Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегическое управление предпринимательской деятельности в туристско-рекреационной сфере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование мирового опыта стратегического управления российскими организациями, как правило, сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей. С одной стороны, методы и инструменты стратегического управления, доказавшие свою эффективность в ведущих странах мира, не в полной мере соответствуют российским реалиям ведения бизнеса и требуют колоссальной работы по адаптации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы стратегического управления предпринимательской деятельностью в туристско-рекреационной сфере
    • 1. 1. Становление и развитие современной концепции стратегического управления на предприятиях туристско-рекреационного комплекса
    • 1. 2. Предпринимательская деятельность как объект стратегического управления в туризме и рекреации
    • 1. ! '
      • 1. 3. Особенности развития предпринимательства в туристско-рекреационной сфере
      • 1. 4. Концепция стратегического управления предпринимательской деятельностью субъектов бизнеса в туристско-рекреационной сфере
  • Глава II. Методические подходы к проведению стратегического анализа предпринимательской деятельности- в туристско-рекреационном комплексе
    • 2. 1. Стратегический анализ предпринимательской среды в туристско-рекреационной отрасли
    • 2. 2. Анализ ключевых факторов успеха туристско-рекреационных фирм
    • 2. 3. Практика реализации государственных стратегий в сфере туризма в зарубежных странах
  • Глава III. Совершенствование системы стратегического управления на предприятиях туристско-рекреационного комплекса
    • 3. 1. Специфика стратегии управления предпринимательской деятельностью в туристско-рекреационной сфере
    • 3. 2. Разработка модели выбора стратегии в условиях неожиданных стратегических изменений предпринимательской среды бизнеса

Стратегическое управление предпринимательской деятельности в туристско-рекреационной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования: Туризм и рекреациякак один из самых высокодоходных межотраслевых. комплексов, во многих развитых странах играют значительную роль в формировании валового' внутреннего продукта, .создании дополнительных рабочих мест, активизации внешнеторгового баланса. По данным Всемирной' туристской организации :(ВШ (c))ш этой сфере занято свыше 250 млн. человек, т. е. каждый десятый работающий в ми-, ре. На нее приходится 7% общего объема инвестиций,. 11% мировыхпотребительских расходов- 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Следует учесть, что приведенные данные не. учитывают мультипликативного воздействиясферы туристско-рекреационныхуслуг, и характеризуют только прямой экономический эффект ее' функционирования. .

В условиях глобализации экономики, новых информационных технологий и высокойконкуренции предпринимательская" деятельность.- в турист-ско-рекреационной сфере требует от руководителейпоискановых форм и методов ¡-работы. Подобная деятельность должна опираться не только на инициативу и интуицию, предпринимателя, но и на достижения? современнойнауки, в-области теории-и практики управления. Это означает, что без применения эффективных систем, инструментов и методов управления, российским организациям будет все труднее обеспечивать жизнеспособность своего бизнеса. Одной из таких систем, созданной для работы в условиях всеобщего динамизма и непредсказуемости предпринимательской среды, является стратегическое управление.

Предпринимательские структуры функционирующие в туристско-рекреационной сфере должны не: только концентрировать свое внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегиюшо-ведения, которая позволяла бы успевать за изменениямипроисходящими* вих внешнем окружении. Стратегическоеуправление' позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позицийпочему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию.

Развитие предпринимательства в туристско-рекреационной сфере Республики Дагестан является на сегодняшний день важным элементом экономической составляющей региона. Приведенные в диссертационном^ исследовании тенденции, примеры и цифры говорят о том, что туризм в республике не просто сфера путешествий, отдыха и развлечений, но и серьезная’развивающаяся отрасль экономики региона.

В тоже времядлятуристско-рекреационной сферы республики характерны более высокий уровень риска и меньшая устойчивость на рынке: Недостатки в' управлении во многом связаны со слабой профессиональной компетентностью руководителейчто отражаетсяна недостаточно быстрой адаптации, к изменениямвнешней предпринимательской! среды" и др. Устранение этих недостатков' связано с повышением эффективности-: управленческих решенийчему способствует использование • инструментария: стратегического — менеджмента. В этой — связиизучение: проблемы формирования? комплексной системы управления? на основе использования методов и инструментария стратегического управления и создания* механизмов? саморазвития туристической организации приобретает особую значимость для/ теории и практики: Все это wпредопределяет актуальность, темы>исследовашш;

Степень разработанности проблемы. В научной литературе: проблемы применения стратегического управления в деятельности современных компаний, функционирующих в условиях изменчивой и неопределенной среды, нашлиf свое отражение в научных работах значительного числа отечественных и зарубежных экономистов в частности: Р. Акоффа, М. М. Алексеевой, И:. Ансофа, В-И. Винокурова, О. О. Виханского, А. П. Градова, П. Ф: Дру-кера, B.C. Ефремова, Б. Карлофа, У. Кинга, Д. Клиланда, В. И. Круглова, Ж-Ж. Ламбена, М. Мескена, А. Н. Портера, С. А. Попова, А.Дж. Отрикланда, A.A. Томпсона, P.A. Фатхутдинова и др.

