Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Языковая репрезентация концептов MANN и FRAU

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования определяется тем, что оно проводится в русле интенсивно разрабатываемого в настоящее время направления языкознания — антропологической лингвистики, изучающей естественный язык и человека в их объективно существующей взаимосвязи и фокусирующейся на изучении и анализе феноменов антропоцентрического характера. Актуальность работы обеспечивается также вниманием современной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • 1. 1. Тендер как один из параметров бытия человека в антропологической парадигме
      • 1. 1. 1. Основные направления исследования тендера в современной лингвистке
    • 1. 2. Концепты MANN и FRAU: обоснование употребления термина
      • 1. 2. 1. Термин «концепт» в современной лингвистке
      • 1. 2. 2. Вербализация концепта. Концептуальный анализ
    • 1. 3. Эволюция концептов MANN и FRAU
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ФАКТУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНЦЕПТОВ MANN
  • И FRAU В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ
    • 2. 1. Ядерные признаки концептов MANN и FRAU
    • 2. 2. Дополнительные признаки концептов MANN и FRAU, репрезентируемые производными от их имен
    • 2. 3. Дополнительные признаки концептов MANN и FRAU, репрезентируемые вербализующими их номинативными единицами
      • 2. 3. 1. Общие имена лиц мужского и женского пола
      • 2. 3. 2. Номинативные единицы, вербализующие дополнительные признаки концептов MANN и FRAU в немецком языке
    • 2. 4. Дополнительные признаки концептов MANN и FRAU, вербализуемые в лексической сочетаемости их репрезентантов
    • 2. 5. Тендерные стереотипы в структуре концептов MANN и FRAU
    • 2. 6. Признаки концептов MANN и FRAU, выделенные в результате свободного ассоциативного эксперимента
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА III. ОБРАЗНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНЦЕПТОВ MANN И
  • FRAU
    • 3. 1. Образные характеристики концептов MANN и FRAU
    • 3. 2. Символический аспект концептов MANN и FRAU
    • 3. 3. Стереотипные образы мужчин и женщин в современном немецком языковом сознании
    • 3. 4. Концептуальные метафоры MANN и FRAU
  • ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА IV. ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНЦЕПТОВ MANN
  • И FRAU
    • 4. 1. Оценочная интерпретация концептов MANN и FRAU в прецедентных высказываниях
    • 4. 2. Пейоративы как средства репрезентации ценностной составляющей концептов MANN и FRAU
    • 4. 3. Оценочная интерпретация тендерных стереотипов участниками ассоциативного эксперимента
    • 4. 4. Модель концептов MANN и FRAU
  • ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ

Языковая репрезентация концептов MANN и FRAU (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из наиболее значимых для современной науки факторов является так называемый «антропологический поворот». Получивший философское обоснование в трудах М. Шелера, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, принцип сущностной идентичности человека и бытия как основной принцип научного познания развивается в большой науке после Второй мировой войны, когда различные науки от описания явлений обратились к осмыслению роли человеческого сознания в постижении этих явлений (Губин 2000, Болдырев 2001, Скирбекк 2001).

В лингвистике «антропологический поворот» связан с возрождением философии языка В. фон Гумбольдта, который рассматривал разрабатываемую им концепцию языка как ядро формирования теории человека. Именно постулат Гумбольдта о том, что язык является конституитивным свойством человека, в настоящее время признается исходным тезисом антропологической лингвистики (Постовалова 1988). Гумбольдтианская традиция изучения языка в единстве с человеком, его сознанием и культурой (Г. Гийом, Р. Якобсон, А. А. Потебня, К. Бюлер, Л. Вайсгербер, В. Матезиус, Э. Сепир, Б. Уорф) получает развитие в работах Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, Б. А. Серебренникова, А.А. Уфим-цевой, Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова, Дж. Лакоффа, А. Вежбицкой, Ю. Н. Караулова, Т. В. Булыгиной, А. Д. Шмелева, Ю. С. Степанова, Ю.М. Малинови-ча, М. В. Малинович, Е. С. Кубряковой, В. Н. Телия, С. Н. Плотниковой, С.А. Ха-халовой, JI.O. Чернейко, А. В. Кравченко, Е. Ф. Серебренниковой, P.M. Фрумки-ной, В. И. Карасика, В. И. Постоваловой, Н. Н. Болдырева, З. Д. Поповой, И. А. Стернина и др.

