Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование механизма управления территориальным туристско-рекреационным комплексом в условиях рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что работы по территориальной организации туризма и рекреации, формированию народнохозяйственных комплексов на основе соответствующей специализации написаны в период 1970;х — начала 1980;х гг., т. е. во время активного освоения новых территорий, имеющих рекреационные ресурсы, бурного роста туризма и рекреации в целом. Особенности туризма как экономического вида деятельности, его… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГОТУРИЗМА В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. Место туризма и рекреации в современных социально-экономических процессах
    • 1. 2. Роль государства в процессах организации и управления туризмом
    • 1. 3. формирование современного облика индустрии туризма под влиянием спроса на туристско-рекреационные услуги.4s
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ
    • 2. 1. Индустрия туризма как форма экономической организации сферы туристско-рекреационных услуг
    • 2. 2. Территориальный туристско-рекреационный комплекс как форма пространственной организации сферы туристско-рекреационных услуг
    • 2. 3. Состояние и перспективы развития Сочинского туристско-рекреационного комплекса
  • ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫМ КОМПЛЕКСОМ
    • 3. 1. Предпосылки формирования новых организационно-экономических механизмов управления ТРК
    • 3. 2. Совершенствование механизма управления ТРК
    • 3. 3. Некоторые аспекты пространственно-отраслевой организации ТРК

Формирование механизма управления территориальным туристско-рекреационным комплексом в условиях рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях становления рыночной экономики, растущей глобализации и стремления России интегрироваться в мировое экономическое пространство, развитие туризма было объявлено приоритетным направлением развития эконо-> мики. На государственном уровне было широко продекларировано стремление качественно и всесторонне развивать сферу туристско-рекреационных услуг и индустрию туризма в целом на основе уникального природно-ресурсного потенциала и богатого культурного наследия, что должно было, в свою очередь, обеспечить устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития сопряженных с туризмом отраслей, возродить экономику регионов, послужив толчком для формирования устойчивого притока иностранных инвестиций. Достижение этих результатов должно было произойти на основе создания государством на федеральном уровне благоприятных условий для развития туристской деятельности.

Однако, принятие в 1995 г. Концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» в 1996 г., Федеральных целевых программ развития туризма и курортов федерального значения (1996), отдельных федеральных программ по курортам Кавказских Минеральных Вод (1993) и городу-курорту Сочи (1997), а «также целого ряда других концептуальных решений и постановлений не привело к появлению надежных и эффективных инструментов решения наиболее острых проблем в туризме и рекреации. Несовершенство существующего законодательства, в частности, по вопросам приватизации и прочих преобразований форм собственности, инвестирования и налогообложения, отсутствие единого федерального органа исполнительной власти в сфере туризма (Национальной туристской администрации) значительно затрудняют формирование индустрии туризма как целостного хозяйственного комплекса.

Отсутствие выраженной и целенаправленно проводимой государственной политики особенно ощутимо в исследуемой сфере, изначально создаваемой и функционировавшей до конца 1980;х годов при практически полном государственном обеспечении. Работа в условиях централизованного планирования и дотационного финансирования отложили соответствующий отпечаток на формах и методах управления и ведения экономической деятельности в области туризма, отдыха, санаторно-курортного лечения. Не менее важную роль сыграли государственная идеология и выраженная социальная направленность. Достаточно позд-" нее внедрение элементов экономической самостоятельности (перевод в 1989 г. предприятий и организаций ЦСТЭ ВЦСПС на полный хозяйственный расчет и самофинансирование), сохранение ведомственной подчиненности, возникновение ряда геополитических проблем, а также объективно существовавшие особенности экономики и управления поставили сферу туризма и рекреации в крайне сложные условия.

Прежде всего, резко сократилась материально-техническая база туризма и рекреации в результате передела собственности, банкротства и закрытия многих предприятий, смены вида деятельности и т. д. Прекращение финансирования государством как функционирования здравниц и других туристско-рекреационных объектов, так и системы распространения путевок населению оставило хозяйствующие субъекты без средств к существованию. Фактически, произошел финансовый крах системы. Подавляющее большинство населения страны перешло в категорию неплатежеспособных, остальные отдали предпочтение зарубежным центрам туризма.

1 В сложившихся условиях особую роль в развитии туризма играют региональные власти. Осознание того, что выгоды от туризма проявляются, прежде всего, на местном уровне, заставляет их разрабатывать собственные программы развития туризма, в рамках своих полномочий создавать организационно-экономические механизмы управления и функционирования территориальных туристско-рекреационных комплексов, стимулирования инвестиционной деятельности, формирования конкурентоспособных рынков туристско-рекреационных услуг. Это требует не только наличия прочной научно-теоретической базы, но и практических инструментов по решению ряда задач, связанных с мобилизацией и рациональным использованием имеющегося потенциала (материально-технического и природно-ресурсного), формированием отраслевой и территориапьной структуры туристско-рекреационного комплекса, способного производить конкурентоспособный туристско-рекреационный продукт, построением эффективных схем управления и т. д. В наибольшей степени эти вопросы актуальны для территорий, специализирующихся на предоставлении туристско-рекреационных услуг, на основе которых формируется монофункциональный территориально-отраслевой комплекс.

Понимание индустрии туризма не только как составляющей сферы услуг, но и как самостоятельного межотраслевого комплекса (включающего в себя значительное число видов деятельности, входящих в сферу услуг) является относительно новым для отечественной экономической науки. Надотраслевая сущность туризма как формы организации обслуживания потребителей предопределяет особый подход к изучению процессов территориального и структурного формирования территориально-производственных комплексов, производящих турист-ско-рекреационные услуги, инфраструктуры, обеспечивающих их функционирование, особенности спроса на данный вид услуг и его влияние на формирование предложения.

