Развитие художественной культуры областей Центрального Черноземья в послевоенный период, 1945-1953 гг
Афанасьев Л. Скульптор В. Ф. Буримов // Подъем. — 1958. — № 2. — С. 139−142- Блок В. Воронежские премьеры // Огонек. — 1949. — № 33. — С.26−27- Волгин Ю. Будущее театра // Смена. — 1952. — № 11- Вонслов В. Первые шаги // Муз. Жизнь. — 1962. — № 17. — С. 11−12- Гайзерова Е. Сила таланта// Театральная жизнь. — 1958. — № 3- Дальний Б. Большой путь: к 150-летию театра // Лит. Воронеж. — 1953. № 1… Читать ещё >
Содержание
- о сокращении штата в театрах Воронежской области в соответствии с приказом № 97 Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР Всего состояло Из них ня 03 г сокращено Оставлено
- Наименование Наименование на 1.04 на 1.04.48 г. театров персоналов кол-во месячн кол-во месячн кол-во месячн ед. единиц единиц фонд фонд фонд
- Театр Худ. руковод. 16 370
- Музкомедии Художествен. 36 140
- Худож.технич. 23 770
- Хоз-технич. 10 450
- Администрат. 7330 И
- Итого: 144 030
- Липецкий театр Худ. руковод. 93
- Художествен. 33 900
- Худож.технич. 10 850
- Хоз-технич. 5590
- Администрат. 4490
- Итого: 64 180
- Борисоглебский Худ. руковод. 10 120
- Театр Художествен. 24 425
- Худож.технич. 10 995
- Хоз-технич. 8970
- Администрат. 5080
- Итого: 59 590
- Калачеевский Худ. руковод. 3460 2580 880 к/с театр Художествен. 15 780
- Худож.технич. 2570
- Хоз-технич.
- Администрат.
- Итого: 24 800
- Театр кукол
- 11. 6450
- 4.
- 3.
- Итого: 12 060
- Всего: Худ. руковод. 40 930
- Художествен. 166 695
- Худож.технич. 50 425
- Хоз-технич. 26 070
- Администрат. 20 600
- 495. 304 720
- Члены Художественного совета Воронежской области согласно решения Облисполкома от ноября
- 1. Апкарьянц A.C. — художественный руководитель филармонии
- 2. Афанасьев И.К. — доцент ВГУ
- 3. Баскакова М.И. — балетмейстер театра музыкальной комедии
- 4. Берман Б.И. — Главный дирижер Воронежского симфонического оркестра
- 5. Бернадинер Б.М. — профессор ВГУ
- 6. Бобровский В.П. — преподаватель музыкального училища
- 7. Буримов В.Ф. — член правления Воронежского союза художников
- 8. Васильев А.П. — Председатель Воронежского союза художников
- 9. Голод М.Т. — уполномоченный Главрепеткома
- 10. Данилевская Р.Г. — артистка Воронежского Государственного драматического театра, Заслуженная артистка республики
- 11. Данилов Н.И. — художник Воронежского Государственного театр драмы
- 12. Иванов В.П. — художественный руководитель Борисоглебского драматического театра
- 13. Иванов C.B. — профессор ВГУ
- 14. Козо-Полянский В.М. — профессор ВГУ
- 15. Кретова O.K. — писательница, председатель Союза Советских писателей
- 16. Лазарев Л.А. — художественный руководитель театра музкомедии
- 17. Массалитинов К.И. — художественный руководитель русского народного хора
- 18. Мусорин H.H. — директор Дома народного творчества
- 19. Назаров А.П. — начальник Отдела по делам искусств
- 20. Полинский А.К. — Председатель Воронежского отделения ВТО, артист Воронежского театра драмы
- 21. Силаев А.И. — директор Воронежского областного музея изобразительных искусств
- 22. Ткачев Т.Я. — профессор медицинского института
- 23. Тонков В. Д. — доцент педагогического института
- 24. Трапезников П.Н. — Заслуженный артист республики, Воронежский Государственный драматический театр
- 25. Флоринский В.И. — артист Воронежского Государственного драматического театра, заслуженный артист республики
- 26. Цымлова Л.С. — художественный руководитель театра кукол
- 27. Энгелькрон В.М. — Заслуженный деятель искусств, главный режиссер Воронежского государственного театра драмы
- Иллюстрации
- Михаил Булавин
- Федор Волохов
- Георгий Воловик
- Юрий Гончаров
- Владимир Кораблинов
- Ольга Кретова
- Константин Локотков
- Виктор Петров. V
- Владимир Гордей чев
- Борис Дальний
- Николай Задонский
- Николай Коноплин
- Максим Подобедов
- Гавриил Троепольски й
- Михаил Сергеенко
- Алексей Шубин. | [ ^
- Писатели Воронежа
- Воронежский государственный драматический театр. Финальная сцена из спектакля «Разгром». В центре — заслуженный артист РСФСР С.И.Папов
- Воронежский государственный драматический театр. Сцена из спектакля «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Серебряков (А.И.Пальмин), Елена Андреевна (О.Г.Супротивная)
- Вокзал на ст. Курск. Проект. Арх. И.Я.Явейн
- Клуб железнодорожников. Восстановлен и реконструирован в 1950-г. по проекту арх. Н.А.Вишнякова
- Здание Горкома ВКП (б) и Горсовета. Проект. Архитекторы П. Г. Стенюшин и Н.С. Власенко
- Вход на стадион «Трудрезервов», напротив здание Семеновской обсерватории
- Введение
- Глава 1. Основные направления художественной политики государства в
- 1945−1953 гг
- 1. Цели и задачи художественной политики
- 2. Этапы художественной политики
- 3. Формы и методы осуществления художественной политики партии и государства в 1945 — 1953 гг
- Глава II. Деятельность учреждений художественной культуры и развитие основных видов искусства в ЦЧР в послевоенный период
- 1. Развитие литературы в регионе в 1945—1953 гг.
- 2. Театральная жизнь ЦЧР в послевоенный период
- 3. Развитие музыкальной жизни областейДентрального Черноземья в
- 1945−1953 гг
- 4. Изобразительное искусство и архитектурарегиона в восстановительный период
Развитие художественной культуры областей Центрального Черноземья в послевоенный период, 1945-1953 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На рубеже XX и XXI веков в условияхмительного научно-технического прогресса в России, ищущей пути создания новой экономической и социально-политической системы, вопросы культуры также приобретают поистине судьбоносное значение.
Проблемы истории культуры, ее «возрождения» нуждаются прежде всего в научном и в методологическом переосмыслении. Вряд ли будет преувеличением сказать: история культуры — один из самых малоизученных аспектов нашего обществознания. Между тем культура — это важнейшая составная часть исторического прогресса.
Сегодня, особенно в периодической печати, акцент в выводах делается на то, что процессы советского времени носят только негативный характер. Да, это было действительно время очень сложных и противоречивых процессов, но нигде и никогда процессы общественного развития не носят одно-порядковый характер, и их надо показывать объективно во всей многогранности и многомерности.
К таким сложным процессам общественной жизни относится и художественная культура, которая представляет собой совокупность художественных ценностей, а также исторически определенную систему их воспроизводства и функционирования в обществе. В качестве синонима художественной культуры нередко употребляется понятие «искусство».
Каждому важному этапу развития культуры свойственны свои особые, специфические черты, которые во многом определяют пути ее будущего функционирования. Вот почему изучение художественной культуры в рассматриваемый нами переломный период в жизни страны (переход от войны к мирной жизни) представляется актуальным.
