Отношения СССР и России со странами Африки в 1985-1990 годы
Курс СССР в отношении развивающихся стран, в том числе Африки, в послевоенный период строился с учетом интересов безопасности, геополитики, идеологии и экономических задач. Советский Союз сыграл важную роль в деле деколонизации Африки, что изменило русло ее исторического развития. В числе факторов, способствовавших реализации политики СССР в «третьем мире» в годы «холодной войны», было расширение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ АФРИКИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СССР, РОССИИ
- 1. Исторический опыт советско-африканских отношений в 1960е — начале 80-х годов
- 2. Внешнеполитические приоритеты СССР и России в Африке во второй половине 1980-х-1990-е годы
- 3. Проблемы и трудности на пути развития российско-африканских межгосударственных отношений
- ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СССР, РОССИИ И СТРАН АФРИКИ
- §-1.Политика СССР и РФ в отношении проблем африканской безопасности
- 2. Технико-экономическое сотрудничество
- 3. Торговые связи
- 4. Контакты в области культуры и образования
Отношения СССР и России со странами Африки в 1985-1990 годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенность XX столетия состоит в возрастающем единстве мира, взаимосвязи континентов и стран, благодаря чему оказались раздвинуты пределы восприятия окружающей действительности. В рамках единого социокультурного пространства осуществлялся контакт государств и народов разной этнокультурной и конфессиональной принадлежности, в числе которых были народы СССР, России и стран Африки.
С началом процессов перестройки, вызвавших кардинальный пересмотр прежних внешнеполитических концепций, СССР и страны Африки стали активными участниками глубокой трансформации международных отношений, всего миропорядка. После распада СССР произошло дальнейшее изменение баланса политических сил на международной арене, которое сопровождалось складыванием новой структуры глобальных и региональных связей. В рамках становления многополярной системы начался новый этап в истории российско-африканских отношений, который совпал со структурной перестройкой и реформами внутри этих стран, а также поиском национальной идентичности и места России и Африки в системе мировой политики.
В современных условиях Российская Федерация строит свою внешнеполитическую концепцию с учетом специфики исторических, геополитических, экономических интересов страны в рамках цивилизованных межгосударственных отношений1. Ее приоритеты в отношении стран Африки переместились в сферу взаимовыгодного сотрудничества, свободного от идеологического и военно-политического давления. Интересам России отвечает поддержание стабильности на Африканском континенте, развитие там демократических процессов, вовлечение африканских государств в общие усилия по формированию но.
1 Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник. 1993. N 1−2 (январь). С.З. вого миропорядка. Без участия Африки сегодня невозможно создание целостной и стабильной мировой системы, комплексное решение глобальных проблем, развитие всеобъемлющего гуманитарного и культурного сотрудничества.
Основой для развития связей между Россией и Африкой на современном этапе является опыт советско-африканских отношений всего предшествующего периода их истории, в котором можно выделить несколько этапов: 1) от 1917 г. до начала второй мировой войны- 2) период второй мировой войны и Великой Отечественной войны- 3) с 1945 г. до конца 50-х годов- 4) с 1960 по 1985 годы- 5) с 1985 г. до 1991 г. и современный этап российско-африканских отношений.
Отношения Советской России с колониальными и зависимыми странами как на официальном, так и на неправительственном уровне определялись особенностями поиска пути ее развития, концепцией «мировой революции». Под влиянием идеологии и практики сталинизма международные связи подверглись деформациям и не избежали влияний этатистского характера, что сужало сферу международного доверия, хотя в экстремальных ситуациях (период Великой Отечественной войны, например) общечеловеческие интересы всегда приобретали приоритетное начало, заставляя людей и правительства разных стран оставлять в стороне политические и идеологические разногласия.
Курс СССР в отношении развивающихся стран, в том числе Африки, в послевоенный период строился с учетом интересов безопасности, геополитики, идеологии и экономических задач. Советский Союз сыграл важную роль в деле деколонизации Африки, что изменило русло ее исторического развития. В числе факторов, способствовавших реализации политики СССР в «третьем мире» в годы «холодной войны», было расширение советской экономической помощи (включая военную), экономический кризис на Западе, поддержка СССР требований по новому международному экономическому порядку (в 80-е гг. к ним добавилась близость позиций СССР и развивающихся стран по правам человека). Вместе с тем было и то, что мешало реализации советской внешней политики в отношении развивающихся стран, в том числе давление идеологического догматизма на внешнюю политику СССР, перенос конфронтации «Восток-Запад» в «третий мир». В результате, вплоть до конца 1980;х годов в советско-африканских отношениях преобладали две тенденции: первая отражала модель сосуществования стран с различными системамивторая (ведущая) включала в себя поддержку революционно-демократических режимов на основе принципов интернациональной солидарности.
В начале 1990;х годов были созданы новые условия для взаимодействия СССР и России со странами Запада в урегулировании проблем «третьего мира», которые основываются на деидеологизации международных отношений и принципах равноправного партнерства.
Изучение истории отношений СССР, России со странами Африки в 19 851 990;х годах представляет значительный научный и политический интерес в связи с тем, что на общем фоне глобальных геополитических изменений, которые затронули СССР, а затем Россию и страны Африки, начался процесс переосмысления национальных интересов, модернизации их внутрии внешнеполитического курса, приведения его в соответствие с реалиями конца текущего века.
Целью представленной работы является изучение отношений между СССР, Россией и странами Африки в годы перестройки и в постсоветский период. Ставя данную цель, автор не претендует на охват всей проблематики, связанной с историей советскои российско-африканских отношений в рассматриваемый период. Речь идет лишь о наиболее общих проблемах межгосударственных отношений с учетом фактора исторической преемственности внешнеполитического курса СССР второй половины 1980;х гг. и Российской Федерации 1990;х гг.
Поставленная цель и изучение имеющихся источников и литературы позволяют выделить следующие задачи исследования:
— раскрыть историю советско-африканских отношений;
— определить основные элементы внешнеполитической концепции СССР и России в отношении стран Африки во второй половине 1980;х1990;е годы;
— проследить зависимость характера советскороссийско-африканских связей от состояния международных отношений;
— проанализировать содержание и основные направления сотрудничества СССР и России с африканскими странами во второй половине 1980;х-1990;е годы;
— показать степень влияния процессов модернизации и реформирования в изучаемых странах на характер двусторонних отношений.
Новизна диссертационного исследования. Избранная тема не получила достаточно полного освещения в российской и зарубежной историографии. В диссертации с позиции современного научного знания и на основе новых источников (включая архивные материалы) предпринята попытка комплексного рассмотрения отношений СССР и России со странами Африки в годы перестройки и в постсоветский период. В ней анализируются изменения и новые тенденции во внешней политике СССР и РФ на африканском направлении, освещается практика межгосударственного сотрудничества в области региональной безопасности и международных проблем, исследуются политические, торгово-экономические, военно-технические связи, а также контакты в области культуры и образования во второй половине 1980;х — 1990;е годы.
Хронологические рамки исследования. Исходный хронологический рубеж диссертации — 1985 год — начало перестройки в СССР и связанных с ней глобальных изменений в мире, что отразилось на характере советско-африканских отношений. Весь последующий период делится в свою очередь на два этапа: 1) 1985;1991гг., когда действовала концепция «нового политического мышления» и до распада Советского Союза- 2) с 1991 г. по настоящее время — период существования Российской Федерации как самостоятельного, суверенного государства и правопреемницы СССР.
Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что в ней показаны основные направления отношений СССР и Российской Федерации со странами Африки во второй половине 1980;х — 90-е годы, определяются перспективы их дальнейшего сотрудничества в разрешении проблем международной и региональной безопасности, а также в области экономических, военно-технических и гуманитарных связей. Материалы и основные выводы работы могут быть использованы для научных исследований при разработке истории и современного состояния внешней политики России, в учебном процессе, а также в практической работе международных ведомств при выработке внешнеполитической концепции РФ.
Историография проблемы включает в себя комплекс работ по следующим направлениям: история международных отношений и внешней политики СССР и Россииистория стран Африкиистория советскои российско-африканских отношений.
Советская историография накопила значительный опыт в области изучения истории международных отношений и советской внешней политики, ее основополагающим принципам и связям СССР с развивающимися странами. Важное значение в этой связи имеет пятитомная история дипломатии, в пятом томе которой раскрывается дипломатическая деятельность СССР с 1960 года (года Африки)2. В этой части нашла отражение деятельность КПСС и советского государства, связанная с борьбой африканских стран за социально-экономический прогресс после завоевания независимости.
