Стратегическое управление предпринимательской деятельности в туристско-рекреационной сфере
Использование мирового опыта стратегического управления российскими организациями, как правило, сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей. С одной стороны, методы и инструменты стратегического управления, доказавшие свою эффективность в ведущих странах мира, не в полной мере соответствуют российским реалиям ведения бизнеса и требуют колоссальной работы по адаптации… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы стратегического управления предпринимательской деятельностью в туристско-рекреационной сфере
- 1. 1. Становление и развитие современной концепции стратегического управления на предприятиях туристско-рекреационного комплекса
- 1. 2. Предпринимательская деятельность как объект стратегического управления в туризме и рекреации
- 1. ! '
- 1. 3. Особенности развития предпринимательства в туристско-рекреационной сфере
- 1. 4. Концепция стратегического управления предпринимательской деятельностью субъектов бизнеса в туристско-рекреационной сфере
- 2. 1. Стратегический анализ предпринимательской среды в туристско-рекреационной отрасли
- 2. 2. Анализ ключевых факторов успеха туристско-рекреационных фирм
- 2. 3. Практика реализации государственных стратегий в сфере туризма в зарубежных странах
- 3. 1. Специфика стратегии управления предпринимательской деятельностью в туристско-рекреационной сфере
- 3. 2. Разработка модели выбора стратегии в условиях неожиданных стратегических изменений предпринимательской среды бизнеса
Стратегическое управление предпринимательской деятельности в туристско-рекреационной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования: Туризм и рекреациякак один из самых высокодоходных межотраслевых. комплексов, во многих развитых странах играют значительную роль в формировании валового' внутреннего продукта, .создании дополнительных рабочих мест, активизации внешнеторгового баланса. По данным Всемирной' туристской организации :(ВШ (c))ш этой сфере занято свыше 250 млн. человек, т. е. каждый десятый работающий в ми-, ре. На нее приходится 7% общего объема инвестиций,. 11% мировыхпотребительских расходов- 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Следует учесть, что приведенные данные не. учитывают мультипликативного воздействиясферы туристско-рекреационныхуслуг, и характеризуют только прямой экономический эффект ее' функционирования. .
В условиях глобализации экономики, новых информационных технологий и высокойконкуренции предпринимательская" деятельность.- в турист-ско-рекреационной сфере требует от руководителейпоискановых форм и методов ¡-работы. Подобная деятельность должна опираться не только на инициативу и интуицию, предпринимателя, но и на достижения? современнойнауки, в-области теории-и практики управления. Это означает, что без применения эффективных систем, инструментов и методов управления, российским организациям будет все труднее обеспечивать жизнеспособность своего бизнеса. Одной из таких систем, созданной для работы в условиях всеобщего динамизма и непредсказуемости предпринимательской среды, является стратегическое управление.
Предпринимательские структуры функционирующие в туристско-рекреационной сфере должны не: только концентрировать свое внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегиюшо-ведения, которая позволяла бы успевать за изменениямипроисходящими* вих внешнем окружении. Стратегическоеуправление' позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позицийпочему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию.
Развитие предпринимательства в туристско-рекреационной сфере Республики Дагестан является на сегодняшний день важным элементом экономической составляющей региона. Приведенные в диссертационном^ исследовании тенденции, примеры и цифры говорят о том, что туризм в республике не просто сфера путешествий, отдыха и развлечений, но и серьезная’развивающаяся отрасль экономики региона.
В тоже времядлятуристско-рекреационной сферы республики характерны более высокий уровень риска и меньшая устойчивость на рынке: Недостатки в' управлении во многом связаны со слабой профессиональной компетентностью руководителейчто отражаетсяна недостаточно быстрой адаптации, к изменениямвнешней предпринимательской! среды" и др. Устранение этих недостатков' связано с повышением эффективности-: управленческих решенийчему способствует использование • инструментария: стратегического — менеджмента. В этой — связиизучение: проблемы формирования? комплексной системы управления? на основе использования методов и инструментария стратегического управления и создания* механизмов? саморазвития туристической организации приобретает особую значимость для/ теории и практики: Все это wпредопределяет актуальность, темы>исследовашш;
Степень разработанности проблемы. В научной литературе: проблемы применения стратегического управления в деятельности современных компаний, функционирующих в условиях изменчивой и неопределенной среды, нашлиf свое отражение в научных работах значительного числа отечественных и зарубежных экономистов в частности: Р. Акоффа, М. М. Алексеевой, И:. Ансофа, В-И. Винокурова, О. О. Виханского, А. П. Градова, П. Ф: Дру-кера, B.C. Ефремова, Б. Карлофа, У. Кинга, Д. Клиланда, В. И. Круглова, Ж-Ж. Ламбена, М. Мескена, А. Н. Портера, С. А. Попова, А.Дж. Отрикланда, A.A. Томпсона, P.A. Фатхутдинова и др.
Проблемам стратегического управлениям предпринимательской' деятельностью в сфере туризма посвящены работы В .И. Азара, М. М. Алексеева, М. Б. Биржакова, В. Г. Гуляева, М. А. Жукова, И: В. Зорина, В. А. Квартального, Н. К. Моисеевой, А. Д. Чудновского и др. Несмотря ша все многообразие подходов к раскрытию исследуемой в диссертации темы, анализ предпринимательского окруженияв-: туристско-рекреационной сферепрогнозирование, выработка стратегии развитиятуристских организаций' в, реальном масштабе времени, показал недостаточную степень. разработанности ее теоретической и методологической базы. Эти обстоятельства обусловили актуальность и обоснованность выбора темы диссертации, ее цели, задачи и структуру изложения.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических, положений! и практических рекомендаций по совершенствованию стратегического управления для-обеспечения эффективной деятельности субъектов предпринимательства в сфере туризма и рекреации.
13 соответствии с поставленной целью в процессе диссертационного исследования решались следующие задачи:
— систематизировать теоретические положения^ содержание,-методы^ и инструменты стратегического управления;
— выявить особенности* стратегического планированияи управления в туристско-рекреационной сфере;
— выполнить анализ туристско-рекреационного^ комплекса региона" как объекта стратегического управления, вскрыть его основные проблемы;
— провести анализ ключевых факторов успеха туристско-рекреационных фирм, функционирующих на территорииРеспублики Дагестан;
— проанализировать практику реализации государственных стратегий в сфере туризма и рекреации в зарубежных странах;
— исследовать специфику стратегии — управления предпринимательской деятельностью в туристско-рекреационнои сфере;
— разработать модель выбора стратегиив условиях неожиданных стратегических изменений внешней предпринимательской? среды с учетом стратегической позиции туристской организации.
Объектом исследования выступают предприятия туристско-рекреационнои сферы Республики Дагестан и Российской Федераций.
Предметом исследования являются экономические, организационные и управленческие отношения, возникающие в процессе развития предпринимательской деятельности в туристско-рекреационной сфере.
Теоретико-методической" основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, а также практических специалистов в области стратегического управления и планирования1 предпринимательской деятельностью-в туристско-рекреационной сфере в условиях неопределенности изменчивости деловой среды.
В< ходе работы применялись различные методы исследования: сравнения, аналогии, анализа и синтеза информации, экспертные оценки, дедукции и индукции, экономико-статистического и логического анализа, использовалось аналитическое и имитационное моделирование:
Информационная база? исследования представлена статистическими данными Территориального органа Федеральной' службы государственной статистики и Республики, Дагестан, нормативно-справочными материалами Правительства РФ и Республики Дагестан, информационно-аналитическими материалами Агентства по туризму Республики Дагестан, а также информацией, имеющейся в научной литературе, периодической печати в работах, посвященных проблемам стратегического управления бизнес структурами в туристско-рекреационной сфере.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в необходимости создания эффективной системы стратегического управления предпринимательской деятельностью в туристско-рекреационной сфере, адаптированной к современным тенденциям для его успешного развития. Ключевыми элементами данной системы должны стать: усиление стратегического планирования, разработка оптимальной (с точки зрения соответствия принятой стратегии) структуры управления туристской организации, разработка модели выбора стратегии в условиях неожиданных стратегических изменений предпринимательской среды туристского бизнеса, поиск дополнительных источников для финансирования перспективного развития туристских фирм.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических и методических положений, а также мер практического характера по совершенствованию стратегического управления на основе системного, комплексного подходов к решению проблемы, а также стратегий, обеспечивающих устойчивое развитие туристической организации. Основными, составляющими научную новизну и полученными лично автором являются следующие результаты:
— раскрыты сущность и содержание стратегического управления предпринимательскими структурами в туристско-рекреационной сфере, с позиции технологии управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды, высокой конкуренции;
— выявлены особенности предпринимательскойдеятельности в сфере туризма, связанные со сложностью взаимосвязей между ее составными элементами, повышенным влиянием со стороны клиентуры и комплексностью туристских услуг;
— на основе проведенного комплексного анализа ситуации в туристско-рекреационномкомплексе Республики Дагестан выявлены сильные и слабые стороны туристических фирм, функционирующих в регионе;
— предложены методические подходы к прогнозированию реализации" туристских услуг с привлечением статистических и эвристических методов, позволяющие туристическим фирмам Республики Дагестан расширять деятельность без дополнительных ресурсов;
— разработана многофакторная модель поведения потребителей туристских услуг, определяющая характер их поведенческих особенностей, направленная на повышение эффективности и хозяйственной деятельности туристических фирм;
— предложена функциональная организационная структура управления туристической фирмой, обеспечивающая, эффективный контроль над реализацией стратегии и высокое качество управления операциями в относительно стабильных сферах бизнеса;
— разработана модель выбора стратегии хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства в условиях неожиданных изменений внешней деловой среды, соответствующая принципам стратегическогоуправления в реальном масштабе времени.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные в нем теоретические и методические рекомендации и предложения могут быть использованы в. своей практической деятельности субъектами предпринимательства в туристско-рекреационной сфере. Предложенные в работе методики стратегического анализа отраслевой предпринимательской среды и процедуры прогнозирования позволят турфирмам получать реальную оценку его ресурсов и возможностей и могут служить средством формирования стратегии. Разработанная автором модель выбора стратегии является, универсальной и доступной для-применения? в любой туристской организации и позволит решать проблемы ее адаптации к неожиданным стратегическим изменениям, происходящим во внешней1 предпринимательскойсреде. Разработанный автором алгоритм принятия решенийпозволит определить с помощью оценочного^показателя необходимость использования предлагаемой модели выбора стратегии.
