Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе выделенных социально-психологических условий и психологических особенностей формирования профессиональных намерений школьников с нарушенным зрением нами была разработана программа по оптимизации профессионального самоопределения этих старшеклассников. Мы понимали оптимизацию как комплекс психолого-педагоги чсских мероприятий, направленных на повышение эффективности процессов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. 1. Состояние проблемы профессионального самоопределения в зарубежной и отечественной литературе
  • 1. 2. Специфика профессионального самоопределения учащихся с нарушенным зрением
  • Глава 2. Разработка экспериментального исследования, обоснования методов исследования, описание процедуры исследования и характеристика испытуемых
    • 2. 1. Организация исследования и характеристика испытуе
    • 2. 2. Методы и процедура исследования
  • Глава 3. Экспериментальное исследование, психологических особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением
    • 3. 1. Профессиональные намерения старшеклассников с нарушенным зрением и условия их формирования
    • 3. 2. Особенности системы ценностных ориентаций старшеклассников с нарушенным зрением
    • 3. 3. Особенности образа-Я старшеклассников с нарушенным зрением и их влияние на профессиональное самоопределение этих школьников
  • Глава 4. Психолого-педагогическая помощь старшеклассникам с нарушенным зрением в их профессиональном самоопределении
    • 4. 1. Программа оптимизации профессионального самоопределения учащихся с нарушенным зрением
    • 4. 2. Результаты апробации программа по оптимизации профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением
  • Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Как известно, цивилизованное общество отличает не только уровень его социально-экономических структур, но и гуманное отношение ко всем его членам и в первую очередь к тем из них, кто в связи с наличием какого-либо нарушения имеет ограниченные возможности и особые потребности. Сложные перемены, происходящие в России в последние десятилетия, обнажили множество проблем детства, и прежде всего это касается проблем детей с нарушениями в развитии.

    Современные психологические и социологические исследования свидетельствуют об устойчивом росте числа детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. Психологическое благополучие и жизненные перспективы ребенка с нарушениями в развитии все чаще становятся насущной проблемой не только родителей и медиков, но и психологов и педагогов. То или иное отклонение в развитии определяет специфичность содержания социальной ситуации развития ребенка, влияя тем самым на ход его личностного становления и во многом затрудняя процесс социализации. В связи с этим вопрос об организации комплексной системы социально-психологической помощи детям данной категории приобретает все большую актуальность.

    Значительную часть детей с нарушениями в развитии составляют дети с нарушенным зрением, причем в последнее время заметна тенденция уменьшения числа тотально слепых детей и увеличения численности детей с частичным дефектом зрения. Как правило, дети с глубокими нарушениями зрения обучаются в школах-интернатах, где созданы определенные педагогические и медицинские условия по их реабилитации. Конечным этапом их реабилитации является социально-психологическая адаптация, обеспечивающая их интеграцию в общество здоровых людей. Достигнув совершеннолетнего возраста и выйдя из стен интерната, молодой человек должен занять определенное место в системе общественных отношений, приобрести определенный социальный статус. От успешности его самоопределения в жизни зависит весь ход его развития как личности. Поскольку важнейшим видом деятельности зрелого человека является профессиональная, актуальным моментом жизненного самоопределения становится профессиональное самоопределение.

    В отечественной психологии признано, что трудовая деятельность во многом определяет характер протекания и успешности социально-психологической адаптации человека с нарушениями в развитии. Это позволяет рассматривать профессиональную деятельность как важнейшее условие реабилитации людей с нарушенным зрением, а успешность профессионального самоопределения как необходимое условие их социально-психологической адаптации.

    Практика свидетельствует, что молодые люди с нарушенным зрением испытывают значительные затруднения в определении своего места в мире профессий. Снижение профпригодности, связанное с дефектом зрения, заметно сужает сферу их профессионального выбора. Зависимость трудоустройства от социально-экономического состояния общества ограничивает возможности профессиональной самореализации. Низкий уровень ориентированности в своих собственных особенностях и возможностях, а также в постоянно меняющихся условиях общественной жизни приводят к неспособности к формированию реальных и адекватных ситуации профессиональных планов. Слабовидящий молодой человек оказывается неспособным в одиночку решать встающие перед ним проблемы самоопределения. Абсолютное большинство учащихся с нарушенным зрением к моменту окончания средней школы психологически не готово к осуществлению осознанного и рационального определения своего профессионального будущего.

    Все это говорит о важности профориентационной работы с учащимися данной категории как составной части всего комплекса психологической помощи лицам с нарушенным зрением по их социально-психологической адаптации и интеграции в общество. Но реальная практика показывает неэффективность существующей системы профессиональной ориентации в школах-интернатах для детей с нарушенным зрением. По сути профори-ентационные мероприятия в подобных школах имеют примитивную форму проведения и носят откровенно формальный харакгер. Педагоги говорят о недостаточности методического оснащения профориентационного направления в своей работе, о собственной психологической некомпетентности в данных вопросах.

    В связи с этим встает проблема разработки целостной системы профессиональной ориентации, направленной на обеспечение успешности профессионального самоопределения учащихся с нарушенным зрением. По в то же время невозможно троить подобную систему без знания особенностей формирования личности слабовидящего ребенка и протекания процессов его профессионального самоопределения в частности.

    Вопросы психического развития ребенка с глубокими нарушениями зрения активно разрабатывались в отечественной науке. Но абсолютное большинство имеющихся исследований посвящены проблемам слепых и лишь некоторые из них затрагивают проблемы людей с частичными нарушениями зрения. В частности, вопросы профориентации и трудоустройства молодых людей с нарушенным зрением, как правило, рассматриваются на фоне решения этих проблем у слепых. Однако частичность, а не тотальность дефекта определяет значительные отличия психического развития ребенка и требует иного подхода к решению его проблем. Большинству молодых людей с нарушенным зрением приходится жить и работать в среде зрячих, а значит они сталкиваются с проблемами здоровых людей и решают их с позиции здорового человека. В связи с этим мы считаем целесообразным рассматривать вопросы самоопределения слабовидящей молодежи не только с позиции их сенсорной недостаточности, т. е. исключительно в рамках тифлопедагогики, где эта проблема изучается, прежде всего, с точки зрения психофизиологических возможностей органа зрения индивида. Исходя из этого, современная профориентация слабовидящих основывается исключительно на медицинских показаниях и практически не учитывает собственно психологические аспекты профессионального становления личности, что обусловливает «распределительный» характер трудоустройства молодых людей с нарушенным зрением и ведет к негативным психологическим последствиям для человека и, в конечном итоге, к серьезным социальным проблемам для общества в целом.

    Следует сказать, что в последние десятилетия усиливается именно психологическое начало в профориентации инвалидов по зрению. Однако имеющиеся исследования носят пока разрозненный характер и не удовлетворяют потребности пракгики.

