Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Когнитивные аспекты семантики сложного слова «существительное + существительное» в современном английском языке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках настоящего исследования было выявлено 14 видов пропозициональных структур, которые репрезентируются структурно-мотивированными сложными словами, относящимися к разным типам композитов. Анализ фактического материала показал, что единая пропозициональная структура ACTOR — OPER — PLACE стоит и за сложными словами, вторым компонентом которых является отглагольное существительное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования семантики сложного слова «существительное + существительное»
    • 1. Традиционные подходы к изучению сложного слова «существительное + существительное»
      • 1. 1. Проблемы генезиса и идентификации сложного слова «существительное + существительное»
      • 1. 2. Отношения между компонентами сложного слова «существительное + существительное»
      • 1. 3. Проблема классификации сложных слов «существительное + существительное»
      • 1. 4. Мотивированность сложных слов «существительное + существительное»
    • 2. Особенности когнитивного подхода к изучению языка
      • 2. 1. Антропоцентризм при изучении языковых явлений
      • 2. 2. Знания и их типы в когнитивной парадигме
    • 3. Знания, репрезентируемые сложными словами «существительное + существительное»
      • 3. 1. Пропозициональная структура как когнитивная модель, лежащая в основе семантики сложного слова «существительное + существительное»
      • 3. 2. Инферентный вывод как средство восстановления пропозициональной структуры, репрезентируемой сложным словом «существительное + существительное»
      • 3. 3. Знание, соотносимое с производящим именем существительным
      • 3. 4. Когнитивные механизмы формирования значения сложного слова «существительное + существительное»
        • 3. 4. 1. Концептуальная метафора как когнитивный механизм формирования значения сложного слова «существительное + существительное»
        • 3. 4. 2. Концептуальная метонимия как когнитивный инструмент формирования значения сложного слова «существительное + существительное»,
      • 3. 5. Влияние контекста на формирование значения сложного слова существительное + существительное"
  • Выводы по ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА II. Формирование семантики сложного слова «существительное + существительное» в рамках когнитивно-дискурсивного подхода
    • 1. Особенности формирования значений структурно-мотивированных сложных слов «существительное + существительное»
      • 1. 1. Формирование значений структурно-мотивированных сложных слов «существительное + существительное» за счет обращения к когнитивным моделям
      • 1. 2. Формирование значений структурно-мотивированных сложных слов «существительное + существительное» за счет действия когнитивных механизмов
    • 2. Специфика формирования значений структурно-немотивированных сложных слов «существительное + существительное»
      • 2. 1. Формирование значений эндоцентрических структурно-немотивированных сложных слов «существительное + существительное»
      • 2. 2. Формирование значений экзоцентрических структурно-немотивированных сложных слов «существительное + существительное»
        • 2. 2. 1. Формирование значений экзоцентрических структурнонемотивированных сложных слов «существительное + существительное», образованных с помощью метафорических переносов
        • 2. 2. 2. Формирование значений экзоцентрических структурно-немотивированных сложных слов «существительное + существительное», образованных с помощью метонимических переносов
    • 3. Формирование переносных значений сложных слов «существительное + существительное»
      • 3. 1. Формирование метафорических переносных значений сложных слов «существительное + существительное»
      • 3. 2. Формирование метонимических переносных значений сложных слов «существительное + существительное
  • Выводы по ГЛАВЕ II

Когнитивные аспекты семантики сложного слова «существительное + существительное» в современном английском языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертация посвящена исследованию когнитивных аспектов формирования семантики сложных слов «существительное + существительное» в современном английском языке.

В основе гипотезы лежит предположение о том, что формирование значений сложных слов «существительное + существительное» (N+N) может происходить в процессе коммуникации как по готовым когнитивным моделям, так и с помощью действия когнитивных механизмов.

В качестве объекта исследования выступают сложные слова N+N, занимающие ведущее место в словосложении английского языка.

Предметом исследования являются когнитивные процессы, обеспечивающие формирование семантики сложного слова N+N в современном английском языке.

Выбор темы обусловлен перспективностью изучения семантики сложного слова N+N в современном английском языке с позиций когнитивно-дискурсивного направления. В исследованиях, предпринятых ранее, не уделялось внимания знаниям, соотносимым как с производящими именами существительными, так и со сложными словами в целом, поскольку изучались, в основном, формально-структурные особенности сложного слова и в меньшей степени семантические. В настоящем исследовании делается попытка показать, что сложные слова могут рассматриваться как особый способ языкового закрепления различных структур знания, проявляющихся в актах познания и оценки окружающего мира человеком.

Основная цель исследования заключается в выявлении когнитивных моделей, лежащих в основе семантики сложных слов N+N, и изучении когнитивных механизмов, обеспечивающих формирование значений сложных слов N+N в современном английском языке.

В соответствии с данной целью определяются следующие конкретные задачи: исследовать семантику сложных слов N+N в современном английском языке и описать репрезентируемые ими концептыизучить концепты, соотносимые с производящими именами существительными, и рассмотреть концептуальные характеристики, определяющие формирование концепта, репрезентируемого сложным словомвыявить когнитивные модели, стоящие за структурно-мотивированными сложными словами N+N, в соответствии с которыми формируются значения этого типа сложных существительныхопределить когнитивные механизмы, обеспечивающие формирование значений структурно-мотивированных и структурно-немотивированных сложных слов N+Nустановить роль информации, передаваемой контекстом, в формировании значений сложных слов N+N разных типовисследовать когнитивные модели, обеспечивающие формирование переносных значений сложных слов N+N.

Актуальность данной работы обусловлена обращением к изучению сложных слов N+N с позиций когнитивно-дискурсивного подхода, открывающего новую перспективу для исследования соотношения единиц языкового и концептуального уровней. Именно когнитивно-дискурсивный подход позволяет определить когнитивные основания формирования семантики сложных слов N+N в современном английском языке, выявить те связи и отношения, которые существуют между концептами, соотносимыми с производящими именами существительными и увязываемыми в пропозициональную структуру, репрезентируемую сложным словом. Актуальным также является динамический подход, используемый в настоящем исследовании, для изучения формирования значений сложных слов N+N. Динамический подход позволяет определить, каким образом действуют когнитивные механизмы, обеспечивающие формирование концептов, репрезентируемых сложными словами N+N, за счет трансформации концептов, передаваемых производящими именами существительными.

Теоретической базой исследования послужили основные положения когнитивной лингвистики, разрабатываемые в трудах зарубежных (М. Джонсон, Дж. Лакофф, Р. Лэнекер, М. Тернер, Ч. Филлмор, Ж. Фоконье) и отечественных исследователей (Н.Н. Болдырев, Е. С. Кубрякова, Л. А. Манерко, Ю. Г. Панкрац, Е. М. Позднякова, Е. В. Рахилина, А. П. Чудинов и другие), теории концептуального анализа производного слова (Е.С. Кубрякова, Е. М. Позднякова, Л.В. Бабина).

Научная новизна исследования заключается в использовании когнитивно-дискурсивного подхода к изучению сложных слов в современном английском языке. Впервые дается определение структурно-мотивированных и структурно-немотивированных сложных существительных с учетом когнитивного аспекта, выявляются когнитивные модели, стоящие за сложными словами N+N, в соответствии с которыми формируются значения композитов, рассматривается действие когнитивных механизмов применительно к словообразовательным процессам. Новизна определяется также тем, что впервые исследуются когнитивные основы многозначности сложных слов, выявляются метафорические и метонимические модели, по которым происходит формирование переносных значений сложных существительных N+N.

Материалом исследования послужили 4000 примеров употреблений сложных слов N+N в составе предложений-высказываний, полученных методом сплошной выборки из текстов современных английских и американских писателей, газет и журналов. В качестве иллюстративного материала также использовались данные англоязычных словарей и сборников необычных английских слов и выражений.

Исследование фактического материала проведено с использованием комплекса методов, включающих концептуальный анализ сложных слов и производящих имен существительных, контекстуальный анализ, когнитивное моделирование, анализ словарных дефиниций сложных слов и производящих имен существительных.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование значения сложного слова N+N в современном английском языке осуществляется либо за счет когнитивных моделей, имеющих вид пропозиций и соотносимых со словообразовательными значениями, либо с помощью когнитивных механизмов «перспективизация», «соединение», «достраивание», «развитие», «концептуальная метафора», «концептуальная метонимия».

