Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оптимизация деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного образования: На материале Всероссийского детского центра «Орленок»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проанализированы особенности корпоративной культуры организации, личностно-профессиональные особенности управленческого персонала. Показано, как эти особенности ведут к изменению соотношения формальной и неформальной структур организации в сторону повышения роли неформальной структуры. Организационная структура при этом становится частью общего жизненного пространства, являясь достаточно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-метологические предпосылки исследования
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы исследования
    • 1. 2. Особенности деятельности управленческого персонала различных организационных систем
    • 1. 3. Концептуальная модель и методы исследования
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Пути оптимизации деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного образования
    • 2. 1. Психолого-акмеологические особенности деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного образования
    • 2. 2. Психологические условия повышения эффективности деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного образования
    • 2. 3. Основные направления оптимизации деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного образования
  • Выводы по 2 главе

Оптимизация деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного образования: На материале Всероссийского детского центра «Орленок» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Произошедшие в стране перемены в социально-экономической жизни, курс на демократические формы организации управления привели к существенному повышению роли всего управленческого персонала организации. В новых условиях роль управленческого персонала, его компетентность, умение ориентироваться в сложных управленческих задачах и принимать быстрое и эффективное решение — неотъемлемая часть эффективной организации. Этим объясняется активный интерес к проблеме эффективной организации деятельности управленческого персонала, оптимизации этого процесса. Исследования различных авторов (В.В. Авдеев, Т. Ю. Базаров, А. А. Деркач, Ю. М. Жуков, В. И. Корниенко, Р. Л. Кричевский, В. Н. Маркин, Ю. В. Синягин, А. В. Филиппов, К. М. Ушаков, Р. Х. Шакуров, В. М. Шепель и др.) показывают, что значительную роль в этом процессе играют как личностно-профессиональные особенности руководителя, так и организационно-технологические факторы. Выделенная проблема обостряется в условиях специфической стационарной организационной структуры учреждения дополнительного образования, которой на протяжении более 40 лет выступает управленческая модель Всероссийского детского центра «Орленок».

Актуальность проблемы усиливают и существующие в современной системе управления противоречия между: требованиями к организации эффективной деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного образования и отсутствием научных рекомендаций по ее осуществлению, обоснованных психологических условий ее эффективностиповышенным запросом к профессиональной подготовке управленческого персонала учреждения, в силу его специфической предназначенности, и отсутствием технологии такой подготовки, учитывающей условия деятельности управленческого персонала и его специфические особенностинеобходимостью своевременной оптимизации деятельности управленческого персонала в зависимости от изменения социальной среды, трансформации стратегических и тактических целей учреждения дополнительного образования — и отсутствием психолого-акмеологической технологии такой оптимизации, включающей диагностический, рефлексивный, развивающий и моделирующий компоненты. Актуальность проблемы, ее практическая значимость и малая разработанность в современной психологической науке определили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Состояние разработанности проблемы исследования. Научное разрешение проблемы повышения эффективности деятельности управленческого персонала в специфических условиях базируется на исследованиях специалистов в области организационной и управленческой психологии (В.В.Авдеев, Т. Ю. Базаров, Е. Ю. Безрукова, Ю. М. Жуков, И. В. Калинин, В. И. Корниенко, В. Н. Маркин, Ю. В. Синягин, А. В. Филиппов К.М.Ушаков и др.) и в первую очередь на психолого-акмеологическом подходе (О.С. Анисимов, А.А. Бода-лев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, В. А. Пономаренко, И. Н. Семенов, Ю. В. Синягин, Е. А. Яблокова и др.) с точки зрения достижения специалистами вершины профессионального мастерства (О.С.Анисимов, А. А. Деркач, А.К.Маркова). Многофакторный, комплексный психолого-акмеологический анализ проблемы позволяет выделить психологические условия, обеспечивающие эффективность деятельности управленческого персонала организационной системы и разработать эффективные стратегии и технологии оптимизации этого процесса.

Цель исследования: обосновать пути оптимизации деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного образования.

Объект исследования: деятельность управленческого персонала учреждения дополнительного образования.

Предмет исследования: оптимизация деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного образования. Основные гипотезы исследования:

Психолого-акмеологическими детерминантами эффективной деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного образования выступают особенности организационной среды, особый характер целей и задач организации, характерные модели внутриорганизационного взаимодействия и специфический стиль деятельности руководителей. Эффективная организация деятельности управленческого персонала требует специальных психологических условий ее организации, реализация которых предъявляет особые требования к личности как отдельного руководителя, так и к управленческому персоналу в целом.

Оптимизация деятельности управленческого персонала предполагает наличие особых мер (методов и приемов работы) по адаптации организационной структуры к основным целям и задачам учреждения дополнительного образованияпо формированию корпоративной культуры организации с учетом ее спецификипо поиску эффективных стратегий внутриорганизационного взаимодействия и может быть обеспечена специальной психолого-акмеологической технологией, включающей комплекс связанных между собой компонентов, направленных на личностно-профессиональное развитие руководителей управленческого корпуса: диагностическогоаналитическогорефлексивногокоррекционно-развивающегопроектно-моделирующего. Задачи исследования:

1. Провести анализ современного состояния разработанности выделенной проблемы, наметить наиболее эффективные пути ее решения, разработать методический инструментарий исследования.

2. Выявить и проанализировать психологические особенности деятельности управленческого персонала образовательного учреждения системы дополнительного образования.

3. Обосновать психолого-акмеологические составляющие деятельности управленческого персонала, детерминирующие ее эффективность.

4. Определить пути оптимизации деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного учреждения, направленной на повышение ее эффективности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы системности, детерминизма, развития, целостности, психологическая теория деятельности и деятельностного опосредствования психического развития (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Р. Л. Кричевский,.

A.Н.Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, Б. Ф. Поршнев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.) — психологические концепции ценностей и ценностных ориентаций отечественных (М.И. Бобнева, Е. А. Борковская, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Е. И. Головаха, А. И. Донцов, Б. И. Додонов, Д. А. Леонтьев, Н. И. Непомнящая Е.А. Подольская, Е. В. Субботский, В. А. Ядов и др.) и зарубежных ученых (В.Билски, Р. Инглехарт, Х. Клагес, С. Моррис, Е. Олдемейер, М. Рокич, С. Швартц, Е. Шпрангер и др.) — системно-деятельностный подход к анализу личности и деятельности руководителя в процессе организационного взаимодействия (В.В.Авдеев, Т. Ю. Базаров, Е. Ю. Безрукова, А. А. Деркач, Ю. М. Жуков, И. В. Калинин, В. И. Корниенко,.

B.Н.Маркин, Ю. В. Синягин, А. В. Филиппов и др.), в том числе в образовательных учреждениях (В.С.Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков, Р. Х. Шакуров и др.) и системе дополнительного образования детей и молодежи (А.К.Бруднов, Б. З. Вульфов, О. С. Газман, М. Б. Коваль и др.) — психолого-акмеологические основы управленческой деятельности и организационного поведения (А.А.Деркач, А. С. Гусева, В. Г. Зазыкин, Р. Л. Кричевский, А. С. Огнев, Ю. В. Синягин, Е.А.Яблокова).

В качестве основных методов исследования применялись: анализ научных данных, обобщение и интерпретация, ретроспективный анализ, наблюдение, анкетирование, беседа, метод экспертных оценок. Использовался специально разработанный методический комплекс, включающий личностно-профессиональный опросник, анкету диагностики организационного поведения, ролевой тест В. Асеева-Ю.Синягина. Для обработки результатов использовался статистический анализ данных с применением компьютерных программ «EXCEL» и «Statistica for Windows' 98».

Эмпирическая база и основные этапы исследования.

Общая численность принявших участие в исследовании составила более 300 руководителей различных подразделений учреждения дополнительного образования в возрасте от 24 до 60 лет, управленческий персонал аналогичных учреждений и организаций, слушатели курсов повышения квалификации в сфере управленческой деятельности (гг.Москва, Краснодар, Туапсе) — 120 человек.

На первом этапе исследования (1999~2000гг.) — осуществлялся анализ литературы и иных источников по проблеме, разработка теоретических положений, постановка целей и задач исследования;

На втором этапе (2000;2001 гг.) — продолжалось изучение литературы, обобщение опыта деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного образования, проведено первичное пилотажное исследование, позволившее построить обобщенную модель и разработать схему эксперимента;

На третьем этапе (2001;2002гг.) — проведено основное эмпирическое исследование и формирующий эксперимент, обобщены и проанализированы полученные результаты, обоснованы психолого-акмеологические детерминанты эффективности деятельности управленческого персонала специфического образовательного учреждения системы дополнительного образования, описана психолого-акмеологическая технология оптимизации управленческой деятельности.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Выявлены и обоснованы психологические особенности деятельности управленческого персонала учреждения системы дополнительного образования, на формирование которых влияют: специфика целей и задач организации, характер содержания деятельности, внутриорганизационные отношения, организационно-управленческие позиции, ролевые характеристики, организационные воздействия, латентные связи. Они же проектируют алгоритм продуктивного решения организационных (организация совместной деятельностиправильное распределение общей работы между персоналомобеспечение точного выполнения каждым работником их обязанностейсогласованных, слаженных действий) и управленческих задач (реализация управленческих решений, планирование и контроль деятельности, осуществление нововведений, мотивирование сотрудников), обеспечивающих адаптированность учреждения к условиям внешней среды, достижение стратегических целей и удовлетворенность управленческого персонала своей деятельностью.

Установлено, что организационная среда учреждения определяет специфику деятельности управленческого персонала, которая выражается в стиле управленческой деятельности, наличии у руководителей характерных управленческих стереотипов и моделей внутриорганизационного взаимодействия, в привычных способах передачи информации об управленческих решениях и в характере целеполагания.

Доказательно представлено, что детерминантами эффективности деятельности управленческого персонала учреждения выступают особенности организационной структурыличностно-профессиональные особенности и уровень профессионализма представителей управленческого корпусакорпоративная культура организации, отвечающая ее миссии, целям, задачам и формирующая соподчиненность организационных и личностных ценностей руководителейхарактер и стиль внутриорганизационного взаимодействия.

Показано, что особенности корпоративной культуры учреждения проявляются: в деформации представлений об основном предназначении организации и ее миссиив отсутствии общего видения на стратегические целив «веерности» мнений о путях развития организации и оптимизации ее управленческой структуры и личностно-профессиональных особенностях управленческого персонала, что ведет к изменению соотношения формальной и неформальной структур организации в сторону повышения роли неформальной структуры. Организационная структура при этом становится частью общего жизненного пространства, являясь достаточно замкнутой системой, что также существенно влияет на людей, в ней работающих. Вместе с тем эти особенности, ограничивая в определенной мере выбор претендентов, обеспечивают более качественный отбор не только по профессиональным, но и по личностным качествам.

Выявлено, что к личностно-профессиональным особенностям управленческого персонала учреждений дополнительного образования относятся, типичность профессионального становления и карьерного роста руководителей в данном коллективедеятельность в замкнутом коммуникативном, социальном, профессиональном и территориальном пространстве организациистирание границ между профессиональной и личностной сферами жизнедеятельности.

Определено, что эффективность деятельности управленческого персонала может повышаться при условии своевременного специально организованного процесса оптимизации такой деятельности, направленного на сбалансированность организационной структуры, отработку конструктивных стратегий внутриорганизационного взаимодействия, формирование адекватной ценностям, целям и задачам организации корпоративной культуры, повышение профессиональной управленческой компетентности руководителей.

Практическая значимость исследования.

Выработаны научно-практические рекомендации по повышению эффективности деятельности управленческого персонала на основе учета особенностей организационной среды, направленные на оптимизацию этой деятельности, что может быть достигнуто специально разработанными и апробированными в практике управления учреждений дополнительного образования приемами и технологиями работы, с учетом конкретных особенностей организационной среды закрытой организационной системы через подготовку и переподготовку кадров, их оценку и аттестацию.

Полученные в настоящем исследовании данные могут быть использованы в системе управления различных организационных систем в образовании. Результаты исследования могут быть полезны в практике подбора и расстановки управленческого персонала, формировании концептуальных подходов в реализации реальных задач организаций, оценке и аттестации кадров, определении их профессионально-личностных перспектив и возможности использования на других должностях.

Специально разработанная психолого-акмеологическая технология оптимизации деятельности управленческого персонала учреждения с учетом конкретных особенностей организационной среды закрытой организационной системы и личностно-профессиональных особенностей руководителей может быть широко использована в научных и прикладных целях.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными общеметодологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки исследований, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимодополняемостью, многочисленной проверкой данных, применением математических методов обработки и анализа данных с помощью апробированных компьютерных программ.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на методологических семинарах кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, различных научно-практических конференциях (Москва, 2000;2002гг., ВДЦ «Орленок», 2000 — 2002гг., Желез-новодск, 2001, Краснодар, 2000, 2002гг. и др.). Результаты исследования нашли свою реальную практическую реализацию в системе управления ВДЦ «Орленок» и рекомендованы для реализации в аналогичных организационных системах.

Положения, выносимые на защиту.

Специфика целей и задач организации, характер содержания деятельности, внутриорганизационные отношения, организационно-управленческие позиции, ролевые характеристики, организационные воздействия, латентные связи влияют на формирование психологических особенностей деятельности управленческого персонала учреждения дополнительного образования, которые выражаются в стиле управленческой деятельности, наличии у руководителей характерных управленческих стереотипов и моделей внутриорганизационного взаимодействия, привычных способах передачи информации об управленческих решениях и в характере целеполагания.

Особенности организационной структуры, специфика управленческого корпуса и личностно-профессиональные особенности руководителей, характер и содержание корпоративной культуры организации, стиль внутриорганизационного взаимодействия детерминируют эффективность деятельности управленческого персонала учреждения и приводят к изменению соотношения формальной и неформальной структур организации в сторону повышения роли неформальной структуры.

Специально организованный процесса оптимизации управленческой деятельности руководителей с использованием комплексной психолого-акмеологической технологии способствует повышению эффективности деятельности управленческого персонала и должен быть направлен на сбалансированность организационной структуры, отработку конструктивных стратегий внутриорганизационного взаимодействия, формирование адекватной ценностям, целям и задачам организации корпоративной культуры, повышение профессиональной управленческой компетентности руководителей.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы и других источников по исследуемой проблеме и приложения, содержащего результаты статистической обработки данных.

Выводы по 2 главе.

Проведенный во второй главе настоящего исследования анализ психо-лого-акмеологических особенностей деятельности управленческого персонала закрытой организационной системы позволил провести сравнение особенностей открытой и закрытой организационной системы, обосновать психологические условия эффективности деятельности управленческого персонала закрытой организационной системы и описать основные направления повышения эффективности деятельности управленческого персонала в закрытой организационной системе.

Полученные экспериментальные результаты позволили выделить и проанализировать психологические условия повышения эффективности деятельности управленческого персонала закрытой организационной системы на примере реального учреждения подобного типа — ВДЦ «Орленок». С позиций психолого-акмеологического подхода было установлено, что важным условием эффективной деятельности управленческого персонала выступают особенности организационной среды, определяющие специфический стиль управленческой деятельности, особый характер задач и целей организации, управленческие модели и концепции, проявляющиеся в управленческой деятельности, а важной профессиональной составляющей управленческого персонала выступает совокупность компонентов, целеориентированных на повышение профессионализма, реализацию профессиональной «Я-концепции» специалиста, эффективную организацию личной работы и творческую кооперацию с элементами педагогической среды (личностно-ориентированным подходом, педагогическим сотрудничеством, инновационными составляющими и др.).

Доказательно представлено, что основное место в повышении эффективности деятельности управленческого персонала закрытой организационной системы занимают: внутриорганизационные отношения, организационные позиции, организационные роли, организационные воздействия, латентные связи. Они же проектируют алгоритм продуктивного решения организационных задач (организация совместной деятельностиправильное распределение общей работы между персоналомобеспечение точного выполнения каждым работником их обязанностейсогласованных, слаженных действий).

В материалах главы подробно описаны особенности управленческой карьеры управленческого персонала закрытой организационной системы, плюсы и минусы управленческой деятельности в течение длительного времени в закрытой организационной системе.

Проанализированы особенности корпоративной культуры организации, личностно-профессиональные особенности управленческого персонала. Показано, как эти особенности ведут к изменению соотношения формальной и неформальной структур организации в сторону повышения роли неформальной структуры. Организационная структура при этом становится частью общего жизненного пространства, являясь достаточно замкнутой системой, что также существенно влияет на людей, в ней работающих. Вместе с тем, эти особенности, ограничивая в определенной мере выбор претендентов, обеспечивают более качественный отбор не только по профессиональным, но и по личностным качествам. Установлено, что закрытая организационная среда определяет специфику деятельности управленческого персонала и требует специальных психологических условий ее организации (внешних и внутренних), что предъявляет особые требования как к личности руководителя, так и в целом управленческого персонала и позволяет наметить основные пути оптимизации исследуемого процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выделены и проанализированы психологические условия повышения эффективности деятельности управленческого персонала закрытой организационной системы на примере реального учреждения подобного типа — ВДЦ «Орленок». С позиций психолого-акмеологического подхода установлено, что важным условием эффективной деятельности управленческого персонала выступают особенности организационной среды, определяющие специфический стиль управленческой деятельности, особый характер задач и целей организации, управленческие модели и концепции, проявляющиеся в управленческой деятельности.

Показано, что важной профессиональной составляющей управленческого персонала выступает совокупность компонентов, целеориентированных на повышение профессионализма, реализацию профессиональной «Я-концепции» специалиста, эффективную организацию личной работы и творческую кооперацию с элементами педагогической среды (личностно-ориентированным подходом, педагогическим сотрудничеством, инновационными составляющими и др.).

Выявлено, что основное место в повышении эффективности деятельности управленческого персонала закрытой организационной системы занимают: внутриорганизационные отношения, организационные позиции, организационные роли, организационные воздействия, латентные связи. Они же проектируют алгоритм продуктивного решения организационных задач (организация совместной деятельностиправильное распределение общей работы между персоналомобеспечение точного выполнения каждым работником их обязанностейсогласованных, слаженных действий).

В материалах главы подробно описаны особенности управленческой карьеры управленческого персонала закрытой организационной системы, плюсы и минусы управленческой деятельности в течение длительного времени в закрытой организационной системе.

Проанализированы особенности корпоративной культуры организации, личностно-профессиональные особенности управленческого персонала. Показано, как эти особенности ведут к изменению соотношения формальной и неформальной структур организации в сторону повышения роли неформальной структуры. Организационная структура при этом становится частью общего жизненного пространства, являясь достаточно замкнутой системой, что также существенно влияет на людей, в ней работающих. Вместе с тем, эти особенности, ограничивая в определенной мере выбор претендентов, обеспечивают более качественный отбор не только по профессиональным, но и по личностным качествам. Установлено, что закрытая организационная среда определяет специфику деятельности управленческого персонала и требует специальных психологических условий ее организации (внешних и внутренних), что предъявляет особые требования как к личности руководителя, так и в целом управленческого персонала.

Выработанные научно-практические рекомендации по повышению эффективности деятельности управленческого персонала закрытой организационной системы на основе учета особенностей организационной среды направлены на оптимизацию этой деятельности, что может быть достигнуто специально разработанными и апробированными в практике управления ВДЦ «Орленок» приемами и технологиями работы, с учетом конкретных особенностей организационной среды закрытой организационной системы через подготовку и переподготовку кадров, их оценку и аттестацию.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило получить ряд новых научных результатов.

Кроме того, результаты проведенного исследования позволили разработать научно-практические рекомендации по оптимизации процесса и наметить перспективные направления дальнейшей разработки проблемы, среди которых особенности личности и деятельности руководителя закрытой организационной системы, специфика процессов командоформирования под разные цели и задачи в подобных системах, пути повышения их продуктивности деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.-299с.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990.-240с.
  3. Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами / Под ред. А. В. Филиппова.- М.: Московский институт управления, 1989.-153с.
  4. А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. Технологическая школа бизнеса.-М.: Экономика, 1993, — 144с.
  5. .Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой.-М.:Педагогика, 1990.-Т.1.-280с., ил., Т.2.-232с., ил.
  6. А. Психологическое тестирование.: Пер. с англ.- Книга 1., 2. -М.: Педагогика, 1982.-320с.- 295с.
  7. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. -М.-Новгород, 1995.-272с.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. Мысль, 1976.-158с.
  9. Ю.Асмолов А. Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1990.-367с.
  10. Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства.- М.: Мысль, 1978.-136с.
  11. В.А. Пять заповедей для начинающего менеджера, среди которых и Радость Неудачи. М.: Московский рабочий, 1988.-94с.
  12. З.Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: МГУ, 1996.- 152с.
  13. М.Базылев И. Эмерсон П. Консенсус. // Новый мир. 1990 № 3 — С.48−56
  14. Г., Бухгольц К. Стиль работы и образ жизни руководителя. М.: Экономика, 1985.
  15. В.М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность // Педология и восприятие. М., 1928. — С.31−38.
  16. И.В. Кадры. Подбор и оценка. -М.: Московский рабочий, 1984.159 с.
  17. В.Ф. Как добиться успеха в жизни.: Пер. с англ. -М.:СП Интерэксперт, 1992.-139с.
  18. М. Молитвенник для шефа.- М.:Интерэксперт, 1993.-288с.
  19. В.Ф. Управление кадрами. -Л.: Лениздат, 1980.-165с.
  20. Д.Я. Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива.- Л.: Лениздат, 1979.-112с.
  21. В.И., Дорошина Л. Н., Кушниренко А. А., Хрептулов А. В. О системном анализе групповых отношений. / В сб.: Системный метод и современная наука. Вып.З.- Новосибирск.: НГУ, 1975.- С.107−114. 158 с.
  22. А.А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272с.
  23. А.А. О предмете акмеологии. // Психологический журнал. 1993. -Т. 14.-№ 5.- С.73−79.
  24. В.В. Функциональная роль типа темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей. // Вопросы психологии. 1984. — № 4.-С. 102−107.
  25. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983.-207с.
  26. Д., Воротина Л. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург. -1992. — 248 с.
  27. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! 2-е изд. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1989. — 190с.
  28. .С. К изучению смысловой сферы личности. // Вестник Московского ун-та. Сер. Психология.- 1981. № 2. — с.84
  29. У. Менеджмент в организации. М.: ИНФРА-М, 1997. — 344 с.
  30. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. -Киев: Наукова думка, 1989.-200с.
  31. И.В. Влияние организационной среды на профессиональное становление личности руководителя. Дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук.-1998. — 158с.
  32. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.: Изд-во «Лань», 1999.480 с.
  33. Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Экономика, 1969.- 159 с.
  34. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990, — 283с.
  35. X. Менеджмент в подразделениях фирмы. Предпринимательство и координация в децентрализованной компании. М.: ИНФРА-М, 1996. -326 с.
  36. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 416с.
  37. И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат. — 1989. — 222с.
  38. Вудкок Майк, Френсис Дейв. Раскрепощенный менеджер.: Пер. с англ. -М.: Дело, 1991.-320с.
  39. Л.С. Собр. соч. В 6-ти Т./ Под ред А. В. Запорожца.- Т. 1. М.: Педагогика, 1982.-487с.
  40. Д.М. Организация и управление. -М.: Наука, 1970.- 382с.
  41. Генов Филипп. Психология управления.: Пер. с болг. -М.: Прогресс, 1982.-424с.
  42. В., Колобов А. Управленческая команда и мотивация работников. //Человек и труд. 1993. -N 1. — 186с.
  43. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала.- М.: МП «Сувенир», 1993. 488с.
  44. Ф.Д. Индивидуум и группа в экспериментальной групповой психологии. /В кн.: Проблемы инженерной психологии. Вып.2. — Л.: Лениздат, 1964.-318с.
  45. Г. А. Психодиагностическое исследование индивидуальных особенностей управленческой деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1994.-24с.
  46. Дж.К., О’Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. -М. Экономика, 1991 .-319с.
  47. Гуляр Франсис Ж., Келли Джеймс М. Преобразование организации: Пер. с англ.-М: Дело, 2000. 376 с.
  48. А.С. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: Дис. доктора психологических наук. М., 1997. -254с.
  49. Г. В., Махнорылов В. П. Социология труда. Киев: Вища школа, 1990.-342с.
  50. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32с.
  51. А.А., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.: РАГС, 1996.-129с.
  52. С.С. Каждому об управлении. -М.: Мысль, 1986. 157 с.
  53. М.П., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации.: Пер. с англ. -М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1993.-272с.
  54. А.И. Психология коллектива. -М.: МГУ, 1984.-208с.