Актуальность проблемы обусловлена также заметной регионализацией общественной жизни России в последние годы. Именно регионы, или «провинции» и составляют основу как экономической, так и культурной жизни.
Неразработанность понятия «провинция» в историко-культурном смысле порождает ряд специфических трудностей при изучении темы «культура в провинции». Провинция до сих пор в массовом сознании воспринимается как синоним захолустья, знак застоя и косности, отсталости, нежизнеспособности. Вот почему, изучая провинциальную культуру, важно определить специфику того или иного региона, показать его собственное «лицо». Провинциальная культура более тесно связана своими корнями с подлинно народными традициями, яркость и самобытность которых питала и питает культуру столиц.
Региональная культура" - понятие, также не устоявшееся в научном обиходе, как и понятие «провинциальная культура», однако оно уже существует и, по всей видимости, будет терминологически укрепляться, приобретать более четкое содержание. Более того, региональный подход к изучению историко-культурного наследия как методологический принцип в последнее время все чаще берется на вооружение исследователями, которые способны извлечь дополнительные смысловые резервы из анализа культурных процессов, протекающих в провинции.
Прошлое и настоящее региональной культуры нуждается сегодня в серьезном научном освещении по двум причинам: во-первых, с учетом масштабов характера российских просторов, региональная культура — это огромный еще неизученный пласт, во-вторых, за современными призывами возродить культуру России не стоит действенная политика российских властей, которые стремятся все бремя забот по сохранению культурного потенциала переложить на местные власти, тем самым подрывая ее основание, отодвигая проблемы культуры на периферию государственных забот.
Изучение художественной культуры послевоенного периода, во-первых, дает возможность проанализировать основные направления восстановления культурного потенциала страны, источники, определившие пути ее дальнейшего развития, воспитательные возможности структурно-функциональных элементов художественной и эстетической культуры в сложной социально-экономической ситуации.
Во-вторых, для современного состояния нашей художественной жизни характерны многие черты послевоенного времени, к ним следует отнести: слабую материальную базу учреждений искусств, недофинансирование, а порой и отсутствие его, задержки в выплате заработной платы, а в связи с этим ущемление материально-правового положения работников художественной культуры и т. д.
Правда, причины здесь разные: в 50-х годах шло восстановление страны после тяжелейшей войны с фашистской Германией, а бедственное положение культуры в 90-е тесно связано с развалом всей экономики в результате «реформ» ельцинских «новаторов», приведших Россию к самому краю пропасти.
Нынешнее положение усугубляется еще и тем, что газеты, радио, телевидение навязывают нашему юношеству чуждые русскому образу мышления западные модели жизни, что руководители государства непродуманно относятся к возможностям литературы и искусства в воспитании молодежи.
Ценность использования послевоенного опыта восстановления учреждений художественной культуры в нынешней сложной социально-экономической ситуации заключается не в механическом перенесении его на современность, а в переосмыслении, учете положительных и отрицательных моментов.
Объектом данного исследования является художественная жизнь областей Центрального Черноземья в 1945 — 1953 гг. во всей ее сложности, противоречивости и совокупности.
В диссертации не планируется рассматривать отдельно деятельность средних художественных учебных заведений, так как главная их функцияобразовательная, и изучение их деятельности относится к вопросам образования.
Однако сеть учебных заведений, находившихся в ведении Отделов по делам искусств, будет проанализирована с точки зрения их количественного роста, открытия новых учебных заведений или закрытия имевшихся. Система подготовки художественных кадров в диссертации не рассматривается, так как основные центры подготовки кадров тогда находились в столичных городах.
Развитие художественной самодеятельности не является предметом детального изучения в нашем исследовании, хотя будет обращено внимание на привлечение трудящихся к художественному творчеству как одному из методов осуществления художественной политики правившей партии и государства.
Изучение вопросов развития народного декоративно — прикладного искусства также не является задачей диссертации. Непрофессиональное искусство будет рассмотрено лишь в контексте общих проблем.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1945 по 1953 год. Поскольку восстановление народного хозяйства Воронежской и Курской областей началось с 1943 года (после освобождения городов Воронеж и Курск), некоторый экскурс в события 1943;1944 гг. в исследовании имеется.
Верхнюю границу исследования можно отнести к 1953 году, когда в связи со смертью И. В. Сталина, произошли перемены в государственной власти и административно-территориальном делении страны. Уже в 1954 г. в Центральном Черноземье возникают новые области — Липецкая и Белгородская. Предпосылки их территориальной самостоятельности родились именно в послевоенный период, причем не только экономические, но и социально-культурные, особенно в Липецке.
Территориальные рамки исследования охватывают три области Центрального Черноземья — Воронежскую, Курскую и Тамбовскую в границах до 1954 года, (города Белгород и Липецк тогда являлись районными центрами Курской и Воронежской областей соответственно).
Эти области были известны своими культурными достижениями на протяжении нескольких веков. После Великой Октябрьской социалистической революции художественная культура этих областей развивалась в соответствии с общими тенденциями культурного строительства в СССР. Признанным культурным центром Центрального Черноземья всегда был Воронеж. Только в Воронеже существовала писательская организация, которая и до, и после Великой Отечественной войны пыталась объединить разрозненные силы литераторов региона. Высоко профессиональным музыкальным коллективом областей Центрального Черноземья в послевоенный период являлся Воронежский симфонический оркестр.
Воронеж с полным правом можно назвать и театральным городом, так как он являлся лидером среди городов региона по количеству театровименно в Воронеже находились единственный в Черноземье театр, имевший статус государственного, — Воронежский государственный драматический театр и единственный театр музыкальной комедии.
Таким образом, Воронеж являлся центром культурного развития областей Центрального Черноземья, и вполне понятно, что значительная часть нашего исследования построена на документах Воронежской области, однако и материалы Курской и Тамбовской областей занимают достаточное место.
К изучению художественной культуры как целостной системы историки обратились сравнительно недавно. В 60−70 гг. появился ряд работ, посвященных этой проблеме. Один из основоположников изучения советской художественной культуры Ю. А. Лукин рассматривает художественную культуру как «совокупность созданных данным обществом художественных ценностей, а также сам процесс их создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком».1.
1 См.: Лукин Ю. А. Художественная культура зрелого социализма. — М., 1977. — С.22.
Л.Н.Коган выделил следующие отличительные черты художественной культуры: всеобщность, единство эмоционального и рационального, своеобразный характер смены типов художественной культуры, связь с высококвалифицированным физическим и умственным трудом.1.
Некоторые аспекты развития художественной культуры в стране рассматривал в своих трудах В. Т. Ермаков. Однако, его работы главным образом были посвящены довоенному периоду в истории советской художественной культуры. В основном исследовал проблему партийно-государственного руководства культурой, которое рассматривал как многогранный процесс целенаправленного воздействия партии на все стороны духовной жизни советского общества. Система партийно-государственного руководства культурой, как считал В. Т. Ермаков, представляет собой важнейший общественный механизм, функционирование которого является исторически закономерным условием развития советской культуры на ее любом историческом этапе. Комментарии здесь, как говорится, излишни.