    Актуальность нашего исследования обусловлена острой потребностью разрешения проблем социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушенным зрением и обеспечения их вхождения в сферу профессиональной деятельности.

    Объектом исследования выступают старшеклассники с нарушенным и нормальным зрением, находящиеся в ситуации профессионального самоопределения.

    Предметом исследования являются процессы профессионального самоопределения старшеклассников на этапе формирования профессиональных намерений.

    Целью работы является разработка модели оптимизации профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением на основе выявления особенностей формирования профессиональных намерений, системы ценностных ориентаций и образа-Я школьников.

    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

    — разработать программу по оптимизации профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением;

    — выявить особенности формирования профессиональных намерений у старшеклассников с нарушенным зрением в сравнении с их нормально видящими сверстниками;

    — изучить ценностные ориентации старшеклассников с нарушенным и нормальным зрением в отношении процессов профессионального самоопределения;

    — изучить особенности образа-Я старшеклассников с нарушенным зрением в сравнении с их нормально видящими сверстниками и их влияние на процессы профессионального самоопределения.

    Гипотеза исследования. Профессиональное самоопределение старшеклассников с нарушенным зрением может быть оптимизировано пугем повышения активности самих учащихся в процессах определения своего профессионального будущег о на основе развития их самосознания и насыщенного информирования, что определено особенностями профессионального самоопределения этих школьников.

    Методологической основой работы явились: общенсихологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), теории жизненного пути и личностного самоопределения (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев и др.), а также основополагающие исследования и разработки проблем психологии профессиональной деятельности и профессионального самоопределения личности (Ю.М.Забродин, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Е. С. Романова, В. Д. Шадриков и др.).

    Методы исследования включали в себя анализ психологической, тифлопедагогической и методической литературыанализ личных дел и медицинских карт испытуемыхнаблюдение, беседу, анкетирование, опрос, конкретные психодиагностические методики. Для статистической обработки полученных результатов использован Т-критерий Сгыодента.

    Достоверность полученных результатов обеспечивалась опорой исследования на фундаментальные теоретические и методологические положения, разработанные в отечественной психологии, объемом выборочной совокупности, применением научно-обоснованных методов и приемов исследования, использованием взаимодополняющих методик.

    Исследование проводилось в три этапа.

    На первом этапе осуществлено общее знакомство с жизнью детей с нарушенным зрением, системой их обучения и воспитания в школе-интернатесобраны сведения о состоянии здоровья испьпуемых, их педагогические характеристики, выявлены возможности трудоустрой ства, но окончании средней школы и проведен опрос бывших выпускников данного интерната. На этом же этапе проведен анализ литературы по данной проблематике, подобраны и апробированы методики проведения исследования и внесены некоторые коррективы в процедуру их применения.

    На втором этапе проведено экспериментальное исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным и нормальным зрением и осуществлены анализ и интерпретация полученных результатов.

    На третьем этапе разработана программа по оптимизации профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением и осуществлена ее апробация.

    Экспериментально-психологическое исследование проводилось в 19 921 998 годах на базе центра психологической помощи и профориентации молодежи г. Орла и в 1995;1998 годах на базе школы-интерната для обучения слабовидящих детей и общеобразовательной школы № 1345 г. Москвы. В эксперименте принимали участие 206 учащихся с нормальным и нарушенным зрением.

    Апробация исследования. Представленные в работе результаты апробированы в процессе экспериментальной работы в старших класса школ-интернатов для слабовидящих (г. Москва и г. Магнитогорск) и в центре психологической помощи и профориентации молодежи (г. Орел), в докладах и сообщениях на педагогических совета школ и методических объединениях учителей, на аспирантском объединении и заседаниях кафедры общей психологии МПГУ, на конференции молодых ученых ИВРЛ РАО, а также в публикациях по теме исследования.

    Научная новизна исследования заключается в изучении процесса профессионального самоопределения на материале старшеклассников с нарушенным зрением как особой категории учащихся, в выявлении социально-психологических условий их профессионального развития, а также в конкретизации характера взаимосвязи процессов профессионального самоопределения и особенностей образа-Я старшеклассников с нарушенным зрением.

    Практическая значимость исследования состоит в том. что полученные результаты могут быть использованы в целях оптимизации педагогического процесса и реабилитационной работы с учащимися, имеющими нарушенное зрение, а также при разработке целостной системы психологической помощи школьникам данной категории.

    Положения, выносимые на защиту:

    — профессиональное самоопределение старшеклассников с нарушенным зрением обладает определенной спецификой, которая обусловлена социально-психологическими условиями развития этих школьников;

    — особенности профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением проявляются в замедленности формирования профессиональных намерений, выраженной степени их нереальности, поверхностности, а также малой осознанности;

    — искаженный образ-Я и несформированная система ценностных ориентации старшеклассников с нарушенным зрением обуславливают трудности в формировании профессиональных намерений этих школьников;

    — оптимизация профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением возможна путем повышения их активности в поисках путей своего профессионального становления, насыщенного профин-формирования, развития самосознания и должна основываться на учете особенностей профессионального самоопределения этих школьников.

    Итак, на основе проведенного исследования и в соответствии с его задачам, можно сделать следующие ВЫВОДЫ:

    1. Профессиональное самоопределение старшеклассников с нарушенным зрением объективно затруднено, чго определяет' необходимость специально организованной неихолого-педагогической поддержки этих школьников в определении путей профессионального развития, основанной на знании психологических особенностей профессионального самоопределения учащихся дайной категории.

    2. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением выражаются прежде всего в запаздывании формирования профессиональных намерений, преобладании низкого уровня их сформированности, выраженной степени их нереальности и малой осознанности.

    3. Экспериментальное исследование профессиональных намерений старшеклассников с нарушенным зрением показало, чго они формируются на основе /дефицита сведений о мире профессий вообще, о возможностях профессионального развития для людей с дефектом зрения, об основных характеристиках профессионального труда, а также на основе малой диф-ферепцированности и малой осознанности мотивов собственного профессионального выбора.

    4. Изучение системы ценностных ориентации старшеклассников с нарушенным зрением выявило, что их профессиональные намерения формируются на основе слабо структурированной иерархии инструментальных ценностей как ценностей-средств достижения основных жизненных целей. При этом значимость категорий «профессионального роста» и «самореализации» в системе ценностных ориентации этих школьников низка, что свидетельствует о протекании профессионального самоопределения учащихся с нарушенным зрением на фоне слабо выраженной актуальности проблем профессионального развития в их самосознании.

