Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Учебно-воспитательный дискурс как средство формирования коммуникативных умений будущих педагогов дошкольного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Международной научной конференции «Проблемы подготовки специалистов к работе по речевому развитию дошкольников в условиях модернизации образования» (МПГУ, 2004) — на Международной студенческой научно-практической конференции «Традиции и новаторство в современном образовании» (НГПУ, 2001), на региональной научно-практической конференции «Педагогическое образование без отрыва от основной… Читать ещё >

Содержание

  • Комната, посреди которой стоит сундук. Вбегают дети. Ваня: Привет, ребята! Я — Ваня, а это моя сестра Оля. Оля: Привет!
  • Ваня: Ух, ты! Бабушкин сундук! Давай посмотрим, что в нем лежит, пока бабушки нет дома
  • Оля: Давай! И ребятам покажем

Открывают сундук и достают: старую шляпу, зонтик. Действия сопровождаются словами: «Так, что это? Нет, это неинтересно! Барахло какое-то!» Ваня: Ого! А вот это уже интересно! Старая бабушкина книга сказок! Оля: Дай мне посмотреть. Ваня: Нет, сначала я! Оля: Нет, я!

Тянут книгу каждый на себя и рвут.

Ваня: Ну вот! Порвали бабкину книгу. А помнишь, бабушка всегда говорила, что нужно уступать друг другу.

Оля: И почему же ты мне не уступил?

Ваня: Слушай, давай спрячем книжку, пока бабушки нет дома. В этот момент звучит музыка и появляется Красная Шапочка. Оля: Ой, а ты кто такая? Ваня: А как ты сюда попала?

Красная Шапочка: Я — Красная Шапочка, а как я сюда попала, я не знаю. Ваня: Знаете, ребята, я думаю, она из сказки. Красная Шапочка: Да, да, я бабушке пирожки несу. Оля (тихо): Ara, это, наверное, из-за того, что мы старую книгу сказок порвали.

Красная Шапочка: Как это так порвали! А как же я теперь обратно попаду? Меня ведь бабушка ждет (плачет).

Оля: Волк тебя ждет, а не бабушка. Ладно, ты реветь-то. Сейчас чего-нибудь придумаем.

Внучата пытаются запихнуть Красную Шапочку обратно в книгу, но у них ничего не получается. В этот момент за сценой раздается голос бабушки:

Внучата, я дома!" Вслед за этим появляется бабушка. Красная Шапочка прячется за спиной у ребят.

Бабушка: Здравствуйте, ребята! Что это вы так расшумелись? Что случилось?

Внуки молчат.

Бабушка: Ах вы, проказники! Опять что-то натворили! (Находит сундук) А кто открывал мой сундук, ребята (обращается к зрителям), вы не видели?

Оля: Ты.

Ваня: Нет, это ты. Это ты виноват, что книга порвалась и Красная Шапочка попала сюда!

Бабушка: Ну, все понятно. Это все из-за того, что вы не можете уступать друг другу, и не умеете аккуратно обращаться с книгами. И как же нам вернуть Красную Шапочку обратно?

Оля: Мы уже все перепробовали — ничего не получается. Наверное, ей остаться придется.

Ваня: Да, пускай остается.

Бабушка: Ребята, но ведь без Красной Шапочки сказки не будет.

Красная Шапочка: Неужели ничего нельзя сделать?

Бабушка: Можно, Красная Шапочка. Знаю я единственное средство как вернуть тебя домой — нужно заклеить книгу сказок. Ну-ка, внучата, несите сюда волшебную кисточку и клей.

Ребята достают из сундучка клей и кисточку.

Ваня и Оля: Здорово! Сейчас залечим книжку.

Оля: Ты знаешь, Ваня, я больше не буду рвать книжки, буду бережно с ними обращаться, верно, ребята.

Ваня: Да, и ссориться нам тоже не нужно. Смотри, к чему все это привело.

Бабушка (заклеивая книгу): Правильно, ребята. Ну, вот и все.

Красная Шапочка: Спасибо вам большое! Побегу к бабушке.

Уходит.

Ваня и Оля: Волка берегись!

Ваня: Бабушка, а как же мы узнаем, попала Красная Шапочка в сказку или

Бабушка: Для этого, наверное, нужно прочитать сказку.

Внучата: Почитай нам, бабушка.

Бабушка: Ну, хорошо, слушайте: «Жила — была девочка. И звали ее Красная Шапочка.»

Учебно-воспитательный дискурс как средство формирования коммуникативных умений будущих педагогов дошкольного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Предлагаемое диссертационное исследование посвящено проблеме коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений, в частности — формированию коммуникативных умений студентов педагогического вуза, будущих воспитателей, в ходе работы над созданием особого рода дискурса — детской телевизионной передачи.

В условиях гуманизации современного образования изменяется отношение к человеку как высшей ценности социального бытия. В связи с этим классическая модель педагогического образования перестала отвечать требованиям общества. Обнаружилась необходимость в осуществлении принципиально иной направленности этого образования, связанной не просто с подготовкой квалифицированных кадров, а с общим социально-нравственным и профессиональным развитием личности педагога.

На это нацеливает Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992г.), предоставивший возможность реализации государственно-общественного управления образованием. Необходимость повышения качества образования отмечается также в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000 г.) и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.).

Проблемы разносторонней подготовки педагога широко обсуждаются в научной и методической литературе (С.А. Гильманов, В. А. Глуздов, В.И. За-гвязинский, JI.B. Загрекова, JI.B. Занков, Н. М. Зверева, A.A. Касьян, Т.В. Ма-шарова, В. В. Николина, JI.B. Поздняк, Ф. В. Повшедная, В. А. Разумный, В. В. Соколова, И. С. Якиманская и др.). Особое внимание привлекает к себе проблема формирования профессиональной компетентности педагога, под которой в целом понимается способность эффективно решать практические задачи по социализации развивающейся личности, обеспечению внутренних условий дея-тельностной интеграции личности в обществе за счет развития ценностных ориентаций, ориентированности в природе, обществе, духовном опыте людей (69). Проблемами профессиональной компетентности педагога занимались также ученые: К. А. Абульханова, В. Г. Зазыкин, И. Ф. Исаев, А. К. Маркова, Н. Ю. Русова, П. В. Симонов, В. А. Сластенин, А. П. Чернышева.

