Рынок ценных бумаг России как сфера пересечения социально-экономических интересов главных субъектов рыночных отношений
Существующие в развитых странах финансовые рынки опираются на обширные сбережения частных лиц. Об .щая бедность нашего населения и нехватка свободных сбережений — объективное препятствие на пути развития широкого финансового рынка. Население психологически не подготовлено к восприятию вложения своих средств в долговые обязательства неизвестных ему новых организаций. Для функционирования рынка… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Рынок ценных бумаг и его место в системе рынков
- 1. История возникновения и развития рынка ценных бумаг
- 2. Социально-экономические функции субъектов рынка ценных бумаг
- Глава. //. Специфика российского рынка ценных бумаг
- 1. Текущее состояние и тенденции развития рынка государст венных ценных бумаг
- 2. Институты рынка ценных бумаг, их роль в осуществлении его регулирования
- 3. Виды долговых обязательств экономических субъектов государственного и муниципального уровня
- Глава III. Основополагающие принципы регулирования рынка ценных бумаг
- 1. Способы регулирования российского рынка ценных бумаг
- 2. Приоритетные направления развития рынка ценных бумаг в переходной экономике
- Глава IV. Теория портфельных инвестиций. Социально-экономическая специфика российского варианта
- 1. Определение доходности портфеля ценных бумаг
- 2. Анализ рисков на финансовых рынках
Рынок ценных бумаг России как сфера пересечения социально-экономических интересов главных субъектов рыночных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Финансовое обеспечение перехода Российской. экономики на рыночные рельсы является важнейшей проблемой текущего момента и обозримого будущего. Очевидно, что создание фондового рынка является единственной альтернативой существенно подорванному дефицитом централизованных средств, волевому распределению финансовых ресурсов. Развитый внутренний финансовый рынок мог бы существенно облегчить задачу интеграции в мировой финансовый рынок и создать канал для инвестирования иностранного капитала в нашу экономику через размещение российских ценных бумаг.
Изучение зарубежного опыта функционирования рынков ценных бумаг показывает, что мы не имеем пока еще многих предпосылок и необходимых компонентов для его создания. Организация крупномасштабного рынка для обращающихся ценных бумаг, является сложным и длительным процессом. Массовому обращению акций предшествует массовое создание акционерных предприятий, которому в свою очередь предшествует разгосударствление и приватизация. Этот процесс идет с большим трудом.
Существующие в развитых странах финансовые рынки опираются на обширные сбережения частных лиц. Об .щая бедность нашего населения и нехватка свободных сбережений — объективное препятствие на пути развития широкого финансового рынка. Население психологически не подготовлено к восприятию вложения своих средств в долговые обязательства неизвестных ему новых организаций. Для функционирования рынка требуется возникновение уверенности в возможности доверить свои сбережения посредническим институтам. В этой связи возрастает актуальность исследований, посвященных вопросам функционирования рынка ценных бумаг.
Цель работы — рассмотреть принципы и методы функционирования рынка ценных бумаг с позиции социально-экономических интересов субъектов рыночных отношенийисследовать специфику этого процесса в системах с переходной экономикой на основе анализа современной ситуации на фондовом рынке России.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
• исследовать место рынка ценных бумаг в системе рынков;
• рассмотреть и уточнить понятийный аппарат, используемый при анатизе становящегося рынка ценных бумаг;
• уточнить проблему соотношения социально-экономических интересов в процессе саморегулирования фондового рынка;
• проанализировать текущее состояние и тенденции рынка государственных ценных бумаг России;
• систематизировать принципы и способы государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Предмет и объект исследования.
Предметом исследования выступают реальные экономические отношения, выражающие специфику функционирования рынка ценных бумаг.
Объектом исследования является процесс формирования фондового рынка в России.
Теоретической основой исследования послужили научные труды зарубежных и отечественных ученых по вопросам места и роли финансовых рынков в современных экономических системах и принципов организации работы фондового рынка.
Научная новизна состоит в следующем: проведен ретроспективный анализ в мировой практике формирования рынка ценных бумаг от простого обмена валютами на ярмарках, появления векселя, акции, фондовой биржи, кредитования, коммерческих банков, рынка ценных бумаг до появления евроакций и еврооблигаций, которые стали главным объектом сделок на мировом рынке.
2. Раскрыты общие и особенные черты становления российского рынка ценных бумаг. Показано, что фондовый рынок России, как и фондовые рынки других стран (особенно США) включает высокоразвитый внебиржевой рынок и электронную систему торговли ценными бумагами. В то же время российский рынок ценных бумаг сильно монополизирован. Главным субъектом, действующим на рынке ценных бумаг, является государство, формирование рынка ценных бумаг осуществляется преимущественно сверху, рынок ценных бумаг слабо связан с производством и инвестиционными процессами, характеризуется недостаточно разработанной законодательной базой и низким развитием информационного рынка.
