Особенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
При наличии достаточных сведений о детях с церебральным параличом мы не встретили работ, касающихся непосредственно проблемы изучения мыслительной деятельности младших школьников с ДЦП как ее активных субъектов. Есть исследования, прямо или косвенно затрагивающие интересующую нас проблему: особенности саморегуляции учащихся с церебральным параличом (Туторская Г. В., 1987), характеристики… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблемы развития мыслительной деятельности у детей с церебральным параличом в трудах отечественных и зарубежных ученых
- 1. 1. Общее понятие о мышлении, мыслительной деятельности. Основные подходы в ее изучении
- 1. 2. Мыслительная деятельность как объект психологической диагностики в общей и специальной психологии
- 1. 3. Особенности умственного развития детей с церебральным параличом
- 1. 4. Постановка проблемы исследования. Цель, гипотезы, задачи и этапы исследования
- Глава 2. Особенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с церебральным параличом
- 2. 1. Характеристика участников экспериментального исследования
- 2. 2. Программа психодиагностического изучения мыслительной деятельности младшего школьника с детским церебральным параличом
- 2. 3. Результаты изучения мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с церебральным параличом
- Глава 3. Психокоррекционная работа по формированию мыслительной деятельности у младших школьников с церебральным параличом
- 3. 1. Методологические принципы психокоррекционной работы с детьми с детским церебральным параличом
- 3. 2. Организация и содержание психокоррекционной работы по формированию основных компонентов мыслительной деятельности младших школьников с церебральным параличом
- 3. 3. Оценка эффективности программы психологической коррекции мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с церебральным параличом
Особенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современный этап развития специальной психологии характеризуется переосмыслением подходов к психологическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями на основе тенденций гуманизации и интеграции. Согласно многочисленным данным клинических исследований, увеличивается число детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности. Значительно возросло количество детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Проведенные исследования указывают, что в настоящее время дети с церебральным параличом составляют значительную по численности группу,о данным Госкомитета РФ, на начало 2002 года зафиксировано на 1000 детского населения 6 детей с детским церебральным параличом.
В настоящее время детский церебральный паралич (ДЦП) рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в перинатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур, что обусловливает сложную сочетательную структуру неврологических и психических расстройств. При этом наблюдается не только замедленный темп психического развития в целом, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования психических функций (Семенова К.А., Мастюкова Е.М.).
Длительное время дети с ДЦП получали в России исключительно медицинскую помощь и только с середины XX века на специфичность познавательного и речевого развития детей с церебральным параличом обратили свое внимание отечественные специальные педагоги и психологи. Анализ клинических, нейропсихологических и психолого-педагогических исследований проблем ДЦП показывает, что при данном виде отклонения в развитии разнообразные по степени тяжести проявления двигательных нарушений сопровождаются интеллектуальными и речевыми нарушениями (Е.Ф.Архипова, Л. О. Бадалян, М. В. Ипполитова, Э. С. Калижнюк,.
И.Ю.Левченко, И. И. Мамайчук, К. А. Семенова, Т. Н. Симонова, Л. М. Шипицына и др.).
В специальной психолого-педагогической литературе за последние десять лет проблеме изучения, обучения и развития детей с детским церебральным параличом посвящены многочисленные исследования (Катышева М.В., 1999; Левченко И. Ю., 2001; Приходько О. Г., 2(Ю1- Ларионова И. Г., 2001; Гусейнова А. А., 2001; Титова 0.в., 2002; Козлова Е. В., 2003; Романенко 0.в., 2003; Черкасова И. П., 2004; Устинова Е. В., 2005; Чеснокова Л. С., 2005; Коноваленко C.B., 2006; Ипатова В. В., 2006; Белякова Ю. Ю., 2007; Симонова Т. Н., 2008, Вагина М. В., 2009, Алексеева Е. А, 2010). Значительная часть этих работ раскрывает особенности познавательной, эмоционально-волевой сфер детей в основном дошкольного возраста. Эти психолого-педагогические исследования позволили получить ценные данные о специфике развития детей с различной степенью проявления церебрального паралича и способах эффективной помощи им.
При наличии достаточных сведений о детях с церебральным параличом мы не встретили работ, касающихся непосредственно проблемы изучения мыслительной деятельности младших школьников с ДЦП как ее активных субъектов. Есть исследования, прямо или косвенно затрагивающие интересующую нас проблему: особенности саморегуляции учащихся с церебральным параличом (Туторская Г. В., 1987), характеристики их познавательных способностей (Ларионова И.Г., 2001), нейропсихологический анализ структуры нарушений высших психических функций при различных формах ДЦП (Катышева М.В., 1999; Мамайчук И. И., 2004). Тем не менее, целостно проблема изучения особенностей мыслительной деятельности младшего школьного возраста с ДЦП с целью психологической коррекции недостатков в ее развитии в системе комплексной реабилитации фактически не изучалась и остается теоретически и экспериментально одной из мало разработанных, что обусловливает актуальность и новизну темы нашего диссертационного исследования.
Цель исследования: осуществить комплексное психолого-педагогическое изучение особенностей мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с ДЦП с целью разработки системы дифференцированной психокоррекционной помощи им, способствующей активному овладению общей структурой мыслительной деятельности.
Объект исследования: особенности психического развития детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.
Предмет исследования: особенности мыслительной деятельности младших школьников с детским церебральным параличом.
Гипотезы исследования: ® У детей с ДЦП развитие мыслительной деятельности в единстве ее мотивационного, операционального, оценочно-контрольного компонентов имеет неравномерный характер и опосредовано клиническими проявлениями заболевания. © Недостатки в развитии мыслительной деятельности у детей с ДЦП могут быть частично или полностью скорригированы в ходе целенаправленной коррекционной — развивающей работы, учитывающей индивидуальные возможности ребенка как субъекта мыслительной деятельности.
Задачи исследования:
1. Теоретически проанализировать концептуальные подходы в понимании мыслительной деятельности как психологической категории и методов ее диагностики у детей младшего школьного возраста с нормальным развитием и с церебральным параличом.
2. Разработать и апробировать комплексную программу для исследования особенностей мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с ДЦП, ориентированную на социально-психологический норматив и позволяющую осуществить качественный анализ и количественную оценку ее специфичности при разных клинических формах заболевания.
3. Экспериментально изучить особенности мыслительной деятельности младших школьников с ДЦП в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
4. Теоретически обосновать, разработать и апробировать дифференцированную (индивидуализированную) психологическую коррекционно-развивающую программу для детей с ДЦП, направленную на овладение общей структурой мыслительной деятельности.
5. Оценить: эффективность предложенной программы психологической коррекции мыслительной деятельности* детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Методологические основы различных аспектов исследования определили: положение о единстве возрастных закономерностей нормального и аномального психического развития ребенка (Г.Я.Трошин, Л. С. Выготский, Т. А. Власова, В .И. Лубовский, В. В: Лебединский) — ® деятельностный подход к анализу природы мыслительной деятельности (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, •.
О.К.Тихомиров) — положениео необходимости произвольных движений при развитии высших психических функций. (И.М.Сеченов, Н. А. Берпштейн, Л.С.Выготский) — общие идеи и принципы субъектно — деятельностного подхода в психолого-педагогическом исследовании отклоняющегося развития (В.И.Лубовский, У. В. Ульенкова, С. Д. Забрамная, №Ю.Левченко) — ® современные подходы в области коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями (И.И.Мамайчук, Е. М. Мастюкова, Н. Я. Семаго, Л. И. Плаксина, У. В. Ульенкова и др.) — ® клинико-психолого-педагогические, подходы в комплексном сопровождении детейс детским церебральным параличом.
К.А.Семенова, И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева, Г. В. Кузнецова,.
A.А.Гусейнова, О. Г. Приходько, Т. Н. Симонова, Б. и К. Бобат,.
B.Войт, И. А. Скворцов и др.);
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение специальной психолого-педагогической и медицинской литературы по теме диссертационной работыанализ медицинской и психолого-педагогической документациинаблюдение за детьми в процессе экспериментально-психологического исследованияпсихологический экспериментсравнительный количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данныхметоды математической статистики.
Теоретическая значимость исследования. Уточнены и конкретизированы данные об особенностях умственного развития детей младшего школьного возраста с разными формами церебрального параличавыявлены уровни развития, в которых отражены качественные характеристики, определяющие специфику сформированности основных компонентов мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста с ДЦПразработана и обоснована с позиции субъектнодеятельностного подхода дифференцированная психологическая система коррекции мыслительной деятельности этих детей.
Научная новизна исследования. Впервые описаны вариативные особенности мотивационного, операционального и регулятивного компонентов мыслительной деятельности детей с ДЦП в возрасте 7−10 лет. Определены оптимальные психолого — педагогические условия формирования активности младшего школьника с ДЦП как субъекта мыслительной ^ деятельности, предложена дифференцированная психокоррекционная программа формирования мыслительной деятельности, учитывающая не только исходный уровень интеллектуального развития, ребенка, но и клиническую форму нарушения, степень тяжести и сторонность поражения при ДЦП.
Практическая значимость исследования. Полученные в • диссертационном исследовании результаты, выводы и рекомендации апробированы в Тираспольском специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, отражены в специально разработанной программе формирования мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста с ДЦП. Результаты проведенного исследования по изучению особенностей мыслительной деятельности младших школьников с ДЦП, разработанная программа диагностики и коррекции мыслительной деятельности могут быть использованы в работе практических психологов, специальных педагогов, работающих в специальных (коррекционных) организациях образования, в центрах медико-психолого-педагогического сопровождения при диагностике и определении адекватных мер комплексного сопровождения развития особого ребенка с опорой на положения деятельностного подхода. Учет полученных результатов в практической работе с детьми, несомненно, будет способствовать улучшению усвоения детьми школьной программы, расширению их индивидуальных возможностей психического развития, и в целом может способствовать успешной интеграции в общество лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Результаты работы могут стать основой для проведения дальнейших исследований индивидуально — типических особенностей мыслительной деятельности лиц с церебральным параличом на различных возрастных этапах.
Апробация работы: результаты исследования, обобщения и выводы, основные положения используются в консультативной, коррекционной и развивающей работе с младшими школьниками, их родителями и педагогами специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в г. Тирасполь, г. Дубоссары, г. Рыбница, г. Бендеры. Они докладывались и обсуждались на ежегодных итоговых научных конференциях профессорскопреподавательского состава Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко (2008,2009,2010), на заседаниях Республиканского научно-методического совета по коррекционному образованию в ПМР (2009, 2010), используются при чтении лекций и проведении практических занятий для работников системы образования: слушателей курсов повышения квалификации на базе Приднестровского государственного института развития образования (2009;2010; они представлялись на Международной научно-практической конференции «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития» (Москва, 2008) — обсуждались на кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии в Московском государственном гуманитарном университете им. М. А. Шолохова (2008;2010). Материалы исследования используются в преподавании курсов «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», «Основы специальной педагогики и специальной психологии» для студентов факультета педагогики и психологии ПГУ им. Т. Г. Шевченко. Основные положения диссертационного исследования представлены в 8 публикациях автора, в том числе в статьях в научно-методических сборниках (7), материалах научно-практических конференций (1).
Положения, выносимые на защиту:
1. В младшем школьном возрасте у детей с двигательными нарушениями отмечается своеобразие развития мыслительной деятельности, выражающееся в неравномерном и диспропорциональном формировании ее компонентов — мотивационного, операционального и регулятивного.
2. Своеобразие развития^ мыслительной деятельности детей с церебральным параличом определяется сложным взаимодействием клинических проявлений заболевания (формой ДЦП, степенью тяжести двигательных и интеллектуальных нарушений, сторонностью поражения).
3. Коррекционно-развивающая программа, направленная на овладение общей структурой мыслительной деятельности у детей с ДЦП, разработанная при учете определенных условий (степени тяжести двигательного нарушения, клинической формы и сторонности поражениякомплексной дифференцированной коррекционно-развивающей работы, предусматривающей одновременное воздействие на двигательную сферу, психику и речьучета индивидуально-типических особенностей мыслительной деятельности учащихся в процессе психокоррекционной работы), позволит достичь положительных результатов.
