Структурно-параметрическая оптимизация турбокомпрессоров ТРДД на этапе концептуального проектирования
Практическая значимость подтверждается тем, что работа выполнялась в рамках инновационной образовательной программы «Развитие центра N компетенции и подготовка специалистов мирового уровня в области аэрокосмических и геопнформационных технолопш» национального проекта «Образование», а также по заданию Федерального агентства по образованию в рамках темы «Развитие теоретических основ оптимального… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ ТРДД.&bdquo
- 1. 1. ГТД как объект проектирования
- 1. 2. Анализ работ по проектированию проточной части турбокомпрессоров ТРДД
- 1. 3. Аналитический обзор методов автоматизированного проектирования проточной части турбокомпрессоров
- 1. 4. Проблемы начального этапа проектирования турбокомпрессора ТРДД
- 2. МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА ТУРБОКОМПРЕССОРА ТРДД
- 2. 1. Постановка задачи формирования облика турбокомпрессора ТРДД
- 2. 2. Параметры, определяющие облик турбокомпрессора
- 2. 3. Критерии оптимизации конструктивно-геометрических параметров турбокомпрессора
- 2. 4. Метод согласования конструктивно-геометрических параметров турбокомпрессоров ТРДД
- 2. 5. Математические модели турбокомпрессора
- 2. 5. 1. Математическая модель осевого компрессора
- 2. 5. 2. Математическая модель центробежного компрессора
- 2. 5. 3. Математическая модель осевой турбины
- 2. 5. 4. Математическая модель согласования параметров турбокомпрессора
- 2. 6. Метод выбора рациональных конструктивно-геометрических и конструктивно-схемных признаков турбокомпрессора ТРДД
- 3. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ПОДСИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЛИКА ТУРБОКОМПРЕССОРА ТРДД (АСТРА-ТКО)
- 3. 1. Назначение подсистемы и решаемые задачи
- 3. 2. Концепция построения подсистемы
- 3. 3. Структура подсистемы и ее компоненты
- 3. 4. Описание функционирования
- 3. 5. Программное обеспечение и его основные характеристики
- 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОНСТРУКТИВНО ЛТЮМЕТРИЧЕСЖИХ ПАРАМЕТРОВ ТУРБОКОМПРЕССОРА НА МАССУ ТРДД
- 4. 1. Зависимость массы ТРДД от приведенных скоростей на входе и выходе его лопаточных машин
- 4. 2. Зависимость массы ТРДД от относительных геометрических параметров
- 4. 3. Зависимость массы ТРДД от нагруженностн турбин и напорности компрессоров
- 4. 4. Зависимость массы ТРДД от длительности работы двигателя на режимах, эквивалентных максимальному
- 5. АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДОВ
- 5. 1. Оценка достоверности получаемых результатов
- 5. 2. Примеры формирования вариантов проточной части, отличающихся конструктивно-схемными признаками
- 5. 3. Оценка эффективности разработанных методов н автоматизированных средств
- 5. 4. Внедрение результатов работы
Структурно-параметрическая оптимизация турбокомпрессоров ТРДД на этапе концептуального проектирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время, в связи с разработкой авиационных ГТД новых поколений, а также с повышением требований к эффективности процессов проектирования двигателей и энергоустановок, большое внимание уделяется методам и средствам моделирования ГТД и его узлов. Создание авиационных двигателей новых поколений невозможно без применения новых методов и средств проектирования.
Математическое моделирование ГТД широко применяется в научных исследованиях и поисковых разработках, а также на всех этапах создания двигателя, включая проектирование и экспериментальную доводку. Этому способствует рост мощности вычислительных машин, развитие их математического обеспечения и внешних устройств. В свою очередь, для их эффективного использования необходима разработка математических моделей и программ, которые по своей структуре и методам организации вычислительных процессов должны наилучшим образом соответствовать возможностям современных ЭВМ. Особенно велика роль математического моделирования ГТД в системах автоматизированного проектирования двигателей.
Улучшение основных техннко-экономнчесюгх показателей газотурбинных двигателей требует применения новых технических решений по таким направлениям их развития, как выбор рациональной конструктивной схемы двигателя, выбор конструктивно-геометрических параметров турбокомпрессора, использование перспективных материалов и технологий [78, 83, 105, 26, 24, 25, 91]. Исходя из современных представлений, процесс обоснования выбора тех или иных решений на разных уровнях проектирования должен основываться на оценке эффективности системы более высокого уровня.
Повышение качества проектирования авиационного ГТД и сокращение сроков проектирования в значительной степени зависят от результата проектирования проточной части его турбокомпрессора, так как на этом этапе определяются и выбираются основные параметры лопаточных машин, уточняется и обосновывается схема двигателя, определяются частоты вращения каскадов турбокомпрессора, пх основные размеры.
Определение диаметральных размеров проточной части и числа ступеней лопаточных машин, а также уточнение схемы турбокомпрессора проводится после проектного термогазодинамического расчета и является основой для детального газодинамического проектирования лопаточных машин. Это обуславливает высокую значимость данной задачи в общем процессе проектирования ТРДД.
В процессе формирования облика турбокомпрессора ТРДЦ необходимо выбрать как оптимальные конструктивно-геометрические параметры, так и конструктивно-схемные признаки, разнообразие которых делает прямой перебор возможных схемных решений турбокомпрессора невозможным, н обуславливает необходимость разработки метода структурной оптимизации. При этом обоснование тех или иных решений должно основываться на оценке эффективности системы более высокого уровня — двигателя.
Обоснованный выбор наиболее рациональных конструктивно-геометрических параметров турбокомпрессора является необходимым условием успешного проектирования двигателя в целом. Поэтому разработка методов и автоматизированных средств оптимизации облика турбокомпрессора ТРДД на этапе концептуального проектирования является актуальным направлением исследований для дальнейшего повышения эффективности эксплуатации ТРДД и снижения стоимости его жизненного цикла.
Целью работы является повышение эффективности и сокращение сроков создания авиационных двухконтурных двигателей путем разработки методов и автоматизированных средств структурно-параметрической оптимизации конструктивно-геометрического облика пх турбокомпрессора.
Задачи исследования:
• разработка универсального метода согласования конструктивно-геометрических параметров турбокомпрессора ТРДД;
• выбор и обоснование критериев структурно-параметрической оптимизации турбокомпрессора;
• разработка методов оптимизации конструктивно-геометрических параметров и схем турбокомпрессоров по совокупности критериев эффективности ТРДД;
• разработка автоматизированной подсистемы формирования облика турбокомпрессоров ТРДД на этапе концептуального проектирования;
• исследование влияния конструктивно-геометрических параметров турбокомпрессора на массу ТРДД;
• апробация разработанных методов и оценка их адекватности.
Методы исследований.
Для решения поставленных задач использованы методы теории рабочих процессов ГТД, системного анализа, лопаточных машин, математического моделирования, вычислительной математики и САПР. Научная новизна.
1. Разработан новый универсальный метод согласования конструктивно-геометрических параметров турбокомпрессоров ТРДД, позволяющий полностью автоматизировать алгоритм согласования параметров турбокомпрессоров произвольных схем с различными типами лопаточных машин.
2. Разработан метод структурно-параметрической оптимизации турбокомпрессора ТРДД, отличающийся тем, что позволяет обосновать его наиболее рациональные конструктивно-геометрические параметры и схему на основе комплекса технико-экономических показателей двигателя.
3. Разработана модифицированная математическая модель поузловой оценки массы ТРДД.
4. Выявлены закономерности влияния основных конструктивно-геометрических параметров на массу турбокомпрессора.
5. Создана подсистема САПР, позволяющая формировать наиболее рациональный конструктивно-геометрический облик турбокомпрессоров ТРДД.
Практическая значимость.
Разработанные методы и полученные результаты позволяют повысить эффективность, а также сократить сроки создания проектируемых ТРДД за счет целенаправленного поиска рационального конструктивно-геометрического облика их турбокомпрессоров.
Практическая значимость подтверждается тем, что работа выполнялась в рамках инновационной образовательной программы «Развитие центра N компетенции и подготовка специалистов мирового уровня в области аэрокосмических и геопнформационных технолопш» национального проекта «Образование», а также по заданию Федерального агентства по образованию в рамках темы «Развитие теоретических основ оптимального проектирования двигателей атмосферных летательных аппаратов и энергетических установок». Кроме того, разработанная автоматизированная система термогазодннамического расчета и анализа ГТД различных типов п схем (АСТРА) нашла практическое применение на кафедре «Турбинные двигатели и установки» ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» (гос. контракт № 528/07-ГК).