Одной из составляющих профессиональной компетентности будущего педагога является коммуникативная компетентность, которую мы вслед за рядом авторов определяем, как способность человека организовать и осуществить общение с другим человеком или с группой людей (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, В.А. Кан-Калик, A.A. Леонтьев). Последнее приобретает наибольшую важность в свете педагогической деятельности, поскольку педагог чаще всего имеет дело с коллективом детей, а не с отдельным ребенком. Коммуникативная компетентность определяется наличием определенной совокупности знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения. Коммуникативная компетентность, в частности, предполагает, что в решении задач по социализации личности ребенка задействованы такие внутренние структуры личности педагога, такие профессиональные умения (в том числе и коммуникативные умения), которые составляют в целом его коммуникативную культуру, реализующуюся в культуре мышления, культуре чувств и культуре речи педагога. Среди составляющих коммуникативной компетентности выделяется и культура коммуникативного поведения специалиста образования, понимаемая как особая организация речи и соответствующее ей речевое поведение, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и детей, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы. Характеристиками коммуникативного поведения педагога становятся такие моменты, как тон речи, оправданность использования оценочных суждений, средства адресации речи и приемы авторизации (Ю.А. Емельянов, Ю. М. Жуков, Е. С. Кузьмин, JI.A. Петровская и др.).

В дошкольном образовательном учреждении, помимо постоянного общения воспитателя с детьми в быту, имеют место специально организованные формы общения: тематические занятия, беседы, утренники, конкурсы, ролевые игры, театральные представления и т. п. Эти формы общения требуют специальной подготовки педагогов, имеют определенный сценарий и структуру, предполагают активное участие многих детей и использование разных средств общения (JI.A. Венгер, Н. Г. Комратова, В. Н. Макарова, H.H. Поддьяков, Ф. А. Сохин, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова, В.И. Яшина).

Каждая из подобных форм есть то, что в лингвистической науке обозначается термином дискурс. Под дискурсом в современной науке понимают текст в событийном аспекте (Н.Д. Арутюнова, Э. Бенвенист, В. Г. Борботько, Т. А. Ван Дейк, Г. А. Орлов). В этой связи изучение дискурса тесно связано с прагматикой речи. В зависимости от исследовательских задач дискурс, в одних случаях, связывается с отдельным коммуникативным событием, в других — подразумевает коммуникативные события как интегративную совокупность отдельных коммуникативных актов, результатом которых являются содержательнотематические области речевой деятельности (Н.Д. Арутюнова, И. Н. Борисова, И. Р. Гальперин, Т. М. Дридзе, М. П. Котюрова, Ю. М. Лотман, M.JI. Макаров, Ю.С. Степанов). Исходя из этого выделяют учебно-воспитательный дискурс, где педагог выполняет роль ведущего, направляющего ход события (В.Г. Гак, А.К. Михальская).

Одним из видов учебно-воспитательного дискурса является телевизионная передача для детей. Современные педагоги отмечают, что детское телевидение — важный элемент современных средств массовой коммуникации, так как оно играет большую роль в развитии ребенка. Телевидение существенно влияет на усвоение детьми широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в различных сферах. Большое значение использованию средств массовой коммуникации в образовании придавали педагоги и психологи Е. К. Глушкова, Т. М. Дридзе, A.A. Леонтьев, О. Т. Мельникова, A.B. Мудрик, A.A. Степанов, Н. В. Уфимцева, Л. С. Школьник и др. Перечисленные авторы также отмечали, что этот богатейший ресурс образовательного и воспитательного воздействия используется не полностью и бессистемно. Большинство программ предназначено для подростков, детей среднего и старшего школьного возраста, и совершенно недостаточно программ, предназначенных для детей дошкольного и младшего школьного возраста (49, 109, 171).

Основным условием успешного решения педагогом коммуникативных задач, возникающих в ходе педагогического общения, является владение коммуникативными умениями. Формирование и дальнейшее совершенствование коммуникативных умений будущих педагогов является на сегодняшний день важной задачей высшей школы.

Проблема коммуникативных умений широко обсуждается в современной психологической (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, И. С. Кон, A.A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе), педагогической (О.С. Булатова, В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик, И.В. Петривняя) и методической (М.М. Алексеева, Т. А. Ладыженская, В.И. Яшина) литературе. Было предложено немало классификаций (М.М. Алексеева, О. С. Булатова, A.A. Леонтьев) коммуникативных умений и методик обучения им. Проблеме формирования коммуникативных умений педагога посвящены труды О. С. Булатовой, В.А. Кан-Калика, A.B. Мудрика и др., однако на сегодняшний день недостаточно исследований, посвященных формированию коммуникативных умений у будущих педагогов дошкольного образования. По мнению М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, дифференцированный подход к подготовке педагогов среднего и дошкольного образования оправдан, поскольку педагог-воспитатель должен обладать специфическими навыками и умениями для работы в детском саду (5).

Таким образом, наблюдается противоречие между возрастающими требованиями общества к коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и неразработанностью проблемы формирования коммуникативных умений будущих специалистов дошкольного образования в аспекте прагматики речи.

Возникает проблема: с помощью каких методических приемов возможно оптимизировать процесс формирования и совершенствования у студентов педвуза умения осуществлять общение с детьми в форме дискурса, сочетающего в интересах эффективной коммуникации лингвистические и экстралингвистические факторы и средства?

Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования мы формулируем следующим образом: разработать научные основы методики формирования коммуникативных умений у будущих педагогов в ходе создания детской телевизионной передачи.

Объект исследования: коммуникативные умения у студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений студентов.

Гипотеза исследования. Формирование коммуникативных умений у будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в ходе создания детской телевизионной передачи будет успешным, если: студенты получат представление о детской телепередаче и других формах организованного общения с детьми как о дискурсе, объединяющем коммуникативную ситуацию (время, место общения, интересы, цели, характерные особенности каждого из участников) и саму коммуникацию в совокупности ее вербальных и невербальных компонентовв ходе подготовки и осуществления учебно-воспитательного дискурса студенты обеспечивать эффективность всех его фаз (докоммуникативной, коммуникативной и посткоммуникативной) — процесс создания детской телевизионной передачи будет организован как поиск и осмысление способов привлечения и удержания внимания детской аудитории и вовлечения адресатов в сферу авторских мнений и оценокбудущие педагоги-воспитатели выработают критерии оценки как детских программ на телевидении, так и собственных попыток создания подобных программ.

В соответствии с проблемой, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи.

1. Раскрыть сущность понятия коммуникативные умения. Конкретизировать его применительно к задачам подготовки педагога дошкольного образовательного учреждения.

2. Определить роль и место дискурса в современной научно-образовательной парадигме.

3. В рамках факультативного курса обосновать подход к детской телепередаче и другим формам общения с детьми как коммуникативному событию (учебно-воспитательному дискурсу), разработать программу курса и его методическое обеспечение.

4. Разработать методику и критериально-оценочный аппарат определения уровня сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, а также качества создаваемых ими (и профессионалами телевидения) передач для детей.