Проблемам стратегического управлениям предпринимательской' деятельностью в сфере туризма посвящены работы В .И. Азара, М. М. Алексеева, М. Б. Биржакова, В. Г. Гуляева, М. А. Жукова, И: В. Зорина, В. А. Квартального, Н. К. Моисеевой, А. Д. Чудновского и др. Несмотря ша все многообразие подходов к раскрытию исследуемой в диссертации темы, анализ предпринимательского окруженияв-: туристско-рекреационной сферепрогнозирование, выработка стратегии развитиятуристских организаций' в, реальном масштабе времени, показал недостаточную степень. разработанности ее теоретической и методологической базы. Эти обстоятельства обусловили актуальность и обоснованность выбора темы диссертации, ее цели, задачи и структуру изложения.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических, положений! и практических рекомендаций по совершенствованию стратегического управления для-обеспечения эффективной деятельности субъектов предпринимательства в сфере туризма и рекреации.

13 соответствии с поставленной целью в процессе диссертационного исследования решались следующие задачи:

— систематизировать теоретические положения^ содержание,-методы^ и инструменты стратегического управления;

— выявить особенности* стратегического планированияи управления в туристско-рекреационной сфере;

— выполнить анализ туристско-рекреационного^ комплекса региона" как объекта стратегического управления, вскрыть его основные проблемы;

— провести анализ ключевых факторов успеха туристско-рекреационных фирм, функционирующих на территорииРеспублики Дагестан;

— проанализировать практику реализации государственных стратегий в сфере туризма и рекреации в зарубежных странах;

— исследовать специфику стратегии — управления предпринимательской деятельностью в туристско-рекреационнои сфере;

— разработать модель выбора стратегиив условиях неожиданных стратегических изменений внешней предпринимательской? среды с учетом стратегической позиции туристской организации.

Объектом исследования выступают предприятия туристско-рекреационнои сферы Республики Дагестан и Российской Федераций.

Предметом исследования являются экономические, организационные и управленческие отношения, возникающие в процессе развития предпринимательской деятельности в туристско-рекреационной сфере.

Теоретико-методической" основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, а также практических специалистов в области стратегического управления и планирования1 предпринимательской деятельностью-в туристско-рекреационной сфере в условиях неопределенности изменчивости деловой среды.

В< ходе работы применялись различные методы исследования: сравнения, аналогии, анализа и синтеза информации, экспертные оценки, дедукции и индукции, экономико-статистического и логического анализа, использовалось аналитическое и имитационное моделирование:

Информационная база? исследования представлена статистическими данными Территориального органа Федеральной' службы государственной статистики и Республики, Дагестан, нормативно-справочными материалами Правительства РФ и Республики Дагестан, информационно-аналитическими материалами Агентства по туризму Республики Дагестан, а также информацией, имеющейся в научной литературе, периодической печати в работах, посвященных проблемам стратегического управления бизнес структурами в туристско-рекреационной сфере.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в необходимости создания эффективной системы стратегического управления предпринимательской деятельностью в туристско-рекреационной сфере, адаптированной к современным тенденциям для его успешного развития. Ключевыми элементами данной системы должны стать: усиление стратегического планирования, разработка оптимальной (с точки зрения соответствия принятой стратегии) структуры управления туристской организации, разработка модели выбора стратегии в условиях неожиданных стратегических изменений предпринимательской среды туристского бизнеса, поиск дополнительных источников для финансирования перспективного развития туристских фирм.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических и методических положений, а также мер практического характера по совершенствованию стратегического управления на основе системного, комплексного подходов к решению проблемы, а также стратегий, обеспечивающих устойчивое развитие туристической организации. Основными, составляющими научную новизну и полученными лично автором являются следующие результаты:

— раскрыты сущность и содержание стратегического управления предпринимательскими структурами в туристско-рекреационной сфере, с позиции технологии управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды, высокой конкуренции;

— выявлены особенности предпринимательскойдеятельности в сфере туризма, связанные со сложностью взаимосвязей между ее составными элементами, повышенным влиянием со стороны клиентуры и комплексностью туристских услуг;

— на основе проведенного комплексного анализа ситуации в туристско-рекреационномкомплексе Республики Дагестан выявлены сильные и слабые стороны туристических фирм, функционирующих в регионе;

— предложены методические подходы к прогнозированию реализации" туристских услуг с привлечением статистических и эвристических методов, позволяющие туристическим фирмам Республики Дагестан расширять деятельность без дополнительных ресурсов;

— разработана многофакторная модель поведения потребителей туристских услуг, определяющая характер их поведенческих особенностей, направленная на повышение эффективности и хозяйственной деятельности туристических фирм;

— предложена функциональная организационная структура управления туристической фирмой, обеспечивающая, эффективный контроль над реализацией стратегии и высокое качество управления операциями в относительно стабильных сферах бизнеса;

— разработана модель выбора стратегии хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства в условиях неожиданных изменений внешней деловой среды, соответствующая принципам стратегическогоуправления в реальном масштабе времени.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные в нем теоретические и методические рекомендации и предложения могут быть использованы в. своей практической деятельности субъектами предпринимательства в туристско-рекреационной сфере. Предложенные в работе методики стратегического анализа отраслевой предпринимательской среды и процедуры прогнозирования позволят турфирмам получать реальную оценку его ресурсов и возможностей и могут служить средством формирования стратегии. Разработанная автором модель выбора стратегии является, универсальной и доступной для-применения? в любой туристской организации и позволит решать проблемы ее адаптации к неожиданным стратегическим изменениям, происходящим во внешней1 предпринимательскойсреде. Разработанный автором алгоритм принятия решенийпозволит определить с помощью оценочного^показателя необходимость использования предлагаемой модели выбора стратегии.

