Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Предпринимательская этика как элемент экономических отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автором была построена типология данных концепций. Было установлено, что центр тяжести морально-этических оценок переносится сегодня с индивидуума на уровень социальных институтов и порядков. В этом пункте наблюдается консенсус теоретических представлений основных современных подходов и изучению предпринимательской этики. Для всех исследователей характерно использование нормативной аргументации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
    • 1. Современное понимание предпринимательской этики и теоретические подходы к ее изучению
    • 2. Институциональная природа предпринимательской этики
    • 3. Становление и развитие предпринимательской этики в социально-экономическом контексте
  • Глава 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭТИКА В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. Место предпринимательской этики как элемента хозяйственной деятельности предприятия
    • 2. Характеристики предприятия в постиндустриальной экономике, щ определяющие значение и задачи предпринимательской этики
    • 3. Сравнительный анализ результатов эмпирических исследований предпринимательской этики на предприятиях Западной Европы и России
  • Предпринимательская этика и культура на предприятиях Германии
  • Проект 1)
  • Предпринимательская этика и культура на российских предприятиях (Проект 2)

Предпринимательская этика как элемент экономических отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования может быть представлена в нескольких аспектах.

Актуальность в социальном аспекте связана с повышением общественного внимания к проблемам морально-этической и экономической оценки деятельности предприятий.

События последнего времени продемонстрировали, что даже развитые с экономической точки зрения общества не застрахованы от серьезных морально-этических противоречий. Скандалы с компаниями Enron, WorldCom, Vivendi щ Universal, заставили мировую общественность усомниться в стабильности морально-этических основ экономики стран Запада. В России, где переход к постиндустриальному способу производства осложняется процессами модернизации и социокультурной трансформации, морально-этический аспект организации хозяйства на всех его уровнях приобретает особое значение1.

Актуальность в экономическом аспекте обусловлена тем, что все формы предпринимательской этики, их разработка и внедрение связаны со значительными затратами ресурсов. Предприниматели нуждаются в ориентирах для выбора форм и показателей активности в данной сфере.

Актуальность в научном аспекте связана с недостаточной изученностью комплекса проблем предпринимательской этики в рамках экономической теории. Наблюдаются значительные различия в степени их научного осознания и разработки между отдельными национальными экономическими школами и традициями. При относительно высокой интенсивности исследовательской работы по проблемам предпринимательской этики в странах Западной Европы (прежде всего.

1 В приложении 1 приведены данные об активности обсуждения проблем предпринимательской этики в российской прессе.

Германии) и Америки российская экономическая наука этим проблемам должного внимания пока не уделяет. Ситуация усугубляется затруднением с доступом к публикациям по актуальным вопросам предпринимательской этики, так как большинство из них не издано на русском языке, поэтому наше исследование в основном базируется на теоретических и практических достижениях немецкоязычного научного сообщества и в какой-то мере предполагает ознакомить российских ученых с основными положениями малоизвестных до сих пор работ2.

Учитывая спорный характер предпосылки о принципиальной возможности взаимосвязанного рассмотрения этических и хозяйственных феноменов, лежащей в основе данной диссертационной работы, автор значительную часть исследования посвятил анализу развития предпринимательской этики в истории экономической науки, который позволяет выявить смысловое единство экономического и этического измерений хозяйствования в различные исторические периоды. Это, по убеждению автора, может обеспечить исследователей аргументацией в дискуссии о возможности существования предпринимательской этики, являющейся неотъемлемой частью экономической теории и практики.

Состояние проблемы и информационная база исследования.

Сочетание общественного, экономического и исследовательского интереса к проблемам предпринимательской этики определяет современное состояние практической и теоретической работы в этой области. Активное общественное вмешательство в экономические процессы на всех уровнях хозяйствования, в том числе на уровне отдельных предприятий, дополняется интенсивным развитием форм предпринимательской этики и увеличением связанных с ней мероприятий.

Отдельные исследовательские группы и школы, объединенные по большей части на основе национальных философских традиций, пытаются теоретически осмыслить этот возросший интерес и обосновать его причины, дать терминологическую интерпретацию предпринимательской этики и на этой основе выработать рекомендации заинтересованным участникам общественного дискурса.

2 Речь идет прежде всего о работах П. Ульриха, X. Штайнманна и А. Лера.

Среди национальных школ особое место принадлежит немецкоязычной научной традиции, основы которой были заложены немецким экономическим либерализмом Ф. Бема, В. Репке, А. Мюллер-Армака, В. Ойкена. Сегодня в области предпринимательской этики ведущими специалистами признаются К. Хоман, П. Ульрих, Штайнманн и Jlep. Смежные темы экономической этики разрабатываются П. Козловски, Дж. Эндерле, Дж. Виландом. Необходимо отметить и вклад теологической традиции католицизма и протестантизма (А. Рих).

При различии взглядов перечисленных исследователей на предпринимательскую этику, минимальный консенсус между ними связан с признанием все возрастающего значения социальный этики в экономических условиях современности. Нерешенной задачей остается экономическое обоснование разработки и имплсмен-тации предпринимательской этики на предприятиях. Не находит ответа вопрос о пространственно-временной обусловленности феномена предпринимательской этики.

Проблемы становления рыночного хозяйства в России и вклад в эти процессы морально-этических норм привлекает внимание отдельных отечественных исследователей. Среди них необходимо отметить работы Р. Нуреева, В. Радаева, В. Автономова, Ю. Осипова, И. Герчиковой, П. Шихирева, И. Ткаченко. Однако большинство российских авторов ориентируются скорее на прикладной аспект предпринимательской этики для интеграции ее положений в анализ частных проблем хозяйствования и в учебный процесс. Достижения зарубежных исследований не находят пока должного внимания у отечественных ученых или воспринимаются ими без критической переработки и сравнительного анализа.

Важные для изучения предпринимательской этики методологические положения разработаны на сегодняшний день в рамках неоинституциональной и новой институциональной экономической теории. Особое значение имеют работы Д. Норта, О. Уильямсона, Г. Демсеца, Т. Эггертссона, Д. Крепса, В. Ванберга, Д. Шмидтхена. Стоит отметить отечественных институционалистов или исследователей, работающих в этом направлении, среди них прежде всего А. Олейника, А. Шаститко, В. Цветаева, А. Ляско. Тем не менее, применение институционального подхода к анализу феномена предпринимательской этики в экономической теории, на наш взгляд, не соответствует его исследовательскому потенциалу. Институциональная экономическая теория редко идет в этом вопросе дальше признания важности норм и правил предпринимательской этики для экономических результатов.

Описанная картина современного состояния предпринимательской этики как исследовательской проблемы в сфере хозяйственной практики определяет необходимость теоретического осмысления этой важной проблемы с позиций экономической науки. Мы разделяем убежденность Гэри Беккера в плодотворности экономического подхода3 и считаем, что экономическому исследованию морально-этических норм до сих пор уделяется меньше внимания (на всех уровнях), чем того требуют попытки применения этической оценки к хозяйственным процессам и субъектам. Поэтому наша работа опирается на методологические основы экономической теории как науки, доказавшей свою силу при изучении феноменов хозяйственной деятельности предприятий.

Основополагающее представление о направлении диссертационного исследования определяет выбор темы и ее конкретизацию в виде цели работы и задач по ее достижению.

Цель исследования.

Определение сущности, значения и тенденций развития предпринимательской этики как элемента экономических отношений.

Задачи исследования.

1. Уточнить содержание категории «предпринимательская этика» и определить место и особенности изучения предпринимательской этики в экономической теории.

2. Раскрыть институциональную природу и функции предпринимательской этики как элемента экономических отношений.

3. Выявить связи между предпринимательской этикой и социально-экономическими условиями хозяйствования в различные исторические периоды, уста.

3 Беккер Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993 (зима). Т. 1, вып. 1. С. 31. новить особенности постиндустриального этапа развития общества и экономики, обусловившие современное значение предпринимательской этики.

4. Типологизировать современные подходы к изучению предпринимательской этики с выделением наименее разработанных на данный момент вопросов.

5. Выявить основные типы этической ответственности предприятий, определить последовательность успешного внедрения предпринимательской этики, дать рекомендации по формированию собственной предпринимательской этики и культуры предприятия.