5. Апробировать методику формирования коммуникативных умений будущих педагогов-воспитателей и экспериментально проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования явились концепция личности и деятельности в современной философской, психологической и педагогической наукепонятие общения как социально обусловленной деятельностифилософское понимание единства язык — мышление — речьконцепция гуманизации образования, теория творческой педагогической деятельности и развивающего обучения.

Теоретические основы работы составили исследования отечественных и зарубежных ученых по теории общения (Б.Г. Ананьев, Н. Д. Арутюнова, Р. Барт, Э. Бенвенист, A.A. Бодалев, В. В. Бойко, A.A. Брудный, Л. П. Буева, JI.C. Выготский, И. Р. Гальперин, Т.А. ван Дейк, А. Б. Добрович, Т. М. Дридзе, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, М. С. Каган, JI.A. Карпенко, М. Н. Кожина, И. С. Кон, Г. М. Левина, A.A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Ю. М. Лотман, М. Л. Макаров, Б. Д. Парыгин, A.B. Петровский, М. Пеше, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, М. Фуко, З. Харрис, Р. Якобсон) — исследования по проблемам повышения эффективности управления обучением, образованием, воспитанием и развитием (Ю.К. Бабанский, М. Н. Берулава, С. А. Гильманов, JLB. Занков, В. И. Загвязинский, Н. М. Зверева, Ю. Л. Львова, Н. И. Петрова, Ф. В. Повшедная, В.А. Разумный) — исследования по проблемам дидактики высшей школы (В.А. Глуздов, Л.В. За-грекова, A.A. Касьян, М. И. Махмутов, В. А. Попков, М. Н. Скаткин, С.Д. Смирнова), труды по проблемам театральной педагогики (В.И. Андреев, О. С. Булатова, Л. П. Новицкая, Н. Ю. Посталюк, К.С. Станиславский) — работы по проблемам современной журналистики и телерадиовещания (Э.Г. Багиров, Г. Н. Вач-надзе, В. В. Ворошилов, П. С. Гуревич, Г. В. Кузнецов, К.К. Парамонова).

Методы исследования. Выбор комплекса педагогических методов определился целями, задачами и гипотезой исследования.

1. Общенаучные методы: анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация, аналогия, синтез.

2. Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, опрос, сбор материала, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы) — количественный и качественный анализ результатов, методы статистической обработки.

Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими категориями нашего исследования являются понятия: дискурс, коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникативные умения, коммуникативное событие, массовая коммуникация, общение.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное) и группами людей (межгрупповое), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) (Г.М. Андреева).

Коммуникативная компетентность — способность к грамотному общению в разных социокультурных сферах и к оценке произведений вербальной культуры. (Н.Ю. Русова).

Коммуникативные умения — умения инициировать и осуществлять полноценное общение (рабочее определение).

Массовая коммуникация — систематическое распределение (с помощью технических средств) специально подготовленных сообщений среди численно больших, анонимных, рассредоточенных аудиторий (А.В. Мудрик).

Дискурс — это сложное коммуникативное явление, включающее, кроме текста, еще и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата), необходимые для понимания текста (Н.Д. Арутюнова).

Коммуникативное событие — акт коммуникации в учебно-педагогической сфере коммуникативного воздействия (В.Б. Черник).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: создана классификация коммуникативных умений педагогов дошкольного образованиявыявлен и раскрыт лингвопедагогический потенциал детской телевизионной передачи;

— разработаны научно-методические основы формирования коммуникативных умений будущих педагогов дошкольного образования в ходе создания детской телевизионной передачи.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— разработан критериально-оценочный аппарат определения уровня сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вузавыявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования и совершенствования коммуникативных умений у будущих педагогов дошкольных образовательных учрежденийсформулированы основные принципы создания детской телевизионной передачи для детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

— разработана программа формирования коммуникативных умений студентов педвузаучебная программа обеспечена достаточным количеством дидактических материалов, апробирована, экспериментально проверенаматериалы исследования могут найти применение в работе по формированию и совершенствованию коммуникативных умений у студентов, обучающихся как по гуманитарным, так и по естественнонаучным специальностям.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в Нижегородском государственном педагогическом университете на дошкольном отделении психолого-педагогического факультета. Отдельные элементы программы апробировались на базе Нижегородского педагогического колледжа. Педагогическим экспериментом было охвачено 300 студентов.

Исследование осуществлялось в течение трех лет и проходило ряд этапов: на первом этапе (2001;2002 гг.) определились тема исследования, научная проблема, объект и предмет исследованиябыл изучен уровень разработанности проблемы на основе анализа документов, философской, психолого-педагогической, методической и периодической литературы. Были выявлены цель и задачи исследования, сформулирована исходная гипотеза. на втором этапе (2002;2003 гг.) были уточнены теоретические положения исследования, составлена экспериментальная программа формирования коммуникативных умений у будущих специалистов дошкольного образования, проведен констатирующий эксперимент. на третьем этапе (2003;2004 гг.) были проведены формирующая и контрольная ступени эксперимента, осуществлялось оформление результатов исследования, подводились итоги, формулировались и проверялись выводы, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования:

— результаты исследования докладывались на Международных научно-практических конференциях «Обучение русскому языку как иностранному и дисциплинам специализации на рубеже веков» (Н1 НУ, 2001, 2002, 2003) — на.

Международной научной конференции «Проблемы подготовки специалистов к работе по речевому развитию дошкольников в условиях модернизации образования» (МПГУ, 2004) — на Международной студенческой научно-практической конференции «Традиции и новаторство в современном образовании» (НГПУ, 2001), на региональной научно-практической конференции «Педагогическое образование без отрыва от основной деятельности. Проблемы и решения начала XXI века» (НГПУ, 2002), на межвузовской научно-практической конференции «Духовный мир молодого человека и будущее России» (АГПИ, 2003), на седьмой Нижегородской сессии молодых ученых (гуманитарные науки, 2002) — обсуждались и получили одобрение на заседании методического семинара кафедры дошкольной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета (январь, 2004) — апробация и внедрение полученных результатов осуществлялись в процессе работы автора в качестве ассистента кафедры дошкольной педагогики в НГПУв ходе руководства педагогической практикой студентов в дошкольных образовательных учреждениях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций, комплексным применением методов, адекватных задачам исследования, личным участием автора в проведении эксперимента, корректной обработкой полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения включает умение организовать учебно-воспитательный дискурс — форму общения воспитателя с детьми, характеризуемую наличием как лингвистической составляющей (текст), так и экстралингвистических (прагматических, психологических и др.) компонентов. В их числе — знания, интересы, цели, характер коммуникантов.