3. Обоснована необходимость усиления государственного ^ регулирования на рынке ценных бумаг:
3.1. Сформулированы основные функции государства на рынке ценных бумаг:
• обязательная регистрация всех участников сделок и самих фондовых операций;
• лицензирование и контроль за соблюдением правил торговли финансовыми активамиф • сбор точной информации об объектах и субъектах рынка ценных д бумаг.
3.2. На основании действующих в настоящее время положений, инструкций и других законодательных актов выделены основные принципы регулирования рынка ценных бумаг:
• контроль за финансовым состоянием участников фондовых сделок и послеторговых операций со стороны государственных органов управления;
• оперативный анализ деловой информации;
• арбитрское участие в разрешении конфликтных ситуаций между инвесторами, эмитентами и посредниками;
• страхование участников фондовых операций от убытков в результате финансовых махинаций.
Доказывается, что основную роль в соблюдении законности фондовых операций играют саморегулирующие органы, т. е. ассоциации профессиональных учреждений инвестиционного бизнеса.
3.3. Определены способы государственного регулирования, которые подразделяются на два основных вида:
• нормативно-правовое регулирование, которое включает создание юридических норм, определяющих правила деятельности на фондовом рынке, требования, предъявляемые к участникам, а также структуру государственных органов, регулирующих рынок;
• экономическое регулирование, объединяющее различные инструменты экономического воздействия: налогообложения, операции на открытом рынке, изменение ставки рефинансирования и изменение нормы обязательных резервов.
3.4. Доказано, что государство на рынке ценных бумаг выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков) — использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политикив лице Центрального банка является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.
4. Дана оценка степени развития российского рынка акционерного капитала и определены основные направления его совершенствования. Показано, что появление и распространение акций в период становления фондового рынка в России имело свои особенности, во многом определившие его современное состояние: скачкообразное изменение котировок акций, заниженная стоимость основных фондов предприятий и соответствующий ему низкий курс акций, повышенный спрос на акции сырьевых предприятий, преимущественная ориентация на иностранного инвестора.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее результаты позволяют определить пути и способы формирования рынка ценных бумаг в современных условиях.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в двух публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
Результаты исследования показали, что введение новых переменных в модель САРМ позволило существенно улучшить результаты расчета модели. Возможно, с точки зрения моделирования несколько нелогичным выглядит включение в модель как абсолютных, так и относительных показателей, тем не менее проведенный анализ показал, что различные компании по разному реагируют на абсолютные и относительные движения рынка. Этот факт оправдывает включение в модель указанных переменных. Можно констатировать, что расширение модели привело к существенному улучшению характеристик модели.
Кумулятивный график распределения R sq. компаний в классической модели САРМ.
Рисунок.
Рисунок I i.
На рисунках 10 -11 показано численное распределение значений рассматриваемых 31 компаний. Если при применении классической модели САРМ у 4 компаний значение менее 0.2, у 11 компаний менее 0.5, то в расширенной модели только у двух компаний менее 0.4 и у трех менее 0.6.
Таким образом, применение модифицированной модели САРМ на российском рынке дало интересные результаты, которые могут стать объектом дальнейшего исследования.
В работе рассмотрены вопросы оценки риска и доходности инвестиционных портфелей — пакетов инвестиций с разной степенью доходности и риска.
Проанализированы особенности создания и текущего состояния российского фондового рынка, определены источники возникновения и последствия риска при портфельном инвестировании.
Рассмотрены обоснования и предпосылки трех видов моделей оценки инвестиционных портфелей — модели Марковица, модели САРМ и арбитражной модели. Выполнен критический анализ предпосылок модели САРМ и определены условия ее применимости для отечественного финансового рынка.
TS7 н л i.
У VfJ ¦
На базе исходных данных котировок акций на российском фондовом рынке и ряда известных в России фондовых индексов произведена идентификация модели САРМ, на основе полученных результатов автор произвел расширение модели. Модификация модели позволила получить более удовлетворительные результаты от применения ССАРМ. Таким образом, можно констатировать, что дальнейшее исследование применимости модели САРМ на российском рынке возможно и имеет практическую значимость. Продолжение работы над указанной проблемой автор видит прежде всего в теоретической интерпретации полученных результатов в терминах портфельной теории, описание взаимосвязей введенных переменных с коэффициентом классической портфельной модели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Все сказанное выше касательно российского фондового рынка можно суммировать следующим образом.
1. Российский фондовый рынок является спекулятивным — отсутствует рынок акционерного капитала при достаточно высоком развитии инфраструктуры.