    5. Изучение особенностей образа-Я старшеклассников с нарушенным зрением показало, что их профессиональные намерения формируются на основе искаженного и противоречивого представления о себе и своих возможностях. Для большинства этих учащихся характерна неадекватность самооценки при доминировании неадекватно высоких показателей и высокая привязанность к своему настоящему Я как нежелание его менять и развивать, что безусловно тормозит процессы самопознания, самоанализа и самосовершенствования, которые играют важную роль в профессиональном самоопределении молодых людей. Свойственное этим школьникам ожидание негативного отношения со стороны окружающих ведет к снижению их самоуважения, что в сочетании с ощущением высокой самоценности определяет внутреннюю противоречивость образа-Я и выражается в снижении социальной активности.

    6. Оптимизация профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением может быть осуществлена путем повышения активности самих учащихся в процессах определения своею профессионального будущего на основе активизации их самосознания и насыщенного информирования, что обусловлено психологическими особенностями профессионального самоопределения этих школьников.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    Анализ литературных источников показал, что проблема профсс-сионалыюго самоопределения молодых людей, имеющих нарушенное зрение, несмотря на ее явную актуальность, недостаточно освещена в отечественной психологической литературе. Имеющиеся теоретические и экспериментальные работы выполнены в основном в рамках тифлопедагогики и касаются, как правило, тотально слепых. Однако увеличение в последние десятилетия численности людей с частичными нарушениями зрения требуют разработки проблемы профессионального самоопределения человека именно данной категории. Кроме того, поскольку жизнедеятельность человека с частично нарушенным зрением протекает в обществе зрячих людей, возникает необходимость рассмотрения данной проблемы не только с позиций тифлопедагогики, но и с позиций психологии.

    Согласно имеющимся экспериментальным данным, абсолютное большинство старшеклассников с нарушенным зрением по окончании средней школы оказывается психологически не готово к самостоятельному и осознанному, рациональному выбору нуги своею профессиональною развития и испытывает затруднения в процессах профессионального самоопределения. Социально-экономическая и социально-психологическая нестабильность современного общества значительно усугубляют обстоятельства профессионального становления молодых людей данной категории. В связи с этим возникает проблема разработки системы социально-психологической помощи и психолого-педагогической поддержки учащихся, имеющих нарушенное зрение в плане их профессионального развития. Однако невозможно строить подобную систему без знания психологических особенностей протекания процессов профессионального самоопределения у этих школьников.

    В ходе нашего исследования были выявлены определенные различия в протекании процессов профессионального самоопределения на папе формирования профессиональных намерений у старшеклассников с нарушенным (1 гр.) и нормальным (2 гр.) зрением.

    Прежде всего, при общем для обеих групп наших испытуемых достаточно низком уровне сформированности профессиональных намерений среди старшеклассников с нарушенным зрением отсутствуют учащиеся с высоким уровнем и преобладают учащиеся с низким н очень низким уровнем, в то время как у их нормально видящих сверстников доминируют средний и низкий уровни. Это означает, что старшеклассники с нарушенным зрением в значительно меньшей степени владеют сведениями о мире профессий, его многообразии и практически пс ориентируются в нем. Хотя 38,4% из этих учащихся полагают, ч го хорошо осведомлены об основных характеристиках и особенностях выбранной ими профессии, реально достаточггьгй уровеггь знаний в этом от ношении имеют лишь 26,3% (а у нормально видящих учащихся — 46,2%). Кроме того, практически все школьники с нарушенным зрением в нашей выборке не знакомы с официальным перечнем доступных им профессий.

    В отличие от своих нормально видящих сверстников, эти школьники редко имеют конкретные профессиональные намерения, а ориентируются чаще только на сферу профессионального труда или должность, они реже имеют резервное намерение и чаще указывают в своих выборах конт растные профессии.

    Однако, как и у старшеклассников с нормальным зрением, у школьников с нарушенным зрением достаточно высоки претензии к своему профессиональному будущему: абсолютное большинст во из них стремится продолжить по окончании школы свое образование, причем 46,9% ориентированы на ВУЗ. При этом испытуемые обеих выборок полагают, что хорошо осведомлены о путях получения профессионального образования. Но и здесь показатели учащихся с нарушенным зрением значительно ниже: реально только 21,1% этих школьников достаточно информированы в этом отношении, тогда как у нормально видящих школы гиков — 59,6%.

    В целом профессиональные намерения испытуемых обеих групп формируются под влиянием сходных факторов, причем большинство учащихся полагает, что самостоятельно принимает решение о выборе профессии. Но у многих старшеклассников с нарушенным зрением решающим фактором стали рекомендации знакомых — выпускников их школы — от которых они получают реальную и объективную информацию о возможностях своего трудоустройства. Показательно, что учащиеся обеих групп очень низко оценили влияние родителей и школы на их профессиональный выбор.

    Сходными оказались в основном и мотивы выбора профессии у наших испытуемых: у подавляющего большинства профессиональные намерения имеют в своей основе мотив интереса. Однако очень немногие школьники с нарушенным зрением смогли раскрыт!, характер своего интереса к выбранной профессии, а у значительной части из них присутствовал лишь интерес к внешней стороне профессии. Важно также, что у этих учащихся оказались неактуальными мотивы «самореализации», «наличия способностей», которые были значимы у их нормально видящих сверстников, а также мотив «состояние здоровья» .

    Показательно и то, что при общих сложностях в выделении своих качеств, способных затруднить или облегчить овладение выбранной профессией в обеих выборках, учащиеся с нарушенным зрением испытывали при этом значительно большие затруднения, нежели их нормально видящие сверстники.

    Таким образом, можно сказать, что, с одной стороны, профессиональные намерения старшеклассников с нарушенным зрением формируются параллельно профессиональным намерениям их сверстников с нормальным зрением и имеют в своей основе схожие факторы. Но, с другой стороны, их профессиональные намерения характеризуются замедленным темпом формирования, большей степенью неопределенности и обобщенности, а также меньшей осознанностью и действенностью. Кроме того, профессиональные намерения школьников с нарушенным зрением в значительной степени нереальны с точки зрения их психофизиологических возможностей, общих способностей и успеваемости.

    Мы полагаем, что данные характеристики профессиональных намерений старшеклассников с нарушенным зрением определены не только их малой информированность о мире профессий, но связаны и с характером их самосознания. Эффективность процессов профессионального самоопределения напрямую связана с осознанием возможност и и необходимости решения проблем своего профессионального будущего, т. е. с их актуальностью в самосознании личности. Однако исследование ценностных ори-ентаций наших испытуемых показало, что сферы «профессионального роста» и «саморазвития» в системе ценностей старшеклассников с нарушенным зрением не являются значимыми. Более тог о, у этих школьников при достаточно сформированной иерархии ценностей-смыслов оказалась очень /диффузной и малоструктурированной иерархия ценностей-средств. То есть наличие общих жизненных ориентиров еще не привело к проработке частных средств и способов их достижения. Ксли в системе ценностей старшеклассников с нормальным зреггием выявлено явное структурирование и доминирование ценностей «самоутверждения» и достаточная актуальность ценностей «профессионального роста» и «самореализации», то в системе ценностей школьников с нарушенным зрением наблюдается чередование ценностей «самоутверждения» и ценностей «межличностного общения» с преобладающей значимости последних, а актуальность ценностей «самореализации» и «профессионального роста практически не выражена.

