Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические подходы к формированию компетенций в области программирования на основе реализации индивидуальной траектории обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы и нормативных документов по подготовке будущих учителей информатики в области программирования показал, что в этих исследованиях уделено недостаточное внимание обучению программированию на основе компетентностного и деятельностного походов, модульной организации образовательного процесса, введению зачетных единиц, анализу способностей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты обучения программированию будущих учителей информатики
    • 1. 1. Анализ научно-педагогической литературы в области подготовки будущих учителей информатики по программированию
    • 1. 2. Компетентностный подход к обучению программированию как основа подготовки будущих бакалавров в системе педагогического образования

    1.3. Базовый, профессионально-прикладной и научно-исследовательский уровни формирования компетенции в области программирования у будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»).

    1.4.Этапы построения индивидуальной образовательной траектории при обучении программированию будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование».

    Выводы по первой главе.

    Глава 2. Методические аспекты формирования компетенции в области программирования у будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование».

    2.1. Структура содержания подготовки будущих бакалавров по направлению

    Педагогическое образование" в области программирования.

    2.2. Методические рекомендации к формированию компетенций в области программирования на основе построения и реализации индивидуальной траектории обучения.

    2.3. Педагогический эксперимент формирования компетенций в области программирования у будущих бакалавров и его результаты.

    Выводы по второй главе.

Методические подходы к формированию компетенций в области программирования на основе реализации индивидуальной траектории обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется быстрыми темпами развития науки и технологий, что обуславливает качественные изменения в характере деятельности человека. Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) определяет развитие процесса информатизации общества, предъявляющего высокие требования к уровню подготовки специалистов в области эксплуатации средств ИКТ и реализации их потенциала в образовательных целях. Эти обстоятельства определяют необходимость постоянного поиска методов и средств обучения информатике, повышающих эффективность представления учебной информации, ее получение, передачу, хранение и использование в сфере практического опыта обучаемых.

В современных исследованиях проблеме подготовки педагогических кадров в области информатики и ИКТ посвящены работы Бешенкова С. А., Жданова С. А., Козлова O.A., Лавиной Т. А., Лапчика М. П., Пака Н. И., Роберт И. В., Румянцева И. А., Хеннера Е. К. и др. Однако, в перечисленных работах недостаточно внимания уделено переходу к обучению в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), отличительными особенностями которых являются: компетентностная и деятельностная направленность, модульная организация образовательного процесса, введение зачетных единиц, применение результатов образования и компетенций студентами для субъективной оценки своих способностей и интересов для дальнейшего обучения, учет способностей и интересов студентов, позволяющих осознанно выстраивать свою индивидуальную траекторию обучения.

Одним из ключевых направлений подготовки будущего учителя информатики является освоение им основ алгоритмизации и программирования, изучение которых, по мнению Жужжалова В. Е., Коваленко М. И., Козлова O.A. и др. способствует развитию алгоритмического и логического типов мышления, формированию навыков решения конкретных задач по обработке информации, выбору методологии программирования, приводящей к минимизации трудозатрат и обеспечивает оптимальное решение поставленной задачи.

Анализ научно-методических исследований по проблемам методики обучения информатике в рамках системы образования, как высшего, так и среднего (Андросова Е.А., Бабушкин И. А., Дородницын A.A., Ершов А. П., Ильин В. П., Кузнецов A.A., Кузнецов Э. А., Кушнаренко А. Г., Козачков A.C., Кунт Д., Леднев B.C., Матросов B. JL, Нагао М., Семакин И. С., Уэмур С. и др.), практической деятельности учителей и преподавателей информатики, а так же результатов Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике (Беляева C.B., Пожитко А. И., Хорев A.A. и др.), позволил констатировать недостаточную подготовку педагогических кадров по алгоритмизации и программированию. Это обусловливает необходимость формирования компетенций будущих учителей в этой области не только для обучения школьников основам алгоритмизации и программирования в рамках базового курса информатики и ИКТ, но и для подготовки конкурентоспособных специалистов в области разработки информационных систем.

Вопросы формирования компетенций в области программирования в процессе подготовки будущих учителей рассмотрены в исследованиях Жужжалова В. Е., Истомина H.H., Кириллова А. Г., Могилева A.B., Потапенко В. А., Рожиной И. В., Спирина И. С., Слинкина Д. А., Сметанникова A.JI. и др. Основываясь на анализе различных подходов к понятию «компетенция» (Гейхман Л.Г., Горшенина Л. Я., Зимняя И. А., Иванов Д. А., Козырев В. А., Колетвинова Н. Д., Соколова О. В., Тармаева Е. Ф., Трофимова Г. С., Фрумин И. Д. и др.), а так же содержания ФГОС ВПО в области педагогического образования, под «компетенциями в области программирования у будущих бакалавров по направлению подготовки „Педагогическое образование“ (профиль „Информатика“)» будем понимать способность будущего бакалавра применять знания и умения в своей профессиональной деятельности: по использованию методологии программирования и современных информационных технологий для решения практических задачпо созданию, отладке и применению прикладных и инструментальных программных средств и их технологической поддержки в учебно-воспитательном процессе и внеурочной работепо использованию современных средств программирования для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов.