4. Преодоление нарушений в развитии мыслительной деятельности детей с ДЦП, формирование у них устойчивой познавательной мотивации, овладение основными операциями и действиями саморегуляции в процессе коррекционной работы — это и есть основное направление помощи ребенку в овладении им структурой его собственной мыслительной деятельности, а следовательно, основной путь в его становлении как активного субъекта этой деятельности.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа:
На первом этапе (2007 — 2008 гг.) изучалась научная и методическая литература по теме диссертации, осуществлялся анализ накопленного в г отечественной и зарубежной специальной психологии опыта развития познавательной сферы детей с церебральной патологией, определялись теоретические и экспериментально-методологические подходы к проблеме умственного развития детей младшего школьного возраста. Было проведено исследование особенностей мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с ДЦП.
На втором этапе (2008 — 2009 гг.) велась разработка, обоснование реализация программы психокоррекционной работы, направленной на овладение детьми экспериментальной группы основных компонентов мыслительной деятельности.
На третьем этапе (2009 — 2010 гг.) проводилась оценка эффективности дифференцированной коррекционной работы, статистически обрабатывались и анализировались полученные результаты, осуществлялось литературное оформление диссертации.
Экспериментальная база исследования.
Поставленные задачи исследования реализовывались на базе Тираспольского специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В эксперименте участвовало 129 детей: 69 младших школьников в возрасте от 7 до 10 лет со спастической, гемипаретической и гиперкинетической формами детского церебрального паралича с различной степенью тяжести заболевания и разным уровнем психического развития (норма, задержка психического развития) — 60 детей (ученики ГОУ «Тираспольская общеобразовательная школа № 18») были включены в контрольную группу для сопоставления результатов исследования.
Достоверность основных положений и результатов исследования обеспечивалась основополагающими теоретическими принципами специальной психологии, применением системы методов, адекватных целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки, статистической обработкой полученных данных.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения по работе, списка использованной литературы, приложений. Список использованной литературы включает 242 наименования. Текст диссертации иллюстрирован 13-ю таблицами и 5-ю рисунками.
Заключение
.
Результаты проведенного нами теоретико — прикладного исследования особенностей мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом подтверждают и конкретизируют наши гипотезы и позволяют сделать следующие выводы: 1.
1. В специальной литературе недостаточно сведений об особенностях мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с церебральным параличом. Отсутствуют рекомендации по подготовке и проведению дифференцированной психокоррекционной работы с учетом клинической формы нарушения, уровня интеллектуального развития и степени тяжести двигательной сферы.
2. Дети с церебральным параличом, обучающиеся в начальных классах С (К)00 имеют особенности мыслительной деятельности, характеризующиеся неравномерным развитием компонентов мыслительной деятельности и диспропорциональным' формированием отдельных операций мышления. Специфичность мыслительной деятельности определяется уровнем психического развития детей с церебральным параличом, что проявляется, в одних случаях, в нарушении общей структуры мыслительной деятельности при сохранности отдельных операций, или в несформированности отдельных операций (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения), в то время как общий план мыслительной деятельности ребенком осуществляется.
З.В ходе экспериментального исследования мы не выявили у детей с церебральным параличом прямой зависимости между степенью тяжести двигательного нарушения, формой церебрального паралича и уровнем сформированности мыслительной деятельности.
4. Диагностическая программа исследования особенностей мышления младших школьников с ДЦП должна включать оценку двигательной и речевой сфер, предпосылок развития и собственно мыслительной деятельности в единстве ее трех компонентов — мотивационного, операционального и регулятивного.
5. Результаты формирующего эксперимента подтвердили нашу исходную теоретическую гипотезу о том, что недостатки в развитии мыслительной деятельности у детей с ДЦП могут быть частично или полностью скорригированы в ходе целенаправленной коррекционноразвивающей работы, учитывающей индивидуальные возможности ребенка как субъекта мыслительной деятельности.
Доказано, что коррекционно-развивающая программа, направленная на овладение общей структурой мыслительной деятельности детей с ДЦП эффективна при соблюдении определенных условий: учете степени тяжести двигательного нарушения,клинической формы и сторонности поражения младших школьниковучете нарушений мышечного тонусаналичии комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей работы, предусматривающей одновременное воздействие на двигательную сферу, психику и речьпри учете эмоциональных и личностных особенностей детей с двигательной патологиейих индивидуальных особенностей.
6. В основе психокоррекционной деятельности и созданного психокоррекционного комплекса занятий должна быть положена мысль об интеграции трех направлений с целью преодоления нарушений в мыслительной деятельности у детей, страдающих церебральным параличом: развитие мотивационного, операционального и регулятивного компонентов, развитие связной речи, развитие мелкой моторики и графических навыков.
Таким образом, доказательство выдвинутых в исследовании гипотез и решение его задач, позволяют, на наш взгляд, утверждать, что положения, вынесенные на защиту, подтверждены, цель диссертационного исследования, заключавшаяся в изучении особенностей мыслительной деятельности младшего школьного возраста с церебральным параличом, а также теоретическое обоснование, апробация коррекционно — развивающей программы, способствующей активному овладению общей структурой мыслительной деятельности, достигнуты. Результаты проведенного исследования позволили выявить индивидуально-типические особенности овладения общей структурой мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста в ДЦП, а также, дифференцированно определить условия и средства психологической поддержки каждому ребенку в аспекте формирования общей способности к учению.
Список литературы
- Абалъмасова, E.H. Детсккаг^ церебральный паралич Текст. / E.H. Абальмасова // Ортопедия и травматология детского возраста. М.: Медицина, 1983. — С. 347−370.
- Абрамович-Лехтман, Р.Я. особенностях нервно-психического развития детей Текст. / Р.Я. Абрамо^^чЛехтман ц Тезисы докладов научно-практической конференции. JT., 196 — с. 321−323.
- Абрамоеич-Лехтман, Р. Я Психологическая помощь детям с церебральными параличами ТекстЗ / ря Дбрамович-Лехтман // В кн.: Лечебная помощь детям с церебралЕ>^0>тми параличами. М., 1962. — С. 109 118.
