Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индивидуализация скоростно-силовой подготовки волейболисток на основе генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая основа исследования опирается на положения теории и методики общей и специальной физической подготовки спортсменов (Верхошанский Ю.В., Вовк С. И., Гужаловский А. А., Зациорский В. М., Матвеев Л. П. и др.) — положения об отличиях женского организма от мужского при занятиях спортом (Баранова А.А., Звездина И. В., Платонов В. Н., Федоров Л. П., Ямпольская Ю. А. и др.) — исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК
    • 1. 1. Современные представления о скоростно-силовых качествах
    • 1. 2. Проблема скоростно-силовой подготовки в спорте
    • 1. 3. Индивидуализация скоростно-силовой подготовки в спорте
    • 1. 4. Требования к скоростно-силовой подготовленности спортсменов в волейболе
    • 1. 5. Особенности физического развития женщин и влияния физических упражнений на женский организм
    • 1. 6. Характеристика методики скоростно-силовой подготовки волейболисток в подготовительном периоде по данным специальной литературы
    • 1. 7. Проблема скоростно-силовой подготовки волейболисток на основе выявления генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств
    • 1. 8. Формулирование гипотезы исследования
  • Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК И ИХ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
    • 3. 1. Результаты опроса и педагогического наблюдения
    • 3. 2. Анализ данных тестирования скоростно-силовой подготовленности волейболисток
    • 3. 3. Выявление генетической предрасположенности волейболисток к развитию определенных физических качеств

Индивидуализация скоростно-силовой подготовки волейболисток на основе генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы на мировой арене наблюдается острое соперничество, постоянная смена лидеров среди женских волейбольных команд. Особенно сильными являются команды Бразилии, Китая, Италии, США, России. В условиях усиливающейся конкуренции женская сборная России не может занять первое место уже на нескольких олимпийских играх подряд.

Одно из важнейших условий стабильного успешного выступления российских женских волейбольных команд кроется в содержании физической подготовки спортсменок, где важнейшее значение имеет скоростно-силовая подготовка, поскольку она обеспечивает выполнение большинства игровых действий: нападающих ударов, защитных действий, различных перемещений, технических приемов (Железняк Ю.Д., Портнов Ю. М., 2004; Беляев A.B., Булыкина JI.B., 2007 и др.). При этом разделение функций игроков в волейболе все больше вызывает необходимость учета их специфических особенностей и построение подготовки на основе принципа индивидуализации (Гаринов А.Т., 1990; Железняк Ю. Д., Портнов Ю. М., 2004 и др.). По мнению многих авторов необходимость индивидуализации в многолетней подготовке спортсмена растет по мере совершенствования мастерства спортсмена (Карелин A.A., 2002; Курамшин Ю. Ф., 20.04- Губа В. П., 2008; Артемова E.H., 2009 и др.).

В исследованиях по вопросам спортивной подготовки женских волейбольных команд изучались особенности развития специальных физических качеств, например, прыжковой выносливости (Кондак H.H., 1985), ловкости (Бегун О.В., 2006), но, вместе с тем, мало изучена проблема скоростно-силовой подготовки волейболисток с учетом их индивидуальных особенностей (Нечаев Б.И., 1974; Гаринов А. Т., 1990 и др.). Полученные в этих работах данные к настоящему времени во многом устарели. В то же время активизируется разработка и внедрение новых современных научных технологий в подготовке спортсменов. Очень перспективными являются исследования в области спортивной генетики (Сологуб Е.Б., Таймазов В. А., 2000; Сергиенко Л. П., 2004; Ахметов И. И., 2009 и др.). В частности, большой интерес представляют исследования возможностей развития скоростно-силовых качеств на основе генетических данных, подготовки спортсменов с учетом индивидуальных наследственных особенностей, индивидуальной изменчивости отдельных признаков (Сергиенко Л.П., 2004; Ахметов И. И., 2009 и др.). Доказано, что развитие физических качеств зависит от активности отдельных генов и их комплексов (Губа В.П., 2008; Ахметов И. И. 2009 и др.). Имеются экспериментальные данные о совершенствовании спортивного отбора и спортивной подготовки на основе генетической предрасположенности в боксе, кикбоксинге, таэквондо, пулевой стрельбе (Афанасьева И.А., 2002; Абрамова Т. Ф., 2003; Бакулев С. Е., 2006, 2007; Кривцов A.C., 2009 и др.). Вместе с тем, отсутствуют исследования, посвященные индивидуализации скоростно-силовой подготовки в женском волейболе на основе генетического анализа предрасположенности к развитию конкретных физических качеств волейболисток, что и определяет актуальность настоящего исследования.

Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью повышения уровня скоростно-силовой подготовленности волейболисток в соответствии с современными требованиями спортивной тренировки и отсутствием научного обоснования методики скоростно-силовой подготовки волейболисток с учетом их индивидуальной генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств.

Проблема состоит в изучении вопроса о том, как, какими средствами и методами можно существенно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности волейболисток на основе реализации их генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств.

Гипотеза исследования — предполагалось, что эффективность скоростно-силовой подготовки волейболисток учебно-тренировочной группы значительно повысится, если: выявить индивидуальную генетическую предрасположенность каждой спортсменки к развитию определенных физических качеств;

••к.

— с учетом индивидуальной генетической предрасположенности к развитию физических качеств первоначально развивать в подготовительном периоде тренировки базовые физические качества, затем специальные, тесно связанные с базовыми, а в конце — скоростно-силовые;

— регулировать физическую нагрузку с учетом индивидуального исходного уровня скоростно-силовой подготовленности, индивидуальной генетической предрасположенности к развитию физических качеств и овариально-менструального цикла каждой спортсменки.

Цель исследования — теоретически обосновать и разработать методику совершенствования скоростно-силовой подготовки волейболисток учебно-тренировочной группы на основе их индивидуальной генетической предрасположенности к развитию физических качеств.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности современной методики скоростно-силовой подготовки волейболисток.

2. Теоретически и экспериментально обосновать методику развития скоростно-силовых качеств волейболисток учебно-тренировочной группы в подготовительном периоде на основе выявления их индивидуальной генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств.

3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики скоростно-силовой подготовки волейболисток на основе учета их индивидуальной генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств в учебно-тренировочном процессе.

Объект исследования — скоростно-силовая подготовка волейболисток учебно-тренировочной группы.

Предмет исследования — иидивидуализация средств и методов скоростно-силовой подготовки волейболисток учебно-тренировочной группы в подготовительном периоде тренировки на основе их генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств.

Методологической основой исследования являются философские положения о единстве теории и практики, о развитии человека в деятельности, о биосоциальной сущности человека. Методологическую функцию в исследовании осуществляют индивидуальный и индивидуально-дифференцированный подходы (Дьюи Д., Кан-Калик В. А. и др.), деятельностный подход (Выготский JI.C., Выдрин В. М. и др.), генетический подход (Ахметов И.И., Кочергина А. А., Павлов И. П., Bornard М., Montgomery Н., Clarkson Р. и др.), идеи о природосообразности в развитии, обучении и воспитании человека (Коменский Я.А., Руссо Ж.-Ж. и др.), о единстве биологического и социального в сфере физической культуры (Выдрин В.М., Николаев Ю. М. и др.), педагогические, психологические и биологические идеи об индивидуальности, роли наследственности и среды в процессе воздействия на человека (Выготский JI.C., Лесгафт П. Ф., Павлов И. П. и др.), принципы спортивной тренировки (Курамшин Ю.Ф., Матвеев Л. П., Платонов В. Н. и др.).

Теоретическая основа исследования опирается на положения теории и методики общей и специальной физической подготовки спортсменов (Верхошанский Ю.В., Вовк С. И., Гужаловский А. А., Зациорский В. М., Матвеев Л. П. и др.) — положения об отличиях женского организма от мужского при занятиях спортом (Баранова А.А., Звездина И. В., Платонов В. Н., Федоров Л. П., Ямпольская Ю. А. и др.) — исследования, посвященные изучению средств и способов развития и оценки скоростно-силовых качеств в процессе тренировки (Гужаловский А.А., Зациорский В. М., Лях В. И. и др.) — теорию и методику спортивной подготовки в волейболе (Андрушишин И.Ф., Березин Г. П., Гаврилов В. И., Гераськин А. А., Железняк Ю. Д., Клещев В. К., Таер X., Усков В. А., Шипулин Г. Я., Шулятьев В. М. и др.) — положения об индивидуализации учебно-тренировочного процесса в спорте (Алабин А.В., Баймеев Г. Б., Бейшеналиев 3., Белоусов С. Н., Бондаренко К. К. и др.) — концепции построения методики физической подготовки спортсменок-волейболисток, применения индивидуального и индивидуально-дифференцированного подходов при подготовке женских волейбольных команд (Бегун О.В., Гаринов А. Т.,.

Димитров А.Б., Железняк Ю. Д., Зафесов A.M., Ким М. Я. и др.), исследования генетической предрасположенности спортсменов к развитию определенных физических качеств (Ворошин И.Н., 2006; Леконцев Е. В., 2007; Ахметов И. И. 2009 и др.).

Методы исследования. В исследовании применялись следующие методы: анализ и обобщение данных литературы, опрос, педагогическое наблюдение, тестирование физической подготовленности, антропометрия, оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, молекулярно-генетический анализ крови (I/D полиморфизм гена АСЕ), педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в том, что: получены результаты, свидетельствующие о наследственной предрасположенности волейболисток к развитию определенных физических качеств на основе анализа генетического маркера, выделенного из состава венозной крови — гена ангиотензин-превращающего фермента (АСЕ) — обосновано содержание втягивающего, базового и предсоревновательного мезоциклов подготовительного периода годичной тренировки волейболисток с учетом их генетической предрасположенности к развитию физических качеств;

— разработана авторская методика развития скоростно-силовых качеств волейболисток учебно-тренировочной группы в подготовительном периоде тренировки с учетом индивидуальной генетической предрасположенности к развитию определенных физических качествэкспериментально доказана эффективность средств, методов, последовательность их применения в содержании скоростно-силовой подготовки волейболисток, основанная на учете их генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в получении знаний о средствах и способах индивидуализации и дифференциации скоростно-силовой подготовки, развития прыгучести и ударных движений волейболисток;

— в обосновании значения генетических маркеров, генетического подхода в целенаправленной физической подготовке волейболисток;

— в расширении представлений о содержании методики скоростно-силовой подготовки волейболисток учебно-тренировочной группы в подготовительном периоде на основе учета генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств;

— в определении перспективы дальнейшего развития теории и методики спортивной тренировки в волейболе для женщин на основе генетического подхода.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— обоснована методика развития скоростно-силовых качеств волейболисток учебно-тренировочной группы в подготовительном периоде на основе выявления у них индивидуальной генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств;

— разработаны практические рекомендации по применению методики скоростно-силовой подготовки волейболисток учебно-тренировочной группы, основанной на их генетической предрасположенности к развитию определенных физических качествиспользование методики развития скоростно-силовых качеств у волейболисток с учетом генетической предрасположенности в практической деятельности тренеров женских волейбольных команд позволяет повысить успешность соревновательной деятельности спортсменок.

Результаты научных исследований были внедрены в учебно-тренировочный процесс волейбольного клуба «Альтернатива» г. Белгорода, в СДЮСШОР № 2 г. Белгорода и в содержание деятельности Белгородской федерации волейбола.

Разработанная методика развития скоростно-силовых качеств с учетом генетической предрасположенности может быть использована в практической деятельности тренеров по волейболу в женских волейбольных командах ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, Училищах олимпийского резерва.

Полученные данные также можно применять в подготовке и переподготовке физкультурных кадров в виде спецкурсов и фрагментов содержания дисциплин «Теория и методика физической культуры», «Теория и методика избранного вида спорта».

Опытно-экспериментальная база исследования — общеобразовательные школы № 1,4, 12, 10 г. Белгорода, волейбольный клуб «Университет-Белогорье» (г. Белгород), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».

В исследовании в целом принимали участие 25 тренеров, 136 волейболисток разного возраста и уровня квалификации.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается проведением анализа и обобщения специальной литературы, адекватными методами сбора информации, методами математико-статистической обработки данных, оптимальной продолжительностью педагогического эксперимента, логикой и аргументированностью полученных в исследовании положений и заключительных выводов, в полной мере раскрывающих решение поставленных задач и цели исследования.

Личный вклад автора в исследовании заключается в изучении и анализе поставленной проблемы, самостоятельном обосновании и разработке экспериментальной методики развития скоростно-силовых качеств волейболисток в подготовительном периоде с учетом индивидуальной генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств, получении экспериментальных данных, их обработке, интерпретации результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации представлены и обсуждены на международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: проблемы и перспективы развития» (Приднестровско-Молдавская республика, г. Тирасполь, 2008), на Всероссийских научно-практических конференциях: «Здоровое поколение — основа качественного образования» (Ульяновск, 2009), «Физическая культура и спорт — основа здорового образа жизни» (Тамбов, 2009), «Теория и практика физической культуры и спорта в условиях модернизации образования» (Ижевск, 2009), «Современные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма» (Курск, 2009). Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики физической культуры Белгородского государственного университета. Методика скоростно-силовой подготовки волейболисток внедрена в учебно-тренировочный процесс в женской волейбольной команде «Университет-Технолог» (г. Белгород), в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва № 2 г. Белгорода, в женской волейбольной команде клуба «Альтернатива» (г. Белгород). Эффективность подтверждена тремя актами внедрения. Основные результаты исследования опубликованы в статьях в реферируемом журнале списка ВАК РФ «Культура физическая и здоровье» (№> 3, № 4, 2009; № 3, 2011).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В содержании скоростно-силовой подготовки волейболисток необходимо учитывать индивидуальную генетическую предрасположенность к • развитию определенных физических качеств, что позволит им в полной мере реализовать свои возможности в соревнованиях.

2. Для повышения уровня скоростно-силовой подготовленности волейболисток учёбно-тренировочной группы в подготовительном периоде тренировки предлагается методика, включающая средства и методы тренировки, состав и последовательность которых определяется с учетом индивидуальной генетической предрасположенности к развитию конкретных физических качеств. Исходя из этого, первоначально у волейболисток развиваются преимущественно базовые физические качества, к которым они генетически предрасположены. Затем преимущественно развиваются физические качества, тесно связанные с базовыми. В заключении осуществляется переход к развитию скоростно-силовых качеств.

3. Применение разработанной методики скоростно-силовой подготовки, основанной на учете генетической предрасположенности к развитию определенных физических качеств, позволяет повысить уровень прыгучести у волейболисток и улучшить эффективность их атакующих действий во время игры.

Структура и объем диссертации

: диссертация изложена на 160 страницах текста, состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка используемой литературы, приложений. Включает 19 таблиц и .два рисунка. В списке литературы 273 источника, из них 9 на иностранном языке.

ВЫВОДЫ.

1. Особенностями современной методики скоростно-силовой подготовки волейболисток являются: применение в качестве основных средств прыжковых, беговых упражнений, упражнений с различным весомиспользование повторного, интервального, соревновательного, кругового методовосуществление индивидуального подхода к игрокам в тренировке с учетом состояния здоровья, физического развития, физической по д готов л егшо сти.

2. Результаты опроса тренеров и спортсменок-волейболисток позволили установить, что большинство тренеров не учитывают в процессе тренировки индивидуальные особенности генетической предрасположенности волейболисток к развитию определенных физических качеств.

3. В теоретическом обосновании методики скоростно-силовой подготовки волейболисток использовались идеи роли наследственности и среды в процессе двигательной деятельности человекаособенности функционирования женского организма в спортивной деятельностиположения теории и методики развития физических качеств спортсменов, развития скоростно-силовых качествположения о средствах и способах развития и оценки скоростно-силовых качеств в процессе тренировкиположения теории и методики спортивной подготовки в волейболеположения спортивной генетики.

4. В основу содержания экспериментальной методики включается учет генетической предрасположенности волейболисток к проявлению физических качеств с последующим их развитием. После выявления индивидуальной генетической предрасположенности волейболисток к развитию определенных физических качеств спортсменки делятся на подгруппы — склонных к развитию скоростно-силовых качеств, склонных к развитию выносливости, склонных к универсальному развитию физических качеств. В подгруппах сначала производится развитие базовых физических качеств в соответствии с предрасположенностью к ним. Затем развиваются специальные качества, связанные с базовыми и в конце — скоростно-силовые качества.

5. Экспериментально доказана эффективность методики развития скоростно-силовых качеств волейболисток. По окончании эксперимента у спортсменок в экспериментальной группе показатели скоростно-силовой подготовленности оказались достоверно выше (при Р < 0,05), чем в контрольной группе. Наиболее существенные изменения отмечены в упражнениях на прыгучесть. В ударных движениях верхними конечностями между группами достоверных различий не выявлено, хотя в экспериментальной группе заметна более выразительная динамика в улучшении результатов в атакующих действиях спортсменок в игре. У волейболисток экспериментальной группы оказалась выше эффективность соревновательной деятельности, чем в контрольной группе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Развитие скоростно-силовых качеств у спортсменок-волейболисток следует осуществлять на основе выявления их индивидуальной предрасположенности к развитию определенных физических качеств.

2. Для эффективного развития скоростно-силовых качеств волейболисток предварительно необходимо провести забор венозной крови и ее молекулярно-генетический анализ на основе исследования полиморфизма гена АСЕ — ангиотензин-превращающего фермента. Затем следует разделить команду для учебно-тренировочных занятий на подгруппы в зависимости от их индивидуальных предрасположенностей к двигательному развитию.

3. Целенаправленную скоростно-силовую подготовку спортсменок-волейболисток предлагается проводить в подготовительном периоде. Для этого следует его разделить на три основных этапа: втягивающий, этап специальной физической и технико-тактической подготовки, предсоревновательный. Содержание физической подготовки волейболисток с разной склонностью к развитию физических качеств должно строиться следующим образом: на втягивающем этапе (3 недели) следует развивать базовые физические качества, на этапе специальной физической и технико-тактической подготовки (7 недель) необходимо развивать специальные качества, тесно связанные с базовыми, на предсоревновательном этапе (3 недели) проводить активную скоростно-силовую подготовку спортсменок.

4. Подгруппа волейболисток, предрасположенная к развитию выносливости, первоначально в подготовительном периоде должна развивать общую выносливость, затем скоростную и силовую выносливость и в концескоростно-силовые качества.

5. Волейболистки, предрасположенные к развитию скоростно-силовых качеств, первоначально в подготовительном периоде должны развивать силу, быстроту, затем специальные силовые и скоростные качества и в заключениискоростно-силовые качества.

6. Спортсменки-волейболистки, предрасположенные к умеренному развитию различных физических качеств, первоначально в подготовительном периоде должны развивать равномерно все базовые качества, затем специальные силовые и скоростные качества и в завершении — скоростно-силовые качества.