    Этот факт подтверждается и исследованием особенностей представления наших испытуемых о себе: в содержании образа-Я учащихся с нарушенным зрением сферы, связанные с процессами самоопределения оказались менее актуальными в сравнении с их нормально видящими сверстниками. Экспериментальное исследование показало также, что профессиональные намерения школьников с нарушенным зрением формируются на основе значительно более выраженной степени неадекватности самооценки: у испытуемых 1 гр. неадекватная самооценка выявлена в 73,1% случаев, а у испытуемых 2 гр. — в 56,4%. При этом в обеих выборках доминирует неадекватно высокая самооценка, что опять-таки более выражено у учащихся с нарушенным зрением.

    Однако важно, что при общем для наших испытуемых высоком уровне ощущения самоценности, образ-Я школьников с нарушенным «.рением гораздо противоречивее: выраженная аутосимпатия сочетается у них с высоким уровнем самопривязанпости и самонрипятия при низком уровне внутренней открытости, что приводит к несформированности навыков рефлексии, ригидности образа-Я, торможению процессов самопознания и самоанализа. Действительно, эти учащиеся плохо ориентируются в своих особенностях и возможностях, их представление о себе скудно и искажено. У учащихся с нормальным зрением высокая аутосимпатия, напротив, сочетается с высоким уровнем самоуверенности и саморуководства, а также со средним уровнем внутренней открытости, что и определило их более полное представление о своих возможностях и особенностях, готовность к самопознанию и самосовершенствованию.

    Все это позволяет сказать, что профессиональные намерения старшеклассников с нормальным зрением формируются на основе более гармоничного, полного и адекватного образа-Я, нежели профессиональные намерения старшеклассников с нарушенным зрением.

    Выявленные нами в ходе экспериментального исследования различия в процессах формирования профессиональных намерений наших испытуемых позволили выделить некоторые психологические особенност и профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением на этапе формирования профессиональных намерений.

    Во-первых, при наличии у 73,1% старшеклассников определенных планов в отношении своего профессионального будущего, уровень разви тия их профессиональных намерений не может быть оценен как достаточный для успешного профессионального самоопределения. Так, у 71% из них выявлены низкий и очень низкий уровни сформированности профессиональных намерений, а высокий и не очень высокий уровни практически отсутствуют. Это означает, что профессиональные намерения школьников с нарушенным зрением формируются на основе недостаточной информированности о мире профессий, неумения ориентироваться в его многообразии, неспособности соотнести свои особенности и возможности с реалиями своей ситуации выбора профессии, неосознанности и малой структурированности мотивов своего профессионального выбора и факторов, его определивших.

    Во-вторых, важной особенностью профессиональных намерений этих учащихся является высокая степень их нереальности (у 42,1%) с точки зрения медицинского статуса, успеваемости и общих способностей. Причем практически все они не знакомы с социальным перечнем специальностей, доступных людом с г лубокими нарушениями зрения и лишь 17,5% выделяют состояние своего зрения в качестве возможного препятствия при получении специальности. «Знание» о наличии зрительного дефекта не стало еще у этих старшеклассников «осознанием» и практически не проецируется на проблемы профессионального самоопределения.

    В-третьих, профессиональные намерения старшеклассников с нарушенным зрением развиваются на основе слабо сформированной системы ценностных ориентации: при достаточной выраженности структуры ценностей-смыслов структура ценностей-средств размыта и подвижна. Важно, что значимость категорий «профессионального роста» и «самореализации» в системе ценностей этих школьников низка. Это сип деле лье n-yci о том, что профессиональное самоопределение старшеклассников с нарушенным зрением проходит на фоне слабо выраженной актуальности проблем профессионального развития в их самосознании.

    В-четвертых, это подтверждается и невыражешюстью сфер, связанных с проблемами самоопределения и профессионального самоопределения в частности и в структуре образа-Я этих школьников. Качественная характеристика структурных компонентов образа-Я старшеклассников с нарушенным зрением показала достаточную степень инфантильности этих учащихся: свой социальный статус они связывают только ученичеством, среди интересов и увлечений доминируют развлечения, а проблемы воз раста, самостоятельности и жизненных планов практически не значимы для них.

    В-пятых, важно, что профессиональные намерения старшеклассников с нарушенным зрением <1юрмируются на основе неадекватного и внутренне противоречивого образа-Я. Так, у большинства из них (у 73,1%) выявлена неадекватность в оценивании себя и своих возможностей, причем доминирует неадекватно высокая самооценка. Показательно, что ощущение высокой самоценности сочетается у этих школьников с высокой степенью самопривязанности и самопринятия, а также низкой степенью внутренней открытости и «отраженного самоотношения» (как ожидания положительной оценки со стороны окружающих). Такое сочетанйе говорит о глубоких внутренних противоречиях образа-Я молодых людей с нарушенным зрением. Низкая степень открытости (как неразвитость рефлексии) и высокая степень привязанности (как нежелание менять себя) тормозят процессы самоанализа и самосовершенствования. Ожидание же негативного отношения со стороны окружающих ведет к снижению социальной активности и самоуважения. Высокий уровень аутосимпатии при низком самоуважении свидетельствует, по-видимому, о своеобразноймнците образа-Я, Ощущение себя неполноправным членом общества (актуальность сферы социального статуса и переживание своей мено’гпт"сшт<�ччти в плане социальной значимости), сомнения в возможности уважения со стороны окружающих и некоторая негативность восприятия поведенческих аспектов своего Я-нейтрализуются высокой аутсимнатией, поддерживая тем самым относительную устойчивость о б раза-51.

    Мы полагаем, что перечисленные выше особенности профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным зрением обусловлены психологическими особенностями этих учащихся и спецификой социально-психологических условий их развития, связанных с дефектом зрения. Сам факт выраженной сенсорной недостаточности сужает сферу возможностей этих школьников и в плане познания окружающею мира, и в плане проявления своей личности. Однако еще значительней оказывается влияние социально-психологических последствий нарушенного зрения. Именно «вторичные дефекты» в развитии личности молодого человека с нарушенным зрением обуславливает особенности протекания процессов его самоопределения вообще и профессиональною в частности.

