Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профилактика дезадаптации первокурсников вуза посредством развития психической флексибильности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе реализации программы развития психической флексибильности, участники группы получили навыки адекватного целеполагания, самопонимания, самопринятия и саморегуляции, учились понимать собственные ценности и интересы, приходили к осознанию собственной уникальности, учились жить, прогнозируя перспективу собственной жизни, осваивая конструктивные способы общения и поведения, основанные… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКА
    • 1. 1. Проблема психического здоровья студентов-первокурсников
    • 1. 2. Концепции психической адаптации и ее нарушений и проблема развития здоровой личности
    • 1. 3. Феноменология и содержание понятия психическая флексибильность
    • 1. 4. Психическая флексибильность в структуре личности, адаптирующегося первокурсника
  • ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛА И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Теоретико-методологические основы и общая характеристика выборки исследования
    • 2. 2. Этапы исследования
    • 2. 3. Цели и задачи экспериментальной программы
    • 2. 4. Обоснование экспериментальной программы профилактики дезадаптации студентов-первокурсников посредством развития психической флексибильности
    • 2. 5. Методы экспериментально-психологического исследования
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Состояние адаптации и психической флексибильности студентов-первокурсников
    • 3. 2. Изучение взаимосвязи психической флексибильности и психической адаптации
    • 3. 3. Динамика показателей в процессе исследования
    • 3. 4. Изучение интенсивности и направленности изменений в ходе реализации программы профилактики дезадаптации посредством развития психической флексибильности

Профилактика дезадаптации первокурсников вуза посредством развития психической флексибильности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время для разностороннего развития личности, требуется образование в направлении придания личности высокого динамизма и оптимальной социальной активности, самоактуализации и благополучной адаптации, содействующих в своей совокупности потенцированию резервов здоровья (Семке В.Я., 2001). При этом профессиональная успешность может быть обеспечена готовностью человека, адекватно реагировать на изменяющиеся условия жизненедеятельности, способностью понять и принять новые условия и требования социальной и профессиональной среды, постоянно повышая свою компетентность в профессиональном и личностном пространстве.

Успешное решение задач по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров должно быть тесно связано с укреплением и охраной здоровья, так как здоровье является непременным условием личностного развития, успехов в учебе и последующей профессиональной эффективности.

В процессе перехода от системы школьного обучения к системе обучения в вузе происходит усложнение интерперсональных отношений, повышение требований, предъявляемых обществом к личности.

Заяц Н.М., 2004). Это приводит к развитию дезадаптационных расстройств, более чем у 30% первокурсников (Горулев П.С., 2003), нарушению психического здоровья в виде пограничных нервно-психических заболеваний (Кабанов М.М., 1985; Агаджанян Н. А., Руженкова И. В., Старшинов Ю. П., 1997; Голдобина О. А., 2004). В связи с этим максимальную актуальность приобретают вопросы психогигиены и профилактики дезадаптации.

Особое значение приобретает значимость профилактической работы в условиях Сибири и Дальнего Востока в связи со специфическими особенностями данного региона, такими как суровый климат, определенное отставание в развитии социальной инфраструктуры, высокий уровень миграции (Залевский Г. В., Красик Е. Д., 1986; Семке В. Я., Аксенов М. М., 1996).

Предупреждение дезадаптационных расстройств предусматривает необходимость своевременного проведения исследований, направленных на выявление личностных ресурсов обучающихся, а также условий и факторов, способствующих их оптимальному взаимодействию с требованиями обучения в вузе.

Анализ психологической литературы позволяет сделать вывод о том, что одним из личностных ресурсов, содействующих профилактике дезадаптации, является психическая флексибильность, обеспечивающая готовность, адекватного реагирования на новые жизненные ситуации и тем самым способствующая сохранению психического здоровья (Залевский Г. В., 1976, 1993; Бохан Т. Г., 1996; Галажинский Э. В., 1996; Залевский В. Г., 1999; Петрова В. Н., 1999; Левицкая Т. Е., 2002; Макаренко О. В., 2003).

Вопросы роли и места психической флексибильности как личностного ресурса адаптации людей, находящихся на стадиях выбора и освоения профессиональной деятельности, разработаны недостаточно (Залевский В.Г., 1999). То же можно отметить и в отношении комплексных психокоррекционных программ, учитывающих механизмы и возможности развития психической флексибильности, индивидуальные особенности личности, а также особенности проявления в первые годы студенчества (Калитиевская Е.Р., Ильичева В. И., 1990; Барлас Т. В., 1994).

Цель исследования: выявление возможностей профилактики дезадаптации первокурсников вуза посредством развития их психической флексибильности.

Гипотеза: успешность адаптации студентов-первокурсников возрастает в условиях применения программы развития психической флексибильности.

Задачи:

1.Определить теоретико-методологические основания психической флексибильности как ресурса адаптации и психического здоровья личности первокурсника вуза.

2. Изучить особенности проявления психической флексибильности первокурсников вуза во взаимосвязи с состоянием их психической адаптации.

3. Разработать и апробировать научно обоснованную программу развития психической флексибильности.

4. Оценить степень влияния повышения уровня психической флексибильности на состояние адаптации первокурсников.

Объект исследования: проблема дезадаптации первокурсников в условиях высшей школы.

Предмет исследования: профилактика дезадаптации первокурсников вуза в условиях применения программы развития психической флексибильности.

Теоретико-методологическими основаниями исследования являются: Системный структурно-уровневый подход к пониманию личности, поведения и деятельности сформулированный К. К. Платоновым (1986), М. С. Роговиным и Г. В. Залевским (1988).

Теории личности, деятельности и мышления, разработанные в трудах C. JI Рубинштейна (1946), JI.C. Выготского (1960), В. Н. Мясищева (1960), Узнадзе Д. Н. (1966), Б. Г. Ананьева (1968), А. Н Леонтьева (1975).

Положения о психической флексибильности, как личностном интегративном качестве, проявляющемся в способности изменения программы поведения в целом, или ее отдельных элементов в связи с объективной необходимостью при разной степени осознания и принятия этой необходимости, сформулированные в трудах Г. В. Залевского (1993, 2004).

Концепции «предболезни» (Семичов С.Б., 1987) и динамической оценки состояния здоровья (Березин Ф.Б., 1988), положения о донозологических и пограничных нарушениях (Семке В.Я., 2.001).

Методы исследования: беседа, тестирование, опрос, развивающий эксперимент, методы математической статистики: корреляционный анализ по Спирмену, критерий Манна-Уитни, критерий Вилкоксона.

Научная новизна исследования.

Впервые разработана и апробирована программа профилактики дезадаптации первокурсников посредством развития психической флексибильности как свойство личности и как состояния на реактивном и активном уровнях. При этом психическая флексибильность развивалась с ориентацией как на прямое — прицельное, так и на опосредованное воздействие, через факторы, косвенно влияющие на нее.

Разработанная нами программа построена с учетом логики системного анализа, определяющего развитие человека с точки зрения неразрывной связи и взаимообусловленности организма, личности и социального окружения. При этом впервые реализован индивидуализированный путь профилактики психической дезадаптации в зависимости: а) от особенностей нарушения системы отношенийб) от представленности психической флексибильности в структуре личности как формально-динамической, так и содержательной характеристикив) от уровня развития психической флексибильности на уровне средств и на уровне целей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— подтверждена значимость структурно-уровневого и акционального подходов в качестве теоретико-методологического основания психической флексибильности как ресурса адаптации и психического здоровья личности первокурсника вуза;

— обоснована целесообразность применения типологического подхода к развитию психической флексибильности;

— обозначена роль флексибильности на уровне целей в качестве ресурса аллопсихической адаптации, а флексибильности на уровне средств в качестве ресурса интрапсихической адаптации.

Практическая значимость исследования:

1. Разработанная диагностическая программа может быть использована для скринингового исследования первокурсников вузов и выделения групп риска по возникновению психической дезадаптации.

2. Применение программы развития психической флексибильности, способствует профилактике дезадаптации и укреплению психического здоровья личности, находящейся на начальном этапе получения высшего профессионального образования.

3. Предложенные в рамках данного исследования программы нашли свое применение в процессе профессиональной подготовки психологов Амурского государственного университета в практических учебных занятиях по дисцеплинам: «Общий психологический практикум», «Клиническая психология», «Основы психотерапии», «Психология здоровья», «Введение в профессию».

4. Полученные результаты применяются кураторами первых курсов с целью оказания содействия первокурсникам в освоении нового образа жизни, обусловленного обучением в вузе.

База исследования: в исследовании принимали участие студенты-первокурсники Амурского государственного университета факультетов: социальных наук, математики и информатики, инженерно-физического в количестве 216 человек.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психическая флексибильность как свойство личности и как состояние может выступать в качестве ресурса адаптации первокурсников к новому образу жизни, в зависимости от уровня представленности в структуре их личности.

2. Повышение успешности адаптации первокурсников в новой ситуации социального развития возможно в условиях использования специальной программы, развивающей психическую флексибильность как свойство личности и как состояние на реактивном и активном уровнях.

3. Структура программы профилактики дезадаптации первокурсников, посредством развития психической флексибильности, должна предусматривать два типа воздействия, ориентированных: а) на прямое — прицельное воздействие на психическую флексибильностьб) на опосредованное воздействие, через факторы косвенно влияющие на нее.

Апробация данных исследования.

Основные теоретические положения и эмпирические результаты диссертационного исследования были представлены на следующих конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьесохраняющее образование в условиях личностно-ориентированной модели» (Красноярск, 2001), международной конференции «Открытое образование и его роль в развитии местных сообществ» (Благовещенск, 2002) — международных научно-практических конференциях: «Современные технологии образования и воспитания в высшей школе» (Благовещенск, 2002), «Психологическое здоровье учащихся» (Благовещенск, 2003), «Физическая культура, спорт, здоровье: проблемы, ценности, решения» (Благовещенск, 2004) — международной научной конференции «Россия и Китай на международных рубежах» (Благовещенск, 2003), на Сибирском Психологическом Форуме (Томск 2005), на региональных научно-практических конференциях «Молодежь в 21 век» (Благовещенск, 2002, 2003, 2004) — «Профилактика наркомании в молодежной среде: проблемы и пути решения» (Благовещенск, 2003), межвузовских научнопрактических конференциях в г. Благовещенске (2001; 2004).

По проблеме исследования опубликованы 20 печатных работ.

Достоверность результатов научного исследования определяется теоретической и практической обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, использованием стандартизированных надежных и валидных исследовательских методик, достаточной репрезентативностью выборки, а также применением методов статистической обработки данных, адекватных задачам исследования и характеру собранных данных.

Структура диссертации: диссертационное исследование изложено в 3 главах, на 156 л. печатного текста, проиллюстрированного 19 рисунками и 9 таблицами. В работе использовано 225 библиографических источников из них 22 иностранных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Первый год обучения в вузе является кризисным периодом для студентов, так как бывшие школьники, оказавшись в новом для них качестве, должны в сравнительно короткий срок освоиться с новой ролью и многому научиться. В этот момент происходит совпадение нескольких факторов, вызывающих необходимость адаптации: начало самостоятельной жизни, изменение типа учебного заведения и подхода к обучению, включение в иную социальную среду.