7. В ходе тренировок в микроцикле индивидуально для спортсменок заранее планировать изменение нагрузки во время овариально-менструального цикла. При этом исключать упражнения на мышцы спины, брюшного пресса, прыжковые упражнения, уменьшать количество упражнений с тяжестями. Беговые упражнения выполнять в умеренном количестве по самочувствию спортсменок. В особых случаях прекращать тренировки на 1−2 дня.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдель Салам Хусейн. Методика комплексного развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов: дис.. канд. пед. наук. — Краснодар, 2001. 165 с.
  2. Т.Ф. Пальцевая дерматоглифика и физические способности: дис.. .д-ра биол. наук. М., 2003. — 298 с.
  3. Л.Р. Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок высококвалифицированных волейболистов в годичном цикле подготовки: дис.. канд. пед. наук. М., 1981. — 182 с.
  4. А.Е. Управление процессом скоростно-силовой подготовки спортсменов на базе оценки состояния нервно-мышечного аппарата по латентному времени, вызванного сокращения мышц: автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 2006. — 23 с.
  5. A.B. Основные направления и результаты решения проблемы индивидуализации скоростно-силовой подготовки девушек-легкоатлеток: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1983.
  6. В.Г., Алабин A.B., Бизин В. П. Многолетняя тренировка юных спортсменов: учеб. пособие. Харьков: Изд-во «Основа» при Харьковском госуниверситете, 1993. — 243 с.
  7. Н.Е. Критерии спортивного отбора волейболистов на основе их соматотипологических характеристик: дис.. канд. пед. наук. -Малаховка, 1999. 145 с.
  8. M.JI. Разработка способа отбора волейболистов в состав команд для участия в соревнованиях: дис.. канд. пед. наук. Киев, 1987. — 189 с.
  9. Аль Раггад Раид. Скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000.
  10. М.Е. Исследование вопроса тактической подготовки волейболистов-мастеров (обоснование командной тактики нападения в мужских коллективах высших разрядов): дис.. канд. пед. наук. Рига, 1973. — 282 с.
  11. И.Ф. Методика совершенствования тактической подготовки высококвалифицированных волейболистов на основе межличностно-функционального взаимодействия: дис.. канд. пед. наук. М., 1993.- 167 с.
  12. A.A., Собянин Ф. И. Учет индивидуально-типологических особенностей в подготовке спортсменок-волейболисток // Культура физическая и здоровье. 2009. — № 3 (22). — С. 69−71.
  13. E.H. Индивидуализация тренировочного процесса гимнасток 10−11 лет в упражнениях на бревне на этапе углубленной специализации: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. Белгород, 2009. — 23 с.
  14. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1990. — 192 с.
  15. Х.К. Об оценке соревновательной ситуации и ее последствий у волейболистов: дис.. канд. пед. наук. Тарту, 1969. — 299 с.
  16. И.А. Спортивный отбор таэквондистов с учетом их генетических особенностей тренируемости: Дис. .канд. пед. наук. — СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2002. 141 с.
  17. Э.К. Исследование приспособительной изменчивости движений и совершенствование методики обучения нападающему удару в волейболе: дис.. канд. пед. наук. Минск, 1975. — 209 с.
  18. Т.А. Факторы, определяющие эффективность деятельности волейболистов в процессе игры: дис.. канд. пед. наук. М., 1984.-221 с.
  19. И.И., Яновский И. Ю. Методика и организация занятий атлетической гимнастикой с учетом типа телосложения мужчин и их генетической предрасположенности // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 1.-С. 22−25.
  20. И.И. Молекулярная генетика спорта: монография. — М.: Советский спорт, 2009. — 268 с.
  21. И.И. Влияние полиморфизмов генов АСЕ и ВОКИВ2 на аэробные возможности спортсменов // Педагогико-психологические и медикобиологические проблемы физической культуры и спорта. Российский электронный научный журнал. 2010. — № 3 (16), С. 6−10.
  22. М.Д. Повышение результативности прямого нападающего удара в волейболе (с использованием машины управляющего воздействия): дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 2000. — 131 с.
  23. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и препод, ин-тов физ. культуры. -М.: ФиС, 1978. 223 с.
  24. А.Г. Психологические условия регуляции спортивной деятельности (на материале волейбола): дис.. канд. психол. наук. — Тверь, 2001.-117 с.
  25. Г. Б. Индивидуализация подготовки квалифицированных борцов с учетом данных самоконтроля: автореф. дис.. канд. пед. наук / ВНИИФК. М, 1997. — 23 с.
  26. С.Е. Генетические подходы к проблеме прогнозирования успешности спортсменов. Монография. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. -2001, — 112 с.
  27. С.Е. Методологические проблемы прогнозирования в спорте. Психологические основы педагогической деятельности. Материалы 29 научной конференции СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. 2002.
  28. С.Е. Генеалогические аспекты прогнозирования быстроты тренируемости единоборцев // Теория и практика физической культуры. № 10.2006.
  29. С.Е. Взаимосвязь группы крови, величины и скорости тренировочных эффектов как фактор отбора в боксе // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал. № 5(27). -СПб., 2007.- С. 11−14.
  30. Н.В., Горковенко O.A., Илькухин A.A., Кодакова М. Н., Кудинов С. И., Майорова Н. П., Неклюдов М. Г., Паршиков А. Т., Попова Н.Б.
  31. Примерная программа для учащихся X-XI классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / Под ред. А. Т. Паршикова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 92 с.
  32. Ф.Г. Биомеханические особенности выполнения основных технических приемов в пляжном волейболе: дис.. канд. пед. наук. — Сочи, 2006.- 135 с.
  33. О.В. Влияние модульного обучения на развитие ловкости в процессе учебно-тренировочных занятий с юными волейболистками: дис.. канд. пед. наук. Таганрог, 2006. — 146 с.
  34. Бейшеналиев 3. Выявление новых факторов в индивидуально-тактической деятельности волейболистов при игре в защите: дис.. канд. пед. наук. — М., 1984.-217 с.
  35. С.Н. Индивидуальная манера ведения боя и пути ее формирования у боксеров: дис.. канд. пед. наук / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1976. — 167 с.
  36. A.B. Исследование тренировочных и соревновательных нагрузок в волейболе: дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 143 с.
  37. A.B., Булыкина Л. В. Волейбол: теория и методика тренировки. -М.: ФиС, 2007. 184 с.
  38. H.A. Экспериментальное исследование специальной выносливости волейболистов: дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 140 с.
  39. Бен Жабала, Шайеб Абдельжелиль. Эффективность специальных физических упражнений в профилактике травматизма голеностопного сустава у спортсменов (на примере волейбола): дис.. канд. пед. наук. Л., 1981. — 173 с.
  40. Г. П. Билатеральное развитие двигательных функций рук как резерв совершенствования подготовки юных волейболистов 10−12 лет: дис.. канд. пед. наук. -М., 1986. 154 с.
  41. К.К. Структура тренировочных нагрузок 15−16-летних бегунов на короткие дистанции на основе учета их индивидуальных особенностей: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1994. — 24 с.
  42. Э.Я. Развитие быстроты и точности распознавания ситуаций сигнального значения с формированием адекватных действий посредством технических устройств (на примере юных волейболистов): дис.. канд. пед. наук. -М., 1981. 166 с.
  43. Л.В. Формирование двигательных игровых навыков волейболиста у учащихся общеобразовательных школ: дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.-201 с.
  44. В.Я. Теоретико-методические основы информационного обеспечения соревновательной деятельности в волейболе: дис.. канд. пед. наук. Минск, 1980. — 236 с.
  45. Васкес Леонард Эктор Педро. Индивидуализация технико-тактической подготовки юных футболистов 16−17 лет: дис.. канд. пед. наук / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1984. — 314 с.
  46. В.Е. Скоростно-силовая подготовка юных бегуний на короткие дистанции на основе комплексной методики, включающей использование специальных тренажерных устройств: дис. .канд. пед. наук. -Минск, 1984.
  47. , Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
  48. С.И. Диалектика спортивной тренировки: монография. М.: Физическая культура, 2007. — 212 с.
  49. Волейбол: пер. с нем. / под общ. ред М. Фидлер. М.: ФиС, 1972.214 с.
  50. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапыспортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. — М.: Советский спорт, 2004. 96 с.
  51. Волейбол: учебник для высш. учеб. завед. физ. культуры / под ред. A.B. Беляева, М. В. Савина. -М.: СпортАкадемПресс, 2002. 368 с.
  52. Волейбол: учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. Ю. Н. Клещева, А. Г. Айриянца. 3-е изд., испр., доп. — М.: ФиС, 1985. — 270 с.
  53. И.Н. Предсоревновательная подготовка квалифицированных бегунов на 400 м с учетом их генетической предрасположенности к развитию специальных физических качеств: автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 2006. — 17 с.
  54. JI.C. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  55. В.М. Физическая культура вид культуры личности и общества (Опыт историко-методологического анализа проблем): монография. — Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. — 142 с.
  56. В.И. Исследование эффективности обучения прыжковым действиям в волейболе на основе применения технических средств: дис.. канд. пед. наук. JL, 1979. — 174 с.
  57. А.Т. Факторная структура и методика скоростно-силовой подготовки юных волейболисток: дис.. канд. пед. наук. — М., 1990. — 269 с.
  58. A.A. Методика развития быстроты и точности игровых действий квалифицированных волейболистов: дис.. канд. пед. наук. — М., 1984.-208 с.
  59. А. Групповые тактические действия волейболистов в защите и методика их совершенствования: дис.. канд. пед. наук. — М., 1989. 184 с.
  60. Г. Л. Управление соревновательной деятельностью команды на основе использования индивидуальных особенностей волейболистов: дис.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1990. — 202 с.
  61. Н.М. Организационно-методические условия физкультурных занятий оздоровительной направленности со студентками медицинских вузов: дис.. канд. пед. наук. — Тюмень, 2001. 154 с.
  62. Н.И. Взаимосвязь качества приема мяча снизу двумя руками и верхней прямой подачи с различными сторонами подготовленности юных волейболистов: дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 1999. — 201 с.
  63. В.А. Обоснование техники и тактики спортивного волейбола и методика обучения игре: дис.. канд. пед. наук. — М., 1954. 257 с.
  64. А.П. Техническая подготовка волейболистов на основе использования системы новых тренажерных устройств: дис.. канд. пед. наук. -М., 1984.- 160 с.
  65. А.И. Факторы, обусловливающие успешность деятельности судьи в условиях соревнований (на примере волейбола): дис.. канд. пед. наук. -Д., 1976.- 172 с.
  66. И.Ю. Морфогенетические основы индивидуальных различий и возможности их использования в физической культуре и спорте // Теория и практика физической культуры. — 2005. № 10. — С.54−56.
  67. Т. Значение типологических особенностей высшей нервной деятельности спортсменов-волейболистов для спортивной практики: дис. .канд. пед. наук.-М., 1959.— 250 с.
  68. В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней специализации в виды спорта: монография. М.: Советский спорт, 2008.- 304 с.
  69. A.A. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: дис.. д-ра пед. наук. Минск- Челябинск, 1978. — 331 с.
  70. JI.И. Исследование эффективности различных способов передач мяча в волейболе и совершенствование методики обучения: дис.. канд. пед. наук. Л., 1957. — 231 с.
  71. Г. К. Совершенствование технической подготовленности волейболистов путем применения нетрадиционных средств тренировки: дис.. канд. пед. наук. Минск, 1986. — 168 с.
  72. Домбачойнбол Ханзан. Повышение эффективности учебно-тренировочной работы волейболистов высокой квалификации средствами специальной физической подготовки (на примере сборной команды Монголии): дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2004. — 155 с.
  73. М., Шахт Е. Остеопороз и активные метаболиты витамина D // EULAR, Basle, 1996. 119 с.
  74. А.Б. Прогнозирование возможностей девочек 11−13 лет к овладению игровыми действиями в волейболе на этапе начальной подготовки: дис.. канд. пед. наук. Л., 1987. — 153 с.
  75. Е.А. Применение гигиенических восстановительных средств в подготовке юных волейболистов в условиях высокой температуры внешней среды: дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 152 с.
  76. С.С. Структура основных технических приемов игры в волейбол как система ударных движений: дис.. канд. пед. наук. М., 1990. -301 с.
  77. Ю.А. Возрастная физиология. М., 1985. — 384 с.
  78. Жан Хак. Методика совершенствования технической подготовленности юных волейболисток на основе педагогического контроля тренировочной и соревновательной деятельности: дис.. канд. пед. наук. М., 1987.- 151 с.
  79. О.Ю. Скоростно-силовая подготовка школьниц 7−12 лет различных соматических типов: дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000.
  80. Ю.Д. Формирование двигательных навыков у юных волейболистов: дис.. канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. М., 1962. — 167 с.
  81. Ю.Д. К мастерству в волейболе. М.: ФиС, 1978. — 224 с.
  82. Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1980. — 484 с.
  83. Ю.Д. Юный волейболист: учеб. пособие для тренеров. -М.: ФиС, 1988.-192 с.
  84. Ю.Д., Ивойлов A.B. Волейбол:учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: ФиС, 1991. — 239 с.
  85. Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с.
  86. О.Ф., Левушкин С. П. Технология реализации индивидуально-типологического подхода в физическом воспитании школьников 14−17 лет. Ульяновск: УлГУ, 2004. — С. 91.
  87. В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. 3-е изд. — М.: Советский спорт, 2009. — 200 с.
  88. A.M. Биомеханические основы обучения технике прыжков начинающих волейболисток: дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 1995. — 125 с.
  89. И.В. Гигиеническая характеристика факторов риска стабилизации повышенного артериального давления у подростков: дис.. канд. мед. наук. М., 1985. — 150 с.
  90. Т.М. Индивидуализация технической подготовки юных волейболистов с использованием тренажерных устройств: дис.. канд. пед. наук.-М., 1991.-202 с.
  91. В.Ю. Динамика специальной работоспособности волейболистов высокой квалификации в соревновательном периоде и средства ее стабилизации: дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 160 с.
  92. Х.К. Нападающие действия волейболистов в ситуациях активного противоборства: дис.. канд. пед. наук. -М., 1985. 210 с.
  93. Ю.В. Исследование эффективности преподавания волейбола в институтах физической культуры (на примере общего курса): дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1975. — 178 с.
  94. А.И. Скоростно-силовая подготовка юных футболистов в возрасте 15−17 лет: автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2009. — 21 с.
  95. Т.Д. Педагогическая характеристика коллективной игровой деятельности волейболистов и методика ее оценки: дис.. канд. пед. наук.-М., 1982.-288 с.
  96. A.B. Биодинамический анализ двигательных действий волейболистов в защите и экспериментальное обоснование путей их совершенствования: дис.. канд. пед. наук. — М., 1966. 244 с.
  97. М.Ю. Дифференцированная методика приоритетного использования средств волейбола в группах спортивного совершенствования студенток педагогических вузов: дис.. канд. пед. наук. Смоленск, 2002. -132 с.
  98. В.Н., Дроздовская С. Б. Проблемы и перспективы развития молекулярной генетики физической активности // Спортивная медицина. 2007. -№ 2.-С. 10−19.
  99. Д.М. Методика развития прыгучести у волейболистов с использованием специальных снарядов: дис.. канд. пед. наук. Л., 1955. -218 с.
  100. Канн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  101. Као Ван Тхы. Исследование факторов, определяющих высоту прыжка у волейболистов (в связи с совершенствованием методики тренировки): дис.. канд. пед. наук. -М., 1971. 179 с.
  102. Карягдыев Курбансахат. Средства и методы повышения уровня и стабильности игровых действий волейболистов в защите: дис.. канд. пед. наук. М., 1981, — 136 с.
  103. А.Н. Управление тренировочным процессом юных волейболистов на этапе специальной спортивной подготовки: дис. .канд. пед. наук. Ворошиловград, 1983. — 126 с.
  104. С. Командные тактические действия волейболистов в защите и методика их совершенствования: дис.. канд. пед. наук. -М., 1993. -236 с.
  105. Ким М. Я. Индивидуализация игровой подготовки волейболисток с учетом особенностей решения оперативных задач (на примере групп спортивного совершенствования): дис.. канд. пед. наук. — М., 1994. -200 с.
