Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление технико-тактической подготовкой борцов вольного стиля высокой квалификации в связи с изменениями структуры соревновательной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из наиболее целесообразных направлений повышения эффективности такого поиска следует считать разработку системы педагогического управления технико-тактической подготовкой борцов. Реализация этой системы должна осуществляться в строгом соответствии с изменившейся структурой соревновательной деятельности спортсменов в современной вольной борьбе, что гарантирует высокую результативность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СТРУКТУРА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ
    • 1. 1. Функции, содержание и структура процесса педагогического управления в спорте
    • 1. 2. Система спортивных соревнований в различных видах спорта как определяющий фактор в реализации соревновательной деятельности спортсменов
    • 1. 3. Специфика соревновательной деятельности борцов высокой квалификации в аспекте периодических изменений ее содержания и структуры

Управление технико-тактической подготовкой борцов вольного стиля высокой квалификации в связи с изменениями структуры соревновательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Уверенное выступление российских борцов вольного стиля на (Элимпиаде-2004 в Афинах и на чемпионате мира 2005 года весомо подтвердило передовые позиции отечественной школы борьбы на международной арене. Однако, значительное обострение конкуренции, профессионализация спорта, увеличение параметров тренировочных и соревновательных нагрузок до предельных значений, а также постоянные изменения правил соревнований по вольной и греко-римской борьбе, требуют от специалистов продолжения интенсивного поиска наиболее эффективных методик и программ подготовки спортсменов с учетом перечисленных обстоятельств (Миндиашвили Д.Г., 1996; Нелюбин В. В., 1999; Тараканов Б. И., 2000; Карелин A.A., 2002; Новиков A.A., 2003; Иванюжен-ков Б.В., 2004).

Одним из наиболее целесообразных направлений повышения эффективности такого поиска следует считать разработку системы педагогического управления технико-тактической подготовкой борцов. Реализация этой системы должна осуществляться в строгом соответствии с изменившейся структурой соревновательной деятельности спортсменов в современной вольной борьбе, что гарантирует высокую результативность ведения соревновательных поединков. Вместе с тем, разработка указанной системы возможна лишь на основе всесторонней информации о содержании и динамике этих поединков, позволяющей установить и конкретизировать направленность изменений структуры соревновательной деятельности борцов высокой квалификации под влиянием правил судейства и регламента соревнований. Однако в настоящее время существует заметное противоречие между составом средств и методов технико-тактической подготовки, реализуемом в учебно-тренировочном процессе борцов, и структурой их соревновательной деятельности, значительно изменившейся в соответствии с современными тенденциями развития спортивной борьбы.

Названные обстоятельства подчеркивают необходимость дальнейшей разработки эффективной системы педагогического управления процессом технико-тактической «подготовки борцов высокой квалификации. На определение целесообразного комплекса педагогических воздействий в рамках этой системы в связи с изменившейся структурой соревновательной деятельности борцов вольного стиля, направлено настоящее исследование, что обуславливает актуальность избранной темы исследования. Работа выполнена в соответствии со сводным планом НИОКР ГКФТ России на 20 012 005 годы, направление 02, тема 02.01.00.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс и соревновательная деятельность высококвалифицированных борцов вольного стиля.

Предмет исследования — педагогическое управление технико-тактической подготовкой и спортивные результаты борцов.

Научная новизна работы заключается в изучении и систематизации основных тенденций в динамике содержания и структуры соревновательной деятельности спортсменов в современной борьбе, что позволило определить и конкретизировать наиболее целесообразные пути реализации системы педагогического управления подготовкой борцов. Установлен комплекс высоко эффективных средств, методов и методических приемов для формирования и совершенствования указанной системы. На основании анализа выявленных характеристик и параметров определены последовательность и оптимальное сочетание управляющих воздействий в рамках системы педагогического управления технико-тактической подготовкой борцов вольного стиля. Проведена апробация разработанной экспериментальной системы педагогического управления подготовкой борцов высокой квалификации, показавшая ее высокую эффективность. Установлены пути реализации полученных экспериментальных данных в рамках годичного тренировочного цикла.

Практическая значимость результатов исследования заключается в определении содержания и структуры соревновательных поединков в современной вольной борьбе. Выявлена динамика и корреляция спортивно-технических показателей соревновательной деятельности борцов высокой квалификации. Разработаны основные характеристики экспериментальной системы педагогического управления технико-тактической подготовкой борцов с акцентированной реализацией комплекса управляющих воздействий на-эту сторону их мастерства. Определена динамика значений спортивно-технических показателей соревновательной деятельности и спортивных результатов борцов вольного стиля в течение тренировочного года. Показаны пути практического применения полученных результатов исследования при осуществлении целенаправленной технико-тактической подготовки высококвалифицированных борцов-вольников.

Практические рекомендации внедрены в учебно-тренировочный процесс нескольких ведущих спортивных организаций страны, а также в учебный процесс СПБ ГУФК им. П. Ф. Лесгафта.

Подход к изучаемой проблеме, основной принцип ее решения, выводы, практические рекомендации и обобщения могут быть использованы при разработке планов и программ подготовки занимающихся в других видах спорта.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

1. Определение и систематизация основных тенденций в содержании и структуре соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации в современной вольной борьбе, а также выявление динамики и корреляции спортивно-технических показателей в ходе реализации этой деятельности, позволяет не только объективно представить состав и связи ее характеристик, но и дает обширную информацию для разработки усовершенствованной системы педагогического руководства технико-тактической подготовкой борцов вольного стиля.

