Становление и развитие системы начального профессионального образования в Чувашии в 60-90-е годы XX века: На примере подготовки кадров для машиностроительной промышленности
B.В.Орлова, Т. С. Сергеева, В. С. Романова и других. Однако опыт, накопленный в области начального профессионального образования в Чувашии в исследуемый период, еще не получил достаточного теоретического осмысления и обобщения, что существенно осложняет его практическое применение. Анализ результатов исследований вышеперечисленных ученых и научных трудов других педагогов позволил нам сделать… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социально-экономические предпосылки и факторы развития системы подготовки рабочих кадров в ЧАССР в 60−90-е годы XX века
- 1. 1. Социально-экономические условия развития системы начального профессионального образования в Чувашии в 60−90-е годы XX века
- 1. 2. 0. сновные этапы развития системы начального профессионального образования в ЧАССР в 60−90-е годы XX века
- 1. 1. Социально-экономические условия развития системы начального профессионального образования в Чувашии в 60−90-е годы XX века
- 2. 1. Организационно-педагогические,. условия подготовки кадров для машиностроительной промышленности. Чувашии в 60−90-е годы XX века
- 2. 2. Основные направления воспитательного процесса в профессионально-технических училищах Чувашской республики в 60−90-е годы XX века
Становление и развитие системы начального профессионального образования в Чувашии в 60-90-е годы XX века: На примере подготовки кадров для машиностроительной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обеспечение высокого уровня развития производительных сил неразрывно связано с постоянным совершенствованием системы профессионального образования. Следовательно, развитие промышленности и системы подготовки кадров для нее взаимосвязаны и могут являться объектами для исследования в плане взаимного влияния друг на друга.
В образовательной системе нашей страны, в том числе и системе начального профессионального образования, наметились тенденции, суть которых можно обозначить терминами: демократизация управления образованием, социализация и регионализация, непрерывность и фундаментальность образования, профессионализм и интеграция, гуманизация профобразования и стандартизация.
Закон РФ «Об образовании» (ст.8) определяет современную систему начального профессионального образования (НПО) как «совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и образовательных стандартов различного уровня и направленности». Следовательно, основой ее образовательной деятельности становится гибкая содержательная база, которая тем не менее должна обеспечить выполнение своей главной целевой функции «профессиональное образование общества» и, прежде всего, его молодых представителей, «в отличие от узко направленной ориентировки на удовлетворение потребностей предприятий в рабочей силе» (Новиков A.M.).
Современная система НПО очень универсальна. Она направлена не только на начальное обучение выпускников школ, но и на удовлетворение потребности в постоянном росте профессионального мастерства, повышении квалификации, усилении конкурентоспособности на рынке труда, профессиональной мобильности и, в конечном итоге, социальной защищенности.
Коренные изменения, происходящие в современной экономике, реформируют структуру, динамику учебно-производственного процесса, качественно изменяя параметры профессиональной подготовки специалистов по различным профессиям. Известно, что образование находится в прямой зависимости от социально-экономического развития государства. Поскольку кризис промышленности привел к резкому снижению престижа рабочих профессий в обществе, выпускники школ в основном ориентируются на поступление в вузы и техникумы. Большой приток абитуриентов создает определенные трудности при поступлении в учебные заведения на бюджетной основе, ведь нужно выдержать серьезный конкурсный отбор. Обучение же детей на коммерческой основе доступно далеко не каждой семье. Вместе с тем, не обладая достаточно высоким уровнем профессиональной подготовил, рассчитывать на востребованность на рынке труда практически невозможно.
В этих условиях очень актуальным становится вопрос о совершенствовании процесса обучения в системе НПО. Ведь она и в настоящее время осуществляет важнейшую экономическую функцию государства — систематическое воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов. Ту же функцию, как отмечалось, выполняет среднее и высшее профессиональное образование. Однако, особенно важна реализация этой функции через учреждения профтехобразования, так как две трети всех работников, занятых в экономике страны, имеют уровень начального профессионального образования. Рынок труда по итогам 1999 года вновь показывает, что самые востребованные — выпускники системы НПО (78% вакансий в экономике).
Кроме того, профессионально-техническое образование может являться базисным компонентом среднего и высшего. Ведь профессионализм любого работника квалифицированного труда будет гораздо выше, если он пройдет путь от начального профессионального образования к высшему, от простой профессии к сложной, требующей инженерной подготовки, напряжения умственных способностей.
Опыт советской школы в области трудовой подготовки учащихся исследован в историко-педагогических трудах Р. Б. Вендеровской, Б. А. Зарытовского, Т. Д. Корнейчика, Ф. Ф. Королева, Н. П. Кузина, О. Г. Максимовой, З. И. Равкина, Б. Ф. Райского, М. Н. Скаткина, М. Г. Хитаряна. Были широко развернуты исследования по вопросам политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом (Р Р. Атутов, Н. И. Бабкин, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев, С. С. Гриншпун, А. Е. Кондратенков, А. И. Кочетов, П. И. Ставский, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков, А. А. Шибанов и другие). Разработкой представлений о политехническом содержании общеобразовательных дисциплин, об их функциях в трудовой подготовке учащихся занимались такие исследователи как О. С. Гребенюк, А. И. Кочетов, Э. Г. Костяшкин, В. С. Леднев, Ю. В. Сенько, В. И. Ширинский, А. Ф. Эсаулов. Вопросам формирования у учащихся готовности к труду посвящены работы.
A.А.Вайсбурга, Б. Б. Коссова, А. Н. Тубельского, В. Ю. Шегурова. Образовательно-воспитательная функция соединения обучения с производительным трудом разрабатывалась П. П. Блонским, Б. И. Бухаловым, Ф. И. Иващенко, К. Н. Кахтановым, Н. К. Крупской, А. Т. Короткевичем, А. С. Макаренко,.
B.И.Петровой, А. П. Сидельковским, Н. А. Томиным, В. С. Цетлин. Проблемы подготовки рабочих кадров массовых профессий для промышленности рассмотрены в работах С. Я. Батышева, В. Б. Белкина, Ф. Л. Блинчевского,.
A.А.Булгакова, Г. И. Зеленко, Е. Г. Осовского, Н. П. Соловьева.
Существует ряд научных исследований по изучению систем подготовки рабочих кадров массовых профессий в некоторых союзных и автономных республиках (Белоруссия, Дагестан, Киргизия, Таджикистан, Татарстан, Туркмения, Узбекистан и некоторые другие). Развитию системы подготовки рабочих кадров в Чувашии посвящены работы Н. Е. Егорова, Н. Г. Краснова,.
B.В.Орлова, Т. С. Сергеева, В. С. Романова и других. Однако опыт, накопленный в области начального профессионального образования в Чувашии в исследуемый период, еще не получил достаточного теоретического осмысления и обобщения, что существенно осложняет его практическое применение. Анализ результатов исследований вышеперечисленных ученых и научных трудов других педагогов позволил нам сделать вывод о том, что система подготовки кадров для промышленности вообще, машиностроительной, в частности, в Чувашии полностью не исследована. В них не выявлены особенности развития начального профессионального образования в республике в 6090-е годы. Между тем, развитие системы НПО в этот период представляет особый интерес, так как именно с 1966 по 1979 годы в развитии профессионально-технического образования был сделан крупный шаг вперед, в нем произошли количественные и качественные изменения содержания, структуры и т. д. Выявление как позитивных, так и негативных явлений, а также причин возникновения тех или иных противоречий в системе начального профессионального образования позволит определить научно обоснованные пути обновления системы ПТО в современных социально-экономических условиях.