Апробация результатов исследования. Основные положения и промежуточные результаты диссертационного исследования обсуждались на научно-практических конференциях Института финансов и права, Дагестанского государственного технического университета и ИСЭИ ДНЦ РАН в 20 072 009 гг. Отдельные научные и практические предложения автора одобрены и включены в рекомендации, принятые на этих конференциях.

Предложенные в диссертации методические разработки доведены до стадии практического внедрения в работу Агентства по туризму Республики Дагестан, в учебный процесс при изучении курсов «Экономика туризма», «Менеджмент туризма», «Стратегический менеджмент».

Структура и объем диссертации

Работа состоит их введения, трех глав, заключения. Объем работы составляет 163 страницы, включая список использованной литературы, состоящий из 173 наименований. Работа содержит 32 рисунка и 13 таблиц.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненного исследования.

В первой главе диссертации излагаются теоретические аспекты стратегического управления предпринимательской деятельностью в туристско-рекреационной сфере. Определены этапы становления и развития современной концепции стратегического управления на предприятиях туристско-рекреационной сферы, исследованы особенности развития предпринимательства в данной сфере и предложена концепция стратегического управления предпринимательской деятельностью субъектов бизнеса в туризме.

Во второй главе освещены методические подходы, к проведению стратегического анализа предпринимательской деятельности в туристско-рекреационной сфере, в частности проведен стратегический анализ отраслевой предпринимательской среды по Республике Дагестан и комплексный анализ ключевых факторов успеха туристско-рекреационных фирм. Также в этой главе обобщен опыт реализации государственных стратегий в сфере туризма и рекреации в зарубежных странах.

В третьей главе даны практические рекомендации по совершенствованию стратегического управления предпринимательской деятельностью — в ту-ристско-рекреационной сфере, определена специфика стратегии управления туристско-рекреационных фирм и разработана модель выбора стратегии в условиях неожиданных стратегических изменений предпринимательской среды туристского бизнеса.

В заключении обобщены результаты исследования, имеющие теоретическое и практическое значение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование в рамках поставленной цели разработки теоретико-методических основ и конкретных практических рекомендаций по совершенствованию стратегического управления для обеспечения эффективной деятельности субъектов предпринимательства в сфере туризма и рекреации, позволило получить следующие результаты.

1. Особенности отрасли туризма, которая специализируется на оказании определенного комплекса услуг клиентам, вносят дополнительную сложность в сферу стратегического управления. На управление туристским предприятием влияет, прежде всего, неопределенность рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристские услуги, ужесточение конкуренции в туристическом бизнесе, нехватка финансовых ресурсов и др. В таких создавшихся условиях предпринимательские структуры в сфере туризма и рекреаций не могут обходиться только планированием и оперативным управлением. В современных условиях конкуренции необходимо четкое стратегическое управление, опирающееся на программу действий, направленных на достижение цели.

2. Использование мирового опыта стратегического управления российскими организациями, как правило, сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей. С одной стороны, методы и инструменты стратегического управления, доказавшие свою эффективность в ведущих странах мира, не в полной мере соответствуют российским реалиям ведения бизнеса и требуют колоссальной работы по адаптации. С другой стороны, любые нововведения в системе организации неизбежно встречают определенное внутреннее сопротивление. В итоге целесообразность практического внедрения самых эффективных технологий ведения бизнеса становится весьма сомнительной. В этой связи автор считает, что современная концепция стратегического управления применительно к российской реальности должна:

— исходить из постулата, что непрерывное развитие стратегий под воздействием внешних изменений и внутренних инновационных процессов является необходимым условием обеспечения эффективного руководства организаций;

— с позиции эффективной стратегии удовлетворять таким требованиям как: ментальная правильность, ситуационность, уникальность, будущая неопределенность, как стратегическая возможность, гибкая’адекватность.

3. В качестве объекта стратегического управления в диссертационной работе рассматривается предпринимательская деятельность в туристско-рекреационной сфере, которая имеет свои специфические особенности, заключающиеся: в большой глубине ее проникновения и сложности взаимосвязей между ее составными элементамикомплексности туристских услугв виде стоящих перед турфирмами трудно измеримых целейв сильном влиянии со стороны заинтересованной клиентурыв специфике туристского продукта.

4. Предпринимательство в туристско-рекреационной сфере, заключается в. специфичности товаров и услуг, проявляющихся, во всех фазах воспроизводственного процесса, в которых заложен стимул развития самых различных сфер и видов деятельности структуры регионального’хозяйства. В связи* с этим туристско-рекреационную отрасль можно считать обладающей в большей степени, чем другие, необходимым потенциалом для обеспечения увеличения регионального внутреннего продукта и достижения высоких темпов экономического роста. Стимулирование развития предпринимательских структур в сфере туризма и рекреации, как одних из специфических отраслей региональной экономики, в настоящее время перспективно, но при этом необходимо уточнить, что данная отрасль в Республике Дагестан мало реализована.