2. Когнитивный механизм «перспективизация» предполагает выдвижение на передний план тех характеристик концептов, соотносимых с производящими именами существительными, которые передают информацию, необходимую для формирования концепта, репрезентируемого сложным словом. Когнитивный механизм «соединение» обеспечивает объединение перспективизируемых характеристик обоих концептов, соотносимых с производящими именами существительными, а также характеристик, возникающих в результате действия когнитивных механизмов «достраивание» и «развитие». Действие когнитивного механизма «достраивание» позволяет восстановить недостающие для создания концепта, соотносимого со сложным словом, характеристики за счет обращения к когнитивным областям, к которым отсылают определенные характеристики концептов, репрезентируемых производящими именами существительными. Действие когнитивного механизма «развитие» обеспечивает появление новых характеристик и/или новых комбинаций характеристик, приводящих к созданию концепта, соотносимого со сложным словом N+N. Когнитивный механизм «концептуальная метафора» подразумевает определение области-источника и области-мишени метафорического переноса, выявление характеристик в обеих областях, позволяющих установить сходство между этими областями, и определенную компоновку характеристик обеих областей. Когнитивный механизм «концептуальная метонимия» предполагает обращение к когнитивной области, в которой происходит метонимический перенос, определение концепта-средства и концепта-цели, сравнение и перспективизацию части для обозначения целого.

3. Формирование семантики структурно-мотивированных сложных слов N+N, производящие существительные которых проявляют потенциал своего логико-предметного значения, в большинстве случаев осуществляется за счет обращения к когнитивным моделям. Основным шагом в определении пропозициональной структуры, стоящей за структурно-мотивированным сложным словом, является восстановление имплицитного атомарного предиката или операционального концепта, который выявляется за счет использования метода семантического вывода или инференции. Наполнение операциональных концептов и восстановленных атомарных предикатов конкретным содержанием осуществляется за счет обращения к производящим именам существительным и знаниям, соотносимым с ними.

4. Формирование семантики структурно-мотивированных сложных слов, производящие существительные которых не проявляют потенциал своего логико-предметного значения, происходит за счет обращения к производящим именам существительным, концептам, репрезентируемым ими, и контекстуальной информации при помощи когнитивных механизмов «перспективизация», «соединение» и «достраивание». В процессе образования концепта, соотносимого со сложным словом, концепт, репрезентируемый вторым производящим именем существительным и являющийся определяющим в этом процессе, подвергается незначительным изменениям. Большинство центральных и устойчивых характеристик данного концепта заимствуется в концепт, определяющий семантику сложного слова. Подобные сложные существительные рассматриваются как структурно-мотивированные.

5. Формирование значений структурно-немотивированных сложных слов осуществляется за счет обращения к производящим именам существительным и знаниям, соотносимым с ними, информации, передаваемой контекстом, при помощи когнитивных механизмов «перспективизация», «соединение», «достраивание», «концептуальная метафора» или «концептуальная метонимия» и «развитие». Формирование значений эндоцентрических структурно-немотивированных сложных слов обеспечивается действием когнитивных механизмов «перспективизация», «соединение», «достраивание» и «развитие», а при формировании значений экзоцентрических сложных существительных помимо изложенных выше когнитивных механизмов задействуются также когнитивные механизмы «концептуальная метафора» и «концептуальная метонимия». В большинстве случаев концепт, репрезентируемый вторым производящим именем существительным, перестраивается вследствие аккомодации с концептом, соотносимым с первым производящим именем существительным. Структурно-немотивированное сложное слово предполагает, что концепт, определяющий его семантику, формируется как за счет центральных, так и за счет изменчивых характеристик концептов, соотносимых с производящими именами существительными.

6. Многозначность сложного слова N+N предполагает наличие у композита несколько взаимосвязанных значений. В качестве одного из способов появления переносных значений сложных слов рассматриваются метафорические и метонимические переносы исходных значений сложных существительных. На когнитивном уровне формирование переносных значений сложных слов осуществляется с помощью когнитивных механизмов «концептуальная метафора» или «концептуальная метонимия» и «развитие» за счет обращения к концепту, определяющему исходное значение сложного слова, и информации, передаваемой контекстом.

Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в когнитивном моделировании сложных слов, в выявлении и изучении когнитивных механизмов формирования значений сложных существительных. Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать выводы о когнитивных аспектах формирования семантики сложных слов N+N в современном английском языке, что способствует дальнейшей разработке теории концептуализации, теории когнитивного моделирования и теории когнитивного словообразования.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что полученные результаты могут использоваться в лексикографической практике, в лекционных курсах по лексикологии английского языка, при разработке спецкурсов по когнитивной лингвистике, в исследовательской практике, а также при обучении практическому владению английским языком.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования отражены в докладах на научно-теоретических и научно-практических конференциях в 2006;2008 гг.: на Международном конгрессе по когнитивной лингвистике (Тамбов, 2006), Шестой международной научной конференции.

Филология и культура" (Тамбов, 2007), на Державинских чтениях в ТГУ им.

Т?

Г. Р. Державина (Тамбов, 2006;2008), на аспирантских семинарах кафедры английской филологии ТГУ им. Г. Р. Державина (2005;2008 гг.), а также в тезисах и статьях по теме исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной научной литературы, включающего 240 наименований, в том числе 76 — на иностранных языках, Списка использованных словарей, Списка источников фактического материала.

Выводы по ГЛАВЕ II.

Анализ фактического материала позволяет сделать следующие выводы относительно когнитивных аспектов семантики сложного слова «существительное + существительное» в современном английском языке:

1. Сложные слова N+N, как и другие языковые единицы, открывают доступ для исследования единиц концептуального уровня и тех когнитивных процессов, которые на нем происходят. Информация, передаваемая контекстом, накладывает необходимые ограничения на способы формирования значений сложного слова.

2. Формирование семантики структурно-мотивированных сложных слов, производящие существительные которых проявляют потенциал своего логико-предметного значения, осуществляется за счет обращения к когнитивным моделям, имеющим вид пропозиций и соотносящимся со словообразовательным значением определенной группы сложных существительных. Одним из основных шагов в определении пропозициональной структуры, стоящей за структурно-мотивированными сложными словами N+N, является восстановление имплицитного атомарного предиката или операционального концепта, который выявляется за счет использования метода семантического вывода или инференции. В данном исследовании были выявлены обобщенные предикаты, которые устанавливают связь и отражают тип отношений между двумя аргументами пропозициональной структуры: BE MADE, BE USED, BE USED FOR, BE MADE OF, CONTAIN, BE COVERED WITH, BE, BE TYPE OF, BE PART OF, OPER, BE OPER. При этом имплицитный атомарный предикат характеризуется разной степенью предсказуемости. Так, для интерпретации значений сложных слов, вторым компонентом которых является отглагольное существительное, восстановление атомарного предиката не требуется, поскольку он наследуется от предшествующего акта деривации. Для сложных слов, оба компонента которых являются существительными, и для особой подгруппы сложных слов, образованных по модели Gerund+N, требуется осуществить восстановление имплицитного атомарного предиката или операционального концепта. Конкретизация значений структурно-мотивированных сложных существительных, наполнение операциональных концептов и восстановленных атомарных предикатов конкретным содержанием, осуществляется за счет обращения к производящим именам существительным и соотносимым с ними концептам.

3. В рамках настоящего исследования было выявлено 14 видов пропозициональных структур, которые репрезентируются структурно-мотивированными сложными словами, относящимися к разным типам композитов. Анализ фактического материала показал, что единая пропозициональная структура ACTOR — OPER — PLACE стоит и за сложными словами, вторым компонентом которых является отглагольное существительное {church-goer, cinema-goer), и за композитами, оба компонента которых являются существительными {barmaid, cavewomari). Пропозициональная структура ACTOR — OPER — OBJ также репрезентируется сложными словами, второй компонент которых является отглагольным существительным (bricklayer, bus-driver), и сложными словами, оба компонента которых являются существительными {bookshop, choir-master). Пропозициональная структура OBJ — BE USED FOR — GOAL репрезентируется сложными словами, оба компонента которых являются существительными {barge-pole, candle-sticK), и сложными существительными, образованными по особой модели Gerund+N {bathing-suit, dining-table). Пропозициональная структура PLACE — BE USED FOR — GOAL также стоит за композитами, оба компонента которых являются существительными {ballroom, battlefield), и за сложными словами, образованными по особой модели Gerund+N {dining-room, dressing-room). Пропозициональная структура ACTORi — BE — ACTOR2 репрезентируется сложными словами, оба компонента которых являются отглагольными существительными и связаны сочинительной связью {hunter-gatherer, manager-owner), и сложными словами, оба компонента которых являются существительными и находятся в отношениях приложения {brother-author, brother-student).