Объектом исследования выступают предприятия различных отраслей экономики, использующие нормы и правила предпринимательской этики в своей хозяйственной деятельности.

Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с формированием и функционированием предпринимательской этики.

Методологическая и теоретическая основа реализации цели и решения задач диссертационного исследования.

Помимо общенаучных методов, из которых основное значение имеют гипо-тетико-дедуктивный и исторический, в основе диссертационного исследования лежит институциональная парадигма экономической теории и ее специальная теоретико-игровая методика. Концепция ответа-вызова, принадлежащая А. Тойнби, позволяет проанализировать зависимость между социально-экономическими и культурно-историческими условиями хозяйствования и содержанием дискуссии по проблемам хозяйственной и предпринимательской этики. Характеристики хозяйственной среды современности могут быть проанализированы с позиций теории постиндустриального общества в ее приложении к процессам экономических трансформаций. При изучении проблемы используются парные модели фирмы, сформулированные в рамках экономики предприятия и экономической теории как самостоятельных научных дисциплин: теория заинтересованных групп и теория предприятия как квазиобщественного института. Теория власти Э. Тоффлера обеспечивает конкретизацию условий хозяйствования на уровне отдельных предприятий в постиндустриальную эпоху. Институциональная теория агентских отношений лежит в основе моделирования индивидуальной и социальной предпринимательской этики как элементов институционального механизма обеспечения хозяйственной кооперации. Метод сравнительного анализа и микроэкономический метод анализа затрат и результатов используется при определении относительных преимуществ предпринимательской этики в системе институционального регулирования фирмы. В качестве эмпирической базы используются результаты исследований предприятий, полученные на основе опросов общественного мнения с их статистическим обобщением и методом кейс-стади (анализа конкретных ситуаций). Для анализа элементов и этапов развития предпринимательской этики применяется статический и динамический вариант модели «Организационный айсберг».

Научная новизна результатов исследования.

1. Автором уточнено содержание и область применения категории «предпринимательская этика», определено место предпринимательской этики как исследовательской темы в рамках экономической теории.

2. Раскрыта институциональная природа и функции предпринимательской этики.

3. Выявлены связи между социально-экономическими условиями хозяйствования и предпринимательской этикой в различные исторические периодыустановлена обусловленность современной роли предпринимательской этики особенностями постиндустриального этапа развития общества и экономики.

4. Впервые типологизированы современные подходы к изучению предпринимательской этики.

5. Выявлены основные типы этической ответственности предприятий, определена последовательность внедрения предпринимательской этики, даны рекомендации предприятиям, заинтересованным в формировании предпринимательской этики и культуры.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в определении экономического содержания феномена предпринимательской этики. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для развития и популяризации предпринимательской этики и как исследовательской темы, и как важного фактора динамики эффективности экономических процессов на предприятиях.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в управленческих процессах на российских предприятиях при разработке и внедрении норм и правил предпринимательской этики. Помимо этого, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть испльзованы в учебном процессе в высших учебных заведениях, при преподавании таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Менеджмент», а также для разработки специальных курсов, посвященных предпринимательской этике и культуре.

Апробация результатов исследования.

Часть результатов была предложена для обсуждения на Международной научно-практической конференции «Предприятие — окружающая среда — культура» (Екатеринбург, 2001), на 3-й научно-практической конференции студентов и преподавателей факультета экономики и права УрГПУ (Екатеринбург, 2002), на 6-й конференции Европейской социологической ассоциации — ЕСА, (г. Мурсия — Испания, 2003), на семинаре во Франкфурте-на-Одере (Германия, 2003), на Всероссийском симпозиуме по экономической теории (Екатеринбург, 2003).

Теоретические положения легли в основу разработки программы спецкурса «Хозяйственная и предпринимательская этика». Отдельные результаты исследования вошли в читаемые автором учебные курсы «Институциональная экономика» и «Экономика предприятия». Институциональные аспекты изучения предпринимательской этики в адаптированном для учебного процесса варианте вошли в главу «Внутрифирменная этика и культура», написанную автором для раздела «Внутрифирменные институты» учебника «Экономика предприятия», выход которого планируется в издательстве Уральского государственного экономического университета в 2005 г.

По теме диссертации опубликованы 11 печатных работ общим объемом 3,9 п. л.

1 Основные выводы, сделанные по результатам исследования, опубликованы, см.: Beyer Н. Vorteil Unternehmenskultur: partnerschaftlich handeln — den Erfolg mitbestimmen.

2 Fallstudie (нем.) — социологический метод качественных исследований.

3 Совет предприятия — орган представительства интересов работников на уровне предприятия. Подробнее см.: Экономика предприятия. С. 162−169.

4 Предприятия, исследованные с применением метода case-study, и предприятия, с руководством которых были проведены интервью, не совпадали. руководители предприятий (64 предприятия) и члены советов предприятий (54 предприятия) обрабатывающей промышленности5 (случайная выборка: 385 коммерческих предприятий), из них на девяти предприятиях как руководители, так и члены Совета предприятия приняли участие в подробном анкетированиипо тематике исследования были проведены круглые столы и практические семинары с предпринимателями, членами советов предприятий, представителями профсоюзов и союзов работодателей, с представителями научной общественности.

Исследовательские вопросы.

Основной вопрос: как социально-технические изменения и трансформация социальной структуры в 80-х гг. влияют на предприятия и на функции управления, руководства и представительства интересов, и могут ли эти изменения вызвать реструктуризацию внутриорганизационных трудовых и социальных отношений.

Основная теоретическая модель см. с. 172.

Отдельные вопросы6.

• Как изменяются персональные убеждения, задачи и цели менеджеров и работников на фоне трансформации социальных и экономических условий?

• Существуют ли общие признаки предпринимательской культуры, ориентированной на будущее?

• Какие основные элементы предпринимательской культуры, ориентированной на будущее, развиваются в практике [предприятий]?

• Как может протекать процесс активного формирования предпринимательской культуры?

5 В данном исследовательском проекте указание на отраслевую принадлежность имеет важное значение, т. к. в Германии существуют значительные различия в законодательстве, касающемся участия работников в управлении, между обрабатывающей и добывающей промышленностью, см., в частности: Экономика предприятия. С. 144−169.

6 Здесь приведен сокращенный перечень исследовательских вопросов и/или их содержание с учетом их релевантности данному диссертационному исследованию. В основном опущены вопросы, связанные с германской спецификой хозяйственной деятельности предприятий.

Основная теоретическая модель.

Объект исследования.

Размер (по числу занятых).

Отрасль (по основной продукции).

Около 120 Около 120 Около 550 Более 1 ООО Около 1 450 Около 2 ООО.

Розничная торговля компьютерной техникой Учебные материалы Офисная мебель Химическая промышленность Электротехника.

Специальное машиностроение (завод, А и завод Б) Горно-добывающая промышленность.

Около 6 ООО.

Доступ к результатам исследования.

Публикации, содержащие описание методологии, ход и результаты исследования безвозмездно предоставлены автору Фондом Бертельсманнаответственный за рассылку — г-жа Цабель (Zabel).

Менеджмент и трудовые отношения в современной России" Организаторы и участники исследования.

Исследовательский проект «Менеджмент и трудовые отношения в современной России» (в основном тексте диссертации — Проект 2) инициирован и проводится Институтом сравнительных исследований трудовых отношений (ИСИТО), Москва. Начало проекта — осень 2002 г., предполагаемый срок завершения — весна 2005 г. Исследование проводится в нескольких регионах России — Москве и Московской области, Республике Коми, Самарской, Кемеровской, Ульяновской, Свердловской и Пермской областях. Поддержку исследованию оказывают Британский совет социальных и экономических исследований (ESRC), Великобритания, Координационный совет объединения работодателей России (КСОРР). Руководство исследованием осуществляет Саймон Кларк (Simon Clarke), профессор университета Уорвик, Великобритания (University of Warwick) и Вадим Борисов, директор

Исследовательский проект.

ИСИТО. На местах исследование осуществляется региональными исследовательскими группами института. В Свердловской области исследование осуществляется Уральской региональной группой ИСИТО, под руководством кандидата социологических наук, доцента кафедры прикладной социологии УрГУ Веселковой Натальи Вадимовны.

Методология и инструментарий исследования.

