Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система методической службы общеобразовательного учреждения как средство повышения педагогического мастерства учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью выявления, обоснования и апробации возможностей школьной методической службы в процессе повышения профессионального мастерства педагогов в образовательном учреждении, проведена опытно-экспериментальная работа, включающая в себя апробацию модели, структуры, содержания и организационно-педагогических условий деятельности школьной методической службы. В ходе этапа констатирующего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
    • 1. Л. История развития системы методической службы в общеобразовательных учреждениях России
      • 1. 2. Особенности методической службы в общеобразовательном учреждении как средства повышения педагогического мастерства учителя
      • 1. 3. Психолого-педагогические аспекты деятельности системы методической службы в общеобразовательном учреждении
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
    • 2. 1. Моделирование системы методической службы общеобразовательного учреждения как средства повышения педагогического мастерства учителя
    • 2. 2. Организационно-педагогические условия функционирования методической службы общеобразовательного учреждения как средства повышения педагогического мастерства учителя
    • 2. 3. Этапы становления и развития системы методической службы общеобразовательного учреждения как средства повышения педагогического мастерства учителя
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ
    • 3. 1. Проведение и результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента
    • 3. 2. Реализация модели системы методической службы в практической деятельности общеобразовательного учреждения
    • 3. 3. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по созданию системы методической службы как средства повышения педагогического мастерства учителя
  • Выводы по третьей главе

Система методической службы общеобразовательного учреждения как средство повышения педагогического мастерства учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Важнейшей мировой тенденцией развития образования является повышение его качества, атакже признание необходимости непрерывности образования «через всю жизнь». В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.) определены новые задачи обновления современной системы образования и достижения такого его качества, которое бы соответствовало актуальным и прогрессивным потребностям личности, общества, государства, идеалом гражданина которого является разносторонне развитая личность, способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности в условиях инновационной экономики и продолжению образования, к самообразованию и самосовершенствованию. Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Компетентный, свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. В связи с этим одним из важнейших направлений процесса модернизации образования является повышение профессионального мастерства педагогов как одного из факторов повышения качества образования. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально-активную и конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстро изменяющемся мире. От уровня профессионального мастерства педагогов, способных к непрерывному образованию, напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества, инновационной экономики. Таким образом, повышение педагогического мастерства педагога является одной из приоритетных задачгосударственной политики.

Большое теоретическое и практическое значение в решении проблем повышения педагогического мастерства учителя в отечественной системе образования уделяется в работах С. Г. Вершловского, И. А. Зязюна, Н. В. Кузьминой, A.C. Макаренко, В. А. Сластенина, Г. И. Хозяинова и др. Совершенствованию внешкольных форм повышения педагогического мастерства учителя посвящены работы Т. П. Афанасьевой, В. А. Беляева, Н. В. Немовой, Э. М. Никитина, П. В. Худоминского, A.B. Хуторского и др. Идеи по совершенствованию методической службы школы изложены в трудах С. К. Абдуллиной, Н. М. Зверевой, Д. Г. Левитаса, В. М. Лизинского, Н. В. Немовой, М. М. Поташника и др.

До настоящего времени возможности совершенствования профессионализма учителя рассматриваются и реализуются в основном в системе повышения квалификации через особые курсы повышения квалификации, которые педагог проходит один раз в пять лет. Несмотря на несомненные достоинства учебных планов, программ учреждений профессионального дополнительного образования и профессиональной переподготовки педагогических кадров, эта форма не позволяет в полной мере обеспечить развитие профессионализма работников по ряду причин. Так, в исследовании Т. Н. Бугеро, О. Г. Красношлыковой мы находим указание на то, что ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, которыми должны владеть инженеры, врачи, педагоги и другие специалисты. Установлена своеобразная единица измерения устаревания знаний специалиста — «период полураспада компетентности». Под этим термином понимается продолжительность времени, когда с момента окончания вуза в результате появления новой научной и технологической информации компетентность специалистов понижается на 50%. В течение последних лет этот период стремительно сокращается. По последним данным «период полураспада компетентности» для медиков, педагогов, менеджеров составляет около 4-х лет, а для учителей экологии, социальных дисциплин, информационных технологий этот период еще меньше (2, 5—3 года) [141, с.5]. Одним из главных недостатков внешкольных форм повышения квалификации также является то, что знания, полученные учителями, нуждаются в дальнейшей практической доводке, в осмыслении и апробации (И.Ф. Исаев, В. А. Сластенин, E.H. Шиянов). Следовательно, объективной необходимостью является создание условий для постоянного роста профессионального мастерства педагогов в рамках образовательного учреждения. Для этого нужна действенная и эффективная система методической службы, удовлетворяющая потребностям современной школы и имеющая ряд преимуществ перед системой повышения квалификации, организуемой в форме курсовой подготовки в вузах дополнительного профессионального образования и муниципальных методических службах. Методическая работа, как важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива образовательного учреждения позволяет создавать необходимые условия для постоянного профессионального роста каждого педагога, систематического, активного пополнения им своих знаний, творческого развития его личности, для осуществления перехода от образования к саморазвитию и самообразованию педагога (М.И. Гончар, Н. М. Зверева, Л. П. Ильенко, Н. В. Немова и др.). Такая повседневная деятельность по повышению профессионального мастерства, будучи тесно связанной с образовательным процессом, дает учителю возможность каждодневно в ходе работы на практике закреплять и корректировать свои теоретические знания.

Это убеждает в острой актуальности исследования проблемы внутришкольного уровня повышения профессионализма педагогов.

Между тем, несмотря на многосторонние разработки проблемы повышения педагогической квалификации учителя (Л.П. Ильенко, Д. Г. Левитас, Н. В. Кузьмина, Н. В. Немова, Э. М. Никитин, Г. И. Хозяинов, В. А. Хуторской и др.), возможности системы школьной методической службы, этапы ее формирования и развития, условия эффективной реализации остаются недостаточно исследовании. Анализ состояния современного школьного образования и роли методической службы в условиях общеобразовательного учреждения позволил выделить ряд противоречий: — между социальным заказом общества на непрерывный рост профессионального мастерства педагогов, обеспечивающим успешное решение профессиональных задач и недостаточными условиями для эффективного методического сервиса общеобразовательных учреждений;

— между содержанием и качеством образования общеобразовательных учреждений и требованиями к содержанию и качеству образования учащихся и обществамежду повышением требований к работе педагогов в общеобразовательных учреждениях и отсутствием должной подготовки учителей к реализации данных ожиданий общества в силу недостаточного педагогического мастерства;

— между традиционными подходами, сложившимися в организации методической работы в общеобразовательной школе, и недостаточной их эффективностью в условиях образовательных учреждений.

С учетом обозначенных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы теоретические основы и организационно-педагогические условия эффективной системы методической службы общеобразовательного учреждения, обеспечивающей успешное повышение педагогического мастерства учителя?

Эта проблема определила тему диссертационного исследования: «Система методической службы общеобразовательного учреждения как средство повышения педагогического мастерства учителя».

Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить модель системы школьной методической службы общеобразовательного учреждения, обеспечивающей повышение педагогического мастерства учителя.

Объект исследования: непрерывное профессиональное совершенствование педагогического мастерства педагога общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования: система школьной методической службы, обеспечивающей развитие педагогического мастерства учителя в общеобразовательном учреждении.

Гипотеза исследования: система школьной методической службы общеобразовательного учреждения может стать эффективным средством повышения педагогического мастерства, если будет:

— научно обоснована и разработана концептуальная модель системы методической службы, учитывающая запросы личности учителя, общества и конкретного общеобразовательного учреждения;

— разработана совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели методической службы общеобразовательного учреждения по повышению профессионального мастерства педагогов;

— определены и обоснованы этапы становления и развития методической службы в общеобразовательном учреждении;

— проводится методической службой систематический мониторинг изменений, происходящих на уровне педагогического мастерства учителя и качества образовательного процесса.

В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования предполагается решить следующие задачи исследования:

1. Определить теоретические предпосылки, сущность и современное состояние системы методической службы в теории и практике российского образования как средства повышения педагогического мастерства учителя.

2. Выделить и научно обосновать концептуальные идеи по созданию модели системы методической службы общеобразовательного учреждения, обеспечивающей повышение педагогического мастерства учителя.

3. Разработать и обосновать систему методической службы и эффективные организационно-педагогические условия ее реализации в общеобразовательном учреждении как средства повышения педагогического мастерства учителя.

4. Выявить критерии и показатели оценки эффективности системы методической службы по повышению педагогического мастерства учителя.

5. Провести опытно-экспериментальную работу, раскрывающую эффективность системы методической службы в образовательном учреждении как средства повышения педагогического мастерства учителя.

Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мираположения философских и психолого-педагогических теорий о личности как многофункциональной, деятельностной и саморазвивающейся системе: аксиологические закономерности становления личности, идеи целостности и активности человека как субъекта образования и профессионального ростасистемный подход, позволяющий исследовать методическую службу общеобразовательного учреждениякак компонент целостной системы.

Теоретическими основами исследования являются:

— исследования о становлении человека в образовании и совокупности знаний, обеспечивающих деятельность педагога (В.А. Глуздов, В. А. Сластенин, К.Д. Ушинский);

— положения психологической антропологии (JI.C. Выготский, Е. И. Исаев, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков);

— исследования проблемы деятельности личности и ее структуры (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков);

— исследованияо функциях рефлексии в обучении взрослыхирефлексивных механизмах управления деятельностью (С.Г. Вершловский, Ю. Н. Кулюткин, B.C. Лазарев, Н. В. Немова, Г. С. Сухобская, ГТ.И. Третьяков);

— исследования об антропологическом знании в качестве стержня развития профессиональной компетентности педагога (Г.А. Игнатьева, В. И. Максакова, В. А. Сластенин, В.И. Слободчиков);

— современные подходы к повышению квалификации педагогических кадров в системе непрерывного образования (И.С. Батракова, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Г. А. Игнатьева, Ю. Н. Кулюткин, В. В. Николина, П.Г. Щедровицкий);

— общие основы инновационной деятельности в образовании и технологии моделирования и проектирования педагогических инноваций (Л.В. Загрекова, Г. А. Игнатьева, М. В. Кларин, С. М. Маркова, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, А.П. Тряпицына);

— теория профессионального образования и самоопределения (В.И. Андреев, Г. М. Коджаспирова, A.M. Новикова, Ф.В. Повшедная);

— теория формирования педагогического мастерстваучителя (Н.М. Зверева, И. А. Зязюн, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, A.C. Макаренко, H.A. Морева, Н. В. Немова, Ю. М. Орлов, В. А. Сластенин, Г. И. Хозяинов, А.П. Чернявская);

— концепция связи психолого-педагогической теории с практикой работы учителя (Н.М. Зверева, Ю.Н. Кулюткин);

— теория педагогической технологии (В.П. Беспалько, Л. В. Загрекова, М. В. Кларин, Г. А. Кручинина, В. В. Николина, Г. К. Селевко);

— теория информатизации образования (В.П. Беспалько, В. Г. Кинелев, И.В. Роберт);

— исследования проблемы совершенствования образовательного процесса с использованием компьютерных технологий (Б.С. Гершунский, Г. А. Кручинина, И.В. Роберт);

— теория менеджмента в управлении педагогическими системами (Ю.А. Конаржевский, О. Г. Прикот, O.A. Сафонова, П. И. Третьяков, К.Д. Ушаков).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования: общенаучные методы теоретического исследования (теоретический анализ и обобщение философской, педагогической и психологической, социологической литературы, официальных и нормативных документов об образовании по проблеме исследованиятеоретико-методологический анализ состояния исследуемой проблемыразработка педагогических основ ее реализации с использованием аналитического метода, исторического анализа, методов синтеза, обобщения и педагогического моделированияметоды эмпирического исследования (педагогическое наблюдение, изучение опыта работы, беседы, опрос, анкетирование, интервьюирование учителей и учащихся, изучение школьной документации) — педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Понятийно-терминологический аппарат исследования в качестве ведущих включает понятия: «система», «модель», «моделирование», «методическая работа», «методическая служба общеобразовательного учреждения», «педагогическое мастерство».

Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях, связанных друг с другом, образующих определенную целостность и единство (Э.Г. Юдин).

Модель — некоторая реально существующая или мысленно представляемая система, которая, замещая оригинал, находится с ней в отношении сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале (В.А. Штофф).

Моделирование — построение модели, воспроизводящей особенности структуры, поведения, а также другие свойства оригинала, и последующее экспериментальное или мысленное исследование этой модели (В.А. Штофф).

Методическая работа — особый вид педагогической и исследовательской деятельности по обучению и развитию педагогических кадров, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса (Н.В. Немова).

Методическая служба общеобразовательного учреждения—это составная часть системы управления образовательным учреждением, деятельность которой направлена на совершенствование педагогического мастерства каждого педагога, на развитие педагогического коллектива, образовательного учреждения в целом, на повышение качества образовательного процесса (рабочее определение).

Педагогическое мастерство — это высокое искусство комплексного решения задач образования, воспитания и развития учащихся, проявляемое в педагогической деятельности на основе знаний, педагогического опыта и уровня сформированности личности педагога (Г.И. Хозяинов).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

— научно обоснована, разработана и апробирована модель системы методической службы общеобразовательного учреждения, которая имеет инвариантный характер, направлена на постоянный рост педагогического мастерства учителя и содержит в своей стуктуре взаимосвязанные компоненты (целевой, организационно-деятельностный, содержательный, технологический, диагностико-результативный и управленческий компоненты);

— выявлены и раскрыты организационно-педагогические условия эффективного функционирования системы методической службы общеобразовательного учреждения как средства повышения педагогического мастерства учителя;

— разработаны и научно обоснованы этапы формирования и развития методической службы общеобразовательного учреждения как средства повышения педагогического мастерства учителя;

— экспериментально обоснована и доказана эффективность разработанной модели методической службы в рамках различных видов общеобразовательной школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

— определены и раскрыты концептуальные основы, включающие теоретико-методологические идеи, принципы, функциимоделирования системы методической службы общеобразовательного учрежденияуточнена и, конкретизирована структура школьной методической службы как элемента непрерывного образования педагогического, коллектива общеобразовательного учреждения и механизмы ее реализации с целью повышения педагогического мастерства учителей;

— обоснованы и раскрыты дидактические формы организации деятельности методической службы общеобразовательного учреждения, обеспечивающие повышение педагогического мастерства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы обеспечивают существенное повышение эффективности деятельности методических служб общеобразовательных учреждений различных видов. Разработанные в диссертации рекомендации по созданию структуры школьной методической службы, включая ее виртуальную формупрограмму деятельности методической службыформу школьного методического издания «Рабочий дневник участника педагогического совета», дидактические и организационные формы деятельности (экспресс-курсы, мастер-классы) могут быть использованы: в практике общеобразовательных учреждений, как средство повышения педагогического мастерствапри подготовке будущих учителей в высших и средних специальных учебных заведенияхв системе переподготовки и повышения квалификации работников образования.

База опытно-экспериментальной работы. Экспериментальным исследованием был охвачен 371 учитель, 1530 учащихся муниципальных образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода: лицей № 8, гимназия № 13, СОШ №№ 3, 4, 7, 14, 35, 42, 103, 113, Сергеевской средней школы Хабаровского края. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе муниципальных образовательных учреждений: лицей № 8, гимназия № 13, СОШ №№ 3, 14, 113.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение семи лет (2000;2007 гг.) и предусматривало три этапа.