В числе работ данной группы видное место занимает обобщающий труд «История внешней политики СССР», отдельные издания которого включают в себя материалы по истории внешнеполитической деятельности Советского Союза в 1960;1980;е годы, а также в период перестройки в СССР3.
Одним из приоритетных направлений советской дипломатии в 1960;1980е гг. было ее участие в деятельности международных организаций, в первую очередь, ООН, где наряду с проблемами безопасности и разоружения обсуждались вопросы экономических, социальных и международно-правовых проблем африканских государств. С этой точки зрения особый интерес для исследователя представляет серия изданий под общим названием «Советский Союз и Организация Объединенных Наций», выходивших в разные годы под редакцией А. С. Протопопова, А. Л. Нарочницкого, В.Л.Исраэляна4.
В современной российской историографии проблемы советской внешней политики времен «холодной войны» получили освещение в коллективных трудах — «Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917;1991» (под редакцией А.О.Чубарьяна), «Советская внешняя политика в годы „холодной войны“ (1945;1985). Новое прочтение» (под редакцией Л.Н.Нежинского) и других5 В них отмечаются такие факторы советской внешней политики периода «холод.
2 История дипломатии. / Под ред. А. А. Громыко. Изд.2-е. T. V,. Книга 2. М., 1979.
3 История внешней политики СССР. 1945;1985 гг. М&bdquo- 1986; История внешней политики СССР (1917;1990). В 2-х тт. М., 1991; История дипломатии, п/р А. А. Громыко. T.5. Книга 2. М., 1979.
4 Протопопов A.C. СССР, Лига Наций и ООН. М., 1968; Советский Союз и Организация Объединенных Наций. (1961;1965) — М., 1968; (1966;1970). М&bdquo- 1975; (1971;1975). М., 1981; (1976;1980). М., 1989.
5 Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917;1991. / Под ред. А. О. Чубарьяна. М., 1993; Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945;1985). Новое прочтение. / Под ред. Л. Н. Нежинского. М, 1995; Внешняя политика СССР и России. М., 1996 и др. ной войны", как идеологизация, политизация, тенденции к глобализму, что создавало предпосылки для международной напряженности и длительного противостояния между Востоком и Западом. Внешняя политика в эти годы вырабатывалась в процессе межведомственных согласований, а после того, как она становилась позицией государства, неукоснительно проводилась на международной арене. Ставя в связи с этим вопрос о реализме советской внешней политики, российские исследователи справедливо считают необоснованным представлять в идеальном свете и позицию ведущих западных держав по отношению к СССР в рассматриваемый период.
В работах С. М. Рогова, Н. В. Загладина, П. А Цыганкова и др. получили освещение изменения в советской военно-политической доктрине второй половины 1980;х гг. и во внешнеполитической концепции Российской Федерации, связанные с пониманием новой геополитической миссии России как гаранта равновесия между Востоком и Западом в их неблоковой, «цивилизованной ипостаси"6. Исследователи проблемы указывают при этом на двойственность и противоречивость советского внешнеполитического курса периода перестройки, когда, с одной стороны, речь шла о целостности и единстве мира, с другойвплоть до 1990 г. в политике продолжали доминировать старые подходы, которые базировались на концепции борьбы двух общественно-политических систем. В целом, взгляды российских историков свидетельствуют о том, что ошибки советской дипломатии (чрезмерная уступчивость, неподготовленность изменений и др.) сильно ударили по престижу СССР в конце 1980;х — начале 1990;х.
6 Рогов С. М. Советский Союз и США: поиск баланса интересов. М., 1989; Загладин Н. В. История успехов и неудач советской дипломатии. Политические аспекты. М&bdquo- 1990; СССР в мировом сообществе: от старого мышления к новому. М., 1993. Внешняя политика СССР и России. М, 1996; Цыганков П. А Постсоветская Россия в современном мире: национальные интересы и международные отношения. М., 1993; Нарочницкая H.A. Внешняя политика России. // Кентавр. 1993. N 4−5- Кокошин A.A. Армия и политика. Советская военно-политическая и военно-стратегическая мысль. 1918;1991. М., 1995; Золотарев В. Военная безопасность отечества (Историко-правовое исследование). 2-е изд. М., 1998 и др. гг., и, как следствие, сказались на ослаблении позиций Советского Союза, а затем и России в «третьем мире».
Вторую группу работ представляют исследования советских ученых по проблемам истории Африки. В них выделяются монографии А. А. Громыко «Африка: прогресс, трудности, перспективы» и «Африка в мировой политике», в которых исследуются основные проблемы социально-экономического и политического развития Африки на рубеже 80-х годов7 На обширном фактическом материале в работах анализируются такие вопросы, как специфика революции в Африке, проблемы преодоления социально-экономической отсталости, поиска путей развития. Однако говоря о методах, формах и направлениях преодоления социально-экономической отсталости и поисках путей развития, автор в духе того времени связывал их главным образом с появлением системы социалистической ориентации.
В современной историографии важное место заняла проблема влияния процесса перестройки и распада СССР на геополитическую ситуацию в мире и на африканский континент, в частности8. При этом звучали самые разные оценки. Так, профессор Г. Мирский выступил сторонником «пессимистической» точки зрения, заявив, что после распада СССР вместо ожидавшегося «нового мирового порядка» возник «новый мировой беспорядок». В мире, лишенном глобального противостояния, по его мнению, нарушилась система субординации, ослабла союзническая и «блоковая дисциплина"9. На этом фоне трудности.
7 Громыко Ан.А. Африка: прогресс, трудности, перспективы. М&bdquo- 1981; Он же. Африка в мировой политике. М.,.
1986.
8 Мирский Г. К вопросу о выборе пути. М., 1987; Аваков Р. Новое мышление и проблемы изучения развивающихся стран // Международная жизнь. 1987. N 11- Кива А. Социалистическая ориентация: действительность и иллюзии // Международная жизнь. 1988. N 7- Перестройка в СССР и региональные конфликты в «третьем мире». М., 1993 и др. Попов Ю. Африка и советская перестройка // Международная жизнь. 1991. N 3, 5- Лопатов В. Африка в тисках «структурной перестройки» // Мировая экономика и международные отношения. 1997. N 7- Сумбатян Ю. Г. Африка на пороге XXI века: политические проблемы и перспективы. М., 1997; Маценко И. Б., Новикова З. С. Некоторые аспекты экономического развития Африки в 80−90-е гг. // Институт Африки РАН. Ученые записки. Вып.1. М., 1998 и др.
9 См.: Мировая экономика и международные отношения. 1994. N 11. С. 64−80. процесса демократизации в Африке высвечивают те сложности, с которыми мировому сообществу предстоит столкнуться в поисках идейных ориентиров, способных привести к его сплочению. Ученый опровергает утверждение о том, что падение коммунизма предпределяет победное шествие демократии и, следовательно, последнее десятилетие XX столетия станет временем повсеместного триумфа демократических идей.
В 1990;е годы на базе Института Африки РАН при активном участии и под редакцией А. М. Васильева, В. В. Лопатова, Н. Д. Косухина, Н. И. Высоцкой, Л. В. Гевелинга и ряда других российских африканистов был издан ряд научных сборников и работ. Среди них: «Эволюция политических структур Африки», «Социо-и этнокультурные процессы в Африке», «Процессы демократизации в африканских странах: тенденции 90-х гг.», «Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу» и др.10 В них освещаются основные аспекты начавшегося в Африке процесса модернизации и реформирования политической системы, воздействие на ситуацию кризиса социалистических идей и деятельность оппозиционных движений. Российские исследователи выделяют такую характерную черту современного общественно-политического развития Африки как эволюция в ее странах от авторитарных военно-диктаторских и однопартийных консервативных режимов к демократическим, многопартийным.
Проблемам перехода Африки от авторитарных режимов к демократическим и включению африканских стран в формирующуюся глобальную цивилизацию посвящена серия работ д.ф.н. Ю.Г.Сумбатяна11. В современной историографии активно изучаются также особенности структурных преобразований в.
10 Эволюция политических структур Африки. М., 1990; Социо-и этнокультурные процессы в Африке. М., 1991; Процессы демократизации в африканских странах: тенденции 90-х гг. М., 1992; Африка на пороге XXI века. Итоги и перспективы социально-экономического и политического развития. М., 1993; Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. М., 1994; Африка в меняющемся мире. М., 1998 и др.
11 Сумбатян Ю. Г. Африка: демократизация авторитарных режимов и этнический фактор // Социои этнокультурные процессы в современной Африке. М., 1992; Он же. Военные режимы и армия: африканский опыт // Со-цис. 1996. N 4- Он же. Африка на пороге XXI века: политические проблемы и перспективы. М., 1997 и др. экономике африканских стран, в частности, в трудах д.э.н. зав. сектором Института Африки РАН В. В. Лопатова подробно анализируются модели развития африканской экономики, начиная с концепции «планированного развития» (60-х годов), доктрины «основных нужд» (70-е годы) и до сменившей их в 1980;е гг. идеи «структурной корректировки», в основе которой лежит либерализация хозяйственной деятельности, отказ от государственного вмешательства в экономику, всемерное развитие рыночных основ хозяйствования и т. д.12.
Третий историографический комплекс объединяют исследования конкретно-исторического характера — по истории советско-африканских отношений.
Советская историография, занимавшаяся изучением международных связей СССР в советский период, достигла достаточного уровня. Создан обширный комплекс работ, раскрывающих ее конкретные аспекты. В значительно меньшей степени внимание историков привлекали проблемы взаимоотношений СССР со странами Африки. В исследованиях советских авторов особое внимание уделялось изучению солидарности народов СССР и стран Азии и Африки в период их борьбы за независимость, в деле преодоления отсталости, нищеты, неграмотности13.
Более широк круг работ о связях и сотрудничестве СССР с народами Африки в 1960;е — начале 80-х годов. Как правило, в данных работах основные задачи советско-африканского сотрудничества формулировались в рамках следующих направлений:
12 Лопатов В. В. Африка в тисках «структурной перестройки» // Мировая экономика и международные отношения. 1997. N7. С. 124−132.
13 Дзасохов A.C. Участие советской общественности в движении афро-азиатской солидарности и задачи Советского комитета солидарности. Баку. 1976; Воробцова Ю. И. Интернациональная солидарность КПСС. 1895−1982 гг. Укрепление и развитие связей в мировом революционном движении. Л., 1983; Озеров Л. С. Истории немеркнущие строки: Зарождение и развитие интернациональных и культурных связей трудящихся Страны Советов и стран Азии, Африки и Латинской Америки. М., 1989; Интернациональная солидарность, связи и сотрудничество народов СССР и развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. 1945;1985 гг. М., 1989 и др. в политической области — укрепление самостоятельности молодых государств, политическая и дипломатическая защита их интересов в международных организациях, права свободного выбора ориентации общественного развития, поддержка борьбы за ликвидацию неравноправия в международных отношенияхв экономической — содействие в становлении национальной экономики, освобождении от империалистического, неоколониалистского диктата и зависимости, в утверждении равноправия в международном разделении труда, в идеологической — поддержка в борьбе против идеологической экспансии неоколониализма, помощь в овладении идеями научного социализма, разоблачении буржуазных и социал-реформистских неоколониалистических теорий социально-экономического развитияв военной области — укрепление обороноспособности независимых государств, создание возможностей отпора империалистической, неоколониалистской агрессии, защита их от военного давления и прямых захватнических и экспансионистских акций империализма"14.
Данные проблемы активно разрабатывались учеными Института Африки, что нашло свое отражение в коллективных трудах: «СССР и страны Африки», «Советско-африканские отношения» и др.15 В монографии «Актуальные проблемы отношений СССР со странами Африки (80-е годы)», вышедшей под редакцией члена-корреспондента АН СССР Ан.А.Громыко, основное внимание авторов книги уделено проблемам советско-африканских отношений в целом, на фактическом материале показана помощь СССР освободившимся странам Африки в достижении ими политической и экономической самостоятельности,.
14 См., например: Громыко A.A. Африка: прогресс, трудности, перспективы. -М, 1981. С. 143−144.
15 СССР и страны Африки. Дружба, сотрудничество, поддержка антиимпериалистической борьбы. /Отв. ред. Е. А. Тарабрин. М., 1977, Советско-африканские отношения. М., 1979; Старушенко Г. Б., Бочкарев Ю. А. Сотрудничество СССР с освободившимися странами и международная безопасность. М., 1983 и др. указано на трудности, возникавшие на этом пути в связи с обострением международной обстановки и внутреннего кризиса в самой Африке16.
При этом в ходе изучения советско-африканских связей периода «холодной войны» в советской историографии учитывалась многоплановость проблемы, что было обусловлено многообразием форм осуществления сотрудничества: на межгосударственном уровнеобщественное (между партиями и организациями) и международном уровнях (через взаимодействие в рамках неправительственных и правительственных международных организаций).
Особую группу составляют работы, раскрывающие конкретные направления связей СССР и его союзников по социалистическому лагерю со странами Африки, в первую очередь, экономическое сотрудничество. В их числе, коллективная работа «Экономические отношения социалистических государств со странами Африки», труды В. С. Баскина «Экономическое сотрудничество с развивающимися странами" — Н. С. Семиной «Страны СЭВ и Африка», Л. З. Зевина «Новые тенденции в экономическом сотрудничестве социалистических и развивающихся стран», О. М. Горбатова и Л. Я. Черкасского «Сотрудничество СССР со странами Востока и Африки» и др.17.
Однако, следует заметить, что работы тех лет несли на себе идеологический отпечаток и нередко имели чисто пропагандистскую направленность. В советской историографии преувеличивалась роль помощи СССР развивающимся странам. Советские исследователи стремились показать, что сотрудничество.
16 Актуальные проблемы отношений СССР со странами Африки (80-е годы) / Под ред. чл.-кор. АН СССР А. А. Громыко. М., 1985.
11 Экономические отношения социалистических государств со странами Африки. М., 1973; Зевин Л. З. Новые тенденции в экономическом сотрудничестве социалистических и развивающихся стран. М., 1970; Горбатов О. М. и Черкасский Л. Я. Сотрудничество СССР со странами Востока и Африки. М., 1973. Экономическое сотрудничество социалистических и развивающихся стран / Под ред. И. С. Федорова. М., 1981; Гетманец М. З. СССР и страны Азии и Африки. М., 1977; СССР — развивающиеся страны. Торгово-экономическое сотрудничество / Отв. ред. Л. И. Бельчук, М., 1985. Софинский H.H. Помощь Советского Союза развивающимся странам в подготовке национальных кадров // Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ. 1980. N4- Скачкова С. А. Построено при экономическом и техническом содействии Советского Союза. М., 1982; Брицкий П. П. Помощь стран социализма в подготовке кадров для освободившихся государств. Львов, 1986; Экономическое и техническое сотрудничество СССР с зарубежными странами. М, 1987.
СССР с африканскими государствами в борьбе за устойчивую международную безопасность являлось одним из главных условий преодоления отсталости освободившихся стран, более эффективного осуществления ими программ экономических и социальных преобразований. При этом авторами не всегда учитывались негативные тенденции двусторонних отношений, обусловленные военно-идеологическим противостоянием ведущих держав в странах «третьего мира».
В современной российской историографии в работах Н. В. Загладина, В. И. Носенко, О. Б. Резниковой, В. Б. Кокарева и Т. Д. Дейч и др. даются новые оценки политике СССР в развивающихся странах18. Отмечая успехи и неудачи советской дипломатии на этом направлении, авторы сходятся в том, что особым фактором, определявшим на протяжении многих лет внешнюю политику СССР в отношении этой группы государств, в том числе, советско-африканские отношения, была «мессианская идея», связанная с распространением в странах Африки в качестве образца советской социально-экономической и политической модели развития.
Среди трудов постсоветского периода на эту тему отметим также монографию А. М. Хазанова, написанную им в соавторстве с Гомаа Хамди, «Политика Советского Союза (в Азии и Африке) в годы «холодной войны». В ней выделены этапы и показана эволюция советской внешней политики в Африке, особо рассматривается позиция СССР в западносахарском и ангольском конфликтах19. Среди новых принципов советской дипломатии в отношении африканских стран в годы М. С. Горбачева автор выделяет отход от конфронтации и концепции справедливых и несправедливых войн, отказ от абсолютизации идеи военного сотрудничества как важнейшей формы межгосударственных связей, а так.
18 Носенко В. И. СССР и «третий мир»: новый взгляд на внешнеполитические проблемы. М, 1991. Резникова О Б., Рыбаков В. В. Наследие и уроки политики СССР в «третьем мире». М., 1993; Кокарев В. Б., Дейч Т. Л. Ретроспектива советско-африканских отношений и будущее политики России в Африке. М., 1993 и др.
19 Хазанов A.M., Гомаа Ханди. Политика СССР в «третьем мире» (Азия и Африка) в годы «холодной войны». М, 1997. же выбор в пользу политического разрешения региональных конфликтов в рамках новой доктрины «баланса интересов».
Вопрос о связях СССР/России с народами Африки в годы перестройки и в постсоветский период не получил достаточного освещения в исследовательской литературе, поэтому он сохраняет свою актуальность и новизну. В российской и зарубежной историографии рассматривались лишь отдельные аспекты проблемы.
Место и роль Африки в системе внешнеполитической концепции СССР и РФ определяются в современных исследованиях с точки зрения национальных интересов СССР и проблем национальной безопасности России с учетом аспектов двусторонних связей с отдельными странами и организациями, а также прямого и косвенного воздействия Африки на международные отношения.
В них предпринята попытка дать объективную характеристику различным направлениям советско-африканского сотрудничества периода перестройки, называются трудности и проблемы на этом пути, в том числе отсутствие комплексного планирования работы предприятий, невыполнение в срок принятых обязательств, не всегда высокое качество поставляемого оборудования, гигантомания и проч. Утверждение о том, что «Африка нам не нужна», представляется ученым неправомерным. Рассуждающие подобным образом, по их мнению, исходят из посылки (которой традиционно руководствовалась советская наука, а вслед за ней и пресса), согласно которой отношения СССР со странами Африки рассматривались как изначально построенные на неравноправной основе.
20 Советско-африканские отношения в условиях перестройки. М., 1990; Фокеев Г. СССР — Африка: в чем наш национальный интерес // Азия и Африка сегодня. 1991. N 5−6- Сафонов Л. А. Россия — Африка: новые горизонты // Дипломатический вестник. 1992. 15 апреля (ЪГ 7) — Он же. Российские приоритеты в Африке // Международная жизнь. 1994. N 2- Африка во внешнеэкономических связях России. Сб.статей. М., 1993; Филиппов В. М. Практический опыт организации и функционирования вузов в условиях рыночной экономики. М., 1993; Национальные интересы России, Украины и Беларуси в Африке и на Ближнем Востоке (общее и особенное). М., 1994; Российско-африканские экономические связи в глобальном контексте: проблемы и тенденции. Сб.статей. М., 1996; Международное содействие развитию. Внешние долги и проблемы российско-африканских отношений. М., 1996; Проблемы африканской безопасности и позиция России. М., 1996; Черкасова И. В. Отношения России с алмазной корпорацией «Де Бирс». М., 1997 и др.
Для характеристики их использовались стандартные клише из фраз «братская помощь», «интернациональная солидарность», «бескорыстная поддержка», в результате Советский Союз представал исключительно в роли дающего (как правило, «бескорыстно»), а африканские страны в роли «младшего брата», вечно стоящего с протянутой рукой21.
Ряд подобных стереотипов, сложившихся в России в отношении Африки и в африканских странах в отношении новой России раскрывает в своих работах проф. А. М. Васильев. Он дает оценку современному уровню и характеру отношений РФ со странами Африки, называет перспективные направления сотрудничества в различных областях и пути совместных усилий по разрешению ре.
22 ¦ гиональных конфликтных ситуаций в ряде африканских государств. По заключению А. М. Васильева, оценка эффективности отношений для обеих сторон невозможна без пересмотра самой концепции этих отношений, базировавшейся в течение многих лет на конфронтационном подходе.
В качестве альтернативных вариантов урегулирования одной из важнейших проблем двусторонних отношений — выплаты долгов африканских стран России — А. М. Васильев видит следующие: а) заключение соглашений о выкупе страной-должником долгов со значительной скидкой с нарицательной стоимостиб) переуступка на договорных началах долговых обязательств стран-должников банковско-коммерческим структурам или реализация их (также со скидкой) на фондовом (вторичном) рынке: в) обмен долговых расписок на акции и облигации производственных и коммерческих предприятий африканских стран и др.23.
21 См., например: Кокарев В. Б., Дейч Т. Л. Ретроспектива советско-африканских отношений и будущее политики России в Африке. — М., 1993. С. 9.
22 Васильев A.M. Россия и Африка. // Национальные интересы России, Украины и Беларуси в Африке и на Ближнем Востоке (общее и особенное). М., 1994. С.5−10- Он же. Россия и Африка. Реалии и перспективы сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 1997. N 12. С.2−6- Он же. Россия и Африка // Африка в меняющемся мире. Тезисы докладов VII Всероссийской конференции африканистов. М., 1997, С. 1−11 и др.
23 Васильев A.M. Указ. соч. // Азия и Африка сегодня. 1997. N 2. С. 4.
В работах российского африканиста В. В. Лопатова предложена концепция внешнеэкономических связей РФ с африканскими странами с учетом опыта прошлого и координальных перемен в политической и хозяйственной жизни России и африканских стран в настоящем. Данная концепция, по мнению автора, включает в себя: 1) постановку вопроса о решении проблемы возвращения ранее предоставленных кредитов- 2) торговля оружием- 3) ориентация на африканский рынок как средство продвижения промышленной продукции и последовательного вовлечения России в международное разделение труда- 4) выявление возможностей ресурсного обеспечения российской экономики из африканских источников- 5) выработка механизма стимулирования торгово-экономического сотрудничества24. Что касается перспектив, авторы сборника «Новая роль России в мире и Африке» указывают на две группы благоприятных факторов: 1) схожесть целей социально-политической направленности реформирования экономики России и стран Африки (хотя ее исходное состояние различно) — 2) сложившееся различие в уровнях развития производительных сил, позволяющее говорить о структурной взаимодополняемости российской и африканской экономики25.
Пока же на примере российско-африканского торгово-экономического сотрудничества исследователи приходят к заключению о том, что после 1985 г. эта сфера отношений переживает период «глубокого упадка».
В сборнике «Национальные интересы России, Украины и Беларуси в Африке и на Ближнем Востоке (общее и особенное)», в части, касающейся некоторых тенденций общественного развития России и стран Африки и главным образом перспектив их сотрудничества, д.э.н. Г. В. Смирнов выделяет некоторые.
24 Лопатов В. В. Актуальные проблемы торгово-экономических отношений России с Африкой. — М., 1995. С. 4041- Он же. Российско-африканское сотрудничество // Международная жизнь. 1996. N 10- Он же. Россия и Африка: упущенные возможности // Экономист. 1997. N 8.
25 Новая роль России в мире и Африке, (по материалам международной конференции на тему «Новое международное партнерство», 1994, апрель). М., 1994. общие черты и направления их социально-экономического и хозяйственного развития, в том числе, «ориентация на реформирование производственных отношений и внедрение более эффективного хозяйственного механизма», «движение в направлении рыночной экономики, отказ или ослабление роли централизованного управления хозяйственной жизнью», «уменьшение роли и реформирование государственного сектора экономики в соответствии с требованиями экономики рыночного типа"26. Наряду с этим, автор указал и на существенное различие: если в России речь идет о переходе к рыночной модели от централизованной экономической системы тоталитарного типа, то в большинстве африканских стран стоит задача совершенствования и дальнейшего углубления рыночных отношений. С этой точки зрения можно говорить о предпосылках и трудностях современного этапа развития российско-африканских отношений, обусловленных переходным характером экономики и трансформацией политических структур.
Вопросы, связанные с исследованием темы, частично освещаются также в диссертациях Хадону Хатшиону Юрбэна, Кангомбе Афонсу, Разакатиана Ан-туана де Паду, О.В.Золототрубовой27.
История советско-африканских отношений изучалась обстоятельно в зарубежной историографии в 1960;1990;е годы. Среди представителей данного направления (известного как «тропическая советология») — Э. Бжезинский,.
OQ.
Е.Вильсон, Б. Портер, Д. Олбрайт и др. Советско-африканские отношения рас.
26 Национальные интересы России, Украины и Беларуси в Африке и на Ближнем Востоке (общее и особенное).—М, 1994. С. 37.