    Прежде всего, профессиональное самоопределение этих школьников проходит в условиях ограниченной деятельности, что приводит к выраженному снижению социальной активности учащихся, появлению позиции иждивенчества. Профессиональное самоопределение этих школьников протекает в условиях острого дефицита информации самою широкою плана, в условиях суженого и специфичного общения. Это также не способствует повышению социальной и личностной активности и заметно тормозит развитие сознания и самосознания. Кроме того, профессиональное самоопределение молодых людей с нарушенным зрением развивается на основе искаженного личностного самоопределения — неспособность осознания собственных потребностей, интересов, целей, создан" устойчивую иерархию ценностей приводит к недоразвитию цеппостно-смыелового ядра, а отсутствие позитивных образцов и перспектив — к не сформированности смыслового будущего. Ограничение пространства жизнедеятельности этих школьников ведег к ограничении) и пространства их самореализации как важног о условия успешности самоопределения.

    Важно и то, что определение себя в социуме, в мире профессий у старшеклассников с нарушенным зрением идет с позиций неадекватного восприятия себя и своего дефекта, что во многом определено промежуточным положением этих молодых людей между слепыми и зрячими. Как правило, они стремятся действовать, а значит и планировать свою деятельность, исходя из «имиджа зрячего», что обуславливает достаточно высокую степень нереальности их планов. Информация о собственной зрительной неполноценности и степени тяжести собственного зрительного дефекта осознается этими школьниками не в полной мере и является важным моментом построения жизненных планов далеко не у всех из них.

    На основе выделенных социально-психологических условий и психологических особенностей формирования профессиональных намерений школьников с нарушенным зрением нами была разработана программа по оптимизации профессионального самоопределения этих старшеклассников. Мы понимали оптимизацию как комплекс психолого-педагоги чсских мероприятий, направленных на повышение эффективности процессов профессионального самоопределения за счет активности самих учащихся в процессах собственного самоопределения, усиления осознания ими своих жизненных перспектив и развития реально-положительного эмоционального и действенного отношения к своему профессиональное будущему. Исходя из этого, основной целью программы явилось развитие у школьников с нарушенным зрением активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Программа была реализована в виде комплекса практических занятий, проводимых в течение всего учебного года по трем основным направлениям: насыщенное информирование и расширение личностного опыта, активизация самосознания и прежде всего самопознания и самоанализа и повышение общей коммуникативной культуры.