На первом этапе (2000;2002 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, работа над формированием понятийного аппарата диссертации, изучался опыт деятельности образовательных учреждений, в том числе повышенного статуса (лицеев и гимназий), проводился констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2002;2007 гг.) разработывались концептуальные основы исследования. В ходе опытно-поисковой работы проводилась проверка структуры и содержания деятельности школьной методической службы на базе муниципальных образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Состоялось проведение формирующего этапа эксперимента.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) осуществлись анализ и обобщение результатов исследования. Теоретически и статистически обрабатывались результаты опытно-поисковой работы, проводилось оформление результатов исследования, уточнялись формулировки выводов и рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов: ход исследования и результаты исследований обсуждались на Международной научно-практической конференции (г. Троицк, 2004 г.) — на областных семинарах для слушателей квалификационных курсов ГОУ ДПО Нижегородского института развития образования (2000 г., 2006 г., 2007 г.) — на городском семинаре руководителей образовательных учреждений (г. Нижний Новгород, 2005 г.) — на городской научно-методической коллегии (2005 г.) — на районных научно-практических семинарах и коллегиях (2001 г., 2003 г., 2005 г., 2006 г.) — на заседаниях кафедры общей педагогики НГПУ. Основные идеи создания модели методической службы в общеобразовательном учреждении отражены в опубликованных статьях, находят применение в работе ряда общеобразовательных школ Нижегородского района г. Н.Новгорода.

Обоснованность результатов исследования достигалась методологическим, общенаучным и технологическим обеспечением исследовательского процесса, организованного с опорой на психолого-педагогические теории и концепции.

Достоверность результатов исследования обеспечена применением системного подхода к оценке данных констатирующего и формирующего этапов экспериментапроведением исследования одновременно на теоретическом и практическом уровняхприменением разработанной модели и методик в соответствии с целями, задачами и этапами исследовательской работысочетанием количественного и качественного анализа данныхдесятилетней работой диссертанта в качестве заместителя директора по научно-методической работе в МОУ лицей № 8 г. Нижнего Новгорода, его личным участием в проведении экспериментально) исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Модель системы методической службы общеобразовательной школы, направленная на повышение педагогического мастерства учителя и реализацию идеи непрерывности, дополнительности с системой переподготовки и повышения квалификации педагогов, представляет собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов: целевого, определяющего цель системы методической службы как создание условий для личностного роста и повышения педагогического мастерства каждого педагогаорганизационно-деятельностного, отражающего структуру системы методической службысодержательного, включающего программу организации деятельности системы методической службытехнологического, включающего формы организации деятельности методической службыдиагностико-результативного, представляющего критерии эффективности деятельности службы и управленческого, обеспечивающего мобилизацию усилий педагогического коллектива на выполнение задач повышения профессионализма учителя.

2. Реализация системы методической службы общеобразовательной школы будет успешной при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: организационно-управленческих (формирование административной политики, тип управления, мотивация и стимулирование педагогов), программно-методических (создание условий для обучения и совершенствования педагогического мастерства учителя), информационных (условия развития информационно-образовательного пространства и применения информационно-коммуникативных технологий), технических (техническое оснащение и компьютеризация образовательного процесса) и средообразующих (формирование и развитие профессиональной образовательной среды), влияющих на повышение педагогического мастерства.

3. Успешное функционирование системы методической службы общеобразовательного учреждения основано на идеях жизненного цикла организации как непрерывного процесса, включающего в себя этапы создания, становления, интенсивного роста, расцвета и угасания. Устойчивое функционирование методической службы на каждом этапе развития осуществляется за счет принятия педагогами новых целей, стратегии, инновационных идей и готовности к повышению педагогического мастерства каждым работником учреждения.

4. Технология работы системы методической службы общеобразовательного учреждения как средства повышения педагогического мастерства учителя основана на функционировании в системе методической службы Научно-методического центра, включающего в себя Методический комплекс, Службу РЯ-сервиса, Школу профессионального самоопределения и обеспечивающего установление связей с образовательными учреждениями региона, организацию сетевого взаимодействия на различных уровнях.

Выводы по третьей главе.

1. С целью выявления, обоснования и апробации возможностей школьной методической службы в процессе повышения профессионального мастерства педагогов в образовательном учреждении проведена опытно-экспериментальная работа, включающая в себя апробацию модели, структуры, содержания и организационно-педагогических условий деятельности школьной методической службы.

2. В ходе этапа констатирующего эксперимента получено представление о сложившийся в современных образовательных учреждениях традиционного и инновационного типов систем методической службы, как о специальном комплексе мероприятий, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства учителя. Определены цели и задачи организации методической службы современных общеобразовательных учреждений, направления и структура деятельности.

3. Выявлены основные проблемы и противоречия в деятельности методических служб: проблемы, связанные с недостаточной результативностью работы методических служб общеобразовательного учреждения по развитию профессионального мастерства учителейпроблемы недостаточного влияния деятельности методических служб на ход и результаты образовательных и инновационных процессов в образовательных учрежденияхпроблемы, связанные с дефектами в организации деятельности методической службы и ее структурных подразделенийпроблемы, связанные с несформированностью комплексаусловийэффективной деятельности методической службыпроблемы, обусловленные неэффективным управлением образовательного учреждения.

4. Итогом формирующего эксперимента явилось создание и апробация модели системы методической службы на базе образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода. Предложенная модель методической службы, направленная на формирование, развитие и совершенствование профессиональных и личностных качеств педагога, представляет собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов: целевого, организационно-деятельностного, содержательного, технологического и диагностико-результативного, управленческого. Все выше указанные компоненты призваны обеспечить функционирование методической службы по отношению к педагогическому коллективупо отношению к конкретному педагогупо связи методической службы с «внешней средой».

5. Основополагающей целью системы методической службы предложенной модели является создание условий для личностного роста и повышения профессионального мастерства каждого педагога, развития педагогического коллектива, обеспечивающих повышение качества и эффективности образовательного процесса, роста уровня образованности, воспитанности и развития школьников.

6. Обоснована необходимость перехода от системы методической работы, где учитель является объектом педагогических воздействий, — к субъект-субъектным отношениям, что является принципиально важным для понимания и решения проблем совершенствования методической деятельности.

7. Дано подробное описание характера методического обеспечения образовательного процесса, вытекающего из реальных проблем, возникающих в педагогической деятельности, и включающего широкий набор организационных форм Научно-методического центра: Методического комплекса, РЯсервиса, Школы профессионального самоопределения.

8. Проанализированы возможности проекта по созданию единого информационно-образовательного пространства общеобразовательных учреждений Нижегородского района г. Н. Новгорода для наиболее качественного обеспечения образовательного процесса в школах, развития профессионального мастерства педагогов и оказания им методической консультативной помощи, организации сетевого взаимодействия школьных учителей.

9. Приведено обоснование возможностей школьной виртуальной методической службы как многоаспектной информационно-образовательной среды, ориентированной на создание условий для самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности учителя. Разработаны условия эффективной работы данного направления деятельности методической службы общеобразовательного учреждения: технические, программно-дидактические, методические и организационно-управленческие.

10. Рассмотрены возможности РЯ-сервиса как структуры системы методической службы, организованной с целью выполнения функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу школы: выявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри педагогического коллектива, стимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей.

11. Представлена система школьных печатных изданий, реализующая информационную, обучающе-развивающую, диагностико-аналитическую задачи, а также распространение лучшего педагогического опыта, стимулирование творчества и инициативы учителей.

12. Проанализированы возможности школьного печатного издания «Рабочий дневникучастникапедагогического совета», с точки зрения повышения эффективности работы педагогического коллектива, на педагогических советах, повышения мотивации педагогов к инновационной деятельности, формирования субъект-субъектных отшений в школьном сообществе.

13. Определены критерии результатов опытно-экспериментальной работы. С позиции критериев оптимальности конечными результатами методической работы являются результаты образовательного процесса (его успешность, положительная динамика) и возрастание стимулирующей роли системы методической службы, приводящей к росту профессионального мастерства педагогов, к росту удовлетворенности их собственной деятельностью, высокой заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях, в овладении современными методами обучения и воспитания, в своевременном распространении педагогического опыта, в качественно организованной системе повышения профессионального мастерства педагогического коллектива.