2. Эффективность учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов-вольников значительно повышается при условии применения системы педагогического управления технико-тактической подготовкой, в комплекс характеристик которой должны включаться оптимально сочетаемые педагогические воздействия на этот аспект подготовки, в наибольшей степени способствующие обеспечению положительного эффекта адаптации тренировочных программ требованиям изменившейся структуры соревновательной деятельности.

3. Реализация разработанной экспериментальной системы педагогического управления технико-тактической подготовкой борцов вольного стиля высокой квалификации, основанной на последовательном и оптимальном сочетании комплекса целенаправленных педагогических воздействий, обеспечивает значительное повышение уровня технико-тактического мастерства спортсменов, а также гарантирует ускоренный и стабильный рост значений спортивно-технических показателей соревновательной деятельности и уровня спортивных достижений борцов.

142 ВЫВОДЫ.

1. Теоретический анализ литературы и результаты опроса специалистов позволили выявить имеющееся в практике спортивной борьбы противоречие: с одной стороны, значительно изменившаяся структура соревновательной деятельности борцов высокого класса под влиянием динамики правил соревнований и, с другой стороны, медленная и не всегда адекватная адаптация системы технико-тактической подготовки спортсменов к изменениям указанной структуры, что в целом значительно снижает эффект учебно-тренировочного процесса.

2. Системный анализ содержания и структуры соревновательных поединков борцов вольного стиля высокой квалификации позволил определить динамику и корреляцию спортивно-технических показателей по минутам и периодам схваток с учетом весовых категорий атлетов. При этом удалось выявить и конкретизировать характер и направленность изменений структуры поединков, значительно повлиявших на содержание всей соревновательной деятельности борцов в целом и происшедших под воздействием динамики правил соревнований по борьбе.

3. Полученная обширная информация об изменениях структуры соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов-вольников предопределила основные направления необходимой перестройки содержания технико-тактической подготовки атлетов в соответствии с указанными изменениями. Главным образом эта перестройка заключалась в совершенствовании системы управления указанной стороной подготовки борцов на основе разработанного комплекса целенаправленных педагогических воздействий.

4. Экспериментальная система педагогического управления технико-тактической подготовкой борцов вольного стиля высокой квалификации, направленная на повышение эффективности их соревновательной деятельности, включает в себя следующие характеристики: обоснованную последовательность и сочетание управляющих педагогических воздействий в соответствии с этапами управления, конкретизацию результатов этих воздействий, системную реализацию средств, методов и методических приемов технико-тактической подготовки борцов, программу внесения корректив в соотношение этих средств в зависимости от динамики показателей предшествовавшей соревновательной деятельности, программу педагогического контроля спортивно-технических показателей и контрольных нормативов по каждому из них.

5. Апробация разработанной экспериментальной системы педагогического управления технико-тактической подготовкой борцов с учетом изменений структуры соревновательной деятельности, показала ее высокую эффективность в аспекте повышения величин спортивно-технических показателей, что достоверно проявилось в ходе четырехэтапного годичного педагогического эксперимента. При этом прирост большинства из этих показателей достиг на заключительном этапе эксперимента достоверных значений: по интервалу результативной атаки (р<0,01), по надежности атакующих действий (р<0,01), по надежности защитных действий (р<0,01), по техническому разнообразию (р<0,05), по плотности технических действий (р<0,05), по коэффициенту технической подготовленности (р<0,05), по коэффициенту качества технических действий (р<0,05). По показателям результативности атаки и результативности защиты прирост, хотя и не достиг достоверного уровня, но также весьма весом. Такая существенная положительная динамика спортивно-технических показателей соревновательной деятельности борцов экспериментальной группы является следствием значительного позитивного влияния экспериментальной системы педагогического управления и ярким подтверждением ее высокой целесообразности.

6. Наличие столь весомой положительной динамики спортивно-технических показателей в значительной степени повлияло на ускоренный и стабильный рост спортивных результатов борцов, зафиксированный в ходе эксперимента. Так, испытуемые экспериментальной группы, в течение года 20 раз становились победителями и 48 раз призерами различных ^ соревнований. По сравнению с результатами предшествовавшего сезона они одержали достоверно большее количество побед (р<0,05), включая победы на «туше» (р<0,05), и проиграли достоверно меньшее число поединков (р<0,05), в том числе и на «туше» (р<0,05). При этом борцы экспериментальной группы провели достоверно больше результативных технических действий (р<0,05) и выиграли больше баллов (р<0,05). Все это позволило семи борцам экспериментальной группы выполнить или подтвердить нормативы мастеров спорта России.

7. Таким образом, результаты апробации исследовательских идей и новаций работы, как на основе анализа динамики спортивно-технических показателей соревновательной деятельности борцов, так и путем сравнения прироста и стабильности их спортивных результатов, убедительно подтвердили высокую эффективность экспериментальной системы педагогического управления технико-тактической подготовкой борцов вольного * стиля высокой квалификации, усовершенствованной в связи с изменениями структуры соревновательной деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Процесс технико-тактической подготовки борцов вольного стиля высокой квалификации должен обязательно базироваться на точном учете содержания и структуры соревновательной деятельности спортсменов. При этом следует иметь в виду, что эти атрибуты соревновательной деятельности подвержены весьма частой и значительной динамике в соответствии с изменениями правил судейства борцовских поединков и регламента соревнований по борьбе.

