Наши подземные богатства
У: Предлагаю вам, пользуясь таблицей «Элемент (объект) — имена признаков — значения признаков» загадать загадки про объекты живой природы. Каждая группа получает свой объект. Ваша задача — составить описание объекта в модели ЭИЗ и из этого описания сделать две разные загадки для двух других групп. В первой загадке нужно угадать имена признаков полезного ископаемого. Во второй загадке — объект. P… Читать ещё >
Наши подземные богатства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наши подземные богатства.
Урок 1
ископаемое занятие ученик Цель: познакомиться со свойствами и применением полезных ископаемых.
Игры с копилкой. Копилка фотографий полезных ископаемых собирается учениками до урока. (Приложение 1.).
Тренинг «Интервью».
У: Мы с вами знаем, что о любом объекте можно получить информацию с помощью вопросов. А где можно найти ответы на свои вопросы?
Д: Можно прочитать, по телевизору увидеть, можно спросить кого-то, кто знает.
У: Вот сейчас я как раз предлагаю вам получить информацию с помощью вопросов взрослому, т. е. мне. Такая форма получения информации, когда задают вопросы какому-то человеку, называется «ИНТЕРВЬЮ». Попробуйте взять у меня интервью. Объекты, о которых я хочу дать вам информацию — это полезные ископаемые.
Д: Что такое железная руда?
У: Это общее название разновидностей минералов. Они служат источником железа. А где применяют железо? (Ответы детей) Д: Как образуется песок?
У: При разрушении гранита.
Д: Из чего состоит торф?
У: Торф, как и уголь, образовался из остатков древних растений.
И т.д.
Игра на ММЧ — «Превращалки».
Класс делится на группы. Учитель называет полезное ископаемое (например, гранит), ученики показывают с помощью «маленьких человечков» агрегатное состояние полезного ископаемого (гранит — твердый, ребята прижимаются плотно друг к другу, держась за руки).
Работа в группах. Составление паспорта полезных ископаемых.
Ученики работают по группам. У каждой группы копилка (коллекция) полезных ископаемых.
Тренинг «Теремок».
Проводится после составления паспортов с целью закрепления и обобщения.
У: Вырос в поле теремок, теремок, он ни низок, ни высок, ни высок. Кто, кто в теремочке живет…
Д (1): Я — нефть. (Показывает полезное ископаемое из коллекции.).
Другой ученик стучится в теремок:
Д (2): А я — каменный уголь. Пусти меня в теремок жить.
Д (1): Пущу, если ты скажешь, чем ты на меня похож.
Д (2): Я, как и ты, черного цвета.
Д (3). Я — торф. Пусти меня в теремок.
Д (3). Я тоже горюч.
И т.д.
Рефлексия.
- — Поднимите руку, кому было легко на уроке?
- — Кто испытывал трудность? Почему?
Итог урока.
Домашнее задание: оформить красиво паспорт на 2−3 полезных ископаемых на выбор.
Урок 2.
Цель: работа с конструктором заданий на основе модели ЭИЗ.
Тренинг «Расселение».
Дети делятся на группы. Каждая группа разбивает полезные ископаемые на множества своим способом. Затем группа представляет свой вариант разбиения, остальные угадывают, по какому имени признака сделано разбиение.
Тренинг «Загадки об объектах».
Самостоятельная работа детей на основе конструктора.
У: Предлагаю вам, пользуясь таблицей «Элемент (объект) — имена признаков — значения признаков» загадать загадки про объекты живой природы. Каждая группа получает свой объект. Ваша задача — составить описание объекта в модели ЭИЗ и из этого описания сделать две разные загадки для двух других групп. В первой загадке нужно угадать имена признаков полезного ископаемого. Во второй загадке — объект.
После групповой работы одна группа загадывает загадки, а другая — отгадывает, и наоборот.
Итог. Рефлексия.
- — Какие трудности возникли во время работы и почему?
- -Что легко было выполнять?
