Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Студенческие годы являются периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающим влияние на становление характера и личности в целом. Молодые люди стремятся определить важнейшие цели, идеалы, жизненные смыслы, в соответствии с которыми осуществляют свою жизнедеятельность и выбирают основные средства для реализации планов. Однако сегодня юноши и девушки поставлены в условия… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.-. стр
  • ГЛАВА 1. ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Анализ различных направлений изучения ценностных ориентаций личности в отечественной и зарубежной науке.. стр
    • 1. 2. Основные характеристики и функции ценностных ориентаций личности. стр
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
    • 2. 1. Студенческие годы как сензитивный период развития продуктивных ценностей. стр
    • 2. 2. Механизмы и факторы формирования ценностных ориентаций личности студента. стр
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
    • 3. 1. Организация и методы исследования. стр
    • 3. 2. Результаты исследования и их интерпретация. стр
    • 3. 3. Пути оптимизации ценностных ориентаций студенческой молодежи. стр

Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях проводимых в нашей стране социально-экономических реформ, процесса становления рыночных отношений появляются новые нормы, ценности, правила социального поведения. Такие традиционные ценности русской культуры, как коллективизм, приоритет духовного над материальным, самопожертвование, соборность, нестяжательство, в современных условиях непродуктивны, не способствуют развитию и процветанию России (Е. Ясин). В последнее время в современном обществе наблюдается тенденция следования западным идеалам и ценностям, которые поощряют индивидуализм, свободу и права человека, предпринимательство, материальное благосостояние. В результате в общественном сознании россиян происходит смещение акцентов с интересов государства на интересы личности, переоценка ранее существующих ценностей и неоднозначное восприятие новых, поиск прочных жизненных ориентиров.

В современной психологической литературе проблема ценностных ориентаций личности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Большинство работ посвящено изучению ценностных ориентаций на социологическом уровне. Ряд авторов рассматривают ценностные ориентации в контексте проблем регуляции и прогнозирования социального поведения (В.А. Ядов, О. С. Дейнека, В. А. Хащенко, Э.Г. Чернова). Изучается динамика ценностных ориентаций (А.Л. Журавлев, Ю.Ю. Колягина). Психологический аспект проблемы ценностных ориентаций личности также нашел отражение в исследованиях отечественных психологов. В. А. Ядов утверждает, что иерархия ценностей детерминирована интеллектом, уровнем притязаний и уровнем конформности личности. Т. Н. Мальковская считает, что ценностные ориентации связаны с характером самооценки. В ходе исследования, проведенного М. С. Яницким, выявлены взаимосвязи ценностных ориентаций личности с уровнем осмысленности жизни, локусом субъективного контроля. О. А. Голянская рассматривает мотив как базовый фактор, влияющий на развитие ценностных ориентаций личности.

Переоценка ценностей, их кризис более всего проявляется в сознании подростков и юношества. Между тем, нередко современные авторы психолого-педагогической литературы продолжают оперировать данными, полученными много лет назад, не учитывая при этом, что ценностные ориентации современной молодежи существенно отличаются от идеалов их сверстников 1940;60-х и 1980;90-х годов.

Студенческие годы являются периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающим влияние на становление характера и личности в целом. Молодые люди стремятся определить важнейшие цели, идеалы, жизненные смыслы, в соответствии с которыми осуществляют свою жизнедеятельность и выбирают основные средства для реализации планов. Однако сегодня юноши и девушки поставлены в условия самостоятельного выбора системы ценностей и их понимания. Поэтому нередко процесс интериоризации ценностей отличается подверженностью случайным влияниям, непредсказуемостью, стихийностью. В работах Ш. А. Амонашвили, A.A. Деркача, И. В. Дубровиной, Д. И. Фельдштейна указывается на необходимость целенаправленного формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте, создания условий для развития культурных и нравственных ценностей в молодежной среде. В то же время недостаточная изученность ценностных ориентаций как психологического феномена не позволяет разработать эффективные приемы, оптимизирующие процесс развития продуктивных ценностей современных студентов.

Таким образом, возникает противоречие между острой необходимостью внедрения в образовательный процесс школы, вуза программы по становлению и развитию ценностных ориентаций молодых людей и фактическим уровнем разработанности данной тематики в психологической науке. Названное противоречие создает проблему, сущность которой в том, что процесс становления ценностных ориентаций юношей и девушек не полностью исследован с психологических позиций. Этим и обусловлена актуальность исследования.

Цель исследования: выявить психологические особенности ценностных ориентаций современных юношей и девушек.

Объект исследования: ценностные ориентации современных студентов.

Предмет исследования: взаимосвязь структуры ценностных ориентаций студенческой молодежи с психологическим полом, типом акцентуации характера, локусом контроля.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что ценностные ориентации студентов определяются социальными (национальность, профессиональный выбор, образование) и индивидуально-психологическими особенностями (возраст, биологический и психологический пол, акцентуация характера, локус контроля).

Для достижение поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были намечены следующие задачи.

1. Определить содержание понятий «ценностные ориентации», «продуктивные ценности», описать их основные характеристики и функции.

2. Изучить особенности формирования и развития ценностных ориентаций студенческой молодежи.

3. Выявить структуру, психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов.

