Формирование осанки: способы оценки, технологии коррекции нарушений
Проблема возрастных изменений осанки, методы профилактики и коррекции нарушений привлекают внимание многих: исследователей. Нарушения осанки и деформации позвоночника составляют многочисленную группу разнообразных по характеру и проявлениям вариантов патологии опорно-двигательного аппарата у детей, поэтому вопросы их ранней диагностики, лечения и контроля за его эффективностью являются… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Обзор литературы
- 1. 1. Методы оценки состояния опорно-двигательного аппарата
- 1. 2. Определение биологического возраста у детей и подростков
- 1. 3. Методы профилактики и лечения нарушений осанки
- Глава 2. Материалы и методы исследования
- 2. 1. Характеристика групп обследуемых
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Методы лечения
- Глава 3. Возрастные изменения асимметрии скелета
- Глава 4. Определение биологического возраста по асимметрии скелета
- Глава 5. Оценка эффективности различных методик лечения нарушений осанки
Формирование осанки: способы оценки, технологии коррекции нарушений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В течение жизни осанка претерпевает изменения, наиболее значительные в детском и подростковом возрасте. Экзогенные и эндогенные факторы и темп созревания оказывают влияние на ее формирование. Эти положения мы взяли в основу комплексной характеристики морфофункциональных изменений осанки в процессе развития, коррекции и взаимосвязи изменений осанки с темпом созревания.
Проблема возрастных изменений осанки, методы профилактики и коррекции нарушений привлекают внимание многих: исследователей [97,128]. Нарушения осанки и деформации позвоночника составляют многочисленную группу разнообразных по характеру и проявлениям вариантов патологии опорно-двигательного аппарата у детей, поэтому вопросы их ранней диагностики, лечения и контроля за его эффективностью являются актуальными [124]. За последние 30 лет число детей, имеющих какие-либо нарушения осанки, выросло в 3 раза и составляет, по данным разных исследований, около 80% [98]. Рост выявляемости нарушений осанки обусловлен не только объективными причинами врожденного и приобретенного характера, но также отсутствием единой методики у специалистов, проводящих профилактические осмотры детей и подростков. Диагностика нарушений осанки общепринятыми способами остается проблемной в части раннего выявления патологии и оценки степени ее выраженности из-за субъективности получаемых даннных. В последние годы в литературе пояаились сведения об использовании для оценки этой патологии современных методик, основанных на трехмерной оценке показателей. Наиболее современной из них является оптическая компьютерная топография, отличяющаяся безвредностью, точностью, объективностью и обеспечивающая возможность динамического наблюдения за детьми с патологией позвоночника [105].
В анализируемых источниках литературы практически нет сообщений о критериях диагностики нарушений^ осанки, исходя из половозрастных нормативных показателей, остаются неизвестными количественные показатели осанки. Практически нет данных о структуре нарушений осанки в трех плоскостях при скрининговых обследованиях детей дошкольного и школьного возраста. До настоящего времени не выявлены наиболее эффективные методики профилактики и коррекции нарушений.
Проблемам определения биологического возраста у детей иподростков и методам его оценки посвящен ряд научных работ [4,6]. Определение биологического возраста дает возможность оценки вариантов морфофункциональных изменений под влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Но наиболее широко применяемые в настоящее время в педиатрии методы определения биологического возраста не лишены недостатков. Определение костного возраста по рентгенографии лучезапястных суставов связано с Rg облучением. Зубной формулой можно пользоваться только в период прорезывания и роста зубов. Определеннее биологического возраста по степени выраженности половых признаков — только в период полового созревания. Точность вышеперечисленных методов составляет 0,5 — 1 год. Поэтому требуется дальнейшая разработка методов более точных и безопасных для здоровья. На современном этапе при разработке методов определения биологического возраста предпочтение отдается методу множественной линейной регрессии [10].
Индивидуальное биологическое развитие ребенка носит волнообразный характер, что предпологает взаимосвязь биологического возраста и формирования всех органов и систем, в том числе и опорно-двигательного аппарата [40]. В доступной нам литературе мы не нашли данных о влиянии темпа развития ребенка на формирование осанки.