2. Максимальный учет фактора адресата — основа коммуникативного умения инициировать общение (задумать, подготовить и вовлечь в него детей). Это умение предполагает: конкретные представления о целях, достигаемых в ходе дискурсапродуманный выбор темы (отражаемого в коммуникативном событии «куска действительности»), удачную формулировку «урока» (педагогического вывода из обсуждаемой темы), определение необходимого стиля и формы общения.

3. Коммуникативные умения вызвать и удержать внимание собеседника, вовлечь его в сферу авторских мнений и оценок проявляются в использовании различных средств воздействия (аудитивных и визуальных, словесных и экстралингвистических, знаковых и неконвенциональных), в оригинальности сюжета, изобретательности при выборе дополнительных персонажей, выразительности речи и невербального поведения педагога.

4. Достижение целей учебно-воспитательного дискурса во многом зависит от умения педагога создать у детей установку на продолжение дискурса, когда происходит осмысление и запоминание увиденного и услышанного, так как посткоммуникативная фаза общения помогает осуществлению взаимосвязи различных учебно-методических компонентов и, таким образом, содействует созданию непрерывного целостного образовательного пространства.

Выводы по второй главе.

1. Констатирующий срез, проведенный в экспериментальной и контрольной группах, выявил критический уровень сформированности у будущих педагогов ДОУ таких коммуникативных умений, как умение инициировать общение и побудить к нему маленьких собеседников, выбрать нужную форму и стиль общения с детской аудиторией, удержать ее внимание, вовлечь участников «коммуникативного события» в сферу авторских интересов и оценок, создать у адресатов учебного дискурса установку на его продолжение в посткоммуникативной фазе.

2. На констатирующем этапе эксперимента у испытуемых отсутствуют знания об особенностях организации учебно-воспитательного дискурса с участием детей дошкольного возраста.

3. Разработанная методическая система формирования коммуникативных умений будущих педагогов включает цель, задачи, общедидактические и методические принципы, методы, приемы и средства обучения.

4. Определены и раскрыты коммуникативные умения, которые необходимо сформировать у студентов — будущих педагогов на различных этапах работы над созданием дискурса.

5. Курс по выбору «Организация коммуникативного события» призван вооружить студентов, будущих воспитателей знаниями и умениями в области прагматики речиподготовить участников эксперимента к таким видам работы с детьми дошкольного возраста, как беседа, утренник, конкурс, кукольный спектакль, телевизионное представление, ролевая игра и т. п.- научить будущих воспитателей анализировать и разрабатывать проекты телевизионных передач для детей.

6. Для оптимального решения поставленных задач разработанный нами курс целесообразно проводить в два этапа, направленных на изучение существующего опыта организации различных форм общения воспитателя с аудиторией детей и на создание участниками экспериментального обучения проектов учебно-воспитательных дискурсов в форме детской телевизионной передачи.

7. Важными составляющими теоретико-практического блока экспериментальной программы должны стать сведения о коммуникативном событии как форме общения, целях его инициатора, необходимости максимального учета «фактора адресата», фазах учебно-воспитательного дискурса.

8. Данные контрольного эксперимента показывают, что уровень коммуникативных умений в группе значительно выше, чем в контрольной группе, что свидетельствует об эффективности предлагаемой методики.

Заключение

.

Рассмотрев вопросы, связанные с теоретической разработкой и экспериментальной проверкой методики формирования у будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений ряда важных коммуникативных умений, мы пришли к следующим выводам.

1. Коммуникативные умения, обеспечивающие успех общения человека с другими людьми (в том числе — педагога с воспитанниками), не ограничиваются мастерством словесного оформления речи. Важнейшую роль играет осознание акта общения как дискурса, соединяющего участников коммуникации, реалии жизни, на фоне которых происходит общение и которые прямо или опосредованно отражаются в речи, вербальный продукт процесса общения и невербальное поведение коммуникантов.

2. Проблемы дискурса, положения прагматики, изучающей вопросы, связанные с говорящим субъектом, его партнером по коммуникации, их взаимодействием и ситуацией общения, должны быть осмыслены будущими работниками сферы «человек — человек», и удачной формой такого осмысления является теоретико-практический курс «Организация коммуникативного события», программа которого предлагается в диссертации.

3. Содержание курса по выбору конкретизировано с учетом специализации его слушателей — будущих работников детских образовательных учреждений. В качестве способа закрепления знаний и умений, приобретаемых студентами в ходе занятий экспериментального курса, предложено творческое задание — разработка проекта детской телевизионной передачи как одной из наиболее сложных форм учебно-воспитательного дискурса, адресованного детям.

4. С пребыванием максимального учета фактора адресата связана целесообразность включения в программу экспериментального курса материала об особенностях развития детей дошкольного возраста. Знание этих особенностей необходимо для успешной реализации намерений организатора учебно-воспитательного дискурса.

5. В исследовании раскрыта сущность понятия коммуникативные умения, рассмотрены существующие классификации этих умений. Из многочисленных перечней их выбраны для специального рассмотрения несколько умений, наиболее важных с точки зрения организации «коммуникативного события» (учебно-воспитательного дискурса) с участием детей. Определены показатели и уровни сформированности этих умений.

6. В ходе констатирующего среза был выявлен критический уровень сформированности таких коммуникативных умений как умение инициировать общение и побудить к нему собеседника, умение выбрать нужную форму и стиль общения, умение привлечь и удержать внимание аудитории, умение вовлечь собеседника в сферу авторских интересов и оценок, умение создать у участников учебного дискурса установку на его продолжение в посткоммуникативной фазе. Выявлено также, что у испытуемых отсутствуют знания об особенностях организации и проведения коммуникативного события для детей дошкольного возраста.

Занятия по экспериментальной программе в рамках факультативного курса привели к значительному прогрессу участников эксперимента как организаторов учебно-воспитательного дискурса, о чем наглядно свидетельствуют материалы контрольного среза.

7. В ходе диссертационного исследования доказана его гипотеза, согласно которой эффективность формирования коммуникативных умений в ходе подготовки и осуществления учебно-воспитательного дискурса достигается при организации процесса создания детской телевизионной передачи как поиска и осмысления способов привлечения и удержания внимания детской аудитории и вовлечения адресата в сферу авторских мнений и оценок.

8. В рамках факультативного курса «Организация коммуникативного события» был обоснован подход к детской телевизионной передаче и другим формам общения с детьми как к учебно-воспитательному дискурсу, соединяющем коммуникативную ситуацию и саму коммуникацию в совокупности ее вербальных и невербальных компонентов.