Таким образом, противоречие между потребностью научного осмысления теории и практики начальной профессиональной подготовки кадров для промышленности в истории отечественной педагогики и чувашской начальной профессиональной школы в 60−90-е годы XX века и недостаточной разработанностью данной проблемы определило тему исследования: «Становление и развитие системы начального профессионального образования в Чувашии в 60−90-е годы XX века» (на примере подготовки кадров для машиностроительной промышленности).
Проблема исследования: каковы социально-педагогические условия и этапы развития начального профессионального образования в Чувашии в 6090-е годы XX века, а также обусловленные ими содержание, формы и методы учебно-воспитательной деятельности профессионально-технических училищ?
Решение данной проблемы и составило цель исследования.
Объект исследования — система начального профессионального образования Чувашии в рассматриваемый период.
Предмет исследования — основные условия и этапы развития системы начального профессионального образования Чувашии в 60−90-е годы XX века, содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса ПТУ в обозначенный период.
Задачи исследования:
— определить социально-экономические и педагогические условия развития системы начального профессионального образования в Чувашии в 6090-е годы XX века;
— выявить основные тенденции и закономерности развития системы начального профессионального образования в обозначенный период;
— определить основные этапы развития системы подготовки кадров для машиностроительной промышленности республики в исследуемый период;
— охарактеризовать содержание, основные формы и методы работы профессиональных училищ Чувашии в исследуемый период.
Методологической основой исследования явились: современная концепция исторического познаниядиалектика как общий метод познания, предполагающая целостное всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязисистемное понимание педагогической действительностиобщефилософский принцип объективности, требующий глубокого анализа множества факторов, влияющих на развитие изучаемого явленияпринцип историзма, предполагающий научно-исторический объективный подход к изучению явлений.
Методы исследования: анализ исторической и педагогической литературы, архивных документов по исследуемому периодуисторико-ретроспективный анализ, позволяющий рассмотреть динамику историко-педагогического процессаанализ и сравнение результатов исследованияизучение передового педагогического опыта и материалов педагогической и общественно-политической прессыстатистических бюллетеней, но образованию в России и Чувашиисправочной литературыучебных планов и программ профессиональных училищ, а также личный опыт работы автора в профессиональном училище.
Источниковедческую базу исследования составляет широкий круг опубликованных и архивных материалов.
1.Опубликованные материалы: документы, исходящие от правительственных учреждений (законы, приказы, распоряжения), уставы и отчеты учебных заведенийдокументы неправительственных организаций (обществ, съездов) — инструкции и циркуляры правительственных органов управления образования (Государственного комитета по профессионально-техническому образованию Министерства народного образования) — справочная и библиографическая литература как прошлых лет, так и современнаяпериодическая печать (журнал «Профессиональное образование», «Педагогика», «Народное образование», газета «Советская Чувашия»), мемуары (воспоминания работников — ветеранов системы профтехобразования). Важные сведения, способствующие более полному воссозданию конкретно-исторических условий развития системы начального профессионального образования, были получены в трудах, имеющих исторический, экономический, этнографический и статистический характер, способствующих более полному воссозданию конкретно-исторических условий развития системы начального профессионального образования.
Большое внимание в ходе исследования уделялось работам историков, краеведов и педагогов исследуемого периода. Отдельную группу источников составили монографические труды, статьи и диссертационные исследования, отражающие становление системы начального профессионального образования в стране в целом и в Чувашии в частности.
2.Неопубликованные материалы: документы из архивного фонда Управления профессионального образования Министерства образования ЧР.
Все указанные источники дали возможность по частям воссоздать довольно яркую картину того, какое влияние оказывало развитие системы начального профессионального образования на уровень индустриального развития республики, какие вопросы стояли в центре работы учебных заведений, какие мысли и настроения волновали учащихся, педагоговярко представить материальное положение училищ, их нужды и т. д.
Хронологические рамки исследования ограничены началом 60-х и серединой 90-х годов прошлого столетия.
Начало 60-х годов характеризует определенный этап в развитии системы как общего, так и профессионального образования. Серьезная перестройка структуры и деятельности школы началась на основании Закона о школе (1958г.). Согласно этому закону вводилось всеобщее восьмилетнее образование. В Чувашии уже к началу 1963/64 учебного года все семилетние школы были преобразованы в восьмилетние. Практическая реализация закона обеспечила известное продвижение вперед в разработке и реализации системы политехнического образования и трудового воспитания. Профессиональное образование было переведено на базу восьмилетней школы, что укрепило его связь с другими звеньями народного образования. В эти годы усилилось внимание общества к повышению уровня профессионального образования взрослого населения. Это было вызвано усложнением производственных процессов, их автоматизацией и механизацией, бурным развитием электротехнической, машиностроительной, приборостроительной, химической отраслей промышленности, определяющих научно-технический прогресс, подъемом сельского хозяйства, обогащением духовной жизни народа.
В этих условиях и на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования» (апрель 1969 г.) началось постепенное преобразование учебных заведений системы профтехобразования в средние профессионально-технические училища, в которых учащиеся наряду с рабочей профессией получали общее среднее образование.
Конечная грань исследования обозначена тем, что механизм торможения социально-экономического развития общества, проявившийся на рубеже 80−90-х годов, привел к предкризисным явлениям в экономикеоказавшим негативное влияние и на функционирование системы НПО. С середины 90-х годов республика вступила в новый этап ускоренного развития на качественно новой основе для борьбы с застойными, негативными явлениями в жизни общества.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (1996;1998гг.) проводилось изучение исторической, педагогической, статистической, краеведческой литературы, накопление фактического материала и определение программы исследования, были определены цель, задачи, предмет и объект исследования.
На втором этапе (1998;2000гг.) были разработаны теоретические основы исследования, выявлены архивные и мемуарные материалы, изучены диссертационные исследования, осуществлен глубокий системно-структурный анализ собранного материала и его оценка.
Третий этап (2001;2002гг.) — анализ и обобщение, систематизация материалов, их обработка, написание и оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Состояние социально-экономического положения республики, уровень развития производства, образовательная политика в области подготовки рабочих кадров для нарочного хозяйства обусловили специфику развития системы начального профессионального образования в 60−90-е годы XX века, выражавшуюся в том, что.
— содержание начального профессионального образования определялось требованиями социального и научно-технического прогресса в конкретной отрасли промышленности на основе профессионально-квалификационной характеристики;
— научно-технический прогресс, высокие темпы развития народного хозяйства предъявляли новые требования к профессиональным знаниям и умениям рабочих все большего числа профессий, а потребность в научных, политехнических, экономических знаниях приобрела всеобщий характер;
— в условиях научно-технического прогресса на предприятиях республики повышалась доля механизированного и автоматизированного труда, сужалась сфера применения малоквалифицированного и неквалифицированного трудаэтот процесс сопровождался формированием новых профессий широкого профиля с более высоким уровнем интеллектуального содержания;
— при сокращении прироста трудоспособного населения республики решающим условием сохранения высоких темпов развития общественного производства становилась всемерная экономия затрат труда на основе роста его производительности, что предъявляло серьезные требования к профессионально — квалификационной подготовке рабочих кадров;
— полное среднее образование, высокий уровень теоретической подготовки становились обязательными условиями квалифицированного труда;
— исследуемый период характерен возрастанием расходов на образование и подготовку кадров, усилением внимания к формированию рабочей силы, обладающей определенным запасом научных знаний и постоянно обновляемыми трудовыми навыками.
