Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование осанки: способы оценки, технологии коррекции нарушений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема возрастных изменений осанки, методы профилактики и коррекции нарушений привлекают внимание многих: исследователей. Нарушения осанки и деформации позвоночника составляют многочисленную группу разнообразных по характеру и проявлениям вариантов патологии опорно-двигательного аппарата у детей, поэтому вопросы их ранней диагностики, лечения и контроля за его эффективностью являются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Методы оценки состояния опорно-двигательного аппарата
    • 1. 2. Определение биологического возраста у детей и подростков
    • 1. 3. Методы профилактики и лечения нарушений осанки
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
    • 2. 1. Характеристика групп обследуемых
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Методы лечения
  • Глава 3. Возрастные изменения асимметрии скелета
  • Глава 4. Определение биологического возраста по асимметрии скелета
  • Глава 5. Оценка эффективности различных методик лечения нарушений осанки

Формирование осанки: способы оценки, технологии коррекции нарушений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В течение жизни осанка претерпевает изменения, наиболее значительные в детском и подростковом возрасте. Экзогенные и эндогенные факторы и темп созревания оказывают влияние на ее формирование. Эти положения мы взяли в основу комплексной характеристики морфофункциональных изменений осанки в процессе развития, коррекции и взаимосвязи изменений осанки с темпом созревания.

Проблема возрастных изменений осанки, методы профилактики и коррекции нарушений привлекают внимание многих: исследователей [97,128]. Нарушения осанки и деформации позвоночника составляют многочисленную группу разнообразных по характеру и проявлениям вариантов патологии опорно-двигательного аппарата у детей, поэтому вопросы их ранней диагностики, лечения и контроля за его эффективностью являются актуальными [124]. За последние 30 лет число детей, имеющих какие-либо нарушения осанки, выросло в 3 раза и составляет, по данным разных исследований, около 80% [98]. Рост выявляемости нарушений осанки обусловлен не только объективными причинами врожденного и приобретенного характера, но также отсутствием единой методики у специалистов, проводящих профилактические осмотры детей и подростков. Диагностика нарушений осанки общепринятыми способами остается проблемной в части раннего выявления патологии и оценки степени ее выраженности из-за субъективности получаемых даннных. В последние годы в литературе пояаились сведения об использовании для оценки этой патологии современных методик, основанных на трехмерной оценке показателей. Наиболее современной из них является оптическая компьютерная топография, отличяющаяся безвредностью, точностью, объективностью и обеспечивающая возможность динамического наблюдения за детьми с патологией позвоночника [105].

В анализируемых источниках литературы практически нет сообщений о критериях диагностики нарушений^ осанки, исходя из половозрастных нормативных показателей, остаются неизвестными количественные показатели осанки. Практически нет данных о структуре нарушений осанки в трех плоскостях при скрининговых обследованиях детей дошкольного и школьного возраста. До настоящего времени не выявлены наиболее эффективные методики профилактики и коррекции нарушений.

Проблемам определения биологического возраста у детей иподростков и методам его оценки посвящен ряд научных работ [4,6]. Определение биологического возраста дает возможность оценки вариантов морфофункциональных изменений под влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Но наиболее широко применяемые в настоящее время в педиатрии методы определения биологического возраста не лишены недостатков. Определение костного возраста по рентгенографии лучезапястных суставов связано с Rg облучением. Зубной формулой можно пользоваться только в период прорезывания и роста зубов. Определеннее биологического возраста по степени выраженности половых признаков — только в период полового созревания. Точность вышеперечисленных методов составляет 0,5 — 1 год. Поэтому требуется дальнейшая разработка методов более точных и безопасных для здоровья. На современном этапе при разработке методов определения биологического возраста предпочтение отдается методу множественной линейной регрессии [10].

Индивидуальное биологическое развитие ребенка носит волнообразный характер, что предпологает взаимосвязь биологического возраста и формирования всех органов и систем, в том числе и опорно-двигательного аппарата [40]. В доступной нам литературе мы не нашли данных о влиянии темпа развития ребенка на формирование осанки.

