Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Моделирование как средство интеграции курса математики с курсами информатики и специальных дисциплин в автотранспортных техникумах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы роль и место моделирования реальных задач и производственных ситуации на компьютере в процессе формирования профессиональных умений и навыков у студентов автотранспортных техникумов Содержание курса «Математика и информатика» включает пять содержательных блоков. Для содержательных блоков программы определены… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы обучения моделированию реальных задач и производственных ситуаций как средство интеграции курсов «Математика» и «Информатика»
    • 1. 1. Роль и место моделирования в обучении математике и информатике
    • 1. 2. Анализ современного государственного стандарта подготовки кадров в автотранспортных техникумах
    • 1. 3. Пути и средства интеграции курсов «Математика» и «Информатика» в единый курс «Математика и информатика»
  • Глава II. Содержание и методические особенности обучения студентов автотранспортных техникумов методам моделирования на уроке и во внеаудиторной работе
    • 2. 1. Обучение студентов различным методам моделирования при изучении курса «Математика и информатика»
    • 2. 2. Методика формирования профессиональных умений и навыков у студентов автотранспортных техникумов посредством обучения их моделированию
    • 2. 3. Методика обучения студентов моделированию во внеаудиторной работе с целью формирования у них познавательного интереса к избранной профессии
    • 2. 4. Описание педагогического эксперимента и анализ его результатов

Моделирование как средство интеграции курса математики с курсами информатики и специальных дисциплин в автотранспортных техникумах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Быстро развивающиеся новые информационные технологии влекут за собой коренные изменения не только в производственных технологиях, но и в сфере познавательной деятельности, в частности, образовании. В докладе Международной комиссии по проблемам образования XXI века, представленном ЮНЕСКО, рассмотрены основополагающие принципы дальнейшего развития образования, направленные на то, чтобы «научиться жить вместенаучиться приобретать знаниянаучиться работать» [105. С.2]. Анализируя труды ведущих специалистов в сфере образования (Ю.М. Дик, B.C. Леднёв, А. В. Хуторской и др.), можно утверждать, что существует корреляция интеграции науки, техники и производства с одной стороны и интеграции содержания образования — с другой. Она обусловлена появлением и широким внедрением компьютеров, на которых и основывается современная и будущая информационная техника и технология, позволяющая во всё большей степени автоматизировать удовлетворение многообразных и постоянно возрастающих потребностей общества, а следовательно, и образования. А. П. Александров так определил задачи информатики: «Это создание и вычислительных машин, и математического обеспечения, и современных методов расчёта, и методов автоматизации исследований и средств автоматизации производства» [43. С.7].

При этом роль математики и информатики продолжает усиливаться. Растёт компьютеризация различных областей человеческой деятельности. Так, в программе по математике для общеобразовательных учреждений говорится: «Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека буквально на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определённый стиль мышления. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики и информатики» [203. С.1].

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач, развиваются творческие стороны мышления студентов.

Проблемами повышения качества математического образования занимаются многие исследователи, работающие в области обучения математике. Решение теоретических и практических аспектов этих проблем опирается на работы психологов, дидактов (В.Е. Алексеев [3], Г. С. Альтшуллер [4. С. 17], Ю К. Бабанского [13], JI.C. Выготского [46], П.Я. Гальперина[49], В. В. Давыдова [65], А. Н. Леонтьева [129], В. П Пустобаев, П. Р. Талызиной [201], Л. М. Фридмана [206] и др.), методистов (В.А. Байдака [16], В. А. Далингера [66], В. И. Крупича [119], М. П. Лапчика [128], В. М. Монахова [149], А. А. Столяра [200] и др.).

Начиная с 70-х годов, многими учёными ведётся активный поиск решения проблемы эффективности обучения посредством алгоритмизации и моделирования. Наиболее значимые результаты в этом направлении были получены В. А. Далингером [68], А. П. Ершовым, [127], А. Ж Жафяровым [78, 79], М. П. Лапчиком [128], В. М. Монаховым [149], А. А. Столяром [200], Л. М. Фридманом [206], Е. К. Хеннером и А. П. Шестаковым [207] и др.

А.П. Ершов отмечал: «Компьютер создает такую ситуацию, что не даёт никакого спуска приблизительности, расхлябанности, несобранности и т. д. Компьютер вырабатывает в человеке такие качества, которые ему нужны в жизни .» (цитируется по Е. А. Кубичеву [122. С. 92.].

В свете происходящей информатизации сферы образования и общества в целом, существует настоятельная необходимость исследований, направленных на поиск наиболее эффективных форм и методов использования в учебном процессе такого совершенного инструмента познания как компьютер. К настоящему времени определённый опыт такого поиска заложен в основополагающих работах В. Е. Алексеева [188,189,190], И. Н. Антипова [7], А. Б. Кузнецова [124], Ю. А. Первина [162], С. В. Симоновича [188,189,190], Ю. А. Шафрина [228] и др.

Различные аспекты данной проблемы отражены в работах педагогов, психологов, методистов: А. А. Беспалько [29], В. П. Беспалько [30], И. Н. Вольхиной [44], А. Б. Кузнецова [124], О. П. Одинцовой [158], В. А. Самойлова [183], Э. Г. Скибицкого [192], JI.B. Смолиной [197] и др.

Рыночная экономика требует конкурентно-способных специалистов, которым присуще непрерывное повышение профессионализма, обладание адаптационной и профессиональной мобильностью, чувство ответственности. Это отмечают исследователи: С. Я. Батышев [23], С. Б. Голуб [57], А. Я. Найн [150], A.M. Новиков [154, 155] и др.

Универсальный анализ причинно-системного развития производства позволяет построить систему профессионального образования человека в течение всей его жизни. Поэтому обучение, ориентированное на запоминание материала, современным требованиям не удовлетворяет.

На первый план выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволяют человеку самостоятельно усваивать постоянно обновляющуюся информацию, а также развивают такие способности и навыки, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечили бы ему возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.

Важным из базисных компонентов современного профессионального образования является умение работать на компьютере, что подразумевает использование баз данных, табличных процессоров (электронных таблиц), редакторов различного назначения, экспертных систем и средств телекоммуникаций. Умение работать на современной вычислительной технике означает также способность к постановке и решению задач на компьютере, использованию его в качестве инструмента познания, организации поисковой и исследовательской деятельности. Именно в этой области проявляется тесная взаимосвязь математики и информатики с другими дисциплинами и важность моделирования как способа интеграции знаний и приобретения профессиональных умений. Использование метода моделирования реальных задач или производственных ситуации на компьютере способствует формированию нового информационного стиля мышления.

Исследования, направленные на повышение эффективности использования компьютера как инструмента познания, открывают новые возможности для студентов, преподавателей и методических служб. Освоение методов, связанных с повышением эффективности использования компьютеров в учебном процессе, даёт возможность каждому обучающемуся максимально реализовать интеллектуальный потенциал.

В этой связи необходимо приложить дополнительные усилия для исследования процесса управления познавательной деятельностью и развития мыслительных способностей. Б. В. Гнеденко пишет: «.необходимо привлечь новые возможности познания, в частности, путь математического моделирования процессов и последующего получения логических следствий, уже доступных непосредственному восприятию» [56. С. 128].

