Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности условий подготовки практических психологов в зависимости от их профессиональной специализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показывает анализ психологических исследований, низкий уровень согласованности в ценностно-ориентационной системе молодежи приводит к автономности функционирования отдельных ценностей, их дисгармоничности и непродуктивности в качестве ведущих детерминант регуляции поведения. Ценностные смыслы определяют ожидания, сказываются на интеллектуальных достижениях, на возникновении ощущения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретический анализ решения проблем профессиональной подготовки психологов в системе вузовского образования
    • 1. 1. Основные противоречия в профессиональной подготовке практических психологов и пути их преодоления
    • 1. 2. Анализ содержания и методов подготовки военных практических психологов-к осуществлению профессиональной деятельности в Вооруженных Силах в отечественной системе образования
    • 1. 3. Смысложизненные ориентации как интегральные личностные образования, на основе которых возможно изучать уровень профессионального роста студентов
    • 1. 4. Анализ методов исследования смысложизненных ориентаций
    • 1. 5. Постановка проблемы исследования. Цели и задачи изучения условий подготовки будущих психологов в системе вузовского педагогического образования
  • ГЛАВА II. Экспериментальное изучение смысложизненных ориентаций студентов как показателя динамики их подготовки к профессиональной деятельности
    • 2. 1. Организация и методическое обеспечение исследования констатирующей части исследования
    • 2. 2. Сопоставление результатов смысложизненных ориентаций студентов различных специальностей и курсов обучения
    • 2. 3. Особенности динамики смысложизненных ориентаций студентов, будущих психологов, обучающихся на военной кафедре педагогического вуза
  • Выводы по II главе
  • ГЛАВА III. Формирующий эксперимент: разработка, апробация и проверка эффективности программы профессиональной подготовки будущих психологов
    • 3. 1. Задачи, этапы формирующего эксперимента и описание его программы
    • 3. 2. Принципы построения психолого-педагогической программы становления профессиональной готовности студентов, будущих психологов для работы в Вооруженных Силах
    • 3. 3. Анализ условий подготовки практических психологов с помощью деловых игр и дидактического метода «портфолио»

    3.4. Исследование динамики смысло-жизненных ориентаций и профессиональной информированности участников психолого-педагогической программы подготовки психологов к работе в экстремальных условиях средством деловой игры.

    Выводы по III главе:.

Особенности условий подготовки практических психологов в зависимости от их профессиональной специализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблем профессиональной подготовки практических психологов для различных сфер социальной и производственной деятельности людей определяется рядом обстоятельств как организационного, так и содержательно — методического характера.

Резкие политические и экономические перемены в нашей стране вызывают необходимость не только качественного изменения обучения специалистов, но и подготовку новых специальностей, которые не входили в реестр кадрового обеспечения несколько лет тому назад. К таковым с полным правом можно отнести профессию практического психолога.

Организация психологической службы в системе образования, бизнесе, торговле, спорте, производстве, юридической и многих других сферах потребовала создания новой системы подготовки практических психологов. На этапе реформирования Вооруженных Сил эти задачи стоят и перед учебными заведениями, которые готовят военных специалистов гуманитарного профиля. Их решение зависит не только от организационных составляющих, но и от разработки теоретических, методических основ подготовки психологов. Проблема подготовки практических психологов остро обсуждается и теоретиками и практиками. Выдвигаются нарекания в адрес учебных программ, высказываются сомнения в целесообразности функциональных обязанностей психологов, называются основные противоречия в содержании деятельности практических психологов. Причин такого положения дел много, но основной из них, на наш взгляд, является диффузная размытость и неопределенность в содержательной, технологической, нормативно-правовой основе работы психолога. Практика обучения психологов без определенной специализации к сфере будущей деятельности приводит к тому, что они могут быть хорошо подготовлены теоретически, а практически не умеют включиться в специфические проблемы рабочих сфер.

В настоящее время идет интенсивный поиск преодоления противоречий в обучении практических психологов. Одним из приоритетных направлений выделяется проблема их смысложизненных ориентаций. Неблагополучие нравственного состояния нашего общества обусловлено ломкой социальных стереотипов и набиранием силы новыми социокультурными тенденциями, истинность которых еще не доказана. Поэтому высшая школа должна определиться в стратегии обучения и воспитания будущих специалистов с позиций ценностно-смысловой сферы личности и создании оптимальных условий для этого. В полной мере вышеуказанные проблемы касаются и профессиональной подготовки будущих психологов системы Вооруженных Сил, которым предстоит преодолевать существующие отрицательные стереотипы молодежи в выполнении своих гражданских обязанностей.

Как показывает анализ психологических исследований, низкий уровень согласованности в ценностно-ориентационной системе молодежи приводит к автономности функционирования отдельных ценностей, их дисгармоничности и непродуктивности в качестве ведущих детерминант регуляции поведения. Ценностные смыслы определяют ожидания, сказываются на интеллектуальных достижениях, на возникновении ощущения собственной адекватности-неадекватности, обеспечивают удовлетворенность самим собой и жизнью в целом. Моральное бытие человека регулирует поступки субъекта, его представления о подлинно человеческом отношении к себе и другим (C.J1. Рубинштейн, В. Франкл). Этическую категорию долженствования можно сравнить с компасом, помогающим человеку и обществу выбрать способы ориентировки в житейских ситуациях, адекватно понимать их. Психология нравственного бытия должна стать основой целеполагания сферы образования и существенно влиять на направления ее деятельности.

Таким образом, актуальность определения условий подготовки практических психологов, работающих в системе образования и системе Вооруженных Сил, изучении динамики их смысложизненных ориентаций в процессе профессионального обучения, с одной стороны, обусловлена значимостью этой психологической структуры в личностном становлении профессионала, а с другой неразработанностью этой проблемы и в теоретическом и практическом планах вузовской подготовки специалистов для различных психологических служб.

Цель исследования: изучение условий, в частности организационно-методических, подготовки практических психологов, обучающихся на военной кафедре педагогического вуза.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс подготовки практических психологов различной специализации.

Предмет исследования: организационно-методические условия профессионального обучения и смысложизненные ориентации будущих практических психологов как показатель их профессиональной подготовки.

Гипотезы исследования: основу направления нашего исследования составляют следующие научные предположения:

Гипотеза 1. Качество профессиональной подготовки будущих специалистов определяется не только знаниево-технологической составляющей, но и развитием интегральных личностных образований, основным из которых является смысложизненная ориентация. Смысложизненные ориентации студентов осознаются, переживаются, их развитие может зависеть как от содержательных, так и организационно-методических условий учебного процесса в вузе.

Гипотеза 2. Личностные образования студентов на этапе вузовского обучения имеют сложную структуру, которые включают ценностные компоненты, перестраивающиеся в ходе обучения (концепция Н.С. Пряжникова). Позитивная динамика смысложизненных ориентаций студентов может служить показателем качества их профессиональной подготовки.

Гипотеза 3. Мы полагаем, что основным условием успешной подготовки практических психологов для работы в системе Вооруженных Сил, обучающихся в педагогическом вузе, является максимальная включенность их в процессе обучения в специфику будущего профессионального пространства (военной службы) и использование интерактивных методов обучения, среди которых особое место занимают деловые игры и самостоятельная работа с информационным ресурсом с помощью дидактического метода «портфолио».

В соответствии с целью, предметом и гипотезами сформулированы следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблем подготовки практических психологов различных специализаций, систематизировать основные противоречия вузовского обучения будущих психологов, определить условия их преодоления.

2. Экспериментально изучить особенности смысложизненных ориентации студентов, обучающихся на разных факультетах гуманитарных и технических вузов, в целях выявления возможности рассматривать их динамику как показателя профессионального становления будущих специалистов.

3. Разработать и апробировать программу подготовки практических психологов для работы в Вооруженных Силах, обучающихся в педагогическом вузе, с максимальной включенностью их в специфику будущего профессионального пространства (военной службы) на основе использования интерактивных методов обучения, деловых игр и дидактического метода «портфолио».

4. Проанализировать эффективность экспериментальной программы на основе изучения динамики смысложизненных ориентаций и профессиональной осведомленности будущих практических психологов в вопросах технологии деловых игр, коммуникативных взаимодействий и проблем работы психолога в экстремальных ситуациях.

Теоретико-методологическую основу исследования составили ведущие положения отечественной психологии: теории деятельности и развивающего обучения (JI.C. Выготский, JI.B. Занков, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, C.JI. Рубинштейн) — субъектно-деятелыюстного подхода в психологии профессионального становления (В.П. Зинченко, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова JI.H. Митина, В.И. Слободчиков) — профессионального самосознания (Л.И. Божович, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Леонтьев, В.В. Столин) — психологических концепций, раскрывающих понятия смысложизненных ориентаций как интегральных образований личности (А.Г. Асмолов, Б. С Братусь, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Н. С. Пряжников, В.

Франкл) — психологической службы образования (А.А. Бодалев, М. Битянова, Ф. Е. Василюк, И. В. Дубровина, С. В. Кривцова, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, Т.И. Чиркова) — работ, посвященных изучению проблем профессиональной компетентности психолога различной специализации (Л.И. Анциферова, JT.H. Захарова, Н. И. Исаев, Т. М. Сорокина, У.В. Ульенкова) — работ по проблемам оптимизации практической психологической службы и деятельности психолога (А.Г. Асмолов, М. Р. Битянова, И. В. Дубровина, М. И. Лукьянова, Г. В. Овчарова, В. В. Рыжов, Т.И. Чиркова) — военной психологии (А.Я. Анцупов, А. А. Бодарев, В. П. Галидский, B.C. Добровольский, П. А. Корчемный, Л. Г. Лаптев, А. Г. Маклаков, В. Г. Михайловский, Л. Н. Уваров, В. Г. Утлик, Н.Ф. Феденко).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки исходных гипотез нами использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняемых методов: изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области психологии высшей школы, педагогической психологии по проблеме диссертационного исследованияконстатирующий, формирующий, контрольный экспериментытест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьеваопросники, наблюдение, беседы, интервьюколичественный и качественный анализ полученных в исследовании фактических данных.

Надежность и достоверность данных обеспечивалась применением апробированного инструментария, вариативностью констатирующего эксперимента, адекватного целям и задачам исследования, наличием формирующего эксперимента, качественным и количественным анализом эмпирического материала, значительной количественной выборкой испытуемых, обучающихся различным специальностям (студенты военной кафедры НГПУ, проходящие подготовку по военно-учётной специальности «Психология" — студенты архитектурно-строительного университета технического профиля специализациибудущие психологи, проходящие подготовку по специальности «Психология. Преподаватель психологии» дневной и вечерней формы обучения- «Педагоги-психологи" — «Социальные педагоги" — студенты философско-теологического факультета НГПУаспиранты педагогического университета).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— на основе теоретического анализа состояния проблемы обучения практических психологов различных направлений и специализаций систематизированы основные противоречия их подготовки;

— определены теоретические подходы к созданию организационно — методических условий обучения будущих практических психологов в зависимости от направления их специализации с позиций единства знаниево-технологического подхода и развития интегральных личностных образований, основным из которых является смысложизненная ориентация;

— впервые в качестве предмета специального исследования было изучение динамики смысложизненных ориентаций практических психологов различных специализаций как показатель их профессионального становления;

— собран большой массив фактических данных, характеризующих особенности смысложизненных ориентаций современной студенческой молодежи, приобретающих технические и гуманитарные специальности;

— разработан комплекс учебных организационных и методических технологий подготовки практических психологов для работы в системе Вооруженных Сил с учетом их будущей специализации.

Практическая значимость исследования заключается:

— в выявлении условий оптимизации обучения практических психологов с учетом направления их специализации, позволяющих составить эффективную программу профессионального становления и личностного роста;

— в разработке, экспериментально доказанной на эффективность, технологии дидактической игры при подготовке психологов к работе в экстремальных условиях;

— в создании апробированной программы максимального включения психологов в пространство будущей профессиональной деятельности (на примере подготовки в педагогическом вузе офицеров запаса по военно-учётной специальности «Психология» к работе в системе Вооруженных Сил). Данная программа может быть использована и для подготовки практических психологов образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Качество подготовки практических психологов определяется не только знаниево-технологической составляющей их профессионализма, но и развитием интегральных личностных образований, основным из которых является смысложизненная ориентация.

2. Динамика смысложизненных ориентаций зависит от ориентированности психологов в содержании и требованиях будущей специализации, от четкости знания профессиональных обязанностей и организационно-правовых условий будущей профессиональной деятельности.

