых условий ее реализации.

4. Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу: процесс подготовки будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций будет эффективным, если: а) реализуется на основе разработанной модели, состоящей из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков, с выделением комплекса педагогических условийб) соблюдаются следующие педагогические условия:

— используется акмеологический подход, позволяющий определить компоненты личностной зрелостивыделить профилирующие направления профессиональной подготовкиориентировать студентов на личностное развитие;

— основной организационной формой учебных занятий является социально — психологический тренинг;

— учтена структура педагогической деятельности с выделением конфликтной ситуации как перманентно в ней присутствующейв) разработан и внедрен в учебный процесс методический комплекс курса «Основы педагогической конфликтологии».

5. Результаты экспериментальной проверки подтвердили тезис о том, что внедрение в практику высшей педагогической школы модели подготовки будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций и соблюдение педагогических условий ее реализации обеспечивает оптимальный уровень их подготовленности.

6. Данная диссертационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование может быть посвящено изучению недостаточно исследованных аспектов проблемы. Среди них такие как: а) разработка технологий алгоритмизации деятельности педагога в конфликтных ситуацияхб) выявление механизмов возникновения конфликтных ситуаций в образовательном процессев) выявление типичных конфликтных ситуаций учителейг) изучение возможности внедрения разработанной нами модели в процесс повышения квалификации учителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подготовка будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращенность к данной проблематике обусловлена прежде всего тем, что современное высшее педагогическое образование на достаточно высоком уровне выполняет традиционную функцию передачи социального опыта и пока не овладело превентивной функцией подготовки специалиста к деятельности в эпоху кризисов.

Анализ философской, социологической, психолого — педагогической и методологической литературы, а также исследование состояния разработанности проблемы в реальной практике школ показали, что ряд вопросов еще требует теоретического осмысления и практической реализации. Система высшего профессионально — педагогического образования нуждается в эффективных методиках и технологиях совершенствования учебно — воспитательного процесса, нацеленных на развитие в будущем специалисте потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к самореализации творческого потенциала, направленности на саморазвитие и самообразование в течение всей жизни.

Выполненное диссертационное исследование посвящено разработке, теоретическому обоснованию и опытно — экспериментальной апробации модели подготовки будущих учителей к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях, а также ряда педагогических условий, реализация которых повышает эффективность этого процесса. Исходным теоретическим положением в нашем изыскании стал анализ понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», «педагогический конфликт» и через них выход на авторское трактование понятия «предупреждение конфликтных ситуаций», рассматриваемое в широком и узком значении.

Предупреждение конфликтных ситуаций в широком значении — это система мер, реализуемая на организационно — управленческом, социально психологическом, личностном уровнях и направленная на недопущение разрушительного влияния конфликтной ситуации на учебно — воспитательный процесс.

Предупреждение конфликтных ситуаций в узком значении — это деятельность, направленная на устранение объективных и субъективных причин назревающего столкновения, результатом которой является разрешение возникшего противоречия.

Такое понимание основополагающего понятия диссертационного исследования определило общие подходы в разработке комплекса педагогических условий, способствующих подготовке будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций, и позволило смоделировать данный образовательный процесс.

Предлагаемая модель состоит из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: а) целеполагания, включающего цель и задачиб) организации, отражающего содержание, методы и педагогические условияв) оценивания, с выделенными критериями и уровнями, ориентированными на конкретный конечный результат — подготовку будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях.

Цель исследования в целом достигнута, что стало возможным благодаря решению ряда задач, поставленных на начальном этапе изыскания. Более подробно покажем, как были решены сформулированные задачи.

1. Проанализированы теоретические подходы к понятию «конфликт», «конфликтная ситуация, «педагогический конфликт», «предупреждение конфликтных ситуаций» в трудах отечественных и зарубежных ученых. Изучено состояние проблемы в практике образования.

2. Спроектирована модель подготовки будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций. В ней нашли отражение цели и задачи подготовки, методы и содержание обучения, комплекс педагогических уеловий, способствующих эффективной ее реализации, включены критерии эффективности и предполагаемые результаты.

3. Разработана и апробирована методика реализации модели подготовки будущего учителя к предупреждению конфликтных ситуаций.

4. Предложена психолого — педагогическая модель «пошагового «формирования профессионально значимых для предупреждения конфликтных ситуаций качеств личности будущего учителя.