4. Разработать рекомендации по оптимизации ценностных ориентаций юношей и девушек с учетом выявленных психологических особенностей.

Методологической основой исследования являются: принцип детерминизма (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) — принцип единства сознания и деятельности (C.JI. Рубинштейн) — принцип развития (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. И. Подольский, O.A. Карабанова, В.В. Рубцов). В работе использованы теоретические положения отечественных и зарубежных психологов: деятельностный подход к изучению личности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), системный подход (Б.Ф. Ломов), концепция диспозиционной регуляции поведения (В .А. Ядов), концепция поуровневого развития личности в онтогенензе (Д.И. Фельдштейн), концепция акцентуаций характера (К.

Леонгард, А.Е. Личко), ценностно-смысловой подход к исследованию личности (К.А. Абульханова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев и др.) — идеи гуманистической психологии (Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), теоретические положения исследований в области ценностей (В.Б. Ольшанский, В. П. Тугаринов, М. Рокич, Г. Олпорт и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы: теоретический анализ научной литературы по теме исследованияметодика М. Рокича «Ценностные ориентации" — «Самоактуализационный тест» Л. Я. Гозмана (CAT) — модифицированный вариант методики патохарактерологического диагностического опросника А. Е. Личко «Тест личностных акцентуаций» В. П. Дворщенкометодика исследования уровня субъективного контроля (УСК) — математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя описательные статистики, критерий Стьюдента, непараметрические критерии (МаннаУитни, Краскала — Уоллеса, Вилкоксона), корреляционный и кластерный анализ.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлена связь конкретного типа акцентуации характера с ценностными ориентациями юношей и девушекустановлена взаимозависимость ценностных ориентаций с профессиональным выбором, возрастом, локусом контролявпервые выявлена взаимосвязь ценностных ориентаций с уровнем выраженности маскулинно-феминных составляющих тендераустановлена степень активности и самостоятельности молодых людей в построении собственной системы ценностейотражены особенности динамики ценностей студенческой молодежи.

Положения, выносимые на защиту.

1. Ценностные ориентации составляют направленность личности на определенные ценности, проявляются в особенностях целеполагания и способах целедостижения. Ценностные ориентации личности представляют собой сложную динамическую структуру, которая, с одной стороны, зависит от ценностей социума, а с другой стороны, подвержена закономерным изменениям в процессе онтогенеза и несет на себе отпечаток индивидуальных различий.

2. Период студенчества, соединяющий в себе юность и раннюю взрослость, является решающим в плане формирования ценностной системы личности. Социальное положение студенческой молодежи, в отличие от их сверстников, занятых в сфере труда, проходящих службу в армии, предполагает высокую значимость ценностей, связанных с формированием профессионального самосознания и усвоением основ будущей профессии. На данном возрастном этапе жизненно важными ценностями становятся «любовь», «счастливая семейная жизнь».

3. Структура ценностных ориентаций студенческой молодежи дисгармонична. Низкая значимость ценности «счастье других людей» противоречит ярко выраженному стремлению студентов к взаимной любви и браку. Во многом это определяется психологическими особенностями личности, среди которых ведущую роль играет конкретный тип акцентуации характера. Ценностные ориентации студентов образуют иерархию, в которой доминирующее положение занимают ценности, связанные по своей содержательной специфике с личностной акцентуацией. Существует взаимосвязь ценностных предпочтений с маскулинно-феминными составляющими психологического пола. Для юношей, у которых выражена маскулинная составляющая пола, ценными являются «уверенность в себе», «эффективность в делах», менее значима для них «жизненная мудрость». У юношей с высоким уровнем феминности возрастает значимость ценностей «чуткость», «развлечения», при этом падает значимость ценностей «счастливая семейная жизнь», «здоровье», «материальное благополучие», «развитие», «смелость». Для девушек, которым свойственна достаточно высокая выраженность маскулинных качеств, высока значимость ценностей «продуктивная жизнь», «свобода», «высокие запросы», «рационализм» и снижена значимость ценности «счастливая семейная жизнь». Для девушек с высокими феминными показателями приоритетными являются ценности «счастливая семейная жизнь», «терпимость», менее значимыми оказываются «образованность», «активная деятельная жизнь», «исполнительность».

4. Основополагающими факторами, определяющими структуру ценностных ориентаций личности, являются возраст, биологический и психологический пол, конкретный тип акцентуации характера, локус контроля. Следовательно, программа целенаправленного формирования ценностных ориентаций молодежи, которая основывается на учете возрастных и половых особенностей, специфики акцентуации характера, локуса контроля позволит эффективно осуществить психологическую профилактику по развитию продуктивных ценностей юношей и девушек.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении теории ценностей через конкретизацию понятия «продуктивные ценности». Выделение задач, которые решаются студентами на данном этапе онтогенеза, позволяет уточнить возрастно-психологические особенности студенческой молодежи. Доказано, что период студенчества является сензитивным периодом развития продуктивных ценностей. Обоснована зависимость успешного развития ценностных ориентаций юношей и девушек в условиях образовательного процесса в вузе от содержания специально разработанного программного материала. Полученнные данные дополняют концепцию Е. А. Личко, поскольку акцентуации характера рассматриваются как психологические детерминанты ценностных ориентаций личности. Выявленная взаимосвязь иерархии ценностей с уровнем выраженности маскулинно-феминных составляющих психологического пола вносит вклад в развитие тендерной психологии.