Исследованием будет охвачено 60 крупных и средних предприятиях7, в особенности принадлежащих иностранным владельцам, и предприятий, которые являются частью крупных корпоративных структур. Основную долю составят предприятия промышленности и строительства. Из исследования исключаются унитарные государственные и муниципальные предприятия.

Методом исследования является анализ конкретных ситуаций, основанный на полуформализованных интервью. Предусмотрены интервью с генеральным директором, главным инженером, руководителями (директорами) отделов: маркетинга, финансового, персонала, труда и заработной платы, председателем профсоюзной организации, начальниками цехов (по одному — в основном и во вспомогательном цехах), мастерами (по два — в основном и во вспомогательном цехах). Метод исследования дополняется анкетированием указанных должностных лиц и 16 работников (стратифицированная выборка). Результаты анкетирования должны стать основой для количественной обработки качественных данных (программа SPSS). Помимо указанного, анализу подлежат данные бухгалтерского баланса, предоставляемые в Управление статистики и любая информация, которая может быть получена из открытых источников.

7 Рекомендуемая численность занятых — 500 чел. (согласно критериям численности работников для разграничения предприятий, принятых Европейской комиссией в 1996 г., такие предприятия считаются крупными. О критериях разграничения предприятий см.: Малые и средние предприятия. С. 13−15).

Исследовательские вопросы.

Основной вопрос (гипотеза).

Развитие постсоветских предприятий и организаций определяется взаимодействием между традиционными приоритетами советского менеджмента обеспечить расширенное воспроизводство предприятия как производственной (производящей) социальной организации для того, чтобы выполнить ежегодно увеличивающиеся плановые задания, и капиталистическими приоритетами максимизации прибыли. Исследование нацелено на разработку типологии форм и стадий изменений и определение последствий таких изменений для социальной структуры и экономического положения предприятия.

Основная теоретическая модель.

Характеристика.

Традиционное советское предприятие.

Гипотетическое капиталистическое предприятие.

Ведущее зврю".

Механизмы контроля над производством.

Место среднего менеджмента.

Организация оплаты труда.

Связь с территориальным сообществом («социальная ответственность»).

Доминирование производства над финансами и маркетингом.

Опора на инициативу производственных рабочих в поддержании производства. Доминирование неформального контроля над рабочей силой со стороны начальников цехов.

Средний менеджмент имеет высокую степень автономности в балансировании давления сверху и снизу.

Оплата труда по усмотрению линейных руководителей.

Финансирование городской инфраструктуры.

Производство подчинено финансам и маркетингу.

Централизованный контроль управленческих структур на основе реализации централизованной политики управления и/или финансовых показателей.

Средний менеджмент интегрирован в управленческую иерархию.

Формализованная система оплаты труда, основанная на систематической оценке.

Ответственность перед городом ограничена налогами в городской бюджет и благотворительностью.

Отдельные вопросы (разделы структуры кейса)*.

• Общее описание предприятия и информация о его развитии за последние пять лет.

— Внешние отношения.

— Взаимоотношения с деловыми партнерами.

— Взаимоотношения с властями.

— Помощь территории («Социальная ответственность»).

Какие социальные и коммунальные услуги (содержание ЖКХ, теплосетей, дорог, городского транспорта и пр.) предприятие оказывает городу? Реализует ли предприятие благотворительные программы?

• Корпоративное управление.

— Совет директоров.

— Команда высших менеджеров.

• Системы управления: информация и контроль.

• Управление инвестициями/инновациями.

• Управление производством и дисциплинарный режим.

• Управление персоналом.

• Системы оплаты труда и социальная политика (выплаты и льготы за рамками заработной платы).

• Участие работников в управлении: Представительные органы, конфликты и их разрешение.

• Корпоративная культура.

Существует ли общая корпоративная, культура и в чем она проявляется (лозунги, ритуалы и пр.)? Насколько она «едина», целостна? Как она кодифицируется и как она внедряется? Есть ли какие-то специальные структуры (отделы), меры, процедуры обучения корпоративной культуре?

• Социальная структура предприятия.

8 Детально раскрывается содержание только тех разделов, которые имеют непосредственное отношение к исследованию и близки к исследовательской проблематике Проекта 1, однако это не исключает использование исследовательских результатов, полученных по всем перечисленным разделам.

Доступ к результатам исследования.

Разрешение на использование промежуточных результатов исследования предоставлено автору руководством ИСИТО на основании его участия в полевых исследованиях на предприятиях в составе Уральской региональной исследовательской группы. В распоряжении автора находились все отчетные материалы (кейсы, тексты интервью, схемы организационной структуры предприятий и экспертные паспорта, содержащие бухгалтерские и бухгалтерские аналитические данные) региональных исследовательских групп, завершенные на текущий момент (в том числе, подготовленные самим автором в составе Уральской региональной исследовательской группы).

Объект исследования.

Размер Отрасль по числу занятых) (по основной продукции).

260 Металлорежущий инструмент.

436 Электротехника.

724 Химия (моющие средства).

1 400 Химия (минеральные удобрения).

Более 12 ООО Черная металлургия.

Модель «Организационный айсберг».

Представлена динамическая модель «Организационный айсберг», отражающая этапы формирования предпринимательской этики и культуры и последовательность их реализации.

Формы организации труда, управления, соучастия как конкретное проявление предпринимательской культуры.

Исходный пункт в нугриорган иэационных изменений (уровень реализации).

Ценности, нормы, модели поведения как основа предпринимательской культуры.

Следствие процессов внутриорганизационных изменений (уровень достижения цели).

Начальный пункт-процессов внутри орган из анионных изменений (уровень внедрения).

Нормативная концепция предприятия как выражение его основной ориентации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные исследовательские результаты и степень реализации цели и задач.

Подводя итоги диссертационной работы, считаем необходимым указать на основные результаты, достигнутые в соответствии с задачами, сформулированными для реализации цели. Степень решения исследовательских задач определяет реализацию цели диссертационной работы и демонстрирует перспективы и проблемы дальнейшего изучения предпринимательской этики.

1. Уточнено содержание категории «предпринимательская этика» и определено место и особенности изучения предпринимательской этики в рамках экономической теории.

Предпринимательская этика как элемент экономических отношений представляет собой совокупность институциализированных этических норм и правил, регулирующих различные аспекты хозяйственной деятельности предприятий, т. е. нормативный институциализированный регулятор. При этом могут наблюдаться различные формы такой институализации, от неписаных социальных установок, до формализованных положений политики или этического кодекса предприятия.

Отличительной чертой морально-этической регуляции является то, что она сочетает ограничительный (ристриктивный) и ценностный (аксиологический) характер норм и правил. Ценностный аспект связан с полезностью извлекаемой индивидами от следования нормам и правилам: «быть моральным — уже благо». Институционализированный характер подчеркивает момент сознательного выбора таких норм и правил и следования им.

Предпринимательская этика как исследовательская тема входит в состав более широкой предметной области — экономической этики. В составе которой, предпринимательская этика занимает промежуточное место между системной и управленческой этикой.

Предпринимательская этика занимается проблемами морально-этических норм и правил на уровне предприятия в целом. При этом во внимание принимается как влияние данных норм внутри организации (на персонал предприятия), так и в отношении с внешней средой взаимодействия (с партнерами, органами государственной власти, местным сообществом и т. д.).

Особенность предпринимательской этики как исследовательской темы в рамках экономической теории состоит в том, что она не только изучает влияние морали и этики на деятельность хозяйствующих субъектов, но и применят экономические методы исследования, исходя из того, что критерием этического выбора, осуществляемого участниками деятельности предприятия, является принцип экономической рациональности.

Таким образом, предпринимательская этика рассматривается как совокупность институциализированных норм и правил, имеющих морально-этическое содержание (ограничение и ценность) и регулирующих различные аспекты хозяйственной деятельности предприятий, а также рациональный выбор данных норм, с нелыо осуществлять предпринимательство более эффективно.

2. Раскрыта институциональная природа и функции предпринимательской этики.

Институционализированный характер нормативной регуляции предпринимательской этики определил использование институциональной парадигмы экономической теории для раскрытия природы и функций предпринимательской этики как элемента экономических отношений.

Предпринимательская этика, имея институционализированную форму своего проявления, выражающуюся в том, что ее нормы и правила должны быть осознаны, артикулированы и проявляться в деятельности, входит в состав более широкого класса экономических институтов. Принадлежность предпринимательской этики к данному классу отражается в общей функции, выполняемой данными институтами — обеспечение достижения экономически эффективных результатов экономических отношений за счет негативного влияния на величину выигрыша от оппортунистического поведения для участников деятельности предприятия.

Выделение предпринимательской этики в особую группу экономических институтов связано с тем, что она является относительно более привлекательным объектом для инвестирования, по сравнению с другими группами экономических институтов. Это обусловлено дополнительной полезностью, возникающей за счет удовлетворения нравственной потребности и возможностью проецирования своей благоприятной репутации на взаимодействия с другими участниками. В этом проявляется вторая (специфическая) функция предпринимательской этики — служить для участников деятельности предприятия объектом инвестиций в социальный капитал.

Кроме того, институциональный анализ предпринимательской этики позволил установить, что индивидуальные морально-этические установки участников деятельности предприятия, выражающиеся в склонности к сотрудничеству, являются необходимым условием хозяйственной кооперации, как внутри, так и между предприятиями.

3. Выявлены связи между социально-экономическими условиями хозяйствования и предпринимательской этикой в различные исторические периодыустановлены особенности постиндустриального этапа развития общества и экономики, обуславливающие современную роль предпринимательской этики.

Анализ истории развития экономической и предпринимательской этики, начиная с периода античности и до наших дней, показал наличие взаимозависимости между материально-техническими, социокультурными условиями хозяйствования, с одной стороны, и их морально-этической оценкой, с другой.

Автор выяснил, что моральная чувствительность, как общества, так и экономической науки, носит волнообразный характер. Наблюдается единство моральной и экономической оценки хозяйствования (античность), их функциональное разграничение (в периоды классической экономической теории и немецкого экономического либерализма) или длительное доминирование одного масштаба над другим (экономического над этическим, в неоклассическом подходе экономической теории).

Рассмотрение современного этапа исторического развития и его идентификация как перехода к постиндустриальному обществу позволило увидеть причины роста общественно-политических и теоретических обсуждений проблем этической оценки хозяйствования. На микроуровне хозяйствования внимание к предпринимательской этике связано с высокой степенью неопределенности и нестабильности. проявляющихся в результате перераспределения власти между участниками деятельности предприятия.

Причем значение предпринимательской этики в решении задачи снижения неопределенности и нестабильности в системе экономических отношений может быть столь велико, что именно предпринимательская этика в постиндустриальной экономике может сыграть определяющую роль в общей конкурентоспособности предприятия на рынке.

4. Типологизироваиы современные подходы к изучению предпринимательской этики и выделены наименее разработанные на данный момент исследовательские вопросы.

Обзор исследований по предпринимательской этике показал, что, несмотря на множество подходов к данной проблематике, основной контекст научной дискуссии по предпринимательской этике определяют концепции сформулированные Карлом Хоманом, Питером Ульрихом и тандемом Хорста Штайманна и Альберта Лера.

Автором была построена типология данных концепций. Было установлено, что центр тяжести морально-этических оценок переносится сегодня с индивидуума на уровень социальных институтов и порядков. В этом пункте наблюдается консенсус теоретических представлений основных современных подходов и изучению предпринимательской этики. Для всех исследователей характерно использование нормативной аргументации. Отличия и выделение отдельных типов основано на разнице понимания парадигмы экономической теории. К. Хоман настаивает на универсальной объяснительной силе экономической науки. П. Ульрих и тандем X. Штайнманна — A. Jlepa понимают экономику достаточно узко, как теорию рынков. Нет единства относительно главенства между экономикой и моралью, как подсистемами общества. К. Хоман исходит из примата экономики над моралью и этикой, П. Ульрих, X. Штайнманн и А. Лер отдают предпочтение морали над экономикой. Соответственно, П. Ульрих, X. Штайнманн — А. Лер исследуют возможности морально-обоснованной корректировки рынка, а К. Хоман ищет экономическое обоснование моральных институтов.

Также были обнаружены существующие на сегодняшний день пробелы в изучении предпринимательской этике. Для всех проанализированных концепций характерна высокая степень внимания к вопросу философского обоснования этических принципов. Тогда как современная ситуация требует преодоления «заст-рявания» на этой стадии экономико-этической дискуссии и перевода ее в более прагматическую плоскость. Также недостатком следует считать идеалистическую позицию по отношению к имплементации этических норм. На основании этого, автором делается вывод, что условием развития предпринимательской этики должен быть учет широкого социального и культурного контекста, признание того, что участники деятельности предприятия уже являются носителями морально-этических норм разной силы и происхождения. Эти нормы через процессы социального взаимодействия образуют специфическую культуру на предприятии.

5. Выявлены три основных типа этической ответственности предприятий. Определена последовательность внедрения предпринимательской этики, даны общие рекомендации по формированию предпринимательской этики и культуры предприятий.

Исследования, проведенные в одной из развитых стран (Германии), подтвердили значимость технологических и экономических изменений условий хозяйствования для внедрения предпринимательской этики. Характер этих структурных изменений совпадает с описанием постиндустриального периода развития общества.

В ходе исследования были выделены три группы предприятий и соответствующие им типы предпринимательской этики.

Молодые предприятия в новых рыночных сегментах. Предпринимательская этика на этих предприятиях имеет динамично-неформальный тип.

Успешные предприятия на рынках стандартизированной продукции (партнерские предприятия). Предпринимательская этика здесь определяется форма-лизовано-партнерским типом.

Традиционные предприятия на етагнирующих рынках. Эти предприятия обладают классически-структурированным типом предпринимательской этики.

Динамично-неформальный и формализовано-партнерский в большей, по сравнению с классически-структурированным типом, степени связаны с распространением комплекса характеристик доверия во внутренней среде предприятия и формирование специфической предпринимательской культуры на предприятии.

Согласно результатам исследования пяти крупных российских предприятий, их предпринимательская этика удовлетворяет пяти из семи характеристик классически-структурированного типа (отраслевые проблемы, поиск новой предпринимательской концепции, косность бюрократических структур, многоуровневая иерархия, ориентация на материальную и социальную защищенность работников) — наименее благоприятного, с точки зрения формирования внутриорганиза-ционного доверия.

Динамика становления предпринимательской этики и культуры. Автором были определены этапы формирования предпринимательской этики и необходимые шаги по их реализации, приводящие к формированию специфической предпринимательской культуры предприятия. Эти этапы могут быть обозначены как этап внедрения, этап приложения и этап достижения цели.

Автором также разработан ряд общих рекомендаций предприятиям, заинтересованным во внедрении норм и правил предпринимательской этики.

Результаты проведенного исследования дают основания считать, что задачи диссертационного исследования решены, а цель достигнута.

Перспективы и проблемы дальнейшего исследования.

Результаты диссертационной работы открывают перспективы дальнейшего исследования предпринимательской этики. Эти перспективы нельзя считать до конца определенными. Общественная значимость и интерес к проблемам предпринимательской этики, как и ко многим другим исследовательским темам, носят отчасти ситуативный характер. Однако острота современных морально-этических проблем в экономической сфере, объем активности хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской этики позволяют прогнозировать интенсивное развитие предпринимательской этики как научной дисциплины. Наша диссертационная работа актуализирует направления дальнейшего изучения предпринимательской этики, связанные с применением институционального подхода, теории постиндустриального общества и использованием теоретико-игрового моделирования. Одновременно указывается на аналитическую силу традиционного микроэкономического инструментария при рассмотрении изменений в содержании и структуре норм предпринимательской этики.

Практическая применимость и апробация результатов.

