Методические особенности проведения подвижных игр и психологических тренингов для детей с дефектом слуха
Умственно отсталые дети медленнее реагируют на внешние сигналы, теряются при смене обстановки или поставленной задачи, что нарушает ход игры. Скоростно-силовые качества у данной категории детей развиваются медленно даже в игровой обстановке. Тем не менее, включение специальных целенаправленных двигательных действий, требующих быстрой реакции на звуковой или зрительный раздражитель («Стоп, хоп… Читать ещё >
Методические особенности проведения подвижных игр и психологических тренингов для детей с дефектом слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По данным Бесовой М. А. (2000), Гревцова А. Г. (2004) особое место занимают подвижные игры в психологических тренингах для детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, так как дают возможность активизировать деятельность центральной нервной системы, создавать положительный эмоциональный фон для дальнейшего изучения и освоения сложных двигательных навыков.
Шапкова Л.В. с группой соавторов (2002) предлагают для детей с дефектом слуха для проведения психологических тренингов применять игры и задания для развития мышления, внимания и воображения, фантазии, наблюдательности запоминания последовательности движений, памяти быстроты двигательной реакции.
Так, Былеева Л. В. (2002), Гревцов А. Г. (2004) рекомендуют для аномальных детей в психологических тренингах широко использовать подвижные игры, как основную цепь использования интенсификации эмоциональной сферы участников, их межличностных взаимодействий.
Наряду с вышеназванными и традиционными видами для этих игр, так же решались такие задачи физического воспитания, как развитие волевых качеств, мелкой моторики, освоение новых двигательных действий. Эти авторы рекомендуют при проведении психологических тренингов решать и такие важные задачи, как активизировать эмоциональное состояние и координация совместных действий:
- 1. «Удержание карандашей или цветных палочек». Коллективная игра. группа учащихся встает в круг на расстоянии карандаша. Между указательными пальцами соседних участников, закрепляют их колпачками и начинают выполнять упражнения по команде ведущего — «Руки вверх», «руки вперед», «руки вниз», шаг назад, ««два шага вперед» и т. д.
- 2. «Групповое завязывание каната или платочков». Группа делится на две равные по числу участников команды, и по команде ведущего начинают завязывать узлы, опуская каната или веревки из рук.
- 3. «Повторение движений». Участники встают в круг, водящий уходит за дверь. Из участников выбирается один «законодатель моды «, который будет выдумывать, и выполнять несложные физические упражнения, остальные — выполнять за ним, задание меняется каждые 10 — 15 секунд. Затем вызывают водящего. Движения выполняют все. Задача водящего угадать «законодателя мод»
Описание других подвижных игр, применяемых в условиях психологических тренингов можно найти в методической литературе: учебных пособиях и рекомендациях (Логинова М.И., 1998, Розанова Е. В., 2000, Евсеева С. П., Аксеновой О. Э., 2004, Элькони Д. Б., 2005).
Методика и техника проведения игр на развитие двигательных способностей (скоростно-силовых качеств, координационных способностей, вестибулярных способностей и ориентации в пространстве).
Важной составляющей двигательных способностей у детей 7−11 лет является проявление скоростно-силовых качеств (Черник Е.С., 1997, Пласкунова Э. В., 2001). Подвижная игра естественным образом аккумулирует в себе необходимость их проявления во всех формах: и как быстроту реакции, и как быстроту отдельных движений и их частоту (темп). Практически все подвижные игры требуют скоростных способностей. Но у детей с поражением интеллектуальной сферы эта способность является лимитирующим фактором в игре.
Умственно отсталые дети медленнее реагируют на внешние сигналы, теряются при смене обстановки или поставленной задачи, что нарушает ход игры. Скоростно-силовые качества у данной категории детей развиваются медленно даже в игровой обстановке. Тем не менее, включение специальных целенаправленных двигательных действий, требующих быстрой реакции на звуковой или зрительный раздражитель («Стоп, хоп, раз», «Быстрые мячи» и др.), постепенно приучают детей отслеживать сигналы, реагировать на них в коллективных игровых действиях. Дети 8−11 лет с удовольствием играют в такие игры, как «Быстрые обручи», «Замри», «Обгони», «Сиамские близнецы» и др., где требуются быстрота реакции и точность одиночных действий.
Одним из наиболее важных компонентов координационных способностей является ловкость. Ловкость характеризуется как способность человека быстро и четко (безошибочно) выполнять двигательные действия. У детей с дефектом интеллекта этот показатель по сравнению со здоровыми детьми этого возраста на 15−20% ниже (Байкина Н.Г., Мутьев А. Г., 2002). Поэтому в нашей классификации этому физическому качеству уделяется особое внимание и задачи на развитие ловкости должны присутствовать во всех видах занятий физической культурой: УГГ, физкультурные паузы, физкультурные минутки, а так же в играх, развлечениях, физической рекреации.
Для развития ориентировки в пространстве применяют такие игры как: «Попрыгунчики», «Совушка», «Болото», «Невод», «Идем на слух». Ритмичности движений в большей мере способствуют игры, сопровождаемые речитативами (или выполняемые под музыку) — «Гуси-гуси», «Летающие носочки», «Дунем раз».
Для развития статической координации и динамического равновесия применяются подвижные игры, способствующие выработке у умственно отсталых детей навыков удержания определенной позы в покое и движении. («Быстро шагай», «Фокусник», «Лабиринт», «Божья коровка»), с перешагиванием через линии, малые и большие препятствия («Кто быстрее»), при ускорениях («Казаки-разбойники»). В процессе некоторых подвижных игр требуется удержание статического равновесия в различных положениях («Совушка» и др.). Например, в игре «Воробушки и кот» дети должны после сбивающегося воздействия (бега с увертыванием) замереть в «домике» — в положении стоя на носках, на одной ноге.
Ниже мы приводим классификацию и список некоторых подвижных игр для детей с нарушением в развитии по классификационному признаку. Использованы рекомендации Цзен Н. В, Пахомовой Ю. В. (1998), Маллаева Д. М. (2002), Шоо М. (2003), Аксеновой О. Э., Шапковой Л. В. (2001, 2004).
Двигательные ошибки, неточность выполнения игровых действий детей с дефектом слуха объясняется несовершенством центральной системы управления движениями, неумением дифференцировать мышечные усилия, пространственные и временные характеристики движения. С целью коррекции этих нарушений используются следующие подвижные игры: «Говорящий мяч», «Ранец», «Робот», «Быстрые мячи», «Строители и разрушители», «Болото», «Снежные круги», «Льдинка», «Бой» и другие. В этих играх детям предоставляется возможность почувствовать разницу мышечных напряжений при ловле и бросках мячей разного объема и веса, соразмерить усилие и расстояние при прыжках по ориентирам, скорректировать силу, направление удара по мячу для попадания в цель и т. п.