Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Надзор за соблюдением прав и свобод участников уголовного процесса в системе конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина и полномочий прокурора (досудебные стадии)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особую заботу проявляет Конституция РФ о праваи свободах человека в сфере уголовного судопроизводства. Характер уголовного судопроизводства, являющегося процессуальной форм реализации уголовного закона делает неизбежным ограничение прав й свобод человека, подозреваемого или обвиняемого в нарушении уголовно-правового запрета. Сложность этой деятельности, объективные трудности процесса раскрытия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Прокурорский надзор за законностью предварительного расследования как эффективная форма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства
    • 1. Прокуратура в системе органов государственной власти
    • 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека в и гражданина в системе полномочий органов прокуратуры
    • 3. Надзор за законностью предварительного расследования как способ обеспечения прав и свобод участников уголовного процесса
  • Глава 2. Процессуальное положение прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса
    • 1. Предварительное расследование как форма уголовного преследования
  • §-2.Формы осуществления прокурором уголовного преследования. Соотношение уголовного преследования, надзора за законностью и процессуального руководства расследованием
    • 3. Процессуальные формы обеспеч-енияетрокурором прав и свобод личности в стадии предварительного расследования и проблемы повышения их эффективности
  • Глава 3. Прокурорский надзор и судебный контроль в системе гарантий прав участников уголовного процесса
    • 1. Вопрос о прокурорском надзоре за соблюдением законов органами предварительного расследования в свете ст. 46 Конституции
    • 2. Критерии разграничения прокурорского надзора и судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в досудебных стадиях уголовного процесса
  • З.Роль прокурора в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, ограничение которых допускается лишь на основании судебного решения

Надзор за соблюдением прав и свобод участников уголовного процесса в системе конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина и полномочий прокурора (досудебные стадии) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформирование российского законодательства, обусловленное происходящими в обществе процессами и демократическими переменами. С V вызвало необходимость нового осмысления сущности и значения многих правовых институтов. Закономерным этапом на пути демократических преобразований явилось провозглашение на конституционном уровне в качестве их цели стремления России к построению правового государства, предполагающего усиление государственных гарантий интересов человека. В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признавать, соблюдать и защищать которые — обязанность государства, всех органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц (ст.ст. 2, 18 Конституции РФ).

Это не пустая декларация. Конституция провозгласила также, что права человека являются непосредственно действующими, а государственная защита этих прав и свобод не только гарантируется государством, но и обеспечивается правосудием. Указание Конституции РФ на то, что права и свободы человека составляют смысл и содержание деятельности органов государственной власти и местного самоуправления свидетельствует о том, что произошло необратимое изменение приоритетов среди защищаемых государством интересов на всех уровнях функционирования государственного аппарата. Задачи государственной власти отныне подчинены человеку, направлены на защиту человека. Нарушение *прав человека, ограничение его свободы недопустимо. Права и свободы человека могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других людей, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.З ст. 55 Конституции РФ).

Особую заботу проявляет Конституция РФ о праваи свободах человека в сфере уголовного судопроизводства. Характер уголовного судопроизводства, являющегося процессуальной форм реализации уголовного закона делает неизбежным ограничение прав й свобод человека, подозреваемого или обвиняемого в нарушении уголовно-правового запрета. Сложность этой деятельности, объективные трудности процесса раскрытия преступлений и доказывания виновности обусловливают возможность необоснованных ограничений свободы личности, ущемление её прав и законных интересов. Гарантии же прав человека, содержащиеся в ст.ст. 45−54 Конституции РФ, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах (ст. 56 Конституции РФ), поскольку такое ограничение не может рассматриваться в качестве условия защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других людей, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Особенно важны государственные гарантии прав и свобод личности в ходе производства предварительного расследования, т. е. в той стадии уголовного судопроизводства, где принципы гласности и состязательности, гарантирующие граждан от произвола государственных органов, не могут быть реализованы в той же мере, что и в суде. Поэтому государство обязано создать такую систему гарантий прав участников уголовного процесса, которая способна обеспечить эффективную защиту и своевременное восстановление нарушенных в ходе расследования прав и свобод личности.

Анализ законодательства и научной литературы приводит к выводу, что сегодня основной упор делается на судеб ну ¡-о власть как гарантию защиты прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 22, 23, 25 Конституции РФ ограничение конституционных прав и свобод личности в ходе уголовного судопроизводства возможно лишь на основании судебного решения, а ст. 46 Конституции РФ предоставляет каждому возможность обратиться в суд с жалобой на незаконные действия и решения органа расследования. Усиление судебной защиты вполне понятно и совершенно справедливо, однако представляется, что это ни в какой мере не должно вести к упразднению или ослаблению других государственных институтов, ц защищающих права личности, одним из важнейших среди’которых является прокуратура Российской Федерации.

Прокуратура сегодня, как и вся страна, переживает сложный период. В её работе, безусловно, имели место серьезные недостатки, а в отдельные периоды истории роль прокуратуры попросту извращалась. Но это не вина самой прокуратуры. Созданная почти три века назад для защиты интересов государства, прокуратура всегда выполняла те задачи, которые ставила перед ней государственная власть. Сегодня государственная власть признала интересы человека высшими среди всех защищаемых ею интересов, следовательно задача прокуратуры в современных условияхобеспечить защиту прав и интересов личности на всех направлениях её деятельности и в первую очередь в сфере борьбы с преступностью.

Осознание значимости этой задачи проявилось в издании Генеральным прокурором Российской Федерации Приказа № 141 от 13 ноября 2000 г. «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», в котором с принципиальных позиций оценивается не только качество предварительного расследования, но и уровень прокурорского надзора за соблюдением законов в стадии предварительного расследования и ставится задача обеспечить действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина.

Между тем, на страницах печати все чаще раздаются голоса о ликвидации надзорных полномочий прокуратуры и их перераспределении в пользу судебной власти. Вносятся предложения, направленные, по существу, на превращение прокуратуры в орган, осуществляющий лишь уголовное преследование, что в современных условиях способно не усилить, а ослабить государственные гарантии прав и свобод личности. • Однако и в стане сторонников сохранения прокуратуры как единой централизованной системы органов, осуществляющей от имени государства надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, нет единства в понимании функции прокуратуры, особенно в сфере уголовного судопроизводства. Не способствует укреплению роли прокуратуры как гаранта прав и свобод личности отсутствие в Конституции РФ указания на цели деятельности прокуратуры, а помещение единственной в Конституции РФ статьи о прокуратуре в главу «Судебная власть» порождает споры о месте прокуратуры в системе государственной власти.

22 ноября 2001 года Государственной Думой РФ принят новый Уголовно-процессуальный кодекс, в котором во многом иначе, чем прежде, определены не только функции и полномочия прокурора в уголовном процессе, но и сами задачи уголовного судопроизводства. Новая концепция уголовного судопроизводства требует нового понимания и роли прокурора в уголовном процессе, а воплощение в новом УПК конституционных положений о допустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина лишь на основании судебного решения заставляет задуматься над вопросом о соотношении судебного контроля с прокурорским надзором.

Указанные обстоятельства определяют актуальность, научную и практическую значимость исследования надзора за соблюдением прав и свобод участников уголовного процесса как в системе государственных гарантий прав и свобод личности, так и в системе полномочий прокуратуры.

Состояние научной разработки темы.

Различные аспекты прокурорского надзора за законностью предварительного расследования и соблюдением прав и свобод участников уголовного процесса исследовали в своих трудах В. И. Басков, Д. М. Бакаев, А. Д. Бойков, Б. Я. Гаврилов, И. Ф. Демидов, В. А. Дубривный, А. Т. Дугин, И. М. Егоров, А. Ф. Ефремов, Н. В. Жогин, Т. Ю. Иванова, М. А. Ковалев, В.М.

Корнуков, В, П. Кашепов, В. А. Куликов, A.M. Ларин, В. А. Лазарева, В. А. Михайлов, И. Л. Петрухин, В. М. Савицкий, А. Б. Соловьев, М. С. Стецовский, Ю. И. Строгович, М. Е, Токарева, А. Г, Халиулин, М. А, Чельцов, Ф.Н. G.

Фаткуллин, Ю. В. Францифоров, С, А. Шейфер и многие другие ученые.

Однако достигнутый уровень научной разработки проблемы обеспечения прав pi свобод участников уголовного процесса средствами прокурорского надзора пока не может быть признан достаточным. Многие теоретические вопросы, в том числе связанные с функцией прокурора в уголовном процессе, местом прокуратуры в системе государственных органов, её полномочиями в досудебном производстве и, особенно, её взаимоотношениями с судебной властью в сфере обеспечения конституционных прав и свобод участников уголовного процесса остаются остро дискуссионными и нуждаются в продолжении научных исследований.

Целью исследования в связи с этим является комплексное раскрытие роли органов прокуратуры, во-первых, в системе государственных гарантий прав и свобод личности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, во-вторых, в системе полномочий органов прокуратуры по надзору за исполнением Конституции Российской Федерации и соблюдением действующих на территории Российской Федерации законов.

Задачи исследования заключаются в том, чтобы:

— научно обосновать концепцию соблюдения прав и свобод человека и гражданина как цели (задачи) прокурорского надзора за исполнением Конституции Российской Федерации и соблюдением действующих на территории России законов, а соблюдения прав и свобод участников уголовного процесса как цели (задачи) прокурорского надзора за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия;

— разработать теоретические основы концепции предварительного расследования как формы уголовного преследования лиц, совершивших преступления;

— определить формы уголовного преследования, а также взаимосвязь уголовного преследования с надзором за соблюдением законов органами предварительного расследования;

С ^.

— обосновать сохранение прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав и свобод участников уголовного процесса в ходе производства предварительного расследования;

— раскрыть соотношение прокурорского надзора и судебного контроля за соблюдением прав участников уголовного процесса;

— исследовать формы взаимодействия прокурора и суда по обеспечению конституционных прав и свобод личности в досудебном производстве.

Объектом исследования являются нормы и институты уголовно-процессуального права, регулирующие полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами следствия и дознания, законодательство и другие нормативные акты о прокуратуре Российской Федерации.

Предмет исследования — формы обеспечения прокурором соблюдения прав и свобод участников уголовного процесса в досудебных стадиях по действующему в настоящее время и вступающему в действие с 1.07.2002 г. уголовно-процессуальному законодательству, существующая правоприменительная практика, современные научные разработки указанной проблематики.

Методологическую основу исследования составляют такие общенаучные методы познания общественных явлений, как системный подход, анализ и синтез полученных результатов, приемы индуктивного и дедуктивного умозаключений, изучения результатов деятельности правоприменительных органов. В процессе разработки разных аспектов темы использовались также методы историко-юридический, сравнительно-правовой, статистический, формально-логический, структурно-логический и другие частно — научные методы познания.

Эмпирическую основу исследования составляет официально опубликованная практика Конституционного Суда РФ, многолетний опыт работы автора в органах прокуратуры Российской Федерации, в том числе в должности военного прокурора Приволжского военного округа (199*5−2000 г. г.), Московского городского военного прокурора (с января 2001 г. по настоящее время). В работе использованы результаты изучения в общей сложности более 1000 уголовных дел, расследованных следователями возглавляемых диссертантом прокуратур, а также приказы, указания, обзоры и обобщения Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры РФ по различным вопросам следствия и дознания, большое количество рассмотренных в руководимых диссертантом прокуратурах материалов по проверке жалоб на действия органов следствия и нарушения прав и свобод участников уголовного процесса, 110 оправдательных приговоров военных судов и около 200 определений о возвращении дел на дополнительное расследование и других материаловкассационных и надзорных протестов прокуроров, кассационных и иных определений и постановлений судов.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что оно представляет собой первое комплексное изучение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод участников уголовного процесса как основного направления деятельности органов прокуратуры в уголовном процессе и обязательного условия эффективного уголовного преследования. В диссертации освещаются ранее не подвергавшиеся самостоятельному изучению вопросы соотношения.

Ф надзора за соблюдением законов и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, как в общенадзорной деятельности прокуратуры, так и в уголовном процессе, с позиций реформируемого законодательства исследуются формы реализации в уголовном процессе функции уголовного преследования, анализируется соотношение уголовного преследования и надзора за соблюдением законов, соотношение прокурорского надзора с судебным контролем за обеспечением прав и свобод человека и гражданина в досудебном производстве по новому Уголовно-процессуальному кодексу РФ.

На защиту выносятся следующие положения: С.

1. Прокуратура Российской Федерации в качестве *'самостоятельной, независимой централизованной системы государственных органов, осуществляет государственную власть. Специфика полномочий прокуратуры РФ не позволяет безоговорочно отнести её ни к одной из трех названных в Конституции РФ ветвей власти, в том числе и к судебной власти. В этой связи предлагается внести изменения в Конституцию Российской Федерации, создав в ней отдельную главу, посвященную органам прокуратуры РФ.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не составляет отдельного направления деятельности прокуратуры, поскольку охватывается всеми видами её деятельности, а соблюдение прав и свобод личности является неотъемлемой чертой законности. В связи с этим предлагается закрепить в Федеральном законе «О прокуратуре РФ» указание на то, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина является целью надзора за соблюдением законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами, органами местного самоуправления.

3. В современных условиях вопрос о ликвидации надзорных полномочий прокуратуры является несвоевременным и не соответствует российским традициям и менталитету российского народа. Прокуратура выполняет важную роль в системе государственных гарантий прав и свобод личности. «Общий» надзор прокуратуры правомерно рассматривать как необходимое условие выявления преступлений в целях уголовного преследования совершивших их лиц.

4. Уголовный процесс представляет собой форму реализации уголовного закона, способ осуществления права государства на наказание лиц, совершивших преступление, поэтому расследование преступлений рассмотрено как процессуальная форма уголовного преследования, осуществляемого следователем, дознавателем, органом дознания и прокурором.

5 >

5. Показано, что на всем протяжении уголовного процесса прокурор выполняет функцию уголовного преследования. В досудебных стадиях уголовного процесса он осуществляет уголовное преследование не только путем непосредственного участия в расследовании преступлений, но и посредством осуществления надзора за законностью уголовного преследования со стороны органов предварительного расследования.

6. Доказано, что надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, осуществляется прокурором в целях обеспечения возможности эффективного уголовного преследования лиц, совершивших преступления. В связи с этим прокурорский надзор за законностью расследования предложено рассматривать как особую форму уголовного преследования.

7. Надзор за законностью предварительного расследования рассмотрен как способ обеспечения прав и свобод участников уголовного процесса. Все полномочия, реализуемые прокурором в стадии предварительного расследования, объективно направлены на защиту прав и законных интересов человека и гражданина, предупреждение их необоснованного ограничения или ущемления и на восстановление. В связи с этим обосновано предложение рассматривать обеспечение прав и свобод участников уголовного процесса как цель (задачу) прокурорского надзора в досудебном производстве.

8. Показано, что прокурорский надзор за законностью в досудебном производстве служит эффективным средством достижения провозглашенных новым УПК РФ задач — защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.

9. Эффективное осуществление уголовного преследования предполагает наличие у прокурора достаточных полномочии влиять на ход и направление предварительного расследования, т. е. осуществлять процессуальное руководство расследованием. В этой связи приведены новые аргументы в подтверждение того, что процессуальное руководство расследованием не образует самостоятельного направления деятельности прокурора, а является органической и неотъемлемой частью (гранью, стороной) осуществляемого им надзора за законностью предварительного расследования.

10. Усиление судебной власти и учреждение судебного контроля над законностью решений органов расследования, ограничивающих конституционные права и свободы личности, не ведет к ослаблению прокурорского надзора и не препятствует осуществлению прокурором надзора за законностью действий и решений следователя и дознавателя. Судебный контроль в досудебном производстве, выступая в качестве дополнительной гарантии прав и свобод человека и гражданина, способствует повышению эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод личности.

Практическая значимость и апробация результатов исследования состоит в обосновании рекомендаций и предложений по дальнейшему совершенствованию Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуального кодекса России. Положения, содержащиеся в диссертации, используются автором в его практической работе по руководству деятельностью прокуроров по надзору за соблюдением законов органами следствия и дознания в виде указаний по конкретным уголовным делам, систематических обобщений недостатков в деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод участников уголовного процесса, направленных в подчиненные диссертанту гарнизонные прокуратуры, издаваемых приказах о наказаниях следователей, нарушающих конституционные права личности, и прокуроров, не обеспечивших надзора за законностью расследования. Содержащиеся в с диссертации положения многократно использовались автором при обсуждении различных вопросов надзора за законностью предварительного расследования на оперативных совещаниях и коллегиях возглавляемых им прокуратур.

В ходе работы над диссертацией автором подготовлено 4 научных статьи, осуществлено научное руководство и редактирование трех информационно-методических сборников (1998Л 999, 2000 гг.) по различным вопросам прокурорского надзора.

Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, заключения и списка использованных нормативных, монографических и иных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате предпринятого исследования диссертант приходит к следующим выводам.

1. Конституционные положения о приоритете человеческой личности и государственных гарантиях её прав и свобод (ст.ст. 2,17,18, 45,46 Конституции РФ) требуют создания эффективно действующих механизмов обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Обеспеченность прав и свобод личности правосудием, предоставление права на судебную защиту является важной гарантией прав человека, однако в современных условиях.

См., например: Матвиенко И. В. Меры уголовно-процессуального принуждения, ограничивающие право на неприкосновенность жилища при расследовнии преступлений. Автореферат дисс.к.ю.н. М., 2000. СЛ9- Питулько К. В. Судебная проверка законности и обоснованности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу и реализация права обвиняемого на защиту в уголовном процессе Российской Федарации. Автореферат дисс. к.ю.н.СПб., 2000.С.11−12.

9 См. также: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. С. 686, необходима целая система государственных средств защиты личности. Возможности защиты прав человека средствами прокурорского надзора за исполнением и соблюдением законов себя не исчерпали. Граждане а.

Российской Федерации по прежнему видят в прокурорском надзоре эффективное средство восстановления нарушенных прав, в связи с чем деятельность органов прокуратуры правомерно рассматривать как одну из важнейших гарантий прав и свобод человека и гражданина.

2.Прокуратура Российской Федерации — уникальный правовой институт со специфическими функциями. Она, безусловно, является органом государственной власти, однако не может быть определенно отнесена ни к одной из названных в ст. 10 Конституции РФ ветвей власти. Представляется, что не противоречит логике и здравому смыслу отнесение прокуратуры к самостоятельной ветви государственной власти. Возможно и выделение в системе исполнительной власти особой подсистемы, включающей в себя правоохранительные органы, в том числе и органы прокуратуры.

В связи с этим Конституция РФ нуждается в изменении. Статья 129 Конституции, включенная в главу «Судебная власть» не отражает действительной роли прокуратуры в механизме государственного управления обществом, в системе государственной власти. Важная роль прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением и исполнением законов, требует, чтобы это назначение прокуратуры было зафиксировано в Конституции РФ отдельно от судебной власти. *.

3.Нуждается в конституционном закреплении и цель деятельности прокуратурыобеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Законность и права и свободы личности неразделимы. Нарушение одного есть нарушение другого. В связи с этим не только нет необходимости выделять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления. коммерческими и некоммерческими организациями в отдельное направление прокурорского надзора, но такой подход порождает мысль о возможности существования законности при нарушении прав человека, что не есть истина. и.

Поэтому в Конституцию РФ следует включить правовую норму следующего содержания: «Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства».

Нуждается в существенной корректировке в указанном направлении и Федеральный закон «О прокуратуре РФ».

4.Уголовный процесс представляет собой деятельность государственных органов, направленную на реализацию права государства на привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление. Вне уголовного процесса уголовное право не реализуется. Поэтому уголовный процесс правомерно рассматривать как уголовное преследование лиц, совершивших преступление. Эту деятельность осуществляют следователь, дознаватель, орган дознания и прокурор. Прокурор осуществляет уголовное преследование не только в виде непосредственного участия в предварительном расследовании, но и путем осуществления надзора за осуществлением уголовного преследования органами дознания и следствия, а также «путем поддержания государственного обвинения в суде.

5. Функция прокурора на всем протяжении уголовного процесса едина-это уголовное преследование. Однако для успешного осуществления этой функции и эффективного её завершения осуждением и наказанием виновного прокурор обязан обеспечить законность предварительного расследования. Поэтому надзор за законностью расследования может быть рассмотрен как одна из форм осуществляемого прокурором уголовного преследования. В качестве других форм уголовного преследования могут быть названы в досудебном производстве — непосредственнное участие в расследовании преступлений, в судебных стадияхподдержание государственного обвинения в суде первой инстанции, принесение протеста (представления) и обоснование его в суде второй инстанции. Существующее в теории понятие «процессуальное руководство» расследованием неотделимо от прокурорского надзора за соблюдением законов органами следствия и дознания, не представляет собой самостоятельного вида или направления деятельности.

6. Уголовный процесс в то же время представляет собой способ защиты прав и свобод нарушенных преступлением и гарантию прав лица против необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Поэтому осуществление прокурором уголовного преследования в форме надзора за законностью предварительного расследования направлено на защиту прав и свобод человека и гражданина, предупреждение необоснованного ограничения его прав, ущемления интересов и их восстановление. Обеспечение прав и свобод участников уголовного процесса есть цель (задача) прокурорского надзора в досудебном производстве.

7. Приветствуемое диссертантом расширение возможностей судебного контроля за соблюдением прав и свобод участвующих в предварительном расследовании граждан ни в коей мере не означает замены прокурорского надзора судебным контролем, не снижает степени важности обеспечения законности предварительного расследования средствами прокурорского реагирования. Судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не вступает в конкуренцию с прокурорским надзором и не может рассматриваться как средство подавления уже существующей системы гарантий. Судебный контроль не исключает прокурорского надзора, а дополняет его, в результате чего создается более надежная система гарантий прав и свобод участников уголовного процесса. Прокурор попрежнему несет обязанность обеспечить законность и обоснованность решений органа расследования, ограничивающего конституционные права и свободы человека и гражданина.

8.Во многих отношениях надзор прокурора является более эффективным средством обеспечения прав участников уголовного процесса, чем судебный контроль в досудебном производстве. Поэтому ходатайство о проведении следственного действия, направленного на ограничение конституционных прав и свобод личности, должно исходить не от следователя, а от прокурора. Двойной заслон от возможных ошибок эффективно защитит граждан от злоупотреблений властью со стороны органов расследования. Положения нового УПК РФ в части, регулирующей порядок производства следственных действий, направленных на ограничение конституционных прав и свобод личности нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Конкретные предложения об этом высказаны диссертантом в третьей главе настоящей работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
  2. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Проспект. 1997. 48с.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (по состоянию на 01.05.2000) (официальный текст). М.: Агентство «Бизнес-информ». 2000. 177с.
  4. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г. Утвержден Советом Федерации 5 декабря 2001 г.
  5. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года.
  6. Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года.
  7. Концепция судебной реформы в Российской Федерации / С постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 октября 1991 года «О концепции судебной реформы в Российской Федерации». Составитель С. А. Пашин. М.: Республика. 1992. 111с.
  8. Модельный Уголовно-процессуальный кодекс для государств участников СНГ. Рекомендательный законодательный акт // Приложение к «Информационному бюллетеню». 1996. № 10.
  9. Проект Уголовно-процессуального кодекса РФ, принятый Государственной Думой 20 июня 2001 г. во втором чтении.
  10. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464
  11. Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998.№ 5.
  12. Приказ Генерального прокурора РФ № 31 от 18 июня 1997 г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием».
  13. Приказ Генерального прокурора РФ от 13 ноября 2000 г. № 141 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве».
  14. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 18 июня 1998 г. № 38/36 «Об организации прокурорского надзора за исполнением закона при продлении срока предварительного следствия, дознания и содержания обвиняемых под стражей».
  15. Приказ Генерального прокурора РФ № 3 от 10 января 1999 г. «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготавливаемых преступлениях».
  16. Н.С., Лукашевич В. З. Ленинские идеи в уголовном судопроизводстве. Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1970.-192с.
  17. С.А. Обвинение в советском уголовном процессе: Учебное пособие. Харьков: Харьковский юридический ин-т. 1974. 38с.
  18. С.А. Участники советского уголовного процесса. Харьков: Харьковский юридический ин-т. 1985. 32 с.
  19. С.А. Об актах обвинительной деятельности прокурора в советском уголовном судопроизводстве //Уголовная ответственность и её реализация. Межвузовский сборник. Куйбышев: Куйбышевский государственный университет.1985.С. 148−155. *
  20. О.Я. Цели уголовного судопроизводства и процессуальная функция следователя // Актуальные проблемы укрепления социалистической законности и правопорядка. Межвузовский сборник. Куйбышев: Куйбышевский государственный университет. 1982. С.91−99.
  21. В.О., Горожанин A.B. Аналогия в уголовном процессе России.Самара.2000.-140с.
  22. В. Место прокуратуры в государственном механизме современной России //Законность. 1999.МЗ.С.40−46.
  23. В.М. Судебный контроль за арестом // Законность. 1996.№ 3. С.34−38.
  24. А.Д. Третья власть в России: Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990−1996 гг. М. 1997. 263с.
  25. А. Проблемы развития российской прокуратуры (в условиях переходного периода) //Законность. 1998.№ 7.С.2−8.
  26. Е.В. Судебный контроль за предварительным расследованием преступлений во Франции. Автореферат дисс.к.ю. н. М. 1996. 21с.
  27. С.И. Русский уголовный процесс.М.: Городец. 1997.-448с.
  28. С.Е. Механизм защиты прав и свобод человека в правовом государстве/УЗащита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел. Материалы международной научно-практической конференции (10 декабря 1998 г.).М.Л999.С.28−33.
  29. Вопросы укрепления законности и устранения следственных ошибок в уголовном судопроизводстве. Сборник научных трудов. М.: ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка. 1988.- 138с.
  30. Вершинина С. И. Залог в системе мер пресечения. Автореферат дисс.к.ю.н. Самара.1998.-25с.
  31. Выявление и устранение следственных ошибок при судебном рассмотрении уголовных дел. Методическое пособие/ Под. Ред. А. Д. Бойкова. М.: ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка. 1990, — 88с.
  32. .Я. Реализация органами предварительного следствия правовых норм о защите конституионных прав и свобод человека и гражданина. Автореферат дисс.к.ю.н.М., 2001.-33с.
  33. В.Н. Судебный контроль за законностью и обоснованностью содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых на стадии предварительного расследования. Автореферат дисс. к. ю. н. М., 1995. -29с.
  34. Грузд Б., Сайкин Л, И законность и обоснованность ареста // Российская юстиция. 1999.№ 12.С.43−44.
  35. Ю.М. Профессиональное сознание судьи и социалистическое правосудие. Харьков: Вища школа. 1986.- 185с.
  36. В.Г. Процессуальные функции и принцип состязательности в уголовном судопроизводстве И Правоведение. № 1.С.64−73.
  37. И.Ф. Проблема прав человека в российском уголовном процессе (концептуальные положения). М., 1995. 96с.
  38. И.Ф. Проблема прав человека в современном российском уголовном процессе (концептуальные положения). Дисс. д. ю. н., М. 1996.-60с.
  39. И.Ф. Обеспечение прав человека в сфере борьбы с преступностью. В кн. Законность в Российской Федерации. М.:Спарк.1998.С.141−158.
  40. Демидов И. Ф. Роль судебной власти в обеспечении законности уголовного преследования. В кн.: Законность в Российской Федерации. VI.: Спарк. 1998.С.159−169.
  41. ГДжатиев В. Обвинение и защита // Российская юстиция. 1995. № 3.
  42. B.C. Общая методология и современные проблемы обвинения и защиты по уголовным делам. Дисс. д.ю.н .Владикавказ. 1995.-40с.
  43. A.B. Развитие процессуальных условий реализации принципа состязательности. Автореферат дисс. к.ю. н. М., 1995.- 24с.