27 Хадону Хатшиону Юрбэн. Отношения СССР с франкоязычными государствами Западной Африки побережья Атлантического океана (1960;1980;е годы). Дис.. канд. ист. наук. М., РУДН, 1992. Кангомбе Афонсу. Советско-ангольские отношения (1975;1991 гг.). Дис.. канд. ист. наук. — М., РУДН, 1994; Разакатиана Антуан де Паду. Советский Союз и Мадагаскар: развитие сотрудничества (1972;1991 гг.). Дис.. канд. ист. наук. — M., РУДН, 1994; Золототрубова О. В. Советский Союз и деятельность ЮНЕСКО в области подготовки национальных кадров для стран Азии, Африки и Латинской Америки (1954;1987 гг.). Дис.. канд. ист. наук. — М., РУДН, 1996.
28 Africa and communist world / Ed. by Z.Brzezinsky. Stanford, 1963; Wilson E. Russia and Black Africa before world war II. N.Y.- L., 1979; Porter B. The URSS in Third World conflicts: government arms and diplomacy in local war 1975;1980. Cambridge. 1984; Albright The URSS and Subsaharan Africa in the 1980s Paeger- 1983; Webber M.
Н-.М-' сматривались в эти годы с точкй зрения «соперничества сверхдержав на африканском континенте» и проявления «советского экспансионизма». В трудах западных ученых звучала критика теории и практики внешней политики СССР, несоответствия принципов — интернациональной солидарности и национальных интересов, справедливо указывалось на практику «выборочного сотрудничества» СССР в странах <<третьет мира".
Давая оценку курсу советской внешней политики в отношении Африки в эпоху М. С. Горбачева, специалисты Федерального института международных и восточно-европейских исследований (БИОСТ) заключают, что Советский Союз «ушел с континента в 1980;х годах в связи с глобальной экономией, связанной с горбачевскими внутренними реформами и «новым мышлением во внешней политике и политике обеспечения безопасности"29. Голландский ученый Барт Ван дер Меер дополняет эти рассуждения мыслью о том, что СССР «оказался жертвой мессианской идеи о своей роли как бескорыстного бойца против империализма"30. С этой позицией нельзя не согласиться. Вместе с тем, нередко в трудах зарубежных исследователей данный период однозначно трактуется исключительно как «крах советской политики в Африке», при этом игнорируется тот положительный опыт, который был накоплен за годы сотрудничества (участие СССР в поддержке борьбы за независимость, разрешении проблем африканской безопасности, подготовка кадров для развивающихся стран и др.). В целом, изучение зарубежной историографии позволяет расширить научные представления о состоянии советско-африканских отношений и дополнить данное ис.
Soviet policy in sub-Saharan Africa: the final phase // J. of Mod. Afr. studies. Cambridge: B.Y., 1992. Vol. 30, N 1- Russian policy toward Sub-Sahara Africa: Disengagement or cooperation for ostwiss and intern student. Koln 1995. N 22- Фукуяма Ф., Олбрайт Д. СССР и «третий мир» в 80-е гг. // Проблемы коммунизма. Зарубежные авторы о внешней политике СССР. Вып.З. ИНИОН, М., 1992; Брун Э., Херш Ж. Отношения Советского Союза с «третьим миром» // Историческая серия. М., ИНИОН. 1992. N 1 и др.
29 Russian policy toward Sub-Saharan Africa: Disengagement or corporation: — Koln, 1995. N 22- Actuelle Analysen/ Bundesinst. for ostwiss. U intern. Studien. 1995. N 221.
Bart Van der Meer. The Soviet Expansion in Africa: Facts and Fiction // Asia and Africa today. 1991. N 4.P.8. следование ценным фактологическим материалом и новыми суждениями и концепциями.
Диссертация написана на основе двух групп источниковопубликованных и архивных. Среди источников первой группы можно выделить следующие: 1.) официальные документы государственных, партийных, международных организаций- 2) публикации МИД по истории внешней политики СССР и РФ- 3) статистические материалы- 4) мемуары- 5) пресса.
Первая группа источников представлена документами советского и российского правительств, КПСС, партий африканских стран, материалами ООН, ЮНЕСКО, ОАЕ и др. организаций31. В работе использовались речи, материалы докладов государственных деятелей СССР и РФ — М. С. Горбачева, Б. Н. Ельцина, министров иностранных дел — Э. А. Шеварднадзе, А. В. Козырева, Е. М. Примакова.
В числе привлеченных материалов — тематические сборники документов: «СССР и международные экономические отношения», «СССР и страны Африки» в 1946;1962 гг. и 1963;1970 гг., в которых отражены различные аспекты советско-африканского сотрудничества, включая экономическую помощь и дипломатическую поддержку32.
Большой интерес представляют документальные издания Историко-дипломатического управления МИД СССР по истории внешней политики.
31 Собрание Постановлений правительства СССР. 1985;1991 гг.- Собрание актов Президента и правительства Российской Федерации (с 1993 г. — «Собрание законодательства РФ»). М., 1992;1998; Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1988; I съезд народного движения за освобождение Анголы (МПЛА). М., 1978; Документы партии ФРЕЛИМО Народной Республики Мозамбик, III съезд, Мапуту, 3−7 февр. 1977 г. М., 1980; Движение неприсоединения в документах и материалах. М., 1983; Москва на пути к культуре мира (Документы и материалы ООН, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и правительства Москвы по Междисциплинарном}' проекту «На пути к культуре мира»), Вып.1, М., 1998; Organization of African Unity: UN Economic Commission for Africa. Africa’s Submission to the Special Session of the UN. Maich, 13, 1986 etc.
32 СССР и международные экономические отношения. Сборник документов и материалов. М., 1995; СССР в борьбе против колониализма и неколониализма. 1960;1986 гг. Документы и материалы. В 2-х томах. М., 1986; СССР и страны Африки. 1946;1962. Документы и материалы. В 2-х томах. М., 1963. СССР и страны Африки. 1963;1970. Документы и материалы. В 2-х частях. М., 1982; СССР и страны Африки. Сб.документов. 4.1. 19 711 974. М., 1985; 4.2.1975;1976. М., 1986;
СССР и Российской Федерации, среди которых особо следует выделить такие публикации, как «СССР в борьбе против колониализма и неоколониализма. 1960;1986 гг.», «Внешняя политика Советского Союза» «, «Внешняя политика оо.
России и международные отношения" Особую ценность представляет многотомная серия документов под общим названием «Министерство иностранных дел СССР. Сборник международных договоров"34. Представленные в публикациях материалы (соглашения, протоколы, декларации и т. п.) раскрывают принципы внешней политики СССР в 1980;е — начале 1990;х годов, основы внешнеполитической концепции государства в отношении стран Африки в период перестройки и первые годы российской дипломатии.
Важное место среди опубликованных источников занимает документ под общим названием «Концепция внешней политики Российской Федерации», разработанная МИД РФ. Данный документ, представлявший расстановку сил в мире и место в нем России на начало 1990;х годов, состоит из трех разделов: I). «Российская Федерация в меняющемся мире" — II). «Приоритеты и принципы внешней политики" — III)."Основные направления внешнеполитической деятельности». Последнее направление включает в себя развитие активной, прагматической и сбалансированной политики в отношении: 1) стран содружества- 2) контроля над вооружениями и международной безопасности- 3) США- 4) Европы- 5) Азиатско-Тихоокеанского региона- 6) Южной и Западной Азии- 7) Ближнего Востока- 8) Африки- 9) Латинской Америки- 10) ООН и других международных организации и др. В соответствии с новой концепцией внешней политики РФ приоритеты России в Африке в условиях деидеологизации междуна.
33 Внешняя политика Советского Союза. 1985. М., 1986. Министерство иностранных дел Российской Федерации. Внешняя политика. Сборник документов. 1990;1992. М., 1996.
34 Внешняя политика Советского Союза. 1985. Сб.документов. М., 1986; МИД РФ. Внешняя политика России. 1990;1992. Сб.документов. М., 1996; Министерство иностранных дел СССР. Сборник международных договоров СССР. Вып. ХЫ — ХЬУ. М&bdquo- 1987;1991.
35 Концепция внешней политики Российской Федерации //Дипломатический вестник. 1993. N 1−2 (январь).с.3−23. родных отношений заключаются в перехода от конфронтации к взаимодействию в урегулировании проблем «третьего мира», взаимовыгодному сотрудничеству, освобожденному от военно-политического прессинга, в первую очередь на.
Л/Г базе уже имеющихся связей .
Ценные фактические сведения о развитии двусторонних отношений России и стран Африки представлены в служебном «Вестнике Министерства иностранных дел РФ» (в том числе, освещение визитов в СССР и Россию делегаций африканских стран, тексты совместных заявлений, материалы пресс-конференций и др.).