Одним из наиболее целесообразных способов адаптации планов учебно-тренировочного процесса к требованиям изменившейся структуры соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов-вольников является системная реализация управляющих педагогических воздействий тренера на различные аспекты их технико-тактической подготовки. При этом указанные воздействия должны формироваться и осуществляться в следующей последовательности:

1) этап постановки цели, результатом которого является индивидуальное определение цели предстоящих соревнований;

2) этап анализа возможности достижения этой цели, реализуемый на основе сопоставления индивидуальных возможностей с изменившимися условиями соревновательной деятельности;

3) этап формулирования проблемы, задачей которого является выявление различий между целью и возможностями ее достижения;

4) этап выработки и принятия тренером решений, включающий в себя определение основных действий и условий, необходимых для достижения цели;

5) этап разработки и составления плана учебно-тренировочного процесса с конкретным определением состава и объема средств технико-тактической подготовки, последовательности и структуры тренировочной программы;

6) этап организации и координирования исполнения планов, реализуемый путем создания условий для осуществления этих планов и включающий в себя стимулирование и координирование действий борцов;

7) этап педагогического контроля, задачей которого является сравнение промежуточных результатов с конечными целями подготовки в данном макроцикле;

8) этап коррекции планов подготовки с внесением индивидуальных корректив в ход выполнения этих планов на основе сопоставления планируемых и истинных параметров подготовленности борцов.

Иначе говоря, для эффективного управления подготовкой борцов тренер должен иметь точную информацию о следующих характеристиках этого процесса:

— исходном состоянии подготовленности борца;

— реальной цели в рамках определенного цикла подготовки;

— модельных параметрах подготовленности, необходимых для достижения этих цели;

— средствах и методах подготовки, которые позволят поднять уровень подготовленности борца от исходного до модельного;

— информативных методах педагогического контроля;

— способах внесения необходимых корректив.

В качестве конкретных средств и методов технико-тактической подготовки, позволяющих адаптировать ее к изменившейся структуре соревновательной деятельности, можно рекомендовать следующие задания:

— создание спарринг-партнером облегченных или, наоборот, затрудненных условий для проведения совершенствуемых технико-тактических действий в типовых положениях борьбы;

— борьба с различной степенью сопротивления в обоюдном захвате «клинч» с задачей выполнить намеченный прием или, наоборот, отстоять и накрыть атакующего борца;

— учебные схватки с задачей взятия и удержания активного захвата с последующим теснением соперника без проведения оцениваемых технико-тактических действий;

— учебные схватки с оценкой только высоко результативных бросков;

— учебные схватки с форой и задачей для проигрывающего в счете борца обязательно отыграться, а для ведущего в счете — удержать преимущество;

— учебные схватки с увеличением оценки в два раза за наиболее результативные броски;

— совершенствование технико-тактических действий в учебных поединках с увеличением степени сопротивления спарринг-партнера, затрудняющим проведение намеченного приема, но облегчающим выполнение других технико-тактических действий;

— учебно-тренировочные схватки со сменой спарринг-партнеров по индивидуально-круговому методу.

Контролировать эффективность реализации тренировочных планов необходимо на основании анализа динамики спортивных результатов борцов и следующих спортивно-технических показателей их соревновательной деятельности:

1) интервал результативной атаки — среднее время проведения борцом оцениваемого технического действия;

2) надежность атакующих действий — процентное соотношение числа отраженных атак соперников и общего числа их реальных попыток атаковать (как удачных, так и удачных);

3) надежность защитных действий — процентное соотношение числа отраженных атак соперников и общего числа их реальных попыток атаковать (как удачных, так и отраженных);

4) результативность атаки — отношение количества выигранных баллов к количеству удачно проведенных технических действий (средняя оценка проведенных борцом приемов);

5) результативность защиты — отношение количества проигранных баллов к количеству проигранных технических действий;

6) техническое разнообразие — количество технических действий, выполненных борцом на соревнованиях, из различных классификационных групп;

7) плотность технических действий — отношение суммы удачно проведенных технических действий к чистому времени всех поединков за турнир;

8) коэффициент технической подготовленности — отношение количества выигранных технических действий к сумме выигранных и проигранных технических действий;

9) коэффициент качества технических действий — отношение числа выигранных баллов за удачно проведенные технические действия к сумме выигранных и проигранных баллов.

