Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие психологии научного творчества в России в конце XIX — начале XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И. И. Лапшин рассмотрел проблему творчества и психологические основы творческой деятельности не только в философии, но в научной области, в культуре, тем самым, отделив философское творчество от религиозного. И. И. Лапшин, научно обосновав философию изобретения, предложил ряд путей для развития научного и философского творчества. Актуальная в настоящее время идея И. И. Лапшина о единстве… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и философские основы психологии научного творчества в России конца XIX — начала XX вв
    • 1. 1. Психология научного творчества в исследованиях отечественных историков психологии
    • 1. 2. Предпосылки становления психологии научного творчества в России в конце XIX — начале XX вв
    • 1. 3. Разграничение феноменов художественного и научного творчества в трудах отечественных ученых конца XIX — начала XX вв
    • 1. 4. Проблемы развития психологии научного творчества в публикациях русских мыслителей конца XIX — начала XX вв
  • Глава 2. Оформление психологии научного творчества как отрасли психологической науки в начале XX века
    • 2. 1. Оформление методологических основ психологии научного творчества в теориях русских мыслителей конца XIX — начала XX вв
    • 2. 2. Процесс научного творчества и психологические условия его развития в понимании русских мыслителей конца XIX — начала XX вв
    • 2. 3. Развитие идей психологии научного творчества русских мыслителей в современной психологии научного творчества

Становление и развитие психологии научного творчества в России в конце XIX — начале XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Перспективы развития современной психологической науки определяются историко-психологическими исследованиями теоретических основ её фундаментальных направлений.

Преобразования российского общества в начале XXI в. характеризуются серьёзными изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека, что существенно повлияло на развитие отечественной психологии и её отраслей. Перестроечные процессы в постсоветской психологии и в её психологических отраслях, в том числе в психологии научного творчества, обусловлены изменениями методолого-концептуальных основ, пересмотром методологических позиций и принципов советской психологии (В.А. Мазилов, 2003). Для осмысления современного состояния отечественной психологии научного творчества и определения путей развития необходимо изучение её истории. С этой точки зрения наиболее актуальным становится исследование истории становления и развития психологии научного творчества в России конца XIX — начала XX вв.

Конец XIX — начало XX вв. — это время политических противоречий, бесперспективность индустриально-капиталистического общества и порождаемой им научной парадигмы, социально-научные противоречия, в результате которых рушились старые основы и открывались просторы для создания нового общества, создания активных научных школ во многих отраслях знаний. Эти изменения во многом схожи с изменениями в современной России (происходят масштабные духовно-интеллектуальные изменения, развиваются индустриальные, техногенные цивилизации). По этой причине выявление новых взглядов, идей при реконструкции становления и развития психологии научного творчества могут быть использованы и сегодня в современной работе по истории психологии и психологии творчества.

В 60-е годы XX века в связи с новым этапом развития психологии научного творчества появляется ряд сборников научных трудов «Научное творчество» (1969), «Проблемы научного творчества в современной психологии» (1971), «Научное открытие и его восприятие» (1971) под редакцией С. Р. Микулинского и М. Г. Ярошевского. Исследуются общепсихологические закономерности творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Я. А. Пономарев и др.), проблемы научного открытия (Б.М. Кедров), вопросы моделирования решений творческих задач с помощью эвристических программ (JI.H. Ланда, Я. А. Пономарев, В. Н. Пушкин, И.М. Розет), творческого мышления и проблемного обучения (В.Г. Иоффе, И. А. Лернер, A.M. Матюшкин и др.) и многое другое, но отсутствуют специальные систематические историко-психологические работы как по анализу научного наследия отечественных ученых конца XIX — начала XX века, так и по истории психологии научного творчества в целом.

В работах отечественных историков психологии разрабатываются различные аспекты истории психологии: социально-культурные условия развития психологического знания (А.Н. Ждан, В. А. Кольцова, Ю. Н. Олейник и др.), научное творчество ученых (В.В. Большакова), научные школы (А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский, и др.), проблемы методологии истории психологии (А.Н. Ждан, В. А. Кольцова, В. А. Мазилов, О. Г. Носкова, Ю. Н. Олейник и др.). Однако до сих пор вопросы становления и развития психологии научного творчества в России в конце XIX — начале XX века не исследованы. Слабо разработан вопрос о влиянии научного наследия отечественных ученых конца XIX — начала XX века на современную психологию научного творчества.

Таким образом, изучение научного наследия русских ученых конца XIX — начала XX вв. необходимо и актуально для реконструкции процесса становления и развития психологии научного творчества в России. Это позволяет увидеть преемственность в развитии отечественных психологических идей, проблематики, методов научных исследований по психологии научного творчества.

Историко-психологический анализ становления и развития психологии научного творчества в России в конце XIX — начале XX вв. позволит установить важные для современности теоретические положения психологии научного творчества, так как изначальное формирование теории психологии научного творчества носило более глубокий познавательный характер и было независимо от практических задач, навязанных психологической науке в XX в.

Объект исследования: научное наследие российских мыслителей в области психологии научного творчества в России конца XIX — начала XX вв.

Предмет исследования: научные идеи, повлиявшие на становление и развитие психологии научного творчества в России.

Цель исследования: реконструкция идей российских мыслителей конца XIX — начала XX вв., определивших становление и развитие психологии научного творчества как отрасли психологической науки.

Гипотеза исследования: существует комплекс научных идей российских мыслителей конца XIX — начала XX вв., определивших становление и развитие психологии научного творчества и конституировавших её как самостоятельную отрасль психологического знания, выделив предмет, задачи и методы исследования.

Задачи исследования:

1) выявить предпосылки, повлиявшие на становление психологии научного творчества в России конца XIX — начала XX вв. как отрасли психологической науки;

2) выявить факторы, способствовавшие разграничению феноменов психологии художественного и научного творчества, на основании историко-психологического анализа публикаций русских ученых конца XIX — начала XX вв.;

3) выделить и проанализировать идеи отечественных ученых конца XIX — начала XX вв., способствовавших оформлению психологии научного творчества в самостоятельную отрасль психологического знания;

4) показать преемственность между психологическими теориями научного творчества, заложенными в России конца XIX — начала XX вв., и современными теориями психологии научного творчества.

Методологические основы исследования составляют основополагающие принципы психологии: принципы детерминизма, развития, системности, единства сознания и деятельности (В.В. Большакова, Е. А. Будилова, А. В. Карпов, В. А. Кольцова, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов В.А. Мазилов, С. Л. Рубинштейн, И. Р. Сушков, В.Д. Шадриков) — принципы историко — психологического познания (В.В. Большакова, Е. А. Будилова,.

A.Н. Ждан, В. А. Кольцова, Ю. Н. Олейник, А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский) — основные подходы к проблеме психологии научного творчества (Я.А. Пономарев, И. С. Сумбаев, П. М. Якобсон, М.Г. Ярошевский).

Методы исследования: историко-психологический анализ научных, публицистических материалов, историко-генетический метод, метод историко-логической реконструкции становления и развития психологии научного творчества, методы глубинной интерпретации источников, обобщение и систематизация фактического научного материала.

Научная новизна исследования:

Выявлены социокультурные (реформы общества, уровень развития науки и культуры, особенности национального менталитета), философско-психологические (осознание российскими философами проблемы творчества, развитие общей психологии и её направленияпсихологии творчества) предпосылки становления психологии научного творчества как отрасли психологической наукифакторы, способствовавшие разграничению феноменов психологии научного и художественного творчества, в трудах.

B.Я. Курбатова, Б. А. Лезина, Д.Н. Овсянико-Куликовского,.

Выделены и проанализированы научные идеи С. О. Грузенберга, И. И. Лапшина, П. К. Энгельмейера, в трудах которых произошло оформление психологии научного творчества как самостоятельной отрасли психологического знания за счет определения собственного предмета, задач и методов исследования.

Разработана преемственность научных идей, заложенных российскими учеными конца XIX — начала XX вв., и соотнесена с общим ходом развития отечественной психологии научного творчества.

Сформулированы положения, составляющие теоретическую основу психологии научного творчества, которые на современном этапе развития психологии научного творчества представлены как комплекс идей, объясняющих творческий процесс: творческий процесс слагается из трех элементов: эмпирики, научной фантазии и эксперимента. В основе творчества обязателен компонент фантазии ученого, художника, поэта, писателя, проектировщика. На процесс творчества влияют случайные факторы. Творческий процесс — это высшее проявление умственной деятельности мозга и зависит от физиологии человека, его здоровья, психологического состояния. Творческий процесс в науке и технике строится на принципах: наблюдать и предполагать, проверять и претворять.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— уточнены теоретические и философские основы психологии научного творчества в России в конце XIX — начале XX вв.;

— конкретизированы представления о предпосылках становления психологии научного творчества и факторах, способствовавших разграничению феноменов психологии научного и художественного творчества;

— расширено представление о научном наследии российских ученых конца XIX — начала XX вв., труды которых являются основными источниками становления психологии научного творчества и стали теоретической основой развития психологии научного творчества в России как отрасли психологической науки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты историко-психологических исследований и реконструкция становления и развития психологии научного творчества в работах российских ученых конца XIX — начала XX вв. позволили подготовить материал для использования в учебных курсах по истории психологии, общей психологии, психологии творчества, в спецкурсах по методологии психологической науки в России на психологических факультетах университетов, в педагогических вузах, на курсах повышения квалификации преподавателей вузов, при создании учебных пособий по истории психологии, общей психологии, психологии творчества.

Достоверность научных результатов и выводов определяется методологической обоснованностью теоретических позиций в ходе изучения предмета, а также использованием методов исследования, соответствующих задачам научного поиска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс становления и развития психологии научного творчества в России конца XIX — начала XX вв. обусловлен как совокупностью социокультурных (реформы общества, уровень развития науки и культуры, особенности национального менталитета) и философско-психологических (осознание российскими философами Н. А. Бердяевым, B.C. Соловьевым, П. А. Флоренским проблемы творчества, развитие общей психологии и её направления — психологии творчества) предпосылок, так и разграничением психологии творчества на художественное и научное. Процесс разграничения определён в работах В. Я. Курбатова, Б. А. Лезина, Д.Н. Овсянико-Куликовского, исходя из принципа «экономии мышления», разработки теоретических основ понимания особенностей художественного и научного творчества.

2. Научные идеи, разработанные в конце XIX — начале XX вв. русскими мыслителями М. А. Блохом, Ф. Ю. Левинсоном — Лессингом, В. Л. Омельянским, В. В. Савичем, И. А. Сикорским, объясняющие творческий процесс, могут быть представлены как комплекс положений, составляющих теоретическую основу психологии научного творчества:

1) творческий процесс слагается из трех элементов: эмпирики, научной фантазии и эксперимента;

2) в основе творчества обязателен компонент фантазии ученого, художника, поэта, писателя, проектировщика;

3) на процесс творчества влияют случайные факторы;

4) творческий процесс — это высшее проявление умственной деятельности мозга;

5) творческий процесс зависит от физиологии человека, его здоровья, психологического состояния;

6) творческий процесс в науке и технике строится на принципах: наблюдать и предполагать, проверять и претворять.

3. Научные разработки и исследования С. О. Грузенберга, И. И. Лапшина, П. К. Энгельмейера впервые конституировали психологию научного творчества как самостоятельную отрасль психологического знания, имеющую собственный предмет, задачи и методы исследования. Предмет психологии научного творчества — личность творца, творческий процесс и результат творчества. Задача психологии научного творчества — изучение творческого процесса. Методы исследования — наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, репродуктивный метод.

4. Психологические теории научного творчества, заложенные в России в конце XIX — начале XX вв., повлияли на дальнейшее развитие психологии научного творчества в решении комплексных проблем творческой деятельности. Преемственность работ П. К. Энгельмейера наблюдается в работах Я. А. Пономарева, И. С. Сумбаева, П. М. Якобсона, и др. Исследования И. И. Лапшина получили развитие в работах В. В. Большаковой,.

А.С. Майданова и др. Научные идеи С. О. Грузенберга получили развитие в работах И. В. Страхова, Я. А. Пономарёва.

Апробация работы.

Основное содержание диссертации докладывалось и обсуждалось на заседаниях кафедры психологии Волго-Вятской академии государственной службы в Нижнем Новгороде (2005;2008), на кафедре гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Арзамасского филиала Волго-Вятской академии государственной службы (2005;2008), на методологических семинарах в Ярославле (2008;2009), на IV Международной научной конференции по истории психологии «IV Московские встречи» (Москва, 2006 г.), на Всероссийской конференции молодых ученых в Н. Новгороде (2007 г.), на областной конференции молодых ученых в г. Костроме, г. Н. Новгороде (2008 г.), на I Межрегиональной научной конференции «Россия и мир: проблемы взаимодействия и интеграции» (Арзамасский филиал ВВАГС, 2008 г.). Результаты работы использовались при проведении лекций и практических занятий по общей психологии, истории психологии в ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара», ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», при чтении лекций по дисциплине «Психология и педагогика» в ГОУ ВПО «Волго-Вятская академия государственной службы».

Результаты диссертационного исследования отражены в 4 публикациях.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, 2-х глав, выводов по каждой главе, заключения и библиографического списка, включающего 197 источников, из которых 2 на английском языке. Текст рукописи изложен на 173 страницах, сопровождается 2 таблицами.

Выводы по 2 главе:

1. Историко-психологический анализ рассмотренных концепций С. О. Грузенберга, И. И. Лапшина, П. К. Энгельмейера, доказывает, что в России в конце XIX — начале XX века были созданы значительные психологические теории, в которых вырисовываются отдельные черты, характерные для дальнейшего развития российской психологии научного творчества. С. О. Грузенбергом, И. И. Лапшиным, П. К. Энгельмейером были заложены методологические основы для оформления психологии научного творчества в самостоятельную отрасль психологической науки: выявлен предмет, задачи и методы исследования психологии научного творчества.

2. П. К. Энгельмейер одиним из первых сделал попытку построить своеобразную модель психологии научного творчества — эврологию — науку о творчестве, предметом, которой является, объект, субъект и процесс творчества. На основе одинаковых субъективно — объективирующих факторов творческой деятельности в технике, искусстве, религии, науке П. К. Энгельмейер выводит понятие «творчество человека» как одну из фаз развития жизни, для которого характерны следующие признаки: 1) искусственность, 2) целесообразность, 3) неожиданность, 4) цельность. На основе опытных исследований творческих актов и исследований творческих личностей творческий процесс «трехакт» состоит из акта интуиции и желания, акта знания и рассуждения, акта умения, которые между собой взаимодействуют. Рассматривая «трехакт» с психологической точки зрения, П. К. Энгельмейер раскрыл понятие интереса в деятельности, который играет большую роль в воспитании ребенка.

3. Сравнивая свой трехакт с классификацией Канта человеческих дарований, П. К. Энгельмейер рассмотрел с психологической точки зрения три класса людей по дарованиям: гений, талант, рутина, на воспитание и развитие которых воздействует среда, в которой они обитают. Главную роль в воспитании правильных убеждений, способностей творческой личности он отводил школе, при этом воспитывать творческую способность, т. е. догадку можно аналитическим методом, «интуитивным методом» Гаукинса и методами начертательной геометрии. Таким образом, проблема успешного творчества человека зависит от среды, в которой он находится, от воспитания творческих способностей.

4. И. И. Лапшин рассмотрел проблему творчества и психологические основы творческой деятельности не только в философии, но в научной области, в культуре, тем самым, отделив философское творчество от религиозного. И. И. Лапшин, научно обосновав философию изобретения, предложил ряд путей для развития научного и философского творчества. Актуальная в настоящее время идея И. И. Лапшина о единстве и взаимодействии наук в области психологии творчества способствовала созданию комплексной, многоаспектной программы исследований творчества. В качестве методологической основы этой программы используются принципы историзма, развития, системности, многообразия, взаимосвязи. Подобная программа может выступать для современных исследователей в качестве парадигмы такого анализа, который характеризуется конкретностью, богатым эмпирическим базисом, обоснованностью теоретических обобщений.

5. Методологические предпосылки построения психологии научного творчества как самостоятельной науки находим в работе С. О. Грузенберга «Психология творчества» (1923). Он выделил предмет, задачи и методы психологии творчества. По структуре понятия «творчества» С. О. Грузенберг классифицировал основные типы построения проблемы психологии творчества: 1) философский тип- 2) метафизический тип- 3) интуитивный тип. Предметом психологии творчества является состав, происхождение и взаимная связь своеобразных душевных явлений внутреннего мира творца интеллектуальных ценностей. Задачей психологии творчества он считал изучение «творящей природы» гения. Анализируя типы окказионалистической концепции творчества, С. О. Грузенберг пришел к выводу, что невоспроизводимость процессов творчества как непроизвольной душевной деятельности художника, вызывает сомнения в возможности применения экспериментального метода для построения теории творчества, и подчеркнул необходимость создания объективного метода исследования. В качестве такого метода, он выдвигает «репродуктивный метод» — это метод рефлекторного воспроизведения в психике зрителя творческого процесса автора произведения.

6. Исследуя различные сферы человеческой деятельности: научного и художественного творчества, изобретения, — С. О. Грузенберг и П. К. Энгельмейер обозначили экспериментальный метод, который заключался в исследовании актов творчества, автобиографий ученых, художников, писателей, обобщили результаты экспериментальных заданий, тестов и интервью. Таким образом, нами выделен целый комплекс причин, обусловивших институциализацию психологии научного творчества: среди них и использование специфических методов, и развитие смежных наук, и требования практики, и выделение предмета, позволяющего заявлять о несовпадении с общей психологией, определение ее задач.

7. С. О. Грузенберг, И. И. Лапшин, П. К. Энгельмейер, дали толчок к созданию психологии научного творчества, опираясь на психологические, социологические, гносеологические и др. знания. Их попытка построения теории творчества содержала в себе комплексный подход, который начали применять в советские годы развития психологии, и привела не только к окончательному оформлению психологии научного творчества, но и к созданию психологии науки.

8. Результатом развития идей ученых в России конца XIX веканачала XX века явилась создании научной школы отечественной психологии научного творчества применительно к современным запросам науки, культуры и общества. В советских исследованиях психологии научного творчества сформировалась тенденция к осуществлению комплексного подхода в анализе творчества и построения общей теории творчества (Л.А. Дулаева, Я. А. Пономарёв, И. А. Страхов, Н. А. Сумбаев, М. П. Якобсон, М. Г. Ярошевский и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Историко-психологический анализ позволил установить, что становление психологии научного творчества как отрасли психологической науки в России состоялось в конце XIX — начале XX вв. Основными предпосылками процесса становления психологии научного творчества как науки стали:

1. Социокультурная ситуация в России, выражающаяся в реформировании старого уклада общества, в развитии науки и культуры, просвещения, в поисках Россией путей её развития и национальной самобытности.

2. Развитие отечественной психологической науки и одного из её направлений — психологии творчества.

3. Работы российских философов И. А. Бердяева, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского, в которых осознавалась проблема творчества.

4. Развитие естественных наук, потребность общества в оптимизации интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею в связи с социально-экономическими условиями и с необходимостью учёта интеллектуально — творческих факторов направило ученых обратиться к поиску методов творческого решения научных проблем, управлению и прогнозированию творческой деятельности.

2. В конце XIX — начале XX в. в работах В. Я. Курбатова, Б. А. Лезина, Д.Н. Овсянико-Куликовского наметилось два направления изучения психологии творчества: научное и художественное. В рамках искусствоведения первоначально исследователи делали акцент на изучение психологии художественного творчества. В связи с развитием естественных наук в рамках данного направления возникает интерес к специфике не только художественного, но и научного творчества. Ученые, пытаясь выявить своеобразие каждого из них, сравнивали особенности их природы, процесса протекания, а также их атрибутивные характеристики.

3. Факторами, обусловившими разграничение феноменов психологии художественного и научного творчества, являются принцип «экономии мышления» и разработка теоретических основ понимания особенностей художественного и научного творчества.