2.Изучение путей становления и развития системы начального профессионального образования показало, что исследуемый период характеризуется целым рядом ведущих тенденций:
— усилением социальной роли системы общего образования- -ростом уровня общего и профессионального образования рабочих- -увеличением общей численности профессиональных учебных заведений системы начального профессионального образования;
— увеличением доли выпускников профтехучилищ в общей численности рабочего класса;
— расширением научных исследований в области профессиональной педагогики;
— совершенствованием содержания политехнического образования, форм, методов и средств учебно-воспитательной работы, проводимой на базе профессионально-технических училищ.
З.В становлении и развитии системы начального профессионального образования в рассматриваемый период можно выделить два основных этапа: -на первом этапе (конец 60-х — начало 70-х годов) происходило преобразование разрозненной сети профессиональных учебных заведений (школы ФЗО, ремесленные, железнодорожные, строительные и другие училища) в единый тип учебного заведения — дневные и вечерние городские (со сроком обучения 1−3 года) и сельские (со сроком обучения 1−2 года) профессионально-технические училища на базе восьмилетней школы;
— второй этап (конец 70-х — середина 90-х годов) связан с постепенным преобразованием действовавших в республике профтехучилищ в средние профессионально-технические училища с 3−4-х-годичным сроком обучения для подготовки рабочих по наиболее сложным профессиям.
4,Основными педагогическими условиями, способствующими развитию системы начального профессионального образования в исследуемый период, были:
— научно обоснованный отбор содержания образования- -взаимосвязь общеобразовательной, общетехнической и специальной подготовки;
— обеспечение оптимального соотношения общеобразовательной и профессиональной подготовки на основе их единства и преемственности;
— профессиональная направленность общеобразовательной подготовки, осуществление межпредметных связей;
— обучение на уровне требований новейшей техники и передовой технологии;
— ориентация всего учебно-производственного процесса на производительный труд;
— отражение в содержании образования перспектив повышения производственной квалификации рабочего.
5.Содержание воспитательной работы, проводимой в профтехучилищах Чувашии в 60−90-е годы, включало в себя трудовое, умственное, нравственное, идейно-политическое, физическое воспитание учащихся, которое осуществлялось преимущественно в ходе профессиональной подготовкибольшую роль в воспитании обучающихся играли положительные примеры передовых рабочих и трудовых коллективов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
— проведено исследование путей становления и развития системы начального профессионального образования в Чувашии в 60−90-е годы XX столетия на примере подготовки кадров для машиностроительной промышленности;
— определены основные этапы становления и развития системы начального профессионального образования в Чувашии;
— выявлены социально-педагогические условия, охарактеризовано содержание, формы и методы учебно-производственной работы, организуемой в учебных заведениях начального профессионального образования республики в исследуемый период;
— определены основные направления воспитательной работы, проводимой в профессиональных училищах республики в 60−90-е годы XX века.
Практическое значимость результатов исследования определяется тем, что выявленные тенденции и особенности развития системы начального профессионального образования в Чувашии в 60−90-е годы XX века способствуют более полному осмыслению современного состояния подготовки рабочих кадров для промышленности вообще, машиностроительной в частности. Они могут найти применение при углубленном изучении соответствующих разделов истории педагогики, при разработке национально-регионального компонента начального профессионального образования, при создании новых учебных программ и пособий. Кроме того, материалы диссертационного исследования будут полезны для индустриально-педагогических техникумов (колледжей), готовящих мастеров производственного обучениясоответствующих факультетов педагогических вузов и институтов повышения квалификации работников профессионально-технического образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его исходными методологическими положениями, разнообразием используемых материалов, соответствием применяемых методов предмету, цели и задачам исследованияглубоким изучением педагогического опыта становления и развития системы начального профессионального образования, математической и статистической обработкой полученных данных.
Апробация и внедрение выводов исследования осуществлялась в выступлениях автора на ежегодных августовских совещаниях и педагогических чтениях преподавателей профессиональных учебных заведений, научно-практических конференциях Чувашского педагогического университета им. И. Я. Яковлевав публикациях автора.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Вывод:
К числу важнейших воспитательных задач, на решения которых направлялись усилия педагогических коллективов профтехучилищ республики, относились следующие:
— формирование у учащихся потребности в трудовой деятельности, нравственно-психологической и практической готовности к высокопроизводительному труду по избранной специальности;
— воспитание высоких моральных качеств, добросовестного отношения к труду и общественной собственности;
— идейное, нравственное, эстетическое, физическое воспитание учащихся, укрепление их здоровья.
Воспитательная работа с учащимися профтехучилищ имела свои особенности:
1.Поступив в училище, бывшие школьники избрали профессию и сферу будущей деятельности. Этот выбор определил ценностные ориентации, намерения, образ жизни.
2.Наряду с учебой учащиеся профтехучилищ были заняты производительным трудом. Именно он становился условием формирования личности, предпосылкой интенсивного самовоспитания подростка.
3.Сфера учебной деятельности в профтехучилищах значительно шире, чем в школе, так как наряду с общеобразовательными дисциплинами здесь изучались общетехнические и специальные предметы. Теоретическое обучение сочеталось с производственным — все это влияло на кругозор учащихся, определяло характер их отношения к учебе.
4.Учащиеся профтехучилищ имели более широкую сферу общения, являясь по существу членами двух коллективов — ученического и трудового. Общение в производственной сфере способствовало ускорению их социального становления.
Таким образом, в профтехучилищах продолжалось трудовое воспитание, но, в отличие от школьного поднималось на более высокую ступень развития и становилось профессиональным. Оно предполагало формирование у учащихся интереса к избранной специальности, приобщение к традициям базовых предприятий, вовлечение в рационализаторскую и изобретательскую деятельность, развитие технического и технологического мышления, формирование культуры труда, бережного отношения к оборудованию и материалам, рационального использования рабочего времени, воспитание ответственности, организованности, формирование навыков коллективного труда и т. д.
Процесс воспитания будущих молодых рабочих строился в соответствии с общепедагогическими принципами (связи воспитания с жизнью, идейности и целеустремленности, гуманности и требовательности, систематичности и последовательности, преемственности и единства действий и т. д.). Вместе с тем его отличительной особенностью являлось то, что процесс формирования личности в условиях профтехучилищ осуществлялся через призму профессиональной подготовки, только ему были присущи принципы профессиональной направленности и опоры на производительный труд учащихся.
Контингент учащихся профтехучилищ также имел специфические особенности, которые затрудняли проведение воспитательного процесса:
— среди их воспитанников оказывалось немало подростков из неблагополучных и неполных семей;
— высокий уровень концентрации в профтехучилищах педагогически запущенных выпускников восьмых классов общеобразовательных школ;
— переходный возраст является сложным периодом в психическом развитии каждого человека.
Активизация человеческого фактора в процессе профессионального обучения и воспитания предполагала взаимодействие стратегического, тактического, социального, идеологического, педагогического, психологического и физиологического аспектов.