14. Приведены данные педагогического исследования по определению степени эффективности предложенной модели методической службы.

218 Заключение.

1. Методическая служба образовательного учреждения как средство повышения педагогического мастерства является органичной частью системы непрерывного образования педагогов.

2. История российской системы методической службы образовательных учреждений прошла в своем развитии ряд этапов: от этапа зарождения, становления и развития до современного этапа модернизации деятельности.

3. Методическая служба образовательного учреждения — это целостная, основанная на достижениях науки, передового педагогического опыта, на конкретном анализе образовательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение педагогического мастерства учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, в конечном счете, — на совершенствование и достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.

Основываясь на философских принципах: системном, аксиологическом, антропологическом, гуманистическом, культурологическом, деятельностном, на функциях системы методической службы, на традиционных и инновационынх подходах в области методической деятельности, разработана модель системы методической службы общеобразовательного учреждения.

Данная модель направлена на формирование, развитие и совершенствование профессиональных и личностных качеств педагога, повышение качества обучения и воспитания учащихся и представляет собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов: целевого, организационно-деятельностного, содержательного, технологического, диагностико-результативного и управленческого. Основополагающей целью системы методической службы образовательного учреждения является создание условий для личностного роста и повышения педагогического мастерства каждого педагога, развития педагогического коллектива, обеспечивающих повышение качества и эффективности образовательного процесса, роста уровня образованности, воспитанности и развития школьников.

В рамках предложенной модели системы методической службы определена структура Научно-методического центра методической службы, включающего широкий набор организационных форм: Методического комплекса, Р11- сервиса, Школы профессионального самоопределения, который представляет собой сочетание общешкольных, групповых, индивидуальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразованиямногообразие и оптимальное сочетание методов и средств повышения мастерства педагогов, предусматривается вариативность и многоуровневость. Установлено, что при функционировании данной структуры становится реально возможным осуществление приоритетной задачи развития творческой личности учителя как субъекта собственной деятельности.

4. Разработанапрограммаорганизациидеятельностиметодическойслужбы в рамках программы развития образовательного учреждения, представляющая собой сочетание инвариантной и вариативной части в идее комплекса взаимосвязанных направлений совершенствования профессионального мастерства педагога.

5. Выделены и описаны дидактические формы организации деятельности методической службы общеобразовательного учреждения: работа над единой методической темой, тематические педагогические советы, теоретические семинары и семинары — практикумы, методические оперативки, экспресс-курсы на базе образовательного учреждения, творческие отчеты структур методической службы.

6. Обоснованы возможности школьной виртуальной методической службы, как многоаспектной информационно-образовательной среды, ориентированной на создание условий для самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности учителя. Разработаны условия эффективной работы данного направления деятельности методической службы общеобразовательного учреждения, технические, программно-дидактические, методические и организационно-управленческие. Определена одна из форм виртуальной методической службы — виртуальный методический, кабинет. Такая форма методической работысоздает реальные возможности построения открытой системы непрерывного образования педагогов. Виртуальный методический кабинет позволяет организовать методическое пространство для учителей, создает возможность для оптимального доступа к необходимой информации^ призван обеспечивать, оперативную методическую помощь, молодым, учителям, дает возможность опытным педагогам принять активное’участие в виртуальных педагогических чтениях, поделиться опытом работы, реализует разноуровневую систему методической деятельности? учителя, позволяет реально обеспечить потребности учителей в методических и дидактических материалах, а также поддержать ¦профессиональное общение. Формирование, виртуального банка нормативнойдокументации^ и учебно-методических материалов обеспечивает помощь, в работе с различного рода документами, способствуетраспространениюпередовогопедагогическогоопыта.

Такая форма методической помощи актуальна и своевременна в условиях повсеместного внедрения? компьютерной техники и телекоммуникаций в образовательные учреждения страны. Проанализированы возможности проекта по созданию единого информационно-образовательного пространства для общеобразовательных учреждений Нижегородского района г. Н. Новгорода для наиболее качественного обеспечения образовательного процесса, в школах, развития профессионального мастерства педагогов и оказания им методической консультативной помощи, организации сетевого взаимодействия1 школьных учителей.

— 7. Представлена система школьных печатных изданий, реализующая информационную, обучающе-развивающую, диагностико-аналитическую задачи, а также распространение лучшего педагогического опыта, стимулирование творчества и инициативы учителей. Проанализированы возможности школьного печатного издания «Рабочий дневник участника педагогического совета», с точки зрения повышения эффективности работы педагогического коллектива, на педагогических советах, повышения мотивации педагогов к инновационной деятельности, формирования субъект-субъектных отшений в школьном сообществе.

8. Выявлены организационно-педагогические условия функционирования модели методической службы образовательного учреждения. Установлено, что эффективная реализация модели методической службы возможна при соблюдении и реализации определенных организационно-педагогических условий: организационно-управленческих, программно-методических, информационных, средообразующих и технических.

9. Выделены этапы создания системы методической службы в конкретном образовательном учреждении: от этапа зарождения до этапа стабилизации. Представление о данных этапах, считаем, будет способствовать успешной деятельности методической службы, а постоянная диагностика состояния результативности образовательного процесса и уровня развития профессионального мастерства педагогов позволяет вносить своевременные коррективы в процесс развития методической службы, которая, в целом, призвана влиять на повышения качества учебно-воспитательного процесса, уровня образованности и воспитанности школьников.

10. С целью выявления, обоснования и апробации возможностей школьной методической службы в процессе повышения профессионального мастерства педагогов в образовательном учреждении, проведена опытно-экспериментальная работа, включающая в себя апробацию модели, структуры, содержания и организационно-педагогических условий деятельности школьной методической службы. В ходе этапа констатирующего эксперимента проанализирована информация о сложившийся в современных образовательных учреждениях традиционного и инновационного типов системе методической службы, как о специальном комплексе мероприятий, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства учителя. Определены цели и задачи организации методической службы современных общеобразовательных учреждений, направления и структура деятельности.

Выявлены основные проблемы и противоречия в деятельности методических служб: проблемы, связанные с недостаточной результативностью работы методических служб общеобразовательного учреждения по развитию профессионального мастерства учителейс недостаточным влиянием деятельности методических служб на ход и результаты образовательных и инновационных процессов в образовательных учрежденияхпроблемы, связанные с дефектами в организации деятельности методической службы и ее структурных подразделенийс несформированностью комплекса условий эффективной деятельности методической службыс неэффективным управлением образовательного учреждения.