  55. Ф.П. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. -М.: BChI, 1992.-351с.
  56. В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления. Дис. кандидата наук — М., 1997. — 152с.
  57. Е., Поварницина С. Психологические типы и формирование команды. //Директор школы. 1995. — № 1. — С. 28−36.
  58. Е.С. Уроки психологии для руководителя. Вып. 1. М.: Знание, 1990. -20с.
  59. Ю.М. Эффективность делового общения. М.:3нание, 1988.-63с.
  60. Журавлев A. JL Взаимосвязь личности руководителя и стиля руководства в условиях совместной деятельности коллектива //Совместная деятельность: методология, теория, практика.- М.: Наука, 1988.-228с.
  61. Э. В. Что же такое личность? //С чего начинается личность? М.- Просвещение, 1979.-С. 232−237
  62. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М.: Общ-во «Знание"РФ, 1994.-265с.
  63. А.Н. Кадры управления в корпорациях США. М.: Наука, 1988. -140с.
  64. B.C. Кадры хозяйственных руководителей: подбор, расстановка, обучение. Л.: Лениздат, 1982.-181с.
  65. Кадзума Татеиси. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена: Пер. с англ. М.: Московский бизнес, 1990.-118с.
  66. Д.П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. -М.: Мысль, 1979.-254с.
  67. Как добиться успеха: практические советы деловым людям, / Под общей ред. В. Е. Хруцкого. М.: Политиздат, 1991. — 506с.
  68. Капиталистическое управление: уроки 80-х. / М. В. Грачев. М.: Экономика, 1991.-127с.
  69. . Деловая стратегия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.-239с.
  70. П. М. Принципы организации. М.: Наука, 1968. -377 с.
  71. А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1987.-301с.
  72. Е.А. Психология профессионализма. М., Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 400с.
  73. А.Г. Руководителю о работнике. М.: Экономика, 1988.-92с.
  74. Г. М. Психология корпоративного управления: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 159с.
  75. Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979. -504с.
  76. Я.Л. Социометрия в социологическом исследовании: ее возможности и ограничения // Методология и методы социальной психологии. -М.: Наука, 1977. С.72−85.
  77. Н.И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. М.: Пргресс, 1996.-380с.
  78. Э.Б. Советская управленческая мысль 20-х годов. М.: Политиздат, 1990. — 112с.
  79. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1997. — 220с.
  80. Г. М. Тип личности и предпочитаемый стиль руководства: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993. -25с.
  81. А.И. Прикладная социология и менеджмент. М.: Изд-во МГУ, 1995. -208с.
  82. А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. — М.: Наука. 1991. 240 с.
  83. Ю.Д. Управление поведением в фирме (На материалах 120 российских компаний). М.: ИПФРА-М, 1997. — 368 с.
  84. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  85. О., Тьюсон М. Дж. Типы людей и бизнес. М.: Персей Вече-Аст, 1995. — 560с.
  86. Р.Л. Если вы руководитель. — М.: Дело, 1996.-381с.
  87. Р.Л., Маржине Л. В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев: Штиинца, 1991.-126с.
  88. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991. — 207с.
  89. А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Науко-ва думка, 1982.- 159с.
  90. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. -Л.: Лениздат, 1974.-167с.
  91. И. Психотехнология и эффективный менеджмент.- М.: Технологическая школа бизнеса, 1992.-190с.
  92. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 120с.
  93. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб: НИЦРТМ. 1993. — 52с.
  94. Г., О Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. — Т.1.-495 е.- Т.2−512с.
  95. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М.: Изд-во МААН, 1994. — 242с.
  96. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-304с.
  97. А.Н. Социально-психологические проблемы формирования коллектива коммерческой фирмы // Психологический журнал. 1994. — Т. 15.-N5. — С.22−29.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  99. Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1988. -№ 2. — С. 3−14.
  100. С.А. Организационная культура: Концептуальные модели и методы диагностики // Вести. Московского университета. 1997. — № 4.-С.55−65.
  101. А.Н. Эмоциональные потенциалы первичного коллектива. / В сб.: Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1977. — С.68−69.
  102. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск: Петроком, 1992.-318с.
  103. Л.П. Стиль руководства коллективом. //Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива, / Под ред. Б.Д. Парыги-на.- Л.: Наука, 1986. -239с.
  104. С.Ф. Менеджер за работой. М.: Молодая гвардия, 1989.-239с.
  105. Р.А. Ловушка времени. Как сделать больше за меньшее время. / Сборник «Как стать предприимчивым и богатым». М.: Молодая гвардия, 1991.-200с.
  106. П.Ф. Профессия оргконсультант. //Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. Тезисы научно-практической конференции 27−29 октября 1995 года, г. Москва. — М., 1995. С. 41−44.
  107. А.В. Исследование структуры личностных свойств в связи с эффективностью групповой деятельности. / В сб.: Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. Смоленск: СГПУ, 1979.-С.28−41.
  108. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.-3 08с.
  109. С.Д. Профессионалы в управлении. Л.: Лениздат, 1991.-143с.
  110. К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996. — 160 с.
  111. B.C. Взаимосвязь развития индивидуальности и развития коллектива как фактор стабильности кадров. / В кн.: Прикладные проблемы социальной психологии. М.: МГУ, 1983. — с. 185
  112. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1995.-704с.
  113. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. / Сб. научных трудов. М.: Наука, 1990. — 84с.
  114. Методические разработки и социологические исследования проблем социального развития трудовых коллективов организаций Госснаба СССР. / Под ред.: Кривцова A.M., Жеко И. В., Засурцева О. П. и др. М.: Политиздат, 1983.- 107 с.
  115. .З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М., 1998. — 336 с.
  116. В.Г. Акмеологические основы оптимизации профессионального становления офицерских кадров. — Дис. доктора наук — М., -1995.-264с.
  117. К.Б. Личность и организация: Конспекты по психологии. -М.: Тривола, 1996. 64 с.
  118. В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж: НПО МО-ДЭК, 1995.-356с.
  119. В.Н. Социальная психология и психология отношений. / В кн.: Проблемы общественной психологии / Под ред. В. Н. Колбановского и Б. Ф. Поршнева. М.: Мысль — 1965. — С.273−285. — 386с.
  120. Р.С. Психологические критерии и условия эффективности работы коллектива. М.: Педагогика, 1982. — 64 с.
  121. И., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования: Пер. с фин. М.: Экономика, 1988.-192с.
  122. Н.Н. Межличностные отношения. Л. Изд-во ЛГУ, 1979.-152с.
  123. Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия. //Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981 — С. 80−92.
  124. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. М.: МГУ, 1987. -304с.
  125. Организация и психология работы с кадрами управления. Методические рекомендации: часть 1 и 2. М.: Наука, 1992. — 134 с.
  126. Ю.П. Подбор и подготовка кадров в условиях нового хозяйственного механизма. М.: Знание, 1989. — 47с.
  127. Основы общей и прикладной акмеологии. Учебное пособие. Авт. коллектив / Под ред. Деркач А. А. и др. М.: РАГС, 1995. — 388с.
  128. Основы социальной психологии / Под общей ред. Попова В. Д. М.: РАГС, 1996.-286 с.
  129. У. Методы организации производства. Японский и американский подходы. -М.: Экономика, 1984.-183с.
  130. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: Экономика, 1990.-112с.
  131. А.И. Психология организационных отношений в деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1984.- 108 с.
  132. А.И. Психология организационных отношений: методология, теория, практика. Монография. М.: Академия МВД СССР, 1990. — 240с.
  133. С.С. Исследование «организационного климата» в американской психологии. //Вопросы психологии. 1978. -№ 2. — С 86−93.
  134. П.А. Кадры управления. Деятельность. Формирование. -М. Экономика. 1985.-160с.
  135. Дж.Р. Законы Паркинсона: сборник.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — 448с.
  136. БД. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-348с.
  137. И.В. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях. Дис. кандидата наук — М., 1997. — 174с.
  138. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Педагогика, 1988. — 176с.
  139. А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М.: Просвещение, 1984. — 272с.
  140. В.А. Личность в психологии. М.- Ростов-на /Д.: Изд-во Феникс. — 1996. — 512с.
  141. Питер. Лоуренс Дж. Принцип Питера или почему дела идут вкривь и вкось. М.: Прогресс, 1990.-320с.
  142. Т., Уотермент Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986. -418с.
  143. К.К. Проблемы личности в социальной психологии. / В сб.: Проблемы социальной психологии (Материалы Всесоюзного совещания). -М.: Просвещение, 1971. С.28−35.
  144. А.В. Элита. М.: Изд-во Северокавк. научн. Центра, 1996. -340с.
  145. Л.Н., Чичканов В. П. Эффективность труда руководителя. -М.: Мысль, 1988.-316с.
  146. В.А., Цуварев В. И. К вопросу о психологическом отборе профессионалов. // Психологический журнал. 1988. — № 3. — С. 10−24.
  147. Г. Х. Эффективное управление. -М.: Экономика, 1985.-335с.
  148. .Ф. Социальная психология и история. -М.: Наука, 1979.-232с.
  149. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. /Учебное пособие под ред. В. В. Столина, А. Г. Шмелева. М.: МГУ, 1984. -258 с.
  150. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия.- М.: Политиздат, 1989.-271с.
  151. А.И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в социологическом обществе. М.: Политиздат, 1983.-176с.
  152. А.И. Современная социология организаций. — М.: Интер-пракс, 1995.-296 с.
  153. В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. М.: Наука, 1989.-207с.
  154. Психология в управлении. Сборник / Сост. А. М. Зимичев. Л.: Лениздат, 1983. — 192с.
  155. Психология: Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  156. В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления. -М.: «Дружба народов», 1996. 142с.
  157. Рабочая книга практического психолога /Под ред. А. А. Декача. -М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996. 400с.
  158. Г. «Хотите научиться управлять кадрами?». //Социалистический труд. 1991. -N3.- 78с.
  159. Н.В. Социально-психологический анализ стиля руководства. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. — 22с.
  160. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1946.-704с.
  161. А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом //Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л.: ЛГУ, 1980. — 286с.
  162. В.А. Влияние перцептивной установки руководителя на его деятельность. Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1989. — 24с.
  163. Г. и др. Менеджмент в организациях: Пер. с англ. М.: Экономика, 1995. — 335с.
  164. Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен X. Й. Управление по результатам.- М.: Прогресс-Универс, 1993. -393с.
  165. А.Л. Социальная психология управления. -Л.: ЛГУ, 1986 -175с.
  166. Секреты умелого руководителя. /Сост. И. В. Липсиц. М.: Экономика, 1991.-320с.
  167. И.Н., Степанов С. Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии. // Наука о человеке. М., 1989. — С.127−146. -276с.
  168. В.И., Панченко Е. Г. Искусство управления. Киев: Политиздат, 1988.-206с.
  169. Серван Шрейбер Ж.-Л. Ремесло предпринимателя. — М.: Международные отношения, 1993 .-С. 177−243. — 316с.
  170. Н.Л. Методика изучения направленности личности. // Методики социально-психологической оценки личности и группы. / Под ред. А. Л. Журавлева, В. Е. Семенова, Е. В. Тугаревой, В. А. Хащенко. М., 1990. -С. 29−37.-248с.
  171. Д.С. Управление производительностью. М.: Прогресс, 1989.-521с.
  172. Ю.В. Психологические закономерности формирования руководителем своего окружения в организации. М.: РАГС, 1996.-118с.
  173. Ю.В. Психологические механизмы формирования руководителем управленческой команды.-М.: Вузовская книга, 2001.-273с.
  174. Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. Учебное пособие. -М. Ульяновск: фирма Darp, 1995.-114с.
  175. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психо-технологии.-М.Технологическая школа бизнеса, 1996.-429с.
  176. И.Б. Руководитель в системе управления. М.: АНХ при Совете Министров СССР, 1987.-135с.
  177. Э.Е. Как управлять персоналом. М.: Экономика, 1995.-239с.
  178. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инновати-ка: рефлепрактические методы. М.: Луч, 1993. -63с.
  179. В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. -Л.: Машиностроение, 1989. -95с.
  180. Р. Секреты управления. М.: Экономика, 1991. -С. 55−56.
  181. Твис Брайер. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. — 112с.
  182. В.И. Организация и управление. Опыт США. М.: Экономика, 1965. — 124с.
  183. С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск: «Периодика», 1997. -256с.
  184. Управление фирмами Японии.: Пер. с яп. / Под общ. ред. С.Б. Русецко-го. М.: Наука, 1969.- 453 с.
  185. Управление и проблема кадров / Под ред. Г. Х. Попова и Г. А. Джавадо-ва.-М.: Экономика, 1972,-175с.
  186. Управленческое консультирование. / Под ред. Милана Кубра. М.: Интерэксперт, — Т. 2.- 1992.-350с.
  187. Э.П. Организационное поведение: Курс лекций. М.: ИМПЭ, 1998, — 52с.
  188. К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М.: Сентябрь, 2000.-140с.
  189. К.М. Руководитель и ближний круг. М.: Сентябрь, 2000.-155с.
  190. А. Учение об управлении. М., 1924. -188 с.
  191. А.В. Работа с кадрами. М.: Экономика, 1990.-167с.
  192. А.В., Липинский В. К., Князев В. Н. Производственная социология, психология и педагогика. М.: Просвещение, 1989. — 173с.
  193. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. -М.: Наука, 1990.-178с.
  194. Г. Моя жизнь мои достижения: Пер. с англ. М.: Финансы и Статистика, 1989. — 206с.
  195. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М.: Прогресс, 1987.-270с.
  196. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. -М.: Прогресс, 1987.-236с.
  197. Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1990.-330с.
  198. Д. Управляй или подчиняйся! Проверенная техника эффективного менеджмента. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1992.-287с.
  199. Дж. Управление качеством в американских корпорациях. -М.: Экономика, 1990. -312с.
  200. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986.-Т.1 -408с., Т.2−391с.
  201. X., Ламерс Ф. Совершенствование персонала //Иностранная психология. 1994. — Т. 2. — № 1 (3). — С. 52−59.
  202. В.Д. Психология деятельности и способности человека.: Учебное пособие для вузов. М.: Изд. корп. «Логос», 1996.-320с.
  203. Р.Х. Социально-психологические проблемы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 210с.
  204. ., Швабле X. Личность, карьера, успех. (Психология бизнеса). М.: Прогресс, 1993. — 240с.
  205. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984.-248с.
  206. В.Г. Подбор, подготовка и повышение квалификации кадров хозяйственных руководителей.- М.: Просвещение, 1977. 264с.
  207. А.Ю. Самоуправляемые структуры как основа инновационных компаний. // Вторая научно-практическая конференция «Достижения науки и техники развитию сибирских регионов». Красноярск: КАГС, 2000. Часть 1. — С. 157.
  208. X. Отбор персонала. //Иностранная психология. 1994. — Т.2.-№ 1(3).-С. 35−43.
  209. Н. Преуспевать с радостью / Р. Энкельманн. Молитвенник для шефа: Пер с нем. / Биркенбиль. М.: СП Интерэксперт, Экономика, 1993.-395с.
  210. . Карьера менеджера.: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. -384с.
  211. Янг С. Системное управление организацией / Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1972.-94с.
  212. М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива. //Вопросы психологии 1978. — № 3. — С. 40−53.
  213. Board Robert D. The Psychoanalysis of Organizations. L., 1978 -278p.
  214. Duck S. Social and personal relationships. // Miller G.R. and M.L. (Eds.). The Handbook of Interpersonal Communication. Beverley Hills, CA, 1985. -175c.
  215. Eddy. Williom, B. The manager and working group. 1985.-192p.
  216. Handbook of Organizational Behavior/ Jaw W. Lorsch, editor. New York. 1987.-430p.
  217. Hersey P., Blanchard K. Management of Organizational Behavior, 4th ed. (Englewood Cliffs, N. J: PrenticeYall, 1982.-PP.3−65.
  218. Mintzberg Henry. The Nature of Managerial Work. New York: Harper & Row, 1973.-122p.г
Заполнить форму текущей работой