В работе П. А. Рапацкой, посвященной русской художественной культуре в целом, послевоенный период ее развития (1945 — 1953 гг.) почти не рассматривается. Краткое изложение постановлений ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства и описание последовавших за ними гонений на деятелей художественной культуры — таково основное содержание этой книги. Причиной противоречивости всех явлений художественной жизни П. А. Рапацкая считает столкновения между оптимистическими настроениями «общества победителей» и деспотическим политическим режимом.3 Вопросы восстановления в послевоенный период учреждений художественной культуры, сохранения художественных ценностей автором данного труда не рассматривались.
1 См.: Коган Л. Н. Художественная культура и художественное воспитание. -М., 1979.-С.15.
2 См.: Ермаков В. Т. Исторический опыт культурной революции в СССР: методология, история, историография. — М., 1987.-С. 12.
3 См.: Рапацкая П. А. Русская художественная культура. — М., 1998. — С.529−534.
Отдельные вопросы восстановления и развития художественной культуры областей Центрального Черноземья после Великой Отечественной войны нашли отражение в краеведческой литературе региона.
По вполне понятным причинам в конце 40-х — первой половине 50-х годов серьезных научных трудов, посвященных художественной культуре.
Центрального Черноземья, не появилось, а публицистические материалы посвящались главным образом песне. Внимание исследователей и деятелей культуры к профессиональному и самодеятельному развитию песенного жанра.
1 2 нашло свое отражение в брошюрах и статьях М. Литвинова, В. Дорохова, Г. Кремнева3, А. Иконникова4, Н. Калугиной5, которые в соответствии с «духом времени» акцентировали внимание на положительном опыте в области художественной жизни и замалчивали имевшие место недостатки.
Сказанное в равной степени относится и к брошюре М. К. Теплякова «Рост культуры трудящихся Воронежской области за 40 лет Советской власти"6, в которой автор характеризует потери Воронежской области за годы Великой Отечественной войны в культурной сфере и в связи с этим раскрывает работу по восстановлению культурного потенциала, делая однозначный вывод о расцвете науки, техники, культуры. Однако в брошюре отсутствуют глубокий анализ конкретных исторических фактов, обобщения, объективная оценка имевшихся тогда трудностей. Брошюра носит ярко выраженный пропагандистский характер.
На этом фоне по своему содержанию выделяется небольшая книга у.
Творцы современной песни". Это рассказ об одном из самодеятельных коллективов г. Воронежа послевоенного времени, о его гастролях, достижениях, Литвинов М. Певцы Воронежского края. — Воронеж: Обл. Кн. изд-во, 1949.
2 Дорохов В. Воронежские певцы. -Воронеж, 1948.
3 Кремнев Г. Рождение песни // Сов. Музыка. — 1952. — № 9. — С. 51−53.
4 Иконников А. Запевалы воронежских полей // Сов. Музыка. — 1958. — № 8. — С. 117−118.
5 Калугина Н. Мастерство народного хора. // Муз. Жизнь. — 1958. № 11. — С.4.
6 Тепляков М. К. Рост культуры трудящихся Воронежской области за 40 лет Советской власти. — Воронеж, 1957.
7 Творцы современной песни. -М., 1952. о создании новых советских песен в Воронежской области. В полной мере историческим источником данная книга не является, т.к. она носит больше музыковедческий характер.
60-е-70-е годы были отмечены выходом в свет нескольких значительных трудов по исследуемой нами теме. Созданная коллективом авторов (Н.Данилов, Ф. Луценко, Р. Пшестанчик, Н. Соколова, В. Шапошников) книга «Литература и искусство г. Воронежа» посвящена послевоенному периоду развития художественной культуры города1. Интересна она прежде всего тем, что написана очевидцами и современниками происходящих событий. Книга содержит многочисленные ссылки на Постановления ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства, оценки явлений культуры в партийной печати. Наиболее подробно в ней рассказывается о развитии в регионе литературы.
Книга И. Круглого «Художники Воронежа, Курска и Орла» посвящена главным образом послевоенному периоду. В своей работе И. Круглый подчеркивает бурный творческий рост художественных организаций после освобождения региона от оккупантов, что, в частности, подтверждается участием живописцев, скульпторов, графиков Воронежа, Курска и Орла в республиканских и всесоюзных художественных выставках. Однако книга носит художественно-публицистический характер и рассчитана на массового читателя. Автором почти не рассматривались формы организации художественной жизни в послевоенный период, деятельность местных Союзов художников, их проблемы и трудности, не выделялись особенности развития изобразительного искусства в провинции.
Культурным преобразованиям в Курской области за годы Советской власти посвящена монография П. И. Кабанова. Автор довольно подробно прослеживает послевоенные изменения культуры, раскрывает значение победы.
1 Литература и искусство Воронежа. — Воронеж, 1958.
2 Круглый И. Художники Воронежа, Курска, Орла. — Л., 1960.
3 Кабанов П. И. Культурные преобразования в Курской области. 1917;1967. — Воронеж, 1968. в Великой Отечественной войне для дальнейшего культурного подъема в стране, но период 1945;1953 годов им практически не рассматривался, особенности развития художественной культуры Курской области не выделялись. Оценка периода преувеличенно положительная.
Большое количество книг и очерков о Воронежском государственном драматическом театре написано известным воронежским театроведом З. Я. Анчиполовским. Советскому периоду истории этого прославленного творческого коллектива посвящена книга «Воронежские сезоны"1. С настоящей душевной теплотой пишет З. Анчиполовский о С. И. Папове, Н. И. Данилове, Р. Г. Данилевской, Ф. И. Флоринском, С. О. Вольфе и других работниках театра. Наиболее интересные спектакли, относящиеся к изучаемому периоду, З. Анчиполовский, описывает яркими сочными красками.
Однако очерки написаны на основе личных впечатлений, воспоминаний деятелей искусства и работников Воронежского государственного драматического театра и потому не лишены субъективизма в пристрастиях и оценках.
О восстановлении и деятельности Липецкого, Борисоглебского, Белгородского, Курского драматических театров, Воронежского театра музыкальной комедии в 1945;1953 гг. до настоящего времени исторических работ не создано.
Наиболее фундаментальным исследованием второй половины 60-х годов являются «Очерки истории Воронежской области» под редакцией Е.Г. Шуляковского2, изданные в связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции и содержащие наряду с другими материалами и фактический материал по истории развития науки, искусства, литературы Воронежской области. Данное издание хочется отметить еще и потому, что многочисленные ссылки на архивные, музейные, статистические и.
1 Анчиполовский З. Я. Воронежские сезоны.-Воронеж, 1969.
2 См.: Очерки истории Воронежской области. Под ред. Е. Г. Шуляковского. — Воронеж: изд-во ВГУ, 1967. опубликованные материалы доказывают, что проблемы развития культуры изучались авторами достаточно компетентно.
К сказанному необходимо добавить, что исследования 50−70-х годов, даже в хрущевскую «оттепель» были отмечены печатью официозной идеологии, имевшие место недостатки рассматривались как временные или случайные, а все достижения расценивались лишь как результат мудрого руководства компартии художественной культурой.
Эти стереотипы не были полностью преодолены и в 80-е годы, подтверждением чему является книга Н. Емельяновой «Музыкальные вечера"1. Автор подробно анализирует музыкальную жизнь Тамбовского края за 100 лет. Послевоенный период занимает достойное фактологическое место в данной хронике событий, но в книге не получили глубокого анализа проблемы, существовавшие в развитии музыкальной культуры области. Подчеркивая успехи и достижения в деятельности музыкального училища и филармонии в 1945; 1953 гг., Емельянова Н. не указывает на имевшие место противоречия в развитии музыкальной культуры края, на неоднозначное влияние постановления ЦК ВКП (б) «Об опере В. Мурадели «Великая дружба» на музыкальную жизнь Тамбовщины.
Отмеченные недостатки имеются и в содержательной в целом брошюре Т. Анохиной о послевоенной жизни и творчестве художников-курян. К тому же исследуемый нами период в брошюре почти не рассматривается, в ней отражен следующий временной этап в их деятельности.
Научные и публицистические труды конца 80-х — начала 90-х годов носят более объективный характер, в них четче прослеживается желание авторов без идеологической зашоренности, серьезно и глубоко, исследовать рассматриваемые проблемы. Примером в этом отношении может служить.
1 Емельянова Н. Музыкальные вечера. — Воронеж, 1978.
2 Анохина Т. Жизнь и творчество Курских художников. — Курск, 1987. двухтомник «Культурная жизнь Курской области"1, в котором содержится богатый фактический материал о творческой интеллигенции Курского края, деятельности театров, музеев, учебных заведений искусствоведческого профиля. Хронологические рамки этого солидного научного трудапрактически весь XX век.
Однако исследуемый нами период представлен лишь небольшой статьей Н. И. Чаплыгиной. Рассматривая культурную жизнь Курской области, автор показывает роль творческой интеллигенции Курского края в сохранении лучших культурных традиций, достижения некоторых учреждений искусства, противоречия между партией и творческой интеллигенцией в изучаемый период. Но понятно, что в рамках небольшой статьи невозможно воссоздать целостную картину художественной жизни области.
По-своему интересным представляется публикация В. Г. Шамаева «Создание и начало работы Воронежского народного хора». Данный труд ценен прежде всего тем, что автор собрал значительный архивный материал и на документальной основе воспроизвел начальный этап деятельности прославленного музыкального коллектива, не впадая в патетику и не скрывая имевшихся трудностей в его становлении.
Значительным событием в культурной жизни Воронежа явился выход в свет книг великолепного знатока театра З. Я. Анчиполовского «Люди русского театра"4 и «Театр год за годом"5, в которых он попытался не только интересно, но и исторически достоверно проследить историю «воронежских сезонов», создать запоминающийся портреты замечательных мастеров нашей сцены.
С изменением к середине 90-х годов политической ситуации в стране у ученых появилась возможность самостоятельно проводить исследования и Культурная жизнь Курской области. 4.1. — Курск, 1991. Ч.П. -Курск, 1995.
2 Чаплыгина Н. И. Культурная жизнь Курской области //Из истории культуры Курского края (ч. 1). — Курск, 1991.
3 Шамаев В. Г. Создание и начало работы Воронежского народного хора //Воронежский краеведческий сборник. Из истории культуры края. — Воронеж, 1985, С.45−69.
4 Анчиполовский З. Я. Люди русского театра. — Воронеж, 1983.
5 Анчиполовский З. Я. Театр год за годом. Воронеж, 1988. публиковать без «купюр» их результаты. Новые подходы весьма четко прослеживаются в глубоком исследовании Г. А. Чеснокова по архитектуре города Воронежа. Книга содержит богатые сведение о развитии архитектуры города после Великой Отечественной войны, позволяющие сделать вывод: в изучаемый нами период архитектурному планированию уделялось серьезное внимание, что позволило создать завершенные архитектурные ансамбли и построить здания, которые до сих пор являются несомненными архитектурными украшениями Воронежа. Однако развитие архитектуры в контексте общих проблем истории художественной культуры автором не рассматривалось.
Заслуживает быть отмеченной и книга З. Я. Анчиполовского «Вчера и сегодня кольцовской сцены"1, в которой в рамках традиционных хроник автору удалось поставить ряд серьезных теоретических проблем, связанных с функционированием театра и его ролью в обществе.
Вместе с тем необходимо отметить, что во второй половине 90-х годов в связи с общей обстановкой в стране наблюдается снижение интереса к научным исследованиям вообще и к проблемам художественной культуры — в частности.
Для подготовки данной диссертации представляли интерес не только исторические работы, которых по изучаемой теме крайне мало, но и публикации работников искусств, театральных и музыкальных критиков в журналах «Театр», «Музыкальная жизнь», «Огонек», «Литературный Воронеж», «Подъем», и др.2.
1 Анчиполовский З. Я. Вчера и сегодня кольцовской сцены. — Воронеж, 1997.
2 Афанасьев Л. Скульптор В. Ф. Буримов // Подъем. — 1958. — № 2. — С. 139−142- Блок В. Воронежские премьеры // Огонек. — 1949. — № 33. — С.26−27- Волгин Ю. Будущее театра // Смена. — 1952. — № 11- Вонслов В. Первые шаги // Муз. Жизнь. — 1962. — № 17. — С. 11−12- Гайзерова Е. Сила таланта// Театральная жизнь. — 1958. — № 3- Дальний Б. Большой путь: к 150-летию театра // Лит. Воронеж. — 1953. № 1. — C.215−232- Данилов H. Путь театра // Подъем. — 1958. — № 3. — С. 128−132- Данилов H. Актер С. И. Папов // Лит. Воронеж. — 1950. — № 2. С.206−220- Данилов Н. Артистка О. Г. Супротивная // Подъем. -1957. № 1- Жукова Л. Творческая смелость //Огонек. — 1952. — № 38- Петрова К. На спектаклях Воронежской музкомедии // Сов. Музыка. — 1958. — № 9. — С.50−55- Пименов В. из гущи народной // Огонек. — 1959. — № 42- Токарев M. Новая постановка старой драмы // Театр. — 1954. — № 9. — С.93−100.
Однако все эти публикации написаны в «духе» своего времени. Они не отражают истиной картины художественной жизни, крайне преувеличивают достижения в художественной культуре 1945;1953гг., фактический материал этих публикаций отрывочен и нуждается в сопоставлении с другими источниками.
Таким образом, малоизученность многих вопросов развития отечественной культуры в послевоенный период вообще и художественной культуры областей Центрального Черноземья в частности, акцентирование внимания в основном на положительном опыте в вопросах возрождения художественной культуры после Великой Отечественной войны и крайности в оценках, содержавшиеся в постановлениях ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства, отсутствие обобщающих работ по проблемам художественной жизни областей Центрального Черноземья в избранных нами хронологических рамках делают тему предложенной диссертации привлекательной для исследования.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что цель данного диссертационного исследования — воссоздать общую картину художественной жизни областей Центрального Черноземья в 1945;1953 годах, выявить ведущие тенденции ее развития, показать, как литература и искусство отражали исторический опыт своей страны и своего региона, свое время в наиболее осязаемых художественно — эстетических формах.
В связи с этим задачами исследования являются:
• изучение основных целей и задач художественной политики партии и государства в 1945;1953 гг., определение места литературы и искусства в социалистическом государстве тоталитарного типа;
• раскрытие содержания художественной политики партии и государства в этот период, выявление основных черт художественной жизни региона, определение периодизации развития художественной культуры в 1945;1953 годах;
• обобщение форм и методов реализации художественной политики в послевоенный период на примере областей Центрального Черноземья;
• определение общих черт и особенностей организации художественной жизни Воронежской, Курской, Тамбовской областей (в границах до 1954 года);
• выяснение причин подъема литературы и искусства в 1945 году, создавших предпосылки для дальнейшего развития художественной культуры в регионе;
• выявление особенностей художественной культуры Центрального Черноземья в послевоенный период.