5. Проблемы экономически эффективного использования туристско-рекреационных ресурсов в народнохозяйственном комплексе Республики Дагестан обусловлены рядом причин, среди них главные:

— нерациональность организационных структур управления отрасли;

— отсутствие четко расписанных стандартов и нормативов экологогиче-ски вредных стоков и выбросов;

— отсутствие генеральной схемы комплексного использования и охраны всех видов рекреационных ресурсов страны и ее целевых регионов;

— сезонность использования, имеющихся мест в зонах отдыха. .

Проведенный анализ показал, что без эффективного вовлечения богатого туристско-рекреационного потенциалаДагестана в качестве регионального резерва экономического развития невозможно преодоление имеющихся социальных и экономических диспропорций.

Также необходимо учесть, что наличие богатейших запасов' рекреационных ресурсов позволят успешно создавать, основы для формирования? в республике:"рекреационношиндустрии", сделавотраслью' специализации народнохозяйственного комплекса РеспубликиДагестан:

Для этого необходимо провести следующие мероприятия: реорганизация структур управления туристско-рекреационной отрасли. То есть, объединения всех разрозненных туристско-рекреационных служб различных ведомств в руках единого Министерства. Это обеспечит централизованное эффективное маневрирование коечным фондом, позволит лучше-удовлетворить непрерывно меняющийся. спрос населения на различные виды услуг учреждений курортноголечения, отдыха, туризмаобеспечит оперативность при создании нужных видов туристско-рекреационньгх: учреждений.-. Усилится контроль за использованием рекреационных ресурсов в лице одного Министерства;

— провести комплексную экономическую оценку туристско-рекреационных ресурсов республики. То есть составления республиканского единого кадастра рекреационных ресурсов;

— привлекать высокодоходные торговые и зрелищные предприятия* с передачей имчасти территорий туристско-рекреационных хозяйств в аренду. 6. Стратегический анализ: отраслевого-предпринимательского окружения! туристских организаций, функционирующих в-Республике/Дагестанвыявил следующее:

— коэффициент концентрации туристских организаций, занимающихся курортно-санаторным лечением находится в диапазоне значений индекса.

Херфиндаля в пределах 1800 < НШ < 10 000. А полученный коэффициент вариации, равный 16,3%, свидетельствует о слабой вариации признака и, следовательно, о слабой однородности совокупности рассмотренных фирм по величине i-й доли объема оказанных санаторно-курортных услуг. Это значит, что рынок санаторно-курортных услуг характеризуется слабой концентрацией и конкуренцию в отрасли следует считать слабой.

— анализ конъюнктуры рынка показал, что потенциальными клиентами турфирм Республики Дагестан в ближайший период могут быть молодые люди до 30 лет, а также среднего возраста до 50 лет, проживающие в соседних регионах со средним и высоким уровнем дохода. Профессиональный состав потенциальных туристов — работники умственного труда: менеджеры, экономисты, преподаватели. При выборе тура мужчины в основном пользуются услугами Internet, женщины — сведениями от друзей и знакомых.,.

— анализ структурытуристского предложения позволил выделить основные направления, в которых высоко развита конкурентная среда.

— анализ потребителей выявил набор факторов, влияющих на важнейшую для разработки стратегии величину — потребительский спрос. Мотивация потребителя представлена как важнейший фактор принятия решения о путешествии.

7. Предложенная методика проведения стратегического анализа отраслевой предпринимательской среды туристской организации позволяет учитывать специфику туристского бизнеса, учитывать взаимосвязь и взаимозависимость производителей и потребителей туруслуг, лучше отвечать запросам потребителей. Предлагаемая методика может рассматриваться как эффективный механизм решения вопросов мониторинга внешней среды, позволяющей устранить проблемы, связанные с расхождением стратегических целей и текущей деятельности туристской организации.

8. Анализ практики реализации государственных стратегий развития туризма и рекреации в зарубежных странах показывает, что основными принципиальными подходами в организации туристско-рекреационной деятельности являются: признание важности и исключительно широкого характера воздействия туризма и рекреации на экономику страны в-целом и на экономическое развитие отдельных регионов;

— придание первостепенного значения^ развитию социального туризма, для предоставления возможностей к путешествиям лицам всех возрастов с низкими доходами;

— стимулирование всесезонного туризма, в целях выравнивания туристских прибытий и, соответственно, ослабления давления на инфраструктуру аэропорты, наземные транспортные коммуникации, средства размещения;

— усиление требований к обеспечению безопасности в связи с участившимися вылазками экстремистов различного толка;

— применение и использование новейших технологий, как средства повышения ¦¦" конкурентоспособности собственного туристского продукта и увеличения степени доступности, эффективности использования туристских ресурсов;

— тесная взаимосвязь мероприятий по развитию туризма и мер по защите экологии, культурного и исторического наследия;

— тесная взаимная увязка программ развития туризма с программами Расширения занятости и подготовки кадров, что необходимо для* правильного планирования рынка труда отдельных регионов.

