Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самостоятельное творчество как средство формирования конструкторско-технологических умений будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако вопросы формирования конструкторско-технологических умений у студентов в названных исследованиях не затрагиваются Решение данного вопроса будет способствовать совершенствованию всего учебного процесса в школе и вузе. Анализ психолого-педагогической, специальной литературы и исследований показывает, что процесс стихийного формирования конструкторско-технологических знаний и умений будущего… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
    • 1. Современные требования к конструкторско-технологической подготовке будущего учителя
    • 2. Сущность конструкторско-технологических умений
    • 3. Анализ опыта формирования конструкторско-технологических умений в отечественной и зарубежной педагогике
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
    • 1. Характеристика условий эффективности формирования конструкторско-технологических умений будущего учителя
    • 2. Самостоятельная творческая деятельность как условие формирования конструкторско-технологических умений
    • 3. Экспериментальная проверка эффективности формирования конструкторско-технологических умений

Самостоятельное творчество как средство формирования конструкторско-технологических умений будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Постоянное обогащение своих знаний, повышение культурного и профессионального уровня становятся общественной потребностью, а творческое отношение к профессиональной деятельности в будущем станет одной из обязанностей члена общества, необходимым условием его активного участия в общественной жизни, основной предпосылкой повышения эффективности профессионального труда.

Решению этих проблем призвана помочь образовательная область «Технология», включенная в качестве одной из составляющих содержания подготовки в федеральный образовательный стандарт. В связи с этим необходимо поднять на качественно новый уровень подготовку студентов — будущих учителей технологии и предпринимательства, так как именно они обеспечивают условия для молодежи по приобретению общетрудовых и частично специальных знаний и умений, интеллектуальное, эстетическое и этическое развитие учащихся и их профессиональное самоопределение, адаптацию к современным социально-экономическим условиям.

Согласно ст. 14 п.1 закона Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание эффективных условий для творческой и самореализации личности.

Следовательно, перед школой стоит задача подготовки личности, способной путем внедрения новейших технологий коренным образом изменить экономическую и интеллектуальную основу общества.

Реформирование системы образования и возрастание требований к выпускнику школы актуализируют проблемы профессиональной подготовки будущего учителя. При этом управление этим процессом требует конкретизации структуры его профессиональной подготовки соответственно характеру и особенностям педагогической деятельности.

Кроме того, важно приобретение молодыми специалистами умений и навыков постоянного самообразования в течение всей профессиональной деятельности как условие непрерывности и совершенствования процесса подготовки. Человек осознает недостаточность имеющихся у него знаний для решения возникшей познавательной или практической задачи и прибегает к тому или иному источнику пополнения знаний, т е систематической познавательной, поисковой творческой деятельности.

На современном этапе профессионально-педагогическая подготовка должна стать механизмом, расширяющим возможности учителя по управлению процессом выполнения учащимися творческих, исследовательских проектов через формирование педагогических, методических и специальных умений будущего педагога. Психологические исследования, направленные на изучение соотношения умений и навыков, указывают на их ведущую роль в овладении профессиональной деятельностью, на необходимость систематической, целеустремленной работы как основы готовности к творческому педагогическому процессу. Формирование способности к сознательному выполнению действий, воли и желания получать и постоянно обновлять знания, умения, навыки тесно связано с мотивационной и эмоциональной сферами деятельности личности.

Анализ теории и практики подготовки педагогических кадров показывает, что формирование профессионально значимых знаний, умений и качеств личности педагога, а также компонентов педагогической деятельности эффективно при условии введения будущего учителя в творческий процесс, включающий самообразовательный компонент (Ф.Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Е. Э. Смирнова, А. И. Щербаков и др.).

Проблемам самообразования молодежи посвящены исследования А. П Авдеева, И. Ф. Герасименко, Г. И. Гусева, Н. И. Демидова, Г. С. Закирова, JI. A Земсковой, Н. Г. Ковалевского, Л. Г. Ковтун, А. С. Кричевской, В. А. Кулько, В Оконь, Б. Ф. Райского, И. А. Редковец, М. Н. Симоновой, Ф. К. Скаткипа, Г. И Школьника и др., в которых анализируются причины недостаточности подготовки выпускников к систематической и самостоятельной творческой деятельности в общеобразовательной школе.