В ходе анализа источников и литературы, а также в выводах, являющихся итогом исследования мы стремимся к научной объективности, непременным условием которой является фундаментальный методологический принцип историзма. В диссертации используются такие исследовательские методы, как проблемно-хронологический сравнительно-исторический, статистический, корреляционный, логического анализа и другие, которые выступают в качестве установок и принципов, определяющих направление исследования, регулирующих исследовательские подходы.
Наше диссертационное исследование опирается на достаточно широкую источниковую базу. По существовавшей в СССР традиции мы подразделяем все документы и материалы на четыре группы: на три группы опубликованных и одну — неопубликованных, архивных. К первой группе относятся документы КПСС, включая решения ее съездов, пленумов и ЦК. Вторую группу составляют законодательные нормативные акты, постановления правительства СССР и местных органов власти, распоряжения органов управления культурой разных уровней. К третьей группе принадлежат статистические справочники, материалы центральных и местных литературно-художественных журналов. И, наконец, к четвертой — неопубликованные документы из бывших партийных и государственных архивов.
Разумеется, подобное деление весьма условно, поскольку ряд опубликованных источников одновременно включает в себя документы первой и второй групп, ибо на практике проводилась единая партийно-государственная политика при руководящей роли коммунистической партии.
Статистические материалы по теме исследования были опубликованы как в местных газетах и журналах, так и в статистических сборниках РСФСР и СССР. Достоинством этого вида источников является их идеологическая непредвзятость, недостатком — скудность статистических сведений, поступавших в печать. Идеологической непредвзятостью отличается и имеющаяся справочная литература, в основном по вопросам развития изобразительного искусства. Вместе с тем автор учитывала, что печатные источники прошли предварительную цензуру и недостаточно отражали реальное положение дел.
При подготовке диссертации привлекались материалы архивов Воронежской, Курской и Тамбовской областей, которые нами делятся на шесть групп.
К первой группе данного вида источников можно отнести приказы и директивные указания Комитетов по делам искусств при СНК РСФСР и СССР, решения Воронежского, Курского, Тамбовского исполкомов депутатов трудящихся по вопросам литературы и искусства за 1945;1953 гг., сводные годовые отчеты Отделов по делам искусств Воронежской и Курской и Тамбовской областей, Управлений культуры (в Государственном Архиве Воронежской области — документы фондов 2951, 2825, в Государственном Архиве Курской области документы фонда 3154, в Государственном архиве Тамбовской области — документы фондов 4825, 5087). Эти документы позволяют точнее охарактеризовать результаты художественной политики и выделить этапы развития художественной культуры в 1945;1953 гг.
В документах областных Отделов по делам искусств имеется другая группа источников, а именно: планы деятельности учреждений искусств в.
Воронежской, Курской и Тамбовской областях за 1945 — 1953 гг., докладные записки директоров театров и других учреждений искусства, переписка с облисполкомами и Комитетом по делам искусств при СНК РСФСР по вопросам репертуара, а также разрешения обкомов по репертуару театров и филармоний, протоколы заведений Художественных Советов. Эта группа источников хорошо дополняет первую в вопросах форм и методов осуществления художественной политики, организации художественной жизни, показывает, как менялось содержание художественной жизни областей Центрального Черноземья на протяжении всего изучаемого периода.
Широко используются в работе акты обследования финансовой деятельности учреждений искусств. Они составляют третью группу источников.
Для освещения вопросов сохранения памятников истории и культуры использовались документы и материалы фондов 2288 (музей изобразительных искусств) в ГАВО и 5346 (Управление Главного архитектора) в ГАКО, они составляют четвертую группу архивных источников. Пятая группа источников включает в себя основные материалы по вопросам организации художественной жизни Центрального Черноземья. Это отчеты и протоколы заседаний правлений Союзов художников (ф. 3154 в ГАКО и ф. 2820 в ГАВО), собраний производственно-художественных мастерских (ф.3032 в ЦДНИ ВО), редколлегии альманаха «Литературный Воронеж» (ф.3071 в ГАВО), в Воронежской писательской организации (ф.2029 в ГАВО). Выводы об успехах и достижениях учреждений искусств и творческих коллективов во многом опираются на архивные материалы Воронежского Музыкального театра (ф. 1568 в ГАВО), театров кукол Воронежа, Тамбова и Курска (ф.2940 в ГАВО, ф. 2611 в ГАТО, ф.386 в ГАКО), Воронежского русского народного хора (ф.2580 в ГАВО), Тамбовской областной филармонии (ф.2461 в ГАТО) и других учреждений искусств.
Шестую группу архивных источников составляют документы партийных органов и первичных партийных организаций учреждений искусств.
В целом все архивные документы, использованные при подготовке диссертации, дают возможность объективно выявить положительные и негативные стороны в развитии художественной культуры областей Центрального Черноземья в сложных послевоенных условиях.
В то же время отметим, что определенная часть этих материалов тенденциозна: они пронизаны непоколебимой уверенностью в правоте партийных доктрин и методов партийного руководства развитием художественной культуры.
Заключая краткий обзор основных групп источников данной диссертации, необходимо сделать два пояснения.
Первое: для соискателя в ряде случаев особый интерес представляло не только первичное исследование фактического материала, но и анализ этого материала для постановки некоторых методологических вопросов исследования.
Второе: в работе соискателя непосредственно «присутствует» лишь часть использованных источников, несущих на себе наиболее значительную содержательно-информативную нагрузку. Некоторая часть документов и фактов, непосредственно в данное диссертационное исследование не вошла, но, наряду с использованными материалами, послужила базой для постановки ряда проблем исследуемой темы, для обоснования выводов и обобщений.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые комплексно рассматриваются состояние и проблемы художественной культуры Центрального Черноземья в 1945;1953 годах.
Основу для реализации поставленных в диссертации задач составили новые исследовательские подходы к изучению вопросов художественной жизни, художественной политики, художественной культуры. В главном они нацелены на объективный показ роли партии и государства в развитии художественной культуры, преодоление стереотипов в освещении вопросов партийно-государственного руководства культурой, на избавление от идеологизированных оценок и представлений о достижениях и деятелях художественной культуры вообще и Центрального Черноземья в частности. В диссертации на основе анализа целей, задач, содержания художественной политики партии и государства выделены этапы развития региональной художественной культуры послевоенного периода. Научная новизна исследования заключается также в раскрытии противоречий художественной жизни региона в 1945;1953 гг., определении общего и особенного в развитии художественной культуры областей Центрального Черноземья.
В диссертационном исследовании не только реализуются новые концептуальные идеи, теоретические положения, но и вводится в научный оборот большое количество ранее неизвестных документов. Работа вливается в общий поток работ по поиску объективной научной оценки истории развития художественной культуры в регионах России в рамках 1945;1953 годов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный и проанализированный материал, сделанные выводы и обобщения вносят определенный вклад в изучение культуры областей Центрального Черноземья в 1945;1953 годы. Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекций и спецкурсов в вузах, учителями истории, работниками музеев, всеми, кто интересуется историей родного края.
Положительный опыт работы некоторых учреждений ЦЧР в послевоенный период в режиме самофинансирования, показывающий пути повышения доходности театров, музеев и концертных организаций, может быть взят на вооружение и в современных условиях.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Заключение
.
