Предупреждение насильственного антиобщественного поведения лиц, не достигших возраста уголовной ответственности
Эмпирическую базу исследования составили данные уголовной статистики о преступлениях несовершеннолетних и общественно опасных деяниях лиц, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, как в целом по стране, так и по отдельным регионамстатистические данные о социально-экономических, демографических и иных социальных процессах, происходящих в России в постреформенный… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Общая характеристика насильственного антиобщественного поведения несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности
- 1. Насильственное антиобщественное поведение несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности как социально-правовая проблема
- 2. Основные показатели насильственных антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности
- ГЛАВА 2. Криминологическая характеристика насильственного антиобщественного поведения несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности
- 1. Особенности образа жизни несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности
- 2. Личность несовершеннолетнего, не достигшего возраста уголовной ответственности, совершающего насильственные антиобщественные действия
- 3. Причины насильственных антиобщественных действий, совершаемые несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности
- ГЛАВА 3. Предупреждение насильственного антиобщественного поведения несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности
- 1. Общие меры предупреждения насильственного антиобщественного поведения лиц, не достигших возраста уголовной ответственности
- 2. Специальные меры предупреждения насильственного антиобщественного поведения лиц, не достигших возраста уголовной ответственности
Предупреждение насильственного антиобщественного поведения лиц, не достигших возраста уголовной ответственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования. Процессы и явления политического, экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического, социально-психологического характера, сопровождающие реформирование российского общества в последние пятнадцать лет, детерминируют особое поведение граждан, определяют его сущность и характер. Преодолевая естественные трудности переходного периода, Россия столкнулась с неожиданной преградой на пути демократических преобразований — криминализацией общества. При определенных условиях названные процессы и явления выступили в роли катализатора резкого роста преступности несовершеннолетних в Российской Федерации. Только в 2009 году несовершеннолетними и при их участии было совершено 94 720 преступлений, в том числе 36 336 тяжких и особо тяжких. В совершении преступлений в течение года приняли участие 1 256 199 несовершеннолетних1. По итогам 2009 года наметилась тенденция значительного снижения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними (на 18,4%), что может быть обусловлено не столько снижением их криминальной активности, сколько сокращением в последние годы доли населения указанной возрастной группы в структуре всего населения.
Изменяются не только количественные показатели преступлений, совершаемые несовершеннолетними, но и их качественные характеристики. Общественно опасные деяния несовершеннолетних младшей возрастной группы все чаще носят насильственно — агрессивный характер. При этом проблема криминального насилия касается не столько роста насильственных преступлений, сколько изменений их структуры.
Наблюдается тенденция «омоложения». Так, только, в 2009 году в органы внутренних дел за общественно опасное поведение было доставлено.
1 Состояние преступности в России за 2008 год: Сборник ГИАЦ МВД России. 2010, с. 42,44.
209 480 несовершеннолетних. Из числа доставленных 38 050 несовершеннолетних совершили общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, из них более 7,5 тыс. подростков в соответствии с подп.4 п. 2 ст. 22 Федерального Закона РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ помещены в Центры временного содержания несовершеннолетних (далее — ЦВСН).
Если на начало 2009 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состояло 67 013 несовершеннолетних, совершивших общественно опасные действия, но не подлежащих уголовной ответственности вследствие недостижения возраста, то на 01.01.2010 их количество составило 63 698 человек, в том числе 10 660 — несовершеннолетние женского пола. Из числа указанных подростков подавляющее большинство — 40 969 несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния в возрасте до 14 лет.
Различные формы преступного насилия всегда являлись характерной чертой преступности несовершеннолетних. Однако все чаще агрессивность, цинизм, дерзость усиливается в общественно-опасном поведении лиц, не достигших возраста уголовной ответственности. Это проявляется, с одной стороны, в повышении интенсивности, многоэпизодности общественно опасной деятельности данного контингента, с другой, — в способах совершения антиобщественных действий: вооруженности, особой жестокости, садистской мотивации, выражающейся в применении пыток, истязаний, лишении жизни жертв в ходе разбойных нападений, изнасилований и других действий.