Периодическое получение всесторонней информации о динамике перечисленных спортивно-технических показателей соревновательной деятельности и спортивных результатов борцов позволяет тренеру более точно оценить как эффективность принятой им тренировочной программы в целом, так и успехи отдельных борцов. При этом сравнение индивидуальных показателей можно осуществлять в двух направлениях: путем их сопоставления со средними данными по группе, либо сравнивая полученные в данный момент результаты с предыдущими результатами этого же спортсмена. Последний из указанных способов оценки индивидуальных показателей указывает на личный прирост результатов и является в этой связи одним из наиболее объективных свидетельств динамики характеристик спортивного мастерства борца.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.В. Педагогические аспекты управления подготовкой борцов /Ю.В.Авдеев, В’Л. Нелюбин, Б. И. Тараканов //Материалы итоговой научно-практической конференции СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта.- Часть 1.-СПб.: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2002, — с. 63−64.
  2. , В.У. Методология и организационно-педагогические факторы совершенствования системы управления физической культурой в современном социалистическом обществе: Автореф. дис. д-ра пед. наук /В.У. Агеевец- ГЦОЛИФК, — М., 1986, — 55 с.
  3. , М. О разносторонности действий дзюдоистов /М. Адам, Й. Драбик //Спортивная борьба: Сборник информационно-методических материалов, — Вып. III. М.: ЦНИИС, ВНИИФК, 1990, — с. 56−60.
  4. , М.А. Статистическая обработка данных научных исследований в физической культуре и спорте- средствами электронных таблиц Excel 7/0 (97): Методические рекомендации /М.А. Арефьева, А. Ф. Бочаров, — СПб.: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999, — 16 с.
  5. , В.Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования /В.Г. Афанасьев.- М.: Политиздат, 1973.- 393 с.
  6. , В.Г. Человек в управлении обществом /В.Г. Афанасьев.-М.: Политиздат, 1977.- 382 с.
  7. Ашмарин, Б.А.' Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании /Б.А. Ашмарин.- М.: Физкультура и спорт, 1978.221 с.
  8. , В.И. Прогнозирование в спорте /В.И. Баландин. Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 192 с.
  9. И. Бешелев, С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок /С.Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич.- М.: Статистика, 1974.- 168 с.
  10. , А.Н. Как повысить соревновательную надежность высококвалифицированных борцов /А.Н. Блеер, J1.A. Игуменова //Теория и практика физ. культуры, — 1999.- № 2.- с. 53−54.
  11. , В.А. Какое решение лучше?: Метод расстановки приоритетов /В.А. Блюмберг, В. Ф. Глущенко.- JL: Лениздат, 1982, — 160 с.
  12. , B.C. Комплексная оценка состояния тренированности J дзюдоистов: Автореф. дис.канд. пед. наук /B.C. Бобылев- ГЦОЛИФК.1. М., 1987.-24 с.
  13. Борьба вольная: Учебная программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ (нормативная часть) /Государственный комитет СССР по физ. культуре и спорту.- М.: Советский спорт, 1990.- 16 с.
  14. Борьба вольная: Примерная программа для системы дополнительного образования: ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, — М.: Советский спорт, 2003,-216с.
  15. , C.B. Структура и функции современного спорта/ C.B. Врямкип.- М.: МОГИФК, 1983.- 41 с.
  16. Булкип, В. А Комплексный педагогический контроль в системе подготовки квалифицированных спортсменов /В.А. Булкин //Средства и методы педагогического контроля и индивидуализации тренировочного процесса, — Л.: ЛНИИФК, 1983, — с. 3−22.
  17. , В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсменов: Автореф. дис. д-ра. пед. наук /В.А. Булкин- ГЦОЛИФК.-М.:., 1987.- 44 с.
  18. , В.А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта: Учебное пособие /В.А. Булкин.- СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лес-гафта, 1996, — 47 с.
  19. , И.Р. Подготовка борцов высокой квалификации в связи с изменением условий соревновательной деятельности: Автореф. дис.канд. пед. наук /И.Р. Вардиашвили- ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта.- Л., 1985, — 24 с.
  20. , Ю.В. Программирование и организация учебно-тренировочного процесса /Ю.В. Верхошанский.- М.: Физкультура и спорт, 1985, — 176 с.
  21. , Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /Ю.В. Верхошанский.- М.: Физкультура и спорт, 1988, — 331 с.
  22. , В.А. Специфика технико-тактической подготовки борцоввольного стиля на основе рационального сочетания средств из различных видов борьбы: Автореф. дис. канд. пед. наук/ В.А. Воробьев- СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта.- СПб., 2002, — 24 с.
  23. , С.И. Влияние двигательной ассиметрии на формирование технических действий юных борцов: Автореф. дис. канд. пед. наук/ С.И. Герасимов- ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта.- Л., 1990, — 25 с.
  24. , М.А. Спортивная метрология: Учебник для ИФК/ М. А. Годик.- М: Физкультура и спорт, 1988.- 192 с.
  25. Гончаров, ВПВ. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала //В.В. Гончаров.- М.: МП «Сувенир», 1993.-240 с.
  26. Греко-римская борьба: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, — М.: Советский спорт, 2004.- 272 с.
  27. , В.И. Греко-римская борьба /В.И. Григорьев, А. Г. Семенов, Ю. П. Замятин.- СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1996.- 312 с.
  28. , М.В. Подготовка фигуристов: основы управления/ М. В. Гришина.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 144 с.