Арсенал применяемых методов регулирования и стимулирования развития туриндустрии в различных странах однороден по своему характеру и включает экономические, правовые, социальные,. политико-административные, культурные, экологические способы воздействия. Однако конкретный инструментарий реализации этих методов, особенно на региональном уровне, колеблется и заметно различается по странам.

9. Механизм поддержки предпринимательства на туристско-рекреационных территориях должен проявляться: • :

— в последовательной, учитывающей институциональные: особенности региона, эволюции форм и приоритетов государственного стимулирования предпринимательства, возрастании значения экономических мер и стимулов, перехода от поддержки собственно крупных предприятий к формированию благоприятной для предпринимательских структур рыночной среды с особым акцентом на создание условий для реализации потенциала предпринимательства в регионоформирующем его сегменте;

— в усилении развития предпринимательских структур на основе самоорганизационных начал, формирования ими различного рода территориаль-но-ассоциированных объединений в целях лоббирования собственных интересов, проведения координальной маркетинговой политики и др.;

— в приоритетном, предопределяемом спецификой особого эколого-курортного региона, позиционировании в рамках организационно-экономического механизма функционирования предпринимательства уполномоченных федеральных органов государственной власти, а также крупных корпоративных бизнес-структур общероссийского и транснационального масштаба;

— в. необходимости системной взаимоувязки подходов и мер в сфере развития предпринимательских структур с формированием действенного, учитывающего-эколого-экономические реалии и приоритеты, механизма регионального использования’и охраны природно-экологического потенциала, экологизации региональной экономики.

10. Разработана модель выбора стратегии в условиях неожиданных стратегических изменений внешней среды бизнеса с учетом стратегической позиции туристкой организации. К основным достоинствам разработанной модели можно отнести следующее: модель может применяться как крупными, так и средними и малыми турфирмами, функционирующими в Республике Дагестанкаждый руководитель турфирмы сможет самостоятельно варьировать набором неожиданных стратегических изменений и приводить свою классификацию с учетом задач анализа располагаемых ресурсов, информации и временив модель введена шкала чувствительности влияния неожиданных стратегических изменений на деятельность организации (положительное, отрицательное, нейтральное) — в модели используются алгоритм принятия решений, который позволяет определить с помощью оценочного пока.

150 зателя необходимость использования предлагаемой модели выбора стратегии.