Однако эффективность воспитательной работы в профтехучилищах существенно снижалась в связи с тем, что низкий уровень педагогической подготовки значительной части инженерно-педагогических работников училищ оказывался недостаточным для того, чтобы в полной мере использовать методы педагогического воздействия на учащихся. Преимущественное использование в воспитательном процессе словесных методов воздействия, отсутствие личностно-ориентированного подхода к учащимся, навязывание учащимся взглядов и стереотипов мышления способствовало усилению отчуждения учащихся от воспитательного процесса, а также формированию скрытого чувства противодействия ко всему. В результате этого достаточно высоким был процент учащихся, выбывших из профтехучилищ по неуважительным причинам, велико было количество пропусков занятий без уважительных причин, а также число правонарушений и преступлений, совершенных учащимися профтехучилищ, что свидетельствовало о серьезных недостатках в учебно-воспитательном процессе.
Заключение
.
Всесторонний анализ становления и развития начального профессионального образования Чувашии в 60−90-е XX века годы позволил сделать следующие выводы:
1.Изменения, происходящие в социокультурной и экономической жизни в рассматриваемый период, обусловили дальнейшее развитие системы начального профессионального образования Чувашии. В 60-е годы республика вступила в эпоху научно-технического прогресса. Наиболее интенсивно развивалась машиностроительная отрасль промышленности благодаря наличию свободных трудовых ресурсов и значительным размерам капитальных вложений.
В условиях научно-технического прогресса возросло значение таких факторов, как профессиональная подготовка, техническая грамотность и уровень квалификации рабочих. Появлялись новые специальности, связанные с применением сложной техники, расширялись производственные функции рабочих, сокращалось число профессий с использованием ручного труда.
Все это в 60-е годы поставило перед системой профессионального образования задачу, связанную с повышением уровня общего образования населения и улучшением качества подготовки рабочих кадров в профессиональных учебных заведениях.
2.Проблема совершенствования профессионального образования в Чувашии в целом совпадала с общероссийской, но в своем проявлении имела и региональную специфику:
— промышленность республики (особенно машиностроительная отрасль) в исследуемый период развивалась темпами, опережающими их уровень по СССР, РСФСР и Волго-Вятскому экономическому району;
— интенсивное развитие промышленности резко изменило соотношение общественных групп населения, произошло превращение Чувашии из аграр-но-индустриальной в индустриально-аграрную республикуэтот процесс потребовал значительного увеличения численности рабочего класса в короткие сроки, в результате чего количественные показатели профессиональной подготовки часто превышали качественные;
— основным источником пополнения рабочего класса республики являлось колхозное крестьянство, которое характеризовалось низким уровнем общего образования и отсутствием соответствующей профессиональной подготовкиэти обстоятельства, с одной стороны, стимулировали развитие системы профессионального образования, с другой — выступали в качестве слабой базы для дальнейшего обучения;
2.Анализ опыта подготовки рабочих кадров для машиностроительной промышленности того времени позволил выделить два основных этапа развития системы профтехобразования.
На первом этапе ее развития (конец 60-х — начало 70-х годов) основная цель заключалась в преобразовании разрозненной сети профессиональных учебных заведений (школ ФЗО, ремесленных, железнодорожных, строительных и других училищ) в единый тип учебного заведения с более высоким уровнем подготовки квалифицированных рабочих. Существовавшие профессиональные учебные заведения были преобразованы в дневные и вечерние городские (со сроком обучения 1−3 года) и сельские (со сроком обучения 1−2 года) профессионально-технические училища на базе восьмилетней школы.
Второй этап (конец 70-х — середина 90-х годов) характеризуется тем, что он связан с постепенным преобразованием действовавших в республике профтехучилищ в средние профессионально-технические училища с 3−4-х-годичным сроком обучения для подготовки рабочих по наиболее сложным профессиям.
В средних профтехучилищах республики сложились наиболее благоприятные условия для подготовки рабочих широкого профиля и высокого уровня квалификации. В 1975 году число выпускников средних училищ составило 9,37% от общего числа рабочих, обученных з дневных училищах, в 1980 году этот показатель возрос более чем в два раза и достиг 22,12%.
Создание и развитие сети средних профессионально-технических училищ подняло систему начального профессионального образования на более высокую ступень развития.
На каждом этапе развития системы были как прогрессивные (повышение уровня общего и профессионального образования), так и негативные явления (низкий уровень научно-методической подготовки значительной части педагогов, проявление формализма во всех сферах деятельности).
З.В ходе исследования был выявлен ряд педагогических условий, способствующих развитию системы начального профессионального образования в 60−90-е годы, а именно: а) придание работе по подготовке кадров для промышленности системности, планомерности и объединение усилий всех заинтересованных предприятий, организаций, объединений и ведомствэтому способствовала, прежде всего, организация Чувашского республиканского управления профтехобразования (апрель 1960 г.) — б) обеспечение преемственности между различными формами профессионально-технического обучения, совершенствование методики проведения учебных занятий, внедрение новых эффективных форм и методов, обеспечивающих интенсификацию процесса обучения, его комплексное научно-методическое обеспечениев) научно обоснованный отбор содержания образования, взаимосвязь общеобразовательного, общетехнического и специального цикловг) осуществление принципа соединения обучения с производительным трудомна практике реализация этого принципа осуществлялась в процессе обучения и производственной практики, организуемой на базовых предприятияхд) создание благоприятных условий для углубления теоретических знаний учащихся и повышение уровня их профессиональной подготовки в период производственной практики, являющейся завершающим интеграционным звеном профессионально-технической подготовки рабочего.
Большое влияние на учебно-воспитательный процесс в профтехучилищах оказывали специфические особенности профессионально-технического образования:
— обучение происходило в условиях определенной ориентированности учащихся на получение конкретной специальности;
— наличие производственного обучения как составной части учебного процесса;
— одновременное получение учащимися общеобразовательной и профессионально-технической подготовки;
— недостаточный уровень педагогической и методической подготовки преподавателей специальных и общетехнических предметов, не имевших педагогического образования, а также мастеров производственного обучения.
4.Профессиональная подготовка будущих молодых рабочих машиностроительной промышленности в эти годы осуществлялась в соответствии со следующими принципами:
— воспитания в процессе профессионального обучения;
— научности;
— наглядности;
— доступности;
— политехнического обучения;
— соединения обучения с производительным трудом- -связи теории с практикой;
— единства индивидуальных и коллективных форм учебно-производственной деятельности;
— технологической последовательности и непрерывности выполнения операций в процессе производственного обучения;
— систематичности и последовательности формирования профессио-наль-ных умений и навыков.
5.Все направления воспитательной работы в училищах в исследуемый период тесно увязывались с профессиональной подготовкой будущих рабочих. В ходе этой подготовки осуществлялось идейно-политическое, нравственное эстетическое и физическое воспитание учащихся. б. Процесс профессиональной подготовки не был лишен и недостатков. Низкий уровень методической подготовки мастеров производственного обучения и многих преподавателей специальных и общетехнических предметов не позволял осуществлять личностно ориентированный подход к учащимся. В процессе преподавания отдельных дисциплин не устанавливались межпредметные связи, имевшие большое значение для эффективной организации учебного процесса. К тому же в работе инженерно-педагогических работников училищ имел место формализм, поверхностное отношение к решению учебно-воспитательных задач.