Апробация результатов исследования. Основные положения и промежуточные результаты диссертационного исследования обсуждались на научно-практических конференциях Института финансов и права, Дагестанского государственного технического университета и ИСЭИ ДНЦ РАН в 20 072 009 гг. Отдельные научные и практические предложения автора одобрены и включены в рекомендации, принятые на этих конференциях.
Предложенные в диссертации методические разработки доведены до стадии практического внедрения в работу Агентства по туризму Республики Дагестан, в учебный процесс при изучении курсов «Экономика туризма», «Менеджмент туризма», «Стратегический менеджмент».
Структура и объем диссертации
Работа состоит их введения, трех глав, заключения. Объем работы составляет 163 страницы, включая список использованной литературы, состоящий из 173 наименований. Работа содержит 32 рисунка и 13 таблиц.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненного исследования.
В первой главе диссертации излагаются теоретические аспекты стратегического управления предпринимательской деятельностью в туристско-рекреационной сфере. Определены этапы становления и развития современной концепции стратегического управления на предприятиях туристско-рекреационной сферы, исследованы особенности развития предпринимательства в данной сфере и предложена концепция стратегического управления предпринимательской деятельностью субъектов бизнеса в туризме.
Во второй главе освещены методические подходы, к проведению стратегического анализа предпринимательской деятельности в туристско-рекреационной сфере, в частности проведен стратегический анализ отраслевой предпринимательской среды по Республике Дагестан и комплексный анализ ключевых факторов успеха туристско-рекреационных фирм. Также в этой главе обобщен опыт реализации государственных стратегий в сфере туризма и рекреации в зарубежных странах.
В третьей главе даны практические рекомендации по совершенствованию стратегического управления предпринимательской деятельностью — в ту-ристско-рекреационной сфере, определена специфика стратегии управления туристско-рекреационных фирм и разработана модель выбора стратегии в условиях неожиданных стратегических изменений предпринимательской среды туристского бизнеса.
В заключении обобщены результаты исследования, имеющие теоретическое и практическое значение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное диссертационное исследование в рамках поставленной цели разработки теоретико-методических основ и конкретных практических рекомендаций по совершенствованию стратегического управления для обеспечения эффективной деятельности субъектов предпринимательства в сфере туризма и рекреации, позволило получить следующие результаты.
1. Особенности отрасли туризма, которая специализируется на оказании определенного комплекса услуг клиентам, вносят дополнительную сложность в сферу стратегического управления. На управление туристским предприятием влияет, прежде всего, неопределенность рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристские услуги, ужесточение конкуренции в туристическом бизнесе, нехватка финансовых ресурсов и др. В таких создавшихся условиях предпринимательские структуры в сфере туризма и рекреаций не могут обходиться только планированием и оперативным управлением. В современных условиях конкуренции необходимо четкое стратегическое управление, опирающееся на программу действий, направленных на достижение цели.
2. Использование мирового опыта стратегического управления российскими организациями, как правило, сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей. С одной стороны, методы и инструменты стратегического управления, доказавшие свою эффективность в ведущих странах мира, не в полной мере соответствуют российским реалиям ведения бизнеса и требуют колоссальной работы по адаптации. С другой стороны, любые нововведения в системе организации неизбежно встречают определенное внутреннее сопротивление. В итоге целесообразность практического внедрения самых эффективных технологий ведения бизнеса становится весьма сомнительной. В этой связи автор считает, что современная концепция стратегического управления применительно к российской реальности должна:
— исходить из постулата, что непрерывное развитие стратегий под воздействием внешних изменений и внутренних инновационных процессов является необходимым условием обеспечения эффективного руководства организаций;
— с позиции эффективной стратегии удовлетворять таким требованиям как: ментальная правильность, ситуационность, уникальность, будущая неопределенность, как стратегическая возможность, гибкая’адекватность.
3. В качестве объекта стратегического управления в диссертационной работе рассматривается предпринимательская деятельность в туристско-рекреационной сфере, которая имеет свои специфические особенности, заключающиеся: в большой глубине ее проникновения и сложности взаимосвязей между ее составными элементамикомплексности туристских услугв виде стоящих перед турфирмами трудно измеримых целейв сильном влиянии со стороны заинтересованной клиентурыв специфике туристского продукта.
4. Предпринимательство в туристско-рекреационной сфере, заключается в. специфичности товаров и услуг, проявляющихся, во всех фазах воспроизводственного процесса, в которых заложен стимул развития самых различных сфер и видов деятельности структуры регионального’хозяйства. В связи* с этим туристско-рекреационную отрасль можно считать обладающей в большей степени, чем другие, необходимым потенциалом для обеспечения увеличения регионального внутреннего продукта и достижения высоких темпов экономического роста. Стимулирование развития предпринимательских структур в сфере туризма и рекреации, как одних из специфических отраслей региональной экономики, в настоящее время перспективно, но при этом необходимо уточнить, что данная отрасль в Республике Дагестан мало реализована.