12. Данные экспериментального исследования, проводимого на базе общеобразовательных учреждений различного типа, позволили определить степень эффективности предложенной модели системы методической службы образовательного учреждения, как системы, приводящей к росту профессионального мастерства педагогов. Основаниями для вывода являются результаты положительной динамики образовательного процесса, оценка и самооценка уровня развития педагогического мастерства учителя, выражающаяся в удовлетворенности учителей профессиональным развитием, качеством выполнения производственных задачготовности повышать квалификацию в ближайшем будущем, высокой заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях, в овладении современными методами обучения и воспитания. Исследование показало наличие положительной динамики темпов профессионального развития, в возможности создания условий для творческой, научно-исследовательской, инновационной, индивидуально-дифференцированной работы с педагогами в зависимости от педагогического стажа и уровня профессионального мастерства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. — М.: ТЦ Сфера, 2005.- 64 с. (Правовая библиотека образования).- 1. BN5−89 144−538−7
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года Текст.: постановление правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 // Официальные документы в образовании. Информационный бюллетень. -2000. № 21. — С.3−11.
  3. Федеральная программа развития образования Текст.: Федеральный закон РФ от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ// Вестник образования России.-2000.-№ 12.- С.3−70.
  4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы Текст.: распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р // Вестник образования России. 2005 — № 22. — С.7- 41.
  5. Национальный проект «Образование»: Нормативно-правовые документы Текст. М.: Сфера, 2006.- 80 е.- ISBN 5−89 144−721−5
  6. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001−2010 годы Текст.: приказ МО РФ от 24.04.2001 г.// Образовательное право. 2001.
  7. Программа модернизации педагогического образования Текст.: приказ МО РФ от 1.04.03. № 1313 //Вестник образования.- 2003.-№ 10.- С.9−37.
  8. , С.К. Инновационные формы организации методической работы школы Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 ./С.К. Абдуллина. — Казань, 1999.— 21 с.
  9. , С.М. Организационно-техническая и методическая поддержка повышения квалификации управленческих и педагогических кадров системы общего образования Текст. / С. М. Авдеева, Д. Ю. Гужеля // Вестник образования.- 2003. № 2. — С.29−30.
  10. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили.- Минск: Университетское, 1990.- 559с.
  11. , Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования Текст. / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика.- 2000. № 2. — С. 11−16.
  12. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Издат. дом Амонашвили, 2001. — 559 с.
  13. , В.И. Педагогика Текст.: учеб. курс для творческого саморазвития. 2 изд. / В. И. Андреев — Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 е.- ISBN 5−9362−005−1
  14. , В.Г. Системность и общество. Текст./ В. Г. Афанасьев -М: Политиздат, 1980. 386 с.
  15. Афанасьева, .Т. П. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой Текст.: метод, пособие / под. ред. Н. В. Немовой. / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова М.: АПКиПРО, 2004. — 131 с.
  16. Баксанский, О. Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности Текст. / O.E. Баксанский // Концепция виртуальных миров и научное познание.- СПб.: РХГИ, 2000. 320 с.
  17. , А.Б. Управление развитием образовательного учреждения Текст.:" (по материалам проектов «Концепция комплексного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе») / А. Б. Бакурадзе М.: АПКиПРО, 2004. — 34 с.
  18. , В. А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования Текст.: метод, рекомендации, — 2-е изд., испр. и доп. / В. А. Беляев, А. А. Петренко. М.: АРКТИ, 2005.-160с. — ISBN 5−89 415 372−7
  19. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. / В. П. Беспалько.- М.: Изд-во ин-та проф. образования, 1995.- 336 с.
  20. Бим-Бад, Б. М. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования Текст.: очерк проблем и методов их решений / Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994. — 36 с.
  21. Бим-Бад, Б. М. Открытые проблемы открытого обучения Текст.: (Проблемы непрерывного образования)/ Б.М. Бим-Бад, С. И. Змеев // Вестник высшей школы.- 1991.- № 10.- С. 10−15.
  22. , И.В. Философский принцип системности и системный подход Текст. / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Вопросы философии.- 1978.- № 9.-С. 103−115.
  23. , И.В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. -М: Наука, 1973.- 270 с.
  24. , И.В., Философский принцип системности и системный подход Текст. /И.В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин //Вопросы философии.- 1978.- № 9.-С. 103−115.
  25. , E.H. Управлять школой на основе системнойкомпьютеризации Текст. / E.H. Богданов, Н. В. Кисель, А. Б. Боровков // Народное образование. 1998.- № 6. — С. 196−203.
  26. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика.-2003.- № 10.-С.4−8.
  27. Большой толковый словарь русского языка Текст. /сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
  28. , В.А. Основные направления информатизации общего образования Текст./ В. А. Болотов // Вестник образования. 2003.- № 2.- С.5−7.
  29. Бюллетень III Всероссийского съезда Союза работников просвещения Текст.: 1−8 октября 1921 г. М., 1921.- 4 с.
  30. С.Г. Концепция развития системы повышения квалификации работников образования Российской Федерации Текст.: материалы ВТК/ С.Г. Вершловский- под общ. Ред. Э. М. Никитина. М., 1993.-127с.
  31. , С.Г. Взрослый как субъект образования Текст. / С. Г. Вершловский // Педагогика. 2003. — № 8. — С 3−8.
  32. , С.Г. Педагог эпохи перемен, или как сегодня решаются проблемы профессиональной деятельности учителя Текст. / С. Г. Вершловский, отв. ред. М. А. Ушакова.-М.: Сентябрь, 2002.- 159 е.- ISBN 5−88 753−057-х
  33. , С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя Текст. / С. Г. Вершловский.- М.: Сентябрь, 2002.- 160 е.- ISBN 5−88 753−057-Х
  34. , И.А. Проблема целей обучения в современной педагогике Текст.: учеб.-метод, пособие / И. А. Володарская, A.M. Митина. М.: Изд-во МГУ, 1989 — 72 с.
  35. Воронцова, В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога Текст.: Монография / В. Г. Воронцова. -Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997.- 421с. ISBN 5−7434−0209−4
  36. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / под ред. М. Г. Ярошевского / JI.C. Выготский М.: Ин-т практ. психологии, 1996.- 512с.
  37. , В.Б. Проектирование эффективных программ повышения квалификации школьных педагогов на западе Текст. / В. Б. Гаргай // Методист. -2003. № 3. — С. 11−15.
  38. , В.Б. Проектирование эффективных программ повышения квалификации школьных педагогов на западе Текст. (на материале Великобритании и США) / В. Б. Гаргай II Методист. 2003. — № 6. — С. 23−25.
  39. , Б.С. Федеральная программа развития профессионального образования в России Текст. / Б. С. Гершунский — М.: Высш. шк., 1993. -212 с.
  40. , Б.С. Философия образования для XXI века Текст. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) /Б.С. Гершунский М.: Изд-во «Совершенство», 1997.- 697 с.
  41. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С.И. Гессен- отв. ред. и сост. П. В. Алексеев.- М.: Школа-Пресс, 1995.448 с.
  42. , М.И. Непрерывное образование в педагогическом коллективена примере школы инновационного типа Текст. / М. И. Гончар // Народное образование. 2000.- № 9. — С. 106−115.
  43. , М.А. Проектно-целевое управление повышением методической компетентности преподавателей Текст./ М. А. Государев, В. Р. Попова Н. Новгород: Кварц, 2004 — 175 с.
  44. , Э.Н. Введение в философию образования Текст. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова.- М.: Логос, 2000. 224 с.
  45. , Е.И. В диапазоне гуманитарного знания Текст. / E.H. Добринская: Сборник к 80-летию профессора М. С. Кагана. Серия «Мыслители», вып. 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.- С. 42−46
  46. , А.Н. Современный менеджмент Текст.: учеб. пособие, выпуск 3 / А. Н. Дятлов. М.- Изд-во ГУВШЭ, 1998. — 100 с.