В качестве парадигмообразующих понятий антропологической лингвистики принимаются человек и естественный язык в их объективно существующей взаимосвязи. Природа человека трактуется как сущность биопсихосоциальная. Из данной концепции вытекают, по крайней мере, два существенных положения.

Во-первых, правомерен переход исследователей от рассмотрения языка как такового к изучению языкового сознания (А.Ф. Лосев, Г. Шпет, X. Гадамер, С. Д. Кацнельсон, А. А. Леонтьев, А. А. Залевская, В. П. Петренко и др.), трактуемого как «образ мира, опосредованный языком» (В.Г. Борботько цит. по: Ка-лентьева 1998). Содержание человеческого сознания — образы, прототипы, концепты, категории — становится объектом изучения лингвистики. В соответствии со складывающейся традицией термин «концепт» используется как наиболее общее наименование ментальных единиц (Болдырев 2001, Карасик 20 012, Попова 2001).

Во-вторых, существенным становится вопрос о том, «какие свойства человека коррелированы со свойствами языка» (Постовалова 1998). Возрастает значимость исследования отражения в языке индивидуальных параметров человека. Актуальными являются исследования категорий и концептов, образующих в совокупности «парадигму бытия человека» по определению Ю. М. Малиновича: оценки (Н.Д. Арутюнова), эмоциональной экспрессии, воли (Ю.М. Малинович), обладания (Н.Г. Виноградова), неискренности (С.Н. Плотникова), иронии (О.Я. Палкевич), счастья (С.Г. Воркачев), морали (О.В. Звада), желания (Е.В. Танков), страха (Н.В. Аблецова), интеллектуальных способностей (А.А. Ставцева). Существует тенденция рассматривать подобные мыслительные конструкты не изолированно, но в их естественной семантической сопряженности: симпатия и антипатия (С.А. Хахалова), прекрасное и безобразное (М.А. Арская), любовь и ненависть (И.В. Борисова), добро и зло (И.В. Пашае-ва), понимание и непонимание (А.Г. Медведева), успех и неудача (Л.Р. Хомко-ва). Особую группу образуют исследования языковой репрезентации так называемых экзистенциальных характеристик индивида: самого бытия человека (Е.В. Кикилич), возраста (Е.А. Погораева). Имея основу в биологических особенностях человека как живого существа, подобные качества подвергаются культурному осмыслению и во многих культурах становятся базовыми концептами.

Одним из таких культурно обусловленных мыслительных конструктов является тендер, то есть пол человека, понимаемый как явление социокультурное, а не только биологическое (Кирилина 20 002). Как сам термин, так и тендерные исследования, зародившись в философии и социальных науках, стали неотъемлемой частью современной лингвистики. Помимо исследований соотношения грамматической категории рода и экстралингвистической категории пола (А. Мейе, Р. Якобсон, О. Есперсен, Дж. Лайонс, В. В. Виноградов, А. В. Бондарко и др.), тендерная проблематика активно разрабатывается в рамках психолингвистики и социолингвистики. Также в языкознании большое внимание уделяется теме особенностей мужского и женского речевого поведенияразличий в письменной и устной речи в зависимости от пола говорящего, что, в частности, находит практическое применение в криминалистике (Е.И. Горошко, Е. А. Бутова, JI.M. Владимирская, О. Н. Прокудина, С. К. Табурова, Н. Kotthoff и ДР-).