Результаты исследований по оптимизации турбокомпрессоров ТРДД, разработанная автоматизированная система термогазодинамнческого расчета п проектирования ГТД внедрены в учебный процесс кафедры теории двигателей летательных аппаратов СГАУ.
Апробация работы. Результаты работы прошли экспертизу и обсуждались на следующих конференциях: международная научно-техническая конференция «Авиадвигатели XXI века» (Москва, ЦИАМ, 2005 г.) — международная научно-техническая конференция «Проблемы н перспективы развития двнгателестроення» (Самара, СГАУ, 2005, 2006 н 2009 г.) — X всероссийская научно-техническая конференция «Аэрокосмнческая техника и высокие технологии — 2007» (Пермь, ПГТУ, 2007 г.). Кроме того, результаты работы докладывались на научно-технических совещаниях и семинарах в СГАУ и Санкт-Петербургском государственном политехническом университете.
Основные результаты и выводы.
В результате проведенного исследования решена актуальная научная задача п получены следующие основные результаты:
1. Разработан новый универсальный метод согласования конструктивно-геометрических параметров турбокомпрессоров ТРДД за счет непосредственного решения системы уравнений, позволяющий полностью автоматизировать согласование параметров турбокомпрессоров произвольных схем.
2. Разработан метод структурно-параметрической оптимизации турбокомпрессора, позволяющий обосновать его наиболее рациональные конструктивно-геометрические параметры и схему на основе комплекса технпко-экономпческнх показателей системы более высокого уровня — ТРДД.
3. Разработана модифицированная математическая модель поузловой оценки массы ТРДД.
4. Создана автоматизированная подсистема АСТРА-ТКО, позволяющая на этапе концептуального проектирования формировать рациональный облик турбокомпрессора ТРДД и обосновывать конструктивное решение.
5. С помощью разработанной подсистемы АСТРА-ТКО выполнено исследование влияния основных шнструктивно-геометрпческнх параметров турбокомпрессора на массу ТРДД, а также выполнена структурно-параметрическая оптимизация турбокомпрессора перспективного ТРДД типа CFM56−5B-8.
6. Показано, что наибольшее влияние на массу ТРДД со степенью двухконтурностн порядка 4−8 оказывают конструктивно-геометрпческпе параметры турбовентилятора, поскольку его масса составляет около 85% общей массы двигателя.
7. На примере проектирования турбокомпрессора перспективного ТРДД типа CFM56−5B-8 показано, что для данного комплекса параметров преимущество имеет трехвальная конструктивная схема.
8. Показано, что применение разработанных автоматизированных средств позволяет сократить сроки проектирования турбокомпрессоров не менее чем в два раза и приводит к улучшению показателей эффективности JIA на величину около 2%.
9. Доказана адекватность разработанных методов и математических моделей путем сравнения полученных результатов с результатами проектирования облика конкретных выполненных турбокомпрессоров ТРДД.
Список литературы
- Fletcher P. Gas Turbine Performance Текст./ Philip P. Walsh, Paul Fletcher —1. Blackwell Science. 2004.
- Rurzke J. Performance modeling methodology: Efficiency definitions for cooled single and multistage turbines Текст. // ASME 2002-GT-30 497,2002.
- Абианц B.X. Исследование влияния параметров и схемы турбин ТРД на их КПД Текст./ В. Х. Абианц, Г. Л. Подвндз, АЛ. Речкобшгг //Труды ЦИАМ. -1972.-№ 522.-С. 13.
- Алаторцев В.П. Формирование проточной части ГТД на начальных этапах проектирования с использованием ЭВМ Текст. / В. П. Алаторцев, Г. В. Осипова М.А. Сахабетдинов: учеб. пособие. — Уфа, УАИ, 1986. —72с., ил.
- Алиев А.В. Технология математического моделирования при решешш задач проектирования тепловых двигателей и установок Текст./ А.В. АлпевШолег. — 2002. N 9. — С. 469.
- Андреева Е.А. Вариационное исчисление и методы оптимизации Текст.: учебное пособие для университетов/ Е. А. Андреева, В. М. Цирулева — М.:Высш. ж, 2006. 584 с.
- Аоки М. Введение в методы оптимизации Текст./ М. Аоки. М.: Наука, 1977. 344 с.
- Арсеньев JT.B. Комбинированные установки с газовыми турбинами Текст.// JI. B Арсеньев, В. Г. Тырышкин. — Л.: Машиностроение, 1982. — 247 с.
- Ахмедзянов A.M. Математические модели авиационных двигателей произвольных схем (компьютерная среда DVIG) Текст.: учебное пособие/ под ред. A.M. Ахмедзянова — Уфа: Уфнмск. гос. авиац. техн. Ун-т, 1998.-128 с.
- Ахмедзянов A.M. Проектирование авиационных ГТД Текст./ А. М. Ахмедзянов, В. П. Алаторцев, Х. С. Гумеров. —Уфа: изд. УАИ, 1987. 227 с.
- Ахмедзянов Д.А. Компьютерная среда для синтеза и анализа геометрического облика газовоздушного тракта ГТД Текст./ Д. А. Ахмедзянов, И. А. Крпвошеев, Е. Г. Пузеева, А. В. Арефьев // Изв. вузов. Авиационная техника. 2001. — № 3. — С. 73−75.
- Бадаев Г. И. Технологическое обеспечение качества ГТД п эффективности производства Текст./Г.И. Бадаев, Ю. С. Елисеев //Полет. 2001. — № 4.
- Бадаев Г. И. Автоматизированное построение математических моделей показателей технологичности конструкции двигателя Текст./ Г. И. Балаев, А. А. Папков, Г. А. Бычкова // Авиационная промышленность. — 1991. № 2. -С. 11−13.
- Белоусов А.Н. Проектный термогазодпнампческии расчет основных параметров авиационных лопаточных машин Текст./ А. Н. Белоусов. — Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм, ун-та, 2006. 316 с.
- Берсенева Н.В. Диалоговая система автоматизированного проектирования типичных схем ГТД Текст./ Н. В. Берсенева, JI.H. Дружинин, В. В. Перец, А. А. Сшшцын. ЦИАМ № 9189, 1980. 42 с.
- Берсенева Н.В. Диалоговая система автоматизированного проектирования типичных схем ГТД Текст./ Н. В. Берсенева, JI.H. Дружинин, В. В. Перец, А. А. Сшшцын. ЦИАМ № 9564,1981. 94 с.
- Богуслаев А.В. Современные информационные технолопш в авиадвнгателестроешш Текст. / А. В. Богуслаев, В. И. Дубровин, И. А. Набока // Вестник двпгателестроения. 2004. — N4. — С. 18−22.
- Бочкарев С. К. Формирование математической модели двигателя-прототипа и проектный термогазодинамическии расчет ГТД с использованием автоматизированной системы термогазодпнамического расчета и анализа
- АСТРА-ПР). Текст./ И. Н. Крупенпч, В. В. Кулагин, B.C. Кузьмпчев, С. К. Бочкарев, А. Ю. Ткаченко: учеб. пособие — Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм, ун-та, 2006. — 76 е.: ил.
- Будя А.П. Справочник по САПР Текст./ А. П. Будя. К.: Тэхншса, 1988.-375 с.
- Быков Н.Н. Выбор основных параметров турбокомпрессоров авиационных ГТД на ЭВМ в режиме диалога Текст./' Н.Н. Быков- под общ. ред. О. Н. Емина. -М.: МАИ, 1990. -92 с.
- Быков Н.Н. Выбор параметров и определение основных размеров компрессоров и турбин газогенераторов ГТД. Текст. / Н. Н. Быков, О. Н. Емнн, Д. С. Ковнер, А. А. Левин. М.: МАИ, 1984. — 70 с.
- Венедиктов В.Д. Современные подходы к проектированию проточной части газовых турбин Текст./ В. Д. Венедиктов, МЛ. Иванов, В. Г. Крупа // Конверсия в машиностроении. 2005. — № 4/5. — С. 133−137.
- Гельмедов Ф.Ш. Основные вопросы создания компрессорных узлов для ТРДД нового поколения Текст./ Ф. Ш. Гельмедов, В. И. Мплешнн // Техника воздушного флота. 2005. Т. 79, № ¾. с. 16−27.
- Гшпваров АС. Оптимизация жизненного цикла авиационных ГТД Текст./
- A.С. Гшпваров // Вестник УГАТУ. Уфа: УГАТУ. — 2005. Т.6, № 1. — С. 21−32.
- Голланд А.Б. Программный комплекс ГРАД для расчета газотурбинных двигателей Текст./ А. Б. Голланд и др.// Изв. вузов. Авиационная техника. 1985.-№ 1,-С. 83−86.
- Гончар Н.В. Применение Teopini подобия и размерностей для оценки несущей способности дисков компрессора Текст./ Д. В. Павленко, HJB. Гончар,
- B.В. Ткаченко, Яценко В. К. // Вестник двигателестроения.—2005. № 1.
- Григорьев В.А. Вертолетные газотурбинные двигатели Текст./ В. А. Григорьев, В. А. Зрелов, Ю. М. Игнатташ.-М.Маипшостроение, 2007. 491с.
- Григорьев С.Б. Системное проектирование облика проточной части двигателя с помощью САПР Текст./ С.Б. Григорьев// Изв. вузов. Авиационная техника. 1989. — № 1.
- Гусев В.М. Тенденции развития технико-экономического уровня авиационных двигателей Текст./ В. М. Гусев, А. В. Ждановсшш, В. Н. Федякин // Конверсия в машиностроении. — 2005. № 4/5. — С. 125−127.
- Даутов Э.А. Номографическая модель для многокритериальной оптимизации при проектировании двигателя JIA Текст./ Э. А. Даутов // Изв. вузов. Авиационная техника. — 1992. № 1. С 88−91.
- Емин О.Н. Выбор основных параметров компрессоров ГТД Текст./ О. Н. Емин, А. С. Новиков.- М.: МАИ, 1982. 33 с.
- Емин О.Н. Исследование рабочего процесса, характеристик ВРД и их лопаточных машин Текст.: Сб. науч. трудов./ О. Н. Емин, А. С. Новиков. -М.: МАИ, 1983.-74 с.
- Зубарев В.М. Конструкпгвно-технолопгческое совершенствование авиационных ГТД Текст./ В. М. Зубарев, А. Ф. Павлов, Г. С. Иванов // Авиационная промышленность. — 2001. № 3. — С. 45−47.
- Иванов ВВ. Метод выбора оптимального технического решения при проектировании ГТУ Текст./ В. В. Иванов, И.Л. Осипов// Известия высших учебных заведений. Авиационная техника: науч.-техн. журн. -2007. N1. — С. 61−64.
- Исследование состояния рабочего процесса 60-ти авиационных ГТД Текст./ под ред. В. Г. Маслова. — Куйбышев, 1986. 65 с.
- Клячкнн АЛ. Теория воздушно-реактивных двигателей Текст./ АЛ. Клячкин. М.: Машиностроение, 1969.- 512 с.
- Кожинов Д.Г. Объектно-ориентированный подход к моделированию авиационных двигателей Текст./ Д. Г. Кожинов // Труды международной научно-технической конференщш 'Проблемы и перспективы развития двигателестроення". Самара: СГАУ, 2001. Ч. 2. С. 231−233.
- Копелев С.З. Проектирование проточной части турбин авиационных двигателей Текст. / С. З. Копелев. — М.: Маппшосроение, 1984. —224 с.
- Копелев С.З. Расчет турбин авиационных двигателей. Текст. / Копелев С. З., Н. Д. Тихонов. —М.: Машиностроение, 1974. — 268 с.
- Крнвошеев И.А. Динамика развития и использования математических моделей на различных этапах разработки ГТД Текст./ И. А. Крнвошеев // Изв. вузов. Авиационная техника. — 2003. № 3. С 71−73.
- Крупенич И.Н. Автоматизированная система термогазодпнампческого расчета п анализа (АСТРА) газотурбинных двигателей. Текст./
- И.Н. Крупенпч, B.C. Кузышгаев, В. В. Кулагин, А. Ю. Ткаченко // Проблемы п перспективы развития двигатеяестроения / Материалы докладов междунар. науч.-техн. конф. 21−23 июня 2006 г. — Самара: СГАУ, 2006. Ч. 2, 120−122 с.
- Крупешга И.Н. Метод согласования конструктивно-геометрических параметров турбокомпрессоров ТРДД. Текст./ И. Н. Крупешга, B.C. Кузьмичев // Труды международной научно-технической конференщш
- Проблемы п перспективы развития двпгателестроенпя". Самара: СГАУ, 2006.Ч.2,73−76с.
- Крупенич И.Н. Постановка задаш1 формирования облика турбокомпрессора ТРДД. Текст./ И. Н. Крупеннч, B.C. Кузьжгаев, В. В. Кулагин,
- A.Ю. Ткаченко // Материалы X Всероссийской научно-технической конференции «Аэрокослпгческая техника и высокие техиолопп1 — 2007» (2526 нюня 2007 года, Пермь). Изд-во Пермского государственного технического ун-та, 2007. — С 168−170.
- Крупенич И.Н. Проблемы концептуального проектирования турбокомпрессоров ГТД. Текст./ И. Н. Крупеши, B.C. Кузьмгиев // Тезисы международной научно-технической конференции «Авиадвигатели XXI века», том 1-М. ЦИАМ, 2005. с.ЮО.
- Крупенпч И.Н. Универсальная автоматизированная система термогазодпнампческого расчета и анализа (АСТРА-2) газотурбинных двигателей и энергетических установок. Текст./' КН. Крупеши,
- Крутпшш А.Г. Оценка стоимости жизненного цикла авиационных двигателей в современных условиях Текст./ А. Г. Крутпшш, ГЛ. ГЦеголев, С. В. Конорев, K.JI. Супонько // Авиационная промышленность. — 2005. № 1.-С. 26−30.
- Кузьмнчев B.C. Алгоритмы опшмпзашш конструкптно-геометрического облика турбокомпрессора ГТД в САПР Текст./ B.C. Кузьмнчев, Ю. М. Сивцов // Изв. вузов. Авиационная техника. — 1990. № 2.
- Кузьмнчев B.C. Выбор параметров и проектный термогазоднналшческш! расчет авиационных газотурбинных двигателей Текст./ B.C. Кузьмнчев, В. Г. Маслов, В. А. Григорьев. Куйбышев: КуАИ, 1984. — 176 с.
- Кузьмнчев B.C. Выбор рациональной размерности и параметров рабочего процесса унифицированного ТРДД для семейства дозвуковых самолетов Текст./ B.C. Кузьмнчев, М. А. Морозов, Е. Д. Стеныаш.// Известия вузов. Авиационная техника. 1988. № 2. — С.67−71.
- Кузьмнчев B.C. Метод согласования конструкптно-геометрхгаеских параметров турбокомпрессоров малоразмерных ГТД в САПР Текст./ B.C. Кузьмнчев, Ю.М. Сивцов// Изв. вузов. Авиационная техника. 1990. — № 1. С 50−53.
- Кузьмнчев B.C. Проектный расчет основных параметров турбокомпрессоров авиационных ГТД Текст.: учебное пособие/ B.C. Кузьмнчев, А. А. Трофимов. Куйбышев. КуАИ, 1990.- 70 с.
- Кузьмнчев B.C. Экспертная оценка научно-технического уровня проекта авиационного ГТД Текст./ B.C. Кузьмнчев, В. Г. Маслов, М.А. Морозов// Известия Вузов. Авиационная техника. 1992, № 4. С.50−55.
- Кузьшгчев B.C. Энергопотребление как критерий оптнмпзащш летательных аппаратов и их двигателей Текст./ B.C. Кузьмнчев, В. Г. Маслов, Н.М.
- Боргест// В кн.: Научные чтения по авиации и космонавтике 1979−80 г. г. -М.: Наука, 1980, С.161−167.
- Кулагин В.В. Теория газотурбинных двигателей Текст. / В. В. Кулагин: учебник Кн.1. М.: Издательство МАИ, 1994.
- Кулагин В.В. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок Текст./ В. В. Кулагин: учебник. М.: Машиностроение, 2004. 616 с.
- Локай В.И. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов. Теория. Конструкция и расчет Текст./ В. И. Локай, М. К. Максутова, В. А. Стрункин. М.: Машиностроение, 1979. — 447 с.
- Ломакин В.Б. Разработка и функционирование САПР авиационных ГТД с помощью комплекса инструментальных средств «ПАРУС» Текст./ В. Б. Ломакин, В. Г. Маслов, С. Г. Попов, П. В. Христенко // Изв. вузов. Авиационная техника. 1992. — № 3. С 108−111.
- Макаров В.Е. К вопросу о создашш специализированной среды разработки и поддержки жизненного цикла авиационных двигателей Текст./ В. Е. Макаров, В.Д. Коровкин// Техника воздушного флота. 2005. — Т. LXXEX (79), N ЗА. — С.90−101.
- Маслов В.Г. Выбор параметров и проектный термогазодинамичесюш расчет авиационных ГТД Текст./ В. Г. Маслов, B.C. Кузьмпчев, В. А. Григорьев. Куйбышев: КуАИ, 1984. — 176 с.