Использование компьютера предоставляет возможности такого восприятия. Однако тесная связь математики и информатики оценивается по разному. Приведём мнение не одного человека, а выдержку из итогового документа, выработанного научным семинаром «Перспектива обучения информатике в средней школе» (Министерство образования РФ, Москва, 28−29 октября 1997 г.). В нём говорится: «.включение информатики в одну образовательную область с математикой не соответствует современным представлениям о структуре научного знания, неадекватно роли обучения информатике в развитии личности.» [92].

В первые годы становления область «Информатика» в нашей стране отождествлялась с компьютерной грамотностью. Компьютерная грамотность предполагает наличие навыков работы для делопроизводства, а также умения и навыки пользования современными операционными системами и компьютерными энциклопедиями [104. С. 29].

Формирование алгоритмической культуры у студентов происходит на первом этапе обучения информатике, на котором осуществляется её моделирование. А на втором — изучение свойств моделей — как средство познания реальных задач и производственных ситуаций с помощью компьютера, которое наиболее эффективно способствует развитию у обучаемых способности формализации и структурирования данных, планированию деятельности и так далее. В рамках, как общего, так и профессионального образования, эти аспекты в научно-методической литературе аргументированы недостаточно.

Важными условиями повышения качества подготовки специалистов в техникумах являются взаимосвязь и преемственность общеобразовательного, общетехнического и специального циклов обучения.

В связи с повышенными требованиями современного производства к общеобразовательной подготовке специалистов среднего звена особенно серьёзное внимание уделяется изучению математики. Это объясняется тем, что за последние десятилетия роль математических методов и теорий в других науках неизмеримо возросла. Можно утверждать, что в настоящее время нет науки, которая могла бы обходиться без математических методов, без применения современных компьютеров.

Основные цели обучения математике:

1) развитие математического мышления студентов;

2) приобретение ими глубоких и прочных знаний элементарных основ математики, необходимых для повышения профессиональной подготовки и для практической деятельности, а также умения и навыков применения этих теоретических знаний в конкретных различных ситуациях;

3) понимание студентами научных основ современной техники и современного производства, в той части, в которой это касается использования математических методов в технике и производстве.

Указанные цели обоснованы современным уровнем развития техники, а также динамикой развития социально-экономических факторов. Реализация этих целей предъявляет определенные требования к процессу обучения:

— побуждать и поддерживать интерес студентов, как к самой математике, так и к ее практическим приложениям, согласно избранной профессии;

— учитывать при обучении индивидуальные особенности и эволюцию мышления студентов, постепенно дифференцировать обучение применительно к потребностям будущей деятельности;

— переходить от конкретного к абстрактному так часто, насколько это возможно, прибегать, когда это полезно, к реальному экспериментированию и моделированию;

— предусматривать вопросы, возникающие из конкретных ситуаций, не только для показа практической значимости математики, но и для мотивировки дальнейшего развития математической теории;

— изучать ошибки студентов и видеть в них средство познания их математического мышления;

— отдавать предпочтение размышлению, рассуждению и анализу перед механическим заучиванием.

Все известные работы в области теории и методики обучения математике направлены на решение проблем общеобразовательной школы. Что же касается системы среднего профессионального образования, то здесь задачи, связанные с интеграцией математики и информатики при изучении дисциплин технического профиля, менее изучены:

— теоретически не обоснована возможность использования метода моделирования как средство, позволяющего интегрировать курсы математики, информатики и специальных дисциплин;

— не определены требования к реальным задачам и производственным ситуациям при изучении профилирующих и специальных дисциплин, формирующих профессиональные качества;

— не определены содержание и структура интегрированного курса «Математика и информатика».

Анализ процесса обучения математике в автотранспортных техникумах показал недостаточный уровень знаний студентов по математике, а именно:

— неумение составлять, использовать аналитические соотношения для функциональных зависимостей и устанавливать области допустимых значений аргумента;

— неумение мыслить образно, основываясь на законах аксиоматического построения математики;

— неумение применять формулы математики при решении практических задач и т. д.

Таким образом актуальность нашего исследования обусловлена, с одной стороны, востребованностью автотранспортных техникумов в усилении роли моделирования реальных задач и производственных ситуаций, в частности для разработки интегрированного курса «Математика и информатика» с целью формирования у студентов профессиональных качеств, а с другой стороны необходимостью в дидактике теории и методики интеграции курса «Математика и информатика» с курсами профилирующих дисциплин.

Всё вышеизложенное обусловило проблему исследования: выявление возможностей использования интегрированного курса «Математика и информатика» и курсов профилирующих дисциплин для повышения уровня профессиональной подготовки студентов автотранспортных техникумов.

Объект исследования: процесс формирования профессиональных качеств у студентов автотранспортных техникумов при изучении интегрированного курса «Математика и информатика» и специальных дисциплин.

Предмет исследования: содержание, формы и методы обучения студентов моделированию реальных задач и производственных ситуаций как средство интеграции курса математики с курсами информатики и специальных дисциплин.

Цель исследования: разработка содержания и методического обеспечения для целенаправленного использования на занятиях по курсу «Математика и информатика» метода моделирования реальных задач и производственных ситуаций взятых из специальных дисциплин.

Гипотеза исследования: если разработать содержание, методы и формы математической подготовки студентов при изучении курса «Математика и информатика», интегрированного с курсами профилирующих дисциплин, то можно повысить качество как предметных знаний, умений и навыков у студентов автотранспортных техникумов, так и профессионально значимых качеств.

В соответствии с предметом, гипотезой и целью диссертационного исследования нами были определены следующие частные задачи.

1. Исследовать существующие системы, формы и методы моделирования и на основе анализа определить понятийный аппарат исследования и выделить этапы моделирования реальных задач и производственных ситуаций.

2. Выявить роль и место моделирования реальных задач и производственных ситуаций на компьютере в процессе формирования профессиональных знаний, умений и навыков у студентов автотранспортных техникумов на основе требований государственного образовательного стандарта.

3. Раскрыть особенности процесса формирования профессиональных умений и навыков у студентов автотранспортных техникумов в условиях интеграции курса математики с курсами информатики и специальных дисциплин.

4. Разработать систему прикладных задач, позволяющих использовать особенности моделирования реальных задач и производственных ситуаций, при формировании профессиональных знаний, умений и навыков на занятиях и во внеаудиторной работе.

5. Внедрить в учебный процесс, интегрированный курс «Математика и информатика» и проверить результаты в процессе педагогического эксперимента.

Для решения поставленных задач в процессе работы над диссертацией использовались следующие методы исследования:

• теоретический анализ источников по проблеме исследования (учебники, рабочие программы, психолого-педагогическая, философская, математическая и другая литература);

• наблюдение и анализ педагогических ситуаций, изучение и обобщение опыта преподавания математики и информатики, направленного на тесную интеграцию с другими дисциплинами;

• тестирование, анкетирование, беседы со студентами и преподавателями;

• педагогический эксперимент и статистическая обработка его результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые выявлены особенности моделирования реальных задач и производственных ситуаций с помощью компьютера, направленного на формирование профессиональных качеств у студентов автотранспортных техникумов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1) раскрыты содержание, формы и методы обучения моделированию реальных задач и производственных ситуаций на компьютере в профессиональном образовании, позволяющего формировать как предметные знания, умения и навыки, так и профессионально значимые;

2) определены дидактико-методические особенности процесса составления задач прикладного характера с учетом структуры моделирования;

3) создан механизм, позволяющий закономерно обеспечить рост инициативы, ответственности и стремление у студентов к познанию нового как важнейших профессиональных качеств.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

• наполнен новым содержанием интегрированный курс «Математика и информатика» для обучения студентов автотранспортных техникумов моделированию реальных задач и производственных ситуаций;

• разработана система задач с профессиональным содержанием для специ-аьностей: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (1705), «Организация пассажирских и грузовых перевозок на автомобильном транспорте» (2401), «Бухгалтерский учет» (0601), «Менеджмент» (0602), решение которых предполагает использование метода моделирования реальных объектов, процессов и явлений на компьютере;

• определены новые направления, для организации исследовательской работы студентов во внеаудиторное время.

Достоверность и обоснованность полученных в диссертационной работе результатов и выводов обеспечивается опорой на полученные ранее результаты современных методологических, психолого-педагогических и дидактико-методических исследованийанализом различных подходов к проблеме повышения качества общего среднего и профессионального образованияиспользованием разнообразных методов исследования, адекватных поставленным задачампроверкой разработанной методики на практике и статистической обработкой результатов педагогического эксперимента.

Результаты теоретического исследования и экспериментального обучения подтвердили выдвинутую в диссертации гипотезу.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Если внедрить в учебный процесс моделирование реальных задач и производственных ситуаций на компьютере в процессе интеграции курса «Математика и информатика» с общетехническими и специальными дисциплинами, то можно повысить уровень профессиональной подготовки выпускников автотранспортных техникумов.

2. Интеграция курса «Математика и информатика» с курсами других дисциплин — это инструмент для совершенствования процесса формирования знаний, умений, навыков и профессиональных качеств у выпускников автотранспортных техникумов.

3. Целесообразно в систему задач по курсу «Математика и информатика» включать, как составной компонент, подсистему профессиональноориентированных задач, которая позволяет строить обучение не на абстрактном материале, достаточно сильно оторванном от действительности, а на основе реальных задач и производственных ситуаций, моделирование которых предполагает полную систему действий.

4. Интеграция курса «Математика и информатика» с курсами спецдисциплин позволяет организовать внеаудиторную работу со студентами на более разностороннем материале: создание видеофильмов, электронных учебников, поисковая работа через ИНТЕРНЕТ, перевод иностранных текстов на русский язык и наоборот, поиск новых форм диагностики автомобилей, технических процессов и т. д.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы в Омском автотранспортном техникуме и его филиалах. Основные теоретические положения и результаты исследования были доложены и обсуждены на заседании кафедры методики преподавания математики ОмГПУ (г. Омск, 2000), на научно-методических конференциях Омского автотранспортного техникума (1997, 1999, 2001 г.). Апробация осуществлялась посредством публикаций статей в материалах III Сибирских методических чтений (Омск, 22−27 ноября 1999 г.), участия в научно-практических конференциях регионального и республиканского уровня (г. Новосибирск, 1997г), научно — практическая конференция «Новые информационные технологии в образовательном процессе» (г. Омск 2001 г.).

Материалы, разработанные в ходе исследования, используются преподавателями Омского автотранспортного техникума и других профессиональных средних учебных заведениях.

По диссертации опубликовано 9 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, насчитывающей 232 источника и 15 приложений. Объём диссертации составляет 179 е., приложения — 75 с.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

В данной главе показаны основные способы моделирования как реальных задач из математики, из общетехнических дисциплин, техническая механика, детали машин, экономика и планирование, так и производственных ситуаций из специальных дисциплин «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Автомобили». Формы организации внеаудиторной исследовательской работы со студентами. Работа научно — исследовательской лаборатории. Результаты педагогического эксперимента.

Представлена методика обучения, моделированию математических объектов, начиная с проблем математики и доведённая к проблемам моделирования профессионально — ориентированных задач, причём решение каждой задачи разбивается на этапы: постановка проблемыобсуждения (созданных дифференциальных групп) — межгрупповая дискуссия, где принимается единое мнение, где студенты определившиеся при решении профессионально — ориентированных задач переходят на исследовательскую работу. Это моделирование реальных задач и производственных ситуаций, о чём свидетельствуют разработанные студентами программы: «Виды износа шин», «Подвеска», «Карбюратор», «Шумовая диагностика» и другие. Особый интерес представляет работа научноисследовательской лаборатории, руководимая нами, где студенты делятся на стратегов, тактиков и исполнителей. Задача лаборатории — помочь преподавателям в оформлении методических пособий, создание электронных учебников и видеофильмов, а также в организации учебного процесса как учёт педагогической нагрузки преподавателей, программа «Студент» и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с предметом и гипотезой и целью диссертационного исследования достигнуты следующие результаты:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы роль и место моделирования реальных задач и производственных ситуации на компьютере в процессе формирования профессиональных умений и навыков у студентов автотранспортных техникумов Содержание курса «Математика и информатика» включает пять содержательных блоков. Для содержательных блоков программы определены требования к знаниям и умениям студентов. Программа учебного курса — живой организм, который создаётся в виде типовой программы, затем осмысливается, конкретизируется, уточняется и преобразуется преподавателем. а). Информация. Основные понятия: информация, информационная технология, объект, система, структура, моделирование, информационная система, управление, автоматизированная информационная система управления, автоматизированное рабочее место (АРМ).

Теоретическая часть. Исторические аспекты хранения, преобразования и передачи информации. Информационные технологии и моделирование как научное направление. Особенности современного этапа развития новых информационных технологий. Объект и его признаки. Система и её свойства. Методологические подходы исследования систем. Виды моделирования систем. Информационная система и её структура. Технические средства информационных систем. Персональный компьютер и его основные и периферийные устройства.

Практическая часть. Знакомство с информационными системами. Поиск информации. Освоение эффективных приёмов работы с устройствами ввода-вывода (клавиатура, «мышь», накопители информации на гибких магнитных дисках (НГМД), принтер). б). Современное программное обеспечение и базовые программные средства. Основные понятия: компьютерная программа, операционная система (ОС), оболочка ОС, файл, имя файла, иерархическая структура данных, графическая оболочка Windows, интерфейс. Офисные программы — приложения. Текстовый процессор Word. Электронная таблица Excel. Система управления базами данных (СУБД) Access.

Теоретическая часть. Классификация программ для компьютера. История развития операционных систем. Оболочка MS DOS Norton Commander. Организация хранения информации в устройствах компьютера. Файлы, папки и накопители. Windows 9х (2000, хр), порядок установки и настройки устройств в системе Windows. Стандартные программы. Пользование справочными системами. Поиск информации. Методика освоения новых программ.

Текстовый процессор Word: окно Word, элементы управления. Основные правила работы с текстом, абзац, форматирование текста, вставки Word. Мастера и шаблоны. Подготовка документа к печати.

Электронная таблица Excel: окно Excel, элементы управления, книга, лист, ячейка, строка формул, строка состояния. Ввод и редактирование данных (удаление, вставка, перенос, копирование, авто заполнение). Работа с формулами. Ссылки (относительные, абсолютные, смешанные, ссылки на лист). Мастер функций и его использование. Мастер диаграмм. Создание и редактирование диаграмм. Подготовка листа Excel к печати. Использование Excel для решения задач. Элементы программирования в Excel, создание форм-моделей. Работа с базами данных.

СУБД Access: основные понятия, создание объектов. Работа с таблицами. Таблица и форма. Техника создания связей между таблицами. Запрос-выборка в MS Access.

Установка и удаление приложений Windows. Методика освоения новых программных приложений. Приложение Microsoft Power Point.

Практическая часть. Работа с файлами, папками и накопителями. Создание документов Word, освоение приёмов форматирования абзаца текста. Табулирование. Создание рисунков в Word и их редактирование. Вставка таблиц и работа с ними. Создание сложного документа Word. Печать документа. Использование мастеров Word. Эксперименты с пробными документами.

Ввод и редактирование данных в Excel. Форматы представления данных. Формирование заголовков таблиц. Создание форм-моделей для решения задач в Excel, элементы программирования. Использование мастера функций. Построение и редактирование диаграмм. Решение задач и моделирование в Excel. Использование справочной системы.

Создание объектов в MS Access. Работа с таблицами. Выполнение практических заданий по реляционным базы данных.

Создание и редактирование презентации MS Power Point. Операции со слайдами. Демонстрация слайд — фильма. в). Электронная связь. Основные понятия: компьютерные сети, топология сети Интернет. Протокол. World Wide Web (WWW). Формат HTML. Гипертекстовая ссылка. Адрес Web-страницы.

Теоретическая часть. Локальная сеть и её назначение. Рабочие станции и файловый сервер. Глобальные компьютерные сети. Организации, службы и адреса Интернет. Подключение к Интернет. Последовательность поступления информации в WWW. Электронная почта.

Практическая часть. Работа в локальной сети. (По возможности, выход в Интернет). г). Решение задач математики с помощью компьютера. Основные понятия: модель, моделирование, компьютерная модель. Этапы решения: постановка задачи, алгоритм, программа.

Теоретическая часть. Этапы решения задач с помощью компьютера. Моделирование в процессе решения задачи. Составление, алгоритмов и написание программ. Основные алгоритмические конструкции. Организация данных в алгоритмах. Массивы. Языки программирования Basic и его разновидности. Переменные и их типы. Описание переменных. Использование электронной таблицы Excel для решения задач.

Практическая часть. Решение задач математики на компьютере с использованием языков программирования и электронной таблицы Excel, DERIVE. Ввод, редактирование и исполнение программ (Basic, VBASIC). Решение задач высшей алгебры, математического анализа, математической статистики и теории вероятностей. Построение форм-моделей Excel. Использование инструмента «Поиск решения». Решение оптимизационных задач. (Задачи линейного программирования, транспортная задача). Решение задач прогнозирования. Использование демонстрационных возможностей Excel. Моделирование случайных событий. Демонстрация графиков распределения случайных величин. д). Моделирование объектов, реальных задач и производственных ситуации на компьютере. Основные понятия^ объект, признаки объекта, система. Формализация и моделирование. Имитационная модель. Системный подход. Системный анализ.

Теоретическая часть. Виды и типы моделей. Создание компьютерных моделей, исследование математических объектов (процессов и явлений реального мира). Системный подход как методология моделирования. Модель и её параметры. Взаимосвязь между моделями объектов и моделями задач. Информационная модель. Системный анализ. Использование инструментария информатики для построения моделей и проведения компьютерных экспериментов. Расчленение моделей на набор величин и алгоритмов. Описание объекта.

Практическая часть. Реализация алгоритмов на компьютере. Компьютерный эксперимент.

Велика роль, фундаментальных теоретических знаний в деятельности выпускников техникумов на производстве. Это связано с качественными изменениями его труда, обусловленными механизацией, автоматизацией, роботизацией и, наконец, компьютеризацией современных методов обучения.

2. Доказано, что компьютер при моделировании математических объектов лишь тогда усиливает интегрирующую функцию курсов «Математика и информатика» с курсами общетехнических и специальных дисциплин, когда в процесс обучения будут включены свойства математических моделей как 1). Матричные модели позволяют проводить аналитические исследования, и они применимы, если каждая характеристика моделируемой системы в очередной момент времени представима в виде комбинаций (в т.ч. линейной) характеристик системы в предыдущий момент времени. а). Диффузные модели как видно из их названия, используют в качестве математического аппарата уровня диффузии. Эти модели применяются для исследования динамики вводных экосистем развитие селитебных территорий, транспортной сети и других задач пространственной динамики. б). Балансовые динамические модели представляют моделируемый объект, как совокупность потоков вещества и энергии баланс, которых рассчитывается на каждом шаге моделирования. Их основным аппаратом являются системы обыкновенных дифференциальных уравнений. Частым случаем балансных динамических моделей представляются систематические модели и так называемые компартментальные модели. Последние опираются на предс-тавление объектов, в виде систем различных результатов (компартментов). Однако компартментальные модели не дают возможность прогнозировать состояние системы.

Балансовые динамические модели являются наиболее развитым инструментом изучения динамики сложных систем, но именно в указанном методе моделирования, как в фокусе сконцентрированы почти все проблемы, присущие моделированию вообще: тут вопрос о различиях характерных времен изменения разных параметров, проблема оптимальной размерности моделей и их информационного обеспечения, адекватной передачи смены состояния системы. в). Модели, применяющие аппарат статистической физики, система в данном случае рассматривается как статика состояний взаимодействующих элементов. В модель вводится функция распределения этих элементов и глобальные характеристики системы — энергия, энтропия и прочие. Можно применять для целей моделирования не структурированных простых систем. г). Статистические модели строят при допущении, что моделируемый процесс случаен и может быть исследован с помощью статических методов анализа систем. д). Оптимизационные модели определяют оптимальные значения целевой функции. е). Имитационные модели соответствуют принципу «от математического аппарата к модели». Это формализованное описание изучаемой ситуаций.

3. Раскрыты особенности процесса формирования профессиональных умений и навыков у студентов техникумов, в условиях интеграции курсов «Математики» и «Информатики» в едином курсе «Математика и информатика». Разработана рабочая программа и календарно-тематический план курса «Математика и информатика».

4. Разработана методика обучения моделированию реальных задач и производственных ситуации, позволяющая формировать у студентов автотранспортных техникумов такие профессиональные умения, как: проводить анализ ситуации и находить оптимальные решения, определять неисправности автомобилей по внешним признакам.

5. Разработана система прикладных задач, электронные учебники, видео фильмы позволяющие использовать свойства математических объектов — моделей реальных задач и производственных ситуации, при формировании профессиональных знании, умении и навыков на занятиях и во внеаудиторной работе.

Определены новые направления для организации исследовательской работы со студентами во внеаудиторное время. Система — это комплекс процессов и явлений. Изменение управляемой величины во времени определяет переходный процесс, характер которого зависит от воздействия и от свойства системы. Переходный процесс представляется динамической характеристикой, по которой можно судить о качестве работы системы. Он может с течением времени возрастать, что соответствует неустойчивости системы. Неустойчивая система не сможет выполнить возложенных на неё функций.

В процессе работы двигателя автомобиля его детали соударяются с различс ной силой и частотой, возбуждая упругие колебания в головке блока и блоке цилиндров, которые передаются в окружающую среду в виде шума и стука. Каждая кинематическая пара порождает только ей присущий по силе импульсный сигнал, который появляется в определённой последовательности, зависящей от порядка работы механизма. Сила возбуждаемых импульсных сигналов зависит от величины зазора соударяющихся деталей механизмов. Для диагностирования кинематической пары необходимо:

• выделить присущий только ей сигнал из результирующего;

• оценить полученный сигнал с эталоном.