5. Проблемы экономически эффективного использования туристско-рекреационных ресурсов в народнохозяйственном комплексе Республики Дагестан обусловлены рядом причин, среди них главные:
— нерациональность организационных структур управления отрасли;
— отсутствие четко расписанных стандартов и нормативов экологогиче-ски вредных стоков и выбросов;
— отсутствие генеральной схемы комплексного использования и охраны всех видов рекреационных ресурсов страны и ее целевых регионов;
— сезонность использования, имеющихся мест в зонах отдыха. .
Проведенный анализ показал, что без эффективного вовлечения богатого туристско-рекреационного потенциалаДагестана в качестве регионального резерва экономического развития невозможно преодоление имеющихся социальных и экономических диспропорций.
Также необходимо учесть, что наличие богатейших запасов' рекреационных ресурсов позволят успешно создавать, основы для формирования? в республике:"рекреационношиндустрии", сделавотраслью' специализации народнохозяйственного комплекса РеспубликиДагестан:
Для этого необходимо провести следующие мероприятия: реорганизация структур управления туристско-рекреационной отрасли. То есть, объединения всех разрозненных туристско-рекреационных служб различных ведомств в руках единого Министерства. Это обеспечит централизованное эффективное маневрирование коечным фондом, позволит лучше-удовлетворить непрерывно меняющийся. спрос населения на различные виды услуг учреждений курортноголечения, отдыха, туризмаобеспечит оперативность при создании нужных видов туристско-рекреационньгх: учреждений.-. Усилится контроль за использованием рекреационных ресурсов в лице одного Министерства;
— провести комплексную экономическую оценку туристско-рекреационных ресурсов республики. То есть составления республиканского единого кадастра рекреационных ресурсов;
— привлекать высокодоходные торговые и зрелищные предприятия* с передачей имчасти территорий туристско-рекреационных хозяйств в аренду. 6. Стратегический анализ: отраслевого-предпринимательского окружения! туристских организаций, функционирующих в-Республике/Дагестанвыявил следующее:
— коэффициент концентрации туристских организаций, занимающихся курортно-санаторным лечением находится в диапазоне значений индекса.
Херфиндаля в пределах 1800 < НШ < 10 000. А полученный коэффициент вариации, равный 16,3%, свидетельствует о слабой вариации признака и, следовательно, о слабой однородности совокупности рассмотренных фирм по величине i-й доли объема оказанных санаторно-курортных услуг. Это значит, что рынок санаторно-курортных услуг характеризуется слабой концентрацией и конкуренцию в отрасли следует считать слабой.
— анализ конъюнктуры рынка показал, что потенциальными клиентами турфирм Республики Дагестан в ближайший период могут быть молодые люди до 30 лет, а также среднего возраста до 50 лет, проживающие в соседних регионах со средним и высоким уровнем дохода. Профессиональный состав потенциальных туристов — работники умственного труда: менеджеры, экономисты, преподаватели. При выборе тура мужчины в основном пользуются услугами Internet, женщины — сведениями от друзей и знакомых.,.
— анализ структурытуристского предложения позволил выделить основные направления, в которых высоко развита конкурентная среда.
— анализ потребителей выявил набор факторов, влияющих на важнейшую для разработки стратегии величину — потребительский спрос. Мотивация потребителя представлена как важнейший фактор принятия решения о путешествии.
7. Предложенная методика проведения стратегического анализа отраслевой предпринимательской среды туристской организации позволяет учитывать специфику туристского бизнеса, учитывать взаимосвязь и взаимозависимость производителей и потребителей туруслуг, лучше отвечать запросам потребителей. Предлагаемая методика может рассматриваться как эффективный механизм решения вопросов мониторинга внешней среды, позволяющей устранить проблемы, связанные с расхождением стратегических целей и текущей деятельности туристской организации.
8. Анализ практики реализации государственных стратегий развития туризма и рекреации в зарубежных странах показывает, что основными принципиальными подходами в организации туристско-рекреационной деятельности являются: признание важности и исключительно широкого характера воздействия туризма и рекреации на экономику страны в-целом и на экономическое развитие отдельных регионов;
— придание первостепенного значения^ развитию социального туризма, для предоставления возможностей к путешествиям лицам всех возрастов с низкими доходами;
— стимулирование всесезонного туризма, в целях выравнивания туристских прибытий и, соответственно, ослабления давления на инфраструктуру аэропорты, наземные транспортные коммуникации, средства размещения;
— усиление требований к обеспечению безопасности в связи с участившимися вылазками экстремистов различного толка;
— применение и использование новейших технологий, как средства повышения ¦¦" конкурентоспособности собственного туристского продукта и увеличения степени доступности, эффективности использования туристских ресурсов;
— тесная взаимосвязь мероприятий по развитию туризма и мер по защите экологии, культурного и исторического наследия;
— тесная взаимная увязка программ развития туризма с программами Расширения занятости и подготовки кадров, что необходимо для* правильного планирования рынка труда отдельных регионов.