Активность предприятий в области разработки и внедрения в деятельность норм и правил предпринимательской этики должна строиться на серьезной подготовительной теоретической работе. В противном случае усилия отдельных предприятий рискуют не просто оказаться безвозвратными затратами ресурсов, но и дискредитировать предпринимательскую этику, несмотря на ее мощный потенциал регуляции трансакционных процессов. Экономические просчеты предприятий при имплементации норм предпринимательской этики могут быть экстраполированы на предпринимательскую этику в целом. В такой ситуации «быть моральным — аморально». Понимание этого все больше распространяется в предпринимательской среде. В частности, результаты данного диссертационного исследования были востребованы руководством двух предприятий: ЗАО «Инвестиционная промышленная компания «Мехтранс» (Екатеринбург) и ОАО «Синарский трубный завод» (Каменск-Уральский). Эти предприятия сложно признать схожими по своим характеристикам. Первое — скорее среднее предприятие, управляющая и торговая компания. Второе — одно из крупнейших в регионе и стране металлургических предприятий. Соответственно, им были даны различные рекомендации в области предпринимательской этики. Однако в обоих случаях ведущей идеей была необходимость сочетания индивидуального и социального аспектов предпринимательской этики. Учитывалась последовательность внедрения элементов предпринимательской этики различных уровней в соответствии с моделью «Организационный айсберг». Различия между этими предприятиями демонстрируют заинтересованность предпринимателей и управляющих в результатах теоретической работы в области предпринимательской этики, проявляемую на всех уровнях хозяйствования. Можно заключить, что при сохранении тенденций к формированию ключевых характеристик постиндустриального общества, предпринимательская этика способна стать фактором как экономического роста предприятий, так и элементом формирующейся культуры социальных взаимоотношений в постсоветский период.

Помимо этого, основные положения диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на Международной научно-практической конференции «Предприятие — окружающая среда — культура», г. Екатеринбургна 3-й научно-практической конференции студентов и преподавателей факультета экономики и права УрГПУ, г. Екатеринбург в 2002 годуна семинаре во Франкфурте-на-Одере (Германия) в 2003 году, на Всероссийском симпозиуме по экономической теории в Екатеринбурге в 2003 году.

Институциональные аспекты изучения предпринимательской этики вошли в содержание главы «Внутрифирменная этика и культура» написанной автором для учебника «Экономика предприятия», подготовленного к печати издательством Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбург.

Статистика публикаций по теме «Социальная ответственность бизнеса».

Интерес общественности к проблеме предпринимательской этики в России может быть проиллюстрирован данными аналитической справки «Ассоциации менеджеров», подготовленной на основе анализа мониторинга базы данных публичной Интернет-библиотеки Public.ru1 (более 700 русскоязычных периодических изданий). Согласно аналитической справке, «.за период с 1 января по 25 октября 2001 года в российской прессе по проблемам социальной ответственности бизнеса было опубликовано 1 706 статей, большая часть которых (86,69%) приходится на региональные издания"2.

200 180 160 140 120 100 80 60.

40 • -20 -О —.

Динамика публикаций российской прессы по теме «Социальная ответственность бизнеса» (2001).

Так как социальная ответственность лишь частично охватывает проблематику предпринимательской этики, можно предположить, что годовой объем публикаций в прессе на самом деле еще значительней.

1 — центральная пресса;

2 — региональная пресса;

3 — вся пресса о. а о с. с 3.

X 2.

Ь: О.

1 См.: Публичная Интернет-библиотека [Электрон, ресурс]. Режим доступа: www.public.ru.

2 Пресса о проблемах социальной ответственности бизнеса: Аналит. справка [Электрон, ресурс] // Ассоциация менеджеров. 2001. Режим доступа: http://www.amr.rn.

Семантика предпринимательской этики.

В научной среде существует большое количество терминов и понятий, связанных с изучением как реального, так и идеального соотношения морали и экономики. С одной стороны, это связано как с различиями в понимании морали и экономики, так и с трактовкой задач изучающих их научных дисциплин (этики и экономической теории). С другой стороны, развитие интереса к изучению взаимовлияния морали и этики часто шло параллельно в разных странах и даже в разных исследовательских группах внутри одной страны. Это привело к появлению на свет понятий, пересекающихся в своем содержании и дублирующих друг друга. За отправную точку анализа мы выбираем языковую традицию немецкого научного сообщества и пытаемся подробно разобраться в привычной для нее терминологии. Этот выбор не является случайным. Он обусловлен влиянием, оказываемым немецкими коллегами на отечественную науку. Так, сами понятия «хозяйственная и предпринимательская этика» (Wirtschaftsunci Unternehmensethik) — один из многочисленных примеров заимствований из германской научной и политико-экономической риторики. Достаточно вспомнить такие понятия, «подаренные» нам немецким языком и прочно вошедшие в употребление, как «социальное партнерство» (Sozialpartnerschaft), «социальное рыночное хозяйство» (Sozialmarktwirt-schaft) и др. Значение влияния немецкого языка сравнимо для российских социальных наук со значением англо-саксонской традиции. И здесь наш выбор между ними является сознательным и даже стратегическим1. Сравнительный анализ англо-американского и немецкоязычного подходов к экономической этике говорит в пользу последнего. Если исследования по экономической этике в немецком культурно-языковом пространстве охватывают все уровни экономической дея О стратегическом выборе в области семантики в самой Германии см.: Мертес М. Немецкие вопросы — европейские ответы. М., 2001. С. 58. тельности (микрои макро-), то англо-американский подход концентрируется на проблемах исключительно микроуровня (уровня фирмы). Соответственно, в англо-саксонской научной риторике есть аналог «предпринимательской этике» — «бизнес-этика», или «деловая этика» (Business Ethic), но нет термина, адекватного немецкому понятию «хозяйственная этика». Считаем необходимым лишний раз упомянуть, что внимание немецкого научного сообщества к этическим проблемам макроуровня организации хозяйствования во многом связано с традициями немецкой либеральной школы и ее теории «хозяйственного порядка». Хозяйственную этику иногда называют также «этикой хозяйственного порядка» (Ethik der Wirtschaftsordnung)2.

Заимствование понятий может порождать значительную степень неопределенности их содержания. Вырванные из контекста и утерявшие свое первоначальное содержание, такие понятия и их употребление становятся объектом справедливой критики. В качестве примера можно указать на уральский опыт использования понятия «социальное партнерство», который вряд ли можно считать удачным с точки зрения раскрытия проблемы социального партнерства и вариантов ее решения в России, в частности в Свердловской области3.

2 Хоман К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая и предпринимательская этика. С. 186. См.: Загородит Е. Социальное партнерство: Пособие для журналистов. Екатеринбург, 2002.

Динамика роста стоимости этических инвестиционных фондов.

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0 Общая стоимость этических инвестиционных фондов, млн фунтов стерлингов Динамика роста этических фондов1.

Абсолютная величина фондов Великобритании, учитывающих этические измерения бизнеса, при принятии инвестиционных решений не велика (1,8 млрд фунтов стерлингов в 1997 г.). Однако нам важна динамика — за один только год (1996;1997) эти фонды продемонстрировали рост в 1,8 раза. Если предположить, что темп роста сохранился, то сегодня стоимость фондов должна ежегодно по-меньшей мере удваиваться. Такой рост значительно опережает рост фондового рынка в целом.

1 Данные EIRIS, цнт. по: Прингл X., Томпсон М. Энергия торговой марки: Пер. с англ. / Под ред. И. В. Крылова. СПб. 2001, С. 49.

Характеристики постиндустриального общества в оценках общественного мнения.

За исключением малорепрезентативных отрывочных данных нам не удалось найти факты, иллюстрирующие этап перехода к постиндустриальному обществу. Однако данные опросов, проведенных в Великобритании — одной из наиболее развитых стран мира, демонстрируют, на наш взгляд, две важные тенденции.

Доверие к общественным институтам (% давших наиболее положительные ответы).

Институт 1983 1993 1998.

Армия 88 84 71.

Полиция 83 70 59.

Королевская семья 25 18 30.

Церковь 52 37 30.

Правовая система 58 36 26.

Государственная служба 46 36 20.

Профсоюзы 23 26 17.

Парламент 54 30 16.

Пресса 32 18 7.

Источник: Данные из отчетов «1999 Planning for Consumer Change» и «1995/7 Planning for Social Change «the Henley Centre, цит. по: Прингп X., Томпсон M. Энергия торговой марки. С. 50.

Данные вышеприведенной таблицы показывают устойчивое падение доверия населения развитых стран к традиционным для индустриального периода общественного развития институтам. Это является важным, хотя и косвенным свидетельством размывания их власти. Одновременно растет уровень ожидания населения относительно дополнительной (этической) ответственности предприятий в различных сферах общественной жизни. Такие ожидания связаны с наделением предприятий дополнительными полномочиями, т. е. властью в соответствующих сферах. Отчасти Это происходит за счет ослабления традиционных, прежде всего государственных институтов.