Данные вопросы находили свое отражение в теоретических работах и на уровне практического решения, тем не менее, новизна и актуальность современных проблем развития индустрии туризма и территориально-производственных комплексов, в основу которых положена сфера туристско-рекреационных услуг, требуют их дальнейшей детальной проработки. Внести свой вклад в этот процесс мы посчитали возможным посредством представленного диссертационного исследования.

Методологические основы управления и функционирования индустрии туризма в условиях рыночной экономики раскрыты в трудах таких зарубежных ученых как Б. Арчер, Р. Бентли, Р. Дэвидсон, Я. Криппендорф, Х. В. Опашовски, В. Фрейер, Д. Флетчер и др. Однако результаты исследований западных специалистов применимы к решению проблем в условиях уже сформировавшейся рыночной экономики, а также нуждаются в адаптации к специфике отечественного туризма.

Представляют значительный интерес работы В. И. Азара, О. В. Аристовой, М. Б. Биржакова, Я. Гезгалы, Г. А. Карповой, В. А. Квартальнова, посвященные анализу особенностей туризма и рекреации как специфического вида деятельности, а также Н. Н. Агеевой, И. Т. Балабанова, А. С. Запесоцкого, В. Б. Сапруновой по проблемам экономики и управления сферой туристско-рекреационных услуг. Внимание в данных работах сфокусировано, главным образом, на общетеоретических и методологических аспектах. Отдельные аспекты реформирования и обновления механизма управления отечественной индустрией туризма обозначены в работах М. А. Бокова, Р. Ю. Поповой, Т. П. Розановой, Г. В. Яковенко.

Основы теории формирования и развития территориальных туристско-рекреационных комплексов заложены в трудах М. А. Абрамова, Ю. А. Веденина, А. В. Гидбута, Е. А. Котлярова, А. Г. Мезенцева, B.C. Преображенского, написанных в конце 1970;х — начале 1980;х годов. В современной литературе эти проблемы практически не отражены (за исключением работ С. И. Берлина, А.А. Берестового), в результате преобразование существующих туристско-рекреационных комплексов происходит в отрыве от научных принципов их создания и функционирования.

Наиболее широко представлены исследования взаимодействия индустрии туризма и экономики региона в трудах Ю. И. Авраха, В. И. Винокурова, В. А. Леонова, М. Х. Танова, А. В. Теренина, Р. Б. Токаева. Вместе с тем, в данных работах рассматриваются преимущественно отдельные направления совершенствования управления туристско-рекреационным предприятием или проблемам повышения качества предоставляемых услуг. Проблемы экономики туристско-рекреацион-ных регионов в целом раскрыты в работах М. М. Амирханова, С. И. Берлина, В. А. Нарского, А. А. Татаринова.

Следует отметить, что работы по территориальной организации туризма и рекреации, формированию народнохозяйственных комплексов на основе соответствующей специализации написаны в период 1970;х — начала 1980;х гг., т. е. во время активного освоения новых территорий, имеющих рекреационные ресурсы, бурного роста туризма и рекреации в целом. Особенности туризма как экономического вида деятельности, его функционирование в условиях рыночной экономики, проблемы индустрии туризма как межотраслевого комплекса, менеджмент и маркетинг туристско-рекреационных услуг исследовались в последнее десятилетие, в связи с актуальностью этих вопросов в процессе становления рыночной экономики. Подробный анализ этих работ излагается в соответствующих главах исследования. При этом, нам представляется необходимым сделать акцент именно на изучении отечественного опыта организации, управления и развития туризма в особенности на региональном уровне, поскольку в наиболее крупных и развитых центрах туризма и рекреации, представляющих собой не только отдельные муниципальные образования, но и целые регионы, сложились специфические по отраслевому составу и структурным пропорциям хозяйственные комплексы, резкая и кардинальная перестройка которых на принципах рыночной экономики не представляется возможной. Соответственно, при проектировании дальнейшего развития таких монофункциональных рекреационно ориентированных территориальных систем необходимо адаптировать принципы построения и функционирования этих систем с заменой административно-командного механизма управления на элементы рыночной самоорганизации, а также полной государственной поддержки на паритетное финансирование государства и коммерческих структур.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических основ управления территориальным туристско-рекреационным комплексом посредством его структурной, территориальной и управленческой реорганизации.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1. Анализ отечественной практики государственного регулирования в области туризма и обоснование необходимого объема полномочий региональных органов управления в целях формирования и регулирования эффективно функционирующего территориального туристско-рекреационного комплекса.

2. Выявление характера и особенностей изменения спроса на туристско-рекреационные услуги как фактора, формирующего предложение, с целью определения состава и структуры современного туристско-рекреационного продукта и производящей его индустрии туризма.

3. Уточнение понятия «индустрия туризма» и анализ индустрии туризма как межотраслевого комплекса по предоставлению товаров и услуг с целью построения структурной модели на макроуровне.

4. Исследование особенностей территориальной организации индустрии туризма с целью построения модели территориально-производственного комплекса, ориентированного на оказание туристско-рекреационных услуг и представляющего собой мезоуровень индустрии туризма.

5. Формулирование основных положений по формированию механизма управления территориальным туристско-рекреационным комплексом.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, тенденции и закономерности функционирования индустрии туризма на макрои мезоуровнях.

Объектом исследования является территориальный туристско-рекреаци-онный комплекс как форма территориальной организации индустрии туризма.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Предложена модель трансформации и функционирования индустрии туризма под воздействием меняющегося спроса на туристско-рекреационные услуги;

2. Сделаны рекомендации по совершенствованию государственной политики регулирования туризма на региональном уровне;

3. Доказана необходимость применения корпоративного подхода к организации системы управления как основы объединения различных видов деятельности в рамках территориально-производственного комплекса;

4. Разработана схема создания и функционирования механизма управления территориальным туристско-рекреационным комплексом на основе корпоративного подхода.