Требования ФГОС ВПО ориентируют будущего бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») при формировании компетенций в области программирования самостоятельно выбирать путь изучения дисциплин, связанных с этим процессом, на основе осознанной самооценки своих возможностей и потребностей. Однако такой выбор субъективен и поэтому определяется конкретными учебными задачами, базовыми знаниями, умениями и навыками в области программирования, полученными в школе, а также ориентацией на различные потребности студентов в изучении программирования, что делает необходимым разработку и построение индивидуальной траектории обучения на определенный образовательный период (время изучения учебной дисциплины или учебного модуля).

Основываясь на понятии индивидуальной траектории обучения, рассмотренном в психолого-педагогических исследованиях (Воронцов А.Б., Ковалева Т. М., Прозументова Г. Н., Рыбалкина Н. В., Трубельский А. Н. и др.) под индивидуальной траекторией обучения программированию будущего учителя информатики будем понимать стратегию обучения на основе осознанной самооценки своих возможностей, потребностей и целей в обучении, характеризующуюся вариативностью форм, методов и средств обучения программированию, наиболее полно отражающую деятельность по созданию, отладке и применению прикладных и инструментальных программных средств и направленную на формирование компетенций в данной области.

Таким образом, возникает необходимость разработки теоретических и методических подходов к формированию компетенций в области программирования на основе реализации индивидуальной траектории обучения будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»).

В связи с вышеизложенным, проблема исследования обусловлена противоречием между существующими подходами к обучению программированию будущих учителей информатики, не учитывающими компетентностную направленность обучения, модульную организацию образовательного процесса, введение зачетных единиц, построение индивидуальной траектории обучения и необходимость теоретических, методических разработок по формированию способности применять знания, умения в области использования современных средств программирования по применению прикладных, инструментальных программных средств, их технологической поддержки в учебно-воспитательном процессе, по созданию, администрированию электронных образовательных ресурсов на основе реализации индивидуальной траектории обучения.

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью обоснования теоретических аспектов и разработки методических подходов к формированию компетенций в области программирования у будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») на основе построения и осуществления индивидуальной траектории обучения.

Объект исследования — процесс формирования компетенций в области программирования у будущих бакалавров.

Предмет исследования — теоретические аспекты формирования компетенций в области программирования у будущих бакалавров на основе индивидуальной траектории обучения и методические подходы к ее реализации.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методические подходы к формированию компетенций в области реализации различных парадигм программирования и применение современных информационных технологий для решения практических задач на основе индивидуальной траектории обучения у будущих учителей информатики.

Гипотеза исследования: если методические подходы к формированию компетенций у будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») в области программирования будут реализованы адекватно базовому, профессионально-прикладному и научно-исследовательскому уровням на основе реализации индивидуальной траектории обучения, то это обеспечит достижение эвристического и творческого уровней обученности по созданию и применению прикладных и инструментальных программных средств и их технологической поддержки в учебно-воспитательном процессе, по использованию современных средств программирования для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов.

Для достижения цели и доказательства гипотезы исследования определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы и нормативных документов по подготовке будущих учителей информатики в области программирования.

2. Выявить уровни формирования компетенций в области программирования и обосновать требования к ним.

3. Обосновать и сформулировать этапы построения и реализации индивидуальной траектории обучения программированию у будущих учителей информатики.

4. Выявить и разработать структуру содержания подготовки будущих бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»), обеспечивающей формирование компетенций в области программирования и направленной на реализацию индивидуальной траектории обучения.

5. Разработать методические рекомендации по формированию компетенций в области программирования, а так же провести экспериментальную проверку уровня сформированности компетенций в области программирования в рамках разработанных дисциплин.

Методологической основой исследования явились работы в области: педагогики и психологии (Бабанский Ю.К., Беспалько В. П., Леднев B.C., Никандров Н. Д., Сластенин В. А., Фельдштейн Д. И. и др.) — теории и методики обучения информатике в общем и высшем образовании (Бешенков С.А., Кузнецов A.A., Кушниренко А. Г., Кузнецов A.A., Кузнецов Э. А., Лапчик М. П., Ракитина Е. А., Семакин И. Г., Роберт И. В., Угринович Н. Д. и др.) — теории и методики обучения будущих учителей информатики (Громыко В.И., Ершов А. П., Звинигородский Г. А., Кауфман В. Ш., Козлов O.A., Лавров С. С., Лапчик М. П., Первин Ю. А., Слисенко А. О., Трифонов Н. П., Цейтин Г. С. и др.) — теории компетентностного подхода в образовании (Болотов В.А., Вишнякова A.B., Зимняя И. А., Коган Е. Я., Лапчик М. П., Лебедев О. Е и др). Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение положений психолого-педагогической науки и информатикианализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, учебных программнаблюдение, беседы, анкетированиепедагогический эксперимент. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в: развитии содержательной сути определения понятия компетенций в области программирования будущего бакалавравыявлении уровней формирования компетенций в области программированияобосновании требований к уровням сформирования компетенций в области программированияобосновании и формулировании этапов построения и реализации индивидуальной траектории обучения программированию будущих учителей информатики. Практическая значимость исследования заключается в: разработке методических рекомендаций по формированию компетенций в области программирования у будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») — разработке структуры содержания подготовки, обеспечивающей формирование компетенций в области программирования и направленной на реализацию индивидуальной траектории обученияразработке учебно-методических комплексов, обеспечивающих формирование компетенций в области программирования (рабочие программы дисциплин, система диагностического сопровождения обучения программированию, модульные контрольные задания, учебно-методические пособия) по дисциплинам подготовки: «Основы алгоритмизации и структурного программирования», «Современные технологии программирования», «Разработка обучающих программных средств», «Проектирование и разработка проблемно-ориентированных приложений (?еЬ-программирование)», «Использование основных средств и методов программирования в решении научно-исследовательских задач».

Этапы исследования:

Первый этап (2005;2006 гг.): анализ научно-педагогической, учебно-методической и нормативной литературы по подготовке будущих учителей информатики в области программирования, выявление и обоснование уровней формирования компетенций, а так же разработка требований к знаниям, умениям и навыкам на каждом из уровней.

Второй этап (2006;2008 гг.): обоснование и формулировка этапов построения и реализации индивидуальной траектории обучения программированию будущих учителей информатикивыявление и разработка структуры содержания подготовки, обеспечивающей формирование компетенций в области программирования и направленной на реализацию индивидуальной траектории обученияразработка методических рекомендаций по формированию компетенций в области программирования у будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»).

Третий этап (2008;2011 гг.): проведение экспериментальной проверки уровня сформированности компетенций в области программирования в рамках разработанных дисциплинобработка полученных экспериментальных данныхтеоретическое обобщение и интерпретация результатов диссертационного исследования, формулировка выводов.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях Ученого совета Учреждения РАО «Институт информатизации образования" — на заседаниях кафедры информатики факультета математики, информатики и физики Педагогического института Южного федерального университетана международных, всероссийских и региональных научных конференциях: «Тенденции и проблемы развития образования» (Армавир, 2007, 2009 гг.) — «Информационные технологии в науке и образовании» (Якутск, Ростов-н/Д, 2008;2010 г.) — «Современные информационные технологии в образовании: Южный округ» (Ростов-н/Д, 2008;2011 г.) — «Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании» (Пенза, 2008 г.) — «Информатизация образования» (Славянск-на-Кубани, Волгоград, Кострома, 2008;2010 гг.) — «Информатизация сельской школы» (Анапа, 2008;2009 гг.) — «Смешанное и корпоративное обучение» (Анапа, Москва, 2008;2009 гг.) — «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» (Шепси, Анапа, 2010;2011 гг.) — «Молодежь и наука» (Москва-Шуя, 2011 г.).

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования были внедрены и используются в учебном процессе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Педагогического института.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования, его результатов и выводов обусловлены методологической и теоретической обоснованностью исходных данных, опорой на теоретические разработки в области психологии, педагогики, методики преподавания информатики, использования возможностей информационных и коммуникационных технологий в обучении, совокупностью разнообразных методов исследования, адекватных сути проблемы, подтвержденных результатами педагогического эксперимента, полученными с помощью методов математической статистики.

Положения, выносимые на защиту.

1. Теоретические положения формирования компетенций в области программирования у будущих бакалавров включают требования к знаниям и умениям на базовом, профессионально-прикладном и научно-исследовательском уровнях формирования этих компетенций и этапы построения, реализации индивидуальной траектории обучения программированию будущих учителей информатики на каждом уровне формирования компетенций.

2. Реализация методических подходов по формированию компетенций в области программирования у будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»), представленных блочно-модульной структурой содержания, обоснованным сочетанием организационных форм, методов и средств формирования компетенций в области программирования, а так же учебно-методическими комплексами по дисциплинам подготовки, обеспечит повышения уровней этих компетенций.

Выводы по второй главе.

Выявлена и разработана блочно-модульная структура содержания подготовки будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»), адекватно определенным уровням формирования компетенций в области программирования и направленная на реализацию индивидуальной траектории обучения, включающая базовый блок «Основы алгоритмизации и структурного программирования», являющийся инвариантной частью обучения в области программирования и профильные блоки («Современные технологии программирования», «Разработка обучающих программных средств», ««Проектирование и разработка проблемно-ориентированных приложений (?еЬ-программирование)», «Использование основных средств и методов программирования в решении научно-исследовательских задач»), являющиеся основой содержания обучения программированию в области профессионально-прикладной и научно-исследовательской деятельности.