Поскольку предпринимательская деятельность в сфере туризма и рекреации находится в сильной зависимости от действия факторов внешней деловой среды, применение данной модели является одним из реальных способов адаптации турфирм к ее быстро меняющимся условиям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс РФ.
  2. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-Ф3 от 24 ноября 1996.
  3. Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сентября 1997.
  4. Закон РФ «Об особенностях туристской деятельности в сфере организации клубного отдыха» от 24 июня 1999.
  5. Закон РД «О туристской деятельности в Республике Дагестан».
  6. Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса: Сборник нормативно-правовых документов > / Под ред. Акишина В. Н. и др. -М: Финстатинформ, 2006.
  7. Постановление Правительства РФ «Об упорядочении использования федеральной собственности в сфере туризма» № 426 от 27 апреля 1995.
  8. Постановление Правительства РФ от 02 февраля 1996 г. № 1284 Об утверждении Федеральной целевой Программы «Развития курортов федерального значения».
  9. Постановление Правительства РФ от 08 августа 2001. № 581 «О федеральной целевой программе «Юг России».
  10. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации- утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177 // Российская газета. 1996. 21 марта.
  11. Федеральная целевая программа «Юг России», утверждена Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2001. № 581.
  12. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2004. http: // WWW.Welrus.ru.
  13. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации // Туринфо 2007. № 1.
  14. Концепция развития туризма в Республике Дагестан. Махачкала: 2004 г.
  15. Программа развития туризма в Республике Дагестан на период 20 032 010. Махачкала: 2003.
  16. A.A. Стратегическое управление коммуникативной политикой продвижения туристических услуг. Авт.дис.на. соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Ростов н/Д. 2004.
  17. В.И. Экономика и организация туризма. —М: профиздат — 1993.
  18. В.И. Очевидные проблемы туризма в России // Труды Академии Туризма. Вып. 3 СПб., 2000. С. 22−23.
  19. В.И. Структурная перестройка туристского рынка // Туризм. -2002. № 6.
  20. В.И. Турфирмы смотрят в зеркало // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2006. № 7.
  21. А.Ю. Международный туризм. —М: Аспект-Пресс. — 2002. 470с.
  22. А.Ю. География мировой индустрии туризма. -М: Изд-во МГУ. 1998.
  23. М.М. Планирование деятельности- фирмы. Учебно-методическое пособие. -М: Финансы и статистика. — 2001. 248с.
  24. А.И. Стратегия и реальности регионального развития. -М: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. — 400с.
  25. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Изд. «Питер». — 1999.416с.
  26. И. Стратегическое управление. -М: Экономика. — 1989.
  27. Ассоциация содействия туристским технологиям // Турбизнес. -2007г. № 3.
  28. М.М., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. Учебник. -М: Финансы и статистика. 2002 г.
  29. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма. -М: Финансы и статистика. 2003.
  30. И.Т. Цена как рычаг финансового механизма // Туристские фирмы. СПб. 2007. Вып.17. — С. 94−100.31 .Белянова Е. Поведение и мотивация российских предприятий. Научные доклады Московского центра Карнеги. Выпуск второй. —М: 1995.
  31. М.Б. Введение в туризме. -М: «Герда». 2003.33-Богданов Е.И. и др. Экономика туризма: теория и практика. Учебное пособие т.1. -СПб: Омега. 1998.
  32. Д. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи крупнейших предпринимателей. —М: Олимп-бизнес. — 2002. 416с.
  33. P.A. основы управления в индустрии гостеприимства. -М: аспект-пресс. 2006. 382с.
  34. A.B. Предпринимательство. Основной курс. Учебник. -М: Финансы и статистика. 2004. 640с.
  35. А.Т. и др. Курортно-туристический комплекс как объект управления. -СПб: Изд. СПб ГУЭФ. 2006. 146с.
  36. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. -М: Центр экономики и маркетинга. 1996. 160с.
  37. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. -М: Изд.МГУ. 1995. 416с.
  38. Ф.Ю. Технологии гостиничного обслуживания.- Ростов н/Д: Феникс.-2003. 384с.
  39. Ф.Ю. Экономика гостиничного бизнеса. — Ростов н/Д: Феникс. -2003.384с.
  40. Вспомогательный счет в туризме (ВСТ). Рекомендации по методологической структуре. — ВТО. Мадрид. 2001.
  41. А. Хотите стратегию? Сначала сделайте анализ // Туризм. -2004. № 3/3 с. 35.
  42. И.Н. Туризм в России: концептуальные основы стратегических направлений, развития / Под ред. Б. С. Мовчана. -СПб: Изд. СПб ГИСЭ. — 2006. 171с.
  43. Н.И. Социально-экономические проблемы развития туризма и туристического бизнеса в Российской Федерации. СПб: Изд. СПб ГИСЭ. — 2005. 55с.
  44. Глобальный этический кодекс туризма. ВТО. -Мадрид: 2001.49:Государственные органы управления туризмом зарубежных стран. -М: ОН-ЛАЙН. 2007.
  45. Г’уляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. -М: Финансы и статистика. — 2003. 304с.
  46. .Г. Организация туристской деятельности. — М: Нелидж. — 2006:
  47. .Г. Практика туристского бизнеса. —М: РУН,. 1996.
  48. А.Е. Развитие иностранного туризма в РФ // Предпринимательское право.-2003. № 4 с. 21.
  49. П.Ф. Задачи менеджмент в XXI веке. Учеб!.пособие. -М: 2001. 272с.. ¦ • '
  50. Друкер Г1.Ф. Эффективное управление. —М: Фаир-Пресс. 20 031 288с.
  51. П.Ф. Практика менеджмента. -М: Вильяме. 2003. 398с. .
  52. Ю.С. Организационная, структура управления регионом в новых условиях хозяйствования: —М: АОМ. — 1999. 189с.