Последовательность поставленных задач определила логику и взаимосвязь глав диссертационной работы.

Во введении на основе раскрытия значимости рассматриваемой проблемы обосновывается актуальность исследования, определяются цель и задачи, формулируются научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе исследуются место и роль туризма в современной рыночной экономике, а также изменения, происходящие в отечественной сфере туристско-рекреационных услуг под воздействием рыночных преобразований. Рассмотрена роль государства в процессах развития индустрии туризма и сделаны рекомендации по формированию регионально ориентированной политики государства по регулированию развития туризма. На основе изучения современных тенденций спроса на туристско-рекреационные и сопутствующие услуги предложена концепция влияния спроса и предложения на современный облик индустрии туризма.

Во второй главе исследуются экономические, структурные и территориальные аспекты функционирования индустрии туризма. Уточнено место туристско-рекреационных услуг в комплексе отраслей народного хозяйства и индустрии туризма в национальной экономике в целом. Предложена структура индустрии туризма как межотраслевого комплекса в виде совокупности предприятий различной отраслевой принадлежности, классифицированных по степени участия в процессе обслуживания туристов. На основе исследования современных особенностей функционирования и влияния новых факторов, привнесенных рыночными изменениями, дополнена теория территориальных туристско-рекреационных систем, в т. ч. выделены основные характеристики подсистем и расширена схема взаимодействия подсистем. Туристско-рекреационный комплекс представлен как мезоуровень индустрии туризма, ориентированный на оказание туристско-рекреационных услуг.

В третьей главе сделаны рекомендации по обновлению механизма управления территориальным туристско-рекреационным комплексом на основе корпоративных структур. Проанализированы предпосылки и обоснована перспективность данного подхода исходя из сущностных характеристик индустрии туризма и отечественного опыта организации управления туристско-рекреационными комплексами. Разработана структура органов управления, определены цели и задачи, функции и полномочия создаваемых структур, предложена схема взаимодействия субъектов туристского бизнеса и органов управления. Также сделаны предложения по совершенствованию территориально-отраслевой организации туристско-рекреационного комплекса на основе функционального зонирования.

В заключении обобщены полученные теоретические и практические результаты, оценена степень выполнения поставленных задач и достижение цели исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная индустрия туризма представляет собой сложный межотраслевой комплекс, являющийся важной составной частью экономики многих стран мира. В качестве системообразующего фактора данного комплекса выступает сфера туристско-рекреационных услуг, связанных с непосредственным обслуживанием туристов и рекреантов. В результате постоянно меняющегося спроса на данные услуги происходит включение новых видов деятельности в процесс обслуживания собственно туристов, сопутствующего потребления, обеспечения функционирования предприятий туризма, что приводит к постепенному расширению границ индустрии туризма в рамках отраслевой структуры экономики. Широкая дифференциация потенциальных потребностей, которые современные туристы стремятся удовлетворить, предопределяет соответствующее расширение ассортимента предлагаемых услуг, специализацию и диверсификацию деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся в месте прибытия туриста. Вовлечение новых видов деятельности в обслуживание туристов, ранее не связанных со специфической работой по обслуживанию данного сегмента потребителей, значительно расширяет состав предприятий, необходимых для эффективного функционирования сферы туристско-рекреационных услуг. Таким образом, происходит формирование совокупности предприятий различной отраслевой принадлежности, объединенных функциональными и хозяйственными связями, возникающими при организации обслуживания туриста.

Конкретные структурные и функциональные очертания индустрия туризма принимает в виде территориального туристско-рекреационного комплекса, являющегося формой ее локальной организации. Данный комплекс представляет собой вид территориально-производственного комплекса монофункциональной специализации. При этом, каждый конкретный комплекс имеет свою структуру и отраслевой состав в зависимости от спектра предоставляемых туристско-рекреационных услуг как системообразующего фактора, природных и экономических условий. В результате территориальный туристско-рекреационный комплекс (ТРК) представляет совокупность туристско-рекреационных учреждений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными производственными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов.

Специфика отечественной индустрии туризма заключается в доминирующей роли государства на протяжении всего периода становления и развития, что обусловило особенности туризма и как вида экономической деятельности, и как способа поведения потребителя на рынке услуг (в т.ч. как средство реализации социальных прав). В нашей стране развивалась особая модель индустрии туризма, при этом, существовали научно обоснованные методики формирования и функционирования территориальных туристско-рекреационных комплексов, туризм занимал вполне определенное место в государственной политике и национальной экономике. В настоящее время роль государства в процессах функционирования индустрии туризма крайне незначительна, а реформирование сложившихся ТРК происходит в отрыве от теорий, лежащих в основе их создания.

С другой стороны, туризм, как показывает мировая практика, является наиболее выраженной средой проявления рыночных механизмов — формирования слоя малого и среднего предпринимательства, острой конкурентной борьбы, прямой зависимости предложения от спроса и т. д. Соответственно, реформирование отечественного туризма на основе принципов рыночной экономики является неизбежным и обязательным, прежде всего, за счет совершенствования механизма управления территориальным туристско-рекреационным комплексом.