9. На основе созданной рабочей классификации коммуникативных умений была разработана методика их изучения, определены показатели и уровни их сформированности. Были выработаны критерии оценки детского телевизионного дискурса и других форм общения с детьми как коммуникативного события, с учетом его структурных компонентов (докоммуникативной, коммуникативной и посткоммуникативной фаз).

10. Исследование подтвердило актуальность избранной темы. Есть основания считать, что созданием экспериментальной программы, ее методическим обеспечением и апробацией сделан определенный шаг к разрешению сформулированного во Введении противоречия между современными требованиями к формированию коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования и слабой разработанностью проблемы коммуникативных умений будущих воспитателей в аспекте прагматики речи. Таким образом, достигнута цель исследования.

Автор диссертации намечает перспективы дальнейшей работы над темой: расширение и конкретизация исследования применительно к отдельным «жанрам» учебно-воспитательного дискурса с участием дошкольников и младших школьников (занятие по развитию речи, обсуждение прочитанной книги, экскурсия, театральное представление с элементами импровизации, концерт для родителей, детская «дискотека» и т. п.) — разработка тематики курсовых и дипломных работ студентов по вопросам организации учебно-воспитательного дискурсареализация проектов детских телевизионных передач: использование видеозаписей в качестве наглядных пособий и дидактических материалов при подготовке к педагогической практике, на занятиях по педагогике, культуре речи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Об образовании: федер. закон: в ред. от 13 января 1996 г., с изменениями и дополнениями от 16 ноября 1997 г. — [2-е изд.]. — М.: ООО «Изд-во Астрель»: «Изд-во ACT», 2002. — 75 с.
  2. Российская Федерация. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / постановление правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751. // Учительская газета. 16 октября 2000. — № 43. — С. 6−7.
  3. Программа развития воспитания в системе образования России на 19 992 001 гг. // Народное образование. 2000. № 1. — С. 3−9.
  4. , М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 400 с.
  5. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -3-е изд.-СПб.: Питер, 2001.-282 с.
  7. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988.-238 с.
  8. , Г. М. Социальная психология: систематизир. курс для студ.-психологов / Г. М. Андреева. 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Аспект-Пресс, 2004. — 365 с.
  9. , Д.В. Формы нравственных переживаний / Д. В. Антонов // Вопросы психологии. 1958. — № 2. — С. 109−116.
  10. , Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова- отв. ред. Г. В. Степанов. М.: Наука, 1988. — 338.
  11. , Н.Д. Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис / Н. Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина, A.A. Кубрик и др.- отв. ред. Т. В. Булыгина. М.: Наука, 1992. — 280 с.
  12. , Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. -2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. — 895 с.
  13. , Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике / Ю. К. Бабанский и др.- под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. -237 с.
  14. , Э. Телевидение XX век / Э. Багиров, И. Кацев. — М.: Искусство, 1968. — 33 с.
  15. , Р. Избран, работы. Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Ролан Барт- сост., общ. ред. и вступ. ст. [с. 3−45] Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1994. -615 с.
  16. , М.М. Человек в мире слова / М. М. Бахтин. М.: Изд-во «Рос. откр. ун-т», 1995. — 140 с.
  17. , Б.Х. Особенности радиоречи / Б. Х. Бгажноков // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации: сб. науч. трудов- под ред. A.A. Леонтьева. М.: Наука, 1975. — С. 66−80.
  18. , Э. Общая лингвистика: пер. с фр. / Э. Бенвенист- под ред. Ю. С. Степанова. -2-е изд., стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 448 с.
  19. , Р. Развитие Я концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Берне- под общ. ред. В. Я. Пилиповского. — М: Прогресс, 1986. — 422 с.
  20. , М.Н. Интеграция содержания образования: сб. науч. тр. / М. Н. Берулава и др.- отв. ред. М. Н. Берулава. Бийск: Науч. изд. центр Бийс. гос. пед. ин-та, 1994. — 123 с.
  21. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  22. , H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения / H.H. Богомолова. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 125 с.
  23. , A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. -2-е изд., перераб. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 324 с.
  24. , В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. М.: Филинъ, 1996.-469 с.
  25. , В.Г. Элементы теории дискурса: учеб. пособие / В.Г. Бор-ботько- Чеч.-Инг. гос. ун-т им. JI. Н. Толстого. Грозный: ЧИГУ, 1989. — 113 с.
  26. , Н.В. Педагогика: учебник / Н. В. Бордовская, A.A. Реан. -СПб.: «Питер», 2001. 304 с.
  27. , И.Н. Русский разговорный диалог: проблема интегративно-сти: Автореф. дис. д-ра филол. наук: 10.02.01 / И. Н. Борисова. Екатеринбург, 2001. -43 с. В надзаг.:Ур. гос. ун-т. им. A.M. Горького.
  28. , А.Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве: учеб. пособие / А. Я. Бродецкий. М.: Владос, 2000. — 192 с.
  29. , A.A. Понимание и общение / A.A. Брудный. М.: Знание, 1989.-64 с.
  30. , Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 268 с.
  31. , О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Булатова. М.: Academia, 2001. — 240 с.
  32. , Г. Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации их аудитория, техника, бизнес, политика / Г. Н. Вачнадзе- после-слов. Я. Н. Засурского. — Тбилиси: Ганатлеба, 1989. — 670 с.
  33. , Л.А. Риторика и культура речи: учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. М.: Феникс, 2004. — 538 с.
  34. , А.Б. Театральная педагогика / А. Б. Вескер. М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2000. — 42 с.
  35. , В.Д. Невербальные средства общения: учеб. пособие / В. Д. Виноградов, H.A. Фролова, Н.П. Сметанина- под общ. ред. В. Д. Виноградова. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1994. — 212 с.
  36. , В.В. Журналистика: учебник / В. В. Ворошилов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 447 с.
  37. Выготский, J1.C. Вопросы детской психологии / J1.C. Выготский. -СПб.: Союз, 1997.-220 с.