Арсенал применяемых методов регулирования и стимулирования развития туриндустрии в различных странах однороден по своему характеру и включает экономические, правовые, социальные,. политико-административные, культурные, экологические способы воздействия. Однако конкретный инструментарий реализации этих методов, особенно на региональном уровне, колеблется и заметно различается по странам.
9. Механизм поддержки предпринимательства на туристско-рекреационных территориях должен проявляться: • :
— в последовательной, учитывающей институциональные: особенности региона, эволюции форм и приоритетов государственного стимулирования предпринимательства, возрастании значения экономических мер и стимулов, перехода от поддержки собственно крупных предприятий к формированию благоприятной для предпринимательских структур рыночной среды с особым акцентом на создание условий для реализации потенциала предпринимательства в регионоформирующем его сегменте;
— в усилении развития предпринимательских структур на основе самоорганизационных начал, формирования ими различного рода территориаль-но-ассоциированных объединений в целях лоббирования собственных интересов, проведения координальной маркетинговой политики и др.;
— в приоритетном, предопределяемом спецификой особого эколого-курортного региона, позиционировании в рамках организационно-экономического механизма функционирования предпринимательства уполномоченных федеральных органов государственной власти, а также крупных корпоративных бизнес-структур общероссийского и транснационального масштаба;
— в. необходимости системной взаимоувязки подходов и мер в сфере развития предпринимательских структур с формированием действенного, учитывающего-эколого-экономические реалии и приоритеты, механизма регионального использования’и охраны природно-экологического потенциала, экологизации региональной экономики.
10. Разработана модель выбора стратегии в условиях неожиданных стратегических изменений внешней среды бизнеса с учетом стратегической позиции туристкой организации. К основным достоинствам разработанной модели можно отнести следующее: модель может применяться как крупными, так и средними и малыми турфирмами, функционирующими в Республике Дагестанкаждый руководитель турфирмы сможет самостоятельно варьировать набором неожиданных стратегических изменений и приводить свою классификацию с учетом задач анализа располагаемых ресурсов, информации и временив модель введена шкала чувствительности влияния неожиданных стратегических изменений на деятельность организации (положительное, отрицательное, нейтральное) — в модели используются алгоритм принятия решений, который позволяет определить с помощью оценочного пока.
150 зателя необходимость использования предлагаемой модели выбора стратегии.
Поскольку предпринимательская деятельность в сфере туризма и рекреации находится в сильной зависимости от действия факторов внешней деловой среды, применение данной модели является одним из реальных способов адаптации турфирм к ее быстро меняющимся условиям.
Список литературы
- Гражданский Кодекс РФ.
- Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-Ф3 от 24 ноября 1996.
- Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сентября 1997.
- Закон РФ «Об особенностях туристской деятельности в сфере организации клубного отдыха» от 24 июня 1999.
- Закон РД «О туристской деятельности в Республике Дагестан».
- Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса: Сборник нормативно-правовых документов > / Под ред. Акишина В. Н. и др. -М: Финстатинформ, 2006.
- Постановление Правительства РФ «Об упорядочении использования федеральной собственности в сфере туризма» № 426 от 27 апреля 1995.
- Постановление Правительства РФ от 02 февраля 1996 г. № 1284 Об утверждении Федеральной целевой Программы «Развития курортов федерального значения».
- Постановление Правительства РФ от 08 августа 2001. № 581 «О федеральной целевой программе «Юг России».
- Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации- утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177 // Российская газета. 1996. 21 марта.
- Федеральная целевая программа «Юг России», утверждена Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2001. № 581.
- Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2004. http: // WWW.Welrus.ru.
- Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации // Туринфо 2007. № 1.
- Концепция развития туризма в Республике Дагестан. Махачкала: 2004 г.
- Программа развития туризма в Республике Дагестан на период 20 032 010. Махачкала: 2003.
- Адзянов A.A. Стратегическое управление коммуникативной политикой продвижения туристических услуг. Авт.дис.на. соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Ростов н/Д. 2004.
- Азар В.И. Экономика и организация туризма. —М: профиздат — 1993.
- Азар В.И. Очевидные проблемы туризма в России // Труды Академии Туризма. Вып. 3 СПб., 2000. С. 22−23.
- Азар В.И. Структурная перестройка туристского рынка // Туризм. -2002. № 6.
- Азар В.И. Турфирмы смотрят в зеркало // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2006. № 7.
- Александрова А.Ю. Международный туризм. —М: Аспект-Пресс. — 2002. 470с.
- Александрова А.Ю. География мировой индустрии туризма. -М: Изд-во МГУ. 1998.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности- фирмы. Учебно-методическое пособие. -М: Финансы и статистика. — 2001. 248с.
- Алиев А.И. Стратегия и реальности регионального развития. -М: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. — 400с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Изд. «Питер». — 1999.416с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. -М: Экономика. — 1989.
- Ассоциация содействия туристским технологиям // Турбизнес. -2007г. № 3.
- Баконов М.М., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. Учебник. -М: Финансы и статистика. 2002 г.
- Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма. -М: Финансы и статистика. 2003.
- Балабанов И.Т. Цена как рычаг финансового механизма // Туристские фирмы. СПб. 2007. Вып.17. — С. 94−100.31 .Белянова Е. Поведение и мотивация российских предприятий. Научные доклады Московского центра Карнеги. Выпуск второй. —М: 1995.
- Биржаков М.Б. Введение в туризме. -М: «Герда». 2003.33-Богданов Е.И. и др. Экономика туризма: теория и практика. Учебное пособие т.1. -СПб: Омега. 1998.
- Бойетт Д. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи крупнейших предпринимателей. —М: Олимп-бизнес. — 2002. 416с.
- Браймер P.A. основы управления в индустрии гостеприимства. -М: аспект-пресс. 2006. 382с.
- Бусыгин A.B. Предпринимательство. Основной курс. Учебник. -М: Финансы и статистика. 2004. 640с.
- Быков А.Т. и др. Курортно-туристический комплекс как объект управления. -СПб: Изд. СПб ГУЭФ. 2006. 146с.
- Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. -М: Центр экономики и маркетинга. 1996. 160с.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. -М: Изд.МГУ. 1995. 416с.
- Волков Ф.Ю. Технологии гостиничного обслуживания.- Ростов н/Д: Феникс.-2003. 384с.
- Волков Ф.Ю. Экономика гостиничного бизнеса. — Ростов н/Д: Феникс. -2003.384с.
- Вспомогательный счет в туризме (ВСТ). Рекомендации по методологической структуре. — ВТО. Мадрид. 2001.
- Вышкварко А. Хотите стратегию? Сначала сделайте анализ // Туризм. -2004. № 3/3 с. 35.
- Гаврильчак И.Н. Туризм в России: концептуальные основы стратегических направлений, развития / Под ред. Б. С. Мовчана. -СПб: Изд. СПб ГИСЭ. — 2006. 171с.
- Гаврильчак Н.И. Социально-экономические проблемы развития туризма и туристического бизнеса в Российской Федерации. СПб: Изд. СПб ГИСЭ. — 2005. 55с.
- Глобальный этический кодекс туризма. ВТО. -Мадрид: 2001.49:Государственные органы управления туризмом зарубежных стран. -М: ОН-ЛАЙН. 2007.
- Г’уляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. -М: Финансы и статистика. — 2003. 304с.
- Гуляев Б.Г. Организация туристской деятельности. — М: Нелидж. — 2006:
- Гуляев Б.Г. Практика туристского бизнеса. —М: РУН,. 1996.
- Данилин А.Е. Развитие иностранного туризма в РФ // Предпринимательское право.-2003. № 4 с. 21.
- Друкер П.Ф. Задачи менеджмент в XXI веке. Учеб!.пособие. -М: 2001. 272с.. ¦ • '
- Друкер Г1.Ф. Эффективное управление. —М: Фаир-Пресс. 20 031 288с.
- Друкер П.Ф. Практика менеджмента. -М: Вильяме. 2003. 398с. .
- Дулыпикова Ю.С. Организационная, структура управления регионом в новых условиях хозяйствования: —М: АОМ. — 1999. 189с.
- Дурович А.П., Копанев A.C., Маркетинг в туризме. Учебное пособие / Под ред. ЗМ.Горбылевой. -Минск: Экономэкспресс. 1998. 400с.
- Дымченко A.C. Организационно-экономические основы управления развития рынка санаторно-оздоровительных услуг. Дисс. на соиск. уч. степ.канд.экон.наук.— Кисловодск: КИЭП. 2002.
- Ефремов B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования.
- Учебное пособие:-М: Изд.Финпресс.-1998- 192с., .
- Г. Ефремов B.C. Стратегическое планирование в бизнесгсистемах. -М: Изд.Финпресс. 2001. 240с.
- Учебное пособие. —М: «Маркетинг». — 1998. 195с. бб. Замятин А. Г. Проблемы законодательства в сфере реализации санаторно-курортного продукта // Курортные ведомости. 2005 г. № 5 с.6−7. 67. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Толковый словарь туристских терминов.
- Игнатьева М.Ф. Место и роль туристского комплекса в современной экономике. Авт.дисс.на соиск.учен.степени канд.экон.наук. СПб: 1994. 27с.
- Игорорева Н. Проблемы и тенденции Российского экспорта туристических услуг // Внешняя торговля. — 1994. № 6.
- Ильина E.H. Туроперейтинг. Организация деятельности: Учебник. -М: Финансы и статистика. — 2000 г. 256с.
- Исмаев Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. Учебное пособие. -М: НОУ «Луч». 1996.
- Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. -М: БЭГУ. 1999. 644с.
- Кальник С. Россия на мировом рынке туризма // Экономика и жизнь. -2005. № 4.
- Камаев В.Д. Экономическая теория. —М: 1998. 320с.
- Камилова З.М. Формирование маркетинговой концепции управления туристско-рекреационным комплексом. -Махачкала: Изд. ДНЦ РАН: — 2005. 120с.
- Камилова З.М., Бескаев Ю. Ю. Формирование механизма управления развитием регионального туристско-рекреационного комплекса. — Махачкала: Изд. ДНЦ РАН. 2005. 140с.