5. Проведена обработка, анализ и оценка полученных качественных и количественных экспериментальных результатов.

6. Разработано методическое пособие «Изучение конфликтности личности», позволяющие внедрить методику диагностики подготовленности будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательный процесс вуза.

Кроме того, в диссертационной работе предпринят анализ эффективности организационных форм обучения по основаниям: теория — практикапередача — освоение информациидвусторонняя — односторонняя коммуникацияактивность — пассивность обучаемогокогнитивный — эмоциональный — поведенческий компонентыформирование установки на профессиональную деятельность и сделано заключение об эффективности интерактивных методов обучения.

Исследование показало, что для эффективной подготовки будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций необходимо соблюдение следующих условий: а) использовать акмеологический подходб) организовать обучение в форме социально — психологического тренингав) учесть структуру педагогической деятельности с выделением в ней конфликтной ситуации как перманентно присутствующей.

В исследовании получены такие результаты и данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предшествующими работами заключается в следующем:

— разработана модель подготовки будущих учителей к предупреждению конфликтных ситуаций;

— выявлены и апробированы педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях;

— разработана методика обучения студентов предупреждению конфликтных ситуаций в учебно — воспитательном процессе, отличительными особенностями которой являются: целесообразность, ориентация на личностный рост будущего специалиста;

— определены сущность и особенности конфликтных педагогических ситуаций и детерминирующие их факторы;

— выявлен диагностический комплекс значимых личностных качеств будущего учителя, выполняющих превентивную функцию в педагогических конфликтах;

— разработан спецкурс «Основы педагогической конфликтологии», направленный на подготовку будущего учителя к предупреждению конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях;