4. В трудах русских мыслителей М. А. Блоха, Ф. Ю. Левинсона — Лессинга С. Ф. Ольденбурга, В. Л. Омелянского, В. В. Савича, И. А. Сикорского, А. Е. Ферсмана конца XIX — начала XX вв. раскрыты проблемы оформления психологии научного творчества в самостоятельную отрасль знания, состоящие во фрагментарном исследовании психологических аспектов научного творчества. Реконструкция научных идей российских ученых конца XIX — начала XX вв. позволила в данном исследовании сформулировать положения, составляющие теоретическую основу психологии научного творчества, которые на современном этапе развития психологии научного творчества, могут быть представлены комплексно:

1) творческий процесс слагается из трех элементов: эмпирики, научной фантазии и эксперимента;

2) в основе творчества обязателен компонент фантазии ученого, художника, поэта, писателя, проектировщика;

3) на процесс творчества влияют случайные факторы при систематической работе ума и воображения;

4) творческий процесс зависит от физиологии человека, его здоровья, психологического состояния;

5) творческий процесс — это высшее проявление умственной деятельности мозга;

6) творческий процесс в науке и технике строится на принципах: наблюдать и предполагать, проверять и претворять.

5. Идеи С. О. Грузенберга, И. И. Лапшина, П. К. Энгельмейера позволили выделить психологию научного творчества в России в самостоятельную отрасль психологии. В данных научно-исследовательских работах был определен предмет психологии творчества, разработаны задачи и методы исследования, предложена программа её дальнейшего развития. Предметом психологии творчества являлась психологическая природа творчества, состоящая из личности творца, творческого процесса и результата творчества. Задача психологии творчества сводилась к изучению творческого процесса с помощью метода самонаблюдения, репродуктивного и экспериментального метода.

6. Интегральный подход, примененный И. И. Лапшиным в исследовании творчества, лег в основу формирования комплексной программы исследования творчества (Л.Г. Барсова, В. В. Большакова, Л. А. Дулаева, А. С. Майданов и др.). Выделенная П. К. Энгельмейером, проблема стадиальности творческого процесса (теория трехакта) на протяжении XX века неоднократно трансформировалась, расширяя сферу изучения стадий (актов, этапов, ступеней, фаз, моментов и т. п.) творческого процесса (Я.А. Пономарев, И. С. Сумбаев, П. М. Якобсон и др.). Выдвинутый С. О. Грузенбергом репродуктивный метод анализа процесса художественного творчества впоследствии имел широкий резонанс в исследованиях художественного творчества, но в область психологии научного творчества не применялся. Это открывает новые пути в исследовании методов психологии научного творчества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей траты сил Текст. / Р. Авенариус. М.: Изд-во КомКнига, 2007. -56 с.
  2. , Н.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчества в школе Текст. / Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин // Научное творчество: сб. науч. тр., под ред.С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. -М.: Изд-во Наука, 1969. С. 387−404.
  3. , А.Г. Психология науки Текст.: учеб. пособие /
  4. A.Г. Аллахвердян, Г. Ю. Мошкова, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 312 с.
  5. , Л.Г. Роль творческой личности в формировании художественной жизни эпохи (на примере жизни и творчества Н. А. Римского Корсакова и его ближайшего окружения) Текст.: дис.. док. культурологии / Барсова Людмила Григорьевна. — М., 2007. — 450 с.
  6. , И.С. Русская психологическая мысль конца 19-начала 20 века (Психологическое наследие Лопатина) Текст. / И. С. Беганцова. -Арзамас: Изд-во АГПИ, 2005. 128 с.
  7. , А. Творческая эволюция Текст. / Анри Бергсон: перевод с фр.
  8. B.А. Флеровой. М.: КАНОН — Кучково поле, 1998. — 382 с.
  9. , Н.А. Смысл творчества Текст. / Н. А. Бердяев М.: Издательство Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916. — 630 с.
  10. , В.М. О творчестве с рефлексологической точки зрения Текст. / В. М. Бехтерев // кн. С. О. Грузенберга «Гений и творчество». Л., 1924.-С. 228−233.
  11. , Л.В. О психологических основах творческой деятельности личности в трудах П.К. Энгельмейера Текст. / Л. В. Блинова // Труды молодых ученых и аспирантов. Вып.7. — Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2007. — С. 163−165.
  12. , Л.В. С.О. Грузенберг о психологии творчества Текст. / Л. В. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, спец. выпуск Т. 14.- 2008. — С. 244−250.
  13. , М. А. Творчество в науке и техники Текст. / М. А. Блох. Пг.: Научное химико-техническое издательство при Научно-Техническом отделе1. B.С.П.Х., 1920.-59 с.
  14. , П.Д. Красота, жизнь и творчество Текст. / П. Д. Боборыкин // Вопросы философии и психологии, январь, 1893, — 107с.
  15. , П.Д. Этюды по психологии творчества Текст. / П. Д. Боборыкин // Вестник Европы. 1885- кн.5. — С. 182−219. — кн.6. — С.566−611.
  16. , Д.Б. О модели проблемной ситуации Текст. / Д. Б. Богоявленская // Научное творчество: сб. науч. тр., под ред.
  17. C.Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. — С.381−386.
  18. , Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений Текст. / Д. Б. Богоявленская. -М.: Издательский центр Академия, 2002. 320 с.
  19. , В.В. Очерки истории русской психологии (XIX- начало XX вв.). Проблема формирования личности Текст. / В. В. Большакова. -Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 1994. 4.1. — 160 с.
  20. , В.В. Очерки истории русской психологии (XIX- начало XX вв.). Русский волюнтаризм: М. И. Владиславлев Текст. /В.В. Большакова. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 1997. — 4.2. — 145 с.
  21. , В.В. Очерки истории русской психологии (XIX- начало XX вв.) Текст. Русский ассоцианизм: М. М. Троицкий [Текст] / В. В. Большакова. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 1999.- Ч.З. — 147 с.
  22. , В.В. Очерки истории русской психологии (XIX- начало XX вв.). Владимир Сергеевич Соловьев Текст. / В. В. Большакова. -Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2004. 4.4. — 147 с.
  23. , В.В. Очерки истории русской психологии (XIX- начало XX вв.) Текст. Иван Иванович Лапшин [Текст] В. В. Большакова. -Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2007.- Ч. 5. 166 с.
  24. , А.В. Субъект: мышление, учение, воображение, кибернетика Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Институт практической психологии, 1996. — С. 35−201.
  25. Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Изд-во Мысль, 1970. — 191 с.
  26. , Е.А. Полемика об эксперименте и экспериментальных методах в русской психологии конца XIX века Текст. / Е. А. Будилова // Общество психологов. 1 съезд, вып.1. — М.: Изд — во Академия пед. наук, 1959.-259 с.
  27. , Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке Текст. / Е. А. Будилова. М.: Наука, 1983. — 231 с.
  28. , П.И. Об изобретателях и изобретениях Текст. / П. И. Вальден // Временник Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений. вып. II-III, 1916. — С.47−62
  29. , В.И. Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии Текст. / В. И. Вернадский // Труды по истории науки в России. -М.: Наука, 1912,1988. 207с.
  30. , С.М. Художественное наслаждение и художественное творчество Текст. / С. М. Волконский. Публичная лекция, читанная 2 мая 1892. — С.-Петербург, 1892.- 46 с.
  31. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б. А. Лезин. Харьков, 1907, -Т.1.-430 с.
  32. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б. А. Лезин. — 2-е изд. Харьков, 1911, — Т. 1. — 430 с.
  33. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б. А. Лезин. — Харьков, 1909. — Т.2., вып.1. 336 с.
  34. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б. А. Лезин. — Харьков, 1910. Т. 2., вып. 2. — 228 с.
  35. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б. А. Лезин. Харьков, 1911. — Т.З. — 255 с.
  36. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б. А. Лезин. Харьков, 1914. — Т.5. — 556 с.
  37. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б. А. Лезин. Харьков, 1915. — Т. 6. — 376 с.
  38. Вопросы теории и психологии творчества Текст.: пособие при изучении теории словесности в высших и средних учеб. заведениях / ред. Б. А. Лезин. Харьков, 1916. — Т.7. — 261 с.
  39. , В. Основания физиологической психологии Текст. / В.Вундт. -М.: Типогр. М. Н. Лаврова и Ко., 1880. 738 с.
  40. , Ф. Наследственность таланта, её законы и последствия Текст. / Фрэнсис Гальтон, пер. с англ. СПб.: Ред. журн. «Знание», 1875. — 319 с.
  41. , Э. Сущность мирового процесса или философия бессознательного Текст.: вып.1- 2 / Э. Гартман. — М.: Типография Грачёва и К., 1873−1875.-322 с.
  42. , Г. Факты в восприятии Текст. / Г. Гельмгольц // Речь, читанная в день основания Берлинского университета 3 августа 1878 г. -СПб.: тип. Цедербаума и Гольденблюма, 1880. 57 с.
  43. , Н.К. Философ-инженер Петр Климентьевич Энгельмейер Текст. / Н. К. Голованов // Вестник инженеров и техников. 1927.- № 8. — С. 368−369.
  44. , А.Г. Будущее искусства Текст. / А. Г. Горнфельд // Вопросы теории и психологии творчества. Санкт-Петербург, 1909.- Т.2., вып.2. — С. 138−181.
  45. , А.Г. Из статьи «Муки слова» Текст. / А. Г. Горнфельд // Вопросы теории и психологии творчества. — 1-е изд.- Харьков, 1907, — Т. 1. С. 118- 160.
  46. , А.Г. О толковании художественного произведения Текст. / А. Г. Горнфельд // Вопросы теории и психологии творчества. Санкт-Петербург, 1916.- Т.7.-С. 1−31.
  47. , А.Г. Поэзия Текст. / А. Г. Гонфельд // Вопросы теории и психологии творчества. 1-е изд. — Харьков, 1907.- Т. 1. — С. 200 — 211.
  48. , А.Г. Пути творчества Текст. / А. Г. Горнфельд. Пг., 1921. — 7 с.
  49. , В.Г. Русский инженер-механик и философ техники Пётр Климентьевич Энгельмейер Текст. / В. Г. Горохов // Вопросы истории естествознания и техники. М., 1990. — № 4. — С. 51 — 60.
  50. , С.О. Гений и творчество Текст. / С. О. Грузенберг // Основы теории и психологии творчества. JL, 1924. — 245 с.
  51. , С.О. Психология творчества Текст. / С. О. Грузенберг. -Минск: Изд—во Белтрестпечать, 1923. — 166 с.
  52. , У. Психология. Текст. / У. Джеймс, пер. И. И. Лапшина. 5-е издание К. Риккера. — Спб., 1904. — 368 с.
  53. , В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: ИМАТОН-М, 2001. — 224 с.
  54. , В.Н. Психология творчества Текст. / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. М.: Изд-во Наука, 2005 — Т.26. — № 5. — С. 101−109.
  55. , Л.А. Проблема «изобретения в философии» в концепции И.И.Лапшина Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 / Дулаева Лана Ахсарбековна. М., 2005. — 170 с.
  56. , И.Е. От философии к психологии творчества Текст. / И. Е. Евгеньин, В. Т. Кудрявцев // Психологический журнал. — 2001.- № 5. -С. 120- 123.
  57. , A.M. Введение в философию художественного творчества Текст.: Т.1. Методы ненаучные / A.M. Евлахов. — Варшава: Типография Варш. Учебн. Округа, 1912. 450 с.
  58. , A.M. Реализм или ирреализм? Текст.: Очерки по теории художественного творчества / A.M. Евлахов. Варшава: Типография Варш. Учебн. Округа, 1914. — Т. 1. — 398 с.
  59. , В.Д. Из истории психологической эстетики конца XIX — начала XX века (эстетика харьковской психологической школы) Текст.: дис.. канд. философ, наук / Ефимец Виолетта Дмитриевна. М., 1973. — 168 с.
  60. , А.Н. История психологии Текст.: учеб. пособие / А. Н. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  61. , А.Н. История психологии от античности к современности Текст.: учеб пособие для студентов психолог, факультетов университетов / А. Н. Ждан. 3-е изд., исправ. — М.: Педагогическое общество России, 2003. -512 с.
  62. , А.Н. История психологии: От Античности до наших дней Текст.: учебник для вузов / А. Н. Ждан. 8-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект- Трикста, 2008. — 576 с.
  63. , Н.А. Законы творчества Текст. / Н. А. Затуленьев. -Херсон, 1915.-25 с.
  64. , А.Я. К вопросу о психологии художественного творчества Текст. / А. Я. Зись // Искусствознание и психология художественного творчества. — Отв. ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. -М.: Изд-во Наука, 1988. С. 3−31.
  65. , Л.Я. О воспитании творческого мышления на историко-научном материале Текст. / Л. Я. Зорина // Научное творчество: сб. науч. тр. -под ред. С. Р. Микулинского и М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. -С. 419−422.
  66. , Е.И. Психология изобразительной деятельности детей Текст. / Е. И. Игнатьев. Изд. 2-ое, доп. — М.: Просвещение, 1961. — 223 с.
  67. , В.Г. К вопросу о трактовке способностей в общей психологии и в психологии научного творчества Текст. / В. Г. Иоффе // Научное творчество: сб. науч. тр. под ред. С. Р. Микулинского и М. Г. Ярошевского. -М.: Изд-во Наука, 1969. — С. 423 — 430.
  68. Исследование проблем психологии творчества Текст.: монография / под ред. Я. А. Пономарева. М.: Изд-во Наука, 1983. — 336 с.
  69. , И. Критика способности суждения Текст. / Имануил Кант, пер. Н. М. Соколовой. Спб.: Изд-во М. В. Попова, 1898. — 430 с.
  70. , Б.М. Диалектический анализ великого научного открытия Текст. / Б. М. Кедров //Вопросы философии. 1969. — № 3. — С. 19−35.
  71. , Б.М. Научное открытие и информация о нем Текст. / Б. М. Кедров // Научное открытие и его восприятие: сб. науч. тр. под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. — М.: Изд-во Наука, 1971. — С.46−67.
  72. , Б.М. О творчестве в науке и технике Текст.: научно-популяр. очерки для молодежи / Б. М. Кедров. -М.: Мол. гвардия, 1987. -192 с.
  73. , Б.М. О теории научного открытия Текст. / Б. М. Кедров //Научное творчество: сб. науч. тр.- под ред. С. Р. Микулинского и М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. С.23−94.
  74. , Б.М. Психологический «механизм» научного открытия Текст. / Б. М. Кедров // Вопросы психологии. 1969.-№ 3.- С. 19−36.
  75. , Дж. М. Интеллектуальные тесты и измерения Текст. / Дж. М. Кеттелл//Mind, 1890.-С. 373 -381.
  76. , В.А. О целостном подходе в историко- психологическом исследованииТекст. / В. А. Кольцова // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Изд — во Институт психологии РАН, 1990. -С.131−137.
  77. , В.А. Современная психология Текст. /В.А.Кольцова, Ю. Н. Олейник.- М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1999. 590 с.
  78. , В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии Текст. / В. А. Кольцова. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2004. — 416 с.
  79. , О.А. Творчество и гражданское право Текст. / О. А. Красавчиков // Правоведение. 1984. — № 4. — С. 14−23.
  80. , В.Я. Особенности художественного и научного творчества Текст. / В. Я. Курбатов // Творчество Пг., 1923, — С. 80 — 130.
  81. , Л.Н. Алгоритмизация в обучении Текст. /Л.Н. Ланда. — М.: Просвещение, 1966. 523 с.
  82. , Л.Н. О соотношении эвристических и алгоритмических процессов Текст. /Л.Н. Ланда // Научное творчество: сб. науч. тр. под ред.
  83. С.Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. — С. 357 368.
  84. Лапшин, И. И Законы мышления и формы познания Текст. / И. И. Лапшин. СПб.: Тип. В. Безобразова и К, 1906 — 270 с.
  85. Лапшин, И. И О возможности вечного мира в философии Текст. / И. И. Лапшин // Журн. Мин-ва народного просвещения. 1898. — 28 с.
  86. Лапшин, И. И О перевоплощаемости в художественном творчестве Текст. / И. И. Лапшин // Вопросы теории и психологии творчества. -Харьков: Изд во Б. А. Лезина, 1913. — Т. 5. — С.263 — 292.
  87. Лапшин, И. И О трусости в мышлении Текст. / И. И. Лапшин // Вопросы философии и психологии. кн. 55. — 1900. — 64 с.
  88. Лапшин, И. И Философия йзобретения и изобретения в философии. Введение в историю философию Текст.: в 2 т. / И. И. Лапшин. Пг.: 5-я гос. тип. Наука и школа, 1922. — 228 с.
  89. Лапшин, И. И Философские мотивы в музыкальном творчестве Н. А. Римского Корсакого Текст. / И. И. Лапшин // Северные записки. -СПб.: Тип. В. Безобразова и К, 1913 — С. 11−15.
  90. , И.И. Проблемы чужого «Я» в новой философии Текст. / И. И. Лапшин. СПб.: Сенатская тип., 1910. — 193 с.
  91. Левинсон-Лессинг, Ф. Ю. Роль фантазий в научном творчестве Текст. / Ф. Ю. Левинсон Лессинг // Творчество. — Пг., 1923. — С 36 — 57.
  92. , Б.А. Психология поэтического и прозаического мышления Текст. / Б. А. Лезин // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1909.- Т2, вып.2. — С. 99 — 137.
  93. , Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли Текст. / Б. А. Лезин // Вопросы теории и психологии творчества.-Харьков, 1907. Т.1. — С. 252 — 312.
  94. , И.Я. Посковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей Текст. / И. Я. Лернер // Научное творчество: сб.науч. тр. под ред. С. Р. Микулинского и М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969.-С. 413−418.
  95. Лук, А. Н. Психология творчества Текст. / А. Н. Лук. Серия «Наука и технический прогресс». — М.: Издательство Наука, 1978. — 128 с.