2. Российский фондовый рынок организован по тому же принципу, что и американский, и включает высокоразвитый внебиржевой рынок и электронную систему торговли ценными бумагами (РТС), а также менее развитую систему биржевых торговых площадок.
3. Российский рынок характеризуется слабой законодательной базой, низким развитием информационного рынка, отсутствием значительного количества свободных средств для инвестирования.
4. На рынке присутствует группа компаний (bluechips), которые сильно отличаются от большинства остальных по уровню развития рынка акционерного капитала, информационному обеспечению инвесторов капитализации и объемам торгуемых акций, а также отсутствием отраслевых различий в динамике котировок.
5. Российский фондовый рынок очень сильно монополизирован.
Серьезный дисбаланс в развитии финансовых отношений порождает недостаточная интегрированность финансового рынка в общую экономическую систему, далеко не полная реализация им своих исходных функций, как инструмента движения капитала с целью:
1) обеспечения аккумуляции и перераспределения свободных денежных средств для финансирования и кредитования реального сектора;
2) задействования механизма запуска инвестиций для обеспечения потребностей реального сектора в инвестиционных ресурсах.
В России в настоящее время финансовый рынок и реальных сектор экономики фактически существуют автономно друг от друга. Операции, происходящие на финансовом рынке, в основном, обеспечивают реализацию интересов самих участников этого рынкафинансовые ресурсы циркулирует как бы в замкнутом круге, не доходя до реального сектора. Доля кредитов в экономике в общем объеме кредитных вложений банков на начало текущего года не превышала 20%.
Предприятия же реального сектора, испытывая сильный недостаток средств, вынуждены искать их за пределами финансового рынка, активно использовать т.н. «псевдоденьги» (долговые обязательства различного рода), которые уже составляют около 80% оборотных средств промышленности. Подобное обстоятельство крайне негативно сказывается как на устойчивости самого финансового рынка, так и на состоянии предприятий реального сектора.
Помимо этого, наблюдается серьезное расхождение в процентных ставках на банковский кредит и рентабельностью производства. Так, по результатам анализа деятельности предприятий, проведенным Министерством экономики РФ, норма прибыли на новый капитал находится на уровне 25%, в то время, как реальный процент, по которым предприятие может получить кредит на свободном рынке — 40−50%.
Помимо этого, негативное влияние на развитие экономики оказывает внутренний дисбаланс самого финансового рынка, т. е. существенные различия степеней развития каждого из сегментов, составляющих финансовый рынок и рассогласованность взаимодействия этих сегментовнарушение баланса интересов участников каждого из сегментов.
Вследствие того, что финансовый рынок незамедлительно реагирует на каждое изменение собственных внутренних пропорций, изменение доли отдельных сегментов, изменение характера взаимосвязей — например, когда один сегмент ускоренно развивается в ущерб остальным, можно говорить о нарушении баланса интересов различных участников рынка. Гипертрофированное развитие такого сегмента, как рынок ГКО, обозначило занижение доли операций с акциями предприятий реального сектора в общем объеме операций на финансовом рынке.
В действительности перспектива стабильности рынка государственных ценных бумаг, в условиях достаточной степени его организованности и участия на нем Банка России, напрямую связана с процессом возрождения реального сектора экономики, посредством расширения ресурсной базы этого рынка за счет привлечения средств хозяйственных субъектов, а также субъектов регионов.
Список литературы
- Закон РФ 13 ноября 1992 года М 3877−1 «О государпвенном внутреннем до. т1ге Российской Федерации».
- Письмо Центрального банка России от 5 сентября 1995 года .49 28−7-3/А-693 «О расчете доходности ГКО и ОФЗ».
- Письмо Центрального банка России от 21 декабря 1994 года № 28−3-П/225.
- Указ от 31 января 1996 года № 126 «О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 12.08.96 года № 1156).
- Постановление Правительства РФ от 4 марта 1996 года М"229"0 выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа"(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.08.96 № 995.
- Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 года .Nb458 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов*'.
- По.ложение об обращении облигащт федерального зай. ма с переменным купонным доходом — Утверждено Приказом Банка России от 09.06.95 .Nb 02−123.
- Приказ от 9 июня 1995 года № 02−123 «Об операциях с облигациями федерального займа с переменным купоно. м».
- Федеральный Закон Российской Федерации Ю государственных долговых товарных обязательствах.
- Ппсьмо Министерства финансов РФ от 26 октября 1995 года >е 3-Г1−14/183 «О погашении казначейских обязательств''.
- Постановление Прав1ггельства РФ от 2! марта 1996 года JVb3l6 «О геисральнык условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов».
- Приказ Министерства финансов РФ от 22 июля 1996 года JVb373 «О казначейских налоговых освобождениях».