Разработаны методические рекомендации по формированию компетенций в области программирования у будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»), содержащие: обоснование отбора организационных форм, средств и методов обучениярекомендации по использованию учебно-методических комплексов (рабочих программ дисциплин, систем диагностического сопровождения обучения программированию, модульных контрольных заданий, учебно-методических пособий) для дисциплин подготовки в области программирования на каждом из уровней формирования компетенцийрекомендации по организации и выполнению индивидуальных исследовательских заданий для каждого профильного блока. Осуществлена экспериментальная проверка сформированности уровней обученности по программированию в рамках разработанных дисциплин. Проверка проводилась по выборкам ответов, полученным по результатам выполнения каждым из слушателей тестовых заданий, по критерию согласия % Пирсона на уровне значимости а=0,05. Выборочное значение критерия согласия % Пирсона составила 20,31, при табличном значении этого показателя % 1а=7,815 при числе степеней свободы равном 3. В результате проверки нулевая гипотеза была отвергнута и принята в качестве правдоподобной альтернативная гипотеза о том, что обе выборки принадлежат к разным генеральным совокупностям. Эксперимент показал, что разработанные методические подходы к формированию компетенций в области программирования обеспечили достижение эвристического и творческого уровней обученности в данной области у большинства студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы и нормативных документов по подготовке будущих учителей информатики в области программирования показал, что в этих исследованиях уделено недостаточное внимание обучению программированию на основе компетентностного и деятельностного походов, модульной организации образовательного процесса, введению зачетных единиц, анализу способностей и интересов студентов, реализации индивидуальной траектории обучения. Обоснована необходимость формирования компетенций в области программирования в процессе подготовки педагогических кадров, разработки и построения индивидуальной траектории обучения на определенный образовательный период (время изучения учебной дисциплины или учебного модуля). Выявлены основные направления обучения основам алгоритмизации и программирования будущих учителей информатики. Сформулировано понятие «компетенции в области программирования у будущих бакалавров» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»).

Выявлены три уровня формирования компетенций в области программирования и обоснованы требования к ним адекватно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования: базовый (компетенции формируются в результате обучения в рамках инвариантного курса, отражающего вопросы по основам алгоритмизации и структурного программирования) — профессионально-прикладной (компетенции формируются в рамках авторских курсов по выбору, отражающих вопросы по основным подходам и приемам программирования, различным парадигмам программирования и veb-программированию) и научно-исследовательский (компетенции формируются за счет рассмотрения вопросов по созданию и использованию автоматизированных средств оценивания результатов обучения, формированию и администрированию электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих осуществление научно-исследовательской деятельности с помощью основных средств и методов программирования).

Обоснованы и сформулированы этапы построения и реализации индивидуальной траектории обучения программированию у будущих учителей информатики на каждом уровне формирования компетенций: диагностика начального уровня компетенций в области программирования, планирование индивидуальной траектории обучения, осуществление запланированной образовательной деятельности по программированию, демонстрация преподавателю личных образовательных достижений, осуществление рефлексивно-оценочной деятельности будущего бакалавра по выполнению контрольных работ на каждом из уровней формирования компетенций в области программирования, коррекция результатов обучения с целью перехода на следующий уровень формирования компетенций.

Выявлена и разработана блочно-модульная структура содержания подготовки будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»), адекватно определенным уровням формирования компетенций в области программирования и направленная на реализацию индивидуальной траектории обучения, включающая базовый блок «Основы алгоритмизации и структурного программирования», являющийся инвариантной частью обучения в области программирования и профильные блоки («Современные технологии программирования», «Разработка обучающих программных средств», ««Проектированиё и разработка проблемно-ориентированных приложений (?еЬ-программирование)», «Использование основных средств и методов программирования в решении научно-исследовательских задач»), являющиеся основой содержания обучения программированию в области профессионально-прикладной и научно-исследовательской деятельности.

Разработаны методические рекомендации по формированию компетенций в области программирования у будущих бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»), содержащие: обоснование отбора организационных форм, средств и методов обучениярекомендации по использованию учебно-методических комплексов (рабочих программ дисциплин, систем диагностического сопровождения обучения программированию, модульных контрольных заданий, учебно-методических пособий) для дисциплин подготовки в области программирования на каждом из уровней формирования компетенцийрекомендации по организации и выполнению индивидуальных исследовательских заданий для каждого профильного блока.

