Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка метода интеграции эскизного проекта модели одежды с базой данных для разработки ее конструкции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение задач художественного проектирования осуществляется специалистом на основе личного опыта и интуиции. Для автоматизации этого этапа необходима формализация данных об эскизе модели. Отсутствие объективных методов создания технических эскизов на типовые и нетиповые фигуры, а также алгоритмов перехода от эскиза к конструкции является причиной недостаточной автоматизации этапа художественного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 1. 1. Понятие, сущность и особенности процесса художественного проектирования
    • 1. 2. Автоматизация процесса художественного проектирования в различных отраслях промышленности
    • 1. 3. Неформальные задачи процесса проектирования одежды и их решение
      • 1. 3. 1. Анализ автоматизированных антропометрических измерительных комплексов, применяемых при проектировании одежды
      • 1. 3. 2. Методы создания технического эскиза изделия в современных САПР на фигуры различного телосложения
      • 1. 3. 3. Проектирование конструктивных прибавок в САПР
    • 1. 4. Сравнительный анализ существующих САПР швейных изделий
  • ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ВЛИЯНИЯ ОСНОВНЫХ АНТРОПОМОРФНЫХ ПРИЗНАКОВ МУЖСКОЙ ФИГУРЫ НА ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-КОСТЮМ»
    • 2. 1. Сравнительный анализ размерных типологий мужского населения
    • 2. 2. Исследование закономерностей изменения пропорциональных соотношений частей тела мужских типовых фигур различных полнотно-возрастных групп
      • 2. 2. 1. Расчет пропорций мужских типовых фигур различных полнотно-возрастных групп
      • 2. 2. 2. Разработка классификационной схемы мужских типовых фигур по принципу подобия зрительного восприятия пропорций
    • 2. 3. Исследование взаимосвязи величин проектируемой конструктивной прибавки и размерной характеристики фигуры
  • ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ
    • 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИН КОНСТРУКТИВНЫХ ПРИБАВОК В МУЖСКИХ ПИДЖАКАХ
      • 3. 1. Исходная информация для создания экспериментальных образцов мужских пиджаков
      • 3. 2. Проектирование образцов мужских пиджаков
      • 3. 3. Экспериментальное определение цифровой информации о поверхности манекена типовой фигуры и образцов мужских пиджаков
      • 3. 4. Исследование взаимосвязи проекционных и конструктивных прибавок пиджака
      • 3. 5. Математическая обработка экспериментальных данных
      • 3. 6. Исследование взаимосвязи проекционных и конструктивных прибавок для изделий из различных видов ткани
  • ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ
    • 4. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ МУЖСКИХ ПИДЖАКОВ С УЧЕТОМ ВЕЛИЧИН ПРОЕКЦИОННЫХ ПРИБАВОК
      • 4. 1. Разработка специализированного программного обеспечения для автоматизации начальных этапов проектирования одежды.105 >
        • 4. 1. 1. Техническое описание программы автоматизированного построения конструкции на основе данных о проекционных прибавках
        • 4. 1. 2. Структура и функции автоматизированной программы построения конструкции мужского пиджака
      • 4. 2. Экспериментальная апробация и использование результатов исследования
      • 4. 3. Расчет экономической эффективности
  • ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ

Разработка метода интеграции эскизного проекта модели одежды с базой данных для разработки ее конструкции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход к рыночной экономике вызвал потребность повышения гибкости швейного производства. Выпускать одежду высокого качества, чутко реагировать на модные тенденции, повышать эстетические качества одежды — важнейшие задачи всех современных предприятий. В период насыщения рынка сбыта одеждой значительно возрастают потребительские требования к ее качеству, что предопределяет необходимость повышения уровня конкурентоспособности изделий на внутреннем и мировом рынке. Потребитель желает видеть максимально широкий и разнообразный ассортимент одежды, отвечающий его индивидуальному вкусу, внешнему облику, типу телосложения и направлению моды.

В соответствии с постоянно растущими требованиями к одежде и качеству ее изготовления, стремлением к созданию гармоничного индивидуального внешнего образа, возникает необходимость в разработке и внедрении новых технологий проектирования, ориентированных на максимальное удовлетворение индивидуальных потребителей, связанных, прежде всего, с эстетическими показателями изделий.

Решение задач художественного проектирования осуществляется специалистом на основе личного опыта и интуиции. Для автоматизации этого этапа необходима формализация данных об эскизе модели. Отсутствие объективных методов создания технических эскизов на типовые и нетиповые фигуры, а также алгоритмов перехода от эскиза к конструкции является причиной недостаточной автоматизации этапа художественного проектирования одежды.

Исследования вопросов автоматизированного проектирования мужской и женской одежды на фигуры различного телосложения в промышленном производстве и по индивидуальным заказам населения ведутся во всех отечественных отраслевых НИИ и ВУЗах, а также за рубежом.

В настоящее время существуют различные классификации признаков внешнего вида фигуры человека применительно к художественному проектированию моделей одежды. Для различных этапов проектирования определены информационные базы, созданы различные концептуальные модели информационных технологий с использованием методов искусственного интеллекта, предложена информационная технология трехмерного проектирования одежды. Проводятся исследования по разработке методов гармонизации системы «человек-костюм» на основе принципов «золотого сечения», а-ромба, предлагаются рекомендации по художественному оформлению одежды с учетом зрительных иллюзий.

Отмечая значимость результатов ранее выполненных работ, можно сделать вывод о необходимости увязки научных исследований по трансформации эскиза в конструкцию в единый процесс проектирования одежды с использованием средств автоматизации и передовых технологий, обеспечивающих повышение уровня удовлетворенности потребителей, стабильность качества продукции и эффективность ее производства.

Целью данной научной работы является разработка метода интеграции художественного и конструктивного автоматизированного проектирования мужского пиджака с учетом индивидуальных особенностей фигур и свойств используемых тканей.

В качестве объекта исследования в работе выступает процесс проектирования мужского пиджака. Этот вид одежды является традиционным в гардеробе современного мужчины, кроме того, относительная стабильность конструктивно-технологических особенностей мужского пиджака создает возможность автоматизации процесса художественного проектирования данного вида одежды.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо было решить следующие задачи:

— провести анализ современных методов, применяемых при художественном проектировании объектов в различных отраслях промышленности, определить возможность их использования при проектировании одежды;

— проанализировать методы художественного проектирования мужской и женской одежды в системах автоматизированного проектирования;

— исследовать комплексное влияние основных признаков внешней формы мужских фигур, а также величин конструктивных прибавок на зрительное восприятие системы «человек-костюм»;

— усовершенствовать разработанную ранее классификацию типовых фигур мужчин по принципу равенства пропорциональных соотношений частей тела на основе данных об антропологических изменениях мужских фигур по данным ЦНИЖПП;

— спроектировать и изготовить макеты мужских пиджаков из различных видов ткани для наблюдений за характером формообразования путем исследования горизонтальных сечений манекена и образцов;

— определить математические зависимости величин конструктивных прибавок от величин пространственных зазоров между фигурой человека и изделием по основным конструктивным поясам с учетом свойств ткани;

— разработать структурно-функциональную и информационную схемы процесса автоматизированного художественного проектирования одежды на фигуры различного телосложения;

— провести апробацию результатов работы и выполнить расчет экономической эффективности.

Методы исследований. Работа базируется на целостном, системном подходе к проблеме проектирования. В работе используются основные принципы теории разработки баз данных, многомерной классификации, методы автоматизированного проектирования конструкций одежды, системно-структурного анализа, математической обработки экспериментальных данных, антропометрии, алгоритмизации. В основу разработки частных задач положены методы априорного ранжирования, экспертной оценки и др.

Научная новизна работы заключается в:

— разработке структурно-информационной схемы процессов художественного и конструктивного проектирования мужских пиджаков на фигуры индивидуальных потребителей;

— разработке классификации особенностей внешней формы тела для мужских фигур различного телосложения на основе данных новой размерной типологии;

— разработке состава исходной информации и формул для определения величины конструктивной прибавки на этапе технического эскиза изделия в соответствии с первоначальным замыслом художника с учетом свойств ткани;

— разработке интегрированной методики процесса автоматизированного проектирования технического эскиза и конструкции модели одежды в соответствии с индивидуальными особенностями внешнего облика потребителей.

Практическая значимость исследований состоит в:

— разработке классификационной схемы типов мужских фигур для определения типа пропорций фигуры заказчика на основе данных о' проекционных размерных признаках;

— разработке состава исходной информации, необходимой при переходе * ¦ -от художественного проектирования к конструктивному для получения конструкции, точно соответствующей эскизу;

— разработке алгоритма и создании специализированного программного продукта, интегрирующего художественное и конструктивное проектирование мужских костюмов с учетом свойств ткани.

Апробация. Работа выполнялась в рамках тематического плана НИР МГУДТ «Разработка методологии сквозного автоматизированного проектирования одежды и процессов ее изготовления».

Достоверность результатов работы подтверждена актом апробации на швейном предприятии ООО «Модус-Маркет» (г. Москва). Подана заявка на получение свидетельства об отраслевой регистрации программы «Technical Art design».

Основные результаты исследований опубликованы в пяти печатных работах, обсуждены на международных научно-технических конференциях «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (ПРОГРЕСС — 2006) (г. Иваново), «Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии» (г. Санкт-Петербург, 2007 г.), а также на заседаниях кафедры «Технология швейного производства» МГУДТ (2006 -2008гг.).

Публикации. Основные результаты выполненных исследований опубликованы в пяти печатных работах.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех разделов, выводов по разделам и работе в целом, списка литературы и приложений. Основные результаты работы изложены на 141 страницах, в том числе 43 рисунка и 41 таблиц. Работа содержит 7 приложений, представленных на 88 страницах и содержащих 36 таблиц. Библиография составляет 135 наименований.

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

1. Выявлено, что, несмотря на использование прогрессивных методов программирования и построения САПР одежды, такие важные этапы проектирования как выбор предпочтительных художественных решений моделей одежды на конкретную фигуру, расчет и оптимизация величин конструктивных параметров для получения желаемой формы изделия остается практически неавтоматизированным и носит субъективный характер в зависимости от квалификации, опыта и интуиции специалистов.

2. Предложена методика распределения мужских типовых фигур в зрительно подобные группу по принципу равенства пропорций в профильной и фронтальной проекциях на основе расчета пропорциональных соотношений и расчета соотношений между ростом и признаками, характеризующими пропорции фигуры по новой размерной типологии.

3. Предложена классификация всей совокупности типовых фигур мужчин по принципу равенства пропорциональных соотношений частей тела, объединяющая в себе фигуры различных полнотных групп, но имеющие сходные пропорции.

4. Выявлены основные антропоморфные характеристики внешней формы мужских фигур и состав проекционных размерных признаков для определения соответствующего класса пропорций и введена дополнительная характеристика, определяемая величиной кормического индекса, для более точного описания фигуры заказчика.

5. Установлено, что при оценке сходства внешней формы изделий на фигурах различных полнотных групп определяющим фактором является степень прилегания изделия к фигуре, которая зависит от величин основных проектируемых конструктивных прибавок.

6. В результате эксперимента спроектированы и изготовлены в промышленных условиях образцы мужских пиджаков из полушерстяной ткани с различными конструктивными прибавками к полуобхватам груди, талии, бедер, обхвату плеча и получены графические изображения горизонтальных сечений манекена и специально изготовленных образцов, определены основные проекционные и конструктивные прибавки по линии груди, талии и бедер.

7. На основе регрессионного анализа экспериментальных данных получены математические зависимости основных проектируемых конструктивных прибавок от проекционных.

8. Найдены математические зависимости конструктивных прибавок от проекционных для различных по формообразующим свойствам групп тканей, позволяющие еще на этапе технического эскиза точно определить величину конструктивной прибавки, необходимой для получения изделия, точно соответствующего первоначальному замыслу художника.

9. Организованна информационная взаимосвязь этапов художественного и конструктивного проектирования путем формализации данных, получаемых на каждом этапе проектирования и их передачи из одной подсистемы проектирования в другую.

10. Разработана структура автоматизированного художественно-конструктивного проектирования, включающая следующие функциональные модули: интерактивный обмер фигуры, корректировка технического эскиза в соответствии с внешним обликом фигуры, измерение проекционных прибавок, расчет конструктивных прибавок, построение конструкции.

11. Разработан метод интеграции процессов художественного и конструктивного проектирования мужского пиджака в автоматизированном режиме с учетом индивидуальных особенностей мужских фигур.

12. Разработан программный комплекс, позволяющий осуществить автоматический расчет конструктивных прибавок на основе численных величин проекционных прибавок, считываемых с технического эскиза изделия, учитывающий индивидуальные особенности мужских фигур и формообразующие свойства ткани.

13. В результате промышленной апробации разработанного метода интеграции художественного и конструктивного автоматизированного проектирования мужского пиджака в условиях предприятия ООО «Модус-Маркет» установлена высокая степень соответствия изделий, изготавливаемых по предложенному методу, техническому эскизу изделия без дополнительных примерок, что обеспечивает высокий уровень качества выпускаемых изделий и сокращение длительности производственного цикла.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.М., Кулеева JIM. Основы дизайна. М.: «Союз дизайнеров», 2002.
  2. Ю.Д. Основы конструирования: творчество — стандартизация — экономика. — М., 1990.
  3. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. — М.: Стройиздат, 2001.
  4. Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятия решений. М., 1998.
  5. Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. — М., 2002.
  6. C.B. Поиск красоты. Роль эстетических ориентиров в формирующейся научной теории. — М., 2002.
  7. Н.Б. Принципы совершенствования процесса и метода художественного проектирования одежды в системе индивидуального проектирования: дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. М, 1984.
  8. О.Н. Дизайн — метод формирования ассортимента одежды в швейной промышленности. Часть 1. Теория метода. — М., 1992.
  9. Е.Б., Ивлева Г. С., Романов В. Е. и др. Конструирование одежды с элементами САПР. М.: Легпромбытиздат, 1988.
  10. A.B. и Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. -М. 1971.
  11. Леонардо да Винчи. Суждения. М.: «Эксмо-Пресс», 2000.
  12. A.B. Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования: дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2004.
  13. Г. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1970.
  14. В.Н. Проективография, или современный феномен учений о фигурах, пропорциях и отображениях. Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика», № 4, 1991.
  15. В.Н. Чтение проективографический чертежей. Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика», № 5, 1991.
  16. Н.П. Проективографический метод в дизайне плоскостных и объемных объектов. Методики и практика. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.т.н. — М., 2001.
  17. . A.B. Индивидуальное дизайн проектирование с использованием антропометрического модуля: основы теории и методологии. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. М., 2002.
  18. ГОСТ 22 487 77. Проектирование автоматизированное. Термины и определения. М., 1977.
  19. Г. В. Теория систем автоматизированного проектирования. -М., 2003.
  20. Http://en.wikipedia.org/wiki/Solidmodelling.21.
  21. Http://faksu. vstxi.vinnica.ua/SiteNEV/rus/erectronicinter/sapr/machine.htm.
  22. Д.А., Сидоренко B.C., Шатохин Ю. И. «САПР и графика», № 3. 2002.
  23. Photo Works и Solid Works Animator, или Способ достижения гармонии между формой и содержанием. // САПР и графика. № 1, 2001.
  24. Holland in vorm: Dutch design 1945−1987 // final ed.: Gert Stall, Hester Wolters- 'S — Gravenhage: Stichting Holland in vorm, 1987.
  25. А.И. Система визуального объемного геометрического моделирования, часть 1. -М., 1998.
  26. В.В., Фукин В. А. Проектирование обувных колодок. М.:1987.
  27. Буй Ван Хуан. Разработка метода получения и проектирования внутренней формы обуви с использованием цифровых и информационных технологий: дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М.: МГУДТ, 2006.
  28. Т.Н. Нейронные сети и задачи искусственного интеллекта. — Киев, 2001.
  29. . Автоматизированное проектирование и производство. — М., 1991, с. 48.
  30. Д.В. Интеллектуальные информационные системы. — М., 2003.
  31. А.Ю. Разработка методов проектирования швейных изделий в системе САПР. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М., 985, с. 49−50.
  32. Коблякова Е. Б и др. Автоматизация проектирования одежды и технологических процессов ее изготовления. Обзорная информация. //Швейная промышленность. № 4, 1990, с. 77.
  33. В.Е. Под ред. Петрова A.B. Разработка САПР. В 10 книгах, книга 7. Графические системы САПР. Практич. пособие. М., 1990, с. 5−9.
  34. В.Е., Чаленко Е. А., Алексанян Е. А., Козлова С. М. Структура автоматизированной технологической информационной системы подготовительно-раскройного производства. // Швейная промышленность. № 4,1994.
  35. А., Мишенин О., Голубев М. САПР швейного производства на основе открытых систем. // В мире оборудования. № 4 (33), 2003, с. 21.
  36. Л.П. Методологические основы автоматизированного проектирования одежды выполняемой по индивидуальным заказам промышленными способами. — дисс. на соиск. уч. ст. д.т.н. М., 1991.
  37. В.А., Зыбин Ю. П. Бесконтактный метод получения контуров сечений со стопы и колодки. // Научные труды МТИЛП. Вып.ЗЗ. 1967, с. 143 146.
  38. С.Ю. Разработка элементов САПР технологической оснастки обуви. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. -М., 1990.
  39. М.И., Бойцова A.M. Принципы инженерного проектирования одежды. -М., 1981, с. 272.
  40. Shawn Meadows. Digital Zone offers industry glimpse of tomorrow’s supply chain. Bobbin Americas 2000 at a glance. Bobbin Magazine. October, 2000.
  41. Body measuring and management systems from French manufactorer telmat Informatique. // World Manufactoring clother. № 11, October, 2006.
  42. CAD/CAM on Show. -World Clothing Manufacturer. № 2, 2003, p. 45−50.
  43. Body modelling. Apperal International. № 1, 2002, p. 19−20.
  44. T.B. Учет индивидуальных особенностей потребителей одежды в САПРО. // Швейная промышленность. № 1, 1995.
  45. В.В. Разработка методов интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования женской одежды. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М., 2006.
  46. Р.И., Зак И.С. Снижение затрат на инженерную подготовку производства коллекций моделей. «МИКС-Р» расширяет свои возможности. // Швейная промышленность. № 5, 1999.
  47. С.В., Эглит JI.A. Проектирование одежды с использованием САПР «КОМТЕНС». // Швейная промышленность. № 4, 2002, с. 17−18.
  48. М.В. Ассоль. Новые направления развития. Интерактивная параметрика. // Швейная промышленность. № 1, 2006, с. 36−38.
  49. В.А., Зубенко О. А. Новые возможности конструирования одежды в системе ЛЕКО. // Швейная промышленность. № 5, 1999.
  50. М., Нутрихина Н. Швейная САПР лицом к конструктору. //Директор ЛегПромБизнес. № 9, 2000.51. «Ассоль» на IBM 2003. // Швейная промышленность. № 5, 2003.
  51. Г. Ш. Разработка метода автоматизированного проектирования конструкций новых моделей одежды. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н.-М., 1992.
  52. А.Н. Формализация способа выполнения адаптационного анализа женской одежды. — дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М., 2004.
  53. Г. П. Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М., 2004.
  54. Л.В. Совершенствование технологии проектирования конструкций одежды на начальных стадиях проектных работ. дисс. на соиск. уч. ст. д.т.н. — М., 2006.
  55. И.М. Разработка метода автоматизированного проектирования разверток объемно-пространственных форм моделей одежды с учетом адресных принципов. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М., 2007.
  56. И.В. Разработка исходной информации для автоматизированного проектирования женской верхней одежды на фигуры различного телосложения, — дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М., 1992.
  57. И.Д. Пространственно-геометрическое формообразование в костюме. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М., 2005.
  58. В.Н. Арт-дизайн изящных фигур. — М., 1998.
  59. Ю.И., Кривобородова Е. Ю. Совершенствование эскизного проектирования одежды на основе адресного подхода к потребителям. //Швейная промышленность. № 6, 2006, с. 30−32.
  60. Т.В. Развитие основ формирования качества при проектировании конструкций одежды. дисс. на соиск. уч. ст. д.т.н. — М., 2004. с.130−136.
  61. Л.П. Проектирование объекта с учетом облика человека. Материалы семинара «Совершенствование проектирования одежды, изготавливаемой по индивидуальным заказам населения». М., 1981.
  62. T.B. Пути совершенствования показателей качества одежды в процессе ее проектирования. // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. МГУС М., 2004.
  63. Т.В. Предпосылки автоматизации работ творческого характера. // Швейная промышленность. № 5, 1994.
  64. Е.К. Исследование и разработка методики построения интегрированной системы «адресного» автоматизированного проектирования одежды. дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М., 1998, с. 209.
  65. C.B. Разработка технологии получения фотографической информации по экранному изображению человека в одежде. — дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. — М., 2002.
  66. Л.П., Машкина В. А., Машкин М. Н. САПР Одежда. — М., 1994.
  67. H.H. Создание трехмерного изображения модели одежды на экране монитора. // Швейная промышленность. № 5, 1995.
  68. CAF Systems. Gybrid International. Рекламный проспект фирмы AFM Reece, Лидс, Англия, 2004.70. http://www.gerbertechnology.ru/stich.php
  69. Niki Tait. The Asahi Apparel CAD 3D-PDS System. Apparel International, № 12, 1999, p. 35−38.
  70. A.B., Грызлова Т. П., Шаров В. Г. Проблемы и методы построения эффективных визуальных информационных систем. // Программные продукты и системы. № 3, 2002.
  71. Обзор текстильной промышленности, весна, 2006, с. 24−25.
  72. Т.Ю. Методы представления информации в специализированных САПР. Реферат 1. — М., 1995.
  73. В.Г. Комплексная САПР и оптимизация технологических процессов. // Швейная промышленность. № 5, 1992.
  74. Е.В. Анализ взаимосвязей методов трехмерного и двухмерного проектирования одежды. Реферат № 1. М., 2003, с. 15−26.
  75. Who suplies what from where in terms of CAD and MIS. — Apparel International, № 1, January, 2003.
  76. E.K. Современные интегрированные системы автоматизированного проектирования одежды на типовые и нетиповые фигуры. Реферат 1. -М., 1996.
  77. Я.М. Конструирование одежды с помощью компьютера (ByT/McCarthey and B.K.Itinds. Computer-aided garment design//Textile Asia. August. 1989). // Швейная промышленность. № 2, 1992, с. 12−14.
  78. Development of state-of-the art manneguin/ Apparel Intrnational, Vol.26 № 6, June, 2003, p. 36−38.
  79. Body measuring and managment System from Irens manufactorer Telmat Informmatigue//World manufactoring clother. October, 2000, p. 31−3382. http://www.optitex.com/en/Products/3DRunwayDesigner
  80. E.K. Современные системы автоматизированного проектирования одежды. Обзорная информация. // Fashion Marketing Design. № 5−6, 2003, с. 94−95.84. www.cadrus.ru/style/text.shtml7/texts/texts/06texts.txt
  81. Е., Кынчев М. Трехмерная САПР для швейного производства: цветочки и ягодки. // Рынок легкой промышленности. Директор. № 7, 2000, с. 45.
  82. В., Головацкий В. Julivi — система, созданная профессионалами фирмы «Сапрлегпром». // Рынок легкой промышленности. № 23, 2002, с. 60−61.87. http://www.julivi.com/index.php?do=news&action=show&id=6888. http://www.lectra.com
  83. А.В., Сурикова Г. И., Ахмадулова И. И., Жерлупина А. Е. Решение интеллектуальных задач конструирования в САПР «Грация». //Швейная промышленность. № 4, 2005, с. 37−40.
  84. А.И. Автоматизированное проектирование одежды. //Швейная промышленность. № 1, 2005, с. 37−38.
  85. Е.Д. Проектирование одежды с использованием ЭВМ. //Швейная промышленность. № 7, 1976, с. 45.
  86. В.А. Краткий обзор боди-сканирования. // Швейная промышленность. № 5, 2003.
  87. Т.Н., Коблякова Е. Б., Ивлева Г. С., Иевлева Р. В. Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии. — М., 2001.
  88. Н. Есть ли проблемы у швейного рынка России? // Fasion Marketing Design. № 19,2007.
  89. С.К., Паршина И. С. Создание размерной типологии населения страны. //Швейная промышленность. № 7, 2005.
  90. Типовые фигуры мужчин. Размерные признаки для проектирования одежды. М., 2005.
  91. ОСТ 17 325−86. Изделия швейные, трикотажные, меховые. Фигуры мужчин типовые. Размерные признаки для проектирования одежды. — М., 1987.
  92. Н.В. Автоматизированное проектирование мужской одежды на фигуры различного телосложения на основе разработки локальных информационных систем. — дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. М., 2001.
  93. А.А. Проектирование машиностроительных чертежей в системе AutoCAD. Екатеринбург, 1993.
  94. О.В. Метод проектирования одежды на основе визуализации внешнего облика заказчика, 2002.
  95. В.В. Методика антропологических исследований. — М., 1925.
  96. Методика морфофизиологических исследований в антропологии. — М., 1981.
  97. Е.А. Конструирование одежды. — М., 2005.
  98. Н. Проект дизайнера одежды — виртуальная трехмерная модель. // В мире оборудования. № 4, 2003.
  99. Е. Б. Основы проектирования рациональных размеров и формы одежды. М., 1984.
  100. А.И., Андреева Е. Г. Конструктивное моделирование одежды. М., 2002.
  101. Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ). Т. 3. Базовые конструкции мужской одежды. — М., 1988.
  102. Единая методика конструирования мужской верхней одежды (ЦОТШЛ).-М., 1979.
  103. М.Л. Конструирование и изготовление мужской верхней одежды беспримерочным способом. — Киев, 1986.
  104. И .Я. Конструирование мужской верхней одежды по индивидуальным заказам. — М., 2005.
  105. Е.Б., Мартынова А. И., Ивлева Г. С. Лабораторный практикум по конструированию одежды с элементами САПР. — М., 1992.
  106. ГОСТ 17 521–72. Типовые фигуры мужчин. Размерные признаки для проектирования одежды.
  107. Е.Г., Волкова Е. К., Черемисина Т. А. Использование проекционных прибавок при проектировании мужской одежды. // Швейная промышленность. № 1, 2008.
  108. С.А. Влияние свойств ткани на выбор конструкции изделия. // Швейная промышленность. № 4, 2000.
  109. .А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное производство). — М., 2004.
  110. Н. Д. Ассортимент костюмных тканей. — М., 2000.
  111. . А., Алыменкова Н. Д., Петропавловский Д. Г. Практикум по материаловедению швейного производства. — М., 2003.
  112. H.A., Амирова Э. К. Материаловедение швейного производства. — М., 2001.
  113. С.А. Совершенствование проектирования изделий, исследование свойств материалов. -М., 1990.
  114. М.А. Автоматизация преобразования и обработки графической информации. — Минск., 1991.
  115. М.Н. Компьютерная графика. М., 2004.
  116. .К. Энциклопедия дизайна и графики на персональном компьютере. — М., 2004.
  117. ГОСТ 19 002–80. Единая система программной документации. Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения. — М., 1980.
  118. Журнал «Монитор», № 16, 2007.
  119. Т.А. Автоматизированное проектирование графических элементов информационного дизайна. С-пб., 2003.
  120. И.П., Маничев В. Б. Основы теории проектирования САПР. М., 1990.
  121. Журнал «Монитор», № 20, 2006.
  122. Е.А. Компьютерная геометрия и алгоритмы машинной графики. С-Пб., 2003.
  123. С.А. Теоретические основы точности геометрического формообразования на основе компьютеров. — Киев., 1991.
  124. М. Графический интерфейс пользователя. Секреты проектирования. М., 1996.
  125. Методические рекомендации по определению экономической эффективности использования новой техники, изобретений и рационализаторских предложений в швейной промышленности. М., 1978.
  126. Н.В. Методическое пособие для расчета экономического эффекта от использования изобретений и рационализаторских предложений. — М., 1985.
  127. В.Н. Анализ экономичности модели одежды. —М., 1989.
Заполнить форму текущей работой