Важную группу источников составили статистические сборники по внешней торговле СССР и внешнеэкономическим связям Российской Федерации, в частности, «Внешняя торговля СССР» за 1985;1991 гг., «Внешнеэкономические связи Российской Федерации. Статистический сборник» за 1992;1994 гг.
В работе использованы также сведения, почерпнутые из российской и зарубежной прессы: газет «Правда» и «Известия», журналов «Мировая экономика и международные отношения», «Международная жизнь», «Азия и Африка сегодня», «Военно-техническое сотрудничество», «Дипломатический вестник», «Коммерсант», «Эксперт», содержащие аналитические статьи, официальные коммюнике, статистические данные, хронику экономических, дипломатических и культурных связей СССР, России и стран Африки.
Среди использованных периодических изданий необходимо выделить «Бюллетень иностранной коммерческой информации» (БИКИ) за 1985;1999 гг. В нем широко представлена информация о коммерческой деятельности государств, степени развития советско-российско-африканских двусторонних отношений в этой области, официальные государственные документы СССР и Рос.
36 Там же. С. 20.
37 Внешняя торговля СССР. Статистнч.сборники. 1985;1990. М., 1986;1991; Внешнеэкономические связи СССР в 1991. М., 1992; Внешнеэкономические связи Российской Федерации в 1992;1993. М., 1993;1994. сии по внешнеэкономическим проблемам, статистические данные, сведения о состоянии экономики африканских государств, нашли отражение проблемы перспектив торговли между РФ и странами Африки.
Начиная с 1992 г., в России выходит (в типографской и электронной версиях) не имеющее аналогов в РФ и странах СНГ ежемесячное специализированное издание «Африканский рынок" — орган Ассоциации делового и культурного сотрудничества со странами Африки (при Институте Африки РАН). Журнал знакомит с новостями экономической жизни африканских стран, коммерческими предложениями африканских компаний, ключевыми положениями национального законодательства, определяющими условия предпринимательской деятельности в странах регионадает анализ состояния и прогноз развития тор-гов-экономического и военно-технического сотрудничества РФ с африканскими странамисведения о тендрах, инвестиционных проектах и т. д.
Важным источником по изучению научных и культурных связей СССР: России и стран Африки в рассматриваемый период является «Информационный бюллетень Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве РФ (Росзарубежцентр) и Российской ассоциации международного сотрудничества (РАМС)», который издается с 1998 года (выходит для служебного пользования один раз в квартал на русском языке). Из зарубежной прессы следует выделить: Daili Nation (Nairobi), Agorra (Luanda) «West Africa» (London), «New African» (London) etc.
Для написания диссертации ценным источником явились издания мемуарного и мемуарно-публицистического характера. Особый интерес представляют воспоминания государственных деятелей, дипломатов разных лет-А.А.Громыко, О. А. Трояновского, А. А. Добрынина, а также К. Н. Брутенца и др.38.
38 Громыко A.A. В лабиринтах Кремля (Воспоминания и размышления сына). М., 1997; Добрынин A.A. Сугубо доверительно. Посол при шести президентах США (1962;1986). М., 1996;. Капица М. С. На разных параллеях. Записки дипломата. М., 1996; Трояновский O.A. Через годы и расстояния. 1997. М., Брутенц К. Н. Тридцать лет.
Ко второй группе источников относятся документы, извлеченные автором из российских архивов — Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ) и Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). В Архиве внешней политики РФ изучены документы, характеризующие внешнюю политику СССР в 1960 — начале 80-х гг., в том числе, материалы посольств СССР в ряде африканских государств (Ливии — ф.557- Танзании — ф.650, Мали — ф.611- Гане — ф.573) — советской референтуры по странам Африки.
В ГАРФ были использованы архивные материалы фонда Союза советских обществ дружбы и культурных связейс зарубежными странами (ССОД) — Р-9576 из «Отдела стран Африки», «Отдела стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки», «Отдела по приему зарубежных делегаций», «Отдела советских культурных центров (СКЦ) и Домов советской науки и культуры (ДСНК)». Опись N 20 содержит документы за 1986;1992 годы (в 1993 г. вместо ССОД была учреждена новая структура — Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации (Росзарубежцентр). Среди них — делопроизводственные документы о работе Обществ дружбы СССР с африканскими странами: отчеты, справки, планы сотрудничества, информация, записи бесед. Значительный интерес представляет переписка с посольствами по вопросам культурных связей.
В своей совокупности выявленные источники позволяют исследовать поставленные вопросы и дают возможность оценить характер советско-российско-африканских отношений в 1985 — 1990;е годы.
Структура работы определяется задачами и целями исследования. В основу выделения глав и параграфов положен предметно-тематический принцип. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, сопровождается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Глобальные изменения, происходящие в мире с конца 1980;хначала 90-х годов, затронули все страны и континенты. В конце 1980;х годов Африка как и Россия вступила в полосу коренных политических и социально-экономических трансформаций, процессы демократизации затронули подавляющее число стран африканского континента, что отразилось на характере российско-африканских межгосударственных связей.
К 1985 году советско-африканские отношения имели значительный (как положительный, так и отрицательный) опыт развития сотрудничества 1960;хначала 1980;х, который базировался на сложном комплексе политических, торгово-экономических, военных и культурных связей. В нем политико-идеологический аспект превалировал над экономическим. После окончания «холодной войны» отношения СССР и постсоветской России со странами Африки вступили в новую фазу. Советское руководство провозгласило отказ от глобального противоборства со странами Запада в «третьем мире», за чем последовало признание концепции свободы социально-политического выбора народов и необходимости урегулирования вооруженных конфликтов политическими средствами.
Внешнеполитический курс России на африканском направлении, освобожденный от идеологического давления и конфронтации, был нацелен на углубление политического диалога со странами континента, оказание посильного содействия в устранении конфликтных и других кризисных ситуаций, развитие взаимовыгодного сотрудничества. Россия и Африка выступают союзниками по созданию нового демократического миропорядка, означающего безопасность и стабильность в мире, соблюдение прав человека, установление взаимовыгодных экономических отношений.
Проведенное исследование показало, что советскозатем российско-африканские отношения, имевшие глубокие исторические традиции, в рассматриваемый период не отличались стабильностью и характеризовались ослаблением геополитического влияния России на африканском континенте. Значительно сократилось при этом торговое и экономическое сотрудничество между странами по целому ряду перспективных направлений, ослабли культурные связи и контакты в области образования.
На состояние политического и торгово-экономического сотрудничества России со странами Африки оказал влияние целый ряд факторов, в том числе, трудности переходного периода в РФ и структурная перестройка экономики во многих африканских государствах, ограниченность внутреннего рынка и низкая покупательная способность большинства населения континента и т. д. В начале 1990;х годов к этому добавилась проблема урегулирования задолженности африканских государств России и сильная конкуренция со стороны европейских держав, США и азиатских стран.
В политической области СССР и Россия вели диалог с африканскими странами по целому кругу вопросов, связанных с укреплением международного мира и безопасности. Взаимодействие с африканскими странами осуществлялось по таким направлениям как разоружение, формирование системы региональной безопасности, создание безъядерных зон, укрепление международных механизмов предотвращения конфликтов, формирования благоприятного для России и Африки международного экономического климата. На этом пути осуществлялось взаимодействие с ООН, ОАЕ, рядом западных стран, в том числе в деле урегулирования конфликтов в Анголе, Мозамбике, разрешении намибийской проблемы и др. В этом отношении особое значение Россия придает превентивной дипломатии, предполагающей блокирование конфликта (вооруженного столкновения политических групп, этнического конфликта или конфронтации с другой нацией) в стадии его зарождения. В 1996 г. Российская Федерация также поддержала заключение в целях обеспечения глобального мира и безопасности Договора о создании в Африке зоны, свободной от ядерного оружия.
Торгово-экономическое сотрудничество значительно уступало политическим связям и дипломатическим контактам на международном уровне. В географическом плане интересы внешнеэкономической политики СССР в конце 80-х-начале 90-х годов концентрировались прежде всего на странах Северной Африки (Египет, Ливия, Марокко, Алжир), наиболее политически и экономически стабильных государствах Тропической Африки (Ангола, Гвинея, Мадагаскар, Мозамбик, Нигерия, Эфиопия и др.). Одновременно была заложена основа для развития сотрудничества с государствами континента, которые прежде по идеологическим соображениям находились вне сферы советских интересов. В списке приоритетов Российской Федерации стран южнее Сахары в последние годы выдвинулась Южно-Африканская Республика — наиболее экономически развитая страна континента. Среди новых тенденций во внешнеэкономической деятельности РФ выделяется участие в ней предпринимательских структур и частного капитала, создание совместных предприятий, главным образом в отраслях добывающей промышленности.