  38. Выготский, J1.C. Собр.соч.: в 6-ти т. Т. 4. Детская психология / JI. С. Выготский- под ред. A.B. Запорожца, послеслов. с. 386−403. Д. Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  39. , Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- под ред. и со вступ. ст. с. 5−32. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  40. Гак, В. Г. Языковые преобразования / В. Г. Гак. М.: Языки русской культуры, 1998. — 764 с.
  41. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. 2-е изд. — М.: УРСС, Тип. ООО Рохос, 1981. — 137 с.
  42. , И.Р. Грамматика русская / И. Р. Гальперин. М.: Высшая школа, 1970.-302 с.
  43. , С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: учеб. пособие / С. А. Гильманов.- Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. 86 с.
  44. , С.А. Творческая индивидуальность учителя: учеб. пособие /С.А. Гильманов. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1995. -112 с.
  45. , В.А. Наука и учебный предмет: Методологический анализ взаимосвязи: монография / В. А. Глуздов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 168 с.
  46. , Е.К. Гигиенические требования к просмотру телепередач в семье и школе / Е. К. Глушкова // Телевидение и дети: сб. науч. ст. / Сост. В. М. Возчиков, Л. А. Кияница, В. В. Ксенофонтов. М.: Искусство, 1976. — С. 1924.
  47. , Б.Н. Основы культуры речи: учеб. пособие по спец. «Рус. яз. и лит.» / Б. Н. Головин. 2-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1988. — 319 с.
  48. , Д. Постулаты речевого общения, или коммуникативные постулаты / Д. Гордон, Д. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике: сб. науч. ст. Вып. XVI. — М., 1985, — С. 276−302.
  49. , И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. -М.: Наука, 1980. 104 с.
  50. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 900.00 «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специализацией» / Гос. ком. РФ по высшему образованию. М., 2000. — 22 с.
  51. , А.Ю. Семиотика. Избр. тр. / А.Ю. Греймас- сост. и пер. Р. Павиленис Вильнюс: Минтис, 1989. — 393 с.
  52. , П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П. С. Гуревич. М.: Искусство, 1991. — 219 с.
  53. Дейк, ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация: сб. раб. / Т.А. ван Дейк- сост. В.В. Петрова- под ред. В. И. Герасимова- авт. вступ. ст. Ю.Н. Ка-раулова, В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. — 3 10 с.
  54. , А.Б. Общение: наука и искусство / А. Б. Добрович. 2-е изд. — М.: Знание, 1980. — 159 с.
  55. , Т.М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации: пособие-практикум / Т. М. Дридзе, A.A. Леонтьев и др. М.: Изд-во МГУ, 1971.-281 с.
  56. , Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семисоциопсихологии / Т.М. Дридзе- отв. ред. И.Т. Левы-кин. М.: Наука, 1984. — 269 с.
  57. , Т.М. Язык и социальная психология: учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» / Т.М. Дридзе- под ред. A.A. Леонтьева. М.: Высшая школа, 1980. — 224 с.
  58. , Н.П. Культура мышления лектора / Н. П. Ерастов. М.: Знание, 1989.-61 с.
  59. , Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370 с.
  60. , В.И. Дидактика высшей школы: текст лекций / В.И. За-гвязинский, Л. И. Гриценко. Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1990. — 95 с.
  61. , В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  62. , В.И. Развитие педагогического творчества учителя / В. И. Загвязинский. М.: Знание, 1986. — 40 с.
  63. , Л.В. Теория и технология обучения: учеб. пособие / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. М.: Высшая школа, 2004. — 157 с.
  64. , Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков- вступ. ст. Ш. Амонашвили. М.: Новая школа, 1996. — 426 с.
  65. , Л.Н. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: учеб. пособие / Л. Н. Захарова, В. В. Соколова, В. М. Соколов. Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 1995. — 134 с.
  66. B.Николина, J1.E. Шапошников. Вып. 10, — Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2001.1. C. 123−131.
  67. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
  68. , М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. -315с.
  69. Кан-Калик, В. А. Основы профессионально-педагогического общения: учеб. пособие / В.А. Кан-Калик. Грозный: ЧИТУ, 1979. — 138 с.
  70. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя / В.А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  71. , В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл.: книга для учителя / В. И. Капинос, H.H. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1991.- 191 с.
  72. , A.B. Лингвистические средства управления дискурсом: на материале американских радиопередач, ток-шоу: дис. канд. филол. наук: 10.02.04 / A.B. Капишникова. М., 1999. — 137 с.
  73. , В.И. О категориях дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: сб. науч. тр. Волгоград-Саратов, 1998.-С. 185−197.
  74. , A.A. Методологическая культура и педагогическое мастерство / A.A. Касьян // Педагогическое мастерство учителя: материалы науч.- пр. конференции- под ред. проф. Л. В. Загрековой. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1994.-С. 4−6.
  75. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса /сост., общ. ред., вступ. ст. и коммент. П. Серио- предисл. Ю. С. Степанова. М.: Прогресс, 1999.-413 с.
  76. , М.Н. Речевой жанр и речевой акт: (некоторые аспекты проблемы) / М. Н. Кожина // Жанры речи: сб. науч. тр.- отв. ред. В. Е. Гольдин. -Вып.2 — Саратов: Изд-во «Колледж», 1999. С. 52−61.
  77. , А.Я. Развитие дифференцировки направления «правого» и «левого» у детей дошкольного возраста / А. Я. Колодная. Вып. 53. — 1954. -С. 54−69.
  78. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. — М.: Прогресс, 1990. 367, 1. е.- 20 см. — ISBN 5−01−2 213−3.
  79. , М.П. Предисловие / М. П. Котюрова // Текст: Стереотип и творчество: межвузовск. сб. науч. тр.- гл. ред. и предисл. М. П. Котюрова. -Пермь, 1998. С. 3−6.
  80. , В.В. Структура коммуникации в свете лингвокогнитивного подхода (коммуникативный акт, дискурс, текст): дис.. д-ра филол. наук: 10.02.19/В.В. Красных.-М., 1999.- 188 с.
  81. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 512 с.
  82. , Г. В. Журналист на экране / Г. В. Кузнецов. М.: Искусство, 1985.-208 с.
  83. , В.Н. Межличностное общение: хрестоматия / В.Н. Куни-цина, Н. В. Казаринова, В.М. Погольша- под ред. В. Н. Кунициной. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  84. , Г. М. Невербальная реальность: некоторые вопросы и уточнения к понятию «дискурс» / Г. М. Левина // Мир русского слова. 2003. — № 2. -С. 64−71.