Домашнее задание: составьте творческую загадку об одном полезном ископаемом.
Рис1. Копилка фотографий полезных ископаемых
Рис 2. Конструктор заданий на модели ЭИЗ
Задания на освоение модели ЭИЗ.
Название задания: | Конструирование вопросов-загадок. | |
Предметная область: | Окружающий мир | |
элемент мира (объект): | Полезное ископаемое: нефть. | |
Элемент мира (объект). | Имя признака. | Значение признака. |
Нефть. | Образование Состояние вещества Цвет Запах Горючесть Вязкость Применение Добыча. | Из остатков древних растений и животных. Густая маслянистая жидкость. Темно-коричневая Резкий Горюча Растекается тонкой пленкой по поверхности воды. Жидкое топливо, краски, лаки, пластмассы. Строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. |
ЗАДАНИЕ ПЕРВОГО ТИПА Придумайте загадку о нефти по плану:
Образование.
Состояние вещества Цвет Запах Горючесть Вязкость Применение Добыча.
Элемент мира (объект). | Имя признака. (вопрос к объекту). | Значения признака. (варианты ответов на вопрос). |
Нефть. | Образование. | |
Состояние вещества. | ||
Цвет. | ||
Запах. | ||
Горючесть. | ||
Вязкость. | ||
Применение. | ||
Добыча. |
ЗАДАНИЕ ВТОРОГО ТИПА Вы спросите: образование? Я отвечу: из остатков древних растений и животных.
Вы спросите: состояние вещества? Я отвечу: густая маслянистая жидкость.
Вы спросите: цвет? Я отвечу: темно-коричневая.
Вы спросите: запах? Я отвечу: резкий.
Вы спросите: горючесть? Я отвечу: горюча.
Вы спросите: вязкость? Я отвечу: растекается тонкой пленкой по поверхности воды.
Вы спросите: применение. Я отвечу: жидкое топливо, краски, лаки, пластмассы.
Вы спросите: добыча? Я отвечу: строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.
Что это?
Элемент мира (объект). | Имя признака. (вопрос к объекту). | Значения признака. (варианты ответов на вопрос). |
Образование. | Из остатков древних растений и животных. | |
Состояние вещества. | Густая маслянистая жидкость. | |
Цвет. | Темно-коричневая. | |
Запах. | Резкий. | |
Горючесть. | Горюча. | |
Вязкость. | Растекается тонкой пленкой по поверхности воды. | |
Применение. | Жидкое топливо, краски, лаки, пластмассы. | |
Добыча. | Строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. |
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕГО ТИПА
Мне задали пять вопросов про полезное ископаемое нефть.
На первый вопрос я ответила: из остатков древних растений и животных.
На второй вопрос я ответила: густая маслянистая жидкость.
На третий вопрос я ответила: темно-коричневая.
На четвертый вопрос я ответила: резкий.
На пятый вопрос я ответила: горюча.
На шестой вопрос я ответила: растекается тонкой пленкой по поверхности воды.
На седьмой вопрос я ответила: жидкое топливо, краски, лаки, пластмассы.
На восьмой вопрос я ответила: строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.
Какие вопросы мне задали?
Элемент мира (объект). | Имя признака. (вопрос к объекту). | Значения признака. (варианты ответов на вопрос). |
Нефть. | Из остатков древних растений и животных. | |
Густая маслянистая жидкость. | ||
Темно-коричневая. | ||
Резкий. | ||
Горюча. | ||
Растекается тонкой пленкой по поверхности воды. | ||
Жидкое топливо, краски, лаки, пластмассы. | ||
Строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. |
P. S. В целом правильно. Только я бы разделила признак «свойства». Тогда у Вас будет основа для изучения свойств полезного ископаемого: они будут понимать, что надо посмотреть цвет, запах, агрегатное состояние, вязкость и т. д. И тогда станет ясно, что общее описание — это тоже свойства, просто наиболее очевидные и характерные. Может, попробуете переделать сам паспорт?