4. В тех случаях, когда производящие имена существительные не проявляют потенциал своего логико-предметного значения, формирование семантики структурно-мотивированного сложного слова возможно за счет обращения к производящим именам существительным и знаниям, соотносимым с ними, контекстуальной информации при помощи когнитивных механизмов «перспективизация», «соединение» и «достраивание». При этом в процессе образования концепта, соотносимого со сложным словом, концепт, репрезентируемый вторым производящим именем существительным и являющийся, как правило, определяющим в данном процессе, подвергается незначительным изменениям. Это объясняется тем, что большинство центральных и устойчивых характеристик данного концепта сохраняется и заимствуется в концепт, лежащий в основе семантики сложного слова, вследствие чего подобные сложные существительные рассматриваются как структурно-мотивированные.

5. Исследование фактического материала показало, что формирование значений эндоцентрических и экзоцентрических структурно-немотивированных сложных слов предполагает обращение к концептам, соотносимым с производящими именами существительными, информации, передаваемой контекстом, при помощи когнитивных механизмов «перспективизация», «соединение», «достраивание», «концептуальная метафора» или «концептуальная метонимия» и «развитие». В процессе формирования значений эндоцентрических структурно-немотивированных сложных слов действуют когнитивные механизмы «перспективизация», «соединение», «достраивание» и «развитие», а при формировании значений экзоцентрических сложных существительных помимо вышеизложенных когнитивных механизмов задействуются также когнитивные механизмы «концептуальная метафора» и «концептуальная метонимия». В процессе образования концепта, соотносимого со сложным словом, концепт, репрезентируемый вторым производящим именем существительным, перестраивается вследствие аккомодации с концептом, соотносимым с первым производящим именем существительным. В результате этого большинство центральных и устойчивых характеристик данного концепта теряет перспективизацию, а концепт, лежащий в основе семантики сложного слова, формируют как центральные, так и изменчивые характеристики концептов, соотносимых с производящими именами существительными. Именно это и определяет то, что подобные сложные слова рассматриваются как структурно-немотивированные.

6. Многозначность сложного слова N+N предполагает наличие у композита нескольких взаимосвязанных значений. Формирование переносных значений сложных слов, не получивших фиксации в словарях, осуществляется с помощью когнитивных механизмов «концептуальная метафора» или «концептуальная метонимия» и «развитие» за счет обращения к концепту, определяющему исходное значение сложного слова, и информации, передаваемой контекстом.

7. Проведенное исследование позволило выявить два типа концептуальных метафор, а именно натуроморфную и артефактную метафоры. Это объясняется тем, что сложные слова N+N называют, прежде всего, предметы реальной действительности и отношения между ними. Анализ фактического материала позволил определить следующие метафорические модели: натуроморфная метафора — ЧЕЛОВЕК — ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕК — ЖИВОТНОЕ, МЕСТО ОБИТАНИЯ ЛЮДЕЙ — МЕСТО ОБИТАНИЯ НАСЕКОМЫХ/ЖИВОТНЫХартефактная метафора — ЧЕЛОВЕК — ПРЕДМЕТ, ПРЕДМЕТ2 — ПРЕДМЕТ 1. По выявленным моделям происходит формирование не только переносных значений сложных слов, являющихся окказиональными, но и переносных значений многозначных сложных существительных, которые уже получили фиксацию в словарях, что свидетельствует об устойчивости выделенных в настоящей работе метафорических моделей. Метонимические значения многозначных сложных существительных, как зафиксированные в словарях, так еще не нашедшие фиксации в них, формируются благодаря продуктивной метонимической модели МАТЕРИАЛ — ПРЕДМЕТ, выявленной в рамках данного исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подтвердило, что формирование значений сложных слов N+N в современном английском языке осуществляется как на основе когнитивных моделей, так и за счет действия когнитивных механизмов «перспективизация», «соединение», «достраивание», «развитие», «концептуальная метафора» и «концептуальная, метонимия». Важную роль в процессе формирования семантики сложных существительных также играет контекстуальная информация, поскольку она накладывает необходимые ограничения на способы формирования значений сложного слова.

Исследование сложных существительных в английском языке дало возможность выявить пропозициональные структуры, которые рассматриваются как когнитивные модели, соотносимые со словообразовательными значениями тех или иных групп сложных слов, и представляют собой аналоги словообразовательных моделей в системе репрезентации знаний. В большинстве случаев формирование семантики структурно-мотивированных сложных слов N+N, производящие существительные которых проявляют потенциал своего логико-предметного значения, происходит по когнитивным моделям. Основными когнитивными моделями, выявленными в настоящем исследовании, являются: ACTOR — OPER.

— PLACE, ACTOR — OPER — OBJ, OBJ — BE MADE — ACTOR, OBJ — BE USED.

— TIME, OBJ — BE USED FOR — GOAL, OBJ — BE OPER — PLACE, OBJi — BE MADE OF — OBJ2, OBJi — CONTAIN — OBJ2, PLACE — BE COVERED WITHOBJ, PLACE — BE USED FOR — GOAL, TIME — BE USED FOR — GOAL, ACTORi — BE — ACTOR2, OBJi — BE TYPE OF — OBJ2, TIMEi — BE PART OFTIME2. Было также выявлено, что единая пропозициональная структура может стоять за разными типами структурно-мотивированных сложных слов. Например, пропозициональные структуры ACTOR — OPER — PLACE и ACTOR.

— OPER — OBJ стоят и за сложными словами, второй компонент которых является отглагольным существительным, и за сложными словами, оба компонента которых являются существительнымипропозициональные структуры OBJ — BE USED FOR — GOAL и PLACE — BE USED FOR — GOALза сложными словами, оба компонента которых являются существительными, и за сложными словами, образованными по особой модели Gerund+Nпропозициональная структура ACTORi — BE — ACTOR2 — за сложными словами, оба компонента которых являются отглагольными существительными и связаны сочинительной связью, и за сложными словами, оба компонента которых являются существительными и находятся в отношениях приложения.

Конкретизация значений структурно-мотивированных сложных существительных, предполагающая наполнение выявленных имплицитных атомарных предикатов и операциональных концептов конкретным содержанием, требует обращения к производящим именам существительным и знаниям, соотносимым с ними.

Знание, соотносимое с производящим именем существительным, рассматривается как концепт, состоящий из ряда характеристик, обладающих такими свойствами, как центральность, устойчивость/изменчивость, информационная значимость, инферентная сила. Ядро концепта, репрезентируемого производящим именем существительным, составляют центральные и устойчивые характеристики, которые находят отражение в словарных дефинициях. Определенные характеристики концептов, передаваемых производящими именами существительными, могут отсылать к когнитивной области, стоящей за тем или иным концептом и выступающей как фоновое/энциклопедическое знание.

Было установлено, что формирование семантики структурно-мотивированных сложных слов, производящие существительные которых не проявляют потенциал своего логико-предметного значения (knee-pants, court-card), осуществляется за счет обращения к производящим именам существительным, знаниям, соотносимым с ними, контекстуальной информации при помощи когнитивных механизмов «перспективизация», «соединение», «достраивание». Когнитивный механизм «перспективизация» предполагает выдвижение на передний план тех характеристик концептов, соотносимых с производящими именами существительными, которые отражают информацию, необходимую для формирования концепта, репрезентируемого сложным словом. Когнитивный механизм «соединение» обеспечивает объединение перспективизируемых характеристик обоих концептов, соотносимых с производящими именами существительными, а также характеристик, возникающих в результате действия когнитивных механизмов «достраивание» и «развитие». Действие когнитивного механизма «достраивание» позволяет восстановить недостающие для создания концепта, соотносимого со сложным словом, характеристики за счет обращения к когнитивным областям, к которым отсылают определенные характеристики концептов, репрезентируемых производящими именами существительными. При этом концепт, репрезентируемый вторым производящим именем существительным, является определяющим в процессе создания концепта, передаваемого сложным словом. Данный концепт подвергается незначительным изменениям, вследствие чего большинство его центральных и устойчивых характеристик заимствуется в концепт, определяющий семантику сложного слова N+N. Подобные сложные существительные рассматриваются как структурно-мотивированные.