В процессе анализа и многократного опыта и ознакомления с результатами исследования, проведенных в Транспортной Академии, мы — руководители кружка и студенты сделали вывод, что наиболее перспективным считается объективная оценка технического состояния агрегатов с использованием виброакку-стической аппаратуры. Её применение не требует даже частичной разборки диагностируемых агрегатов и позволяет достаточно точно определить возникшую неисправность или предсказать её появление.

Ранее для приборного диагностирования использовали пьезоэлектрические датчики, а в качестве измерительного прибора — устройство, состоящего из измерителя мощности звуковых сигналов, полосового фильтра, стробатора, порогового устройства и блоков измерения и выдачи результатов. Подобные устройства имелись только в крупных научных лабораториях.

В настоящее время многие сложные лабораторные устройства может заменить компьютер с помощью визуального моделирования, для определения зоны устойчивости использована доказанная нами теорема [227].

Разработанные методы моделирования и интеграции курса «Математика и информатика» с курсами профилирующих дисциплин проверены путём постановки и организации педагогического эксперимента.

Экспериментальное исследование и статическая обработка его результатов подтвердили справедливость гипотезы исследования и доказали, что методы обучения моделированию реальных задач и производственных ситуаций, как средство интеграции курсов «Математика» и «Информатика» позволяет совершенствовать процесс обучения «Математика и информатика» и способствует систематизации и формированию профессиональных качеств у студентов автотранспортных техникумов.

Сделанные выводы дают основание полагать, что поставленные задачи исследования решены.

Основная цель дальнейшей работы и научного поиска:

1. Совершенствование деятельности научно-исследовательской лабораторий, с целью изучения, освоения и создания новых программных продуктов, отыскание новых форм внеаудиторной работы со студентами и внедрения их в учебный процесс.