  29. , С.С. Методология и методы познания в теории спорта /С.С. Гурвич, B.C. Келлер, В. Н. Платонов, Н. И. Пономарев //Теория спорта: Учебник для студентов ИФК.- Киев: Вища школа, 1987.- с. 16−37.
  30. , B.C. Подготовка борцов высокого класса /B.C. Дах-новский, С. С. Лещенко.- Киев: Здоров’я, 1989.- 189 с.
  31. , B.C. Некоторые итоги чемпионата мира 83 по вольной борьбе/ B.C. Дахновский, А. Р. Рамазанов //Спортивная борьба: Ежегодник." М.: Физкультура и спорт, 1985.- с. 16−19.
  32. , B.C. Индивидуальный подход к совершенствованию тактико-технического мастерства дзюдоистов/ B.C. Дахновский, O.A. Сирота, A.B. Еганов //Спортивная борьба: Ежегодник, — М.: Физкультура и спорт, 1984, — с. 57−59.
  33. , В.Д. Повышение технического мастерства борцов вольного стиля на основе совершенствования контратакующих действий: Автореф. дис. канд. пед. наук/ В.Д. Дашинорбоев- ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта.- Л., 1986.- 23 с.
  34. , В.Л. Формирование у студентов институтов физической культуры навыков преподавания технико-тактических комплексов борьбына примере самбо и дзюдо в патере): Автореф. дис.канд. пед. наук /В.Л. Дементьев- ГЦОЛИФК.- М., 1986.- 24 с.
  35. Деркач, A.A.' Педагогическое мастерство тренера/ A.A. Деркач, A.A. Исаев.- М.: Физкультура и спорт, 1981.- 374 с.
  36. Дякин, A.M. X летняя спартакиада народов СССР и чемпионат страны 1991 года /A.M. Дякин //Вольная борьба: Информационный сборник." М.: Госкомспорт, 1992.- с. 8−30.
  37. , Л.Г. Экспертные оценки в управлении/ Л. Г. Евланов, В. А. Кутузов.- М.: Экономика, 1978.- 120 с.
  38. , В.Г. Формирование двигательных навыков при выполнении технико-тактических действий в борьбе самбо: Автореф. дис.канд. пед. наук /В.Г. Еганов- ГЦОЛИФК, — М., 1981, — 15 с.
  39. И.Б. Билатеральное регулирование технико-тактических действий борцов с учетом индивидуальных особенностей: Автореф. дис.канд. пед. наук /И.Б.Еремин- СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, — СПб., 2002, — 24 с.
  40. , Н.В. Управленческая деятельность тренера /Н.В. Жмарев.-Киев: Здоров’я, 1980, — 138 с.
  41. , Н.В. Системный подход и целевое управление в спорте/ Н. В. Жмарев.- Киев: Здоров’я, 1984.- 144 с.
  42. , Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера /Н.В. Жмарев.- Киев: Здоров’я, 1986.- 128 с.
  43. , В.А. Комплексный контроль как аппарат управления тренировочным процессом /В.А. Запорожанов //Основы управления тренировочным процессом спортсменов.- Киев: 1982.- с. 113−122.
  44. , В.А. Контроль соревновательной деятельности /В.А. Запорожанов //Теория спорта: Учебник для студентов ИФК, — Киев: Вища школа, 1987, — с. 348−349.
  45. , В.А. Основы управления в спортивной тренировке /В.А. Запорожанов, В. Н. Платонов //Теория спорта: Учебник для студентов ИФК.- Киев: Вища школа, 1987, — с. 327−334.
  46. , В.М. Основы спортивной метрологии /В.М. Зациор-ский.- М.: Физкультура и спорт, 1979.- 152 с.
  47. , A.B. Подготовка дзюдоисток на основе индивидуального учета циклических изменений работоспособности: Автореф. дис.канд. пед. наук /A.B. Иванов- СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта.- СПб., 1994.- 24 с.
  48. , A.B. Проведение учебных тренировок студенток, занимающихся дзюдо: Методические рекомендации /A.B. Иванов.- Изд-во «Образование», 1995, — 24 с.
  49. , В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов /В.В. Иванов.- М.: Физкультура и спорт, 1987, — 256 с.
  50. , B.C. основы математической статистики: Учебное пособие для ИФК /B.C. Иванов.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 160 с.
  51. , Б.В. Тактическая подготовка высокоамплитудных бросков: Монография / Б. В. Иванюженков.- М.: Дрофа, 2004, — 160 с.
  52. , Б.В. Модель высококвалифицированного борца: Монография / Б. В, Иванюженков, A.A. Карелин, В. В Нелюбин.- Новосибирск, Советская Сибирь, 2005.- 271 с.
  53. , В.Г. Проблемы унификации показателей тактико-технической подготовленности борцов классического стиля /В.Г. Ивлев, A.A. Петрунев //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорта, 1984, — с. 74−76.
  54. , В.М. Понятие «модель спортивного противоборства», его научный и практический смысл /В.М. Игуменов, P.A. Пилоян, Г. С. Туманян // Теория и практика физ. культуры.- 1986.- № 9, — с. 24−26.
  55. , Т.М. Функции управления в сфере физической культуры и спорта /Т.М. Каневец, — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1979, — 13 с.
  56. , A.A. Спортивная подготовка борцов высокой квалификации: Монография /A.A. Карелин.- Новосибирск: Изд-во «Мангазея», 2002.480 с.
  57. , B.C. Функции управления в системе подготовки спортсменов /B.C. Келлер //Теория и практика физ. культуры.- 1975.- № 6.- с. 57−58.
  58. , B.C. Техника соревновательной деятельности. Система спортивных соревнований /B.C. Келлер //Теория спорта: Учебник для студентов ИФК, — Киев: Вища школа, 1987.- с. 86−100.
  59. Кобле", Я. К. Определение результативности дзюдоистов / Я. К. Коблев, М. Н. Рубанов, К. Д. Чермит, B.C. Дутов//Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1983, — с. 68−69.
  60. , В.П. Технико-тактическая подготовленность советских борцов в первенстве мира по классической борьбе 1975 г. /В.П. Кожарский, В. Я. Шумилин //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1977.- с. 32−34.
  61. , Л.Ф. Причины и тенденции изменения правил соревнований по классической и вольной борьбе /Л.Ф. Колесник, В. В. Нелюбин //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- с. 6−9.