Основными направлениями торгово-экономических связей СССР и России с государствами Африки в рассматриваемый период являлись: сельское хозяйство, сотрудничество в области добычи и обработки минерально-сырьевых ресурсоввоенно-техническое взаимодействие, подготовка кадров.
Проведенное исследование показало, что начиная со второй половины 80х гг., стала заметна тенденция к сокращению торгово-экономических связей и культурных контактов СССР с африканскими государствами, что было вызвано снижением идеологического противостояния в международной политике и падением интереса к странам «третьего мира», а также внешнеполитической переориентацией СССР и затем России на Запад. Представленный в диссертации анализ свидетельствует, что в результате перестройки и распада СССР ряд африканских государств лишился источника поступления внешней помощи (часть которой предоставлялась практически на безвозмездной основе), что подтолкнуло их к выработке «новой концепции партнерства» и поискам новых союзников.
Контакты в области культуры на межгосударственном и общественном уровнях осуществлялись в области печати, радиовещания, телевидения, кинооказания взаимной помощи в подготовке национальных кадров для промышленности, сельского хозяйства, в области науки, литературы и искусстваизучения языка, культурных обменов.
Одной из традиционных сфер советско-а затем российско-африканского сотрудничества являлась сфера образования. При этом, интенсивность обменов в этой области была прямо пропорциональна состоянию межгосударственных о п отношении. В рассматриваемый период проявились новые тенденции в развитии российско-африканского сотрудничества в сфере образования, в частности, работа с национальными объединениями советских выпускников в странах Африки по линии «Корпорация Инкорвуз», участие в международных программах ЮНИДО и др. Особую роль в этом направлении играет Российский университет дружбы народов, который уже многие годы осуществляет научные контакты с африканскими государственными и общественными организациями. Подтверждением этому является присуждение в 1998 г. степени почетного доктора наук РУДН Президентам Анголы (Ж.Э.душ Сантушу), Намибии (Сэму Нуйоме), вице-президенту ЮАР (Табо Мбеки).
Ослабление позиций России в Африке привело к выдвижению Президентом РФ перед представителями российского дипломатического корпуса задачи «подкреплять прорыв в политической области конкретными экономическими договоренностями», применяя данный подход в отношениях со странами Ближнего, Среднего Востока, Латинской Америки, Африки289, что свидетельствует о зарождении экономической дипломатии как самостоятельного направления российской международной политики. В 1997 г. российская сторона присоединилась к работе Оперативной группы по формированию структур Банка экономического сотрудничества и развития для Ближнего Востока и Северной Африки.
Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать некоторые прогнозы и определить перспективные направления росийско-африканского сотрудничества в будущем.
Современная внешнеполитическая доктрина России (которая находится еще в стадии своего становления), в том числе ее концепция национальной безопасности, объективно предполагает расширение масштабов российско-африканского сотрудничества по различным направлениям, включая вопросы укрепления безопасности и ликвидации «горячих точек» на континенте. При этом Россия придерживается в своей концепции разумного прагматизма, стремления строить отношения со странами континента на основе взаимной выгоды, руководствуясь принципом невмешательства во внутренние дела.
289 Ельцин Б. Н. Место и роль России в период формирующегося многомерного мира // Международная жизнь. 1998. N6. С. 5.
Главными направлениями взаимодействия государственных внешнеэкономических организаций и ведомств с африканскими странами в перспективе могут быть следующие: реконструкция предприятий, сооруженных при содействии СССР или завершение строительства ранее начатых промышленных объектов (по подсчетам экспертов ЮАР, только на Юге Африки насчитывается около 120 мелких и средних проектов, начатых в советское время) — урегулирование проблемы задолженности африканских стран по кредитам бывшего СССРвосстановление военно-технического сотрудничества. Одним из перспективных направлений российско-африканских связей остается горная промышленность и разведка полезных ископаемых, в том числе доставка различных видов горнодобывающего оборудования из России на компенсационной основе.
Особое место в российско-африканских отношениях занимает ЮжноАфриканская Республика. Подписание соглашений о сотрудничестве в сферах науки, культуры, о технико-экономическом и торговом обмене между Россией и ЮАР открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития отношений между этими странами. Подтверждением этих слов служат итоги визита в этом году Президента ЮАР Н. Манделы в Россию, который завершился подписанием Декларации о принципах дружественных отношений и партнерства между РФ и ЮАР как основы для разработки большого договора о дружбе и сотрудничестве на перспективу XXI века.
Особое место в российско-африканских отношениях может занять военно-техническое сотрудничество. В сложившейся ситуации России важно удар-жать здесь свой рынок вооружений, учитывая, что африканские страны в целях сохранения военного потенциала выделяют бюджетные средства на поддержано ние поставленных ранее СССР вооружений в состоянии боеготовности и их модернизацию.
Другим объектом российско-африканского сотрудничества может стать электроэнергетика стран континента, особенно в условиях предполагаемых поэтапной реконструкции и расширения мощностей существующих ГЭС и ТЭС. Реализация программ электроэнергетики в странах Африки открывает возможности для выгодного подключения к ней российских производителей электроэнергетического и электротехнического оборудования (что уже реализуется в отношениях с Ливийской Социалистической Арабской Джамахирией).
Как видно из приведенного исследования, многие из проблем, которые стоят сегодня перед странами Африки (в т.ч. задача либерализации экономики, углубления экономического сотрудничества на региональном уровне, демократизация политических режимов, предотвращение вооруженных конфликтов) выходят далеко за рамки африканского региона, приобретают транснациональный характер. Опасность вооруженных конфликтов, оказывающих деструктивное воздействие на международную стабильность, гонка вооружений, включая попытки получить доступ к оружию массового уничтожения и средствам его доставки, социальные и этнические конфликты, массовый голод и эпидемии являются угрозами глобального масштаба и не могут не затрагивать интересов России и ее безопасности.
С этой точки зрения представляется важным углубление российско-африканского сотрудничества в рамках международной и региональной безопасности (включая столь актуальную сегодня для Африки проблему уничтожения запасов противопехотных и противотанковых мин).
В современных условиях Россия и Африка заинтересованы в утверждении многополюсной модели мира, что создает предпосылки для конструктивного российско-африканского диалога на региональном и глобальном уровнях.
В связи с объявлением по инициативе государств Африки, Латинской Америки и при поддержке РФ 2000 года Международным Годом культуры мира и принятием ООН в 1998 г. Программы действий в области культуры мира открываются перспективы развития российско-африканских контактов по проблемам установления нового демократического миропорядка. Россия и Африка могли бы внести свой вклад в дело содействия глобальному движению в направлении скорейшего перехода от насилия и войны к культуре мира и ненасилия в новом тысячелетии.
Актуальность и особенности данной программы культуры мира для России и стран Африки обусловлены нынешним двойственным положением РФ как переходного государства и проблемами, характерными для большой группы «пороговых» развивающихся стран (в том числе, профилактика этноконфес-сиональной и социальной напряженности, задачи повышения культурного и жизненного уровня населения и др.). Подключение России и стран Африки к миростроительным усилиям и инициативам ООН и ЮНЕСКО особенно актуально в условиях современного этапа международных отношений, осложненного Балканским кризисом, вновь поставившим мир на грань глобальной конфронтации.
Список литературы
- Источники.11 Архивные материалы11.1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
- Фонд Р-9576 Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД)11.2. Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ) Фонд 557 Хроника событий (Ливия)
- Фонд 573 Посольство СССР в Гане Фонд 650 — Посольство СССР в Танзании Фонд 611 — Посольство СССР в Мали
- Актуальные проблемы отношений СССР со странами Африки (80-е годы). Под ред. чл.-кор.АН СССР. А. А. Громыко. М., 1985.
- Африка во внешнеэкономических связях России. М., 1993.
- Африка в меняющемся мире. Тезисы докладов VII Всероссийской конференции африканистов. М., 1997.
- Африка на пороге XXI века: итоги и перспективы социально-экономического и политического развития. М., 1993.