В немецкоязычной лингвистике тендерные исследования имеют давнюю, историю, однако специфика их развития заключается в том, что данное направление, как и вообще тендерные исследования в зарубежной науке, испытало сильное и определяющее влияние феминистской идеологии. Большинство немецкоязычных авторов продолжают традиции, заложенные J1. Пуш и С. Трё-мель-Плётц, и рассматривают лингвистическое изучение тендера прежде всего как инструмент для раскрытия и последующей ликвидации механизмов угнетения женщины, ее неравноправия в обществе (BuBmann 1995, Fetzer 2000, Hablich 2001, Stuckard 2001, Jager 2004 и др.).

В последнее время наметилась тенденция исследований тендера с целью выявления его культурной специфики, общего и особенного в его конструировании в зависимости от культуры конкретного общества, степени андроцен-тризма конкретных языка и культуры. Мужское и женское при таком подходе трактуются как онтологические начала, первичные бытийные принципы, встроенные в систему других базовых концептов (Телия 1996, Малишевская 1999, Воронина 2000). Такая направленность исследований наиболее адекватно согласуется с общей установкой антропологической лингвистики. Наиболее часто предметом исследования становится репрезентация концепта «женщина» в конкретном языке (Артемова 2000, Шишигина 2003, Паскова 2004). Проводится сопоставление концептов «мужчина» и «женщина» на материале английского (Велик 2003, Короленко 2004) и русского языков (Кирилина 20 001, 2). Немецкое языковое сознание темой самостоятельного исследования подобной направленности не становилось. Аксиологический статус рассматриваемых концептов, как и инвентарь языковых средств, актуализирующих их в современном немецком языке, не выявлен. Это предопределило выбор темы исследования: «Языковая репрезентация концептов MANN и FRA U».

Его предметом являются концепты MANN и FRAU. Фундаментальной частью наших знаний о мире являются представления об отношениях между концептами (Фрумкина 1992). Поэтому в данной работе предпринимается попытка рассмотрения названных концептов в их естественной сопряженности. ,.

Объектом исследования являются средства, вербализующие концепты MANN и FRAU в современном немецком языке на уровне лексико-семантической подсистемы, а также на уровне текста.

Цель диссертационной работы заключается в комплексном анализе совокупности средств репрезентации концептов MANN и FRAU.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие основные задачи:

1. Выявление состава языковых средств, репрезентирующих концепты MANN и FRAU в лексико-семантической системе современного немецкого языка.

2. Определение структуры рассматриваемых концептов.

3. Выявление понятийной составляющей концептов MANN и FRAU в немецком языковом сознании, определение и сопоставление их ядерных и дополнительных концептуальных признаков.

4. Выявление образной составляющей концептов MANN и FRAU, определение доминирующих образов мужественности и женственности в современной немецкоязычной культуре.

5. Выявление культурной специфики ценностной составляющей рассматриваемых концептов в немецком языковом сознании.

Для решения поставленных задач в работе используются такие методы сбора материала и исследования, как выборка средств языковой репрезентации концептов MANN и FRAU из словарей и немецкоязычных текстов, ассоциативный эксперимент, анализ словарных дефиниций, компонентный анализ, кон^ текстуальный анализ, анализ концептуальных метафор. Исследования тендера междисциплинарны по сути, поэтому к лингвистическому изучению рассматриваемых концептов привлекаются данные других дисциплин — культурологии, истории, психологии, социологии, что позволяет более полно раскрыть их содержание. К.

Общетеоретической основой исследования послужили:

1. Антропологическая лингвистика и ее основной тезис: единство языка, мышления, сознания и культуры (Р. Якобсон, Г. Гийом, Н. Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, В. И. Постовалова, В. Н. Телия и др.).

2. Теория тендера, базирующаяся на признании культурной обусловленности пола, и методика системного описания тендера (И. Гофман, Дж. Скотт, JI. Иригарэ, Э. Сиксу, О. А. Воронина, А. В. Кирилина и др.).

3. Модель культурного концепта (Ю.С. Степанов, Н. Н. Болдырев, В. И. Карасик, З. Д. Попова, И. А. Стернин и др.).