  106. O.A. Стратегия поведения волейболистов в игровом процессе и методики его совершенствования: дис.. канд. пед. наук. М., 2006. — 147 с.
  107. В.А., Попова Р. Ф. Технические приемы игры в волейбол: учеб. пособие для студ. фак. физ. культуры. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТТЕРА», 2005.-56 с.
  108. ИЗ.Клещев Ю. Н. Организационно-методические основы системы многолетней подготовки команд высших разрядов по волейболу: дис.. канд. пед. наук. М., 1973.- 196 с.
  109. К.С. Построение процесса подготовки пловцов 14−16 лет, специализирующихся в спринтерском плавании, на основе особенностей проявления двигательных качеств: дис.. канд. пед. наук / СПбГАФК. СПб., 1993.- 127 с.
  110. М. Построение тренировочного процесса пловцов-спринтеров старших разрядов на этапах специализированной подготовки в годичном цикле: дис.. канд. пед. наук / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1988. — 146 с.
  111. И.В. Технология формирования навыков приема подач мяча у квалифицированных волейболисток на основе выбора рациональных тактических действий: дис.. канд. пед. наук. — Смоленск, 2003. 153 с.
  112. Л.А. Методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии: Дис. .канд. пед. наук. Белгород, 2004. — 160 с.
  113. H.H. Развитие прыжковой выносливости у волейболисток на основе моделирования ответных реакций организма: дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1985.-307 с.
  114. М.П. Организация и методика повышения уровня физического статуса студентов гуманитарного вуза на основе использования волейбола: дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2001. — 144 с.
  115. Г. В., Тронь P.A. Влияние полиморфизма гена АСЕ на физическую подготовленность организма спортсменов // Журнал АМН Украины, 2010, т.6. С. 89.
  116. М.Ю. Интенсификация тактического мышления квалифицированных волейболистов в процессе подготовки к соревнованиям: дис.. канд. пед. наук. Киев, 1986. — 195 с.
  117. A.A., Ахметов И. И. Оптимизация тренировочного процесса юных лыжников с учетом их генетической предрасположенности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. — № 1. — С. 35−36.
  118. М.В. Активность как основа повышения надежности соревновательных действий квалифицированных волейболистов: дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 155 с.
  119. Крефф А.-Ф., Каню М.-Ф. Женщина и спорт: пер. с франц. М.: ФиС, 1986.- 143 с.
  120. Л.М. Совершенствование структуры многолетней тренировки спортсменов (на примере волейбола): дис.. канд. пед. наук. М., 1980.-208 с.
  121. В.Г. Биомеханический анализ прямого нападающего удара и экспериментальное обоснование эффективных средств его совершенствования: дис.. канд. пед. наук. -М., 1971. 242 с. 138 .¦¦.''•' •
  122. Г. В. Скоростно-силовая подготовленность школьников 5−6 классов и ее совершенствование в процессе физкультурных занятий групп продленного дня: дис.. канд. пед. наук. Коломна, 2002.
  123. Кузнецов С. А- Дифференцированный подход к совершенствованию прыжковых действий волейболистов на основе, сравнительного биомеханического анализа: дис.. канд. пед. наук.-СПб., 1993. 161 с.
  124. Е.В. ' Формирование профессиональных умений у студентов институтов физической культуры на основе решения проблемно-педагогических ситуаций (на примере волейбола): дис.. .. канд. пед. наук. — М., 1990. 178 с.
  125. A.M. Структура соревновательной деятельности как основа интегрального обучения технико-тактическим действиям юных волейболистов (учебно-тренировочные группы): дис.. канд.' пед. наук. М., 1990- - 232 с.
  126. Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2004. -464с.
  127. А.Б. Построение процесса начальной профессиональной подготовки судей по волейболу: дис.. канд. пед. наук. — Краснодар, 2004. 151 с. •'.¦'•'¦.
  128. А.И. Самооценка личности спортсмена как фактора готовности к соревновательной деятельности: дис.. канд. пед. наук. М., 1997.- 139 с.
  129. Е.Е. Специфические двигательные реакции волейболистов и их совершенствование методом срочной информации: дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 287 с.
  130. С.П., Блинков С. Н. Оптимизация физического состояния школьников 12−14 лет на основе влияния мышечных нагрузок различной направленности.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. 124 с.
  131. В.А. Экспериментальное обоснование методики совершенствования прямого нападающего удара в волейболе на основеприменения информационно-тренажерных устройств: дис.. канд. пед. наук. -Л., 1975.- 194 с.
  132. В.Н. Исследование методов преодоления неожиданно возникающих трудностей в спортивных играх (на материале волейбола): дис.. канд. пед. наук. — М., 1976. 173 с.
  133. Е.В. Генетическая обусловленность некоторых показателей физических способностей человека: Дис. .канд. биол. наук. — М., 2007.-130 с.
  134. Н.В. Соотношение репродуктивных и творческих элементов познавательной деятельности при подготовке специалистов в институте физической культуры (на примере волейбола): дис.. канд. пед. наук. Л., 1990.-206 с.
  135. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. — 192 с.
  136. Маани Ахмед Киера Абдель Наби Ахмед. Исследование особенностей техники и методики совершенствования нападающих ударов с различных передач в волейболе: дис.. канд. пед. наук. Л., 1981.-87 с.
  137. А.Р. Исследование и совершенствование средств и методов развития ориентировки волейболиста: дис.. канд. пед. наук. Киев, 1979. -164 с.
  138. И.В. Формирование доступных педагогических умений девочек 9−11 лет в процессе овладения техникой волейбола: дис.. канд. пед. наук. -М., 2001.- 152 с.
  139. К.К. Педагогические и психологические аспекты деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессах: дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 152 с.
  140. H.A., Головина Л. Л., Ушаков И. В., Наралиев A.M. Индивидуальные различия спортсменов в электромиографических параметрах взрывной силы мышц // Теория и практика физической культуры.- 1985. № 1. — С. 20−22.
  141. B.B. Повышение эффективности индивидуальной тактической подготовки волейболистов в атакующих действиях: дис.. канд. пед. наук. М., 1984. — 235 с.
  142. В.Н. Влияние режимов чередования работы и отдыха на развитие специальной -'работоспособности высококвалифицированных волейболистов: дис.. канд. пед. наук. Киев, 1990. — 177 с.
  143. В.А. Специальная силовая подготовка квалифицированных волейболисток в системе совершенствования их технического мастерства: дис.. канд. пед. наук. — М., 2003. 135 с.
  144. Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. М.: ФиС, 1977. — 271 с.
  145. Л.П. Основы теории спорта и системы подготовки спортсменов: учеб. пособие. Киев: Олимпийская лит-ра, 1999. — 318 с.
  146. П.В. Применение игровых упражнений в технико-тактической подготовке высококвалифицированных волейбольных команд: дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2004. — 170 с.
  147. Махмуд Аль Видиан. Совершенствование методики преподавания курса «Волейбол» в специальных вузах с использованием комплекса тренажерных устройств: дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 128 с.
  148. О.Н. Оптимизация технико-тактической подготовленности юных волейболисток на основе развития специальной ловкости: дис.. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 159 с.
  149. Мини Мохац Лалл. Исследование методов тактической подготовки волейболистов и обучения их умению вести наблюдение: дис.. канд. пед. наук. Киев, 1968.-201 с.
  150. И.Я. Исследование динамики развития прыгучести у волейболисток: дис.. канд. пед. наук. Тарту, 1973. — 204 с.
  151. Е.А. Средства и методы совершенствования спортивно-значимых качеств волейболистов при подготовке к соревнованиям: дис.. канд. пед. наук. JL, 1984. — 202 с.
  152. А.К. Отбор юных спортсменов: генетические и физиологические критерии. Методическая разработка. — M.: М.: ГЦОЛИФК, 1992.-59 с.
  153. Мусаллам Мустафа Мохаммед Шаухи. Прогностическая значимость сомато-метрических признаков, показателей качества гибкости, быстроты и прыгучести в совершенствовании спортивного мастерства волейболистов: дис.. канд. пед. наук. M., 1981. — 170 с.
  154. И.В. Согласованность действий спортсмена с движущимися объектами в условиях игровой деятельности (на материале волейбола): дис.. канд. пед. наук. Одесса, 1986. — 242 с.
  155. A.B. Обобщение в процессе воспитания: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001.
  156. C.B. Система организации и проведения деловых игр в учебном процессе специализации волейбола: дис.. канд. пед. наук. — М., 1997. 192 с.
  157. A.M. Факторная структура и методика совершенствования скоростно-силовой подготовленности волейболистов: дис.. канд. пед. наук. — М., 1984.- 125 с.
  158. P.C. Комплексная оценка технико-тактической и физической подготовленности юных волейболистов 10−17 лет: дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 206 с.
  159. .И. Совершенствование процесса тренировки волейболисток высших разрядов в связи с биологическими особенностями женского организма: дис.. канд. пед. наук. JL, 1970. — 236 с.
  160. Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты: учеб. пособие / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2000. — 80 с.
  161. В.Г., Квашук П. В., Бауэр В. Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. М.: Советский спорт, 2005.-232 с.
  162. И.А. Экспериментальное исследование некоторых вариантов круговой тренировки в процессе физической подготовки волейболистов: дис.. канд. пед. наук. М., 1971. — 209 с.
  163. В.В. Рекомендации по оформлению статей по молекулярной генетике // Клиническая и экспериментальная тиреоидология, 2007, том 3. № 4.-С. 3−5.
  164. H.A. Формирование навыков ударных движений у волейболистов различных возрастных групп: дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1986.-228 с.
  165. Нэдер Абдель Салям Эль Авамри. Исследование физической подготовки волейболистов: дис.. канд. пед. наук. — М., 1964. 190 с.
  166. A.M. Экспертное обоснование методики совершенствования групповых нападающих действий в волейболе: дис.. канд. пед. наук. — М., 1975.- 183 с.
  167. В. Введение в общую дидактику: пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
  168. В.А. Анализ техники нападающих ударов и методика обучения приемам нападения в волейболе: дис.. канд. пед. наук. -М., 1954. — 259 с.
  169. И.П. Избранные произведения / под общ. ред. Х. С. Коштоянца. — М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1951. — С. 273−277.
  170. М.С. Скоподготовка юных бадминтонисток 12−16 лет: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2006. -22 с.
  171. Педро Жозе Мануэль Агоштинью. Динамика физической подготовленности квалифицированных волейболистов в подготовительном периоде: дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 150 с.
  172. Г. Н. Единство тренировочной и соревновательной деятельности при подготовке волейболистов 4—5 годов обучения в учебно-тренировочных группах: дис.. канд. пед. наук. — М., 1993. 223 с.
  173. Петр Францевич Лесгафт: Главные труды с комментариями профессоров В. А. Таймазова, Ю. Ф. Курамшина и А. Т. Марьяновича. СПб.: ОАО «Печатный двор» им. A.M. Горького, 2006. — С. 102−108.
  174. В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. К.: Олимпийская литра, 2004. — 808 с.
  175. Н.В. Эффективность соревновательной деятельности спортивных команд на основе межличностной совместимости (на примере волейбола): автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1997. — 19 с.
  176. М.И. Индивидуализация технической, физической подготовки и отбор юных волейболистов с учетом морфофункциональных особенностей в учебно-тренировочных группах: дис.. канд. пед. наук. — М., 1990.-207 с.
  177. В.М. Прогностичность некоторых морфологических и скоростно-силовых показателей при отборе юных волейболистов (9−14 лет): дис.. канд. пед. наук. Л., 1980. — 186 с.
  178. Ю.М. Теоретические и научно-методические основы подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта: автореф. дис.. д-ра пед. наук / ГЦОЛИФК. М., 1989. — 50 с.
  179. И.П., Попов Г. И., Логинов A.A., Шмонин Б. В. Биомеханические технологии подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 2007. 120 с.
  180. A.A. Дифференцированный подход к скоростно-силовой подготовке гандболисток 14−16 лет: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2006.-23 с.
  181. В.В. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах с использованием локальных отягощений: дис.. канд. пед. наук. М., 2001.
  182. A.B. Формирование навыка разбега и прыжка при выполнении прямого нападающего удара на основе динамической и кинематической структуры двигательного действия юных волейболистов 11—13 лет: дис.. канд. пед. наук. Смоленск, 2006. — 155 с.
  183. В.А., Астратенкова И. В., Дружевская A.M., Федотовская О. Н. Гены маркеры предрасположенности к скоростно-силовым видам спорта // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 1. — С. 2−4.
  184. В.И. Влияние занятий волейболом на физическое развитие и работоспособность людей разного возраста: дис.. канд. пед. наук. -Краснодар, 1991.- 158 с.
  185. Г. Н. Эффективность индивидуальных технико-тактических действий волейболистов в защите: дис.. канд. пед. наук. — М., 1985.- 151 с.
  186. В.А. Подготовка квалифицированных волейболистов с применением гипербарической оксигенации: дис.. канд. пед. наук. -Малаховка, 1985. 147 с.
  187. Г. Г. Повышение эффективности подготовки конькобежцев высших разрядов на основе учета их индивидуальных особенностей: дис.. канд. пед. наук / ЛНИИФК- Челябинский ГИФК. Л., 1978.- 167 с.
  188. П.К. Педагогический контроль при целевом управлении подготовкой волейболисток: дис.. канд. пед. наук. Л., 1985. — 170 с.
  189. Е.К. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменок в некоторых видах гимнастики: дис.. канд. пед. наук. — М., 2005.
  190. М.В. Особенности технико-тактической подготовки волейболистов в зависимости от их квалификации: дис.. канд. пед. наук. М., 1993.-223 с.
  191. C.B. Компьютерное моделирование тактических действий нападения квалифицированных команд по волейболу и методика их совершенствования: дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. 172 с.
  192. Сами Аль-Баштави. Физическая подготовка квалифицированных волейболистов в годичном цикле: дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 120 с.
  193. Э.А. Исследование методов отбора юных волейболистов и прогнозирования роста их спортивных достижений: дис.. канд. пед. наук. -Минск, 1977.- 167 с.
  194. Л.П. Исследование влияния наследственных и средовых факторов на развитие двигательных качеств человека: дис.. канд. пед. наук. — М., 1975.-208 с.
  195. Л.П. Основы спортивной генетики: учеб. пособие. — К.: В ища шк., 2004. 631 с.
  196. В.М. Оперативный педагогический контроль спортивно-технического мастерства юных волейболистов: дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1986.-271 с.
  197. В.М. Оптимизация физической подготовки юных волейболисток: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2005. — 163 с.
  198. Л.Н. Исследование, специализации функций в специфических условиях игровой деятельности (экспериментальное исследование на материале волейбола): дис.. канд. пед. наук. — Л., 1973. 183 с.
  199. Современный словарь иностранных слов. Около 20 000 слов. М.: Рус. яз., 1993.-С. 234.
  200. Е.Б., Таймазов В. А. Спортивная генетика: учеб. пособие. -М.: Терра-Спорт, 2000. 127 с.
  201. М.А. Методика формирования толерантности к неблагоприятным факторам учебной и спортивной деятельности студенток (на материале волейбола): дис.. канд. пед. наук. Орел, 2003. — 209 с.
  202. М.В. Словесное воздействие тренера в процессе воспитания физических качеств юных волейболисток групп начальной подготовки: дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 155 с.
  203. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 520 с.
  204. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. М.: Издат. центр «Академия», 2004. — 400 с.
  205. В.В. Индивидуализация спортивной тренировки бегунов на средние дистанции на основе критериев специальной подготовленности: дис.. канд. пед. наук. Омск: СибГАФК, 1999. — 198 с.
  206. В.А. Занятия волейболом как фактор сохранения и укрепления ресурсов здоровья женщин зрелого возраста 36—55 лет: дис.. канд. пед. наук. -М., 1998. 153 с.
  207. О.Ю. Возрастные и индивидуально-типологические особенности адаптации организма школьниц к скоростно-силовой мышечной деятельности: автореф. дис.. канд. биол. наук. Челябинск, 2008. — 24 с.
  208. Н.Л. Методика скоростно-силовой предсоревновательной подготовки квалифицированных тяжелоатлетов: автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2008. — 26 с.
  209. С.Г. Индивидуализация развития скоростно-силовых качеств юных футболистов 15−16 лет с учетом периодических изменений их функциональной готовности: дис.. канд. пед. наук. / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1989. — 184 с.
  210. X. Командные тактические действия волейболистов в нападении и методика их совершенствования: дис.. канд. пед. наук. — М., 1997.- 194 с.
  211. В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений: дис.. д-ра пед. наук / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. -СПб., 1997.-311 с.
  212. Теория и методики физического воспитания: учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец-ти 03.03 «Физическая культура» / под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  213. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.
  214. Д., Теппермен X. Физиология обмена веществ и эндокринной системы. — М.: Мир, 1989. 653 с.
  215. М.А. Полиморфизмы генов серотонинергической системы маркеры устойчивости спортсмена к физическим и психическим нагрузкам: автореф. дис.. .канд. биол. наук. — М., 2009. — 24 с.
  216. В.А. Управление физической подготовленностью студентов с использованием АСУ, разработанной на базе ЕС ЭВМ (на примере групп спортивного совершенствования по волейболу): дис.. канд. пед. наук. -Минск, 1983.- 182 с.
  217. Н.Д. О развитии скорости в плавании: дис.. канд. пед. наук / ВИФК им. В. И. Ленина. Л., 1960. — 422 с.
  218. О.П. Исследование соотношений стабильности и вариативности в структуре некоторых технических приемов волейбола: дис.. канд. пед. наук. М., 1968. — 209 с.
  219. A.A. Оценка пищевого статуса и индивидуальная коррекция питания юных спортсменов: Дис. .канд. мед. наук. СПб., 2009. -135 с.
  220. Р.Х. Подвижные игры как средство и метод развития двигательных способностей мальчиков 7−10 лет к занятиям волейболом: дис.. канд. пед. наук. -М., 1992. 121 с.
  221. В.А. Методы контроля тактической подготовленности квалифицированных волейболистов: дис.. канд. пед. наук. -М., 1985. 174 с.
  222. Л.П. Теоретико-методические основы женского спорта (на примере циклических видов спорта): дис.. д-ра пед. наук в форме науч. докл. / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1995. — 57 с.
  223. С.Л. Биомеханическое исследование подач в волейболе и методика их совершенствования: дис.. канд. пед. наук. Л., 1974. — 176 с.
  224. Физиология человека: учебник для техн. физ. культуры / под ред. В. В. Васильевой. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 319 с.
  225. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы): практическое руководство / под ред. A.A. Баранова, Л. Я. Щеплягиной. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 432 с.
  226. А.Г. Акцентированная скоростно-силовая подготовка борцов-самбистов 17−19 лет и ее влияние на кумулятивный эффект тренировки: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2007. — 24 с.
  227. Е.В. Исследование факторов, определяющих взаимосвязь физической и технической подготовки волейболистов: дис.. канд. пед. наук. -М., 1979.-215 с. '
  228. П.И. Профессиональная направленность обучения общему курсу волейбола студентов факультетов физвоспитания педагогических вузов: дис.. канд. пед. наук. Минск, 1986. — 238 с.
  229. А.Г. Исследование взаимосвязи произвольного расслабления мышц и физических качеств при их совершенствовании (на примере волейбола): дис.. канд. пед. наук. М., 1969. — 195 с.
  230. А.Г. Подготовка волейболистов. Минск: МЕТ, 2007.329 с.
  231. Х.Б. Факторы готовности игроков к соревновательной деятельности в волейболе: дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 224 с.
  232. В.Е. Исследование техники прямого нападающего удара и верхней прямой планирующей подачи в игре в волейбол с учетом условий избирательных педагогических воздействий: дис.. канд. пед. наук. Киев, 1977.- 140 с.
  233. М.Х. Развитие точности двигательных действий волейболистов 13−16 лет: дис.. канд. пед. наук. -М., 1995. 202 с.
  234. М. Структура и содержание годичного цикла подготовки квалифицированных команд по волейболу: дис.. канд. пед. наук. М., 1998. -127 с.
  235. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 480 с.
  236. В.А. Построение и содержание тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки пауэрлифтеров старших разрядов: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2008. — 22 с.
  237. М.И. Деятельность в соревновательном процессе и методика подготовки судьи по волейболу: дис.. канд. пед. наук. М., 2003. -143 с.
  238. Чан Суан Донг. Педагогический контроль физической подготовленности волейболисток в годичном цикле: дис.. канд. пед. наук. -М., 1987.- 149 с.
  239. A.B. Взаимосвязь специальной физической и технической подготовки волейболистов 15−17 лет в процессе тренировки: дис.. канд. пед. наук.-М., 1998.- 157 с.
  240. Л.Я. Волейбол как средство физического воспитания студентов специального учебного отделения вуза: дис.. канд. пед. наук. М., 1968.-209 с.
  241. Ю.И. Структура взаимодействия игроков при организации групповых тактических действий в волейболе: дис.. канд. пед. наук. — М., 1983.-224 с.
  242. E.H. Управление тренировочным процессом бегунов на короткие дистанции на основе учета индивидуальных особенностей // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 5. — С. 31−32.
  243. В.П. Теоретические и методические основы проектирования технологии индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2001. — 52 с.
  244. A.A. Оптимизация методики обучения тактическим действиям волейболистов в нападении: дис.. канд. пед. наук. — JL, 1986. 260 с.
  245. А.Ф. Скоростно-силовая подготовка юных дзюдоистов на этапе спортивного совершенствования с учетом их индивидуальных характеристик: дис.. канд. пед. наук. — М., 1998.
  246. Ш. К. Индивидуально-программированная физическая подготовка в видах спорта группы единоборств: дис.. д-ра пед. наук. М., 1998.-452
  247. Шейх Мульби Бен Саад. Влияние времени прослеживания мяча на двигательную структуру и успешность приема снизу двумя руками в волейболе: дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 193 с.
  248. С.Ю. Повышение специальной выносливости и надежности игровой деятельности высококвалифицированных волейболистов: дис.. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 131 с.
  249. Е.А. Интегративный подход к исправлению дефектов осанки девочек 13—14 лет средствами волейбола: дис.. канд. пед. наук. — Смоленск, 2002. 187 с.
  250. O.B. Психологические особенности структуры личности представителей игровых видов спорта: дис.. канд. пед. наук. — М., 1989. — 247 с.
  251. Г. Я. Анализ соревнований высококвалифицированных волейболистов как основа построения соревновательно-тренирующей деятельности в классическом волейболе: дис.. канд. пед. наук. М., 2002. -156 с.
  252. Ю.В. Оптимизация тактических действий волейболисток в защите на основе математического моделирования: дис.. канд. пед. наук. -СПб., 1995.-221 с.
  253. В.М. Теоретико-методические и организационные основы подготовки резервов квалифицированных волейболистов: дис.. д-ра пед. наук. Омск, 1997. — 323 с.
  254. Э.Т. Техника блокирования в волейболе и пути повышения её эффективности: дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 191 с.
  255. Г. Управление процессом технико-тактической подготовки волейболистов высокой квалификации: дис.. канд. пед. наук. — М., 1993. -261 с.
  256. Ю.А. Физическое развитие школьников жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, прогноз, методика скрининг-оценки: дис.. д-ра биол. наук. — М., 2000. — 76 с.
  257. В.В. Тактика обыгрывания блока при завершении атаки в волейболе: дис.. канд. пед. наук. -М., 1984. 158 с.
  258. Armstrong N. et al. // Applied Physiology. 1991. — № 62. — P. 369−375.
  259. Benes С., Everacht V. Beach volleyball. New York, 1976. — 150 p.
  260. Dintiman G., Ward В. Sports Speed // Third Edition. Human Kinetics. -2003.-272 p.
  261. Diskhuth H.H. Genetik und grenzen der menschlichen Leistungstahigkeit //Leistungssport. 2004. — № 1. -P. 5−11.
  262. Druzhevskaya A.M., Ahmetov I.I., Astratenkova I.V., Rogozkin V.A. Association of the ACTN3 R577X polimorphism with power athlete status in Russians // Eur.J.Appl. Physiol. 2008. — Vol. 103. — P. 631−634.
  263. Emery G.K. Modern volleyball. New York, 1999. — 206 p.
  264. Montgomery H., Clarkson P., Bornard M. et al. Angiothensin-converting enzyme gene insertion/deletion polymorphism and response to physical training. -Lancet, 1999.-P. 541−545.
  265. Taylor D. Training of volleyball // Journal of Athletic. New York, 1981. — P. 22−34.
Заполнить форму текущей работой