  62. , А.Л. Система комплексного контроля в управлении подготовкой спортсменов: Учебное пособие /А.Л. Кривенцов.- Алма-Ата: Казахский ИФК, 1987.- 88 с.
  63. , Ю.А. Планирование и коррекция тренировочной нагрузки на основе индивидуальной комплексной оценки специальной подготовленности борцов: Автореф. дис.канд. пед. наук /Ю.А. Крикуха- СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта.- СПб., 2003.- 24 с.
  64. , С.А. Моделирование физической подготовленности борцов-юношей в годичном цикле подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук С.А. Кудлай- СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, — СПб., 1999, — 25 с.
  65. , В.Л. Акмеологическая специфика подготовки спортсменов тяжелых весовых категорий в спортивной борьбе: Автореф. дис.канд. пед. наук. /В.Л. Кулибаба- СПб ГАФК им П. Ф. Лесгафта, — СПб, 1998, — 27 с.
  66. , Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье /Л.М. Куликов.- М.: Физкультура и спорт, 1995.- 240 с.
  67. , Г. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций /Г. Кунц, С. О’Доннел //Основы науки управления,-М, 1994.-340 с.
  68. , Ю.Ф. Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта /Ю.Ф. Курамшин //Теория и методика физической культуры: Учебник.- М.: Советский спорт, 2003.- с. 321−344.
  69. , О.Б. Основы тактики борьбы с позиции теории конфликтной деятельности /О.Б. Малков //Теория и практика физ. культуры.- 1999.-№ 2.-с. 45−50.
  70. , Ю.Г. Комплексная оценка перспективности квалифицированных дзюдоистов-юниоров: Автореф. дис. канд. пед. наук/Ю.Г. Мартемьянов- ЛНИИФК.- Л., 1990, — 23 с.
  71. , Э.Г. Зависимость атакующих действий от морфологических особенностей борцов /Э.Г. Мартиросов, А. А. Новиков, Ю. А. Моргунов, В. П. Волков //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1972.- с. 51−53.
  72. , Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для ИФК /Л.П. Матвеев, — М.: Физкультура и спорт, 1977.- 271 с.
  73. , Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ИФК /Л.П. Матвеев, — М.: Физкультура и спорт, 1991.- 542 с.
  74. , Л.П. От теории спортивной тренировки к общей теории спорта /Л.П. Матвеев //Теория и методика физ. культуры, — 1998.- № 5, — с. 58.
  75. , Л.П. Характеристика отдельных исследовательских подходов и методов /Л.П. Матвеев, B.C. Келлер //Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие.- М.: Физкультура и спорт, 1983.- с. 3652.
  76. , A.B. Совершенствование подготовки мастеров спортивной борьбы /A.B. Медведь, Е. И. Кочурко, — Минск: Полымя, 1985, — 144 с.
  77. , Д.Г. Управление процессом формирования спортивного мастерства квалифицированных борцов (теория и практика): Автореф. дис. д-ра. пед .наук /Д.Г. Миндиашвили- СПб ГАФК им. П.Ф. Лес-гафта.- СПб., 1996.-35 с.
  78. , А.К. Совершенствование техники в спортивной борьбе /А.К. Морозов //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1977, — с. 38−40.
  79. , М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов /М.Я. Набатникова.- М.: Физкультура и спорт, 1982.- 280 с.
  80. , В.Т. Некоторые особенности современного спортивного поединка борцов международного класса /В.Т. Настенко //Спортивная борьба: Ежегодник, — М.: Физкультура и спорт, 1978, — с. 76−77.
  81. , C.B. Математическая статистика в спорте / C.B. Начин-ская.- Киев: Здоров’я, 1978.- 136 с.
  82. , В.А. Специфика соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов греко-римского стиля в связи с изменениями условий ее реализации: Автореф. дис. канд. пед. наук/ В.А. Нелюбин- СПб ГАФК им. Г1.Ф. Лесгафта, — СПб., 2005, — 23 с.
  83. , В.В. Основы комплексной подготовки сборной команды Ленинграда по вольной борьбе: Методические указания для ФПК / В. В. Нелюбин, — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1984, — 67 с.
  84. , В.В. Эволюционные преобразования в спортивной борьбе: Учебное пособие.- Часть I /В.В. Нелюбин.- Новосибирск: Изд-во «Пас-ман и Шувалов», 1995.- 95 с.
  85. , B.B. Развитие теории и практики классификаций тактико-технических действий в спортивной борьбе: Автореф. дис. д-ра пед. наук /В.В. Нелюбин- СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, — СПб., 1999.- 44 с.
  86. , Н.Ю. Специфика технико-тактической подготовки юных спортсменов в греко-римской борьбе с учетом современных тенденций ее развития: Автореф. дис. канд. пед. наук /Н.Ю. Неробеев- СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, — СПб., 2003.- 24 с.
  87. , A.A. Теоретические аспекты построения системы управления подготовкой высококвалифицированных борцов /А.А.Новиков //Спортивная борьба: Сборник информационно-методических материалов.-Вып. I, — М.: ЦНИИС, ВНИИФК, 1990.- с. 5−8.
  88. , A.A. Система тренировки в связи с требованиями соревновательной деятельности /А.А.Новиков //Международная научно-методическая конференция по спортивной борьбе.- Красноярск: ФИЛА, 1997.
  89. , A.A. Педагогические основы технико-тактического мастерства в спортивных единоборствах: Автореф. дис. д-ра пед. наук /А.А.Новиков- ВНИИФК.- М, 2000.- 50 с.
  90. , A.A. Основы спортивного мастерства: Монография /A.A. Новиков.- М.: ВНИИФК, 2003.- 208 с.
  91. , A.A. О правилах борьбы, стимулирующих применение разнообразных и активных технических действий /A.A. Новиков, Н. М, Галковский //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1974, — с. 29−32.
  92. , A.A. Какими быть правилам борьбы? /А.А.Новиков, Н. М. Галковский //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1977.- с. 14−18.
  93. , A.A. Некоторые вопросы развития вольной и классической борьбы в 1986—1988 гг.. /А.А.Новиков, B.C. Дахновский //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- с. 3−5.