Недостатки в организации учебно-воспитательного процесса в училищах снижали качество подготовки квалифицированных рабочих, что в свою очередь не обеспечивало высоких темпов развития производства за счет интенсивных факторов.
Список литературы
- Ажикин Г. И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк, 1987. — 175,(1) с.
- Алексеев А.А. Наставничеству постоянное внимание. — «Блокнот агитатора». 1975. № 21.
- Алексеев А.Н. Атеистическое воспитание в процессе преподавания истории. М.: Педагогика. 1987. — 128 с.
- Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся. М.: Высш. шк., 1989. — 72 с.
- Алишев Н.В., Збаровский B.C., Богородская Э. Ф. Медико-гигиенические требования к режиму труда и отдыха учащихся профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1983. — 63 с.
- Антиалкогольное воспитание учащихся средних учебных заведений / Методическое пособие для первичных организаций Педагогического общества РСФСР в срених общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах/. М.: 1987. — 60 с.
- Аракелов Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростка. М.: Высш. шк., 1990. — 304 с.
- Арлаускас А.И. Работа мастера производственного обучения по профессиональной ориентации учащихся. М.: Высш. школа- 1979. — 48 с.
- Ю.Арсентьева А. В. Подготовка и воспитание квалифицированных рабочих кадров в профтехучилищах Чувашской АССР (1959−1975 г. г.) /Актуальные проблемы истории рабочего класса автономных республик РСФСР. Чебоксарыб 1980. — 96 с.
- Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика. 1976. — 192 с.
- Атутов П.Р. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. -М.: Просвещение. 1985. 128 с.
- Ахапкин А.А. Воспитательная работа с учащимися профессионально-технических училищ в процессе производственного обучения и во вне-учебное время. М.: Высш. школа. 1979. — 39 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. — 78,(2) с. — (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология- № 6).
- Бабкин Н.И. Проблемы управления образованием: Учеб. пособие/ Чуваш, ин-т повышения квалификации работников народного образования. Чебоксары. 1993.- 120 с.
- Батышев С.Я. Основы производственной педагогики. (Для работников отд., занимающихся подготовкой и повышением квалификации рабочих на производстве). М., «Машиностроение», 1971.-551 с.
- Батышев С.Я. Производственная педагогика: (Учеб. для работников, занимающихся проф. обучением рабочих на пр-ве). 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1984. — 671 с.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 162, (2) с. — (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
- Белкин В.Б. Профессиональное разделение труда и подготовка рабочих кадров в СССР. М.: Высш.школа. 1996. — 306 с.
- Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод, пособие. М.: Высш.шк., 1991. — 208 с.
- Библиотечка мастера производственного обучения: Сб.З. М., Высш.шк., 1986 — 111с.
- Блинчевский Ф.Л. Профессионально-техническое образование рабочих в СССР. М.: Трудрезервиздат. 1957. — 160 с.
- Блонский П.П. Трудовая школа. М., 1919. — 113 с.
- Бойко И. И Развитие рабочего класса Чувашии в годы девятой и десятой пятилеток. Автореферат на соискание учен. Степ. канд. ист. наук. М.: 1982.
- Бойко И.И. Индустрия и рабочий класс Чувашии за 70 лет. В кн.: Чувашской АССР 70 лет /Сб. статей НИИ при Совете Министров ЧАССР. -Чебоксары. 1990 — 38−59 с.
- Броделис Я.Я. Идейно политическое воспитание будущих рабочих. — М., 1973.-217 с.
- Брускин К.А. Опыт воспитательной работы в средних профессионально-технических училищах. М., «Высш. школа», 1977. 80 с.
- Булгаков А.А. Профессионально-техническое образование СССР на современном этапе. М.: Высшая школа. 1977. — 310 с.
- Булгаков А.А. Пути совершенствования профессионально-технического образования в СССР. М.: Мысль. 1976. — 61 с.
- Бухалов Б.И. Кабинет технического обучения рабочих на производстве. 3-д «Прожектор». М.: Высш.школа. 1969. 40 с.
- Вайсбург А.А. Школьники выбирают рабочие профессии. М.: Знание. 1983.-96 с.
- Вайсбург А.А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия: Пособие для учителя. -М.: Просвещение. 1986. 128 с.
- Васильев В.А. Развитие промышленности Чувашской АССР на завершающем этапе строительства социализма. /Вопросы истории и историографии чувашского народа. Вып.З. Чебоксары. 1974. — 176 с.
- Васильев Ю.К. О профессиональной ориентации школьников. М.: Знание. 1972.-32 с.
- Васильев Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. -М.: Педагогика. 1978. 175 с.
- Вендеровская Р.В. Очерки истории советской дидактики. -М.: Педагогика. 1982.- 129 с.
- Внеклассная работа кабинета эстетического воспитания в профессионально-техническом училище /Методические рекомендации/ М.: Ьысш. шк., 1970.-24 с.
- Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса /Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна. М.: Высш.шк., 1975. — 189 с.
- Вопросы истории Советов, партийных и комсомольских организаций Чувашской АССР. Труды ЧНИИ. Чебоксары. 1979. Вып.92. — 119 с.
- Вопросы совершенствования подготовки рабочих кадров в народном хозяйстве Чувашской АССР./Сб. статей. Чебоксары: 1984. — 128 с.
- Вопросы социологии и демографии Чувашской АССР. Труды ЧНИИ. -Чебоксары. 1978. Вып.85. 96 с.
- Воспитание интереса к профессии у учащихся профтехучилищ в процессе производственного обучения и во внеклассной работе /Методические рекомендации/ М.: 1987. 55 с.
- Временное положение о профессионально-техническом училище (примерное)//Учительская газета. 1989. 15 августа.
- Всесоюзное совещание работников государственной системы профессионально-технического образования. Документы и материалы. М.: Профиз-дат. 1979. 184 с.
- Годовые отчеты профессионально-технических училищ Чув республики.
- Горбачев М.С. Энергию молодежи делу перестройки: Речь на Всесоюзном студенческом форуме 15 ноября 1989 г. //Правда. 1989. 16 ноября.
- Гордон Л.А., Назимова А. К. Рабочий класс СССР: тенденции и перспективы социально-экономического развития. М.: 1985. — 24 с.
- Горфункель П.Л. Об одном из факторов стимулирующей силы мотива //Вопросы психологии. 1967. № 4.
- Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. М.: Высш.шк. 1986. — 471. с.
- Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика? //Сер. Педагогика и психология. -М.:Высш. школа. 1985. № 4.
- Данные Статуправления Чувашской АССР. Статистический бюллетень: Подготовка и повышение квалификации кадров на предприятиях, организациях и учреждениях республики в 1971 1975 г. г.
- Дранищева Э.И., Антонова А. Г. Работа директора ПТУ с родителями учащихся. М.: Высш.шк., 1986. 46(1) с. — (Б-чка руководителя профтехучилища).
- Дудницын Ю.П. Урок математики: применение наглядных пособий и технических средств обучения (в средних ПТУ) /Ю.П. Дудницын, Л. М. Пашкова, Т. Л. Сытина. М.: Высш. шк., 1987. — 127, (1) с. — (В помощь преподавателю СПТУ. Математика).