В результате возрастных, социальных, культурных преобразований, происходит тотальное размежевание взглядов на жизнь. При этом модификация структуры учебной деятельности, особенностей межличностного взаимодействия и эмоционального состояния являются как необходимым внутренним ресурсом психической адаптации, так и индикатором патогенного воздействия образовательной среды.

В процессе перехода от школьной к системе обучения в вузе происходит усложнение интерперсональных отношений, повышение требований, предъявляемых обществом к личности. Это приводит к срыву адаптационных механизмов и, как следствие, к росту нервно-психической и соматической патологии в студенческой среде. Данная ситуация требует медико-психологического сопровождения учебного процесса.

Аспекты традиционной психогигиены и психопрофилактики не учитывают индивидуальные особенности учащихся и специфику конкретного учебного заведения и поэтому чаще носят характер формальных рекомендаций. Время настоятельно требует, чтобы обучение способствовало развитию психических ресурсов молодого поколения. Образование должно быть направлено для придания личности высокого динамизма и оптимальной социальной активности, самоактуализации и благополучной адаптации, содействующих в своей совокупности потенцированию резервов здоровья.

Для этого, по нашему мнению, в центре внимания психологической службы образования должны оказаться вопросы развития личностных ресурсов.

Своевременная диагностика континуума «здоровье-болезнь» в рамках психопрофилактической модели, с присущим ему множеством промежуточных состояний, позволяет осуществлять профилактическую поддержку в сфере высшего образования, концентрируя внимание на интраличностных ресурсах адаптации и психического здоровья.

Наиболее распространенной моделью континуума «психическое здоровье — психическая болезнь» является модель, определяющая «барьерную» роль адаптационным механизмам. Однако, как отмечают М. А. Беребин, Л. И. Вассерман, обоснование действий этих механизмов нуждается дальнейшем развитии, и, прежде всего, с позиций психопрофилактики.

Тот факт, что однозначной модели переходов состояния адаптации в дезадаптацию нет, привел нас к попытке использования структурно-уровневого подхода в рассмотрении взаимопереходов различной степени адаптации и дезадаптации. При этом нами использовались теории Ф. Б. Березина, в понимании психической адаптации, концепция «предболезни» С. Б. Семичова и концепция психоадаптационных и психодезадаптационных состояний В. Я. Семке, А. Б. Савиных, М. М. Аксенова.

Проведенный анализ подходов к пониманию дезадаптации дает основание для определения психической дезадаптации как донозологического состояния, занимающего промежуточное положение между психическим здоровьем и патологией. Дезадаптационные нарушения возникают при нарушении адаптационного барьера как на психофизиологическом и собственно психическом уровне, приводя к нарушениям оптимальной организации психофизиологических взаимоотношений и психического гомеостаза, так и на социально психологическом уровне, что приводит к нарушениям организации межличностного взаимодействия. Усугубление дезадаптации приводит к нарушению психического и соматического здоровья человека.

Рассматривая психическую адаптацию как показатель уровня психического здоровья, и учитывая, что на состояние адаптационных механизмов влияют как средовые, так и интраличностные факторы, нами разработана программа профилактики дезадаптации посредством развития психической флексибильности.

В рамках структурно-уровневого подхода к пониманию психической флексибильности, мы исходили из того, что она представляет собой сложное многомерное свойство, отражающее структурно-уровневую организацию личности, поведения и деятельности и является интраличностным ресурсом адаптации первокурсников, обуславливающим потенциальную способность к изменению и предопределяющим вариативность когнитивных и поведенческих процессов, обеспечивающих возможность успешного разрешения широкого спектра жизненных проблем.

В процессе исследования нами выделены следующие сочетания характеристик, связанные со склонностью личности к широкому спектру фиксированных форм поведения: авторитарный стиль поведения, завышенная или заниженная самооценка, импульсивность и недостаточный самоконтроль, обособленность, недоверчивость и подозрительность, конформность, инертность в принятии решений, переоценка значимости мнения других. Выявлена закономерность влияния опыта в переживании субъективно трудных ситуаций на усугубление психической дезадаптации первокурсника, характеризующегося заниженной самооценкой, конформностью и интравертированностью.

Исходя из этого, мы сделали вывод, о том, что программа развития психической флексибильности должна быть направлена на формирование нового значимого опыта по разрешению сложных проблем, формирование способностей к их позитивной дезинтеграции и готовности к изменениям.

Для профилактики дезадаптации на социально-психологическом уровне и повышения психологической устойчивости личности необходимо изменение способа личностного реагирования, которое требует, пошагового присвоения новых образцов поведениявначале на уровне средств, а по мере развития реактивной флексибильности, переходя к развитию активной, на уровне целеполагания. При этом, в условиях вуза, групповая форма работы является наиболее приемлемой, так как именно эта форма работы способствует повышению успешности межличностного взаимодействия, адаптации к текущим ситуациям и психического здоровья в целом. Групповая ситуация является ситуацией многопланового, реального, эмоционального межличностного взаимодействия, что в значительной степени облегчает отказ от неадекватных поведенческих стереотипов и выработку навыков полноценного общения. При условии позитивно подкрепляемых результатов участники группы ощущают свою способность к изменениям, которые приносят удовлетворение им самим и позитивно воспринимаются окружающими. Это происходит вследствие того, что группа выступает моделью реального поведения, в которой личность проявляет свойственные ей стереотипы, таким образом, создает условия для исследования свойственного ей стиля межличностного взаимодействия, что позволяет вычленить конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания.

В процессе реализации программы развития психической флексибильности, участники группы получили навыки адекватного целеполагания, самопонимания, самопринятия и саморегуляции, учились понимать собственные ценности и интересы, приходили к осознанию собственной уникальности, учились жить, прогнозируя перспективу собственной жизни, осваивая конструктивные способы общения и поведения, основанные на флексибильном мышлении и поведении. Это стало возможным вследствие осознания интерперсонального контекста собственной личностиосознания связей — «личность-проблемная ситуация — успешный выход из проблемной ситуации" — переоценке собственных эмоциональных реакций, получения эмоциональной поддержкинепосредственного переживание нового опыта в группеосознание и преодоление собственных неадекватных поведенческих стереотиповприобретения навыков свободного поведения и общения.

Программа профилактики дезадаптации посредством развития психической флексибильности реализовывалась в процессе развития творческого потенциала участников, тренировки навыков управления латентными факторами, оптимизирующими процесс выхода из субъективно сложных ситуаций, повышения эффективности межличностного взаимодействия участников группового процесса. Необходимыми условиями при этом были соблюдение принципов активности, партнерства, объективации поведения и исследовательской направленности.

Разработанные нами исследовательская и развивающая программы позволили реализовать индивидуализированный путь профилактики дезадаптации в зависимости от особенностей нарушения системы отношенийот представленности психической флексибильности в структуре личности как формально-динамической, так и содержательной характеристикиот уровня развития психической флексибильности как на уровне средств, так и на уровне целей.

Таким образом, задачи поставленные в данном исследования решены, а гипотеза о том, что успешность адаптации студентов-первокурсников возрастает в ходе реализации программы развития психической флексибильности, подтвердилась.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Использование структурно-уровневого и акционального подходов в качестве теоретико-методологического обоснования психической флексибильности как ресурса адаптации и психического здоровья первокурсников вуза позволяет применить индивидуализированный путь профилактики их психической дезадаптации.

2. Трудности психической адаптации испытывают 53,6% первокурсников, что характеризуется проявлениями выраженного психического и физического дискомфорта и требует мер по неотложному психопрофилактическому вмешательству.

3. В новых условиях жизнедеятельности первокурсники тяготеют к стереотипным формам поведения за счет снижения у значительного числа студентов (50,6%) показателей психической флексибильности как состояния.

4. Успешность психической адаптации первокурсников находится в прямой зависимости от выраженности психической флексибильности как свойства личности и как состояния.

5. Возможности профилактики дезадаптации первокурсников могут быть реализованы посредством развития психической флексибильности в моделях воздействия, ориентированных как на прямое — прицельное, так и на опосредованное ее развитие, посредством овладения навыками адекватного целеполагания, самопонимания, самопринятия и саморегуляцииосознания интерперсонального контекста и уникальности собственной личностиполучения эмоциональной поддержкиосознания и преодоления собственных неадекватных поведенческих и когнитивных стереотипов.

6. Предложенная программа развития психической флексибильности как свойства личности и как состояния на реактивном и активном уровнях способствует предупреждению дезадаптации первокурсников вуза, что демонстрирует возможности ее применения в образовательных учреждениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М. 1977.-С. 68−70.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.- 247 с.
  3. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация.- М., 1976. 272 с.
  4. Ю.А. Социально-стрессовые расстройства //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1992. № 2. -С. 5−10.
  5. Ю.А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. М., 2000. — 400 с.
  6. Э.М. Психолого-медико-социальный центр в системе образования // Журнал практического психолога. 1997. № 1.- С. 110−115.
  7. .Г. Человек как предмет познания.- JI: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.-339 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. -Т. 1.-230 с.
  9. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. — 477 с.
  10. В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптацияучащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности.- Иркутск, 1986. -С.3−17.
  11. Р.А. Биографические кризисы личности: Автореф. дисс. канд. псих, наук.-М., 1994.-22 с.
  12. Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: Индивидуально ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. -Т. 7. № 2. — С. 12−16.
  13. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979. 189 с.
  14. Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психол. журн.- 1994.- № 6.-С. 116−120.
  15. Ю.А. Адаптация студентов на начальном этапе профессиональной подготовки. // http://www. http. flogiston.ru. 25.04.2002
  16. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.- 221 с.
  17. В.В. Математическая модель взаимодействия свойств в структуре типа темперамента. //Экспериментальное исследование личности и темперамента. Пермь, 1971.- С. 23−36.
  18. М.А., Вассерман Л. И. Факторы риска пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств у педагогов общеобразовательных школ //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. — № 4. — С. 12−22.
  19. М.А. К вопросу о терминах, связанных с феноменологией психической адаптации, http://psy.tsu.ru/problemspsy.php 16.09.2004
  20. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. М.: Медицина, 1976. — 186 с.
  21. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.- 270 с.
  22. . Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. 349 с.
  23. В.М., Общие основы рефлексологии человека. Л.: Госиздат, -1926. -423 с.
  24. А., Хайм Э., Рингер X, Томман М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. / Пер. с нем. М.: Класс, 1998. — 272 с.
  25. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.-337 с.
  26. Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Воронеж: МПСИ, 2001. — 352 с.
  27. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание, конфликт! Новосибирск: Наука, 1989−190 с.
  28. Т.Г. Ригидность как состояние у младших школьников и возможность ее коррекции: Автореф. дисс. канд. психол. наук.- Томск, 1996.- 23 с.
  29. Т.Г., Залевский Г. В. К проблеме необходимости и возможности психологической коррекции ригидности у детей.// Сибирский психологический журнал.- 1997. № 5. — С. 15−19.
  30. Т.Г. Личностный принцип в психологической экспертизе //Экспертиза инновационных процессов в образовании / Под ред. Прозументовой Г. Н., кн.2. -Томск, 1999.- С. 126−136.
  31. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. -1997.-№ 5-с. 3−19.
  32. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического консультирования детей. М.: Издательство МГУ, 1990. — 230 с.
  33. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.
  34. Л.Ф., Коржова Н. Ю. Психология жизненных ситуаций.- М., 1998. -262 с.
  35. Дж. Как работает психотерапия. М.:Класс, 1998. -240 с.
  36. А.В., Александровский Ю. А. Психофармакотерапия пограничных неврологических расстройств. М., 1987. — 288 с.
  37. Ю.В. Становление профессионально-личностных новообразований будущего специалиста // Развивающаяся психология основа гуманизации образования / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. — М.: РПО, 1988 -С. 34−35.
  38. Е.П. Профессиональная творческая уникальность // Развивающаяся психология основа гуманизации образования / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. — М.: РПО, 1988. — С. 35−36.
  39. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека.//Вопросы психологии, 2001, № 5. — С. 79−85.
  40. О.С. Психологическое здоровье личности. М., 1999. — С. 367−397.
  41. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М: Изд-во МГУ, 1984. — 200с.
  42. Л.И. Психодиагностическая шкала для оценки уровня социальной фрустрированности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1995. -№ 2. — С. 73−79.
  43. Л.И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе к оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. -№ 3. — С. 16−25.
  44. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, J1.A. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. — 373 с.
  45. Н.Ф. Исследование личностно-ориентированной системы подготовки и переподготовки творческих специалистов // Журнал практического психолога, -1997. -№ 7. С.59−66.
  46. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90 -х годов // Социс. -1997. -№ 10.-С.56−69
  47. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т4.- 433 с.
  48. Т.Г. Ресурсосберегающая стратегия концентрированного обучения учащихся 7−11 классов. Автореф. дисс.- канд. психол. Наук.- Томск, 2003.-22 с.
  49. Э.В. Психическая ригидность как индивидуально-психологический фактор школьной дезадаптации: Автореф. дисс. канд. психол. наук Томск, 1996.- 24 с.
  50. Э.В. К вопросу о критериях профессиональной деятельности психолога. // Сибирский психологический журнал. 1997.- Вып. 5−6.— С. 76−78.
  51. Э.В. Психическая ригидность, как интегральный показатель степени открытости психологической системы (в контексте проблемысамореализации личности). // Сибирский психологический журнал. 2001.- Вып. 14−15.-С.48−53.
  52. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001.- 346 с.
  53. О.А. Система охраны психического здоровья и повышения эффективности психиатрической службы на региональном уровне. Автореф. дисс. докт. мед наук. Томск, 2004.- 47 с.
  54. С.С. Творчество как философская проблема:// Сб. статей Творчество и социальное познание / Под ред. A.M. Коршунова, С. С. Гольдентрихта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — С. 39−56.
  55. Гройсман A. J1. Психогигиена творческого труда студентов театральных вузов.- М., 1982.- 111 с.
  56. Н.В. Психологические средства коррекции дезадаптации личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Томск 1999, — 24 с.
  57. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 270 с.
  58. И.Н. Методика исследования. Тест нервно-психической адаптации. //Вестник гипнологии и психотерапии. 1992 -№ 3, С.46−53.
  59. Е.В., Дружилов С. А. Адаптивный личностный потенциал, как фактор вторичной адаптации. // Непрерывное образование, как условие развития творческой личности.- Новокузнецк 2001.С. 162−166.
  60. Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. СПб.: Питер, 1999,-С. 56.
  61. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровья человека. М, 1976. — С.12−34.
  62. Доценко E. JL Актуализация психологических феноменов в процессе психологического образования // Развивающаяся психология основа гуманизации образования / Под ред. В .Я. Ляудис, Н. Н. Корж. — М.: РПО, 1988.-С. 68−69.
  63. В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. — 224 с.
  64. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал. -1994.-Т. 15.-№ 4.-С. 83−93.
  65. И.Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащихся // Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1985. — 24с.
  66. И.В. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Методическое пособие для детских практических психологов учреждений образования. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.170 с.
  67. В.Н., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Гуманист, 2000. С. 15−25.
  68. Е.К., Посохова С. Т. Психология предпринимательства. СПб., 2004.-294с.
  69. В.Г. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности людей с субъект — субъектной профессиональной ориентацией. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Томск, 1999. 24 с.
  70. Г. В. Фиксированные формы поведения. Иркутск: ВосточноСибирское книжное изд-во, 1976. — 192 с.
  71. Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск: Изд-во ТГУ, 1993.-272 с.
  72. Г. В. «Принцип экономии» в объяснении психической ригидности //Сибирский психологический журнал. 1996. —Вып. 3. С. 21−39.
  73. Г. В. Психическая ригидность и активность // Сибирский психологический журнал. -1998 Вып. 7. — С. 36 — 48.
  74. Г. В. Возрастно-половые характеристики психической ригидности //Сибирский психологический журнал.-1998. -Вып. 8−9. С. 15−22.
  75. Г. В. Томский опросник ригидности // Сибирский психологический журнал. 2000 -Вып. 12. — С. 138- 145.
  76. Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. Томск: Изд-во ТГУ, 2004. — 520 с.
  77. И.А. Адаптация студента как субъекта учебной деятельности. // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и в вузе. Тверь: 1994. — С 98−102.
  78. Н.Г. Методические аспекты психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в вузе. // http://www.nsu. ru 22.04.2002
  79. .В. Неврозы и проблема психологических механизмов эмоционального стресса. // Актуальные вопросы медицинской психологии. -Л., 1974. С.45−52.
  80. Н.М., Северный А. А. Социальная дезадаптация детей и подростков: Причины, проявления, преодоление // Сборник методических материалов сотрудников экспериментального комплекса. М., 1995. — С. 22−30.
  81. М. М. Роль психических факторов в современной клинической медицине // Современная медицина. -1982, -№ 12. С. 91−98.
  82. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980. -С. 34−45.
  83. В.П. Здоровье и первичная профилактика // Бюллетень СО АМН СССР. -1985, № 3. -С.27−30.
  84. И.П. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984. — С. 34−42.
  85. Е.Р., Ильичева В. И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психол. журн.- 1995.- № 1.- С. 115−121.
  86. Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл. — 1997. — С.29−34.
  87. .Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. -СПб.: Питер Ком, 1998. 752 с.
  88. .Д. Неврозы и их лечение. Л., 1981. — С. 32−34.
  89. Н.Д., Кушнарев В. В. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи. Методические рекомендации. / Под ред. А. Г. Амбрумовой.- М., 1988.- 21 с.
  90. В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал.- Вып.2.- Томск, 1996. С. 23−27.
  91. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 2001. — 274 с.
  92. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности. //Психологический журнал 1987.- № 4 .Т.8. — С. 126−137.
  93. Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во С.-Петербургского универститета.-2000. -232 с.
  94. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях Л., 1978.-271 с.
  95. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. — 512 с.
  96. Е.Д., Положий Б. С., Крюков Е. А. Нервно-психические заболевания студентов. Томск: Изд-во ТГУ, 1982.-115 с.
  97. О.М. Изучение профессиональных установок в их влиянии не педагогическое мышление // Сибирский психологический журнал, 1997. -Вып. 4. С. 25−29.
  98. О. М. Морозова Е.В. Педагогическое мышление как проявление профессиональной компетентности. Барнаул, 2000. — С. 124−131.
  99. Е.П., Лебедева Е. Н., Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости.//Психологический журнал, 2000, Т21, -№ 6, -С. 12−23.
  100. В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М., 1991.-48 с.
  101. Н.Д. Психические состояния персеверации и ригидности // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977. — С. 195−199.
  102. Т.Е., Богомаз С. А., Залевский Г. В. К проблеме гибкости творческого мышления учащихся // Сибирский психол. журн. 2000. — Вып. 12.-С. 54−58.
  103. Т.Е., Богомаз С. А. Исследование когнитивных стилей «ригидность-гибкость» и «импульсивность-рефлективность» у школьников // Сибирский психол. журн. 1999.- Вып. 11. — С. 89−94.
  104. Т.Е. Изучение гибкости мышления как личностного ресурса психического здоровья школьников. Обучающихся в традиционных классах и классах компенсирующего обучения. Автореф. дисс. канд. психол. наук -Томск, 2002. 24 с.
  105. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Просвещение, 1975-С. 56−68.
  106. А.Н. Избранные психологические произведения: В. 2 т. Т. 1 — М.: Педагогика, 1983. — С. 64−82.
  107. А.Н. Философия психологии. М.: Изд-во МГУ, 1994.- 228 с. 109.. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации.- Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992.-216 с.
  108. К. Акцентуированные личности. Киев: Здоровье, 1981.- 388 с.
  109. Н.С. Ранние проявления одаренности //Вопросы психологии -1988. -№ 4.- С. 98−107.
  110. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л., 1983.208 с.
  111. Н.А. Психолого-педагогические основания сотрудничества педагогов и школьников в школьном учебно-вопитательном процессе. //Учебное пособие. Кемерово: Изд-во КемГУ, 1994. — 173 с.
  112. А. Р. Высшие корковые функции человека. 2-е изд. М., 1969. -С.64−89.
  113. О.В. Динамика когнитивного стиля ригидность -флексибильность через решение творческих задач учащимися (семиклассниками) (на материале задач естественно — научного цикла). Автореф. дисс. канд. психол. наук. Бийск, 2003. — 17 с.
  114. С.И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. М.: Просвещение, 1997. — 252 с.
  115. А.Г. Дальние пределы человеческой психики.- СПб: Евразия, 1997.430 с.
  116. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−34.
  117. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. — 278 с.
  118. Р. Структура личности // Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. -Вып. 5. — С. 34−43.
  119. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Пер. с англ. под ред. Ю. А. Нуллера, С. Ю. Циркина.- СПб., 1994.302 с.
  120. B.C. Очерк теории темперамента. М., 1973, — 292 с.
  121. Е.Л. Адаптивные возможности личности в новых условиях социума // http://liber.rsuh.ru/Conf/Psyhrazvitie/milutina.htm 18.10.03.
  122. М.Н. Проблемы диспансеризации студентов с экзогенно-органическими психическими расстройствами. // Современные вопросы экзогенно-органических расстройств и оптимизации психиатрической помощи. Кемерово, 1989. — С. 91−93.
  123. В.Г. Влияние активности и ригидности на процесс формирования мотивов больных шизофренией различными типами адаптации (эксперимениально-психологическое исследование): Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1991. — 22 с.
  124. В.К. Актуальные проблемы психогигиены и психопрофилактики //Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. — С.13−45
  125. В.Н. Личность и неврозы. Л. I960.- 426 с.
  126. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / Отв. ред. Э. А. Александрян Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988.-263 с.
  127. В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы. //Вопросы психологии.,-1968. -Вып.4. С. 18−25.
  128. Т.А. Клинические особенности страха при неврозах. // Труды 4-го Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров.- М., 1965 С.78−84.
  129. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.-167 с.
  130. Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Изд-во Киев. Ун-та, 1990.- 192 с.
  131. О.В., Наенко Н. И. Экспериментальное изучение состояний психической напряженности различной природы // Труды 3-го Всесоюзн. съезда общества психологов СССР. М., 1968. — Т. 3. — С. 124−169.
  132. В.П. Развитие практической психологии как условие совершенствования системы образования // Развивающаяся психология основа гуманизации образования / Под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. — М.: РПО, 1988. -288 с.
  133. Г. Становление личности: Избранные труды. / Под общей ред. Д. А. Леонтьева.- М.: Смысл, 2002. 461 с.
  134. С.И. Становление успешной личности в контексте непрерывности образования. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Томск, 2000. — 24 с.
  135. И.А. Пограничные нервно-психические расстройства учащихся системы начального профессионально-технического образования. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Томск, 2004. — 24 с.
  136. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств. Практическое руководство ВОЗ. Перевод с англ. яз. Дунец О. Ю. / Под ред. Моховикова А. Н. М: Смысл, 2002.- 127 с.
  137. В.Н. Особенности перехода учащихся начального звена в среднее с учетом характеристик психической ригидности в структуре их личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Томск, 1999. — 23 с.
  138. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.-224 с.
  139. . Психология интеллекта. СПб: Питер. 2003 — 191 с.
  140. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 255 с.
  141. Прощен ков Н. А. Развитие творческой личности // http://flogiston.ru 21.04.2002.
  142. .С. Психическое здоровье и социальное состояние общества // В книге: Очерки социальной психиатрии.- М., 1998.- С. 43−73.
  143. Я.А. Психология творчества. М., 1976. — 303 с.
  144. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТК Сфера, 1997.-С. 34−59.
  145. Психологический словарь / Под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мешерякова.2-е издание, перераб. и доп.- М.:Педагогика-Пресс, 1996.- 440 с.
  146. Психология здоровья / Ананьев В. А., Гурвич И. Н., Никифоров Г. С./ Под ред. Г. С. Никифорова.- СПб.: Изд-во С.Пб. ун-та, 2000.- 504 с.
  147. Психотерапия /Под. ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Изд-во Питер, 2000. -544 с.
  148. П.Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопросы психологии, 1987. -№ 6. -С. 112−115.
  149. О.В. Конфликтные ситуации в библиотечном общении и их разрешение. Методические рекомендации, — М.: Рос. Гос. биб-ка.1993.- 100 с.
  150. М.С. Структурно-уровневые теории в психологии: Методологические основы. Ярославль, 1977. — 78 с.
  151. М. С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и психопатологического исследования. Томск, 1988. — 232 с.
  152. К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994. — 480 с.
  153. Роджерс Н. К. Творчество, как усиление себя. // Вопросы психологии-1990 -№ 1 -С.164−168.
  154. М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 2002, -274с.
  155. Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов // Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1987. — 36 с.
  156. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. — 596с.
  157. С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
  158. Е.В. Кризис механизмов адаптации личности и проблемы педагогического общения // Мир психологии. 1998. — № 3. — С. 11−17.
  159. В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.- М.: Наука, 1979.- 352 с.
  160. В. М. Природные предпосылки индивидуального поведения как фактор становления индивидуальности человека // ЖВНД. 1989.- Т. 39. — № 3. -С. 403−414.
  161. Л.Е., Марусова Е.В.и др. Самоорганизация студентов первого курса.- Новосибирск: Изд-во НГУ, 1990.-120с.
  162. М.Е. Состояние психической адаптации в условиях хронического психоэмоционального стресса в связи с личностно-типологическими характеристиками. Автореф. дисс. канд. мед. наук. -Оренбург, 2001 -28 с.
  163. Е.Е. Дао психолога: феномены психологического бытия // Журнал практического психолога, 1997. № 7. — С. 75−86.
  164. Е.Е. Профессиональная ментальность психолога: постановка проблемы // Развивающаяся психология основа гуманизации образования / Под ред. В .Я. Ляудис, Н. Н. Корж. — М.: РПО, 1988.- С. 206−207.
  165. Г. На уровне целого организма. Пер. с англ. Доброхотова И. А., Парин. Н.А. -М.:Наука, 1972.-121с.
  166. С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.:Медицина, 1987.-184с.
  167. В.Я., Судаков В. Н., Залевский Г. В. Клиническая систематика, принципы ранней диагностики и психопрофилактики состояний психоэмоционального напряжения: методические рекомендации. Томск. 1988. С.54−67.
  168. Семке В. Я. Истерические состояния. М., 1988. -224 с.
  169. В.Я., Аксенов М. М. Пограничные состояния (региональные аспекты). Томск: ТГУ 1996.-184 с.
  170. Семке В. Я. Основы персонологии. М.: Академ. Проект, 2001.-476с.
  171. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб:Социально психологический центр, 1996.-350 с.
  172. В.И., Шувалов В.А.Антропологический подход к решению проблем психического здоровья детей //Вопросы психологии 2001. -№ 4. -С. 91 105.
  173. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности.- М, 1998. С. 102 145.
  174. Собчик JI. H Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений.- СПб.: Речь, 2002.-54 с.
  175. .М. Ум полководца // Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. — С. 223−305.
  176. И.М. Динамика творческих способностей молодых руководителей в условиях применения групповых активных методов обучения. Автореф. дисс.- канд. психол. наук. Томск.2002- 25 с.
  177. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.- 450 с.
  178. Фестингер J1. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. СПб: Ювента, 1999.-318 с.
  179. В.А. О соотношении личностного и профессионального развития студентов-психологов // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования / Под ред. В .Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М.: РПО, 1988. -С. 230−231.
  180. Э. Бегство от свободы.- Минск, 1998. С. 170−173.
  181. Э. Иметь или быть. М., 1999. С.56−64.
  182. А. У. Гибкость и ригидность реципиента в смысловом восприятии // Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. — С. 192−198.
  183. .И. Война с конфликтом (Критика методологических оснований психологических исследований и разработок) // Прикладная психология. Опыт и перспективы / Под ред. Б. И. Хасана. Красноярск, 1990. — С. 52−73.
  184. М. А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. № 3. — С.32−36
  185. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М, 1993.-224 с.
  186. Н.Ю., Макшаков С. И. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2000.-250 с.
  187. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер- Пресс, 1997.-608 с.
  188. В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997. — С. 24−58.
  189. JI.B. Молодежная субкультура в свете концепции вынужденной маргинальности. // Сибирский психол. журн. 2001- Вып. 14−15. С. 13−20.
  190. А.И., Белоус В. В. Человек как интегральная индивидуальность. -Пятигорск, 1996.-203 с.
  191. В. А. Творчество (философский аспект проблемы). Кишинев: «Штиинца», 1989. — 150 с.
  192. Дж. С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. Пер. с англ. М.: Медицина, 1985.-225 с.
  193. Э. Идентичность: юность и кризис. М.:Прогресс, 1996.-344 с.
  194. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1996. — 717 с.
  195. А. Ж., Аверьянов B.C., Виноградова С. В. Адаптация к профессиональной деятельности //Физиология трудовой деятельности /Под редакцией В. И. Медведева СПб., 1993.-С.208−284.
  196. ЕЛ. Развитие творческого потенциала личности школьника.// Вопросы психологии. 1996. № 3. — С.28−34.
  197. И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб: Питер, 2000. -640 с.
  198. М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Кемерово, Изд-во КемГУ, 1999.- С.4−38.
  199. М. Г. Оппонентный круг и научное открытие. //Вопросы философии, 1983, № ю. — С.14−16
  200. Т.Д. Психическая напряженность и ее влияние на деятельность. www.edu.yar.ru 12.02.2002
  201. Adler A. Superiority and social interest: A collection of later writings. Northwestern University Press. 1964. P. 169−174.
  202. Adolpts R. Social cognition and the human brain. //Trends in Cognitive Sciences. 1999.V.3. P.469−479. •
  203. Allport G.V. Pattern and growth in Personality. NYC: Holt, Rinehart & Winston, 1961.- P.78−84.
  204. Brinck J. From inuition to insight- //Intitive formation of meaning- Symp held in Stockholm, 2000.- P.39−52.
  205. Carreras P, Fernandes-Castro J. Adaptation tap examination stress in ferst and second year university students. Studi psychology.Br., 1998, — P.96−97.
  206. Calne D.B., Calne S.S. Normality and disease // Can. J. Neurol. Sci. 1988. -Vol.15. -№ 1.-P.3−4.
  207. Carlsson I., Wendt P.E., Risbertg J. On the neurobiology of creative. Differences in frontal activity betwttn high and low creative sujects.// Neuropsychologia.2000.V. 38.-P.873−883.
  208. Carruhters P. Human creativity: its cognitive basis, its evolution, and its collections with chaildhood pretence// Brit. j. for the philosophy of science. -Aberdeen, 2002.-Vol.53, № 2.-P.225−249.
  209. Cattell R.B. Personality and Social Psychology. San Diego, 1964.-P.56−58.
  210. Encyclopedia of Psychology. H.J. Eysenck, Herder &Herder, N-Y, 1972, Vol. 1, p. 254
  211. Hartmann H. Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y., 1958, P.26−27.
  212. Humphrey R., Mc Carthy P. Stress and the contemporary student.-//Hiags education guart Oxford, N. Y., Vol 52, № 2, -P.221−241.
  213. King E. Education Revised for a Wold in Transformation. // Comparative Education. 1998. — V.35.№ 2. June. — P. 109−119.
  214. Kurhila J. Laine T. Individualized special education with cognitive skill assessment // Education and postmodernism // British Journal of Educational Technology (BJET). 2000. — V. 31. № 2. April. — P. 163−171.
  215. Lasarus R.S. The stress and coping paradigms / Bond A., Rosen J.E. (ed) Competence and coping during abulhood. Boston, 1980.
  216. Leder D. The Experience of Health and Illness // Encyclopedia of Bioethics/ Ed. By W.th.reich. N.Y., 1995. — vol. 2. — P. 110−111.
  217. Marks D., Murray M., Evans В., Willing C. Health Psychology: Theory, Research and Practice. L., 2000. — P.7−28.
  218. Murray M. Levels of Narrative Analysis in Health psychology // Journal of Health psychology. 1998. — Vol.3. — P.46−48.
  219. Smiht L.M. Barrhus F. Skinner (1904−1990) //Kvart.ped.-W-wa, 1999. R.44, № 34.-P. 131−147.
  220. Slamon M.N. Causal explanations of behavior //Philosophy of sience, -Bloomington.2003.- Vol.70,-4.- p.720−738
  221. Strain J.J., Pincus H.A., Gise L.H. Houpt J. Mental Health education in primary care specialties // J. Med. Educ. 1986. — Vol.61, № 12. — p. 958−966.
  222. Reid K, Hopkins D. et. al. Towards the effective school: The problem and solutions. Oxford: Oxford Univ. Press, 1987. P.65−67.
Заполнить форму текущей работой