Осуществлена экспериментальная проверка сформированности уровней обученности по программированию в рамках разработанных дисциплин. Проверка проводилась по выборкам ответов, полученным по результатам выполнения каждым из слушателей тестовых заданий, по критерию согласия % Пирсона на уровне значимости а=0,05. Выборочное значение критерия согласия % Пирсона составила 20,31, при табличном значении этого показателя % !а=7,815 при числе степеней свободы равном 3. В результате проверки нулевая гипотеза была отвергнута и принята в качестве правдоподобной альтернативная гипотеза о том, что обе выборки принадлежат к разным генеральным совокупностям. Эксперимент показал, что разработанные методические подходы к формированию компетенций в области программирования обеспечили достижение эвристического и творческого уровней обученности в данной области у большинства студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г., Трифонов Н. П., Трифонова Т. Н. Введение в язык Паскаль. М.: Наука, 2002. -248 с.
  2. Агафонов В. Н. Спецификация программ понятийные средства и их организация. Новосибирск: Наука, 1987. -240 с.
  3. Адаменко А.Н. Pascal на примерах из математики. Санкт-Петербург: «БХВ-Петербург», 2005. -394 с.
  4. В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография. Красноярск: Изд-во КГУ, 1998. -310 с.
  5. Е.Р., Чесноченко О. В. Турбо Паскаль 7.0.Учебный курс. M.%NT Press, 2006. -268 с.
  6. Н.Г. Методологические принципы анализа концептуальных схем деятельности, М., 1979. -576 с.
  7. Е.В. «Информатика. Основы алгоритмизации». Тетрадь с печатной основой. Саратов: Лицей, 1999. -614 с.
  8. Е.Г. Методические и содержательные аспекты построения курса программирования на основе объектно-ориентированного подхода (для физико-математических специальностей вузов). Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. -193 с.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980. -368 с.
  10. В.В., Поваренков Ю. П., Смирнов Е. И., Шадриков В. Д. Профессионализация предметной подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. -389 с.
  11. Ю.К. Избранные педагогические труды/ Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. -560с.
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  13. И. А. Практикум по объектно-ориентированному программированию. / Бабушкина И. А., Окулов СМ.: — М: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2004. — 366 с
  14. В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.324 с.
  15. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. -152 с.
  16. B.C. Педагогическая интеграция: Сущность, состав, реализация. Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1987. -52 с.
  17. C.B. Профессионально-педагогическая направленность историко-математической подготовки учителя математики в педвузе. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. 163 с.
  18. C.B. Анализ результатов ЕГЭ по информатике. // Известия, 2011, № 1. С. 13−17.
  19. М.Н. Интеграция содержания образования. — М.: Совершенство, 1998. 234 с.
  20. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика, 1996, № 1. С. 9−11.
  21. В. П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагоги третьего тысячелетия). М., 2002.
  22. С.А., Ракитина Е. А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. — 432 с.
  23. В. А. Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
  24. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 28−36.
  25. Г. А. Педагогический университет как научный и учебный центр многоуровневого непрерывного педагогического образования //Непрерывное педагогическое образование. Вып. 3. Волгоград, 1994.
  26. Т. Н. Кузнецова Е.М., Кузнецова Т. К. Язык программирования «Turbo Pascal»: учебно-методическое пособие. ч.1. Ростов-на-Дону: ВУД 2006.
  27. Т.Н. Модель подготовки бакалавров физико-математического образования по программированию// Смешанное и корпоративное обучение: сборник трудов: III Международная научно-практическая конференция/ г. Москва, 2009 г. С. 21.
  28. Т.Н. Решение олимпиадных задач в среде «Turbo Pascal»: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: ВУД 2008.
  29. Т.Н. УМК «Курс по выбору по программированию»: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: ВУД 2008.
  30. Т.Н. УМК «Программирование»: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: ВУД 2009.
  31. Т.Н. Уровневая модель подготовки бакалавров физико-математического образования по программированию в условии профильной направленности// Наука и образование: сборник трудов / Ростов-на-Дону, 2009. С.
  32. Т.Н. Язык программирования «Turbo Pascal»: учебно-методическое пособие. Ч. II. Ростов-на-Дону: ВУД 2006.2008.
  33. Бордюгова.Т. Н. Язык программирования «Turbo Pascal»: учебно-методическое пособие. ч.З. Ростов-на-Дону: ВУД 2008.
  34. Т.А. Методика обучения информатике. Теоретические основы. учебное пособие для студентов. Спб.1997
  35. Босова JI. JI Новый учебно-методический комплект по информатике и информационным технологиям для V—IV классов // Информатика и образование. 2004. -15с.
  36. Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования: автор.диссер.доктора пед.наук.-М., 1996.
  37. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.|заведений. М.: Академия, 2002. С. 66.
  38. Великолукское образование, Управление администрации образования Г. Великие Луки. Методические рекомендации к учебнику «Информатика. 8−9 классы» (А.Г.Гейн).
  39. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991.
  40. Н.Я., Мордкович А. Г. О роли межпредметных связей в профессиональной подготовке студентов пединститута // Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГЗПИ, 1989. — С.20−36.
  41. Н. Алгоритмы и структуры данных. М., Мир, 1989. Епанешников А., Епанешников В. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0. M., Диалог-Мифи, 1997.
  42. A.B. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2002. 172 с.
  43. Д. А. Технология проектирования педагогических объектов на основе управления развитием компетентности будущего специалиста./ Волгоград: Перемена, 2008. -126 с.
  44. А.Б. Особенности организации образовательного процесса при переходе с одной ступени образования на другую, или Нужна ли нам возрастная школа? Первое сентября № 34, 45, 47.
  45. .Н., Антипина Г. С. «Современные информационные технологии. Обучение и консалтинг». М.: СИНТЕГ Интерфейс-ПРЕСС, 2000 г.- 342 с.
  46. А.Г., Шолохович В. Ф. Преподавание курса «Основы информатики и вычислительной техники» в средней школе. Руководство для учителя. Учебное пособие. Екатеринбург: Виктор, 1992. 200 с.
  47. Л.К. Интерактивное обучение общению. Автореф. дисс на соиск. уч. степени д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2003.-128 с.
  48. В.А. «Введение в программирование». М.: Вузовская книга. 2000 г. — 234 с.
  49. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. М., 2000.- 22с.
  50. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. М., 2000.- 22с.
  51. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление «540 200 Физико-математическое образование» (степень — бакалавр физико-математического образования). Подписан 27. 03. 2000 г. М., 2000.
  52. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление «540 200 Физико-математическое образование» (степень — бакалавр физико-математического образования). Подписан 27. 03. 2005 г. М., 2005.
  53. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление «540 200 Физико-математическое образование» (степень — бакалавр физико-математического образования). Подписан 27. 03. 2000 г. М., 2005.
  54. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление «540 200 Физико-математическое образование» (степень — бакалавр физико-математического образования). Подписан 27. 03. 2005 г. М., 2005.
  55. В.И., Кучевский Ю. В., Панчук O.A. Развивающее обучение в комплексе обучения основам информатики. Метод и практика подготовки учебного материала// педагогическая информатика. 199. № 2. С.37−57.
  56. В.В. Теория и практика интегральной технологии. М.:Народное образование, 2001. с. 224 (Сер. Системные основания образовательной технологии).
  57. А.И. Статус межпередметных связей в системе современного образования // Наука и школа. 2002. — № 2. — с.41 — 45.
  58. Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: автор.диссер.доктора пед.наук.-М., 2003
  59. А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. — 440 с.
  60. А.Я. Учебный предмет как интегрированная система //Педагогика. 1977. — № 4. — С. 24−28.
  61. И.М. Методическая система обучения основам логического программирования в профессиональном образовании учителя информатики дисс. на сосик.канд.пед.наук:спец. 13.00.08. Тольятти, 1997 -168 с.
  62. А.П. Избранные труды. Новосибирск: Наука, 1994. 416 с. Епанешников А., Епанешников В. Программирование в среде. Turbo Pascal 7.0. M.: «ДИАЛОГ-МИФИ», 1997.- 288с.
  63. С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе пединститута и педагогических исследованиях // Автореф.канд.пед.наук (13.00.02). -М., 1992.-20 с.
  64. Жужжалов Валерий Евгеньевич. Совершенствование содержания обучения программированию на основе интеграции парадигмпрограммирования: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02: М., 2004 274 с. РГБ ОД, 71:05−13/140
  65. В.М. Теоретическое основы концепции предметной обасти «Технология» для педагогических вузов ¡-Монография. СПб., 2001
  66. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. Издательский центр «Академия», 2001. 320 с.
  67. JI.B. Избранные педагогические труды. -М., 1990.
  68. И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
  69. Г. А. Некоторые особенности учебных языков и систем программирования //Эксперйментальная информатика. Новосибирск: Наука, 1981. С. 81−91.
  70. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981. 160 с.
  71. И. А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Сб. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания/Под общ. ред. И. А. Зимней. М., 2003. — 87 с.
  72. Е.А. Программирование на языке Турбо-Паскаль 6.0,7.0. М. Радио и связь. Веста. 1993.
  73. Е.А. Система программирования Turbo Pascal. M., Радио и связь, 1997.
  74. Т.Г. Роль УМК в проектировании учебного процесса в ССУЗ. Фестиваль «Открытый урок 2006/2007″. -М.: Первое сентября. -45с.
  75. Г. С. „Технология программирования“. Москва. Изд. МГТУ имени Н. Э. Баумана. 2003 г.
  76. В.П. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя //Советская педагогика. 1990. № 8.
  77. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования. (Проблемы методологии и теории) /Под ред. В. А. Извозчикова. СПб.: Образование, 1996.
  78. Исследование организационно-методологического обеспечения инновационных процессов в системе высшего педагогического образования: Отчет о НИР.№ 02.02.00 3 781. Руководите В. А. Бордовский.- СПб., 2002.
  79. В.Г. Фундаментализация университетского образования // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 7 13.