Таким образом, для понимания процессов, происходящих в отечественной индустрии туризма в целом и дальнейшего проектирования преобразований на региональном уровне, было необходимо: во-первых, проанализировать влияние внешних факторов на развитие и функционирование индустрии туризма, а именно — государства, регулирующего индустрию туризма как часть национальной экономики, и спроса, определяющего структуру предложения, т. е. формирующего современный облик индустрии туризмаво-вторых, исследовать внутренние процессы организации и функционирования сферы туристско-рекреационных услуг как системообразующего фактора индустрии туризма — определить состав и структуру индустрии туризма как формы экономической организации сферы ТРУ, а также выявить современные закономерности функционирования территориальных туристско-рекреационных комплексов как формы пространственной организации данной сферыв-третьих, на основе проведенного анализа разработать теоретические и методические основы управления территориальным туристско-рекреационным комплексом посредством его структурной, территориальной и управленческой реорганизации.

В ходе выполнения диссертационного исследования нами были сделаны следующие выводы и обобщения.

1. В настоящее время государственное регулирование отечественного туризма на федеральном уровне мало эффективно. Однако в государственной собственности различного уровня находятся не только сами объекты туризма и рекреации, но и, что более важно, инфраструктурное окружение, природные ресурсы, памятники истории и культуры. В руках государства находятся как структуры, обеспечивающие функционирование объектов индустрии туризма (ЖКХ, транспорт, энергетика), так и собственно объекты туристского притяжения (лечебные природные ресурсы, земли, заповедные территории, музеи). В этой связи более эффективными представляются усилия региональных и местных властей в деле развития индустрии туризма на уровне локальных ТРК. Фактически, региональная система управления туризмом уже формируется. Проведенный нами анализ законодательства 20 субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что большинство из них не просто копирует федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», но и включает вполне конкретные нормы, способствующие развитию сферы туристско-рекреационных услуг и связанных с ней сфер деятельности. По нашему мнению, необходимо продолжить дальнейшую работу по расширению полномочий региональных органов управления в вопросах регулирования туристской деятельности, в т. ч. на основе сделанных нами рекомендаций.

2. В настоящее время активный потребитель формирует свое представление о необходимых ему услугах и оказывает непосредственное влияние на предложение. В результате индустрия туризма изменяет свой состав и структуру, развиваясь как сложный межотраслевой комплекс, включающего широкий спектр видов деятельности по формированию целостного пакета ТРУ, действительно удовлетворяющих уникальные индивидуальные потребности человека. Это, в свою очередь, приводит к интенсивному использованию инфраструктурного окружения и ресурсов, а также введению в обращение новых ресурсов, ранее не считавшихся туристскими. Фактически, индустрия туризма уже не просто использует имеющиеся в наличии ресурсы, а формирует свой собственный спрос к окружению, изменяя характер взаимодействия с внешними и внутренними объектами.

Традиционно спрос на туристско-рекреационные услуги определяется как форма проявления потребностей, желаний, обеспеченная покупательной способностью. Такой подход описывает специфику уже сформировавшегося спроса в отличие от формирующегося. Однако именно последний играет ключевую роль в процессах развития индустрии туризма, изменяя технологии обслуживания и структуру предложения. Поэтому представляется возможным дополнить определение туристско-рекреационного спроса новым фактором — готовностью индустрии туризма удовлетворить спрос, — и получить функцию формирующегося спроса.

3. Одной из актуальных проблем в области управления в туризме сегодня можно считать уточнение структуры и состава индустрии туризма. Выбор термина, конечное определение совокупности услуг, товаров, видов деятельности, объединяемых этим термином, должно послужить основой для понимания места и роли туризма в экономике. По нашему мнению, при разработке прикладной модели индустрии туризма следует учитывать два фактора:

— формирование многофункционального и многоотраслевого комплекса происходит под влиянием изменяющегося потребительского спроса, что определяет динамику развития хозяйственной системы;

— разделение происходит по степени участия в процессах удовлетворения туристского спроса, что определяет структуру системы.

Таким образом, под «индустрией туризма» нами понимается совокупность предприятий различной отраслевой принадлежности, объединенных функциональными и хозяйственными связями, возникающими при организации обслуживания туриста. Соответственно, нами предлагается структура индустрии туризма, где критерием сегментации является степень участия в процессе обслуживания туриста. Дальнейшее разделение основных групп на более мелкие позволяет провести более точную группировку предприятий и видов деятельности, понять их взаимосвязи, выделить функциональные группы среди предприятий одной сферы деятельности (например, разделить страховые компании, деятельность которых связана со страхованием в туризме, и компаний, ведущих общую страховую деятельность) и т. д.

4. Территориальный туристско-рекреационный комплекс определяется нами как совокупность туристско-рекреационных учреждений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными производственными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов.

В качестве основных принципов территориальной организации туристско-рекреационного комплекса нами выделено:

— взаимоувязанное развитие и размещение туристских и курортно-рекреационных образований со сложившейся и перспективной системой экономического развития;

— максимально возможное обеспечение потребностей населения в туризме и рекреации в границах отдельных территорий и экономических районов;

— формирование территориально-отраслевых систем, специализирующихся на оказании туристско-рекреационных услуг;

— объединение групп курортов, зон отдыха и центров туризма, обладающих территориальной близостью и удобными транспортными связями, в единый монофункциональный рекреационно ориентированный район под эгидой специального органа управления и координации.

С точки зрения системного подхода к пониманию внутренних процессов функционирования и взаимодействия наиболее полной является теория территориально-рекреационных систем, в основе которой лежит матрица системных характеристик. Элементы, анализируемые по строке матрицы выступают как активные подсистемы, формирующие спрос на состояние других подсистем. Нами были предложены новые требования подсистем с учетом специфики рыночных отношений, а также сформулированы качества (находящиеся в ячейках на пересечении одноименных элементов), характеризующие данную подсистему именно как составляющую ТРК. Далее нами были выделены основные свойства каждой подсистемы, обеспечивающие эффективное функционирование всего ТРК:

— группа туристов — равномерность туристского потока;

— туристская территория — аттрактивность и устойчивость к нагрузке;

— объекты индустрии туризма и инфраструктуры — эксплуатационная и технологическая готовность;

— обслуживающий персонал — профессионализм;

— орган управления — координация и регулирование развития ТРК.