- Маслов В.Г. Теория выбора оптимальных параметров при проектировашш авиационных ГТД Текст./В.Г. Маслов. -М.: Машиностроение, 1981- 127 с.
- Маслов В.Г. Теория и методы начальных этапов проектирования авиационных ГТД Текст./ В. Г. Маслов — Самара: Самар. гос. аэрокосм, унт, 1996.- 147 с.
- Мац Э. Б. Требования к современным математическим моделям газотурбинных двигателей Текст./ Э. Б. Мац, А.П. Тунаков// Известия, вузов. Авиационная техника, 1981. № 3. — С.63−65.
- Мац Э. Б. Требования к современным математическим моделям газотурбинных двигателей Текст./ Э. Б. Мац, А.П. Тунаков// Известия, вузов. Авиационная техника, 1982. № 1. — С.99−102.
- Микиртичан ВМ. Исследования ЦИАМ по созданию и развитию компрессоров авиационных двигателей Текст./ ВТ. Митрохин, В. М. Микиртичан // Техника воздушного флота. -1991. № 5/6 (493 494). С. 12−19.
- Моисеев Н.Н. Методы оптимизации Текст./ Н. Н. Моисеев, Ю. П. Ивашшов, Е. Н. Столярова. М.: Наука, 1978. — 352 с.
- Научный вклад в создание авиационных двигателей. Кн. 1 (725 е.). Кн. 2 (616 с.) Текст./' под общ. ред. ВА. Скнбпна и В. И. Солонина. М.: Машиностроение, 2000.
- Нечаев Ю.Н. Теория авиационных газотурбинных двигателей Текст./ Ю. Н. Нечаев, Р. М. Федоров, — М.: Машиностроение, 1977. Часть 1.-312 с.
- Нечаев Ю.Н. Теория авиационных газотурбинных двигателей Текст./ Ю. Н. Нечаев, Р. М. Федоров.- М.: Машиностроение, 1978. Часть 2 — 336 с.
- Норенков И.П. Системы автоматизированного проектирования Текст./ И.П. Норенков// Кн. б: Принципы построения и структура.- М.: Высш. шк., 1986.- 127 с.
- Овчинников И.В. Проектирование силовых схем рабочих колес реактивных турбин Текст./ И. В. Овчинников, A.M. Хомяков // Инженерный журнал. -2005.-№ 10.-С. 20−25.
- Огородников Д.А. Математическое моделирование при разработке перспективных авиационных двигателей Текст./ Д. А. Огородников, МЛ. Иванов, В.Г. Сундырпн// Техника воздушного флота. 1993. — N 2/3.
- Осипов Б.М. Применение передаточных моделей при оптимизации ГТД и его узлов Текст./ Б. М. Осипов, А. В. Титов, А. П. Тунаков // Вестник КГТУ им. А. Н. Туполева. -2003. № 2. — С. 10−12.
- Пархомов A.JI. Оптимизация параметров ВРД по экономичности Текст./ А. Л. Пархомов. М.: ЦИАМ, 1968. — Труды ЦИАМ, № 446. -32 с.
- Поиски повышения топливной экономичности Текст.// Экспресс-информация. Серия: Авиационное двигателестроенне. 2006. — № 5. С. 3−7.
- Попов КМ. Условия реализащш высоких температур газа в авиационных двигателях Текст./ К. М. Попов // Труды ЦИАМ. 1975. — № 671. — С 6.
- Развитие перспективных методов проектирования двигателей Текст.// Экспресс-информация. Серия: Авиационное двигателестроенне. — 2004. — № 11.-С. 1−5.
- Румянцев С.В. Современный подход к автоматизированному проектированию двигателя в системе JIA Текст./ С.В. Румянцев// Автоматизированное проектирование двигателей ЛА: Сб. науч. тр. М.: МАИ, 1979.- С.4−10.
- Селезнев К.П. Теория и расчет турбокомпрессоров Текст./ К. П. Селезнев. -Л.: Машиностроение, Лешшгр. отд., 1986. -382 с.
- Скубачевский Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. Текст./ Г. С. Скубачевский. —М.: Машиностроение, 1981. 550 с.
- Смирнов О.Л. САПР: Формирование и функционирование проектных модулей Текст./ О. Л. Смирнов, С. Н. Падалко, С. А. Ппявскпп. М.: Машиностроение, 1987.- 272 с.
- Соболь И.М. Выбор оптимальных параметров в задачах со многими критериям! Текст./И.М. Соболь, Р. Б. Статннков. — М.: Наука, 1981.- 110 с.
- Стеныаш Е.Д. Определение основных газодинамических п конструктивных параметров проточной части турбокомпрессоров ГТД Текст./ Е. Д. Стеныаш, А.В. IOpim. Куйбышев: КуАИ, 1985. — 72 с.
- Стечкин Б.С. Теория тепловых двигателей Текст.: избр. тр./ Б. С. Стечкин.- М: АН СССР, отделение фпз.-тех. проблем энергетики. М.: Наука, 1977.-410 с.
- Теория авиационных двигателей Текст./ под ред. Ю. Н. Нечаева: учебник для ВУЗов ВВС. -М.: Изд. ВВИА им. Проф. Н. Е. Жуковского, 2006.
- Теория двухконтурных турбореактивных двигателей Текст./ под ред. С. М. Шляхтенко, В А. Сосунова. -М.: Машиностроение, 1979. 432 с.
- Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей Текст.: учебник дня вузов/ под ред. С. М. Шляхтенко. М.: Машиностроение, 1987. — 568 с.
- Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергепгаеских установок Текст./ под ред. В. А. Сосунова и В. М. Чепкпна. М.: Изд-во МАИ, 2003.-688 с.
- Тихонов Н.Т. Газодинамическое проектирование компрессоров ТРДД с элементом термогазодиналптеского расчета двигателя Текст.: учебное пособие/ Н. Т. Тихонов, Н. Ф. Мусаткпн, B.C. Кузьшшев.- Самара, СГАУ, 1997.-50 с.
- Трусов В.П. Введение в математическое моделирование Текст.: учебное пособие/ Под общ. ред. П. В. Трусова. М. Логос, 2005.- 440 с.
- Тунаков А.П. Универсальный программный комплекс для доводки сложных машиностроительных изделий // Изв. вузов. Авиационная техника. 1995. -№ 1, — С. 96−100.
- Тунаков АЛ. Методы оптимизации при доводке и проектировании газотурбинных двигателей Текст./ А. П. Тунаков.- М.: Машиностроение, 1979.-184 с.
- Тунаков А.П. Программный комплекс ГРАД для расчета газотурбинных, двигателей Текст./ А. П. Тунаков, Э. Б. Мац, С. А. Морозов // Изв. вузов. Авиационная техника. 1985. -№ 1. — С. 83−85.
- Флоров И.Ф. Методы оценки эффективности применения двигателей в авиации Текст./ И.Ф. Флоров// Труды ЦИАМ № 1099. М.: ЦИАМ, 1985.-260 с.
- Химмельблау Д. Прикладное нелинейное программирование Текст./ Д. Химмельблау. М.: Мир, 1975.- 534 с.
- Холщевников К.В. Согласование параметров компрессора и турбины в авиационных газотурбинных двигателях. Текст./ К. В. Холщевников. -М.: Машиностроение, 1965.200 с.
- Холщевников К.В. Теория и расчет авиационных лопаточных маппш Текст./ К. В. Холщевников, О. Н. Емпн, В. Т. Митрохин.- М.: Машиностроение, 1986. 432 с.
- Холщевшпсов К.В. Теория и расчет авиационных лопаточных маппш Текст./К.В. Холщевников- М.: Машиностроение, 1970.
- Холщевшпсов К.В. Некоторые вопросы теории и расчета ТРД Текст./ К. В. Холщевшпсов. -М.: Обороншз, 1960. — 118 с.
- Хрошш Д.В. Основы автоматизированного проектирования двигателей летательных аппаратов Текст./ Д. В. Хрошш [и др.]. — М.: Машиностроение, 1984.-184 с.
- Чулков А.А. На пути к надежным и экономичным двигателям. Результаты и перспективы повышения тошшвной экономичности авиационных двигателей Текст./ А. А. Чулков // Гражданская авиация. -1997. № 11. С. 8−10.
- Суперкомпьютер! 1ые технолопш в науке, образовании и промышленности Текст./ под редакцией ак. В. А. Садовшиего, ак. Г. И. Савина, чл.-корр. РАН В. В. Воеводина. — М.: Издательство Московского университета, 2009. — 232с., ил.