Изложенные обстоятельства обусловливают необходимость отнесения предупреждения насильственного поведения несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, к числу наиболее важных приоритетных направлений профилактической деятельности правоохранительных органов.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы борьбы предупреждения антиобщественного поведения несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, разрабатывались многие годы. Значительный вклад в их исследование внесли P.M. Абызов, Е. В. Болдырев, В. Н. Бурлаков, Н. И. Ветров, А. И. Долгова, Е. С. Жигарев, Г. И. Забрянский, К. Е. Игошев, Г. М. Миньковский, В. В. Панкратов, В. П. Ревин, А. Б. Сахаров, E.H. Савинскова, A.B. Шеслер и др.
Различные аспекты антиобщественного поведения несовершеннолетних представлены в монографических работах, посвященных общим вопросам криминологии, уголовного и уголовно-исполнительного права отечественных ученых: Г. А. Аванесова, Ю. М. Антоняна, A.B. Борбата, Ю. Д. Блувштейна, С. Е. Вицина, A.A. Герцензона, Я. И. Гилинского, В. Д. Ермакова, И. И. Карпеца, В. Н. Кудрявцева, Н. Ф. Кузнецовой, А.Р. Ратино-ва, И. Д. Мариновской, Г. М. Миньковского, В. В. Панкратова, В. А. Плешакова, Ю. Е. Пудовочкина, О. Д. Ситковской, A.M. Яковлева и многие др.
Вместе с тем ряд проблем, исследуемых в диссертации, еще не получили должного научного обоснования и нуждаются в изучении. За последние более чем 15 лет не было издано фундаментальных работ, посвященных насильственному антиобщественному поведению лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, которые бы содержали целостную картину их распространенности, углубленного познания отдельных общественно опасных деяний, совершаемых ими, рассматриваемого во взаимосвязи с определенным образом жизни несовершеннолетних.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с совершением насильственных антиобщественных действий несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности.
Предметом исследования являются основные показатели насильственного антиобщественного поведения несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, особенности формирования личности таких несовершеннолетних, а также деятельность субъектов системы профилактики по предупреждению насильственного антиобщественного поведения лиц, не достигших возраста уголовной ответственности.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является комплексный анализ социально-экономических, организационных, психологических и иных аспектов сущности и содержания насильственного антиобщественного поведения лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, выявление причин и условий, способствующих проявлению насильственного поведения несовершеннолетних, а также разработка и обоснование научных положений, направленных на совершенствование системы предупреждения насильственного антиобщественного поведения указанных лиц, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности.
Цель исследования обусловила последовательное решение следующих основных задач:
— разработать понятие насильственного антиобщественного поведения несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, как одного из видов отклоняющегося поведения и выявить взаимосвязи допреступного антиобщественного поведения с преступным;
— определить основные показатели насильственных антиобщественных действий несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности;
— выявить особенности личности несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, как необходимой субъективной предпосылки самой крайней и наиболее опасной формы антиобщественного поведения, определить их типологию и особенности образа жизни и его влияние на формирование личности несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности, особенности отношений в сфере личностного общения и учебной деятельности;
— установить основные причины насильственных антиобщественных действий, совершаемые несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности;
— определить круг субъектов ранней профилактики и их роль в предупреждении личностных деформаций у несовершеннолетних, совершивших насильственные антиобщественные действия, но не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности;
— разработать методику разрешения трудных ситуаций для несовершеннолетних, совершивших насильственные антиобщественные действия до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности;
— выработать систему мер, направленных на совершенствование деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению насильственного антиобщественного поведения несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, в том числе меры психолого-воспитательного воздействия на несовершеннолетних, совершающих насильственные антиобщественные действия до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, и их родителей или законных представителей.
Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический метод познания социальных процессов и явлений, обусловливающих совершение насильственных антиобщественных действий несовершеннолетними до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности. При решении поставленных задач использовались общенаучные методы познания и конкретно-социологические, в том числе, изучение документов, анкетирование, интервьюирование, наблюдение.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области философии, социологии, общей теории государства и права, уголовного права, криминологии, психологии и педагогики. Кроме того, в процессе исследования использовались: мониторинг законодательных и нормативных правовых актов, системный подход, контент-анализ, социологические методы научного познания насильственного антиобщественного поведения несовершеннолетних.
Эмпирическую базу исследования составили данные уголовной статистики о преступлениях несовершеннолетних и общественно опасных деяниях лиц, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, как в целом по стране, так и по отдельным регионамстатистические данные о социально-экономических, демографических и иных социальных процессах, происходящих в России в постреформенный периодрезультаты анкетирования 120 несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях Московской, Рязанской, Брянской областей, и 120 человек из числа контрольных групп несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел г. Москвы за совершение общественно опасных деяний, сопряженных с насилием, до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности.
В диссертации были использованы и результаты обобщения материалов деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних г. Москвы и Московской области, а также опубликованные материалы судебной и следственной практики, результаты исследований, полученные другими авторами.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что представленная работа является одним из первых исследований, посвященных теоретическим и прикладным вопросам насильственного антиобщественного поведения лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, и проблемам его предупреждения в современных условиях социально-экономических преобразований и с учетом изменения действующего законодательства. В работе изложены особенности личности несовершеннолетних, совершивших насильственные антиобщественные действия, представлена социально-правовая оценка их антиобщественного поведения, разработано понятие насильственного антиобщественного поведения несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, дается общая криминологическая характеристика их личности и образа жизни, типология, которая в современных социально-экономических условиях в России значительно изменилась.
Определяя общие направления предупреждения насильственного антиобщественного поведения несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, особое внимание автором обращается на воспитательное воздействие, осуществляемое субъектами профилактики в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», новых форм и методов профилактической работы, предлагается специально разработанная методика индивидуальной профилактики с лицами, совершившими насильственные антиобщественные действия и разрешения трудных жизненных ситуаций в соответствии с требованиями норм права. В диссертации учтены предложения Межведомственной Комиссии по делам несовершеннолетних, основанные на рекомендациях Экспертного комитета о роли раннего психосоциального вмешательства в предупреждение преступности несовершеннолетних.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:
1. Оценка и анализ масштабов и содержания общественно опасного поведения несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, позволяет выделить фактор, существенно влияющий на формирование личности несовершеннолетнего — криминогенность семьи. Проведенные исследования показывают, что до 75% несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, сопряженные с насилием, проживали в неблагополучных семьях, а нередко и сами подвергались насилию со стороны членов семьи.
2. Деформация лиц, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, определяется, прежде всего, искажениями в потребностномотивационной сфере и, как правило, сопряжена с патологическими отклонениями, что в свою очередь затрудняет как социальную адаптацию таких несовершеннолетних в соответствии с правовыми и нравственными нормами нашего общества, так и реализацию прав на возмещение ущерба потерпевшими, которыми чаще всего являются такие же несовершеннолетние.
3. Комплексное изучение личности несовершеннолетних, совершивших насильственные антиобщественные действия до достижения возраста уголовной ответственности, позволяет сделать вывод, что выявленная личностная внутривозрастная дифференциация контингента таких лиц должна определять основные правовые и организационные мероприятия в области ранней профилактики и реализации уголовной политики в отношении данной категории несовершеннолетних.
4. Совершенствование функционирования системы предупреждения насильственного антиобщественного поведения несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, требует повышение эффективности взаимодействия между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которое невозможно без существенного улучшения информационного и кадрового обеспечения.
5. Требует повышение эффективности профилактическая работа по предупреждению антиобщественного поведения несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, на основе четкого анализа современного состояния антиобщественного поведения малолетних, тех изменений, которые происходят в их среде. Это обусловливается, во-первых, тем, что 70% преступлениям, совершенных в более позднем возрасте, предшествовало отклоняющееся поведение в возрасте до 14 летво-вторых, в антиобщественном поведении происходит накопление противоправного опыта, формируется внутренняя готовность к переходу на преступный путьв-третьих, в данном возрасте посредством мер ранней профилактики имеется некоторый резерв времени, методов и средств для предупреждения антиобщественного поведения.
6. Изучение поведения несовершеннолетних, совершивших насильственные общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности позволяет определить, что питательной средой для таких несовершеннолетних стали неформальные группировки молодежи антиобщественной направленности.
7. Анализ виктимологических особенностей насильственных антиобщественных действий, совершенных несовершеннолетними до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, свидетельствует, что значительное количество общественно опасных деяний совершается ими в отношении знакомых и близких родственников. В будущем значительная доля подростков претерпевает криминальную трансформацию по схеме от менее опасного к более опасному антиобщественному действию и в дальнейшем — к преступлениюот поведения, не связанного с насилием, к поведению агрессивному, сопряженному с жестокостью.
8. Необходима ранняя профилактика девиантного поведения в детском возрасте, поскольку среди несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, сопряженные с насилием, до достижения возраста привлечения уголовной ответственности, было выявлено большое количество несовершеннолетних с пограничными психическими расстройствами.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они позволяют расширить существующие представления о сущности насильственного антиобщественного поведения лиц, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, характеристик их образа жизни, о процессах детерминации такого поведения, а также о системных взаимосвязях такого поведения с последующим преступным поведением «взрослых» преступников.
Изучение вышеуказанных вопросов представляет не только теоретический, но и практический интерес как для оценки общего состояния правонарушений несовершеннолетних, организации в отношении их предупредительного воспитательного воздействия, так и для прогноза криминогенной обстановки на территории Российской Федерации в целом.
Положения, выводы и предложения, сформулированные диссертантом, могут использоваться при планировании криминологических и социально-правовых исследований, в профилактической работе на федеральном и региональном уровнях, в том числе, при создании целевых программ профилактики безнадзорности и борьбы с преступностью несовершеннолетних, в процессе осуществления прокурорского надзора и деятельности прокуратуры как органа координирующего деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних, в том числе, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и комиссий по делам несовершеннолетних.
Материалы диссертации могут быть также использованы для преподавания учебных курсов «Криминология», «Юридическая психология».
Апробация и внедрение результатов исследования.
Диссертация подготовлена на кафедре криминологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии имени O.E. Кутафина, где было проведено ее обсуждение и рецензирование.
Результаты исследования отражены в 6 научных публикациях, в том числе 2 — в изданиях, рекомендованном ВАКдокладывались на научно-практических конференциях.
Результаты исследования использовались также в практической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел г. Москвы, Комиссий по делам несовершеннолетних Западного административного округа г. Москвы, а также применялись в учебном процессе Московской государственной юридической академии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Почти для всех обследованных нами подростков, совершивших насильственные антиобщественные действия, выбор варианта таких действий непосредственно связан с личностными деформациями, проявляющимися в искажениях их потребностно-мотивационной сферы, эмоциональных и волевых особенностях, «узости» и неразвитости форм личностной деятельности, в бессмысленном проведении досуга. Это нельзя, конечно, рассматривать как некое «отставание» малолетних правонарушителей от развития своих законопослушных сверстников. Речь должна идти не столько об отставании в нравственно-психологическом развитии (инфантильности), сколько о его деформации, «пробельности» потребностей, интересов, взглядов. Наличие всего этого приводит детей в неформальные группы с антиобщественной направленностью.
Среди личностных качеств, способствующих насильственному антиобщественному поведению подростков, на которые следует обращать внимание при проведении профилактической работы, особо выделим несформирован-ность механизмов внутреннего контроля личности (контроля в ситуации действия, на этапе построения целеполагания и т. д.). Преобладание же внешних механизмов контроля над внутренними порождает неуверенность в себе, внутреннюю неудовлетворенность собой, приводит к росту напряженности и тревожности, отрицательному отношению и заниженной самооценке. При длительном сохранении аффективного состояния, вызванные им формы поведения усваиваются подростками и становятся устойчивыми качествами личности, закрепленными в виде привычных форм поведения. Аффектив-ность также затрудняет процесс адаптации малолетнего и проявляется в грубости, драчливости, вспыльчивости, упрямстве, эгоизме, низком интеллектуальном развитии.
Одна из существенных личностных причин насильственного антиобщественного поведения подростков — низкая степень социализированное&trade-, разрушенности первичных ценностных систем, которые служат ориентирами поведения. Возрастающее у подростков стремление к самостоятельности, независимости и свободе в связи с появлением первых чувств взрослости вызывают у них острую потребность в самоутверждении, повышении своего престижа, потребность в социальном статусе, когда окружающие начинают признавать его как личность и связанное с этим желание быть старше, чем есть, — во многом определяют поведение подростка, т.к. только в независимости и свободе он ощущает себя как личность. Именно при таком условии он может осуществить выбор поступка, в котором он может как раз самоутвердиться.
Тип микросреды способен в известных пределах определить тип личностной деформации. Этот тип среды может служить основанием для диагностики поведения малолетнего. По нашему мнению, основанием постановки на учет в подразделение по делам несовершеннолетних может быть не только совершенное какое-то общественно опасное деяние, но и нахождение ребенка в определенной криминогенной среде.
Коррекция личности малолетнего, допускающего антиобщественное поведение, в том числе и потребностно-мотивационной сферы должны проходить при соответствующей коррекции среды. Для таких ребят важны и даже судьбоносны отношения микросреды, которые должны давать разнообразные жизненные образцы социального поведения. Тип деформации поведения малолетнего может служить серьезным основанием для прогноза тяжести проступка, который он может совершить в будущем (прежде всего, находясь под воздействием неблагоприятного ближайшего окружения).
Только эффективно воздействуя на антиобщественное поведение малолетних можно добиться положительного результата. А, именно, необходимо: — коррекция государственной политики в сторону развития в ней социальной составляющей (в частности, политики в области укрепления семьи, материнства и детства, молодежной политики);
— развитие системы государственных органов, выполняющих функции профилактики насильственного антиобщественного поведения несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности;
— государственное содействие общественным организациям, участвующим в профилактике насильственного антиобщественного поведения подростковулучшение координации усилий государственных и общественных организаций в воздействии на таких подростков;
— развитее сферы досуга, активное приобщение детей и подростков к занятию физической культурой и спортом;
— организация правового и военно-патриотического воспитания подростков;
— улучшение подготовки учительских кадров в педвузах, ориентация их на выполнение воспитательных функций, сотрудничество с родителями, компенсацию недостатков и пороков семейного воспитания;
— увеличение удельного веса воспитательной составляющей в школьной деятельности (распространение положительного опыта ряда субъектов Российской Федерации по созданию в школах специальных структур, специализирующихся на профилактике преступлений и правонарушений, которые положительно зарекомендовали себя на практике, например, завуч по правовому воспитанию);
— профилактика физических и психических заболеваний детей;
— ужесточение карательной политики в отношении лиц, применяющих насилие в отношении малолетних, вовлекающих их в преступную деятельность, в систематическое употребление спиртных напитков, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а также за неисполнение обязанностей по воспитанию малолетних.
Список литературы
- Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 09.11.2009)(с изм. и доп., вступающими в силу с 17.11.2009).
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 19.07.2009).
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 28.04.2009).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ, принят ГД ФС РФ 20.12.2001 г. (с изменениями и дополнениями в редакции от 30.12.2008) // Парламентская газета. 2002. № 2−5.
- Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года № 124 ФЗ.
- Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принят ГД ФС РФ 21.05.1999 // Российская газета. 1999. № 121 с изменениями и дополнениями в редакции от 05.01.2006.
- Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года № 124 ФЗ // Российская газета. 1999. № 121 с изменениями и дополнениями в редакции от 05.07.1998.
- Постановления Пленума Верховного Суда от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 г. № 7).
- Ю.Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении положения о комиссиях по делам нсвершеннолетних» (в ред. От 25.02. 93 № 4549−1).
- Книги, монографии, публикации:
- П.Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1981. С. 250.
- Аванесов Г. А., Лебедев С .Я. Криминология несовершеннолетних: понятие, пределы исследования, социальная ориентация // Россия в период реформ: задачи, пути решения: Научные труды ИМПЭ им. A.C. Грибоедова. Выпуск. М., 2006. С. 15.
- З.Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: Монография. М., 2001. С. 374.
- М.Алексеев А. И., Овчинский B.C., Побегайло Э. Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М.: Норма, 2006. С. 66.
- Абельцев С.Н., Матюнин А. Ф., Солодовников С. А. Хулиганство (криминологический анализ)/ Под ред. Проф. Аванесова Г. А. Коломна, 2000 г. — С. 22.
- Абызов P.M. Предупреждение личностных деформаций несовершеннолетних преступников. Ижевск, 1996. С. 5.
- Антонян Ю.М. Антиобщественный образ жизни как криминологическая проблема. Советское государство и право. 1981. № 3. С. 68.
- Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992. С. 221.
- Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995. С. 54.
- Александров С.Г. Девиантные отклонения в структуре личности юношей, совершивших преступления: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 1999.
- Базаров P.A. Криминальное насилие над личностью. Челябинск, 1996. С. 112.
- Басанов В.В. Криминологическая характеристика и предупреждение органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1996.