3. Одним из условий оптимизации подготовки офицеров запаса по военно-учётной специальности «Психология», обучающихся в педагогическом вузе, является максимальная включенность их в процессе обучения в специфику будущего профессионального пространства.

4. Использование интерактивных методов обучения, среди которых особое место занимают деловые игры, моделирующие значимые профессиональные ситуации (например, работу в экстремальных условиях), и самостоятельная работа студентов с информационными ресурсами с помощью дидактического метода «портфолио» способствуют позитивной динамике их смысложизненных ориентаций.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях разного уровня: на Всероссийской научно-практической конференции студентов, соискателей, молодых учёных и специалистовна Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, учёных и специалистов (Н.Новгород, 2002 г.) — на Всероссийской (Межведомственной) конференции (Санкт-Петербург, 2003 г.) — на конференции, посвященной 60-летию Великой Победы (Н.Новгород, 2005 г.) — на научно-практической конференции (Н.Новгород, 2005 г.) — на национальной научно-практической конференции (Москва, 2005 г.) — на Международной научной конференции (Ярославль, 2005 г.) — на Международной научно-методической конференции (Н.Новгород, 2005 г.) — на заседании кафедр общей психологии и военной кафедры НГПУ в мае 2005 года. Материалы исследования использовались при проведении лекции на военной кафедре по командирской подготовке преподавательского состава в январе 2005 года, а также при проведении лекционных и практических занятий со студентами военной кафедры НГПУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (234 наименований, в том числе 4 на иностранном языке), 6 приложений. Работа иллюстрирована 15 таблицами, 9 гистограммами.

Выводы по III главе:

Одной из гипотез нашего исследования было предположение о том, что организационно — методические условия профессиональной подготовки студентов могут сказаться на их личностном и профессиональном росте. Разработанная и апробированная нами программа подготовки будущих психологов для Вооруженных Сил позволила нам сделать следующие выводы:

1. К выполнению функциональных обязанностей и содержанию деятельности практического психолога в профессиональном армейском пространстве студенты могут быть подготовлены при условии максимального включения их учебные военные сборы. Это важное условие оптимизации подготовки, поскольку студенты, будущие военные психологи, на практике выполняют психодиагностическую, консультативную, воспитательно-профилактическую работу непосредственно в воинских подразделениях.

2. Задачей формирующего эксперимента была разработка технологии использования интерактивных методов обучения, таких как деловые игры и дидактический метод «портфолио». Как показывают результаты нашего исследования, данные методы являются одним из условий полноценной подготовки будущих психологов. Эффективность была нами экспериментально доказана.

Выявилось, что особую значимость в повышении самооценок профессиональной информированности в теории деловых игр, в технологиях продуктивного бесконфликтного взаимодействия и в проблемах оказания психологической помощи взрослым и детям в экстремальной ситуациях имеют деловые игры. Именно они позволяют моделировать ситуации, которые нельзя создавать искусственно из-за этических соображений.

3. На эффективность профессиональной подготовки психологов влияет включение их в выполнение гражданских обязанностей, таких как, например, у студентов, будущих военных психологов, обучающихся в педагогическом вузе, работа с ветеранами войны, поскольку высокий профессионализм психолога не ограничивается одной операционально-технологической составляющей, а включает в себя личностный план. Как показали результаты нашего исследования, за годы учебы будущих психологов происходит не только профессиональный, но и личностный рост.

4. Одним из условий подготовки практических психологов является включенность студентов в поисково-творческий формат обучения, который создавался нами экспериментально с помощью организации самостоятельной работы студентов с информационным ресурсом, предполагаемым дидактическим методом «портфолио». Экспериментально нами был выявлен позитивный рост в оценках осведомленности после подготовки студентов к деловой игре «Работа психолога в экстремальных условиях" — в теории и технологии деловой игры, в принципах коммуникативного взаимодействия при принятии решений действовать в экстремальных ситуациях, а также в проблемах работы психолога с посттравматическими стрессами детей и взрослых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты выполненного нами теоретико-экспериментального исследования, посвященного изучению условий подготовки практических психологов в зависимости от их будущей специализации, позволили сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ проблем подготовки практических психологов выявил противоречия как в содержании учебных программ, так и в организационных вопросах. Многие авторы отмечали неблагополучия в мотивационной сфере студентов, обусловленные их неуверенностью дальнейшего трудоустройства, поскольку в учебном процессе их профессионального становления не учитывается подготовка к возможности отвечать на вызовы современности.

2. В учебном процессе практических психологов отмечается ряд организационных и методических сложностей: отсутствие возможности организовать из-за этических норм полноценную практикунеопределенность в содержании деятельности практических психологов в специфических условияхотсутствие нормативно-правового обеспечения их работыосуществление подготовки их без учета специфики будущего профессионального пространства. Эти сложности менее проявляются, если подготовка психологов проходит в профильных вузах или на соответствующих кафедрах, например, при подготовке офицеров запаса по военно-учётной специальности «Психология». В нашем исследовании на примере обучения практических психологов на военной кафедре педагогического вуза мы доказали, что основным условием оптимизации подготовки практических психологов является четкость нормативно-правовой основы их будущей деятельности и содержание учебных программ, включающих формирование умений и навыков их будущей профессиональной деятельности.

3. Результаты формирующего эксперимента подтвердили нашу гипотезу о том, что к выполнению функциональных обязанностей практические психологи, обучающиеся на военной кафедре педагогического вуза, могут быть подготовлены при условии включения их в процессе обучения в производственную психологическую практику на учебных военных сборах. Это важное условие профессиональной подготовки, поскольку студенты на практике выполняют психодиагностическую, консультативную, воспитательно-профилактическую работу непосредственно в воинских подразделениях.

4. На эффективность профессиональной подготовки психологов влияет включение их в выполнение гражданских обязанностей, например, работа с ветеранами войны студентов, обучающихся в педагогическом вузе на военной кафедре, поскольку высокий профессионализм психолога не ограничивается одной операционально-технологической составляющей, а включает в себя нравственные установки и коммуникативные качества личности.

5. Получили подтверждение теоретические положения, лежащие в основе нашего исследования: включенность практических психологов в профессиональную среду их будущей деятельности уже на стадии обучения обеспечивает развитие профессионального самосознания субъекта деятельности, его смысловых ценностейстратегия профессионального образования психологов для любой отрасли с позиций ценностно-смысловой сферы личности может предотвратить возникновение дисгармоничности в самосознании студентов, способствовать выработке этических категорий профессионального долженствования и ответственности.