2. Лавинообразный поток новых информационных технологии требует совершенствования путей интеграции курса «Математика и информатика» с курсами профилирующих дисциплин, с целью формирования профессиональных умений и навыков у студентов автотранспортных техникумов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира Москва. 1985.- 320 с.
  2. И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. -Москва: Высшая школа, 1993.- 150 с.
  3. В.Е. Вычислительная техника и программирование: Практикум по программированию. / В. Е. Алексеев, А. С. Ваулин, Г. Б. Петрова- под ред. А. В. Петрова. Москва: Высшая школа. — 1991. — 399 с.
  4. Г. С. Как научится изобретать.- Тамбов, 1961- 17 с.
  5. Аналитическая деятельность и компьютерные технологии: Учебное пособие / Под ред. В. А. Минаева. Москва, 1996.
  6. П.Г., Ананасов Н. П. Сборник математических задач с практическим содержанием. Москва: Педагогика, 1987.
  7. И.Н. Основы информатики и вычислительной техники: Методическое пособие для преподавателей техникумов. Москва: Высшая школа. — 1991. — 246 с.
  8. Е.Н. Конструирование учебно-познавательных задач для разных типологических групп учащихся: Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Омск, 1998.-22 с.
  9. П.И. Построение и использование системы задач для обучения алгоритмизации в курсе информатики болгарской школы: Дис. .канд. пед. наук. Москва, 1989. — 174 с.
  10. Ю.Афанасьев В. В. Методические основы формирования творческой активности студентов в процессе решения математических задач: Дис. в виде научного доклада доктора пед. наук /Ярославский гос. пед. университет им. Ушинского. Санкт-Петербург, 1997.
  11. Ахмед Омар Бин-Шахна. Прикладная направленность изучения элементов математического анализа в старших классах школ Йемена: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Москва, 1996. — 16 с.
  12. С.Б., Монахов В. М. Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин на факультативных занятиях // Современная педагогика.- 1970.- № 10 с. 36 — 42.
  13. Ю.К. Избранные педагогические труды. Москва: Педагогика. — 1989.558 с.
  14. М.Баженов Р. И. Использование технологии объектно-ориентированного подхода для развития мыслительных действий учащихся при изучении базового курса информатики: Автореферат дис.. канд. пед. наук. / Биробиджанский гос. пед. институт. Омск, 1998. — 16 с.
  15. В.А. Алгоритмическая направленность обучения математике: Книга для учителя. Омск: Изд-во ОмГУ. — 1999. — 100 с.
  16. В.А., Ефимов В. И., Лапчик М. П. Формирование алгоритмической культуры у учащихся. / Повышение эффективности обучения математике в школе: Книга для учителя: Из опыта работы / Сост. Г. Д. Глейзер. -Москва: Просвещение, 1989. С. 74−78.
  17. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» //Вопросы психологии, 1970. № 6. — С.75−79.
  18. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -Москва: Педагогика, 1990. 184 с.
  19. Е.И. Методика реализации компьютерного обучения геометрии в средней школе: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1997.
  20. Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов . физико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования. Москва, 1996.
  21. М.М. Педагогические проблемы определения профессионального соответствия старшеклассников методами математического моделирования. Челябинск, 1993.
  22. О.Н. Методика обучения школьников информационной технологии решения задач с применением баз данных в курсе информатики: Автореферат дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1993. — 26 с.
  23. С .Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. Москва: Педагогика. — 1988. — 173 с.
  24. С. Три цели курса информатики // Компьютера. 1998. — № 20. -45−46 с.
  25. В.В. Соотношение эмпирического и теоретического в познавательной деятельности учащегося. Челябинск, 1993.
  26. В.К. Информационное моделирование в примерах и задачах. -Омск: Изд. ОГПИ, 1992.
  27. М.Н. Интеграция содержания образования. Москва: Педагогика, Бийск, Научно-издательский центр БиГПИ, 1993. — 172 с.
  28. Беседы о преподавании математики. Сост., ред. и вступительная статья И. М. Яглоша. Москва: Просвещение, 1965.
  29. А.А. Технологические подходы к разработке электронного учебника по информатике: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Шадринский гос. пед. университет. Екатеринбург, 1998. — 24с.
  30. В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика. — 1989. — 190 с.
  31. С. А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. Д. Информация и информационные процессы. Пособие для учащихся. Омск, 1999. — 85 с.
  32. P.P. Дифференцированный подход к формированию познавательной самостоятельности студентов младших курсов вузов в процессе обучения математике: Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Саранск, 1996.
  33. В.Г., Гудкин О. П. и др. Современный эксперимент. Подготовка, проведение, анализ результатов. Москва: Высшая школа, 1992.
  34. Г. К. Соотношение базисного и вариативного компонентов предметов естественно научного цикла профессионального лицея. -Тюмень, 1996.
  35. Т.В. Ориентация учащихся на познание как на ценность (на материале работы ученического научно-исследовательского общества Ломоносовской гимназии Санкт-Петербурга: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1997. — 20 с.
  36. Л.В., Бузмаков В. Н. Личностно-ориентированный подход при обучении // Специалист. 1999. — № 9. — с. 18−20.
  37. И.Н. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах: Автореферат дис.. доктора пед. наук. /Челябинский государственный университет. Челябинск, 1997. — 38 с.
  38. А.Н. Проблемы оптимизации курса математики в техническом университете (для специальностей с непрофилирующей математикой): Автореферат дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1998. — 16 с.
  39. B.C. Формирование понятия о математическом моделировании средствами курса алгебры и начал анализа 9 и 10 классов: Автореферат дис. канд. пед. наук. Москва, 1986. — 16 с.
  40. Д.И. Компьютер как средство дифференциации обучения студентов педвуза (на примере информатики). Москва, 1995.
  41. Е.А. Методика изучения универсальных информационных технологий в школьном курсе информатики: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Москва, 1997.
  42. Н.В. Формирование умений организации познавательной деятельности в процессе подготовки учителя технологии: Автореферат дис. канд. пед. наук. Брянск, 1996.
  43. Вол ков Г. Р. Организация профессионального самоопределения школьников в условиях базового города Крайнего Севера: Автореферат дис.. канд. пед. наук /Курганский государственный университет. -Курган, 1996.
  44. Социологические и методологические проблемы междисциплинарных исследований. Вопр. Философии, 1985, № 9.
  45. Вопросы общей методики преподавания математики. Учебное пособие для заочников. Москва: Просвещение, 1979. — 80 с.
  46. Выготский J1.C. Педагогическая психология. Москва: Педагогика -Пресс. — 1996.-536 с.
  47. Н.Н. Развитие самопознания как фактор профессионального самоопределения старшеклассников: Автореферат дис.. канд. пед.наук. -Иркутск, 1993.-24 с.
  48. И.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Санкт-Петербург, 1997.-21 с.
  49. П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для студентов вузов. Москва: КД «Университет»: Ростов: Н/Д.: Феникс. — 1999. — 330 с.
  50. Гейяр де Шарден П. Феномен человека. — Москва: Наука, 1987.
  51. И.В. Использование алгоритмического подхода в обучении химии при решении задач интеллектуального развития учащихся: Дис.. канд. пед. наук. Омск, 1999. — 216 с.
  52. А.А. Формирование умений применять знания на практике // Специалист. 1998. — № 6. — 27−28.
  53. .А., Грязнов Б. С. и др. Моделирование как метод научного исследования. Москва: 1965.
  54. .В. Математика в современном мире. — Москва: Просвещение, 1980.- 128 с.
  55. С.Б. Методы активной профессиональной подготовки обучающихся индустриально-педагогического колледжа: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1997.
  56. А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. — Москва: Знания, 1991.- 157 с.
  57. А.Б., Угольницкий Г. А. Введение в моделирование эколого-экономических систем. Ростов: Из-во РГУ, 1990.
  58. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Специальность: техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования. — Москва: Министерство общего профессионального образования РФ, 1997.
  59. Н.Н. Психология инженерного труда : Учебное пособие. Москва: Высшая школа, 1998. — 333 с.
  60. Е.И. Использование педагогических программных средств в целях повышения эффективности личностного ориентированного обучения (на примере математики): Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Москва, 1998.-21 с.
  61. X., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике. Т. 1−2. -Москва, Мир. 1990.
  62. В.В. Проблемы развивающего обучения.: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. / АПН СССР. -Москва: Педагогика. 1986. — 239 с.
  63. В.А. Внутрипредметные связи как методические основы совершенствования процесса обучения математики в школе: Дисс.. докт. пед. наук.-Омск, 1992.
  64. В.А. Методика реализации внутрипредметных связей в школьном курсе алгебры: Дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1981.
  65. В.А. Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений. Пособие для учителей. Омск, 1991. — 52 с.
  66. И.И. Обучение информатике в школе в условиях профильной дифференциации (на примере курса Экологической направленности): Автореферат дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 16 с.
  67. М.А., Есипов Б. П. Дидактика / Под общей редакцией Б. П. Есипова. Москва: АПН СССР, 1957. — 518 с.
  68. О.Б. Становление самосознания учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Санкт-Петербург, 1998. -25 с.
