Организация бухгалтерского учета на предприятии
Если в используемой форме инвентаризационной описи (акта) для того или иного вида имущества такая расписка не предусмотрена, то компания может ее составить самостоятельно. Как правило по каждому виду имущества или обязательств заполняют свою инвентаризационную опись или акт. Например, при использовании типовых унифицированных форм по основным средствам это форма ИНВ-1 «Инвентаризационная опись… Читать ещё >
Организация бухгалтерского учета на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ВВЕДЕНИЕ
бухгалтерский учет финансирование Производственная практика является составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по направлению «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», обеспечивающей реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) СПО.
Практика имеет целью комплексное освоение всех видов профессиональной деятельности по специальности СПО, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности.
Производственная практика является важнейшей составной частью при изучении курса бухгалтерский учёт. Основной целью практики является ознакомление с организацией бухгалтерского учета на конкретном предприятии.
Производственная практика готовит к решению следующих профессиональных задач в соответствии с направленностью программы и видами профессиональной деятельности: ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
В процессе прохождения практики анализируются и закрепляются теоретические знания, полученные в период обучения, приобретаются практические навыки и умения самостоятельно решать актуальные учетные, аналитические и другие профессиональные задачи в области бухучета.
Производственная практика является важным шагом в подготовке к дальнейшей работе по специальности: «Экономика и бухгалтерский учет».
Она является составной частью профессионального модуля ПМ. 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт».
Требования к содержанию практики регламентированы:
* федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт»;
* учебным планом по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт»;
* рабочей программой ПМ. 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» и настоящими методическими указаниями.
Производственная практика направлена на приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) по данному виду профессиональной деятельности. Прохождение практики повышает качество профессиональной подготовки, позволяет закрепить приобретаемые теоретические знания, способствует социально-психологической адаптации. В рамках производственной практики необходимо освоить правила и этические нормы поведения работников бухгалтерии предприятия.
Программа практики определяет цели и задачи, конкретное содержание заданий по практике, особенности организации и порядок прохождения практики, а также содержит требования к подготовке отчета по практике и образцы оформления его различных разделов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ Производственная практика является составной частью образовательного процесса по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» и имеет важное значение для формирования профессиональных навыков в деятельности работника бухгалтерии. Практика является ключевым этапом формирования компетенций, обеспечивая получение и анализ опыта, как по выполнению профессиональных функций, так и по вступлению в трудовые отношения.
Практика направлена на:
* закрепление полученных теоретических знаний на основе практического участия в деятельности бухгалтерии предприятия;
* приобретение опыта профессиональной деятельности и самостоятельной работы,
* сбор, анализ и обобщение материалов для подготовки материалов отчета по практике и дипломной работы.
Выполнение заданий практики является ведущей составляющей процесса формирования общих и профессиональных компетенций по ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации».
Основной целью производственной практики является закрепление и совершенствование приобретённых в процессе обучения профессиональных умений обучающихся по изучаемой профессии, развитие общих и профессиональных компетенций.
Задачи учебной практики:
— Дать краткую характеристику предприятия.
— Ознакомиться с учётом затрат труда и его оплатой.
— Ознакомиться с порядком формирования финансовых результатов по обычным и прочим видам деятельности предприятия.
— Ознакомиться с особенностями учёта уставного, резервного, добавочного и целевого финансирования организации.
— Ознакомиться с учётом задолженности по полученным кредитам и займам на предприятии.
— Ознакомиться с подготовкой и порядком проведения инвентаризации на предприятии. Документальным оформлением каждого этапа инвентаризации.
Цели практики ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»:
* получение практического опыта формирования пакета нормативных документов регулирующих порядок проведения инвентаризации.
* уметь разработать план мероприятий по подготовке к проведению инвентаризации имущества и обязательств организации.
* научиться проводить инвентаризацию имущества и обязательств организации с использованием различных способов и приемов.
* уметь заполнять сличительные ведомости по инвентаризации имущества и обязательств организации с применением программы «1С-Бухгалтерия 8.0»;
* научиться заполнять акты по результатам инвентаризации;
* уметь отражать в учете излишки и недостачи, порчи имущества и пересортицы, выявленные при инвентаризации;
* научиться заполнять формы бухгалтерской отчетности с учетом результатов инвентаризации имущества и обязательств организации с применением программы «1С:Предприятие-Бухгалтерия предприятия 8.0»;
* выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;
* получение практического опыта организации бухгалтерского учета источников формирования имущества;
* уметь рассчитывать заработную плату сотрудников, определять финансовые результаты деятельности организации, проводить учет: нераспределенной прибыли, собственного капитала, уставного и резервного капитала, средств целевого финансирования, кредитов и займов;
* выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета.
Формирование профессиональных компетенций (ПК)
ПК 1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
ПК 2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения;
ПК3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации
ПК5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Формирование общих компетенций (ОК)
ОК 1. Способность понимать сущность и социальную значимость своей бедующей профессии. В желании работать по избранной профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. В умении организовывать собственную деятельность, оценивать её эффективность.
ОК 3. Решить проблемы, оценивать иски и принимать решения в нестандартных ситуациях. В конкретных предложениях при решении проблем и нестандартных ситуаций.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития. В умении быстро осуществлять поиск, анализ и оценку необходимой информации.
ОК 5. Использовать информационно — коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. В умении использовать информационно — коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством. В желании работать в коллективе, обеспечивая его сплочение.
ОК 7. Ставить цели, принимать на себя ответственность за результаты выполнения работы. В умении отвечать за результаты выполнения работы.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации. В стремлении постоянно заниматься самообразованием.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Практика может быть организована на предприятиях любой формы собственности, кроме предприятий, применяющих специальные налоговые режимы.
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО ГСК «ЮГОРИЯ»
Государственная страховая компания «Югория» основана в 1997 г. Единственным акционером компании является Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, представленный Департаментом по управлению государственным имуществом ХМАО — Югры.
Сегодня «Югория» — это универсальная страховая компания, предоставляющая широкий спектр страховых услуг. Компания вправе осуществлять деятельность по 18 видам страхования и перестрахованию с использованием 92 различных правил страхования.
Логотип и слоган Государственной страховой компании «Югория»
1. Общая характеристика открытого акционерного общества, акции которого находятся в государственной или муниципальной собственности (далее — ОАО) | |||
1.1 | Полное наименование | Открытое акционерное общество «Государственная страховая компания «Югория» | |
1.2 | Почтовый адрес и местонахождение | 628 012, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, д. 61 | |
1.3 | Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) | ||
1.4 | Органы управления ОАО: | ||
— сведения о единоличном исполнительном органе; | Генеральный директор — Охлопков Алексей Анатольевич | ||
— данные о составе совета директоров, в том числе представителях интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также, в случае избрания, о независимых директорах | Совет директоров Представители Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: — Андреев Алексей Владимирович; — Захарова Анна Олеговна; — Лыткин Алексей Валерьевич; — Мирошник Татьяна Викторовна; — Охлопков Алексей Анатольевич; — Чепель Евгений Станиславович; — Черняев Сергей Владимирович. Независимые директора: — Борисов Дмитрий Борисович; — Ситников Александр Александрович | ||
1.5 | Информация о наличии материалов (документов), характеризующих краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное стратегическое и программное развитие ОАО | Стратегия развития Открытого акционерного общества «Государственная страховая компания «Югория» на 2014;2020 годы (утверждена решением Совета директоров от 14.10.2014 г. (Протокол от 14.10.2014 № 103) | |
1.6 | Информация о введении в отношении ОАО процедур банкротства | Процедуры банкротства не вводились | |
1.7 | Размер уставного капитала ОАО (тыс. рублей) | 3 859 973 | |
1.8 | Общее количество, номинальная стоимость и категории выпущенных акций (шт.) | Акции обыкновенные именные бездокументарные, 3 859 973 000 шт., номинальная стоимость 1 рубль | |
1.9 | Размер доли Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) в уставном капитале ОАО (%) | 100% | |
1.10 | Численность работников ОАО (чел.) | ||
1.11 | Перечень организаций, в уставном капитале которых доля участия ОАО превышает 25% | — ОАО Страховая медицинская компания «Югория-Мед» — ЗАО «Страховая компания «Югория-Жизнь» — ОАО «Ипотечное агентство Югры» — ОАО «Курорты Югры» — ЗАО Компания «Бизнес-партнер XXI век» | |
2. Основная продукция (работы, услуги), производство которой осуществляется ОАО | |||
2.1 | Виды основной продукции (работ, услуг), производство которой осуществляется ОАО | Страхование Перестрахование | |
2.2 | Состав выпускаемой продукции (оказания услуг) | — Коллективное страхование работников от несчастных случаев и болезней за счет средств предприятия; — Страхование работников детективных (охранных) служб от несчастных случаев; — Добровольное страхование автотранспортных средств; — Страхование грузов; — Страхование имущества юридических лиц от огня и других опасностей; — Страхование имущества предприятий; — Добровольное страхование домашнего имущества граждан; — Добровольное страхование строений граждан; — Страхование строительно-монтажных работ; — Страхование неисполнения договорных обязательств; — Страхование сельскохозяйственных животных; — Страхование граждан, выезжающих заграницу; — Комплексное страхование граждан, выезжающих за пределы постоянного места жительства; — Страхование детей от несчастных случаев; — Страхование судей всех судов общей юрисдикции Российской Федерации; — Страхование водного транспорта; — Страхование лесного фонда; — Страхование урожая сельскохозяйственных культур; — Страхование инженерных сетей; — Страхование контейнеров; — Добровольное страхование от несчастных случаев и болезней; — Страхование газо-, нефтеи нефтепродуктопроводов; — Страхование риска неуплаты банковского кредита (страхование банковских ссуд); — Страхование инвестиций; — Добровольное медицинское страхование; — Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте; — Комплексное ипотечное страхование; — Комплексное ипотечное страхование в рамках федеральных программ; — Страхование банковских вкладов и других инвестиций; — Страхование непредвиденных расходов; — Страхование рисков, связанных с использованием пластиковых карточек; — Страхование гражданской ответственности при осуществлении работ в области недропользования; — Страхование профессиональной ответственности риэлторов; — Страхование профессиональной ответственности нотариусов; — Страхование ответственности юристов и адвокатов; — Страхование гражданской ответственности автоперевозчика/автовокзала за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров; — Страхование ответственности таможенных перевозчиков; — Страхование ответственности финансовых институтов за причинение убытков; — Страхование гражданской ответственности изготовителей и продавцов товара, исполнителей работ (услуг); — Страхование гражданской ответственности устроителей зрелищных, спортивных, оздоровительных, культурных и общественных мероприятий; — Страхование общегражданской ответственности физических и юридических лиц; — Страхование воздушных судов; — Страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов и авиаперевозчиков; — Обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) автомобильного, внутреннего водного транспорта; — Страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности; - Страхование профессиональной ответственности строителей; — Страхование ответственности медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей; — Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, осуществляемое по правилам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 263; — Страхование имущества физических лиц; — Имущественное страхование права собственности (титульное страхование); — Страхование электронных устройств; — Страхование инвестиционных рисков; — Страхование предпринимательского риска; — Страхование гражданской ответственности перевозчика; — Страхование экологических рисков; — Страхование профессиональной ответственности; — Страхование профессиональной ответственности аудиторов и аудиторских фирм; — Страхование гражданской ответственности оценщиков; — Страхование ответственности арбитражных управляющих; — Страхование ответственности туроператоров и турагентов; — Страхование ответственности лиц, занимающихся частной охранной или детективной деятельностью; — Страхование гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и собственников гидротехнических сооружений; — Страхование гражданской ответственности эксплуатирующих организаций — объектов использования атомной энергии; — Страхование ответственности перед третьими лицами при транспортировании радиоактивных веществ, ядерных материалов, изделий на их основе и их отходов; — Страхование ответственности экспедитора; — Страхование гражданской ответственности регистраторов; — Страхование профессиональной деятельности таможенных представителей; — Страхование таможенных складов; — Страхование гражданской ответственности судовладельцев; — Страхование стивидорных компаний; — Страхование ответственности предприятий, осуществляющих деятельность по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств; — Страхование ответственности туроператоров за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта; — Страхование ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств; — Страхование финансовых рисков (расходов по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, локализации и ликвидации их последствий); — Страхование аквакультур; — Страхование урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, осуществляемого с государственной поддержкой; — Страхование ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту; — Добровольное медицинское страхование; — Комплексное страхование маломерных судов, катеров, яхт, иных плавательных средств и ответственности судовладельцев; — Страхование производственных передвижных и самоходных машин и оборудования; — Страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; — Обязательное страхование гражданской ответственности арбитражного управляющего; — Страхование гражданской ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой; — Обязательное страхование ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности; — Добровольное страхование гражданской ответственности оценщиков; — Страхование ответственности заемщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредитному договору; — Обязательное страхование жизни и здоровья пациента, участвующего в клинических исследованиях лекарственного препарата; — Страхование ответственности арбитражных управляющих; — Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; — Имущественное страхование на базе «от всех рисков»; — Страхование земельных участков; — Страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве. | |
2.3 | Доля государственного заказа в общем объеме выполняемых работ (услуг) (%) | 5,01 | |
2.4 | Доля на рынке определенного товара хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов (%) | нет | |
3. Объекты недвижимого имущества, включая земельные участки ОАО | |||
3.1 | Общая площадь принадлежащих и (или) используемых ОАО зданий, строений, сооружений, земельных участков | 7694,6 кв. м (на 30.09.2014 г.) | |
3.2 | В отношении каждого здания, строения, сооружения: | Гараж, назначение: нежилое — г. Урай, микрорайон 3, район школы № 6, гараж № 6, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Собственность от 20.01.2009 г., Свидетельство о гос. регистрации 72НЛ 158 651 Здание, назначение: нежилое — г. Москва, Бутырский вал, 68/70 стр. 7 Собственность от 24.12.2007, Свидетельство о гос. регистрации г. 77 АЖ 360 167 Квартира, назначение: жилое помещение — г. Тюмень, ул. Чернышевского д.2а корп.1 кв. 51. Собственность от 03.12.2008 г., Свидетельство о гос. регистрации 72 НЛ 192 704 Офисные помещения, назначение: нежилое — г. Ханты-Мансийск ул. Комсомольская, д. 61. Собственность от 16.05.2006 Свидетельство о регистрации 72НК 167 435 Квартира, назначение: жилое — г. Ханты-Мансийск, ул. Зеленодольская, д. 1, кв. 62. Собственность 05.06.2005, Свидетельство о гос. регистрации 86 АА 768 025 Офисные помещения, назначение: нежилое — г. Ханты-Мансийск ул. Комсомольская, д. 61. Собственность от 09.06.2005 г., Свидетельство о гос. регистрации 86 АА 768 060 Квартира, назначение: жилое — г. Ханты-Мансийск, ул. Посадская, д. 16А, кв. 31, Собственность от 26.05.2005 г., Свидетельство о гос. регистрации 86 АА 776 847 Офисные помещения, назначение нежилое — г. Белоярский, микрорайон 6, д. 10, Белоярский район, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Собственность 15.03.2005 г., Свидетельство о гос. регистрации 86 АА 717 096 Офисные помещения, назначение: нежилое — пос. Междуреченский, ул. Толстого, д.26Б, Кондинский район, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. Собственность от 12.09.2008 г., Свидетельство о гос. регистрации 72 НЛ15 553 Офисные помещения, назначение: нежилое — г. Нижневартовск, ул. Омская, д. 8, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Собственность 17.06.2005 г., Свидетельство о гос. регистрации 86 АА 681 779 Гаражный бокс, назначение: нежилое — г. Нижневартовск, ул. 60 лет Октября, д. 14, строение 5, Прибрежная зона I, квартал Прибрежный, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.Собственность от 14.12.2005 г., Свидетельство о регистрации 72НК 102 217 Офисные помещения, назначение: нежилое — г. Лангепас, ул. Звездный проезд, д. 27, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Собственность 14.12.2005 г., Свидетельство о гос. регистрации 72НК 12 220 Офисные помещения, назначение: нежилое — г. Советский, ул. Ленина, д. 20, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Собственность от 29.06.2008, Свидетельство о гос. регистрации г. 72 НК 947 634 Квартира, назначение: жилое — г. Сургут, ул. Профсоюзов.д. 18 кв. 10, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Собственность 03.03.2011, Свидетельство о гос. регистрации 86 — АБ 177 800 Офисные помещения, назначение: нежилое — пос. Пионерский, ул. Комсомольская, д. 11, кв. 11, Советский район, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.Собственность от 25.02.2005 г., Свидетельство о гос. регистрации 86 АА 680 998 Квартира, назначение: нежилое, используется под офис — пос. Игрим, ул. Кооперативная, д. 30, кв. 1, Березовский район, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.Собственность 19.12.2008 г., 72НК 873 437 Офисные помещения, назначение: нежилое — г. Покачи, ул. Комсомольская, д. 4, № 23, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Собственность от 27.12.2004, свидетельство о гос. регистрации 86АА 569 340 Офисные помещения, назначение: нежилое — г. Югорск, ул. Железнодорожная, д. 27, пом. 21, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.Собственность от 19.10.2007 г., Свидетельство о гос. регистрации 72 НК 492 715. Перевод в нежилое от 06.09.2011 г. | |
наименование; | |||
назначение; | |||
местонахождение; | |||
реквизиты документов о государственной регистрации права собственности; | |||
действующие и (или) установленные при приватизации обременения | |||
3.3 | В отношении каждого земельного участка: | Земельный участок, земли поселений под объектом недвижимого имущества — офисным зданием, площадью 2385,0 кв. м. — г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, д. 61, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.Собственность 11.09.2006, Кадастровый номер: 86:12:101 040:0029, Свидетельство о гос. регистрации 72НК 293 458 Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под гараж, общая площадь 22,64 кв. м. -г. Урай, микрорайон 3, район школы № 6, гараж № 6,Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Собственность 20.01.2009, кадастровый номер: 86:14:101 005:0150, Свидетельство о гос. регистрации 72 НЛ 158 652 | |
адрес местонахождения; | |||
площадь; | |||
категории и разрешенное использование; | |||
кадастровый номер; | |||
вид права, на котором ОАО использует земельный участок; | |||
реквизиты документов, подтверждающих права на земельный участок | |||
За период прохождения производственной практики по ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» я ознакомилась с Уставом предприятия «ЮГОРИЯ», прошла инструктаж по технике безопасности труда, ознакомилась с внутренним распорядком рабочего дня.
Так же изучила учетную политику предприятия для целей налогообложения на 2014 г.:
— Налоговый регистр;
— Определение первичных учётных документов;
— Классификация доходов;
— Классификация расходов;
— Метод налогового учёта;
— Порядок налогового учёта отдельных расходов;
— Доходы по договорам страхования, сострахования, перестрахования;
— Признание доходов по договорам страхования, сострахования, перестрахования;
— Признание расходов по договорам страхования, сострахования, перестрахования;
— Формирование страховых резервов;
— Налоговый учёт операций с ценными бумагами;
— Порядок исчисления уплаты авансовых платежей;
— Корректировка данных налогового учёта;
Ознакомилась:
— с учётом затрат труда и его оплатой;
— порядком формирования финансовых результатов по обычным и прочим видам деятельности предприятия;
— особенностями учёта уставного, резервного, добавочного и целевого финансирования организации;
— учётом задолженности по полученным кредитам и займам на предприятии; подготовкой и порядком проведения инвентаризации на предприятии; документальным оформлением каждого этапа инвентаризации.
2. УЧЁТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ Труд работающих, является необходимой составной частью процесса производства, потребления и распределения созданного продукта. Участие трудящихся в доле вновь созданных материальных и духовных благ выражается в виде заработной платы, которая должна соответствовать количеству и качеству затраченного ими труда. Заработная плата — важнейшее средство повышения заинтересованности работников в результатах своего труда, его производительности, увеличения объемов произведенной продукции, улучшении ее качества и ассортимента.
Общее количество работающих на ОАО ГСК «Югория», которое значится в списках на заработную плату, называется его списочной численностью. В списочный состав не включаются работники, временно привлекаемые к выполнению отдельных работ по трудовым договорам. Оперативный учет личного состава возложен на отдел кадров, который оформляет прием, переводы и увольнения работающих на основании: заявления нанимающегося на работу, приказов (распоряжений) о приеме и увольнении, записок о предоставлении отпуска и т. д. Впервые поступившему на предприятие, выдается трудовая книжка, хранящаяся до его увольнения в отделе кадров. С каждым нанимаемым работником, в соответствии с Трудовым Кодексом, предприятие заключает трудовой договор, в котором указываются работодатель, работник, срок действия договора, права и обязанности работодателя и работника, условия оплаты труда, режим рабочего времени и время отдыха, другие дополнительные условия. На каждого работающего открывается личная карточка, в которой фиксируются анкетные и прочие данные о его трудовой деятельности на предприятии, повышении разряда, переводах и т. д. Кроме того, присваивается табельный номер, по которому он числится в табеле учета рабочего времени и во всех документах на зарплату. Эти сведения оперативного учета служат основанием для составления отчетности о численности и составе работников. Личные карточки хранятся в отделе кадров в картотеке по каждому цеху и подразделению в алфавитном порядке. При переводе работника на другое место работы в пределах данного предприятия заполняется Приказ о переводе на другую работу. В нем указываются: Ф.И.О. работника, дата перевода, прежнее и новое места работы, заключение по медицинскому осмотру, справка о несданных имущественноматериальных и других ценностях и другие данные на работника.
На предприятии установлен определенный трудовой режим. Контроль за его соблюдением ведется при помощи табельного учета. Он предполагает наблюдение за приходом на работу и уходом с нее, выяснение причин опозданий и неявок, получение данных о фактическом отработанном времени, своевременное составление отчетности о наличии и движении работников, использование рабочего времени и состояния трудовой дисциплины. На ОАО ГСК «Югория» табельный учет ведется на рабочих местах главным бухгалтером предприятия. Табель учета отработанного времени представляет собой именной список работников (Приложение 1). В нем указываются табельный номер работника, Ф.И.О., количество отработанных часов, выходные дни, неявки на работу (по болезни, в связи с командировкой, отпуском, выполнение государственных и общественных обязанностей). Учет явок и использования рабочего времени осуществляется методом регистрации по отклонениям, т. е. отметкой только неявок, опозданий, сверхурочных часов, прогулов и т. п. При этом делаются цифровые и буквенные отметки: часы явок отмечаются точками, а неявки — буквами «Б» (болезнь), «О» (очередные и дополнительные отпуска), «К» (командировки), «В» (выходные и праздничные дни), «Р» (отпуск в связи с родами) и т. д.
По окончании месяца табель закрывается, т. е. в нем подсчитывается по каждому работающему: количество дней явок на работу, неявок по причинам, количество неотработанных часов (опоздания, преждевременный уход с работы, простои); общее количество отработанных часов, в том числе сдельные, ночные, переработка. Он используется при составлении текущей статистической отчетности о выполнении плана по труду и для анализа трудовой дисциплины.
Зарплату работник получает в кассе предприятия или с помощью безналичного расчета (карты).
Заработная плата, не полученная в течение 3 рабочих дней, считается депонированной, т. е. оставленной на хранение. Работник может получить ее в кассе предприятия по расходному ордеру в день, установленный администрацией для выдачи разовых сумм. Депонированная зарплата фиксируется в книге депонентов на основании реестра, составленного при закрытии платежной ведомости. Депонентские суммы при составлении годового баланса присоединяются к доходам предприятия.
В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:
— Д 08 К 70 — начислена заработная плата работников. Это связано с тем, что оплата труда рабочих, занятых на строительстве каждого объекта входит в себестоимость каждого объекта;
— Д 23 К 70 — начислена заработная плата работникам вспомогательного производства;
— Д 26 К 70 — начислена заработная плата администрации организации;
— Д 44 К 70 — начислена заработная плата работникам, занятым сбытом продукции;
— Д 70 К 51 — перечислена заработная плата на карточки. В исследуемой организации заработная плата работников перечисляется на личные карточки работников.
Организация заключила договор с банком на открытие личных карт работников. Каждый работник заключает индивидуальный договор с этим банком на обслуживание.
— Д 96 К 70 — начислены отпускные работникам предприятия за счет резерва;
— Д 69 К 70 — начислены пособия за счет средств социального страхования;
— Д70 К 68 — перечислен подоходный налог с физических лиц;
— Д70 К 69 — произведены отчисления в фонды социального страхования;
— Д 70 К 76 — произведено удержание алиментов;
— Д 70 К 71 — произведены отчисления из заработной платы невозвращенных подотчетных сумм;
— Д 70 К 73.2 — произведены отчисления из заработной платы за причиненный моральный ущерб;
— Д 70 К 50 — выплачена из кассы заработная плата;
— Д 70 К 76.4 — депонированы суммы оплаты труда.
— Д 70 К 51 — перечислена заработная плата на расчетный счет сотрудника;
— Д 50 К 70 — внесены в кассу излишние суммы оплаты труда;
— Д 84 К 70 — вознаграждения за счет прибыли;
— Д 94 К 70 — восстановление сумм недостач;
— Д 70 К 73.1 — Удержание сумм в погашение займа
Произведём расчет заработной платы Семченко С.В.
1.Начислена зарплата Семченко С. В., 12 105,0 Д 23 К 70
2. Начислена премия работнику 300,0 Д 23 К 70 вспомогательного производства
3. Вычтена сумма НДС 1612,65 Д 70 К 68
4. Выдано на руки 10 792,35. Д 70 К 50
3. УЧЁТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ В процессе хозяйственной деятельности ОАО ГСК «Югория» получает финансовые результаты, которые выражаются прибылью или убытком. Различают прибыль отчетного года (балансовую прибыль) и прибыль (убыток), остающуюся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).
Финансовый результат за отчетный год представляет собой прирост (уменьшение) капитала организации, образовавшийся в ходе ее предпринимательской и иной деятельности за этот период. Финансовый результат деятельности организации — прибыль (убыток) за отчетный период — представляет собой, по существу, разницу между доходами и расходами.
Как известно, доходами считается увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают такие статьи, как выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг, проценты и дивиденды к получению и т. п., а также прочие доходы (поступления от продажи списываемых объектов основных средств и других активов; нереализованная прибыль, полученная вследствие переоценки ценных бумаг, и др.).
Расходами считается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями по решению собственников. Расходы включают такие статьи, как затраты на производство проданной продукции (товаров, работ, услуг) с учетом затрат на оплату труда работников, амортизационных отчислений, управленческих и коммерческих расходов, а также потерь (убыток от продажи и иных случаев списания объектов основных средств и других активов, изменений валютных курсов и др.).
Для целей формирования организацией финансовых результатов от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. Себестоимость формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Финансовый результат отражает изменение собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовой деятельности организации.
С учетом классификации доходов и расходов в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н, выделены следующие счета для обобщения информации о доходах и расходах организации:
— счет 90 «Продажи» — для определения финансового результата по доходам и расходам от обычных видов деятельности;
— счет 91 «Прочие доходы и расходы» — для определения финансового результата от прочих доходов и расходов (кроме чрезвычайных);
— счет 99 «Прибыли и убытки» — используется для обобщения информации о формировании конечного результата деятельности организации в отчетном году, в том числе и учета чрезвычайных доходов и расходов.
Финансовый результат хозяйственной деятельности определяется показателем прибыли или убытка, формируемым в течение календарного года. Формирование итогов финансового результата за отчетный год осуществляется накопительным путем в течение отчетного года на счете 99 «Прибыли и убытки» в виде остатка, отражающего прибыль (по кредиту счета) либо убыток (по дебету счета). По завершении первого квартала на счете 99 проводится промежуточный итог финансового результата за первый квартал, по завершении второго квартала — за полугодие, по завершении третьего квартала — за 9 месяцев отчетного года и по завершении четвертого квартала формируется итоговый финансовый результат за весь отчетный год.
Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:
а) финансового результата, полученного от продажи продукции, товаров, работ, услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности организации (сдача в платную аренду основных средств, передача в пользование объектов интеллектуальной собственности и вложение средств в уставные капиталы других организаций);
б) финансового результата от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов);
в) операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества);
г) внереализационных прибылей и убытков;
д) чрезвычайных доходов и расходов.
Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 «Продажи». Со счета 90 прибыль или убыток обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки.
Финансовый результат от продажи имущества. Операционные и внереализационные доходы и расходы вначале отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы», с которого затем ежемесячно списывают на счет 99.
Чрезвычайные доходы и расходы сразу относят на счет 99 без предварительной записи на промежуточных счетах в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т. п.
Кроме того, по дебету счета 99 отражают начисленные платежи на прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Платежи по перерасчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 99 и 68.
По окончании отчетного года счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительной записью декабря сумму чистой прибыли списывают с дебета счета 99 в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Сумма убытка списывается с кредита счета 99 в дебет счета 84.
Конечный финансовый результат организации за отчетный период выражается в виде чистой прибыли к распределению, которая образуется после вычета из совокупных доходов организации экономически обоснованных результатов. Ими являются в силу приоритетности признания и исполнения обязательств организации перед третьими лицами (кредиторами, бюджетом, поручителями) обязательства, образующие дополнительные расходы организации:
— штрафы и пени, начисленные налоговыми органами;
— штрафы, пени и неустойки в пользу коммерческих организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам;
— суммы повышенных процентных платежей за нарушение условий кредитного договора;
— обязательства по условиям договора залога, поручительства и т. п.
По окончании календарного отчетного года от суммы фактической бухгалтерской прибыли, полученной организацией за отчетный год, в первоочередном порядке производят окончательный расчет причитающейся бюджету суммы налога на прибыль по установленной ставке с учетом корректировок отчетной прибыли до уровня налогооблагаемой. Авансовое использование прибыли текущего отчетного года на нужды организации, кроме авансовых платежей налога на прибыль и уплату штрафных налоговых и приравненных к ним санкций за покрытие налоговых правил налогообложения, не предусмотрено.
Аналитический учет по счету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках. (Приложение 2), (Приложение 3), (Приложение 4).
4. УЧЁТ КАПИТАЛОВ, РЕЗЕРВОВ И ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ Уставный капитал на ОАО ГСК «Югория» формировался за счет закрепленного за данным предприятием имущества государства. Учет уставного капитала ведут на счете 80 «Уставный капитал». По кредиту отражают увеличение уставного капитала, а по дебету — уменьшение. Уставный капитал компании в настоящее время составляет 3,85 млрд рублей.
Эта цифра в последние годы остается неизменной, т.к. увеличение или уменьшение уставного капитала приводят к перерегистрации предприятия, что приводит к дополнительным расходам.
Д 73 К 80 — зарегистрирован уставный капитал;
Д 50,51 К 75 — получены денежные средства от учредителей в счет в уставный капитал;
Д 01,04,07,43 К 75 — получены материальные ценности в счет вклада в уставный капитал;
Д 75 К 80 — перерегистрация уставного капитала;
Учет добавочного капитала. Добавочный капитал образуется в результате хозяйственной деятельности за счет увеличения стоимости имущества. Аналитический и синтетический учет добавочного капитала ведется в журнале-ордере № 12 на основании расчетных показателей в бухгалтерских справках. (Приложение 5). Бухгалтерский учет добавочного капитала ведут на пассивном счете 83 «Добавочный капитал».
Д 01 К 83 — образование добавочного капитала в результате дооценки внеоборотных активов;
Д 83 К 02 -дооценки износа основных средств;
Д 83 К 01- использован добавочный капитал на списание уценки основных средств;
Д 02 К 83 — использован добавочный капитал на списание уценки износа основных средств;
Д 83 К 84 — добавочный капитал списан на покрытие убытков;
Д 83 К 90,91 — покрыт убыток за счет собственных источников при безвозмездном выбытии имущества.
Учет резервного капитала. Резервный капитал — это, так называемый, запасной финансовый источник для возмещения возможных убытков и списания понесенных расходов при недостатке прибыли. Резервный капитал подразделяется на резервный фонд, создаваемый предприятием в обязательном порядке и необязательные резервные фонды. В организациях, в которых законодательством не предусмотрено создание резервного капитала, он может создаваться согласно учредительным документам и использоваться в соответствии с их уставом. В ОАО ГСК «Югория» резервный капитал создается (Приложение 6), (Приложение 7).
Учет целевого финансирования ведется на счете 86 «Целевое финансирование».
Средства целевого финансирования могут поступать в качестве государственной помощи, и порядок их учета отражен ПБУ 13/2000 «Учет государственных субсидии». Учет целевого финансирования ведется в журнале-ордере № 12 по видам целевого финансирования. В данном предприятии учёт целевого финансирования не ведётся.
Учёт кредитов и займов. В состав заемного капитала входят займы и кредиты.
Кредиты и займы — это система экономических отношений, возникающая при передаче имущества в денежной или натуральной форме от одной организации или лиц другой организации на условиях возврата, срочности и оплаты. Оформляется договором и регулируется ГК ст. 807−821. Бухгалтерский учет кредитов и займов регулируется ПБУ 15/01, утвержденных приказом Минфина РФ от 02.08.01 г. № 60н. В ОАО ГСК «Югория» заёмные средства и кредиты не используются.
5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
Имущество — основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.
Финансовые обязательства — кредиторская и дебиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Инвентаризация — установление на определенный момент фактического наличия средств и их источников, фактически произведенных затрат путем пересчета инвентаризируемого объекта в натуре, т. е. снятие остатков, или путем проверки учетных записей. С помощью инвентаризации проверяют правильность данных текущего учета и выявляют ошибки, допущенные в учете. Инвентаризация необходима для уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества предприятия. Инвентаризации подлежат все имущество (все виды имущества, принадлежащие предприятию независимо от его местонахождения; имущество, не принадлежащее предприятию, но числящееся в бухгалтерском учете; имущество, не учтенное по какой-либо причине) и все виды финансовых обязательств.
Различают полную и частичную инвентаризацию: полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации, частичная инвентаризация — один или несколько видов имуществ и обязательств (например, только денежные средства, материалы на одном складе и т. д.). По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные.
Инвентаризации могут быть плановыми, которые производятся в заранее установленные сроки, и внеплановыми (внезапными), которые проводятся неожиданно для материально ответственного лица, чтобы установить наличие ценностей. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.
Цели проведения инвентаризации:
* выявление фактического наличия имущества;
* сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; * проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризация обязательна:
* при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; * перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет.
В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков:
* при смене материально ответственных лиц. При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);
* при установлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества;* в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
* при реорганизации или ликвидации организации;
* в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Инвентаризация может проводиться и в иных случаях по решению собственника (учредителя).
Инвентаризация может проводиться как в целом по организации, так и по ее подразделениям, по видам имущества или обязательств.
По итогам инвентаризации составляется инвентаризационная опись (Приложение 8).
6. ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В ходе организации инвентаризации и контрольных проверок запасов необходимо учитывать структуру складского хозяйства, поскольку склады подразделений предприятия могут быть самостоятельными учетными единицами или входить в состав других учетных единиц. Отнесение складов к самостоятельным учетным единицам определяется руководителем организации по представлению главного бухгалтера (или бухгалтера — при отсутствии в штате должности главного бухгалтера). В подразделениях, чьи склады не являются самостоятельными учетными единицами, инвентаризация на складах производится одновременно с инвентаризацией незавершенного производства.
Порядок проведения инвентаризаций в организации предполагает создание инвентаризационной комиссии в составе руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии), главного бухгалтера, начальников структурных подразделений (служб), представителей общественности. Также в состав комиссии включаются представители службы безопасности, технологи (логистики) и другие специалисты. Как вариант, к проведению инвентаризации могут быть приглашены сотрудники службы внутреннего аудита предприятия либо же независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Работает такая комиссия постоянно, в том числе и в межинвентаризационный период, обеспечивая полноту и точность отражения данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, внесенных в инвентаризационные описи и акты. В задачи комиссий входит и определение конкретных наименований, видов, групп запасов товаров, подлежащих проверке, а также сроки проведения проверки.
Персональный состав постоянно действующей инвентаризационной и рабочих (счетных) комиссий утверждает руководитель предприятия, о чем издается распорядительный документ по форме ИНВ-22 — Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируется в Журнале учета контроля над выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации по форме ИНВ-23. Приказ о назначении комиссии может выглядеть так (Приложение 9).
На основании этих документов комиссия приступает к работе. Прежде всего она должна получить последние на момент проведения проверки приходные и расходные документы на имущество. Председатель комиссии их визирует. Для этого на документах проставляется штамп или делается надпись например: «До инвентаризации на „31“ января 2014 г.».
Затем бухгалтерия должна определить остатки имущества и обязательств компании. Это делают на дату, проставленную председателем комиссии. Бухгалтерия представляет комиссии регистры учета, в которых отражают данные о стоимости имущества и обязательств фирмы на упомянутую дату. В них указывают стоимость остатков материальных ценностей (суммы задолженностей) на день проведения инвентаризации. На основании этих регистров необходимые данные переносят в инвентаризационные описи или акты (при использовании типовых унифицированных форм — графа «По данным бухгалтерского учета»).
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, на руках которых числятся подотчетные деньги. Отметим, что форма подобной расписки законодательством не утверждена. Однако ее текст включен в типовые унифицированные формы актов и описей инвентаризации отдельных видов имущества. Например основных средств (форма ИНВ-1), нематериальных активов (форма ИНВ-1а), товарно-материальных ценностей (форма ИНВ-3), имущества, принятого на ответственное хранение (форма ИНВ-5), и т. д.
Если в используемой форме инвентаризационной описи (акта) для того или иного вида имущества такая расписка не предусмотрена, то компания может ее составить самостоятельно. Как правило по каждому виду имущества или обязательств заполняют свою инвентаризационную опись или акт. Например, при использовании типовых унифицированных форм по основным средствам это форма ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств», по нематериальным активам — форма ИНВ-1а «Инвентаризационная опись нематериальных активов», по расходам на незаконченный ремонт основных средств — форма ИНВ-10 «Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств», по наличным деньгам — форма ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств», по ценным бумагам и бланкам строгой отчетности — форма ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности» и т. д.
На плечи руководителя организации ложится обязанность создать условия для точного и полного подсчета фактического наличия товара в установленные сроки, предоставить в распоряжение комиссии сотрудников и технику для перевешивания, пересчета и перемещения товаров. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а результаты годовой инвентаризации — в годовой бухгалтерской отчетности.
7. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Комиссия обязана осмотреть основные средства и внести в описи (типовая унифицированная форма ИНВ-1) их полное наименование, назначение, инвентарные номера, основные технические или эксплуатационные характеристики. В них же включаются и те объекты, которые не были отражены в бухгалтерском учете. Их стоимость указывают в рыночных ценах. В инвентаризационных документах отражают и оценочную сумму износа по ним. По недвижимости и природным объектам (земельным участкам, водоемам) комиссия проверяет наличие документов, которые подтверждают право собственности компании на них.
Если то или иное средство было реконструировано или модернизировано с изменением основного назначения имущества, в опись его вносят под наименованием, которое соответствует новому назначению.
По каждой группе основных средств (например, производственного или непроизводственного назначения) оформляют отдельные описи. Кроме того, отдельные описи составляют по основным средствам (пп. 3.6 и 3.7 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49):
· не пригодным к эксплуатации (в документах указывают время ввода в эксплуатацию, причины, по котором имущество не может эксплуатироваться);
· находящимся на ответственном хранении или полученным в аренду (в документах приводят ссылку на договор, в рамках которого это имущество было получено).
Все описи оформляют в двух экземплярах. Их подписывают члены комиссии и материально ответственные лица, которым были вверены основные средства. Первый экземпляр передают в бухгалтерию. На его основании оформляются сличительные ведомости. Второй остается у материально ответственного лица. На арендованные основные средства описи составляются в трех экземплярах. Один экземпляр этой описи арендатор высылает в адрес арендодателя (пост.Госкомстата России от 18.08.1998 N 88).
Однако, использовать госкомстатовские унифицированные формы гораздо проще и удобней, чем разрабатывать собственные. В типовых бланках уже есть все необходимые данные и реквизиты.
Инвентаризация проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя.
Инвентаризация обязательна перед составлением годовой отчетности.
До начала инвентаризации проводится проверка:
1. инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
2. технических паспортов или другой технической документации;
3. документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.
По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке:
· основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации http://www.snezhana.ru/plan91/на счёта 91;
· недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.
Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации:
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит | |
1. | Учтены выявленные излишки основных средств | |||
2. Учет недостачи основных средств | ||||
2.1. | Списание первоначальной стоимости | 01-В | ||
2.2. | Списание амортизации по основному средству | 01-B | ||
2.3. | Учет недостачи по остаточной стоимости | 01-B | ||
3. Списание недостачи за счет виновных лиц | ||||
3.1. | Остаточная стоимость | 73−2 | ||
3.2. | Превышение рыночной стоимости | 73−2 | ||
3.3. | Получена сумма в счет погашения недостачи | 50,51 | 73−2 | |
3.4. | Списана разница между рыночной и остаточной стоимостью | |||
4. | Списание недостачи за счет организации | |||
7. ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии.
Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы отражения в учете результатов инвентаризации. Инвентаризационная комиссия:
1) устанавливает, имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определяет размер этой ответственности;
2) анализирует возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности путем перевода долга, бартерных операций и тому подобного;
3) составляет специальную опись для объектов, непригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также предложений источников списания этих объектов;
4)выявляет причины недостач и излишков;
5) по фактам образования излишков или недостач должна получить подробные объяснения от материально ответственных лиц. Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.
Кроме того, в протоколе приводятся сведения о производственных запасах, пришедших в негодность, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц.
На заседании инвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в порядке, предусмотренном действующими нормативными документами. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. 1. Отражение в учете излишков имущества, выявленных в процессе инвентаризации.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ выявленные в результате инвентаризации излишки имущества должны быть приняты к учету, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на увеличение финансирования (фондов). Таким образом, выявленные излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества в соответствии с бухгалтерским законодательством подлежат постановке на бухгалтерский учет и зачислению на финансовые результаты. В отчете о прибылях и убытках, по статье «Прочие доходы» отражаются принятые к учету ценности, оказавшиеся в излишке по результатам инвентаризации.
В соответствии с п. 20 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
При этом п. 5 ст. 274 НК РФ предусмотрено, что внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, при определении налоговой базы учитываются согласно положениям ст. 40 НК РФ.
Согласно п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Однако, нормативные акты бухгалтерского законодательства, принятые в более поздние сроки, указывают на то, что излишки имущества следует приходовать по рыночным ценам.
Согласно п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (далее — Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ), выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке: — излишки запасов приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится:
— в коммерческих организациях — на финансовые результаты;- в некоммерческих организациях — на увеличение доходов. Кроме того, в соответствии с п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», неучтенные объекты основных средств, выявленные при проведении инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости и отражаются в качестве прочих доходов проводкой: Дебет 01 «Основные средства» Кредит 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, излишки, выявленные при инвентаризации, принимаются к учету по рыночной стоимости по дебету соответствующего счета учета материальных ценностей (01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса») и кредиту счета 91−1 «Прочие доходы» .
По общему правилу, установленному ст. 268 «Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав» НК РФ, в состав расходов можно включить покупную стоимость реализованных товаров.
Возникает вопрос: возможно ли при реализации товаров, выявленных как излишки, включить их стоимость в расходы для целей налогообложения? В гл. 25 НК РФ нет норм, которые позволили бы трактовать рыночную стоимость излишков товаров, выявленных при инвентаризации, в качестве их покупной стоимости. Поэтому ее нельзя включать в состав расходов. Таким образом, при реализации товарных излишков, выявленных при инвентаризации, в состав доходов будет включена выручка от их реализации. При этом в состав расходов можно будет списать только расходы, связанные с реализацией. А сама стоимость реализованных товаров в составе расходов при налогообложении прибыли учтена не будет, то есть по факту произойдет повторное обложение налогом на прибыль тех же доходов.
2. Отражение в учете недостач, выявленных в процессе инвентаризации Излишки на предприятии довольно редкое явление, а вот с недостачами дело обстоит иначе.
Порядок отражения недостач в бухгалтерском учете определен п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ и п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета. В соответствии с этими пунктами, недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц.
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Решение о списании недостачи на финансовые результаты принимает руководитель организации.
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства и обращения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.
Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице.
В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача.
При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц в тех случаях, когда виновные установлены. В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.
О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в бюджетных организациях — на уменьшение финансирования (фондов). На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации. Из положений вышеприведенных нормативных актов следует, что отражение в учете недостач имущества зависит от величины недостачи конкретного имущества организации, от того, имеются ли по данному виду имущества установленные нормы естественной убыли, а также установлены ли конкретные виновные лица.
Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется в соответствии со ст. 246 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.
Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», общим для всех случаев будет первоначальное отражение выявленных недостач на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» .
На основании сличительных ведомостей и в зависимости от того, на каком счете учитывалось недостающее имущество, в бухгалтерском учете делаются записи по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетами их учета (например, 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и тому подобное). Выявленные недостачи отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
Корреспонденция счетов | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | ||
Выявлены недостачи в пределах норм естественной убыли | |||
Выявлены недостачи сверх норм естественной убыли | |||
Если в результате инвентаризации обнаружена недостача комиссионного товара: | |||
Отражена сумма недостачи | |||
Отражена стоимость недостачи, подлежащая возмещению комитенту | |||
50, 51 | Сумма недостачи возмещена комитенту | ||
Списание недостачи производится следующим образом: | |||
73−2 | Сумма недостачи отнесена за счет виновного лица | ||
91−2 | В отсутствие виновных лиц сумма недостачи отнесена на прочие расходы организации | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время производственной практики в компании ОАО ГСК «Югория»" мною были исследованы все задачи и представлены в отчёте. Цель производственной практики, приобретение практических навыков ведения бухгалтерского учета, была осуществлена.
В отчете были рассмотрены основные моменты по учету труда и заработной платы работников, учет финансовых результатов и использование прибыли, учет собственного капитала, основные понятия инвентаризации имущества организации, процесс подготовки инвентаризации, инвентаризация основных средств, порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учёте. Мною приобретены практические знания по бухгалтерскому учёту.
За время прохождения практики принимала активное участие в работе отдела, изучала документы и справочные материалы по организации и ведению бухгалтерского учёта.
Программу практики старалась выполнять своевременно, в полном объёме и качественно. Порученную работу руководителем практики от организации выполняла добросовестно.
Получила практические навыки реальной работы в отделе, постаралась закрепить и применить знания, полученные ранее в ходе обучения.
С задачами, поставленными для достижения основной цели прохождения практики, считаю, справилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30.06.03).
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н), с последующими изменениями и дополнениями.
4. Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н. «О формах бухгалтерской отчетности организации».
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н (ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 г. № 107н и от 24.03.2000 № 31н)
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н.
7. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»
8. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» ,
9. Устав ОАО ГСК «Югория».
10. Учетная политика для целей бухгалтерского учета ОАО ГСК «Югория» на 2014 год.
11. Статистическая информация о деятельности ОАО ГСК «Югория» за 2014 год.
12. Бухгалтерская отчетность предприятия: сборник нормативных документов 1998.