Формирование значений структурно-немотивированных сложных слов осуществляется за счет обращения к производящим именам существительным и знаниям, соотносимым с ними, информации, передаваемой контекстом, при помощи когнитивных механизмов «перспективизация», «соединение», «достраивание», «концептуальная метафора» или «концептуальная метонимия» и «развитие». Концепт, репрезентируемый вторым производящим именем существительным и являющийся в большинстве случаев определяющим в процессе создания концепта, соотносимого со сложным словом, подвергается значительным изменениям. Данный концепт перестраивается вследствие аккомодации с концептом, соотносимым с первым производящим именем существительным, вследствие чего большинство его центральных и устойчивых характеристик теряет перспективизацию, а концепт, лежащий в основе семантики сложного слова, формируют как центральные, так и изменчивые характеристики обоих концептов, соотносимых с производящими именами существительными. Такие сложные слова рассматриваются как структурно-немотивированные.

Было установлено, что формирование значений эндоцентрических структурно-немотивированных сложных слов (flu-days, man-flu) происходит за счет обращения к производящим именам существительным и концептам, передаваемым ими, контекстуальной информации при помощи когнитивных механизмов «перспективизация», «соединение», «достраивание» и «развитие». Действие когнитивного механизма «развитие» обеспечивает появление новых характеристик и/или новых комбинаций характеристик, приводящих к созданию концепта, соотносимого со сложным словом N+N. Формирование же значений экзоцентрических структурно-немотивированных сложных существительных (blood-hound, byte-head) предполагает также действие когнитивных механизмов «концептуальная метафора» и «концептуальная метонимия». Когнитивный механизм «концептуальная метафора» подразумевает определение области-источника и области-мишени метафорического переноса, выявление характеристик в обеих областях, позволяющих установить сходство между этими областями, и определенную компоновку характеристик обеих областей. Когнитивный механизм «концептуальная метонимия» предполагает обращение к когнитивной области, в которой происходит метонимический перенос, определение концепта-средства и концепта-цели, сравнение и перспективизацию части для обозначения целого. В процессе формирования значений экзоцентрических структурно-немотивированных сложных существительных особую важность приобретает обращение к контексту и информации, передаваемой им, поскольку именно контекстуальная информация позволяет определить область-мишень метафорической проекции и концепт-цель метонимической модели.

Многозначность сложного слова предполагает наличие у слова несколько взаимосвязанных значений, при этом у каждого из значений должна обнаруживаться связь хотя бы с одним другим значением. Подобные связи образуются за счет действия когнитивных механизмов «концептуальная метафора» и «концептуальная метонимия». В этом случае формирование переносных значений сложных слов осуществляется с помощью когнитивных механизмов «концептуальная метафора» или «концептуальная метонимия» и «развитие» за счет обращения к концепту, определяющему исходное значение сложного слова, и информации, передаваемой контекстом.