Исследование динамики показателей осанки в процессе развития, создание комплексного подхода к оценке общебиологических закономерностей у детей и подростков, выявление наиболее эффективных методов профилактики и коррекции нарушений осанки имеет большое значение для лечебной физкультуры и спортивной медицины, ортопедии, педиатрии.

Цель и задачи исследования

.

Цель настоящей работы — изучить закономерности формирования осанки у детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет, способ комплексной оценки ее, технологии коррекции изменений и нарушений.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать состояние осанки в период от 4 до 17 лет у детей разного пола по показателям костного скелета и установить его возрастные пределы во фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостях.

2. Разработать и предложить новый метод определения биологического и должного биологического возраста по показателям осанки.

3. Изучить закономерности возрастных изменений детей и подростков в зависимости от пола.

4. Сравнить эффективность разных способов коррекции нарушений осанки и выбрать наиболее оптимальную методику.

Научная новизна.

1. Впервые изучены возрастные особенности осанки у детей 4 — 17 лет обоего пола в виде комплекса показателей асимметрии костного скелета в различных плоскостях и выявлены закономерности морфофункциональных изменений характеристик осанки.

2. Разработан метод определения биологического возраста по показателям осанки.

3. Впервые проведено сравнение биологического возраста по показателям осанки в зависимости от пола и возраста.

4. Впервые исследовано сравнение эффективности разных методик коррекции нарушений осанки.

Практическая значимость работы.

В результате работы получены показатели возрастных изменений осанки у детей и подростков.

Предложен комплекс критериев оценки морфофункциональных изменений осанки.

Предложен точный и безопасный метод определения биологического возраста детей и подростков по показателям осанки.

Характеристика биологического и должного биологического возраста по показателям осанки может быть использована:

— для оценки соответствия норме и отклонений развития детей и подростков,.

— эффективности коррекции нарушений осанки, лечения, реабилитации, влияния занятий спортом,.

— анализа выраженности влияний социальных и экологических факторов.

Показана степень эффективности разных методик коррекции изменений и нарушений осанки и выявлена наиболее эффективная.

Выводы.

1. Возрастные изменения характеристик осанки в период от 4 до 17 лет:

— изменение показателей осанки выражалось в увеличении величин шейного лордоза, поясничного лордоза, бокового искривления позвоночника у мальчиков и девочек, уменьшении перекоса плеч у тех и других, увеличении ротации таза у мальчиков,.

— у мальчиков были более выражены изменения шейного лордоза, у девочек — поясничного.

2. Закономерности изменений показателей осанки у мальчиков и девочек:

— самые стабильные периоды формирования осанки — 4 года, 8,13 и 15 лет,.

— наибольшим изменениям показатели осанки подвержены в периоды первого и второго ростовых скачков.

3. Точным и объективным методом регистрации показателей осанки и контроля эффективности коррекции ее изменений является компьютерная оптическая топография.

4. Метод определения биологического возраста по показателям осанки позволяет охарактеризовать особенности темпа биологического созревания детей и подростков.

5. Характеристика биологического созревания детей проявляется следующими особенностями:

— темп биологического развития детей имел волнообразный характер, наибольшие изменения темпа биологического развития происходили в период второго ростового скачка,.

— темп биологического развития девочек опережает мальчиков в возрасте 4-х лет и отстает в 17 летнем возрасте.

6. В порядке эффективности методики коррекции изменений и нарушений осанки расположились следующим образом: корригирующая гимнастика, биомеханотерапия, функциональное биоуправление, функциональное биоуправление/биомеханотерапия.

Аппаратные методики коррекции нарушений осанки являются эффективными и могут использоваться в комплексе с корригирующей гимнастикой.

Практические рекомендации.

1. Полученные возрастные показатели асимметрии костного скелета по компьютерной оптической топографии использовать для оценки состояния осанки у детей и подростков при профилактических осмотрах, диспансеризации и в процессе коррекции.

2. Предложенный метод определения биологического возраста по показателям осанки использовать для оценки темпа развития детей и подростков и влияния на организм экзогенных и эндогенных факторов.

3. Применять аппаратные методики коррекции нарушений осанки в комплексе с корригирующей гимнастикой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой