Экономическая роль ГУЛАГа
Железные дороги: Трансполярной магистрали, Кольской железной дороги, тоннеля на Сахалин, Караганда-Моинты-Балхаш, Печорской магистрали, вторых путей Сибирской магистрали, Тайшет-Лена (начало БАМа) и д.р.) и автострад (Москва — Минск, Нагаево — Атка — Нера и д.р. А. И. Солженицын в V главе писал: «Экономическая потребность проявилась, как всегда, открыто и жадно: государству, задумавшему окрепнуть… Читать ещё >
Экономическая роль ГУЛАГа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
А.И. Солженицын в V главе писал: «Экономическая потребность проявилась, как всегда, открыто и жадно: государству, задумавшему окрепнуть в короткий срок (тут три четверти дела в сроке, как и на Беломоре!) и не потребляя ничего извне, нужна была рабочая сила:
- а) предельно дешевая, а лучше — бесплатная;
- б) неприхотливая, готовая к перегону с места на место в любой день, свободная от семьи, не требующая ни устроенного жилья, ни школ, ни больниц, а на какое-то время — ни кухни, ни бани.
Добыть такую рабочую силу можно было лишь глотая своих сыновей".
К началу 1930;х годов труд заключенных рассматривался как экономический ресурс. Постановление СНК в 1929 году предписывало ОГПУ организовать новые лагеря для содержания заключенных в отдаленных районах страны, для колонизации этих районов, а так же освоения эксплуатации их природных богатств путем применения труда заключенных.
Более четкое отношение властей к лишенным свободы, как к экономическому ресурсу, выразил Иосиф Сталин. Он, в 1938 году, выступил на заседании Президиума Верховного Совета СССР и заявил по поводу существовавшей тогда практики досрочного освобождения заключенных следующее: «Мы плохо делаем, мы нарушаем работу лагерей. Освобождение этим людям, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо…».
Заключенные, которые находились ГУЛАГе в период с 1930 по 1950;е года, строили крупные промышленные и транспортные объекты, такие как:
- · Каналы: Беломоро-Балтийский канал имени Сталина, канал имени Москвы, Волго-Донской канал имени Ленина
- · ГЭС: Волжская, Жигулевская, Угличская, Рыбинская, Куйбышевская, Нижнетуломская, Усть-Каменогорской, Цимлянская и др.
- · Металлургические предприятия: Норильский и Нижнетагильский МК и др.);
- · Объекты советской ядерной программы
- · Железные дороги: Трансполярной магистрали, Кольской железной дороги, тоннеля на Сахалин, Караганда-Моинты-Балхаш, Печорской магистрали, вторых путей Сибирской магистрали, Тайшет-Лена (начало БАМа) и д.р.) и автострад (Москва — Минск, Нагаево — Атка — Нера и д.р.
Многие советские города воздвигались при помощи труда заключенных ГУЛАГа: Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Магадан, Дудинка, Воркута, Ухта, Инта, Печора, Молотовск, Дубна, Находка Заключенные трудились также на сельскохозяйственных работах, в добывающих отраслях и на лесозаготовках. По некоторым данным на ГУЛАГ в среднем приходилось три процента валового национального продукта.
Руководитель ГУЛАГа Наседкин 13 мая 1941 года писал: «Сопоставление себестоимости сельскохозяйственной продукции в лагерях и совхозах НКСХ СССР — показало, что себестоимость продукции в лагерях значительно превышает совхозную».
После смерти Сталина и массовой амнистии 1953 года строительство многих объектов было не закончено. В течение нескольких лет после этого система ГУЛАГа постепенно уходила и окончательно прекратила свое существование в 1960 году.