Практическая значимость исследования определяется тем, что выявленная структурно-содержательная характеристика ценностных ориентаций современных студентов позволит оптимизировать психолого-педагогическое воздействие по развитию их мотивации к профессиональному становлению, что будет влиять на повышение качества подготовки будущего специалиста. Материалы диссертации позволяют не только представить психологические особенности ценностей современной молодежи, но и управлять процессом их формирования. С этой целью разработаны рекомендации по развитию продуктивных ценностей, повышению их действенности. Выявленные психологические особенности ценностных ориентаций будут полезны практическим психологам-консультантам при работе со страхами, разрешении конфликтов, саморазвитии личности.

Результаты исследования могут дополнить содержание учебных курсов «Психология личности», «Возрастная психология», «Гендерная психология», «Акцентуации характера и психологические защиты».

Достоверность результатов исследования обусловлена опорой на достижения современной психологииприменением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследованияэмпирической проверкой основных положенийрепрезентативностью выборки испытуемыхтщательной и корректной обработкой полученных в ходе эмпирического исследования данных.

База диссертационного исследования. В исследовании приняли участие 272 студента 1−3 курсов физико-математического, исторического, психолого-педагогического факультетов очного отделения Астраханского государственного университета и студенты заочного отделения филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Астрахани.

Этапы исследования. Исследование проводилось согласно индивидуальному плану соискателя в три этапа в течение 2002;2006 гг. На первом этапе нами была сформулирована тема исследования, разработан план диссертации, обоснована ее актуальность, определены объект, предмет, цели и задачи, гипотеза исследования, выбраны его методы. На втором этапе осуществлялся теоретический анализ философской и психологической литературы по проблеме исследования в отечественной и зарубежной науке. Третий этап представлял собой эмпирическое исследование ценностных ориентаций современных студентов. На основе полученных данных определены психологические факторы, влияющие на развитое ценностных ориентаций личности. Итогом третьего этапа стало упорядочение исследовательских материалов и техническое оформление диссертационного исследования.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты исследования неоднократно обсуждались на ежегодной конференции АГУ (Астрахань, 2003, 2004) на научных конференциях: научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного, начального образования и пути повышения уровня компетентности педагогических кадров в условиях модернизации образования» (Астрахань, 2003), Всероссийской конференции «Девиантное поведение современных подростков: проблемы и пути их решения» (Ульяновск, 2003), XXXI научной конференции студентов и молодых ученых вузов южного федерального округа (Краснодар, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология в педагогических вузах: состояние, проблемы, перспективы», (Москва, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Армавир, 2004, 2005), IV Всероссийской научно-практической конференции «Личностно ориентированное профессиональное образование». (Екатеринбург, 2004), Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва,.

2004), Юбилейной конференции Московского психологического общества (Москва, 2005), ежегодной Всероссийской научно-практической конференции психологов-практиков (Москва, 2005), научном семинаре «Ценностные ориентации психолога образования: проблемы и пути решения» (Астрахань,.

2005), Международной научно-практической конференции «Методология и методика экологического и эстетического образования в современных условиях» (Ульяновск, 2005), Хй Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект» (Калуга, 2005), Международном симпозиуме «Гендерные основания механизмов и профилактики девиантного поведения личности и малых групп в XXI веке» (Москва — Кострома, 2005), V Международной научно-практической конференции «Личностно-развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2005), II Национальной научно-практической конференции «Психология образования: региональный опыт» (Москва, 2005).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения лекционных и практических занятий со студентами Астраханского государственного университета, Астраханского филиала Российского государственного гуманитарного университета, филиала Московского открытого социального университета в г. Астрахани, Института мировой экономики и финансов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Библиографический список включает 191 наименование литературных источников. Исследование иллюстрировано 12 рисунками и 11 таблицами.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III.

Таким образом, по результатам эмпирического исследования ценностных ориентации современных студентов можно сделать следующие выводы.

1. В структуру значимых ценностей всех испытуемых в возрасте 17−22 лет входят «здоровье», «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «счастливая семейная жизнь». Числу ценностей среднего статуса принадлежат «жизненная мудрость», «познание», «продуктивная жизнь», «развитие». «Активная деятельная жизнь», «интересная работа», «отсутствие материальных затруднений», «общественное признание», «свобода», «уверенность в себе» составляют группу менее значимых ценностей. Список отвергаемых ценностей содержит «красоту природы и искусства», «развлечения», «счастье других», «творчество».

2. В первую очередь структура ценностных ориентаций личности студентов отражает возрастные особенности и только потомпрофессиональную принадлежность. Список значимых ценностей студентов-психологов включает «любовь», «высокие запросы», «независимость», «самоконтроль». В число профессионально значимых ценностей студентов-историков входят «познание», «красота природы и искусства». Для студентов, обучающихся на физико-математическом факультете, приоритетными оказываются такие инструментальные ценности, как «исполнительность», «честность».

3. Выявлена специфика ценностных ориентаций у студентов в зависимости от национальной принадлежности. Установлено, что при становлении системы ценностных ориентаций молодых людей социально-культурный фактор, обусловленный особенностями среды, национальными свойствами, традициями, в большей степени оказывают влияние на девушек, чем на юношей.