- Егоров Д.Е. История Чувашской школы и педагогики в событиях и лицах: Учеб. пособие для пед. учебных заведений / Д.Е.Егоров- нац. акад. наук и искусств Чуваш. Респ.- Чуваш, гос. пед. ин-т. Чебоксары: Изд-во ЧГПИ, 1998.-360 с.
- Егоров Н.Е. К новым рубежам знаний. Народное образование Чувашии на новом этапе развития. Чебоксары: 1974. — 173 с.
- Жиделев М.А. Современные методы обучения. М. Высш. школа, 1985. -72 с.
- Задачи как средство реализации профессиональной направленности обучения химии в средних профессионально-технических училищах / Методические рекомендации. Респ. уч.-мет. кабинет. М.: 1987. — 68 с.
- Зайцев М.В. Ступени роста /Развитие экономики и культуры Чувашии за годы девятой пятилетки/. Чебоксары: 1978. — 86 с. 62."Заседания Верховного Совета Чувашской АССР восьмого созыва (Четвертая сессия). Стенографический отчет". Чебоксары. 1973.
- Заслуженные работники и орденоносцы ПО ЧР /Чув.респ. центр культуры учащихся и работников ПО. Чебоксары, 1993. 63 с. 64.3убкова А.Ф., Шапиро И. И. Прогрессивные формы организации и нормирования труда. М.: Профиздат, 1981.-151 с.
- Иванов В.Ф. Психологическое изучение личности учащегося и учебной группы в профессионально-техническом училище./Методические рекомендации/ Чебоксары. 1982. 17 с.
- Иванов Г. А. Экономика профессионально-технического образования. -М.: Профиздат, 1980. 123 с.
- Иванов П.И. Эффективность использования основных фондов в промышленности Чувашии. / НИИ при Совете Министров ЧАССР, труды, выпуск 58, Чебоксары 1975. с.
- Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания.-.Учеб.пособие для пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Университетское. 1988. -159, 1. с.
- Ими гордится Чувашия: передовики и новаторы производства. Чебоксары. :Чув.кн.изд-во. 1987. — 180 с.
- Интенсификация теоретического обучения в профтехучилищах: Сб. статей /Н.М. Аверьянова, Е. Ю. Андреева, А. П. Беляева и др. М.: Высш.шк., 1990.- 128 с.
- Казанская В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения: Метод, пособие. М: Высш.шк., 1990. — 128 с.
- Карпова Г. Ф., Михайлычев Е. А. Методика изучения личности учащихся ПТУ. М.: Высш. шк., 1989. — 125 с.
- Кахтанов К.Н. Педагогические основы производительного труда учащихся в профессионально-технических училищах. М.: Высшая школа. 1976. -217 с.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., Высш.шк., 1984. — 138 с.
- Колпакова Т.Д., Фальковская А. Ю. Профессиональная направленность преподавания химии в средних профессионально-технических училищах строительного профиля /Метод.рекомендации и учебные задания для учащихся/ М.: Высш. школа. 1986. 30 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение. 1980. — 176 с.
- Кондратенков А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе: (Вопросы трудового воспитания учащихся) М.: Педагогика, 1979. — 174с.
- Королев Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации. Под ред. чл.-корр. Акад.пед.наук РСФСР В. З. Смирнова. М.: Учпедгиз. 1959.-320 с.
- Косилов С.А. О физиологических основах производственного обучения. -М.: Высш. школа, 1981. 79 с.
- Коссов Б.Б. Проблемы психологического восприятия. М.: Высш.школа. 1971.-320 с.
- Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. М.:Высш.школа. 1971.-45 с.
- Кочетов А.И. Методика исследования проблем трудового воспитания учащихся: Метод, пособие. Минск: МГПИ. 1982. — 100с.
- Кочетов А.И. Основы трудового воспитания: Книга для учителя. Минск: Нар. асвета. 1989. — 223с.
- Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении: Сборник. / [Примеч. Ф.С. Озерской]. -М.:Посвещение. 1982. -223 с.
- Крупская Н.К. О профессионально-технической подготовке квалифицированной рабочей силы. Сборник. Вступит, статья и примеч. Е.Г. Осовско-го. М.: Высш.школа. 1974. — 112 с.
- Кузнецов И.Д., Петров Г. П. История Чебоксарского электроаппаратного завода. Чебоксары. 1975. — 44с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М.: Педагогика. 1980. — 264 с.
- Леднев B.C. Структура и содержание общетехнических знаний при изучении основ производства. -М.: Высш.школа. 1977. 159 с.
- Макаренко А.С. О воспитании /Сост. и авт. вступ. статьи В.С.Хелемен-дик.- М.: Политиздат, 1988. 256 с.
- Макаренко А.С. Трудовое воспитание: Сборник. / А. С. Макаренко. -Минск: Нар. асвета. 1977. 256 с.
- Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: (Учеб. пособие для сред. ПТУ). 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш.шк., 1987.-191 (1) с.
- Максимова О.Г. Система профессиональной ориентации учащейся молодежи / ЧГПИ им. И. Я. Яковлева. Чебоксары: Б.и. 1995. — 235 с.
- Мартынов А.Г. Трудовой коллектив и формирование квалифицированного рабочего.- М.: Высш.шк., 1990. 108 с.
- Материалы ХХШ съезда КПСС. М., 1966.
- Материалы XXIY съезда КПСС. М., 1971.
- Материалы XXY съезда КПСС. М., 1976.
- Материалы о состоянии народного образования в Чувашской АССР за 1984/85 учебного года //Текущий архив Министерства просвещения Чувашской АССР за 1987 г.
- Материалы совещания-семинара директоров профессионально-технических училищ, подготавливающих рабочих со средним образованием. -М., 1969.- 137 с.
- Матюшкин A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М.: Высш.шк., 1980. — 193 с.
- Машиностроение ЧАССР. Госкомстат РСФСР /Чув. респ. упр-е статистики, Чебоксары, 1990. 94 с.
- Методические материалы совещания семинара работников профтехобразования по вопросам научной организации педагогического труда (26−28 марта 1969 г.). М.:Профиздат. 1969.-218 с.
- Методические рекомендации по обучению учащихся выявлению и устранению дефектов на деталях металлорежущих станков. /Республиканский учебно-методический кабинет/ М.: 1980. 39 с.
- Методические рекомендации по проведению всероссийских конкурсов профессионального мастерства профтехучилищ. М.: Профиздат. 1976. -164 с.
- Молодежные общежития /Методические и инструктивные материалы/, Владимир. 1986. 28 с.
- Моргун В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Высш.шк., 1981. — 217 с.
- Муравина Т.Б. Повышение эффективности уроков спецтехнологии токарного дела. М.: Высш. школа, 1978. — 40 с.
- Найн А.Я. Управление профессиональной подготовкой рабочей молодежи: педагогический аспект. М.: Педагогика, 1991. — 133,(2) с.
- Найн А.Я. Формирование и развитие технического мышления учащихся. М.: Высш. шк., 1983. — 72 с. — (Б-чка руководителя профтехучилища).
- Народное образование в СССР. М. 1985. — 377 с.
- Народное хозяйство Чувашской АССР за годы девятой пятилетки. Стат. сборник. Чебоксары, 1980. 115 с.
- Николаев В.Н. На большом пути (о Чебоксарском машиностроительном заводе). Чебоксары. 1974. — 37 с.
- Новацкий Тадеуш. Основы дидактики профессионального обучения /Пер. с польского под ред. М. А. Жиделева. М.: Высш. школа, 1979. — 284 с.