- Акимова, Е.Ю. Развитие мл^хслительной деятельности учащегося в различных системах начального об^е^. дисс канд психол наук: 19.00.07 Текст. / Е. Ю. Акимова.-Яр0славдЬ) 2002.-270 с.
- Акимова, Е.Ю., Козлову ИТ Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учебное пособие для высш. пед. уч. заведений Текст. / Е. Ю. Акимова, Козлова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
- Акош, К., Акош, М. Помогздъ детям с церебральным параличом -кондуктивная педагогика: Кн. для Родителей Текст. / К. Акош, М. Акош / Пер. с англ. яз. М.: Изд-во «Улисс» э 1994 196с
- Алферова, Г. В. Новые подходцы к коррекционно-развивающей работе с детьми страдающими детским церебральным параличом Текст. / Г. В. Алферова // Дефектология. 2001. — ЛЧГ" 3. — С. 10.
- Андрущенко, Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6 -10 лет: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / Т. Ю. Андрущенко. -М.: Издательство «Академия», 2004. 93с.
- Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей Текст. / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. IV!.: Издательство «Ось-89», 2001. -272 с.
- Архипова, З.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом Текст. / З. Ф. Архипова. М., 1989. — 79 с.
- Бабенкова, Р.Д. Формирование учебных навыков у детей с церебральным параличом Текст. / Р. Д. Бабенкова. М., 1975.
- Бадалян, И.О., Журба, Л.Т., Тимошина, О. В. Детские церебральные параличи Текст. / П. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимошина. К., 1938.
- А. Белякова, Ю. Ю. Коррекция нарушений сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста с церебральным параличом в условиях полифункциональной интерактивной среды: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.03. Текст. / Ю.Ю. Белякова- МГПУ. м., 2007.
- Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психологического развития Текст.: Учеб. пособие / Л. Н. Блинова. -М.: Из-во НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.
- Богоявленский, Н.Д., Менчинская, H.A. Психология усвоения знаний в школе Текст. / Н. Д. Богоявленский, H.A. Мечникова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-347 с.
- Болотникова, О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста: Автореф.. канд. психол. наук Текст. / О. П. Болотникова. М., 2003. -24 с.
- Борякова, Н.Ю., Соболева, A.B., Ткачева, В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие Текст. / Н. Ю. Борякова, A.B. Соболева, В. В. Ткачева. М.: Гном и Д, 1979. — 64 с.
- Брушлинский, A.B. Культурно-историческая теория мышления Текст. / A.B. Брушлинский. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. -120 с.
- Брушлинский, A.B. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. труды Текст. / A.B. Брушлинский. М.- - Воронеж, 2003.
- Венгер, A.JI., Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников Текст. / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. — М.: Владос-Пресс, 2005.- 159 с.
- Виноградова, А.Д. и др. Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста Текст. / А. Д. Виноградова.-СПб., 1995.
- Волков, Б. С. Младший школьник: Как помочь ему учиться Текст. / Б. С. Волков. -М.: Академический Проект, 2004. 142 с.
- Выготский, JI.C. Мышление и речь Текст. / JI.C. Выготский. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
- Выготский, JI.C. Общие вопросы дефектологии // Собр. соч. в 6 т. Текст. / Л. С. Выготский. М., 1983. Т. 5.
- Выготский, Л. С. Собр. соч. Текст. / Л. С. Выготский. М., 1984. Т. 4.-С. 110.
- Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. — С. 252−271
- Гамезо, М.В., Герасимова, B.C., Орлова, JI.M. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития Текст. / М. В. Гамезо, B.C. Герасимова, Л. М. Орлова. -М., 1998.
- Голишникова, Е.И. Педагогические условия формирования обобщенных компонентов логического мышления младших школьников с задержкой психического развития: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.03 Текст. / Е. И. Голишникова. М., 2004. — 259 с.
- Горлова, E.JI. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения: Автореф.. канд. психол. наук Текст. / Е. Л. Горлова. М., 2002. — 28 с.
- Громов, С.М. Развитие мышления младших школьника Текст. / С. М. Громов // Психология младшего школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-С. 64−82.
- Гусейнова, A.A. Коррекционно-педагогическая работа по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями: Дисс.. канд. пед. наук Текст. / A.A. Гусейнова. М., 2001.
- Давыдов, В.В. Умственное развитие младших школьников в процессе обучения Текст. / В. В. Давыдов // Психолого-педагогическое изучение личности школьника: Сб. трудов. М., 1997. — С. 10−27.
- Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом Текст. / Л. А. Данилова. Л.: Медицина, 1977. — 117 с.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании Текст. / Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова // Хрестоматии по курсу «Коррекционная педагогика и психология» — М.: Изд-во ГНОМ. Д, 2001. — 448 с.
- Дети с острым церебральным параличом: Руководство по образованию Текст. / Пер. с франц. / Под ред. Хенинг Рай, М. Д. Скоортен -Париж: ЮНЕСКО, 1989. 154 с.
- Детский церебральный паралич Текст. / Л. М. Щипицина, И. И. Мамайчук. СПб.: Издательство «Дидактика плюс». — 2001. — 272 с.
- Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника:
- Учебное пособие Текст. / Я. А. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. -М., 1997.-237 с.
- Диагностика интеллектуального развития учащихся Текст. // Сб. статей НИИ педагогики Министерства просвещения латвийской ССР / Науч. ред. В. Авотинып. Рига, 1980. — 191с.
- Дмитриева, И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению: Автореф.. канд. психол. наук Текст. / И. М. Дмитриева. — Н. Новгород, 2003. — 19 с.
- Домнишкевич, С.А., Пермякова, В.А., Насонова В. И. Методынаучно-психологических исследований в дефектологии: Учебное пособие кспецкурсу Текст. / С. А. Домнишкевич, В.А. Пермякова, В.И. Насонова. -Иркутск, 1983. — 75с.
- Доналсон, М. Мыслительная деятельность детей Текст. / М. Доналсон / Пер. с англ. В. Н. Голода. — М., Педагогика, 1985. — 191 с.