С учетом этого нами была разработана схема взаимодействия подсистем территориального туристско-рекреационного комплекса в современных условиях.

5. Процесс обновления и структурной трансформации механизма управления и функционирования индустрии туризма должен происходить в направлении поиска наиболее эффективных организационных форм сотрудничества как отдельных предприятий, так и организации всего ТРК как единой управляемой системы. Предприятия ТРК работают в рамках единого экономического пространства, общность которого обусловлена, прежде всего, единым конечным потребителем — рекреантом, — а также функциональной взаимосвязанностью, опосредованной все тем же рекреантом через приобретение пакета услуг, что представляется важными предпосылками для создания объединений. В результате следует ожидать возникновения многомерных производственно-управленческих структур, сочетающих вертикальные и горизонтальные связи административно-управленческого, материального, функционального, финансового, информационного характера, достаточно обширных, но подвижных и гибких.

Учитывая специфику развития и современного состояния отечественной индустрии туризма, представляется необходимым создание смешанных корпоративных структур, действующих на основе частной и государственной (прежде всего, муниципальной) собственности, находящейся на территории конкретного ТРК. При этом весьма важно в организационно-экономическом плане перейти от управления муниципальным имуществом к управлению муниципальной собственностью, т. е. использования имущества как капитала. Под этим мы подразумеваем вхождение государственных структур в непосредственные рыночные отношения путем создания муниципальных унитарных предприятий, участие в немуниципальных предприятиях на долевой основе, акционирование муниципальной собственности и формирование портфеля муниципальных акций, передачи собственности в трастовое управление и т. д. В результате создания единой организационно-экономической структуры представляется возможным совместить функции государственного регулирования и функции коммерческого управления, получив эффективный механизм управления индустрией туризма на мезо-уровне в рамках отдельного ТРК как основного звена индустрии туризма.

Функционирование ТРК представляет собой деятельность предприятий и организаций различных отраслей и видов деятельности, объединенных процессом обслуживания туристов как в последовательные технологические цепочки, так и в параллельно функционирующие системы обслуживания. В этой связи мы предлагаем создание диверсифицированного корпоративного объединения индустрии туризма — интегрированной предпринимательской среды, где в рамках общей управленческой стратегии и с использованием единого финансового и информационного потока действует горизонтально интегрированная совокупность технологических цепочек по производству определенного продукта (работы, услуги) индустрии туризма на уровне ТРК.

6. Поставленная нами задача формирования механизма управления ТРК предполагает, с одной стороны, объединение максимально большего числа хозяйствующих субъектов, так или иначе действующих на рынке ТРУ, с другой — необходимо остаться в рамках соблюдения принципов рыночной конкуренции. Предлагаемый в работе механизм позволяет, по нашему мнению, решить данную проблему.

Ассоциация предпринимателей индустрии туризма представляет собой общественное объединение, добровольное, самоуправляемое и некоммерческое формирование, которое объединяет органы управления, предприятия и организации, предпринимателей для достижения общей цели — экономического развития региона путем организации единого территориального туристского комплекса и развития туристской индустрии как фактора, определяющего специализацию региональной экономики. Ассоциация является базовой рыночной составляющей механизма функционирования ТРК, его основой.

Государственные органы управления и регулирования (органы местного самоуправления, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, центры стандартизации и сертификации, природоохранные службы и т. д.) представляют собой вторую базовую составляющую механизма — государственные административные ресурсы.

Соответственно, государственные органы и Ассоциация выступают учредителями нового органа управления — Совета развития индустрии туризма. В свою очередь, для непосредственного ведения хозяйственной деятельности Совет учреждает диверсифицированное корпоративное объединение, где выполняет свою основную функцию управляющей компании.

В работе сформулированы основные задачи и функции, выполняемые данными структурами. Созданный механизм позволит сконцентрировать управленческие, материально-технические и информационные ресурсы для резкого повышения эффективности функционирования территориального туристско-рекреационного комплекса, всестороннего удовлетворения современного потребителя туристско-рекреационных услуг, роста конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках.