Перспективным представляется дальнейшее исследование многозначности сложных слов N+N, обоснование когнитивного критерия, который может использоваться для отграничения сложного слова N+N от словосочетания, а также изучение сложных слов, один из компонентов которых является именем собственным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.А. К вопросу об отграничении сложных слов от словосочетаний / Азарх Н. А. // Труды ВИИЯ. М., 1954. — № 6. — С. 3−13.
  2. , Н.А. Структурные типы слов в современном английском языке / Азарх Н. А. // Иностранные языки в школе, 1959. № 3. — С. 19−34.
  3. , Т.А. Из истории лингвистики XX века: Учеб. пособие / Т. А. Амирова. М.: ЧеРо, 1999. — 106 с.
  4. , М.Б. Лексическая номинация на базе малых словообразовательных моделей в современном английском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 Германские языки / Антонова Марина Борисовна. — М., 2006. — 25 с.
  5. , Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю. Д. Апресян // Избранные труды: В 2-х т. М.: Языки русской культуры, 1995. — Том 1. — 472 с.
  6. , И.В. Семантическая структура слова в современном английском языке и методика ее исследования / И. В. Арнольд. — Л.: Просвещение, 1966а. 192 с.
  7. , И.В. Лексикология современного английского языка: пособие для студентов английских отделений педагогических институтов / И. В. Арнольд. Москва-Ленинград: Просвещение, 19 666. — 346 с.
  8. , Н.Д. Сложные имена существительные и способы их образования в современном испанском языке: Дис.. канд. филол. наук / Арутюнова Нина Давыдовна. М., 1953. — 319 с.
  9. , Н.Д. Очерки по словообразованию в современном испанском языке / Н. Д. Арутюнова. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-151 с.
  10. , Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1976. — 383 с.
  11. , Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
  12. , И.К. Сложное слово versus словосочетание / Архипов И. К. // Морфемика и словообразование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — С. 145−156.
  13. , Л.В. Вторичная репрезентация концептов в языке: Дис.. д-ра филол. наук: 10.02.04. Германские языки, 10.02.19. — Теория языка / Бабина Людмила Владимировна. — Тамбов, 2003а. — 314 с.
  14. , Л.В. Когнитивные основы вторичных явлений в языке и речи: Монография / Л. В. Бабина. Тамбов-Москва: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 20 036. — 264 с.
  15. , Л.В. Концептуальная деривация и ее проявление на языковом уровне / Бабина Л. В. // Концептуальное пространство языка: Сб. науч. тр. Посвящается юбилею профессора Н. Н. Болдырева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. — С. 141−149.
  16. , А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1996. — 104 с.
  17. , А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления / Бабушкин А. П. // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Науч. изд-е. Воронеж, 2001. — С. 52−57.
  18. , А.Н. О типах сочетаемости метафорических моделей / Баранов А. Н. // Вопросы языкознания, 2003а. № 2. — С. 73−94.
  19. , А.Н. Дескрипторная теория метафоры и типология метафорических моделей Электронный ресурс. / Баранов А. Н. // Мат-лы междунар. конф. Диалог 2003. М., 20 036. — Режим доступа: www. dialog-21 .ru/Archive/2003/В aranov.html.
  20. , А.Н. Предисловие редактора / Баранов А. Н. // Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Эдиториал УРСС, 2004. — С. 7−21.
  21. , А.Н., Караулов, Ю.Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю) / А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов. М.: Институт русского языка РАН, 1991.- 193 с.
  22. , Е.Г. Семантика слова: Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. / Е. Г. Беляевская. М.: Высшая школа, 1987. — 128 с.
  23. , Е.Г. Когнитивные основания изучения семантики слова / Беляевская Е. Г. // Структуры представления знаний в языке. Сборник научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1994. — С. 87−110.
  24. , Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 448 с.
  25. , Н.А. Языковое знание и морфология как способ его репрезентации / Беседина Н. А. // Типы знаний и их репрезентация в языке: Сб. науч. тр. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. — С. 28−37.
  26. , JI. Язык / JI. Блумфильд. М.: Прогресс, 1968. — 607 с.
  27. , Н.Н. Функциональная категоризация английского глагола / Н. Н. Болдырев. СПб. — Тамбов: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, ТГУ им. Г. Р. Державина, 1995. — 142 с.
  28. , Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии / Н. Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. — 123 с.
  29. , Н.Н. Концепт и значение слова / Болдырев Н. Н. // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Науч. изд-е. -Воронеж, 2001. С. 25−36.
  30. , Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Болдырев Н. Н. // Вопросы когнитивной лингвистики, 2004. № 1. -С. 18−36.
  31. , Н.Н. Категория как форма репрезентации знаний в языке / Болдырев Н. Н. // Концептуальное пространство языка: Сб. науч. трудов. Посвящается юбилею профессора Н. Н. Болдырева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. — С. 16−39.
  32. , Н.Н. О типологии знаний и их репрезентации в языке / Болдырев Н. Н. // Типы знаний и их репрезентация в языке: Сб. науч. тр. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. С. 12−28.
  33. , Е.А. К вопросу о взаимоотношении словосочетаний, фразеологизмов и сложных слов / Василевская Е. А. // Ученые записки Моск. обл. пед. института имени Н. К. Крупской, 1966. Т. 160. — Вып. 2. — С. 32−39.
  34. , Т. К процессуальному пониманию семантики / Виноград Т. // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1983. — Вып. XII. — С. 123−170.
  35. , В.И. К становлению «когнитивной лингвистики» / Герасимов В. И. // Современные зарубежные грамматические теории. Сборник научно-аналитических обзоров. Серия: Теория и история языкознания. М.: ИНИОН АН СССР, 1985. — С. 213−250.
  36. , А.К. К вопросу о соотносительности сложных слов и словосочетаний / Гильдина А. К. // Словосочетание и его место в курсе обучения иностранному языку. Владивосток, 1977. — Вып. 4. — С. 72−78.
  37. , А.К. Некоторые вопросы изучения сложных слов в свете теории номинации / Гильдина А. К. // Морфемная и словообразовательная структура слова. Межвузовский тематический сборник. Калинин: Калининский гос. ун-т, 1979. — С. 44−50.
  38. , ЕЛ. Словообразование и синтаксис / E.JI. Гинзбург. М.: Наука, 1979.-264 с.
  39. , В.П. О границах между словосложением и аффиксацией / Григорьев В. П. // Вопросы языкознания, 1956. № 4. — С. 38−52.
  40. , В.В. О семантике сложных слов и словосочетаний в английском языке / Гуревич В. В. // Морфемная и словообразовательная структура слова. Межвузовский тематический сборник. Калинин: Калининский гос. ун-т, 1979. — С. 51−55.
  41. , Н.Г. Сложные существительные в современном английском языке: Дис.. канд. филол. наук / Гутерман Наталья Григорьевна. -Л., 1955.-244 с.
  42. , Т.А., Кинч, В. Стратегии понимания связного текста / Дейк ван Т.А., Кинч В. // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. -М.: Прогресс, 1988. Вып. XXIII. — С. 153−211.
  43. , В.З. Логические аспекты семантического исследования предложения / Демьянков В. З. // Проблемы лингвистической семантики. — М.: ИНИОН АН СССР, 1981.-С. 115−132.
  44. , В.З. Когнитивизм, когниция, язык и лингвистическая теория / Демьянков В. З. // Язык и структура представления знаний. Сборник научно-аналитических обзоров: Серия Теория и история языкознания. — М.: ИНИОН РАН, 1992. С. 39−77.
  45. , В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / Демьянков В. З. // Вопросы языкознания, 1994. -№ 4.-С. 17−33.
  46. , Е.А. Метафора в словосложении / Е. А. Дюжикова. -Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990. 156 с.
  47. , А.А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. — М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2000. 382 с.
  48. , А.А. Текст и его понимание: Монография / А. А. Залевская. Тверь: Тверской государственный университет, 2001. — 177 с.
  49. , Е.А., Кубрякова, Е.С. Проблемы словообразования на современном этапе (в связи с XII Международным конгрессом лингвистов) / Земская Е. А., Кубрякова Е. С. // Вопросы языкознания, 1978. № 6. — С. 112−124.
  50. , Е.А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская. -М.: Наука, 1992.-221 с.
  51. , Ч.П. О характере сложного слова типа rainbow в английском языке / Иванова Ч. П. // Вопросы структуры английского языка в синхронии и диахронии. JL: Изд-во ЛГУ, 1967. — Вып. 1. — С. 3−11.
  52. , В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
  53. , П.М. Словообразование английского языка / П. М. Карашук. -М.: Высшая школа, 1977. -303 с.
  54. , С.Д. Заметки о падежной теории Ч. Филлмора / Кацнельсон С. Д. // Вопросы языкознания, 1988. № 1. — С. 110−117.
  55. , А.А. Когнитивные исследования по дискурсу / Кибрик А. А. // Вопросы языкознания, 1994. № 5. — С. 126−139.
  56. , И.М. Лингвистическая семантика / И. М. Кобозева. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. 350 с.
  57. , Е.А. Метонимия как концептуальная основа функциональной категоризации английского глагола: Дис.. канд. филол. наук: 10.02.04. Германские языки / Козлова Елена Александровна. — Тамбов, 2001.- 154 с.
  58. , Г. В. Контекстная семантика / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1980. — 149 с.
  59. , Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1984. — 174 с.
  60. , Е.С. Что такое словообразование / Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1965.-78 с.
  61. , Е.С. Теория номинации и словообразования / Кубрякова Е. С. // Языковая номинация: Виды наименований. М.: Наука, 1977. — С. 222 304.
  62. , Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении / Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1978. — 115 с.
  63. , Е.С. Семантика производного слова / Кубрякова Е. С. // Аспекты семантических исследований. -М.: Наука, 1980. С. 81−155.
  64. , Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова / Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1981.-200 с.
  65. , Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности / Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1986. — 157 с.
  66. , Е.С. Категории падежной грамматики и их роль в сравнительно-типологическом изучении словообразовательных систем славянских языков / Кубрякова Е. С. // Сопоставительное изучение словообразования славянских языков. М.: Наука, 1987. — С. 39−46.
  67. , Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира / Кубрякова Е. С. // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 19 886. — С. 141−172.
  68. , Е.С. Модели порождения речи и главные отличительные особенности речепорождающего процесса / Кубрякова Е. С. /А Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 1991. — С. 21−81.
  69. , Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистки психология — когнитивная наука / Кубрякова Е. С. // Вопросы языкознания, 1994а. — № 4. — С. 34−47.
  70. , Е.С. Введение. Проблемы представления знаний в языке / Кубрякова Е. С. // Структуры представления знаний в языке. Сборник научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН РАН, 19 946. — С. 5−31.
  71. , Е.С. Понимание текста: инференция и области ее действия / Кубрякова Е. С. // Семантика языковых единиц: Доклады V Международной конференции. М.: Изд-во «Физкультура, образование и наука», 1996.-С. 20−23.
  72. , Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения / Е. С. Кубрякова. М.: Институт языкознания РАН, 1997. — 332 с.
  73. , Е.С. От концептуальной структуры — к семантике языкового знака / Кубрякова Е. С. // От слова к тексту: Материалы докл. Междунар. науч. конф., Минск, 13−14 ноября 2000 г.: В 3-х ч. Мн.: МГЛУ, 2000.-Ч. 1.-С. 33−35.
  74. , Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е. С. Кубрякова. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.
  75. , Е.С., Панкрац, Ю.Г. Падежная грамматика / Кубрякова Е. С., Панкрац Ю. Г. // Современные зарубежные грамматические теории.
  76. Сборник научно-аналитических обзоров. Серия: Теория и история языкознания. М.: ИНИОН АН СССР, 1985. — С. 68−109.
  77. , В.Г. Когнитивные основы диалектной вариативности: Монография / В. Г. Куликов. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. — 203 с.
  78. , Дж. Мышление в зеркале классификаторов / Лакофф Дж. // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. — Вып. XXIII. ~ С. 12−51.
  79. , Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / Дж. Лакофф. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 792 с.
  80. , Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. М.: Эдиториал УРСС, 2004. — 256 с.
  81. , М.Н. Семантическая эволюция английского слова (изучение лексики в когнитивном аспекте) / М. Н. Лапшина. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. 160 с.
  82. , К.А. Словообразование / К. А. Левковская. М.: Наука, 1954.-35 с.
  83. , К.А. Именное словообразование современной немецкой общественно-политической терминологии / К. А. Левковская. — М.: Наука, 1960. 163 с.
  84. , М.Л. Основы теории дискурса: Монография / М. Л. Макаров. М.: Гнозис, 2003. — 280 с.
  85. , Г. Н. Предикация, предикативность и пропозиция в аспекте «информационного» осложнения предложения / Манаенко Г. Н. // Филологические науки, 2004. № 2. — С. 59−68.
  86. , О.Д. Пополнение словарного состава английского языка путем словосложения в 60−70-е годы XX века / Мешков О. Д. // Иностранные языки в школе, 1975. № 2. — С. 18−24.
  87. , О.Д. Словообразование современного английского языка. АН СССР, Кафедра ин. языков / О. Д. Мешков. М.: Наука, 1976. — 245 с.
  88. , О.Д. О композитном значении (на материале сложных слов N+N) / Мешков О. Д. // Слово в грамматике и словаре. — М.: Наука, 1984. -С. 124−128.
  89. , О.Д. Словосложение в современном английском языке / О. Д. Мешков. -М.: Высшая школа, 1985. 187 с.
  90. , О.Д. Семантические аспекты словосложения английского языка / О. Д. Мешков. М.: Наука, 1986. — 204 с.
  91. , Н.И. К вопросу образования инноваций в области словосложения в современном английском языке / Мостовой Н. И. // Словообразование и его место в курсе обучения иностранному языку. -Владивосток, 1973.-Вып. 1.-С. 70−79.
  92. , М.В. Развернутые тезисы о концептах / Никитин М. В. // Вопросы когнитивной лингвистики, 2004. № 1. — С. 53−64.
  93. , Е.О. Концептуальная метафора / Опарина Е. О. // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. — С. 65−77.
  94. , Е.В. Пространство в обличии времени и наоборот (к типологии метонимических переносов) / Падучева Е. В. // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 239−254.
  95. , Е.В. К когнитивной теории метонимии Электронный ресурс. / Падучева Е. В. // Мат-лы междунар. конф. Диалог 2003. М., 2003. -Режим доступа: www. dialog-21.ru/Archive/2003/Paducheva.html.
  96. , Л.А. Функциональная поликатегоризация глагола в современном английском языке: Дис.. канд. филол. наук: 10.02.04. -Германские языки / Панасенко Людмила Александровна. — Тамбов, 2000. 186 с.
  97. , Ю.Г. Пропозициональная форма представления знаний / Панкрац Ю. Г. // Язык и структуры представления знаний. Сборник научно-аналитических обзоров. Серия: Теория и история языкознания. М.: ИНИОН РАН, 1992а.-С. 78−97.
  98. , С.А. Полисемия в когнитивном аспекте: Монография / С. А. Лесина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 325 с.
  99. , В.В. Метафора: от семантических представлений к когнитивному анализу / Петров В. В. // Вопросы языкознания, 1990. № 3. — С. 135−146.
  100. , Е.М. Категория имени деятеля и пути ее синхронного развития в когнитивном и номинативном аспекте (на материале английского языка): Дис.. д-ра филол. наук: 10.02.04. Германские языки / Позднякова Елена Михайловна. — М., 1999а. — 318 с.
  101. , Е.М. Словообразовательная категория имен деятеля в английском языке (когнитивный аспект исследования): Монография / Е. М. Позднякова. — Москва-Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 19 996. 110 с.
  102. , Е.М. Новые задачи исследования композиционной семантики производного слова в рамках когнитивно-дискурсивного направления / Позднякова Е. М. // С любовью к языку: Сб. науч. трудов.
  103. Е.С. Кубряковой. Москва-Воронеж: Институт языкознания РАН, Воронежский государственный университет, 2002. — С. 213−219.
  104. , Е.М. К вопросу о методологии репрезентационализма / Позднякова Е. М. // Вопросы когнитивной лингвистики, 2007. № 4. — С. 67−70.
  105. , Е.В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость / Е. В. Рахилина. М.: Русские словари, 2000а. — 416 с.
  106. , Н.В. Когнитивные основы образования новых метонимических значений существительных (на материале английского языка): Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04. Германские языки / Рунова Наталия Васильевна. — М., 2006. — 23 с.
  107. , Б.А. Язык отражает действительность или выражает ее знаковым способом? / Серебренников Б. А. // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988а. — С. 70−86.
  108. , Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление / Б. А. Серебренников. М.: Наука, 19 886. — 242 с.
  109. , Г. Н. Метафора в системе языка / Г. Н. Скляревская. -Спб.: Наука, 1993.- 151 с.
  110. , М.Д., Чернышева, И.И. Лексикология современного немецкого языка / М. Д. Степанова, И. И. Чернышева. М.: Высшая школа, 1962.-310 с.
  111. , С.Ю. Словотворчество как нестандартная морфемная сочетаемость / Степанова С. Ю. // Актуальные проблемы семантики, лингвистической типологии и лингводидактики: Материалы науч. конф. — М., 1998.-С. 98−101.
  112. , В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира / Телия В. Н. // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — С. 173−204.
  113. , И.С. Словообразовательные отношения между частями речи / Улуханов И. С. // Вопросы языкознания, 1979. № 4. — С. 101−110.
  114. , И.С. Мотивация и производность (о возможностях синхронно-диахронического описания языка) / Улуханов И. С. // Вопросы языкознания, 1992. № 2. — С. 5−20.
  115. , Ч. Дело о падеже открывается вновь / Филлмор Ч. // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая семантика. М.: Прогресс, 1981.-Вып. X.-С. 496−530.
  116. , Ч. Дело о падеже / Филлмор Ч. // Зарубежная лингвистика III. «Новое в лингвистике». «Новое в зарубежной лингвистике». Избранное. — М.: Прогресс, 1999а.-С. 127−258.