- Дробинская, А.О. Личностно ориентированный подход к коррекции трудностей в обучении младших школьников с церебральным параличом: Дисс.. канд. психол. наук Текст. / А. О. Дробинская. -М., 1999.
- Егорова, Т.В. Исследование методики «Простые аналогии» при диагностике задержки психического развития // Психологическая диагностика, ее проблемы и методы Текст. / Т. В. Егорова. М., 1975. — С. 23−45.
- Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебное пособие Текст. / О. Ю. Ермолаев. — М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 2006. — 336с.
- Железко, П.С. Психология мыслительной деятельности: Учебное пособие Текст. /П.С. Железко. Кишинев: КГУ, 1980. -48с.
- Заика, Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся Текст. / Е. В. Заика // Вопросы психологии. 1990. — № 6.
- Зак, А. З. Диагностика видов мышления у младших школьников Текст. / А. З. Зак. -М.: МОиПК, 1995. 96с.
- Зак, А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников Текст. / А. З. Зак. М., 1984.
- Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников Текст. / А. З. Зак. М., 1994.
- Изучение и психокоррекция детей и подростков с задержкой психического развития: субъектно-деятельностный подход: монография Текст./ Под науч.ред. У. В. Ульенковой. Н. Новгород: НГПУ, 2009.- 252с.
- Инденбаум, Е.М. Клиническая и психологическая оценка психического здоровья младших школьников Текст. / Е. М. Инденбаум. -Иркутск, 1998.
- Ипполитова, М.В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми-дошкольниками, страдающими детским церебральным параличом: Автореф.. канд. психол. наук Текст. /М.В. Ипполитова. -М., 1978.
- Ипполитова, М.В. Организация и содержание специальных индивидуальных занятий по коррекции нарушения функций в специальной школе-интернате для детей с церебральным параличом Текст. / М. В. Ипполитова. М., 1991.
- Ипполитова, М.В., Бабенкова, Р.Д., Мастюкова, Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье Текст. / М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабаенкова, Е. М. Мастюкова. М., 1993.
- Исаев, Д.Н. Богоявленская, Н.М., Руденко, И.Я., Матвеев, C.B. Коррекция нервно-психических нарушений при соматических заболеваниях у детей Текст. / Д. Н. Исаев, Н. М. Богоявленская, И .Я. Руденко, C.B. Матвеев. СПб., 1996.
- Кабанова-Меллер, E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников: Проблема приемов умственной деятельности Текст. / E.H. Кабанова-Меллер. М., 1962.
- Кабанова-Меллер, E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся Текст. / E.H. Кабанова-Меллер.-М., 1968.
- Калижнюк, Э.С. Задержки психического развития при детском церебральном параличе и принципы их коррекции: Методические рекомендации Текст. / Э. С. Калижнюк. — М., 1982. — 23 с.
- Калижнюк, Э. С. К вопросу о реабилитации и социальной адаптации детей, страдающих церебральными параличами Текст. / Э. С. Калижнюк / В кн.: Материалы Пленума правления всесоюзного общества неврологии и психотерапии. JL, 1973. — С. 245.
- Капижнюк, Э.С. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом и задержкой психического развития Текст. / Э. С. Капижнюк. М., 1978.
- Капижнюк, Э. С. Психические нарушения при детском церебральном параличе Текст. / Э. С. Калижнюк. Киев, 1987.
- Калита, И. И. Коррекционно-развивающее обучение младших школьников Текст. / И. И. Калита // Журнал практического психолога. — 1997.-№ 1.-С. 73−76.
- Калягин, В.А., Матасов, Ю.Е. Психологическое сопровождение в коррекционных образовательных учреждениях Текст. / В. А. Калягин, Ю. Е. Матасов. СПб., 2005.
- Карабанов, H.H., Личко, А.Е., Смирнов, В. Н. Методы психологического диагностирования и коррекции в клинике Текст. / H.H. Карабанов, А. Е. Личко, В. Н. Смирнов. -М.: Медицина, 1983.
- Карабанова, O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб. пособие Текст. / O.A. Карабанова. М.: Российское пед. агентство, 1997.-192 с.
- Катышева, М.В. Нейропсихологический анализ структуры нарушений ВПФ при гемипаретичной форме детского церебрального паралича: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.04 Текст. / М. В. Катышева. СПб., 1999.
- Киллили, М. Детский церебральный паралич: История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь Текст. / М. Киллили. / Пер с англ. СПб.: Питер, 1998.
- Кириченко, E.H. Психические нарушения у детей, страдающих церебральным параличом: Автореф. дисс.. канд. мед. наук Текст. / E.H. Кириченко. М., 1965.
- Князева Т.Н. Я учусь учигцтьс-ст- тп-ч*™™™™™,
- J психологическии курс развивающихзанятий для младших школьников. ¡-ГТекст. / Т. Н. Князева. -М.: АРКТИ, 2004 -214с.
- Козлова, Е.В. Психолого-^едагогическое сопровождение детей 1−2 года жизни с нарушениями двигательного развития Текст. / Е. В. Козлова -М., 2003.
- Козявкин, В.И. Детскз-ае пт^^огт, TTrTQцереоральные параличи. Медикопсихологические проблемы Текст. / В. И. Козявкин. М., 1999.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников Текст. / Под ред л н Носковой м .1. Педагогика, 1989.
- Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст. / Под ред. И. А. Смирновой. СПБ, 2000.
- Корсакова, Н. К и др. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников Текст. / Н. К. Корсакова и др. М., 1994.
- Корсакова, Н.К., Микадэ^ Юву Балаиюва! ЕЮ Неуспевающие дети Текст. / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. М., 1997.
- Косма, Т.В. Мышление младшего школьника: Автореф. дисс.. канд. психол. наук Текст. / Т. В. Косма. Киев, 1971.
- Костюк, Г. С. Вопросы психологии мышления Текст. / Г. С. Костюк // Психологическая наука в СССР. Т. 1. С. 376.
- Кочелаева, Н.В. Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте: Дисс.. канд. психол. наук Текст. / Н. В. Кочелаева. М., 1997.
- Кочеткова, Г. Г. Развитие пространственного мышления младших школьников Текст. / Г. Г. Кочеткова // Начальная школа. — 1996. № 12.