Актуальные аспекты формирования умений у студентов, совершенствования форм и методов включения в творческую деятельность исследованы в диссертациях Горелова Г. Г., Засобиной Г А., Чебышева В. В. и других.

Вопросы самообразования будущих учителей исследованы в работах И JI Наумченко, Р. П. Скульского и др., в которых отмечается, что для самостоятельной творческой деятельности характерно наличие активных познавательных потребностей и интересов, действенное внутреннее побуждение личности к их удовлетворению, проявление значительных волевых усилий, высокая степень сознательности и организованности.

Вместе с тем в подготовке учителя недостаточно представлены педагогические условия формирования конструкторско-технологических умений в процессе самообразования. Анализ и внедрение результатов научных исследований по проблеме формирования вышеназванных умений у студентов в процессе самообразования может способствовать повышению уровня конструкторско-технологической подготовки выпускников педагогических вузов.

Анализу специфики деятельности учителя трудового обучения и технологии посвящены работы П. Р. Атутова, С .Я Батышева, Н. И. Бабкина, В. П Бес-палько, Р. А. Галустова, Г. М. Гаджиева, В. С Леднева, В. А. Полякова, В Д Си-моненко и др., где исследованы проблемы формирования политехнических знаний и умений, в которых указывается на необходимость более интенсивного поиска научно-обоснованных, соответствующих психофизиологическим и возрастным особенностям школьников и студентов, методов, форм и дидактических (в том числе технических) средств обучения и путей усиления политехнической практической, творческой и воспитательной направленности обучения.

Однако вопросы формирования конструкторско-технологических умений у студентов в названных исследованиях не затрагиваются Решение данного вопроса будет способствовать совершенствованию всего учебного процесса в школе и вузе. Анализ психолого-педагогической, специальной литературы и исследований показывает, что процесс стихийного формирования конструкторско-технологических знаний и умений будущего учителя протекает медленно и непродуктивно. Эффективному решению поставленной проблемы будет способствовать специально организованное самостоятельное творчество студентов при условии, что вопрос решается целенаправленно, систематически и последовательно.

Одним из возможных путей решения является формирование у студентов должного отношения к профессиональным знаниям и умениям, потребности в самостоятельной творческой проектно-преобразовательной деятельности.

Кроме того, недостаточно разработаны и находятся в стадии совершенствования приемы получения навыков самостоятельной творческой деятельности Таким образом, противоречие между важностью проблемы, с одной стороны, и ее неразработанностью — с другой, актуализирует необходимость и целесообразность осуществления исследования, направленного на совершенствование процесса формирования конструкторско-технологических умений будущего учителя в ходе самостоятельной творческой деятельности.

Развитие вышеназванных умений предполагает использование возможностей педагогического процесса через создание благоприятных психолого-педагогических условий для учебной и научно-исследовательской деятельности.

Указанные противоречия определили проблему исследования: обоснование психолого-педагогических условий формирования конструкторско-технологических умений будущего учителя в процессе самостоятельной творческой деятельности.

В соответствии с проблемой определена тема исследования «Самостоятельное творчество как средство формирования коиструкторско-технологических умений будущего учителя».

Объект исследования — конструкторско-технологическая подготовка будущего учителя.

Предмет исследования — формирование конструкторско-технологических умений будущего учителя технологии и предпринимательства.

Цель исследования — обоснование психолого-педагогических условий и механизма формирования конструкторско-технологических умений будущего учителя.

Гипотеза исследования. Формирование конструкторско-технологических умений будущего учителя будет успешным, если обеспечить.

• оптимальный для обучения объем и уровень их включения в самостоятельную творческую деятельность,.

• систему дидактических средств формирования конструкторско-технологических умений,.

• формирование положительных мотивов и ценностных потребностей самостоятельного творчества,.

• дидактический комплекс форм самостоятельного творчества, способствующих развитию умений и навыков.

В соответствии с гипотезой и целью исследования определены задачи исследования:

• раскрыть сущность и современные требования к конструкторско-технологической подготовке студентов,.

• выявить психолого-педагогические условия эффективности формирования конструкторско-технологических умений будущего учителя,.

• обосновать механизм включения в самостоятельную творческую деятельность как основы развития конструкторско-технологических умений будущего учителя,.

• экспериментально проверить эффективность формирования конструкторско-технологических умений будущего учителя.

Методологической основой исследования выступают философские и общенаучные положения о становлении и формировании личности в процессе деятельности, познания и общения (Л.И. Божович, В. В. Давыдов, А. Н Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — о единстве теории и практики, теория систем и концепция целостного процесса формирования личности (Ю.К Бабанский, В. С Ильин), теория профессионального становления и профессиональной подготовки (С.Я. Батышев, В. В. Давыдов, Е. А Климов, Е М Павлютенков, В Д Симо-ненко и др.).

Методами исследования, способствующими решению поставленных задач, являются комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение педагогического опыта, анкетирование, интервьюирование, тестированиенаблюдение, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования.

Базой исследования выступают технолого-окономический факультет Дагестанского государственного педагогического университета, где исследованием было охвачено более 400 студентов, 30 преподавателей Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа первый — (1995;2000 гг.) анализ философской, психологической, педагогической литературы, обеспечивший определение актуальности проблемы, цели, предмета, задач исследования, формулировку рабочей гипотезы и плана проведения исследования, проведение констатирующего этапа эксперимента второй- (2000;2002 гг.) проведение формирующего эксперимента по определению эффективности разработанных средств педагогического воздействия: уточнение, конкретизация и проверка педагогических условий, способствующих формированию конструкторско-технологических умений будущего учителя. третий — (2002;2005 гг.) уточнение и коррекция результатов экспериментаобработка и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы, обобщение имеющихся материалов и оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в определении основных направлений и педагогических условий формирования конструкторско-технологических умений будущего учителя, определении факторов, критериев и содержания конструкторско-технологических умений учителя технологии, выявлении возможностей преемственного и комплексного использования различных организационных форм и методов самостоятельного творчества для формирования конструкторско-технологических умений учителя.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении психолого-педагогических условий, обосновании форм самостоятельного творчества, способствующих формированию конструкторско-технологических умений будущего учителя.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении методических рекомендаций, способов и приемов формирования конструкторско-технологических умений студентов Представленная в диссертации система средств, разработанные методические рекомендации, а также выделенные педагогические условия положены в основу процесса повышения творческого и образовательного потенциала личности будущего учителя технологии и предпринимательства.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положенийприменением комплекса методов исследования, взаимодополняющих друг другарепрезентативностью выборки респондентов, анализом специальной литературы по избранной проблеме, экспериментальной проверкой разрабатываемых теоретических положений и рекомендаций.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики профессионально — педагогического и технологического образования ДГПУ, на научно-методических конференциях преподавателей педвузов, межвузовских и научно-практических конференциях (Махачкала, Армавир, Брянск). Результаты исследования внедрены в практику обучения студентов технолого-экономического факультета ДГПУ, школы № 5 с политехническим уклоном.

На защиту выносятся:

• состав и структура конструкторско-технологических умений студентов, характеризующая готовность будущих учителей;

• педагогические условия формирования конструкторско-технологичес-ких умений студентов,.

• аудиторные и внеаудиторные формы самостоятельной творческой деятельности как средства формирования конструкторско-технологических умений,.

• механизм формирования конструкторско-технологических умений у будущего учителя.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Конструкторско-технологическая подготовка учителя технологии и предпринимательства включает комплекс конструкторских (умение проектировать и конструировать объект), технологических (изготовление конструкции, получение объекта или продукта труда, удовлетворяющего потребности личности) и предпринимательских (определение рыночного спроса, обоснование цены и стоимости изделия, нахождение рынков сбыта, маркетинг) знаний и умений, характеризующих уровень профессиональной компетентности.