  94. Новиков, А. А Показатели технико-тактического мастерства и правила соревнований /А.А.Новиков, В. Г. Ивлев, А. П. Путилин, В. Г. Оленик //Спортивная борьба': Ежегодник.- М: Физкультура и спорт, 1982.- с. 4446.
  95. , A.A. Моделирование в спортивной борьбе /А.А.Новиков, В. Г. Оленик, H.H. Каргин, P.C. Патратий //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1981.- с. 62−65.
  96. , A.A. О системе соревнований /А.А.Новиков, О. П. Юшков //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1973.- с. 3641.
  97. , С.П. Особенности технико-тактической подготовки квалифицированных дзюдоистов тяжелого веса: Методические рекомендации /С.П. Новиков, — М, 1987, — 27 с.
  98. , С.П. Особенности подготовки квалифицированных дзюдоистов тяжелого веса на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дис.канд. пед. наук/С.П. Новиков- КИФК.- Киев, 1989.- 22 с.
  99. , В.Г. Специфика мастерства борцов различных манер ведения поединка /В.Г. Оленик, П. А. Рожков, H.H. Каргин //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1984, — с. 8−11.
  100. , Д.Ф. Комплексный педагогический контроль и самоконтроль как факторы рационализации подготовки юных борцов: Автореф. дис. канд. пед. наук. /Д.Ф. Палецкий- ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта.- Л, 1990.- 24 с.
  101. , A.C. Технико-тактическая подготовка самбистов и педагогический контроль /A.C. Пахомов //Спортивная борьба: Ежегодник, — М.: Физкультура и спорт, 1983.- с. 53−59.
  102. , В.Г. Технология проектирования многолетней подготовки дзюдоистов: Автореф. дис. д-ра пед. наук /В.Г. Пашин.- М., 2001.- 46 с.
  103. , A.A. Подготовка квалифицированных борцов классического стиля /A.A. Петрунев, В. А. Вишневский, В. В. Мороз, А. И. Кузнецов.-Красноярск: Изд-во КГУ, 1988.- 200 с.
  104. , P.A. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств: Автореф. дис. д-ра пед. наук. /P.A. Пилоян- ГЦОЛИФК.-М., 1985, — 50 с.
  105. , P.A. Повышение эффективности подготовки борцов /P.A. Пилоян, В. Т. Джапаралиев //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1982.- с. 3−7.
  106. , P.A. Многолетняя подготовка спортсменов-единоборцев: Учебное пособие /P.A. Пилоян, А. Д. Суханов.- Малаховка: МГАФК, 1999.-99с.
  107. , P.A. Двигательная структура спортивной борьбы с точки зрения теории деятельности /P.A. Пилоян, Ю. А. Шахмурадов //Теория и практика физ. культуры.- 1997.- № 3, — с. 5−8.
  108. , В.Н. Теория и методика спортивной тренировки /В.Н. Платонов.- Киев: Вища школа, 1984, — 352 с.
  109. Платно", В.11. Теория спорта /В.Н. Платонов.- Киев: Вища школа, 1987, — 424 с.
  110. , H.A. Биометрия /H.A. Плохтинский.- М.: Изд-во МГУ, 1980, — 367 с.
  111. , Б.А. Моделирование тренировочных заданий в спортивной борьбе /Б.А. Подливаев //Теория и практика физ. Культуры.- 1999.-№ 2.- с. 55−58.
  112. , Б.А. Анализ соревновательной деятельности борцов вольного и греко-римского стиля на Олимпийском турнире в Сиднее /Б.А. Подливаев //Теория и практика физ. культуры.- 2001, — № 9, — с. 33−38.
  113. , В.П. Рационализация сопряженной тренировки технико-физической направленности борцов высокой квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук /В.П. Пойманов- ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта.- Л., 1982.- 24 с.
  114. , Н.И. Истоки спортивной деятельности. Смысл спортивных достижений /Н.И. Пономарев //Теория спорта.- Киев: Вища школа, 1987.- с. 37−44.
  115. , Г. Х. Организация процессов управления /Г.Х. Попов, — М.: Экономика, 1975, — 280 с.
  116. , С.А. Борьба занятие мужское /С.А. Преображенский." М.: Физкультура и спорт, 1983.- 280 с.
  117. , В.В. Дзюдо: история, теория, практика (Учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов) /В.В. Путин, В.Б. Шес-таков, А. Г. Левицкий, — Архангельск: Издательский Дом «CK», 2002.- 154 с.
  118. , B.B. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным: Учебно-V практическое пособие для тренеров и спортсменов /В.В. Путин, В. Б. Шестаков, А. Г. Левицкий.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.- 159 с.
  119. , М.А. Рациональное соотношение средств общей и специальной подготовки при обучении техническим действиям начинающих юных борцов: Автореф. дис. канд. пед. наук /М.А. Рабаданов- СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта.- СПб, 1991.- 24 с.
  120. , Дж. Использование ЭВМ в дзюдо /Дж. Райт //Методика подготовки зарубежных спортсменов: Экспресс-информация.- Вып. 8.- М.: ВНИИФК, 1985,-с. 36−45.
  121. N 139. Рожков, П.А. О дифференцированной методике совершенствованиямастерства борцов с различными манерами ведения соревновательного поединка /П.А.Рожков //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- с. 32−34.
  122. , В.И. Техническая оснащенность участников III Всесоюзных спортивных игр молодежи по классической борьбе /В.И. Рудницкий //Спортивная борьба: Ежегодник, — М.: Физкультура и спорт, 1984.- с. 3739.
  123. , В.И. Правила соревнований и зрелищность классической борьбы /В.И. Рудницкий, О. П. Юшков //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1977.- с. 28−29.
  124. , Г. А. Анализ технико-тактической подготовленности команд-участниц чемпионата мира 1983 г. по классической борьбе /Г.А. Сапунов, В. Г. Ивлев //Спортивная борьба: Ежегодник.- М: Физкультура и спорт, 1986, — с. 19−22.
  125. , С.Г. Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. дис. д-рапед. наук/С.Г. Сейранов- СПб ГАФКим. П. Ф. Лесгафта.- СПб., 1995.- 46 с.