Практическая значимость полученных результатов и сделанных рекомендаций заключается в возможности использования предложенного механизма управления в процессах реформирования экономики существующих территориальных туристско-рекреационных комплексов и проектирования новых центров обслуживания туристов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.Абаева Л. О. Исследование спроса населения на туристские услуги при разработке инвестиционных проектов в сфере туризма: Дис. канд. экон. наук 08.00.05 / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 1999. — 172 с.
  2. Л.О. Основные стратегические направления региональной туристской политики // Наука Кубани. 2000. — № 7. — С. 3−7.
  3. М.А. География сервиса (Сфера обслуживания в СССР). М.: Мысль, 1985.-256 с.
  4. Ю.И. Перспективы устойчивого развития туризма на курорте Геленджик. Краснодар: TACIS, 2000 г., 170 с.
  5. Н.Н. Организационно-экономический механизм формирования рынка туристских услуг: Дис. канд. экон. наук 08.00.05 / МГУ М., 1996. — 150 с.
  6. В.И., Биржаков М. Б., Путрик Ю. С. Предложения к концепции развития туризма в России // Туристские фирмы. 2000. — № 22. — С. 23−38.
  7. В.И., Туманов С. Ю. Экономика туристского рынка. М.: ИПКГосслуж-бы, 1998.-239 с.
  8. А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 106 с.
  9. О.В. Стратегия управления организациями индустрии туризма в условиях нестабильности среды: Дис. канд. экон. наук 08.00.05 / МГУ М., 2001.- 167 с.
  10. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма. М.: ФиС, 2000. — 176 с.
  11. А.А. Организационно-экономический механизм управления туризмом в Приморском крае: Дис. канд. экон. наук 08.00.05 / Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса. Владивосток, 2000. — 188 с.
  12. С. И. Прогнозирование инвестиций и оценка развития экономического потенциала рекреационного региона: Моногр. Краснодар: «Просвещение», 1997.-179 с.
  13. С. И. Теоретические основы формирования потенциала рекреационной зоны в условиях рынка: Препринт. Краснодар: «Просвещение», 1998. — 70 с.
  14. С.И. Современные особенности управления социально-экономическим механизмом в рекреационной зоне // Наука Кубани. — 1997. № 2. — С. 23−27.
  15. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика / Под ред. B.C. Бильчака. Калининград: Янтар. сказ, 1998. — 316 с.
  16. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Москва. Ростов н/Д, 2000. — 448 с.
  17. О.В. Организационно-экономический механизм разработки хозяйственной стратегии корпораций в условиях российской экономики: Дис. канд. экон. наук 08.00.05 / Рос. экономич. акад. им. Г. В. Плеханова. М., 2000. — 187 с.
  18. Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. М., 1982. -160 с.
  19. A.M., Боков М. А., Угрюмов Е. С. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. Сочи: РИО СГУТиКД, 1999. — 95с.
  20. .Л., Ветитнев A.M., Яковенко Г. В. Экономика туристских и санаторно-курортных предприятий. Сочи: Южный филиал НИИ соц. гигиены им. Семашко, 1997.-210 с.
  21. В.И., Леонов В. А. Индустрия туризма: теоретические, методологические и практические аспекты: Науч. моногр. / Соч. гос. ун-т туризма и курорт. дела. В 2 т. Т. 1. Сочи, 1998. — 215 с.
  22. В.Н. Организационное проектирование хозяйственных комплексов. -М.: Экономика, 1987. 103 с.
  23. Я. Туризм в народном хозяйстве. М.: Прогресс, 1974. — 216 с.
  24. А. В., Мезенцев А. Г. Курортно-рекреационное хозяйство: Региональный аспект. М.: Наука, 1991. — 94 с.
  25. Глобальные прогнозы развития туризма до 2000 года и в последующий период. Мир в целом. Мадрид: ВТО, 1994. — 146 с.
  26. Градостроительные основы развития курортно-рекреационных районов СССР / В. Я. Городской, Т. Ф. Панченко, А. А. Мазуркевич и др. М.: Стройиздат, 1990.- 196 с.
  27. Г. С., Беликов М. Ю., Клименко Е. В. Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме. Краснодар: КубГУ, 1997. — 250 с.
  28. Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Издательство Ростовского университета, 1988. — 192 с.
  29. Г. М. Научный анализ и перспективы развития международного туризма до 2000 года. М.: РИПРИКТ, 1993. — 65 с.
  30. О.А. Коммерческая деятельность санаторно-курортных комплексов в условиях формирования рыночных отношений. Автореф. дис. канд. экон. наук 08.00.05 / МГУ. М., 1996 г. — 18 с.
  31. Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 1999. — 644 с.
  32. Г. А. Быков А.Т. Кветенадзе Л. А. Романова Г. М. Курортно-туристский комплекс как объект управления. СПб.: Издательство СПбГУЭиФ, 2000. -146 с.
  33. Г. А. Воловода А.В. Никифоров В. Н. Рохмалева О.В. Романова Г. М. Сфера туризма: структурное и бесструктурное управление. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2000. — 78 с.
  34. Г. А., Кузнецов Ю. А., Яковенко Г. В. Сфера туризма: этапы развития, экономика. М.: ФиС, 1997. — 476 с.
  35. В.Ф. Факторы развития и общественное значение туризма. М.: ЦСТЭ, ЦРИБ «Турист», 1983. — 88 с.
  36. B.C. Система управления качеством туристско-экскурсионного обслуживания. М.: ЦСТЭ, ЦРИБ «Турист», 1988. — 92 с.
  37. И.Ю., Нефедова В. Б. Методические аспекты исследования территориальной организации рекреации // Вестник Мгу. Сер. 6. География. — 1995. -№ 3.-С. 31−36.
  38. В.А. Туризм. М.: ФиС, 2000. — 320 с.
  39. В.А., Сенин B.C. Организация туристско-экскурсионного обслуживания. М.: ЦСТЭ, ЦРИБ «Турист», 1987. — 84 с.