4. При изучении половых различий в ценностном сознании мы обнаружили, что для юношей приоритетными являются такие ценности, как «жизненная мудрость», «отсутствие материальных затруднений», «дружба»,.

4 «твердая воля" — для девушек — «счастливая семейная жизнь», «уверенность в себе», «честность», «заботливость».

5. Существует корреляционная зависимость между выраженностью маскулинно-феминных составляющих психологического пола и значимостью ценностей. Сравнительный анализ юношей с различной степенью выраженности маскулинных и феминных качеств, свидетельствует о том, что для тех испытуемых, у которых выражена маскулинная составляющая пола, ценными являются «уверенность в себе», «эффективность в делах», менее значима для них — «жизненная мудрость». Юноши с высоким уровнем феминности стремятся к развлечениям, отсутствию обязанностей, как I следствие, падает значимость семейных отношений. Их в меньшей степени интересуют состояние здоровья, материальное благополучие, развитие. Однако возрастает ценность «чуткость». Девушки, которым свойственно достаточно высокая выраженность маскулинных качеств, отличаются преобладанием ценностей индивидуальной самореализации (продуктивная жизнь, свобода, высокие запросы, рационализм). Высокие феминные показатели у девушек соответствуют первым местам в иерархии ценностей «счастливой семейной жизни», «терпимости», при этом наблюдается не привлекательность таких ценностей, как «образованность», «активная деятельная жизнь», «исполнительность». Таким образом, если юноши с высокой выраженностью феминных качеств отличаются инфантильностью, незрелостью эмоционально-волевой, ценностной сфер, то девушки, обладающие более высоким уровнем маскулинности, имеют более продуктивные ценности, чем студентки, у которых доминируют традиционные женские качества.

6. Полученные эмпирические данные доказывают, что формированию ценностей-целей способствуют вполне определенные личностные свойства (локус контроля, самопринятие, контактность, креативность и др.). Кроме того, одно и то же свойство личности может быть связано с несколькими ценностями.

7. Для большинства студентов характерна зависимость ценностных ориентаций от норм, принятых референтной группой (родители, сверстники, значимые взрослые).

8. Акцентуация характера является значимым фактором становления и развития ценностного сознания в юношеском возрасте. Конкретный тип акцентуации характера оказывает влияние на ранговое место в структуре ценностного сознания таких ценностей, как «продуктивная жизнь», «развлечения», «счастье других», «счастливая семейная жизнь», «самоконтроль», «независимость», «терпимость», л 9. Результаты исследования показали достоверные различия в иерархии ценностей юношества и зрелых людей. Так если для 17−22 летних юношей и девушек приоритетными являются «наличие хороших и верных друзей», «развлечения», «свобода», «твердая воля» «рационализм», то для возрастной группы 26−42 лет свойственно повышение значимости «активная деятельная жизнь», «интересная работа», «чуткость».

10. Иерархия ценностных ориентаций в студенческом возрасте подвергается качественному изменению в течение каждых 2−3 лет. Не подверглись изменениям на протяжении исследования такие ценности, как здоровье, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей. Группу наиболее динамичных составили ценности «красоты природы и ^ искусства», «познание», «ответственность», «любовь». В ходе констатирующего исследования нами было выявлено снижение значимости таких ценностей как познание, ответственность, переживание прекрасного в природе и искусстве. Кроме того, несмотря на декларируемые ценности, эмпирические данные говорят об отсутствии психологической готовности студентов к любви и браку. Встает необходимость психологического сопровождения в оказании помощи студентам в их самопознании и формировании ценностно-мотивационной сферы для развития личности во всей ее целостности. Оптимизировать процесс развития ценностных ориентаций студенческой молодежи позволит специально организованное психолого-^ педагогическое сопровождение. Работа по переструкгурированию ценностей будет способствовать переоценке поведенческих и характерологических особенностей человека, изменению его общения с окружающими людьми, отношения студента к учебной и будущей профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный теоретический анализ состояния проблемы ценностных ориентаций личности в современной науке показывает, что изучение ценностных ориентаций наблюдалось еще в трудах античных философов (Аристотеля, Сократа), их мысль подхватили и продолжили философы следующих исторических эпох (Вебер М., Виндельбанд, Шелер М., Г. Риккерт, П. Лапи, Ф. Ницше и др.).

Ценностные ориентации являются важнейшим социально, психологическим образованием личности, проявляющимся во всех сферах человеческой деятельности. В современной психологической науке нет единства в толковании данного термина. Нами было уточнено понятие «ценностные ориентации», выделены и описаны основные характеристики ценностных ориентаций личности, в частности: структурность, целостность или противоречивость, иерархичность, субъективность и избирательность, динамичность.

Система ценностных ориентаций человека, представляющая собой сердцевину сознания личности, осуществляет следующие функциональные воздействия: мотивационно-побуждающее, регулирующее, интегрирующее духовный мир, смыслообразующее, целеполагающее, социально-ориентирующее.