  47. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст./
  48. В.И. Загвязинский, Р. И. Атаханов. М.: Академия, 2003. — 208 с.
  49. , В.И. Основные контуры стратегии развития российского образования в начале XXI века и региональные образовательные проекты Текст. / В. И. Загвязинский // Образование и наука. 2000. — № 2. — С. 8−15.
  50. В.И. Учитель как исследователь Текст./ В. И. Загвязинский М.: Знание, 1980.- 96 с.
  51. , Л.В. Методологические основы воспитания будущегоучителя Текст./ JI.B. Загрекова // Высшее образование в России. 2001.- № 5. — С. 59−64.
  52. , JI.B. Основы педагогических технологий Текст. / Л. В. Загрекова // Высшее образование в России. 1997. — № 4.- С. 97−98.
  53. , JI.B. Теория и технология обучения Текст.: учебное пособие для студентов вузов: рек. учеб. / JI.B. Загрекова, В. В. Николина -М.: Высш. шк., 2004.- 157 е.- ISBN 5−06−4 501−3.
  54. , JI.B. Дидактика Текст.: рек. учеб.- метод, объединением по напр. пед. образованию/ Загрекова JI.B., B.B.Николина / М.: Высш. школа, 2007.- 383 е.- ISBN 5−06−0052−41−1.
  55. , JI.H. Психология управления Текст.: учеб. пособие. / Л. Н. Захарова. Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2004, — 271 е.- ISBN-5−93 530−092−3
  56. , Л.Н. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование Текст.: учебное пособие. / Л. Н. Захарова, В. В. Соколова, В. М. Соколов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.- 136 е.-ISBN 5−7565−0215−7.
  57. , Н.М. Практическая дидактика для учителя Текст.: учеб. пособие / Н. М. Зверева.- М.: Педагогическое общество России, 2001.-256 с.-ISBN 5- 93 134−100−5- ISBN
  58. , С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых Текст. /С.И. Змеев. М.: ПЕРСЭ, 2003.- 207 е.- ISBN- 5−9292−998
  59. , С.И. Технология обучения взрослых Текст.: учеб. посбиедля студ. вузов / С. И. Змеев.-М.: Academia, 2002.- 126 е.- ISBN 5−7695−0856−6
  60. , М.А. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса Текст. / М. А. Иванов, Д. М. Шустерман. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 380 е.- ISBN 5−94 599−058−2
  61. , Г. А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования Текст.: монография / Г. А. Игнатьева.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.- 334 с.
  62. , Г. А. Самообучающаюся организация как модель повышения квалификации Текст. / Г. А. Игнатьева // Высшее образование в России.- 2005. № 9, — С.56−60.
  63. , Л.П. Новые модели методической службы в образовательном учреждении Текст.: кн. для учителя.- изд.2-е, испр. и доп./ Л. П. Ильенко.- М.: АРКТИ, 1999.- 40 c.-ISBN 5−89 415−063−9
  64. , К. Педагогическая диагностика Текст.: пер. с нем./ К. Ингенкамп. М.: Педагогика, 1991.- 240 с. — (Зарубежная школа и педагогика). — ISBN 5−7155−0408−2 (СССР), ISBN 3−407−2510−92 (ФРГ).
  65. , Е.И. Теория и практика психологического образования педагога Текст. / Е. И. Исаев // Психологический журнал.- 2000.- Т.21, № 6.- С. 57−65.
  66. , Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога Текст. / Е. И. Исаев, С. Г. Косарецкий, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии.- 2000.- № 3.- С. 57−65.
  67. М.С. Философская теория ценностей Текст. / М. С. Каган.
  68. СПб.: Петрополис, 1997, 205 с.
  69. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. 191 с.
  70. , М.В. Обучение в контексте организационных изменений Текст. / М. В. Юшрин // Педагогика. 1999.- № 2.- С. 39−42.
  71. , Г. М. Культура профессионального самообразования педагога Текст.: пособие / под. ред. Ю.М. Забродина/Г.М. Коджаспирова.- М.: Б.И., 1994.-342 с.
  72. , Г. М. Педагогический словарь Текст./ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2001. — 176 с.
  73. , И.А. Основы андрогогики Текст. / И. А. Колесникова.-М.: Academia, 2003.- 236 е.- ISBN- 5−7695−0978−3
  74. , Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.- 224 е.- ISBN 5−901 030−23−0
  75. , Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой Текст. / Ю. А. Конаржевский М.: Педагогика, 1986. -143 с.
  76. , Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения (теоретические основы, экспериментальные исследования) Текст.: Монография под.ред. В.А. Сластенина/ Г. А. Кручинина.- М.: Прометей, 1996.- 176 с.
  77. , Г. А. Исследование мотивационной сферы пользователейсети Интернет/ Современные проблемы науки, образования и производства Текст.: Материалы IV межвуз. науч.- практич. конф./ Г. А. Кручинина.-Н.Новгород: УРАО, 2004.- С. 62−65.
  78. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина.- М.: Высш. шк., 1990.119 с.-ISBN 5−06−002.117−3
  79. , C.B. Управление современной школой Текст.: Вып. 2. Организация и содержание методической работы: практ. пособие./ C.B. Кульневич, В. И. Гончарова, Т. П. Лакоценина. -Ростов-н/Д: Учитель, 2003.- 288 е.- ISBN 5−87 259−231−0
  80. , Ю.Н. Психология обучения взрослых Текст. / Ю.Н. Кулюткин-М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  81. , B.C. Системное развитие школы Текст. / B.C. Лазарев М.: Педагогическое общество России, 2002. — 304 с.
  82. , B.C. Управление инновациями в школе, учеб. пособие Текст. / B.C. Лазарев.- М.: Центр педагогического образования, 2008.- 352 е.- ISBN 978−5-91 382−042−6
  83. , A.A. Психология общения Текст. 2-е изд. испр. и доп./ A.A. Леонтьев. -М.: Смысл, 1997.- 365 с.
  84. , A.A. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т. Т.1/ A.A. Леонтьев.- М.: Педагогика, 1983.- 392 с.
  85. , O.E. Российская школа: время перемен Текст./ O.E. Лебедев.- СПб.: ОИРШ, 2000.- 38 с.
  86. , В.М. О методической работе в школе Текст./ В. М. Лизинский. М.: Педагогический поиск, 2001 — 160 е.- ISBN 5−90 103 055.9
  87. , A.C. Общие проблемы педагогики Текст. / A.C. Макаренко.- Киев: Рад.шк., 1985. 590 с.
  88. М.Г. Категория «цель» в марксистской философии и критики теологии Текст./ М. Г. Макаров. JI: Наука, 1977 — 188с.
  89. , Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе Текст. / Т. Н. Макарова. М.: Педагогический поиск, 2002.- 160 с.
  90. , В.И. Педагогическая антропология Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. И. Максакова. М.: Академия, 2004.- 208 е.- ISBN- 5−7695−1755−7.
  91. , Ю.С. Воспитание средой. Сборник статей разных лет Текст. / Ю. С. Мануйлов.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003.- 119 с. -ISBN 5−7565−00−84−7
  92. , Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга Текст./ Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, H.H. Мельникова. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с.
  93. , А.К. Психология профессионализма Текст./ А. К. Маркова.-М.: Изд-во РАГС, 1996.- 308 с.
  94. , А.К. Психологические основы повышения квалификации Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1992.- № 9/10.- С. 65−67.
  95. , А.К. Психология труда учителя Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993.- 190 с.
  96. Методическая деятельность в образовательном учреждении Текст. / сост. Н. И. Ерёменко Волгоград: ИТД «Корифей», — 96 е.- ISBN 5−93 312−524−5
  97. , JI.M. Психология профессионального развития учителя Текст./ JI.M. Митина.- М.: Флинта: Московский социально-психологический институт, 1998. 200 с.
  98. , JI.M. Учитель как личность и профессионал Текст. / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
  99. , A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть Текст. / A.M. Моисеев М.: Сентябрь, 2001.- 160 c.-ISBN 5−88 753−043-х
  100. , H.A. Основы педагогического мастерства Текст./ H.A. Морева.- М.: Просвещение, 2006.- 320 с. ISBN- 5- 09−12 005−6
  101. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат Текст. / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.- М.: Педагогика, 1990.- 102 с.
  102. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия Текст.: Монография/
  103. М.Н. Певзнер и др. / под ред. М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко. Великий Новгород: НовГУ им. ЯрославаМудрого- Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002.- 316с.- ISBN 5−89 896−180−1
  104. , Н.В. Организация функционирования и развития школы Текст.: метод, рекомендации для руководителей школ / Н. В. Немова. М: АПКиПРО, 2001.- 80 с.
  105. , Н.В. Управление методической работы в школе Текст./
  106. H.B. Немова. M.: Сентябрь, 1999. — 176 е.- ISBN- 5- 887 553−030−8