    Результаты проведения занятий подтвердили необходимость подобного вида работ со школьниками, имеющими нарушенное зрение, и показали достаточную эффективност ь предложенной нами программы.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни- М.:Мысль, 1991.-299с.
    2. АгсеЕ Е.Д. Организационно-педагогические основы социально-трудовой реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения.: Автореф. дисс.. канд. исд. наук. JL, 1984. 21 с.
    3. Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями в развитии. Спб.: Образование, 1995.- 192 с.
    4. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста.: Автореф. дис.. канд. псих. иаук.-М., 1985.-18с.
    5. В.И. Профессиональная ориентация как комплекс, взаимосвязанных мероприятий или возможность проведения профориентациоиной работы в системе ВОС. / В кн.: Проблемы социально-психологической реабилитации слепых.-М.: ВОС, 1981.-С. 73−86.
    6. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Известия АПН РСФСР.-М., 1948.-вып.18.-С. 101−1.24.
    7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.-338 с.
    8. В. А. Социальная характеристика слепых и слабовидящих. Вильнюс., 1974.-108 с.
    9. П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1953.
    10. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе / В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981.-С.3−19.
    11. И.А. Социализация ребенка-инвалида: опыт, проблемы./ В сб.: Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями в развитии. СПб.: Образование, 1995.-С. 49−54.
    12. А. Г. Братусь Б.Г. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии.-l 979.-№ 14.-С. 35−46.
    13. БасинФ.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии.-1969.-№ 12.-С.118−125.
    14. Р. Развитие Я-концспции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.421 с.
    15. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.-l979.-№ 2.-С. 47−57, -№ 4, — С.23−33.
    16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1968.-464 с.
    17. Е.М. Профессиональное самоопределение. Личностный аспект. Дисс. .докт. псих. наук.-М. 1995.-411с.
    18. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия.-М.: Знание, 1991 .-78с.
    19. P.M. Глухие и слабослышащие дети.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963 .-335с.
    20. В.Д. Влияние представления о выбранной профессии па профессиональное самоопределение учащейся молодежи.: Автореф. дис. .канд. псих. наук.-М., 1976.-23 с.
    21. .Г. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977, — 64 с.
    22. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев.: Наукова думка.-1989.-200 с.
    23. Г. А. К проблеме социально-психологической адаптации / В сб.: Изучение личности аномального ребенка. Тезисы докладов конференции.-М.: НИИД АПН СССР, 1977, — 132 с.
    24. Г. А. Проблемы социально-психологической адаптации дошкольников с глубокими нарушениями зрения / Мат-лы
    25. Всесоюзного симпозиума, но дошкольному воспитанию детей с глубокими нарушениями зрения.-М.: ВОС, 1980.- С.60−65.
    26. Н.И. Особенности самоопределения подрост ков с физическими недостатками.: Лвтореф. дисс.. канд. псих, паук.- М., 1994.- 24 с.
    27. К. Психология слепых. М., 1934.-261 с.
    28. Вавилов IO. IL Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средней школы.: Автореф. дис.. канд. пси. наук.- Ярославль., 1971.- 20 с.
    29. М.С. Профориента!гнойные игры как средство активизации психологической готовности оптантов к выбору профессии.: Лвтореф. дис.. канд. псих, наук.- М. 1988, — 18 с.
    30. Т.А. Воспитание учащихся спецшкол в процессе овладения основами наук.- М., 1979.-263 с.
    31. Е.Ю. О некоторых видах нарушения критичности и самооценки у незрячих / В сб.: Проблемы социально-психологической реабилитации слепых.- М.: ВОС, 1981.- С. 83−96.
    32. Выготский J1.C. Собр. соч. в 6-ти томах.- М.: Педагогика, 1982 1984.
    33. Л.С. Дефект и свсрхкомиснсация / В сб.: Умственная отсталость, слепота и глухота, — М., 1927.
    34. JI.C. Слепой ребенок./ Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983., т. 5.-С. 86−100.
    35. И.А. Совершенствование системы реабилитации детей с отклонениями в развитии / В сб.: Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. Мат-лы научно-практ. конф. .Снб., 1995.-С.21−25.
    36. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема.: Дис. .доктю псих. паук. М., 1997.- 462 с.
    37. Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение. Киев.: Наукова думка, 1988. — 142 с.
    38. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника.-М.: Просвещение, 1979. 118 с.
    39. Л. 11 Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Дефектология.-1996.-№ 3.- С. 3−12.
    40. С.С. Определение критериев трудового становления школьников на этапе выбора профессии.: Автореф. дне.. канд. псих. HavK.-M., 1978.- 16 с.
    41. С.С. Вопросы активизации профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985.-№ 6.-С. 15−19.
    42. В.П. Социальные и психолого-псдагогичсекис основы интеграции лиц с нарушенным зрением.: Дис.. докт. пед. наук.-М., 1995.- 466 с.
    43. К.К., Борисова Е. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии.-1988.-№ 1 .-С. 77−82.
    44. Дети с глубокими нарушениями зрения / под ред. М. И. Земцовой и др. -М.: Просвещение, 1967.- 376 с.
    45. У. Психология.- Спб.: Знание, 1902.-446 с.
    46. И.В. Формирование личности старшеклассника. М.:Г1едагогика, 1989.
    47. В.П., Жохов В. П., Сагдулаев А. А., Ермилова Л. К. К вопросу о профессиональной ориентации и трудоустройстве слабовидящих школьников // Дсфскгология.-1987.-№ 2.-С.46−50.
    48. В.П. Профессиональная ориентация слепых учащихся / В сб.: Трудовое обучение и профориентация слепых и слабовидящих.-М.: НИИД АПН СССР, 1982.-С. 34 48.
    49. В.П. Основы трудового обучения и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих школьников.-М.: ВОС, 1987.-80 с.
    50. В.П., Особова Т. З., Чмутова Л. Н. Офтальмологический аспект профессиональной пригодности выпускников спец. школ для слабовидящих детей// Дефектология.-1986.-№ 3.-С. 15−20.
    51. В.И., Заеулин А. А., Литвак А. Г., Солнцева Л. И. 1С вопросу организации психологической службы в спец. школах для детей с нарушенным зрением // Дефектология.- 1989.-№ 3.-С. 11−14.
    52. В.И. Профессиональная направленность старшеклассников и мотивы профессионального выбора / В сб.: Профориентация и консультация молодежи.-Киев., 1966.-С.23−35.
    53. В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускниковсредней школы.-Р.-н-Д., 1987.-149 с.
    54. Ю.М. Основы психофизической теории сенсорныхпроцессов.: Автореф. дисс.. докг. исихол: наук. М., 1977. 40с.
    55. Ю.М. Проблемы разработки практической психологии // Психологический журнал.-1980.-№ 2.-С. 5−18.
    56. И.У. Обусловленность личностног о самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности.: Авгореф. дис.. канд. псих, наук.- М., 1993.-26 с.
    57. М.И. Обучение слепых и слабовидящих детсй.-М.: ВОС, 1978.-32 с.
    58. Л.И. Дефект зрения и психическое развитие личности / В сб.: Психологические особенности слепых и слабовидящих ,-М.: ВОС, 1981.-С. 1−18.
    59. А.И., Политова А. В. Комплексное изучение отношений к учению, труду и общественной работе у слабовидящих школьников./ В сб.: Теоретические и методические вопросы обучения слепых ислабовидящих.-М., 1986.-С. 5−13.
    60. Н.Б., Орел В. Е. Изучение структуры мотивов выбора профессии у школьников / В кн.: Психологические закономерности профессионализации.- Ярославль.: ЯГПИ, 1991 .-С. 49−57.
    61. Д.Н. Психология больного ребенка.-Спб., 1993.-76 с.
    62. Л.А. Основы подготовки учащихся к выбору профессии.: Автореф. дис.. док. иед. наук.-Вильнюс, 1971.-54 с.
    63. В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников спецшкол.: Дис.. док. нсд. наук.- Шауляй., 1987.-442 с.
    64. А.Б. Трудоустройство и профессиональное обучение слабовидящих / В кн.: Из опыта обучения и воспитания слабовидящих детей в школе-интернате.-М.: All Л РСФСР. 1959, — С. 23−29.
    65. Е.А. О принципиальных основах управления процессом профессионализации личности на эт апе выбора профессии / Тезисы XX между! шродIЮ10,1 юих. конгресса.-М. 1972.-С.89−91.
    66. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консулыации.-М.: Знание, 1983.-95 с.
    67. Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии, — 1985.-№ 4.-С. 5−11.
    68. Е.А. Профориентация и психология./ Вестник МГУ.-сер. 14.-Психология.-1985.-№ 1 .-С.26−35.
    69. Климов Е. А- Психологическое содержание труда и вопросы воспитания.-М.: Знание, 1986.-80 с.
    70. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий.-Обнинск., 1993.
    71. Е.А. Профессиональное самоопределение.-М., 1997.- 365 с.
    72. И.Ь. Особенности становления образа-Я у умственно отсталых подростков.: Автореф. дис.. канд. неих. наук.-М, 1995.-16 с.
    73. Кон И. С. Открытие Я.-М.: Политиздат, 1978, — 367 с.
    74. Кон И. С. Психология юношеского возраста.-М.: Просвещение, 1979.178 с.
    75. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.-М.: Политиздат, 1884.-335 с.
    76. И.М., Сухарев A.I3. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии -1980.-№ 5.-С. 158−164.
    77. Концепция профессионального самоопределения молодежи: проект./' В. Л. Поляков, С. Н. Чистякова и др. // Педагогика.-1993, — № 5.-С. 33−37.
    78. КраенoruiaxroRa Л.И. О психологической сути понятия личностного, в том числе и профессионального самоопределения.-М., 1987.-36 с.
    79. С.П. Психология формирования профессиональных интересов.: Дис.. док. псих. наук.-Вилыпое., 1982.-389 с.
    80. Л.И. Образ-Я как фактор развития личности .: Дис.. канд. псих. паук.-М., 1984.-212 с.
    81. И.К. Социально-психологические факторы адаптивности личности.: Автореф. дис.. канд. псих. наук.-М. 1980.-21 с.
    82. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии.-1983.-№ 2.-С.51−67.
    83. И.В. Методологические основы исследования процесса выбора профессии / В кн.: Способности и деятельность.- Ярославль., 1989.-С.12−19.
    84. A.M., Ценцинер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся.-Минск.: Новая асвета, 1976.-128 с.
    85. Р.Д. Психология старшего школьника.-М.: Учпедгиз, 1955.214 с.
    86. A.II. Деятельность, сознание, личность.-М.Политиздат, 1978.-304 с.
    87. А.Н. Проблемы развития психики.-3-е и.зд.-М.: Изд-во МГУ, 1972.
    88. А.Н. Избранные психологические произведения.-в 2-х томах.-М., 1982.
    89. Е.С. Клинико-офтальмологические аспекты профориентации незрячей молодежи / В сб.: Трудовое обучение и профориентация слепых и слабовидящих.-М.: ВОС, 1982.-С.73−78.
    90. А.И. Психология самооценки школьника.: Автореф. лис.. док. псих. наук.-М., 1974.-35 с.
    91. М.И. Развитие представления о себе у ребенка первого года жизни / В кн.: Исследования и проблемы возрастной и педагогической психологии.-М., 1980.-С.50−7-.
    92. А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих.-Л.: Изд-во ЛГИИ, 1972.-225 с.
    93. А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии.-Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973.-154 с.
    94. А.Г. О подходе к изучению личности в тифлопсихологии / В кн.: Изучение личности аномального ребенка.-М.Н ИИ Д АПН СССР, 1977.-С. 69−71.
    95. А.Г. Слепота и формирование личности / В сб.: Реабилитация слепых.-М.: ВОС, 1982.-С. 5−11.
    96. А.Г. Основные проблемы реабилитации инвалидов по зрению / В сб.: Проблемы социальной реабилитации слепых.-М.: ВОС, 1990.-С.3−5.
    97. А.Г. Пути реабилитации и интеграции инвалидов, но зрению: коррекция или профилактика? // Дефектология,-1991 ,-№ 5.-С. 9−11.
    98. В.А. Цели, задачи и содержание работы тифлонсихолога // Дефектология.-1995 .-№ 1 .-С.21 -29.
    99. В.А., Рогулина В. И. Воспитание самосознания необходимый аспект социальной реабилитации и интеграции незрячей молодежи / В сб.: Опыт социальной реабилитации незрячей молодежи средствами трудового обучения и профориентации.М.: ВОС, 1988.-С.З-7.
    100. И.А. О соотношении профессиональной и социальной ориентации школьников / В сб.: Социологические исследования профориентации молодежи.-М., 1975.-С 128−134.
    101. А.В. Формирование психологической готовности старших подростков к профессиональному самоопределению.: Авторсф. дис.. канд. псих. наук.-Кисв., 1988.-23 с.
    102. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности / Уч. Зап. Пермского нед. ии-та.-т. 77.-вып.6., 1970.-С. 8−213.
    103. И.В. Опыт активизации профессиональною самоопределения старшеклассников.: Авторсф. дис.. канд. псих. наук.-М., 1974.-18 с.
    104. И.С. Общение как средство формирования социального опыта у детей с нарушениями зрения // Дефектология, 1971. — № 6. — С.71−74.
    105. II.Г. Особенности интересов слабовидящих старшеклассников / В кн.: Слабовидящие дети.-М.: Просвещение. 1967.-С. 175−215.
    106. Г. Ю. О самоопределении выпускников, закончивших школу для детей с нарушенным зрением / В сб.: Трудовое обучение и профориентация слепых и слабовидящих школьников. М. (982.-С.78−85.
    107. B.C. Проблемы генезиса личности. -М.: МГПИ, 1985.-103 с.
    108. B.C. Проблемы формирования ценностных ориентации и активности личности в ее онтогенезе.-М., 1987.
    109. А.Й. Профориентация слепых и слабовидящих школьников // Дефектология.-1988.-№! .-С.56−60.
    110. Найджел Форман. Ребенок и семья в контексте проблем образования для детей-инвалидов // Школа здоровья.-т.1 .-№ 2.-1994.-С.50−69.
    111. А.А. Социально-психологическая адаптация личности,-Ерсван.: Изд-во АН АССР, 1988.-253 с.
    112. Н.И. Ценность как центральный компонент психологической системы структуры личности // Вопросы психологии,-1980.-№ 1 .-С.20−35.
    113. С.А., Скачко Е. А. Психологические особенности детей е прогрессирующей близорукос тью // Школа здоровья .-т. 1 .-№ 1 .-1994.-С.80−85.
    114. Общая психодиагностика / под ред. Бодалсва Л. А., Столица В. В., -М.: МГУ, 1987.-304 с.
    115. Ю.М. Восхождение к индивидуалыюсти.-М.: Просвещение, 1991.-286 с.
    116. М.С. Психоневрологическая характеристика учащихся школ для слепых / В кн.: Дети с глубокими нарушениями зрения.-М., 1967.-С. 106−165.
    117. Перечень показанных и противопоказшшых видов труда для инвалидов с различной патологией.-М.: «Ииформат», 1996.-336 с.
    118. В.А. Психология нсадаптивной личности.-М.: ТОО «Горбунок», 1992.-224 с.
    119. Л.И. О работе тифлопедагога // Дефектология.-1983. С.73−75.
    120. К.К. Психология личности.-М.: ин-т философии АН СССР, 1986.-17 с.
    121. A.M. Анализ содержания образа-Я в старшем подростковом возрасте у учащихся массовых школ и школ-интернаюв / В кн.: Возрастные особенности и психическое развитие детей.-М., 1982.-С. 137−157.
    122. Проблемы социальной реабилитации слепых / Мат-лы международного симпозиума.-М.: ВОС, 1990.-101 с.
    123. Проблемы формирования профпригодности специалиста / Ред. Ю. М. Забродин / М.: Экономика, 1985. — 256с.
    124. Профессиональная ориентация инвалидов / под ред. Сырникова И, К.- М.: ЦБ НТИ мин. Соц. защиты населения РФ, 1996.-310с.
    125. Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии.-1987,-№ 4.-С.93−99.
    126. П.С. Профессиональное и личностное самоопределение.'-М.-Воронсж, 1996.-256 с.