  85. , A.A. Психология общения: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец-ти «Психология» / A.A. Леонтьев. 3-е изд. — М.: Смысл, 1997. -365 с.
  86. , A.A. Психологические особенности деятельности лектора / A.A. Леонтьев. М.: Знание, 1981. — 80 с.
  87. , А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Прогресс, 1983. 365 с.
  88. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  89. , А.Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев // Дошкольное воспитание. -1947.-№ 9.-С. 25−32.
  90. , В.Ю. Развитие коммуникативно-речевых умений на основе знаний по риторике : дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / В. Ю. Липатова. М., 1993.-162 с.
  91. , Б.Ф. Проблема общения в психологии: сб. статей / Б.Ф. Ломов- отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. — 280 с.
  92. , Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфе-ра — история / Ю.М. Лотман- предисл. В. В. Иванова. — М.: Языки русской культуры, 1993.-447 с.
  93. , Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: книга для учителя / Ю. Л. Львова. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1992. — 220 с.
  94. , A.A. Очерки психического развития ребенка / A.A. Люблинская. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1965. — 361 с.
  95. , A.C. Собр. соч.: в 4-х т. / A.C. Макаренко. М.: Правда, 1987.
  96. , М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе / М. Л. Макаров. Тверь: Изд-во ТГУ, 1998. — 200 с.
  97. , А.К. Психология труда учителя: книга для учителя / А. К. Маркова. М: Просвещение, 1993. — 190 с.
  98. , A.K. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
  99. , М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  100. , В.Н. Жанры учительской речи: учеб. пособие / В. Н. Мещеряков. М.:Флинта, 2003. — 248 с.
  101. , Г. И. Коммуникативные умения педагога: учеб. пособие / Г. И. Михалевская. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1996. — 62 с.
  102. , А.К. Педагогическая риторика: история и теория: учеб. пособие / А. К. Михальская. М.: Академия, 1998. — 431 с.
  103. , A.B. Общение как фактор воспитания школьников / A.B. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 111 с.
  104. , A.B. Социальная педагогика: учебник для студ-в высш. пед. учеб. завед. / A.B. Мудрик. -М.: Академия, 1999. 184 с.
  105. , A.B. Учитель: Мастерство и вдохновение: книга для старшеклассников / A.B. Мудрик. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  106. , B.C. Возрастная психология: учебник для студ-в вузов / B.C. Мухина. М.: Академия, 1997. — 430 с.
  107. , H.H. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб. пособие / H.H. Никитина, Н. В. Кислинская. М.: Логос, 2004. — 223 с.
  108. , С.О. Занятия по культуре поведения: учеб. пособие / С. О. Николаева. М.: Владос, 2004. — 80 с.
  109. , Л.П. Уроки вдохновения: Система К. С. Станиславского в действии / Л. П. Новицкая. М.: ВТО, 1984. — 382 с.
  110. , Л.Ф. Детская возрастная психология: учеб. пособие для студ-в вузов / Л. Ф. Обухова. 3-е изд. — М.: Пед. общ-во России, 2000. — 443 с.
  111. Общение. Текст. Высказывание: сб. статей / П. Я. Андрющенко, В. И. Батов, В. П. Белянин и др.- под ред. Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова. М.: Наука, 1989.-172 с.
  112. , Г. А. Современная английская речь: учеб. пособие для вузов по спец-ти «Англ. яз. и лит.» / Г. А. Орлов M.: Высшая школа, 1991. — 238 с.
  113. Основы радиожурналистики / В. Н. Ружников, И. Н. Тхагуиев, Д.И. Любосветов- под ред. Э. Г. Багирова и В. Н. Ружникова. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 263 с.
  114. Основы телевизионной журналистики: учеб. пособие для вузов по спец-ти «Журналистика» / Э. Г. Багиров, P.A. Борецкий, А.Я. Юровский- под ред. А. Я. Юровского. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во МГУ, 1987. — 238 с.
  115. , К.К. В зрительном зале дети / К. К. Парамонова. — М.: Искусство, 1967. — 190 с.
  116. , К.К. Магия экрана: Размышления о киноискусстве для малышей / К. К. Парамонова. М.: Союз кинематографистов СССР, 1987. — 112 с.
  117. , Б.Д. Анатомия общения: учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.-301 с.
  118. , Б.Д. Социальная психология: учеб. пособие для студ-ов вузов / Б. Д. Парыгин. СПб.: СПбГУП, 2003. — 615 с.
  119. , И.В. Инновация в подготовке учителя: учеб. пособие / ИВ. Петривняя. Куйбышев: КГПИ, 1990. — 114 с.
  120. , Н. И. Индивидуальный стиль деятельности учителя / Н. И. Петрова. Казань: Казан. ГПИ, 1982. — 76 с.
  121. , A.B. Основы теоретической психологии: учеб. пособие для студ-ов вузов / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М: ИНФРА-М, 1998.- 525 с.
  122. , Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста / Т. В. Петухова //Ученые записки Пятигорского ин-та: сб. науч. тр. -Т.9- 1955. С. 121−137.
  123. , Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя: монография / Ф. В. Повшедная. — Н. Новгород: НГПУ, 2002. 167 с.
  124. , H.H. Мышление дошкольника: монография / H.H. Под-дьяков. М.: Просвещение, 1977. — 272 с.
  125. , Б. Социальная психология и история / Б. Поршнев. Рига: Звайгзне, 1982.-232 с.
  126. , Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический артистизм / Н. Ю. Посталюк. Казань: Изд-во КГУ, 1989. — 204 с.
  127. , В.Я. Морфология волшебной сказки / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2003.- 143 с.
  128. Психология. Словарь / под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  129. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений / Автор-сост. В. А. Мяжериков. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-544 с.
  130. , В.А. Содержание образования: Единство знаний, эмоций и веры / В. А. Разумный // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 17−22.
  131. , В.Б. К определению понятий «массовая коммуникация» и «средства массовой коммуникации» / В. Б. Розов // Эмоциональное воздействие МК: педагогические проблемы: сб. статей. — М.: МПГУ, 1978. С. 78−80.
  132. , C.JI. Основы общей психологии: учеб. пособие / C.JI. Рубинштейн. СПб: Питер, 1999. — 712 с.
  133. , Н.Ю. Современные технологии в образовании: программа и терминолог. сл. / Н. Ю. Руссова. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. — 30 с.
  134. , З.В. Как сделать голос сценическим / З. В. Савкова. М.: Искусство, 1975. — 176 с.
  135. , H.A. Дидактические проблемы использования аудиовизуальных технологий обучения: практ. пособие / H.A. Ситникова. М.: МПСИ, 2001.-60 с.
  136. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Академия, 2003. — 192 с.
  137. , В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. -М.: Академия, 2004. 368 с.