Уровень ответственности компаний за. (согласно мнению потребителей).

Поддержку искусства Восстановление городов Помощь местному сообществу Права животных Образование молодежи Права человека Работу против дискриминации Обучение персонала.

Оценка потребителями роли предприятий в постиндустриальную эпоху1.

1 Данные British Telecom /The Future Foundation: The Responsible Organisation 1997, цит. no: Прингп X., Томпсон M. Энергия торговой марки. С. 134.

Общее описание исследовательских проектов в области предпринимательской этики.

Организаторы и участники исследования.

Исследовательский проект «Предпринимательская культура между партнерством и участием работников в управлении» (Unternehmenskultur zwischen Partner-schaft und Mitbestimmung — в основном тексте диссертации — Проект 1) был организован Фондом Ханса Бёклера {Hans Boekler Stiftung) и Фондом Бертельсманна {Bertelsmann Stiftung). Решение о его осуществлении принято в 1992 г. В 1994 г. по итогам исследования был опубликован подробный доклад1. Исследовательская работа проводилась в университете Касселя, Германия {Universitaet-Gesamthoch-schule Kassel). Совет проекта включал 17 человек, председатель совета — проф. К.-Х. Бриам (К.-Н. Briam), г. Бохум (Bochum), Германиякоманда исследователей — 7 человек, руководитель — проф. Г. Нутцингер (Н. G. Nutzinger), г. Кассель (Kassel), Германияредакционная коллегия — 9 человек.

Методология и инструментарий исследования.