Исследование динамики показателей осанки в процессе развития, создание комплексного подхода к оценке общебиологических закономерностей у детей и подростков, выявление наиболее эффективных методов профилактики и коррекции нарушений осанки имеет большое значение для лечебной физкультуры и спортивной медицины, ортопедии, педиатрии.
Цель и задачи исследования
.
Цель настоящей работы — изучить закономерности формирования осанки у детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет, способ комплексной оценки ее, технологии коррекции изменений и нарушений.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать состояние осанки в период от 4 до 17 лет у детей разного пола по показателям костного скелета и установить его возрастные пределы во фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостях.
2. Разработать и предложить новый метод определения биологического и должного биологического возраста по показателям осанки.
3. Изучить закономерности возрастных изменений детей и подростков в зависимости от пола.
4. Сравнить эффективность разных способов коррекции нарушений осанки и выбрать наиболее оптимальную методику.
Научная новизна.
1. Впервые изучены возрастные особенности осанки у детей 4 — 17 лет обоего пола в виде комплекса показателей асимметрии костного скелета в различных плоскостях и выявлены закономерности морфофункциональных изменений характеристик осанки.
2. Разработан метод определения биологического возраста по показателям осанки.
3. Впервые проведено сравнение биологического возраста по показателям осанки в зависимости от пола и возраста.
4. Впервые исследовано сравнение эффективности разных методик коррекции нарушений осанки.
Практическая значимость работы.
В результате работы получены показатели возрастных изменений осанки у детей и подростков.
Предложен комплекс критериев оценки морфофункциональных изменений осанки.
Предложен точный и безопасный метод определения биологического возраста детей и подростков по показателям осанки.
Характеристика биологического и должного биологического возраста по показателям осанки может быть использована:
— для оценки соответствия норме и отклонений развития детей и подростков,.
— эффективности коррекции нарушений осанки, лечения, реабилитации, влияния занятий спортом,.
— анализа выраженности влияний социальных и экологических факторов.
Показана степень эффективности разных методик коррекции изменений и нарушений осанки и выявлена наиболее эффективная.
Выводы.
1. Возрастные изменения характеристик осанки в период от 4 до 17 лет:
— изменение показателей осанки выражалось в увеличении величин шейного лордоза, поясничного лордоза, бокового искривления позвоночника у мальчиков и девочек, уменьшении перекоса плеч у тех и других, увеличении ротации таза у мальчиков,.
— у мальчиков были более выражены изменения шейного лордоза, у девочек — поясничного.
2. Закономерности изменений показателей осанки у мальчиков и девочек:
— самые стабильные периоды формирования осанки — 4 года, 8,13 и 15 лет,.
— наибольшим изменениям показатели осанки подвержены в периоды первого и второго ростовых скачков.
3. Точным и объективным методом регистрации показателей осанки и контроля эффективности коррекции ее изменений является компьютерная оптическая топография.
4. Метод определения биологического возраста по показателям осанки позволяет охарактеризовать особенности темпа биологического созревания детей и подростков.
5. Характеристика биологического созревания детей проявляется следующими особенностями:
— темп биологического развития детей имел волнообразный характер, наибольшие изменения темпа биологического развития происходили в период второго ростового скачка,.
— темп биологического развития девочек опережает мальчиков в возрасте 4-х лет и отстает в 17 летнем возрасте.
6. В порядке эффективности методики коррекции изменений и нарушений осанки расположились следующим образом: корригирующая гимнастика, биомеханотерапия, функциональное биоуправление, функциональное биоуправление/биомеханотерапия.
Аппаратные методики коррекции нарушений осанки являются эффективными и могут использоваться в комплексе с корригирующей гимнастикой.
Практические рекомендации.
1. Полученные возрастные показатели асимметрии костного скелета по компьютерной оптической топографии использовать для оценки состояния осанки у детей и подростков при профилактических осмотрах, диспансеризации и в процессе коррекции.
2. Предложенный метод определения биологического возраста по показателям осанки использовать для оценки темпа развития детей и подростков и влияния на организм экзогенных и эндогенных факторов.
3. Применять аппаратные методики коррекции нарушений осанки в комплексе с корригирующей гимнастикой.