— разработана методика самооценки личностных качеств педагога, выполняющих превентивную функцию в педагогических конфликтах (СЛК).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.299 с.
  3. И.П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт: Методические разработки. М.: ГУОЛИФК, 1991.- 46 с.
  4. И.В. Самоменеджмент в деятельности учителя. Брянск: БГПИ, 1995.-100 с.
  5. Ш. А. В школу с шести лет // Педагогический поиск. -М.: Педагогика, 1990. 560 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. -Т. 1. — 285 с.
  7. В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов. Казань: КГПУ, 1992. — 142 с.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития Инновационный курс. — Казань: Изд- во Казанского ун-та, 1996. Кн.1 — 567 с.
  9. В. Преподаватель и студент: искусство общения // Высшее образование России. 2000. — № 6. — С. 85−91.
  10. АЛ., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. — 551.
  11. .Ц. Методика преподавания психологии. М.: ВЛАДОС, 1999.-304 с.
  12. A.M., Друзь В. А. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов. Харьков: Ун-т внутр. дел, 1997. — 355 с.
  13. К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981.-319 с.
  14. В.А. Уровни организации учебно познавательной деятельности школьников: Методические рекомендации. — Магнитогорск: МГПИ, 1994.-40 с.
  15. Д.А. Учитель: от любви до ненависти. Техника профессионального поведения // Народное образование. 1994.- № 3. — С. 144.
  16. Р. Развитие Я- концепции и воспитание: (Пер. с англ.) / Под ред. В Л. Пилиповского М.: Просвещение, 1986. — 420 с.
  17. В.П. Программированное обучение. М.: Высшая школа, 1970. — 299 с.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1998. — 192 с.
  19. . Индивидуальное и массовое поведение в крайних ситуациях // Дружба народов. 1992 — № 11 -12.- С. 101 -116.
  20. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 10−15.
  21. А.Н. Модель обучения менеджера // Высшее образование России. 1999. — № 6. — С 64- 65.
  22. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-310 с.
  23. В.И. Педагогическая технология. Эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 18 — 24.
  24. В.В., Ковалёв А. Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения // Психологический журнал. 1983. — Т.4. — № 3 — С.21−26.
  25. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. СПб.: Служба доверия, 1994.- 315 с.
  26. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание, конфликт! 2-е изд. Новосибирск: Наука, 1989. — 190 с.
  27. .А. Межличностные конфликты и социальный контроль в коллективе промышленного предприятия // Проблемы социального управления на промышленном предприятии: Тематический сборник. Киев: КГПИ, 1975.- 109 с.
  28. А.И. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами . М.: Высшая школа, 1998. — 176 с.
  29. М. Н. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. И. Б. Новикова и В. Н. Садовского. — М.: Прогресс, 1988.-507с.
  30. И.А., Куль Ю. К. Влияние индивидуально психологических различий на процесс решения проблем // Вопросы психологии. — 1985.-№ 1.- С. 140−148.
  31. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М.: Ось — 89, 2000. — 224 с.
  32. Р.И., Мазо Г. Е. Как управлять собой: психофизиологическая саморегуляция. Минск: Нар. Асвета, 1983. — 80 с.
  33. К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя / Под ред. А. А. Бодалёва. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  34. Г. JI. Конфликты в школе // Социс. 1994. — № 3. — С. 1421.
  35. В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 192 с.
  36. ПЛ. Управляемое формирование психических процессов. М.: МГУ, 1997. — 315 с.
  37. ПЛ. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. -М.: МГУ, 1985.-347 с.
  38. Ф. Психология управления: Основные проблемы. М.: Прогресс, 1982. — 422 с.
  39. .С. Прогностические методы в педагогике. Киев: «Вища школа», 1974. — 208 с.
  40. У. Школа без неудачников / Общ. ред., предисл. В Л Пили-повского. -М.: Прогресс, 1991. 184 с.
  41. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. — М.: Высшая школа, 1997. 479 с.
  42. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  43. В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, 1998. -Т.- 18.-№ 6.-С. 73−83.
  44. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1993. — 134 с.
  45. A.A. Как принять наилучшее решение в реальных условиях. М.: Радио и связь, 1991. — 320 с.
  46. Т.Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Новосибирск, 1997. — 198 с.
  47. Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. Санкт- Петербург: ЛГУ, 1992. -С. 11−16.
  48. Н.В. К вопросу о предрасположности к конфликтному поведению. Экспериментальная и прикладная психология // Психические состояния. Л.: ЛГУ, 1981.-Вып. 10.-С. 6−11.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: МГУ, 1986. — 256 с.
  50. Н.С. и др. Механизмы социальной регуляции в технологии управления конфликтом // Социально- политический журнал. 1998. — № 3,-С. 151−162.
  51. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология наука о путях достижения вершин профессионального творчества. — М.: Наука, 1993. — 245 с.
  52. A.A., Михайлов Г. С. Методология акмеологии // Психологический журнал. 1999. — № 4. — С. 56−66.