  117. , Ч. Основные проблемы лексической семантики / Филлмор Ч. // Зарубежная лингвистика III. «Новое в лингвистике». «Новое в зарубежной лингвистике». Избранное. -М.: «Прогресс», 19 996. С. 303−351.
  118. , P.M. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога (концепт, категория и прототип) / Фрумкина P.M. // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы, 1992. -№ 3.~ С. 1−7.
  119. , З.А. Лексикология английского языка: Учебное пособие / З. А. Харитончик. Мн.: Вышэйшая школа, 1992. — 229 с.
  120. , С.С. О сложнопроизводных словах в современном английском языке / Хидекель С. С. // Труды ВИИЯ. М., 1953. — № 2. — С. 46−65.
  121. , А.А. Метафоры, построенные по модели «N of N» / Худякова А. А. // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 2007. № 4. — С. 134−137.
  122. , П.В. О некоторых активных словообразовательных моделях современного английского языка / Царев П. В. // Иностранные языки в школе, 1976.5.-С. 23−29.
  123. , П.В. Сложные слова в английском языке / П. В. Царев. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. — 126 с.
  124. , П.В. Продуктивное именное словообразование в современном английском языке / П. В. Царев. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 225 с.
  125. , П.В. Экспрессивный потенциал словообразовательных моделей английского языка / Царев П. В. К Иностранные языки в школе, 1987. -№ 1.-С. 3−6.
  126. , Л.В. Проблема естественности дискурса в межкультурной коммуникации: Монография / Л. В. Цурикова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002.-257 с.
  127. , А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991−2000): Монография / А. П. Чудинов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. — 238 с.
  128. , А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография / А. П. Чудинов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. — 248 с.
  129. , В.И. Ономасиология производного имени английского языка: Учебное пособие / В. И. Шадрин. СПб.: Изд-во С.-Петербургского унта, 1996. — 146с.
  130. , Э.П. К вопросу о сложном слове и словосочетании в английском языке / Шубин Э. П. // Ученые записки Пятигорского пед. ин-та. -Ставрополь, 1955. Том 10. — С. 427−463.
  131. Aarts, J.M.G., Calbert, J.P. Metaphor and Non-Metaphor / J.M.G. Aarts, J.P. Calbert. Tiibingen: Max Niemeyer Verlag, 1979. — 240 p.
  132. Aitchison, J. Words in the Mind. An Introduction to the Mental Lexicon / J. Aitchison. 2-nd Edition. — Oxford: Blackwell Publishers Ltd., 1994. — 290 p.
  133. Badecker, W. On some proposals concerning the status of predicate-argument structure representations / Badecker W. // Brain and Language, 1991. — Vol. 40.-P. 373−383.
  134. Barcelona, A. Introduction. The Cognitive Theory of Metaphor and Metonymy / Barcelona A. // Metaphor and Metonymy at the Crossroads: A Cognitive Perspective. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2003. — P. 1−28.
  135. Bauer, L. English word-formation / L. Bauer. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. — 311 p.
  136. Beaugrande, R.-A. de, Dressier, W.U. Introduction to Text Linguistics (Longman Linguistics Library) / R.-A. de Beaugrande, W.U. Dressier. L., N.Y.: Longman, 1996.-270 p.
  137. Blank, A. Co-presence and Succession: A Cognitive Typology of Metonymy / Blank A. // Metonymy in Language and Thought. — Amsterdam and Philadelphia: Benjamins, 1999.-P. 169−191.
  138. Brown, G., Yule, G. Discourse Analysis / G. Brown, G. Yule. -Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 288 p.
  139. Chafe, W. Beyond Beads on Strings and Branches in a Tree / Chafe W. // Conceptual Structure, Discourse and Language. Stanford: Stanford University Press, 1996.-P. 49−66.
  140. Chase, W.G., Clark, H.H. Mental operations in the comparison of sentences and pictures / Chase W.G., Clark H.H. // Cognition in learning and memory. -N.Y.: Academic Press, 1972. P. 35−48.
  141. Clausner, T.C., Croft, W. Domains and image schemas / Clausner T.C., Croft W. // Cognitive Linguistics, 1999. Vol. 10. — № 1. — P. 1−31.
  142. Coulson, S., Oakley, T. Blending basics / Coulson S., Oakley T. // Cognitive Linguistics, 2000. Vol. 11. — № ¾ (1). — P. 175−196.
  143. Croft, W. The role of domains in the interpretation of metaphors and metonymies / Croft W. // Cognitive Linguistics, 1993. Vol. 4. — P. 335 -370.
  144. Croft, W., Cruse, A. Cognitive Linguistics / W. Croft, A. Cruse. -Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 356 p.
  145. Dijk, T.A. van Text and Context: Explorations in the Semantics and Pragmatics of Discourse / T.A. van Dijk. -L., N.Y.: Longman, 1982. -261 p.
  146. Dijk, T.A. van Discourse, Cognition and Society / Dijk van T.A. // Discourse and Society, 1996. Vol. 7. — № 1. — P. 5−6.
  147. Dokulil, M. Tvoreni slov v cestine. Teorie odvozovani slov / M. Dokulil. — Praha: Ceskoslovenska akad. ved., 1962. 264 p.
  148. Fanselow, G. Zur Syntax und Semantik der Nominalkomposition. Ein Versuch praktischer Anwendung der Montague Grammatik auf die Wortbildung im Deutschen / G. Fanselow. Tubingen: Max Niemeyer Verlag, 1981. — 244 S.
  149. Fauconnier, G. Mappings in Thought and Language / G. Fauconnier. — Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 205 p.
  150. Fauconnier, G., Turner, M. Conceptual Integration Networks / Fauconnier G., Turner M. // Cognitive Science, 1998. Vol. 22 (2). — P. 133−187.
  151. Fauconnier, G., Turner, M. Conceptual Blending and the Mind’s Hidden Complexities / G. Fauconnier, M. Turner. -N.Y.: Basic Books, 2002. 440 p.
  152. Feyaerts, K. Metonymic Hierarchies: The Conceptualization of Stupidity in German Idiomatic Expressions / Feyaerts K. // Metonymy in Language and Thought. Amsterdam and Philadelphia: Benjamins, 1999. — P. 333−357.
  153. Fillmore, Ch.J. The Case for Case / Fillmore Ch.J. // Universale in Linguistic Theoiy. London: Halt, Rinehalt and Winston, 1968. — P. 1−88.
  154. Fillmore, Ch.J. The Case for Case Reopened / Fillmore Ch.J. // Syntax and semantics. Grammatical relations. N.Y., San Francisco, London: Academic Press, 1977.-Vol. 8.-P. 59−81.
  155. Ginzburg, R.S., Khidekel, S.S., Knyaseva, G.Y., Sankin, A.A. A course in modern English lexicology / R.S. Ginzburg, S.S. Khidekel, G.Y. Knyaseva, A.A. Sankin. Moscow: Higher school publisher house, 1979. — 269 p.
  156. Givon, T. Syntax. A Functional Typological Introduction / T. Givon. — Amsterdam and Philadelphia: Benjamins, 1984. Vol. 1. — 464 p.
  157. Goldberg, A.E. Constructions: a Construction Grammar Approach to Argument Structure / A.E. Goldberg. Chicago: The University of Chicago Press, 1995.-265 p.
  158. Grady, J. Cognitive mechanisms of conceptual integration / Grady J. // Cognitive Linguistics, 2000. Vol. 11. — № ¾ (2). — P. 335−345.
  159. Hopper, P.J., Thompson, S.A. Transitivity in Grammar and Discourse / Hopper P.J., Thompson S.A. // Language, 1980. Vol. 56. — P. 251−299.
  160. Jackendoff, R. Semantics and Cognition / R. Jackendoff. Cambridge, Mass: The MIT Press, 1984. — 284 p.
  161. Jackendoff, R. Semantic Structures / R. Jackendoff. Cambridge, Mass: The MIT Press, 1991.-322 p.
  162. Jackendoff, R. X bar Semantics / Jackendoff R. // Semantics and the Lexicon. — Dordrecht, Berlin, London: Foris, 1993. — P. 15−26.
  163. Jackendoff, R. Conceptual Semantics and Cognitive Linguistics / Jackendoff R. // Cognitive Linguistics, 1996. Vol. 7. — № 1. — P. 93−129.
  164. Jespersen, O. A Modern English Grammar of Historical Principles / O. Jespersen. Part VI: Morphology. — Copenhagen: Munksgaard, 1942. — 570 p.
  165. Kintsch, W. The representation of meaning in memory / W. Kintch. -Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1974. 253 p.
  166. Kintsch, W. Memory and cognition / W. Kintch. N.Y.: Wiley, 1977.282 p.
  167. Kintsch, W. Approaches to the study of the psychology of language / Kintch W. // Talking Minds: The study of language in cognitive science. — Cambridge, Mass: The MIT Press, 1984. P. 111−146.
  168. Kittay, E.F. Metaphor: Its Cognitive Force and Linguistic Structure / E.F. Kittay. Oxford: Clarendon Press, 1987. — 235 p.
  169. Klix, F. On Stationary and Inferential Knowledge / Klix F. // XXIInd International Congress of Psychology. Leipzig, GDR, July 6−12, 1980. Abstract Guide. Leipzig, 1980. — P. 27−29.
  170. Koch, P. Frame and Contiguity: On the Cognitive Bases of Metonymy and Certain Types of Word Formation / Koch P. // Metonymy in Language and Thought. Amsterdam and Philadelphia: Benjamins, 1999. — P. 139−167.
  171. Kovecses, Z., Radden, G. Metonymy: Developing a Cognitive Linguistic View / Kovecses Z., Radden G. // Cognitive Linguistics, 1998. Vol. 9. — № 1. — P. 37−77.
  172. Lakoff, G. Categories: An Essay in Cognitive Linguistics / Lakoff G. // Linguistics in the Morning Calm. Seoul: Hanshin, 1983. — P. 139−193.
  173. Lakoff, G. Women, Fire and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind / G. Lakoff. Chicago and London: University of Chicago Press, 1990a.-607 p.
  174. Lakoff, G. The Invariance Hypothesis: Is abstract reason based on image-schemas? / Lakoff G. // Cognitive Linguistics, 1990b. Vol. 1. — No 1. — P. 39−74.