  40. А.Т., Волкова J1.A. Маркетинг в туризме. — СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1996. 184 с.
  41. В.М. Туристская рента: Методические рекомендации. — М.: ФиС, 1998.-80 с.
  42. Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: ФиС, 2000. — 240 с.
  43. Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. — М.: Сов. Спорт, Рос. междунар. акад. туризма, 1998. 135 с.
  44. Концепции, определения и классификации для статистики туризма / ВТО, ООН: Рек. по стат. туризма. Мадрид, 1995. — 126 с.
  45. Концепция устойчивого планирования туризма // Бюл. турист, информ. — 1995. -№ 5- 1996.-№ 1,2.
  46. Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. М.: Мысль, 1978. — 238 с.
  47. В.М. Развитие курортов профсоюзов // Система управления курорт-но-рекреационным комплексом (тезисы пленарных докладов) / Под общ. ред. В. А. Леонова, М. И. Шестеркина, В. В. Журавлевой Сочи, 1987. — С. 17−22.
  48. Ю.В., Маленков Ю. А. Социально-экономические проблемы системного влияния туризма на общество и окружающую среду // Туристские фирмы. 2000. — № 22. — С. 71−78.
  49. К., Хьюз Дж., Хэйбиб Р. Туризм в экономике открытого типа // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 1994. № 2. — С. 62−70.
  50. М. Я., Щербина О. А. Оптимизация рекреационной деятельности. -М.: Экономика, 1986. 160 с.
  51. В.А. Методические проблемы экономико-статистического изучения туризма. Сочи: РИО СГУТиКД, 1998. — 20 с.
  52. Е.Л. Основные аспекты управления курортно-рекреационной деятельностью функционально-ориентированного региона в условиях рыночных реформ // Наука Кубани. 2000. — № 3. — с 33−37.
  53. Менеджмент туризма / Под ред. В. А. Квартальнова М.: РМАТ, 1996. — 295 с. 81 .Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. М.: ФиС, 2001. — 288 с.
  54. Методологические основы организации учета услуг туризма в условиях рыночной экономики: Науч.-методолог. отчет / В. И. Винокуров. Сочи: СГИК-ДиТ, 1994. — 156 с.
  55. Методология и анализ формирования рынка рекреационно-туристских услуг: Науч.-методолог. отчет/В. И. Винокуров, А. А. Татаринов, Д. В. Лега. Сочи: СГИКДиТ, 1995.-147 с.
  56. Н.С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. М., 1981. -207 с.
  57. В.А., Берлин С. И. Щепелев М.А. Социально-экономические перспективы развития Азово-Черноморского побережья Краснодарского края. // Наука Кубани. 1999. — № 7. — с 39−46.
  58. Национальное и региональное планирование туризма. Мадрид: ВТО, 1994.115 с.
  59. В.Б., Кашина И. Ю. Методические аспекты исследования территориальной организации рекерации // Вестник МГУ. Сер. 5. География. 1995. -№ 3.-С. 13−18.
  60. М.А. Крупные туристские центры. М.: Стройиздат, 1983. — 159 с.
  61. Основные показатели развития курортно-туристского комплекса Краснодарского Края в 1999—2002 гг. Статистические сборники. Краснодар: Краевой комитет государственной статистики.
  62. Основные экономические показатели города Сочи за 1996−1997 гг. Сочи: Сочинский городской отдел государственной статистики.
  63. Паспорт города Сочи. Краснодар: Краснодарский краевой комитет государственной статистики, 2001. — 52 с.
  64. И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания — Минск: «Университетское», 1985. 160 с.
  65. Р. Региональный менеджмент. Краснодар: «Сов. Кубань», 2000 — 384 с.
  66. Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития сферы туризма в России: Региональный аспект: Дис. д-ра экон. наук 08.00.05 / Рос. экономич. акад. им. Г. В. Плеханова. М., 1998. — 282 с.
  67. Предприятие отрасль — регион: Экономическая и научно-техническая информация / B.JI. Квинт, Б. М. Рудзицкий, З. К. Юзбеков. — М.: ФиС, 1987. — 175 с.
  68. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов / М. М. Амирханов, Н. С. Лукашина, А. П. Трунев и др. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997. — 207 с.
  69. Проект стандартной международной классификации видов деятельности в туризме (СМКДТ). -N.Y.: U.N., PROVISIONAL ST/ESA/STAT/SER.M/83, 1992.
  70. Размещение туристско-экскурсионных учреждений и организаций профсоюзов СССР / В. В. Дворниченко, Ю. С, Путрик, В. И. Романов, В. В. Свешников. М.: ЦСТЭ, ЦРИБ «Турист», 1988. — 96 с.
  71. Разработка концепции социально-экономического развития города-курорта Сочи и формирование бездефицитного бюджета. / Научный отчет. Руководитель Врем. науч. колл. ИЭ РАН д.э.н., проф. А. Г. Зельднер. Москва, ИЭ РАН, 1999.-271 с.
  72. .А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. — 784 с.
  73. Т.П. Организационно-экономический механизм интенсивного развития туризма в Российской Федерации: Дис. д-ра экон. наук 08.00.05. / МГУ -М., 1999.-368 с.
  74. Рыночные отношения в туризме: Зарубежный опыт / Авт.-сост. Г. М. Долматов. М.: РИПРИКТ, 1992. — 55 с.
  75. Санаторно-курортный комплекс города Сочи (1990−2000 гг.). Сочи: Сочинский городской отдел государственной статистики, 2001. — 22 с.
  76. В.Б. Туризм: Эволюция, структура, маркетинг. М.: «Ось-89», 1998.-160 с.
  77. А.А. Спрос на рекреационные услуги // Проблемы прогнозирования. -1994. -№ 2. -С. 44−56.
  78. B.C. Организация международного туризма. М.: ФиС, 1999. — 400 с.
  79. Г. Г. Социология рекреации: методологические и прикладные аспекты. Сочи: СНИЦ РАН, 1999. — 158 с.
  80. В.К. Курортно-туристский комплекс: маркетинг, перспективы развития, стратегия продвижения. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. — 120 с.