- Омельяненко Б.Л. Технический прогресс и современные требования к уровню квалификации и подготовки рабочих кадров. М.: Профиздат. 1973.-279 с.
- О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР //Экономическая газета. 1988. № 9. с. 2.
- О перестройке системы политической и экономической учебы трудящихся: Постановление ЦК КПСС //Правда. 1987. 26 сентября.
- Опытная программа кружка «Электроматериаловедение» длг учащихся средних профессионально-технических училищ /ВНМЦ ПТО молодежи, М.: 1986.- 19 с.
- Организационно-воспитательная работа мастера в учебной группе профтехучилища/Метод, рекомендации/ВНИИ ПТО, Л., 1983, 68 с.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.: 1984. — 114 с.
- Орлов В.В. Партийное руководство индустриальным развитием Чувашской АССР в 1971 1980 г.г. //Проблемы истории промышленности и рабочего класса Чувашии. — Чебоксары. 1987. — 111 с.
- Орлов В.В. Развитие народного образования и науки ЧАССР. В кн.: Чувашской АССР 70 лет /Сб. статей НИИ при Совете Министров ЧАССР. — Чебоксары. 1990. — 73−101 с.
- Осипов П.П., Хохлоч В. Ф. Молодежь и право. Л., Лениздат, 1972. 84 с. — (Б-чка правовых знаний).
- Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Профиздат. 1984. — 119 с.
- Основы профессиографии. Учебное пособие по курсу «Профориентация и методика профориентационной работы», Брянск 1991, — 75 с.
- Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917 1940). М.: Высш.школа. 1980. — 287 с.
- Осовский Е. Г. Роль Н.К. Крупской в строительстве социалистической профессиональной школы. М.: Высш.школа. 1967. 63 с.
- Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. -М.: Профиздат. 1981. 264 с.
- Павлов Г. М. Развитие народного хозяйства ЧАССР и вопросы подготовки кадров. /НИИ при Совете Министров ЧАССР. Труды. Вып. 58. Чебоксары: 1975. — 93 с.
- Павлов Г. М. Экономические связи ЧАССР и их роль в народном хозяйстве страны на современном этапе. В кн.: В великом содружестве советских народов. — Чебоксары. 1976. — 87 с.
- Панасюк А.Ю., Григорян В. Г. Индивидуальная воспитательная работа мастера с учащимися. М.: Высш. шк., 1985. — 45 с. — (Б-чка мастера произв. обучения по воспи^ат. работе с учащимися сред, профтехучилищ).
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
- Перестройка учебно-воспитательного процесса в профтехучилищах: Обмен опытом /J1.A. Горчаков, Д. М. Ростовцев, В. В. Шапкин, Б. Б. Исправников, В. И. Король, П. С. Хейфец. -М.: Высш.шк., 1989. 48 с.
- Перспективно-тематическое планирование учебного материала по курсу общей биологии для средних профессионально-технических училищ /Методические рекомендации/ М.: Высш. шк., 1976. 55 с.
- Петрова В.И. Анализ хозяйственной деятельности машиностроительного предприятия: Учебник для экон. спец. техникумов. М.: Машиностроение. 1978. — 223 с.
- Петрова И.И. Педагогические основы межпредметных связей. М.: Высш. шк., 1985. — 79 с. — (Б-чка руководителя профтехучилища).
- Покровский Б.С., Евстигнеев Н. А. Сборник дидактических материалов по общеслесарным работам /Методические рекомендации/ М. Высш. шк., 1985. — 95 с.
- Положение о базовом предприятии (объединении, организации) среднего профессионально-технического училища, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 22 февраля 1985 г.//Экономическая газета. 1985. № 33. с. 18.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники» от 24 сентября 1968 г. Правительственный вестник. 1989. № 22.
- Проблемы дальнейшего совершенствования управления экономикой в ЧАССР. /НИИ при Совете Министров ЧАССР, труды, выпуск 8, Чебоксары 1981.-216 с.
- Проблемы реформирования экономики ЧР /Сборник статей/. Чебоксары. 1978.-194 с.
- Прокопьев В. Индустриальный первенец Чувашии (О Канашском вагоноремонтном заводе). Чебоксары: 1978. — 48 с. 155. «Профессионально-техническое образование» № 2 1988 с. 96.
- Профконсультационная работа со старшеклассниками /Под ред. Б. А. Федоршина. Киев. 1980. — 159 с.
- Психология современного подростка /Под ред. Д.И. Фельдштейна- На-уч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М: Педагогика, 1987. — 240 с.
- Равкин З.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921 1925 г.г. Под ред. проф. П. Н. Шимбирева. М.: Учпедгиз. 1959.-275 с.
- Развитие идей А. С. Макаренко в педагогике профтехобразования /Тезисы докладов к республиканской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко/ 10 марта 1988 г. Казань. 115 с.
- Рысеев Ю.В. Оценка профессиональной подготовленности выпускников профессионально-технических училищ. М.: Высш. Шк. 1983. — 63с.
- Саблуков М.Н. Содержание работы мастера производственного обучения по подготовке к новому учебному году / М. Н. Саблуков. М: «Высш. шк.», 1977. — 63 с. — (Б-чка мастера произв. обучения).
- Сборник инструктивно-методических материалов для средних профессионально-технических училищ / Госкомитет Совета Министров СССР по ПТО М.:1974. — 168 с.
- Сборник материалов по учебно-методической работе в учеоных заведениях профтехобразования.- М.:Профиздат. 1971. 187 с.
- Сборник научных трудов ВНИИ ПТО «Социально-экономические и организационно-управленческие проблемы подготовки рабочих широкого профиля», JL: Лениздат. 1983. 216 с.
- Сборник научных трудов «Физиолого-эргономические аспекты развития профессионально важных функций и качеств у учащихся профтехучилищ», ВНИИ ПТО, Л., 1983. 80 с.
- Сводные годовые бухгалтерские отчеты Чувашского республиканского управления профтехобразования за 1961 1975 г. г.
- Сенченко И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве: педагогический аспект. М.: Педагогика, 1989. — 109, (2) е.- (ОПН: Образование. Пед. науки. Общ. педагогика).
- Сенько Ю.В. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. -М.: Знание. 1989.-80 с.
- Сергеев Т.С., Зайцев Я. Н. История и культура Чувашии. Важнейшие события, даты. Чебоксары: Чувашия. 1995. — 37 с.
- Сергеев Т.С. Культура советской Чувашии. К 70-летию автономии респ. 2-е изд., перераб. и доп. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. -334,(1) с.
- Сергеев Т.С. Социалистическая культура Чувашии. Чебоксары. 1984. — 169 с.
- Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М.: Педагогика, 1998. — 191, (2) с. — (ОПН. Образование. Пед. науки. Общ. педагогика).
- Сидельниковский А.П. Изучение теоретических основ воспитательного процесса: Методические разработки и рекомендации. Черкесск: Став-роп.кн.изд-во. Карачаево-Черкес. отд-ние. 1979. — 101 с.
- Сидоров В.А., Катульский Е. Д., Никулин В. Г. Социально-экономические проблемы подготовки молодежи к труду. М.: Высш. шк., 1982.- 175 с.
- Скакун В.А. Контроль уроков производственного обучения. М.:Высш. шк., 1985.-64 с.