Материалом исследования послужили лексические средства репрезентации концептов MANN и FRAU в немецком языке и примеры их употребления в немецкоязычных текстах. Источниками примеров явились немецкоязычные толковые, этимологические, синонимические, фразеологические словари, словари пословиц. Для исследования контекстов употребления средств репрезентации рассматриваемых концептов была произведена выборка примеров употребления средств номинации мужчин и женщин из текстов немецкоязычной прессы, художественной литературы и Интернет (более 4000 примеров). В качестве материала исследования применялся также корпус ассоциатов — данные свободного ассоциативного и направленного ассоциативного экспериментов, проведенных в апреле 2005 г. в Германии.

Актуальность исследования определяется тем, что оно проводится в русле интенсивно разрабатываемого в настоящее время направления языкознания — антропологической лингвистики, изучающей естественный язык и человека в их объективно существующей взаимосвязи и фокусирующейся на изучении и анализе феноменов антропоцентрического характера. Актуальность работы обеспечивается также вниманием современной лингвистики к анализу репрезентации в языке базовых концептов культуры, каковыми являются и концепты MANN и FRAU, а также востребованностью в современной науке тендерных исследований, что обусловлено изменением соотношения полов во всех сферах общественной жизни и, как следствие, переосмыслением традиционных тендерных ролей и тендерных стереотипов.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном описании языковых средств представления концептов MANN и FRAU в их семантической сопряженности. В ходе исследования выявляется и привлекается к анализу ранее не исследовавшийся эмпирический материал, полученный в результате опроса информантов, из современной прессы и сайтов Интернет. В результате применения к немецкоязычному материалу концептуального анализа выявлены понятийная, образная и ценностная составляющие и обнаружена культурная специфика анализируемых концептов, характерная для современного немецкоязычного общества.

Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в дальнейшую разработку проблем антропологической лингвистики, в частности, в исследование репрезентации тендера в языке, а также в изучение механизмов концептуализации и вербализации явлений действительности.

Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут найти применение в преподавании теории и практики немецкого языка, вузовских теоретических курсов по лексикологии современного немецкого языка, теории межкультурной коммуникации, в разработке спецкурсов по лингвостра-новедению, лингвокультурологии и тендерным исследованиям и создании учебно-методических пособий для практических занятий по немецкому языку. Результаты и материалы исследования могут быть применены при написании курсовых и дипломных работ.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

1. Концепты MANN и FRAU представляют собой семантически сопряженные мыслительные конструкты, входящие, наряду с другими параметрами, в парадигму бытия человека.

2. Концепты MANN и FRAU являются динамическими образованиями и претерпевают изменения, обусловленные изменениями в немецкоязычном обществе. В настоящее время в их осмыслении и вербализации проявляются как традиционные патриархатные, так и современные эгалитарные влияния.

3. Концепты MANN и FRAU представляют собой многомерные образования, в структуре которых сочетаются как универсальные, так и национально-специфические признаки.

4. В структуре концептов MANN и FRAU существенное место занимают тендерные стереотипы, «пронизывающие» все составляющие концептов: фак-туальную, образную и ценностную.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались в докладах на заседаниях кафедры романо-германской филологии (впоследствии немецкой филологии) Иркутского государственного лингвистического университета. Результаты исследования на различных его этапах обсуждались на региональной конференции молодых ученых «Филология и современное лингвистическое образование» в 2004 г. в Иркутском государственном лингвистическом университете, на конференции молодых ученых «Лингвистика. Методика. Информатика: фундаментальные и прикладные аспекты» в 2005 г. в Иркутском государственном лингвистическом университете. По теме диссертации выпущено 11 публикаций общим объемом 3,9 печатных листа.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, библиографии, списка использованных словарей и их сокращенных обозначений, списка источников примеров и приложений. Основные выводы по проведенному исследованию приводятся после каждой главы, а также изложены в заключении. Библиография содержит 230 наименований, в том числе 40 на иностранных языках.