2. Под конструкторско-технологическими понимаем умения, обеспечивающие стратегическую направленность творческой деятельности, проявляющиеся в ориентации на конечную цель, способствующие решению технико-технологических и экономических задач через мысленное моделирование, реализацию проекта и удовлетворение потребности.

3 Результат формирования конструкторско-технологических умений мы интерпретируем как умелость в сфере проектирования и конструирования, которая предполагает развитые, устойчивые профессионально-личностные свойства и качества, высокий уровень мотивации деятельности, позволяющие посредством разработки собственной конструкции и технологии его изготовления создавать объект.

4. Компонентами конструкторско-технологических умелости учителя технологии и предпринимательства являются: технические, технологические и предпринимательские знания, необходимые для осуществления проектирования и конструирования {когнитивный)-, субъективная значимость промежуточных и конечных результатов и отношений, складывающихся в процессе проектирования и конструирования объекта или процесса (эмоциональный) — совокупность действий и операций по проектированию и конструированию в технической, технологической и предпринимательской сфере (-инструментальный), осуществление проектирования и конструирования собственной деятельности и деятельности учащихся (деятельностный) — устремленность к совершенствованию старых и разработке новых прогрессивных конструкций, технологий, активного поисково-исследовательского процесса, и творческого самосовершенствования {креативный).

5. Исследование опыта формирования проектировочных и конструктивных умений в отечественной и зарубежной педагогике позволило создать модель данного процесса, включающую в себя внутренние психолого-педагогические механизмы, педагогические условия, принципы и этапы формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства конструкторско-технологических умений.

6. Анализ педагогических условий формирования конструкторско-технологических умений позволил выявить в качестве ведущего адаптивную систему (АСО) включения в самостоятельное творчество (проектные учебные задания, курсовые и дипломные работы и т. д.), внедрение которой способствует формированию конструкторско-технологических умений, повышению мотивации и сознательного отношения к обучению через разработку и изготовление конструкций школьных лабораторных установок и наглядных пособий.

