Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование психологической готовности старшеклассников к трудовой деятельности в сельском хозяйстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследованиях Н. И. Крылова /1974, 1979/ рассмотрены взаимосвязь социальных установок и профессиональных намерений учащейся молодежи города и села, выявлены различия в профессиональных намерениях городских и сельских школ, обусловленные социально-экономическими причинами: демографическими — наличие или отсутствие предприятий народного хозяйства, учебных заведений и т. п… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБЩЕЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • I. Проблема психологической готовности к трудовой деятельности
    • 2. Психологические особенности личности и профессионального самоопределения сельских старшеклассников
  • ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
    • I. Уровень готовности учащихся 9−10 классов к труду в сельскохозяйственном производстве
    • 2. Особенности выбора сельскохозяйственного труда в качестве профессии студентами сельскохозяйственного института.. ¦
  • ГЛАВА III. УСЛОВИЯ И ПУТИ НОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНОВОДА
    • I. Комсомольско-молодежный производственный коллектив — важнеипшй фактор формирования психологической готовности старшеклассников к сельскохозяйственному труду
    • 2. Общение старшеклассников и их молодых наставников как способ формирования психологической готовности к сельскохозяйственной деятельности
    • 3. а к л ю ч ение. п Р и л О к ения
  • Б и б л и О графия

Формирование психологической готовности старшеклассников к трудовой деятельности в сельском хозяйстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период развитого социализма одной из главных задач является воспитание у молодежи активно положительного отношения к общественно полезному труду, готовности участвовать в любой социально требуемой деятельности.

Огромна роль советской молодежи в решении задач, поставленных ХХУ1 съездом КПСС и требующих от молодежи большой энергии и постоянного напряжения сил. В современных условиях ликвидации различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, движения нашего общества к социальной однородности большое значение имеют исследования проблем воспитания сельской молодежи, ее подготовки к труду в сельскохозяйственном производстве. Особую актуальность эта проблема приобрела в наши дни в связи с Продовольственной программой, принятой на майском /1982 г./ Пленуме ЦК КПСС — одним из важнейших решений партии по дальнейшему улучшению условий жизни народа.

В речи на XIX съезде ВЛКСМ «Забота об интересах народа — дело чести комсомола» Л. И. Брежнев сказал: «Продовольственная программа сегодня — это и создание необходимых условий для труда и быта молодежи, закрепления ее в сельском хозяйстве». (М.: Политиздат, 1982, с.9). «Центральное место в наших планах, -как отметил в речи на ноябрьском Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов, — занимают меры, связанные с реализацией Продовольственной программы». (Материалы пленума ЦК КПСС /22 ноября 1982/. — М.: Политиздат, 1982, с.12).

В связи с этим особое значение приобретает проблема трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. Важное место в решении данной проблемы уделяется современной сельской школе, одной из социальных функций которой является подготовка учащихся к активному труду в сельскохозяйственном производстве.

Между тем, как показывают многочисленные исследования психологов, социологов, педагогов, значительная часть выпускников сельских школ в своих жизненных планах ориентируется не на работу в сельском хозяйстве, а на дальнейшую учебу в вузах, на работу в городе, что определяет высокий процент миграции молодежи из села в город /А.Е.Голомшток, 1979; П. А. Жильцов, 1980; К. А. Иванович, 1978; Л Д. Кондратьева, 1975; Н. И. Крылов, 1975, 1979; В. Н. Шубкин, 1970, 1976 и др./.

Перед современной сельской школой стоит сложная задача внедрения комплексной системы мероприятий воспитательного характера, направленной на формирование у старшеклассников любви и уважения к сельскохозяйственному труду, людям села, отрешения к овладению сельскохозяйственной профессией. Важное значение решение этой задачи имеет, в частности, для сельских школ Бурятской АССР и Читинской области, основной отраслью которых является животноводство. Например, Бурятия по численности овец занимает одно из первых мест в РСФСР после Ставропольского края, Ростовской и Читинской областей. В хозяйствах республики 55−60 $ денежного дохода получают от овцеводства. А из 9 тысяч работников, занятых в обслуживании овцеводства по республике, у большинства возраст близок к пенсионному.

Реальной основой пополнения отряда сельских тружеников является совершенствование трудового воспитания учащихся, наиболее действенными путями которого являются организация производительного труда школьников, их профессиональная ориентация на сельскохозяйственный труд, формирование психологической готовности старшеклассников сельских школ к сельскохозяйственной деятельности.

Различные аспекты трудового воспитания и обучения сельских школьников, подготовки их к труду освещаются в ряде монографий, сборников, обзорных и проблемных статей. По этим вопросам накоплен значительный материал в арсенале педагогических и социологических исследований 70−80-х годов.

Так, в монографиях известных педагогов П. Р. Атутова /1976/, А. Ф. Ахматова /1974;/" С. Я. Батышева /1974/, П. А. Жильцова /1980/, К. А. Ивановича /1978/, Ф. И. Иващенко /1978/, П.П.Костенкова/1977/, А. А. Шибанова /1970/ и др. раскрываются положения о руководстве формированием жизненного самоопределения школьников, подчеркивается социальная обусловленность выбора профессии, а также рассматриваются содержание, формы и методы подготовки сельских школьников к труду, выбору профессии.

В диссертационных исследованиях М. А. Большаковой /1976/, М. И. Гарипова /1978/, А. М. Сафина /1975/, Н. П. Семыкина /1975/, И. В. Котика /1978/ и др. отмечается, что формирование личности в развитом социалистическом обществе осуществляется наиболее эффективно только при соблюдении комплексного подхода к воспитанию, который предполагает обеспечение единства усилий сельской школы, семьи и общественности в воспитании детей, обеспечении единства целей задач, принципов, форм и методов воспитания, развитие всех сторон комплексного подхода к воспитанию в единстве, взаимосвязи и взаимопроникновении.

Одним из наиболее эффективных направлений совершенствования педагогического руководства подготовкой сельских школьников к труду является более тесная связь обучения и воспитания с общественно-полезным трудом, подготовкой школьников к будничному, повседневному труду, их политехнического обучения в процессе производительного труда. В. А. Сухомлинский специально подчеркивал воспитательный аспект соединения обучения с трудом: «Если обучать воспитанника десять лет, давать ему знания основ наук, а потом, когда он кончил школу, дать ему лопату и сказать: ПА теперь вот будешь работать. Копатьнадо, вот так» , — это будет для него трагедией. Такую трагедию и переживают те выпускники средней школы, духовная жизнь, мысли и чувства которых на протяжении десяти лет были оторваны от жизни, от труда. Подготовка к будничному труду. должна проводиться. по всем линиям жизни воспитанников, и важнейшей из этих линий является сознание, мысль, духовная жизнь". /М., 1959, с.86/.

Данному аспекту посвящены диссертационные работы Е. М. Годунова /1976/, О. Г. Сафроновой /1970/, К. Тыныбекова /1970/, Ш. Т. Тудунова /1971/, А. А. Цыб /1972/, И. Г. Ткаченко /1973/, В. В. Сырбу /1975/, А. Т. Лучинской /1975/ и др.

Обзор педагогических исследований актуальных вопросов формирования готовности школьников к труду вообще и в сфере сельскохозяйственного производства в частности показывает, что их диапазон в 70−80-ые годы расширился.

Существенный вклад в разработку вопросов подготовки школьников к жизни и труду, к выбору профессии вносят советские социологи. Предметом их исследований являются вопросы социальных ролей и перемещений, социальных аспектов выбора профессии, закон перемены труда и сочетания профессий, потребности общества в производственных кадрах и др. В этих исследованиях обнаружено, что старшеклассники в своих планах отдают предпочтение вузовскому образованию" Это социологи объясняют рядом причин, и в частности, «инерцией» учебной деятельности. Отмечается и такой факт: часть старшеклассников переносит выбор своего будущего, выбор профессии на последний год обучения. В исследованиях социологов также обнаружена слабая осведошенность школьников об основных профессиях народного хозяйства, о направлениях развития народного хозяйства /В.Н.Шубкин, 1979/.

Среди работ социологов, посвященных проблеме формирования жизненного самоопределения школьников, необходимо отметить работы И. С. Кона /1967, 1979/. Жизненно-трудовая ориентация старшеклассников, молодежи рассматривается также в работах В.В.Вод-зинской /1968/, Т. Ф. Логвиновой /1976/, Р. Г. Гуровой /1980/ и др.

Огромно значение психологии в решении вопросов совершенствования трудового воспитания и обучения школьников, их профориентации, формирования личности в условиях общественного воспитания.

Успех всей этой работы в большей мере будет зависеть от того, в какой мере психология будет располагать материалами, относящимися не только к мечтам и намерениям подростков, юношей и девушек по поводу их дальнейшего жизненного пути., но и изучит и фактический выбор профессии, его мотивы и источники, удачи и неудачи" , — указывали ведущие советские психологи Г. С. Костюк, А. А. Смирнов, Н. А. Менчинская еще в начале 60-х годов /Вопросы психологии, 1963, № 5, с. II/.

За прошедшие десятилетия психологией сделано очень многое в разработке данной проблемы. По различным аспектам трудового воспитания и обучения школьников, подготовки их к труду появляется ряд серьезных и глубоких публикаций. Фундаментальной основой этих исследований является трактовка общетеоретических вопросов личности в социалистическом обществе в работах А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова и др.

В этих работах подчеркивается определяющая роль общественной деятельности человека, условий общественного воспитания и формирования личности. «Личность есть специфическое человеческое образование, — подчеркивает А. Н. Леонтьев, — которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как и его потребности. личность человека тоже „производится“ — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и его некоторые особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности» /Хрестоматия по психологии. Учебное пособие для студентов пединститута. Под ред. А. В. Петровского. — М., 1977, с.528/.

Развивая идеи П. П. Блонского, Л. С. Выготского об определяющей роли деятельности, условий общественного воспитания в формировании личности, советские психологи в своих работах неуклонно проводили мысль о социальной обусловленности выбора человеком своего жизненного пути. В исследованиях Л. И. Божович /1968, 1972/, К. М. Гуревича /1970/, В. С. Мерлина /1971/, П. М. Якобсона /1969/ и др. подробно рассмотрены природа, механизмы мотивации, показано влияние мотивов на различные виды деятельности человека, взаимная связь мотивов и деятельности, иерархия мотивов и др. вопросы. Представляя внутреннее побуждение к деятельности, обусловленное определенной потребностью, мотив тесно связан с формированием жизненного пути личности, ее поведения.

К.М.Гуревич специально подчеркивает влияние мотивации на формирование профессионально значимых черт и трудового облика человека, его гражданского лица и воспитательный характер этого процесса: «Если у оператора недостаточно чувство ответственноети, то каковы бы не были его психофизиологические данные, он не «обеспечит производительности, а также безопасности работы. С другой стороны, возможно, что работник, не обладающий высокими психофизиологическими показателями, но глубоко осознавший свою ответственность, 'сможет при известном напряжении справиться со своими задачами. Сознание своего долга и чувство ответственности не являются природными, их нужно воспитывать» /ГЛ., 1970, с.128/.

Важным направлением психологических исследований подготовки школьников к труду, выбору профессии является изучение профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность исследовалась рядом авторов на протяжении длительного времени, первоначально — в русле психотехники. С. Г. Геллерштейн /1931/, И. Н. Шпильрейн /1923/, Н. Д. Левитов /1963, 1964/, К. М. Гуревич /1970/, К. К. Платонов /1972/ и другие психологи исследовали различные стороны профессиональной пригодности.

Так, Н. ДДевитов выделил три группы переменных, определяющих профессиональную пригодность: мотивационные компоненты, компоненты квалификации, индивидуально-психофизиологические особенности человека /Детская и педагогическая психология. — М, 1970/. Автор подробно рассматривает критерии и типы профессиональной пригодности, генезис проблемы профпригодности в истории отечественной психологии, дает критическую оценку опыту применения тестов при профотборе, а также анализирует другие аспекты профпригодности.

Рассматривая вопрос о пластичности организма человека и профессиональной пригодности человека к различным видам деятельности, К. М. Гуревич отмечает, что «природные особенности человека обладают громадной, хотя и не безграничной пластичностью. Человек может активно приспособиться к очень многим профессиям и притом с полным удовлетворением. Невелико число тех профессий, которыми человек, обладающий определенными природными данными, не мог бы овладеть» /с.6−7/.

Большой вклад в разработку вопросов подготовки школьников к выбору профессии внесли работы В. В. Чебышевой /1972, 1978/, Э. А. Фарапоновой /1977/, А. Е. Голомштока /1979/, Л. Л. Кондратьевой /1975/, Н. И. Крылова /1973, 1975/, Е. А. Шумилина /1979, 1982/, исследования Е. А. Климова /1974, 1975/ и его сотрудников, посвященные вопросам профинформирования и профконсультирования школьников и учащихся системы профтехобразования.

В исследованиях Э. А. Фарапоновой и ее сотрудников обнаружено, что формирование общетрудовых умений, развитие технического мышления учащихся в значительной степени зависит от типа обучения, от умения анализировать трудовую задачу, ставить цель, организовывать свою деятельность, планировать процесс выполняемой задачи, что в итоге формирует у школьников механизм саморегуляции, способствует лучшему освоению навыков труда и профессиональной деятельности. /Психологические проблемы учебной деятельности. —М., 1977, с.226−229/.

В работах А. Е. Голомштока /1977, 1979/ раскрывается воспитательная концепция профессиональной ориентации в советской школе в сравнении с критикой буржуазных теорий профессионального самоопределения. Основное содержание исследований А. Е. Голомштока раскрывает актуальнейшую проблему — организацию профориентаци-онной работы в школе, которая должна решать задачи формирования целостной, гармонически развитой личности школьника.

Среди последних работ психологов заслуживает внимания монография Е. А. Шумилина «Психологические особенности личности старшеклассника» Д1, 1979/, в которой подробно раскрыто значение формирования устойчивых и обоснованных профессиональных интересов для всей жизни старшеклассника, для его будущегопредставлен конкретный психологический сшел умения старшеклассника самостоятельно строить свои жизненные планы.

В исследованиях Н. И. Крылова /1974, 1979/ рассмотрены взаимосвязь социальных установок и профессиональных намерений учащейся молодежи города и села, выявлены различия в профессиональных намерениях городских и сельских школ, обусловленные социально-экономическими причинами: демографическими — наличие или отсутствие предприятий народного хозяйства, учебных заведений и т. п.- воспитательно-образовательными — уровень общеобразовательной подготовки и др. Автор приходит к выводу, что выбор школьниками будущей профессии представляет собой в первую очередь выбор учащимися своей активной жизненной позиции, тесно связан с нравственным формированием личности. Именно как проблему формирования нравственного облика личности, следует, по мнению Н. И. Крылова, рассматривать весь процесс подготовки учащихся к труду и жизни, выбору профессии.

Заслуживает особого внимания диссертационное исследование К. Е. Дроздовой «Некоторые психологические особенности склонности учащихся к сельскохозяйственному труду и ее проявления» /1969/, выполненное на материале полеводческих бригад сельских школ Ставрополья. Автор рассматривает склонность как один из признаков готовности к труду, определяя ее как «сформированное в процессе воспитания и развития устойчивое свойство личности, определяемое личной значимостью данного вида труда и выражающееся в стремлении заниматься им и в готовности избрать его в качестве основной, ведущей деятельности» /с.41/.

В возрастной и педагогической психологии к настоящему времени накоплены значительные данные, раскрывающие роль и место производительного труда школьников в сельском хозяйстве, в том числе психологическое воздействие на мотивационно-потребностную сферу старшеклассников их работы в ученических производственных бригадах, лагерях труда-отдыха и пр. Однако мало изученными остаются вопросы взаимодействия, взаимовлияния ученических производственных бригад и бригад взрослых тружеников, прежде всего взаимодействия и взаимовлияния школьных и совхозно-колхозных комсомольско-молодежных коллективов, что и определило предмет нашего исследования.

В качестве гипотезы были приняты следующие предположения: а/ сфоршрованность ответственного отношения к любой деятельности, полезной обществу, обеспечивает устойчивую психологическую готовность выпускников школ к конкретной профессиональной деятельностиб/ комсомольско-молодежные производственные коллективы оказывают наиболее эффективное влияние на ориентацию выпускников сельских школ на труд в сельском хозяйстве в силу психологических особенностей взаимодействия молодежи юношеского возраста.

Восемнадцати-двадцатитрехлетние комсомольцы-производственники имеют возможность оказывать действенное влияние на пятнад-цати-семнадцатилетних старшеклассников, находящихся с ниш в одном периоде онтогенеза /юношеский возраст/, но на разных его этапах /первый и второй/, что определяет и общие способы их социального мышления, восприятия явлений и процессов, отношения к людям, к обществу. Их сближают и относительно общие интересы. Сами недавно окончившие школу, молодые производственники хорошо знакомы со школьной жизнью, ее особенностями и традициями. Вместе с тем они уже реализовали проблему выбора жизненного путииные продолжают учебу без отрыва от производства, большинство из них имеет значительный трудовой стаж, что определяет их влияние на старшеклассников, стоящих перед проблемой жизненного выбора.

Целью исследования явилось выявление условий и факторов, определяющих становление и развитие психологической готовности старшеклассников к труду в сельскохозяйственном производстве.

Поставленная цель определила задачи исследования:

1. Раскрыть факторы, способствующие формированию психологической готовности старшеклассников к любой общественно полезной деятельности.

2. Изучить условия становления и развития психологической ориентации, установки старшеклассников на труд в сельскохозяйственном производстве.

3. Определить роль комсомольско-молодежных производственных коллективов в формировании устойчивой психологической готовности школьников-старшеклассников к трудовой деятельности.

Исследование этих задач потребовало рассмотрения комплекса конкретных вопросов, связанных: а/ с уточнением психологических особенностей юношеского возрастаб/ с рассмотрением специфики общения в коллективе, особенностей взаимоотношений школьного и производственного коллективов.

Объектом исследования явились, во-первых, старшеклассники сельских школ /учащиеся 9−10 классов/- во-вторых, молодые животноводы — члены комсомольско-молодежных производственных коллективов Бурятской АССР и Читинской области и их наставники' -опытные чабаныв-третьих, студенты Бурятского сельскохозяйственного института г. Улан-Удэ.

Методологическую основу исследования составляет марксистоко-ленинское учение о роли общественно полезного труда в процессе формирования человека как личности.

В качестве исходных положений выступают идеи Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других советских психологов о деятельностной сущности формирования человека как личности, его конкретно-исторической природе.

Формирование психологической готовности старшеклассников к трудовой деятельности автор рассматривает как часть общей проблемы формирования личности растущего человека, прежде всего его потребности в любой общественно необходимой деятельности. Эта интегральная потребность личности нового человека развивается в процессе целенаправленно организуемой общественно полезной деятельности /Д.И.Фельдштейн/, создающей возможности формирования определенных необходимых социалистическому обществу отношений.

В ходе исследования был использован комплекс методов, применение которых основывается на установлении объективных и субъективных показателей психологической готовности к деятельности: I/ анализ специальной литературы- 2/ изучение документации /личные дела, характеристики и пр./- 3/ анкетирование, опросники, интервью, беседы со старшеклассниками и их молодыми наставниками- 4/ включенное наблюдение за учащимися во время трудовой деятельности- 5/ создание специальных экспериментальных ситуаций, направленных на выявление оптимальных условий формирования психологической готовности старшеклассников к сельскохозяйственной деятельностиб/ метод групповой оценки коллективной деятельности- 7/ профессиография.

Научная новизна исследования состоит в том, что изучено взаимодействие школьного и комсомольско-молодежного производственного коллективов, влияние комсомольско-молодежного производственного коллектива на формирование у старшеклассников устойчивой психологической готовности к труду в сельском хозяйствеопределены психологические особенности взаимодействия, взаимовлияния вышеназванных типов юношеских коллективов.

Практическая значимость. В результате проведенного исследования разработана и апробирована в массовом опыте система организации общения школьного и комсомольско-молодежного производственного коллективов как важнейшее условие формирования психологической готовности старшеклассников к сельскохозяйственной деятельностивыявлены значимые особенности животноводческого труда, учет которых оказывает существенное воздействие на развитие психологической готовности юношества к труду в этой сфере сельскохозяйственного производства.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась комплексным применением разнообразных методов исследования, а также применением при обработке результатов исследования методов математической статистики".

Апробация работы. Данное диссертационное исследование является частью комплексной программы «Совершенствование совместной деятельности семьи, общественности, производственных коллективов и сельской школы по трудовой, политехнической подготовке и профориентации учащихся», разрабатываемой Бурятским государственным педагогическим институтом имени Д. Банзарова в 1981;85 гг.

Об итогах исследования автор докладывал на Всесоюзных конференциях «Психологические аспекты повышения эффективности трудовой и учебно-воспитательной деятельности» в г. Новосибирске /май 1981 г./, «Психология учебной деятельности школьников» в г. Туле /сентябрь 1982 г./, а также на педагогических совещаниях.

Школ Бурятской АССР и Читинской области, научно-практических конференциях преподавателей Бурятского пединститута.

Структура работы: введение, три главы, заключение, приложения и список использованной литературы.

В первой главе «Общее и специфическое в формировании психологической готовности к трудовой деятельности» дан анализ психологической литературы по проблеме готовности к деятельности, по вопросам психологических особенностей становления и развития готовности юношества к труду в обществе, раскрыты психологические особенности важнейших качеств личности старшеклассника сельской школы. При этом особо выделены некоторые особенности животноводческого труда, оказывающие определенное воздействие на развитие тех психических процессов и функций, которые отвечают требованиям данного вида труда.

Во второй главе изложены результаты констатирующего эксперимента по определению уровня психологической готовности старшеклассников сельских школ к труду в сельском хозяйстве, рассмотрено воздействие факторов и условий формирования психологической готовности к трудовой деятельности /ПГТД/, в том числе мотивы отношения к этой деятельности /понимаемые, знаемые, реально действующие/.

Также выявлена роль сельской школы в выборе профессии студентами сельскохозяйственного института, мотивация выбора ими сельскохозяйственной профессии как основного вида деятельности.

В третьей главе на основе данных формирующего эксперимента раскрыто определяющее значение специального построения системы многоплановой деятельности старшеклассников сельских школ при целенаправленной организации их общения с производственниками, влияние этого на устойчивый выбор юношеством сферы труда в сельском хозяйстве /переход «понимаемых» мотивов в «реально действующи^/- дана психологическая характеристика комсомольско-моло-дежного производственного коллектива и его воздействие на формирование готовности старших школьников к трудовой деятельности в сельском хозяйстве.

— 124 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Решения ХХУ1 съезда КПСС по дальнейшему совершенствованию сельского хозяйства, Продовольственная программа, принятая на майском /1982 г./ Пленуме ЦК КПСС, поставили на новую высоту проблемы, связанные с трудовым воспитанием и обучением сельских школьников, проблемы сельской школы, одной из основных функций которой является формирование у своих питомцев готовности к общественно-полезной деятельности в сельскохозяйственном производстве.

Актуальность этой проблемы определила выбор нашего исследования, из результатов которого вытекает, что:

1. Устоявшееся в последние два десятилетия противоречие между профессиональной ориентацией сельских старшеклассников и реальными потребностями села в представителях основных сельскохозяйственных профессий требует совершенствования работы сельской школы по одному из важнейших аспектов трудового воспитания учащихся — связи школы с производственными коллективами сельского хозяйства, как наиболее эффективной формы организации производственного труда школьников.

2. Психологический анализ названного противоречия выявил одну из. основных причин миграции сельской молодежи из села в город, нежелания ее работать в сельском хозяйстве (.помимо ряда причин, выявленных в социологических исследованиях) — наличие «психологического барьера» в ориентации юношей и девушек на сельскохозяйственный труд из-за недостаточной сформированноети у них психологической готовности к этой деятельности.

3. Материалы констатирующего эксперимента показали наличие у большинства старшеклассников сельской школы низкого уровня.

ПГТД в сельском хозяйстве, что обусловлено принижением общественной значимости сельскохозяйственного труда, наличием негативного эмоционального отношения к выполнению сельскохозяйственной деятельности, отсутствием активного познавательного интереса к определенному виду сельскохозяйственной деятельности, устойчивой установки на сельскохозяйственный труд, малым процентом выбора сельскохозяйственной профессии в качестве ведущей жизненной деятельности. Все эти компоненты структуры психологической готовности к трудовой деятельности, а также низкий уровень общетрудовых умений и навыков, связанных с определенным видом сельскохозяйственной деятельности /" Не смогу работать в животноводстве, т.к. не знаю, что и как делать, не представляю даже." /, незнание своих возможностей и способностей в связи с требованиями данной профессии /" Боюсь идти в животноводство, потому что не знаю, справлюсь ли, не верю в свои силы." / и др. — результат слабой связи сельской школы с производственными единицами села.

4. Педагогические коллективы многих сельских школ в основном недостаточно творчески относятся к проведению профориентационной работы с учащимися, мало совершенствуют существующие ее формы и методы.

Характерно, что на протяжении десяти лет в стране работают комсомольско-молодежные производственные коллективы, роль которых особенно ощутима в развитии сельского хозяйства. 45 тысяч КМК работают в животноводстве. По данным исследований, в КМК выше производительность труда, из каждых 100 членов более 98 учатся или занимаются общественной работой, 35 — являются ударниками коммунистического труда. Среди членов КМК значительно реже встречаются нарушения общественного порядка, трудовой дисциплины. /Ромашов О .В., Нестеров А. И., 1980/. Так, членами комсомол ьско-молодежных овцеводческих бригад, исследованных нами /КМОБов/, изученных в процессе данного исследования, в основном являются выпускники местных сельских школ, а, между тем, связь между ними и старшеклассниками большинства сельских школ почти отсутствует.

5. Проведенная экспериментальная работа по организации взаимодействия, общения школьных и комсомольско-молодежных производственных коллективов полностью подтвердила нашу гипотезу о том, что влияние молодых производственников /в данном случае — животноводов/ является решающим в формировании психологической готовности старшеклассников к труду в сельскохозяйственном производстве в силу психологических особенностей данного обследования: возрастной близости общающихся сторон, общности их интересов, идентичности их восприятия явлений окружающей действительности, отношения к людям и т. д. Именно взаимодействие школьных и комсомольско-молодежных производственных коллективов, работающих в сельском хозяйстве, способствует становлению и развитию «понимаемых мотивов» выбора сельскохозяйственных профессий старшеклассниками, превращению их в «реально действующие мотивы», качественному развитию мотивационно-потребностной сферы личности старших школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч. 2-е изд., т.4, с.419−459.
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544.
  3. К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23.
  4. К. Размышления юноши при выборе профессии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.40, с.3−7.
  5. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т.18, с.7−384.
  6. В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр.соч., т.36, с.165−208.
  7. В.И. Карл Маркс, Полн.собр.соч., т.26, с.43−93.
  8. В.И. Задачи Союзов молодежи. Полн. собр. соч., т.41, с.298−318.
  9. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 199 144 с.
  10. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.- 223 с.
  11. Постановление майского /1982 г./ Пленума ЦК КПСС «0 проекте продовольственной программы СССР на период до 1990 года" — Правда 1982, 25 мая.
  12. Материалы пленума ЦК КПСС /22 ноября 1982 г./ М.: Политиздат, 1982.-30с.
  13. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» Правда, 1963, 6 июля.
  14. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. Правда, 1977 29 декабря.
  15. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. — 62 с.
  16. Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. В 5-ти т. М., 1976.
  17. Л.И. Молодым строить коммунизм. — М.: Политиздат, 1978. — 736 с.
  18. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Из-во Ленингр. у-та, 1968. — 338 с.
  19. К.А. Выбор профессии учащимися средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.:1952. — 15 с.
  20. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.:19б8. — 251 с.
  21. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 1976. — 192 с.
  22. А.Ф. Формирование интереса к труду в сельскохозяйственном производстве. Горький, Волго-Аятское кн. из-во, 1974. — 192 с.
  23. С.Я. Основы педагогической деятельности наставника. М.: Знание, 1977. — 63 с.
  24. С.Я. Трудовая подготовка школьников в условиях научно-технической революции, М.: Знание, 1974. — 96 с.
  25. Л.К. Комплексный подход к проблемам коммунистического воспитания. Советская педагогика, 1978, № 5, с.7−13.
  26. А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Из-во Ленингр. ун-та, 1965, — 123 с.
  27. П.П. Избр. пед. и псих, произв. в 2-х т. М., 1979, т. I — 304 е., т.2 — 399 с.
  28. П.П. Трудовая школа. В кн.: Блонский П. П. Избр. пед. и психолог, пр-я в 2-х т., т.1. М., 1979, с.86−164.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. — 484 с.
  30. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., Педагогика, с.7−39.
  31. В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Авто-реф. дис.. канд. психол. наук. М., 1976. — 21 с.
  32. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  33. Ю.П. Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средних школ. Дис.. канд. псих.наук. — Ярославль, 1971. — 240 л.
  34. А.В. Воспитание психологической готовности к труду. Народное образование, 1962, № 2, с.51−61.
  35. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973, — 288 с.
  36. Л.С. Развитие высших психических функций. -М.: Изд. АПН РСФСР, I960. 500 с.
  37. Ю.А. Современная миграция населения и проблема трудовых ресурсов Читинской области. Дис. канд. геогр.наук. — Л., 1969. — 310 л.
  38. Н.М. Формирование готовности старшеклассников к сельскохозяйственному труду. Дис.. канд.пед.наук. — М., 1974. 186 л.
  39. Ф. Исследование мобилизационной готовности спортсменов перед выполнением спортивного действия. Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1967. — 22 с.
  40. С.Г. Проблема психологии профессий в системе советской психотехники. М.-Л.: Огиз. — Гос. соц. экон. изд., 1931. — 31 с.
  41. Й.С. Психологический анализ наставничества и его роли в профессиональном становлении выпускников школы. Дис. канд.псих.наук. — Киев, 1977. — 158 л.
  42. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
  43. К.М. Психологическая пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 271 с.
  44. К.М. Психология труда в десятой пятилетке. -Вопросы психологии, 1976, Ш 6, с.20−33.
  45. К.М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. М.: Высшая школа, 1966. — 63 с.
  46. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  47. В.В. Проблемы общей и возрастной психологии. -Вопросы психологии, 1976, № 4, с.6−16.
  48. В.В. О связи современной психологии с педагогической практикой. Вопросы психологии, 1978, Ш 5, с.12−18.
  49. Дальнейшее совершенствование народного образования в свете новой Конституции СССР и психологическая наука. Вопросы психологии, 1978, № 2, с. З-Н.
  50. С.А. Взаимодействие школьных и производственных комсомольских организаций в процессе подготовки старшеклассников к труду /на материале НРБ/: Дис. канд.пед.наук. -М., 1980. 185 л*
  51. К.Е. Некоторые психологические особенности склонности учащихся к сельскохозяйственному труду и ее проявления. Дис. канд.псих.наук. — Ставрополь, 1969. — 286 л.
  52. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, из-во БГУ, 1976. — 175 с.
  53. С.М. Подготовка учащихся к сельскохозяйственному1. Автореф. труду как социально-педагогическая проблема. дис. д-ра пед. наук. — М., 1980. — 45 е.
  54. П.А. Воспитательная работа в сельской школе. -М.: Просвещение, 1980. 175 с.
  55. В.И. Из школы в жизнь. — М.: Просвещение, 1977. — 176 с.
  56. Л.И. Система профессиональной ориентации учащихся сельской средней школы. Дис. канд.пед.наук. — Рига, 1968.- 369 л.
  57. В.И. Психологические основы выбора профессии.- Мн.:Нар.асвета, 1978. 112 с.
  58. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука, 1966. — 114 с.
  59. К.А. Совершенствование трудового обучения в сельской школе. M. s 1978. — 37 с.
  60. Ф.И. Сельскохозяйственный труд старших школьников. Mh. s Нар. асвета, 1978. — 127 с.
  61. С.Н. Молодежь в социальной структуре развитого социалистического общества: Автореф. дис. доктора фи-лос.наук. Л., 1974. — 40 с.
  62. Информационно-поисковая система «Профессиография».1. Л., 1972. 7 с.
  63. Н.П. Воспитание у учащихся сельской школы сознательного отношения к выбору профессии. Дис. канд.пед.наук.- М.: 1968. 316 л.
  64. В.И. Совершенствование системы социально-профессиональной ориентации сельской учащейся молодежи в условиях развитого социализма. Дис. канд.филос.наук. — М.: 1979. — 172 л.
  65. Е.А. Путь в профессию. Л.: Лениздат, 1974. -190 с.
  66. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  67. Л.П. Профессиональная ориентация учащихся сельской средней школы в процессе политехнического трудового обучения. Дис. канд.пед.наук. — Минск, 1968. — 222л.
  68. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 383 с.
  69. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  70. Л.Л. Психологические вопросы профессиональной ориентации. Вопросы психологии, 1975, № I, с.133−136.
  71. А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе. М.: Педагогика, 1979. — 174 с.
  72. Д.Л. Динамика профессиональной ориентации молодежи Сибири. М.: Наука, 1977. — 172 с.
  73. П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду. М.: Просвещение, 1977. — 207 с.
  74. Я.В. Исследование условий воспитания у школьников любви к сельскохозяйственному труду. Дис.канд.пед.наук. -Киев, 1978. — 180 л.
  75. Н.К. Пед.соч. в 10-ти т. М.: Из-во АПН РСФСР, 1959.
  76. Н.К. О профессиональной ориентации школьников: Сборник статей. М.: Просвещение, 1965. — 47 с.
  77. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  78. Н.И. Профессиональные намерения и социальные установки учащейся молодежи. В кн.: Проблемы социальной психологии. М., 1971, с.128−135.
  79. Н.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи как проблема нравственного воспитания. Вопросы психологии, 1973, № I, с.69−75.
  80. Н.И. Социальные установки старшеклассников городских и сельских школ при выборе будущей профессии. В кн.: Психологические особенности выпускников средней школы и учащихся профессионально-технических училищ. М., 1974, с.49−70.
  81. А.А. Исследование проблемы политехнической трудовой подготовки и профессиональной ориентации молодежи /на материале Эстонской ССР/. Таллин, Валгусс, 1975. — 314 с.
  82. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Из-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
  83. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  84. А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 219с.
  85. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. -337 с.
  86. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1964. — 487 с.
  87. С.Н. Методы психологического анализа профессиональной деятельности. Л.: 1973. — 47 с.
  88. Липпман 0. Выбор профессии, пер. с нем. М.: Мысль, 1925. — 34 с.
  89. Личность и труд. Под ред. К. К. Платонова. М.: Мысль, 1965. — 365 с.
  90. Т.Ф. Социальные и социально-психологические факторы развития профессиональной ориентации сельской молодежи.- Дис.канд.филос.наук. М., 1976. — 156 л.
  91. .Ф. О состоянии и перспективах развития психологической науки в СССР. Вопросы психологии, 1977, № 5, с.9−24.
  92. А.С. Соч. в 7 т. М.: Из-во АПН РСФСР, I960.
  93. А.С. Трудовое воспитание. /Сост. Л. Ю. Гордин.- Мн.: Нар. асвета, 1977. 256 с.
  94. А.К., Фарапонова Э. А., Янотовская Ю. В. Всесоюзный съезд психологов. Вопросы психологии, 1978, te I, с.176−185.
  95. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1969. 376 с.
  96. И.В. Проблемы профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Съюпера. Вопросы психологии, 1975, й 5, с. НО-122.
  97. А.В. О воспитании старшеклассников, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  98. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. — 170 с.
  99. A.M. Совместная работа школы и базовых предприятий по профессиональной ориентации старшеклассников и ее влияние на формирование их личности. Дис. канд.пед.наук. -Иркутс, 1972. — 230 л.
  100. Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов /Под ред. проф. А. В. Петровского, 2-е изд., доп. и перераб. М.:1. Просвещение, 1976. 479 с.
  101. .Д. Социально-психологический климат коллектива. Л.: Наука, 1981. — 192 с.
  102. А.Л. Производственный коллектив и школа. Советская педагогика, 1973, № 8, с.28−36.
  103. А.В. История советской психологии. М.: Просвещение, 1967. — 368 с.
  104. Ю.П. Роль нравственного идеала в формировании жизненных планов школьной молодежи: Автореф. дис. канд. фи-лос.наук. Свердловск, 1969. — 23 с.
  105. И.Б. Совместная деятельность школьного и производственного коллектива в современных условиях. Советская педагогика, 1974, й 6, с.14−22.
  106. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1972. — 264 с.
  107. Подготовка сельских школьников к жизни и труду /Под ред. К. А. Ивановича. Алма-Ата, Мектеп, 1970. — 128 с.
  108. Проблемы профориентации и профконсультации в школе. -М.: Просвещение, 1969. 351 с.
  109. Психологические особенности выпускников средней школы и профессионально-технических училищ: Сб. трудов МОПИ им. Н. К. Крупской. М., 1974. — 155 с.
  110. Психологические проблемы трудовой деятельности, трудового обучения. Ставрополь, 1974. — III с.
  111. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 70 с.
  112. С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: Из-во АПН СССР, 1959. 354 с.
  113. ИЗ. Русалинова А. А. Взаимоотношения в производственномколлективе и их совершенствование. Л»: Из-во «Знание» РСФСР, Ленингр. орг., 1977. 12 с.
  114. А.А. Применение метода групповых оценок в социально-психологических исследованиях. Ученые записки ЛГУ, 1971, серия «Психология», вып.4, № 365, с.22−27.
  115. А.А. Изучение социально-психологического климата в первичных производственных коллективах. В кн.:Со-циально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М., Наука, 1979, с.117−134.
  116. С.Р. Воспитание подростков в семье и школе на народных трудовых традициях /на материале Агинского Бурятского автономного округа/. Дис. канд.пед.наук. — М., 1975. -199 л.
  117. Ю.Р. Город и деревня как факторы жизненной ориентированности молодежи. В кн.: Город как среда жизнедеятельности человека. Тезисы докладов П-ой научной конференции социологов Прибалтики. — Вильнюс, 1981, с.10−13.
  118. О.Г. Пути ориентации учащихся сельских средних школ на сельскохозяйственные профессии. Дис. канд.пед.наук. М., 1970. — 320 л.
  119. Н.П. Профессиональная ориентация учащихся на сельскохозяйственный труд. Дис. канд.пед.наук. — М., 1975. -191 с.
  120. Т.Ф. Совершенствование системы профориентации учащихся в условиях взаимосвязи школы, семьи, общественности и производства. Дис. канд.пед.наук. — М., 1977. — 185 л.
  121. М.Н. Роль классного руководителя в подготовке старшеклассников к труду. Советская педагогика, 1958, № 9,с.13−21.
  122. А.А. Психология профессий. М.: Раб. просвещение, 1927. — 135 с.
  123. А.А. 0 психологической подготовке к труду. Вопросы психологии, 1961, № I, с.21−34.
  124. Л.Ф., Зайцев Е. С. Трудовое воспитание в сельской школе. М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
  125. А.И. 0 психологическом проявлении основных свойств нервной системы в трудовой деятельности. Вопросы психологии, 1970, Ш 4, с.15−22.
  126. В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 439 с.
  127. В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. — 239 с.
  128. В.А. Методика воспитания коллектива. -М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  129. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 196I, — 535 с.
  130. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. -м.2 Мысль, 1975. 198 с.
  131. Трудовое и производственное обучение в сельской школе. Калуга, 1972. — 185 с.
  132. Трудовое обучение и профориентация в сельской школе Бурятии. Улан-Удэ, 1975. — 48 с.
  133. Ш. Т. Трудовое воспитание старшеклассников сельской средней школы на основе соединения обучения с трудом в овцеводстве. Дис. канд.пед.наук. — М., 1971. — 217 л.
  134. К. Педагогические основы ориентации сельских школьников на сельскохозяйственные профессии: Автореф. дис. канд.пед.наук. Фрунзе, 1970. — 27 с.
  135. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  136. А.А. Избранные труды. Л.: Наука, 1973. -- 588 с.
  137. Ю.В. Психологические концепции профессиональной ориентации в США. Дис. канд.псих.наук. — М., 1972. — 227 л.
  138. Фарапон’ова Э.А., Чернышова Г. В. Формирование общественных мотивов трудовой деятельности у младших школьников.
  139. В кн.: Психологические проблемы учебной деятельности школьников. М., 1977, с.226−229.
  140. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. -224 с.
  141. Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978. — 45 с.
  142. П. Экспериментальный метод. В кн.: Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1966, с.99−156.
  143. Цыб А. А. Трудовое обучение и воспитание учащихся как средство подготовки кадров массовой квалификации для сельскогохозяйства. Дис. канд.пед.наук. — Новосибирск, 1972. — 276л.
  144. И.И. Труд. М.: Наука, 1973. — 588 с.
  145. В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
  146. В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду. Вопросы психологии, 1978, № 2, с. 12−22.
  147. Человек и профессия. /Под ред. Е. А. Климова. Л.: Лен-издат, вып.1, 1975. — 160 е.- вып.2, 1977. — 157 с.- вып. З, 1978. — 152 с.
  148. Н.А. Психологическая подготовка старшеклассников к сознательному выбору профессии. Дис. канд.пед.наук.- Ярославль, 1969. 283 л.
  149. Школа и выбор профессии./Под ред. А. Е. Голомштока и др.- М.: Просвещение, 1969. 239 с.
  150. Школа и сельское хозяйство./Под ред. Ивановича К. А. и Шибанова А. А. М.: Педагогика, 1974. — 368 с.
  151. И.Н. Трудовой метод изучения профессий: Сборник. М., 1925. — 15 с.
  152. В.Н. Социологические опыты: Методологические вопросы социальных исследований. М.: Мысль, 1970. — 228 с.
  153. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
  154. Е.А. Возрастные особенности подростков и юношей. М., 1976. — 34 с.
  155. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 320 с.
  156. Cah4ei /I. Personaii^y a n.
  157. С. CJ. Fduc. P<>y<*b{ooy. -Vol. 52, J.
  158. Аире/*. l/ocxi^cofzzY ffeve1. A trie жзл/ лезеа.*1. V.Y., /95 $.
Заполнить форму текущей работой