- Баженов A.B. Социально-психологические детерминанты формирования личности несовершеннолетнего преступника (криминологический аспект): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1999.
- Богдановский А. Молодые преступники. Вопросы уголовного права и уголовной политики. СПб., 1891. С. 2 3.
- Бурдяк А.Я., Попова Д. О. Причины бедности семей с детьми (по результатам обследования домохозяйств Ленинградской области) //Журнал ««SPERO» № 6, весна-лето 2007, С. 31−56
- Беличева С.А. Дети и семьи группы риска как объекты социальной профилактики.// Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сборник научных трудов. М.: НИИ МВД России, 1993. -С.84.
- Валуйсков Н.В. Правовые проблемы предупреждения ювенальной преступности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
- Волков Б.С. Мотивы преступлений. Казань, 1982. С. 27, 132.
- Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. СПб.: Питер, 2001. С. 8.
- Гаухман Л.Д. Борьба с насильственными посягательствами. М., 1969. С. 97.
- Габдрахманов Ф.В. Региональная система предупреждения преступлений несовершеннолетних (Марий Эл): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2000.
- Гилинский Я.И. Преступность как социальное явление. Преступность и ее предупреждение. Л., 1978, Вып. 3. С.24−27.
- Гернет М.Н. Моральная статистика. М., 1922. С. 119.
- Долгова А.И. Преступность и дети // Юридическая газета. 1999. № 15.
- Дубинин Н.Л., Карпец И.И, Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1982. С. 30−35.
- Ермаков В.Д., Крюкова Н. И. Несовершеннолетние преступники в России. -М., 1999, С. 40.
- Иншаков С.М. Криминология: Учебник. М., 2000. С. 147.
- Игошева К.Е. О некоторых чертах личности преступника молодежного возраста и возможностях их использования при разработке типологий // Типология личности преступника и индивидуальное предупреждение преступлений: Сб. М., 1979. С. 80.
- Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.: 1978. С.7−9.
- Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М.: 1986. С. 195 — 200.
- Кобец П. Н, Власов Д. В. Предупреждение рецидивной преступности в России. М., 2006. С. 24.
- Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. М., 2000. С. 19.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко- Науч. ред. A.C. Михлин. 2-е изд., переработ и доп. М., Спарк, 2004. С. 34.
- Кобзарь И.А. Организационные и правовые основы противодействия преступности несовершеннолетних в переходный период: Автореф. дис. д-раюрид. наук. М., 2002.
- Кошелева Е.В. Криминологическое изучение влияния социально-негативных свойств семьи на преступность несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2005.
- Кузнецова Н.Ф. Классификация причин преступности в криминологии. // В кн.: Вопросы изучения преступности и борьбы с нею. М., 1975. С. 60.
- Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976. С. 126.
- Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. С. 19−20.
- Кедров Б.М. О детерминизме // Философские науки. 1968, № 1. С. 41.
- Криминология- Учебник / Под ред. В. В. Орехова СПб.: Издательство С. Петербургского университета, 1992. С. 101.
- Кива А. Главная беда России // Интернет-журнал «Новое мнение». 12 апр. 2006.
- Курс советской криминологии // Под ред. В. Н. Кудрявцева и др. М., 1985. С. 9−10.
- Латентная преступность в Российской Федерации: 2001- 2006.: науч. издание / Под ред. С. М. Иншакова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. С. 70.
- Лукьянов А.И. Правовая ответственность в механизме социального контроля за отклоняющимся поведением // Преступность и профилактика девиантного поведения молодежи. Ростов-на-Дону, 1996.
- Личность преступника / Под ред. В. Н. Кудрявцева и др. М., 1975. С. 21.
- Лейкина Н.С. Причины конкретного преступления и личность преступника в аспекте индивидуализации наказания. // В кн.: Преступность и её предупреждение. Л., 1971. С. 127.
- Лебедев С.Я. Традиционное и нетрадиционное в преступности несовершеннолетних: новая идеология предупреждения // Российский следователь. 2004. № 2. С. 34.
- Малков В.Д. Криминология: учебник для вузов. ЮстицИнформ. М., 2006. С. 141.
- Миньковский Г. М. О некоторых исходных положениях методик социально-психологического изучения личности несовершеннолетних правонарушителей. В кн.: Социально-психологическое изучение личности несовершеннолетних, совершивших преступления. М., 1977. С. 4.
- Миньковский Г. М. Личность несовершеннолетнего преступника и современные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР. Дис. докт. юрид наук. М, 1972, т.2. С. 77.
- Миньковский Г. М. Некоторые причины преступности несовершеннолетних и меры её предупреждения // Советское государство и право, 1966, № 5, С. 86.
- Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних. Генезис и ранняя профилактика. М., 1985. С. 39.
- Механизм преступного поведения /Под ред.В. Н. Кудрявцева.М., 1981, С. 94.
- Материалы заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 20.03.2009. М., 2009.
- Нагаев В.В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учебное пособие для вузов / В. В. Нагаев. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. С. 58.
- Никитина A.A. Криминологическая характеристика предупреждения бытового насилия в отношении несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005. С. 3. л
- Нелидов А. Профилактика формирования антисоциальных групп в школе (Психолого-педагогические аспекты) / А. Нелидов, Т. Хелина // Воспитание школьника. 2003. № 3.
- Намоконов В.А. Определение и классификация причин конкретных преступлений. // Известия Вузов Правоведение.М., 1985, № 6. С. 39— 46.
- Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. М., 1992. С. 8.
- Орлова Ю.Р. Криминологические основы безнадзорности несовершеннолетних. Автореф. канд.юрид. наук. МосУниверситет. М., С. 34.
- Орлова Ю.Р., Шиян В. И. Предупреждение корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола. М., 2008. С.50−51.
- Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М., 1997.
- Панкратов Р.И., Тарло Е. Г., Ермаков В. Д. Дети, лишенные свободы. -М.: Издательство Юрлитинформ. 2003. С. 13.
- Побегайло Э.Ф. Насильственная преступность: современные тенденции, перспективы борьбы // Советское государство и право. 1988. № 9. С. 72.
- Преступность, статистика, закон / Под ред. А. И. Долговой. М., 1997, С. 10−11.
- Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7) //Бюллетень ВС РФ 2000 г., № 2.
- Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы): Дис.. д-ра юрид. наук в форме науч. доклада. М., 1998.
- Симонов В.И. Уголовно-правовая характеристика физического насилия: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Свердловск, 1972.
- Сердюк JI.B. Психологическое насилие как предмет уголовно-правовой оценки: Автореф. канд. юрид. наук. М., 1970.
- Социальные отклонения: Введение в общую теорию. М., 1984. С.231−232.
- Сердюк C.B. Насилие: Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 2002.
- Сухарев А.Я. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути и средства противодействия: Дисс. д-ра юрид. наук. М., 1996.
- Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз (1993). М., 1994.
- Состояние преступности в России за 2008 год: Сборник ГИАЦ МВД России. 2009.
- Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998. С. 9.
- Станская A.A. Проституция несовершеннолетних социальная и правовая проблема общества. СПб., 2005. С. 170.
- Салева Н. Преступления, совершаемые несовершеннолетними, требуют особого рассмотрения в суде // Российская юстиция. 2003. N 2. С. 23.
- Социальные отклонения. Введение в общую теорию. М., 1984. С. 200.
- Сперанский А. Работа с детьми, совершившими побеги // Социальная педагогика. 2005. № 1. С. 79.
- Трифонов O.A. Детская преступность: патопсихология и прогноз. М.: ООО «Издательство «Спорт и Культура», 2002. С. 9.
- Тимошина Е.М. Криминологическое изучение семьи как антикриминогенного фактора в предупреждении отклоняющегося поведения детей. Автореф. дисс.к.ю.н. М., 2008. С 19.
- Трифонов O.A. Детская преступность: патопсихология и прогноз. М., 2002. С. 7.
- Тарарухин С.А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. М., 1974. С. 5.
- Указ Президиума Верховного Совета’РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (в ред. от 25.02.93 № 4549−1).
- Фролова Л.И. Социально-психологические механизмы экспансии криминальной субкультуры. Преступность и культура. М., 1999. С. 40.
- Шахов В.И. Насилие в семье: уголовно-правовое и криминологическое значение: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Казань, 2003.
- Шляпникова О. В. Логинова О.Л. Категория насилия как объект криминологического исследования // Криминальное насилие: общие проблемы и опыт борьбы в Республике Саха (Якутия). С. 24−26.