В современных условиях ломки коренных государственных и общественных отношений, затрагивающих все стороны жизни, в условиях развала экономики и социальной нестабильности происходят изменения и в художественной культуре страны. Поначалу едва заметные, через десятилетия они могут обернуться забвением многих культурных традиций, созданием «салонной» культуры, недоступной широким народным массам. Изучение опыта восстановления, развития и деятельности учреждений искусств в послевоенный период, путей выхода из кризиса, переживаемого также культурой вообще и художественной культуры в частности, является весьма актуальной задачей.
Послевоенные годы — это сложный, противоречивый период нашей истории. Он еще недостаточно изучен в силу сложности и динамики тех процессов, которые происходили в «обществе победителей» в условиях культа личности И. В. Сталина. Роль литературы и искусства в этот период возрастала, именно поэтому были приняты постановления ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946 г.), «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (1946 г.), «Об опере В. Мурадели «Великая дружба» (1948 г.).
Значение этих документов в развитии, а точнее сказать, в определенной однобокости развития, художественной культуры 1945;1953 гг. нельзя недооценивать.
Жесткий идейный контроль за репертуаром и деятельностью художественной интеллигенции ограничивал ее творческие достижения рамками метода «социалистического реализма». Запрещенными оказывались не только произведения советских авторов, которые, по мнению цензуры, органов репертуарного контроля и художественных советов, не соответствовали партийным требованиям, но и произведения зарубежной и даже русской классики.
Одной из причин падения посещаемости театров и концертных залов была тематическая ограниченность репертуара.
На развитие художественной культуры как страны в целом, так и областей Центрального Черноземья в 1945—1953 гг. огромное влияние оказывали не только цели, задачи художественной политики коммунистической партии и государства, но и сложившаяся система форм и методов ее осуществления.
Реалии состояли в том, что генеральной целью советской художественной политики было духовное обеспечение тех задач, которые ставил перед собой политический режим. ВКП (б) видела в художественной культуре не самоценное явление, а служебное средства достижения ее целей.
В условиях социодинамики и экономических трудностей на развитие художественной культуры влияли не только монополия партии на руководство этой сферой духовной жизни общества, но и экономическое положение государства, которое вынуждало сокращать расходы на содержание учреждений художественной культуры и в тоже время искать пути повышения их доходности.
С этой целью государством в марте 1948 г. была предпринята попытка перевода большинства учреждений художественной культуры (театров и концертных организаций) на самофинансирование. Причем, товарищества «Художник» и производственные мастерские изобразительного и декоративно-прикладного искусства с 1945 года работали в условиях самофинансирования и к 1948 году добились успехов в выполнении производственно-финансовых и творческих планов. К репертуарным проблемам театров и концертных организаций добавились организационные (было проведено сокращение штатов, увеличено количество месячных и годовых спектаклей и концертов, введена «параллельная» работа и т. д.).
В столь тяжелых условиях труднее всего приходилось небольшим театрам районных городов: Липецкому, Борисоглебскому, Мичуринскому, Белгородскому. Однако они, пусть и с разной настойчивостью искали пути к выживанию, равно как и другие учреждения искусств, которых коснулось сокращение творческих кадров.
Именно в этот период учреждениями искусств была создана стройная и эффективная система работы со зрителем, включавшая новые формы его организации и распространения билетов: зрительские конференции, целевые общественные просмотры спектаклей, введение института уполномоченных, выездных театральных касс, встречи артистов со своими зрителями на предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах, льготы некоторым категориям любителей сцены и т. д.
Уникальность этого опыта состоит в том, что в настоящее время он является уже историей, так как забыты и не востребованы театрами и филармониями многие действенные формы работы, которые создавались в столь тяжелых условиях и просуществовали почти до середины 80-х годов.
Перевод государством в условиях дефицита бюджета (1945;1953 гг.) учреждений искусств на бездотационную основу нельзя оценивать однозначно. Отрицательным результатом этой политики явилось сокращение сети учреждений искусств, творческих кадров. Положительный итог состоял в том, что данная мера побудила творческие коллективы искать новые формы организации работы со зрителем, активнее работать над репертуаром с писателями, в результате чего до зрителя порой доходили произведения, во многом не соответствовавшие методу «социалистического реализма», но тем не менее нередко относившиеся к замечательным достижениям литературы ЦЧР.
Поучительным является и то, что довольно скудные силы и средства государства были сконцентрированы на главных, магистральных направлениях культурного развития, определенных партией.
Основными направлениями художественной политики партии и государства были:
• дальнейшее развитие метода «социалистического реализма» через борьбу с различными несоответствиями этому методу;
• создание произведений литературы и искусства на строго заданные темы (Великая Отечественная война, восстановление разрушенного ею народного хозяйства, социалистический образ жизни, «сталинский план преобразования природы» и т. д.);
• подготовка художественных кадров;
• широкое привлечение трудящихся к самодеятельному творчеству;
• борьба за повышение «доходности» учреждений искусств.
При всем при этом несправедливым было бы утверждать, что в тех конкретно-исторических условиях эта политика приносила только вред духовному развитию советского общества. Значительные успехи в развитии художественной культуры страны в 1945;1953 гг. видны на примере областей Центрального Черноземья.
Несмотря на все трудности, как объективные, так и субъективные, в 1945;1953 гг. в регионе имели место несомненные успехи в развитии литературы, театров, музыкального и изобразительного творчества, архитектуры.
Деятельность писателей, композиторов, художников, режиссеров и актеров в годы восстановления народного хозяйства Центрального.
Черноземья в условиях деспотического сталинского режима показывает, что многочисленные материальные трудности послевоенного времени, а также жесткие рамки, в которые была поставлена художественная интеллигенция не уничтожили основы истинной художественной культуры, которые воспитывали советское население не только в духе революционных традиций, но и в духе общечеловеческих ценностей. Причины этого прежде всего заключались в высоком творческом подъеме деятелей литературы и искусства, вызванных победой в Великой Отечественной войне, создании.
182 интересных гуманистических произведений, возрождении классического наследия (репертуар театров), понимании органами местной государственной власти проблем, которые были в деятельности учреждений и работников искусств.
Центром литературной жизни региона был Воронеж. С 1945 года возобновил свою деятельность альманах «Литературный Воронеж», вокруг которого группировались сильные писатели и талантливая молодежь, составлявшие костяк областной писательской организации, самой большой в Черноземье. Альманаху своим творческим становлением во многом обязаны начинающие курские и тамбовские литераторы.
Театральное искусство в изучаемый период играло наиболее значительную роль в художественной жизни по ряду причин: во-первых, как искусство более понятное и доступное широкому зрителю (по сравнению с симфонической музыкой и даже изобразительным искусством) — во-вторых, как наиболее востребованный вид искусства в силу его массовости, четкой образности, возможности прямо отражать желания и чаяния народа.
Дальнейшее развитие в 1945;1953 гг. в регионе получило музыкальное искусствоэто относится ко всем его жанрам: симфонической, народной, эстрадной музыке, русской классике и большинству жанров массовой советской песни.
Для изобразительного искусства изучаемого периода было характерным преимущественное создание произведений на современные и патриотические темы, четкая организация деятельности областных отделений Союза советских художников, профессиональный рост мастеров кисти.
Особое внимание государственных организаций к вопросам архитектуры в 1945;1953 гг. объяснялось необходимостью скорейшего восстановления не только промышленных предприятий, но и объектов социального, культурного назначения, жилого фонда. Вложение средств в архитектуру способствовало тому, что города не просто возрождались, но и приобретали новый архитектурный облик, развивалась и сама архитектура как вид искусства,.