Проект предусматривал подробный анализ предпринимательской культуры на шести коммерческих предприятиях на основе использования метода конкретных ситуаций (case-study2) — проведение структурированных интервью с руководством предприятий и членами Совета предприятия {Betriebsrat)2, на 18 коммерческих предприятиях4- анкетирование по почте, в котором приняли участие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Российская школа экономической мысли // Вопр. экономики.2001. № 2. С. 4−18.
  2. И. И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия. М.: Юристь, 2002. 190 с.
  3. В. В. Агрессивный менеджмент: практика утилитарной этики Электрон, ресурс. // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 3. Режим доступа: vvwvv.ecsoc.msses.ru
  4. М. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998. 268 с. (Сер. Этическая экономия: Исследования по этике, культуре и философии хозяйства- Вып. 4).
  5. Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: ИФРАН, 1995. 353 с.
  6. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. (Сер. Философское наследие).
  7. Аристотель. Никомахова этика. 1132Ь 35. Аристотель. Политика. 1261а 32.
  8. Т. М. Лидерство, стратегия и цели Электрон, ресурс. Режим доступа: http:// www.cfin.vn/management/strategy/|iderstvo.shtm|?printversion
  9. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993 (зима). Т. 1, вып. 1. С. 24−40.
  10. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. / Под ред. В. JI. Иноземцева. М.: A «Academia», 1999.
  11. БлаугМ. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ. 4-е изд. М.: «Дело Лтд», 1994. 720 с.
  12. Дж. Расчет согласия // Избранные труды. Т. 1. М.: Таурус Альфа, 1997. (Сер. Нобелевские лауреаты по экономике).
  13. М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. 646 с.
  14. А. О морали Электрон, ресурс. // Научный атеизм. Режим доступа: www.atheism.ru
  15. В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2 т. / Общ. ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. школа, 1998. Т. 2. 503 с.
  16. Г. В. Ф. Система наук. Ч. 1: Феноменология духа / Пер. Г. Шпета. СПб.: Наука, 1994.438 с.
  17. . Бизнес со скоростью мысли. 2-е изд., испр. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 480 е.: ил.
  18. И. Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Консалтбанкир», 2002. 576 с.
  19. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года / Пер. с англ. М. Леоновича- Под ред. К. Жвакина. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. 120 с.
  20. Г. Мораль и экономика-этические основы социальной рыночной экономики Электрон, ресурс. Режим доступа: www.sobor.ru
  21. ГутникВ. П. Политика хозяйственного порядка в Германии / В. П. Гутник- РАН, Ин-т миров, экономики и междунар. отношений. М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“», 2002. 271 с.
  22. Р. Л. Менеджмент. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 832 е.: ил. (Сер. Теория и практика менеджмента).
  23. А. Четверть Германии переедет // Эксперт. 2003. № 30. 18 авг.
  24. ДемсецХ. Д. Неполные контракты и теория фирмы // Природа фирмы: Пер. с англ. М.: Дело, 2001. 360 с.
  25. Р. Т. де. Деловая этика / Пер. с англ. Р. И. Столпера. СПб.: Экон. школа- М.: Изд. группа «Прогресс», 2001. Т. 1. 496 с.
  26. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Литология/Под ред. В. JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999.640 с.
  27. Е. Экономический образ мышления: представления, понятия, система категорий. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. 278 с.
  28. П. Небо бастует! // Компания. 2002. № 27 (223). 15 июля. С. 76−79.
  29. Е. Социальное партнерство: Пособие для журналистов. Екатеринбург: Изд-во «Баско», 2002.
  30. В. Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Д. Иноземцева. М.: Academia, 1999. 640 с.
  31. В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Логос, 2000. 304 с.
  32. Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под рук. акад. Д. С. Львова. М.: ИНФРА-М, 2001. 318 с. (Сер. Высшее образование).
  33. История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьева, Н. Макашевой. М.: ИНФА-М, 2000.
  34. К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры: Пер. с англ. / Под ред. И. В. Андреевой. СПб: Питер, 2001. 320 е.: ил. (Сер. Теория и практика менеджмента).
  35. Р. И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭ-МО, 1990.
  36. М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура: Пер. с англ. / Под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  37. Л. О., Келсо П. X. Демократия и экономическая власть. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. 320 с.
  38. Г. Системная парадигма и теория предприятия // Вопр. экономики. 2002. № 10.
  39. П. Этика капитализма / Коммент. Дж. Бьюкенена- Эволюция и общество: критика социобиологии. СПб.: Экон. школа, 1997. 158 с. (Сер. Этическая экономия: Исследования по этике, культуре и философии хозяйства- Вып. 1).
  40. Дж. От хорошего к великому. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002. 304 с.
  41. Р. Г. Институциональная структура производства: Нобелевская лекция (1991) // Природа фирмы: Пер. с англ. М.: Дело, 2001. 360 с.
  42. Р. Г. Природа фирмы // Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. школа, 1995. (Сер. Вехи экономической мысли- Вып. 2). 534 с.
  43. Я. И. Учебно-методическое пособие к курсу лекций по институциональной экономике. М.: ГУ-ВШЭ, 1999.
  44. X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание / Пер. с англ. JI. В. Сурковой, В. А. Яковлева, А. И. Панченко- Под ред. В. А. Яковлева. М.: Логос, 2001. 360 с.
  45. А. Ф. История эстетических учений // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение / Сост. А. А. Тахо-Годи- Общ. ред. А. А. Тахо-Годи, И. И. Маханько-ва. М.: Мысль, 1995. 994 с.: 1 л. портр.
  46. А. Доверие и трансакционные издержки // Вопр. экономики. 2003. № 1.
  47. А. После добродетели: Исследование теории морали / Пер. с англ. В. В. Целищева. М.: Акад. проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 348 с.
  48. К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. англ. 11-го изд. Т. 1. М.: Республика, 1992. 399 е.: табл., граф.
  49. Малые и средние предприятия. Управление и организация / Под ред. Й. X. Пих-лера, X. Й. Пляйтнера, К.-Х. Шмидта- Пер. с нем. И. С. Алексеевой, Г. И. Токаревой. М.: Междунар. отношения, 2002. 280 с.
  50. . Басня о пчелах. М.: Мысль, 1974.
  51. К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996. 159 с.
  52. М. Немецкие вопросы европейские ответы. М.: Моск. школа полит. исслед., 2001. 336 с.
  53. Методология Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.warwick.ac.uk/ fac/soc/complabstuds/russia
  54. МизесЛ. фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Пер. 3-го, испр. англ. изд. А. В. Куряева. М.: ОАО «НПО „Экономика“», 2000. 878 с.
  55. П., Роберте Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2 т.: Пер. с англ. / Под ред. И. И. Елисеевой, В. JI. Тамбовцева. СПб.: Экон. школа, 1999.
  56. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: «Питер», 2001. 336 е.: ил. (Сер. Теория и практика менеджмента).
  57. Л. А., Фрид М. И. Постмодерн коммерции (трансформация коммерции в современном обществе). СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2001. 208 с.
  58. К. А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2001.
  59. НортД. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А. Н. Нестеренко- Предисл. и науч. ред. Б. 3. Мильнера.
  60. М.: Фонд экон. книги «Начала», 1997. 180 с. (Сер. Современная институционально-эволюционная теория).
  61. Д. К. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993 (весна). Т. 1, вып. 2. С. 69−91.
  62. В. Основы национальной экономики: Пер с нем. / Общ. ред. В. С. Ав-тономова, В. П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. М.: Экономика, 1996. 351 с. (Сер. Экон. наследие).
  63. ОлейникА. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М.: ИНФРА-М, 2001. 418 с.
  64. ОлейникА. Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. 416 с. (Сер. Высш. образование).
  65. Ю. Опыт философии хозяйства. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  66. Платон. Государство. Законы. Политика. М.: Мысль, 1998.
  67. Пресса о проблемах социальной ответственности бизнеса: Аналит. справка Электрон, ресурс. // Ассоциация менеджеров. 2001. Режим доступа: http://www. amr.ru
  68. X., Томпсон М. Энергия торговой марки: Пер. с англ. / Под ред. И. В. Крылова. СПб.: Питер, 2001. 288 е.: ил. (Сер. Маркетинг для профессионалов).
  69. И., Телицыиа И. Диктатура торговли // Компания. 2002. № 26 (222). 8 июля. С. 17−21.
  70. Психология и работа/Д. Шульц, С. Шульц. 8-е изд. СПб.: Питер, 2003.560 е.: ил. (Сер. Мастера психологии).
  71. Публичная Интернет-библиотека Электрон, ресурс. Режим доступа: www. public
  72. В. В. Еще раз о предмете экономической социологии // Социол. ис-след. 2002. № 7. С. 3−14.
  73. В. В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр полит, технологий, 1998. 328 с.
  74. РихА. Хозяйственная этика / Пер. с нем. Е. М. Довгань. М.: Рос. филиал изд-ва «Посев», 1996. 810 с.
  75. Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке // Вопр. экономики. 2002. № 1.
  76. Русскоязычные сайты, посвященные авторским правам Электрон, ресурс. Режим доступа: vvww.copyright.ru, www.copyrighter.ru
  77. Сайт сертификационной компании DNV (Det Norske Veritas) Электрон, ресурс. Режим доступа: www.dnv.ru
  78. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соц-экгиз, 1962.
  79. А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997.
  80. Социальное рыночное хозяйство в Германии: Истоки, концепция, практика / Общ. ред. А. Ю. Чепуренко. М.: Рос. полит, энцикл. (РОССПЭН), 2001. 208 е.: ил.
  81. Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. JI. Иноземцева. М.: Academia, 1999. 640 с.
  82. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. СПб.: Экон. школа, 1999. 368 с. (Сер. Этическая экономия: Исследования по этике, культуре и философии хозяйства- Вып. 6).
  83. Теория хозяйственного порядка: «Фрайбургская школа» и немецкий неолиберализм: Пер. с нем. / Сост., предисл. и общ. ред. В. Гутника. М.: ЗАО «Изд-во „Экономика“», 2002. 482 с. (Сер. Экономическое наследие).
  84. . Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: В 2 т. 2-е изд., испр.: Пер. с англ. / Под ред. В. М. Гальперина, Н. А. Зенкевича. СПб.: Экон. школа, 2000. Т. 1. XLII + 328 с.
  85. И. Н. Эволюция внутрифирменных корпоративных отношений. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2001. 310 с.
  86. ТоГшбиА. Постижение истории: Сб. М.: Прогресс, 1991. 736 с. Толковый словарь В. Даля ON-LINE. Современное написание слов Электрон. ресурс. Режим доступа: http://vidahl.agava.ru