  53. А.П., Копанев A.C., Маркетинг в туризме. Учебное пособие / Под ред. ЗМ.Горбылевой. -Минск: Экономэкспресс. 1998. 400с.
  54. A.C. Организационно-экономические основы управления развития рынка санаторно-оздоровительных услуг. Дисс. на соиск. уч. степ.канд.экон.наук.— Кисловодск: КИЭП. 2002.
  55. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования.
  56. Учебное пособие:-М: Изд.Финпресс.-1998- 192с., .
  57. Г. Ефремов B.C. Стратегическое планирование в бизнесгсистемах. -М: Изд.Финпресс. 2001. 240с.
  58. Учебное пособие. —М: «Маркетинг». — 1998. 195с. бб. Замятин А. Г. Проблемы законодательства в сфере реализации санаторно-курортного продукта // Курортные ведомости. 2005 г. № 5 с.6−7. 67. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Толковый словарь туристских терминов.
  59. М.Ф. Место и роль туристского комплекса в современной экономике. Авт.дисс.на соиск.учен.степени канд.экон.наук. СПб: 1994. 27с.
  60. Н. Проблемы и тенденции Российского экспорта туристических услуг // Внешняя торговля. — 1994. № 6.
  61. E.H. Туроперейтинг. Организация деятельности: Учебник. -М: Финансы и статистика. — 2000 г. 256с.
  62. Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. Учебное пособие. -М: НОУ «Луч». 1996.
  63. Н.И. Менеджмент туризма. -М: БЭГУ. 1999. 644с.
  64. С. Россия на мировом рынке туризма // Экономика и жизнь. -2005. № 4.
  65. В.Д. Экономическая теория. —М: 1998. 320с.
  66. З.М. Формирование маркетинговой концепции управления туристско-рекреационным комплексом. -Махачкала: Изд. ДНЦ РАН: — 2005. 120с.
  67. З.М., Бескаев Ю. Ю. Формирование механизма управления развитием регионального туристско-рекреационного комплекса. — Махачкала: Изд. ДНЦ РАН. 2005. 140с.
  68. Г. А. Экономика современного туризма. -СПб: Изд. СПб ун-та. 1998.
  69. B.C. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка // Российский журнал менеджмента. 2003. № 1 с.7−30.
  70. В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. —М: Финансы и статистика. — 1999. 496с.
  71. В.А. Теория и практика-туризма. -М: Финансы-и статистика. 2003. 672с.
  72. В.А., Романов A.A. Международный туризм: «политика развития. Учебное пособие. -М: Сов.спорт. 1998.
  73. В.А. Современные концепции социального туризма: новые цели и структурные сдвиги. -М: Наука. 1993.
  74. В.А. Туризм, экскурсии, обмены. Современная практика. -М: Наука. 1993.
  75. JI.A. Курортно-туристский комплекс как объект управления. Дисс. на соиск.учен.степени канд.экон.наук. -СПб: 2000.
  76. A.A. Стратегическое региональное управление рекреацион-но-туристским комплексом. Дисс. на соиск.учен.степени канд. экон. наук.-СПб: 2005.209с.
  77. В.М. Туристская рента. Учебное пособие. -М: Финансы и статистика. — 2006. 112с.
  78. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. Учебник. -М: ЮНИТИ. 1998. 787с.
  79. E.JI. Рекреационно-туристский комплекс региона: теория и практика реформирования. Екатеринбург: УРО РАН. — 2001.
  80. A.A. История международного и отечественного туризма. — М: ВМТГ, НОУ «Луч». 1999.
  81. Ю.В. Развитие туризма на современном этапе и задачи академии туризма // Труды академии туризма. Вып.З. -СПб: НевФ. 2003.
  82. Р., Оллье Р. Туристский маркетинг: В сб."Академия рынка — маркетинг». -М: Экономика. 1993. с.282−283.
  83. Лицензирование // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2006 г. № 5.
  84. А.Н. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. —М: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. 375с.
  85. В.И. Управление по вопросам путешествий и туризма США' // Российский туристический бюллетень. — 2005. № 3.
  86. Маринин1 М.И. О проблемах российского туризма // Экономика и жизнь. 2004. № 31 с. 42.
  87. М.И. Международный туризм: учтен ли фактор безопасности // Экономика и жизнь. — 2005. № 42.
  88. М.И. Лицензирование в туристской деятельности: проблемы и перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 1998. № 1 с. 5.
  89. Маркетинг: Словарь / Под ред.Г. Л. Азоева, П. С. Завьялова, Л. Ш. Лозовского и др. -М: ОАО НПО «Экономика». 2000. 362с.
  90. А. Мотивация и личность. -СПб: Изд."Питер». — 2002.352с.
  91. Материалы международной научно-практической' конференции «Рекреационная деятельность — приоритетное направление государственной социально-экономической политики Кабардино-Балкарской Республики». -Нальчик: 2007.
  92. Материалы Агентства по туризму Администрации Астраханской области. -Астрахань: 2007.
  93. Менеджмент туризма. Туризм как объект управления / Под ред. В. А. Квартального. -М: Финансы и статистика. 2002. 302с.
  94. Менеджмент туризма. Основы менеджмента / Под ред. В. А. Квартального. -М: Финансы и статистика. 2003. 352с.
  95. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. Учебник. -М: Финансы и статистика. — 2003. 288с.
  96. Менеджмент туризма. Экономика туризма. Учебник. -М: Финансы и статистика. — 2001. 320с.
  97. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. основы менеджмента. —М: Дело. 1993. 702с.
  98. Методические пособия по автоматизации маркетинговых исследований / Составители: Варламов М. В., Митченко И. А., Ростовцева Н. Ф. -Астрахань: 2004. 188с.
  99. Мировой туризм в 2006 году. http: // WWW.Welrus.ru Hour r/stat.
  100. H.K. Стратегия управления туристской сферой. -М: Финансы и статистика. 2000.
  101. М.А. Маркетинговые исследования рынка российского туризма // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 5.
  102. К. Не убивайте туризм // Кавказская здравница. -2003. 05 ноября с.З.
  103. Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма / Под ред. Лесника A. JL, Мацицкого И. П., Чернышева A.B. -М: 1998 г.