- Крыжко, Е.В. Личностно-ориентированная психологическая коррекция подростков с церебральным параличом: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.10 Текст. / Е. В. Крыжко. СПб, 2009.
- Ляпидевский, С. С. Невропатология. Естественно научные основы специальной педагогики Текст. / С. С. Ляпидевский. — М., 1961- 1965.
- Ларина, Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук Текст. / Э. В. Ларина. М., 2002. — 22 с.
- Ларионова, И. Г Особенности познавательной сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07 Текст. / И. Г. Ларионова. М., 2001. — 155 с.
- Лебедева О.В. Л.С.Выготский и проблемы современной специальной психологии: Монография Текст. / О.В.Лебедева. — Н. Новгород, НПГУ, 2010. 80с.
- Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей Текст. / В. В. Лебединский. М., 1985.
- Левченко, И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации: Дисс.. д-р психол. наук Текст. / И. Ю. Левченко. — М., 2001.
- Левченко, И.Ю., Киселева, H.A. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии Текст. / И. Ю. Левченко. М.: Коррекционная педагогика, 2005.
- Левченко, И.Ю., Приходько, О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст. / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. М., 2001.
- Леонтьев, А.Н. Мышление Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. 1964, — № 4. — С. 65−74.
- Леонтьев, А.Н. Мышление Текст. / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 60−70.
- Локалова, Н.П. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I—IV классов: Книга для учителя. Ч. 1 Текст. / Н. П. Локалова. М.: «Ось-89″, 2008.
- Лурия, А.Р. Дефектология и психология Текст. / А. Р. Лурия // Дети с нарушением развития: Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов. М., 1995.
- Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов Текст. / А. Р. Лурия. -М.: Наука, 1974. 172 с.
- Малофеев, H.H., Шматко, Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения Текст. / H.H. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. 2008. — № 1. — С. 71−78.
- Малофеев, H.H., Шматко, Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен Текст. / H.H. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. 2008. — № 2. — С. 86−94.
- Малофеева, Т.Н. Опыт воспитательной работы с детьми, страдающими параличами церебрального происхождения Текст. / Г. Н. Малофеева // Кн.: Проблема восстановления при паралитическом заболевании у детей. — М., 1964.
- Малъц, Л.А. Формирование критичности мышления младших школьников в обучении: Автореф. дисс.. канд. психол. наук Текст. / Л. А. Мальц. Казань, 2002. — 21 с.
- Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии Текст. / И. И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2003. 400 с.
- Мамайчук, И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: Дисс.. д-р психол. наук Текст. / И. И. Мамайчук. М., 2004.
- Мастюкова, Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом Текст. / Е. М. Мастюкова // Дефектология. -1973.-№ 6.
- Матасов, Ю.Г. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы Текст. / Ю. Г. Матасов. — Л., 1986. 76 с.
- Матасов, Ю.Г. Развитие мышления умственно отсталых школьников: Дисс.. д-р психол. наук Текст. / Ю. Г. Матасов. СПб., 1997.
- Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников Текст. / М. В. Матюхина. Волгоград, 1983.
- Махмудова, Н.М., Курбанов, У.К., Детский церебральный паралич Текст. / Н. М. Махмудова, У. К. Курбанов, Ташкент, 1978.
- Метиева Л.А. Формирование саморегуляции в процессе учебной деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: Дисс.. канд. психол. наук Текст. / Л. А. Метиева. Н. Новгород, 2003.
- Меженина, Е.П. Церебральные спастические параличи и их лечение в детском возрасте: Автореф. дисс.. д-р мед. наук Текст. / Е. П. Меженина. Киев, 1961.
- Меженина, Е.П. Церебральные спастические параличи и их лечение в детском возрасте: Дисс.. д-р мед. наук Текст. / Е. П. Меженина. — М., 1961.
- Мендоза, X. Психологические особенности у детей с вялыми параличами верхних конечностей: Автореф. дисс.. канд. психол. наук Текст. / X. Мендоза. Л., 1990.
- Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Метод, пособие ксеминарским и практическим занятиям: £Текст. / Сост.: Н. В. Шутова, В. В. Кисова. Н. Новгород: НГПУ, 2002. — 64- с.
- Микадзе, Ю.В., Корсако <за Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников Текст. / Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова. М., 1994.
- Ноеакова, К. Особенности дтз^амики разных видов мыслительной деятельности как диагностический показатель действительного развития школьников: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.10 Текст. /К. Новакова.
- Овчароеа, Р.В. Практическая психология в начальной школе Текст. / Р. В. Овчарова. М., 1996.
- Овчинников, Н.Ф. О мышлении Текст. / Н. Ф. Овчинников. -Ростов н/Д, 2004.
- Овчинникова Г. Н. Личность, и мышление ребенка: диагностика и коррекция Текст. / Г. Н. Овчинникова. — ЪЛ.: АкадемПроект, 2004. 189с.
- Организация и содержание воспитательной работы в школе-интернате для детей с последствиями полиомиелита и церебрального паралича Текст. // Сб. науч. трудов / АЛТН СССР, НИИ дефектологий / Под ред. Т. А. Власовой, М. В. Ипполитовой. — М., 1981. 90 с.
- Остова, А. А. Общая психокоррекция: Уч. пособ. для студ. вузов Текст. / А. А. Осипова. М., 2000.
- Основы специальной психологии: Учебное пособие Текст. / Под ред. Л. В. Кузнецовой. -М.: Академия, 2000.
- Особенности познавательной деятельности аномальных детей Текст. //Сб. научных трудов. Минск: МПИ, 1982.
- Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст. / Под ред. Т. А. Власовой. М., 1985.
- Особенности развития мышления у детей с особыми нуждами и потребностями: методическое пособие для студентов по курсу „Специальная педагогика и специальная психология“ Текст. / Сост. О. П. Рожков. М.:
- Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2007. 80 с.
- Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом Текст. / М., 1989.
- Павлова, Т.Н. Взаимосвязь перцептивной и мыслительной деятельности младших школьников в различных условиях обучения: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07 Текст. / Т. Л. Павлова. -М., 1997.