  80. Е.А. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.384 с.
  81. В.А. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога как фактор повышения педагогической квалификации // Сб. науч. трудов. Санкт-Петербург, 1992.
  82. H.A. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003.
  83. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. М.: НФК, 2003.
  84. В.В. Пути повышения эффективности использования новых информационных технологий в образовании//Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста: Межвуз.сб.-вып. 1 .-Липетск:ЛГПИ, 1998. 232 с.
  85. A.A., Апатова Н. В. Основы информатики. 8−9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 2 изд., стереотипное. М.: Дрофа, 2000. 176 с.
  86. А.Б. Методика обучения учащихся классов с углубленным изучением информатики объектно-ориентированному проектированию программ. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 20 с.
  87. JI.Г. Формирование межпредметных связей информатики и математики в методической системе обучения студентов непрофильных вузов. Автореферат на соиск.докт.пед.наук: 13.00.02 М., 2006. 342 с.
  88. Д. Искусство программирования для ЭВМ. В 2-х тт. М.: Мир, 1976. Т. 1:
  89. А.Г., Лебедев Г. В., Сворень P.A. Основы информатики и вычислительной техники. М.:Просвящение, 1998.233 с.
  90. Т. А. Интеграционные методы изучения программирования в вузовском курсе информатики // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. М., 2003, № 1 (1), с. 53−54.
  91. С.С. Специфика обучения программированию при подготовке студентов-информатиков // Вестник МГПУ. Сер. „Информатика и информатизация образования“. М., 2004, № 1 (2), с. 56−61.
  92. М.П. „Методика преподавания информатики“: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.:Издательский центр „Академия“, 2005 г. -90с.
  93. O.E., Я.Н. Зайдельман. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. 336 с.
  94. М.Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать //Информатика и образование № 3, 2004, с. 95.
  95. ЛедневВ.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. 224 с.
  96. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1981.- 185 с.
  97. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1972. — 220с.
  98. Г. Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. М., 2000
  99. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  100. Материалы „Круглого стола“ по проблеме Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1996. № 5.- С.72−80 с.
  101. В.Л. Методология разработки учебных программ на основе процедурной парадигмы программирования // Вестник МГПУ. Сер. „Информатика и информатизация образования“. М., 2004, № 1 (2), с. 61−66.
  102. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Пособие для учителей /Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980, -208 с.
  103. Н.И., Невская Е.С., Угольницкий Г. А."Методы программирования» М.:Вузовская книга, 2000 г.
  104. И.Г. Математическая подготовка инженера в условиях профессиональной направленности межпредметных связей : Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ И.Г. Михайлова- Тобол, гос. пед. ин-тим. Д. И. Менделеева. -Тобольск, 1998.-18 е. -Б.ц.
  105. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: «Высшая школа», 1987.- 200с.
  106. A.B., Пак Н.И., Хеннер E.K. Информатика. Учеб. пособие для студ.пед.вузов. М.: «Академия», 2000 г. 816с.
  107. В.М. Введение в теорию педагогических технологий. Волгоград: Перемена, 2006. 318 с.
  108. В.М. Технологические основы конструирования и проектирования учебного процесса. Монография, г. Волгоград «Перемена» 1995.
  109. В.М., Смыковская Т. К. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя. // Школьные технологии № 4, 2001.-С. 48−64.
  110. А.Г. О профессионально-педагогической направленности математической подготовки будущих учителей // Советская педагогика, 1985. № 6. С.52−57.
  111. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Автореф. дисс. док. пед. наук. М., 1986. 36 с.
  112. Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. С. 26.
  113. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. 176 с.
  114. .П., Фридман J1.C., Селезнев И. Ф. «Учебно-методический комплекс средств обучения. Часть 1. Теоретические основы.» -Мн., 1998. 120 с.
  115. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544с.
  116. Педагогика: Учебник для вузов/ Н. Бордовская, А. Реан. СПб.: Питер, 2003.-304 с.
  117. И.Г. Избранные педагогические произведения. -М., 1963. Т.2
  118. П.И. Педагогика: Учебное пособие.М.:высшее образование, 2006.-432 с
  119. В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. М., Наука, 1999.
  120. В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. М.: Наука, 1989.- 160с.
  121. В.Н. Формирование ИКТ-компетентности будущих учителей // Педагогический университетский вестник Алтая: Материалы электронного журнала. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. — № 1(3), с. 56.
  122. И.Н. Интеграция курсов математики и информатики как фактор оптимизации общепрофессиональной подготовки в средней профессиональной школе: Автореферат дисс.. канд. пед. наук, М., 2003. -21 с.
  123. Д.Б., Круглов И. Ю. Программирование в среде Турбо Паскаль (версия 5.5). Изд-во МАИ, 1992.
  124. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников. М.: Финансы и статистика, 1996. 464с.
  125. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе, (авт.доклад по монографии «методика обучения геометрии в начальных классах», пред. на соис.докт.пед.наук.М.:Центр, 1997, 160 с.