- Карпова Г. А. Экономика современного туризма. -СПб: Изд. СПб ун-та. 1998.
- Катькало B.C. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка // Российский журнал менеджмента. 2003. № 1 с.7−30.
- Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. —М: Финансы и статистика. — 1999. 496с.
- Квартальнов В.А. Теория и практика-туризма. -М: Финансы-и статистика. 2003. 672с.
- Квартальнов В.А., Романов A.A. Международный туризм: «политика развития. Учебное пособие. -М: Сов.спорт. 1998.
- Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма: новые цели и структурные сдвиги. -М: Наука. 1993.
- Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены. Современная практика. -М: Наука. 1993.
- Кветенадзе JI.A. Курортно-туристский комплекс как объект управления. Дисс. на соиск.учен.степени канд.экон.наук. -СПб: 2000.
- Коболова A.A. Стратегическое региональное управление рекреацион-но-туристским комплексом. Дисс. на соиск.учен.степени канд. экон. наук.-СПб: 2005.209с.
- Козырев В.М. Туристская рента. Учебное пособие. -М: Финансы и статистика. — 2006. 112с.
- Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. Учебник. -М: ЮНИТИ. 1998. 787с.
- Кротова E.JI. Рекреационно-туристский комплекс региона: теория и практика реформирования. Екатеринбург: УРО РАН. — 2001.
- Ключков A.A. История международного и отечественного туризма. — М: ВМТГ, НОУ «Луч». 1999.
- Кузнецов Ю.В. Развитие туризма на современном этапе и задачи академии туризма // Труды академии туризма. Вып.З. -СПб: НевФ. 2003.
- Ланкар Р., Оллье Р. Туристский маркетинг: В сб."Академия рынка — маркетинг». -М: Экономика. 1993. с.282−283.
- Лицензирование // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2006 г. № 5.
- Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. —М: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. 375с.
- Мантуров В.И. Управление по вопросам путешествий и туризма США' // Российский туристический бюллетень. — 2005. № 3.
- Маринин1 М.И. О проблемах российского туризма // Экономика и жизнь. 2004. № 31 с. 42.
- Маринин М.И. Международный туризм: учтен ли фактор безопасности // Экономика и жизнь. — 2005. № 42.
- Маринин М.И. Лицензирование в туристской деятельности: проблемы и перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 1998. № 1 с. 5.
- Маркетинг: Словарь / Под ред.Г. Л. Азоева, П. С. Завьялова, Л. Ш. Лозовского и др. -М: ОАО НПО «Экономика». 2000. 362с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. -СПб: Изд."Питер». — 2002.352с.
- Материалы международной научно-практической' конференции «Рекреационная деятельность — приоритетное направление государственной социально-экономической политики Кабардино-Балкарской Республики». -Нальчик: 2007.
- Материалы Агентства по туризму Администрации Астраханской области. -Астрахань: 2007.
- Менеджмент туризма. Туризм как объект управления / Под ред. В. А. Квартального. -М: Финансы и статистика. 2002. 302с.
- Менеджмент туризма. Основы менеджмента / Под ред. В. А. Квартального. -М: Финансы и статистика. 2003. 352с.
- Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. Учебник. -М: Финансы и статистика. — 2003. 288с.
- Менеджмент туризма. Экономика туризма. Учебник. -М: Финансы и статистика. — 2001. 320с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. основы менеджмента. —М: Дело. 1993. 702с.
- Методические пособия по автоматизации маркетинговых исследований / Составители: Варламов М. В., Митченко И. А., Ростовцева Н. Ф. -Астрахань: 2004. 188с.
- Мировой туризм в 2006 году. http: // WWW.Welrus.ru Hour r/stat.
- Моисеева H.K. Стратегия управления туристской сферой. -М: Финансы и статистика. 2000.
- Морозов М.А. Маркетинговые исследования рынка российского туризма // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 5.
- Мурмуридис К. Не убивайте туризм // Кавказская здравница. -2003. 05 ноября с.З.
- Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма / Под ред. Лесника A. JL, Мацицкого И. П., Чернышева A.B. -М: 1998 г.
- Нелюбин В.В., Ирисова Т. Национальное и региональное планирование туризма. -Мадрид: ВТО. 2006. 115с.
- Нелюбин В., Ракитский Б. Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования // Вопросы экономики. 1995. № 9.
- Некифоров В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления. -СПб: Изд. СПб ГУЭФ. 2000. 176с.
- Ногаймурзаева Х.Х. Организационно-экономические аспекты совершенствования управления туризмом на современном этапе рыночных преобразований. —Махачкала: 2001.
- Обучение обучающихся в области туризма. ВТО. -Мадрид: 2006.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. -М: Азбуковник. — 1999.
- Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса. Нормативно-правовые документы. М: 2006.
- Организация и управление гостиничным бизнесом / Под ред. Лесника А., Мацицкого И., Чернышева А. —М: 2000.124. основы туристской деятельности. Учебник / Под ред. Г. И. Зорина, Е. Н. Ильина, Е. В. Могиняги. -М: Сов.Спорт. 2000.