- Патопсихология: Хрестоматия Текст. / Сост. Н. Л. Белопольская.1. М.: Когнито центр, 2000.
- Переслени, JI.H. Психодиагностический комплекс . для определения уровня развития познавательной деятельности младшего школьника Текст. / Л. И. Переслени Л.И. М.: 1996.
- Петухов, В.В. Психология мышления Текст. / В. В. Петухов. — М.: Изд-воМГУ, 1987.
- Петрунек, В.П., Таран, JI.H. Младший школьник Текст. / В. П. Петрунек, Л. Н. Таран. М., 1981.
- Положение об интегрированном воспитании и обучении детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития: http://www.pravo 2002.by.
- Пономарева, Е.А. Интеллектуальный тренинг как средство умственного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07 Текст. / Е. А. Пономарева. -Комсомольск-на-Амуре, 1997. 159 с.
- Приходъко, О.Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям с двигательными нарушениями Текст. // Дефектология. 2003. — № 4.- С. 36−39.
- Приходъко, О.Н., Моисеева, Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на 1 году жизни: Методическое пособие Текст. / О. Н. Приходько, Т. Ю. Моисеева. М.: Полиграф-сервис, 2003.-160 с.
- Проблемы аномальных детей и подростков, психокоррекция проблемных детей Текст. / Ред. JI.M. Аболин. Казань, 1997.
- Прохоров, А.О., Генинг, Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности Текст. / А. О. Прохоров, Г. Н. Генинг // Вопросы психологи. 1998. — № 4. — С. 42−53.
- Проблема субъекта в психологической науке: Монография Текст. / Отв. ред. A.B. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. -М.:АкадемПроект, 2000. 320с.
- Психическое развитие младших школьников Текст. / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1990.
- Психодиагностические методы в работе с учащимися 1−2 классов: Руководство Текст. / Сост. и ред. Д. В. Лубовский. М.: Изд-во МГГСН, 2004- - Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 2002. — 82 с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми Текст. / Под ред. И. В. Дуброввиной. -М.: Академия, 1998. 160 с.
- Психокоррекция: Теория и практика Текст. / Под ред. Ю. С. Шевченко.-М., 1995.
- Психология мышления Текст. / под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. М.: АСТ: Астрель, 2008. -627 с. — (Хрестоматия по психологии).
- Психолого-педагогические основы коррекции работы с аномальными детьми Текст. / Под ред. Р. И. Лалаевой. — Л., 1990.
- Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.- Тула, 1993.
- Реут, М.Н. Психологическая и психотерапевтическая коррекция при нарушениях развития у детей Текст. / М. Н. Реут. Казань: „Кариол“, 1997.
- Росина H.JI. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук Текст. / Н. Л. Росина. Н. Новгород, 1998.
- Рубинштейн, C.JI. О мышлении и путях его исследования Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 147 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2005.
- Рунова, Т.А. Сафин, В.Ф. Психологические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции Текст. / В. Ф. Сафин. Уфа, 2004.
- Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога Текст. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М.: Аркти, 2000. — 208 с.
- Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст Текст. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. СПб.: Речь, 2005. — 373 с.
- Семенова, К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича Текст. / К. А. Семенова. М.: Изд-во „Антидор“, 1999. — 384 с.
- Селгенова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом Текст. / К. А. Семенова. М.: Закон и порядок, 2007.
- Семенова, К.А. Детские церебральные параличи. -М., 1968.
- Семенова, К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение) Текст. / К. А. Семенова // Сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДДП. — М., 1991.
- Семенова, К.А., Мастюкова, Е.М., Смуглин, М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей Текст. / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. -М., 1972. 328 с.
- Семенова, К.А., Махмудова, Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детей с детским церебральным параличом: Руководство для врачей Текст. / К. А. Семенова, Н. М. Махмудова / Под ред. Н. М. Маджирова. Ташкент: Медицина, 1979. — 490 с.
- Семенович, A.B. Сопровождение психического развития левшей младшего дошкольного и школьного возраста Текст. / A.B. Семенович. М., 1992.
- Серганова, Т.И. Способ дифференцированной диагностики -различных форм перинатальной церебральной патологии Текст. / Т. И. Серганова. М., 19 963.
- Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе Текст. / Э. Г. Симерницкая. — М, 1985.
- Симонова, Т.Н. Современные подходы к изучению нарушений психического развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями: Монография Текст. / Т. Н. Семенова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 128 с.
- Смирнова, И.А. Специальное образование дошкольников с детским церебральным параличом: Учебно-методическое пособие Текст. / И. А. Смирнова. СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 160 с.
- Соловьев, H.H. Социально-психологические факторы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья Текст. / H.H. Соловьев. СПб., 2003
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. Текст. / В. И. Лубовский, Т. Н. Розанова, Л. И. Солнцева и др. / Под ред. В. И. Лубовского. М.: Академия, 2005. — 464 с
- Стелъмах, С.А. Особенности эмоциональной сферы детей с детским церебральным параличом дошкольного и младшего школьного возраста: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.11 Текст. / С. А. Стельмах. -Москва, 1999. 195 с.
- Суворова, О.В. Шестилетний ребенок как субъект знаково-символического опосредствования мыслительной деятельности: Монография Текст. / О. В. Суворова. Н. Новгород, 2009. — 158 с.
- Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления Текст. / Тезисы докладов научной конференции ИП РАН, 22−23 мая 2003 г. М.: Институт психологии РАН, 2003.-395 с.
- Титова, O.B. Формирование пространственных представлений у умственно отсталых младших школьников с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича: Дисс.. канд. психол. наук Текст. / О. В. Титова.-М., 2002.
- Тихомиров, O.K. Психология мышления Текст. / O.K. Тихомиров. М.: Академия, 2007.
- Тихомиров, O.K. Структура мыслительной деятельности человека (опыт теоретических и экспериментальных исследований) Текст. / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 304 с.
- Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников Текст. / Л. Ф. Тихомирова. — Ярославль, 2001. —142 с.
- Трегубова, H.A. Влияние стиля педагогического общения учителя на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников: Автореф. дисс.. канд. психол. наук Текст. / H.A. Трегубова. Курск, 2002. — 19 с.