  87. Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. 669, 3. с. (Сер. Philosophy).
  88. Е. В. Психофизиология человека: Толковый русско-английский словарь Электрон, ресурс. Режим доступа: http://tryphonov.narod.ru
  89. О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». СПб.: Лениздат, 1996.
  90. О. И. Логика экономической организации // Природа фирмы: Пер. с англ. М.: Дело, 2001. 360 с.
  91. Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология: Новые подходы к институционально-сетевому анализу. М.: Рос. полит, энцикл. (РОССПЭН), 2002. 280 с.
  92. Ф. Доверие: социальные добродетели и сотворение благоденствия // Неприкосновенный запас. 2001.№ 2 (16).
  93. Ф. А. фон. Дорога к рабству: Пер. с англ. / Предисл. Н. Я. Петракова. М.: Экономика, 1992. 176 с.
  94. Хиль В, Акционерный капитал и группы, заинтересованные в успехе предприятия / Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5.
  95. К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая и предпринимательская этика // Политическая и экономическая этика / Пер. с нем. С. Курбатовой, М. Костюка. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 368 с.
  96. Ч. Время безрассудства: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. 288 е.: ил. (Сер. Теория и практика менеджмента).
  97. Ч. По ту сторону уверенности: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Капту-ревского. СПб.: Питер, 2002. 224 е.: ил. (Сер. Теория и практика менеджмента).
  98. В. М. Место и функции власти в экономических системах // Вестн. СПУ. Экономика. 1993. Вып. 3.
  99. Человеческие ресурсы Урала Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.uhr.ru
  100. А. Механизм обеспечения соблюдения правил (экономический анализ) // Вопр. экономики. 2002. № 1.
  101. П. Н. Этические принципы ведения дел в России / Под общ. ред. С. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, 1999. 248 е.: ил.
  102. А., Полунин Ю. Нет в природе никакой репутации! // Эксперт. 2002. № 7. 18 февр. С. 67−70.
  103. О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. 1. Геш-тальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. М.: Мысль, 1993. 663, 1. е.: 1 л. портр.
  104. Ю.Э. 10 тезисов к вопросу о глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 2.
  105. Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995. Шумпетер Й. А. История экономического анализа: В 3 т. Т. 1. СПб.: Экон. школа, 2001. 494 с.
  106. Т. Экономическое поведение и институты: Пер. с англ. М.: Дело, 2001. 408 с.
  107. Экологический менеджмент / Н. В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер. СПб.: Питер, 2003. 544 е.: ил. (Сер. Учебник для вузов).
  108. Экономика предприятия: Пер. с нем. М.: ИНФРА-М, 1999. XVI. 928 с. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) / Под ред. Р. М. Нуреева. М.: Моск. общ. науч. фонд, 2001.18 с. (Сер. Научные доклады- № 124).
  109. Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учеб. для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 367 с.
  110. Ю. В. История цивилизаций: Учеб. пособие для студ. вузов туманит. профиля. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 352 с.
  111. Alchian A. A., Woodward S. Reflections on the Theory of the Firm // Journal of Institutional and Theoretical Economics. 1984. Vol. 143, nr 1. P. 110−136.
  112. Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. N. Y.: National Bureau of Economical Research, 1964. 390 p.
  113. Betribswirtschaftslehre. Grundlagen. 2. Auf. / Hrsg. M. Keuck. Baden-Baden: Nomos Verlaggesellschaft, 1994.
  114. Beyer H. Unternehmenskultur und innerbetriebliche Kooperation: Anforderungen und praaktische Erfahrungen / H. Beyer, U. Fehr, H. G. Nutzinger- Unter Mintabr. von A. Beschorner, O. Schumann. Wiesbaden: Gabler, 1995. 192 s.
  115. Chase W. H. Issue Management. Stanford, 1984.
  116. Demsetz H. Information and Efficiency: Another Viewpoint // Journal of Law and Economics. 1969. Vol. 12, nr 1. P. 1−22.
  117. Detzer K. A. Wer verantwortct den industriellen Fortschritt?: auf der Suche nach Orientierung im Geflecht von Untemehmen, Gesellschafl und Umwelt. Berlin- Heidelberg- New York- London- Paris- Tokyo- Hong Kong- Barcelona- Budapest: Springer, 1995.
  118. Enderle G. Handlungsorientierte Wirtschaftsethik: Grundlagen und Anwendungen. Bern- Stuttgart- Wien: Haupt, 1993. 368 s. (St. Galler Beitriige zur Wirtschaftsethik. Bd. 8).
  119. Freeman R. E. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston. 1984.
  120. Fukuyama F. Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperity. N. Y.: The Free Press, 1995.
  121. Gerlach J. Das Zuodnungsverhaltnis von Ethik und Okonomik als Grundproblem der Wirtschaftsethik //Handbuch der Wirtschaftsethik. Bd. 1 /Hrsg. W. Korff. Guetersloh: Guetersloher Verl.-Haus, 1999.
  122. Grabner-Kreauter Sonja. Klagenfurt: Zum Verhealtnis von Unternehmensethik und Unternehmenskultur//Zietschrift fur Wirtschafts- und Unternehmensethik. H. 2 / Berliner Forum zur Wirtschafts- und Unternehmensethik. В., 2000.
  123. Habermas J. MoralbewuBtsein und kommunikatives Handeln. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1983.
  124. Hauser-Ditz A., Mueller S.-G. Unternehmen unter der Lupe // Mitbestimmung. 2002. Nr 11. S. 24−27.
  125. Heiner R. A. The Origin of Predictable Behavior // American Economic Review. 1983. Vol. 73, nr 4. P. 560−595.
  126. Hermann F. Ethik des Unternehmers // Handbuch der Wirtschaftsethik. Bd. 3 / Hrsg. W. Korff. Guetersloh: Guetersloher Verl.-Haus, 1999. S. 189−210.
  127. Hirsch-Kreinser H. Innovationspotentiale und Innovationsprobleme der Werk-zeugmaschinensbaus Zum Verhaeltnis von Verwissenschaftlichung und industrieller Praxis // WSI Mitteilungen. Nr 2.
  128. Homann K. Einleitung Ethik und Okonomie. Город? 1992.
  129. Homann K. Ethik und Okonomik: Zur Theoriestrategie der Wirtschaftsethik // Schriften des Vereins fur Socialpolitik. Neue Folge 228: Wirtschaftsethische Per-spektiven I / Hrsg. K. Homann. В., 1994. S. 9−30.
  130. Homann K., Hesse H. et al. Wirtschaftswissenschaft und Ethik // Schriften des Vereins fur Socialpolitik. N. F. Bd. 147 / Hrsg. G. Enderle. В., 1985. S. 9−33.
  131. Konzepte und oekonomische Erfolg beteiligungsorientierter Reorganisations-prozesse. Lembeispiele aus der betrieblichen Praxis. Bochum, 2001.
  132. Kreps D. M. Coiporate Culture and Economic Theory // Transaction Costs Economics. Vol. 1. Theory and Concepts / Eds. О. E. Williamson, S. E. Masten. Alder-shot: El gar, 1995. P. 497−552.
  133. Marketing ist Teil der Unternehmenskultur (Dr. P. Kreuz, Future Trend Institute, Wien & Boston, im E-mail-Interview mit K. Matejcek) Электрон, ресурс. Режим доступа: www.edings.de/eprint00437.html
  134. Moralische Visitenkarte Interview mit J. Wieland. // Forum. 7/2000 D. S. 17.
  135. Mueller E. Wirtschafts- und Unternehmensethik im Spiegel ihrer Institutionen und Publikationen // Forum fuer Philosophic. Homburg: Bad Homburg, 1994.
  136. Mueller R. Ganzheitliche Managementansatze in der Ubersicht Электрон, ресурс. Режим доступа: (http://www.muellerscience.com/WIRTSCHAFT/Management/ GanzheitlicheManagementansaetze. htm)
  137. North D. Structure and Change in Economic History. N. Y.: W. W. Norton, 1981.
  138. Osterloh M. Vom Nirvana-Ansatz zum iiberlappenden Konsens: Konzepte der Unternehmensethik im Vergleich// Schriften des Vereins fur Socialpolitik. Bd. 228/III. Wirtschaftsethische Perspektiven III.
  139. Rappaport A. Selecting Strategies that Create Shareholder Values // Harvard Business Review. 1981. Vol. 59, nr 3. P. 139−143.
  140. Richter R. Ethische Aspekte der Institutionalisirung wirtschaftlicher Prozesse // Handbuch der Wirtschaftsethik. Bd. 2 / Hrsg. W. Korff. Guetersloh: Guetersloher Verl.-Haus, 1999. S. 17−38.
  141. Robbins L. C. An Essay on the Nature and Significance of Economic Science. L.: Macmillan, 1932.
  142. RuhH. Ethik als Gewinn Электрон, ресурс. Режим доступа: www. ethik stiftung. ch
  143. Schefold В. Antike Theoriebildungen // Handbuch der Wirtschaftsethik. Bd. 1 / Hrsg. W. Korff. Guetersloh: Guetersloher Verl.-Haus, 1999. S. 344−358.
  144. Schmidtchen D. Vertrauen und Recht: Eine okonomische Analyse // Economic Series. 2000. Nr 0004. Februar.
  145. Schweitzer M. Wissenschaftsziele und Auffassungen in der Betribswirtschafts-lehre. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1978.
  146. Selchert Fr. W. Einfuehrung in die Betriebswirtschaftslehre in Uebersichtsdarstell-ungen. 7. Aufl. Muenchen- Wien- Oldenbourg, 1999. 332 s.
  147. Simon H. Models of Man. N. Y.- Wiley, 1957.
  148. Srnka K. J., Schweitzer F. M. Macht, Verantwortung und Information: Der Konsu-ment als Souveran // Zietschrift flir Wirtschafts- und Unternehmensethik. H. 2 / Berliner Forum zur Wirtschafts- und Unternehmensethik. В., 2000. S. 192−205.
  149. Stuebinger E. Neuere Literatur zur Wirtschafts- und Unternehmensethik Электрон. ресурс. Режим доступа: http://dsw.uni-marburg.de/Literat
  150. Thommen J.-P. Betrachtung zur Verhaeltnis zwischen Betriebswirtschaftslehre und Unternehmungsethik im Vergleich // Schriften des Vereins fur Socialpolitik. Bd. 228/III. Wirtschaftsethische Perspektiven III.
  151. Ulrich P. Der kritische Adam Smith im Spannungsfeld zwischen sittlichem Gefuehl und ethischer Vernunft // Berichte des Instituts fuer Wirtschaftsethik der Universitat St. Gallen. Nr40. St. Gallen, 1990.
  152. Ulrich P. Die Unternehmung in der sozialen und oekologischen Umwelt. Teil: Unternehmung und Gesellschaft. 2000.
  153. Ulrich P. Grunfragen der Wirtschaftsethik. Kurze Propaedeutikum zu moeglichen Ansaetzen der Ethik (1996) Электрон, ресурс. Режим доступа: www.iwe.unisg.ch)
  154. Ulrich P. Integrative Wirtschaftsethik. Grundlagen einer Iebensdienlichen Oekono-mie. Bern- Stuttgart- Wien, 1997.
  155. Ulrich P. Unternehmerische Urn welt verantwortung aus diskursethischer Sicht // Umweltund Wirtschaftsethik/Hrsg. H. Steinmann, G. R. Wagner. Stuttgart: Schaeffer-Poeschel, 1998.
  156. Ulrich P., Thielemann U. Ethik und Erfolg. Unternehmensethische Denkmuster von Fuehrungskraften eine empirische Studie. Bern- Stuttgart, 1992.
  157. Vanberg V. Zur okonomischen Erklarung moralischen Verhaltens // Gary Beckers okonomischer Imperialismus / Hrsg. I. Pies, M. Leschke. Tubingen: Mohr Siebeck, 1998.
  158. Walliser B. A. Simplified Taxonomy of 2×2 Games//Theory and Decision. 1989. Vol.25, nr2.
  159. Williamson О. E., Ouchi W. G. The Markets and Hierarchies Program of Research: Origins, Implications, Prospects // Perspectives on Organization Design and Behavior / Eds. A. H. Van De Ven, W. F. Jouce. N. Y., 1981.
  160. Yin R. K. Case-study research: Design and methods. Newbury Park, CA: Sage, 1989.
Заполнить форму текущей работой