- Барабанов С. Мировая торговля вооружениями и военной техникой // МЭиМО. 1998. N4.
- Бжезинский 3. Большой провал. Агония коммунизма // Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1990.
- Он же. Геополитический вакуум // Кентавр. 1994. N 4.
- Бочкарев Ю.А., Старушенко Г. Б. Сотрудничество СССР с освободившимися странами и международная безопасность. М., 1983.
- Брицкий П.П. Помощь стран социализма в подготовке кадров для освободившихся государств. Львов, 1986.
- Брун Э., Херш Ж. Отношения Советского Союза с «третьим миром» // Историческая серия 5. М., ИНИОН. 1992. N 1.С.61−64.
- Внешняя политика СССР в ретроспективе. 1917−1991. М., 1993
- Внешняя политика СССР и России. М., 1995.
- Волков В. (посол России в Эфиопии). 100 лет назад в Аддис-Абебе была открыта русская дипломатическая миссия/Международная жизнь. 1998. N 11−12.
- Гетманец М.З. Советский Союз и страны Азии и Африки, — М., 1977.
- Горбатов О.М., Черкасский А. Я. Сотрудничество СССР со странами Востока и Африки. М., 1973.
- Громов Ю.Н., Качанов А. И., Суханоров А. И., Теодорович Т. Е. СССР и страны Африки. Дружба, сотрудничество, поддержка антиимпериалистической борьбы. М&bdquo- 1977.
- Громыко Ан.А. Африка: прогресс, трудности, перспективы. М., 1981. Он же. Африка в мировой политике. — М., 1986
- Дзасохов A.C. Становление и эволюция постколониального мира. Вторая половина XX века. М., 1997.
- Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. Политические аспекты. М., 1990.
- Иванов И. Намибия: выборы при международном контроле // Международная жизнь. 1990. N 8.
- История внешней политики СССР. 1945−1985 гг. М., 1986.
- История внешней политики СССР (1917−1990). В 2-х томах. М., 1991.
- Кодаченко A.C. СССР и развивающиеся страны: Опыт экономического сотрудничества. -М., 1982.
- Кокошин A.A. Армия и политика. Советская военно-политическая и военно-стратегическая мысль.1918−1991. М., 1995.
- Косолапов Н. Геополитические последствия распада СССР для России // Геополитика: теория и практика.- М., 1993.
- Он же. Россия: самосознание общества и внешняя политика // Мировая экономика и международные отношения. 1993. N 2.
- Лопатов В.В. Актуальные проблемы торгово-экономических отношений России с Африкой. М., 1995.
- Он же. Российско-африканское сотрудничество // Международная жизнь. 1996. N10. С. 38.
- Международное содействие развитию. Внешний долг и проблемы российско-африканских отношений. М., 1996.
- Нарочницкая H.A. Внешняя политика России // Кентавр. 1993. N 4−5.
- Новая роль России в мире и Африке. М., 1994.
- Носенко В.И. СССР и «третий мир»: новый взгляд на внешнеполитические проблемы,-М., 1991.
- Перестройка в СССР и региональные конфликты в «третьем мире». М., 1993.
- Проблемы африканской безопасности и позиция России. М., 1996.
- Равичандран К. Геополитика России: история и современность, — М., 1999.
- Резникова О.Б., Рыбаков В. В. Наследие и уроки политики ССР в «третьем мире». -М., 1993.
- Ретроспектива советско-африканских отношений. М., 1993.
- Сафонов. JI. Российские приоритеты в Африке. //Международная жизнь.1994. N2.
- Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945−1985): Новое прочтение. Под ред. Л. Н. Нежинского. М., 1995.
- СССР в мировом сообществе: от старого мышления к новому. Под ред. H.A. Симония. -М., 1990.
- СССР и страны Африки. Дружба, сотрудничество, поддержка антиимпериалистической борьбы / Отв. ред. Е. А. Тарабрин.- М., 1977.
- СССР развивающиеся страны. Торгово-экономическое сотрудничество / Отв. ред. Л. И. Бельчук. — М., 1985.
- Станис В.Ф. Университет во имя мира и дружбы. М., 1985.
- Сумбатян Ю.Г. Африка на пороге XXI века: политические проблемы и перспективы. М., 1997.
- Филиппов В.М. Практический опыт организации и функционирования вузов в условиях рыночной экономики.- М., 1993.
- Фокеев Г. СССР-Африка: в чем наш национальный интерес // Азия и Африка сегодня. 1991. N5−6.
- Фукуяма Ф., Олбрайт Д. СССР и «третий мир» в 80-е гг. // Проблемы коммунизма. Зарубежные авторы о внешней политике СССР. Вып. 3. М., ИНИОН. 1992.
- Хазанов A.M., Гомма Хамди. Политика СССР в «третьем мире» (Азия и Африка) в годы «холодной войны». М., 1997.
- Цыганков П.А. Постсоветская Россия в современном мире: национальные интересы и международные отношения, — М. 1993.3. Периодические издания
- Африканский рынок. 1992−1998.
- Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 1985−1999.
- Вестник Министерства иностранных дел СССР. 1987−1991.
- Внешняя торговля. 1991−1999.
- Военно-техническое сотрудничество. 1994−1999.
- Дипломатический вестник. 1987−1999.
- Зарубежное военное обозрение. 1990−1999.38. Известия. 1998−1999.
- Информационный бюллетень Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве РФ (Росзарубежцентр) и Российской ассоциации международного сотрудничества (РАМС). 1998−1999.310. Коммерсант. 1994−1998.
- Мы и черный континент. М., 1992. 21 мая.
- Унивуз. N1.31 января 1996 г.
- Финансовые известия. 1992. 31 августа.
- Эксперт, 1996. 12 февраля (N6). 3.15. ЭкоТАСС (спецвыпуск). 1992. июнь.4. Диссертации
- Золототрубова О.В. Советский Союз и деятельность ЮНЕСКО в области подготовки национальных кадров для стран Азии, Африки и Латинской Америки (1954−1987 гг.). Дис.. канд. ист. наук. М., РУДН, 1996.
- Кангомбе Афонсу. Советско-ангольские отношения (1975−1991 гг.) Дис.. канд. ист. наук. М., РУДН, 1994.
- Разакатиана Антуан де Паду. Советский Союз и Мадагаскар: развитие сотрудничества (1972−1991 гг.). Дис.. канд. ист. наук. М., РУДН, 1994 .
- Хадону Хатшиону Юрбэн. Отношения СССР с франкоязычными государствами Западной Африки побережья Атлантического океана (1960−1980-е годы). Дис.. канд. ист. наук. М., РУДН, 1992.
- Organization of African Unity: UN Economic Commission for Africa. Africa’s Submission to the Special Session of the UN. Maich, 13,1986.
- Adejeji. The African Economic and Social Crisis On Agenda dor Nation by African International Community. ECA SCPT. 1984.
- Bart Van der Meer. The Soviet Expansion in Africa: Facts and Fiction // Asia and Africa today. 1991. N4.
- Bowker N. Russian Foreign policy and the end of the cold War. Dartmonth. 1997.
- Foreign Exchange and Financial leakage in Africa. ECA. 1985. 12 March. Internal Factor in Russians Foreign policy: Oxford University Press. 1996.
- Grabb C. V. The Elephants and the Grass, A study of non-alignement. New York, 1965.
- Global Economic Prospects and Developing Countries. The World Bank. 1998.Wachington. 1995.
- Petro N.N., Rubinstein A.Z. Russian Foreign policy: From empire to Nation -Stale.N4. Longman. 1997.
- Rahr A. Russian New Foreign policy.Bonn. 1995.
- Russian policy toward Sub-Sahara Africa: Disengagement or cooperation? -Koln. (Aktuelle Analysen / Bundesinst. fur ostwiss u. intern. Studien. 1995. N 22.
- Russia and The Third world in the Post-Soviet Era. Edited by Mohaiddin Mes-balii. University Press of Florida. 1994. P. 225−249.
- Russian Foreign policy Thinking: Redefmding conception, by Alexandr A. Sergounim. Copenhagen. 1993.
- ShermannP. Russian Foreign policy since 1990. Westview Press. 1995.
- The Foreign policy of Russian Federation. Macmillan Press. N.Y.st. Martins Press. 1997.
- Webber M. Soviet policy in Sub-Saharan Africa: the Final Phase // Journal of Modtrn African Studies Cambridge: B.Y., 1992. Vol.30. N l.P. 1−30.