  175. Lakoff, G. The Contemporary Theory of Metaphor / Lakoff G. // Metaphor and Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. — P. 202 251.
  176. Lakoff, G., Johnson, M. Metaphors We Live By / G. Lakoff, M. Johnson. Chicago: The University of Chicago Press, 1980. — 242 p.
  177. Lakoff, G., Johnson, M. The Metaphorical Logic of Rape / Lakoff G., Johnson M. // Metaphor and Symbolic Activity, 1987. № 2. — P. 73−79.
  178. Lakoff, G., Johnson, M. Philosophy in the Flesh: The Embodied Mind and Its Challenge to Western Thought / G. Lakoff, M. Johnson. USA: A Member of the Perseus Books Group, 1999. — 624 p.
  179. Lakoff, G., Turner, M. More than Cool Reason: A Field Guide to Poetic Metaphor / G. Lakoff, M. Turner. Chicago: University of Chicago Press, 1989. -430 p.
  180. Langacker, R.W. Foundations of Cognitive Grammar. Theoretical Prerequisites / R.W. Langacker. Stanford: Stanford University Press, 1987. — Vol.1.-516 p.
  181. Langacker, R.W. An Overview of Cognitive Grammar / Langacker R.W. Stanford: Stanford University Press, 1988. — Vol. II. — P. 9 — 47.
  182. Langacker, R.W. Settings, Participants and Grammatical Relations / Langacker R.W. // Meanings and Prototypes: Studies in Linguistic Categorization. -Oxford: Routledge, 1990. P. 213−238.
  183. Langacker, R.W. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar / R.W. Langacker. Berlin, N.Y.: Mouton de Gruyter, 1991a. — 395 p.
  184. Langacker, R.W. Foundations of Cognitive Grammar. Descriptive Application / R.W. Langacker. Stanford: Stanford University Press, 1991b. — Vol.2. 590 p.
  185. Langacker, R.W. Grammar and Conceptualization / R.W. Langacker. -Berlin, N.Y.: Mouton de Gruyter, 2000. 427 p.
  186. Leech, G. Semantics, Homonymy and Polysemy / G. Leech. London: Penguin books, 1974. — 386 p.
  187. Lees, R.B. The Grammar of English Nominalizations / R.B. Lees. 5-th print. — Bloomington: Indiana University, The Hague: Mouton, 1968. — 205 p.
  188. Levi, J.P. The Syntax and Semantics of Complex Nominals / J.P. Levi. -N.Y.: Academic Press, 1978. 301 p.
  189. Levin, В., Rappaport, M. Nonevent —er Nominals: a Probe into Argument Structure / Levin В., Rappaport M. // Linguistics, 1988. Vol. 26. — P. 1067−1083.
  190. Marchand, H. The categories and types of present-day English word-formation / H. Marchand. Alabama: University of Alabama Press, 1969. — 545 p.
  191. Nunan, D. Introducing Discourse Analysis / D. Nunan. L.: Penguin English, 1993.-134 p.
  192. Palmer, F.R. Grammatical roles and relations / F.R. Palmer. -Cambridge: Cambridge University Press, 1994. 259 p.
  193. Panther, K.-U., Thornburg, L. Introduction: On the Nature of Conceptual Metonymy / Panther K.-U., Thomburg L. // Metonymy and Pragmatic Inference. -Amsterdam and Philadelphia: Benjamins, 2003. P. 1−20.
  194. Plag, I. Word-formation in English / I. Plag. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. — 240 p.
  195. Pustejovsky, J., Boguraev, B. Introduction: Lexical Semantics in Context / Pustejovsky J., Boguraev B. // Lexical Semantics: The Problem of Polysemy. -Oxford: Clarendon Press, 1997. P. 3−14.
  196. Pustejovsky, J., Bouillon, P. Aspectual Coercion and Logical Polysemy / Pustejovsky J., Bouillon P. // Lexical Semantics: The Problem of Polysemy. -Oxford: Clarendon Press, 1997. P. 133−162.
  197. Quirk, R. et al. A grammar of contemporary English / R. Quirk. — London: Longman, 1972. 1120 p.
  198. Radden, G., Kovecses, Z. Towards a Theory of Metonymy / Radden G., Kovecses Z. // Metonymy in Language and Thought. Amsterdam and Philadelphia: Benjamins, 1999.-P. 17−59.
  199. Riemer, N. Remetonymising metaphor: Hypercategories in semantic extension / Riemer N. // Cognitive Linguistics, 2002. Vol. 12. — № 4. — P. 379−401.
  200. Ryder, M.E. Ordered Chaos: The Interpretation of English N-N Compounds / M.E. Ryder. — Berkeley: University of California Press, 1994. 449 p.
  201. Sloman, S.A., Love, B.C., Ahn, W.-K. Feature Centrality and Conceptual Coherence / Sloman S.A., Love B.C., Ahn W.-K. // Cognitive Science, 1998. Vol. 22. — № 2. — P. 189−228.
  202. Taylor, J.R. Linguistic Categorization: Prototypes in Linguistic Theory / J.R. Tayor. Oxford: Oxford University Press, 1995. — 312 p.
  203. Taylor, J.R. Cognitive Grammar / J.R. Taylor. — N.Y.: Oxford University Press, 2002. 621 p.
  204. Ungerer, F., Schmid, H.-J. An Introduction to Cognitive Linguistics / F. Ungerer, H.-J. Schmid. L., N.Y.: Longman, 1997. — 305 p.
  205. Warren, B. Semantic patterns of N-N Compounds / B. Warren. — Goteborg: Acta Universitatis Gothoburgensis, 1978. 266 p.
  206. Wierzbicka, A. Lexicography and Conceptual Analysis / A. Wierzbicka. Ann Arbor, 1985. — 368 p.
  207. Brown, D. Angels and Demons / D. Brown. Great Britain: Corgi Books, 2001.-620 p.
  208. Cosmopolitan. September, 2006.
  209. Delaware Beachcomber. September, 2006.
  210. Ellis, A.T. Unexplained laughter / A.T. Ellis. London: Gerald Duckworth and Company Ltd., 1985. — 145 p.
  211. English Short Stories of the 20th century. Moscow: Raduga Publishers, 1988.-416 p.
  212. Fitzgerald, F.S. The Great Gatsby / F.S. Fitzgerald. Kiev: Dnipro Publishers, 1973.- 182 p.
  213. Fitzgerald, F.S. Tender is the Night / F.S. Fitzgerald. Moscow: Raduga Publishers, 1983.-400 p.
  214. Gallagher, S. The boat house / S. Gallagher. Sevenoaks: New English Library, 1992. — 185p.
  215. Galsworthy, J. The Forsyte Saga / J. Galsworthy. Book I. The Man of Property. — Moscow: Manager, 2000. — 384 p.
  216. Galsworthy, J. The Forsyte Saga / J. Galsworthy. Book II. In Chancery. — Moscow: Manager, 2000. — 303 p.
  217. Galsworthy, J. The Forsyte Saga / J. Galsworthy. Book III. To Let. -Moscow: Manager, 2000. — 256 p.12. Glamour. October, 2006.13. GQ. September, 2006.
  218. Harding, P. The Nightingale Gallery / P. Harding. London: Headline Book Publishing, 1992. — 226 p.
  219. Hemingway, E. A Farewell to Arms / E. Hemingway. Moscow: Progress Publishers, 1976. — 320 p.
  220. Hemingway, E. Selected Stories / E. Hemingway. Moscow: Progress Publishers, 1971.-398 p.
  221. Jance, J.A. Edge of Evil / J.A. Jance. N.Y.: Avon Books, 2006. — 3901. P
  222. Lawrence, D.H. The Rainbow / D.H. Lawrence. Moscow: Raduga Publishers, 1985.-576 p.
  223. Lee, H. To Kill a Mocking-bird / H. Lee. Moscow: High School, 1969. -128 p.
  224. Maugham, S. The Moon and Sixpence / S. Maugham. Moscow: Progress Publishers, 1972. — 240 p.
  225. Men’s Health. August, 2006.
  226. Murdoch, I. The Red and the Green / I. Murdoch. London: Chatto and Windus, 1965.-319 p.
  227. Ocean City Today. September, 2006.
  228. Salinger, J.D. The Catcher in the Rye / J.D. Salinger. Moscow: Progress Publishers, 1979. — 248 p.
  229. Scientific American. November, 2002.
  230. Scientific American. December, 2002.27. Seventeen. August, 2006.
  231. Shore Progress. September, 2006. — Vol. 6.
  232. Star. August, 2006. — № 7.
  233. The New York Times. February, 2006.
  234. The Press-Enterprise. March, 2003.32. The Sun. September, 2006.33. The Sun. November, 2006.
  235. The Washington Post. September, 2006.35. USA Today. June, 2002.36. USA Today. January, 2004.
  236. USA Today. September, 2006.
  237. , О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. -М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. 608 с.
  238. КСКТ Краткий словарь когнитивных терминов. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. / Под общей редакцией Е. С. Кубряковой. — М.: Изд-во МГУ, 1996. — 245 с.
  239. , Б. За строкой словаря. (Сборник необычных английских слов и выражений) / Б. Локетт. М.: «Глосса», 1998а. — 144 с.
  240. , Б. Почему так?: Знакомые английские слова в необычных выражениях: Словарь-пособие / Б. Локетт. -М.: Школа-Пресс, 19 986. 112 с.
  241. , В.Н. Основные понятия словообразования в терминах: Краткий словарь-справочник / В. Н. Немченко. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. — 208 с.
  242. ЯБЛС Языкознание. Большой лингвистический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 685 с.
  243. CCED — Collins Cobuild English Dictionary. Helping learners with real English. London: Harper Collins Publishers, 1997. — 1951 p.
  244. CCEDAL Collins Cobuild English Dictionary for Advanced Learners. — London: Harper Collins Publishers Ltd., 2001. — 1824 p.
  245. CDEE Concise Dictionary of English Etymology / ed. by W.W. Skeat. -London: Wordsworth Reference, 2007. — 643 p.
  246. COED Concise Oxford English Dictionary / ed. by C. Soanes, A. Stevenson. — Oxford University Press, 2006. — 1708 p.
  247. LDCE Longman Dictionary of Contemporary English. — Longman Group Ltd., 1995. — 1668 p.
  248. LDELC Longman Dictionary of English Language and Culture. -Barcelona: Longman Group UK Ltd., 1992. — 1555 p.
  249. OALDCE Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English / ed. by A.S. Hornby. — Oxford University Press, 1995. — 1431 p.
  250. Online Dictionary Electronic Resource. Local Translations, 2008. -Mode of access: http://www.online-dictionary.biz/.
  251. WEUDEL Webster’s Encyclopedic Unabridged Dictionary of the English Language. — New York: Gramercy Books, 1996. — 2230 p.
Заполнить форму текущей работой