  126. , O.A. Характеристика соревновательной деятельности юных-дзюдоистов /O.A. Сиротин, В. Н. Каплин, В. М. Хохлов, A.B. Еганов //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорта, 1984.- с. 3941.
  127. , Ю.А. Предсоревновательная подготовка дзюдоистов высокой квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук /Ю.А. Смирнов- ВНИИФК.-М., 1989.-20 с.
  128. , Ф.П. Система соревнований и соревновательная деятельность /Ф.П. Суслов, В. Л. Сыч, Б. Н. Шустин //Современная система спортивной подготовки, — М.: Изд-во СААМ, 1995.- Часть 2.
  129. , В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений: Автореф. дис. д-ра пед. наук /В.А. Таймазов- СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта.- СПб., 1997.- 44 с.
  130. , Б.И. Оценка технико-тактического мастерства борцов: Учебное пособие /Б.И. Тараканов.- Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1989.24 с.
  131. , Б.И. Педагогические основы управления подготовкой борцов: Монография /Б.И. Тараканов.- СПб.: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000, — 162 с.
  132. , Б.И. Динамика показателей спортивно-технического мастерства борцов в зависимости от весовых категорий /Б.И. Тараканов,
  133. B.JI. Кулибаба, C.A. Кудлай //Научные исследования и разработки в спор-ï- те: Вестник аспирантуры.- Вып. 3.- СПб.: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997,-с. 72−76.
  134. , Г. С. Индивидуализация подготовки борцов различных весовых категорий /Г.С. Туманян //На борцовском ковре: Сборник.- М.: Физкультура и спорт, 1969.- с. 62−73.
  135. , Г. С. Унифицированные критерии для оценки технико-тактической подготовленности борцов: Методические разработки /Г.С. Туманян, Я. К. Коблен, В Л. Дементьев.- М.: ГЦОЛИФК, 1986, — 24 с.
  136. С.С. Управление физической культурой: Учебное пособие /С.С. Филиппов, — СПб.: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996, — 78 с.
  137. , Е.М. Вероятность и статистика /Е.М. Четыркин, И. Л. Колихман.- М.: Финансы и статистика, 1982.- 241 с.
  138. Е.М. О зрелищности и мастерстве /Е.М. Чумаков //Спортивная борьба: Ежегодник, — М.: Физкультура и спорт, 1985.- с. 1012.
  139. , Е.М. Масштабы соревновательной деятельности борца /Е.М. Чумаков //Теория и практика физ. культуры.- 1999.- № 2.- с. 16−20.
  140. , Е.М. Сравнительная характеристика технико-тактической подготовленности дзюдоистов /Е.М. Чумаков, И. В. Шашурин //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1983.- с. 64−68.
  141. , Ю.А. Преследование соперника после перевода в партер в вольной борьбе /Ю.А. Шахмурадов //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1985, — с. 45−46.
  142. , Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов /Ю.А. Шахмурадов.- М.: Высшая школа, 1997, — 189 с.
  143. , Ю.А. Тенденции развития технико-тактического мастерства в вольной борьбе /Ю.А. Шахмурадов, P.A. Пилоян //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1974.- с. 4−6.
  144. , Ю.А. Программирование средств и методов тренировочных воздействий в спортивной борьбе /Ю.А. Шахмурадов, А.Д. Суханов//Актуальные проблемы спортивной борьбы.- М.: ФОН, 1998.- с. 30−33.
  145. , И.В. Уроки таллиннского чемпионата / И. В. Шинелев, В. Д. Миронов, Г. В. Клишин, В. А. Бурылин //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1974.- с. 6−7.
  146. , Б.Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практические рекомендации): Автореф. дис. д-ра пед. наук /Б.Н. Шустин.-М., 1995.- 44 с.
  147. , К.В. Статистические таблицы: Методические указания /К.В. Щикно Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1974, — 18 с.
  148. , M. О сокращении времени борьбы /М. Эрцеган «I //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1978.- с. 7476.
  149. , М. Цель тренировки развитие современной соревновательной модели /М. Эрцеган //Спортивная борьба: Сборник информационно-методических материалов, — Вып. I, — М.: ЦНИИС, ВНИИФК, 1990.- с. 9−10.
  150. , О.П. Система управляющих воздействий на структуру подготовленности квалифицированных борцов: Автореф. дис. д-ра пед. наук /О.П.Юшков- ВНИИФК, — М, 1994.- 44 с.
  151. , Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций /Е.Р. Яхонтов, — СПб.: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2002.- 150 с.
  152. Blahus, P. Matematike melody skalovani a moznosti jejch pouziti v televychovne diadnoslice /Р. Blahus //Teorie a praxe telesne vychoru.- 1982.-№ 2,-S. 108−112.
  153. Celikovsky, S. Antropomotoryka: Teorie telesnych cvictni /S. Celikovsky.- Praha: SPN, 1976, — 415 s.
  154. Dmowsky, Z. Zapasy / Z. Dmowsky/- Warszawa: Sport I turystika 1981, — 78 s.
  155. Dusson, M. Interview with Mr. Michel Dusson of the occasion of European Championship /М. Dusson //Wrestling review.- 1997.- № 2.- p.9.
  156. Ercegan, M. After the summit beginning of the changing process / M. Ercegan //Wrestling review.- 1997.- № 2.- p. 3−4.
  157. Gain, W. Ringen /W. Gain, J. Hartmann, H. Tunnermann.- Berlin: Sportverlag, 1980.-334 s.
  158. Mekota, K. Mereni a testy v antropomotorice /К. Merota.- Olomonc: Universita Palackeho, 1973−323 s.
  159. , P. Свободна и классическа борба /Р. Петров.- София: Медицина и физкултура, 1977.- 352 с.
  160. , Р. Усъвършенствуване на технико-тактического майстер-ство на борецо /Р. Петров.- София: Медицина и физкултура, 1978.- 272 с.
  161. , R. 100 Years of Olympic Wrestling: This History of Olympic Wrestling is delicated to the 100-th anniversary of modern Olimpic Games /R. Petrov.- Lausanne: FILA, 1997, — 160 s.
Заполнить форму текущей работой