  138. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации): сб. науч. тр. / отв. ред. Т. М. Дридзе и A.A. Леонтьев. М.: Наука, 1976.-262 с.
  139. , В.В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. — М.: Просвещение, 1995. 192 с.
  140. , Ю.А. Радио- и телепередача как диалог / Ю. А. Сорокин //Общение: теоретические и прагматические проблемы: сб. науч. тр. М.: Ин-т языкознания, 1978,-С. 125−131.
  141. Социокультурное воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы: сб. научных трудов / Отв. ред. Н. Г. Комратова. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2003.- 156 с.
  142. , К.С. Собр. соч.: в 8-и т. / К.С. Станиславский- сост. И. Н. Соловьева. М.: Искусство, 1988.
  143. , A.A. Некоторые свойства восприятия изображения / A.A. Степанов // Телевидение и дети: сб. науч. ст. / Сост. В. М. Возчиков, JI.A. Кия-ница, В. В. Ксенофонтов. М.: Искусство, 1976. — С. 25−27.
  144. , Ю.С. Константы: словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Акад. проект, 2001. — 989 с.
  145. , И.А. Практическая риторика: учеб. пособие / И. А. Стернин. М.: Академия, 2003. — 272 с.
  146. Телевидение и дети: сб. науч. ст. / сост. В. М. Возчиков, JI.A. Кияница, В. В. Ксенофонтов. М.: Искусство, 1976. — 159 с.
  147. Телевизионная журналистика: учебник / P.A. Борецкий, Г. Н. Борец-кий, М. Е. Голдовская и др.- под ред. А. Я. Юровского. М.: Изд-во МГУ, 1994. -237 с.
  148. , В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения: учеб. пособие / В. А. Трайнев. М.: Изд. дом Дашков и К, 2002. — 360 с.
  149. , В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации) / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. М.: Изд. дом Дашков и К, 2004. — 279 с.
  150. , Д.Н. Философские труды / Д.Н. Узнадзе- Тбилиск. гос. ун-т. -Тбилиси: Изд-во Тбилиск. ун-та, 1984. 436 с.
  151. , О.В. Профессиональная речь учителя : учеб. пособие / О. В. Филиппова. М.: Флинта: Наука, 2001. — 188 с.
  152. , К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: практ. пособие / К. Фопель. М.: Генезис, 2002. — 240 с.
  153. , Ю. Философский дискурс о модерне: сб. лекций: / Ю. Ха-бермас. М.: Весь мир, 2003. — 414 с.
  154. , A.A. О типологии речи / A.A. Холодович // Историко-филологические исследования: сб. статей к 70-летию Н. И. Конрада. — М.: Наука, 1967.-С. 98−112.
  155. , С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб. пособие / С. Н. Цейтлин. М.: Владос, 2000. — 240 с.
  156. , Э.В. Внутритекстовые автор и адресат газетного текста: дис.канд. филол. наук: 10.02.01 / Э. В. Чепкина. Екатеринбург, 1999. — 187 с.
  157. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: Юнити, 2002. — 437 с.
  158. , В.Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока : дис.канд. филол. наук: 10.02.01: / В. Б. Черник. Екатеринбург, 2002.- 196 с.
  159. , Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю. А. Шерковин. М.: Мысль, 1973.-215 с.
  160. , Д.Б. Детская психология: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. -М.: Академия, 2004. 383 с.
  161. , В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет / В. И. Ядэшко. -М.: Просвещение, 1966. 96 с.
  162. Язык и массовая коммуникация. Социолингвистические исследования / Отв. ред. ЭТ. Туманян. М.: Наука, 1984. — 278 с.
  163. Языкознание: БЭС / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: БРЭ, 1998.-685 с.
  164. , P.O. Тексты, документы, исследования / Редкол.: Х. Баран (отв. ред.) и др. М.: Рос. Гуманит. Ун-т, 1999. — 918 с.
  165. Benveniste, Е. On Discourse / Е. Benveniste // The Theoretical Essays: Film, Linguistics, Literature. Manchester Univ. Press, 1985.
  166. Biber, D. A typology of English texts / D. Biber ff Linguistics. Vol. 27. -1989.-P. 3−43.
  167. Brown, G. Discourse analysis / G. Brown, G. Yule. Cambridge, 1983.
  168. Chafe, W. Integration and involvement in speaking, writing, and oral literature / W. Chafe // Spoken and written language: Exploring orality and literacy- Tannen D. (ed.). Norwood, 1987. — P. 35−54.
  169. Chafe, W. Discourse, consciousness, and time / W. Chafe. Chicago, 1994.
  170. DuBois, J. Discourse transcription / J. DuBois et al. UCSB, 1992.
  171. Gernsbacher, M. A. The privilege of primacy: experimental data and cognitive explanation / M. A. Gernsbacher, D. Hargreaves // Pragmatics of word order flexibility. Payne D. L. (ed.). Amsterdam, 1992. — P. 83−116.
  172. Givyn, T. Coherence in text, coherence in mind. Pragmatics and cognition / T. Givyn.-Vol. 1:2.- 1993.-P. 171−227.
  173. Givyn, T. Syntax: A functional-typological introduction / T. Givyn. Vol. 2. — Amsterdam, 1990. — Ch. 20.
  174. Grice, H. P. Logic and conversation / H. P. Grice // Syntax and semantics 3: Speech acts. Cole P. and Morgan J. L. (eds.). New York, 1975. — P. 41−58.
  175. Grosz, B. Attention, intentions, and the structure of discourse / B. Grosz, S. Candace//Computational Linguistics. Vol. 12. — № 3. — 1986. — P. 175−204.
  176. Hall, E. T. The silent language / E. T. Hall. Greenwich (Conn.), 1959.
  177. Halliday, M. An introduction to functional grammar / M. Halliday. London, 1985.
  178. Harris, Z. Discourse analysis / Z. Harris // Language. V. 28/ - № 1. -1952.
  179. Hopper, P. Emergent grammar / P. Hopper // Berkeley linguistics society 13.- 1987.-P. 139−157.
  180. Jacennik, B. Verb-subject order in Polish / B. Jacennik, M. Dryer // Pragmatics of word order flexibility. Payne D. L. (ed.).- Amsterdam, 1992. P. 209−242.
  181. Labov, W. Language in the inner city: 12 studies in the black English vernacular / W. Labov. Philadelphia, 1972.
  182. Levinson St. Pragmatics / St. Levinson. Cambridge, 1983.
  183. Longacre, R. The grammar of discourse / R. Longacre. NY, 1983.
  184. Mann, W. Rhetorical structure theory and text analysis / W. Mann, Ch. Matthiessen, S. Thompson // Discourse description. Mann W. and Thompson S. (eds.). Amsterdam, 1992. — P. 9−78.
  185. Polanyi, L. A formal model of the structure of discourse / L. Polanyi // Journal of Pragmatics. Vol. 12. — 1988. — P. 601−638.
  186. Rumelhart, D. Notes on a schema for stories / D. Rumelhart // Representation and understanding. Studies in cognitive science. Bobrow D. and Collins A. (eds.).-NY, 1975.-P. 211−326.
  187. Sacks, H. A simplest systematics for the organization of turn-taking in conversation / H. Sacks, E. Schegloff, G. Jefferson. Language. — Vol. 50. — 1974. — P. 696−735.
  188. Schiffrin, D. Discourse markers / D. Schiffrin. Cambridge, 1987.
  189. Searle, J. Expression and meaning / J. Searle. Cambridge, 1979.
Заполнить форму текущей работой