- Скакун В.А. Проведение и анализ уроков по специальным и общетехническим предметам. М.: Высш. шк., 1984. — 80 с. — (Б-чка руководителя профтехучилища).
- Скаткин М.Н. О политехническом обучении в общеобразвотельной школе. М.: Знание. 1953. 24 с.
- Скаткин М.Н. Приобщение учащихся к производительному труду и его связь с обучением. М. 1958. — 28 с.
- Скородумов Н.М. Единство учебного и воспитательного процессов в профтехучилище. М.: Высш. шк., 1984. — 38 с.
- Скородумов Н.М. Личный пример мастера. М.: Высш. шк., 1985. 45 с.
- Соболь A.M., Соболь Г. Ф. Пути повышения производительности труда станочников (на примере токарей). М.: Высш. шк., 1985, — 86 с — (Производительность труда — самое важное, самое главное).
- Совершенствование содержания, форм и методов коммунистического воспитания учащихся. М.:Профиздат. 1971.-281 с.
- Совершенствование учебно-воспитательной работы в ПТУ. Сборник докладов. Минск. 1974. — 189 с.
- Совершенствование хозяйственного механизма в ЧР. Сб. статей под ред. В. Н. Викторова. Чебоксары. 1980. — 116 с.
- Соколов А.Г. Педагогическая работа с родителями учащихся. М.: Высш. шк., 1985. — 47 с. — (Б-чка мастера произв. обучения по восп. работе с учащимися сред. ПТУ).
- Сокольников Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Чебоксары: Чув.кн.изд-во. 1972. -48 с.
- Социально-экономические и организационно-управленческие проблемы подготовки рабочих широкого профиля. Сборник научных трудов /ВНИИПТО. Л.:Лениздат. 1983.-95 с.
- Соловьев Н.П. Новый этап в развитии системы профессионально-технического образования. М.: Высш. школа, 1980. — 239 с.
- Специфика воспитания педагогически запущенных учащихся: Уч. план, программа и методограмма семинара. /НИИ профессионально-технической педагогики. Казань. 1979. — 27 с.
- Ставский П.И. Рекомендации и материалы к исследованиям по теме «Система электротехнических политехнических знаний и умений в средней школе.» /Под ред. М. Н. Скаткина. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963.-36 с.
- Статистический сборник «Чувашская АССР за 70 лет». Чебоксары. 1990.- 147 с.
- Статистическая отчетность формы № 2 (профтех) Чувашского республиканского управления профтехобразования за 1980 и 1985 г. г.
- Суриков В.М. Производственная практика учащихся в условиях базового предприятия М.: Высш. шк., 1976. — 64 с.
- Таланчук Н.М. Воспитательная работа мастера профтехучилища. Казань: Татар. Кн. изд-во, 1982. — 129 с.
- Тамарин Н.И., Шафаренко М. С. Справочное пособие мастера производственного обучения. Киев, Донецк: Вища школа, 1978. — 206 с.
- Тезисы докладов Всесоюзного семинара заведующих учебно-методическими кабинетами по вопросам совершенствования учебно-воспитательной работы в средних ПТУ. М.: Профиздат. 1971. — 293 с.
- Текущее делопроизводство учреждений профтехобразования.
- Томин Н.А. Организация производительного труда школьников. Челябинск: Южн.-Урал.кн.изд-во. 1970. — 288 с.
- Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ /Под ред. А. А. Кузнецова.- М.:Педагогика, 1987. -176 с.
- Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М.: Просвещение, 1990.-с. 143.
- Трудовые будни отрасли. Советская Чувашия. 25 сентября 1983 г.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности формирования готовности подростков к общественно-полезному труду: Учеб-метод, пособие. -М., 1986.- 124 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка //Вопросы психологии. 1980. № 4.
- Фельзенбаум В. Экономическое содержание научно-технического прогресса. //Вопросы экономики. 1989. № 5.
- Филиппов B.C. Мастер производственного обучения организатор, учитель, воспитатель / В. С. Филиппов. — М.: «Высш. школа», 1977. — 64 с. -(Б-чка мастера произв. обучения).
- Хазова И.С. Воспитание потребности в труде у учащихся профессионально-технических училищ. М.: Высш. шк., 1985. — 144 с. — (Проф.-техн. образование).
- Халемский Г. А. Подготовка молодежи к рационализаторской и изобретательской деятельности. М: Высш. шк., 1991. — 157, (2) с. — (Обмен опытом работы).
- Ханин Г. И. Анализ тенденций экономического развития СССР (19 281 985 г. г.) //Экономическая социология и перестройка. М.: 1989. — 94 с.
- Хитарян М.Г. Трудовое воспитание и политехническое обучение в советской школе накануне перехода ко всеобщему среднему образованию (1937 1956 г. г.). Ист.- пед. очерки. — Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. 1974. -219с.
- Храмцова А.Д. Гигиена труда учащихся профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1984.- 135 с.
- Цетлин В С. Доступность и трудность в обучении. М.: Знание. 1984. -79 с.
- Чувашия за 50 лет Советской власти (в цифрах) Статистический сборник. Чебоксары: Чув. кн. изд-во.1967. — 103 с.
- Чувашия за 70 лет Советской власти (в цифрах). Статистический сборник. Чебоксары: 1987. — 118 с.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Высш.шк., 1981. — 158 с.
- Шадриков В.Д. Психология производственного обучения. Принципы и управление. Учеб. пособие. Ярославль. 1974. — 142 с.
- Шамков Н.А. Педагогические основы производственной практики учащихся ПТУ. М.: Высш. шк., 1989. — 78, (2) с.
- Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. М.: Профиздат. 1981. — 237 с.
- Шафранова О.И. Профессиональный состав рабочих промышленности СССР. М.: Профиздат. 1972. — 291 с.
- Шибанов А.А. Вопросы политехнического обучения в сельской школе. Пособие для учителей. 2-е изд. перераб. и доп. М.:Учпедгиз. 1954 344 с. 226. «Школа и производство» М.: Педагогика. 1990. № 5.
- Шумович М.Х. Работа мастера по организации технического творчества учащихся. :М. Высш. школа, 1978. — 63 с. — (Б-чка мастера произв. обучения).
- Щепотин А.Ф. Обучение учащихся профтехучилищ на опыте новаторов производства. М.: Высш.шк., 1984. — 93 с.
- Щербаков В.П., и др. Преподавание специальной технологии при подготовке станочников широкого профиля: (Метод, пособие для ПТУ) /В .П. Щербаков, Е. В. Шматков, В. К. Трикоз. М.: Высш.шк., 1991. — 223,(1)с.
- Экономика народного хозяйства Чувашской АССР. Сб. статей. Вып.6. -Чебоксары. 1975. 162 с.
- Экономические условия и значение культурно-технического роста промышленных рабочих. Воронеж. 1967. — 258 с.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высш. школа. 1982. — 223 с.
- Эсаулов А.Ф. Диалектика технической мысли: Закономерности технического творчества. Красноярск: изд-во Красноярского ун-та. 1989. -161,2. с.
- Яковлев Ю.В. Перестройка структуры научно-технического потенциала //Вопросы экономики. 1986. № 6. 94 с.
- Якуба Ю.А. Связь теоретического и производственного обучения в средних профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1986. — 54, (2) с .- (Б-чка руководителя профтехучилища).