Студенческий возраст является важным этапом становления личности, когда формируется ядро ценностного сознания, вокруг которого вращаются помыслы и чувства человека. Студенческие годы — это время самоопределения, время выбора собственной жизненной позиции, годы упорного труда, годы познания не только профессиональных истин, но и общекультурных ценностей. Исключительная важность студенческого возраста для развития личности определяется следующими задачами, требующими разрешения на данном этапе онтогенеза.

1. Поиск идентичности: студенты определяют и переопределяют себя, свои приоритеты и свое место в мире.

2. Преобразование детско-родительских отношений. Формирование личностной самостоятельности, подразумевающей принятие на себя ответственности за свою жизнь, свое место в обществе.

3. Формирование профессионального самосознания и усвоение основ будущей профессии.

4. Выстраивание близких отношений с противоположным полом и выбор партнера для будущей семейной жизни.

Студенческий возраст, соединяющий в себе юность и раннюю взрослость, является сензитивным периодом для развития продуктивных ^ ценностей личности.

Продуктивные ценности — это ценности, мотивирующие личность к самореализации, самоактуализации и побуждающие к развитию способности любить, проявляя при этом заботу, знание, уважение и ответственность за другого человека.

Преобладание тех или иных ценностных ориентации личности зависит от системы факторов. Наряду с такими социальными факторами как образование, профессиональный выбор, национальная принадлежность, основополагающими факторами становления и развития системы ценностных ориентации являются возраст, биологический и психологический пол, акцентуация характера.

По результатам эмпирического исследования психологических ^ особенностей ценностных ориентации студенческой молодежи можно сделать следующие выводы.

В ценностном сознании современных студентов существует общее ценностно-мотивационное ядро, в котором наиболее важными являются ценности личного счастья: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь», «наличие хороших и верных друзей». Список отвергаемых ценностей содержит «красота природы и искусства», «развлечения», «счастье других», «творчество».

В первую очередь структура ценностных ориентаций личности студентов отражает возрастные особенности и только потом — профессиональную и национальную принадлежность. Исследованы взаимосвязи ценностных ориентации с такими личностными характеристиками, как психологический пол, компетентность во времени, гибкость поведения, спонтанность, самоуважение, самопринятие, представления о природе человека, синергия, контактность, познавательные потребности, креативность. Следует отметить, что сам факт корреляции двух переменных не означает, что между ними существует причинная зависимость. Можно лишь утверждать о степени связи и направлении между обозначенными переменными. Определена доля активности молодых людей в построении ценностного (внутреннего) пространства своей жизни. Значимыми факторами, определяющими иерархию ценностных ориентации, являются акцентуация характера, локус контроля.

В ходе констатирующего исследования нами было выявлено снижение значимости таких ценностей как познание, ответственность, переживание прекрасного в природе и искусстве. Эти результаты с точки зрения организации обучения и воспитания выглядят настораживающими и требуют создание определенных условий, способствующих развитию ценностного отношения к знаниям. В связи с этим необходима разработка и внедрение в учебный процесс психоло-педагогических технологий, связанных с культивированием ценности познания. Снижение значимости ценностей «познание», «ответственность» мы объясняем психологическими особенностями студенческого возраста, так как ^ типичным статусом эго-идентичности студентов является мораторий. Кроме того, эмпирические данные говорят об отсутствии психологической готовности студентов к любви и браку, несмотря на декларируемость указанных ценностей. Встает необходимость психологического сопровождения в оказании помощи студентам в их самопознании и формировании ценностно-мотивационной сферы для развития личности во всей ее целостности.

Дальнейшую проработку должен получить вопрос разработки и внедрения программы по развитию продуктивных ценностей юношей и девушек в процессе обучения в вузе.

