Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решения ХХУ1 съезда КПСС, постановления июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС определили необходимость повышения идеологической направленности подготовки специалистов, развития их творческого потенциала. Формирование коммунистического мировоззрения, творческого отношения к труду, улучшение качества учебного процесса — задачи современного образования, которые включены… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава. I, Содержание понятия «творческая активность»
    • 1. 1. Теоретические основы проблемы активности личности
    • 1. 2. Творческая активность как компонент комплекса: деятельность — личность
  • Глава II. Основные факторы формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта
    • 2. 1. Социальные факторы формирования творческой активности
    • 2. 2. Музыкально-художественные факторы ч формирования творческой активности
    • 2. 3. Психофизиологические факторы формирования творческой активности
  • Глава III. Методика формирования творческой активности и ее экспериментальная проверка
    • 3. 1. Основное содержание методики формирования творческой активности
    • 3. 2. Экспериментальная работа по формированию творческой активности

Педагогические основы формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование личности строителя коммунистического общества, соответствующей его нравственным, эстетическим идеалам, идейно убежденной, владещей по законам добра и социальной справедливости всем богатством знаний, накопленных человечеством — общая цель всей системы социального и культурного строительства нашей страны. Этой цели подчинены задачи высшего музыкального образованияважность их решения обусловлена тем, что музыкальные вузы готовят воспитателей эстетических чувств и идеалов, пропагандистов советской культуры. От качества подготовки выпускников во многом зависит уровень музыкально-художественной культуры советских людей. К преподавателям музыкальных вузов в полной мере относятся слова, прозвучавшие на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС: «Все мы видим, как по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы лкщей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь. А значит, в огромной мере увеличивается ответственность деятелей искусства за то, чтобы находящееся в их руках мощное оружие служило делу народа, делу коммунизма» /7, с. 20 /.

Решения ХХУ1 съезда КПСС, постановления июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС определили необходимость повышения идеологической направленности подготовки специалистов, развития их творческого потенциала. Формирование коммунистического мировоззрения, творческого отношения к труду, улучшение качества учебного процесса — задачи современного образования, которые включены в «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (Правда, 14 апреля 1984 г.). Реформа общеобразовательной и профессиональной школы лредполагает реализацию наиболее важных направлений совершенствования педагогического процесса в среднем и высшем звене образования. Особенное внимание уделено воспитанию творчески активной личности, способной к созидательному труду.

Современная педагогика ищет пути повышения эффективности обучения в творческой ориентации познавательной деятельности учащихся. Важные задачи педагогики, рассматриваемые в исследованиях / 24,25,69,99,110,111,112,132,162 и др./, в той или иной степени направлены на формирование творческой личности. В музыкальной педагогике фундаментальные вопросы обучения, на решение которых опирается общественная музыкальная практика при формировании творческого отношения учащихся к музыке, проанализированы в работах / 15, 17, 18, 47, 48, 188, 189 и др./. Изучены некоторые методы, предполагающие активизацию творческих проявлений личности /78, 98, 124 и др. /.

Среди проблем творчества, касающихся музыкально-педагогического образования, представляется необходимым ввделить формирование творческой активности будущих педагогов в процессе овладения различными музыкальными дисциплинами. В этой области проведено обстоятельное исследование Э. К. Сэт, в котором автор рассматривает развитие творческой активности в классе хорового дирижирования. Подобных работ нет в области обучения игре на музыкальных инструментах.

Многие стороны подготовки педагога-музыканта в классе фортепиано описаны в монографиях выдающихся мастеров исполнительского искусства, крупнейших советских и зарубежных педагогов / 13, 27, 81, 123, 185 и др. /. В каждой из них авторы так или иначе обращаются к вопросам творческой активности, специально на них не останавливаясь. По-видимому, считается, что творческая активность формируется в процессе обучения как его естественный продукт. Вместе с тем, есть основания считать, что целенаправленное формирование творческой активности более эффективно. Создание в процессе обучения условий, обеспечивающих проявления творческой активности в основных видах учебной музыкальной деятельности, способствует формированию личностных качеств, определяющих отношение к деятельности.

Анализ различных аспектов творческой активности неизбежно приводит к необходимости определения ее отношения к творчеству как высшему уровню деятельности. Распространено определение творчества как деятельности, в результате которой происходит создание чего-либо нового, имевдего социальное значение. С этой точки зрения учебная деятельность большинства учащихся, видимо, не).

I (может считаться творческой: академическое исполнение учебного / репертуара, зачастую, выступает как репродуктивное. Известно, что те либо иные стороны личности формируются в соответствующей деятельности. Если принять высказанное положение, то оказывается, что творческие стороны личности в учебной деятельности не формируются. По-видимому, это не соответствует цроисходящему в реальном учебном процессе, однако, если имеются основания для подобного утверждения, это свидетельствует о неблагополучии в подходе к анализу учебной деятельности. Обмеченное противоречие вызвало необходимость более пристального изучения вопросов творчества в учебной деятельности учащихся и выступило одним из исходных при выборе темы исследования. Возникло предположение о том, что совершенствование ряда элементов учебного процесса требует уточнения понятия «творчество» для условий обучения и, что необходим анализ процесса творчества с целью выявления его наиболее существенных, специфических компонентов.

Следувдей отправной посылкой, позволившей наметить ряд вопросов исследования, было положение современной психологии о том, что вне зависимости от конфетного состава условий, придающих своеобразный облик каждому из видов деятельности, в них может присутствовать творчество как особого рода вид духовной деятельности человека. При этом важнейшей предпосылкой творчества как процесса является творческая активность.

В соответствии с дидактическим принципом активности и в связи с современным подходом к творчеству, в настоящей работе в качестве исходного было принято оцределение творческой активности как состояния мобилизации всех возможностей и сил учащегося для достижения качественно нового результата деятельности. Подобное определение творческой активности используется при решении психолого-педагогических вопросов познавательной активности в обучении / III, с. 16 /.

Формирование творческой активности студентов музыкальных вузов направлено на интенсификацию развития учащихся и в этом аспекте составляет часть проблемы активизации учебно-познавательной деятельности, которая отнесена к актуальным в плане Академии педагогических наук СССР по координации научно-педагогических исследований на XI пятилетку / 202, с. 46 /.

Таким образом, актуальность темы исследования определяют: требования к совершенствованию учебного процесса, предъявляемые современным обществом развитого социализма, важная роль творческой активности как одного из условий наиболее продуктивной деятельности, неразработанность педагогического аспекта формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта.

В современной научной литературе сравнительно подробно освеj щена проблема деятельности. В настоящем исследовании эту проблему приходится затрагивать в связи с тем, что творческая активность является атрибутом наиболее продуктивного уровня деятельности — творчества. Деятельность рассмотрена в социальном аспекте / 43, 74, 101 /, в философско-методологическом / 65, 71, 93, 94 / и в конкретно-научном / 43, 44, 68, 174 и др. /. Для настоящей работы представляет интерес подход к творчеству не как к частному виду деятельности, а как к наивысшему ее уровню, для которого творческая активность приобретает особое значение. Это осуществлено в различных работах / 141, 144, 157 /, которые позволяют определить творчество как концентрат проявлений ряда черт деятельности, имеющих большое (если не ведущее) значение в формировании личности. В определении педагогических путей решения задач настоящего исследования существенную помощь оказали работы по психологии деятельности / 93, 94, 101, 120 / и психологии творчества / 102, 129, 137 /, позволившие наметить индивидуально-личностный подход к формированию творческой активности учащихся.

Сопоставление социального и индивидуально-личностного аспектов творчества как компонентов формирования и воспитания художника-творца позволило выделить творческую активность в качестве условия осуществления процесса творчества. Основные результаты этой части работы обсуждались на конференциях в гг. Ташкенте и Горьком / 196, 197 / и послужили основой гипотезы данного исследования: формирование творческой активности при подготовке педагога-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано протекает наиболее эффективно при объединении в единый комплекс социальных, музыкально-художественных и психофизиологических воздействий.

На формирование творческой активности оказывают влияние мно.

I I жество факторов, среди которых к важнейшим следует отнести со- ,>| циальные. Роль социальной среды во многом основополагающа для — (становления и формирования личности. Это положение, разработанное классиками марксизма-ленинизма, стало в настоящее время еще более актуальным вследствие обострения классовой борьбы в мире, успехов в строительстве общества развитого социализма в нашей стране, роста объема информации, потребляемой и производимой человечеством, и многих других обстоятельств.

Создание социальной среды, необходимой для проявления творческой активности, должно опираться на общие принципы анализа социальных процессовк ним в первую очередь в настоящее время следует отнести комплексный подход к анализу и организации множества современных социальных явлений. Комплексный подход как методологический принцип решения социальных задач в настоящее время разработан во многих направлениях, в том числе и для условий высшей школы /53, 83, 84, 85, 176 /. Очевидно, что принцип комплексного решения вопросов формирования творческой активности в наибольшей мере отвечает современным требованиям, предъявляемым к методике учебного процесса. Анализ занятий в специальном классе музыкального вуза показал, что комплексный подход в этих условиях означает организацию и единство музыкально-художественных, психофизиологических и социально-системных методов, j объединенных в общую методику воспитания творческой активности. ,.

Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы, изучив теоретические основы проблемы творческой активности, выявить необходимые условия и педагогические средства ее формирования в процессе обучения игре на фортепиано.

Методологической основой исследования явились: марксистско-ленинская теория познания, положение марксистско-ленинской теории о роли труда в формировании личностиматериалы съездов КПСС, решения и постановления ЦК КПСС. и Совета Министров СССР по вопросам воспитания и образованияучение о коммунистическом воепитании и всесторонне, гармонично развитой личностисовременная теория обучения (Ю.К.Бабанский, И. ЯЛернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и др.), основные положения теории музыкального обучения (О.А.Апраксина, Н. А. Ветлутина, Г. М. Цыпин и др.).

Решение задач исследования опиралось па анализ опубликованных работ по методологии исследования, по теории творчества, по общей и музыкальной педагогике, по теории и методике подготовки педагога-музыканта.

В соответствии с темой, гипотезой и целью были сформулированы главные задачи исследования:

— выяснить возможность использования современных данных педагогики и психологии для достижения цели настоящей работыуточнить, какие из них могут быть положены в основу методики формирования творческой активности педагога-музыканта;

— определить роль социальных факторов и методы их воздействия на цроцесс формирования творческой активности;

— установить пути влияния психофизиологических факторов на формирование творческой активностиобосновать и методически разработать приемы психофизиологического воздействия на учащегося при обучении игре на музыкальном инструменте;

— разработать методику формирования творческой активности, основой которой являлся бы диалектически связанный комплекс трех групп факторов воспитывающего и формирующего воздействийсоциальных, музыкально-художественных и психофизиологических;

— экспериментально проверить теоретически обоснованную методику формирования творческой активности, в связи с чем выработать 1фитерии оценок проявлений творческой активности учащегося в работе над музыкальным произведением и по отношению к занятиям педагогической практикой.

Объектом диссертационного исследования явилась подготовка педагога-музыканта в условиях индивидуальных занятий в музыкальном вузе. В качестве предмета исследования избран процесс формирования творческой активности при обучении игре на музыкальном инструменте.

В исследовании были использованы методы, установившиеся в советской педагогике для изучения процесса обучения: наблюдение, анкетирование, интервью, педагогический эксперимент, опытная проверка. Применялись также тестовая методика самооценки состояния учащихся и статистическая обработка результатов экспериментальной работы.

Исследование по теме диссертации прошло несколько этапов. В 1977;79 гг. в результате изучения работ по музыкальной педагогике высшей школы были сформулированы основные теоретические положения, которые были обсуждены на конференциях в г. Одессе (1979 г.) и в г. Ташкенте (1980 г.). В 1978;84 гг. проводилась экспериментальная работа со студентами. В 1978;80 гг. были определены основные элементы методики формирования творческой активности и получены положительные результаты ее внедрения в практику занятий со студентами. С 1980 г. в экспериментальную проверку была включена методика комплексного воздействия на формирование творческой активности. В 1984 г. полученные результаты теоретической и экспериглентально-практической работы были обобщены и отражены в диссертации.

Базой исследования избран фортепианный фащгльтет Одесской консерватории, где исследовательская работа выполнялась в процессе обучения студентов игре на фортепиано.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что:

I. Условия проявления творческой активности при подготовке педагога-музыканта рассмотрены так результат взаимодействия социальных, музыкально-художественных и психофизиологических факторов;

2. Выявлены критерии проявления творческой активности на различных этапах подготовки педагога-музыканта;

3. Разработана методика формирования творческой активности, опирающаяся на комплекс социальных, музыкально-художественных и психофизиологических воспитательных и формирующих воздействий в работе над музыкальным произведением, в процессе педагогической практики.

Практическое значение исследования состоит в том, что:

1) разработанная методика формирования творческой активности повышает эффективность деятельности педагога-музыканта в целом;

2) методика формирования творческой активности на каждом из этапов работы над музыкальным произведением может быть использована в других звеньях музыкального образования с учетом их специфики (в школьных кружках по обучению игре на музыкальном инструменте, в детских музыкальных школах, в педагогических и музыкальных училищах, в вузах с музыкально-педагогической направленностью образования);

3) включение методических рекомендаций по формированию творческой активности в курсы лекций по методике обучения игре на музыкальном инструменте на музыкально-педагогических факультетах педвузов, в консерваториях улучшает методическую оснащенность будущих педагогов.

Целесообразность избранной темы подтверждена предварительными результатами работы, апробированными на конференциях и симпозиумах: «Проблемы методологии и методики музыкальной педагогики» (Одесса, 1979 г.) — «Развитие коммунистических начал при социализме в свете решений ХХУТ съезда КПСС» (Горький, 1981 г.) — «Проблемы совершенствования коммунистического воспитания и профессионального обучения студентов музыкального вуза в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» (Одесса, 1981 г.). Опубликованы материалы докладов на конференциях: в г. Ташкенте (1980 г.), в г. Горьком (1982 г.), в г. Львове (1983 г.), депонирована статья «Некоторые вопросы нравственного воспитания студентов музыкального вуза в процессе исполнительского творчества» (1983 г.), выпущены методические рекомендации: «Коммунистическое воспитание студентов музыкального вуза в классе по специальности» и «Методические рекомендации по формированию творческой активности учащихся-пианистов» .

Практическое внедрение результатов исследования было осуществлено в опытно-экспериментальной работе в классе индивидуальных занятий на кафедре фортепиано Одесской консерватории и путем использования в практике индивидуальных занятий фортепиано и в курсах лекций «Методика обучения игре на фортепиано» и «Методика музыкального воспитания» для студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов (Воронеж, Николаев, Одесса) — в лекциях для слушателей ФПК преподавателей детских музыкальных школ.

В соответствии с задачами исследования, диссертация построена из трех глав.

Первая глава посвящена выяснению содержания понятия «творческая активность» в музыкальной деятельности, разбираются вопросы: об отношении активности и музыкально-педагогической деятельностио приложении элементов общей теории творчества (частично разработанной в философском и социальном аспектах) к музыкально-исполнительскому творчеству. Для объяснения природы творческой активности привлечены данные из работ по психофизиологии, полученные в последнее время, об активности как одной из фундаментальных движущих сил деятельности.

Во второй главе рассмотрены принципы построения методики формирования творческой активности при подготовке педагога-музыканта в учебном процессе. Па основании материалов первой главы выделены важнейшие условия проявления творческой активности: это, кроме музыкально-художественных сторон деятельности, — максимальная мобилизация всех сторон личности, участвующих в деятельности, а также организация социальных условий, в которых находится учащийся. Обосновывается необходимость специального развития ряда компонентов творческой активности.

В третьей главе, на основании теоретических положений, разработанных в первой и второй главах, описывается методика формирования творческой активности будущего педагога. Излагаются методы проведения эксперимента и фиксации результатов. В основу методики положены: анализ форм работы студента над музыкальным произведениемпроявление творческой активности на каждом из этапов работыподключение студента к наблщцению за собственной деятельностью с целью выработки навыков управления ее продуктивной сторонойорганизация учащихся класса как неформальной социальной группы, объединенной общими профессиональными интересами, обсуждаемыми и развиваемыми в разных формах внутрии внеклассной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Важнейшим из условий формирования творческой активности при подготовке музыканта-педагога является единство трех групп воспитыващих и формирующих воздействий: социальных, музыкально-художественных и психофизиологических.

2. Творческая активность успешно формируется, если ее проявления имеют место во всех видах учебной профессиональной деятельности и на всех этапах освоения музыкального произведения.

3. Методика формирования творческой активности будущих педагогов должна опираться на три группы формирующих факторов, объединенных в необходимый комплекс:

1) социальные, определяющий целевые установки личности учащегося и, во многом, его мировоззрение;

2) музыкально-художественные, опирающиеся на опыт советского музыкального искусства и музыкальной педагогики высшей школы;

3) психофизиологические, направленные на активизацию мыслительных процессов, мышечную релаксацию и активность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование творческой активности при подготовке педагогов-музыкантов, как показало проведенное исследование, направлено на решение важнейшей задачи современного высшего музыкального образования — всесторонне гармоничное развитие личности, строителя коммунистической культуры. Это обусловлено тем, что в процессе целенаправленного формирования творческой активности существует объективная необходимость влиять на все основные подструктуры личности учащегося, добиваясь их согласованного развития. Социальный, музыкально-художественный и психофизиологический аспекты педагогического воздействия образуют комплекс, оказывающий значительно более сильное формирующее и воспитывающее влияние, чем действие каждого из этих компонентов в отдельности.

Исследование показало, что творческая активность относится к наиболее важным сторонам, определяющим эффективность учебной деятельности при обучении игре на музыкальном инструменте.

Данные современной психофизиологии позволили определить в настоящем исследовании принципы педагогического использования психофизиологических факторов формирования творческой активности.

У всех студентов, занимающихся по экспериментальной методике, наблюдалось улучшение оценок различных проявлений творческой активности. Успехи в формировании творческой активности привели к объективному улучшению подготовки студентов, что объясняется положительным воздействием активизации социально значимых элементов деятельности, направленным формированием сферы музыкально-слуховых представлений, применением психорегулирующих воздействий.

В экспериментальной группе у всех студентов заметна тенденция изменения самооценки функционального состояния за время эксперимента в сторону более высокой. Это обусловлено, очевидно, организующей ролью занятий с преподавателем, улучшением управляемости своим состоянием, проявлением сформировавшейся внутренней психофизиологической самодисциплины.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.1−4.
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология, т.1.- Соч. 2-е изд., т. З, с.15−78.
  3. В.И. О воспитании и образовании. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1970. 680 с.
  4. В.И. Философские тетради.- Полн.собр.соч., т.22. -782 с.
  5. Материалы ХХУ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1977. 256 с.
  6. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.- 223 с.
  7. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г.- М.: Политиздат, 1983. 222 с.
  8. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспита-телъной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -М.: Политиздат, 1981, с.3−23.
  9. О работе с творческой молодежью: Постановление ЦК КПСС от 12 октября 1976 г. В кн.: Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях. М., 1978, т.12, с.366−370.
  10. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС.- М.: Политиздат, 1978. 144 с.
  11. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980. 336 с.
  12. Г. Проверьте свои способности.- М.: Мир, 1972.- 176 с.
  13. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. 2-е изд.- М.: Музыка, 1971. 278 с.
  14. А.Д. Работа над музыкальным произведением с учениками школы и училища,— М.: Музгиз, 1957. 191 с.
  15. Ю.Б. Формирование и развитие гармонического слуха школьников-подростков в процессе восприятия музыки. В кн.: Музыкальное восприятие школьников.- М.: Педагогика, 1975, с.124−159.
  16. .Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977. 380 с.
  17. О.А. Методика музыкального воспитания в школе.- М.: Просвещение, 1983. 222 с.
  18. Апраксина О. А, 0 современных требованиях к подготовке учителя музыканта для общеобразовательной школы. В кн.: Музыкально-педагогическая подготовка учителя, — М.: МПШ им, В. И. Ленина, 1973, с.3−32.
  19. Ф.Г. 0 некоторых особенностях новаторства в музыкальном творчестве. В кн.: С. С. Скребков. Статьи и воспоминания, — М.: Сов.композ., 1979, с.92−115.
  20. Ф.Г. 0 постановке педагогических исследований в музыкальном вузе. В кн.: Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования, — М.: ВШИ им. Гнесиных, вып.43, 1979, с.3−20.
  21. Арзаманов Ф. Г, С. И. Тенеев преподаватель курса музыкальных форм. 2-е изд. — М.: Музыка, 1984, — 97 с.
  22. Ф.Г. Теория музыки и работа исполнителя. В кн.: Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Вып.32. М.: 1МПИ им. Гнесиных, 1977, с.63−89.
  23. Т.И. Методический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 184 с.
  24. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса.- Киев: Радянсыса школа, 1982. 200 с.
  25. Бабанскш! Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект.- М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  26. Л.В. Мотивация музыкально-исполнительской деятельности: Вопросы психологии, № 6, 1983, с.50−56.
  27. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.: Музыка, 1974. 336 с.
  28. Л.А. Николай Григорьевич Рубинштейн: История жизни и деятельности.- М.: Музыка, 1982. 278 с.
  29. Л.А. Путь к музицированию: Исследование. 2-е изд., доп.- Л.: Сов. композитор, 1979. 352 с.
  30. Л.А. Фортепианно-педагогические принципы Ф.М. Блуменфельда. В кн.: Музыкальная педагогика и исполнительство.-Л.: Музыка, 1974, с.61−133.
  31. В.К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников.- М.: Педагогика, 1975. 160 с.
  32. Ф.Е. Соотношение эффективности поисковой активности и механизмов ее организации у человека. В кн.: Поисковая активность, мотивация и сон. Материалы международного симпозиума. Баку: Изд-во «ЭЛМ», 1981, с.29−31.
  33. Т.Л. Индивидуальное обучение музыке.- М.: Просвещение, 1964. 220 с.
  34. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. В 4-х т., т.2.- Тбилиси: Мецниереба, 1978. 686 с.
  35. Я.Я. Творческая деятельность как средство формирования фортепианно-исполнительских качеств: Автореф. дисс.. канд.пед.наук.- М., 1979. 15 с.
  36. А.В. О художественной технике пианиста,— М.: Музыка, 1973. 141 с.
  37. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. В кн.: Исследование проблем психологии творчества.- М.: Наука, 1983, с.182−195.
  38. Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества: Вопросы психологии, 1976, № 4, с.69−80.
  39. Л.Л. Проблемы психологии музыкальных способностей.- В кн.: Актуальные проблемы музыкальной педагогики.- М.: Изд-во 1МПИ им. Гнесиных, 1982, с.32−49.
  40. Л.Л. Психологические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей к концерту. В кн.: Проблемы высшего музыкального образования. Сб. трудов вып. Х1Х.-М.: 1МПИ, 1975, с.43−58.
  41. Л. Л. Публичное выступление музыканта-исполнителя в свете психологии личности. В кн.: Проблемы высшего музыкального образования. Сб.трудов. вып. Х1Х.-М.: 1МПИ, 1975, с.50−83.
  42. Е.Ф. Н.И.Голубовская исполнитель и педагог.-Л.: Музыка, 1978. — 136 с.
  43. А.В., Воловикова М. И., Есенгазиева Б. О. и др. Мышление: процесс, деятельность, общение.- М.: Наука, 1982. 288 с.
  44. А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности.- Вопросы психологии, 1982, № 2, с.28−40.
  45. М.Е. Внушение и самовнушение. В кн.: Руководство по психотерапии.- М.: Медицина, 1974, с.39−57.
  46. П. Художественный интерес как фактор формирования эстетических способностей старшеклассников. Автореф.дисс. .канд.пед.наук.- Л., 1976. 19 с,
  47. Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М.: Просвещение, 1968. 415 с,
  48. Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду,— М.: Просвещение, 1983. 255 с.
  49. А.В. Психологический анализ работы пианиста над музыкальным произведением: Известия АПН СССР. Вып.25.- М.: 1950, с.171−215″