  96. , В.А. Методология психологии Текст.: учебное пособие /
  97. B.А. Мазилов. Ярославль: МАПН, 2007. — 344 с.
  98. , А.С. Методология научного творчества Текст. / А. С. Майданов. М.: Издательство URSS, 2008. — 512 с.
  99. , Т.Д. История психологии Текст.: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская. -4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2004. — 544 с.
  100. , A.M. Вопросы методики экспериментального исследования психических закономерностей творческого мышления Текст. / A.M. Матюшкин // Научное творчество: сб. науч. тр. под ред.
  101. C.Р. Микулинского и М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. -С. 375 380.
  102. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  103. Мах, Э. Механика Текст. / Э. Мах // Историко-критический очерк развития. Ижевск, 2000. — С. 408−421.
  104. Мах, Э. Принцип сохранения работы. История и корень его Текст. / Э. Мах. СПб, 1872, 1909. — 401 с.
  105. , Г. М. Развитие проблем психологии научного творчества в России (1860- 1917) Текст.: дис. .канд. псих, наук: 19.00.01 / Назлоян Гагик Микаелович. ML, 1978. — 194 с.
  106. Научное открытие и его восприятие Текст.: сб. ст. / АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники- Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1971. — 310 с.
  107. Научное творчество Текст.: сб. науч. тр./ АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники- Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. -М.: Изд-во Наука, 1969. 446 с.
  108. , О.Г. Психологические знания о труде и трудящемся в России конца XIX начала XX века Текст.: дис. .канд. псих, наук: 19.00.03: защищена: утв. / Носкова Ольга Геннадьевна. — М., 1986. — 492 с.
  109. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Наблюдательный и экспериментальный методы в искусстве Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1907.- Т.1., 1-е изд. — С. 84−117.
  110. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Теория поэзии и прозы Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. -Санкт-Петербург, 1909. Т. 1. — С. 182−228.
  111. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Лингвистическая теория происхождения и эволюция поэзии Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1907.-Т. 1., 1-е изд. — С. 212−233.
  112. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Вопросы психологии творчества Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский. СПб, 1902. — 304 с.
  113. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Идея бесконечного в положительной науке и реальном искусстве Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. — Харьков, 1907. — Т.1., 1-е изд. -С. 50−78.
  114. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Лирика как особый вид творчества Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. — Санкт-Петербург, 1909.- Т.2., вып.2 — С. 182 — 228.
  115. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Несколько мыслей о происхождении и развитии чувства бесконечности в чистой лирике Текст. / Д.Н. Овсянико
  116. Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1907. -Т.1., 1-е изд.-С. 78−83.
  117. Овсянико-Куликовский, Д.Н. О значении научного языкознания для психологии мысли Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1907.- Т.1., 1-е изд. — С. 1−20.
  118. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Психология художественного процесса Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Северный вестник. кн. 11−12, 1893.
  119. Овсяннико-Куликовский, Д. Н. Из лекций об основах художественного творчества Текст. / Д.Н. Овсянико-Куликовский // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1907. — Т.1., 1-е изд. — С. 20−50.
  120. , С.Ф. Вопросы организации научной работы / С.Ф. Ольденбург// Творчество. Пг., 1923.- С. 3−14.
  121. , B.JI. Роль случая в научном открытии Текст. / В. Л. Омельянский // Творчество. Пг., 1923. — С. 58−79.
  122. , В. Великие люди Текст. / В. Оствальд- со статьей проф. Э. Бауэра. Вятка, Вятское Книгоиз. Товарищество. 1910. — XII — 398 С.
  123. , В. Философия природы Текст.: в 2 кн. / В. Оствальд // Серия: Библиотека самообразования. СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1903. — 326 с.
  124. , А.В. Вопросы истории и теории психологии Текст.: избранные труды / А. В. Петровский. М.: Педагогика, 1984, — 272 с.
  125. , А.В. История и теория психологии Текст.: для студентов вузов / А. В. Петровский, Я. А. Ярошевский. Ростов—на-Дону: Феникс, 1996.-Т.1. — 416 с.
  126. , А.В. История и теория психологии Текст.: для студентов вузов / А. В. Петровский, Я. А. Ярошевский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-Т.2.-413 с.
  127. , А.В. История психологии Текст.: учеб. пособие для высш. шк. / А. В. Петровский, Я. А. Ярошевский. М.: Рос. гос. гуманитар, унт., 1994.-447 с.
  128. , А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки Текст.: учеб. пособие/ А. В. Петровский. М.: Изд-во Просвещение, 1967.- 368 с.
  129. , A.JI. Формы первобытной общественности в связи с мифотворчеством Текст. / A. J1. Погодин // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1914. — Т.5. — С.479−494.
  130. Погодин, A. JL Язык как творчество Текст. / A.JI. Погодин // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1913. — Т. 4. — 554 с.
  131. , Я. А. Психология творческого мышления Текст. / Я. А. Пономарёв. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.- 352 с.
  132. , Я.А. Актуальные проблемы психологии творчества Текст. / Я. А. Пономарёв, И. Н. Семёнов, Н. Г. Алексеев // Вопросы психологии. -1982. -№ 5.-С. 166−168.
  133. , Я.А. Психологическое моделирование научного творчества Текст. / Я. А. Пономарёв // Научное творчество: сб. науч. тр., под ред.С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. -С. 309−340.
  134. , Я.А. Психология творчества Текст. / Я.А. Пономарёв- Институт психологии АН СССР М.: Изд — во Наука, 1976. — 303 с.
  135. , Я.А. Развитие проблем научного творчества в советской психологии Текст. / Я. А. Пономарёв // Проблемы научного творчества в современной психологии: сб. науч. тр. под ред. М. Г. Ярошевского. М: Изд-во Наука, 1971.-С. 46−150.
  136. , Я.А. Фазы творческого процесса Текст. / Я.А. Пономарёв- АН СССР М.: Изд-во Наука, 1983. — С. 3−26.
  137. , А.А. Мысль и язык Текст. / А. А. Потебня. Харьков: Мирный Труд, 1913. — 225 с.
  138. , А.А. Из записок по теории словесности Текст. / А. А. Потебня. — Изд-е М. В. Потебни. Харьков: Паровая Типография и Литография М. Зильберберг и С-вьд, 1905. — 260 с.
  139. , А.А. Краткое понятие об эпосе, лирике и драме Текст. /
  140. A.А. Потебня // Вопросы теории и психологии творчества — 1-е изд. -Харьков, 1907. -Т. 1. С. 233 — 236.
  141. Проблемы научного творчества в современной психологии Текст.: сб. нач. тр. / Под ред. М. Г. Ярошевского. АН СССР, Инст-т истории естествознания и техники М: «Наука», 1971.- 334 с.
  142. Психологический словарь-справочник. М.: Харвест, М.: ACT, 2001. -С.413 -414.
  143. , А. Математическое творчество Текст. / А.Пуанкаре. -Юрьев, 1909.-385 с.
  144. , В.Ф. И.И. Лапшин как философ, исследователь научного и художественного творчества Текст. / В. Ф. Пустарнаков // Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. М.: Республика, 1999. — С. 340−355.
  145. , В.Н. Психология и кибернетика Текст. / В. Н. Пушкин. М.: Педагогика, 1971.-231 с.
  146. , В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении Текст. /
  147. B.Н. Пушкин. -М.: Изд-во Политиздат, 1967. 271 с.
  148. , В.Н. Эвристические методы в кибернетике и проблемы психологии продуктивного мышления Текст. / В. Н. Пушкин // Научное творчество: сб. науч. тр., под ред.С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. -М.: Изд-во Наука, 1969. С. 347−356.
  149. , Т.И. «Обрыв» Гончарова как художественное целое Текст. / Т. И. Райнов // Вопросы теории и психологии творчества. — Харьков, 1916.- Т. 7. С. 42−75.
  150. , Т.И. Аристотель о нравственном значении научно-философского творчества Текст. / Т. И. Райнов // Вопросы теории и психологии творчества. — Харьков, 1916.- Т. 7. С. 218—261.
  151. , Т.И. Лирика научно-философского творчества Текст. / Т. И. Райнов // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1911.-Т.1,2. изд. — С. 294−317.
  152. , Т.И. О сущности художественного познания Текст. / Т. И. Райнов // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1914.-Т.5. — С.43−67.
  153. , Т.И. Теория творчества Текст. / Т. И. Райнов // Вопросы теории и психологии творчества. — Харьков, 1914.- Т. 5. С. 1−103.
  154. , Е.С. Словарь — справочник по научно-техническому творчеству Текст. / Е. С. Рапацевич. — Мн.: ООО «Этоним», 1995. -384 с.
  155. , Т. Творческое воображение Текст. / Т. Рибо. С-Петербург: Тип. Ю. Эрлих, 1901. — 318 с.
  156. , И.М. Исследования эвристической деятельности и их значение для понимания творчества Текст. / И. М. Розет // Научное творчество: сб. науч. тр., под ред.С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. — С. 369−374.
  157. , И.М. Что такое эвристика Текст. / И. М. Розет. Минск: Нар. Асвета, 1969. — 119 с.
  158. , В.А. Психолопя творчост1 Текст. / В. А. Роменець. Навч. пос1бн.2-ге вид., доп.-К.: Либщь, 2001. — 288 с.
  159. , B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества Текст. / B.C. Ротенберг // Художественное творчество: сб.- Л., 1982 — С. 5372.
  160. , В.В. Попытка уяснения процесса творчества с точки зрения рефлекторного акта Текст. / В. В. Савич // Красная новь. 1922. — № 4. — С. 207−223.
  161. , В.В. Творчество с точки зрения физиолога Текст. / В. В. Савич //Творчество. Пг., 1923. — С. 21−35.
  162. , И.М. Рефлексы головного мозга Текст. / И. М. Сеченов // Медицинский вестник. -1863 № 47, 48. — С. 3−6.
  163. , С. Умственный труд и творчество Текст. / Синго Сибата // Вопросы философии. -1980. № 2. — С. 126−133.
  164. , И.А. Даровитость и талантливость в свете объективного исследования по данным психофизических коррелятивов Текст. / И. А. Сикорский. Киев, 1912. — 40 с.
  165. , B.C. Критика отвлеченных начал Текст. / B.C. Соловьёв // Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999. — С. 398−906.
  166. , И.В. Проблемы и методы психология творчества Текст. / И. В. Страхов // Вопросы психологии творчества. Саратов: Изд-во Саратовского пед. института, 1968. — С.3−36.
  167. , И.В. Психология творчества Текст.: лекции для студентов пед. института / И. В. Страхов. Саратов: Изд-во Саратовского пед. института, 1968. — 80 с.
  168. , И.С. Научное творчество Текст. / И. С. Сумбаев. — Иркутск, Иркутское книжное издательство, 1957. — 112 с.
  169. , К.Ф. О началах мистического мировоззрения Текст. / К. Ф. Тиандер // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1914. — Т. 5.-С. 417−478.
  170. , К.Ф. Очерк эволюции эпического творчества Текст. / К. Ф. Тиандер // Вопросы теории и психологии творчества. 2-е изд. — Харьков, 1911. Т. 1. — С. 33−84.
  171. , К.Ф. Разновидности драмы Текст. / К. Ф. Тиандер // Вопросы теории и психологии творчества. 2-е изд. — Харьков, 1911. Т. 1. -С. 427−430.
  172. , К.Ф. Синкретизм и дифференциация поэтических видов Текст. / К. Ф. Тиандер // Вопросы теории и психологии творчества.- Харьков, 1909. -Т.2. вып. 1-С. 1−256.
  173. , Э.В. История зарождения и развития русской психологической мысли (X — XX век) Текст. / Э. В. Тихонова. Арзамас: АГПИ, 2004.-31 с.
  174. , О.М. Проблемы истории психологии Текст. // Вопросы психологии.-1982. -№ 5.-С. 109−113.
  175. , А.Е. Пути научного творчества Текст. / А. Е. Ферсман // Творчество. Пг., 1923. — С. 15−20.
  176. , П.А. Сочинения Текст.: в 4 т. Т. 3. Об Историческом познании / П. А. Флоренский.- М., 2000. Т. 3. — 373 с.
  177. , В.И. Мифотворчество, поэзия и наука Текст. /
  178. B.И. Харциев // Вопросы теории и психологии творчества, Т.5. Харьков, 1914.- С. 510−556.
  179. , В.И. Основы поэтики А.А. Потебни Текст. / В. И. Харциев // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1909.- Т.2., вып. 2. — С. 1−98.
  180. , В.И. Проза Текст. / В. И. Харциев // Вопросы теории и психологии творчества. 1-е изд. — Харьков, 1907.- Т.1. — С. 312−321.
  181. , В.И. Элементарные формы поэзии Текст. / В. И. Харциев // Вопросы теории и психологии творчества. — 1-е изд. Харьков, 1907. — Т.1.1. C. 161 -199.
  182. , А. Собрание научных трудов Текст.: В 5 т. Т. 4 О науке / А. Энштейн. М.: Изд-во Наука, 1967. — 360 с.
  183. , П.К. Пособия начинающим изобретателям Текст. / П. К. Энгельмейер. СПб., 1912. — 193 с.
  184. , П.К. Конспект лекций по философии техники Текст. / П. К. Энгельмейер. Баку, 1922. — 54 с.
  185. , П.К. Об изобретении вообще и гарантировании изобретательских прав Текст. / П. К. Энгельмейер. — СПб., 1893. 57 с.
  186. , П.К. Руководство к привилегирован и ю изобретений Текст. / П. К. Энгельмейер. СПб., 1911. — 112 с.
  187. , П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений Текст. / П. К. Энгельмейер. СПб.: Образование, 1911.- 112 с.
  188. , П.К. Автомобиль, мотоциклет, моторная лодка Текст.: практическое руководство / П. К. Энгельмейер. 2-е изд. — М., 1910−11.-215 с.
  189. , П.К. Как надо и не надо изобретать Текст. / П. К. Энгельмейер. СПб., 1925. — 60 с.
  190. , П.К. Теория творчества Текст. / П.К. Энгельмейер- предисловие Д.Н. Овсянико-Куликовского, Э. Маха. СПб.: Образование, 1910.- 208 с.
  191. , П.К. Эврология или всеобщая теория творчества Текст. / П. К. Энгельмейер // Вопросы теории и психологии творчества. -Харьков, 1914.-Т.5-С. 131−262.
  192. , П.М. Процесс творческой работы изобретателя Текст. / П. М. Якобсон. М.: Изд-во ЦСВОИ, 1934. -135 с.
  193. , П.М. Проблемы психологии науки и психологии научного творчества Текст. / П. М. Якобсон // Вопросы психологии. 1974. -№ 5. —С. 149 -159.
  194. , М.Г. История психологии Текст.: учеб. пособие / М. Г. Ярошевский. 3-е изд., дораб. — М.: Изд-во Мысль, 1985. — 575 с.
  195. , М.Г. История психологии от античности до середины XX века Текст.: учебное пособие / М. Г. Ярошевский. М.: Изд-во Наука, 1996.-416 с.
  196. , М.Г. Наука как предмет психологического исследования Текст. / М. Г. Ярошевский // Проблемы научного творчества в современной психологии: сб. науч. тр., под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1971.-245 с.
  197. , М.Г. О трёх способах интерпретации научного творчества Текст. / М. Г. Ярошевский // Научное творчество: сб. науч. тр., под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во Наука, 1969. -С. 95−142.
  198. , М.Г. Психология в XX столетии. Теоретич. проблемы развития психологич. науки. Текст. / М. Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1971.-368 с.
  199. , М.Г. Социальная психология научного коллектива Текст. / М. Г. Ярошевский, В. П. Карцев // Вопросы психологии 1977. — № 1. -С. 14−27.
  200. Cattel, James McKeen 1890. Mental tests and measurements. Mind 15: 373 381.
  201. James W. Principles of Psychology. 1892. V. I. P. 608−614.
Заполнить форму текущей работой