- Основы управления предприятиями и организациями индустрии гостеприимства США. —М: Высшая школа по туризму и гостиничному хозяйству. 2004.
- Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В. М. Власовой. -М: 1994. 207с.
- Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. —М: Финансы и статистика. 1999. 208с.
- Папирян Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестораны. -М: ОАО «Экономика». 2000. 207с.
- Пикулькин A.B. Система государственного управления. -М: ЮНИТИ-ДАНА. 2000. 399с.
- Пиценко A.B. Организационно-экономические основы управления развитием туристского рынка в РФ. Дисс. на соиск.учен.степени канд. экон. наук. М: 2005. 209с.
- Попова Р.Ю. Маркетинг, реклама и информация в туризме. -М: Диалог-МГУ. 1997.
- Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. -М: Альпина Бизн.Букс. 2005. 454с.
- Проблемы устойчивого развития* регионов рекреационной специализации. Материалы конференции. -Сочи: 2007.
- Проурзин Л.Ю. Туризм как экономический приоритет. -М: Новый век.-2003. 218с.
- Пузакова Е.П., Честникова В. А. Международный туристический бизнес. —М: Экспертное бюро. — 1997. 176с.
- Разживин М. Российский туризм // Турбизнес. — 2006. № 1 -5.
- Регионы России 2006. Стат.сб./ Госкомстат. -М: 2007.
- Региональные проблемы переходной экономики. Вопросы теории и практики / Под ред.В. Г. Алиева. -М: ЗАО «Экономика». 2002. 646с.
- Российский туристический бюллетень. Туризм: информация, статистика- анализ. -2007. № 5.
- Рыбальченко И.1 т др. Практические методы разработки и анализ товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации. -Харьков: Консалтинг-центр ЭРКОН: 2006.
- Сапурнова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. -М: Ось-89.-1998. с. 160.
- Сапурнова В. Турагенты и туроператоры: соперники или партнеры // Туризм. -1998. № 3.
- Семин B.C. Организация международного туризма. Учебник. -М: Финансы и статистика. -2000.
- Слезенгер Г. Э. Социальная экономика. Учебник. -М: Изд. «Дело и сервис». 200 г.
- Структура мирового туристского рынка // Вестник PATA. 2006. № 10.
- Современный экономический словарь / Под ред. Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского, Е. Б. Стародубцевой. -М: ИНФРА-М. 2005. 478с.
- Соловьев Б.Л., Толстова Л. А. Менеджмент гостеприимства. Справочник. -М: РМАТ. 1997. 108с.
- Татаринов A.A. Методология оценки и анализа экономики рек-реационно-туристского региона. -Сочи: СГУТиКД. — 2006. 92с.
- Туристские фирмы и гостиницы: нормативное регулирование деятельности. -М: Современная экономика и право. 2007. 310с.
- Управление региональным экономическим развитием Юга России: информационно-методические материалы. -Ростов н/Д: 2006 г.
- Уткин Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление. -М: ИКФ ЭКМОС. 2002. 320с.
- Фатхудинов P.A. Стратегический менеджмент. Учебник. —М: Дело.-2001. 448с.
- Фатхудинов P.A. Управленческие решения. Учебник. -М: Инфра-М.- 2003. 314с.
- Хамел Г., Прохлад К. Конкуренция за будущее. Создание рынка завтрашнего дня. -М: ЗАО «Олимп-Бизнес». — 2002. 288с.
- Хайне П. Экономический образ мышления. -М: 1992.
- Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. Практ.пособие. —М: Мир книги. — 1997.
- Чепурин М.Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. —М: Перспектива. 1999. 267с.
- Что ждет санаторно-курортный комплекс страны? // Турбизнес. — 2006. № 5 с.38−39.
- Чудновский А.Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма. -М: Финансы и статистика. 2002. 288с.
- Шапавал Г. Ф. История туризма. -Минск: ИП «Экоперспектива». 1999.
- Шварц Д. Искусство мыслить масштабно. —М: Изд.Попурри. — 2003. 304с.
- Экономическая эффективность туризма. -Астрахань: 2004 г. 22с.
- Экономика современного туризма / Под ред. Карповой Г. А. -М: Гер да. 1998.
- Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма. Учебное пособие. -М: Изд.РДЛ. 2002. 240с.
- Allcock A., Jones B., Lane S., Grant J. National ecotourism strategy. Commonwealth of Australia. Canberra. 1994.
- Drucker P.F. The Post-Capital Society. New York: Harper Collins. 2002.
- Scholz, Joachim. German National Tourist Board. WTO Seminar on Destination Marketing. Moscow, Russian Federation. 2004.
- Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading (Mass). 1995.
- Brandenburger A.M., Nalebuff B.M. Co-opetition. N.Y.: Doubleday. 1996.
- Walters S.R. Travel Industry World Yearbook. The Big Picture. 1985 p.26.
- Guy Michaud, Alain Kimmel. Le nouveau guide France. P: «Hachelt», 1999 352p.
- Turismo y politica turistica en Espana: una aproximacion // Madrid. 2006 109p.
- Higgins J.M. Organizational Policyand Strategic Manegement: Textand Cases. 2 nded. Chicago. The Drydent Press. 1993.