183 входящий одновременно и в область материальной культуры, и в сферу духовной культуры.
Формирование «творческого лица» областей Центрального Черноземья зависело прежде всего от наличия квалифицированных творческих кадров в той или иной сфере искусства. Именно они определяли уровень развития различных видов искусства, который в той или другой области позволял превзойти в чем-либо остальные области региона в одинаково трудных конкретно-исторических условиях.
Несмотря на то, что Воронеж определен нами прежде всего как город театральный (наибольшее количество театров, разнообразие театральных жанров, более высокий статус театров), в нем в равной степени успешно укреплялись музыкальные традиции, развивались изобразительное искусство и архитектура. По творчеству писателей региона можно проследить наиболее типичные черты советской литературы послевоенного периода.
В настоящее время роль и значение художественной культуры в воспитании народа явно недооцениваются государственными деятелями всех уровней.
Художественная культура находится на последнем месте в списке государственных приоритетов и на первом — в списке бюджетных секуляризаций.
Масштабы растущих нужд культуры объясняются, с одной стороны, тем фактом, что в процессе ускоренных экономических преобразований в несколько раз увеличилось число потенциальных потребителей культуры, а с другой — сама культура лишь в ничтожной мере пользовалась в эти годы благодеяниями инвестиционной политики, отставая от процесса общих перемен в стране. В итоге людям стали больше бросаться в глаза белые пятна в инфраструктуре культуры страны, они острее ощущают нехватку культурной продукции, а в творческих кругах усиливается чувство, что их возможности в полной мере не реализуются.
Вот почему сейчас особенно важно, чтобы поощрение инициативы и творческой активности деятелей литературы и искусства, направленных на развитие региональной художественной культуры, составляло ядро культурной политики. Существенным элементом этой политики должно быть также развитие традиций полицентрализации жизни в стране.
Российская духовная жизнь всегда выигрывала от параллельного существования многих энергично действовавших центров культуры. Культурная политика страны должна строиться с учетом инициатив не только общенационального и «столичного», но и регионального («провинциального») характера.
Вместе с тем, регионы сами также должны проявлять активность и инициативу в вопросах сохранения и развития лучших культурных традиций. Под таким углом зрения принципиальное значение приобретают общественно-культурное движение, самодеятельные инициативы различных местных профессиональных и региональных групп, поощрение и оживление их деятельности.
Это тем более важно, что ныне массовому зрителю из-за низкого уровня жизни не всегда доступны книги, театры, филармонии и художественные музеи. В газетах, по радио и телевидению российской молодежи настойчиво навязываются чуждые русскому образу мышления заданные модели жизни. Руководители нашего государства непродуманно относятся к возможностям литературы и искусства в воспитании подрастающего поколения.
Нужно сделать все возможное, что была не просто возрождена, а получила свое дальнейшее развитие художественная культура нашей великой и многострадальной страны.
Список литературы
- Печатные источники и документальные публикации.
- Воронеж в документах и материалах. Воронеж, 1987.-272 с.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.6.1941−1954. М., 1971. — 527 с.
- Культурное строительство в Воронежской губернии. Сборник документов. Воронеж, 1955−372 с.
- Об опере В. Мурадели «Великая дружба». Постановление ЦК ВКП (б).10 февраля 1948 г. МД 951.-36 с.
- О журналах «Звезда» и «Ленинград». Постановление ЦК ВКП (б).14 августа 1946. М, 1950.
- О мерах по быстрейшему восстановлению 15-ти старинных русских городов, разрушенных немецко-фашистскими захватчиками. Постановление Правительства Союза ССР. М., 1951.
- О мерах помощи в восстановлении города Воронежа. Постановление Совета Министров СССР от 1 февраля 1949 года.// Блокнот агитатора. -1949.-№ 20.
- О партийной и советской печати. Сборник документов. М., 1954.692 с.
- Постановление V пленума Тамбовского областного комитета ВКП (б). 18−21 июня 1945 г. Тамбов, 1945. — 24 с.
- Постановление V Тамбовской областной конференции ВЛКСМ. 19 021 июня 1948 г. Тамбов, 1948. — 14с.
- Постановление VII пленума Тамбовского обкома ВЛКСМ от 24−25 декабря 1946 г. Тамбов, 1946. — 17 с.
- Решение первой сессии Тамбовского областного Совета депутатов трудящихся (второго созыва). 12−14 января 1948 г. Тамбов, 1948. — 39с.
- Справочно-статистические материалы.
- Выставки советского изобразительного искусства: Справочник.Т.3.1941−1947. -М., 1975. -544с.
- Выставки советского изобразительного искусства: Справочник.Т.4.1948−1953.-М., 1975.-717с.
- Достижения советской власти за 40 лет в цифрах. Статистический сборник. М., 1957. — С.273−295.
- Культура. Наука. Искусство СССР. Словарь-справочник. М., 1965. -320с.
- Культурное строительство РСФСР. Статистический сборник. М., 1958. — 460с.
- Культурное строительство СССР. Статистический сборник. М., 1956. -278с.
- Культурология. XX век: словарь. СПб, 1997. — 838с.
- Культурология. XX век: энциклопедия. СПб., 1998. — 447с.
- Липецкий энциклопедический словарь. Сост. проф. В. В. Шахов. -Рязань, 1994. 580с.
- Тамбовская область за 50 лет советской власти. Статистический сборник. Тамбов, 1967. — 187с.
- Центрально-Черноземные области. АН СССР. М., 1952. — 140с.3. Периодическая печать.1. Газеты
- Коммуна. Орган Воронежского обкома ВКП (б). 1945−1953 г. г.
- Курская правда. Орган Курского обкома ВКП (б). 1945−1953 г. г.
- Молодая гвардия. Орган Курского обкома РСМ.
- Молодой коммунар. Орган Воронежского обкома РСМ.35. Правда. Орган ЦК ВКП (б).
- Тамбовская правда. Орган тамбовского обкома ВКП (б).1. Журналы
- Блокнот агитатора. Журнал Отдела пропаганды и агитации Воронежского обкома КПСС. 1945−1953 г.
- Вопросы истории. Журнал АН и Министерства Высшего и средне специального образования СССР.
- Музыкальная жизнь. Орган Союза композиторов СССР и Министерства культуры СССР. 1958 г.
- Новый мир. Орган Союза писателей СССР.
- Общественные науки. Орган АН СССР. Секция общественных наук.
- Подъем. Орган Союза писателей РСФСР и Воронежской писательской организации. 1957−1960.
- Советская музыка. Орган Союза композиторов СССР и Министерства культуры СССР. 1946−1958.
- Творчество. Орган Союза художников СССР. 1946−1947.
- Театр. Орган Союза писателей СССР и Министерства культуры СССР. 1945−1953 г. г.4. Архивные материалы.
- Центр документации новейшей истории Курской области423. фонд 1 Курский обком ВКП (б)
- Анчиполовский 3. Заметки о картинах воронежских художников.//Лит. Воронеж. 1954. — № 38. — С.331−338.
- Афанасьев Л. На выставке.Шодъем. 1957. № 4. С.164−167
- Афанасьев Л. Скульптор В. Ф. Буримов./ЛТодъем. 1958. — № 2. — СЛ39−142.
- Блок В. Воронежские премьеры./Югонек. 1949. — № 33. — С.26−27.