  44. Т.Т. О моменте возникновения уголовной ответственности // Основания и порядок реализации уголовной ответственности. Межвузовский сборник научных статей. Куйбышев: Куйбышевский государственный университет. 1989.С.29−41. «
  45. В.А. Деятельность следователя по расследованию преступлений. Общая характеристика. Цели. Действия. Саратов: Саратовский университет. 1987.-96с.
  46. Дубривный В. А Процессуальное руководство прокурора следователем /7 Вестник СГАП. 2000.№ 2.С.28−31.
  47. А.Т. Проблемы борьбы с уголовно- процессуальными нарушениями при расследовании преступлений средствами прокурорского надзора. Автореф.дисс. .к.ю.н.М., 1995.-24с.
  48. З.Д. Уголовное преследование. Уфа. 2000,-132с.
  49. А.Ф. Принципы и гарантии законности. Автореферат дис. к.ю.н. М., 1999.-22с.
  50. А.Ф. Принципы и гарантии законности. Самара.1999.-148 с.
  51. И.М. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в досудебных стадиях уголовного процесса. Дисск.к.ю.н. СПб., 2000.-214с.
  52. А. Законность или обоснованность ареста // Российская юстиция. 1999. № 1. -С.48.
  53. В.М. Теоретические и практические проблемы конституционного права на судебную защиту. Дисс.д. ю.н. М, 1997.-51с.
  54. В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц.М.: Юридическое бюро «Городец"Л 997.-320 с.
  55. В.М. Права человека и власть закона (вопросы судебной защиты). М.: Российская правовая академия МЮ РФ. 1995. 284с.
  56. Зинатуллин 3.3. Уголовно-процессуальные функции. Ижевск. 1996.
  57. Т.Ю. Участие прокурора в доказывании на предварительном следствии. Дисс. канд. юрид. наук. Самара.1999.-237с.
  58. Т.Ю. К вопросу о процессуальном положении и функциях прокурора в стадии предварительного расследования //Правовые формы и эффективность доказывания по уголовным делам. Межвузовский сборник научных статей. Самара.1996.СЛ02−113.
  59. О.В. Проблемы судебного контроля при возбуждении и предварительном расследовании уголовных дел. Автореферат дисс. к.ю. н. М. Л 996.-22с.
  60. История советской прокуратуры в важнейших документах.М., 1952.-583с.
  61. Л.М. Возрожденный суд присяжных. М-.:NOTA BENE.2000.-368с.
  62. В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства её реализации // Государство и право. 1998. № 2. С.66−71.
  63. А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным Уставам 1864 г. 4.1.СПб.Л 866. -371с.
  64. В. Разделение и взаимодействие властей //Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 8. С. 28.
  65. В.В. К разработке концепции прокурорского надзора в уголовном процессе//Законность. 1989.№ 11, С.31-
  66. М.А. Прокурорский надзор за обеспечением прав личности при расследовании преступлений. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1981. 160с.
  67. H.A. Судебный контроль в стадии предварительного расследования.Курск.2000.
  68. H.A. Судебный контроль в стадии предварительного расследования: реальность, перспективы/ЛГосударство и право. 1998. № 11.С.31−39.
  69. H.A. Судебная проверка законности и обоснованности постановлений о прекращении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела. Научно-методическое пособие. Курск. 1998. 27с.
  70. Конституционное право. Учебник/Под ред. Проф.В. В. Лазарева.М.:Новый юрист. 1998.-544с.
  71. В.М. Обеспечение прав личности в состязательном уголовном процессе //Вестник СГАП.2000.Ш.С.З-9.
  72. Н.И. Место прокуратуры в государственном механизме /7 Государство и право. 1995. № 11. С. 12−21. «
  73. Ф.М. Принуждение в уголовном судопроизводстве. Красноярск: Изд-во Красноярского университета. 1985. 136с.
  74. В.Н. Законность: содержание и современное состояние //Законность в Российской Федерации. М. Л998.С.4−12.
  75. И.Р. Уголовно-процессуальная функция охраны прав и законных интересов лиц, совершивших преступление.Автореферат дисс.канд.юрид.наук. Ижевск.2000.-19с.
  76. В.А. Личная неприкосновенность как право человека и принцип российского уголовного процесса. Автореферат дисс.к.ю.н, Саратов. 2001.-26с.
  77. В.А. Возбуждение уголовного дела как акт правового реагирования на преступные посягательства. Автореферат дисс. к.ю.н.Саратов.2001 .-24с.
  78. Лазарева В, А. Судебная защита в уголовном процессе РФ: проблемы теории и практики. Дисс.д.ю.н.2000.-420с. * *
  79. В.А. Судебная власть и её реализация в уголовном процессе.Самара. 1999.- 136с.
  80. В.А. Теория и практика судебной защиты в уголовном процессе. Самара.2000.-232с.
  81. A.M. Презумпция невиновности. М.:Наука. 1982.-152с.
  82. A.M., Мельникова Э. Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России. Лекции-очерки / Под ред. проф. В. М. Савицкого. М.: Бек. 1997. -324с.
  83. В.М. Судебная власть на защите конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность. Автореферат дисс. к.ю.н. М., 1998, — 23с.
  84. В.М. Судебная защита свободы и личной неприкосновенности граждан на предварительном следствии.Учебное пособие. М.: Городец. 2001.-158с.
  85. А.П. Функции уголовного преследования и защиты в уголовном судопроизводстве. Автореферат дисс.д. ю. н. М., 1996.- 48с.
  86. А.Б. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью принимаемых следователем процессуальных решений.Методическое пособие.М.:Издательство «Юрлитинформ». 2000.-104с.
  87. Ляхов Ю. А. Допустимость доказательств в Российском уголовном процессе. 1: «Экспертное бюро». 1999.-80с.
  88. И.С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации. Автореферат дисс. к. ю. н. М., 1997, — 23с.
  89. И.В. Меры уголовно-процессуального принуждения, ограничивающие право на неприкосновенность жилища при расследовнии преступлений. Автореферат дисс.к.ю.н. М.2000.-26с.
  90. Материалы Всесоюзной научно-практичкой конференции по вопросам повышения эффективности поддержаня государственного обвинения (апрель 1983 г.).1.1 983 168с.
  91. Медведева О. В. Залог и поручительство в системе мер уголовно-процессуштьного принуждения по законодательству Российской Федерации. Автореферат дисс. к.ю.н.Волгоград.1998.-19с.
  92. Е.Б. Уголовный процесс: концепция самоограничения государства. Дисс. д.ю.н.Ярославль. 1991. 269с.
  93. Ю.В. Формы уголовного судопроизводства. Учебное пособие. Л.: ЛГУ. 1990. 92с.
  94. В.А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. М.: Право и закон. 1996. 304с.
  95. К.А. Советская прокуратура на страже- социалистической законности.В сб.: История советской прокуратуры в важнейших документах.М. 1952. С.5−44.
  96. Т.Г., Петрухин И. Л. Оценка качества судебного разбирательства по уголовным делам.М.:1 {аука. 1987.-239 с.
  97. Москвитина Т. А. Существенные нарушения уголовно-процессуального закона и средства их выявления, устранения и прдупреждения в уголовном процессе России. Автореферат дисс. .к.ю.н.Ярославль. 1997.-21 с.
  98. Я.О. Функция осуществления правосудия и состязательное построение судебного разбирательства //Вопросы повышения эффективности правосудия по уголовным делам. Выпуск 9. Межвузовский сборник. Калининград: Издание КГУ.1981 .С.11−20.
  99. В.П. Об уголовно-процессуальных функциях //Правоведение. 1973 .№ 5. С. 73−82. ' *.
  100. В.П. Об основных уголовно-процессуальных функциях и законах психологии// Вопросы осуществления правосудия по уголовным делам. Вып.П. Сборник научных трудов. Калининград.1983.С.23−35.
  101. С.Н. Прокурорский надзор. М.: «Экспертное бюро-М». 1998.-128 с.
  102. Общая теория прав человека. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор Е. А. Лукашева. М.: Норма. 1996. 520с.
  103. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 4-е издание, дополненное. М.: Азбуковник. 1999. 944с,
  104. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник. Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М: ИНФРА-М.2001.-794с.
  105. В.Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Автореферат дисс.к.ю.н.СПб., 1998.
  106. И.Л. Человек как социально-правовая ценность//Государство и право.'1999. № 10. С.83−90.
  107. И. Прокурорский надзор и судебный контроль за следствием //Российская юстиция. 1998.№ 9. С. 12−14.
  108. И.Л. Проблема судебной власти в современной России // Государство и право. 2000.№ 8.
  109. И.Л. Судебные гарантии прав личности (в уголовном процессе).Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. Вып.8. М&bdquo- 1992. 96с.
  110. И.Л. Личные тайны (человек и власть). М.: ИГиПр РАН. 1998. л л-2j2C.
  111. И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. 1: Наука. 1989. 256с.
  112. И. Л.Прокурорский надзор и судебная власть. Учебное пособие.М.:Проспект. 2001.- 88с.
  113. И.Л. О реформе уголовного судопроизводства.-В кн.: Судебная реформа: проблемы и перспективы.М.2001. С.101−116.
  114. И.Л. Предварительное расследование.-В кн.: Судебная реформа: проблемы и перспективы.М., 2001.С.131−140.
  115. Н.Е. Частное и субсидиарное обвинение. Автореферат дисс.к. ю. н. Самара. 1999.- 16с.
  116. Ю. Лекции по философии права. Самара: Самарский университет. 1995.- 120с.
  117. М.А. Функции суда, прокурора и полиции при производстве арестов и обысков в уголовном процессе США //Государство и право. 1998.Ш.С.92−95.
  118. М.А. Арест и обыск в уголовном процессе США.М. :Спарк. 1998.-104с.
  119. К.В. Судебная проверка законности и обоснованности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу и реализация права обвиняемого на защиту в уголовном процессе Российской Федерации. Автореферат дисс.к.ю.н. СПб., 2000.-18с.
  120. К.В. Судебный контроль за применением заключения под стражу и реализация права обвиняемого (подозреваемого) на защиту в уголовном процессе РФ. СПб., 2000.-216с.
  121. А. Прокурорский надзор и состязательность в стадии расследования //Законность.1999.№ 9.С.34−35.
  122. С.Б. Обвинение в суде присяжных в российском уголовном процессе. Автореферат дисс.к.ю.н.Саратов.2001.-23с.
  123. Проблемы российской адвокатуры. Московская городская коллегия адвокатов. Сб. статей. М.: Спарк.1997. 251с.
  124. Прокуратура в системе политических и правовых институтов общества. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции, проведенной в прокуратуре Союза ССР 1−2 декабря 1989 г. М., 1990. -157с.
  125. C.B. Элементарный учебник русского уголовного процесса. М., 1913. -328с.
  126. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Под ред. А. А. Чувилева.М.:Юристъ.2000.-400с.
  127. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Под ред. В. И. Рохлина. СПб.:Изд-во «СПб институт экспертов. Издательский дом «Сентябрь». 2000,-328с.
  128. Т.Г. Концептуальные основы системы понятий и институтов уголовного и уголовно-процессуального права. Монография. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та. 1996. 232с.
  129. Р.Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности. М. Л 961 .-277с.
  130. Р.Д., Сапожников И. Г., Козак Л. М., Коршик М. Г. Прокурорский надзор за законностью рассмотрения в судах уголовных дел. М. Л 963 .-224с.
  131. В.А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М.: Юристъ. 1998.-216с.
  132. H.H. Уголовное судопроизводство. 3-е изд. Петроград: Юрид. книжн. склад «Право». 1916. 597с.
  133. Российское законодательство и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Обзор материалов научно-практиченской конференции в Институте государства и права РАН) //Государство и право. 1995. № 5.
  134. В.М. Прокурорский надзор за дознанием и предварительным следствием. М.: Госюриздат. 1959. 262с.
  135. В.М. Очерк теории прокурорского надзора. М.: Наука. 1975. -383с.
  136. В.М. Традиционен в лучшем смысле слова // Судебная реформа: итоги, приоритеты, перспективы. Материалы конференции.М., 1997. С.65−73.
  137. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью /Сост. Москалькова Т. Н. и др. М.: Спарк.1998. -388с.
  138. И.Е. Проверка судом законности и обоснованности процессуальных решений органов расследования в досудебных стадиях. Автореферат дисс.к.ю. н.Волгоград. 1998.-24с.
  139. A.B. Состязательный процесс.СПб.:Альфа.-320с.
  140. А.Б., Токарева М. Е., Халиулин А. Г. Якубович H.A. Законность в судебных стадиях уголовного процесса России. Москва-Кемерово: Кузбасвузиздат. 1997. 162с.
  141. А.Б., Токарева М. Е., Халиудин А. Г. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М.:Юрлитинформ.2000.-176с.
  142. Соловьев А.Б."Токарева М.Е., Дугин А. Т. Прокурорский надзор и судебный контроль при расследовании преступлений // Правовые формы и эффективность доказывания по уголовным делам. Тольятти.1994.С.52−58.
  143. А., Якубович Н. Предварительное расследование и прокурорский надзор в свете судебной реформы // Законность. 1995. Ко8.С.2−7.
  144. A.B. Судебный контроль за проведением следственных действий и решениями прокурора и органов расследования, ограничивающими конституционные права и свободы граждан в уголовном процессе России. Автореферат дисс.к.ю.н.Томск.1999.-27с.
  145. Соломичев В, И. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. М.: «Экспертное бюро-М», 1998. 176с.
  146. Ю.И. Судебная власть. Учебное пособие. М.: Дело. 1999.-400с.
  147. Ю.И. Концепция судебной реформы и проблемы конституционной законности в уголовном судопроизводстве //Государство и правоЛ993.№ 9.С.102−114.
  148. Стецовский Ю. И, Ларин A.M. Конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту. М.гНаука. 1988.-320с.
  149. В.А. Участники предварительного следствия в советском уголовном процессе. Ростов-на-Дону. 1966.-259с.
  150. A.B. Правовая защита человека: Теоретический аспект. Автореферат дисс. д.ю. н. СПб., 1997. 38с.
  151. М.С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе. 1: Изд-во Академии наук СССР. 1951. 189с.
  152. М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.1: Основные положения науки советского уголовного процесса. М.: Наука. 1968. 466с.
  153. М.С. Основные вопросы советской социалистической законности.М:Наука.1966.-252с. *
  154. М.С. Право обвиняемого на защиту и презумпция невиновности.М. ¡-Наука. 1984.-144с.i/4. Строгович М. С., Карницкий Д. А. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Текст и постатейный комментарий. Под ред. и с предисловием Н. Я. Нехамкина. М., 1928.
  155. Судебная защита прав и свобод граждан. Научно-практическое пособие/ Под. ред. В. П. Кашепова. М.: Норма, 1999. 255с.
  156. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации.Учебник.Издание второе, переработанное и дополненное. Под ред. В. И. Швецова.М.?Проспект. 1997.-376с.
  157. В.Я. Актуальные проблемы законности реформ и роль прокуратуры в её обеспечении. В кн. Законность в Росбийской Федерации.М., 1998.С. 109−140.
  158. A.A. Прокурорский надзор за исполнением законов органами федеральной службы безопасности в Российской Федерации (правовые, организационные и методические аспекты). Автореферат дис д.ю.н.М., 1999,-60с.
  159. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ. 1997.- 672с.
  160. Теория доказательств в советском уголовном процессе. Отв. Ред. Н. В. Жогин. Изд. 2-е исправленное и дополненное.М., 1973.-736с.
  161. М.Е. Современные проблемы законности и прокурорский надзор в досудебных стадиях уголовного процесса. Дисс.д.ю. н. в форме научного доклада, выполняющего также функцию автореферата. М., 1997. -82с.
  162. .Н. Развитие судебной власти в России: общие подходы. В кн.:Судебная реформа: проблемы и перспективы.М., 2001.С.3−67.
  163. В.Н. О концепции прокурорской власти : Проблемы и перпективы // Советское государство и право. 1990. .N"29. С.39−47.
  164. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации.Отв.ред, П. А. Лупинская.Изд. третье, переработанное и дополненное. М: Юристъ. 1988.-696с.
  165. Ф.Н. Обвинение и судебный приговор. Казань: Изд-во Казанского ун-та. 1965. 532с.
  166. Ф.Н. Обвинение и изменение его в суде. Казань.1963.
  167. Ф.Н., Зинатуллин 3.3., Аврах Я. С. Обвинение и защита по уголовным делам: Учебное пособие. Казань: Изд-во Казанского ун-та. «1976. -166с.
  168. П.М. Проблемы теории судебной защиты. Автореферат дисс. д.ю. н. Л., 1988.-26с. •
  169. И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.1. Санкт-Петербург: Издательство «Альфа». 1996. 552с.
  170. И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.2. Санкт-Петербург: Издательство «Альфа». 1996. 606с.
  171. Францифоров Ю. В, Обвинение как средство обеспечения прав и законных интересов обвиняемого в уголовном судопроизводстве. Автореф.дисс.к.ю.н. Саратов. 1998.-20с.
  172. А.Г. Уголовное преследование как функция прокуратуры Российской Федерации. Автореферат дисс.д.ю.н. М. Л997.-36с.
  173. А.Г. Осуществление функции уголовного преследования прокуратурой России. Кемерово: Кузбасвузиздат. 1997.- 224с.
  174. Характер, причины и способы устранения ошибок в стадии предварительного следствия: Методическое пособие. М.: ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка. 1999. 80с. -.
  175. Н.В. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М: «Дабахов, Ткачев, Димов».1995. 384с.
  176. О.И. Применение органами предварительного следствия и дознания мер процессуального принуждения под судебным контролем. Автореферат дисс.к.ю. н., М. 1995.-24с.
  177. В .Я. Прокурорский надзор на отдельных этапах предварительного следствия. Саратов: Изд-во саратовского ун-та. 1974. -95с.
  178. М.А. Советский уголовный процесс. М., 1951.- 511с.
  179. Чельцов-Бебутов М. А. Курс советского уголовно-процессуального права. Т.1. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах.VI.: Госюриздат. 1957. 839с,
  180. В.Е. Основы государственной власти. Учебное пособие. М.: Юристъ. 1996. 112с,
  181. В.Е. Контрольная власть //Государство и право. 1993 JV2.4.C.11−17.
  182. A.B. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора.Москва-Воронеж.2001 .-80с,
  183. A.B., Гущин В. З. Правозащитные функции прокуратуры в постсоциалистическом государстве И Государство и право. 1998. .N"2 5. -С.59−67.
  184. А.И., Лукьянова Л. М. Судебная проверка законности и обоснованности ареста. Учебное пособие. Ульяновск. 1997. 49с.
  185. B.C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. 2-е издание. Волгоград: Волгоградский юрид. ин-т МВД России. 1999.-228с. *
  186. B.C. Обеспечение прав личности и предварительное расследование в уголовном процессе //Государство и право. 1994. № 4. С.96−104.
  187. С.А. Взаимоотношения судебной и обвинительной властей // Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 8.-С.30.
  188. С.А. Понятие и взаимоотношение судебной, прокурорской и следственной властей //Сб.: Уголовная ответственность: Основания и порядок реализации. Самара. 1991.
  189. С.Д. Проблемы состязательности в российском уголовном процессе. Автореферат дисс.к.ю.н. СПб., 1998.-21с.
  190. В.Н. Участники уголовного процесса. Минск. Изд-во БГУ. 1970.-176с.
  191. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд.: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1997. -349с.
  192. П.С. Цели и средства их достиждения в советском уголовно-процессуальном праве.Л.:Изд-во Ленинградского университета. 1976.- 144с.
  193. В.А. Реализация судебной власти на досудебных стадиях уголовного процесса России. Дисс.к.ю.н. Самара.2001.
  194. H.A. Теоретические основы предварительного следствия.М. :Высшая школа МВД СССР. 1971.-144с.
Заполнить форму текущей работой