  104. В.В., Ирисова Т. Национальное и региональное планирование туризма. -Мадрид: ВТО. 2006. 115с.
  105. В., Ракитский Б. Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования // Вопросы экономики. 1995. № 9.
  106. В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления. -СПб: Изд. СПб ГУЭФ. 2000. 176с.
  107. Х.Х. Организационно-экономические аспекты совершенствования управления туризмом на современном этапе рыночных преобразований. —Махачкала: 2001.
  108. Обучение обучающихся в области туризма. ВТО. -Мадрид: 2006.
  109. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. -М: Азбуковник. — 1999.
  110. Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса. Нормативно-правовые документы. М: 2006.
  111. Организация и управление гостиничным бизнесом / Под ред. Лесника А., Мацицкого И., Чернышева А. —М: 2000.124. основы туристской деятельности. Учебник / Под ред. Г. И. Зорина, Е. Н. Ильина, Е. В. Могиняги. -М: Сов.Спорт. 2000.
  112. Основы управления предприятиями и организациями индустрии гостеприимства США. —М: Высшая школа по туризму и гостиничному хозяйству. 2004.
  113. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В. М. Власовой. -М: 1994. 207с.
  114. Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. —М: Финансы и статистика. 1999. 208с.
  115. Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестораны. -М: ОАО «Экономика». 2000. 207с.
  116. A.B. Система государственного управления. -М: ЮНИТИ-ДАНА. 2000. 399с.
  117. A.B. Организационно-экономические основы управления развитием туристского рынка в РФ. Дисс. на соиск.учен.степени канд. экон. наук. М: 2005. 209с.
  118. Р.Ю. Маркетинг, реклама и информация в туризме. -М: Диалог-МГУ. 1997.
  119. М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. -М: Альпина Бизн.Букс. 2005. 454с.
  120. Проблемы устойчивого развития* регионов рекреационной специализации. Материалы конференции. -Сочи: 2007.
  121. Л.Ю. Туризм как экономический приоритет. -М: Новый век.-2003. 218с.
  122. Е.П., Честникова В. А. Международный туристический бизнес. —М: Экспертное бюро. — 1997. 176с.
  123. М. Российский туризм // Турбизнес. — 2006. № 1 -5.
  124. Регионы России 2006. Стат.сб./ Госкомстат. -М: 2007.
  125. Региональные проблемы переходной экономики. Вопросы теории и практики / Под ред.В. Г. Алиева. -М: ЗАО «Экономика». 2002. 646с.
  126. Российский туристический бюллетень. Туризм: информация, статистика- анализ. -2007. № 5.
  127. Рыбальченко И.1 т др. Практические методы разработки и анализ товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации. -Харьков: Консалтинг-центр ЭРКОН: 2006.
  128. В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. -М: Ось-89.-1998. с. 160.
  129. В. Турагенты и туроператоры: соперники или партнеры // Туризм. -1998. № 3.
  130. B.C. Организация международного туризма. Учебник. -М: Финансы и статистика. -2000.
  131. Г. Э. Социальная экономика. Учебник. -М: Изд. «Дело и сервис». 200 г.
  132. Структура мирового туристского рынка // Вестник PATA. 2006. № 10.
  133. Современный экономический словарь / Под ред. Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского, Е. Б. Стародубцевой. -М: ИНФРА-М. 2005. 478с.
  134. .Л., Толстова Л. А. Менеджмент гостеприимства. Справочник. -М: РМАТ. 1997. 108с.
  135. A.A. Методология оценки и анализа экономики рек-реационно-туристского региона. -Сочи: СГУТиКД. — 2006. 92с.
  136. Туристские фирмы и гостиницы: нормативное регулирование деятельности. -М: Современная экономика и право. 2007. 310с.
  137. Управление региональным экономическим развитием Юга России: информационно-методические материалы. -Ростов н/Д: 2006 г.
  138. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление. -М: ИКФ ЭКМОС. 2002. 320с.
  139. P.A. Стратегический менеджмент. Учебник. —М: Дело.-2001. 448с.
  140. P.A. Управленческие решения. Учебник. -М: Инфра-М.- 2003. 314с.
  141. Г., Прохлад К. Конкуренция за будущее. Создание рынка завтрашнего дня. -М: ЗАО «Олимп-Бизнес». — 2002. 288с.
  142. П. Экономический образ мышления. -М: 1992.
  143. Ю.М. Туристический бизнес. Практ.пособие. —М: Мир книги. — 1997.
  144. М.Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. —М: Перспектива. 1999. 267с.
  145. Что ждет санаторно-курортный комплекс страны? // Турбизнес. — 2006. № 5 с.38−39.
  146. А.Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма. -М: Финансы и статистика. 2002. 288с.
  147. Г. Ф. История туризма. -Минск: ИП «Экоперспектива». 1999.
  148. Д. Искусство мыслить масштабно. —М: Изд.Попурри. — 2003. 304с.
  149. Экономическая эффективность туризма. -Астрахань: 2004 г. 22с.
  150. Экономика современного туризма / Под ред. Карповой Г. А. -М: Гер да. 1998.
  151. Г. А. Экономика и статистика туризма. Учебное пособие. -М: Изд.РДЛ. 2002. 240с.
  152. Allcock A., Jones B., Lane S., Grant J. National ecotourism strategy. Commonwealth of Australia. Canberra. 1994.
  153. Drucker P.F. The Post-Capital Society. New York: Harper Collins. 2002.
  154. Scholz, Joachim. German National Tourist Board. WTO Seminar on Destination Marketing. Moscow, Russian Federation. 2004.
  155. Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading (Mass). 1995.
  156. Brandenburger A.M., Nalebuff B.M. Co-opetition. N.Y.: Doubleday. 1996.
  157. Walters S.R. Travel Industry World Yearbook. The Big Picture. 1985 p.26.
  158. Guy Michaud, Alain Kimmel. Le nouveau guide France. P: «Hachelt», 1999 352p.
  159. Turismo y politica turistica en Espana: una aproximacion // Madrid. 2006 109p.
  160. Higgins J.M. Organizational Policyand Strategic Manegement: Textand Cases. 2 nded. Chicago. The Drydent Press. 1993.
Заполнить форму текущей работой