6. Одним из условий полноценной подготовки будущих психологов, эффективность которого была нами экспериментально доказана, является использование в учебном процессе деловых игр, позволяющих моделировать ситуации, которые нельзя создавать искусственно. Например, подготовка психологов к работе в экстремальных условиях. Была доказана эффективность организации студентов в поисково-творческой работе с информационным ресурсом с помощью дидактического метода «портфолио». Экспериментально был выявлен позитивный рост в оценках информированности после подготовки студентов к деловой игре «Работа психолога в экстремальных условиях», в теории и технологии деловой игры, в принципах коммуникативного взаимодействия при принятии решений действовать в экстремальных ситуациях, а также в проблемах работы психолога с посттравматическими стрессами детей и взрослых.

7. Сложная динамика смысложизненных ориентаций, выявленная нами в констатирующей части исследования по ряду показателей субшкал с помощью методики СЖО Д. А. Леонтьева, подтвердила не только общую эффективность разработанных нами учебно-воспитательных программ, по и определенные индивидуальные личностные изменения смысложизненных ориентаций студентов. Это касается в большей мере таких составляющих, как интернальный и экстернальный локус контроля, цели в жизни, интерес и эмоциональная насыщенность жизни.

Разработанные в нашем исследовании экспериментальные программы и технологии могут быть использованы в подготовке и повышении квалификации психологов любых специализаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Практическая психология. Введение в практическую психологию Текст. / Г. С. Абрамова.-Екатеринбург, 1998.С.157−158.
  2. Абульханова-Славская, К.А. О путях построения типологии личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал, 1983, № 1.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. Текст. /К.А.Абульханова-Славская. М., 1991.
  4. , B.C. Тесты в социологическом исследовании. Текст./ В. С. Аванесов. М., 1982.
  5. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. Текст. /М., 1983.
  6. Александрова, 10.В. Нравственное переживание как путь преодоления «раскола» смысла жизни Текст. / Ю. В. Александрова // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни/ Под ред.
  7. B.Э.Чудновского, А. А. Бодалева, JLH.Каповой.М.:Психологич.ин-т РАО, 1997.1. C.140−144.
  8. В.М. Опыт теоретической психологии. Текст. / В. М. Аллахвердов. СПб., 1933.
  9. , Б.Г. Избранные психологические труды Текст. / Б. Г. Ананьев. Т.2., М., 1980.
  10. , Г. В. Российское сознание: Историко-психологические очерки. Текст. / Г. В. Акопов. Самара: Президиум СНЦ. РАН., 2002. -90 с.
  11. , Г. В. Социальная психология образования. Текст. / Г. В. Акопов.М.: Флинта, 2000. 296 с.
  12. , Ж.О., Ермолаева, М.Г. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления студента педколледжа Текст. / Ж. О. Андреева, М. Г. Ермолаева. (Проект «Призвание»). СПб.- «Тускарора». -2001. С. 152.
  13. , С.Ф. Единство теоретико-познавательного, социологического и ценностного способов рассмотрения явлений морали // Моральные ценности и личность Текст. / Под. ред. А. И. Титоренко, Б. О. Николаевича. М.: МГУ, 1994. — 170 с.
  14. , Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран Текст. / Л. И. Анциферова //Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  15. , А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир» Текст. / А. С. Арсеньев // Вопр. Филос. 1993. N5.
  16. , Т.Н. Методический аспект проблемы способностей Текст. / Т. Н. Артемьева. М., 1977.
  17. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Текст. / В. Г. Асеев. М., 1976.
  18. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования. Текст. / А. Г. Асмолов. М., 1984. 104 с.
  19. , А.Г. Психология личности. Текст. / А. Г. Асмолов. М., 1990.
  20. , А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания Текст. / А.Г.Асмолов//Образование. 2002, № 1, С 17−32
  21. , А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии Текст. /А.Г.Асмолов. М.:"Смысл", 2002- 480 с.
  22. , Н.Ф., Голынкпна, Н.А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля Текст. / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд. Психологический журнал, 1984, т.5, N3.C. 152−162.
  23. , Г. А., Бургин, М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение Текст. / Г. А. Балл, М. С. Бургин // Вопросы психологии. 1994.,№ 4, С.56−66.
  24. , В.А. Б.Ф.Ломов: системный подход к исследованию психики. Текст. / В.А.Барабанщиков// Психологический журнал. 2002. Том 23, № 4. С. 27−38.
  25. , Г., Никольский, А. Семинар-тренинг как активная форма работы Текст. /Г.Барднер, А. Никольский // Новые знания № 4. 2001. С. 14−17.
  26. , Г., Никольский, А. Формы групповой работы и оценка их эффективности Текст. /Г.Барднер, А. Никольский // Новые знания 33 2001. С. 39−41.
  27. , М. М. К философии поступка Текст. / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984—1985. М., С. 80—160.
  28. , У., Шепард, Г. Теория группового развития Текст. / У. Беннис, Г. Шепард //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
  29. , Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Текст. / Р.Берне. М.: Прогресс, 1986.- 422 с.
  30. , Н.Н., Петровская, Л.А. Групповая дискуссия Текст. / Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская //Социально-психологический климат в коллективе. М., 1981 .
  31. , А.А. О взаимосвязи общения и отношения Текст. / А. А. Бодалев //Вопросы психологии, 1994. № 1. 122с.
  32. , В.А. Проблемы профессионального психологического отбора Текст. / В.А.Бодров//Психологический журнал, 1985. № 2.
  33. , Л.И. Избранные психологические труды. Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1995. 395 с.
  34. , С.В. Проблемы истории педагогики высшей военной школы (ХУП-нач.ХХвв.) Текст. / С. В. Бордунов. Учебное пособие, ВУ, 1996 г.
  35. , Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности //Психология формирования и развития личности. Текст. / Е. М. Борисова. М., 1981 -41 с.
  36. , С.Е., Деловая игра как метод социально-психологического тренинга Текст. / С.Е.Борисова//Вопросы психологии. 1999, № 4. С.52−57.
  37. , Б.С. Аномалии личности. Текст. /Б.С.Братусь. М., 1988.