  81. С.А. Системы природопользования. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. -96 с.
  82. Социально-экономическое положение Сочи за 1996, 1997, 2000 гг. Сочи: Сочинский городской отдел государственной статистики.
  83. А.Г. Совершенствование хозяйственного механизма программноцелевых территориальных комплексов. JL: ЛГУ, 1988. — 143 с.
  84. Сфера услуг в Краснодарском крае 1995−2000. Статистический сборник. — Краснодар: Краснодарский краевой комитет государственной статистики, 2001.-36 с.
  85. Сфера услуг: новая концепция развития / В. М. Рутгайзер, Т. И. Корягина, Т. И. Арбузова и др. М.: Экономика, 1990. — 159 с.
  86. Л.В., Харенков А. Ф. О системе экономических интересов сферы рекреации // Сб. научных трудов Сочинск. гос. ун-та туризма и курорт, дела / Под ред. Г. В. Яковенко, В. А. Леонова. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2002. — с. 319−350.
  87. М.Х. Структурная перестройка хозяйственного комплекса и совершенствование предпринимательской среды в эколого-курортном регионе: Дис. канд. экон. наук 08.00.04 / РИНХ Ростов н/Д, 1998. — 141 с.
  88. Н.Л., Живицкий А. В. Проблемы формирования зон совместного предпринимательства туристического и курортно-рекреационного назначения // География и природные ресурсы. 1994. — № 1. — С. 156−161.
  89. А.А. Международный опыт оценки влияния туризма на экономику региона. Сочи, РИО СГУТиКД- СППО, 2000. — 30 с.
  90. А.А. Методология оценки и анализа экономики рекреационно-туристского региона. Сочи, РИО СГУТиКД- СППО, 1998. — 92 с. 12?. Теоретические основы рекреационной географии / Ред. B.C. Преображенский -М.: Наука, 1975.-260 с.
  91. А.В. Становление и развитие специализированного туризма: На примере Московской области: Дис. канд. экон. наук 08.00.05. / Рос. эконо-мич. акад. им. Г. В. Плеханова. М., 1999. — 172 с.
  92. Р.Б. Регулирование туристской деятельности в регионе: Дис. канд. экон. наук 08.00.05 / Рос. академия гос. службы при Президенте РФ. М., 1998.-194 с.
  93. Туризм в эпоху альянсов, слияний и приобретений. Мадрид: ВТО, 2002. -156 с.
  94. Устойчивое развитие туризма: Пособие для специалистов по местному планированию. Мадрид, ВТО, 1993. — 154 с.
  95. Характеристика социально-экономического развития города-курорта Сочи впериод с конца 19 века по 1999 год: Науч.-методолог, отчет / В. И. Винокуров, Тверитинов И. А. Сочи: СГУТиКД, 2000. — 305 с.
  96. Д.А. Планирование развития туризма в регионе: методологические аспекты // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. Вып. 2. — СПб, 1997.-С. 46−55.
  97. П.Г. География природных лечебных богатств СССР: (Курортологические аспекты). М.: Мысль, 1986. — 237 с.
  98. В.Н. Курортно-туристский комплекс Сочи: развитие в условиях рынка. М.: Институт экономики РАН, 2000. — 222 с.
  99. М. И., Модель города-курорта // Система управления курортно-рекреационным комплексом (тезисы пленарных докладов) / Под общ. ред.
  100. B.А. Леонова, М. И. Шестеркина, В. В. Журавлевой Сочи, 1987. — С. 22−31.
  101. Экономика и управление в сфере туризма / Под ред. Г. А. Карповой. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 100 с.
  102. Экономические проблемы развития рекреационных регионов / Амирханов М. М., Татаринов А. А., Трусов А.Д.- Под ред. Макарова В. Л. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997. — 142 с.
  103. Яковенко Г. В, Винокуров Б. Л. Методы исследования деятельности туристских и курортных организаций. Сочи: СГУТиКД, ЮФ НИИ им. Н. А. Семашко РАМН. — 36 с.
  104. Яковенко Г. В, Родзянко Н. Г, Меринов Ю. Н, Леонов В. А, Орлинский А. С. Проблемы оптимизации природно-хозяйственной системы территориально-рекреационного комплекса // Сб. науч. трудов СГУТиКД. Сочи. — 1995.1. C. 107−119.
  105. Ю.В. Совершенствование интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов как фактор повышения эффективности российских корпораций: Автореф. дис. д-ра экон. наук 08.00.05 / Гос. ун-т управления. М, 2001.-44 с.
  106. Archer В., Fletcher J. Tourism: its Economic Importance / Handbook of tourism. -L.: 1990.-P. 11−25.
  107. Archer B. Economic Impact Analysis. Annals of Tourism Research. L.: IBD Ltd., 1996.-560 p.
  108. Burns P., Holden A. Tourism: a new perspective. L., 1995. — 326 p.
  109. Fletcher J., Gilbert D. Tourism. Principles & Practice. G.B., McGraw-Hill Companies, 1993.-466 p.
  110. Freyer W. Tourismus. Einfiirung in die Fremdenverkehrekonomie. Mtinchen, 1995.-422 p.
  111. Globalisation and Tourism / Ed. P. Keller. St-Gall (Suisse), 1996. — 446 p.
  112. Krippendorf J. The Holiday Makers. Understanding the impact of ecisure & travel. Dissenhofen, 1986. — 386 p.
  113. Lickorich Т., Jefferson P. Marketing Tourism / 2nd Edition. Harlow, Longman Group UK Ltd., 1994. — 335 p.
  114. Opaschowski H. Der Fremdenverkehr in der oekonomischen Theorie. Opladen, 1991.-340 p.
  115. Tourism Market Trends (Europe: 1980−1993) / WTO Commission for Europe. Twenty-seventh meeting. Madrid, Spain, 19 April 1994. Madrid: WTO, 1994. -81 p.
  116. Tourism Market Trends (Europe: 1986—.1996) / WTO Commission for Europe. Thirty-first meeting. Salzburg, Austria, 9−10 April 1997. Madrid: WTO, 1997. -154 p.
  117. Tourism to the Year 2000 and Beyond (Qualitative Aspects). Madrid: WTO, 1994.-220 p.
  118. Tourism Trends Worldwide Series (World and Regional Monographs). Madrid: WTO, 1994.-324 p.
Заполнить форму текущей работой