  69. Н.М. Педагогические основы создания культуротворческой среды на начальном этапе профессионального образования: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Омск, 1998. 21 с.
  70. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. Москва: Просвещение, 1975. — 303 с.
  71. А.В. Технология дистантного обучения математике студентов педагогического университета: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Новосибирск, 1997. 17 с.
  72. B.C. Работа в EXCEL 7.0 для Windows 95 на примерах. -Москва: «Бином», 1995.
  73. .А., Ткачев И. Т. К проблеме классификации межпредметных задач. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей в процессе обучения предметам естественно-математического цикла. Владимир: ВГПИ, 1984. — с. 14−22.
  74. А.Ж. Матричные модели математической демографии. -Новосибирск: Из-во НГПИ, 1991. 99 с.
  75. А.Ж., Жафяров Р. А. Математическая статистика. — Новосибирск: НГПУ, 2000. 249 с.
  76. В.Й. Моделирование на уроках межпредметного обобщающего повторения математики и физики (на материале математики и физики XI кл.): Дисс.. канд. пед. наук. Омск, 1999. — 198 с.
  77. A.JI. Научные основы мировоззренчески направленного обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Москва, 1999. — 40 с.
  78. Н.Н., Симоненко Б. Д. Профессиональная ориентация школьников. Москва: Просвещение, 1989. — 192 с.
  79. Т.Б. Обучение информационному моделированию в профильном курсе информатики: Дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1992.
  80. И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема // Сов. Педагогика. 1974. — № 12. — с. 44−56.
  81. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. Москва: Педагогика, 1981. — 159 с. 90.3убко И. И. Изучение моделей классификационного типа в профильном курсе информатики: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Москва. -1991.- 17с.
  82. Информатика. Базовый курс/ Симонович С. В. и др. СПб.: Изд-во «Питер». — 2000. — 640 с.
  83. Информатика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 1998.-№ 43.
  84. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих /Под ред. А. А. Поспелова. Москва: Педагогика-Пресс, 1994. — с.350.
  85. Р.П. Система лабораторных работ как средство усиления математической подготовки студентов технических специальностей вуза: Автореф.. канд. пед. наук. Саранск, 1994. — 36 с.
  86. Ф.З. Влияние уровня достижений в учебно-производственной деятельности на устойчивость профессиональных намерений учащихся ПТУ: Автореферат дис.. канд. психологических, наук. Москва, 1984. -146 с.
  87. В.Н., Панкин В. Ф. Математическая статистика. Учебник для техникумов. Москва: Высшая школа, 1994, 336 с.
  88. P.P. Логико-структурная модель как средство адаптации учебных программ пропедевтического и базового курса информатики к инварианту образовательной области: Автореферат дис. .канд. пед. наук. Омск, 1999. -18 с.
  89. И. Сочинения в шести томах. Т. 3. Москва: Мысль, 1964. — 382 с.
  90. Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. -18 с.
  91. В.Н. Межпредметные связи в естественно-математической и педагогической подготовке учителя. — Тбилиси: Изд-во Ганатлеба, 1987. -291 с.
  92. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта). Москва: Знание. — 1989. — 75 с.
  93. С.В. Формирование конечного результата обучения и его диагностика как средство повышения качества математического образования в техническом университете: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1998. 16 с.
  94. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. Москва: Знание, 1983. — 96 с.
  95. Е. Вверх по реке // Компьютерра. 1998. — № 24−25. — С. 2833.
  96. Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании». -Москва: Юрист, 1998.
  97. Конституция Российской Федерации.
  98. Концепция регионализации государственного стандарта начального профессионального образования (на примере Тюменской области). -Тюмень: ИП КПК, 1995. 11 с.
  99. Т.М. Моделирование содержания профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки в профессиональных учебных заведениях машиностроительного профиля: Автореф.. канд. пед. наук. СПб, 1994. — 27 с.
  100. Н.А. Региональный компонент математического образования в условиях его гуманитаризации (на примере 5−6 классов школ Тюменского региона): Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Тобольск, 1998.-206 с.
  101. JI.Г. Модель информатизации специализированного учебного заведения (на примере СУНЦ НГУ): Автореферат дис.. канд. техн. наук. Новосибирск, 1995. — 18 с.
  102. Ш. Корчагин Е. А. Формирование содержания профессиональной подготовки специалистов среднего звена //Специалист, 1999. — № 11.
  103. Р.В. Инженерно-графическая подготовка старшеклассников в системе дополнительного математического образования: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Омск, 1994. — 16 с.
  104. Р.Ю. Обучение учащихся предельной аналогии при реализации внутрипредметных связей школьного курса геометрии: Автореф.. канд. пед. наук. Омск, 2000. — 21 с.
  105. Р. Мышление //Компьютерра, 1999. № 48. — С. 26.
  106. П.С., Петров А. А. Принципы построения моделей. -Москва: 1983.
  107. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. С.57
  108. А.О. Проблемы развития компьютерных обучающих программ // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 12−20.
  109. С.В. Приобщение учащихся к методам научного познания как средство формирования рефлексивных умений при изучении химии: Дис.. канд. пед. наук. Омск, 1997. — 187 с.
  110. В.И., Епишева О. Б. Учить школьников учится математике: Формирование приемов учебной деятельности: Книга для учителя. -Москва: Просвещение. 1990. — 128 с.
  111. Е.П. Дифференциация обучения информатике на основе программно-методического комплекса задач: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1993. — 18 с.
  112. В.А. Психология: Учебник для педагогических училищ. 2-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: Просвещение. -1986.-335 с.
  113. Е.А. ЭВМ в школе М.1986 с 92.
  114. Т.В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач. Москва: Педагогика, 1975. — 304 с.
  115. А.Б. Методика обучения учащихся классов с углублённым изучением информатики объектно-ориентированному проектированию программ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 20с.
  116. А.Г., Куклина Г. С. Детали машин. Учебник для техникумов. -Москва: Высшая школа, 1987. 383 с.
  117. Ю.А. Творческие основы преёмственности профессиональной подготовки молодёжи в профтехучилищах и технических вузах: Автореф.. докт. пед. наук. Казань, 1990. — 35 с.
  118. М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах: Дис. доктора пед. наук. -Москва, 1999.
  119. Лернер Дидактические методы образования, проблемы структуры. М: Педагогика, 1980.
  120. А.Н. Проблемы развития психики. Москва: МГУ, 1981.-584 с.
  121. Т.Ю. Диверсификация профессиональных образовательных программ //Специалист, 1998. № 12.
  122. Н.А. Межпредметные связи и проблема формирования умений // Современная педагогика. 1973. — № 10.
  123. Л.Г. Формирование алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения базовому курсу информатики: Дис.. канд. пед. наук. -Омск, 1999.- 152 с.
  124. О.Н. Формирование представлений о научных основах автоматизации в процессе обучения информатике в средне школе: Автореферат дис. канд. пед. наук. Москва, 1990. — 16 с.
  125. Н.М. Моделирование и синтез знаний. Баку: Изд-во ЭлМ, 1970.-97 с.
  126. В.К., Слободянюк А. А., Стамировски Е. Теоретико-информационная оценка эффективности системы обучения //Специалист, 1999. -№ 10.-c.31.
  127. М.Н. Научно-методические основы использования компьютерных технологий при изучении геометрии в школе: Автореферат дис.. доктора пед. наук /Брянский государственный педагогический университет. Москва, 1998. — 31 с.
  128. Математический энциклопедический словарь. / Гл. редактор Ю. В. Прохоров. Москва: Советская энциклопедия. — 1988. — 847 с.
  129. Математическое программирование /Под ред. проф. А. В. Кузнецова. — Минск: Высшая школа, 1985. 382 с.
  130. Матюшенкин-Герке А. Учебно-прикладные задачи в курсе информатики / Информатика и образование, 1992. № 3−4, 5−6.
  131. М.И. Современный урок. 2-е издание. — Москва: Педагогика. — 1985. — 184 с.
  132. Д.К. Статьи и речи. М., 1968.
  133. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений / Под редакцией Я. С. Бродского. М.: Высшая школа, 1997. — 97 с.
  134. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. Пособие для учителей. Сборник статей / Под ред. В. Н. Фёдоровой. -Москва: Просвещение, 1980. 208 с.
  135. Методические рекомендации по математике. Выпуск 11. Методическое пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений / Под ред. Я. С. Бродского. Москва: Высшая школа, 1989. — 92 с.
  136. И.Г. Математическая подготовка инженера в условиях профессиональной направленности межпредметных связей / Дисс.. канд. пед. наук. Тобольск, 1998. — 221 с.
  137. М.С. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся при использовании инструментальных математических пакетов программ в средней школе: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1997. — 356 с.
  138. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 153 с.
  139. В.М. Что такое новая информационная технология обучения? // Математика в школе. 1990.-№ 2. — с. 47 — 52.
  140. Е.В. Методические принципы построения системы упражнений и задач курса информатики гуманитарной ориентации. -Москва, 1996.
  141. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: Изд. «Челябинский дом печати», 1996. — 144 с.
  142. .К. Дидактические условия конструирования учебного материала в процессе изучения системы теоретических знаний: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Омск, 1996. — 20 с.
  143. .М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. Кн. для учителя. Москва: Просвещение, 1981. — 192 с.
  144. A.M. Проблемы гуманитаризации профессионального образования //Специалист, 1999. № 8.
  145. A.M. Профессиональное образование России / Перспективы развития. Москва: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  146. П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в средних профессионально-технических училищах / Методическое пособие для преподавателей средних ПТУ. Минск: Вышейная школа, 1987. — 147 с.
  147. О совершенствовании методов обучения математике. Сборник статей / Составитель B.C. Крамер. Москва: Просвещение, 1978. — 160 с.
  148. О.П. Курс компьютерной графики и геометрического моделирования в системе подготовки учителей математики и черчения // Дисс.. канд. пед. наук. Омск, 1997. — 151 с.
  149. Н.Ю. Развитие методики использования «учебных проектов» при обучении информатике в общеобразовательной школе: Автореферат дис. канд. пед. наук. Москва, 1997.
  150. А.В. Использование новой информационной технологии при преподавании математики в старших классах средней школы: Дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1992.
  151. Ю.А. Обучение программированию и использование ЭВМ в системе компьютерной грамотности учащихся общеобразовательной школы (на базе кабинета информатики): Автореферат дис.. доктора пед. наук. Москва, 1987. — 37 с.
  152. К.К. Занимательная психология. — 5-е издание, переработанное. СПб.: Питер Пресс. — 1997. — 284 с.
  153. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: в 2-х книгах. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — Москва: Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 1999 — 575 с.
  154. Д. Как решать задачу. — Львов: Изд. журнала «Квантор», 1991. — 214 с.
  155. В.А. Универсология Причинно системные основы науки. Минск Вэвэр 2001 г.
  156. В.А. Модели управления предприятием. Минск. Вэвэр 2001.
  157. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научных трудов / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Выпуск 1. — Екатеринбург, 1995. — 224 с. 74.
  158. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. Составители: Кузнецов А. А., Самовольнова Л. Е. Москва: Просвещение, 1988.
  159. Программы общеобразовательных учреждений. Математика. Москва: Просвещение, 1998.
  160. Профессиональная педагогика. Москва: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  161. М.И. Профильный курс математических приложений информатики как средство формирования творческой направленности старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. Омск, 1999. — 126 с.
  162. Г. И. Математизация научного знания. М., 1977.
  163. В.Л. Построение модульной системы обучения компьютерным технологиям: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Москва, 1997. — 16 с.
  164. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 29−37.
  165. Л.В. Межпредметные связи в средних ПТУ строительного профиля. Москва: Высшая школа, 1984. — 72 с.
  166. В.А. Условия эффективного применения полифункционального комплекта технических средств в учебных кабинетах профессиональныхобразовательных учреждений: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Москва, 1996. 143 с.
  167. А.А., Хеннер Е. К. Компьютер на уроке математики. Пермь: Из-во ПТУ, 1991.
  168. Ю.А. Очерки о психологии ума: Особенности умственной деятельности школьников. Москва: АПН РСФСР, 1962. — 504 с.
  169. П.И., Сергеев А. В., Сергиенко Л. Г. Моделирование фундаментальной подготовки студентов //Специалист, 1999. — № 11.
  170. А.А. Математическое моделирование и вычислительный эксперимент. Вестник АН СССР. М., 1979. № 5.
  171. А.А. Что такое вычислительный эксперимент? Наука и жизнь. 1977. № 2
  172. В.А. Компьютерная графика и мультипликация как средство развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1999. -22 с.
  173. Г. И. Профессиональная направленность спецкурсов // Профессионально-педагогический подход к составлению учебных планов и программ. Тезисы Всероссийского межвузовского семинара. — Казань, 1989. с. 32.
  174. Т.М. Технологический подход к проектированию учебного процесса, ориентированного на математическое развитие учащихся: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Москва, 1999. — 24 с.
  175. З.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики при использовании компьютера: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Москва, 1989. — 17 с.
  176. А.Н., Сировский Э. М. Педагогика Шаталина. Москва: Советская Россия. — 1982. — 80 с.
  177. С.В., Евсеев Г. А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс- Москва: АСТ-ПРЕСС: Инфорком Пресс, 1998. — 480 с.
  178. С.В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика. Учебное пособие для средней школы. Москва: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1998. — 592 с.
  179. С.В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Москва: АСТ-ПРЕСС: Инфорком Пресс, 1998. — 480 с.
  180. Э.Г. Теория и практика проектирования и применения в учебном процессе целостных компьютеризованных курсов: Автореферат дис.. доктора пед. наук. Барнаул, 1997. — 36 с.
  181. Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973, с. 61.
  182. Синтез знаний и проблемы управления. М.: Наука1978, c. l 1.
  183. В.Ф. Совершенствование обучения спецдисциплинам средствами математики в профессиональном лицее: Автореф.. канд. пед. наук. Тобольск, 2000. — 18 с.
  184. A.M. Методика организации и функционирования междисциплинарного «школьного центра информатики» на базе кабинета физики средней школы: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -Санкт-Петербург, 1992. 18 с.
  185. Л.В. Профильный курс экономических приложений информатики как средство формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению: Дис. .канд. пед. наук. Омск, 1999.- 195 с.
  186. И.М. Метод Монте-Карло. Москва: Наука, 1968.
  187. Е.Г. Модификация математической подготовки будущих учителей математики, ориентированная на изучение и использование информатики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1998. — 15 с.
  188. А.А. Как математика ум в порядок приводит. 2-е издание, переработанное и дополненное. Минск: В. школа. — 1991. — 207 с.
  189. Jl.А. Ориентация студентов на инновационную деятельность в развивающейся школе: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1995. — CAPut!' с.
  190. В.А. Использование представлений о математическом моделировании в обучении математике: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Москва, 1975. — 31 с.
  191. Е.В. Прикладные задачи как средство формирования математического мышления учащихся: Автореф.. канд. пед. наук. — Москва, 1997. 17 с.
  192. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994 г. — № 1168. '
  193. А.Д. Философия и интегративно общенаучные процессы. М.: Наука, 1981, с. 105.
  194. Философская энциклопедия. М., 1970. Т 5.
  195. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. Москва: Педагогика, 1997. — 208 с.
  196. Е.К., Шестаков А. П. Математическое моделирование. Пособие для учителя. Пермь: ПГПУ, 1995. — 260 с.
  197. Я.И. Как объять необъятное. Москва: Знание, 1985. — 192 с.
  198. С.Ю. К проблемам повышения качества профессионального образования //Специалист, 1999. № 8.
  199. М.А. Стандарт математической подготовки студентов вколледжах США // Специалист. 1999. — № 4. — с. 30−32.
  200. И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. Москва: Просвещение, 1990. — 96 с.
  201. Н.В. Методика применения информационных технологий на разных уровнях общеобразовательной подготовки учащихся (на базе кружковой работы по информатике): Автореферат дис.. канд. пед. наук. Москва, 1996.
  202. А.Н., Береговой М. Н., Жилин Д. Ю. «Моделирование задач с профессиональным содержанием», «Информационные технологии вфобразовательном процессе» Материалы научно практической конференции. — Омск: Изд-во ООИПКРО, 2001, — С. 9 — 16 (0,6 пл.).
  203. А.Н., Тикахин А. П., Береговой М. Н., Жилин Д.Ю."Новые направления во вне аудиторной работе", «Информационные технологии в образовательном процессе» Материалы научно практической конференции. — Омск: Изд-во ООИПКРО, 2001.- С. 20 — 27 (0,5 пл.).
  204. А.Н., Береговой М. Н., Уткина В. Ф., Чернолих В.А.Ф
  205. Математика и программирование в деталях машин", «Информационные технологии в образовательном процессе» Материалынаучно практической конференции. -Омск: Изд-во ООИПКРО, 2001.-С.28 — 52 (1,5 п.л.).
  206. А.Н., Иванов В. О., Климович Е. Н. «Методы расчёта и анализа цепей постоянного тока», «Информационные технологии в образовательном процессе» Материалы научно практической конференции. -Омск: Изд-во ООИПКРО, 2001.- С. 90 — 93 (0,25 п.л.).
  207. А.Н., Шевелёва Н.В.// «Симплексный метод», «Информационные технологии в образовательном процессе» Материалы научно практической конференции. -Омск: Изд-во ООИПКРО, 2001.-С.196- 198 (0,2 п.л.).
  208. А.Н. «Теоретические основы интеграции курсов „Математика“ и „Информатика“» Шестые апрельские экономические чтения Омск, Изд-во ОмГПУ, 2001, С.157−163.
  209. А.Н. «Некоторые неравенства для функций двух комплексных переменных аналитических в неограниченных полных двоякокруговых областях» ВИНИТИ № 6, 6/0 473.
  210. А.Н. «Оценки модуля функции, реальной и мнимой частей функции для некоторых классов функции, голоморфных в неограниченной области» ВИНИТИ № 6, б/о 519.
  211. Ю.А. Информационные технологии: В 2-х частях. 41: Основы информатики и информационных технологий. Москва: Лаборатория Базовых Знаний. — 1999, 320 с.
  212. А.А. Повышение качества математического образования учащихся посредством формирования и развития их алгоритмическойкультуры: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1997. -18 с.
  213. А.Ф. Современные педагогические технологии основа повышения качества подготовки специалистов // Специалист. — 1998. -№ 3. — С. 8−12.
  214. Н.М., Сохор A.M. Методика и техника урока в школе. -Москва: Просвещение, 1985.
  215. И.Ф. Творческие задания // Специалист. 1998. — № 2. — С. 1720.
Заполнить форму текущей работой