  53. М. Разрешение конфликта (конструктивный и деструктивный процесс) // Социально- политический журнал. 1997.- № 1. — С. — 202−217.
  54. T.B. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 31−37.
  55. М.Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 315 с.
  56. Дэн Д. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб: АОЗТ «Институт личности" — АОЗТ «Ленато" — ИЧП «Палантир», 1994.- 138 с.
  57. A.A. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе и их разрешение). Л.: Знание, 1976.- 40 с.
  58. А.П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура): Пособие для учителя. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. -268 с.
  59. С.М. Практикум по конфликтологии. — СПб.: «Питер», 2000. 368 с.
  60. В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: РАО, 1994.-183 с.
  61. М.П. Теория и модель в историческом исследовании // Вопросы теории как формы мышления. Томск, 1970. — Вып. 1. — С. 38−70.
  62. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд. — М.: Новая школа, 1997. — 320 с.
  63. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Пособие для студентов высших учебных заведений М.: АО «Аспект пресс», 1994. — 317 с.
  64. Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов-на Дону: «Феникс», 1998. — 480 с.
  65. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990.- 335 с.
  66. A.A., Ревзин И. И. Логическая модель как средство научного исследования // Вопросы философофии. 1960. — № 1. — С. 82−90.
  67. A.B. Управление конфликтными ситуациями в целях нравственного воспитания // Проблемы управления процессами воспитания: Сборник. М.: МВТУ, 1990. — 108 с.
  68. К. Педагогическая диагностика в школе. Минск: Нар. Асвета, 1987. — 120 с.
  69. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  70. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. Учеб. пособие. М.- Белгород: Везелица, 1992.- 102 с.
  71. С., Языков Н. Готовим педагогические кадры // Высшее образование России. 1998. — № 3. — С. 110 — 116.
  72. Э.В. Моделирование в общественных науках (Философ-ско методологические проблемы). — М.: Высшая школа, 1986. — 101с.
  73. A.B. Проблемы принятия решения в трудовой деятельности // Психологический журнал. 1993.- Т. № 3.- С. 3−14.
  74. Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988.217 с.
  75. И.Д. О моделировании исторических явлений и процессов // Вопросы истории. 1978. — № 8. — С. 71−93.
  76. П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов: Методические рекомендации для руководителей. М.: РАН, 1994. — 96 с.
  77. Козь1рев Г. И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие — М.: ВЛАДОС, 1999. 176 с.
  78. Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. -М.: Педагогика, 1982. 172 с.
  79. Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой: Учеб. пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1989. — 208 с.
  80. Н.И. Логический словарь справочник. 2-е изд., исправл. и доп. — М.: Наука, 1975. — 719 с.
  81. М.Ю., Абраменкова B.B. Межличностный конфликт в учебно воспитательном процессе и позиция в нём педагога И Социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. A.B. Петровского. — М.: Просвещение, 1987.-С. 141−153.
  82. Консультирование и толерантность // Высшее образование в Европе. М.: «Логос», 1998. — Т. XXI. — № 2.
  83. Конфликты в школе (Введение в проблему) / Под ред. H.H. Юрьевой. СПб: ЛГУ, 1994. — Ч.1. — 108 с.
  84. X., Фейр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешить конфликт. -М.: Стрингер, 1992. — 215 с.
  85. Краткий русско-английский и англо-русский словарь по педагогике и образованию / Под ред. М. А. Галагузовой, И. А. Гиниатуллина.- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т, 1993. 90 с.
  86. С.В. Педагогическая технология: психотехнический подход к воспитанию// Журнал практического психолога. — 1998. -№ 9. — С. 925.
  87. Э.И., Еремеева А. И. Психозащитное существование в культуре // Культура, техника, человек / Отв. ред. В. И. Залунин. Владивосток: Изд во Дальневост. ун-та, 1991. — С. 64 — 74.
  88. Н.В. Личность в конфликте. Саратов: СГУ, 1976, — 128 с.
  89. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
  90. Н.В., Зимичев А. П. Проблемы акмеологических наук. -СПб., 1990. 173 с.
  91. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967. — 183 с.
  92. Культура современного урока / Под ред. Н. Е. Щурковой М.: Высшая школа, 1997.- 92 с.
  93. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  94. О.В. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 7−14.
  95. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. -159 с.
  96. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Избранные психологические произведения: 2 т. — М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — 291 с.
  98. В.А. Конфликтующие структуры. — М.: Высшая школа, 1967.-108 с.
  99. В.А., Смолян Г. Л. Алгебра конфликта. М.: Знание, 1968.96 с.
  100. X. Математические модели конфликтных ситуаций и понятие диалектического противоречия // Кибернетика и диалектика. М.: Наука, 1978.-146 с.
  101. Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания. — Л.: Знание, 1982. 74 с.
  102. A.C. Предупреждение межличностных конфликтов в системе отношений старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.-23 с.
