Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая теория Человек как предмет воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За почти полтора столетия, прошедших после написания Ушинским труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», науки, в частности физиология и психология человека, продвинулись далеко вперед, и в этом смысле многие утверждения автора принадлежат уже истории. Но стержневая его идея — необходимость для педагога знания предмета воспитания — человека, — безусловно, остается… Читать ещё >

Педагогическая теория Человек как предмет воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» — так назвал К. Д. Ушинский свой капитальный труд в двух томах (в 1868 г. — 1-й том, в 1869 г. — 2-й). Он неоднократно переиздавался, в 1913 г. вышло 13-е издание. Но работа осталась незавершенной из-за кончины автора.

Антропологию Ушинский понимал широко, как совокупность ряда наук: анатомии, физиологии и патологии человека, психологии, логики, истории, филологии, истории воспитания и др., изучающих человека и его деятельность. В этих науках излагаются и систематизируются факты о человеке — предмете воспитания. Особое значение имеют физиология и психология, так как они могут объяснить по возможности те психофизиологические явления, с которыми имеет дело воспитатель.

Сам автор осознавал значение своего труда, когда писал, что предпринятая им попытка «антропологизации» педагогики первая не только в отечественной, но и в «общей литературе». Она посвящена рассмотрению психофизиологических и социальных основ воспитания.

Важен целостный взгляд, обнимающий и физическую, и психическую стороны человеческой природы, считал Ушинский. Педагогическая антропология и призвана осуществить эту задачу целостного рассмотрения человека, так как педагогическая деятельность требует многосторонних знаний о предмете воспитания. Изучив законы физического и психического развития ребенка, педагог, опираясь на антропологию, получает возможность неисчерпаемого влияния на него.

С позиций антропологии Ушинский решал вопрос о роли наследственности, общественной среды и воспитания в развитии человека. И здесь, используя целостный подход, он утверждает, что все эти составляющие одинаково значимы, их учет необходим педагогу в практической деятельности. Очевидно, что воспитанников отличают друг от друга наклонности, физические особенности, каждый из них индивидуален. Педагогу следует помнить, что у ребенка нет ни врожденных пороков, ни добродетелей, но он несет в себе задатки тех или иных наклонностей. «Руководствуясь такой мыслью, воспитатель не предастся растлевающему фатализму и не свалит на природу того, в чем он, может быть, сам виноват или прямым своим влиянием, или тем, что допустил развиться тем стремлениям, которые бы никогда не развились, если бы он вступил своевременно в борьбу с ними и отнял у них ту пищу, которая дала им развитие» — писал К. Д. Ушинский. Человек становится тем, кем он есть, благодаря воздействию всей жизни в самом широком смысле слова. Эта жизнь влияет и на врожденные особенности человека, придавая их развитию определенное направление. «Жизнь в широком смысле слова» включает в себя и воспитание.

Школа, педагоги, наставники многое определяют в становлении человека. Но они не единственные воспитатели, есть, может быть, даже более значимые непреднамеренные воспитатели, это природный мир, семья, общество, народ, его религия, язык.

В становлении человека важны и «телесная природа», и эти воспитатели — жизненная среда и педагоги; от них во многом зависит, хорошим или плохим, волевым или безвольным, нравственным или безнравственным вырастет ребенок. При этом в процессе жизни человек и сам активно влияет как на среду обитания, так и на собственную натуру, изменяя и совершенствуя их. Воспитание тогда играет большую роль, когда отвечает интересам развития общества, служит им.

Ушинский советует педагогам тщательно изучать своих воспитанников, их физическую и душевную природу, обстоятельства их жизни.

За почти полтора столетия, прошедших после написания Ушинским труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», науки, в частности физиология и психология человека, продвинулись далеко вперед, и в этом смысле многие утверждения автора принадлежат уже истории. Но стержневая его идея — необходимость для педагога знания предмета воспитания — человека, — безусловно, остается остроактуальной. Как утверждал Ушинский, если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна узнать его также во всех отношениях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой