Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование информационных технологий при изучении свойств круглых тел в условиях дифференцированного обучения геометрии в средней школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве основных направлений развития математического образования на современном этапе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определяет информатизацию всей системы образования. Задача развития информационных технологий обучения учащихся основной и старшей школы в проекте государственного образовательного стандарта выделена в качестве приоритетной как с позиции… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы использования информационных технологий при изучении курса геометрии в школе в условиях дифференцированного обучения
    • 1. 1. Понятие информационных технологий
    • 1. 2. Модель геометрической деятельности как объект проектирования информационной технологии
    • 1. 3. Закономерности формирования информационно-геометрической деятельности учащихся
    • 1. 4. Содержание информационно-геометрической деятельности учащихся
    • 1. 5. Модели информационно-геометрической деятельности в условиях дифференцированного обучения
  • Выводы к главе I
  • ГЛАВА II. Методическое обеспечение использования компьютерных сред при изучении свойств круглых тел в условиях дифференцированного обучения
    • 2. 1. Содержание информационно-геометрической деятельности учащихся при изучении свойств круглых тел
    • 2. 2. Программно-методическое обеспечение изучения свойств круглых тел в условиях дифференцированного обучения
      • 2. 2. 1. Методические возможности формирования понятий темы «Круглые тела» средствами информационных технологий
      • 2. 2. 2. Методика изучения свойств круглых тел компьютерными средствами в условиях дифференцированного обучения
    • 2. 3. Проверка эффективности разработанного программно-методического обеспечения при изучении свойств круглых тел в условиях дифференцированного обучения геометрии учащихся основной школы
  • Выводы к главе II

Использование информационных технологий при изучении свойств круглых тел в условиях дифференцированного обучения геометрии в средней школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве основных направлений развития математического образования на современном этапе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года"[119] определяет информатизацию всей системы образования. Задача развития информационных технологий обучения учащихся основной и старшей школы в проекте государственного образовательного стандарта[173] выделена в качестве приоритетной как с позиции развития личности, так и с позиции реализации целей изучения математики с использованием современных средств обучения. Развитие личности учащихся, как главная задача обучения, закрепленная в нормативных документах, является общей основой и развития информационных технологий, и реализации дифференцированного подхода в обучении. В этой связи использование информационных технологий в обучении в целом, и геометрии, в частности, в условиях дифференцированного подхода как одного из основных средств интеллектуального развития личности, представляет важное направление исследований теории и методики обучения математике .

В настоящее время в основе информационных технологий обучения лежит применение компьютера. Использование компьютера, как средства обучения, способствует оптимизации учебного процесса и изменению роли учителя, который теперь выступает в качестве направляющего звена учебной деятельности. Учащиеся, в свою очередь, получают определенную самостоятельность в учебной деятельности, что создает условия для формирования благоприятного отношения к использованию информационных технологий в процессе обучения. В рамках данного исследования использована классно-урочная модель учебного взаимодействия учащихся с информационными технологиями[1 6, с.260] .

На значимость исследований по применению информационных технологий в учебном процессе указывают: Н. Б. Бальцюк [16,17], Ю.С.Брановский[28], М. М. Буняев [17], Я. А. Ваграменко [31,32], Р. Вильяме[34], И. Ганчев [47], Б. С. Гершунский [51−54], Г. Д. Глейзер [56−59,101], Д.X.Джонассен [90], А.П.Ершов[96], С.А.Жданов[97], Е.Ю.Жохова[98], В.А.Извозчиков[100], Ж. Кинг[204],.

X.Конколь[118], А. А. Кузнецов [120], Ж.-М.Лаборде [205], М. П. Лапчик [102,122], Г. Л. Луканкин [123], К. Маклин [34], В.Л.Матросов[17], Е. И. Машбиц [50, 140], В. М. Монахов [147], И. В. Роберт [160], Д. Шер [206]. При этом если И. В. Роберт [160] отмечает значительные технологические трудности внедрения компьютерных средств в обучение геометрии, то Е. И. Машбиц [50,140] в качестве основной причины нереализуемости ожидаемых высоких дидактических возможностей информационных технологий называет недостаточную разработку психолого-педагогических основ данной проблемы.

Глубокое освещение проблем изучения геометрии с помощью информационных технологий проведено в работах В.Р.Майера[132−135], М. Н. Марюкова [136−139], М.Г. Мех-тиева [145], И. В. Роберт [160]. В их исследованиях выделены основные мотивы использования информационных технологий (отражение компьютерных методов изучения геометрии, реализация цели повышения качества обучения, формирование компьютерно-технологической культуры), разработана методика изучения конкретных разделов геометрии в условиях применения информационных технологий обучения (изучение многогранников, графические изображения геометрических фигур и их преобразования, задачи проективной и дифференциальной геометрии).

Несмотря на значимость и глубину установленных результатов, четкой методики изучения этих разделов в условиях применения информационных технологий обучения (например, отсутствие четкой системы компонент геометрической и информационно-геометрической деятельности) пока не создано, на современном этапе отсутствуют учебники по геометрии, ориентированные на систему компьютерных средств обучения, государственный образовательный стандарт не предусматривает существенной опоры на информационные технологии изучения геометрии.

Помимо недостаточной разработанности содержательно-методических проблем использования информационных технологий в обучении учащихся общеобразовательных учреждений, существует и проблема взаимосвязи информационно-геометрической деятельности и реализации дифференцированного подхода в обучении. В работах известных методистов в области геометрии (А.Д.Александров[5,б, 7], А. Л. Вернер [5,6], Г. Д.Глейзер[56−59], В. А. Гусев [7582], И. М. Смирнова [169−171], И. С. Якиманская [197−200]) определены концептуальные положения дифференцированного обучения геометрии, однако специфика дифференциации учащихся в информационно-геометрической деятельности в теоретическом и технологическом планах в достаточной мере не разработана.

Возникает противоречие между педагогическими возможностями информационных технологий обучения для разработки эффективной методики изучения в школьной геометрии, в частности, в теме «Круглые тела» в условиях дифференцированного обучения, и реализацией этих возможностей в программах и учебниках по математике.

Отсюда особую актуальность приобретают исследования, связанные с внедрением информационной технологии в процесс обучения школьной геометрии в условиях дифференцированного подхода:

— использование информационных технологий в обучении геометрии учащихся общеобразовательных учреждений требует его теоретического обоснования как с позиции целей геометрического образования, так и с позиции потребности общества в формировании информационно-технологической культуры учащихся;

— дифференцированный подход в обучении геометрии должен быть реализован не только в профильной информационно-геометрической деятельности учащихся старшей школы, но и реализацией поисковой дифференциации в условиях уровневого обучения геометрии с применением информационных технологий;

— возможности информационных технологий не всегда реализуются в развитии пространственного мышления, как одной из основных задач школьного курса геометриинеобходима разработка прикладного методического обеспечения по формированию пространственного мышления школьников;

— системными должны быть и содержание информационно-геометрической деятельности, и методика формирования понятий геометрических фигур и изучения их свойств с использованием конкретных компьютерных сред.

С учетом этих факторов определена проблема исследования: теоретическое обоснование и создание программно-методического обеспечения для изучения свойств круглых тел в условиях дифференцированного подхода к их изучению .

Решение данной проблемы и составило цель исследования .

Объектом исследования является процесс обучения геометрии в основной школе в условиях дифференцированного обучения.

Предмет исследования — методика изучения свойств круглых тел с применением информационных технологий в условиях дифференцированного обучения.

Гипотеза исследования — разработка эффективной методики обучения свойствам круглых тел, опирающейся на применение информационных технологий обучения, возможна при выделении информационно-геометрической деятельности учащихся в условиях дифференцированного обучения в соответствии с определенными методическими требованиями:

— в структуре геометрической деятельности выделяются все взаимосвязанные компоненты, преимущественное развитие одного из них определяет конкретный профиль изучения геометрии в общеобразовательных учреждениях;

— использование информационных технологий при изучении свойств круглых тел приводит к информационно-геометрической деятельности учащихся, имеющей специфику в целях, содержании, конечных результатах сфор-мированности пространственных представлений учащихся;

— реализация дифференцированного подхода в обучении геометрии осуществляется не за счет выделения различных спектров индивидуальных особенностей учащихся, а с позиции постепенного формирования в основной школе личностно и общественно значимых профилей обучения, выделяемых в качестве отдельных в старшей школе;

— проектирование информационно-геометрической деятельности учащихся в теме «Круглые тела» производится с общих позиций ее формирования в условиях дифференцированного обучения посредством реализации принципа информационно-предметного соответствия.

Цель и предмет исследования определили его задачи:

— проанализировать современные тенденции в исследовании и разработке информационных технологий обучения;

— выявить возможности информационных технологий обучения школьной геометрии в условиях дифференцированного обучения;

— определить научно-методические основы построения информационно-геометрической деятельности учащихся;

— разработать программно-методическое обеспечение изучения свойств круглых тел в школьной геометрии в условиях дифференцированного обучения;

— в ходе педагогического эксперимента проверить эффективность разработанного программно-методического обеспечения при изучении свойств круглых тел в условиях дифференцированного обучения.

Методологической основой исследования являются современная концепция дифференцированного подхода в обучении математике (А.Д.Александров[5,б, 7], М.И. Башмаков[18,19], В.Г.Болтянский[23−26], В.И.Вернер[5,6], Г. Д.Глейзер[24, 56−59, 101], В.А.Гусев[77, 80, 82], Г. В. Дорофеев [91,92], И.М.Смирнова[170]) — деятельностная теория учения, теория учебной деятельности (М.Б. Воло-вич[3 6], Л. С. Выготский [39, 40], П.Я. Гальперин[42−46], В.В.Давыдов[83−86], Г. Г. Левитас[123−125], А. Н. Леонтьев [126−129], И. Я. Лернер [130], С.Л.Рубинштейн[164,165], Н.Ф.Талызина[176,177]) — теоретический подход к формированию пространственного мышления (С.Л.Рубинштейн [164,165], Н.Ф.Четверухин[188,189], И. С. Якиманская [35,197−200]) — исследования по применению информационных технологий в сфере образования (Н.Б.Бальцюк [16,17], М.М.Буняев[17], Я.А.Ваграменко[31,32], Г. Д. Глейзер [56−59], А.П.Ершов[96], С.А.Жданов[97], Е.Ю. Жохова[98], В.А. Извозчиков[100], А. А. Кузнецов [121], М. П. Лапчик [102,122], В.Л.Матросов[17], Е. И. Машбиц [50,140,141], В. М. Монахов [147−149], И. В. Роберт [160]- государственные нормативные документы по математическому образованию, отражающие достижения теории и методики обучения математике.

Для решения поставленных задач были привлечены различные методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы по проблеме исследования, фундаментальных и оригинальных материалов по проблемам компьютерного обучения, изучение опыта работы общеобразовательных учреждений по использованию информационных технологий в учебном процессе, педагогический эксперимент и статистическая обработка его результатов.

Организация и основные этапы эксперимента. В соответствии с логикой развития исследования работа прово.

Ф дилась поэтапно в период 1998;2003гг.

1 этап (1998;1999гг.). На основе теоретических данных изучена проблема содержания геометрической деятельности, формирования пространственного мышления школьников, обучающихся по экспериментальным учебникам В. А. Гусева, реализующим принцип фузионизма. Уточнена структура геометрической деятельности включением в нее мотивационно-целевого компонента.

Проведен констатирующий эксперимент сформированно-сти у учащихся б-х классов гимназии № 1, средних школ № 11, № 3 9, № 67 г. Брянска, Онежской средней школы Брянского района Брянской области пространственных представлений при изучении свойств круглых тел.

2 этап (1999;2001гг.). Исследованы цели, содержание, практические результаты использования информационных технологий в процессе изучения геометрии 6−11 классов общеобразовательных учреждений. Установлена структура информационно-геометрической деятельности, основанная на реализации принципа информационно-предметного соответствия.

Проведен поисковый эксперимент по проектированию информационно-геометрической деятельности учащихся при изучении свойств круглых тел. Определена оценка дидактических возможностей компьютерных геометрических сред учебного назначения, современных научноисследовательских компьютерных математических систем.

Ф* 3 этап (2001;2003гг.). Исследованы педагогические возможности информационно-геометрической деятельности учащихся при изучении свойств круглых тел в условиях дифференцированного подхода в обучении. Установлена структура основных профилей изучения геометрии, содержание поисковой дифференциации учащихся основной школы по выделению всех профилей информационно-геометрической деятельности.

В ходе формирующего эксперимента уточнено программно-методическое обеспечение изучения круглых тел с помощью конкретных геометрических сред на основе использования информационных технологий обучения, проведена аттестация учащихся контрольной и экспериментальных групп, подтверждающая гипотезу исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования :

— проблема применения информационных технологий обучения школьной геометрии рассмотрена в комплексе с проблемой дифференциации обучения;

— определены научно-методические основы построения информационно-геометрической деятельности учащихся общеобразовательных школ;

— разработана методика изучения свойств круглых тел на основе применения информационных технологий (включая самостоятельность работы учащихся по построению графических изображений круглых тел в различных математических средах, развитие пространственного мышления посредством построения моделей круглых тел и создание индивидуальной справочно-информационной системы при изучении свойств круглых фигур).

Практическая значимость исследования:

— разработанные модели геометрической и информационно-геометрической деятельности учащихся выступают в качестве практического средства анализа содержания учебников геометрии, методических пособий для учителей математики с точки зренияиспользования возможностей информационных технологий;

— апробированная методика информационно-геометрической деятельности по изучению свойств круглых тел в условиях дифференцированного обучения подготовлена к ее применению в учебном процессе.

На защиту выносятся:

1. Теоретическая модель информационно-геометрической деятельности учащихся на основе использования компьютерных сред учебного и научно-исследовательского назначения.

2. Методические рекомендации по изучению свойств круглых тел с использованием информационных технологий в условиях дифференцированного подхода в обучении.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена опорой на достижения современных психолого-педагогических и методических исследованийиспользованием методов исследования, адекватных его целям, задачам и логикепроведенным экспериментом и анализом его результатов статистическими методами.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания математики математического факультета Московского педагогического государственного университета, кафедрах геометрии, информатики и прикладной математики Брянского государственного университета имени акад. И. Г. Петровского, используются в практике работы учителей математики ряда школ г. Брянска и области.

Апробация результатов исследования осуществлялась на Международных и Всероссийских научных конференциях, семинарах по информационным технологиям обучения в Москве (1999,2000,2001,2002гг.), теории и методике обучения математике в Санкт-Петербурге, Вологде (2001,2002гг.), Брянске (1999,2000,2001,2002,2003гг.), Калуге (2002, 2003гг.), Иркутске (2003г.), на Герценов-ских чтениях в Санкт-Петербурге (2002,2003гг.).

Основные результаты работы можно сформулировать следующим образом:

1. На основе разработанных теоретических основ использования информационных технологий при изучении курса геометрии в школе в условиях дифференцированного обучения создана модель информационно-геометрической деятельности учащихся.

2. Определены научно-методические основы построения информационно-геометрической деятельности учащихся .

3. Разработано программно-методическое обеспечение изучения свойств круглых тел в школьном курсе геометрии в условиях дифференцированного подхода в обучении.

4. В ходе педагогического эксперимента проверена эффективность разработанного программно-методического обеспечения при изучении свойств круглых тел в условиях дифференцированного обучения .

5. На основе анализа апробации в реальном учебном процессе разработанного программно-методического обеспечения показано, что его применение позволяет достичь поставленных задач и целей.

Перспективы исследования мы связываем с расширением сферы применения информационных технологий в образовательном процессе. Применение построенных теоретических моделей при разработке программно-методического обеспечения курса геометрии позволит повысить эффективность учебной деятельности в свете решения вопросов формирования и развития пространственного мышления.

166 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выполненная диссертационная работа исследует возможности создания программно-методического обеспечения для изучения свойств круглых тел в условиях дифференцированного обучения, а именно с точки зрения устранения противоречия между педагогическими возможностями информационных технологий обучения для разработки эффективной методики изучения в школьной геометрии, в частности, в теме «Круглые тела», в условиях дифференцированного обучения, и реализацией этих возможностей в программах и учебниках по математике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. и др. Концепция развития математическогофобразования // Математика в школе, 1990. № 1. — С.2−13
  2. Г. А., Баландин Д. Л. Уроки мультимедиа в курсе информатики // Информатика и образование, 1996. № 1.- С.112−120
  3. О.И., Кривошеев А. О., Ушаков А. С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения // Информатика и образование, 1994. № 2. — С.34−40
  4. Ф 4. Актуальные вопросы совершенствования школьного математического образования // Сборник научных трудов / Отв. ред. Г. Л. Луканкин. М., 1988. — 146с.
  5. А.Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия 79. М.: Просвещение, 1995- Геометрия 8−9. М.: Просвещение, 1995- Геометрия 10−11. — М.: Просвещение, 1995.
  6. А.Д. и др. Геометрия: Учебник для учащихся 11 классов с углубленным изучением математики / А. Д. Александров, А. Л. Вернер, В. И. Рыжик. М.: Просвещение, 2000. — 319с.
  7. А.Д. О геометрии // Математика в школе, 1980. № 3.
  8. Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения //Информатика и образование, 1993. № 5. — С.7−19
  9. .Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Ученые записки, вып.2.- Л.: ЛГУ, 1967. С.235−249
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339с.
  11. В.В. Методические особенности применения пакета прикладных программ в обучении математике и информатике. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. Москва, 1990. 18с.
  12. Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: Дисс. на соискание ученой степени д-ра пед.наук. М., 1994. -354с.
  13. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994. — 228с.
  14. Г. А. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. Дисс. д-ра пед. наук. — М., 1990. — 367с.
  15. Н.Б., Буняев М. М., Матросов B.J1. Некоторые возможности: использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе: Учебное пособие. М.:Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — 13бс.
  16. М.И. Уровень и профиль школьного математического образования // Математика в школе, 1993. № 2. -С. 8−9
  17. М.И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб.: Изд-во «Свет», 1997.
  18. Н.М. Изображение пространственных фигур // Квант, 1970. № 12. — С.3−21.
  19. Н.М. Методика геометрии (с приложением главы «Методика преподавания наглядной геометрии» A.M.Астряба). М.-Л.: Учпедгиз, 1947. — С.255
  20. Н.М. О некоторых основных принципах преподавания математики // Математика в школе, 1985. № 1.
  21. В.Г. Информатика и преподавание математики // Математика в школе, 1989. № 4. — С.86−90
  22. В.Г., Глейзер Г. Д. К проблеме дифференциации школьного математического образования // Математика в школе, 1988. № 3 — С.9−13
  23. В.Г., Рубцов В. В. Вопросы компьютеризации школьного обучения // Вопросы психологии. 1985.6. С.177−178
  24. В.Г., Рубцов В. В. Вопросы компьютеризации школьного обучения // Математика в школе. 198 6. № 1. — С.69−70
  25. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии // Педагогика. 1993. — № 5. — С.12−15
  26. Ю.С. Совершенствование методической системы обучения математике в средней школе на основе использования персональных копьютеров. Дисс. канд. пед. наук, МПГУ, Москва, 1991.
  27. А. А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. 1965. — № 7. — С.70−83
  28. Я.А. Педагогическая информатика. Программное обеспечение компьютерного всеобуча, Москва, 1990.
  29. Я.А., Роберт И. В. и др. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения (систем учебных заведений) и организационном управлении. -М.: РОСЦИО, 1992. 23с.
  30. Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование, 1986. № 1. — С.18−22.
  31. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс, 1988. 334с.
  32. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
  33. М.Б. Программирование усвоения начальных геометрических понятий / Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. -М., 1967. С.56−65
  34. И.А. Формирование обобщенных приемов геометрического мышления / Управление познавательной деятельностью учащихся. М., 1972. — С.32−41
  35. Вопросы компьютеризации учебного процесса: Книга для учителя: Из опыта работы / Сост. Н. Д. Угринович / Под ред. Л. П. Шило. М.: Просвещение, 1987. — 128с.
  36. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
  37. Л. С. Избранные психологические исследования . М., 1956.
  38. Ю., Войскунский А. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998.-т.19. № 1. — С.89−100
  39. П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / Психологическая наука в СССР, т.1, М., 1959.
  40. П. Я., Талызина Н. Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащегося // Вопросы психологии, 1957. № 1.
  41. П.Я. Управление процессами учения / Новые исследования в педагогических науках, выпуск IV, М., 1965 .
  42. П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий / Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения. Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996, С.67−71
  43. П. Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения / Программированное обучение. М., 1964. — С.17−30
  44. Ив., Кучинов Й., Данова Т., Данов Кр. Из опыта компьютеризации обучения в школах Болгарии // Математика в школе, 1987. № 3. — С.70−72
  45. Геометрия 7−9: Учебник для общеобразовательных учреждений / JI. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. 12-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 384с.
  46. Геометрия 10−11: Учебник для общеобразовательных учреждений / JI. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. 11-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 206с.
  47. Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе // Вопросы психологии, 1985. № 3. — С.41−48.
  48. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. -264с.
  49. . С. Прогностический подход к компьютеризации // Советская педагогика, 1986. № 7. — С.43−48
  50. . С. Теоретико-методологические основы компьютеризации в сфере образования: Прогностический аспект. М., 1985.
  51. .С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. -432с.
  52. .И., Ловцев Д. А., Михайлов С. Н., Сухов А. В. Компьютеризированный учебник // Информатика и образование, 1994. № 3. — С.86−94
  53. Г. Д. Проблемы индивидуализации и дифференциации обучения в вечерней школе. М.: Изд-во АПНССС, 1991. — 81с.
  54. Г. Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии: Науч.-исслед. ин-т общего образования Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1978. — 104с.
  55. Г. Д. Методы формирования и развития пространственных представлений взрослых в процессе обучения геометрии в школе. Автореферат дисс. докт .пед.наук. -М., 1985.
  56. Г. Д. Геометрия 6−8: Учебное пособие для вечерней (сменной) школы. М.: Просвещение, 1976, 1977.
  57. В., Цибулин В. Компьютер в математическом исследовании. Учебный курс. СПб.: Питер, 2001. -624с.
  58. Горшкова (Кузина) А. В. Информационные технологии в теме «Круглые тела» // Тезисы докладов XI конференции «Информационные технологии в образовании». Москва, 5−9 ноября 2001 г, С.42−43
  59. А. В. Модели информационно-геометрической деятельности в условиях дифференцированного обучения // Межвузовский сборник научных трудов «Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики», Калуга, 2003 г., С.74−81
  60. А. В. Дифференцированное обучение в информационно-геометрической деятельности//Прооблемы информатизации образования. Иркутск, 2003 г., С.54−59
  61. А.В. Модельный подход к изучению геометрии// Тезисы докладов XX Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. Вологда, 2−4 октября, 2001 г, С.32−33
  62. А. В. К понятию информационно-геометрической деятельности // Межвузовский сборник научных трудов «Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики», Калуга, 2002 г, С.269−277
  63. Горшкова (Кузина)А.В. Особенности компьютерного обучения в системе математического образования. Брянск: изд-во БГПУ, 2000. — 32с.
  64. А.В. Формирование пространственного мышления учащихся в компьютерной предметной среде // Тезисы докладов XII конференции «Информационные технологии в образовании». Москва, 4−8 ноября 2002 г, С.23−24
  65. Горшкова (Кузина)А.В., Хачева Г. Ю. Использование возможностей курса «Информатика» для формирования мышления будущего учителя математики. Тезисы докладов X конференции «Информационные технологии в образовании». Москва, 7−12 ноября 2000 г, С.147−148
  66. Государственный стандарт среднего (полного) общего образования по математике (часть федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования) / Учительская газета, 2002. № 36, -С. 31−33
  67. В.А. Геометрия. 5−6 классы: Учебное пособие. -М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», 2002. — 256с.
  68. В.А. Геометрия 6, ч.1,2. — М.: Авангард, 1997- Геометрия — 7, ч.3,4. — М.: Авангард, 1996- Геометрия — 8, ч.5,6. — М.: Авангард, 1997.
  69. В.А. Как помочь ученику полюбить математику? -М.: Авангард, 1994 168с.
  70. В.А. Каким должен быть курс школьной геометрии? // Математика в школе, 2002, № 3. С.4−8
  71. В. А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: Дисс. докт. пед. наук. М., 1990. — 364с.
  72. В.А. Программа курса «Геометрия» для 5−11 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2002. — 32с.
  73. В.А., Силаев Е. В. Методические основы дифференциации обучения математике в средней школе: Монография. М.: Издательство, 1996. — 131с.
  74. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретич. и эксперим. исслед. М.: Педагогика, 1986. — 239с.
  75. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИН-ТОР, 1996. — 544с.
  76. В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992. — 112с.
  77. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии, 1981. № 6. -С.13−26
  78. В.А. Компьютеризация курса методики преподавания математики. Методические рекомендации для преподавателей и студентов физико-математических факультетов. Омск, 1989. — 28с.
  79. В. А. Компьютерно-ориентированное преподавание геометрии в средней школе. Методические рекомендации для студентов физико-математических факультетов и учителей математики. Омск, 1989. — 30с.
  80. А.С., Кириллов А. И., Сливина Н. А., Чубров Е. В., Кривошеев А. О., Фомин С. С. Компьютерные обучающие программы // Информатика и образование, 1995. № 3. -С.15−22
  81. Д.Х. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование, 1996. № 4. — С.116−131
  82. Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования // Математика в школе, 1990. № 6. — С.2−5
  83. Г. В., Кузнецова JI.B., Суворова С. В., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе, 1990. № 4. — С.15−21
  84. И.В. Индивидуализация процесса обучения математике с помощью компьютера как средство повышения уровня знаний учащихся: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1991. — 191с. — Библиогр.: С.173−190
  85. И.В. Методическая подготовка будущего учителя математики к дифференцированному обучению учащихся средней школы. Калуга: КГПУ, 2000. — 277с.
  86. Н.В. Структуризация знаний и технология разработки компьютерных мастеров-тестов // Информатика и образование, 1999. № 6. — С.51
  87. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе, 1989. № 1. — С.14−31
  88. С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях: Автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Московский государственный педагогический университет. М., 1992. — Збс.
  89. Е.Ю. Компьютерная технология решения геометрических задач как средство формирования понятийного аппарата: Автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.02- / Ярославский государственный педагогический университет: М., 1996. — 16с.
  90. Д.В., Зарецкая З. А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников // Информатика и образование, 1997. № 7. — С.89
  91. В.А. Новые информационные технологии обучения: Учеб.пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 120с.
  92. Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе / Под ред. Г. Д. Глейзера. М.: Просвещение, 1985. — 143с.
  93. Информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов / под ред. М. П. Лапчика. Омск, 1998. -130с.
  94. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М: Просвещение, 1968. — 288с.
  95. Каталог учебных компьютерных программ. М.: НПП «Бит про», 1998. — № 2. — 54с.10 9. Кирилова Г. И. Информационные технологии и компьютерные средства в образовании // Educational Technology & Society 4(1) 2000, ISSN 1436−4522, pp. 125−136
  96. А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся. Дисс. докт .пед.наук. -Казань, 1982. 434с.
  97. А. Н. О профессии математика. М., 1959.
  98. А. Н. Геометрические преобразования в школьном курсе геометрии // Математика в школе, 1965.
  99. А.Н., Яглом И. М. О содержании школьного курса математики // Математика в школе, 1965. № 4.
  100. А.Н. О системе основных понятий и обозначений для школьного курса математики // Математика в школе, 1971. № 2. — С.12−24
  101. Иб.Колягин Ю. М. и др. Методика преподавания математики в средней школе. М., 1975. — С. 135
  102. Компьютеризация математического образования: Научно-аналитический обзор / Л. Э. Венцковский, В.Н. Келбакиа-ни. М.: ИНИОН, 1990. — 41с. — (Серия «Наука: теория, практика, управление»).
  103. X. Использование современных технических средств обучения при изучении математики в школах Польши, Wyzsza Szkola Pedagogiczna im. Komisji Edu-kacji Narodowej w Krakowie, PRACE MONOGRAFICZNE Nr 257, 1998.
  104. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства РФ // Официальные документы в образовании. № 4, 2002 г.1. С.3−32
  105. А.А., Сергеева Т. А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование, 1986. № 2. -С.87−90
  106. Э.И. Новые информационные технологии в обучении математике // Математика в школе, 1990. № 5. -С.5−812 2. Лапчик М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. Омск: 1999. — 294с.
  107. Г. Г. Современный урок математики. Методы преподавания. М.: Высшая школа, 1989.
  108. Г. Г. Теоретические основы разработки системы средств обучения по математике. М.: АПН СССР, 1991.
  109. А.Н. Избранные психологические произведения. М., Т.1, 368с.
  110. А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
  111. А.Н. Общее понятие о деятельности/ Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977. — 528с.
  112. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения/ Теории учения. Хрестоматия. Часть I. Отечественные теории учения. Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. — М.: Редакционно-издательский центр «Помощь», 1996. — С.28−66
  113. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
  114. .Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у школьников. М.: Педагогика, 1959. 295с.
  115. В. Р. Компьютерная поддержка курса геометрии. 4.1. Геометрия на плоскости. Методическое пособие, Красноярск, КГПУ, 1995- 4.2. Геометрия в пространстве. Методическое пособие, Красноярск, КГПУ, 1996.
  116. В.Р. Программирование как инструмент познания в курсе геометрии. // Информатика и образование. № 5, 1997 .
  117. М.Н. Компьютер на уроках геометрии в школе. Учебное пособие. Издательство БГПУ, Брянск, 1997.
  118. М.Н. Компьютерные обучающие системы в геометрии // Математика в школе, 1997. № 2. — С.35−37
  119. М.Н. Научно-методические основы использования компьютерных технологий при изучении геометрии в школе. Дисс.докт. пед. наук: Спец. 13.00.02. теория и методика обучения математике / БГПУ — М., 1998. -244с. — Библиогр.: С.222−229
  120. Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М., 1986.
  121. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192с.
  122. Н.В. Реализм основа перестройки школьного математического образования // Математика в школе, 1989. № 3. — С.23−30
  123. Методика обучения математике с использованием системы учебного оборудования / под ред. Г. Г. Левитаса. М., 1984. — 324с.
  124. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ-мат. спец. / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.- Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. — 416с.
  125. М.Г. Методика обучения геометрии в 10−11 классах общеобразовательной школы с использованием компьютера: Дисс. докт. пед. наук. М., 2000 г. — 386 с.
  126. Ю.В. Стереометрия за компьютером // Математика в школе, 19 94. № 3.
  127. В.М. Что такое новая информационная технология обучения? // Математика в школе, 1990. № 2.1. С.47−5414 8. Монахов В. М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Дифференциация обучения в средней школе // Советская педагогика, 1990. № 8. — С.42−47
  128. В.М., Стефанова Н. А. Направления развития системы методической подготовки будущего учителя математики // Математика в школе, 1993. № 3.
  129. Ю.А. Технологические программные инструменты в разработке учебно-ориентированных пакетов прикладных программ. Проблемы школьной информатики: Сб. научных трудов. Под ред. А. П. Ершова, Новосибирск, 1986.
  130. . Структуры математические и операторные структуры мышления. — В кн.: Преподавание математики. Пер. с франц. М., I960.15 4. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. -М.: АПН РСФСР, 1953. 752с.
  131. А.В. Геометрия: Учеб. для 7−11 классов общеобразовательных учреждений. 10-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 383 е.: ил.
  132. А. Математическое творчество. Пер. с франц. Юрьев, 1909.
  133. А.В. Общая методика преподавания математики. -М.: Просвещение, 1967.
  134. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Дисс. на соискание уч. степени д-ра пед.наук. М., 1994. — 339с.
  135. И.В. Какой должна быть обучающая программа? // Информатика и образование, 1986. № 2.
  136. И.В. Концепция внедрения новых информационных технологий в учебный процесс образовательной школы / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения АПН СССР. М., 1990.
  137. И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа-пресс», 1994. — 205с.
  138. И.В. Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения. Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств. М.: АПН СССР НИИ средств обучения и учебной книги, 1991.
  139. Н.Н. Дифференцированное обучение как его осуществить? // Народное образование, 1991. — № 3.- С.41−43
  140. С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М., 1958. 388с.
  141. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. — 688с.166. Рычков В., Дьяконов В., Новиков Ю. Компьютер для студента. Самоучитель СПб.: Питер, 2000. — 592с.
  142. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование, 1991.1.
  143. И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: Дисс. докт. пед. наук. М., 1994. — 364с.
  144. И.М. Геометрия: Учебное пособие для 10−11 классов гуманитарного профиля. М.: Просвещение, 1997. — 159с.
  145. Стандарт среднего математического образования// Математика в школе, 1993. № 4, С.10−21
  146. С.В., Хованский С. А. Планиметрия. Электронный учебник-справочник. Для школьников и абитуриентов: Наглядное пособие. М.: «КУДИЦ», 1998. — 200с.
  147. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192с.
  148. Р. Использование AutoCAD 2ООО. Специальное издание: Пер. с англ.: Учебное пособие М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 832с.
  149. Е.Е. Методика обучения алгебре и началам анализа в 10−11 классах гуманитарного профиля с использованием компьютера: Дисс. канд. пед. наук. М., 2000 г. — 293с.
  150. Т.Г., Широкова В. В. Рабочая тетрадь по стереометрии. Учебно-методическое пособие, МиМ Экспресс, 1996. — 112с.
  151. Н.Ф. Методы геометрических построений. -М.: Учпедгиз, 1952.
  152. Н.Ф. Проективная геометрия. Учебник для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1969. — 367с.
  153. В. Г. Методика преподавания геометрии: Планиметрия. М.: Учпедгиз, 1959.
  154. Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы. -М.: Просвещение, 1982. С.269−286
  155. Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений// Вопросы психологии, 1968. № 4. — С.29
  156. А.Н. Как развивать пространственное воображение учащихся? // Математика в школе, 1991. № 1.
  157. Т.И. Компьютер на уроках математики в v классе // Математика в школе, 1993. № 5.19 6. Юрин В. Н. Компьютерные технологии в учебном процессе инженерного образования // Информационные технологии, 1999. № 3. — С.45−46
  158. И.С. Индивидуально-психологические различия в пространственной ориентации школьников // Вопросы психологии. 1976. — № 3. — С.13
  159. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  160. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995. № 2. — .С.31−42
  161. И.С., Абрамова С. Г., Шиянова Е. Б., Юдашина Н. И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика, 1991. № 4. — С.44−52
  162. А.В. Методика использования персональных компьютеров как средство совершенствования уроков систематизации и обобщения знаний по математике. Дисс. канд. пед. наук. МПГУ, Москва, 1992.
  163. Grabinger, R.S., Wilson, В. G. & Jonassen, D.H. (1990). Designing expert systems for education. New York.
  164. Hadamard J. An essay on the psychology of invention in the mathematical field. Prinseton University Press, 1945 .
  165. King J.R. Geometry through the circle with the Geometers Sketchpad. Key Curriculum Press, USA, 1996.
  166. Laborde J.-M. Cabri geometry 2./Geometry for the world / Texas Instruments, USA, 1997.
  167. Scher D. Exploring Conic Sections with the Geometers Sketchpad. Key Curriculum Press, USA, 1995.
Заполнить форму текущей работой