  107. Нижегородский педагогический. Страницы истории Текст. / под ред. В. А. Глуздова. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2 001 313 с. — ISBN 5−85 219 072−1.
  108. , Э.М. Пути совершенствования дополнительного педагогического образования в Российской Федерации Текст. / Э. М. Никитин //Вестник образования.- 2006.- № 2.- С.31−33.
  109. , Э.М. Зарождение организационных форм и содержания повышения квалификации учителей (XIX век) Текст. / Э. М. Никитин,
  110. А.П. Ситник. // Методист .- 2003.- № 3.- С.6−10.
  111. , Э.М. Содержание и организационные формы повышения квалификации учителей в начале XX века Текст. / Э. М. Никитин, А. П Ситник.// Методист .- 2003. № 4.- С.10−16.
  112. , A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении Текст./А.М. Новиков М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. — 130 с. — ISBN-5−85 449−063−3
  113. Нововведения в управлении образованием Текст. / под ред. A.M. Моисеева. -М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. 192 с.
  114. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров Текст./ под. ред. Е. С. Полат.- М.: Академия, 2000.- 272 с.
  115. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь Текст. / ред. кол.: В. И. Бородулин [и др.] М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.- 912 е.- ISBN-5−85 270−259−5
  116. , О.П. Сайт важное звено в едином информационном образовательном пространстве муниципальной образовательной системы Текст. / О. П. Осипова // Методист — 2008.- № 2. — С. 18−21.
  117. Основы андрагогики Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И. А. Колесникова [ и др.]- под ред. И. А. Колесниковой.- М.: Академия, 2003. 240 с.
  118. Основы педагогического мастерства Текст.: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений/ И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.- под ред. И. А. Зязюна.- М.: Просвещение, 1989.- 302 е.- ISBN 5−09−938−4
  119. Педагогика: учебное пособие Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2002. 336 е.- ISBN 5−93 134−181−1
  120. Педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов, — 3-е изд. М: Школа-Пресс, 2000. -512 с.
  121. Педагогические советы (разработки, подготовка и технологические схемы, традиционные и нетрадиционные формы проведения) Текст.: Вып.1 /[сост. JI.M. Сыромятникова.- Волгоград: Учитель, 2006.- 157 с. ISBN -5−70 570 774−6.
  122. , Е.В. Развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08./ Е. В. Перенкова. — Москва: АПК и ПРО, 2003.— 20 с.
  123. , A.B. Личность, деятельность, коллектив Текст. / A.B. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  124. , П.И. Психолого-педгогический справочник преподавателя высшей школы Текст. / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов.- М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
  125. , Ф.В. Методологические основы профессиональногосамоопределения будущего учителя: монография Текст. / Ф. В. Повшедная.-Н.Новгород: НГПУ, 2002.- 167 с.
  126. JI.P. Повышение квалификации учителя в процессе овладения личностно-ориентированной образовательной технологией Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. / JI.P. Позднякова.- Ростов н/Дону, 1999.- 24 с.
  127. , Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающего учителя Текст./ Т. С. Полякова.- М.: Педагогика, 1983. 129 с.
  128. , Н.П. Формирование умений самоорганизации учителя в педагогической деятельности в процессе повышения квалификации Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01./ Н. П. Попова. Великий Новгород: НГУ, 1999.-22 с.
  129. , М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах) Текст./ М. М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2002.- 352 с. — ISBN 5−93 134−163−3.
  130. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001−2010 годы Текст.: приказ МО РФ от 24.04.2001 3// сост. JI.M. Сыромятникова.- Волгоград: Учитель, 2006.- 157 с. ISBN -5−70 570 774−6.
  131. И.В. Развитие профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы в условиях внутришкольной формы работы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01./ И. В. Просвирнина — Н. Новгород: НГПУ, 2005. — 22 с.
  132. Профессиональные объединения педагогов Текст.: метод, рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей.- изд 2-е. /под ред. М. М. Поташника.- М.: Педагогическое общество России, 20 002.- 144 с. ISBN 5−93 134−174−9
  133. , H.A. Программа научно-методической работы школы Текст./ H.A. Разина // Завуч, — 2001.- № 7.- С. 83−88.
  134. Регион: Управление образования по результатам. Теория и практика Текст. / под редакцией П. И. Третьякова.- М: Новая школа, 2001. 880 с.-ISBN5−7301−0336−0
  135. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования Текст. / И. В. Роберт // Информатика и образование 2002.- № 12. — С. 2−6, -2003. — № 1. — С. 2−9, — 2003. -№ 2. — С. 8−14.
  136. И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактическая проблема, перспектива использования Текст./ И.В. Роберт// Информатика и образование. 1991.- № 4. — С. 18−25.
  137. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс.- М.: Прогресс, 1994.- 480 с.
  138. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: В 2 -Т.1 /ред. кол: /В.В. Давыдов (гл.ред.) и др.- М.: науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. 608 е.- ISBN 5−85 270 140−8 (т. 1), 5−85 270−286−2 (т. 2)
  139. , C.JI. Основы общей психологии Текст.: в 2 т./ C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989.- Т. 1.- 448 с.
  140. , C.JI. Основы общей психологии Текст.: в 2 т./ C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989.- Т.2.- 328 с.
  141. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы Текст.: пособие для руководителей образовательных учреждений/ B.C. Лазарев [и др.]- под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995.- 158 с.
  142. , Т.С. Основные направления деятельности муниципальной методической службы Текст./ Т. С. Русина // Методист — 2008.- № 2 С. 3135. i
  143. , Л.Ф. Проектирование модели обучения в системе переподготовки педагога Текст./ Л. Ф. Савина // Педагогика. — 2003.- № 9.- С. 65−69.
  144. , Н.В. Психология профессиональной деятельности Текст./ Н. В. Самоукина.- СПб.: Питер, 2003.- 224 с.
  145. В.П., Грицаева C.B. Основы управления педагогическими системами. Текст.: программно-методическое пособие/ В. П. Сергеева,
  146. C.B. Грицаева. М.: Московское городское педагогическое общество, 1999. — 93 с.
  147. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.- 247 е.- ISBN 87 953−127−9
  148. , В.В. Личностный подход в образовании, концепция и технологи Текст.: монография /В.В. Сериков Волгоград: Перемена, 1994. -152 с.
  149. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. /В.В. Сериков.- М.: Логос, 1999. 272 с.
  150. , В.В. Обучение как вид педагогической деятельности Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков- под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой.- М.: Академия, 2008. 256 е.- ISBN 97 857 695−4443−9
  151. , В.П. Педагогический менеджмент? 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами Текст.: учеб. пособие/В.П. Симонов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
  152. М.Ф. Педагогические условия профессионального самоопределения учителя в процессе повышения квалификации Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук.: 13.00.01. / М. Ф. Скрипниченко.— Казань: КГУ, 2000. —26 с.
  153. , Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность Текст.: учеб. пособие для преподавателей/ отв. ред. Ю. А. Кудрявцев.- М.: Российское педагогическое агентство, 1998.- 102 е.- ISBN 5−86 825−066−4.
  154. , В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях Текст. / В. А. Сластенин // Советская педагогика. 1981.- № 1. — С. 86−89.
  155. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. /
  156. B.А. Сластенин, JI.C. Подымова.- М.: Магистр, 1997. 224 с.
  157. В.И. Психология развития человека в онтогенезе Текст.: учеб. пособие для вузов/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев.- М.: Школьная пресса, 2000.- 416 с.
  158. , В.И. Российское образование: перспективы развития Текст./ В. И. Слободчиков, Ю. В. Громыко // Директор школы.- 2001, № 3.1. C. 3−13.
  159. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст.: учеб. пособие для вузов/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школьная пресса, 2000.- 416 с. ISBN 5−9219 -0031 -1