Различия, связанные с принадлежностью людей к мужскому или женско му полу, издавна являлись предметом осмысления в мифологическом и религи озном сознании, а впоследствии — предметом дискуссии многих научных дис циплин: философии, психологии, социологии, лингвистикикаждая из наук.

предлагает свое видение предмета в зависимости от поставленных целей. По требность в научном обосновании процессов изменения соотношения полов,.

затронувших все стороны жизни современного общества, обусловила активное.

развитие интегральных гендерных исследований, сосредоточившихся на про блемах культурной обусловленности пола. Рассмотрение феноменов MANN и.

FRAU в терминах концепта, выделение их фактуальной, образной и ценностной.

составляющей позволило сделать некоторые выводы относительно специфики.

актуализации данных концептов в современном немецком языковом сознании. В ходе работы был выделен корпус наименований мужчин и женщин в.

современном немецком языке, обширность и семантическая дифференцирован ность которого свидетельствуют о большой значимости, придаваемой рассмат риваемым концептам в немецкоязычной культуре. На основе анализа словарных дефиниций лексических средств репрезен тации концептов MANN и FRAU выделены универсальные смысловые компо ненты фактуальной составляющей каждого из рассматриваемых концептов,.

соответствующие их ядру и, по-видимому, объединяющие аналогичные кон цепты разных культур: «лицо», «мужской / женский пол» и «зрелый возраст». Анализ достаточно репрезентативного фактического материала позволил.

приблизиться к раскрытию особенностей восприятия данных концептов носи телями современного немецкого языка и выявлению национально специфических признаков рассматриваемых концептов, проявляющихся во.

всех их составляющих. В немецком языковом сознании выражена тенденция.

осмысливать мужчину и женщину как сущности, дополняющие друг друга и.

образующие единство. Обнаруживается выраженная стереотипность воспри ятия рассматриваемых концептов, в частности, наличие тендерных стереотипов.

уже в семантической структуре общих имен мужчин и женщин. Подтверждается андроцентричный характер немецкоязычной культуры,.

что находит свое выражение в явлении имбрикации концептов MANN и.

MENSCH, а также в асимметриях, обнаруженных в признаковом составе каж дой из составляющей рассматриваемых концептов. Так, в фактуальной состав ляющей концепта MANN более четко выражены такие параметры, как соци альный статус, личностные качества и соответствие этическим нормамв соста ве концепта FRAU — материнство, партнерские отношения с мужчинами и осо бенности внешности. В результате ассоциативного эксперимента установлено, что наиболее.

частотными образами, кодирующими концепты MANN и FRAU в сознании че ловека, являются образы наглядно-эмпирического характера. Выделены пред метно-символические и акционально-символические образы концептов MANN.

и FRAU, также имеющие преимущественно конкретно-утилитарную мотивиро ванность. По-видимому, это объясняется конкретным характером рассматри ваемых концептов. Определены основные стереотипные образы мужчин и.

женщин в немецкоязычной культуре. Подтвержден архетипический характер

этих образов. Анализ концептуальных метафор также подтвердил высокую.

значимость концептов MANN и FRAU в рамках немецкоязычной культуры и.

стереотипность их восприятия. Анализ паремиологических единиц, пейоративных единиц, текстов худо жественной литературы и прессы, реакций участников ассоциативного экспе римента показал большую устойчивость в немецком языковом сознании тра диционных гендерных стереотипов и их оценок. К ценностным доминантам,.

соотносимым с мужчиной немецким языковым сознанием, относятся «жизнен ный (профессиональный и финансовый) успех», «честь» и «ум». С концептом.

FRAU женщины соотносят такую ценность, как «забота о других" — мужчины ;

такие ценности, как «красота» и «удовольствие». Вместе с тем установлено, что рассматриваемые концепты претерпевают.

изменения в связи с изменениями в обществе. Перемены в социальном положе нии женщин, движение феминизма и тендерные исследования как таковые ока зывают весьма существенное влияние на осмысление и вербализацию различ ных аспектов рассматриваемых концептов, в особенности концепта FRAU. Настоящая работа носит открытый характер. Обсуждение в работе про блем, связанных с актуализацией в немецком языковом сознании концептов.

MANN и FRAU, открывает перспективы для дальнейшего изучения данной те мы. Представляется, что на основе полученных результатов целесообразно про водить дальнейшую разработку рассматриваемых концептов, уделив особое.

внимание их периферии, более подробно исследовать языковую репрезентацию.

различных аспектов рассмотренных концептов (психологического, этического,.

социального и т. д.), а также исследовать их языковую репрезентацию в различ ных типах текстов, что внесет определенный вклад в изучение процессов кон цептуализации явлений действительности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Хрестоматия по истории немецкого языка Текст.: учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. / Сост. Н. С. Чемоданов. — М.: Высш. школа, 1978. — 288 с. 2. Audlmax. 2003. — № 6.
  2. Bachmann, I. Malina Text. / I. Bachmann. Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch Verlag, 1980. — 356 S.
  3. Becker, Ju. Amanda herzlos Text. / Ju. Becker. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1994.-384 S.
  4. Boll, H. Mein trauriges Gesicht Text.: Erzahlungen und Aufsatze / H. Boll. -Moskau: Progress, 1968.-365 S.
  5. Boll, H. Gruppenbild mit Dame Text. / H. Boll. Munchen: Deutsches Taschenbuch Verlag, 2002. — 467 S.
  6. Bruckner, Ch. Wenn du geredet hattest, Desdemona. Ungehaltene Reden ungehaltener Frauen Text. / Ch. Bruckner. Frankfurt am Main- Berlin: Verlag Ullstein, 1989.- 178 S.
  7. Der Spiegel. -2002. -№ 17- № 22- № 30- № 31- № 38.
  8. Die grofle Zitate-Sammlung Electronic resource. http://wwwzitat.htm (2005, Januar 01)
  9. O.Dietrich, M. Ich bin, Gott sei Dank, Berlinerin Text.: Memoiren / M. Dietrich. Munchen: Ullstein, 2000. 358 S.1. .Durrenmatt, F. Justiz Text. / F. Durrenmatt. Zurich: Diogenes Verlag, 1987. -228 S.
  10. Focus. -2001. -№ 3- № 5- № 13- № 27- № 52.
  11. Focus. -2002. № 7- № 10- № 14- № 15- № 17- № 45- № 52.
  12. Focus. 2003. -№ 3- № 15- № 18- № 39.
  13. Frauenspriiche und Zitate tiber das vermeintlich schwache Geschlecht, Mannersprtiche und Zitate uber das starke Geschlecht Electronic resource. -http://www.spruecheportal.de.htm (2005, Januar 01)
  14. Frau-Mann Spriiche Electronic resource. -http://www.teufelchenswelt.de/html/frau-mann.htm (2005, Januar 01)
  15. Geflugelte Worte. Zitate, Sentenzen und Begriffe in ihrem geschichtlichen Zusammenhang. 4., durchgesehene Auflage. — Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1985.-778 S.
  16. G6rlich, G. Die Chance des Mannes Text. / G. Gorlich. Berlin: Verlag Neues Leben, 1983.- 175 S.
  17. Heuck, S. Meister Joachims Geheimnis Text. / S. Heuck. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1997. — 256 S.
  18. Heym, S. Immer sind die Weiber weg und andere Weisheiten Text. / S. Heym. -Dtisseldorf: Marion von Schroder, 1997. 207 S.
  19. Jelinek, E. Die Klavierspielerin Text. / E. Jelinek. Reinbek bei Hamburg: Rowolt Taschenbuch Verlag, 2003. — 285 S.22. Joy. 2000. — № 7.
  20. Kastner, E. Drei Manner im Schnee Text. / E. Kastner. Munchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1999. — 234 S.
  21. Keller, C. Einmal Himmel und retour Text. / C. Keller. Munchen: Blanvalet Verlag, 1998.-343 S.
  22. Kempowski, W. Tadelloser & Wolff Text. / W. Kempowski. Munchen: Goldmann Verlag, 1996. — 479 S.
  23. Kluge und torichte Zitate uber Frauen. Leseprobe aus dem Buch «Weisheiten und Torheiten uber Frauen» Electronic resource. http://openpr.de/news/55 775-kluge-und-toerichte-zitate-ueber-frauen.html (2005, August 13)
  24. Lander, J. Uberbleibsel. Eine kleine Erotik der Kiiche Text. / J. Lander. Berlin: Aufbau Taschenbuch Verlag, 1999. — 158 S.
  25. Lexikon der dunklen Zitate Electronic resource. http://www.karsten-mekelburg.de/zitate.htm (2005, Januar 01)
  26. Lind, H. Der gemietete Mann Text. / H. Lind. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1999. — 442 S.
  27. Mann, Th. Erzahlungen Text. / Th. Mann. Leipzig: Verlag Philipp Reclam jun., 1980.-311 S.
  28. Noack, B. Der Bastian Text. / B. Noack. Frankfurt am Main- Berlin: Ullstein, 1991.-310 S.
  29. Noll, I. Die Apothekerin Text. /1. Noll. Zurich: Diogenes Verlag, 1996. — 249 S.
  30. NoIl, I. Stich fur Stich Text.: Fiinf schlimme Geschichten /1. Noll. Zurich: Diogenes Verlag, 1997. — 140 S.
  31. Pratchett, T. Wachen! Wachen! Text. / T. Pratchett. Mtinchen: Wilhelm Heyne Verlag, 2000.-424 S.
  32. Rilke, R. M. Gedichte Text. / R. M. Rilke. Stuttgart: Philipp Reclam jun., 1997.-324 S.
  33. Schlink, B. Der Vorleser Text. / Bernhard Schlink. Zurich: Diogenes Verlag, 1997.-207 S.
  34. Schwanitz, D. Der Zirkel Text. / D. Schwanitz. Frankfurt am Main: Goldmann, 2000.-446 S.
  35. Sprichw6rter Electronic resource. http://www.operone.de/spruch.htm (2005, Januar 01)
  36. Walser, M. Ehen in Philippsburg Text. / M. Walser. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2002. — 335 S.
  37. Wolf, Ch. Gesammelte Erzahlungen Text. / Ch. Wolf. Berlin- Weimar: Aufbau-Verlag, 1991.-257 S.
  38. Zitate Electronic resource. http://www.judweggis.ch/zitate/Mann-Frau.htm (2005, Februar 24)
  39. Zitate iiber Frauen Aussagen bekannter Personlichkeiten! Electronic resource. -http://www.funfocus.net/texte/zitatefrauen.htm (2005, Januar 01)
  40. Zitate ueber Manner Electronic resource. http://www.shopping-kl.de/Aktuell/Zitate-dt/Maenner.html (2005, Februar 24)
  41. Zitate ueber Manner und Frauen Electronic resource. http://www.eq-pilot.com/Zitate/MannFrau/mannfrau.html (2005, Februar 24)
  42. Zitate und Aphorismen iiber Frauen Electronic resource. -http://www.meinhard.privat.t-online.de/ frauen/zitate.html (2005, Januar 01)
  43. Zitate zum Mann, Zitate zur Frau Electronic resource. http://www.lang-t.de/zitatensammlung/mann.htm (2005, Februar 24)
  44. Zitat- und Spriicheforum Electronic resource. -http://www.sinnsprueche.de/daten/sl71.htm (2005, Januar 01)
  45. Zweig, A. Junge Frau von 1914 Text. / A. Zweig. Berlin: Aufbau-Verlag, 1962.-351 S.
Заполнить форму текущей работой