  50. Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников: Автореф.дисс.. канд.пед.наук, — М., 1980. 17 с.
  51. Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Вып. 31(124).- Курск, изд-во КШИ, 1976. 121 с.
  52. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.2. Сост. и ред. М.Соколов.- М.: Музыка, 1968. 282 с.
  53. Воспитательная работа в вузе. Ред. В. А. Житнев.- М.: Молодая гвардия, 1976. 176 с.
  54. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве: Сб.статей. Сост. и ред. С. М. Хентова.- М.-Л.: Музыка, 1966. -315 с.
  55. Гат И. Техника фортепианной игры.- Будапешт: Корвина, 1972. 232 с.
  56. В. Мысли художника. Интуиция и точность как основа интерпретации: Сов. музыка, 1970, $ 10, с.108−112.
  57. В. Как артисты занимаются. В кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.7. Ред.Л.Баренбойма. Пер. с нем.- М.: Музыка, 1975, с.189−253.
  58. В. Статьи о пианистическом искусстве.- В кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.7. Ред.Л.Барен-бойма. Пер. с нем.- М.: Музыка, 1975, с.221−249.
  59. Л.С. О некоторых эстетических проблемах музыкального исполнительства. В кн.: Эстетические очерки. Вып.2.-М.: Музыка, 1967, с.149−191.
  60. А.Б. Об исполнительстве. В кн.: Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки, статьи, воспоминания. Вып.1.- М.: Музыка, 1965, с.35−71.
  61. А.Б. Статьи, материалы, воспоминания.-М.: Сов. композитор, 1969. 448 с.
  62. И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.- М.: Музгиз, 1961. 224 с.
  63. А.А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния: Вопросы психологии, 1973, Jfc 6, с.141−145.
  64. А. О механизме отражения эмоциональных состояний в музыке. В кн.: К методике проблемного анализа музыки.-Горький: Горьк.конс. 1983, с.5−22.
  65. Г. Е. Обучение творчеству. В кн.: Число и мысль М.: Знание, 1983, с.173−189.
  66. Занков Л.В. I, П, III, 1У главы из кн.: Обучение и развитие. Ред.Л. В. Занкова.- М.: Педагогика, 1975, с. б-101.
  67. Р. Исполнительство род художественного творчества. В кн.: Эстетические очерки. Вып.2. — М.: Музыка, 1967, с.98−148.
  68. Л.А. Основные проблемы теории деятельности. В кн. Методология и теории деятельности. Тезисы докладов к X Межзональному симпозиуму.- Горький: Горьк. ОС НТО, 1982, с.4−9.
  69. К.Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста: Из бесед с психологами. Сост.М.Смирнов. В кн.: Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.З.- М.: Музыка, 1973, с.11−72.
  70. Р. Исследования по эстетике.- М.: Иностр.лит., 1962. 572 с.
  71. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа.- М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  72. Л. Талант как категория эстетики. В кн.: Эстетические очерки. Вып.2.-М.: Музыка, 1967, с.284−311.
  73. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М.: Педагогика, 1981. 200 с.
  74. Д.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования: Вопросы философии, 1971, J& 7, с.16−24.
  75. Е.Ф. Исследование путей и методов активизации музыкально-слухового самоконтроля в процессе обучения игре на фортепиано: Автореф.дисс.. канд.пед.наук.- М., 1975. 19 с.
  76. Н.Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику.- М.: Просвещение, 1975. 176 с.
  77. Г. М. Работа пианиста. 3-е изд.- М.: Музыка, 1979. 182 с.
  78. Г. М. У врат мастерства. 4-е изд.- М.: Сов. компо-зитор, 1977. 174 с.
  79. Т.А. Формирование у первокурсников интереса к профессии учителя-музыканта: Автореф.дисс.. канд.пед.наук.-М., 1981. 16 с.
  80. Коммунистическое воспитание студентов: Вопросы теории и практики.- Киев: Вища школа, 1981. 192 с.
  81. Коммунистическое воспитание: Формирование научного мировоззрения студентов. Тематич.сб. Отв.ред.А. Г. Борисов Саратов: Изд.Сарат.у-та, 1979. — 101 с.
  82. Комплексный подход к коммунистическому воспитанию студенческой молодежи. Отв.ред.Старченко Т. Е. Львов: Вища школа, изд. при Львовск.ун-те, 1980. — 216 с.
  83. Кондаш 0. Волнение: страх перед испытанием (на укр. языке) — Киев: Радянська школа, 1981. 170 с.
  84. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф.дисс.. докт.пед.наук. Л., 1970. 28 с.
  85. Н.П. Интерпретация музыки.- Л.: Музыка, 1979. 208 с.
  86. .Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано.- М.: Музыка, 1966. 120 с.
  87. Н.С. Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика, 1971, 279 с.
  88. К. Акцентуированные личности.- Киев: Вища школа, 1981. 392 с.
  89. А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  90. А.Н. Категория деятельности в современной психологии. В кн.: Избранные психологические произведения. В 2-х т., т.П.-М.: Педагогика, 1983, с.243−246.
  91. А.Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. 0 диагностических методах психологического исследования школьников: Советская педагогика, 1968, № 7, с.65−77.
  92. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд.- М.:. Изд-во М1У, 1981. 584 с.
  93. М.И. Начальное обучение музыке (к проблеме дошкольного музыкального обучения в детской музыкальной школе): Автореф. дисс.. канд.пед.наук.- М., 1969. 18 с.
  94. И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  95. .Т. Теория коммунистического воспитания: Опыт методологического исследования.- М.: Педагогика, 1974. 496 с.
  96. Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм.- М.: Прогресс, 1982. 254 с.
  97. .Ф. Категории общения и деятельности в психологии: Вопросы философии, 1979,)? 8, с.26−42.
  98. Лук А. Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978. 127 с.
  99. Н.А. Методика обучения игре на фортепиано М.: Музыка, 1982. 143 с.
  100. Л. Строение музыкальных произведений. 12-е изд.-М.: Музыка, 1979. 536 с.
  101. А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. в 7-ми т., т.5.- М.: Изд-во АПН СССР, 1958, с.103−108.
  102. Е.П. Влияние профессиональных общепедагогических теорий на решение проблем музыкального образования. В кн.: Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Вып.32.-М.: 1МПИ им. Гнесиных, 1977, с.18−25.
  103. А.В. Подготовка специалиста в музыкальном вузе и «модель выпускника». В кн.: Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. Вып.43.- М.: ШЛИ им. Гнесиных, 1979, с.21−53.
  104. К.А. Методика индивидуального преподавания на фортепиано.- М.: Музыка, 1977. 128 с.
  105. К.А. Индивидуальная фортепианная техника (на основе звукотворческой воли).- М.: Музыка, 1966. 220 с.
  106. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  107. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности: Вопросы психологии, 1982, JS 4, с.5−17.
  108. М.И. Принцип проблемности в обучении. Вопросы психологии, J& 5, 1984, с.30−36.
  109. Г. Влияние обобщенных художественных умений на формирование эстетического интереса старших подростков: Автореф.дисс.. канд.пед.наук.- Л., 1977. 20 с.
  110. Я.И. Константин Николаевич Игумнов.- М.: Музыка, 1975. 441 с.
  111. Я.И. 0 некоторых тенденциях исполнительского искусства, исполнительской критике и воспитании исполнителя.
  112. В кн.: Мастерство музыканта-исполнителя. Вып.1.- М.: Сов. композитор, 1972, с.3−56.
  113. Я.И. Советы Шопена пианистам.- М.: Музыка, 1967. 38 с.
  114. В. Первые уроки юного пианиста.- Л.: Музгиз, 1962. 64 с.
  115. З.П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников: Автореф.дисс.. канд.пед.наук.-М., 1979. 16 с.
  116. А.И. Процесс композиторского творчества: Проблемы и пути исследования.- Киев: Музична Укра1на, 1979. 271 с.
  117. Мышление: процесс, деятельность, общение. Отв.ред. Брушлинский А.В.- М.: Наука, 1982. 287 с.
  118. Е.В. 0 психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972. 383 с.
  119. В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии.- Вопр. психологии, 1971, б, с.18−26.
  120. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры.- 4-е изд.-М.: Музыка, 1982. 300 с.
  121. Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. 2-е изд.- М.: Сов. композитор, 1983. 526 с.
  122. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики. Ред.А. К. Уледов.- М.: Мысль, 1979. 303 с.
  123. И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведениях: Автореф.дисс. .канд.пед.наук.- М., 1982. 16 с.
  124. Л. О некоторых принципах фортепианной техники. В кн.: Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.2.- М.: Музыка, 1968, с.71−80.
  125. Общая психология. Под ре д. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева и др., 3-е изд.- М.: Просвещение, 1981. 383 с.
  126. Т.Н. Творчество как деятельность: Тезисы докладов к X Межзональному симпозиуму.- Горький: Горьк. ОС НТО, 1982, с.70−71.
  127. О педологических извращениях в системе Наркомпросов, Постановление ЦК ВКП (б), 1936. В кн.: Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях. М., 1971, т.5, с.270−289.
  128. Л.В. Эскизная форма работы над репертуаром в фортепианном классе музыкального факультета педагогического института: Автореф.дисс.. канд.пед.наук.- М., 1975. 19 с.
  129. И.Т. Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе.-М.: Педагогика, 1969. 352с.
  130. В.А. К психологии активности личности: Вопросы психологии, 1975, № 3, с.26−37.
  131. К.К. Проблемы способностей.- М.: Наука, 1972. 312 с.
  132. К.К. Система психологии и теория отражения.-М.: Наука, 1982. 309 с.
  133. Поисковая активность, мотивация и сон: М-лы междун. симпозиума.- Баку: Изд-во «ЭЛМ», 1981. 105 с.
  134. Я.А. Психология творчества.- М.: Наука, 1976.- 303 с.
  135. Я.А. Психология творчества и педагогика.-М.: Педагогика, 1976. 280 с.
  136. Я.А. Фазы творческого процесса. В кн.: Исследование проблем психологии творчества.- М.: Наука, 1983, с.3−26.
  137. С.С. Материалы, документы, воспоминания.-М.: 1МИ, 1961. 707 с.
  138. М.П. Деятельность и активность. Б кн.: Методология и теория детяельности. Тезисы докладов к X Межзональному симпозиуму.- Горький: Горьк. ОС НТО, 1982, с.63−65.
  139. Психология мышления. Сб.перев. с нем. и англ. Ред.А. М. Матюшкин.- М.: Прогресс, 1965. 532 с.
  140. А. Математическое творчество. Б кн.: Ж.Адамар. Исследование психологии изобретения в области математики.- М.: Сов. радио, 1970, с.135−145.
  141. Л.А. К анализу творческой деятельности человека. В кн.: Методология и теория деятельности. Тезисы докладовк X Межзональному симпозиуму.- Горький: Горьк. О С НТО, 1982, с. 65−66.
  142. Ю.Н. Модель специалиста как задача развития системы музыкального образования. Вып.19.- М.: 1МПИ им. Гнесиных, 1975, с.7−16.
  143. В. Исполнительство как творчество: Сов. музыка, 1972, В 2, с.70−74.
  144. С.Х. 0 вариантной множественности исполнительства: Музыкальное исполнительство. Вып.7.-М.: Музыка, 1972, с.3−46.
  145. С.Х. 0 природе художественного мышления. В кн.: Эстетические очерки. Вып.2.-М.: Музыка, 1967, с.312−356.
  146. Н. Павел Серебряков. Творческий портрет.-М.: Музыка, 1978. 24 с.
  147. B.C. Поисковая активность, патология и функция быстрого сна: Материалы международного симпозиума.- Баку: Изд-во «ЭЛМ», 1981″ с.7−9.
  148. СЛ. Принципы и пути развития психологии.-М.: Изд-во АН СССР, 1959. 354 с.
  149. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. В кн.: Проблемы общей психологии. 2-е изд.-М.: Педагогика, 1976, с.219−234.
  150. С.Л. Психологическая наука и дело воспитания. В кн.: Проблемы общей психологии. 2-е изд.- М.: Педагогика, 1976, с.182−192.
  151. .М. Вечный поиск.- М.: Искусство, 1964. 176 с.
  152. Э.М., Кочубей Б. И. Поисковая активность: попытка теоретического анализа. В кн.- Поисковая активность, мотивация и сон. Материалы междун.симпозиума.- Баку: Изд-во «ЭЛЛ», 1981, с.38−40.
  153. В.Б. Соотношение деятельности и активности. В кн.: Методология и теория деятельности. Тезисы докладов к X Межзональному симпозиуму.- Горький: Горьк. ОС НТО, 1982, с.45−46.
  154. С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением.- М.-Л.: Музыка, 1964. 187 с.
  155. С.И. Режим и гигиена работы пианиста.- Л.: Сов. композитор, 1963. 119 с.
  156. Г. А., Ныоэлл А., Шоу Дж.С. Процессы творческого мышления. В кн.: Психология мышления. М.: Прогресс, 1965, с.500−530.
  157. Г. Стресс без дистресса. Пер. с англ., Ред.М.Крепс,-М.: Прогресс, 1982. 124 с.- 197
  158. М.Н. Совершенствование процесса обучения.- М.: Педагогика, 1971. 205 с.
  159. С.С. Композитор и исполнитель. Избр.статьи.-М.: Музыка, 1980, с.9−16.
  160. А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. 4-е изд., Киев: Здоровье, 1983. 376 с.
  161. М.И. Еще раз о психологии личности: Вопросы психологии, 1969, гё 6, с.127−130.
  162. В.М. Нравственный мир советского человека: Опыт социологического анализа нравственных проблем современника.- М.: Политиздат, 1981. 279 с.
  163. Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика.- Горький: Изд-во ГПИ им. Горького, 1975. 118 с.
  164. Социальная психология. Ред.Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 288 с.
  165. И.В. Проблемы и методы психологии творчества.-В кн.: Вопросы психологии творчества.- Саратов: Изд. ГСПИ, 1968, с.3−60.
  166. В.А. Методика воспитания коллектива.- М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  167. Сэт Э. К. Некоторые вопросы развития творческой активности студента в процессе работы над музыкальным произведением: Вопросы педагогики и психологии. Вып.69.- Куйбышев: ГПИ игл.В. В. Куйбышева, 1970, с.42−63.
  168. Сэт Э. К. Творческая активность как непременное условие формирования педагога-музыканта: Вопросы педагогики и психологии. Вып.69.- Куйбышев: ГПИ им. В. В. Куйбышева, 1970, с.26−41.
  169. Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия).- М.: Наука, 1979. 191 с.
  170. Г. С. Психология учебно-творческой деятельности студента-исполнителя музыкального вуза. В кн.: Вопросы психологии, № 3, 1983, с.73−76.
  171. .М. Проблемы индивидуальных различий.- М.: Изд-во АПН, 1961. 536 с.
  172. Теория и практика коммунистического воспитания. Ред. Ж. Т. Тощенко.- М.: Мысль, 1980. 367 с.
  173. O.K. Психология мышления.- М.: Изд-во МГУ, 1984. 270 с.
  174. Н.Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества.- Саратов: Изд-во Сарат.унив., 1972. 33 с.
  175. С.И. Понимание преподавателем музыкальных способностей студента в процессе индивидуального обучения: Дисс.канд.психол.наук.- Киев, 1980. 16 с.
  176. Е.С. Эстетическая активность как фактор формирования личности школьника: Автореф.дисс.канд.пед.наук.1. Л., 1970. 16 с.
  177. А.К. Об определении социалистических коллективов и исследовании их жизни: Философские науки, 1968, 5, с.44−52.
  178. К.Д. Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии). Собр.соч., т.8.- М.: АПН РСуЮР, 1950, с.8−679.
  179. М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога.- М.: Музыка, 1975. ПО с.
  180. С.Е. Мастерство пианиста.- М.: Музыка, 1978. -207 с.
  181. С.Е. Пианизм как искусство. 2-е изд.- М.: Музыка, 1969. 598 с.
  182. Е.Е. К вопросу об эстрадном волнении.- В кн.: Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования. Вып.43, — М.: ВШИ им. Гнесиных, 1979, с.107−118.
  183. Г. М. О проблемах пианизма: Советская музыка, IS70, й 2, с.99−101.
  184. Г. М. Обучение игре на фортепиано.- М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  185. Г. М. 0 проблемах пианизма: Советская музыка, 1970, Je 2, с.99−101.
  186. Г. М. Портреты советских пианистов: Муз.-критич. статьи.- М.: Сов. композитор, 1982. 239 с.
  187. .М. Аутогенная тренировка как средство повышения эффективности воспитательной работы со школьниками: Автореф. дисс. .,.канд.пед.наук.- Вильнюс, 1983, 17 с.
  188. Ю. Музыкально-эстетическое воспитание при обучении фортепианной игре в общеобразовательной школе: Дисс.. канд.пед.наук.- Донецк, 1971. 214 с.
  189. И.Е. Внушение в педагогическом процессе.- Пермь, ПГПИ, 1971. 304 с.
  190. Т.И. Коммунистическое воспитание студентов музыкального вуза в классе по специальности: Метод. реком,-Одесса: ОГК им. А. В. Неждановой, 1983. 30 с.
  191. Шэвченко-Иванова Т. И. Некоторые вопросы нравственного воспитания студентов музыкального вуза в процессе исполнительского творчества.- Одесса, 1983. 18 с. Рукопись деп. в НИИ Информкультура Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина 25.08.83- В 560.
  192. Т.И. 0 творческом уровне музыкальной деятельности. В кн.: Методология и теория деятельности. Тезисы докладов к X Межзональному симпозиуму.- Горький: Горьк. ОС НТО, 1982, с.162−163.
  193. Т.И. Методические рекомендации по формированию творческой активности студентов-пианистов.- Одесса: Мин. культуры УССР, Одесская консерватория, 1984. 18 с.
  194. Щульпяков 0. 0 психофизическом единстве исполнительского искусства. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.12.-Л.: Музыка, с.187−222.
  195. Е^пов А. П. Некоторые вопросы фортепианной техники.-М.: Музыка, 1968. 248 с.
  196. Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности: Советская педагогика, 1983, № 3, с.46−51.
  197. Экспериментальное изучение педагогического внушения. Том.116.- Пермь: ПГПИ, 1973. 154 с.
  198. .Л. Воспоминания, статьи и письма. 2-е изд.-М.: Сов. композитор, 1972. 711 с.
  199. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969. 318 с.
  200. В.А. Аудиовизуальные средства обучения в формировании познавательной активности студентов в музыкально-исполнительской деятельности: Автореф. дисс. .канд.пед.наук.1. М., 1982. 16 с.
  201. В.Л. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогического факультета педвуза и пути их.развития (в процессе индивидуального фортепианного обучения): Автореф. дисс.. канд. лед-.наук.- М., 1977. 16 с.
  202. Wolpe J. Reciprocal inhibition as the main basis of psychotherapentic effechs. A.M.A.Arch. Neurol Psihiat, 1954, e. 205 224.
  203. Magnusson D. Wprowadzenie do teorii testow. Panstwo-we Vfrdawnictwo Nankowe: Warszawa, 1981. — 436 s.
  204. Maturzeweka M. Peychologie warunki oeiguice pianisty.-Warszawa, 1960.
  205. Strelay Jan. Temperament i typ ukladu nerwowego. Wyda-nie II. Warszawa, 1974. / Problemy i metody badau typow ukladu nerwowego czlowieka. Ak. Nauk, 1965. 174 s.
Заполнить форму текущей работой