  38. , Б.С. К изучению смысловой сыферы личности Текст. / Б.С.Братусь// Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981. № 2. С.46−56.
  39. , Б.С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование Текст. / Б. С. Братусь. М.: Знание, 1985. -64с.
  40. , Б.С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности Текст. / Б. С. Братусь // А. Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. С.212−219.
  41. , С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). Текст. /С.Л.Братченко. М.: Смысл, 1999. 137 с
  42. Бубнова, С. С Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система Текст. / С. С. Бубнова // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 25. С. 38−44.
  43. , Л.П. Человек: деятельность и общение. Текст. /Л.П.Буева. М.: Мысль. 1978.- 167 с.
  44. , Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер Ком, 1999 528 е.: (Серия «Мастера психологии»).
  45. , В.К. Психологические механизмы биологической мотивации Текст. / В. К. Вилюнас. М., 1986.
  46. , В.К. Психология эмоциональных явлений Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. 142 с.
  47. , Ф.Е. Методологический анализ в психологии Текст. /Ф.Е.Василюк. М: МГППУ- Смысл, 2003. 240 с.
  48. , Е.А. Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте: Текст. / Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1987. — 83 с.
  49. , И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл Текст. / И. Ф. Ведин. Рига: Зинатне. 1987.-212 с.
  50. , А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. Текст. / А. А. Вербицкий. М, 1991. -258 с.
  51. , А. А., Сахарова, Н. Психологические особенности включения взрослых в образовательную деятельность Текст. /А.А.Вербицкий, Н. Сахарова // Новые знания. 1999. № 2. С. 23−26.
  52. , Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика Текст. / Е. Н. Волкова. Н. Новгород, 1998.
  53. , Е.Н. Развитие организационно-управленческой структуры психологической службы образования Нижегородской области Текст. / Материалы научной конференции «Актуальные проблемы психологии образования». Н. Новгород: НГЦ, 2004. С.284−289.
  54. , Е.Н. Субъектпость педагога: теория и практика Текст.: Автореферат дисс.докт.псих.наук, М.- 1998.
  55. , Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьника Текст.: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1983.- 24 с.
  56. , А.А., Ермоленко, Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности Текст. / А. А. Волочков, Е.Г.Ермоленко// Психологический журнал. 2004. — № 2. С. 2 — 26.
  57. Вопросы профессиоведения. Текст. / М., 1982.
  58. , В. Психология душевных волнений Текст. / В. Вундт //Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  59. , Л.С. Собрание сочинений Текст. В 6 т./ Л. С. Выготский М.: Педагогика, 1982. Т. 1 -487 с.
  60. , Л.Ф. Рефлексия и переживания как единый психологический механизм изменения профессионального сознания руководителей системы образования в процессе их профессиональной подготовки Текст. /Л.Ф.Вязникова // Мир психологии.2002, № 4. С.209−215
  61. , Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития Текст. /Л.Ф.Вязникова // Психологическая наука и образование. 2002. № 4.
  62. , П.Я. Введение в психологию Текст. /П.Я.Гальперин. М., 1976.
  63. , С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы Текст. /С.А.Гапонова. -Н.Новгород, 2004. 154 п.л.
  64. , М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема Текст. / М. Р. Гинзбург // Вопр. Психол. 1988.№ 2.
  65. , Дж., Стэнл, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Текст. /Дж.Гласе, ДЖ.Стэнл. М., 1976.
  66. , Ю. Концепция развития военного образования ВС РФ Текст. /Ю.Гончаров. // Ориентир, 1994 г., № 9, С. 58−62 .
  67. , К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. Текст. /К.М.Гуревич. М., 1970.
  68. , Т.Н., Соловьева, И.В. Исследование уровня осмысленности жизни в структуре индивидуальности. Текст. /Т.Н.Джумагулова, И.В.Соловьева// Электрон.носитель. Материалы III съезда психологов России в 8 томах, 2003.
  69. , Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. Текст. /Н.Н.Данилова. М., 1992.
  70. , В.Г. История военпо-профессионалыюго образования в России, как фактор интернационального воспитания Текст. /В.Г.Данченко. М., 1992 г., ГА ВС, С. 165−166.
  71. , Л.Г., Шкопоров, Н.Б., Аллахвердова, О.В. К вопросу о психологических механизмах регуляции внутригруппового поведения в особых условиях Текст. /Л.Г.Дикая, Н. Б. Шкопоров, О. В. Аллахвердова //Социальная психология и общественная практика. М., 1985.
  72. , Е.Е. Подготовка будущего психолога к работе с проблемными детьмиТекст. /Е.Е.Дмитриева//Материалы конференции «Актуальные проблемы психологии образования». Н. Новгород: НГЦ, 2001.С. 190−192.
  73. , А.Е. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии Текст. /А.Е.Дружипин. М.: ИМАТОН, 2000. 135 с.
  74. , В.Н. Экспериментальная психология Текст. /В.Н.Дружинин Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. 256 с.
  75. Дубровина, И. В. Введение в практическую психологию образования Текст. /И.В.Дубровина //Практическая психология образования. М.:ТЦ «Сфера№, 1997.-528 с.
  76. , И.Ф., Петров, В.П. О психологической классификации военных специальностей Текст. /И.Ф.Дьяконов, В. П. Петров //Военно-медицинский журнал, 1985. № 1.
  77. , А. Высшая школа: гуманитарный аспект реформы Текст. / А. Ежов //Ориентир 1994. № 1 .С.52−55.
  78. , А.Л., Рубахин, В.Ф. Проблема «человеческого фактора» в управлении Текст. /А.Л.Журавлев //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 1976.
  79. , Ю.М., Похилько, В.И., Шмелев, А. Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных тест-опросников Текст. /Ю.М.Забродин, В. И. Похилько, А. Г. Шмелев //Психологический журнал, 1987. № 6
  80. , Л.Г., Ядов, В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности Текст. /Л.Г.Здравомыслов, В. А. Ядов // Социология в СССР. М.: Мысль, 1966. № 2. С. 37 — 48
  81. , Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении педагога Текст. /Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк//Мир психологии.2002. № 4. С. 194−208.
  82. , Б.М., Братусь, Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. Текст. /Б.М.Зейгарник, Б. С. Братусь. М., 1980.