7 В ходе экспериментального исследования было установлено, что самостоятельная творческая деятельность студентов обеспечила увеличение уровня готовности к творческой педагогической деятельности, владение конструктор-ско-технологическими умениями у студентов экспериментальной группы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Я. Научно-технический прогресс и самообразование личности. М., Просвещение, 2002. — 111с.
  2. О.А. Проблема формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М. АПН СССР НИИ ОП, 1992 — С 43−48.
  3. Активизация творческой деятельности студентов //Под ред В. М. Красникова. Киев: Вища школа, 2000 — 87 с.
  4. Активизация самостоятельной работы студентов. Киев: Вица школа 2000- 103с.
  5. Актуальные вопросы творчества в учебном процессе высшей школы М ОЦНИ, 1977
  6. В.Б. На путях формирования творческого специалиста // Вестник высшей школы. 1999. — № 1. — С. 50−56.
  7. З.А., Полетаева Л. А., Собанеева Г.И Определение содержания образования с использованием модели деятельности специалиста / Пути совершенствования высшего технического образования Межвуз темат. сб.-Уфа, 2002 С. 10−28.
  8. В.Е. Развитие технического творчества в процессе обучения учащихся элементам конструирования на уроках труда в 4−8 классах Ав~ тореф.дисс. канд. пед. наук. М, 2003. — 22 с.
  9. В.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Избр психол труды. -М.: 1980. -Т.2.
  10. Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления Автореф. дисс.. канд. пед наук -М, 1990 -18с.
  11. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы -М.: Наука, 2000. 400 с.
  12. .Г. О проблемах современного человекознания М Наука, 1977.-380 с.
  13. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань.: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 238 с.
  14. И.Д. О методах научного познания. М.: Наука, 1964 — 184с
  15. Т.Ф. Роль самостоятельной деятельности учащихся в формировании их исторического мышления. Челябинск, 2001 — С. 91−93
  16. Автоматизированное программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. М.' Высшая школа 1981 — 240 с.
  17. И.Д. Пути повышения эффективности научного груда. М Наука, — 1998.- 98с.18. 18. Андрейченко Т. Т. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дисс. докт пед наук.-Л., 2003.-31 с
  18. А.В. Психология изобретательского творчества. Киев. Высшая школа, 2002. — 176 с.
  19. B.C., Лапчинская В. П. Система народного образования в Англии. -М.: АПН РСФСР, 2002. 126 с.
  20. М.Н. Дидактический анализ формирования научных понятий в высшей школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М. 2000 — 19с
  21. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М/ Высшая школа, 1998. — 284 с.
  22. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  23. Атутов П. Р, Поляков В. А. Исследование современных проблем трудовой подготовки подрастающего поколения / Сов. педагогика М. 1993 № 3, -30 с.
  24. П.Р., Поляков В А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М.: Просвещение, 1995 — 128 с
  25. П.Р. О дидактических проблемах в политехнической подготовке школьников. Советская педагогика, 1994, № 1, — С. 31−39.
  26. П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 2003. — 328 с.
  27. Афанасьев В. Г Общество, системность, познание и управление М Политиздат, 1991. — 432 с.
  28. Бабанский Ю К. Оптимизация процесса обучения. М. Педагогика, 1977 — 254 с.
  29. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. /Методический аспект. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  30. Большая Советская Энциклопедия М., Политиздат, 1995 -726с.
  31. К.Д. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов младших курсов педагогических институтов (на материалах физ. мат. факультетов пединститутов). Дисс. канд. пед. наук Киев, 2002.-183с.
  32. Т.В. Психолого-педагогические условия самообразования учителя средней школы. М., Просвещение, 2002. 235 с.
  33. С .Я. Производственная педагогика. М/ Машиноведение, 1994.-672с.
  34. С.Я. Трудовая подготовка школьников. /Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1999. — 192 с.
  35. В.И., Метленков Н. Ф., Миронов Т Ф Формирование развивающей деятельности в процессе профессиональной подготовки //Высшая школа, 2001. № 3. — 24 с.
  36. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. Педагогика, 1989.- 192с.
  37. В.Б. Беседы о самовоспитании- для учащихся ст. классов. -М.: Просвещение, 1996 — 327 с.
  38. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода1. М.: Наука, 1998. 270 с.
  39. Н.Ф. Об основах межпредметных связей.//Педагогика, № 11., 2000-С. 24−31.
  40. В.Г., Кузьмин Н. Н., Скрыткин Н. А. О путях формирования профессионально-педагогических умений у студентов как будущих учителей /Под ред. В. А. Сластенина и О. А. Абдуллиной М МГПУ, 2001 -С. 92−105
  41. П.П. Моделирование психологической деятельности. М' Мысль, 2004. — 384 с.
  42. Ю.К. Политехническое образование и профессиональная ориентация школьников. //Сб. Политехническое образование школьников. -М., 2001- 91с.
  43. Вергелес Г И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Автореф дисс. докт. пед. наук J1, 1990 -33с
  44. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А. В. Петровского. -М., 1993.-357с.
  45. Л.С. Исследование развития научных понятий в детском возрасте. Избр. псих, произв. М.- Изд-во АПН РСФСР, 1976 — С 213−319
  46. Р.А. и др. Профессиональное становление и творческое развитие учителя технологии. М.: 2002. — 544с.
  47. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М/ Наука, 1966. С. 236 — 277.
  48. А.С. Интенсификация учебного процесса (адаптивная система обучения АСО) ТПГУ, 2003. — 150 с.
  49. А.К. Как надо работать. Прак введ. в науч организацию труда 2-е изд. М.: Экономика, 1996. 78 с.
  50. П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий В кн.: «Доклады на совещании по вопросам психологии: — М, 1964.
  51. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1992 — 368 с
  52. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. В кн.: Способности и интересы. — М., 1962. — С 232−274.
  53. Гоноболин Ф. Н Психология. М. Просвещение, 1973 — 240 с
  54. Г. Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 2003. -33 с.
  55. П.А. Проблемы подготовки будущего учителя к осуществлению трудового воспитания учащихся сельской школы Автореф. дисс. канд. пед. наук. Алма-Ата, 2000. — 22 с.
  56. Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. Ростов н/Д., 2000. — 156 с.
  57. П.Н. Элементы политехнизма в педвузе и педтехникуме На путях к новой школе. -М.- 1989, С. 16−25.
  58. Грицаева С. В Дидактические функции предмашинной обработки информации студентами при освоении педагогических дисциплин Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: 1992. — 19 с.
  59. Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. JI, Медицина, 1998 — 196 с.
  60. Г. С. и др. Вопросы профессиональной направленности преподавания общеобразовательных предметов в средних профтехучилищах М . Высшая школа, 1994. — 41 с.
  61. Гусев В. И Совершенствование содержания политехнической подготовки учителей труда в пединституте. К.: Выща школа, 1988 — 131 с
  62. В.В. Виды обобщения в обучении.М.:Педагогика, 1992 -224 с
  63. В.В., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982. — 246 с.
  64. М.А. Дидактика средней школы М. Просвещение, 1975 -303с.
  65. А.А. Обучение основам педагогического мастерства в работе с учащимися: Автореф. дисс.. кан. пед. наук. Л., 1997. — 16 с
  66. .А., Смирнов Б. А., Терехов В, А Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности (при проектировании систем «человек машина»): Учеб. пособие — М.: Высшая школа, 1990 -271с.
  67. JI.B. Педагогические условия формирования конструкторско-технологических умений у студентов ТЭФ в педвузе М. Наука, 2003 — 211 с.
  68. JI.A. Состояние школы и педагогической мысли в Европе периода промышленного капитализма. Автореф. дисс.. канд пед наук -М, 1997. 17 с.
  69. Н.П. Методика самостоятельной работы. (Учебно-методическое пособие). М.: Мысль, 1999. — 379 с.
  70. А.И. Система межпредметных связей в высшей школе. //Харьков: Вища школа, 1994. 152 с.
  71. Жиделев М А. Современные методы обучения.- М * Высшая школа, 2002.-72с.
  72. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2002, Прогресс 22 с.
  73. Г. А. Особенности формирования профессиональных умений в конструировании учебной работы: Автореф. дисс. канд пед наук JI. 2002. — 20с.
  74. В.И., Алексеев М. Н. Формы и методы логического мышления в педагогических исследованиях. //Сб. научных трудов под ред, А И. Пискунова, Г В. Воробьева. М/ 1990. — С. 10−47
  75. Запорожец, А В. Избранные психологические труды- В 2 т / Под ред. В В Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. — 307 с
  76. И. Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  77. Э.Ф. Решение конструкторских задач на занятиях в школьных мастерских: (на примере 5−6 кл.):Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1990 -19 с.
  78. А.П. Организация политехнической подготовки педагога Педагогическая квалификация, Наука, 2003, 76с.
  79. М.В. Педагогические основы подготовки учителей технического труда и политехнических практикумов: Автореф дисс.. канд. пед наук.- Ташкент, 1998. 16 с.
  80. Ю.М. Системный подход к подготовке инженера широкого профиля. М.: Наука, 1978. — 165 с.
  81. Т.А., Огородникова И.Т Организация экспериментальной проверки методики программированного обучения.//Совеч екая педагогика, 1965, № 2.-С. 77−88.
  82. Е.П. Психофизиология физического воспитания М/ Просвещение, 1980. — 199 с.
  83. Т.А. Лекции в высшей школе. М • Знание, 1999 — 279 с
  84. P.M. Экономическое обоснование технических и организационных решений в курсовых и дипломных проектах. Волгоград, 1984−60с.
  85. Ильясов И. И. Структура процесса учения ~М Педагогика, 2002 -197с
  86. Кабанова-Миллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение -М.: Знание, 2001- 96с.
  87. М.С. Человеческая деятельность. М/ Политиздат, 1974 — 328с.
  88. И.П. Проблемы формирования технического мышления. М. МГУ, 1994.- 128 с.
  89. А.Г. О политехническом обучении и о путях политехнизации школы. /В кн.: Вопросы политехнического обучения в школе М :
  90. Изд-во АПН РСФСР, 1990. С 108.
  91. В.И. Теория и практика формирования и развития у школьников конструкторских знаний и умений: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Казань, 2002. — 35 с.
  92. Кан-Калик В, А, Никандров Н. Д Педагогическое творчество М. Педагогика, 1990 -211с.
  93. Г. В. О формировании конструкторско-технических умений у учащихся средней школы. Знание, 2001. 97с
  94. В.В. Профессиограмма (модель) руководителя детского технического творчества учителя ОТД и возможности ее реализации в процессе изучения дисциплин циклов «Машиноведение» й «Основы производства». // Тезис докл. — Новокузнецк, 2003. — С. 91−94.
  95. Коменский Я А. Великая дидактика //Избр. пед. соч М Учпедгиз, — 651 с.
  96. JI.B. Особенности формирования конструкторских умений у будущих учителей (На материале подготовки студентов филоло1 ов университета).: Автореф. дис. канд. пед. наук. JI, 1999 24с
  97. Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования Школа и производство 1999. № 7. — С. 2−11.
  98. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 2002. -379 с
  99. Косилов С.А. О физиологических основах производственного обучения -М Просвещение, 1992 319 с
  100. П.Г. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду Пособие для учителя сельской школы. М. Просвещение,. 999 — 207 с.
  101. Т.Д. Педагогические условия прочности и усвоения геометрических знаний. /Под ред. Кашина М.П.-М.: 1988
  102. Н.В. Очерки психологии труда учителя. -Л, 1997 183 с.
  103. Н.В., Кухарев Н.В, Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1996. — С 35−39.
  104. П.Г. Что такое межпредметные связи. В сб: Межпредметные связи в процессе обучения. Пенза, 1991, — С. 17.
  105. Т.В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1999. — 204 с.
  106. Князева M. J1. Самообразование как самостоятельное овладение знанием -Л, 1997. 186 с.
  107. ЮН., Сухобская ГС. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 2001 — 400 с.
  108. Д.И. Воспитание у учащихся творческого отношения к труду на занятиях в учебных мастерских: Автореф. дисс. канд пед. наук -Томск. 1998- 22 с.
  109. В.В., Лернер И. Я., Скаткин М. П. Дидактика средней школы-Некоторые проблемы современной дидактики. М Просвещение, 1992 -319с
  110. В.А. Основы педагогической психологии. М Наука, 2002 -255с.
  111. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике -Таллин : Валгус, 2004 134 с.
  112. А.Н. Проблемы развития психологии М. МГУ, 1972. -576с
  113. И.Я. Дидактические основы методов обучения М • Педагогика, 1988.- 185с.
  114. Литвинов Е. А Методологические основы комплексного планирования подготовки квалифицированных рабочих. Кишинев, 2004 — 224с
  115. Н.П. Способности к техническому конструированию //Вопросы психологии 1999, № 5. С. 7−11
  116. Н.А. О понятиях и видах межпредметных связей в обучении -Педагогика, 1999, № 2. С. 18−26.
  117. НА. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса. М., 2004. — 230 с.
  118. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука, 1994.
  119. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991.-296 с.
  120. Луначарский А. В За трудовую политехническую школу М., 1958, — С-. 147−154.
  121. А.В. Социологические предпосылки советской педагогики. -М., 1958.-С. 397−398
  122. Лук А. Н. Мышление и творчество. М • Политиздат, 1999 — 444 с
  123. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе.-Л., 1999.- 80 с.
  124. А. К. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования. -М Просвещение, 1992. 111с.