    127. Психологические основы трудовою воспитания школьников / под ред. Э. А. Фарапоновой.-М.:1"1едагогика, 1988.-168 с.
    128. Психологическая служба в школе.-М.: ЛПН СССР, 1984.-153 с.
    129. Г. Б. Взаимосвязь каузальной атрибуции социально-психологического контекста с реабилитацией незрячих.: Авгореф. дис.. канд. псих. наук.-Л., 1989.-24 с.
    130. Психическое развитие воспитанников детского дома. / Ред. И. В. Дубровина / М.: Педагогика, 1990. -264с.
    131. М.Р. Профориентация и трудовая подготовка выпускников школ слепых и слабовидящих на предприятия ВОС / В сб.: Трудовое обучение и профориентация слепых и слабовидящих школьпиков.-М., 1982.-С. 110−112.
    132. Е.С. Психология профессионального становления личности.: Дис.. док. псих. наук.-М., 1992.
    133. Е.С., Суворова Г. Л. Психологические основы профессиографии.-М.: МПГУ, 1990.-243 с.
    134. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика, J973.-423 с.
    135. С.Л. Основы общей психологии.-М.: Учпедгиз, 1946.704 с.
    136. Самопонимание, самовоспитание. подростка. /Ред. И.В.Дубровина/ -Н.Новгород, 1995.
    137. Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии.-1990.-№ 1 .-С. 11−17.
    138. Н.В. Психологические условия активизации школьников в профессиональном самоопределении.: Дис.. канд. псих. наук.-М., 1988.
    139. В.Ф. Психология самоопределения личности.-Свердловск.: Изд-во СГГШ, 1986.-141 с.
    140. АЛ. Профессиональная направленность личности.-Алма-Ата.: Наука, 1990.-333 с.
    141. Е.В. Коррекционпая направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольников с нарушенным зрением.: Автореф. дис.. канд. псих. паук.-М., 1995.-23 с.
    142. С.П. О методике изучения самооценки незрячих учащихся / В сб.: Изучение личности аномальною ребенка. Тезисы докладов конферснции.-М.: НИИД АПН СССР, 1977.-С. 103−104.
    143. М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства.: Автореф. дис.. канд. псих. наук.-М., 1992.-23 с.
    144. JI.H. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрепию.-М.: ВОС, 1984.-82 с.
    145. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии.-)98б.-№ 3.-С. 4−12.
    146. В.И. Психология человека. М.: Шк.-Пресс., 1995.383 с.
    147. А.А. Профессиографические аспекты принятия решения в процессе выбора профессии // Вопросы психологии. 1987. -№ 3. -С. 14−19.
    148. Содержание и формы работы по профориентации и организации профессионального обучения в спецшколах для слабовидящих детей.-М.: Мин. Просвещения, 1987.-33с.
    149. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.-М. :МГУ, 1989.-215 с.
    150. Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии // Дефектология.-1991 .-№ 5 .-С. 10−14.
    151. Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М.: Полиграф сервис, 1997. 122с.
    152. Н.И. Особенности некоторых нравственных черт личности слабовидящих школьников и коррскционно-воспитательпая работа с ними.: АвтореФ. дис.. канд. нед. наук.-М., 1982.-23 с.
    153. В.В. Самосознание личности .-М.: МГ У, 1983.-286 с.
    154. А.И. Влияние социальных условий на формирование социальных установок и установки к себе у лиц со зрительным дефектом.: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Тарту., 1977.-21 с.
    155. А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения.бДис.. канд. псих. наук.-М., 1987.-19 с.
    156. Теоретические и методические вопросы обучения слепых и слабовидящих / межвуз. Сб. научн. Трудов.-Л.: Мин. Просвещения РСФСР.-ЛГПИ, 1987.-163 с.
    157. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.-М.:Мысль, 1975.-196 с.
    158. Ткачева НЛО. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста.: Авгоркф. Дис. .канд. псих, наук., — М., 1983.-23 с.
    159. Ю.В. Психологические концепции профориентации в США.: Автореф. дис.. канд. псих. наук.-М., 1973.-22 с.
    160. Е.М. Развитие самооценки слабовидящих школьников / В сб.: Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.-Л, 1982.-С. 15−26.
    161. Е.М., Особова Т. З. Познавательные интересы и профориентация слабовидящих школьников / В сб.: Психолого-педагогические и методические вопросы реабилитации слепых и слабовидящих.-Л., 1984.-С. 3−15.
    162. Е.М., Особова Т. З. Некоторые психологические аспекты профориентации слепых и слабовидящих / В кн.: Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящим и.-JI.: Мин. Просвещения РСФСР.-ЛГПИ, 1988.-С. 56−66.
    163. Учителям о детях с нарушенным зрением / под ред. М. И. Земцовой.-М., 1982.- 124 с.
    164. .А. Психологические и методические основы профориентационной работы с учащимися.-Киев, 1979.-23 с.
    165. ИЛ. Влияние образа-Я на особенности профессионального самоопределения старшеклассников.: Дне.. капд. псих. наук.-Киев, 1990.
    166. Д.И. Психологические условия ускорения процесса личностного, в том числе и профессионального самоопределения подростков.-М., 1987.-87 с.
    167. Д.И. Психология становления личности. М, '994 -193 с.
    168. В.Л. Очерки истории зарубежной тифлологии и практика обучения слепых и слабовидящих детей.-Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973.-119 с.
    169. Формирование личности в переходный период от подростковою к юношескому возрасту / иод ред. И. В. Дубровиной.-М.: Педагогика, 1987.-181 с.
    170. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я.-М.: «Современные проблемы», 1925.-98 с.
    171. Фрейд 3. Норма и патология детского развития.-М., 1990.
    172. С.А. Работа с лицами со сниженной адаптацией.-М.: ВОС, 1990.-47 с.
    173. В.В. Психологические проблемы профориентации // Вопросы психологии.-1971 .-№ 1 .-С. 14−19.
    174. И.И. Проблема самосознания в психологии.-М.: наука, 1977.-144 с.
    175. С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / В кн.: Профессиональное самоопределение и карьера молодежи.-М.: Ин-т Профессионалы-юш самоопределения молодежи РАО, 1993.-С. 3−10.
    176. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.- Тюмень.: ПГУ, 1980.-87 с.
    177. В.Д. Проблемы сие темогенеза профессиональной деятельности. М.: Паука, 1982. 185с.
    178. В.Д. Деятельность и способности. ~ М.: Логос, 1994. -319с.
    179. Т. Социальная психология.-М.: Прогресс, 1969.-535 с.
    180. Л.М. и др. Реабилитация дегей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. Спб.: Образование, 1995.-80 с.
    181. Е.В. Проблема Я и самосознание / Проблемы самосознания. Мат-лы симпозиума.-М., 1966.-С. 220−225.
    182. В.И. Социологические опыты.-М.: мысль, 1970.-284 с.
    183. Е.А. Психологические закономерности развития личности в старшем школьном возрасте.: Дис.. док. псих. наук.-М., 1983.
    184. В.В. Мотивация выбора профессии и особенности се развития у учащихся 6−10 классов общеобразовательных школ.: Автореф. дис.. канд. псих. наук.-Кисв., 1975.-19 с.
    185. В.В. О возрастных особенностях мотивации выбора профессии / В кн.: Проблема профориентации и нрофконсулыирования в школе.-М. 1969
    186. Majewski Т. Rehabilitacja psychierna ociemnialych. Warszawa, 1971.
    187. Majewski T. Zagadnicnca rchabilitacia new-idomych. Warszawa, 1971.
    188. Mead G.H. Mind, self and sooielv. Chicago: The univ. Chicago press, 1934.-442p.
    189. Rosenberg M. Socielv and andolescent self-image. Princeton, 1965.
    190. С. Л theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client central tramework // Theory of personality. -№ 7. 1965.
    191. Row A. The psychology of occupations. N.Y. — 1956. 340p.
    192. Super D. Vocational development. № 7., 1957, 391 p.
    193. ZillcrR.C. The alimations syndrome: a tradic pattern of self other orientation. Socionietry., 1969, Vol. 32.
    Заполнить форму текущей работой