  103. М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов на Дону: Феникс, 1995. — 640 с.
  104. О.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М.: Высшая школа, 1986. — 136 с.
  105. О.Н., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя. — М.: Рос. Педагогичское Агенство, 1998. 80 с.
  106. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. А. Я. Варга. -М.: Междунар. пед. академ., 1994. 368 с.
  107. В .Я. Методика преподавания психологии. М.: Высшая школа, 1989.-240 с.
  108. А.К. Психология профессионализма. М: Знание, 1996.
  109. М.А. Экспериментальное изучение психических состояний в конфликтных ситуациях // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1972.-102 с.
  110. Моделирование как метод научного исследования (Гносеологический анализ) / Глинский Б. А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. Г. М.: МГУ, 1965.-248 с.
  111. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1987. — 77 с.
  112. Г. Основы психотехники: В 2 т. СПб: Изд. дом «ПЭТ», 1996.-657 с.
  113. Л.И. Социологические теории конфликтов и пути их разрешения // Социс. 1994.- № 1 2. — С.81 -91.
  114. А .Я. О методологическом аппарате диссертационного исследования // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 44−50.
  115. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУ ПТО, 1995. -288 с.
  116. А.Я. Общенаучные понятия в педагогике // Педагогика, 1992. № 7−8.-С. 15−19.
  117. А.Я. Современный словарь справочник нового педагогического мышления. — Челябинск: Чел. Фил. УГНОЦ РАО, 2000. — 28 с.
  118. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск: Урал ГАФК, 2000. — 187 с.
  119. В.П. Введение в теорию и технологию педагогического общения: Учеб. пособие. Магнитогорск: МГПИ, 1997. — 119 с.
  120. В.Е. Гнесеологическая специфика и структура модельного исследования: автореф. дис. канд. филос. наук. — Рига, 1974. -24 с.
  121. В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции. Рига: Знатне, 1988. — 185 с.
  122. H.H. Психология конфликта и способы его разрешения: Методическое пособие. — JL: ЛГУ, 1991. 64 с.
  123. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986. — 797 с.
  124. A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 64−68.
  125. Основы конфликтологии: Учеб. пособие / A.B. Дмитриев, Ю. Г. Запрудский, В. П. Козимирчук, В.Н. Кудрявцев- Под ред. В. Н. Кудрявцева. -М.: Юрист, 1997.-200 с.
  126. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И. Я. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 173 с.
  127. Основы психодиагностики / Под ред. А .Г. Шмелёва. — М.: Ростов на Дону: Феникс, 1996. — 345 с.
  128. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов на Дону.: Феникс, 1998. 544 с.
  129. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. -Минск: Нар. Асвета, 1987. 120 с.
  130. Педагогическое взаимодействие: психологический аспект: Сб. науч. тр. / Под ред. В .А. Шустер. М.: АПН СССР НИИ, 1990. — 174 с.
  131. Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности H Вестник МГУ. 1997. — № 4. — С. 41−45.
  132. Л.А. О понятийной схеме социально- психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: МГУ, 1977. — С. 14−22.
  133. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 59 — 63.
  134. Т.А. Методические проблемы изучения межличностного конфликта в группе // Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С. 25−31.
  135. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
  136. Предупреждение и преодоление конфликтов в школе / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: МОПИ, 1986. — 173 с.
  137. Е.Е. Техника психологической безопасности в педагогическом общении: Методика психологического тренинга для учителей. М.: Знание РСФСР, 1991.-20 с.
  138. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К.А. Абульха-новой, Н. В. Васиной, В. А. Сластенина. М.: Совершенство, 1998. — 320 с.
  139. Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалёва.-М.: Педагогика, 1981. 224 с.
  140. ДЛ. Практическая психодиагностика: Учеб. пособие Самара: «БАХРАХ — M «, 2000. — 672 с,
  141. A.A. Акмеология личности // Психол. журнал, 2000. — Т.21.-№ 3. — С.88−85.
  142. A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 35−39.
  143. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной М.: «Прогресс" — «Универс», 1994. — 480 с.
  144. Роджер ван Оих. Психологические отмычки. СПб.: Питер Паб-лишинг, 1997. — 224 с.
  145. А., Винер Н. Роль моделей в науке // Неуймин Я. Г. Модели в науке и технике: История, теория, практика. Л.: Наука, Ленингр. отд. — 1984.-С. 171−177.
  146. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая русская энциклопедия, 1994. 604 с.
  147. С.Л. Проблемы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — Т 2. — 239 с.
  148. А.Н. Проблемы разрешения конфликтных ситуаций в педколлективе // Социс. 1996. — № 6. — С. 11−13.
  149. М.М. Конфликт и взаимодействие в учебном процессе: книга для учителей. М.: Просвещение, 1991. — 236 с.
  150. И.И. Основы педагогики общения. Минск: Белорусская наука, 1998. — 319 с.
  151. Н.В. Игры, в которые играют. Психологический практикум. Дубна, 1996. — 145 с.
  152. А.С., Арайза М. Разрешение социального конфликта: Личностно центрированная модель / Вопросы психологии. — 1993. — № 5. -С. 5−13.
  153. И.Н. Акмеология новое направление междисциплинарных исследований человека // Общественные науки и современность. — 1998.- № 3. С. 134−143.
  154. Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1998. — 23 с.
  155. Симптоматика и этиология конфликтов в системе образования: Материалы межрегиональной научно- практической конференции 29−31 мая.- Белгород, 1995. С. 31−32.
  156. Д.Г. Способы разрешения конфликтов. Киев: «Верзилин и К, ЛТД», 1991.-208 с.
  157. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 60 с.
  158. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. М.: Наука, 1976. — Т.2. -856 с.
  159. Н.С. Конфликт в коллективе: пути выхода // Учительская газета. 1993. 16 окт.
  160. С. Еще раз о технологиях обучения // Высшее образование России. 2000. — № 6. — С.113- 120.
  161. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 384 с.
  162. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопед., 1980.-1599 с.
  163. Современная дидактика: теория практика / Под ред. И .Я. Лерне-ра, И. К. Журавлева. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 228 с.
  164. .А. Лабораторный практикум по общей психологии / Под ред. В. М. Гамезо. М.: Просвещение, 1979. — 155 с.
  165. В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации // Социс. 1995.- № 4.- С. 164- 175.
  166. В. А. Методика воспитания коллектива. М., 1981. -С. 185.
  167. И.И. Основы спортивной конфликтологии: Монография. Омск: СибГАФК, 1997. — 344 с.
  168. И.И. Системный анализ конфликтных ситуаций в спорте (теоретико-методологический анализ): Автореф. дис. канд. пед. наук.-Л.: ЛГИ, 1983.-21 с.
  169. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1977. — 266 с.
  170. В.В. Философские аспекты проблемы моделирования: Автореф. дис. канд. филос. наук. Челябинск, 1999. — 24 с.
  171. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. — 272 с.
  172. Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем" — ЭКМОС, 1998. — 124 с.
  173. Д.И., Воробьева Л. Н. Конфликты в условиях школы // Конфликты в школьном возрасте, пути их преодоления и предупреждения. М.: МОПИ, 1986. — С. 3−26.
  174. A.B. Ситуация как элемент психолого педагогического тезауруса // Психологический журнал, 1986. — Т. 7. — № 1. — С. 36 — 43.
  175. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверин-цев, Э.А. Араб-Оглы, JI. Ф. Ильичёв и др. 2-е изд. — M .: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
  176. В.А. Динамическая модель конфликта // Вестник МГУ. -1996. № 3 .- С. 42−51.
  177. К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие: Пер. с нем. М.: Генезис, 1999. — 256 с.
  178. Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 17−28.
  179. И.Д. Как преодолеть отчуждение от школы // Педагогика. 1993.-№ 2. -С. 45−48.
  180. В.Н. Педагогическая импровизация // Советская педагогика. 1989. — № 8. -С.86−88.
  181. .И. Учебная деятельность и конфликтная педагогика // Журнал практического психолога. 1999. — № 2. — С.8- 15.
  182. В.В. Социально -психологический тренинг как форма подготовки коммерсантов к профессиональной деятельности // Журнал практического психолога. 1996. — № 4. — С. 35−43.
  183. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 268 с.
  184. Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. Л.: Знание, 1987. — 16 с.
  185. А. Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социс. 1995.- № 3.- С.52−56.
  186. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
  187. С.М. Конфликтологический подход в практике образовательного учреждения // Конфликты в школе (Введение в проблему) / Под ред. Н. Н. Юрьевой. СПб., 1994. — 4.1. — 108 с.
  188. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966.301с.
  189. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. М.: ООО «Издательство ACT», 1997. — 304 с.
  190. H.JI. Виды моделей в исторической науке / Ростов н/Д: Ростов, гос. ун-т, 1980. 33 с. — Деп. в ИНИОН АН СССР № 8762 от 17.05.80.
  191. Н.Н. Активные методы и формы обучения как способ предупреждения конфликтов // Конфликты в школе (Введение в проблему) / Под ред. Н. Н. Юрьевой. СПб, 1994. — Ч. 1. — 108 с.
  192. В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  193. Bandura A. Principles of behavior modification. N.Y. Holt, Rinehart & Winston, 1969.
  194. Coser L. Continuites in the Stadi of Social Conflikt. NV, 1967. 137p.
  195. Goldstein A. P. The prepare curriculum: Teaching Prosocial Competencies, Illinois, Research Press, 1997.
  196. King P. Toleration. London: Allen and Unwin, 1976.
  197. Tolor A., Reznikoff M. Relation between insight, repression sensitization, internal — external control and death anxiety W J. of Abnormal Psychology, 1967. — V.72. — P. 426−430.
  198. Maslow A. Motivation and personality. N. Y., 1954.
  199. Heaven P. Locus of control and attitudes to authority among adolescents // Pers. and Individ. Differ.- 1988. № 1. — P. 181−183.
  200. Erikson E. N. Life History and the Historical Moment. N.Y., 1975.
  201. Rodgers C. Freedom to learn for the 80, s. Columbus, 1983.
  202. UNESKO. International Conferense on Education. 44 th Session. Genewa, 3−8 October, 1994.163
Заполнить форму текущей работой