  125. Методы педагогических исследований //Под. ред В И Журавлева М--Просвещение, 2002 — 58 с.
  126. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности М : Педагогика, 1996. — 256 с.
  127. Милерян Е. А Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Наука, 2003. — 109 с.
  128. .О. Формирование оценочно-диагностических умений будущих учителей трудового обучения. Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1991 — 186с
  129. В.И. Информационная теория контроля и управления Новороссийск: Судостроение, 2003. — 188с.
  130. С.П. Системный анализ и системный подход Системные исследования. / Ежегодник. М.: Наука, 1992. — 138 с.
  131. П.Н. Межпредметные связи как средство реализации принципов дидактики в учебном процессе техникумов профессионально-технического образования. М., 1997. — 36 с.
  132. A.M. Формирование умений и навыков в процессе трудовогообучения. // Педагогика, 1992. № 2. с.5−18
  133. Л.И. Вопросы воспитания: системный подход. М.: Прогресс. 1991. — 136 с.
  134. Общая психология. /Под ред. А. В. Петровского. М: Просвещение, 1982.-464с.
  135. Общая психология /Под ред. В. В. Богословского и др М. Просвещение. 2001−351 с.
  136. И.Т. Методы преподавания в высшей школе (Учебный материал на правах рукописи). М.: МГУ, 1993 — 63 с
  137. И.Т. Педагогика школы (Учебное пособие для студентов пединститутов) М: Просвещение, 1978 320 с
  138. В.А. Основы проблемного обучения. М.- Просвещение, 1988 208 с.
  139. Организация педагогического процесса в АКБ /Под редакцией Л. И Артамоновой. М., 1998. — 208 с.
  140. Е.В. Коммуникативные умения в структуре деятельности студента на уроке в период педагогической практики. Автореф. дисс.. канд. пед. наук -С-Пб., 1988. 17 с.
  141. Основы педагогического мастерства. /Под редакцией И, А Зязюна Киев: Высшая школа, 1987. — 207 с.
  142. И.П. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1991 -583с
  143. Е.М. Профессиональное становление будущего учи теля //Педагогика, 1990. № 3. — с. 64−69.
  144. М.С. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов (на материалах исторического факультета педагогического института): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 18с.
  145. В.А. Лабораторно-практические работы по техническому труду Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1993. — 96 с.
  146. Педагогическая энциклопедия: Учебное пособие для студентов пединститутов /Под ред. В. К. Розова. М: Просвещение, 1991 — 159 с.
  147. А.И. Теория и практика трудовой школы в Германии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983.- 199 с.
  148. К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М/ Высшая школа, 1994 174 с
  149. Платонов КК, Голубев Г Г Психология М Высшая школа, 1977 -247 с.
  150. К.К. О системе психологии. М ¦ Мысль. 1992 — 216 с
  151. В.А. Политехнический принцип в трудовом обучении школьрга-ков. М.: Просвещение, 1997. — 480 с.
  152. Программы педагогических институтов. Сборник № 26 Для специальности № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» М. Просвещение, 1980−39 с.
  153. C.JI. Основы общей психологии. М., 1940. — 596 с
  154. Симоненко В Д., Корольский В. В. Общественно полезный производительный труд учащихся. М.: Просвещение, 1990. — 175 с
  155. В.Д., Кругликов Г. И., Цырлин М. Д. Основы профессионального творчества Брянск, 2004. — 387 с.
  156. М.Н. Политехническое обучение в общеобразовательной школе. В кн.: О политехническом обучении. М.: АПН РСФСР, 1999 — 134с
  157. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 2004, -460с
  158. Г. В. Основы психологической деятельности СПб, 1998 -268с.
  159. П.И. Система политехнических электротехнических знаний и умений в средней школе (трудовое обучение в 4−10 классах) Рекомендации и материалы к исследованиям. М. Педагогика, 1991 — 119с
  160. Суименко П. М Структура процесса труда и прогресс его онтогических форм. Днепропетровск. 1997. С. 36.
  161. Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М. МГУ 1987 — 64 с
  162. ТаленсЯ.Ф Работа конструктора-М. Машиностроение 2004 -355 с
  163. Д.А. Проблемное обучение на уроках труда. Минск РГа-родная асвета. 2004. 120 с.
  164. Узнадзе Д Н. Психологические исследования -М.: АПН, 1986- 187с.
  165. А.И. Психологические основы формирования личности учителя в системе педагогического образования. Ученые записки, т. 2 М/ Просвещение, 2003. — 166 с.
  166. Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред. В. В. Давыдова, В. П Зинченко, АПН СССР М. Педагогика, 1989 -454 с
  167. ПА. Теория и практика модульного обучения Каунас: Шхиеса, 2004. 343с.
Заполнить форму текущей работой