- Богданов И. Молодые художники./УКурская правда. 1949. — 24 авг.
- Борисов В. Мастера русской песни.//Огонек. 1949. — № 37. — С.25.
- Великий Октябрь и социально-экономическое развитие Воронежской области.: Материалы областной юбилейной конференции.-Воронеж, 1968.-306с.
- Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья (региональный аспект): Сборник научных трудов. Вып. 1 — Тамбов, 1998. -65с.
- Волгин Ю. Будущее театра.//Смена. 1952. — № 1.С.215−232.
- Вопросы исторического краеведения Тамбовской области. Краткие тезисы докладов к IV областной научной конференции. Тамбов, 1986. -52 с.
- Воронежский государственный университет. Сб. материалов 2-й научной сессии вузов Центрально-Черноземной зоны. Исторические науки.-Воронеж, 1967.
- Воронежский краеведческий музей. Труды Воронежского областного краеведческого музея.-Воронеж, 1960.
- Воронежский краеведческий сборник. Из истории культуры края,-Воронеж, 1985.
- Воронежский областной краеведческий музей: труды Воронежского областного краеведческого музея/Комитет по культуре администрации Воронежской области. Вып.2.-Воронеж, 1994.147с.
- Габель В. Ф. Гулин И.Н. Курск.-М., 1954−88с.
- Дальний Б. Большой путь.: К 150-летию театра.//Лит. Воронеж. 1953. -№ 1. — С.215−232.
- Даниловы. Путь театра.//Подъем. 1958. — № 3. — С. 128−132.
- Доложенкова М.И. Традиционная Тамбовская народная художественная культура. Учебное пособие. Тамбов, 2000. — 286с.
- Дом-музей И. С. Никитина:Путеводитель.-Воронеж, 1968.-68с.
- Дорохов В. Воронежские певцы.-Воронеж, 1948. 40с.
- Емельянова Н. Музыкальные вечера.-Воронеж, 1977- 172с.
- Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР:методология, история, историография.-М., 1987. 24 с.
- Из истории Воронежского края.-Воронеж, 1967. 186 с.
- Из истории Липецкого края.-Воронеж, 1969.- 192 с.
- Из истории Центрально-Черноземного края.-Воронеж, 1976.-96с.
- Иконников А. Запевалы воронежских полей // Сов. музыка 1958. — № 8. -С.117−118.
- Историко-культурное наследие Центральной России: материалы научно-практической конференции/Отделение истории Российской А. Н. Воронеж, 1992.-112с.
- История русской советской музыки.Т.4.Ч.2.1946−1958.-М., 1960.
- История Тамбовской области. /Учеб.пособие/.-Воронеж, 1971. 240 с.
- Кабанов П.И. Культурные преобразования в Курской области.(1917−1967)-Воронеж, 1968. 232с.
- Калугина Н. Мастерство народного хора // Муз. жизнь. 1958. — № 11. -С.4.
- Коган Л.И. Советская социалистическая культура. Исторический опыт и современные проблемы. М., 1979. -270 с.
- Край Воронежский: опора России.- Воронеж, 1997. 598с.
- Край, преображенный Октябрем. Вып.5-Тамбов, 1967. С. 13−30.
- Кремнев Б. Рождение песни.//Сов.музыка. 1952. — № 9.
- Круглый И. А. Художники Воронежа, Курска, Орла.-Л, 1960.-100с., илл.
- Культура развитого социализма: некоторые вопросы теории и истории.-М., 1978.-316с.
- Культурные традиции и творчество.: Сб. студенческих научных работ. -Тамбов, 1997. 122 с.
- Курск: очерки истории города. Воронеж, 1975. — 280с.
- Литвинов М. Певцы Воронежского края.-Воронеж, 1949.-28с.
- Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура.-М., 1982.
- Лунева М.В. В поисках своего пути.//Подъем. 1959. — № 3. — С.95−98.
- Манина А. Восстановление 15 русских городов//Архитектура СССР. -1975. -№ 5.-С.34−41.
- Массалитинов К.И. С русской песней по жизни.-М., 1975.-64с.
- Массалитинов К.И., Певцов М. Воронежский праздник песни.-М., 1957.-30с.
- Музыкальное искусство Воронежской области.//Муз.жизнь. 1958. -№ 11. — С.4−5.
- Народное творчество Орловской области.Вып. 1 ./Сост. и ред. Л. С. Афанасьев.-Орел, 1988.
- Научно-краеведческая конференция, посвященная основателю Липецкого областного краеведческого музея Трунову М.Н./1995,Липецк./-Липецк, 1995.-189с.
- Ноздрунов Б. На концертах симфонического оркестра.//Муз.жизнь. -1958. № 11. — С.5.
- Осипов П. Город Воронеж возрождается.//Блокнот агитатора. 1949. -№ 4.-С. 17−21.
- Осипов П. Город Воронеж возрождается.//Блокнот агитатора. 1949. -№ 20. — С.44−51.
- Очерки истории Воронежской области. Под ред. Шуляковского Е. Г. Т.2.-Воронеж, 1967.-678с.
- Очерки истории советской культуры.-М., 1980.
- Пряхин А.Д. Изучение историко-культурного наследия Черноземного Центра России: Общественно-политический и культурный центр Обкома КПСС.-Воронеж, 1991 .-9с.
- Рапацкая П.А. Русская художественная культура.-М., 1998.С.512−540.
- Селин И. Возрожденный город. К 10-летию освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков.//Блокнот агитатора. 1953. — № 2. -С.35−39.
- Спесивцев Ю. За возрождение народных традиционных промыслов.// Роль народной культуры в духовном возрождении России. -Курск, 1995. -С.26−29.
- Страницы истории города Курска.-Воронеж, 1981,-154с.
- Тамбовская областная картинная галерея. Тамбов, 1963. — 95с.
- Творцы современной песни. М., 1962. — 42с.
- Тепляков М.К. Рост культуры трудящихся Воронежской области за 40 лет советской власти.-Воронеж, 1957.-37с.
- Токарева М. Новая постановка старой драмы.// Театр. 1954. — № 9. -С.93−100.
- Троицкий Н. Воронеж через 5 лет.// Блокнот агитатора. 1954. № 20. -С.20−27.
- Тюнин С.Н. Воронежцы восстанавливают родной город.//Воронеж, 1950.- 43с.
- Украинцев В.В. Культурная революция составная часть ленинского плана социалистического строительства.-М., 1970.
- Федоров С. Архитектурные очерки Курского края.-Воронеж, 1982.-112с.
- Фольклор Воронежской области. Сост. В. А. Тонков.-Воронеж, 1949.
- Цапенко М.П. По западным землям: Курским и Белгородским.-М., 1976.-143с.
- Чаплыгина Н.И. Культурная жизнь Курской области// Из истории культуры Курского края.Ч. 1 .-Курск, 1991.С. 196−225.
- Чесноков Г. А. Архитектурное планирование развитием г.Воронежа.-Воронеж, 1998.
- Шанина Л.Ф. Курские ковры//Роль народной культуры в духовном возрождении России (доклады 1 региональной научно-практической конференции). Курск, 1995. — С.36−40.
- Авторефераты и диссертации.
- Анчиполовский З.Я. Воронежский государственный драматическийтеатр имени А.В.Кольцова. 1917- 1967 г. г. (К истории советской периферийной сцены) Автореф.. канд. ист. наук Воронеж, 1972.