  160. , Г. С. Коллективная творческая деятельность педагогов как фактор развития их профессиональной компетентности Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01./Г.С. Смирнова. — СПб.: Институт образования взрослых РАО, 2000. —21 с.
  161. , В.В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук.: 13.00.01. / В. В. Соколова. —Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 1999. — 41 с.
  162. Справочник партийного работника Текст.: вып.4-й.- М. 1924.- 167 с.
  163. , E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / E.H. Степанов, JI.M. Лузина.- М.: ТЦ Сфера, 2002.-160 с.
  164. , Г. Н. Образовательная деятельность как система и объект моделирования Текст./ Г. Н. Травников. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2003.- с. 187. — ISBN 5−89 095−071−1.
  165. , Л. Проект организации школьной методической службы Текст. / Л. Трубина, В. Осина // Директор школы. 2006.- № 6. — С. 66−68.
  166. , В.В. Логика организации школы Текст. / В. В. Уланов.- М.- Сентябрь, 1998.- 128 е.- ISBN 5−88 753−016−2.
  167. Управление качеством образования: Практикоориентированнная монография и методическое пособие Текст. / под ред. М. М. Поташника. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с. — ISBN 5−93 134−079−3.
  168. Управление развитием инновационных процессов в школе Текст. / под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова.- М., 1995.- 256 с.
  169. Управление современной школой Текст.: пособие для директора школы/ под ред. М. М. Поташника.- М.: АПП ЦИТП, 1992.- 168 с.
  170. Управление школой: теоретические подходы и методы Текст.: учеб. пособие/ под ред. B.C. Лазарева.- М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.- 336 с.
  171. , K.M. Ресурсы управления школьной организации Текст./ K.M. Ушаков.- М.: Сентябрь, 2000. 144 е.- ISBN5−88 753−034−0
  172. , К.Д. Избранные педагогические произведения Текст./ К. Д. Ушинский.- М.: Просвещение, 1968.- 557 с.
  173. , Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы Текст./ Л. Г. Федоренко. СПб.: Каро, 2004.- 208 с.
  174. Философский энциклопедический словарь Текст. -М.: Сов. энцикл, 1989. 815 с.
  175. , Е.В. Положение о методической службе образовательного учреждения Текст. / Е. В. Филатова, Т. А. Буянова, О. Г. Красношлыкова // Завуч -2003.- № 1.- С. 74−78.
  176. , С.Л. Духовные основы общества Текст./ С. Л. Франк.- М.: Республика, 1992.- 430 с.
  177. , Л. Управлять духовным развитием Текст. / Л. Фридман // Народное образование.- 1998.- № 9.- С. 140−143.
  178. , Э. Душа человека Текст. / Э.Фромм.- М.: Республика, 1 992 430 с.
  179. , М. Новое понимание реформ в образовании Текст.: пер. Е. Л. Фруминой.- М.: Просвещение, 2006, — 272 с. ISBN 5−9 015 087−7
  180. , Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя / Г. И. Хозяинов.- М.: Высшая школа, 1988, — 168 е.- ISBN 5−06−1 202−6
  181. , П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской образовательной школы (1917−1981 г. г.) Текст. / П. В. Худоминский.- М.: Педагогика, 1986.- 184 с.
  182. , A.B. Современная дидактики Текст.: учеб. для вузов / A.B. Хуторской изд. 2-е, перераб.- М: Высш. шк, 2007.- 638 е.- ISBN 978−506 005 706−5
  183. Хон, P.JI. Педагогическая психология. Принципы обучения Текст./ Р. Л. Хон.- М.: Деловая книга, 2002, — 736 с. ISBN 588 687−105−5
  184. , А.П. Педагогическое мастерство/ А. П. Чернявская.-Ярославль: ЯГПУ, 1997.- 155 е.- ISBN 5−87 555−044−9
  185. , H.H. Методическая служба как условие развития педагогического коллектива негосударственного образовательного учреждения Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук.: 13.00.01 ./Н.Н.Чернякова.-Екатеринбург: ГОУ ВПО УГПУ, 2005. —24 с.
  186. , В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие Текст.- 2-е изд., перераб. и доп. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996.- 320 с.
  187. И.И. Аксиологические основы развития профессиональной компетентности педагога в региональной системе постдипломного образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук.:13.00.08./ И. И. Шашлова. — СПб.: АППО, 2003. —24 с.
  188. , B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании Текст./ В. С. Швырев. М.: Наука, 1978.- 328 с.
  189. , Л.А. Программа «Новые информационные технологии в школе» Текст./ Л. А. Шевцова, Т. И. Канянина // Педагогическое обозрение. 1995.- № 3. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр — С. 27−35.
  190. Л.А. Новому веку новые формы общения Текст. / Л. А. Шевцова, Т. И. Канянина // Новое в школьном образовании: Тезисы науч.-практ. конф. по итогам локального конкурса, Н.Новгород.- Н. Новгород: ИОО Нижегородское отделение, 2000. — С. 52−55.
  191. , Л.А. Интернет-лицей Текст. / Л.А. Шевцова//Современныешкольные технологии и модели обучения: Тезисы науч.-практ. конф. по итогам локального конкурса, Н.Новгород.- Н. Новгород: ИОО Нижегородское отделение, 2001. С. 26−29.
  192. , Л.А. Какой сайт нужен школам? Текст. / Л. А. Шевцова, Е. А. Кутовая // Новые информационные технологии в образовании: Материалы XV Международной конференции г. Троицк: Тровант, 2004.- С. 267−268.
  193. , Л.А. Системный подход к формированию единого информационно-образовательного пространства Текст./ Л. А. Шевцова, Л. А. Солошенко // Педагогическое обозрение. 2004.- № 1. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. — С. 203−207.
  194. , Г. П. Методология и философия организации управленческой деятельности: основные положения и принципы Текст./ Г. П. Щедровицкий.- М.: Наука, 2004.- 284 с.
  195. , Г. П. Проблемы методологии системногоисследования Текст. / Г. П. Щедровицкий.- М.: Знание, 1964.- 56 с.
  196. , И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование Текст./ И. Г. Шендрик. М.: АПКиПРО, 2003.- 156 е.- ISBN 5−8429−0097−1.
  197. , Р. Имитационное моделирование- искусство и наука Текст./ Р. Шеннон.- М.: Мир, 1978.- 418 с.
  198. , С.Е. Мониторинг качества образования в школе Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.354 е.- ISBN 5−86 825−064−8.
  199. E.H. Гуманизация педагогического образования Текст./ E.H. Шиянов. Ставрополь: СГПИ, 1991 — 178 с.
  200. , E.H. Личностно-развивающая психологическая практика в российском образовании Текст. / E.H. Шиянов, C.B. Недбаева, — Ростов-н/Дону: ООО «Ростиздат», 2002, — 423 с. ISBN 5−7509−0539-х
  201. , В.В. Технология личностно-ориентированного урока Текст. /В.В. Шоган.- Ростов-н/Дону: Учитель, 2003.- 160 с.
  202. , Б.А. Моделирование и философия Текст./ Б. А. Штофф.-М.: Наука, 1966.-301 с.
  203. , В.А. Проблемы методологии научного познания Текст.: Монография / В. А. Штофф. М.: Высшая школа, 1978, — 269 с.
  204. , В.А. Современные проблемы методологии научного познания Текст., В. А. Штофф. Л.: Знание, 1975.- 40 с.
  205. , Н.Е. Новое воспитание Текст. / Н. Е. Щуркова.- М.: Педагогическое общество России, 2000.- 116 с.
  206. Эффективное управление школой в современных условиях Текст.: под ред. O.E. Лебедева.- СПб.: Каро, 2005.- 272 с.
  207. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. Э. Г. Юдин.- М.: Наука, 1978.- 234 с.
  208. , Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании Текст. / Е.Г. Юдина// Психологическая науки и образование 2001. -№ 1.- С. 89−100.
  209. , И.А. Социально-коммуникативный аспект педагогических технологий Текст./ И. А. Юрасов, О. Н. Юрасова // Школьные технологии.2006.-№ 3.- С. 19−22.
  210. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст./ И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  211. , И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников Текст./ И. С. Якиманская // Вопросы психологии.- 1994.-№ 2.- С. 66−77.
  212. Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности Текст. / Е. Л. Яковлева.- М.: Флинта, 1997.- 224 с.
  213. , В.А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / В. А. Якунин.- СПб.: Полиус, 1998, — 639 с. ISBN 58 016−0022−1
  214. Инновационная деятельность в образовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода (опыт, проблемы, перспективы)".- Вып. I.- Н. Ногород: Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации г. Нижнего Новгорода, 2005.- С. 34−40.
  215. , В. А. Образовательная среда: от проектирования к моделированию Текст. / В. А. Ясвин.- М.: Смысл, 2001.- 365 е.- ISBN 5−89 357 090−1
  216. Данные анкетирования учителей школ г. Нижнего Новгородаи Нижегородской области
Заполнить форму текущей работой