  126. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: Автореф. дис. док. пед. наук М.: 1975.
  127. РакитинаЕ.А. Построение методической системы обучения на дея-тельностной основе: Дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва. 2002. -485 С. Рейнгольд Э., Нивергельт Ю., Део Н. Комбинаторные алгоритмы. М., Мир, 1980.-132 с.
  128. A.A., Федотова C.B. Курс программирования для начинающих. Полигон нестандартных задач. М.:Солон-пресс, 2007.-359с.
  129. И.В. Современные информационные технологии в образовании: диалектические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа-Пресс»., 1994.-205 с.
  130. РожинаИ.В. Обучение учащихся объектно-ориентированному программированию и технологии визуального проектирования в базовом курсе информатики. Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 150 с.
  131. И.Г. Информатика. Базовый курс.7−9 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. -342с.
  132. Д.А. Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики. Автореф. дисс. кандидата пед. наук. Екатеринбург, 2001. 20 с.
  133. О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий: автор.диссер.доктора пед.наук.-Спб., 2002.
  134. О.В. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования/Юбразование и наука. 2002. № 2(14).
  135. А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. С.-Пб.: 2006.
  136. Г. С. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений. -М., 2001.
  137. З.П. «Разработка УМК: проблема достижения целостности» Выш.шк. 1999. — с 3−4. С. 152.
  138. А.Н. Образовательная система России. Высшая школа.-М., 1999.
  139. Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10−11 классов / Н. Д. Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.-512 е.: ил.
  140. О.Ф. программирование на языке Паскаль. Задачник. Санкт-Петербург: «Питер», 2003.-335с.
  141. С. Искусство программирования для ЭВМ. В 2-х тт. М.: Мир, 1976. Т. 1:
  142. В.В. Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. Учебное пособие. М.: «Нолидж», 1997. 616с.
  143. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление «Педагогическое образование» (степень бакалавр по направлению «Педагогическое образование»). Подписан 07. 03. 2011 г. М., 2010.
  144. Ю. Алгоритмы и программы на Turbo Pascal. Учебный курс. Санкт-Петербург: «Питер», 2001.-239с.
  145. Федюшин Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопросы психологии. 2003. № 6
  146. Фоменко В. Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. Ростов н/Д: ГНМЦ, 1996. 96 с.
  147. П.Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984. 217 с.
  148. И.Д. Компетентность будущего учителя. /Образование и наука. 2002. № 2(14).
  149. Л.П. Профессиональная подготовка учителя в системе многоуровневого университетского образования // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Новосибирск, 1996.
  150. Е.К., Шестаков А. П. Информационнокоммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения//Информатика и образование № 12, 2004, с. 5.
  151. A.A. ЕГЭ по информатике. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2011. — С. 17 — 19.
  152. A.B. Современная дидактика: учеб. Для вузов/А.В. Хуторской. СПб. Литер, 2001.-544 с.
  153. Г. С. «Один способ изложения теории алгоритмов и перечислимых множеств», Проблемы конструктивного направления в математике. 3, Сборник работ. Посвящается Андрею Андреевичу Маркову к его шестидесятилетию, Наука, M.-JL, 1964, с 69−98.
  154. В.Ф., Поддубная JI.M. Программирование на языке Паскаль. М.: Высш.шк., 1991. 142с.
  155. А. Программирование: Теоремы и задачи. М., МЦНМО, 1995.
  156. JI.B. К вопросу о методической системе обучения//ИТО-2004 XII конференция «Информационные технологии в образовании». Ч.2.
  157. Г. И. «Проблема познавательного интереса в педагогике». М.: Педагогика, 1971. — 315 с.
  158. , Е.А. Генезис понятия «Профессионально-компетентностная культура учителя» / Е. А. Юринова // Сборник материалов научно-практической конференции «XIV Ершовские чтения» Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2004. — С. 61 — 65.
  159. , Е.А. Организация семинарских занятий по педагогике (методические рекомендации) / Е. А. Юринова. Ишим. — ИГПИ им. П. П. Ершова, 2006. — 76 с.
  160. , Е.А. Профессионально-компетентностная культура как характеристика профессионализма педагога / Е. А. Юринова // Студенты педвуза школе: межвузовский сборник студенческих научных работ / Сост.
  161. JI.B. Ведерникова. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2005. — С. 14 — 17.
  162. , Е.А. Профессионально-компетентностная культура учителя в условиях модернизации российского образования / Е. А. Юринова // Сибирский педагогический журнал. 2006. — № 2. — С. 92 — 98.
  163. Юркин А. Г. Задачник по Программированию. Санкт-Петербург: «Питер», 2002,-182с.
  164. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives // The Classification of Educational goals. Handbooc 1: Cognitive Domain. № 4. 1967.
  165. Bloom В. C. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals New York: Longman, 1956.
  166. Mathematics education and culture / Ed. By Alan J. Buchop. Dortdrecht ets. Kluwer ecole publ., Cop., 1988. 286 s.
  167. Reichel H.C. Teaching student teachers: Integration of mathematics education into «classical» mathematics courses. Examples and various aspects. -Journal fuer Mathematik-Didaktik 12, Heft 4, S. 367−378
Заполнить форму текущей работой