  83. , И.А. Педагогическая психология. Текст. /И.А.Зимняя. М.: Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997. 384 с.
  84. , В.П. О целях и ценностях образования Текст. /В.П.Зинчепко// Педагогика. 1997.-№ 5.С. 3−17.
  85. , В. П. Принципы психологической педагогики Текст. /В.П.Зинчепко // Педагогика. 2001. № 6. С. 9−17.
  86. , В. Военное училище в России . Текст. /В.Змеев / Красный воин -1993 г.
  87. , С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Текст. /С.И.Змеёв. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 128 с.
  88. , С. Кому на Руси учиться хорошо Текст. /С.Змеёв// Новые знания, № 4. 2001. С.9−13.
  89. , О.И., Бобнева, М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения Текст. /О.И.Зотова, М. И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шорохова. М&bdquo- 1975. С. 241 -254
  90. , В.А. Потребности как жизненные задачи Текст. /В.А.Иванников//Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1997. № 1. С. 14−20
  91. , В.А. Психологические механизмы волевой регуляции Текст./
  92. B.А.Иванников. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991.- 142с.
  93. , Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. Текст. /Е.М.Иванова. М., 1987.
  94. Инженерная психология в военном деле. Текст. М., 1983.
  95. , Е.И., Косарецкий, С.Т., Слободчиков, В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога Текст. /Е.И.Исаев,
  96. C.Т.Косарецкий, В. И. Слободчиков //Вопросы психологии, 2000. № 3. С. 57−66.
  97. , М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. Текст. /М.С.Каган. М. 1989. 315 с
  98. , Т.А., Олейник, Ю. Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов Текст. /Т.А.Казанцева, Ю.Н.Олейиик// Психологический журнал. 2002. — № 6. С. 51−60.
  99. , Н.Д. Высшая военная школа: проблемы совершенствования Текст. /Н.Д.Какорин //Военная мысль 1995. № 6.
  100. , Н.И., Сазанов, Г.Д., Симоненко, В. Д. Профессиональная ориентация учащихся. Текст. /Н.И.Калугин, Г. Д. Сазанов, В. Д. Симоненко. М., 1988.
  101. , А.И. История подготовки офицерских кадров в России Текст. / А.И.Каменев//Учебное пособие. ВПА 1990 г.
  102. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст. /В.А.Как-Калик //Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  103. , А.Г., Сыромятников, И.В. Текст. / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. -480 с.
  104. , А.И. Военный ВУЗ XXI века. Каким ему быть? Текст. А.И.Карманов// Ориентир-1996. № 7.
  105. , В.Д. Роль общения в деятельности человека Текст. /В.Д.Квасков// Социально-политический журнал. 1996. № 3. С. 224−234.
  106. , Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников Текст. /Н.А.Кирилова// Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 29 — 37.
  107. , Г. Введение в дифференциальную психологию учения. Текст. /Г.Клаус. М., 1987.
  108. , Е.А. Введение в психологию труда. Текст. /Е.А.Климов. М., 1988.
  109. , Е.А. Индивидуальный стиль деятельности Текст. /Е.А.Климов//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982
  110. , Е.А. Как выбрать профессию. Текст. /Е.А.Климов. М., 1984.
  111. , М.В. К проблеме профессионального развития Текст. /М.В.Клищевская // Вестн. РГМУ. 2001. № 4. Сер 14. С. 3−11.
  112. , Г. А. Общение и его воспитательное значение. Текст. /Г.А.Ковалев // Мир психологии. 1996. № 3.
  113. Коган, J1.H. Цель и смысл жизни человека Текст. / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1984.-252 с.
  114. Кон, И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. Текст. /И.С.Кон. М., 1984.-335 с.
  115. Кон, И. С. Постоянство и изменчивость личности Текст. /И.С.Кон. //Психологический журнал. 1987. № 4.
  116. , С.В. Типические особенности педагогического взаимодействия Текст. /С.В.Кондратьев// Вопросы психологии. 2004. № 4. С.130−137.
  117. Конкретные психодиагностические методики. Текст. М., 1989.С. 166 172.
  118. , С.Л. Ценности лидеров Текст. /С.Л.Копотев// Проблемы молодежи. Ижевск, 1989. — 110 с.
  119. , Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности Текст. /Л.Н.Корнеева //Вестник Ленинградского университета, 1989. Сер.6. Вып.4. № 27.
  120. , Л.А., Советова, О.С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям Текст. /Л.А.Коростылева, О. С. Советова. СПб., 1995.
  121. .Б. Закономерности развития личности Текст. /Б.Б.Коссов//Психологическая наука и образование, 2001. № 1. С. 5−20.
  122. , М.Р. Психология и безопасность. Текст. /М.Р.Котик. Таллинн, 1987.
  123. , А.И. Внутренние условия развития и психофизическая проблема Текст. /А.И.Кричевец// Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 3 -18.
  124. , Н.Ф. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. /Н.Ф.Кузьмина. М., Высшая школа, 1990, — 119 с.
  125. Кричевский, P. J1., Дубовская, Е. М. Психология малой группы. Текст. /Р.Л.Кричевский, Е. М. Дубовская. М., 1991
  126. , Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника Текст. /Б.С.Круглов// Сборник научных трудов / Психологические особенности формирования личности школьника. М.: Академия педагогических наук СССР, 1983. С. 4 — 11.
  127. , В.Н., Кересянц, B.C., Кудрявцев, Ю. В. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. Текст. / В. Н. Кудрявцев, B.C.Кересянц, Ю. В. Кудрявцев. М., 1984.
  128. , Т.В., Сухарев, А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения Текст. / Т. В. Кудрявцев, А.В.Сухарев//Вопросы психологии, 1985. № 1.
  129. , Е.С., Волков, И.П., Емельянов, Ю. Н. Руководитель и коллектив. Текст. / Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов. Л., 1974.
  130. , Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Текст. / Б. В. Кулагин. Л., 1984.
  131. , Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. Текст. / Л. В. Куликов. СПб., Речь, 2001.- 184 с
  132. Кулюткин, 10., Муштавинская, И. Педагогическая рефлексия в образовательной деятельности взрослых Текст. / Ю. Кулюткин, И. Муштавинская// Новые знания, № 4. 2001. С.8−9.
  133. , B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности Текст. /В.С.Лазарев // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 18−27.
  134. , К. Акцентуированные личности. Текст. / К.Леонгард. Киев, 1981 .
  135. , А.А. Психология общения. Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-365с
  136. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1977.-304 с.
  137. , Д.А. Очерк психологии личности. Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1993.- 110 с.
  138. , Д.А. Ценностные ориентации. Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Педагогика, 1970. 16 с.
  139. , Д.А., Калашников, М.О., Калашникова, О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации Текст. /Д.А.Леонтьев, М. О. Калашников, О. Э. Калашникова. Психол. Журн., 1993. № 1. Т. 1, с. 150 155.
  140. , А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред.
  141. A.А.Леонтьева, Д. А. Леонтьева Текст. / А. Н. Леоптьев. М.: Изд-во Моск. уп-та, 1994.-287 с.
  142. , Д.А. Методика ценностного спектра и её возможности в исследовании субъективной реальности Текст. / Д. А. Леонтьев // Методы психологии: ежегодник РПО. Т. З. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 1997. С. 163−166.
  143. , Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии //Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции Текст. / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. С. 36−49.
  144. , Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
  145. , Д.А. Тест смысложизненных ориентаций Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992. 16 с.
  146. , Д.А., Бузин, В.Н. Особенности смысловой структуры мировоззрения при хроническом алкоголизме Текст. / Д. А. Леонтьев,
  147. B.Н.Бузин // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1992. № 3. С.22−30.
  148. , Д.А., Филатова, М.А. Психодиагностические возможности методики предельных смыслов Текст. / Д. А. Леонтьев, М. А. Филатова // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1999. № 2. С. 53−68.
  149. , B.C., Решетников, М.М. Аутогенная тренировка Текст. /В.С.Лобзин/Справочное пособие для врачей/. Л., 1986.
  150. , Б.Ф. Личность в системе общественных отноше-ний Текст. /Б.Ф.Ломов//Психологический журнал, 1981. № 1.
  151. , С.И. К оценке эффективности психологического отбора в высшие авиационные училища летчиков Текст. /С.И.Лосев//Военно-медицинский журнал, 1965. № 11.
  152. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя Текст. /М.И.Лукьянова// Педагогика. 2001. № 10. С. 56−61.
  153. , Т.В. Смысложизненные ориентации как фактор становления индивидуального стиля педагогической деятельности. Текст.: Автореферат дисс.. канд. псих. наук./Т.В.Максимова. М., 2001. 23 с.
  154. , В.Л. Критерии профессиональной пригодности Текст. /В.Л.Марищук//Хрестоматия по инженерной психологии. М., 1991
  155. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя Текст. /А.К.Маркова.//Советская педагогика.- 1990, № 8.С.34−39.
  156. , А.К. Психология профессионализма. Текст. /А.К.Маркова. М., 1996, — 308 с.
  157. , А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А.Маслоу. М.: Смысл, 1999.-424 с.
  158. A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения Текст. /А.М.Матюшкин//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981
  159. , В.Н. Адаптивная методика оценки профессиональных интересов и склонностей Текст. / В.Н.Машков//Вопросы психологии, 1991, № 3.
  160. , В.Н. Военно-профессиональная направленность и методы ее оценки Текст. / В. Н. Машков //Профессиональный психологический отбор в военно-учебные заведения. Материалы всеармейского учебно-методического сбора. М., 1988.
  161. , В.Н. Оценка мотивации особенностей военнослужащих срочной службы в целях их рационального распределения по специальностям: Текст.: Дис. канд. псих-наук. / В. Н. Машков Л., 1988.
  162. , В.Н. Экспресс-метод оценки особенностей военно-профессиональной направленности личности Текст. / В. Н. Машков //Совершенствование подготовки офицерских кадров в свете современных требований к высшей школе. J1., 1988.
  163. , Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении Текст. /Н.А.Менчинская//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
  164. Методика индивидуальной профконсультации. Текст. М., 1982.
  165. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя Текст. / Под ред. 10. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1980.
  166. , Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. /Л.М.Митина//Вопросы психологии. 1997. № 4. С.28−38.
  167. , Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. Текст. /Л.М.Митина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. -320 с.
  168. , Л.М., Кузменкова, О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя Текст. /Л.М.Митина, О.В.Кузменкова// Вопросы психологии. 1998. № 3. С.3−16.
  169. , И.Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект. Текст. /И.Н.Михеева. М., 1991.
  170. , К. Удовлетворенность жизиыо, ощущение счастья, переживание смысла собственного бытия. Рабочий класс СССР па «рубеже 80-х годов. Текст. / К.Муздыбаев. М&bdquo- 1981.- с. 181 -198.
  171. , В.К., Бараш, Б.А. Профилактика невротических расстройств у студентов вузов Текст. /В.К.Мягер, Б. А. Бараш //Психологическая служба в высшей школе. Новосибирск, 1981.
  172. , В.Н. Психология отношений Текст. /В.Н.Мясищев/ Под. ред.
  173. A. А. Бодалева. М., Воронеж, 1995 — 356 с.
  174. , В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски Текст. /
  175. B.Г.Немировский. Киев: Политиздат Украины, 1990.-223 с.
  176. , Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Текст. /Т.А.Немчин. Л., 1983.
  177. , П.А. Человек как автор жизни: психосемантика жизненных ориентаций. Текст. /Н.А.Низовских. Киров, 2000. 116 с.
  178. , Г. С., Абрамова, Л.Г. Индивидуальный подход в учебном процессе высшей школы//Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. Текст. /Г.С.Никифоров, Л. Г. Абрамова. Л.-М, 1988.
  179. , Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта. Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. Текст. /Т.Г.Новикова. -М.: АСАДЕМИЯ, АПК и ПРО, 2003,-70с.
  180. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Текст. / (Монографическая серия: научный редактор директор ИОВ РАЛ, докт. пед. паук В. И. Подобед). В 4 томах. СПб.: ИОВ РАО, 2000.
  181. Образование взрослых: цели и ценности Текст./Под ред. Г. С. Сухобской, Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. СПб.: ИОВ РАО, 2002. — 188с.
  182. Общая психодиагностика Текст./Под ред.А. А. Бодалева, В. В. Стопина. М.: МГУ, 1987. 304 с.
  183. , А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус Текст. /А.А.Орлов// Педагогика. 1999. № 7. С. 6068.
  184. , Р.И. Динамика смысложизненных ориентаций молодежи в профессиональном становлении Текст./Дипломная работа под рук. Т. И. Чирковой. Н. Новгород: ННГАСУ, 2006. 79 с.
  185. Основы психологии и педагогики высшей школы. Текст. М., 1986.
  186. , Т.С., Матвиенко, В.А., Пруель, Н. А. Теория и практика современного образования в условиях системы повышения квалификации Текст. / Т. С. Панина, В. А. Матвиенко, Н.А.Пруель//Учебное пособие. -Новокузнецк, 2000. 93 с.
  187. , С.Р., Столиц, В.В. Методика исследования еамоотпошения. Текст. /С.Р.Пантилеев//Практикум по психодиагностике.
  188. , А. Деловые игры в последипломном обучении Текст. /А.Панфилова//Новые знания, № 3. 2001. С.35−38
  189. , В.Э. Служба практической психологии в образовании: современное состояние и перспективы развития//Магистр, 1999, № 5.
  190. , В. Состояние и перспективы развития военного образования РФ Текст. /В.Песоцкий/ Информационно-методический сборник -1993г., № 1
  191. , В.Ф. Психосемантика сознания. Текст. /В.Ф.Петренко. М., 1988.
  192. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. Текст. /А.В.Петровский. М., 1982.
  193. , В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. Текст. /В.Я.Платов. М., 1991.
  194. , И.М. Ценностные представления и «парадоксы» самосознания Текст. /И.М.Попова// Социологические исследования. 1984. № 4. С. 41 46.
  195. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии Текст./Под ред.Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-336 с.
  196. , В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога Текст./ Н. Новгород, 1994. 163 с.
  197. , Е. В. Общение как среда для саморазвития личности Текст. / Е.В.Селезнева// Журнал прикладной психологии 2002. № 2. С49−54 .
  198. , Г. В. Формирование профессионального имиджа психолога в условиях личностно-ориентированного образования Текст. /Г.В.Селихов// Мир психологии. 1998. № 4. С. 313−318
  199. , А.Э. Структура профессионально-важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. Текст. /А.Э.Симановский// Мир психологии. 2002. № 4. С. 215−222
  200. , В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Текст. /В.П.Симонов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 192 с.
  201. В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000.-416 с.
  202. , Н.Л. Использование метода «портфолио» в преподавании курсов психологии в вузе Текст./Н.Л.Сомова //Материалы второй национальной научно-практической конференции. М., 2005. С.226−227.
  203. , Т.М. Психологические условия развития профессиональной компетенции учителя начальной школы. Текст./Т.М.Сорокина. Автореферат дисс. Докт. Психол. Наук. М., 2002.
  204. , Б.А. Мотив и смысл Текст./Б.А.Сосновский. М.: Прометей, 1993.- 199 с.
  205. В.В. Самосознание личности. Текст. /М., 1983.
  206. , Н.И. Преподавание психологии в системе отечественного образования: история и современность Текст./Н.Ю.Стоюхина. Н. Новгород, 2005.-306 с.
  207. , А.Н. Проблема эмоциональной саморегуляции школьников в процессе обучения Текст./А.Н.Фомичева. Материалы конференции «Актуальные проблемы психологии образования». Н. Новгород: НГЦ, 1999. С.129−135.
  208. , В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия Текст. / В. Э. Франкл. СПб: Речь, 2000.-286 с.
  209. , В.Э. Человек в поисках смысла Текст. / В. Э. Франкл. -М.:Прогресс, 1990.-367 с.
  210. Фрейд, 3. Я и Оно Текст. /З.Фрейд//Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
  211. Фромм, Э. Бегство от свободы. Текст. /Э.Фромм. М., 1990.
  212. , Э. Иметь или быть. Текст. /Э.Фромм. М., 1990.
  213. , Т.Г. Психологические условия оптимизации психопрофилактической деятельности психолога в ДОУ. Текст. :Дис.. канд. психол. наук. /Т.Г.Харитонова.- Н. Новгород, НГПУ., 2004.
  214. , X. Мотивация и деятельность. Текст. /Х.Хекгаузен. T.l. М., 1986.
  215. , П.В., Пахомов, Ю.В. Психотехнические игры в спорте. Текст. /П.В.Цзен, Ю. В. Пахомов. М., 1985.
  216. , Т.И. О профессиональном осмыслении психологами своих позиций по отношению к педагогической практике Текст. /Т.И.Чиркова// Психологическая наука и образование. 2003, № 2
  217. , Т.И. Приоритетные направления психологической службы вуза Текст. /Т.И.Чиркова// Материалы второй национальной научно-практической конференции: «Психология образования: региональный опыт». М., 2005. С.153−154.
  218. , Т.И. Готовность психолога к работе в экстремальных условиях Текст. /Т.И.Чиркова/ЛГезисы докладов научно-методической конференции, посвященной 60-летию Великой Победы «Война как событие и со-бытие». Н. Новгород, ННГАСУ, 2005. С. 167−170.
  219. , Т.И., Лавочников, Ю.Л., Смирнов, А. Н. Подготовка психологов к работе в экстремальной ситуации средствами деловой игры. Учебное пособие. Текст. /Т.И.Чиркова, Ю. Л. Лавочников, А. Н. Смирнов. Н. Новгород, ННГАСУ, 2006.-149 с.
  220. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Текст. /В.Д.Шадриков. М., 1982.
  221. , Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании Текст. /Е.Г.Юдина // Психологическая наука и образование. 2001. № 1
  222. Юнг, К. Г. Психологические типы. Текст. /К.Г.Юнг. М., 1992.
  223. , И.И. Роль смысложизненных ориентаций в профессиональном самоопределении Текст. /И.И.Юматова //Электрон. Носитель. Материалы III съезда психологов России в 8 томах, 2003.
  224. , В. А. Стратегия социального исследования. Текст. /В.А.Ядов М., 1998.-595 с.
  225. , В.А. Актуальные проблемы вузовской психологии и педагогики в условиях перестройки высшей школы Текст. /В.А.Якунин //Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. Л.-М., 1988.
  226. , П.В. Психосемантические механизмы рисуночной проекции Текст. /П.В.Яньшин. Автореферат дисс. Канд. Психол. Наук. М., 1990. -25 с.
  227. Leontiev, D. Existenzanalyse der Sinnkrise in RuBland und theoretische Uber-legungen uber den Sinn des Lebens Текст. / D. Leontiev // J. des Victor-Frankl-Instituts, Bd. l/№ 1/ 1993. S. 53−59.
  228. Lewin K. Risolwing social conflicts. L., 1973.
  229. Nuttin J. Motivation et perspectives d’averin. Louvain, 1980.
  230. Frankl, V. Logos, paradox and the search for meaning //Cognition and psychotherapy. New York: Plenum, 1985. P. 259−275.
Заполнить форму текущей работой