- Трофимова, Я.И., Чудинова, Е.В. Как младшие школьники понимают, что такое развитие Текст. / Я. И. Трофимова, Е. В. Чудинова // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 33.
- Туторская Г. В. Некоторые аспекты саморегуляции у учащихся с церебральным параличом Текст. / Г. В. Туторская // Дефектология. 1987. -№ 1.
- Тхоржееская, Л.В. Коррекционно-развивающие компьютерные технологии в системе психологической помощи детям с разными видами дизонтогенеза: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.10 Текст. / Л. В. Тхоржевская. СПб., 2003. — 204 с.
- Улъенкова У.В. Актуальные проблемы развития психики ребенка на этапах раннего онтогенеза Текст. / У. В. Ульенкова. Н. Новгород: НПГУ, 2006. — 92с.
- Улъенкова У.В. Дети с задержкой психического развития Текст. / У. В. Ульенкова. Н. Новгород: НПГУ, 1994. — 230с.
- Ульенкова, У.В. Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей Текст. / У. В. Ульенкова // Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов. — М., 1995.
- Улъенкова, У.В. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними: Дисс.. д-р психол. наук: 19.00.10 Текст. / У. В. Ульенкова. -Горький, 1983.-439 с.
- Улъенкова, У.В. Развитие дедуктивного умозаключающего мышления у детей: Дисс.. канд. психол. наук Текст. / У. В. Ульенкова. -М., 1954.
- Улъенкова, У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное пособие Текст. / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. М.: Академия, 2008. — 173 с.
- Усанова, О. Н Дети с проблемами психического развития Текст. / О. Н. Усанова. -М.: НПЦ „Коррекция“, 1995. 208 с.
- Усанова, О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей: Учебное пособие Текст. / О. Н. Усанова. М., 1990. — 208 с.
- Устинова, Е.В. Психологические особенности страхов и тревожности у дошкольников с двигательными нарушениями и психокоррекционная система их преодоления Текст. / Е. В. Устинова. — Самара, 2005.
- Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия Текст. / Под ред. З. Ю. Гильбуха. — Киев, 1993.
- Федосеева, О.И. Развитие гибкости мыслительных действий у младших школьников в условиях личностно ориентированного обучения: Дис.. канд. психол. наук Текст. / О. И. Федосеева. Н. Новгород, 2004. -195 с.
- Финни, Н.Р. Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие: Книга для родителей Текст. / Пер. с англ. Ю. В. Липес, A.B. Снеговский / Под ред. и с предисл. Е. В. Клечковой. — М.: Теревинф. 336 с.
- Футер, Д. С. Заболевания нервной системы у детей Текст. / Д. С. Футер.-М., 1976.
- Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников Текст. / О. В. Хухлаева. — М., 2003.
- Цукер, М.Б. Клиническая невропатология детского возраста Текст. / М. Б. Цукер. М., 1986.
- Цукер, М.Б. Основы невропатологии детского возраста Текст. / М. Б. Цукер. -М., 1974.
- Цукерман, Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности Текст. / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. — 1999. № 6. — С. 3—17.
- Чеснокова, JI.C. Динамика психического развития детей 6−7 лет с детским церебральным параличом в» ходе иппотерапии: Автореф. дисс.. канд. психол. наук Текст. / Л. С. Чеснокова. — Н. Новгород, 2005.
- Чеснокова JI.C. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: учебное пособие Текст. / Л. С. Чеснокова. -Н. Новгород, 2010. 68с.
- Чуприкова, Н.И., Ратаноеа, Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников Текст. / Н. И. Чуприкова, Т. А. Ратанова // Вопросы психологии. — 1995. — № 3. С. 104.
- Шамарина, Е.В. Рекомендации к организации индивидуальных и групповых занятий в классах коррекционно-развивающего обучения Текст. / Е. В. Шамарина // Коррекционная педагогика. 2004. — № 3(5). — С. 72−80.
- Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития Текст. / И. А. Шаповал. М.: Сфера, 2005. — 311 с.
- Шардаков, М.Н. Мышление школьника Текст. / М. Н. Шардаков. М.: Учпедгиз, 1963.-258 с.
- Шевлюкова, И.Р. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста Текст. / И. Р. Шевлюкова. — М.: Генезис, 2001.-96 с.
- Шикова, Р.Н., Бологова, Е.И. Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач Текст. / Р. Н. Шикова, Е. И. Бологова // Начальная школа. — 2000. — № 1.
- Шипицына, Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта Текст. / Л. М. Шипицына. -СПб., 2002. 494 с.
- Шипицына, Л.М., Мамайчук, И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Текст. / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. М., 2004.
- Эйдшова, М.Б., Правдина О. В. Детский церебральный паралич и пути его преодоления. М.: Медицина, 1959. — 275 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1974.
- Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников Текст. / Д. Б. Эльконин // Педагогика и психология. 1974. — № 10.
- Ascher, P., Shonelle, T. A survey of 400 cases of cerebral palsy in childhood. Arch, dis Child, 1950.
- Bobath, K., Bobath, B. The diagnosig of cerebral palsy in infaney. Dig. Child, 1956.
- Cardwell, V. Cerebrale palsy anvances in un cherstanding and car. -New-Jork, 1956, 1958.
- Collis, V.R.F., Doniill, M. Cerebral palsy. Arch, Dis Childhod, 1951, 129, 26, 387−398.
- Cruickshank, W., Raus, G. Cerebrale Palsy. Syrakuse, 1956.
- Denhoff, E., Robinault, I. Cerebral palsy and related disorders. A duvelopmential approach fo disfunction. — New-Jork, 1960. V. 421.
- Hohman, L. Sensori disturbances in children with infantile Hemiplegie, Triplegia and Quafripligia. — T. Phys med. 37, 1−6, 1958.
- Little, W. On the in fluence of abnormal parturition difficult labors prematurition and physical condition of the child especially in relation to deformitec. Transaction of the obstetrical society of London, VIII, 1862.
- Miller, D., Rogenfeld, G. The psychological evaluation of children cerebral palsy and its implication in treatment. — T. Pediatr. 1952. № 5. V. 41.