Щ).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. Текст. ,-М, 1980.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. Текст. M.: Мысль, 1991.
  3. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. Текст. // Вопр. психол. 1987. — № 2. — С. 154 — 158.
  4. Ю.Е., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и ^ женщины Текст. // Вопр. психол. 1991. — № 4. — С. 74 — 82.
  5. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации) Текст. СПб., 2002.
  6. .Г. К психофизиологии студенческого возраста. Текст. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974. Вып. 2. с.3−15.
  7. .Г. Человек как предмет познания Текст. -. СПб., 2001.
  8. A.M., Копытов Е. А., Гринглаз Л .Я. Теория вероятностей и математическая статистика. Текст.- СПб., 2004.
  9. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. У Текст.-М., 1988.
  10. С.Ф. Ценности реальные и мнимые. Текст. М., 1970.
  11. В.П. Человек как высшая ценность в системе взаимодействия со средой Текст. // Среда и человек. Ижевск, 1990.
  12. Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. Текст. М., 1989.
  13. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Текст. М.: Смысл, 2001.
  14. H.A. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. Текст. М., 2000.
  15. Ш. Тендерная психология. Текст. СПб., 2004. 320 с.
  16. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Текст. М., 2000.
  17. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. // ^ Вопросы психологии, 1978. № 4 с.23−34.
  18. Боровиков В. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. Текст. СПб., 2003.
  19. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии Текст. -// Вопросы психологии. 1990. № 6.
  20. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. Текст.-М., 1995.
  21. С.С. Исследование индивидуальной структуры ценностных . ориентации личности. Текст. М: Изд-во ИПРАН, 1991.
  22. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система Текст. // Психологический журнал. Т. 20.1999. № 5.
  23. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. Текст. М.: МГУ, 1990.
  24. H.H. Тренинг преодоления конфликтов. Текст. СПб., 2002.
  25. A.B., Пантелеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин Текст. // Вопр. психол. 2001. — № 3. — С. 91 -100.
  26. О.М. Проблема ценностей в современном мире Текст. // Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. М., 1990.
  27. B.B. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании Текст. // Философские науки. 1968. № 2.
  28. Вопросы формирования направленности личности. Текст. -Владимир, 1972.
  29. Л.С. Психология развития человека. Текст.-М., 2003.
  30. М.И. Личностное самоопределение как психологическая проблема Текст. // Вопросы психологии, 1988, № 2, с. 19−26.
  31. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. Текст.-М, 2002.
  32. O.A. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности. Автореферат. канд.психол.наук, — Новосибирск 2004.
  33. В.А. Идентификация и самооценка как факторы формирования ценностных ориентаций молодежи Текст. // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М.: Изд-во «Социум», 1994.
  34. B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. Текст. М.: Изд-во МГУ, 1985. 184с.
  35. Г. А. Формирование ценностных ориентаций I1 государственных служащих. Автореф.дисс. канд.психол.наук. М., 1999. 24 с.
  36. К.Д. Социальная установка и социальная ориентации личности Текст. // Социальная психология и философия. Выпуск З. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975.
  37. В.П. Тест личностных акцентуаций (Модифицированный вариант методики ПДО) Текст. СПб., 2002.
  38. М.В. Проблема ценности и ценностного отношения Текст. //Вестник МГУ. Философия. 1974. № 2.
  39. .И. Эмоция как ценность. Москва, Политиздат, 1978.
  40. И.В. (ред.) Формирование личности в период от подросткового к юношескому возрасту. Педагогика, 1987.
  41. Е.В. Мир ценностей и проблема осмысления действительности. Текст. М., 1999.
  42. О.П. Практикум по психологии личности. Текст. СПб., 2004.
  43. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме. Текст. // В, кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., Наука, 1976.
  44. М.П., Клименко И. Ф. Генезис нравственных ориентаций в дошкольном, школьном и юношеском возрасте Текст. //Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: сборник научных трудов. Под ред. B.C. Мухиной. М., 1981.
  45. Н.У. Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности. Автореф.дисс.на соиск.уч.ст.канд.пс.н. Москва, 1991.
  46. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. Текст. М.: Политиздат, 1986.
  47. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностным ориентациям личности. Текст. Социология в СССР. Т.2, М, 1965.
  48. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения. Текст. // Методологические проблемы социальной психологии. М, 1975,. С.241−254.
  49. Н. Коучинг в обучении подростков Текст. //Вестник практической психологии образования. 2004.- № 1.
  50. К.Э. Психология эмоций. Текст. СПб., 2002.
  51. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Текст. СПб.: Питер-Пресс, 2002.
  52. И.М. Молодежь в контексте глобальных процессов развития мирового сообщества Текст. // Молодежь и общество на рубеже веков.-М.: Голос, 1999.
  53. И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения. Текст. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. с. 252−267.
  54. В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков Текст. // Вопр. психол. 1989. — № 3. — С. 53 — 62.
  55. М.С. Философская теория ценности. Текст. С-Пб.: Петрополис, 1997.
  56. .В. Самопонимание: миф или реальность. Текст. М., 2000.
  57. O.A. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Текст. М.: Гардарики, 2006.
  58. O.A. Возрастная психология. Конспект лекций. Текст. М., 2006.
  59. H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников. Текст. // Вопросы психологии, 2000, № 4.
  60. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Текст. Казань, 1969.
  61. У.Л. Изменение понятия ценностей в современной социологической теории. Текст. // В кн. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория, М., 1961.
  62. Ю.Ю. Динамика ценностных ориентации в юношеском возрасте. Автореферат. канд.психол.наук.-Тамбов 2004.
  63. Кон И. С. Молодежь. Текст. // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16. С. 478.
  64. Кон И. С. Психология половых различий Текст. // Вопр. психол. -1981.-№ 2.-С. 47−57.
  65. Кон И. С. Психология ранней юности. Текст. // Кн. для учителя. М.- Просвещение, 1989. С. 66−68.
  66. Кон И. С. Социология личности. Текст. М., 1967.
  67. С.Л. Многообразие ценностей. Проблемы молодежи. Текст. Ижевск, 1989.
  68. В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. Текст. Тбилиси, 1987.
  69. Г., Бокум Д. Психология развития. Текст. СПб., 2004.
  70. Э. Строение тела и характер. Текст. М., 2003.
  71. Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992.
  72. В.Н. Личность как социальный феномен Текст. // Психология. Учебник/ Под ред. А. А. Крылова. М: Проспект, 1998.
  73. А.Ф. Классификация личностей Текст. / Психология # индивидуальных различий. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М., 2002.
  74. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян Текст. //Социологические исследования.-1996.-№ 5.
  75. Леонгард Карл. Акцентуированные личности. Текст. Ростов н/Д, 1997.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. М.: Смысл- 2005.
  77. А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность. Текст. Москва, Прогресс, 1967.
  78. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. Текст. //Психодиагностическая серия. Выпуск 5. Москва, Смысл, 1992.
  79. Д.А. Очерк психологии личности. Текст. М., Смысл, 1993.
  80. Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени Текст. // Психологическое обозрение. 1998. № 1.
  81. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.1. Текст.-Л., 1983.
  82. .Ф. Личность в системе общественных отношений. Текст. //Психологический журнал. Т.2.1981. с.3−16.
  83. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Текст. М., Наука, 1984.
  84. Л.О. О ценностях и ценностных ориентациях в системе идейно-воспитательной работы ССНМ Текст. // Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. М., 1990.
  85. А. Жизнь, наполненная смыслом. Текст. М., 2003.
  86. Т.Б. Понятие ценности в буржуазной социологии Текст. // Социальные исследования. Теория и методы. Выпуск 5. М.: Наука, 1970. С. 61.76.
  87. М.А. Ценность Текст. // Энциклопедический социологический словарь/ Под общ.ред. Г. В. Осипова. М.: Изд-во ИСПИ РАН, 1995. С. 871−872.
  88. А.Н. Философия ценностей. Текст. М., 1997.
  89. Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников Текст. // Ценностные ориентации и интересы школьников. М., 1983.
  90. А. По направлению к психологии бытия. Текст. М., 2002.
  91. Р. Типы людей. Взгляд из XXI века. Текст. СПб., 2006.
  92. Д. Психология и культура. Текст. СПб., 2002.
  93. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Текст. -Пермь, 1971.
  94. B.C. Личность и общество. Текст. Пермь, 1990.
  95. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Текст. М., Педагогика, 1986.
  96. B.C. Очерк теории темперамента. Текст. М, 1964.
  97. B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание Текст. Пермь, 1990.
  98. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Текст.- Новосибирск: Наука, 1989.
  99. B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. Текст. М., 2006.
  100. B.C. Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Текст. Москва, 1985.
  101. B.C. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Текст. Москва, 1981.
  102. В.Н. Личность и неврозы. Текст. Л., 1960.
  103. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности. Текст. // Доклады на совещании по вопросам психологии•) личности. М., 1956.
  104. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. Текст. СПб., 2005.
  105. Н.И., Каневская М. Е., Пахомова О. Н., Барцалкина В. В., Рубцова С. Н., Музе Э. Н. Ценность как центральный компонент психической структуры личности Текст. // Вопросы психологии. 1998. № 1. с.20−30.
  106. Г. Становление личности. Текст. М., 2002.
  107. В.Б. Психология практикам: учителям, родителям и руководителям. Текст.-М., 1996.
  108. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. Текст. М., Просвещение, 1991.287 с.
  109. О.М. Ценностные отношения: природа и генезис. Текст. -СПб., 1994.
  110. .Д. О некоторых аспектах социальной обусловленности ценностных ориентаций личности. Текст. // Проблемы личности. М., 1969.
  111. .Д. Основы социально-психологической теории. Текст. -М.: Мысль, 1971.348 с.
  112. A.B. (ред.) Психология развивающейся личности. Текст. М., Педагогика, 1987.
  113. C.B. Психологический тренинг в многочисленной-группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек) Текст. М., 2004.
  114. К.К. Личность как объект социальной психологии Текст. •) // Методологические проблемы социальной психологии/Отв.ред.Е.В.
  115. Шорохова. М.: Наука, 1975. с.72−88.
  116. К.К. Проблема способностей. Текст. M., 1972.
  117. К.К. Система психологии и теория отражения. Текст. -М., 1982.
  118. К.К. Структура и развитие личности. Текст. М., 1986.
  119. Ю.М., Давыдова Г. В. Структура ценностных диспозиций личности: проверка гипотезы «социальных качелей» Текст. // Гуманитарные науки в Сибири. 1996. № 1.
  120. JI.A. Проблемы общения в студенческом возрасте Текст. // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. М., 1987.
  121. Т.Н. Нравственно-ценностная ориентация как стимул социальной активности личности. Текст. // Мораль, общество, личность. Вып.2, МГУ, 1980.
  122. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в онтогенезе. Текст. // Межвуз.сб.научных трудов. МГПИ, 1987.
  123. Психологические тесты Текст. / Под ред. A.A. Карелина: В 2 т.- М., 2002.
  124. Психологический словарь Текст. / авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, JI.M. Балабанова.- Ростов-на -Дону, 2003.
  125. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Текст. -Самара, 2002.
  126. Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. A.B. Куликов. Текст. СПб., 2000.-480 с.
  127. A.M. Тест самоактуализации личности Текст. // Психолог в школе, 1999.- № 2.
  128. Д.Я. Психология и психоанализ любви. Учебное •) пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. Текст.- Самара, 2002.
  129. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Текст. -СПб., 2000.
  130. Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии Текст. // Вопр. психол. 1987. — № 2. — С. 159−165.
  131. Г. Ценность и действительность. Текст. М., 2004.
  132. К. Искусство консультирования и терапии. Текст. М., 2002.
  133. СЛ. Основы общей психологии. Текст. СПб.: Питер Ком, 1999.- 720 с.
  134. C.JI. Принципы и пути развития психологии. Текст. -М., 1959.-с. 121.
  135. В.В. Современные проблемы психологии образования: возрастной подход Текст. //Вестник практической психологии образования. 2005.-№ 1(2).
  136. Ю.А. Психология студенческого возраста и становление ^ личности специалиста Текст. // Вестник высшей школы. 1969.№ 8, с. 16−20.
  137. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В. А. Ядова. Текст. Л.: Наука, 1979.
  138. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Текст. Самара, 2003.
  139. Самосознание личности: каким я вижу себя в современном мире. Книга для учащихся школ, лицеев, гимназий, педагогических колледжей и студентов педагогических вузов / Под ред. P.M. Роговой. Текст. М., 2001.
  140. Н.В. Психология профессиональной деятельности. Текст.-СПб., 2004.
  141. И.М. Избранные философские и психологические •) произведения. Текст. М., 1982, — с. 298.
  142. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Текст.-СПб, 2001.
  143. М. Тренинг уверенности в себе. Текст. СПб, 2002.
  144. A.B. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества Текст. // Социс.- 2003.- № 1.
  145. М.А. Ценностные ориентации как предмет психологического исследования Текст. // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Т. З / Под ред. В. В. Козлова: Изд-во «ДИА-пресс», 2000.152 с.
  146. Соотношение ценностных ориентаций и реального поведения личности в сферах труда и досуга (программа Генерального проекта под руководством В.А. Ядова). Текст. M.-JL, 1970.
  147. И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. Текст. М., 1996. 130 с.
  148. Е.Д. Особенности кризисных состояний в юношеском возрасте и помощь при них Текст. // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. Межвузовский сборникнаучных трудов. М., 1987.
  149. Теоретическая и прикладная социальная психология. Текст. М.: Мысль, 1988.
  150. В.П. Марксистская философия и проблема ценности Текст. // Проблемы ценности в философии. M.-JL, 1966.
  151. Ю.Н., Макаров A.A. Анализ данных на компьютере. Текст. -М., 2003.
  152. Д.Н. Общая психология Текст. / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе- Под ред. И. В. Имедадзе -СПБ.: Питер, 2004.
  153. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные•) труды. Текст. М., 2004.-672 с.
  154. В. Человек в поисках смысла. Текст. М., 1990.
  155. Э. Искусство любить. Текст. М., 2003.
  156. Э. Человек для себя. Текст. Мн.: «Харвест», 2003.
  157. К. Невротическая личность нашего времени. Текст. СПб., 2002.
  158. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. Текст. СПб., 2003.
  159. Р. Психология влияния. Текст. СПб., 2006.
  160. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. Текст. М., 1981.
  161. Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом: Учебное пособие для педвузов. Текст. М., 1995.
  162. Н.И. Определение единства ценностных ориентации и уровня развития групп выборочным методом Текст. // Вопросы психологии, 1989, № 3, С. 144−150.
  163. Т. Социальная психология. Текст. М.: Прогресс, 1994.
  164. Шихи Гейл. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. Текст. СПб, 2005.436 с.
  165. Е.В. Социальная детерминация поведения Текст. //
  166. Психологические проблемы социальной регуляции поведения/ Отв.ред.Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М.: Наука, 1976. с.5−28.
  167. Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. Текст. М., 2004.
  168. К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. Текст. -СПб.: Питер, 2003.-416 с.
  169. Э. Идентичность: юность и кризис. Текст. М.: Прогресс, 1996.
  170. Юнг К. Проблемы души нашего времени. Текст. СПб., 2002.
  171. В.А. (ред.) Социальный портрет. Текст. Ленинград. Наука, 1997.
  172. В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением. Текст. М., 1970.
  173. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. Текст. М., Просвещение, 1969.
  174. И. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории. Текст. -М., 2002.
  175. И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. Текст. М., 2002.
  176. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическаясистема. Текст. Кемерово, 2000.
  177. Е. Модернизация экономики и система ценностей Текст. // Вопросы экономики, 2003, № 4.
  178. Allport G.W. Pattern and growth in personality. Text. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961.
  179. Allport G.W., Vernon P.E., Lindzey G. A study of values. Text. -Boston: Houghton, 1960.
  180. BanduraA., Walters R. H. Social learning and personality development.1. Text. N. Y., 1965. 329 p.
  181. Bern S. Sex role adaptability — one consequence of psychological androgyny Text. // J. of Pers. and Soc.Psychol. 1975. N 31. P. 634−43.
  182. BillerH. A. Father, child and sex role. Paternal determinants of personality development. Text. Lexington, Mass., 1971.194 p.
  183. Holland I.L. The Psychology of Vocational Choice. Text. Waltham, Mass., 1966.
  184. Laurence Steinberg «ADOLESCENCE». Text. Boston, 1989. — C. l-15, 57−90,119−181,237−334.
  185. Maccoby E., Jacklin C. The psychology of sex differences. Text.
  186. Stanford Univ.Press. 1974.
  187. Rockeach M. The Nature of Human Values. Text. New York: Free Press, 1973.
  188. Rockeach M. Understanding Human Values. Text. New York, 1979.
  189. Rokeach M. Beliefe, Attitudes, and Values. A Theory of Organization and Change. Text. L., 1972.
  190. Stockard J., Johnson M. Sex roles. Text. N. Y. 1980.334 P.
Заполнить форму текущей работой